Жесткий цигун | Karate-krs.ru

Жесткий цигун

Жесткий цигун

Управление жизненной энергией в практике боевых искусств»

Эта книга посвящена развитию физических и психических сил, выходящих за рамки возможностей обычного человека. Они могут использоваться в лечебно-оздоровительных целях, в практике единоборств и для повышения творческого потенциала личности. Но необходимо отметить, что эти возможности были направлены не во вред другим и себе. Не случайно передача сокровенных знаний на Востоке происходила от учителя к ученику, и только в том случае, если ученик отвечал определенным морально-этическим нормам.

Психические и физические возможности человека зависят от двух факторов: от энергетического потенциала человека и умения управлять им.

Первый предполагает наличие особой энергетической системы человека Все эзотерические учения Востока (и не только они) помимо анатомо-физиологических систем, известных из школьного курса, выделяют еще энергетическую систему с центрами по вертикальной оси человека. Задача состоит в том, чтобы возбудить их и сделать поток энергии в человеке более обильным. При этом увеличиваются пороги чувствительности, границы восприятия человека расширяются, меняется его уровень сознания. Исследования проф. Е. С. Жарикова показали, что тренировки, направленные на повышение порога чувствительности, резко увеличивают творческие возможности человека, продлевают период его творческой активности.

В зависимости от преследуемых целей и типа личности выбираются соответствующие методы пробуждения этих центров.

Индийские йоги преимущественно выделяют семь энергетических центров, даосские — пять или три.

Христианские монахи уделяют внимание одному — сердечному, и путем сосредоточения на нем с помощью иисусовой молитвы в комбинации с дыханием добиваются его пробуждения и раскрытая необычных возможностей, которые они приписывают божественному провидению.

Даосско-буддийская система уделяет особое внимание энергетическому центру, расположенному чуть ниже пупка (на 3,5–5 см), и рассматривает его как генератор энергии Ци, от течения которой в теле человека зависят его здоровье и творческие способности.

Второй фактор — умение управлять энергетическим потенциалом человека — зависит от его способности концентрировать внимание на выбранном объекте, т. е. от умения медитировать. Свами Вивекананда очень образно сказал, что мощь ума подобна лучам рассеянного света, когда они концентрируются, они освещают. При длительном сосредоточении на каком-либо объекте происходит эмпатия, слияние субъекта и объекта, в результате чего он познает внутреннюю сущность объекта. При сосредоточении на внутренних процессах в организме (особенно если оно проводится на фоне глубокого мышечного расслабления) человек получает возможность управлять ими. Он начинает ощущать, видеть то, что в обычном состоянии недоступно органам чувств.

Это состояние глубокого сосредоточения получило название измененного состояния сознания.

Различные народы на протяжении многовековой своей истории вырабатывали особые приемы вхождения в это состояние в зависимости от преследуемых целей.

Так, например, в одном из направлений буддизма Чань (Дзен) тренировки проводятся путем постановки обучаемого в критическую ситуацию, когда он за считанные мгновения должен найти правильный ответ, что очень важно в практике боевых искусств. В жизни есть тому подтверждения — некоторые люди, оказываясь в чрезвычайных условиях, спонтанно демонстрировали чудеса силы и ловкости.

Летчик испытатель М. Галлай, описывая свои ощущения в экстремальных ситуациях, неоднократно подчеркивал, что в них мозг работает в совершенно необычном режиме. Если бы в нормальном состоянии ои мог действовать так же, то достиг бы невероятных результатов.

Система тренировки Чань и ставит задачу научить человека по его желанию входить в это состояние и выходить из него.

Даосская система делает упор на дыхательно-образных упражнениях в статике и динамике, облегчающих вхождение в это состояние и дающих возможность управления потоками жизненной энергии в теле человека и выведения ее за его пределы, что позволяет демонстрировать те феномены китайского Ушу и Цигуна, которые поражают воображение.

Предлагаемая читателю книга посвящена этим методам, с учетом опыта обучения людей западного воспитания и мышления и адаптирована на их уровень. Описание идет от простого к сложному и в конце концов подводит к методам высшего мастерства, которое достигается в результате длительной и серьезной работы. Книга будет полезна широкому кругу читателей — как новичкам, так и уже активно занимающимся восточными единоборствами, позволит им понять внутренний смысл тех упражнений, которые они делают, и приобщиться к сокровищам знаний, скопленных в Китае, расширить свои представления о возможностях человека.

Автор книги — известный мастер ушу в течение 10 лет учившийся у китайского мастера Чжаи Сюэвина, активно передает свои знания ученикам. На одной из многочисленных фотографий, которыми богато иллюстрирована книга, ученик И. Красулина демонстрирует выделение Ци из руки, заставляя пламя свечи отклоняться. Это свидетельствует, что Ци не просто образ, а некая физическая реальность, познание которой дело будущего.

Привести в порядок свой внешний облик, воспитать у себя добродетель, быть таким гуманным, таким справедливым, как земля…

Су Дунпо и его друг монах Фо Инь часто проводили время вместе. Они пили вино, читали стихи, беседовали о науке. Однажды, встретившись, как обычно, друзья заговорились и совсем забыли о времени, а когда вспомнили о нем, была уже полночь.

Поскольку городские ворота к этому времени уже закрывались, Су Дунпо не мог возвратиться домой и ему пришлось остаться на ночь в храме у приятеля. Когда место для ночлега было приготовлено, Дунпо подошел к постели, снял халат, обувь, сел на пол в позу со скрещенными ногами и, плотно закрыв глаза, стал с силой растирать подошвы ног. Фо Инь, глядя на друга, шутливо заметил: «Уважаемый эрудит медитирует, устремляясь к Будде и богине милосердия, и совсем не думает о ждущей его дома жене. Да, ничего не поделаешь!»

Со Дунпо ничего не ответил, как будто не слышал этих слов. Прошло еще немало времени, прежде чем он открыл глаза и, рассмеявшись, сказал: «Дунпо растирает подошвы не для того, чтобы устремляться к богине милосердия, а для того, чтобы усилить зоркость и ясными глазами смотреть на жизнь». — «Очевидно, мой друг владеет искусством укрепления тела. Я был бы ему очень признателен, если бы он рассказал мне о нем». — «С удовольствием». — отвечал Су Дунпо.

«В трактатах по медицине пишется, что растирание по утрам и перед сном точек юн-цюань на подошвах стоп позволяет ослабить огонь, опустить мутную Ци, улучшить функционирование печени, высветить глаза, укрепить ноги.

Я уже много лет непрерывно следую этой методике «пестования тела». — «Благодарю за пояснения». Теперь понятно, откуда такой удивительный блеск в Ваших глазах и как Вам удается без труда читать иероглифы величиной с мушиную голову». С тех пор Фо Инь стал овладевать искусством «пестования жизни» (искусство продления жизни).

Су Дунпо впоследствии выдвинул немало оригинальных идей, касавшихся укрепления здоровья. Он создал оздоровительную методику Цигун-сянцюань (душистый источник), пользовавшуюся большой популярностью. Су Дунпо (Су Ши, 1037–1101 гг.) — выдающийся китайский поэт и прозаик — обладал разнообразными знаниями и способностями. Известен также как художник и каллиграф.

24 декабря 1989 г. во Дворце спорта города Гуйян КНР состоялись показательные выступления труппы традиционного Цигуна, возглавляемой известным мастером Хэ Цзяньсинем. Оно собрало огромное количество ценителей Цигуна.

Жесткий Цигун

Жесткий Цигун – это обобщенное название древних китайских практик развития энергетического потенциала человека, совершенствования возможностей психики, тела и укрепления здоровья.

Практика Цигун основывается на представлении об универсальном энергетическом наполнителе – Энергии Ци, которая в тех или иных формах, сгущаясь и рассеиваясь, составляет все многообразие вещей и явлений во Вселенной.

Теория и практика Цигун направлена на разностороннее воздействие на организма человека, чем и обусловлено определение двух основных направлений Цигун: оздоровительного и боевого, называемого также — Жесткий Цигун.

Занятия Жестким Цигун усиливают атакующие и защитные возможности организма, а также дают возможность получить контроль над противником.

В древности учителя Цигун, воспитывая своих учеников в соответствии с 2-мя постулатами:

1. Ученик должен тренироваться и выращивать в себе Энергию Ци, используя органы чувств: уши, глаза, рот и нос.

Слушая непочтительные речи – ученик учится не гневаться, тем самым не позволяя огню гнева разгореться в сердце, что способствует достижению спокойствия ума.

Ученик учится смотреть на прекрасное так, чтобы не позволять своему сердце дрогнуть – таким образом, закаляется дух.

Ученик учится молчать не произнося ни слова – тем самым обретает навык не расходовать душевную энергию.

Иначе говоря — глаза, уши и рот должны быть «закрыты», нос же должен вдыхать воздух и энергию.

Все упражнения Жесткого Цигун основываются на универсальных принципах концепции Инь – Ян и теории Пяти первостихий и передаются в универсальных понятиях:

Способы выполнения упражнений могут быть, как открытыми (выполняемыми видимым способом, в том числе физически), так и закрытыми (выполняемыми в воображении).

В процентах для Жесткого Цигун характерно соотношение 15/85:

15% упражнений выполняются открыто – это физическая практика боевых искусств, а

85% упражнений выполняются закрыто – в данном случае это психофизические упражнения (концентрация Ци, визуализация, медитация и прочее).

Одним из основных условий правильного выполнения зарытых упражнений является умение отчетливо различать два начала – Инь и Ян.

Практика Жесткого Цигун включает работу с пятью первоэлементами, когда ученик старается понять сущность стихии (огня, земли, воды, металла, дерева) и ощутить единение с ними.
В результате такой работы человек сам приобретает свойства первостихий так, что никто и ничто не может поранить или остановить его.

Мастера Цигун учат руководствоваться пятью основными принципами:

Термин «тройное упражнение» фигурирует в древних даосских трактатах и подразумевает количество и продолжительность занятий.

В трактате говорится:
«занимайся утром на рассвете;
занимайся в полдень;
занимайся поздно вечером.
Когда занимаешься утром обновляешься и удаляешь из организма отработанное Ци.
Занимаясь в полдень – способствуешь беспрепятственному движению Ци.
Вечерние занятия тренируют Ци, делая его настолько острым и тонким, что можешь с легкостью пальцем проткнуть деревянную доску».

Ключом к успеху практики Жесткого Цигун, как считают мастера, является сосредоточение внимания на дыхании и на той области, которая в данный момент тренируется.

Именно такая концентрация внимания, а также регулярность практики усиливает циркуляцию Энергии Ци и позволяет направлять и контролировать ее течение.

Про жёсткий цигун

В старину он практиковался внутри школ ушу. Боец должен был уметь держать удары, иначе в профессии долго не протянешь. В каждой школе была своя система набивок, иначе никак. В 19 веке ушу стало приходить в упадок — появилось огнестрельное оружие. Большой урон был нанесён во время «восстания боксёров» в начале 20 века. Восстание возглавили мастера ушу, но с пиками и саблями да голыми руками против нарезного оружия и пулемётов не сильно попрёшь, и его утопили в крови. Много мастеров ушу погибли. Не помог и жёсткий цигун. Тогда-то и началось разделение рукопашных техник и техник закалки тела.

При династии Цин, чтобы занять офицерскую должность, конкурсант сдавал экзамен по фехтованию, рукопашному бою, должен был подтвердить знание трактатов по военному искусству. Кроме прочего, сдавал экзамен по ОФП: на нём били кирпичи, плиты, он ломал что-нибудь, то есть сдавал «зачёт» по жёсткому цигуну. Такие экзамены существуют до сих пор в рамках школ жёсткого цигун. Сам сдавал. В школе Панлунмэнь мастеру Ван Сяну. Ещё в старом Китае была такая тема: некие граждане на рынках продавали всякие снадобья, а чтобы лучше покупали, они выступали с театрализованным шоу с вышеперечисленными трюками с битиём об себя кирпичей, плит, палок и т.д. Позже рукопашный бой и жёсткий цигун совсем выделились в отдельные школы. И где-то даже конкурируют, только одни удар держать не очень могут и из-за этого много травм, другие ребята дюже крепкие, но драться не умеют.

Я учил жёсткий цигун у Ван Сяна, он у Чжан Цзялина, а Чжан Цзялин у некоего даосского монаха. Чжан Цзялин сейчас держит школу в Хунани, назвал Тяньхэсы (Монастырь Небесной реки).

Жёсткий цигун (говорю про Панлунмэнь, поскольку в других не сведущ) — вещь, безусловно, полезная, но, может быть, и не очень полезная, даже опасная для здоровья, если подходить абы как, к тому же есть противопоказания. Упражнения мощные, требуется соблюдать технику безопасности. Очень важно точно соблюдать технику разных типов дыхания, особенно на задержке. Важны время и место для занятий. Нельзя заниматься в полдень и полночь, нельзя заниматься в грозу, у открытых больших водоёмов, на высоких местах, на ветру, на дожде, на сквозняках и т.д. и т.п. Нельзя разговаривать вовремя и после, бегать в туалет, пить воду, мыться и есть до и после занятий.

Традиционно тренировочный процесс делится на три стодневки. Почему стодневки? Потому что организм за это время успевает обновиться, и навык, приобретённый в процессе упражнений, закрепляется. Сто дней два раза в день ты делаешь комплекс, а он достаточно бодрый — отжимания, пресс, бьёшься головой, набиваешь тело. Пропускать нельзя, за одну пропущенную тренировку — пять дней накидываешь к ста, за пропущенный день — десять. Три дня за сто дней набрал, не важно, заболел там, работа — начинай с начала, результат обнуляется. К 80-му дню проклинаешь всё на свете, усталость копится, к сотому кризис проходит, и молотишь себе. Крепкий чай, кофе, сигареты, алкоголь, наркотики нельзя — один раз — и обнулился. Секса сто дней никакого — нельзя. Тогдашней жене этого никак невозможно было объяснить — развелись в итоге. У молодых парней могут случаться поллюции — от такой жизни снится всякое по ночам. На это Ван Сян давал специальные пилюли, но три такие аварии — и всё, досвидос, начинай с начала. Один чудик, не в меру горячий, растянул первую стодневку аж на два года и стал абсолютным рекордсменом. У нас обычно сто дней никто не делал, 120 — 130. Набиваешься с травами, прежде чем бить руками по песчаному мешку, распариваешь руки в травяном растворе, или ещё становишься на мостик на специальный мешочек с травой и крутишь головой. От этого руки не отмываются вовсе, а на башке лысина протирается, и тоже от травы всегда грязная. Видок ещё тот. Потом закрытие точек. Делаешь туньци (глотаешь слюну) сначала 50, потом 100, потом 200 раз, а Ван Сян в промежутках пребольно нажимает на всякие точки. Как бы консервирует результат. И так три раза по сто двадцать. Хорошее время было.

Можно, конечно, просто как физкультуру делать через день, но эффект совсем не тот.

Сейчас мы с пацанами (и девчонками) два раза в неделю в Цинлуне практикуем. Всё равно хорошо, ОФП, бодрость духа и всё такое.

И ещё. Не надо накручивать на жёсткий цигун сверхчудес и суперспособностей. Что, мол, удары можно любые держать. Не любые, и не по всем местам, но можно. В хозяйстве вещь, безусловно, не лишняя — удары лучше, конечно, не пропускать, но всякое случается. Один удар довольно сильный выдержать можно, а вот двойку-тройку, увы, не очень получится. Про острые предметы пишут, что, мол, колоть и резать можно — броня! Враньё, не ведитесь. На коже, конечно, рубцы образуются, копья там, мечи можно гнуть на публику. Это мы умеем. Но один гражданин у нас копьём живот проткнул как нефиг делать, зашивали. Тут техника должна быть.

Ещё пишут, что, мол, духовный путь и просветление в итоге. Враньё и замануха! Ван Сян говорил: первая стодневка — это цзин (семя) преобразуется в ци (энергию), вторая стодневка — это ци преобразуется в шэнь (дух), третья — это шэнь возвращается в нижний даньтянь и формируется пилюля бессмертия. То есть полный цикл трансформации энергий, одухотворение телесного. Но за триста дней этот путь может сделать один из миллиона. А так, на практике, первые сто дней формируется ци, на второй мышцы, на третьей сухожилия, в итоге какая-никакая железная рубашка. Отличная, очень высокотехнологичная, невероятно практичная, но ОФП! Так и относитесь.

Любой Путь — это трансформация животного начала человека в божественное, но это всё-таки несколько другое… Хотя… Почему бы не начать с ОФП?

В жёстком цигуне, как и в тайцзи Чэнь, в общем-то, ничего нет, кроме гунфу. Не нужно ожидать чего-то особенного и требовать от судьбы невозможного. Только гунфу, тяжёлый повседневный труд. Я ничего не могу обещать людям, кроме тяжёлого труда, как и мне учителя не сулили никаких гор золотых. Здесь не прокатит сделка: я тебе — а ты за это мне. С мирозданием не стоит торговаться. Только искренность. Но мир смешно устроен. Ты от него не требуешь, а он тебе за гунфу даёт обогащение жизни. Трава почему-то зеленее, а солнце ярче, девушки красивее, а еда вкуснее. Энергия переполняет. Для исполнения желаний нужна энергия, и её завались. В «Дао дэ цзин» сказано: «Обогащение жизни называется счастьем». А что ещё нужно человеку?

Жесткий цигун

Жесткий цигун

Жесткий цигун приносит очень большую пользу для людей занимающихся боевыми искусствами. Он также повышает работоспособность и полезен людям с слабым телом

Основная цель регулирования тела в жестком цигун —достижение точности в неподвижных позах и движениях. Конечно же, первым шагом является изучение этих правильных поз и движений. Затем, в течение всего курса тренировок, вы на практике учитесь поддерживать их точность.

Регулирование тела в подвижном жестком цигун

Как правило, подвижный жесткий цигун — это простое движение или после­довательность движений, которые помогают практикующему в правильном по­рядке напрягать мышцы и сухожилия. Назначением подвижного жесткого цигун является, кроме развития силы и выносливости, изучение специфических, плав­ных и сильных движений для проявления цзинь. Поэтому здесь чрезвычайно важ­ны координация дыхания и концентрация ума. Ключом к правильному выбросуЕстественно, первым шагом в подвижном жестком цигун является изучение правильных движений, разработанных мастерами прошлого. Эти движения изу­чали, обдумывали и проверяли многие поколения мастеров, чтобы обеспечить вам правильный метод проявления цзинь. История некоторых из них насчитывает не одно тысячелетие. Так, например, движения ицзинъ-цзина Да Мо изучаются на протяжении уже более четырнадцати веков. На основе той же теории многие мас­тера после Да Мо создали или открыли множество других движений.

В одних видах подвижного жесткого цигун используются только руки, в дру­гих движутся как руки, так и ноги, а во всех остальных перемещается все тело. Почти все виды тренировки подвижного жесткого цигун, возникшие после эпохи Да Мо, следуют требованиям стилей. Так, например, для сильного проявления цзинь в кистях и пальцах, в боевых стилях «Тигрового Когтя» было создано много движений подвижного жесткого цигун для укрепления рук и пальцев.

Назначение жесткого цигун — принудительно направлять ци в мышцы, сухо­жилия и кожу, чтобы максимально энергетизировать их и укрепить Защитную ци. Обычно, когда ци направляют к поверхности кожи и мышцам, кровь тоже направ­ляется в эти области, чтобы питать клетки. Если это делается часто, клетки начи­нают активно делиться и мышцы с сухожилиями становятся больше в объеме. Итак, типичный побочный результат жесткого цигун — это большое, мускулистое тело.

Чтобы хорошо направлять ци в кожу и мышцы, необходимо обратное брюш­ное дыхание. Часто для энергетизации клеток применяется быстрое и тяжелое дыхание. Этот тип дыхания возбуждает тело. Такая практика называется «военный огонь» (ухо). Часто (но не всегда) используется задержка дыхания после последне­го выдоха, чтобы поймать ци в конкретной области для более длительной локаль­ной стимуляции. Это можно наблюдать у тяжелоатлетов: они сперва глубоко и тяжело вдыхают, а затем принимают вес на грудь. Затем штангист выталкивает вес вверх — с выдохом, который максимально энергетизирует мышцы. Наконец, ат­лет задерживает дыхание, чтобы поддержать энергетизацию своих мышц. При­мерно то же происходит, когда вы выталкиваете машину из грязи — сначала вы глубоко вдыхаете, а затем с толчком выдыхаете. На пике усилия вы задерживаете дыхание, чтобы дольше сохранить энергетизацию мышц.

При обратном дыхании, как уже упоминалось, вы должны выдыхать дольше, чем вдыхать, чтобы эффективнее укреплять Защитную ци. Благодаря тяжелому дыханию «боевого огня» эмоциональный ум может возбудиться, а дух подняться за очень короткое время. Используя такой вид дыхания в сочетании со звуком ха, солдаты в древности быстро достигали необходимого уровня храбрости и эмоци­онального подъема перед битвой.

Далее мы поговорим о дыхательных техниках, применяемых в комплексах подвижного и неподвижного жесткого цигун.

Регулирование дыхания в подвижном жестком цигун

В практике подвижного жесткого цигун обратное брюшное дыхание приме­няется для непосредственной координации ваших движений. Вначале для энерге- тизации мышц и сухожилий используется локальная ци. Обычно для дальнейшего прогресса требуется обратное брюшное дыхание. Сначала глубоко вдохните, а за­тем выдохните. На выдохе сосредоточьте ум на движении, одновременно напрягая мышцы и сухожилия. Таким образом будут наращиваться мышцы и сухожилия, задействованные в данном движении. Это типичный вайданьский тренинг.

Позже, если вы уже освоили практику Малой и Большой Циркуляции, нап­равляйте ци в тренируемую область из нижнего Даньтяня для стимулирования и энергетизации мышц и сухожилий. Благодаря этому тренингу значительно повы­шается физическая сила.

На последней стадии тренинга вы учитесь сопротивляться атаке противника посредством Большой Циркуляции. Это уже практика «Железной Рубашки».

Регулирование ума в подвижном жестком цигун

В подвижном жестком цигун вы не только строите свое физическое тело, но и учитесь чувствовать противника. Одна из главных задач подвижного жесткого цигун — заложить основу для проявления цзинь. Но то, как цзинь направляется и проявляется, зависит от вашего ума и духа. Поэтому в каждом движении подвиж­ного жесткого цигун ум принимает различные атрибуты в зависимости от назна­чения движения.

Например, выгибание груди и спины в практике подвижного жесткого цигун в основном используется для укрепления «лука» груди. Поэтому начальная цель этого цигун — укрепить мышцы и сухожилия, костную структуру и корень тела в сочетании с дыханием. Ум должен фокусироваться на физическом теле. Позже, попрактиковавшись некоторое время, вы должны умом направлять ци из нижнего

Даньтяня в верхнюю часть туловища и затем вовне. Эта отработка «экспансии» ци вовне является важнейшим пунктом как тренинга «Железной Рубашки», так и цзинь отражения.

Еще один пример — «Гун Железной Руки», в котором сила рук считается са­мой важной. Руки надо укреплять, чтобы блокировать и перехватывать атаки про­тивника. В сильных руках цзинь может проявляться более мощно. Поэтому ум в этом тренинге не такой, как в других. Чтобы регулировать ум в подвижном жест­ком цигун, вы должны прежде всего понять цель и смысл движения

Регулирование ци в подвижном жестком цигун

Как уже говорилось, подвижный жесткий цигун укрепляет мышцы и сухожи­лия для проявления жесткой цзинь. Естественно, при помощи этого цигун вы мо­жете просто сделать свое тело из слабого — сильным.

Чтобы достичь этой цели, вы сначала глубоко вдыхаете, а затем с силой выды­хаете, используя свой ум для того, чтобы либо возбудить локальную ци, либо нап­равить ци Даньтяня в тренируемую область и энергетизировать последнюю. Что­бы быстро энергетизировать мышцы, выдох должен быть сильным и коротким. Это значит, что должен применяться «военный огонь». Это сделает ваше тело ян­ским. Часто, как только ци направляется в тренируемую область, практикующий задерживает дыхание, чтобы «поймать» ци для более сильной энергетизации мышц. Подобное происходит, когда вы толкаете машину — сначала вы глубоко вдыхаете, а затем, толкая, выдыхаете. Чтобы максимально энергетизировать мы­шечную силу, дыхание задерживается в самом начале толкания.

Регулирование духа в подвижном жестком цигун

В подвижном жестком цигун вы также занимаетесь самопознанием и боретесь с самим собой. Кроме того, поскольку вы движетесь и готовитесь к проявлению цзинь, вам необходимо выработать духовное ощущение врага. Это чувство также поднимает боевой дух. Обладая таким духовным преимуществом, часто можно убедить противника остановить бой еще до его начала. Помните: лучший бой — тот, который не состоялся.

Чтобы понять кое-что, вы должны почувствовать это лично. Я могу сообщить вам, что этот чай на вкус действительно хорош, но вы все еще не можете знать его вкус. Не лучше ли, если вы попробуете его сами? Вы не можете понять вкус на слух, вы должны использовать ваш язык и испытывать это непосредственно. Тайцзицюань, как и цигун в целом, учит нас пробовать и делать — это живая практика. Если вы только читаете книги, смотрите часами фильмы, вы только изучаете, а не делаете, это — не реально, это ничто.

Техники, которые изучают и практикуют в нашем центре

Базовый уровень

  • Тайцзи-цюань стиля Чень, Лаоцзя-и-лу — «старая первая форма»: старейший «внутренний» стиль ушу, наиболее зрелищный и эффективный в боевом применении. Чрезвычайно действенный для обретения несокрушимого здоровья, гармонии, уравновешенности в любом возрасте и для реальной самообороны.
  • Жесткий цигун Удан-панлунмень 1-й уровень (Чу-цигун, «Железная рубашка»): это методика укрепления тела и духа, взращивания энергии, достижения единства космоса и человека, методика обретения невероятных физических сверхспособностей. Без цигуна невозможны какие-либо существенные успехи в боевом искусстве. Техника «железной рубашки» — надёжная защита от любых физических, психических, эмоциональных и других энергетических воздействий. Этап традиционно рассчитан на 100 дней, реально в наших условиях его прохождение может занять от одного до четырех месяцев (в зависимости от состояния здоровья и усердия занимающегося). Следует сказать, что большинство демонстраций «чудес» жесткого цигуна с разбиваниями кирпичей на голове, неуязвимостью и т.п., которые иногда показывают по телевидению (вроде выступления группы китайских профессиональных спортсменов «Великая стена» или демонстрации искусства шаолиньских «монахов»), относятся к первому уровню обучения, общее название которого в нашей школе — чу-цигун («цигун начала», стартовый уровень). Этим уровнем в нашей школе овладевает практически любой человек за несколько месяцев обучения.
    Примечание: с 90-х г.г. 20-го столетия в своём первозданном виде (со всеми нюансами) этот цигун доступен для изучения, вероятно, ТОЛЬКО в Школе «Чёрный тигр».
  • Пхайдагун: техника укрепления тела, тренировка подвижности внутренней энергии, развитие невосприимчивости к боли и неожиданным ударным воздействиям. Методика, усиливающая и дополняющая «Железную рубашку«.Через 3-4 месяца регулярных занятий (минимум 2 раза в неделю плюс самостоятельная работа) учащимся предоставляется возможность (по желанию)сдать экзамен первого уровня жесткого цигуна. Перед экзаменом, занимающиеся проходят т.н. процедуру «закрытия точек«, благодаря которой наработанный эффект остается, без преувеличения сказать, на всю жизнь, даже если Вы больше не занимаетесь и не сдаёте экзамен — Вы сможете сдать его потом хоть через 20-30 и более лет.

Дальнейшее обучение 1 (старшая группа):

  • Тайцзи-цигун 1 — «Шёлковая нить»: этой дисциплине традиционно уделяют внимание после первоначального полного изучения первой формы Тайцзи-цюань Лаоцзя-и-лу. Упражнения тайцзицигун 1, на фоне наработок жесткого цигуна позволяют довольно быстро (бывает, что и с первого занятия) ощутить наружную энергию (вай-ци) и изучать Тайцзи-цюань на новом уровне, когда практикующий сам уже движется по «силовым линиям» и ощущает правильность своих движений. Помимо этого, сами по себе упражнения «Шёлковой нити» так же оказывают сильный оздоравливающий эффект.
  • Тайцзицигун 2 — «Дантянь-нэйгун»: Более углублённая работа с техниками тайцзи-цигуна.
  • Тайцзи-цюань стиля Чень, Лаоцзя-ер-лу (Пао-чуй — «пушечные удары»): вторая форма Тайцзи-цюань стиля Чень почти в 2 раза короче первой, с преобладанием взрывных, с выбросом энергии, движений — фацзинь.
  • Тайцзи-цюань, стиль Шень (Шень-ши тайцзи-цюань): сочетает работу с внутренней энергией (нэй-ци) с элементами внешней жёсткости и быстроты, является также искусством нападения и защиты. Серьёзное внимание уделяется работе с акупунктурными точками и каналами, что благотворно влияет на здоровье, продлевает жизнь и оказывает омолаживающий эффект. Шень-тайцзицюань — это собрание древних наиболее эффективных внутренних методов и техник боя и самооздоровления. Подробнеездесь.
  • Тайцзи-цюань, стиль Чень, форма с мечом Дао
  • Тайцзи-цюань, стиль Чень, форма с мечом Цзянь (Дзянь)
  • Жёсткий цигун 2-й уровень(джун-цигун — «цигун среднего уровня»только для желающих и имеющих достаточный уровень физподготовки, остальные продолжают совершенствоваться в чу-цигуне, постепенно усложняя упражнения и повышая нагрузки): этот уровень значительно шире и сложнее первого, боевой аспект тут выражен сильнее. Помимо «железной рубашки» (невосприимчивость к ударам и другим жестким воздействиям на тело) человек овладевает и способностью собственного активного воздействия на внешнюю среду (разбивание руками, головой и другими частями тела гранитных плит, работа с природными элементами, гравитацией и др.).
    Примечание: всего сушествует 3 уровня жёсткого цигуна традиции Удан Панлунмень. Третий уровень — это цигун высочайшего уровня (нам известны пока всего два человека, практикующих этот уровень).

Дальнейшее обучение 2

(изучаем на регулярных занятиях в группе, а также в рамках интенсивных семинаров
с мастером Шень Чжи и Б. Бойко в России и Китае):

  • Тайцзи-туйшоу. Те, кто знаком с тайцзи-цюань, наверняка хорошо знают об этом базовом комплексе, который открывает боевые возможности тайцзи. В нашей школе принята традиционная система обучения, при которой в строгой последовательности изучаются сначала базовые формы без оружия, тайцзицигун («Шелковая нить»), потом форма с мечом, и только после этого имеет смысл приступать к парной работе. Иначе время, потраченное на формальное изучение любых видов туйшоу будет, в лучшем случае, лишь более или менее общеразвивающей силовой игрой. Необходимо, чтобы человек вначале почувствовал движение энергии в своем теле и вокруг, только тогда туйшоу станет для него настоящим ключом к боевому тайцзи.
  • Тайцзи-цюань, форма с железным веером: красивая и эффектная последовательность боевых движений с железным веером может служить и для сугубо оздоровительных целей, и для отработки боевых навыков, не говоря уже о том, что выглядит как необычный завораживающий танец.
  • Эмейский шоу-цигун для молодости, красоты и здоровья: Эмэйский «Цигун стройности» относится к искусствам высокой ступени. Очень мало людей, владеющих им на достаточно высоком уровне. Такого типа цигун практикуют, главным образом, в эмэйских монастырях. Специфика его в том, что главное здесь – внутренняя работа внимания синхронно с дыханием во время упражнений. Требуется наблюдать поток энергии (ци) и внедрять его, проводить по всему телу, по каждому органу.
  • Цигун Бодхидхармы или «Дамо Ицзинь-цзин» «Канон преобразования мышц» 1 и 2 ступени.«Преобразование мышц«, или «Перемена в сухожилиях» представляет собой комплекс древних «внутренних» упражнений, служащих для развития удивительной силы, повышения энергетического потенциала и улучшения работы мозга. Упражнения кажутся довольно простыми, и чтобы проверить их эффективность, нужно их опробовать. Со временем этот комплекс упражнений развился в целую систему шаолиньского кунгфу, шаолиньского искусства по тренировке (правильной циркуляции) жизненной энергии в человеческом организме. Поскольку занятия цигуном наделяли человека непомерной силой, то это искусство энергетической тренировки держалось в глубокой тайне, и высоким уровням этого мастерства обучали только избранных. Но условия с тех пор переменились, и теперь цигун доступен широким массам, хотя зачастую и предстает в искаженной форме. В школе «Чёрный тигр» изучается наиболее древний и аутентичный вариант упражнений цигуна Бодхидхармы. Уровни «Дамо Ицзинь-цзин» дополняют друг друга более углублённой работой. Всего существует пять уровней этого цигуна (которые могут стать доступны усердно занимающимся).
  • Цигун для улучшения зрения: Специальный комплекс чрезвычайно эффективных упражнений, направленных на коррекцию зрения тех, кому это необходимо.
  • ЧИ — цигун: Ещё одна редкая техника высокого уровня, «внешний» эффект которой заключается в возможности перехода на энергетическое питание.

Специальные техники и методики

  • Техника «алмазный палец» или «железные пальцы»
  • Техника «железная ладонь»
  • «Лёгкий» цигун: (довольно тяжёлый и энергоёмкий комплекс, позволяющий приобрести способность уменьшения веса тела, вплоть до левитации. )

. а также многие другие методики и техники внешней и внутренней работы.

ОТЗЫВЫ О ЦЕНТРЕ «ЧЁРНЫЙ ТИГР»

© Фонд поддержки социальных инициатив «Развитие» 2006 — 2010 г.г.

И цзинь цзин – жёсткий мышечно-сухожильный цигун

И цзинь цзин – канон изменения сухожилий

По легенде, “Основу преобразования мышц” (И цзинь цзин) передал Бодхидхарма. Согласно преданиям, достопочтенный Дамо прибыл на Восток из Индии и поселился в монастыре Шаолинь. Там он учил махаянистскому “совершенствованию через созерцание” и стал первым чаньским патриархом, пришедшим на Восток (согласно индийским подсчетам, он был 28-м патриархом). Он обнаружил, что у его послушников очень слабое здоровье и поэтому создал этот комплекс упражнений по цигуну, что помогло улучшить физическое состояние монахов. Его система включала в себя статические и динамические упражнения. Что касается статических упражнений, то по прошествии времени при передаче из поколения в поколение они постепенно утратили свой первоначальный вид. Последующие патриархи больше внимания уделяли распространению учения махаяны, чем физическим упражнениям.

Канон изменения сухожилий предназначен для увеличения внутренней силы (как физической, так и духовной) через очистку, укрепление и преобразование “сухожильных каналов”. В “предисловии к подлинному трактату Ицзиньцзина” описываются успехи, приносимые продолжительной практикой:
“… Я спросил, какая от этого польза. Он сказал:
— способность отгонять болезни – раз,
— никогда не болеть – два,
— всю жизнь быть сильным – три,
— не бояться голода и холода – четыре,
— больше мужских качеств, ума и красоты – пять,
— сотни побед в постельных боях – шесть,
— умение достать жемчужину из мутной воды – семь,
— умение без страха встречать любое нападение – восемь,
— успех в работе без задержки – это девять.

Но это всё малые выгоды. Использовать это как основание для вхождения в Дао буддовости – вот конечная цель”.

Комплекс упражнений изменения сухожилий относится к категории “жёсткого цигун” и в сущности представляет собой метод “большой орбиты” (последовательного прохождения ци по всем меридианам тела), основанной на управлении движением энергии с помощью напряжения тела.

В каждом упражнении следует последовательно увеличивать натяжение сухожилий, одновременно расслабляя мышцы – “использовать мысль, а не силу”.

Первые две – три недели начинающий практику после выполнения комплекса может чувствовать усталость и слабость – происходит “потеря старой силы”. Затем начинается “накопление новой” и после каждой тренировки чувствуется увеличение сил и активности.

В комплексе следует переходить от одного упражнения к другому, не останавливаясь и не сбрасывая наполненность ци. Каждое упражнение следует выполнять на протяжении числа дыханий, кратного девятке – от девяти поначалу до восьмидесяти одного в завершенной практике. Сохраняем дыхание ровным и по возможности замедленным, вдохи и выдохи равной длительности. Не следует ускорять прогресс и давать себе избыточную нагрузку – это всё равно не сработает. Рост внутренней силы должен быть естественным, как растущее дерево.

В упражнениях используется следующая форма ладони: четыре пальца выпрямлены и прижаты друг к другу, большой палец отставлен в сторону так, чтобы область хукоу (перепонка между большим и указательным пальцами) была натянута и центр ладони был несколько вогнут. Если во время практики какой-то палец не удерживает нагрузку и отходит от остальных – это связано со слабостью соответствующего органа и исправляется продолжением тренировок.

Разогревание даньтянь

Разместив ладони центрами напротив даньтянь, правая рука сверху (для женщин наоборот), выполнить 36 растирающих движений по часовой стрелке. Затем поменять ладони местами и сделать 24 вращения в противоположном направлении. Следует добиваться ощущения размешивания и разогревания в глубине живота, области даньтянь, а не на поверхности кожи.

Стояние столбом

На протяжении всего упражнения положение и состояние столбовой работы остается неизменным. Во избежание “потери старых зубов” зубы смыкаются с некоторым усилием. Слюну, накапливающуюся во рту, сглатываем и “погружаем в даньтянь” при переходах между упражнениями.

1. Сжатие кулаков

Руки сжать в кулаки, большие пальцы отогнуть и коснуться бедер. На вдохе сильнее сжимать кулаки, на выдохе “наполнять” их, одновременно оттягивая большие пальцы как можно выше вверх. Плечи остаются расслабленными.

2. Надавливание ладонями

Поместить ладони параллельно полу, пальцами строго в стороны. На вдохе натягиваем кончики пальцев на себя, на выдохе давим вниз основанием ладоней. Подмышки должны оставаться “пустыми”, пальцы не должны сгибаться.

3. Надавливание ладонями вперед

Ладони располагаются перед лицом, как бы отодвигая от себя препятствие, при этом большие и указательные пальцы попарно соприкасаются, образуя треугольник. Взгляд направлен в центр этого треугольника. На вдохе натягивать пальцы, на выдохе давить перед собой, “удлиняя руки”. Очень важно сохранять спину “медвежьей”, избегая сведения лопаток.

4. Поддерживание ладонями по сторонам

Развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вверх. На каждом вдохе вытягивать пальцы в стороны, с каждым выдохом усиливать ощущение большого груза, лежащего на ладонях. Сохраняем плечи опущенными и руки растянутыми.

5. Разведение локтей

Это первое из двух динамических упражнений в комплексе. Обе ладони смыкаются перед грудью, большие пальцы касаются тела, остальные четыре обращены строго вверх. Локти подняты горизонтально (в положение, в котором на них можно поставить чашку). На вдохе локти растягиваем в стороны, но не за спину. На выдохе с усилием сводим ладони вместе и надавливаем ими друг на друга. Каждое следующее отведение локтей – чуть дальше. Избегаем сведения лопаток растягивая спину вместе с локтями.

6. Отталкивание стен

Разводим руки в стороны на уровне плеч с ладонями, направленными от себя. Натягиваем на себя пальцы на вдохе и толкаем основаниями ладоней на выдохе, как бы раздвигая стены воображаемого коридора. Плечи должны оставаться опущенными и руки – растянутыми.

7. Поддерживание неба

Подняв руки над головой, соединить большие и указательные пальцы треугольником, смотреть в центр этого треугольника. Натягивать на вдохе и отталкивать ладонями небо над собой на выдохе. Важно, чтобы спина оставалась расправленной, без прогиба и руки находились точно над собой – создавая строго вертикальное усилие от опоры к небу.

8. Наклоны с выдохами и вдохами

Из положения “стояния столбом” полностью расслабить руки, избегая малейшего напряжения. На выдохе согнуться в пояснице вниз, опуская руки к земле. На вдохе подняться в исходное положение, “вытаскивая” расслабленные руки с помощью поясницы. Каждый следующий наклон должен быть чуть глубже. Спина, за исключением поясницы, должна оставаться ровной и не изменяться. Не используем дыхательную мускулатуру – опускаясь, тело сжимает живот и выталкивает воздух наружу, поднимаясь – растягивается и втягивает.

Самомассаж

После предыдущих упражнений массируем тело, убирая любые закрепощения. Вначале руки, от ладоней до плеч, затем лицо, корпус и ноги. Обратите внимание, массаж должен вызывать не ощущение “стирания”, а чувство возвращения энергии в тело.

Стояние столбом

Несколько минут стояния столбом для “усваивания” новой энергии.

Читать онлайн «Жесткий цигун: управление жизненной энергией в практике боевых искусств» автора Красулин Игорь Авраамович — RuLit — Страница 1

Красулин Игорь Авраамович

Управление жизненной энергией в практике боевых искусств»

Эта книга посвящена развитию физических и психических сил, выходящих за рамки возможностей обычного человека. Они могут использоваться в лечебно-оздоровительных целях, в практике единоборств и для повышения творческого потенциала личности. Но необходимо отметить, что эти возможности были направлены не во вред другим и себе. Не случайно передача сокровенных знаний на Востоке происходила от учителя к ученику, и только в том случае, если ученик отвечал определенным морально-этическим нормам.

Психические и физические возможности человека зависят от двух факторов: от энергетического потенциала человека и умения управлять им.

Первый предполагает наличие особой энергетической системы человека Все эзотерические учения Востока (и не только они) помимо анатомо-физиологических систем, известных из школьного курса, выделяют еще энергетическую систему с центрами по вертикальной оси человека. Задача состоит в том, чтобы возбудить их и сделать поток энергии в человеке более обильным. При этом увеличиваются пороги чувствительности, границы восприятия человека расширяются, меняется его уровень сознания. Исследования проф. Е. С. Жарикова показали, что тренировки, направленные на повышение порога чувствительности, резко увеличивают творческие возможности человека, продлевают период его творческой активности.

В зависимости от преследуемых целей и типа личности выбираются соответствующие методы пробуждения этих центров.

Индийские йоги преимущественно выделяют семь энергетических центров, даосские — пять или три.

Христианские монахи уделяют внимание одному — сердечному, и путем сосредоточения на нем с помощью иисусовой молитвы в комбинации с дыханием добиваются его пробуждения и раскрытая необычных возможностей, которые они приписывают божественному провидению.

Даосско-буддийская система уделяет особое внимание энергетическому центру, расположенному чуть ниже пупка (на 3,5–5 см), и рассматривает его как генератор энергии Ци, от течения которой в теле человека зависят его здоровье и творческие способности.

Второй фактор — умение управлять энергетическим потенциалом человека — зависит от его способности концентрировать внимание на выбранном объекте, т. е. от умения медитировать. Свами Вивекананда очень образно сказал, что мощь ума подобна лучам рассеянного света, когда они концентрируются, они освещают. При длительном сосредоточении на каком-либо объекте происходит эмпатия, слияние субъекта и объекта, в результате чего он познает внутреннюю сущность объекта. При сосредоточении на внутренних процессах в организме (особенно если оно проводится на фоне глубокого мышечного расслабления) человек получает возможность управлять ими. Он начинает ощущать, видеть то, что в обычном состоянии недоступно органам чувств.

Это состояние глубокого сосредоточения получило название измененного состояния сознания.

Различные народы на протяжении многовековой своей истории вырабатывали особые приемы вхождения в это состояние в зависимости от преследуемых целей.

Так, например, в одном из направлений буддизма Чань (Дзен) тренировки проводятся путем постановки обучаемого в критическую ситуацию, когда он за считанные мгновения должен найти правильный ответ, что очень важно в практике боевых искусств. В жизни есть тому подтверждения — некоторые люди, оказываясь в чрезвычайных условиях, спонтанно демонстрировали чудеса силы и ловкости.

Летчик испытатель М. Галлай, описывая свои ощущения в экстремальных ситуациях, неоднократно подчеркивал, что в них мозг работает в совершенно необычном режиме. Если бы в нормальном состоянии ои мог действовать так же, то достиг бы невероятных результатов.

Система тренировки Чань и ставит задачу научить человека по его желанию входить в это состояние и выходить из него.

Даосская система делает упор на дыхательно-образных упражнениях в статике и динамике, облегчающих вхождение в это состояние и дающих возможность управления потоками жизненной энергии в теле человека и выведения ее за его пределы, что позволяет демонстрировать те феномены китайского Ушу и Цигуна, которые поражают воображение.

Предлагаемая читателю книга посвящена этим методам, с учетом опыта обучения людей западного воспитания и мышления и адаптирована на их уровень. Описание идет от простого к сложному и в конце концов подводит к методам высшего мастерства, которое достигается в результате длительной и серьезной работы. Книга будет полезна широкому кругу читателей — как новичкам, так и уже активно занимающимся восточными единоборствами, позволит им понять внутренний смысл тех упражнений, которые они делают, и приобщиться к сокровищам знаний, скопленных в Китае, расширить свои представления о возможностях человека.

Автор книги — известный мастер ушу в течение 10 лет учившийся у китайского мастера Чжаи Сюэвина, активно передает свои знания ученикам. На одной из многочисленных фотографий, которыми богато иллюстрирована книга, ученик И. Красулина демонстрирует выделение Ци из руки, заставляя пламя свечи отклоняться. Это свидетельствует, что Ци не просто образ, а некая физическая реальность, познание которой дело будущего.

Привести в порядок свой внешний облик, воспитать у себя добродетель, быть таким гуманным, таким справедливым, как земля…

Су Дунпо и его друг монах Фо Инь часто проводили время вместе. Они пили вино, читали стихи, беседовали о науке. Однажды, встретившись, как обычно, друзья заговорились и совсем забыли о времени, а когда вспомнили о нем, была уже полночь.

Поскольку городские ворота к этому времени уже закрывались, Су Дунпо не мог возвратиться домой и ему пришлось остаться на ночь в храме у приятеля. Когда место для ночлега было приготовлено, Дунпо подошел к постели, снял халат, обувь, сел на пол в позу со скрещенными ногами и, плотно закрыв глаза, стал с силой растирать подошвы ног. Фо Инь, глядя на друга, шутливо заметил: «Уважаемый эрудит медитирует, устремляясь к Будде и богине милосердия, и совсем не думает о ждущей его дома жене. Да, ничего не поделаешь!»

Со Дунпо ничего не ответил, как будто не слышал этих слов. Прошло еще немало времени, прежде чем он открыл глаза и, рассмеявшись, сказал: «Дунпо растирает подошвы не для того, чтобы устремляться к богине милосердия, а для того, чтобы усилить зоркость и ясными глазами смотреть на жизнь». — «Очевидно, мой друг владеет искусством укрепления тела. Я был бы ему очень признателен, если бы он рассказал мне о нем». — «С удовольствием». — отвечал Су Дунпо.

«В трактатах по медицине пишется, что растирание по утрам и перед сном точек юн-цюань на подошвах стоп позволяет ослабить огонь, опустить мутную Ци, улучшить функционирование печени, высветить глаза, укрепить ноги.

Я уже много лет непрерывно следую этой методике «пестования тела». — «Благодарю за пояснения». Теперь понятно, откуда такой удивительный блеск в Ваших глазах и как Вам удается без труда читать иероглифы величиной с мушиную голову». С тех пор Фо Инь стал овладевать искусством «пестования жизни» (искусство продления жизни).

Су Дунпо впоследствии выдвинул немало оригинальных идей, касавшихся укрепления здоровья. Он создал оздоровительную методику Цигун-сянцюань (душистый источник), пользовавшуюся большой популярностью. Су Дунпо (Су Ши, 1037–1101 гг.) — выдающийся китайский поэт и прозаик — обладал разнообразными знаниями и способностями. Известен также как художник и каллиграф.

24 декабря 1989 г. во Дворце спорта города Гуйян КНР состоялись показательные выступления труппы традиционного Цигуна, возглавляемой известным мастером Хэ Цзяньсинем. Оно собрало огромное количество ценителей Цигуна.

Выступление труппы не обмануло ожиданий зрителей.

Представьте себе: металлическим прутом человеку стягивают горло, женщина ложится на острие трезубца, а затем еще и на нож, она же мышцами груди разрывает металлическую блузку, и, наконец, ее с двух сторон сжимают щитами с гвоздями. Затем на смену ей выходит другая женщина и с тяжелым грузом на плечах встает на острия ножей. Следующая легко ходит по натянутой бумаге и стоит на воздушном шарике, руководитель труппы Хэ Цзяньсинь пальцем разбивает речную гальку — все эти номера встречались бурными аплодисментами и восторженными возгласами собравшихся.


+7 (926) 231-57-22

+7 (926) 757-15-39

Москва, ул.Марксистская, 34 к4 (м.Таганская / Пролетарская)

Наша рассылка

Начало занятий в новых группах

11-ое сентября — первое занятие во взрослых группах по традиционному ушу и Тайцзи цюань. 16-ое сентября — начало занятий в детско-подростковой группе по ушу.

Курс «Основы цигун»

1-го июня начнутся занятий в мини-группе по курсу «Основы цигун». Присоединяйтесь!

Лекция-беседа на тему «Три учения: фундамент китайской культуры»

Приглашаем всех желающих на лекцию-беседу, 22-го февраля, с 19.00 в зале школы. Ведущий — Александр Житомирский. Вход свободный.

Китайская каллиграфия. Открытый урок

24-го февраля в школе состоится открытый урок по каллиграфии. 13.00 — 14.30. Вход свободный. Подробности. Добро пожаловать!

Первое занятие в группе Тайцзи цигун

4-го февраля (понедельник) будет первое занятие в новой группе. Начало в 19.00. Участие бесплатное. Приходите знакомиться!

Жесткий цигун: Ицзинь цзин (изменение мышц и сухожилий)

Термин «ицзинь-цзин» (кит. 易筋經 ) дословно переводится как «канон об изменении мышц и сухожилий».

Авторство этого комплекса цигун, как и текста, в котором описываются упражнения и разъясняются принципы их выполнения, приписывается по легенде буддийскому монаху-проповеднику Бодхидхарме, пришедшему в Китай из Индии в первой половине VI в.н.э. В ходе продолжительных скитаний по Китаю, Дамо (как назвали его в Поднебесной) остановился в буддийском монастыре Шаолинь-сы.

Считается, что именно он ввел в среде шаолиньских монахов особую культуру телесной подготовки, позволяющей не только поддерживать здоровье, но и правильно развивать и укреплять физическое тело. Дальнейшие подробности этой красивой, но спорной легенды мы опустим. Скажем только, что по результатам современных текстологических исследований текст канона датируется концом династии Мин (XVII в.н.э.), а автором его, по-видимому, является даосский монах.

Ицзинь-цзин – это комплекс из одиннадцати статических упражнений, задейстующих все тело с акцентом на верх – корпус и руки. Эти упражнения относятся к разряду идеомотрных, поскольку при отсутствии внешнего движения имеет место внутренняя актуализация его образа. Принципы, заложенные в ицзинь-цзине, считаются основой для многочисленных направлений, объединенных общим термином «жесткий цигун».

Какие задачи решает ицзинь-цзин?

  • Правильное развитие тела – мышц и сухожилий .

В отличие от мягких разновидностей цигун, в практике ицзинь-цзин используется физическая сила. Однако эта сила отличается от зажимающего мышцы напряжения. Природа этой силы – расширение и растяжение. Сухожилия и правильно сформированная структура тела (скелет) берут на себя большую долю работы в создании нужного вида усилия, а освобождённые от чрезмерного напряжения мышцы имеют возможность хорошо снабжаться кровью и ци. Одним из последствий подобной работы являются изменения в мышцах и сухожилиях. Мышечная ткань не раздувается, как при «накачивании», а увеличивает количество своих волокон – «долек» (это можно сравнить с веревкой, которая состоит из более мелких веревочек). Практика ицзинь-цзин развивает выносливость, способствует формированию правильного мышечного каркаса.

  • Наработка внутренней силы.

Ицзинь-цзин позволяет скоординировать физическую силу-ли, специальную технику «обратного диафрагмального дыхания» и намерение (волевой аспект сознания – и). Практикующий ицзинь-цзин культивирует в себе особый вид силы, называемой «нэйцзинь» – внутреннее усилие. Эта сила является совокупностью трех составляющих: собственно силы-ли, дыхания-ци и мысли-и, причем наличие двух последних составляющих делает применение физической силы на порядок эффективнее .

  • Развитие энергетического центра нижний даньтянь как основы развития внутренней ци.

Это происходит за счет концентрации внимания в области нижнего даньтянь и особого «обратного» диафрагмального дыхания. Особенность этого дыхания заключается в том, что диафрагма двигается подобно поршню, с каждым выдохом создавая давление в нижней части живота. Рост этого давления внутри позволяет проявить его на поверхности, в мышцах тела и конечностей. По мере выполнения упражнений сильно активизируется выработка внешней ци (той, что хранится в фасциях, оболочке мышечных волокон) в конечностях. Последовательность упражнений комплекса выстроена таким образом, что накопленная в конечностях внешняя ци имеет возможность переместиться от периферии к центру – и пополнить таким образом запасы внутренней ци, хранящейся в нижнем даньтяне.

Ицзинь-цзин может быть полезен людям, намеренным продвигаться в освоении боевого искусства, поскольку правильно по дготовленные мышцы и сухожилия и развитый навык базовой внутренней работы по координации силы-дыхания-намерения – это основа для изучения любого направления ушу.

Ицзинь-цзин рекомендуется осваивать также тем, кто интересуется телесными практиками не только с целью общего оздоровления, но и хочет добиться хорошей физической формы и крепкого тела методом более утонченным и задействующим, наряду с телесностью, более высокие структуры, в отличие от простого накачивания мышц.

Ицзинь-цзин осваивается в школе на первом этапе обучения стилю Ланьшань цюань в сочетании с другими многочисленными упражнениями, как то практика стояния в стойках (чжан чжуан), специальный массаж-похлопывание, а также «набивки» (пайда гун), которые выполняются с партнером. Работа в стойках является компенсацией недостатка в ицзинь-цзине нагрузки на ноги, а парная работа дает возможность проявить и закрепить навык сопротивляемости в столкновении с чужой ударной силой. Это встраивает ицзинь-цзин в систему, нацеленную на гармоничное развитие внутренних и внешних качеств практикующего.

Боевая гимнастика цигун

Уступая по физическим показателям многим животным, человек умудрился разработать массу методов, позволивших ему занять почетную нишу «царя зверей». Так возникла гимнастика. Так в мир пришла йога. Так появился китайский цигун.

Порой человеку удавалось выходить за рамки сугубо практического применения боевых систем. Желание человека стать сильным и неуязвимым вряд ли можно оспорить.

Что такое цигун

Цигун — изобретение китайское. Само слово состоит из двух иероглифов. «Ци» — жизненная сила, энергия и «гун» — практика, работа. Это обширное направление включает в себя множество различных школ и методик, объединенных так называемой внутренней работой, когда весь акцент переносится на невидимые со стороны эффекты.

Несмотря на многовековую историю, цигун и сегодня не потерял актуальности. Афиши пестрят объявлениями об ускоренных курсах и шоу заезжих «мастеров». Даже индустрия фитнеса не прошла мимо и предлагает свои программы. Так, что же такое цигун — набор трюков, эффективная боевая система или утонченный метод самосовершенствования?

Боевая гимнастика цигун

Как и подавляющее большинство гимнастических систем, цигун обязан своим появлением различным школам боя. Но не только. Во многом он получил свое развитие благодаря институту горных отшельников. И это не какое-то сугубо китайское изобретение.

Отшельники были, и до сих пор являются неотъемлемой частью любой религиозной культуры.

И всегда они не просто уходят проводить жизнь вдалеке от цивилизации, но еще и практикуют различные системы самосовершенствования. Правда, лишь на Востоке основным методом стал рукопашный бой.

В большинстве своем китайские «горные старцы» были даосами. Именно в их среде возникла наука о внутреннем строении человека и его связи с небесным макрокосмом, развился и нашел практическое применение тезис о борьбе и взаимодействии противоположностей Инь и Ян.

Все это и было отражено в многочисленных практиках цигун.

А потом старцы спускались с гор, приходя в мир не только с просветленным сознанием, но и с крепкими набитыми кулаками. Постепенно вокруг этих мастеров формировались школы и центры по изучению кун-фу. Шло время, и целые китайские провинции начинали славиться своими бойцами.

Цигун для начинающих

Что же представляют собой сами методики боевой гимнастики? В большинстве своем — ничего сверхъестественного. Почти в каждой школе цигун присутствует набор из различных дыхательных практик — это и обратное, так называемое даосское дыхание, и силовые техники наподобие индийской «бхастрики».

Кроме этого, ученики работают над умением концентрировать внимание на внутренних «энергетических» процессах в организме — управляют и накапливают ту самую «ци».

Одним из основных упражнений, присутствующих в подавляющем большинстве школ, является столбовое стояние.

Практикующий принимает определенное положение корпуса и ног и порой часами концентрируется на внутренних переживаниях. Дышит определенным образом, отслеживает движение ци по каналам, а заодно укрепляет мышцы.

В кругах увлеченных кун-фу людей это называется «настаивать стойку». Этим методом пользуется и так называемая телесно-ориентированная психотерапия. Ведь столбовое стояние зачастую задействует те мышцы, что в обыденной жизни человек использует нечасто. И наступает такой момент, когда вся энергия тела уходит на поддержание стойки.

Результат — снимаются многочисленные мышечные зажимы, являющиеся прямым следствием психологических проблем. Уже после первых дней практики человек чувствует поразительную легкость в теле, движения становятся более собранными и связанными.

Жесткий и мягкий цигун

Цигун принято делить на «мягкий», в котором все внимание уделяется накоплению «ци», улучшению координации и оздоровительным аспектам, и «жесткий», где акцент перенесен на проработку мышц и сухожилий, на способность справляться с запредельными нагрузками и держать чудовищные удары — «железная рубашка».

Оба этих направления до сих пор являются основными в подготовке бойца в традиционных школах. К тому же цигун бывает, как статичным — когда все упражнения проводятся в одной стойке на месте. Примером тут может служить известный комплекс «восемь кусков парчи», — так и динамичным. В последнем случае практикующий «перетекает» из позы в позу, усиливая работу над координацией.

Шлифовка мастерства

Методы цигун-тренировки считаются великолепным подспорьем в занятиях боевыми искусствами. Некоторые школы, особенно так называемые внутренние, вводят их буквально на первых шагах. Так в синъи-цюань «настаивание» основной стойки — «сантиши» — является фундаментальной практикой, а комплекс «восемь старых ладоней» в багуа-чжан сам по себе — форма динамичного цигуна.

Другие школы применяют эти методики для окончательной доводки навыков бойца. Причем порой совсем неважно, каким видом боевых искусств занимался практикующий.

Так, известный мастер кекусинкай-каратэ Рояма Хацуо после проигрыша в контактном спарринге голландскому бойцу осознал, что достиг предела тех возможностей, что давала «родная» система. Он пытался найти себя в кик-боксинге, но только встреча с мастером Кэнъичи Саваи дала ему возможность прогрессировать.

Саваи был учителем тайки-кен, одного из ответвлений китайского стиля синъи-цюань и основной практикой которого был рицу-дзен — вариант столбового стояния. Очень скоро Рояма Хацуо осознал, что просто «качаться» — не выход, и, практикуя цигун, добился поразительных результатов, среди которых — первое место на Пятом чемпионате Японии и второе — на Первом чемпионате мира.

Сам же Саваи подчеркивал, что в боевых искусствах необходима «взрывная энергия», а не та сила, с помощью которой можно таскать 100—200-килограммовые штанги. «Взрывная энергия» — это не то, что можно развить, тренируя мышцы и наращивая силу. Это проблема мозга и нервов, а также души и психики. Стимулируя мозг и нервную систему, занимаясь духовной практикой, можно развивать «взрывную энергию», вернее «силу КИ», бесконечно.

Фабрика чудес?

Ореол сверхчеловеческих возможностей окружал мастеров цигун. Тут и легенды о прожигании камней силой дыхания, и столь популярные сейчас шоу, где демонстрируется разбивание каменных плит на теле и откусывание кусков от раскаленного железного прута. Имеет ли все это хоть какое-то отношение к реальности?

Однозначно ответить сложно. Но когда в Китае разразилось боксерское восстание, добровольцы, коих тренировали мастера кун-фу и цигун из тайных обществ, после занятий были свято уверены, что ни пуля, ни штык не смогут причинить им вреда. Впрочем, винтовки европейских солдат быстро развеяли этот миф.

Китайский цигун, без всяких сомнений, является целостной системой самосовершенствования. Его оздоровительный потенциал огромен, и сегодня изучается во всем мире. Недаром китайцы, целыми городами практикующие различные формы цигун на утренних набережных, славятся своим долгожительством. И секрет прост: практика, практика, практика. И никаких чудес.

Упражнения цигун для начинающих

Возраст для занятий не помеха. Многие недооценивают воздействие цигун на организм и ошибочно считают его лишь набором упражнений для растяжки и похудения. Ошибочно мнение, что в преклонном возрасте противопоказана гимнастика цигун. Ведь занятия способны оздоровить ваш организм и даже омолодить его. При этом цигун гимнастика не только для тела, но и для души.

Жесткий цигун. Управление энергией

В отличии от обычного цигун, жесткий цигун является одной из вспомогательных техник тренировки при изучении ушу. Термин жесткий цигун был утвержден лишь в 1976 году на конференции по цигун. До этого данная техника называлась довольно странно и литературно – «не возьмут ни, нож ни ружье», «железная рубашка», «железная ладонь» и т.д. Предлагаем Вам познакомиться с основами жесткого цигун и узнать, что такое управление энергией.

Все многочисленные разновидности жесткого цигун основаны на закалке поверхности тела при помощи ударов палками или кулаками, тычками и уколами, и развитии способности перемещения энергии ци в любую точку тела. Таким образом вы достигаете способности выдерживать невероятной силы удары как тяжелых, так и острых предметов.

Ниже мы приведем структуру обычной тренировки жесткого цигун. Это не руководство для начинающих, но лишь информация для общего понимания. Для использования этой техники лучше всего заниматься под наблюдением тренера, чтобы избежать травм и удостовериться в правильности выполнения упражнений.

Где заняться цигун в Киеве

Разновидности жесткого цигун делятся на атакующие и защитные. «Железный кулак», «железная ладонь», «орлиные когти», «алмазные пальцы», «железные руки», и другие названия, описывающие прочные свойства «атакующих» частей тела, относятся к атакующей технике. Защитная же – «железная голова», «железная грудь», «железный живот», «железная спина», и даже «железная промежность».

Жесткий цигун. Порядок тренировки

Шаг 1: освоить основные типы упражнений, как стояние в позиции «всадник», выдерживая удары ногами. Эта система позволяет закалить организм, вырабатывает идеальное чувство равновесия.

Шаг 2: сконцентрироваться, мысленно направлять ци в пальцы, вонзая их в мешок или ведро с крупным песком, или галькой.

Шаг 3: снова-таки, не без концентрации и направления энергии, выдерживать удары кулаками, ногами и палкой по плечам, ногам, ладоням, спине и животу. Это развивает выносливость мышц, крепость тканей и невосприимчивость к боли.

Шаг 4: насыпать в мешок песка или опилок, бить ладонями, кулаками, коленями и ступнями, отталкивая от себя, и подставить на его обратном пути тренируемую часть тела. Это одновременно развивает невосприимчивость к тяжелым толчкам и равновесие.

Шаг 5: воздействовать на тренируемую часть тела острием. После некоторого времени жесткий цигун сделает свое дело, и кожа станет невосприимчивой к громадному точечному давлению, как и к ударам колюще-режущими предметами.

Наука до сих пор не может точно объяснить как именно жесткий цигун воздействует на тело, чтобы оно становилось «нож не режет, пуля не берет», но в тож е время и не отрицает факт этого явления. Так же великие мастера цигун говорят, что внешне не всегда видно, что происходит на самом деле. Например, режущее движение повредит кожу, но цигун мгновенно остановит кровотечение, что создает видимость неуязвимости.

Следует выделить особую разновидность техник жесткого цигун, методику, которая направлена на управление энергией — выработку внутренней энергии, и выпускание ци наружу. Одна из таких техник – «пурпурная ладонь». Во время удара особых ощущений у атакуемого не будет, но через пару дней на месте контакта возникнет пурпурный след от ладони. Испускание ци на внешний объект, как телекинез, — воздействие внутренней силы на наружный объект, и овладело этим мастерством очень небольшое количество людей.

Жесткий цигун – боевая дисциплина, закаляющая тело практически до прочности стали, точно так же тренирует и ваш дух. Стоит только начать, и дисциплина станет вашим вторым «я». Если ваш выбор – путь воина, то жесткий цигун именно для вас.

Ссылка на основную публикацию