Зеркало духа: додзё Айкидо | Karate-krs.ru

Зеркало духа: додзё Айкидо

Зеркало духа: додзё Айкидо

В додзё человек, который посвящает себя освоению воинских искусств, испытывает глубокое очищение, чтобы утвердить свою личность воина, свой дух, свои способности, свою отвагу, духовную силу. Поэтому в додзё царит вежливость, учтивость, соблюдаются правила хорошего тона. Входя в додзё, надо переодеться, снять обувь, принять почтительную позу, держа тело прямо и обращая свои мысли к чистоте и свету. В додзё надо быть искренним, уважать этикет, быть достойным, избегать говорить громко. Зрители должны соблюдать те же принципы.

Додзё должно быть проветриваемым, татами – хорошо уложены, чтобы избегать травм. Все это – важно.
Обычно практикующиеся стараются прийти пораньше, чтобы привести в порядок додзё; после занятий также заботятся о чистоте. Эта уборка относится не только к очищению зала, но и самого практикующегося, который, заботясь о додзё, заботится об очищении себя. Это значит, что даже если додзё кажется чистым, надо очистить его еще и еще.

Когда Вы занимаетесь, учитывайте, что додзё – это еще и поле сражения, на котором Вы не можете ни в какой момент быть свободным от Ки. Как это объяснить? Надо быть внимательным, готовым предвидеть, почувствовать, контролировать; надо иметь, наконец, такое же чувство, как и в сражении. Где нужно превозмочь боязнь смерти и приказать себе сражаться до конца, даже если есть лишь один шанс из ста, чтобы выжить. Таков истинный путь. Идя по нему, Вы несомненно продвинетесь в развитии своей человеческой сущности. А это самое важное.

Покидая додзё, надо принять ту же почтительную позу, что и при входе в зал. Это положение тела – одновременно благодарность за урок, который Вы только что получили, и экзамен для Вас самих. Это отражение того, что произошло с Вами за это время, и подготовка к завтрашней тренировке. Вы должны проявить то отношение к тренировке и то уважение к ней, которое выражает следующий текст:

Подготовка духа для тренировок

  • Одно движение в Айкидо может быть решающим для жизни или смерти. Во время практических упражнений соблюдайте указания того, кто ведет урок. Не подменяйте практические упражнения абсурдным испытанием силы.

Айкидо – это путь, идя по которому один может поразить десять тысяч противников. Даже сражаясь с одним противником, нельзя замечать только происходящее впереди себя; необходимо быть готовым отразить атаку с четырех, восьми направлений.

Надо практиковать всю жизнь. Ваши занятия должны стать таким же регулярным действием, как сон, как еда, как дыхание.

Знания того, кто дает Вам урок, лишь фрагмент Айкидо. Когда в ежедневных и постоянных тренировках и поисках себя самого Вы достигнете знания своего тела, Вам станет доступен истинный опыт Айкидо.

Ежедневная тренировка начинается с тай но хенка; затем тренируются более интенсивно, но не перегружаясь, что позволяет пожилым людям, тренируясь с удовольствием, без риска пораниться, достичь цели тренировки.

  • Айкидо – поиск, который заключается в упражнениях над телом и духом, в формировании искреннего человека с открытым сердцем. Все техники без исключения секретны и не могут быть показаны непосвященным. Надо избегать преподавать их тем, кто будет использовать их во зло.
  • Сущность и дух додзё

    Для того, чтобы понять характер японца крайне важно понимание концепции подчинения власти и необходимости присоединения к обществу как добровольного акта, а не капитуляции. Эта концепция важна также для того, чтобы понять значение и сущность японского понятия додзё, и особенно, додзё в Айкидо.

    Слово ‘додзё’ значит ‘место, где постигают Путь’. Исходно оно применялось к храмам и религиозным группам. Это были такие места, где монахи и другие служители религии теоретически и практически готовились к своему предназначению. Постепенно слово додзё стали применять и как название мест изучения других, нерелигиозных дисциплин — работы с мечом, каллиграфии, танцев и других предметов, требующих интенсивной тренировки. Основываясь на традициях японского общества в целом, предпочитающего правила и порядок, японцы, что не удивительно, построили систему обучения разным искусствам на строгой дисциплине. Кроме того, древняя японская религия Синто, в значительной степени сформировавшая религиозное мировоззрение японцев, в отличие от концепции Бога, действующего извне на человека и природу, придерживается установки о присутствии божественного компонента во всем сущем. Поэтому разделение религиозного и светского в Японии не было таким строгим как на Западе, а религия Японии допускала большее разнообразие взглядов. Концепция do — Пути, которому посвящается жизнь, стала применяться к предмету серьезных занятий.

    С другой стороны, большое влияние на современное понятие додзё оказала этика военного сословия. По моему представлению, это должно быть характерно для всего мира, поскольку война предъявляет ко всем солдатам равные требования. Для того, чтобы люди могли действовать в сверх напряженных условиях сражения необходима строгая дисциплина. Все армии и боевые группировки вводят кодексы поведения, исключающие неповиновение. Наиболее успешные действия таких боевых групп обеспечивает поддержка этой системы всеми их членами на основе веры в ее значение и в цели, за которые они сражаются. Военные группировки, допускающие элементы несогласия, редко оказываются устойчивыми, продуктивными или полезными.

    Можно уже не говорить о том, что вежливость и соблюдение строгих правил этикета требовались во всех додзё, независимо от предмета изучения. Ни одно замкнутое общество не сохранится, если его члены не будут вежливо и с пониманием относиться к своим товарищам. Формальные правила этикета позволяют удержать человека с невыдержанным характером в рамках правильного поведения. В додзё, относящихся к боевым искусствам, наличие условий, приближенных к боевым, создает дополнительный фактор, обуславливающий необходимость вежливости и корректного поведения. Последствия необдуманных действий могут оказаться смертельными, а не просто неприятными. Это одна из причин того, почему военные группировки в любой стране придают столь большое значение вежливости и правильному поведению.

    Поскольку Айкидо — это боевое искусство, имеющее целью очищение человеческого духа и распространение мира в мире, додзё для Айкидо находится под влиянием как боевых, так и религиозных концепций. Айкидо это не религия, поскольку в нем нет догмы или доктрины, но это глубоко духовная система. Додзё в Айкидо — это храм духа, как духа отдельного человеческого существа, так и божественного духа как компонента всего сущего во вселенной. В додзё для Айкидо должны также поддерживаться строгость и боевая дисциплина, поскольку Айкидо — это будо, боевой Путь. Айкидо — это не абстрактная теория развития духовных качеств, но система практических занятий, развивающих Вашу смелость, внутреннюю собранность и способность к взаимодействию с окружающими. Оно должно изменить Ваше восприятие таким образом, чтобы в случае опасности Вы не впадали в агрессию и не применяли насилие, а продолжали вести себя так, чтобы предотвратить или остановить конфликт. Айкидо должно дать Вам уверенность в ваших действиях.

    Существенные для додзё элементы — это решительность, порядок, кооперация, дисциплина, вежливость и вера в цель, к которой стремятся все члены додзё. Как же эти элементы проявляются на практике? Во-первых, ученики должны разделять ответственность за работу и содержание додзё. Додзё в Айкидо должно быть общественной организацией, всех членов которой связывают общие интересы. Додзё — это не гимназия, за содержанием которой следит обслуживающий персонал. Ученики должны рассматривать уборку додзё как духовное упражнение; состояние додзё — это отражение внутреннего состояния учеников.

    Соблюдение правил личной гигиены — это знак уважения к себе, своим товарищам и искусству Айкидо. Ученик должен содержать форму и оружие для занятий в чистоте и исправности. Он должен аккуратно складывать свои вещи, а не разбрасывать их. Он должен постоянно контролировать состояние своего оружия.

    При всем значении кооперации додзё — это не демократия. Система иерархии от Сэнсэя через старших учеников (сэмпай) к младшим ученикам (кохай) должна строиться на подчинении и дисциплине, и усиливаться за счет взаимного уважения. Старшие ученики должны давать хороший пример младшим, поддерживая указания учителя и следуя им. Это особенно важно для крупного додзё, когда сэнсэй не может сам постоянно следить за занятиями всех учеников. Старшие ученики должны отвечать за правильность обучения младших и правильное выполнение додзё своих функций. Младшие ученики должны уважать старших, не спорить с ними и не проявлять неподчинение их указаниям. Приходящие новички не знают ни правил додзё, ни основных принципов Айкидо. Чтобы научиться, они должны быть открытыми и восприимчивыми. С другой стороны, старшие ученики должны вести себя так, чтобы вызывать уважение, и не должны использовать свое положение для подавления младших или проявления пренебрежения к ним. Иерархия додзё ни в коей мере не отрицает уважения, которое Вы должны проявлять по отношению ко всем людям. Хорошая техника не оправдывает невыдержанного и грубого поведения. При отсутствии хороших манер додзё превращается в джунгли, и то, что было задумано как средство духовного усовершенствования, становится очень опасным занятием.

    Применительно к Вам лично соблюдение правил этикета означает постоянное поддержание соответствующего внешнего вида и поведения. Вы должны строго соблюдать правила вежливости и аккуратность, как в одежде, так и в действиях. Такие внешние нарушения, как вход на татами не полностью или не по форме одетым, свободное хождение по татами — это проявление умственной и духовной слабости. Напротив, правильный внешний вид и поведение способствуют увеличению Вашей внутренней собранности.

    Следовательно, этикет и правила додзё — это не пустые формальности, а средство создания условий для правильных занятий. Например, в современном додзё для Айкидо у каждого ученика должно быть свое собственное учебное оружие. Использование чужого оружия без разрешения — это очень серьезное нарушение этикета. Чтобы понять это, достаточно представить себе бойцов, действительно сражавшихся за свою жизнь. Жизнь этих людей зависела не только от их навыков, но и от качества и состояния оружия и возможности взять его в руки в любой момент. Нетрудно понять, почему использование оружия другого человека и даже прикосновение к нему без разрешения в боевых системах прошлого было смертельным преступлением. Считалось, что человек, способный на такое безрассудное и бессмысленное действие, никогда не найдет свой Путь.

    Занимаясь Айкидо в додзе, мы не собираемся готовить убийц и наказывать смертью за нарушения этикета. Но если Вы забудете или будете игнорировать серьезную мораль, лежащую за занятиями боевым искусством и возможность защиты от смертельно опасных случайностей, обеспечиваемую правилами этикета, Ваши занятия потеряют свою глубину и восприятие будет ограниченным. Представление о том, что в будо решается вопрос жизни и смерти, улучшит ваше понимание значения жизни и смерти. Ваше ощущение ценности не только собственной жизни, но и жизней других людей станет намного сильнее.

    Зеркало духа: додзё Айкидо

    МИЦУГИ САОТОМЭ. ЗЕРКАЛО ДУХА — ДОДЗЁ АЙКИДО

    Вне всякого сомнения, география влияет на путь, по которому развивается культура народа. В Соединенных Штатах кажущиеся безграничными пространства, различный климат и земли взрастили культуру, которая поощряет индивидуализм и новаторство.

    Благоговение перед духом авантюризма и пионерства — это одно из самых сильных звеньев, которые связывают людей в современной Америке, стране, в которой нация превратилась в почти хаотичную смесь разных народов. В противоположность США, Япония в течение всей своей истории была вынуждена располагать большое население на очень маленькой географической площади.
    Кроме того, население было разбросано по островам. Люди были — и остаются — вынуждены жить очень тесно друг с другом, практически не имея никаких шансов избежать этого. И вполне естественно, что японская культура превратилась в культуру, для которой приоритетами стали порядок, подчинение и закон. Благополучие группы считается гораздо более важным, чем благополучие одного человека. Даже довольно консервативный американец недоверчиво и настороженно относится к властям и любой силе, посягающей на его свободу. Обычный японец рассматривает власть как необходимую для выживания всего общества структуру, а подчинение властям — скорее как форму сотрудничества, чем принуждение. Конечно, и в Соединенных Штатах существуют согласие и подчинение, а в Японии — индивидуализм, однако приоритеты в этих странах по-прежнему остаются абсолютно разными.

    Для понимания японского характера необходимо понимание представлений о власти и нуждах общества как об акте согласия, а не вынужденной капитуляции. Знание этих представлений также необходимо для понимания значения и ценности японского института додзё и, в особенности, додзё Айкидо.

    Слово додзё означает “место, где проходит путь”. Изначально понятие додзё было связано с храмами и религиозными сектами. Это были места, где монахи и другие священнослужители занимались и практиковались в своей вере. Позднее название додзё стало применяться к местам, где изучали другие, не связанные напрямую с религией науки — фехтование, каллиграфию, танцы и другие дисциплины, требующие суровых тренировок. Если учесть склонность японского общества к подчинению правилам и порядку, то становится неудивительным, что японцы использовали модель монастырской дисциплины в качестве образца для обучения светским наукам в своих школах. Кроме того, древняя японская религия Синто, которая в наибольшей степени влияет на формирование отношения японцев к религии, не имеет понятия “внешнего” Бога, внушающего свои желания человеку и природе. Синто считает, что все в природе имеет искру божью. Разделение религиозных и мирских целей не было в Японии таким сильным, как на Западе. И, в отличие от Запада, религия в Японии не пыталась так сильно ограничивать различные идеи. Понятие до, или жизненного пути, которому человек отдает всего себя, стало применяться к любой важной цели, которой человек себя посвящает.

    Другой важный вклад, который внесло додзё, повлияв на современные боевые искусства — это этика воинского братства, Я полагаю, что во всем мире воины служат одной цели и несут на себе все тяготы войны. Для того чтобы люди смогли выдержать невероятный стресс поединка, необходимы интенсивные тренировки. Все армии и воинские братства подчиняются кодексу, который не терпит бунта. Наиболее удачливыми всегда являлись воинские формирования, в которых сами члены, будучи уверенными в важности тех целей, за которые они сражались, поддерживали определенную систему и порядок. Воинские формирования, в которых подчинение не является добровольным, редко бывают стабильными и результативными.

    Необходимо добавить, что вежливость и строгие правила этикета были обязательны во всех додзё, вне зависимости от изучаемой дисциплины. Любое закрытое общество становится неприемлемым без вежливости и уважения к своим членам. Формальные правила этикета помогают человеку сохранить правильное поведение, если он начинает терять контроль над собой. Додзё в боевых искусствах, создавая специфические условия для бойцов, оказывает дополнительное влияние на их вежливое и рыцарское поведение. Последствия нерыцарского поступка могут привести к смерти, а не просто к какому-то разногласию. Это одна из причин, по которой в воинских обществах во всем мире вежливости и рыцарству придается такое огромное значение.

    Поскольку Айкидо, являясь боевым искусством, имеет своей целью совершенствование человеческого духа и установление мира во всем мире, додзё Айкидо вобрали в себя значимость религиозных и воинских додзё. Айкидо — это не религия, оно не имеет каких-либо догм или доктрин. Айкидо является глубоким духовным занятием. Додзё Айкидо — это храм духа, человеческого и божественного духа, который присутствует во всем во Вселенной. Додзё Айкидо должно поддерживать строгость и дисциплину воинского общества, поскольку Айкидо — это будо, путь воина. Айкидо — это не абстрактная теория духовных ценностей. Айкидо — это практическая тренировка, закаляющая ваш дух, ваше внутреннее спокойствие и ваши возможности в общении с другими людьми. Это означает изменение вашего ментального состояния таким образом, что в случае стресса вы не подвергнетесь влиянию агрессии и разрушения, но вместо этого будете продолжать вести себя так, чтобы предотвратить или остановить конфликт. Айкидо означает укрепление вашей решимости и ваших убеждений.

    Необходимыми элементами додзё являются обязательства, сотрудничество, дисциплина, порядок, вежливость и вера в ту цель, к которой стремятся члены додзё. Как же проявляются эти элементы на практике? Во-первых, занимающиеся в додзё должны разделять ответственность по уходу и присмотру за додзё. Додзё Айкидо должно быть кооперативной организацией, в которой все ее члены заботятся о благополучии додзё и друг друга. Додзё — это не спортивный зал, для уборки которого нанимают специальных людей. Занимающиеся в додзё должны рассматривать его уборку как духовное упражнение; состояние додзё отражается на внутреннем состоянии самих учеников.

    Поддержание личной чистоты — это уважение к себе, к своим партнерам и искусству Айкидо. Занимающийся Айкидо должен содержать свою одежду и оружие в чистоте и порядке. Он не должен разбрасывать вещи вокруг себя, а аккуратно складывать в одном месте. Он должен постоянно следить за тем, где находится его оружие.

    Хотя сотрудничество является очень важным элементом, додзё — не демократия. Цепь подчинения и смиренности, подкрепляемая взаимным уважением, должна проходить по всей иерархии додзё, начиная от сенсея и далее через старших учеников (семпай) и младших учеников (кохай). Старшие ученики должны подавать хороший пример младшим, поддерживать и усиливать учение своего сенсея. В большом додзё сенсей не может уделить внимание каждому ученику в отдельности. Убедиться в том, что младшие ученики учатся правильно и в додзё идет необходимая работа — это обязанность старших учеников. Младшие ученики должны уважать старших, не возражать и не сопротивляться инструктажу с их стороны. Те, кто приходят впервые, не знают ни путей додзё, ни принципов Айкидо. Для того чтобы научиться, они должны раскрыть свое сознание и вести себя скромно и учтиво. Со своей стороны, старшие ученики должны вести себя так, чтобы заслужить уважение и не пользоваться своим положением для унижения младших. Иерархия в додзё не означает, что вы не должны проявлять уважение ко всем остальным людям. Хорошая техника не служит оправданием для незрелого и мелочного поведения. Без хороших манер додзё превращается в джунгли, и то, что преследовало цель духовного совершенствования, превращается в опасное занятие.

    Соблюдая правила этикета, вы должны соблюдать приличия и проявлять хорошие манеры поведения. Вы должны строго придерживаться определенных форм вежливости, должны быть корректны и аккуратны в своей одежде и поведении. Выйти на татами не полностью или неправильно одетым, валяться на татами в небрежной позе и т.д. — все эти внешние проявления бескультурья говорят о ментальной и духовной распущенности. Соблюдение приличий, в свою очередь, усиливает ваш внутренний порядок.

    Так что этикет и правила додзё — не пустые формальности. Они создают условия, необходимые для хорошей тренировки. Например, в современных додзё Айкидо у каждого ученика для тренировок есть свое оружие. Пользоваться чужим оружием без разрешения — это грубейшее нарушение этикета. Чтобы понять это, просто подумайте о воинах, которые сражаются за свои жизни. Жизни этих людей зависят не только от их мастерства, но и от качества и состояния их оружия и возможности иметь его под рукой в любую секунду. Нетрудно понять, почему касаться или брать личное оружие без разрешения в прошлом было равнозначно смертельному приговору. Человек, позволивший себе подобные действия, рисковал даже не получить шанса исправиться.

    В додзё Айкидо мы не хотим тренировать убийц и нарушителей этикета, которых наказывают смертью. Если вы забываете или полностью игнорируете смертельную опасность занятий боевыми искусствами и защиту от несчастных случаев, ради избежания которых и был создан этикет, то я уверен, что ваши занятия потеряют глубину и ваше понимание будет крайне ограниченным. Постоянное напоминание о том, что в будо жизнь и смерть всегда поставлены на карту, усилят ваше понимание значения того и другого. И тогда ощущение ценности не только вашей собственной жизни, но и жизни других людей, станет гораздо сильнее.

    Зеркало духа: додзё Айкидо

    «Каждый день твори себя заново, одеваясь небом и землей, умываясь мудростью и любовью и помещая себя в сердце Матери Природы.»

    О-сэнсэй Морихэй Уэсиба, основатель Айкидо

    Истинная Победа — это Победа Над Собой!

    Книги по Айкидо:

    • Айкибудо. От новичка к первому дану (А.Флоке)
    • Айкидо (В.Матвеев)
    • Айкидо (И.Оранский)
    • Айкидо. Мастер курс (Годзо Сиода, Ясухиса Сиода)
    • Айкидо. Система самозащиты (И.Ю. Шмыгин)
    • Айкидо — путь к миру и гармонии (С. Н. Полюх)
    • Айкидо для самопознания (Стэн Роубел)
    • Айкидо и гармония в природе (Мицуги Саотомэ)
    • Айкидо и динамическая сфера (А. Вестбрук, О. Ратти)
    • Айкидо и Каратэ (В.Барановский, Ю.Кутырев)
    • Айки-тактика в повседневной жизни (Т. Добсон, В. Миллер)
    • Будо Рэнсю (Морихэй Уэсиба)
    • Динамика Айкидо (Годзо Сиода)
    • Динамическое Айкидо /без иллюстраций/ (Годзо Сиода)
    • Дух Айкидо (Киссомару Уэсиба)
    • Ки-Айкидо. Путь объединения сознания и тела (Джузеппе Раглионе)
    • Книга КИ. Координирование ума и тела в повседневной жизни (Коичи Тохей)
    • Принципы Айкидо /без иллюстраций/ (Мицуги Саотомэ)
    • Психическое Айкидо (Ральф Петмэн)
    • Психологическое айкидо (М.Е.Литвак)
    • Секреты Айкидо (Джон Стивенс)
    • Скрытые корни Айкидо. Айки Дзюдзюцу Дайторю (Сиро Омия)
    • Словарь терминов Айкидо

    Статьи:
    • Айки — это кокю и ирими-тэнкан (Сейго Ямагучи)
    • Айкидо сегодня- обзор (Пранин Стенли А.)
    • Атеми – 70% реальной схватки (Годзо Сиода)
    • Воспитание (Мицуги Саотомэ)
    • Воспоминания об О-Сэнсэе (Гудзи Мунэтака Куки)
    • Зеркало духа — додзё Айкидо (Мицуги Саотомэ)
    • Значение обучения (Мицуги Саотомэ)
    • Игры с волками по духовным и физическим принципам Айкидо (О.Фрэд Дональдсон)
    • Изготовление меча — боккена (Вадим Прохореня)
    • Изготовление меча — боккена
    • Искусство Мира (Джон Стивенс)
    • Искусство Мира из бесед, стихов, каллиграфии основателя Айкидо (Морихэй Уэсиба)
    • Как использовать каждую часть вашего тела (Сугавара Тетсутака)
    • Кимусуби — принцип Айкидо (Ясунари Китаура)
    • Коичи Тохэй. 22 высказывания о КИ
    • Мисоги — очищение тела и сознания (Джон Стивенс)
    • Молодые ученики и базовая техника айкидо (Киссомару Уэсиба)
    • Морихиро Сайто. Следуя за Основателем в историю (Гаку Хомма)
    • Мусуби (Мицуги Саотомэ)
    • Наблюдение (Мицуги Саотомэ)
    • Hаставления к занятиям, которые необходимо понять и строго соблюдать ‘выдержка из книги ‘Будо’ (Морихэй Уэсиба)
    • Обретения КИ с помощью Айкидо (Коичи Тохэй)
    • Письмо Мицуги Саотомэ Деннису Хукеру
    • Принципы Ки (Коичи Тохэй)
    • Профессор Морихэй Уесиба — О-Сенсей, основатель Айкидо (Коичи Тохэй)
    • Процесс тренировки (Мицуги Саотомэ)
    • Равновесие, к которому нужно стремиться (Хендрикс Элизабет)
    • Тренировка ментального восприятия и видения (Мицуги Саотоме)
    • Тренировка ритма единства (Коичи Тохэй)
    • Что такое Айкидо (Коичи Тохэй)
    • Элементы айкидо (Рольф Бранд)
    Интервью:
    • Абэ сэнсэй. Всё зависит от самого ученика ‘интервью’ (Александр Смирнов, Харуо Мацуока)
    • Интервью с О-Сэнсэем и Киссёмару Уэсиба 1959г.
    • Интервью с сэнсэем Масатаке Фудзита (Стэнли Пранин)
    • Интервью Сихана С. Сэки
    • Интервью Сихана Цурудзо Миямото
    • Интервью со Стивеном Сигалом (Таши Гради Поверс)
    • Интервью сэнсэя Мицунари Канаи
    • Кристиан Тиссье. Айкидо — просто делать себя лучше (Сьюзен Пэри)
    • КристианТиссье. Интервью
    • Киссомару Уэсиба. философия Айкидо уникальна ‘интервью’ (Ричард Хеклер)
    • Моритэру Уэсиба. Айкидо мы изучаем с любовью (Марина Карпова)
    • Минору Канэцука. Все техники должны основываться на кокю–хо (Питер Меганн)
    • Морихиро Сайто. Мы тренировались очень упорно (Мэтс Александерссон)
    • На вопросы об аттестации отвечает сихан Айкикай Хомбу Додзё Сигэнобу Окумура
    • Хироши Икеда. Развивать своё собственное Айкидо (Стэнли Пранин)
    • Хироши Икеда. Сувари Вадза
    Другая литература:
    • Книга Пяти колец (Миямото Мусаси)

    WinRAR — файловый архиватор. С помощью WinRAR можно не только создавать и распаковывать архивы, но и в удобном и наглядном виде организовывать их хранение на компьютере.

    DjVuBrowserPlugin.v.6.0.0.ru — свободно распространяемый плагин для просмотра файлов формата *.djvu.

    AdobeReader 9.1 rus — Очень мощная программа для чтения и печати документов в формате *.pdf.

    Семинар Владимира Алдохина в Новороссийске 22-24 июня 2018г. ПОДРОБНЕЕ.

    Клуб Айкидо Айкикай «Кайван» рад пригласить вас в свой новый зал у
    м. Октябрьское поле. Занятия проходят в фитнес клубе «Торион». С сентября 2016 года юные айкидоки, проживающие на северо-западе Москвы, смогут придти к нам в новый зал, расположенный на ул. Маршала Тухачевского, д.32, к.2. Подробная карта проезда и расписание тренировок уже доступны в разделе «Наши залы» сайта.

    © Клуб Айкидо Айкикай — Кайван додзё | Web-дизайн

    Главная / книги / боевые искусства, выживание, спецслужбы, оружие / айкидо

    Автор/составитель: Саотомэ Мицуги (Посмотреть все товары этого автора)

    Наличие: К сожалению, данный товар отсутствует

    Аннотация:
    Эта книга посвящается всем моим глубоко уважаемым учителям и всем людям из разных стран, занимающимся Айкидо и разделяющим его духовные идеалы.
    Айкидо учит простому секрету — чтобы улучшить жизнь надо улучшить себя. Айкидо не дает никаких иллюзий, имеет значение только Ваше существование и Ваш потенциал как человеческой личности. Помните что Вы — это часть Вселенной. Разрушить свою жизнь или зря потратить ее значит уничтожить часть Вселенной. При рождении Вы получаете ключ, открывающий дверь на небо. Основная цель жизни каждого человека — использовать этот ключ, сделав свою жизнь проявлением высшей жизни. Это в наших силах. Митсуги Саотоме, один из лучших учеников Морихеи Уешиба, Основателя Айкидо, объясняет философский и практический аспект этого популярного боевого искусства, в котором основное значение придается гармонии и мирному урегулированию конфликтов. Более тысячи фотографий иллюстрируют базовые принципы и технику, в том числе формы с использованием деревянного меча, палки и формы техники без оружия. Читатель получает рекомендации по необходимой физической, умственной и духовной подготовке к занятиям и путям применения мудрости Айкидо в повседневной жизни. Проводятся также лекции самого Основателя. В настоящее время Митсуги Саотоме является ведущим инструктором Центра Aikikai г. Вашингтон. Кроме того, он посещает другие dojo школ Айкидо Уешиба по всем соединенным штатам, а также проводит семинары и учебные сборы.

    От редактора
    Эта книга создана частично на основе перевода текста, написанного на японском языке Саотоме Сенсеем, и частично на основе записи и формализации материала, продиктованного им мне. Я надеюсь, что мне удалось совместить обе составляющие содержания этой книги. Для меня участие в создании этой книги было большой честью и привилегией. Я надеюсь, что читатель тоже почувствует свою исключительность, получив возможность воспринять для удовольствия, понимания и практического применения мудрость Саотоме Сенсея и его уникальный взгляд на изучение Айкидо. Читатели, недавно познакомившиеся или незнакомые с Айкидо возможно захотят прочитать словарь терминов в конце книги перед чтением текста, чтобы познакомиться с характерной для Айкидо терминологией. Другие же, в большей степени знакомые с Айкидо, могут обращаться к словарю по мере необходимости.
    Айрин Веллингтон

    Мицуги Саотомэ, один из ближайших учеников Морихея Уэсибы, Основателя Айкидо, объясняет философию и практическое применение популярного боевого искусства, которое делает акцент на гармонию и мирное разрешение конфликта. Более тысячи фотографий иллюстрируют базовые принципы и техники, включая в себя техники с использованием деревянного меча, палки и техники без оружия. Читателю дается руководство к правильному физическому, умственному и духовному отношению к практическим занятиям и методам использования мудрости Айкидо в повседневной жизни. Также включены лекции самого Основателя.

    Предисловие переводчика
    От редактора американского издания
    Признание
    1. Введение
    2. Практика базовой техники: тренировка ментального восприятия и видения
    3. Мусуби
    4. Укеми
    5. Меч и дух иккио
    6. Техники от атак Шоменучи
    7. Техники от атак Йокоменучи
    8. Техники от атак Катадори
    9. Техники от атак Мунецуки
    10. Техники от атак Кататедори
    11. Техники от атак Риотемочи
    12. Техники от атак Косадори и Ушироваза
    13. Техники более высокого уровня
    14. Будо: Изначальный принцип Айкидо
    15. Значение обучения
    16. Айкидо в объяснениях Основателя и Дошу
    17. Зеркало духа: Додзё Айкидо
    18. Лекции О Сенсея
    19. Хакама и ее значение
    20.Начало путешествия к пробужденному сознанию
    21. Айкидо: поиск его будущего в прошлом
    Словарь
    Об авторе.

    Издатель/производитель: Папирус
    ISBN: 5-87472-185-1
    Год: 1996
    Страниц: 226
    Иллюстраций: 1000
    Обложка: твердая
    Формат: большой
    Вес (в упаковке): 840 гр.

    В случае выхода нового тиража книги изображение обложки, год издания, ISBN могут временно отличаться от указанных на данной странице.

    Основные сведения

    Центр Айкидо Айкикай «Койнобори Додзё» – школа айкидо, созданная в России в 1991 году с целью преподавания, изучения и развития искусства айкидо на основе принципов, установленных основателем айкидо Морихэем Уэсибой (1883-1969).

    Койнобори Додзё имеет официальное признание Всемирного Центра Айкидо (Айкикай Хомбу Додзё, Япония) в соответствии с правилами и регламентом Всемирного Центра Айкидо, что подтверждено Сертификатом официального признания Айкикай Хомбу Додзё.

    Мы стремимся развивать айкидо в России и за рубежом, преподавать айкидо на высоком профессиональном уровне, интенсивно тренироваться и осваивать технику айкидо в доброжелательной и уважительной атмосфере.

    Центр Айкидо АЙКИКАЙ «Койнобори Додзё» объединяет более 20 групп и клубов. Все они составляют единую школу айкидо, объединены общей методикой преподавания и единым критерием оценки мастерства. С 1991 года мы бережем традиции и развиваем айкидо в России и за рубежом.

    Особенности школы

    Профессионализм

    Руководители школы – профессиональные инструкторы айкидо, мастера 6 дана айкидо. Наши инструкторы поддерживают теснейшие контакты с техническим куратором Койнобори Додзё – одним из старших преподавателей Всемирного Центра Айкидо.

    . (Айкикай Хомбу Додзё) сиханом Сёдзи Сэки (8 Дан). С. Сэки сихан занимается айкидо профессионально с 1973 года и имеет более чем 40 летний опыт преподавания в Японии и во многих странах мира. Важнейшим результатом профессионального подхода к изучению и преподаванию айкидо в Койнобори Додзё, а также обобщения большого опыта наших руководителей стало не только создание оригинальной методики преподавания, но и выработка единого высокого стандарта и единых критериев оценки уровня технического мастерства всех наших инструкторов и занимающихся. Команда профессионалов – лицо нашей школы!

    Признание в Японии

    Наша Школа имеет официальное признание Всемирного Центра Айкидо – АЙКИКАЙ Хомбу Додзё (Япония). Наш куратор – преподаватель Всемирного Центра Айкидо, мастер мирового уровня сихан С. Сэки (8 Дан). Койнобори Додзё работает непосредственно с Японией.

    . с 1995 года. Однако, на начальном этапе часть деятельности мы проводили через национальную федерацию айкидо (ФААР). Признание Центра Айкидо Айкикай «Койнобори Додзё» в качестве организации айкидо, непосредственно сотрудничающей с Айкикай Хомбу Додзё, было закреплено Сертификатом официального признания в апреле 2013 года. Один из основных результатов получения Сертификата – обширные полномочия руководителей Койнобори Додзё в области аттестации учеников и инструкторов Школы и подтверждение результатов аттестации выдачей дипломов Всемирного Центра Айкидо (Япония). Получить официальное признание Всемирного Центра Айкидо Может далеко не каждая организация. Это большая честь и большая ответственность

    Наша команда работает вместе с 1991 г. Практически все, кто сегодня преподает в наших секциях – это люди, занимающиеся айкидо в Койнобори Додзё с середины 1990-х – начала 2000-х годов. Старшие инструкторы нашей школы М. Л. Карпова (6 дан).

    . и В. И. Грачёв (6 дан) начали заниматься айкидо в конце 80-х, причем у каждого за плечами многолетний опыт изучения других видов воинских искусств, таких как кэндо и каратэ. Президент школы – Карпова М.Л. имеет опыт специализированных многомесячных стажировок по айкидо в США и Японии. Инструкторы школы регулярно стажируются в Японии, принимают участие в международных семинарах ведущих мастеров айкидо в России и за рубежом. С 1995 года мы непосредственно учимся у профессионального инструктора айкидо, сихана Сёдзи Сэки (8 Дан, АЙКИКАЙ Хомбу Додзё, Токио). Мы имеем более чем 20 летний опыт преподавания айкидо детям. С момента создания Койнобори Додзё школой было подготовлено более 100 черных поясов. У нас большой опыт подготовки команд для участия в показательных выступлениях по айкидо на международных и всероссийских фестивалях айкидо и форумах боевых искусств.

    Мы любим айкидо и стремимся делать его хорошо. Мы следуем единой методике тренировок и предъявляем высокие требования к качеству. Сеть секций айкидо для детей и взрослых в Москве и регионах, которую создает Койнобори Додзё, ни в коем случае.

    . не является сугубо формальным объединением разрозненных и разнородных организаций. Подобное «механическое» расширение привело бы к потере качества преподавания, что для нас неприемлемо. Все наши подразделения составляют единую школу, работающую по общей оригинальной методике преподавания и единым стандартам качества. Непреложное требование к инструкторам нашей школы – активная личная практика, самосовершенствование, регулярное участие в семинарах и сдача экзаменов.

    Уважение к традициям

    Наша школа не имеет отношения к «соревновательному» или «спортивному» айкидо. В последние годы в Европе, США, а следом и в России возникли тенденции к преобразованию традиционного японского боевого искусства айкидо в вид спорта.

    . Принципиальным отличием спортивных единоборств от традиционных боевых искусств является наличие соревнований. В древних школах воинских искусств соревнования не проводились в связи с высоким риском получения травм и увечий. В айкидо соревнования запрещены Основателем айкидо Морихэем Уэсибой не только по этой причине. Принципиально важно, чтобы целью тренировок оставалась глубокая работа над собой, которой не мешало бы ни соперничество между практикующими, ни стремление к получению титула, медали или пояса того или иного цвета. Мы бережно сохраняем эту традицию. В своей практике мы опираемся на методики и опыт изучения и преподавания традиционных воинских искусств и айкидо Айкикай. Для нас принципиально важна преемственность, мы стараемся максимально полно и точно перенять дух и опыт нашего наставника и передать эти знания всем ученикам. В свете этих принципов в наших секциях мы практикуем классическое айкидо и не приемлем ни так называемое «фитнесс-айкидо», ни спортивное, ни «энергетическое» айкидо.

    Открытость

    С нами может тренироваться каждый, кто хочет серьезно изучать айкидо. У нас нет безразличных инструкторов – все они любят свою работу и тренировки как таковые и увлеченно занимаются с каждым учеником. У нас есть группы как для новичков.

    . так и для тех, кто занимается айкидо много лет, углубленные и тематические курсы, мастер-классы и индивидуальные занятия, а также специализированные детские секции айкидо. Мы проводим фестивали, региональные и международные семинары по айкидо для взрослых и детей. Для тех, кто хочет изучить айкидо глубже, периодически проводятся курсы и семинары по работе с оружием (боккэн, дзё, танто). Доброжелательная атмосфера и взаимное уважение – закон тренировок во всех наших залах.

    Международные аттестации

    Мы регулярно, два раза в год, проводим экзамены на мастерские степени для учеников Школы. Полученные степени подтверждаются дипломами Всемирного Центра Айкидо (Япония). Поскольку Койнобори Додзё является организацией, официально.

    . признанной Всемирным Центром Айкидо, руководители Школы имеют широкие полномочия в области проведения аттестации учеников и инструкторов нашей школы. У нас выработана система проведения специальных подготовительных семинаров и стажировок, по завершении которых проводятся экзамены. Кроме этого, мы регулярно проводим специализированные семинары и стажировки для инструкторов нашей Школы.

    Нам доверяют

    В нашей команде уже более 1100 взрослых и детей из России и Литвы. По мере развития нашей школы к нам обратились несколько клубов и групп с просьбой принять их в нашу команду. Все эти группы прошли длительный испытательный период, программу.

    . переподготовки инструкторов и теперь продолжают успешно заниматься айкидо вместе с нами в соответствии с нашими техническими требованиями. В настоящее время мы имеем представительства в нескольких регионах: Москва, Иркутск, Ростов-на-Дону, Вильнюс (Литва). Мы просто не можем не заниматься айкидо. Мы усердно тренируемся и регулярно ездим учиться в Японию, участвуем в международных семинарах в Европе, а к нам в Москву часто приезжают айкидоисты из разных стран мира, чтобы потренироваться вместе с нами.

    Зеркало духа: додзё Айкидо

    Его дух установлен самим Основателем айкидо, и оно является местом, наследующим его учение. Каждый ученик обязан честно и искренне следовать этому учению.

    Каждый ученик обязан принимать участие в создании благоприятной атмосферы гармонии и уважения.

    Очищение является активной благодарственной молитвой. Каждый ученик обязан поддерживать чистоту в додзё и очищать свой разум и своё сердце.

    Додзё, если нет для этого непосредственного разрешения сэнсея, не должно использоваться ни для каких других целей, кроме регулярных запланированных занятий.

    Только сэнсей решает, будет он Вас обучать или нет. Вы не можете купить технику. Ежемесячные членские взносы обеспечивают Вам место для практики и предоставляют Вам скромную возможность выразить свою благодарность за получаемую науку. Каждый ученик обязан вовремя вносить взносы.

    Относитесь с уважением к Основателю и его учению, которое наследует и передаёт сэнсэй. Относитесь с уважением к додзё, к тренировочному оборудованию и друг к другу.

    Правила тренировки Необходимо уважать учение и философию Основателя, а также способ, с помощью которого сэнсэй передаёт это учение.

    Моральной обязанностью каждого ученика является никогда не использовать техники айкидо во вред другому человеку или для проявления своего эго. Это техника не разрушения, а созидания. Это инструмент для создания лучшего общества благодаря совершенствованию индивида.

    На татами не должно быть столкновений эго. Айкидо — это не уличная драка. Вы находитесь на мате для того, чтобы преодолеть и очистить свои агрессивные реакции, чтобы воплотить в жизнь дух самурая, открыв свою социальную ответственность.

    На татами не должно быть соперничества. Целью айкидо является не борьба с противником и нанесение ему поражения, а борьба со своими собственными агрессивными инстинктами и победа над этими инстинктами. Сила айкидо — не в мышечной силе, а в гибкости, связи, согласовании, контроле и скромности.

    Высокомерие недопустимо. Все мы должны сознавать пределы своих возможностей.

    Физические способности у всех людей разные, так же как и причины, заставившие их заниматься айкидо. К этому следует относиться с уважением. Настоящее айки — это правильное и гибкое применение техники в любых меняющихся обстоятельствах. Вы несёте ответственность за то, чтобы не наносить никаких травм. Вы обязаны защищать своего партнёра по тренировке и себя.

    Слушайте инструкции, которые даёт сэнсэй, и выполняйте все его указания искренне и в полную меру своих сил. Спорам здесь не место.

    Все ученики изучают одни и те же принципы. Здесь не должно быть конфликтов между группами или предпочтения той или иной стороны. Все члены додзё — одна семья, и секрет айкидо в гармонии. Правила поведения в додзё Входя и покидая место занятий в додзё, поклонись стоя.

    Входя на татами или покидая его, всегда совершай поклон в направлении шомена или портрета Основателя.

    Относитесь с уважением к орудиям тренировки. Ги должна быть чистой и целой. Оружие должно быть в хорошем состоянии и, если оно не используется, находится на своём месте.

    Никогда не пользуйтесь ги или оружием, принадлежащим кому-то другому.

    За несколько минут до начала практики Вы должны, хорошо разогревшись, сидеть с соблюдением принятых правил на своём месте, находясь в состоянии спокойной медитации. Эти несколько минут предназначены для того, чтобы освободить свой ум от проблем дня и подготовиться к занятиям.

    Класс открывается и закрывается с соблюдением установленной церемонии. Важно приходить вовремя и принимать участие в этой церемонии, но если Вы всё же опоздали, Вы должны подождать, сидя, согласно, установленным правилам, рядом с татами, пока сэнсей не подаст сигнал, разрешающий Вам присоединиться к классу. Приблизившись к мату, Вы должны поклониться в положении сидя. Самое главное, чтобы при этом Вы не помешали занятиям.

    Сидеть на татами Вы должны в сейдза (установленная правилами сидячая поза). Если у Вас травмировано колено, Вы можете принять позу со скрещенными ногами, но никогда не сидите с вытянутыми ногами и никогда не опирайтесь о стенку или столб. Вы должны постоянно сохранять алертность.

    Не покидайте татами во время практики, за исключением тех случаев, когда Вам нанесена травма или Вы заболели. Во время занятий, когда сэнсей демонстрирует технику, которую Вы будете изучать, Вы должны спокойно и внимательно следить за ним, сидя в сейдза. После того как демонстрация закончена, Вы кланяетесь сэнсею, потом своему партнёру и только потом приступаете к выполнению техники.

    Когда дан сигнал об окончании техники, Вы должны немедленно остановиться. Поклонившись своему партнёру, быстро возвращаетесь в ряд с остальными учениками.

    Никогда не стойте на татами без дела. Вы должны заниматься практикой или, если это необходимо, сидеть в положенной позе, ожидая своей очереди.

    Если по какой-то причине абсолютно необходимо задать вопрос сэнсею, подойдите к нему (никогда не подзывайте его к себе), поклонитесь, выражая своё уважение, и ждите его подтверждения. (Для этого подходит поза поклона).

    Получая во время занятий личные указания, сидите в сейдза и внимательно следите за сэнсэем. Поклонитесь ему, когда он закончит. Когда он даёт указания кому-то другому, Вы должны прекратить практику, чтобы следитьза ним. Сидите в положенной позе и поклонитесь ему, когда он закончит.

    Уважайте того, кто обладает большим опытом. Никогда не спорьте относительно техники.

    Вы здесь находитесь для практики. Не навязывайте свои представления другим.

    Если Вам известно движение, которое сейчас изучается, и Вы работаете с кем-то, кто его не знает, Вы можете провести через него этого человека. Но не пытайтесь исправлять или давать указания своему партнёру по тренировке, если Вы не достигли уровня старшего юданся.

    Сведите разговоры на татами к абсолютному минимуму. Айкидо — это опыт.

    Не слоняйтесь вокруг татами до или после занятий. Это пространство предназначено для учеников, которые хотят тренироваться. Для общения в додзё есть другие места.

    Татами необходимо каждый день подметать перед началом занятий и после того, как они окончены. Каждый обязан поддерживать в додзё чистоту.

    Никакая еда, питьё, курение или жевание резинки на татами или рядом с ним на протяжении занятий недопустимы, а также в любое другое время, когда Вы находитесь на татами.

    Во время занятий на Вас не должно быть никаких украшений.

    Никогда не пейте алкогольных напитков, когда на Вас надето ги для занятий.

    Вы можете прийти в любое время посмотреть, как проходят занятия, но при этом Вы должны соблюдать следующие правила:

      Сидеть нужно в почтительной позе, не полулёжа и не взгромождая ноги на мебель

    Запрещается есть, пить или курить, пока проходят занятия.

    Запрещается говорить с кем бы то ни было, если он находится на татами.

    Нельзя разговаривать и слоняться вокруг, когда инструктор демонстрирует движение или даёт пояснения.

    При открытии и закрытии класса Вы должны сидеть на мате в позе сейдза и участвовать в общей церемонии. Оставайтесь сидеть, пока сэнсэй не подаст сигнал приступить к занятиям в начале занятий или покинуть татами в конце.

    Зеркало духа: додзё Айкидо

    Название Зеркало духа: додзё Айкидо
    Дата 04.10.2012
    Размер 59.14 Kb.
    Тип Документы
    источник

    Зеркало духа: додзё Айкидо

    Вне всякого сомнения, география влияет на путь, по которому развивается культура народа. В Соединенных Штатах кажущиеся безграничными пространства, различный климат и земли взрастили культуру, которая поощряет индивидуализм и новаторство. Благоговение перед духом авантюризма и пионерства — это одно из самых сильных звеньев, которые связывают людей в современной Америке, стране, в которой нация превратилась в почти хаотичную смесь разных народов. В противоположность США, Япония в течение всей своей истории была вынуждена располагать большое население на очень маленькой географической площади. Кроме того, население было разбросано по островам. Люди были — и остаются — вынуждены жить очень тесно друг с другом, практически не имея никаких шансов избежать этого. И вполне естественно, что японская культура превратилась в культуру, для которой приоритетами стали порядок, подчинение и закон. Благополучие группы считается гораздо более важным, чем благополучие одного человека. Даже довольно консервативный американец недоверчиво и настороженно относится к властям и любой силе, посягающей на его свободу. Обычный японец рассматривает власть как необходимую для выживания всего общества структуру, а подчинение властям — скорее как форму сотрудничества, чем принуждение. Конечно, и в Соединенных Штатах существуют согласие и подчинение, а в Японии — индивидуализм, однако приоритеты в этих странах по-прежнему остаются абсолютно разными.

    Для понимания японского характера необходимо понимание представлений о власти и нуждах общества как об акте согласия, а не вынужденной капитуляции. Знание этих представлений также необходимо для понимания значения и ценности японского института додзё и, в особенности, додзё Айкидо.

    Слово додзё означает «место, где проходит путь». Изначально понятие додзё было связано с храмами и религиозными сектами. Это были места, где монахи и другие священнослужители занимались и практиковались в своей вере. Позднее название додзё стало применяться к местам, где изучали другие, не связанные напрямую с религией науки — фехтование, каллиграфию, танцы и другие дисциплины, требующие суровых тренировок. Если учесть склонность японского общества к подчинению правилам и порядку, то становится неудивительным, что японцы использовали модель монастырской дисциплины в качестве образца для обучения светским наукам в своих школах. Кроме того, древняя японская религия Синто, которая в наибольшей степени влияет на формирование отношения японцев к религии, не имеет понятия «внешнего» Бога, внушающего свои желания человеку и природе. Синто считает, что все в природе имеет искру божью. Разделение религиозных и мирских целей не было в Японии таким сильным, как на Западе. И, в отличие от Запада, религия в Японии не пыталась так сильно ограничивать различные идеи. Понятие до, или жизненного пути, которому человек отдает всего себя, стало применяться к любой важной цели, которой человек себя посвящает.

    Другой важный вклад, который внесло додзё, повлияв на современные боевые искусства — это этика воинского братства, Я полагаю, что во всем мире воины служат одной цели и несут на себе все тяготы войны. Для того чтобы люди смогли выдержать невероятный стресс поединка, необходимы интенсивные тренировки. Все армии и воинские братства подчиняются кодексу, который не терпит бунта. Наиболее удачливыми всегда являлись воинские формирования, в которых сами члены, будучи уверенными в важности тех целей, за которые они сражались, поддерживали определенную систему и порядок. Воинские формирования, в которых подчинение не является добровольным, редко бывают стабильными и результативными.

    Необходимо добавить, что вежливость и строгие правила этикета были обязательны во всех додзё, вне зависимости от изучаемой дисциплины. Любое закрытое общество становится неприемлемым без вежливости и уважения к своим членам. Формальные правила этикета помогают человеку сохранить правильное поведение, если он начинает терять контроль над собой. Додзё в боевых искусствах, создавая специфические условия для бойцов, оказывает дополнительное влияние на их вежливое и рыцарское поведение. Последствия нерыцарского поступка могут привести к смерти, а не просто к какому-то разногласию. Это одна из причин, по которой в воинских обществах во всем мире вежливости и рыцарству придается такое огромное значение.

    Поскольку Айкидо, являясь боевым искусством, имеет своей целью совершенствование человеческого духа и установление мира во всем мире, додзё Айкидо вобрали в себя значимость религиозных и воинских додзё. Айкидо — это не религия, оно не имеет каких-либо догм или доктрин. Айкидо является глубоким духовным занятием. Додзё Айкидо — это храм духа, человеческого и божественного духа, который присутствует во всем во Вселенной. Додзё Айкидо должно поддерживать строгость и дисциплину воинского общества, поскольку Айкидо — это будо, путь воина. Айкидо — это не абстрактная теория духовных ценностей. Айкидо — это практическая тренировка, закаляющая ваш дух, ваше внутреннее спокойствие и ваши возможности в общении с другими людьми. Это означает изменение вашего ментального состояния таким образом, что в случае стресса вы не подвергнетесь влиянию агрессии и разрушения, но вместо этого будете продолжать вести себя так, чтобы предотвратить или остановить конфликт. Айкидо означает укрепление вашей решимости и ваших убеждений.

    Необходимыми элементами додзё являются обязательства, сотрудничество, дисциплина, порядок, вежливость и вера в ту цель, к которой стремятся члены додзё. Как же проявляются эти элементы на практике? Во-первых, занимающиеся в додзё должны разделять ответственность по уходу и присмотру за додзё. Додзё Айкидо должно быть кооперативной организацией, в которой все ее члены заботятся о благополучии додзё и друг друга. Додзё — это не спортивный зал, для уборки которого нанимают специальных людей. Занимающиеся в додзё должны рассматривать его уборку как духовное упражнение; состояние додзё отражается на внутреннем состоянии самих учеников.

    Поддержание личной чистоты — это уважение к себе, к своим партнерам и искусству Айкидо. Занимающийся Айкидо должен содержать свою одежду и оружие в чистоте и порядке. Он не должен разбрасывать вещи вокруг себя, а аккуратно складывать в одном месте. Он должен постоянно следить за тем, где находится его оружие.

    Хотя сотрудничество является очень важным элементом, додзё — не демократия. Цепь подчинения и смиренности, подкрепляемая взаимным уважением, должна проходить по всей иерархии додзё, начиная от сенсея и далее через старших учеников (семпай) и младших учеников (кохай). Старшие ученики должны подавать хороший пример младшим, поддерживать и усиливать учение своего сенсея. В большом додзё сенсей не может уделить внимание каждому ученику в отдельности. Убедиться в том, что младшие ученики учатся правильно и в додзё идет необходимая работа — это обязанность старших учеников. Младшие ученики должны уважать старших, не возражать и не сопротивляться инструктажу с их стороны. Те, кто приходят впервые, не знают ни путей додзё, ни принципов Айкидо. Для того чтобы научиться, они должны раскрыть свое сознание и вести себя скромно и учтиво. Со своей стороны, старшие ученики должны вести себя так, чтобы заслужить уважение и не пользоваться своим положением для унижения младших. Иерархия в додзё не означает, что вы не должны проявлять уважение ко всем остальным людям. Хорошая техника не служит оправданием для незрелого и мелочного поведения. Без хороших манер додзё превращается в джунгли, и то, что преследовало цель духовного совершенствования, превращается в опасное занятие.

    Соблюдая правила этикета, вы должны соблюдать приличия и проявлять хорошие манеры поведения. Вы должны строго придерживаться определенных форм вежливости, должны быть корректны и аккуратны в своей одежде и поведении. Выйти на татами не полностью или неправильно одетым, валяться на татами в небрежной позе и т.д. — все эти внешние проявления бескультурья говорят о ментальной и духовной распущенности. Соблюдение приличий, в свою очередь, усиливает ваш внутренний порядок.

    Так что этикет и правила додзё — не пустые формальности. Они создают условия, необходимые для хорошей тренировки. Например, в современных додзё Айкидо у каждого ученика для тренировок есть свое оружие. Пользоваться чужим оружием без разрешения — это грубейшее нарушение этикета. Чтобы понять это, просто подумайте о воинах, которые сражаются за свои жизни. Жизни этих людей зависят не только от их мастерства, но и от качества и состояния их оружия и возможности иметь его под рукой в любую секунду. Нетрудно понять, почему касаться или брать личное оружие без разрешения в прошлом было равнозначно смертельному приговору. Человек, позволивший себе подобные действия, рисковал даже не получить шанса исправиться.

    Такемусу Айкидо

    Т акемусу Айкидо (Ивама Рю) имеет прекрасно сохраненную технику Морихея Уесибы Сенсея — основателя Айкидо. Такемусу Айкидо (Ивама Рю) — это воинское искусство базирующееся на взаимосвязи кен (меч), джо (палка) и тай джитсу (техника без оружия). Сохраненные техники с оружием являются базовыми для Будо (воинского искусства) и в этом же самом виде они преподавались в Иваме еще О-сенсеем.

    Ивама доджо было основано Морихеем Уесибой в течение 40-х, а летом 1946, в возрасте 18-ти лет, Морихиро Сайто сенсей (р. 31 марта 1928г.) начал изучение Айкидо у Основателя. Сайто сенсей жил в Ивама в качестве учи-деши (внутреннего ученика) самое продолжительное время — 23 года, вплоть до смерти О-сенсея в 1969г.

    Он был одним из немногих, кто участвовал в личных утренних тренировках О-сенсея (главным образом с оружием). Ему также доверялось проведение занятий в Ивама доджо не только, когда Уесиба был далеко, но также и в то время, когда Основатель был в Иваме, особенно в последние годы.

    Сайто Сенсей является автором множества книг, в том числе «Традиционное Айкидо» в 5-ти томах и, более поздней серии «Такемусу Айкидо, проводил семинары по всему миру, на которых он обучал «Айкидо, которому учил меня О — Cенсей».

    Сайто Сенсей являлся носителем и учителем техники традиционного Айкидо и техники Айкидо с оружием — айкикен и айкиджо, той самой, которую разработал О-Cенсей и преподавал только в Иваме.

    13 мая 2002 года Морихиро Сайто Сенсей скончался.

    Е жегодно в Хомбу додзё Айкидо Айкикай в городе Токио (Япония) проходит церемония Кагамибираки (kagamibiraki) . Это древний национальный ритуальный праздник с демонстрацией военных искусств. В Японии Кагамибираки является традиционной церемонией для обозначения официального начала деятельности додзё и для многих других официальных мероприятий. Кагамбираки означает церемонию «открытия зеркала», когда празднуется наступление Нового Года, с молитвами и надеждами на мир, счастье и процветание, обмен духом доброй воли и сотрудничество, таким образом, дается сигнал к началу занятий в додзё и проводится в этот день первая сессия.

    Во время этой церемонии проводится показательное выступление Дошу Моритеру Уесиба и озвучиваются решения о присвоении данов.

    10 января 2016 года были присвоены очередные даны представителям Такемусу Айки России:

    6 дан — Якимову Олегу Борисовичу
    6 дан – Давыдову Юрию Игоревичу

    5 дан — Есипову Владимиру Юрьевичу
    5 дан — Митину Игорю Юрьевичу

    8 мая 2016 года на традиционном семинаре в г. Санкт-Петербурге шихан Ульф Эвенас провел церемонию вручения дипломов о присвоении данов.

    Учидэси в Айкидо Кобаяси Додзе

    Учидэси (или учидэши) — так называется традиционная для Японии система обучения, передачи знания от учителя к ученику, когда ученика (дэси, деши) принимают жить в дом к мастеру. Такая система в наши дни сохранилась далеко не везде.

    В Кобаяси Додзе и сейчас готовят инструкторов айкидо по программе учидэси.

    Ясуо Кобаяси сэнсэй провел в Хомбу Додзе (главный зал, штаб-квартира айкидо в Токио) около 18 лет, сначала сам в роли учидэси — учился лично у основателя айкидо Морихэя Уэсиба — затем как инструктор. Большинство мастеров айкидо этого поколения – Кобаяси, Тамура, Ямада сэнсэй – прошли такую школу. Теперь этот традиционный взгляд на вещи, стариную японскую систему ценностей прививают в Айкидо Кобаяси Додзе как японцам, так и инструкторам айкидо со всего мира. Кобаяси сэнсэй и сейчас сам проводит около 10 тренировок каждую неделю для своих учеников и инструкторов додзе. Самые аутентичные переживания из жизни учидеши можно получить в Айкидо Кобаяси Додзе.

    Что нужно, чтобы поехать в Японию и стать учидэси?

    Надо минимум на месяц (а лучше 2 или 3) оставить все дела, заручиться рекомендацией одного из сиханов Айкидо Кобаяси Додзе, и, как правило, уже иметь минимум первый дан в айкидо.

    Чтобы тренироваться как учидэси не обязательно быть профессиональным тренером по айкидо, но надо хотеть продолжать развиваться в айкидо и способствовать развитию айкидо в своем клубе, городе, стране — система учидэси для не японцев направлена на то, чтобы люди прошедшие такую школу могли распространять правильный подход к тренировкам, правильный дух айкидо за пределами Японии.

    Приехав в Японию надо быть готовым: делать все, что говорят учителя — круглые сутки. Надо быть готовым тренироваться 2-3 раза в день, а большую часть остального времени проводить в незатейливых и умиротворяющих хлопотах на благо додзе. Мало времени на сон и эго. Часто даже подумать некогда… Выполняй что нужно и впитывай информацию. Когда вернешься домой — будет время на саморефлексию, и будет огромный задел для дальнейшего роста в айкидо.

    А здесь и сейчас — будь здесь и сейчас. Стоит попробовать.

    Подробнее о программе учидэси на сайте Aikido Kobayashi Dojo

    Ссылка на основную публикацию