Заншин — расслабленная бдительность | Karate-krs.ru

Заншин — расслабленная бдительность

Заншин — расслабленная бдительность

«В бою состояние твоего духа не должно отличаться от повседневного.
И в схватке и в обыденной жизни ты должен быть целеустремлен, но спокоен.
Встречай ситуацию без напряжения, однако не беспечно,
с духом уравновешенным, но не предубежденным.»
Миямото Мусаси «Книга пяти колец»

Заншин (Zanshin, Японский 残心) – состояние полного внимания и постоянной готовности.

В японских единоборствах очень часто используют слово заншин. В айкидо можно услышать этот термин при выполнении базовых перемещений , техник айкидо и во время дзюваза. Некоторые тренера говорят «держите заншин» при этом показывая, как правильно это делать. Часто объяснения сводятся правильному, устойчивому положению тела после выполнения броска.

Между тем понятие заншин значительно более емкое, хотя и включает выше упомянутые моменты.

Заншин это состояние полной концентрации внимания на происходящем, постоянной собранности и готовности к действию. Взрослым очень сложно удерживать такое внимание, поскольку со школьной скамьи нас учат концентрировать внимание на чем-то одном: тетрадь, доска, учитель, задача…

Внимание в заншин можно сравнить с вниманием хищника готовящегося атаковать свою жертву. На сегодняшний день самый простой и наглядный способ понять состояние тела и ума во время заншин – это понаблюдать охотящейся кошкой.

У животных в отличие от людей это ощущение развивается с детства. И если для хищников заншин работает во время охоты, то для потенциальной жертвы – это так же работает и позволяет не стать обедом. Кто кого удивил и застал врасплох, тот и победил.

Как вернуть навык заншин?

Многие скажут что мы же не в джунглях живем где на нас в любой момент могут напасть, если так жить, то начнешь пугаться собственной тени, а там и до заботливых санитаров в белых халатах недалеко.

Весь фокус в том, чтобы находиться в таком состоянии не напрягаясь. Это как с физическими упражнениями. Выполняешь новое упражнение, и начинают болеть мышцы, ранее не использовавшиеся. А когда просят это упражнение выполнять правильно, так вообще тело напрягается, все зажато, и со стороны напоминаешь «деревянных солдат Урфин Джуса». После многократного повторения все становится легко обыденно, и работает на автомате.

Маленькие дети еще не растеряли эту способность. Они открыты к изменениям в любую секунду, они готовы действовать в любую секунду, они очень внимательны ко всему происходящему вокруг и при всем этом очень расслаблены. Если положить интересующий их предмет в труднодоступное место, они не раздумывют сложно это или нет, не рассчитывают риски свалиться со стула, стола, шкафа. Они просто двигаются к своей цели искренне и неотвратимо, осуществляя задуманное.

Наблюдая за животными и маленькими детьми взрослые могут очень многому научиться.

Заншин в айкидо

Заншин в действии
От главного редактора информбюро

Состояние заншин, если его практиковать на каждой тренировке айкидо, станет таким же автоматическим навыком, как запирание квартиры на ключ.

Очень сложно неожиданно напасть на человека, тренирующего состояние заншин. Основатель Ёсинкан айкидо Годзо Сиода для развития состояния заншин за пределами додзё даже закреплял дома над дверью палку, которая падала на голову при открывании двери, если о ней позабыл. Так же один из эффективных способов тренировки состояния заншин – это практика ути-деси (подробнее описано в книге «Айкидо Сюгё»).

Начинать стоит с малого. На тренировке после команды мокусо, мы не только стараемся очистить сознание от мелькающих в голове мыслей о повседневных хлопотах, но и привести себя в состояние возбужденного, реагирующего внимания и сохранять его во время всей тренировки.

Это формирует особый дух в додзё и дисциплину.

Состояние заншин учит ещё одному важному принципу – относиться одинаково внимательно, как к мелочам, так и к крупным деталям. Искренне стараться делать дело за которое берёшься с максимальной отдачей вне зависимости от того, на сколько важным или нет оно может показаться. Изучение сложных техник айкидо и уборка в додзё равнозначны по своей значимости.

Заншин -это состояние, которое эффективно не только в стрессовой ситуации, но и в повседневной жизни. Быть внимательным и открытым к изменениям, готовым действовать решительно на все сто процентов. Всё это помогает достигать поставленных задач и целей в удивительно короткие сроки.

Заншин — расслабленная бдительность

Пожалуй нет в каратэ понятия столь важного и столь многогранного как Заншин! Я стараюсь держать на тренировках один, достаточно высокий темп с быстрыми переходами от упражнения к упражнению. Зачастую ученикам трудно существовать внутри этого тайминга и они зависают на границах между элементами тренировочного процесса.

При этом, я считаю, что чрезвычайно важно, следить и поощрять занимающихся держать свое внимание в тонусе, что для меня и является Заншин.

Пытаясь найти для себя определение Заншин, я сформулировал его как состояние постоянной и неослабной готовности к любым изменениям окружающего мира. То есть такому состоянию, когда ничто не является сюрпризом, ни команда перейти от отжиманий к подпрыгиваниям, ни летящий в голову кирпич.

И начинать тренировать это замечательное состояние необходимо с поддержания его в течении двух часов тренировки. Ведь, что есть мокусо, как не введение себя в состояние возбужденного и реагирующего внимания, которое невероятно важно поддержать до команды знаменующей окончание процесса. Отсюда и особый дух, который должен присутствовать на тренировке и особая дисциплина, которые есть не слепая дань традициям, а необходимый психологический фон. Ибо в бою побеждает не самый умелый и самый сильный, а тот, кто сумел удивить. И как следствие, тот, кто удивился, чаще всего проигрывает.

Отсюда еще одна очень важная составляющая практики каратэ – искренность. Нет более искреннего существа, чем тигр, который атакует свою жертву. Он не ведает присущих человеку сомнений, не бережёт силы, не думает о последствиях и ничего не боится. Он не атакует вполсилы, если перед ним кролик, а не олень. Он с одинаковой искренностью относится к любой из своих потенциальных жертв.

Именно с таким чувством должна проходить практика боевых искусств, именно с таким отношением должен наносится каждый удар и выполняться каждое передвижение, а парную работу от реальной ситуации противодействия должно отличать только то, что выполняющие ее знают о том, что будет сейчас происходить.

Мой наставник, Морио Хигаонна Сэнсей, как-то сказал, что в каратэ есть всего три секрета: смотреть, слушать и потеть.

Любая серьезная система требует от своих адептов только одного искреннего отношения к себе. Только в этом случае соискатель понимает, что за цветистыми названиями приемов или стихотворными наставлениями о киноварном поле раскинулась не сказочная страна средиземье, которую уже населяют толпы хоббитов в кимоно, которым так и не удалось с чувством глубокой искренности взглянуть в зеркало, а непаханая целина очень тяжелой работы без ожидания скорого результата.

И это тоже Заншин, потому что не имеет смысла внимание, если оно не направлено на реальность во всей ее неприкрытой искренности.

Хорошие Сэнсеи тоже люди. И эти люди, как правило, искренне хотят учить. Искренне хотят передавать знания. Вот только того, кто искренне хочет учиться порой найти так же трудно, как и хорошего наставника.

УЧИТЬСЯ, а не приходить пару раз в неделю «кровь погонять, попотеть, как следует, ну чтобы потом, когда придется, уметь за себя постоять». И это тоже Заншин – честный до боли взгляд на то, чем занимаешься и на себя в этом занятии.

Пожалуй, нет такого другого направления в спорте, где живет столько жуликов и искренних идиотов, как в боевых искусствах. При этом каждый из них находит своих почитателей и последователей. Все эти несчастные люди в свое время отказали себе в честном ответе о цели своего прихода в школу единоборств и в искреннем, заншин-взгляде на своего будущего гуру.

Искренний человек – это по-хорошему наивный человек. Человек с open mind. Человек, который умеет на любое явление из окружающей его действительности взглянуть как в первый раз. Человек, который живет на все 100, умеет любить и восхищаться. Искренний человек тот, кто слышит музыку в шуме улиц и видит живописное полотно в обыденном пейзаже.

И конечно же искренний человек – это очень внимательный человек, чей тренированный заншин позволяет заметить детали этого самого пейзажа и услышать улицу.

Каратэ Годзю-Рю (часть четвертая) Заншин — расслабленная бдительность

Если бы это не звучало так смешно, я бы разозлился.

Пожалуй нет в каратэ понятия столь важного и столь многогранного как Заншин! Я стараюсь держать на тренировках один, достаточно высокий темп с быстрыми переходами от упражнения к упражнению. Зачастую ученикам трудно существовать внутри этого тайминга и они зависают на границах между элементами тренировочного процесса.

При этом, я считаю, что чрезвычайно важно, следить и поощрять занимающихся держать свое внимание в тонусе, что для меня и является Заншин.

Пытаясь найти для себя определение Заншин, я сформулировал его как состояние постоянной и неослабной готовности к любым изменениям окружающего мира. То есть такому состоянию, когда ничто не является сюрпризом, ни команда перейти от отжиманий к подпрыгиваниям, ни летящий в голову кирпич.

И начинать тренировать это замечательное состояние необходимо с поддержания его в течении двух часов тренировки. Ведь, что есть
мокусо, как не введение себя в состояние возбужденного и реагирующего внимания, которое невероятно важно поддержать до команды знаменующей окончание процесса. Отсюда и особый дух, который должен присутствовать на тренировке и особая дисциплина, которые есть не слепая дань традициям, а необходимый психологический фон. Ибо в бою побеждает не самый умелый и самый сильный, а тот, кто сумел удивить. И как следствие, тот, кто удивился, чаще всего проигрывает. сенсей хигаонна

Отсюда еще одна очень важная составляющая практики каратэ – искренность.
Нет более искреннего существа, чем тигр, который атакует свою жертву. Он не ведает присущих человеку сомнений, не бережёт силы, не думает о последствиях и ничего не боится. Он не атакует вполсилы, если перед ним кролик, а не олень. Он с одинаковой искренностью относится к любой
из своих потенциальных жертв.

Именно с таким чувством должна проходить практика боевых
искусств, именно с таким отношением должен наносится каждый удар и выполняться каждое передвижение, а парную работу от реальной ситуации противодействия должно отличать только то, что выполняющие ее знают о том, что будет сейчас происходить.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/srrb.ru/wp-content/uploads/2016/02/1392310395_higaonna-sensei-1.jpg?fit=200%2C300&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/srrb.ru/wp-content/uploads/2016/02/1392310395_higaonna-sensei-1.jpg?fit=400%2C600&ssl=1″ >Мой наставник, Морио Хигаонна Сэнсей, как-то сказал, что в каратэ есть всего три секрета: смотреть, слушать и потеть.

Любая серьезная система требует от своих адептов только одного искреннего отношения к себе. Только в этом случае соискатель понимает, что за цветистыми названиями приемов или стихотворными наставлениями о киноварном поле раскинулась не сказочная страна средиземье, которую уже населяют толпы хоббитов в кимоно, которым так и не удалось с чувством глубокой искренности взглянуть в зеркало, а непаханая целина очень тяжелой
работы без ожидания скорого результата.

И это тоже Заншин, потому что не имеет смысла внимание, если оно не направлено на реальность во всей ее неприкрытой искренности.

Хорошие Сэнсеи тоже люди. И эти люди, как правило, искренне хотят учить. Искренне хотят передавать знания. Вот только того, кто искренне хочет учиться порой найти так же трудно, как и хорошего наставника.

УЧИТЬСЯ, а не приходить пару раз в неделю «кровь погонять, попотеть, как
следует, ну чтобы потом, когда придется, уметь за себя постоять». И это тоже Заншин – честный до боли взгляд на то, чем занимаешься и на себя в этом занятии.

Пожалуй, нет такого другого направления в спорте, где живет столько жуликов и искренних идиотов, как в боевых искусствах. При этом каждый из них находит своих почитателей и последователей. Все эти несчастные люди в свое время отказали себе в честном ответе о цели своего прихода в школу единоборств и в искреннем, заншин-взгляде на своего будущего гуру.

Искренний человек – это по-хорошему наивный человек. Человек с open mind. Человек, который умеет на любое явление из окружающей его действительности взглянуть как в первый раз.
Человек, который живет на все 100, умеет любить и восхищаться. Искренний человек тот, кто слышит музыку в шуме улиц и видит живописное полотно в обыденном пейзаже.

И конечно же искренний человек – это очень внимательный человек, чей тренированный заншин позволяет заметить детали этого самого пейзажа и услышать улицу.

Богдан Курилко
Источник: SuperKarateRU

Заншин — расслабленная бдительность

Дом-работа, работа-дом. Работа-дом-дети. Осенняя хандра, весенний сплин. Лишние эмоции, лишний вес, лишние люди. Усталость. И тают первым снегом мечты. И ты переступаешь через эти маленькие лужи, чтоб не намочить носочек модельного ботинка, чтоб не ощутить дискомфорт.

Чтоб не защемило где-то под ложечкой: «Как же я так? Почему?». Встречаемся на бегу, расстаемся, не оглядываясь. Рисуем мелками надежды спасательный круг, и в беге по этому кругу, пытаемся складывать кубик Рубика отношений. А лужи замерзают. И становится скользко и холодно. И надо бы остановиться и подышать. И посмотреть в небо. Поймать снежинки, отогреть, и пустить в эту новую воду кораблик. Кораблик мечты. Как в детстве.

Но как? Я теперь знаю как:) По команде «Хадзимэ!»

Как–то после тренировки встречаю приятельницу.

— А ты откуда такая улыбающаяся? Поздним вечером посреди недели? — хитро прищуривает глаза, — с кем встречалась?;)

Непонимание в глазах сменяется гримаской снисходительности:

— Но это ведь не женский вид спорта!

— А я туда хожу не за женственностью или мужественностью. Я туда за собой хожу, — привычно улыбаюсь, зная, что мало кто поймёт.

Так повзрослевшие дети смотрят на Деда Мороза. Смеюсь.

— У меня и мешочек есть, как у Деда Мороза. Правда, не такой большой, но вполне себе сказочный. Он маленький, бархатный, цвета сапфира или августовской ночи звездопадов. Такие есть у многих девочек. Они там хранят какие-то ценные камешки. У меня тоже там маленькое сокровище. Заншин.

— Чувствуешь, даже слово на ощупь бархатное? Как вечернее платье. Ты расслаблена, ловишь лучики внимания, но спинка-то прямая. Ты готова ко всему: и одарить сияющей улыбкой, и блестящепарировать колкость. Не напрягаясь. «Расслабленная бдительность».

— Вас там этому учат?

— «Этому нельзя научить. Этому можно научиться самому», — повторяю слова сэнсэя. — Всё ведь внутри. И счастье, и досада, и гармония, и улыбка. Только в суете сует мы часто забываем об этом. И начинаем винить обстоятельства, других людей, погоду и гороскопы. «Ты сам себе друг и недруг, и сам себе рай и ад. Во что бы мы ни играли».

Обычное наше с приятельницей «привет-как-дела» плавно перетекает в беседу, и мы таки заходим в ближайшее кафе, где взяв по чашечке ароматного кофе, продолжаем «о своем, о девичьем».

— Но чему-то вас там учат? Ой, я даже не знаю, соблазняешь ты меня, как всегда:) Я вот в тренажерку хожу, похудеть надо к праздникам. Но часто пропускаю — так устаю к вечеру , а после тренировки ещё хуже.

— Учат, конечно. Уверенности, вниманию, пониманию. Учат побеждать.

— Кого? Ты что, в соревнованиях участвуешь?!

— Ну ты ж знаешь – я не спортсменка:) Учат побеждать себя.

— Хм… пока мы шли сейчас, ты видела, какие переливы в небе сегодня над вечерним городом? А я видела. Понимаешь, каратэ для меня – это перезагрузка. Каким-то удивительным образом, после тренировки находятся решения проблем, которые весь день стояли комом. Как ластиком стираются обиды, усталость и напряжение. Растворяется в вечерней дымке ненужное и случайное. И да, ты уже видишь и небо, и чувствуешь особенный воздух вечернего города. Тон улиц немного тише, флюиды громче, клаксоны нежнее, огоньки фар уютнее. Внутреннее умиротворение – это дорогого стоит в нашем безумном-безумном мире суеты и скоростей.

— Это конечно, хорошо, но я как-то не готова морально два часа отрабатывать удары. Всё-таки это так не женственно.

— Да вот, превратилась я в сурового мощного мужчину;) А на тренажерах ты сидишь с томным взглядом и в кринолинах?;) Я тебе ещё не рассказала о своем любимом «упражнении» — ката.

— Это такой … танец:) А если серьезно – «бой с тенью». Очень красивые и грациозные комплексы движений. Это дыхание, концентрация внимания, владение своим телом, энергией. Каждый ката – это как маленький спектакль. «Взятие крепости», «Мир и покой», «Созерцание небес», «Полёт ласточки», «Руки, раздвигающие облака». Есть мнение, что создателем ката Сан Чин была девушка. «Три битвы» — схватка Сознания , Тела и Духа. Это же так по-женски:) Талантливая Фан Цинян была создательницей стиля «Белый журавль». А женские ката Мабуни Кенва? Аояги — гибкая ива. Вот такая вот муженственность:)

— Ммм.. возьмешь меня с собой на следующую тренировку? Я уже хочу:)

— Не вопрос:) И уверенности прибавится, и вес твой уйдет сам собой, и гармонию нащупаешь. Но. Помнишь, как в «Матрице»? «Я только могу показать тебе дверь. Ты сам должен открыть её».

Зансин (zanshin)

В правилах по судейству в кендо зансин описывается как одна из необходимых составляющих успешного юко датоцу.

Говоря простым языком, зансин (zanshin) – психическое состояние и физическая стойка, которые позволяют отвечать на контратаку после нанесения удара.

Если в сиай после атаки не показан зансин, очко либо игнорируется судьями, либо производится тори кеси (tori keshi), где иппон присваивается и затем забирается.

Типично, зансин – это процесс прохода за оппонента после атаки и, как только вы оказались на безопасной дистанции, разворот лицом к оппоненту в чудан. Если у вас нет возможности сделать проход, тогда вам нужно, чтобы ваш синай сильно упирался концом в горло или центр оппонента.

Многие кендока знают о необходимости зансина, но многие из нас не переносят правильный зансин в свои базовые тренировки кихон или, в некоторых случаях, в дзигейко. Чтобы это работало, необходимо сделать зансин важной частью каждой техники, а не включать время от времени, когда понадобилось. Я часто наблюдаю, когда после хорошего удара мен атакующий во время прохода расслабляется. Можно практически ощутить чувство облегчения, когда чудан больше не поддерживается во время прохода за оппонента. Я даже видел, как некоторые отпускали одну руку с синая после нанесения удара.

Чаще всего недостаток зансина проявляется в замедлении темпа и потере осанки после атаки. Другая четкая характеристика отсутствия зансина, это когда участник боя делает некоторое количество шагов вперед за оппонента, разворачивается и принимает чудан камаэ, при этом отшагивая назад. Это явно слабая позиция, в которой человек может быть легко побежден, если бы оппонент сделал сильную атаку вперед в этот момент.

Чтобы быть уверенным в том, что зансин есть, когда он вам нужен, вы должны практиковать его как неотъемлимую часть каждой техники, даже в самых базовых упражнениях.

Так, например, в мен учикоми гейко, вы должны делать шаг вперед на дистанцию вашего оппонента, бить мен, делать 3-4 шага за оппонента, держа конец синая впереди, затем повернуться, делая шаг вперед в чудан на правильной дистанции. Это движение вперед должно быть уверенным, чтобы перейти в ваше следующее семе.

Правильное какаригейко – это отличный способ выработать зансин, так как вы работаете по шаблону семе, удар, проход с правильным зансином, поворот, движение вперед в семе и опять удар. Если практиковать таким образом, зансин станет составной частью каждой техники, а не дополнительным элементом для испорльзования в сиай или на аттестациях.

«Зансин» — правильная концентрация, открытое сердце, безупречный дух.

В техниках айкидо существует момент, когда тело и сознание должны быть объединены. Это позволяет энергии течь даже тогда, когда внешне техника уже завершена. Именно этот момент — и есть идеальный «зансин».

В боевых искусствах существует понятие «зансин», полноту и значение которого нелегко передать.

«зан» — концентрация, завершение, совершенство;

«син» — дух, сердце, истина.

«Зансин» — правильная концентрация, открытое сердце, безупречный дух.

«Зансин» — особое состояние Ума, которое позволяет энергии течь сквозь технику. При этом человек одновременно ясно осознаёт, происходящее снаружи и в его сознании. При идеальном состоянии «зансин», сознание воспринимает все четко и ясно. Поэтому — практика «зансин» в повседневной жизни — очень важный аспект тренировки.

В техниках айкидо существует момент, когда тело и сознание должны быть объединены. Это позволяет энергии течь даже тогда, когда внешне техника уже завершена. Именно этот момент — и есть идеальный «зансин».

Для более наглядной иллюстрации — приведем пример выстрела.

Если мы выстрелим и тут же отвлечемся от цели – как правило результат будет отрицательным. Наоборот, мысленно «проследив» за траекторией полета, мы сфокусируем энергию пули, в точке предполагаемого контакта с мишенью, что в свою очередь даст положительный результат – цель будет поражена с максимальной эффективностью.
Во время практики «тамэси-гири» – на тренировочных макиварах (тест на разрубание мечом), при правильном «зансине» макивара не сбивается. Получается идеальный разрез. Если удар — четкий и гладкий, то «макивара» останется на месте. А если она слетает — то удар и, соответственно «зансин» – не правильный. Плохая техника – плохой «зансин» и наоборот.

«Тамэси-вари» (тест на разбивание твёрдых предметов), который практикуют в «каратэ», использует такой же принцип объединения тела и сознания в одном движении.

Не важно, чем мы занимаемся: тренируемся в До-дзё, работаем в офисе, учимся в школе или институте, идем по улице, едем в автомобиле или моем за собой посуду — оставаться здесь и сейчас в каждой ситуации — самый лучший способ тренировки своего Ума!

Что такое зансин ?

Слово зансин ( zanshin) в прямом переводе означает « оставить позади свой разум ». Что — о — о ? – подумаете вы.

Представьте, что вы только что разрубили своего оппонента настоящим мечом. Он/она лежит прямо перед вами, истекая кровью. Вы просто так уйдете?

Убедитесь в том, что он/она действительно мертв! Кроме того, разве будете вы настолько уверены в том, что здесь поблизости не прячется его/ее банда?

Мы должны быть уверены в том, что сразили оппонента. Поэтому, после того, как мы нанесли ему/ей решающий удар, мы должны принять позицию, действительно гарантирующую нам безопасность.

Действие, которое мы совершаем, и осознание происходящего, которое мы храним после нанесения удара, называется « zanshin ».

Теперь, как же мы можем применить это в повседневной жизни?

Я знаю, что некоторые не любят такие выражения, как я сейчас скажу. Так что извините.

Вы вытираете задницу после того, как почистили кишечник?

Я надеюсь, что ответ «да» 😉

Это один из самых популярных примеров среди студентов университетов. Однако, я знаю, этот пример может быть довольно грубым для некоторых из вас. Так что…

По существу, мы завершаем то, что начали .

Наш zanshin должен проявляться когда мы готовим, сервируем блюда и выставляем их на стол. Мы включаем свет . Это действие , которое мы совершаем . Мы должны закончить его . Мы выключаем свет . Это zanshin. Наше действие завершено .

Вы запираете дверь , когда уходите из дома ? Если ответ «да», тогда это zanshin .

Я могу показать zanshin в кендо, но я все еще работаю над zanshin в своей повседневной жизни. Я хочу, чтобы вы тоже это делали, если действительно хотите следовать по пути меча.

Если вы кое-что выучили, пожалуйста, подумайте над тем, как это кое-что использовать в повседневной жизни.

Заншин — расслабленная бдительность

В последнее время только ленивый не ругал и не критиковал карате и другие ему подобные системы. Я и сам конечно чего греха таить сам любитель посмеяться над этим.

Вызвано это конечно в первую очередь многочисленными мифами, что, мол, «смертельно» «убивают быков» «ладонью в мозг» «Кочергин — гуру русских улиц» и пр. а на самом деле все далеко не так. На самом деле каратисты как правило проигрывают: борцам — в борьбе, боксерам — в ударах руками, тайский бокс и ногами, БЖЖ — вообще партера в карате нет.

Но так ли «отстойна» эта система, если вдуматься?

«Первая ласточка» сомнения была когда блистательно выступал легендарный Мирко Крокоп, базовый каратист, своим чудовищным «хай-киком» посягнувший на ММА как обитель борцов.

Лиото Мачида также успешно доказал, что не главное стиль, а главное — человек, наглядно и беспощадно «иккен-хиссацу» нокаутировав Кутюра, а кто знает что дальше будет?

Кунг Ле вообще красавец, адаптировав как никто «восточные единоборства» в реальный бой, а ведь это реальный боец, боец ММА.

— а какой там бросок прогибом.

Это смешанные единоборства. А уж в чисто ударных, К-1 там вообще часто побеждают представители карате, и родственных ему дисциплин, кикбоксинга, тайского бокса. Энди Хуг, Лечи Курбанов (чисто работа одними ногами), Бату Хасиков (кстати, почему не обсуждают его предстоящий бой с Майком Замбидисом?) и многие другие.

Короче говоря повторяю: Предлагаю в этой теме обсудить ПЛЮСЫ карате (всех стилей), и других подобых систем (таеквондо и пр.)
Минусов НЕ надо, это и так всем извсестно. Хотелось бы положительные отзывы. Негатива («каратисты лохи» и т.д.) не надо.

Интересно конечно в первую очередь мнение уважаемых мастеров-каратек на этом форуме, а именно:

Очкарик, Анзор, Макс Иванов, Виталий (Fykl), Monkey, Старый Андрей, Андрей Шамне, извините если кого забыл или не назвал.

Итак, в чем плюсы карате? Какие преимущества этой системы? Что можно и нужно взять на вооружение? Может, не очень понятно написал, но мысль надеюсь ясна.

Человек, который около 5 лет занимался им (карате), и ему не помогло, но вот думаю, а может я (был) есть дурак хехехе?

пс. очень большая просьба без взаимных оскорблений и перехода на личности. «виртуальный бокс по переписке» «электронное кунфу» — оно конечно забавно, но ничего хорошего не даст никому, только испортит настроение.

Заншин — расслабленная бдительность

  • Главная
  • О клубе
    • Общая информация
    • Инструкторы
    • Контакты
  • Тренировки
    • Расписание тренировок
    • Аттестация
    • Терминология
  • Об айкидо
    • Статьи
  • Ссылки
  • Фотогалереи
    • Учи деси 2010
    • Апатиты 4-6 ноября 2011
    • Учи деси 2012
    • Учи деси 2013
    • Учи деси 2014

Сертификат Хитохира Сайто

«Зан» значит «промедление, задержка», «сохранение в определённом состоянии», то есть подразумевает продолжение чего-либо; «шин» значит «сознание». Заншин хорошо виден в движениях практикующего суми-э – кисть продолжает своё движение даже после того, как она оторвалась от бумаги, потеряла контакт с ней. В боевых искусствах примером заншин является момент, когда боец на мгновение застыл после последнего удара мечём или выполнения броска в дзю-дзюцу, таким образом он позволяет течению Ки реализоваться в технике после того, как само действие уже было выполнено. Во время практики ученики изучающие ту или иную форму Пути, обнаруживают, что неподвижность настолько же важна, как и движение, неделание равно деланию, и что момент следующий за действием определяет успех самого действия, а также успех всех последующих действий.

зан шин

Иероглифы слова заншин буквально переводятся как сохранение физической или психологической концентрации. После выполнения техники, в нас должно сохраняться состояние ожидания и готовности. Со стороны это может выглядеть как краткий миг, момент спокойствия, но для занимающегося это состояние спокойной готовности. Это не созерцание и не наслаждения совершенством или эффективностью выполненной техники. Заншин это рабочее состояние, основанное на необходимости защитить себя. Период бездействия после успешного завершения техники может выдать слабые места в защите (суки) необходимые противнику для атаки. Заншин выполняет роль сенсорной защиты.

Заншин — расслабленная бдительность

Необходимые элементы для роста любых уровней мастерства каратэ

Автор этой книги, г-н Кеиджи Томияма, как и я, является выпускником университета Дошиша, где он занимаясь каратэ под моим руководством достиг хороших результатов. С тех пор он уже много лет вовлечен в развитие каратэ в Европе, посещая и инструктируя различные страны, но также часто возвращаясь в Японию для собственного прогресса. Я знаю, что он также продвигает свое изучение воинских искусств, контактируя с представителями других стилей и изучая Таи-Чи и Годжу-рю.

Используя свои длительные эксперименты инструктора в Европе, г-н Томияма положил в эту книгу некоторые результаты своих исследований. Я рекомендую “Основы Каратэ-до”, т. к. верю, что книга будет хорошим руководством для практикующих каратэ вне Японии.

Тани-ха Шито-рю Кемпо Каратэ-до Сокэ (основатель) Президент Всемирного Союза Шукокай

Эта книга «Основы Каратэ-До», публикуемая на русском языке, посвящается памяти Шоты Шартава, который перевел ее с английского, но к сожалению не дожил до ее выхода в свет.

Кеиджи Томияма начал изучать каратэ в стиле Годжу-рю в 1968 г., когда поступил в университет Дошиша, а до этого в школе занимался боксом. Позже университетский клуб каратэ обратился за инструкциями к мастеру Чоджиро Тани, выпускнику Дошиша, и начал занятия в стиле Тани-ха Шито-рю. Будучи членом этого клуба, сэнсей Томияма занял второе место в первенстве студентов университетов области Кансай, а также был членом команды студентов университетов западной Японии.

После окончания учебы в 1972 г. он был послан вместе с сэнсеем Н. Оми (главный инструктор Кофукан Франции) в Париж помогать сэнсею Я. Сузуки (сейчас Главный инструктор “Кофукан Интернэшнл”).

С 1973 по 1978 годы он помогал сэнсею Сузуки в Европейском Центральном доджо в Брюсселе, после чего направился в Англию как Главный инструктор.

К сожалению, семейные обстоятельства заставили его вернуться в Японию летом 1982 г. В течение следующих двух с половиной лет он снова в клубе каратэ университета Дошиша, который вернулся к практике Годжу-рю. Там он занимался вместе с мастерами К. Уэхара, Б. Ямашита и X. Фуджимото, выпускниками и прямыми учениками мастера Мабуни. Некоторое время он также работал тренером команды университета.

Кеиджи Томияма был присвоен шестой дан Годжу-рю в 1985 г., а в 1986 г. он получил шестой дан Шито-рю.

Сейчас он снова в Англии, живет в Ноттингеме и ведет регулярные семинары в Европе.

Эта книга не задумывалась как учебник с инструкциями по каратэ в стиле Шито-рю, показывающий базу, Ката и комбинации. Полную систему я рассмотрю со временем в других томах. Вместо этого в этой книге я постараюсь объяснить наиболее основные вопросы философии и теории этой системы, которые легко применимы и в других системах, так что Вы, читатель, будете знать, почему техника должна быть исполнена определенным образом, а также, что очень важно, как каратэка должен подойти к этому вопросу.

Эта книга предназначена для каратэк с различными способностями, чье понимание идей, приведенных здесь, будет возрастать со временем и практикой. Я надеюсь, что книга вызовет много размышлений и дискуссий и поможет ученикам получать более богатое удовольствие от каратэ и жизни в целом.

Итак, при подходе к материалу этой книги, как и при начале каждого тренировочного занятия, я прошу вас держать ум открытым и восприимчивым.

I. ДУХОВНОЕ РАЗВИТОЕ

Когда я провожу экзамены на присвоение данов, я всегда распространяю среди кандидатов анкеты, в которых они указывают свои личные данные: где, когда и у кого они сдавали предыдущие квалификационные экзамены, какого успеха добились (места в соревнованиях и т. п.), и, что особенно важно, их личные взгляды и цели в каратэ.

Эта последняя часть может оказаться очень показательной, иногда расстраивающей или разочаровывающей, иногда привлекательной, часто забавной! Временами можно прочитать: “Моя цель — получить черный пояс”. В известном смысле это понятно. В течение тренировочного периода от двух до четырех лет, изучая новую технику, комбинации, Ката и т. д., проходя через временами мучительные процессы сдачи экзаменов на каждый цветной пояс, может показаться, что черный пояс — это максимальный результат. В конце концов, в большинстве стилей и организаций на поясах не имеется отличительных знаков, дифференцирующих степень данов. Тем не менее, есть способ отличить — это манера поведения каратэки. Добавлю: это не означает только, что он или она делают великолепный мавашигери, или что чей-то маекен-зуки быстрее, чем его партнера, хотя стремление к техническому совершенству важно. Это ясно должно быть видно из обычной манеры поведения и взглядов на жизнь: ее/его взаимоотношения с другими людьми во всех областях деятельности; их участие в прогрессе другого каратэки; группировки, в которые они входят или не приняты. Вот почему простая цель “получить черный пояс” часто изменяется при последующих экзаменах. Хотя когда им раньше говорили, что первый дан — это отправная точка, уровень, на котором действительно начинаешь понимать что-то о сущности Каратэ-до, они подсознательно могли считать, что это выдумка, распространяемая обладателями более высоких рангов для усиления мистики, окружающей желанный черный пояс. Но после того, как первая внезапная радость проходит и пояс на месте, когда они опять в доджо и их побуждают производить еще больше усилий, больше решимости, больше мысли, больше обязательств — больше, больше, больше — вот тогда они начинают понимать, что черный пояс не есть конец сам по себе, а лишь ступенька вдоль длинного пути практики Каратэ-до. Также удивительно большое количество кандидатов высказывает мнение: “Я начал заниматься каратэ, чтобы стать сильным”. Удивительно, потому что мне трудно представить себе физический аспект отдельно от умственной дисциплины, и я понимаю, что множество людей имеет ошибочное представление о каратэ. К счастью, большинство кандидатов рано или поздно начинают понимать, что Каратэ-до — это “совершенно другая игра” в сравнении с большинством других видов спорта. На самом деле “спорт” — это, конечно, неправильное употребление термина. Каратэ в своем наилучшем виде — это искусство. Занятие им — это вопрос не только физических усилий, а его теории неразрывны с остальной жизнью. Понятия об уважении к другим и стойкости несомненно обязательны для социальной гармонии: теория и практика могут быть использованы в реальной жизни.

Принципы Абсолюта в дзэн

Принципы единства абсолютной реальности, внутренней тишины, баланса и сатори в дзэн-буддизме

Глубинная творческая сущность дзэн-буддизма послужила причиной того, что все его фундаментальные философские постулаты, по сути, выполняют созидательные функции и выступают как основные принципы творчества.
При этом сами творческие принципы дзэна могут быть представлены в виде целостной, концентрически-иерархической системы, содержащей особым образом упорядоченные основания, нормы и правила дзэнского творчества и искусства.
Так, при построении категориальной, порождающей матрицы дзэнского искусства, выбирается некоторая исходная первосущность, последовательно конкретизирующаяся в философско-эстетический принцип, который наполняет смыслом и порождает содержание соответствующей ему разворачивающейся сети эстетических категорий.

Порождающая матрица универсалий и принципов
творчества в дзэн-буддизме

НИЧТО
Пустотность
Принцип пустоты
Ма (Ma)
Мушин (mushin)- пустой ум
Шошин (Shoshin) -сознание новичка
Принцип прозрачности

ЦЕЛОЕ
Социальный мир
Принцип воплощения всеобщего в единичном
Принцип Сашиай — «большее через малое»
Принципы структурной конфигурации, пластичности пространства, Гу-фа, подвижного ракурса, Слои времени, Окуюки (Okuyuki), Чу-чо, Ши, живой целостности
ВОЗМОЖНОСТЬ
Символический мир
Югэн
(Yugen) -таинственная красота
Йохаку-но би ( Yohaku-no-bi) -подразумеваемая, ускользающая красота
Мё или мёю — таинственное, непостижимое
БЫТИЕ
Таковость
Сидзэн-ри
(Shizen -ri) естественность
Сидзэн (дзинэн) спонтанность
Шизентеки, (Shizenteki) непринужденность
Коко (Koko) строгость
АБСОЛЮТ
Культура
Принцип единства,
недвойственности сущего
Принцип Фуни (Funi)
Принцип «Сикисин фуни»
Принцип равновесия
1.Принцип улавливания и передачи единства духа
Примат духа над формой, словом и методом
Принцип проявления Единого через Единичное
Принцип «одной черты» (и хуа)
2.Принцип единства и гармонии с универсумом
Принцип гармонии (Ва, Wa)
3. Принцип единства просветления и абсолютной реальности
Принцип Дайсинко (Dai-shinkon)
Принцип Сатори (Satori)
Принцип единства тела и духа
Принцип спокойствия (Сейдзяку, Seijaku)
Принцип «вечного одиночества»
Принцип внутренней тишины (Томе, T omé )
Принцип сосредоточенного баланса (Фудошин, Fudoshin)
Принцип полного внимания и готовности (Заншин, zanshin)
Принцип простоты (Кансо, kanso)
Принцип красоты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Предметный мир
Принцип реальности связей и отношений
Принцип стихийного отклика, ритмического созвучия и эха
Киин-сэйдо (кит. циюнь шэндун)- созвучие духа рождает движение жизни
Принцип единородства и равноправия человека и мира
Принцип нерасчлененности субъекта и объекта
Принцип недеяния Му-и
Принцип сотворчества человека и мира

Переходы между
Бытием и Ничто
Принцип непостоянства
Принцип асимметрии
Принцип цикличности
Принцип волнообразного движения
Принцип спирального движения по вертикали
Принцип потока
Принцип ритма
СВОБОДА
Внутренний мир
Дайгиган
(dai-gidan) – принцип великого сомнения
Дацузоку (Datsuzoku) преодоление правил и стандартов
Принцип хосин
(hoshin) -« ум свободный и не встречающий преград»
Ёю – принцип свободы духа и творчества
Принцип стихийности и свободы
Принцип сосредоточенности на внутреннем

5. Изначальность, самодостаточность, неизменность и вечность.

При этом альфой и омегой первоосновных качеств Абсолюта является Единство и Порождающая, творческая сущность, которые задают модель и глубинный смысл универсального творчества, пронизывающего существование мира и человека. Единые законы, смыслы и ритмы вселенского творчества свободно действуют во всех мирах и на любом содержательном уровне, призывая художника следовать их траекториям и тонким вибрациям.

І. Принцип единства и недвойственности всего сущего

Исходный принцип единства и «недвойственности» реализуется в дзеновском искусстве на трех взаимосвязанных уровнях, а именно как:

1. Принцип улавливания и передачи имманентной духовности природы, видение абсолютного единства реальности

В.А. Пронников, И.Д. Ладанов, раскрывая основные принципы проявления дзэна в искусстве, писали: «Художник, согласно доктрине дзэн, в своих произведениях передает истину. Но истина — по дзэн — это Будда. И если Будда вездесущ, то он находится всюду: и в сердце человека, и в каждом уголке природы. Чтобы отразить реальность, учат наставники дзэн, художнику нужно прочувствовать дух жизни, слиться с окружающими его вещами».

1.1. Примат духа, идеи и воли

Таким образом, главным методом дзенского художника является метод достижения просветления и передача своего неповторимого опыта обретения контакта с абсолютной реальности с помощью особых художественных средств и приемов. «Задача дзэнской живописи…, -писала Н.С.Николаева, — состояла в том, чтобы найти формы передачи того, что находится за пределами чувственного восприятия, — невидимого мира духа, соприкосновение с которым ощущалось как соприкосновение с Истиной, Абсолютом, а в Дзэн-буддизме — как «озарение».

1.2. Принцип проявления Единого через Единичное

Универсальный принцип единства и единичности выражается с помощью ряда более частных художественных принципов и приемов.

Ссылка на основную публикацию