Все ката каратэ | Karate-krs.ru

Все ката каратэ

Все ката каратэ

Notice: Undefined offset: 0 in /home/d/d9970640ma/public_html/wp-content/themes/brilliance/header.php on line 44

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/d/d9970640ma/public_html/wp-content/themes/brilliance/header.php on line 44

Под ката в карате шотокан понимают комплекс боевых действий, составляющих технику атаки либо защиты против воображаемых противников. Внешне кате карате выглядит как связка красивых хореографических движений. Каждое из них является выражением силы, скорости, мастерства. Однако ката каратэ – это не танец, а последовательное и ритмичное передвижение по площадке, позволяющее продемонстрировать особенности техники и уровень профессионализма.

Самому карате кате придает эстетичность, зрелищность. Без этого комплекса движений тренировки представляли бы собой рутинное отрабатывание базовых приемов. Фактически в каратэ до шотокан ката привнесла красоту и гармонию. С другой стороны, их освоение помогает выработке важных навыков, а именно контроля собственной силы, эмоций, сознания. По сути дела, в карате сетокан ката выполняет реабилитационную функцию. Исполнение этого комплекса способствует физическому и психологическому оздоровлению.

В школе Дзаншин изучению катэ каратэ уделяется особое внимание. Ведь благодаря этому комплексу юные спортсмены учатся правильно дышать и двигаться, а значит, их энергетика становится сбалансированной.

Что нужно соблюдать при исполнении ката в карате шотокан?

В каратэ шотокан ката усваивается только тем, кто:

  • максимально собран, готов к действию физически и психологически;
  • понимает смысл каждого выполняемого действия;
  • придерживается схемы перемещения и ритма дыхания;
  • различает активные и пассивные действия, быстрые и медленные движения;
  • грамотно чередует фазы напряжения и расслабления;
  • уверен в себе.

Какая ката в каратэ до шотокан?

Поначалу карта каратэ шотокан насчитывала свыше 100 катэ. Но Фунакоши сократил их количество до 26. Объяснение его было таким: освоив традиционные каты, можно открыть их взаимосвязь с остальными, а значит, понять и эти другие каты. В схему ката в карате секотан включаются разные действия: Шорин (быстрые и легкие) и Шорей (медленные и тяжелые).

27 ката в каратэ

Подборка обучающего видео

Ката каратэ

Что такое ката? Люди, начинающие заниматься каратэ часто задают вопрос что такое ката и зачем они нужны. Изначально ката это технические комплексы приемов, разработанные для боя с несколькими противниками. Техника каратэ весьма разнообразна. Она не ограничивается только базовыми одиночными ударами и блоками. Существуют также многочисленные связки из двух, трёх или более действий. Из таких связок и возникали ката каратэ. Они свои в каждом стиле и школе, но есть и многие переходящие из одного стиля в другой с изменением названия или некоторых технических деталей. Такова например ката Санчин (Сейсян в Вадо-рю). Под первым названием с некоторой разницей в технике исполнения ее изучают, например в стиле годзю рю каратэ, школе уэчи-рю (окинава каратэ) и пр.

Основатель современного каратэ Гитин Фунакоси считал ката важнейшим элементом подготовки учеников. В то время не было таких понятий как спорт каратэ или детское каратэ. Существовало только боевое каратэ, без ограничений правилами. Сплошь и рядом мастера каратэ сталкивались с несколькими, подчас вооруженными противниками. Чтобы выжить, нужно было противопоставить количеству или оружию умение, которого не было у противников. Вот тут и приходили на помощь ката. Каждая из них предполагала определенную сложившуюся ситуацию и выход их неё.

Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.

Разберём данное явление более подробно на примере каратэ шотокан ката.

«Великое Начало». Предназначены для развития силы и координации.

«Мир и покой». Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката.

«Железный всадник». Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра. Используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу — стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии и староокинавскую технику низких ударов ногами по ногам противника.

«Взятие Крепости». Традиционная ката во многих стилях и школах. Мощная и динамичная ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка.

«Полёт ласточки». Старейшая ката в каратэ. Техника значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз.

«Созерцание небес». Одно из самых зрелищных традиционных ката Окинавы. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Сётокана.

«Полумесяц». Единственная энергетическая ката в Сётокане.

«Десять рук». Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий.

«Журавль на утесе». Одна из старейших ката в карате-до.

«24 шага». Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями.

«Необычные руки» Относится к ката защитных действий. Происходит из Китая.

«Великое умиротворение» или «непоколебимость».

«Блестящее зеркало». Прежнее название Рохай.

«Облачная рука» или «Руки, раздвигающие облака». Возможно, это самая древняя форма.

Малая форма Бассай-Дай.

Малая форма Канку-дай.

«Королевская корона». Самая короткая ката в Сётокане.

Малая форма ката Годзюсихо-Дай.

Ката китайского происхождения.

«Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха).

Каратэ шотокан ката

В предыдущих статьях мы уже касались вопросов, что такое ката каратэ и что такое каратэ шотокан. Сегодня разберём подробнее что же такое каратэ шотокан ката.

Напомним, что ката — это технические комплексы приемов, разработанные для боя с несколькими противниками. Основатель стиля каратэ шотокан Гитин Фунакоси считал ката важнейшим элементом подготовки мастера каратэ. Сплошь и рядом мастера каратэ сталкивались с несколькими, подчас вооруженными противниками. Чтобы выжить, нужно было противопоставить количеству или оружию умение, которого не было у противников. Вот тут и приходили на помощь ката. Каждая из них предполагала определенную сложившуюся ситуацию и выход из неё. К сожалению, сейчас многие расценивают ката лишь как формальный комплекс для соревнований и практикуют их исходя из внешней эффектности исполнения. Это приводит иногда и к изменению технических элементов в ущерб эффективности и практическому применению.

Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.

При создании каратэ шотокан еще не существовало такого понятия как спортивное каратэ и ката складывались на историческом материале именно для практического применения в бою. Шотокан имеет свои характерные особенности: он требует хорошей физической подготовки, четкого знания техники и предельной самоотдачи. Техника каратэ шотокан отличается линейными перемещениями и линейным приложением силы. Низкие, прочные стойки. Удар идет от бедра, мощные, энергичные движения, хорошо развитая техника рук. Блоки жесткие, движения экономные. Удары ногами в основном на нижнем и среднем уровне. Атаке предшествует серия обманных движений, большое значение придается правильному выбору момента для нападения, быстроте и максимальной эффективности при минимуме средств. В защите важны надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку. Многие ката в каратэ шотокан подразумевают выполнение их с оружием. В программу каратэ шотокан входит более 20 ката, изучение и выполнение которых является важнейшей частью тренировок. В заключение представляем таблицу каратэ шотокан ката.

Представляем вашему вниманию классификацию ката по группам и небольшие видеозаписи и спримерами исполнения конкретного ката:

«Великое Начало». Предназначены для развития силы и координации начинающих каратистов.

«Мир и покой». Учебные ката, подготавливающие ученика к более сложным.

«Железный всадник». Имитирует бой в ограниченном пространстве, без возможности маневра. Используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу — стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии и староокинавскую технику низких ударов ногами по ногам противника.

«Взятие Крепости». Изучается во многих стилях. Мощная и динамичная ката с быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка.

«Полёт ласточки». Старейшая ката в каратэ. Техника значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз.

«Созерцание небес». Одно из самых зрелищных традиционных ката Окинавы. Считается, что в ней зашифрована вся основная техника Шотокана.

«Полумесяц». Единственная энергетическая ката в Шотокане.

«Десять рук». Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий.

«Журавль на утесе». Одна из старейших ката в каратэ-до.

«24 шага». Мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями.

«Необычные руки» Относится к ката защитных действий. Происходит из Китая.

«Великое умиротворение» или «непоколебимость».

«Блестящее зеркало». Прежнее название Рохай (Изучается в Вадо-рю).

«Облачная рука» или «Руки, раздвигающие облака».

Малая форма Бассай-Дай.

Малая форма Канку-дай.

«Королевская корона». Самая короткая техника ката в Шотокане.

Малая форма ката Годзюсихо-Дай.

Ката китайского происхождения.

«Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха).

Все ката каратэ

Принцип изучения боевого искусства на основе ката состоит в том, что повторяя ката многие тысячи раз, практик боевого искусства приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением ката. Также считается, что ката обладают медитативным воздействием.

Нихон кэндо ката были созданы путем интеграции многих ката (форм) из разных школ кэндзюцу в 1912 году. Целью этого было сохранение традиционных форм кэндзюцу в кэндо, чтобы помнить, откуда пошло кэндо.

Кэндо ката состоят из 7 ката с тати (длинным мечом) и 3 ката с кодати (коротким мечом).

В ката можно увидеть некоторые стойки, которые больше не используются в современном кэндо.

Чтобы практиковать кэндо ката нужно два человека, и каждый из них имеет свою собственную роль. Одного называют утитати (некоторые говорят утидати (яп. 打太刀?)), другого — ситати (некоторые говорят сидати (яп. 仕太刀?)).

Кэндо ката практикуются, как правило, с боккэном и без защитного снаряжения. Кэндо ката выступают связующим звеном между кэндо и кэндзюцу.

В начале каждой схватки и при объявлении своих имен, два участника, один с красным поясом (АКА), другой с синим (АО), должны встать в линию у края площадки лицом к Главному Судье по Ката. После поклона Судейской Бригаде, АО делает шаг назад и оказывается вне площадки. После того, как АКА занимает свою исходную позицию и четко объявляет название исполняемого Ката, он начинает исполнение. Выполнив свое Ката, АКА покидает площадку и ожидает, когда АО закончит выполнение. После того, как АО выполнил своё Ката, оба участника возвращаются к краю площадки и ожидают решения Судей.
Если выполняемое Ката не соответствует правилам, или имеется какая-либо иная неточность, Главный Судья может обратиться к другим Судьям для вынесения решения.
Если один из участников дисквалифицирован. Главный Судья скрещивает и разводит флажки (по аналогии с ТОРИМАСЭН в кумитэ).
После завершения выполнения Ката обоими участниками, они становятся бок о бок на краю площадки. Главный Судья дает сигнал для объявления решения (ХАНТЭЙ) и дает двухтоновый свисток. Три флажка Судей должны подняться одновременно.
После достаточного времени Главный Судья даёт короткий свисток, после чего флажки должны быть опущены.
Решение должно быть принято в пользу АКА или АО. Ничьи запрещены. Участник, получивший большинство голосов, объявляется победителем.
Соперники кланяются друг другу, затем Судейской Бригаде и покидают площадку.

  • Sanchin
  • Kihon(Fukiu)Dai Ichi
  • Kihon(Fukiu)Dai Ni
  • Gekisai Dai ichi
  • Gekisai Dai Ni
  • Naihanchi (англ.)
  • Saifa
  • Seiyunchin
  • Shisochin
  • Sanchin dai Ni
  • Sanseru
  • Seisan (англ.)
  • Seipai
  • Kururunfa
  • Tensho (англ.)
  • Suparimpei
  • [править]
  • Ката Вадо-рю
  • Kushanku
  • Saifa
  • Seishan
  • Chinto
  • Passai
  • Niseishi
  • Rohai
  • Wanshu
  • Jion — Ката Дзион («звук храма»), китайского происхождения. Относится к ветви Томари-тэ. Предположительно названо в честь легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и создавшего ката. По другой версии название происходит из названия монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно появилась эта ката. Ката существует в стилях Сито-рю, Вадо-рю, Сётокан. Ката родственно с ката Дзиттэ и Дзиин. Ката относительно простое, не содержит сложных элементов. Получило некоторую популярность на соревнованиях по версии WKF.
  • Jitte
  • Jitte
  • Jion
  • Jiin
  • Matsukaze
  • Wanshu
  • Rohai
  • Bassai-Dai
  • Bassai-Sho
  • Tomari Bassai
  • Matsumura Bassai
  • Kosokun-Dai
  • Kosokun-Sho
  • Kosokun-Shiho
  • Chinto
  • Chinte
  • Seienchin
  • Sochin
  • Niseishi
  • Gojushiho
  • Unshu
  • Seisan
  • Naifanchin-Shodan
  • Naifanchin-Nidan
  • Naifanchin-Sandan
  • Aoyagi (Seiry)
  • Jyuroku
  • Nipaipo
  • 28 Sanchin
  • Tensho
  • Seipai
  • Sanseru
  • Saifa
  • Shisohin
  • Kururunfa
  • Suparimpei
  • Hakucho
  • Pachu
  • Heiku
  • Paiku
  • Annan
  • Annanko
  • Papuren
  • Chatanyara Kushanku
  • Классическое выполнение ката
  • Ката выполняется в строго определенном ритме: после завершения элемента или группы элементов (блоки, удары) следует пауза, во время которой исполнитель фиксируется в конечном положении движения.
  • На выполнение каждого ката отводится определенное время.

Нетрадиционные способы выполнения ката

  • Помимо классического способа выполнения ката, существуют «нетрадиционные» способы. Как правило, эти способы не имеют широкого распространения и в основной своей массе (для СССР) практикуются специалистами, пришедшими в каратэ во время «первой волны»[источник не указан 808 дней] в 1960—1970 г.
  • Замедленное выполнение ката с максимальным напряжением мышц тела на каждом движении;
  • Замедленное выполнение ката в максимально низких стойках;
  • Выполнение ката с концентрацией на каждом вдохе-выдохе;
  • Ускоренное выполнение атакующих элементов ката;
  • Замена технических элементов ката, например Сокуги Тайкёку — Тайкёку ногами;
  • Зеркальное выполнение: все движения ката выполняются в зеркальном отражении по отношению к классической схеме движений ката, в таком случае к названию ката добавляется слово «у́ра» (букв. «обратный»), например — Пинан соно Го Ура. Зеркальную форму имеют ката невысокого уровня, т.к. более сложные комплексы приобретают неимоверную техническую сложность в форме ура. В IBBK Кёкусинкай в аттестационной программе присутствуют зеркальные формы ката Пинан (Хэйан);
  • Выполнение ката с оружием (парным и одиночным): кинжал, нож, явара, короткая палка, нунчаку, тонфа, меч.

Ката в карате

Видео карате для начинающих. Урок 6. Базовая простейшая ката, силовые упражнения для тренировки удара.

Заканчивая основной раздел нашей тренировки, ознакомимся с комплексом формальных упражнений для начинающих для защиты от нескольких воображаемых противников. Такие комплексы носят название ката, означающее «установленная форма». Именно посредством ката боевые искусства передавались от поколения к поколению, так как именно они были основным учебным пособием для занимающихся каратэ.

Первая ката в карате видео

Ката для начинающих носит название теки еку (тайкёку, тайку-оку), что означает ката вселенской гармонии. В нем представлены все элементы, базовую технику которых мы отработали.

Все элементы ката – и блоки, и удары – должны выполняться мощно и четко, с пониманием возможности практического применения.

Схема базовой каты

Силовые упражнения для развития удара и блока в карате

В заключительной части нашей тренировки выполняем упражнение на выносливость и силу.

Первое упражнение – ложимся на пол, руки прижимаем к бокам и резко поднимаем туловище, контролируя, чтобы локти и предплечья во время подъема были плотно прижаты к бокам. Резко поднимаемся и вновь опускаемся на пол. Выпрямляем руки на выдохе, ложимся на вдохе. Этим упражнением мы отрабатываем удар шоку дзуки.

Далее укрепляем пресс. Ложимся на спину, руки под тазом, ноги не касаются пола, коленки прямые, мыски оттянуты вперед. Двигаем ногами вверх и вниз с небольшой амплитудой.

Тренируем выносливость – выполняем прыжки. Делаем их следующим образом – на два прыжка растягиваем вдох, на два выдох. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Далее во время прыжков поочередно достаем коленями до груди.

В конце тренировки выполняем комплекс упражнений, подобных разминке, но в сжатом варианте.

Жанр статьи — Обучение карате

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

КАТА стиля Сёто Кан

Все боевые искусства имеют богатую историю и традицию, уходящую в глубину веков. Они зародились еще в средневековье. Но существует нечто, что можно назвать связующим звеном между этим прошлым и сегодняшним настоящим. И это звено технически и духовно называется ката.

Ката, в переводе с японского «форма» или «образ», — представляют собой технические комплексы приемов традиционного каратэ. Причем ката в первозданном виде почти не осталось. Многие из них были модифицированы известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако, независимо ни от чего, все мастера различных стилей каратэ всегда придавали и придают изучению формальных комплексов исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные принципы боевых искусств. И каждый стиль в каратэ имеет свои ката, которые отражают его особенности. Ката — это, в какой-то степени, история боевого искусства, которое нужно уметь понимать, чтобы постичь его сущность. Раньше ката называли «бесконечные сокровища», так как рассматривали как настоящие ключи для познаний. Можно представить каратэ-до как начальный путь. И тогда получается, что ката — это самое главное, из всего того, что есть в каратэ, так как ката по своей сути — не только набор разнообразных движений, но также и генератор определенного состояния. Каратэ-до просто невозможно представить себе без существования ката. Ката — это широчайшее поле деятельности для любого человека, независимо от его физического состояния и возраста, которое он может перепахивать всю свою жизнь.

Основатель сито-рю Кэнва Мабуни писал: «Самое важное в каратэ — это ката. В них собраны воедино приемы защиты и нападения. Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого движения и выполнять его правильно. Кое-кто полагает, что можно практиковать только спарринг, игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в каратэ».

Но рассмотрим теперь, что же такое ката? В первую очередь ката — это воображаемый бой с тенью. Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратист встает в позицию йой. Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратист подчеркивает свои действия киай. Затем этот воображаемый бой останавливается, и каратист возвращается в позицию йой. Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме. Заканчивается ката как правило в том же месте, что и начиналась.

В каратэ существует большое количество различных ката, но только около сорока из них действительно оригинальны, другие являются только вариантами стилей. Хэйан, тэкки, канку, бассай, ганкаку, эмпи, хангэцу, мэйкё, дзюттэ, дзион, сантин, тэнсё, сайпа, — все это виды различных ката. Технически ката отражают характеристики стилей, к которым они относятся: существуют ката быстрые, молниеносные, или медленные, основывающиеся на внутренней энергии. Некоторые ката являются смесью многих стилей. В основном, все ката произошли из старинных школ сёрин и сёрэй окинава-тэ. Отдельные древние ката происходят с XVII века, когда они были китайскими формами кунг-фу и назывались тао. Позже ката были завезены на Окинаву китайскими торговцами и военными. Отличительные особенности ката различных школ содержат последовательности разнообразных движений стиля, к которому они относятся.

Существуют ката для начинающих, где все движения предельно простые и ясные, для подготовленных каратистов, когда уже необходимо выполнять более сложные технические элементы и их соединения (т.е. уже нужно совершенствовать свою технику), и, наконец, высшие ката, к которым подходят только после долгих лет обучения, так как их движения уже наполнены глубоким внутренним содержанием. Это наиболее интересный уровень, здесь каждый шаг имеет свой собственный неповторимый смысл. И для осознанного исполнения таких ката необходимы долгие годы упорных тренировок.

Сейчас, в наши дни, все существующие ката являются лишь в большей или меньшей степени искаженными вариантами ката древних стилей, практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были ключами к переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания, передаваясь от учителя к ученику, широко не распространялись. Естественно, чисто формальное исполнение движений такого ката без внутреннего содержания не могло иметь никакого эффекта. Одна-две ката — вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут «твоими». Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познания и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек ни выучил ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся. Учите правильно и отрабатывайте одну-две ката, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.

Все ката каратэ

Мастер Илья Йорга начал свой путь в каратэ Шотокан у известного японского мастера Тэцуо Мураками, синто-самурая. Как видно из биографии мастера, Илья Йорга является экспертом как в тактике и технике кумитэ, так и в ката.

В Ден То Фудокан каратэ-до Йоргой были включены все ката стиля традиционного каратэ Шотокан и старинные окинавские ката, такие как Санчин, Суцубама-яма, Вашиномае, Каминару и др. Также сэнсэем Йоргой, на основании его многолетнего опыта и обширных знаний в области боевых искусств и медицины, были разработаны новые ката.

Ката Хейан-ой-куми — является симбиозом всей техники и принципов, имеющихся в пяти комплексах класса Хейан, и включает в себя все ключевые техники.

Ката Канку-ой-куми — является симбиозом всех основных высших ката и включает в себя все основные их принципы и технику, таких ката как, Канку-Дай, Канку-Шо, Эмпи, Сочин.

Помимо комплексов с традиционными видами оружия, Ден То Фудокан каратэ-до включает в себя такие ката:

  1. Тэйкиоку (6 видов)
  2. Хангетсу
  3. Хейан (5 видов)
  4. Санчин
  5. Хейан-ой-куми
  6. Сочин
  7. Тэкки (3 вида)
  8. Чинтэ
  9. Тейджи (3 вида)
  10. Ванкан
  11. Бассай (2 вида)
  12. Нидзюшихо
  13. Канку (2 вида)
  14. Годзюшихо (2 вида)
  15. Канку-ой-куми
  16. Мэйкё (3 вида)
  17. Эмпи
  18. Ганкаку
  19. Джион
  20. Каминару
  21. Джиттэ
  22. Вашиномае
  23. Джиин
  24. Суцубама-яма
  25. Унсу
  26. Китэй

Каждое ката расчитано строго на определённую ученическую или мастерскую степень и состоит не только из набора всевозможной техники, но также содержит определённые психофизические и энергетические качества и принципы (земли, воды. огня, воздуха и эфира) для поэтапного развития ученика.

Хейан (мир спокойствия) — все пять комплексов этой серии развивают всю базовую технику каратэ и дают спокойствие и твёрдую уверенность в своих движениях, а также хорошую ориентацию в пространстве.

Тэкки (железный всадник) — хорошо развивает чувство Хара и даёт понимание принципа «трёх волн», умение держать очень низко и прочно центр тяжести, развивает умение работать на близкой дистанции, совершая одновременно блокирующую и атакующую технику.

Бассай (взятие крепости) — развивает сильный боевой дух и потрясающую мощь используемых движений. Развивается состояние бесстрашия и решительности, а бьющая через край сила и убедительность техники не знает границ.

Канку (созерцание небес) — развивает великолепную выносливость и умение молниеносно менять направление движений, чередование силы и скорости с мягкостью и плавностью.

Санчин (песочные часы) — это мощный дыхательно-энергетический комплекс великолепно развивает силу и прочность мышц и сухожилий, устойчивую позицию и умение держать удар, благотворно влияет на все функции организма, а главное, он объединяет дух, волю и тело — в единое целое.

  1. Начинается и заканчивается поклоном стоя — ритсу-рэй.
  2. Начинается и заканчивается строго в одной и той же точке эмбусэн.
  3. Имеет, как правило, два Ки-ай — момент мощнейшего высвобождения физической и ментальной энергии.
  4. Имеет строго определённое количество движений и их последовательность (изменять и пропускать которые запрещается), а также определённое количество времени на его исполнение.

Полное владение ката — характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования, как:

  1. Четкое и правильное выполнение всех элементов ката.
  2. Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.
  3. Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физической мощи).
  4. Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай.
  5. Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение.
  6. Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката.
  7. Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зеркальном) направлении ура-ката.

Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.

Все ката каратэ

Ката буквально означает «форма» и является формализованной последовательностью движений, которые представляют различные наступательные «модели» и оборонительные позы. Эти позы на основе идеализированных приложений реального боя.

Некоторые ката используют низкие и широкие позиции. Эта практика развивает силу ног, правильную осанку и грациозность. Энергичные движения руками укрепляют сердечно-сосудистую систему и верхнюю часть тела. Ката различаются по числу движений и трудности исполнения. Изучение ката дает человеку, познающему каратэ , узнать много сложных движений. Добросовестный ученик при правильном и внимательном обучении ката познает философию каратэ и приходит к реальному пониманию боевых принципов.

Физические процедуры были логическим способом сохранить этот тип знания. Различные шаги обучения имеют несколько интерпретаций и приложений. Применимость ката для реальной самообороны настолько гибкая, что нельзя окончательно правильно интерпретировать их все. Вот почему только глубоко познавшие практики могут судить о форме исполнения и применении собственного стиля . Некоторые критерии оценки качества исполнения являются: отсутствие ошибок, правильное начало и особенно конец, четкость и плавность, правильную скорость и мощь, уверенность и знание приложений. Ката с тем же именем часто выполняются по-разному в других стилях каратэ . Ката учат с незначительными вариациями среди школ в том же стиле. Даже тот же инструктор научит в частности ката немного по-другому, как обучали его в свои годы.

Для достижения формального звания каратист должен продемонстрировать компетентному специалисту (судье) выполнение конкретных, требуемых ката для своего уровня. В этом случае обычно используется японская терминология для классов или рангов. Требования к экзаменам отличаются для разных школ.

Основные ката:

Тайкеоку 1-3
«Великое Начало». Созданы в 40-х годах Фунакоши. Предназначены для развития силы и координации. Не относятся к категории «классических» ката. Ката для новичков.

Хэйан 1-5
«Мир и покой». В Сюри-тэ назывались Хэйва-Антэй. После модификации Итосу назвал их Пинан. Под таким названием они изучаются в Вадо-рю, Сито-рю, Киокусинкай и др. С1936 г. Фунакоши изменил название на Хэйан. Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката.

«Железный всадник». Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Во всех трёх вариантах используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу — стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии (каги-цуки) и староокинавскую технику низких ударов ногами по ногам противника (фумикоми). Прежнее название Найханти. Ката воплощает основные черты Сёрэй-рю. Тэкки Шодан — исходная форма, предположительно из Китая. Тэкки Нидан и Тэкки Сандан созданы Итосу. Под названием Найханти изучаются во многих стилях.

«Преодоление препятствий». Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под название Пассай или Бассай практикуется в Вадо-рю, Сито-рю, Итосу-кай, Исиминэ и др. Создана основателем окинавской школы Сюри-тэ Мацумура Соконом на основе некоторых китайских комплексов таолу. Мощная и динамичная ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка.

«Полёт ласточки». Первоначальное название Вансу, по имени создателя ката Саппусина Вансу, впервые продемонстрировавшего её на Окинаве в 1863 году. Вариант мастера Санаэды, ученика Вансу впоследствии был модифицирован Итосу. Под названием Вансу практикуется в Вадо-рю, Сёрин-рю и в других стилях. Старейшая ката в карате-до, была очень популярна в Томари. Техника в ката значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз.

«Созерцание небес». Прежнее название Кусянку или Кванку по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этой ката: Канку-дай и Канку-сё в Шотокане, Кусянку в Вадо-рю, Сихана-Кусянку в Сюри-тэ, Кусянку мастеров Китаяра и Куниеси, Кокосун-Дай в стиле Санкюкай и др. Считается, что Итосу взял Кусянку за основу при создании ката ряда Хэйан (Пинан). Одно из самых зрелищных традиционных ката Окинавы. Любимая ката мастера Фунакоши, именно ката Канку-дай демонстрировал Фунакоши Гичин во время показательных выступлений в штаб-квартире и главном тренировочном зале дзюдо Кодокане. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Шотокана.

«Полумесяц». Мастер Фунакоши называл её Сэйсан в книге «Рюкю кэмпо: карате». Единственная энергетическая ката в Шотокане. Происходит из Наха-тэ
Дзиттэ «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий
Ганкаку «Журавль на утесе». Древнее название Чинто по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю Сёрэй-рю. Изучается также в Сито-рю. В Шотокане изучается версия Итосу. Одна из старейших ката в карате-до.

«24 шага». В Сито-рю, Томари-тэ называется Нисэйси. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в Вадо-рю. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с Сотин и Унсу. Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями. В старом варианте, вместо ёко гэри, практиковали фумикоми.

«Необычные руки» (также «редкие руки» или «сумасшедшие руки»). Фунакоши называл её Сеин. Изучается в Сито-рю. Сэнсэй Канадзава относит её к ката защитных действий. Происходит из Китая.

«Великое умиротворение» или «непоколебимость». Ранее называлась Хакко. Изучается только в Шотокане и Сито-рю. Происхождение и автор неизвестны.

«Блестящее зеркало». Прежнее название Рохай. В Томари-тэ имеет 3 варианта. Название изменено Фунакоши Гичином.

«Облачная рука» или «Руки, раздвигающие облака». Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается также и в Сито-рю.

Малая форма Бассай-Дай. Создана мастером Итосу. Практикуется только в Шотокане.

Малая форма Канку-дай. Создана Итосу. Практикуется только в Шотокане.

«Королевская корона». Также известна под названиями Сиофу и Хито. Относится к Томари-тэ, к школе К.Мацумора. В Сито-рю изучается под названием Мацукадзэ. Самая короткая ката в Шотокане.
Годзюсихо-дай

«54 шага». Фунакоши называл её Хотаку. В Сито-рю называется Усэси.

Малая форма ката Годзюсихо-Дай.

Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия:
1) по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму; 2) по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно создана эта ката. Изучается в Шотокане и Вадо-рю.

«Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха). Ещё одна ката из Томари-тэ. Фунакоши Гичин называл её Соке. Модифицирована Итосу.

Перечень КАТА по КАРАТЭ WKF. Критерии оценки: 1) Исполнение КАТА; 2) Исполнение БУНКАЙ (применяется в командных поединках за медали)

Главная страница » Перечень КАТА по КАРАТЭ WKF. Критерии оценки: 1) Исполнение КАТА; 2) Исполнение БУНКАЙ (применяется в командных поединках за медали)

На соревнованиях по КАРАТЭ WKF разрешается выполнение КАТА только из официального списка.

Официальный список КАТА:

Kosokun (Kushanku) Dai

Kosokun (Kushanku) Sho

Gekisai (Geksai) 1-2

Naifanchin (Naihanshin) 1-3

ПРИМЕЧАНИЯ: Названия КАТА дублируются в связи с различиями в произношении из-за использования латиницы. В некоторых случаях КАТА может быть известно под другим названием в разных стилях (рю-ха). В исключительных случаях название КАТА в разных стилях по факту может быть другим.

ОЦЕНКА:

При принятии решения в индивидуальных и командных соревнованиях по КАТА, судьи должны оценивать выступление на основе трех основных критериев:

— соответствие КАТА демонстрируемому стилю,
— техническое исполнение КАТА,
— атлетическое исполнение КАТА.

Выступление оценивается, начиная с поклона перед началом КАТА и до заключительного поклона после выполнения КАТА, за исключением командных боев за медаль, где выступление также как и обратный отсчет времени начинается с поклона перед началом выполнения КАТА и заканчивается во время выполнения заключительного поклона после исполнения БУНКАЙ.

Все три основных критерия являются равнозначными.

БУНКАЙ и КАТА имеют одинаковую значимость.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

ИСПОЛНЕНИЕ КАТА

ИСПОЛНЕНИЕ БУНКАЙ
(применяется в командных поединках за медали)

1. Соответствие форме и стандартам соответствующего стиля (рю-ха).

1. Соответствие выполненному КАТА

Использование тех же движений, что и в представленном КАТА.

2. Техническое исполнение
а) Стойки
б) Техника
в) Промежуточные движения
г) Тайминг/синхронизация
д) Корректное дыхание
е) Концентрация (КИМЭ)
ж) Сложность исполнения техники

2. Техническое исполнение
а) Стойки
б) Техника
в) Промежуточные движения
г) Тайминг/синхронизация
д) Корректное дыхание
е) Концентрация (КИМЭ)
ж) Сложность исполнения техники

3.Атлетическое исполнение
а) Сила
б) Скорость
в) Баланс
г) Ритм

3.Атлетическое исполнение
а) Сила
б) Скорость
в) Баланс
г) Тайминг

Дисквалификация

Спортсмен или команда могут быть дисквалифицированы по любой из следующих причин:

1. Выполнение нерегламентированного КАТА или КАТА отличного от заявленного.

2. Невыполнение участником поклона перед началом или после завершения исполнения КАТА.

3. Слишком длинная пауза или остановка во время исполнения КАТА.

4. Создание помех судейской бригаде (таких, как физический контакт или угроза физического контакта, при которой судья вынужден уклониться или сдвинуться с места из соображений безопасности).

5. Падение пояса во время выступления.

6. Превышение разрешенного лимита времени для исполнения КАТА и БУНКАЙ (6 минут).

7. Невыполнение требований Старшего Судьи или недостойное поведение.

Фолы

Следующие Фолы, если они очевидны, должны быть приняты во внимание согласно вышеуказанным критериям.

а) незначительная потеря баланса;

б) выполнение движения в некорректной или незаконченной манере, такое как не полностью выполненная техника (блок, атака) или удар мимо цели;

в) несинхронное движение, такое как окончание выполнения техники до остановки тела или нарушение синхронности при выполнении КАТА в команде.

г) использование звуковых сигналов (любым членом команды) или театральность (топанье ногами, удары по груди, рукам, каратэ-ги, несоответствующие громкие выдохи) автоматически наказываются судьями снижением оценки ТЕХНИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ КАТА (снижение до нулевого значения одной трети общего счета);

д) сползание пояса до уровня бедер во время выступления;

е) затягивание времени во время выхода на площадку, длительные поклоны или паузы перед началом или после выполнения КАТА.

ж) нанесение травмы во время исполнения БУНКАЙ из-за неконтролируемой техники.

ПОЯСНЕНИЯ:

I. КАТА – это не танец или театральное представление. КАТА должно соответствовать традиционным ценностям и принципам. КАТА должно быть реалистичным в боевом понимании и демонстрировать концентрацию, мощь, потенциальный эффект техники. КАТА должно демонстрировать силу, мощь и скорость, также как изящность, ритм и баланс.

II. Каждый Судья должен оценить исполненное КАТА и определить традиционного КАТА, включенного в ОФИЦИАЛЬНЫЙ СПИСОК КАТА WKF.

III. В командных КАТА все три члена команды должны начинать выполнение КАТА лицом в одном направлении в сторону Старшего Судьи.

IV. Члены команды должны демонстрировать понимание всех аспектов выполняемого КАТА, также как и синхронизацию.

V. Тренер и участник несут персональную ответственность за соответствие заявленного на судейском столе КАТА, данному конкретному кругу соревнований.

Главная страница » Перечень КАТА по КАРАТЭ WKF. Критерии оценки: 1) Исполнение КАТА; 2) Исполнение БУНКАЙ (применяется в командных поединках за медали)

Что дают ката каратистам

Ката являются сущностью карате поскольку являются основным методом обучения и несут в себе духовный аспект практики карате, и представляют собой серии движений, состоящие из логически расположенной техники зашиты и атаки в определенной установленной последовательности, которые необходимо выполнять совершенно и исключительно.

Посредством практикования ката каратека изучает ритм, координацию, баланс, принципы применения силы, большое количество техники для самозащиты и самодисциплины.

Именно посредством ката можно отрабатывать технику, которую с партнером тренировать опасно для его Здоровья.

В ката рассматриваются ситуации боя, которые один человек (даже мастер спорта) вряд ли сможет придумать, но с которыми вполне можно столкнуться.

Ката это не набор догматических приемов и не «бой с тенью», как это представляют боксеры, а метод психофизической и тактико-технической подготовки и именно с этих позиций надо и подходить к ним.

Посредством Бункай Ката каратека овладевает чувством дистанции и таймингом и совершенствуется в сложнокоординативных движениях необходимых при борьбе с несколькими противниками.

Ката динамически и физически связаны с силой и слабостью тела, с хорошими и плохими моментами техники и с духовными началами.

Попытки, в связи с ростом популярности карате и приходом в карате спортсменов (в первую очередь боксеров и борцов), упростить ката и выполнять только для проформы, превратить их в удобный для себя вид или же вообще вывести ката из учебной программы превращает карате-до в обычный набор примитивной техники, которая «проходит» на соревнованиях. Такое карате отличается от «рукопашки» только названием, хотя и называется «традиционное карате-до».

Ката исторически возникли в качестве способа «устного запоминания» комплекса техники и передачи его из поколения в поколение в процессе обучения.

Систематическое, регулярное и осмысленное выполнение Ката способствует развитию чувства пространства, позволяет улучшить боковое зрение, шлифует каноническую технику, влияет на уровень психологической подготовки, дает возможность отрабатывать технику, которую с партнером отрабатывать опасно.

Огромное значение в ката имеют моменты перехода от одной позиции к другой, на что часто ученики не обращают должного внимания. А именно в этих переходах и заложена техника и тактика боя. Часто ученики не понимают, что позиции это статика, а переход от позиции к позиции — это динамика боя.

В ката особое внимание уделяется правильному дыханию. И это не случайно, т.к. общепризнанно, что именно дыхание является подлинным секретом восточных единоборств.

В Ката собрана воедино тактика и вся техника защиты и нападения либо в явном виде, либо в неявном. Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого движения и выполнять его правильно.

Кое-кто полагает, что можно практиковать только свободный бой, игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в карате. Дело в том, что техника нападения и зашиты имеет тысячи вариантов, и на тренировках, а тем более в схватках все опробовать не возможно. Поэтому тем, кто хочет научиться драться со слабым противником, незачем заниматься карате — для этого имеются более простые способы.

Изучение карате это трудный процесс и основной результат этих занятий проявляется с возрастом, когда у человека физическая сила убывает, а пределу технического мастерства нет.

Можно изучить все ката конкретной школы карате и освоить всю программу обучения, а можно изучить две три ката разного назначения, но их исполнять надо четко и с условием, что они станут «твоими». Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познаний и сравнения.

Каким бы ни был ваш опыт в области ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли помогут вам в случае необходимости.

Учите правильно и отрабатывайте две-три ката до полного совершенства, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий.

Следует обратить особое внимание на правильность проведения тренировки. Когда методика тренировок неправильна, то уже неважно, в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки в конце концов приведут Вас к поражению.

Необходимо выполнять ката так тщательно, чтобы они стали частью вашей повседневной жизни, т.к. они основа карате и их можно сравнить с буквами алфавита. подобно тому, как буквы являются основой для получения слов и предложений, так и ката являются кирпичиками, из которых строится карате.

Однако, хотя ката можно назвать самой важной частью занятий карате не стоит пренебрегать также кумите и тамешивари.

Путь к настоящему карате это: избегать праздности и заниматься упорно с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие индивидуальные и групповые тренировки — другую половину.

Когда практикуете ката, вы должны вставлять чувство реальности, представляя различные совместные атаки многочисленных противников.

И наоборот, когда в кумите, вы должны представить что тренируете ката и стараться выполнять каждую защиту и атаку четко. Каждая техника должна быть заранее обдумана, т.к, мастерство может быть достигнуто только после того, как развита необходимая скорость.

Ссылка на основную публикацию