Влияние китайских единоборств на системы Японии | Karate-krs.ru

Влияние китайских единоборств на системы Японии

Подборка кинобоев | Китайские боевые искусства против японских

Несмотря на давний исторический конфликт между двумя этими культурами, китайские боевые искусства значительно повлияли на японcкие, особенно в эволюции карате. Многие фильмы Гонконга часто изображали японских бойцов как антагонистов, а также как второстепенных персонажей (что неудивительно).

Не сосчитать количество картин, в которых храбрые патриоты освобождали страну от ненавистных захватчиков. Некоторые фильмы выделялись из общего строя (например, «Кулак ярости» с Брюсом Ли) только благодаря качеству съемок, но не подходу к показу японцев как кровожадных монстров. Однако есть и фильмы, где нет обычно яростной злобы, направленной на жителей страны Восходящего Солнца, и, кроме того, даже предпринимаются некоторые шаги относительно попытки понять и оправдать чуждую китайцу культуру (как, например, «Шаолинь вызывает ниндзя» и «Кулак легенды»).

Конечно, японские фильмы также демонстрировали свои боевые искусства, хотя обычно в более минималистичном стиле хореографии, используя более экономные движения в отличие от красивых, но замысловатых форм гонконгских фильмов.

Я не специалист в боевых искусствах, а поклонник красивой постановки боев, поэтому представляю несколько схваток, показывающих противостояние китайских и японских школ боевых искусств.

Список фильмов и стилей боевых искусств, представленных в порядке появления в ролике:

1. Ип Ман (Вин Чун против Карате Шотокан и Дзюдо)

2. От человека к человеку Часть 2 (Кулак Дракона- Тигра- Журавля против Шотокан Карате)

3. Бесстрашный (Трехсекционный шест Ушу против Кендзюцу)

4. Пять элементов ниндзя (Чой Ли Фут против Кендзюцу)

5. Кулак легенды (Фанзицюань против Кенпо Каратэ, Дзюдо и Айкидо)

6. Леди-дракон (Пьяный кулак против Шотокан и Шорей — Рю карате)

7. Герои Востока / Шаолинь вызывает ниндзя (Хунг Гар и Пьяный кулак против Окинавского карате, Цзянь (китайский прямой меч) Ушу против Кендзюцу, Цян (Китайское копье) Ушу против Соджуцу)

8. Гнев Ваджры (Шаолиньский кулак против Годзю-рю / Уэчи-рю карате)

9. Ип Ман: Рождение легенды (Вин Чун против Карате Шотокан, Дзюдо и Джиу-Джитсу)

10. Ниндзя в логове дракона (Длинный кулак и Вин Чун против Киокушин Каратк и Шоринджи Кемпо)

11. Война (Дао (китайская сабля) Ушу против Кендзюцу)

12. Парад призраков ( Кулак Луохан против Шотокан карате)

13. Дурная кровь (Ушу против Шотокан карате)

5 самых распространенных в мире японских боевых искусств

Япония богата своими традициями и культурным наследием. Повсеместный интерес к японским боевым искусствам способствовал росту их популярности по всему миру, привлекая к себе сотни тысяч последователей. Во многих странах мира существуют свои федерации и ассоциации по тому или иному виду японских единоборств.

Данная статья посвящена одним из самых распространенных не только в Японии, но и во всем мире, боевым искусствам Страны восходящего солнца. Презентация каждого представлена соответствующими видео, демонстрирующим чемпионаты, соревнования и показательные выступления в разных странах мира.

Каратэ как боевое искусство развивалось на островах Рюкюсского архипелага, на территории современной Окинавы. Корни каратэ в древних боевых техниках островов Рюкю, испытавших влияние китайских боевых искусств. В каратэ мастерство практикующего маркируется соответствующим цветом пояса. Черный пояс означает высочайший уровень мастерства и подготовки его носителя. Философские основы каратэ – в достижение истинного твердого непоколебимого духа, совершенствование своей личности.

На видео — аттестация на черный пояс в России:

На видео — выступление японской команды на 21 чемпионате мира по каратэ:

Кэндо – современное искусство фехтования, корни которого в древнейших техниках владения мечом, возникших более тысячи лет назад на японском архипелаге. Бамбуковый меч синай и защитная броня богу – характерные атрибуты кендо. Сегодня искусство сражения на мечах активно практикуется в самой Японии, а также широко распространено по всему миру. Развитие и совершенствование своей личности, укрепление духа, воспитание твердости характера – то, что декламирует собой путь меча кэндо.

На видео — соревнования по кендо между немецкой и британской командами:

Айкидо – японское боевое искусство, возникшее в 20-х годах прошлого столетия. Основателем его является Морихэй Уэшиба, достигший высшего уровня мастерства в занятиях традиционными японскими боевыми искусствами. В традиционном айкидо не проводятся чемпионаты. А главная цель – не в доведении до совершенства того или иного приема, а, прежде всего, в усовершенствовании собственного духа. Айкидо уникально тем, что главной задачей здесь является нейтрализация силы противника, использование его агрессивной силы против него же самого. Основы философии айкидо – в сохранении душевной гармонии и внутреннего равновесия.

Ниже представлено редкое видео с Морихэй Уэшиба:

Составляющие слово дзюдо иероглифы дословно имеют смысл «мягкий путь». Но, несмотря на это, техники дзюдо очень интенсивны и активны. Дзюдо возникло в XIX веке. Его основателем является мастер традиционных японских боевых искусств Дзигаро Кано. Возможно, дзюдо является самым известным в Стране восходящего солнца, поскольку состязания по нему составляют часть соревновательной программы Олимпийских игр. Физическое воспитание, совершенствование духа, полный самоконтроль и самодисциплина – одни из главных принципов подготовки и занятий дзюдо.

На видео — топ 10 бросков на чемпионате мира в Астане:

Кюдо – японское искусство стрельбы из лука. Лук и стрелы были оружием самураев. Важнейшим для точного попадания в цель является подготовка. Спокойный ум и сердце – главное условие совершенствования и достижения цели. Кюдо отличается от других боевых искусств тем, что противник здесь не человек, а цель. Кюдо заставляет много думать, концентрироваться, развивать свой ум, преодолевать себя.

На видео ниже — интервью с японкой о кюдо и презентация тренировки:

Влияние китайских единоборств на системы Японии

Философия восточных и западных единоборств, в Древнем Китае, Индии и Японии

Данная тема позволит обсудить: почему китайцев и индусов так много, их преимущества в зож

Философия в Древней Индии
Философия в Древнем Китае
Древнерусская философия
Философия в Древней Японии
Философия восточных единоборств и единоборства как фитнес
история восточных единоборств

Шевчук Денис
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Шевчук Денис
Посетить домашнюю страницу Шевчук Денис
Найти еще сообщения от Шевчук Денис

27.01.2011, 20:55 #2

например в Китае существует традиция физкультуры, коллективные занятия.
Я имею ввиду не просто дуболомство, а в виде фитнеса

Есть стили китайского ушу (кунг фу, конфу, кунфу), которые доступны даже пенсионерам,
а физактивность продлевает жизнь и избавляет от многих болезней без лекарств, как профилактика

физические упражнения из индийской хатха-йоги (асаны) — похожи на школьную гимнастику (мостики, березки) — реально помогают решить многие проблемы со здоровьем еще до их появления (проблем в смысле)

На философию Японии оказали влияние такие виды борьбы, как джиу-джитсу (дзю-дзюцу), карате (каратэ), айкидо, кендо (кэндо), ниндзюцу (ниндзя, воины тени), йайдо (иайдо), дзюдо (похоже на русское САМБО), айки-джитсу, кобудо, бушидо (бусидо) и другие виды, стили продолжительность жизни там показательно высокая

растяжка в восточных единоборствах и другие фитнес-элементы могут легко использоваться для полезного занятия, времяпроведения,
восточные единоборства для женщин полезны не только как фитнес, но и для безопастности — в наше вемя особенно актуально для девушек знать рукопашный бой

27.01.2011, 21:09 #3
Шевчук Денис
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Шевчук Денис
Посетить домашнюю страницу Шевчук Денис
Найти еще сообщения от Шевчук Денис

Ушу — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи , гошу и др — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл неправильно.

Согласно историческим хроникам кунфу (как и Чань-буддизм) было основано в монастыре Шаолинь знаменитым индийским монахом Бодхидхармой (в Китае также известен под именем Дамо; годы жизни прибл 440—528 гг н э) . Школа Чань с самого начала выступала под названием «метод непосредственного постижения» или «школа прямого пути». Буддизм, конечно, уважает жизнь и учит ненасилию, а развитие личности видит в устранении аффективных мыслей и штампов сознания, благодаря которым и обеспечивается приток страданий. И Чань отказывается верить в какой-либо «мир вне нас». Т.е. вся работа сводится к очищению собственного внутреннего пространства, поэтому практика Чань, по существу, является психотехникой.
Дамо внес большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы

Есть мнение, что Каларипаятту, привезенное Чжэн Хэ из Индии в Китай, послужило основой для Ушу

Про названия
Другие названия:

Ву-шу, ву-ши, у-ши — неправильная транскрипция.
Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) — буквально «работа над собой/тренировка», так же означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу, используется также вариант кунг-фу.
Го-шу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
У-и — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
Цюань-фа (буквально «кулачные методы») или Цюань-шу (буквально «кулачное искусство») — один из разделов у-шу, иногда это слово используется как синоним всего у-шу. Что любопытно, те же самые иероглифы используются в слове кэмпо, являющемся японским прочтением названия цюань-фа, использующимся в сочетании кэмпо-каратэ для названия звериных стилей окинавского каратэ, происходящих от ушу.
Кунгфу и ушу
В русском языке сложилась традиция определять термином «кунгфу» боевое искусство, а термином «ушу» — комплекс гимнастических упражнений; хотя они, по сути, составляют единую, целостную систему физического и духовного совершенствования. Согласно полушутливому определению, «кунгфу — это ушу, выполняемое в быстром темпе».

Японские виды восточных единоборств: описание, особенности и интересные факты

Япония может похвастаться широким разнообразием отдельных видов восточных единоборств. Многие из них зародились в глубокой древности, и дают возможность достигать по-настоящему сверхчеловеческих способностей. Некоторые мастера до сих пор посвящают всю жизнь постижению уникальных техник ведения боя. Кануть в небытие такому своеобразному искусству не позволяет наличие миллионов последователей японских единоборств по всему миру.

В нашей публикации хотелось бы рассмотреть наиболее популярные восточные единоборства, виды и отличия. Также выясним, какие существуют техники и стратегии ведения рукопашного боя.

Историческая справка

Своим появлением различные виды восточных единоборств, во многом, обязаны традициям японских самураев, а также применению кастовой системы в обществе. В древности воины были обязаны постигать мастерство владения различным оружием. Значительное внимание уделялось технике ведения рукопашного боя. Все это требовалось самураям не только для защиты собственных семей, но и для обеспечения безопасности представителей знати, которых называли сегунами.

Со временем практическая сторона вопроса отодвинулась на второй план. Освоение техник боевых искусств приобрело более философское значение. Японские мастера стали называть подобные занятия путем, не имеющим конца. Виды восточных единоборств начали использовать в целях укрепления духа и тела, совершенствования определенных навыков.

Методы японских единоборств

В японских боевых искусствах существует несколько направлений. Здесь применяются так называемые жесткие и мягкие методы сражения. Концепции имеют различную направленность. Однако их характер во многом взаимосвязан.

Жесткий метод предполагает практику контрсилы. На деле под этим подразумевают прямую атаку соперника, которая включает проявления прямой агрессии в комплексе с нанесением ударов в рукопашную либо с применением холодного оружия. Напротив, применение оборонительной техники дает возможность противостоять подобным порывам и также выступает частью жестких концепций ведения боя.

Для мягких методов характерно применение минимальной силы, что позволяет избегать урона, предотвращать атаки или же направлять кинетическую энергию тела оппонента в нужное русло. В качестве примера можно привести так называемую технику скольжения, когда обороняющийся искусными движениями уходит от агрессивных действий противника и тем самым выводит его из равновесия. Если жесткие методы отличаются своей прямолинейностью, то мягкие более гибкие в тактическом плане.

Итак, перейдем к рассказу о популярных японских видах восточных единоборств. Список открывает знаменитая борьба сумо, которая стоит наособицу среди прочих востребованных боевых искусств. Изначально такое занятие представляло собой симбиоз сионистских обрядов и соревнования. Некоторые древние церемониальные практики, которые традиционно использовались в такой борьбе, сохранились до наших дней.

Какие же правила применяются в представленном виде восточных единоборств? Все довольно просто. Чтобы одержать победу, борцу достаточно заставить противника коснуться площадки любой частью тела, помимо ступней. Также можно попросту вытолкнуть оппонента за линию ринга, которая выложена специальным канатом симэнава.

Зачастую исход поединка в сумо решают мгновения. Однако любому бою сопутствуют предварительные приготовления в виде своеобразных церемоний. Такие обряды, как правило, занимают немало времени.

Ни для кого не станет открытием тот факт, что для достижения успеха в сумо боец должен обладать внушительной массой тела. В древней Японии тучность не считалась пороком. Наставники борцов полагали, что удары ногами о ринг пробуждают духов земли, которые делают почву более плодородной. Исходя из этого, чем крупнее участники поединка, тем лучше. Согласно особой философии, в сумо не существует весовых категорий.

Самым крупным достижением в данном виде восточных единоборств выступает получение титула Екодзуна, другими словами – Великого чемпиона. Стоит заметить, что такой высокий статус присваивается борцу пожизненно. Если чемпион начинает терпеть поражения, он попросту заканчивает карьеру.

Джиу-джитсу

Школа джиу-джитсу была основана японским мастером Хисамори Такэноути еще в 16 веке. Вид единоборства стал результатом реализации идеи о максимальной экономии сил в рукопашном бою. Центральное место в тактике заняли всевозможные захваты противника, а также броски с использованием энергии оппонента.

Определяющее значение при постижении техник джиу-джитсу отводится дыхательным практикам, боевым стойкам, умению уклоняться от атак. Несмотря на это, единоборство также допускает нейтрализацию противника, что достигается за счет точечного воздействия на определенные зоны тела оппонента.

В переводе с японского языка понятие дзюдо означает «мягкий путь». У истоков такого вида восточных единоборств стоит знаменитый мастер Кано Дзигоро, который основал собственную школу боевых искусств в 80-х годах 19 века. Многие техники им были позаимствованы из джиу-джитсу. Мастер отобрал приемы, что отличались наименьшей вероятностью травматизма для обоих соперников, но в то же время подходили для организации зрелищных соревнований. В последующем Кано Дзигоро привнес в боевое искусство целую массу духовных практик, которые позволяли бойцам совершенствовать собственный разум.

Вид восточных единоборств предполагает, в первую очередь, постижение оборонительных техник. Сражение происходит без применения холодного оружия. Победа достигается за счет молниеносного ухода от атак с последующим применением удерживающих, болевых либо удушающих приемов. Удары здесь практически не используются. Поэтому подходит данный вид восточных единоборств для детей.

Айкидо представляет собой уникальную систему боя, что разработана японским мастером боевых искусств по имени Уэсиба Морихэй. Принципиальным отличием единоборства от практик других восточных школ послужил отказ от применения наступательных стратегий и агрессивных атак. В последующем айкидо стали называть искусством использования силы оппонента против него самого.

Стоит заметить, что по данному виду спорта не проводятся соревнования и чемпионаты. Несмотря на это, айкидо пользуется чрезвычайной популярностью среди представителей опасных профессий. Подходит вид восточных единоборств для девушек, которые служат в полиции либо организовывают семинары, где обучают, как быстро обезвредить недоброжелателя.

Кендо выступает достаточно популярным боевым искусством, которое предполагает применение холодного оружия. По сути, единоборство обучает технике фехтования на традиционных японских мечах. В древности постижение такого мастерства имело чрезвычайное практическое значение, поскольку позволяло готовить умелых воинов для грядущих сражений. Сегодня кендо является не более чем увлечением.

В ходе тренировок используются специальные маски и доспехи, которые надежно защищают тело бойца от травм. Оружием при этом выступают традиционные палки боккэн, изготовленные из бамбука.

Вид восточного единоборства возник на японском острове Окинава во времена, когда эта территория имела статус отдельного государства. Каратэ-до зародилось как метод самообороны, который исключал использование оружия. По сей день здесь применяются лишь техники отработки ударов руками и ногами.

Своей популярностью вид единоборств обязан мастеру по имени Фунакоси Гитин. Именно благодаря этому человеку в 20-х годах прошлого века была проведена масштабная кампания, которая способствовала привлечению внимания к данному виду спорта со стороны широких общественных масс. С тех пор каратэ-до остается одним из самых знаменитых и востребованных боевых искусств во всем мире.

Дух Японии (До) (стр. 1 из 2)

Иероглиф до входит во многие японские выражения, которые имеют различные значения: от самых простых, приземленных до замысловатых, абстрактных. Вот несколько примеров использования иероглифа до (букв. — путь, дорога).

•Докё— даосизм (дао — «путь» по-китайски)

•Синто — «путь богов»

•Додзё— зал для тренировок/упражнений

•Дотоку — мораль, нравственность

•Дораку — развлечение, распущенность

•Бусидо — «Путь воина»

•Кадо — аранжировка цветов (икебана)

•Садо — чайная церемония

•Дзюдо — «мягкий путь» (вид восточных единоборств)

•Айкидо — «встреча + энергия + путь» (вид восточных единоборств)

Многие из этих выражений относятся к традиционным японским искусствам (боевым и эстетическим), некоторые связаны с религиозными, философскими учениями; Другие составляют часть повседневной лексики японцев.

Концепция до глубоко укоренилась в японском образе мышления, как традиционном, так и современном. Сущность до иллюстрирует важнейшие культурные ценности японской нации и крайне важна для понимания специфики японских методов обучения.

Истоки концепции до: даосизм

Истоки духа до в Японии можно обнаружить в даосизме — религии Древнего Китая. Даосизм проник в японскую культуру во многом благодаря ее формированию под влиянием дзэн-буддизма, хотя методика даосских пророчеств и другие религиозно-мистические атрибуты даосизма попали в Японию в начале VI века вместе с другими заимствованиями из Китая. Даосизм еще не утратил окончательно свои позиции и в современной Японии, японские фундаментальные трактовки даосских традиций считаются одними из самых значительных в мире.

Даосизм сформировался как учение на идеях Лао-Цзы в V веке до н.э. Дао (или до по-японски) — это ключевое понятие для китайского образа мышления; буквально оно означает «путь, дорога», но также понимается и как единый Закон, единый Путь всех существ и вещей, которому надо следовать в жизни, и в более конкретном смысле — кодекс поведения и учение, как бусидо— «Путь воина». Понятие Пути выражает вечное единство человека и природы, и даосизм долгое время ассоциировался с ритуалами и тренировочными упражнениями, предназначенными для слияния небесного и земного; соединения могущества небес с обыденными делами в обычном мире таким образом, чтобы люди могли гармонизировать свою жизненную энергию с Путем, или универсальным духом.

Считается, что сущность Пути можно только почувствовать, ощутить, пережить, но ее нельзя познать разумом. Приверженцы дзэн, следуя «обучению без слов», проводимому наставником, проходят через катарсис, процессы освобождения сознания от всех страстей и забот до тех пор, пока оно (сознание) не станет «зеркалом небес и земли, отражающим сложность и многообразие существующих вещей». Личность с освобожденным сознанием становится обитательницей Пути и в итоге достигает просветления (нирваны) в «вечности» через отрешение от времени и пространства. В Японии никогда не предпринимались попытки официально насаждать даосизм, но случайный выбор этого учения оказался весьма удачным, его постулаты были легко усвоены и адаптированы к японскому образу мышления. Даосический мистицизм оказал сильное влияние на китайские школы дзэн-буддизма, которые были привезены в Японию в период Камакура. Именно в Японии состоялся наиболее полный синтез даосизма и буддизма, и с XIV-XV веков начинается культурно-социальная биография дзэн-буддизма как системы японского образа жизни. К наставникам дзэн стали обращаться военные, чиновники, купцы, мастера единоборств, художники, поэты, музыканты. Эти люди стремились постичь мистические силы дзэн, способные, по их мнению, раскрыть перед ними тайны бытия и помочь в практической деятельности. Дзэн вскоре стал ассоциироваться с наиболее важными аспектами японской средневековой культуры. На основе дзэн культивируется чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует разработке таких видов боевых искусств, как каратэ, кэндо, дзюдо, стрельба из лука (кюдо).

Истоки духа до: дзэн-буддизм

Буддизм, привезенный из Китая в VI веке, за последующее тысячелетие буквально пронизал интеллектуальную, художественную и общественную жизнь Японии. Это помогло преобразовать страну из пространства, населенного примитивными племенами, в государство высокой цивилизации, что оказало глубокое и длительное воздействие на духовные и этические ценности японцев (Reischauer, 1988). Клайборн (Claiborne) отмечает, что «проникновение в японскую психику (душу) установок и ценностей буддизма было столь мощным, что оно заметно и сейчас в каждом аспекте жизни современной Японии» (1993, с. 62).

Безусловно, наибольшее влияние на японскую культуру оказал дзэн-буддизм. Монахи секты Дзэн не ограничивались только религиозной деятельностью. Они преуспели в дипломатии, в различных видах творчества: литературе, живописи, архитектуре, планировке садов, искусстве театра Но, в чайной церемонии и аранжировке цветов. Учение дзэн и проповедующие его странствующие монахи сыграли огромную роль в становлении большинства направлений искусства и литературы средневековой Японии, наполняя их своим духом, делающим упор на подсознательное, интуитивное ощущение истины и непосредственное ее восприятие учеником от наставника. Дзэн оказал также сильнейшее воздействие и на военное сословие, так как учение воспринималось самураями как руководство к прямому и уверенному пути жизни. Бусидо, к примеру, основывался на дзэн-упражнениях (медитациях) и соблюдении основных требований конфуцианской морали — преданности сюзерену и уважении старших. Поскольку самураи помимо военного дела усиленно занимались образованием и искусством, дзэн оказал огромное влияние на культурное и этическое воспитание японцев.

Дзэн, в своей оригинальной китайской форме чань-буддизма (Chan), испытал большое воздействие даосизма, по которому Дао (или позднее Будда) присутствует во всех вещах, хотя реальность этого постигнуть невозможно. Дзэн подчеркивает, что все живые существа имеют внутри себя Будду и только ощущение этого позволяет достичь особого состояния — сатори. Это состояние, которое рассматривается как мгновенное освобождение от телесной оболочки интеллекта, от бремени навязчивых идей и ощущения действительности. Сатори означает душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, «внутреннее просветление». «Дзэн всегда нацелен на центральное событие в жизни, которое никогда нельзя подать на анатомический стол интеллекта» (Suzuki, 1964, с. 51). В самой процедуре, в достижении озарения скрывается какое-то неуловимое явление, которое не могли определить и сами наставники. Его нельзя описать, передать словами, объяснить теоретически; постигается оно только медитацией и непосредственным личным опытом. Те, кто достиг состояния просветления, не могут дать объяснение этой конечной истине, которая и крайне проста и почти очевидна, но выходит за пределы обычного дуализма субъекта и объекта.

Распространение дзэн-буддизма в Японии связано с деятельностью буддийского монаха Эйсая, основавшего в 1200 году секту Риндзай, известную своей системой изнурительных медитаций и применяющую для достижения состояния сатори различные стимулы, особое место среди которых занимают коаны, или специфические вопросы-загадки. Другая школа Дзэн, секта Сото, была основана учеником Эйсая Догэном. Эта секта также постоянно практиковала медитации, но не признавала коанов. Догэн предложил новую процедуру, которая получила название дзадзэн (медитация сидя). Он утверждал, что одно лишь спокойное сидение без каких-либо размышлений и ответов на вопросы-загадки, уводящее от мирских забот и моральных терзаний, способно постепенно привести к достижению состояния сатори. Хотя обе секты боготворили исторического Будду, тренировки и практика сосредоточивались на личности учителя, так как считалось, что указания учителя могут пробудить в учениках живущего в них Будду. Базируясь на мондо (диалог между учителем и учеником), особый дзэнский метод наставлений лишь просто указывал на истину, «сиюминутную вечность», никак не поясняя ее сути. Для наставника школы Дзэн лучшим способом выразить и передать ученикам свой ценный опыт было высказывание парадоксов, которые ставили оппонентов в тупик. Например: «Где ничего нет, там есть все» или «Умереть великой смертью — значит обрести великую жизнь». Эти высказывания иллюстрируют две непреодолимые дилеммы дзэн: невозможность выразить словами понятие истины и то, что «противоположности родственны и поэтому, по существу, гармоничны» (Watts, 1957, с. 175).

Тренировочные упражнения дзэн сочетают неподвижность и действие: медитацию учеников и их повседневную работу. В отличие от других направлений буддизма дзэн-буддизм подразумевает, что Будда незримо присутствует во всех неприметных явлениях обычной жизни и что гармонии духа и тела «можно достигнуть одновременным успокоением сознания (переходом в интуитивно-подсознательное состояние) и специальной активацией органов физического восприятия» (Claiborne, 1993, с. 76). Во всех формах деятельности дзэн выделяет особое значение естественности, легкости и спонтанности поведения, какую бы задачу ни предстояло решить. Это положение оказало сильное влияние на все формы культурного самовыражения японцев. Простота и лаконичность японских боевых и эстетических искусств иллюстрируют дзэн-идеи беспристрастности и самообладания, выход сознания за пределы «я существую» и освобождение его от обыденности, но не от состояния боевой готовности уже расслабившегося фехтовальщика или способности управлять ритуальными движениями в чайной церемонии (там же, с. 69).

Особенности традиционных японских искусств

История дзю-дзюцу — страница 4

Китайские влияния

Как видим, в этой легенде говорится, что отправной точкой для исследований Акиямы послужило боевое искусство Китая. Вообще в XVII-XVIII китайские ушу оказали колоссальное влияние на развитие дзю-дзюцу. Благодаря им в арсенал боевого искусства Японии вошли разнообразные удары руками и ногами, многочисленные варианты болевых и удушающих захватов.

Немалый вклад в совершенствование дзю-дзюцу внесли китайские иммигранты. Среди них наиболее известен Чэнь Юаньбин (в японском произношении — Тин Гэмпин), познакомивший японских воинов с боевым искусством Шаолиня.

Чэнь Юаньбин родился в 1587 году в провинции Чжэцзян и получил хорошее образование. В возрасте 27 лет он поступил на обучение в знаменитый монастырь Шаолинь, где провел 13 месяцев (1615-1616). Когда ему было 35 лет, в 1621 году, он впервые приехал в Японию, в Киото, в качестве переводчика при посольстве и зимой того же года поступил на службу к князю Мори. В 1625 году он поселился на горе Корин-дзан в уединенной келье ревностного поклонника буддизма Нагатоя Кюбэй из местечка Адзабу Иикура. На месте этой обители на следующий год был выстроен монастырь Корин-дзан Кокусё-дзи, ставший основным «тренерским центром» Чэнь Юаньбина. Его первыми учениками стали три ронина (бродячих самурая) — Фукуно Ситироэмон, Исогаи Дзиродзаэмон и Миура Ёдзиэмон, а также монах Кюэн и члены семьи Нагатоя. Пройдя обучение у китайского мастера, монахи Кокусё-дзи и семья Нагатоя на протяжении ряда поколений сохраняли традицию Чэнь Юаньбина в неизменном виде, прозвав ее «Гэмпин-рю дзю-дзюцу», а ронины разбрелись по разным провинциям Японии и создали собственные школы, каждая из которых стала истоком для десятков других, благодаря чему имя китайского мастера стало широко известно в среде мастеров бу-дзюцу.

Однако Чэнь Юаньбин не был первым, кто познакомил японцев с шаолиньским у-шу. По свидетельству хроник Шаолиня, начиная с XIV века в нем периодически обучались японские монахи, многие из которых активно занимались ушу. Так в 1312-1324 годах в Шаолине жил японец, известный под монашеским именем Дачжи. Уже через несколько лет после своего прихода в монастырь он стал одним из ведущих специалистов по кулачному бою и искусству владения палкой, и добился такого уважения у китайских собратьев, что был допущен на занятия главного наставника Шаолиня по ушу мастера Хуэйвэня, который впервые в истории монастыря передал иностранцу секреты техники боя с 18 каноническими видами оружия.

В мае 1327 года в Шаолинь пришел сын Дачжи, принявший монашеское имя Дэши. Он должен был провести в монастыре три года, но монахи, подружившиеся с умным, трудолюбивым и дружелюбным японцем, упросили настоятеля разрешить Дэши остаться в монастыре еще на несколько лет, благодаря чему он получил возможность овладеть «тайными» разделами кулачного искусства, к изучению которых допускались лишь старшие монахи.

В 1347-1379 годах в Шаолине обучался японский монах, известный под китайским монашеским именем Чжаоюань. В «Хрониках Шаолиньского монастыря» о нем говорится: «Он искушен в китайском языке и каллиграфии. Сначала он занимал пост делопроизводителя, а затем — старшего монаха, к тому же он в совершенстве овладел техникой шаолиньского боевого искусства».

Расцвет и упадок дзю-дзюцу

В XVII-XVIII веках дзю-дзюцу достигло своего расцвета. Новые школы росли как грибы, и число их достигло рекордной цифры 700. На общем фоне своей мощью, изощренностью и эффективностью выделялись Араки-рю, Асаяма Итидэн-рю, Дайто-рю, Ёсин-рю, Итин-рю, Кираку-рю, Кито-рю, Куки Синдэн-рю, Кусин-рю, Мусо-рю, Рёи Синто-рю, Сосуйси-рю, Сибукава-рю, Син-но Синдо-рю, Синсин-рю, Сибукава-рю, Такэноути-рю, Тэнсин Синъё-рю, Ягю Синган-рю.

Во второй половине XIX — начале XX веков, в период крушения традиционной самурайской культуры и буржуазных преобразований, многие старинные школы дзю-дзюцу оказались на грани вымирания. Часть из них изменили себя в угоду времени — так появились на свет популярные ныне дзюдо и айкидо. Однако традиции классического дзю-дзюцу «древних школ» (корю) благодаря истинному подвижничеству немногочисленных энтузиастов все-таки не пресеклись. В настоящее время в Японии предпринимаются большие усилия по сохранению и восстановлению традиционных рю, которые ныне воспринимаются как часть национального достояния.

В переводе с японского дзю-дзюцу означает «искусство мягкости», что указывает на принадлежность этого стиля к так называемым «внутренним» школам. «Дзю» (или, по-китайски, «Чжу») — древний принцип даосской философии — применяется не только в японских системах рукопашного боя, но и в китайских, таких, как тайцзи-цюань, багуа-чжан и других. А название одного из корейских стилей борьбы — ю-суль буквально означает «искусство мягкости».

Дзю-дзюцу оформилось в средневековой Японии, сначала как Ерои-куми-ути (борьба в доспехах, но без оружия), а затем и как тай-дзюцу (рукопашный бой). Борьба по принципу «дзю» исключала грубое противоборство сил, а наоборот, предполагала использование энергии противника для проведения приемов. Поэтому большое место в дзю-дзюцу отводится приемам с выведением соперника из равновесия с помощью захватов.

В настоящее время в Японии и во всем мире существует огромное количество школ дзю-дзюцу, среди них такие известные, как дзюдо и айкидо. Активно действует школа Есэйкан, объединяющая традиции дзюдо и айкидо, пользуется уважением древняя школа Дайто-рю, давшая начало айкидо, и Кито-рю, стоявшая у истоков дзюдо. К сожалению, многие школы в ХХ веке отошли от устоев боевых искусств: так дзюдо обратилось в сторону спорта в погоне за олимпийским золотом, а айкидо переродилось в род парных гимнастических упражнений, отстраненных от реальности поединка.

Тем не менее, в основании этих, самых знаменитых ныне, школ лежали истинные принципы Будо. Вот почему многие мастера сейчас обращают взоры к началу ХХ века и стремятся к возрождению боевых искусств в их первоначальном виде. Глубоко уважая традицию и отдавая дань ее усердному изучению, не следует все же останавливаться в развитии.

В мире боевых единоборств произошел бурный прогресс за последние несколько десятилетий, и не учитывать его достижений невозможно, если подходит к делу серьезно. Особенно это касается техники нанесения ударов руками и ногами, а также тактики ведения поединка. Именно поэтому современные школы дзю-дзюцу, свято сохраняя основные принципы этого древнего искусства, проводят ревизию технико-тактического арсенала, добиваясь гармонии практической (прикладной), эстетической и духовной сторон единоборства.

Кодокан — школа японского дзю-дзюцу — основан в 1882 году профессором Кано Дзигоро (1860-1938), мастером школ Кито-рю и тенсин Синъе-рю, соединившим технику этих и других направлений, а также приемы традиционного Окинава-тэ в системе Кодокан дзю-дзюцу, позднее получившей название дзюдо.

Современный Кодокан (Кодокан Син-рю) несколько отличается в техническом плане от традиционного, в особенности это касается ударного раздела. Также больше внимания уделяется прикладному разделу, охватывающему приемы самозащиты в нестандартных ситуациях и работу с оружием. Следуя заветам Кано о необходимости гармоничного развития личности и общества в целом, придерживаясь основных технико-тактических принципов («расшатывания», оптимального приложения сил и т.п.), новый Кодокан модернизирует и обогащает арсенал старой школы на основе лучших разработок современных видов единоборств.

За основу взяты материалы с сайтов SATBI и Мир боевых искусств — коллекция учебных материалов. Полностью этот текст есть в разделе Библиотека — Боевые Искусства). Материалы данного раздела базируются на статьях А.М.Горбылёва

Ссылка на основную публикацию
27.01.2011, 21:41 #4