Важные моменты Тайцзи Цюань стиля Сунь | Karate-krs.ru

Важные моменты Тайцзи Цюань стиля Сунь

Важные моменты Тайцзи Цюань стиля Сунь

Тайцзи Цюань — это уникальный вид боевых искусств нашей страны, один из способов «совместной регуляции внутреннего и внешнего» (внутренняя регуляция успокаивает Сердце и поддеривает природу, внешняя регуляция дает физическую закалку). Поэтому для пользы тела используем мягкое и изогнутое, а для применения — жесткое и прямое. Без мягкого и изогнутого невозможно трансформировать (хуа), без жесткого и прямого невозможно применять (юн). Одновременное владение телом и применением позволяет с помощью мягкости побеждать жесткость, использовать для защиты и атаки метод «четыре ляна одолевают тысячу цзиней». Правила тренировки этого кулачного искусства следующие: ци погружается в данътянъ; нельзя отклонятся, нельзя опираться; внутреннее и внешнее взаимно объединяются; ни в коем случае нельзя применять грубую силу (чжо ли). Следует использовать мысль (и) для вовлечения силы (ли). Куда достигает мысль, туда достигает и сила.

Мастер Хао Вэйчжэнь, обсуждая правила тренировки, указывал на три уровня мысленной ассоциации. Начальный уровень — тело как будто находится в воде, ноги ступают по земле, движение как будто встречает сопротивление воды. Второй уровень — ного поднимаются легко, будто всплывают, возникает ассоциация плавания в воде, движения свободные и легкие. Третий уровень — тело легкое и подвижное, ноги ступают по поверхности воды, как по ледяной кромке. Духовная энергия собирается внутри, не осмеливаешься ни на йоту рассредоточиться. Осуществление этого уровня есть овладение кулачным искусством.

Положение тела и способы движения в Тайцзи Цюань стиля Сунь имеют определенные важные моменты и правила. Их можно представить следующим образом.

Макушка головы как бы вытягивается вверх (шан дин), но при этом нельзя использовать силу. Нижняя челюсть естественно придерживается. Шея держится прямо. Дух цзиншэнъ (переводится как «дух», «настроение», «душа», «психика») сосредотачивается. Все тело расслаблено (буквально: расслаблено в открытости — сун кай). Поддерживание макушки <дин); надавливание подошвой (дэн), вытягивание (шэнъ) и сжатие (со) выполняются с помощью мысли, а не с помощью грубой силы. Сознание (Сердце) само собой естественно обретает пустой дух (сюй лин). Это то, что называют «макушечное усилие пустого духа» (сюй лин дин цзинь).

Рот свободно прикрыт. Язык упирается в верхнее небо. Дышим через нос.

Грудь не вьmячивается,держится легко, тогда ци опускается в данътянъ. Если грудь выпячивается — ци хлынет в область груди, и верх будет тяжелым, а низ легким. Если грудь держится легко, ци прилипает к спине. Сила, испускаемая от спины, есть истинная сила.

Оба плеча расслаблены и опущены. Остерегайтесь поднятых плеч, иначе ци хлынет наверх.

Локти расслабленно свешиваются вниз. Оба предплечья естественно согнуты. Это и есть «в изогнутом стремимся к прямому», «вначале накапливаем, затем выпускаем».

Пять пальцев раскрыты, запястье осажено, «пасть тигра» слегка округла, ладони слегка вогнуты, как будто охватывают шар.

Поясницу следует осадить. Поскольку поясница — это центр движения всего тела, она является источником мощи. Вращение, продвижение вперед, отход назад, смена пустого и полного зависят от усилия в пояснице.

Обе ноги согнуты. Обязательно следует четко различать пустое (сюй) и полное (шu). Это означает, что основной вес тела должен помещаться на одну ногу. Если вес тела перемещается на правую ногу, то правая нога становится «полной», левая нога — «пустой». Если наоборот, то левая нога становится «полной», а правая — «пустой». Четкое различение пустого и полного — одно из главных правил Тайцзи Цюань, когда оно вьmолняется, движения и повороты легки и подвижны. В противном случае шаги неуклюжи, перемещения легко поддаются влиянию противника.

Выражение «ци опускается в даньтянь» (дантянъ — место на три цуня ниже пупка) подразумевает глубокое брюшное дыхание. Ни в коем случае не используйте силу для опускания ци, нужно позволить дыханию задействоваться естественно.

Первое правило Тайцзи Цюань — «использовать мысль (и), не использовать силу (ли)». Поскольку в Тайцзи Цюань используется гибкая сила, нужно свободно расслабить все тело и не допускать даже малейшего nриложения грубой силы, которая задерживается в мьшцах и костях и поэтому замедляет движение. Нужно уметь быть максимально мягким и гибким и в то же время максимально твердым и жестким, в высшей степени устойчивым (тяжелым) и в то же время в высшей степени подвижным. Существует правило: «достигает мысль — достигает и сила», если оно вьmолняется — применять движение легко. Если же вовне nрикладывается излишняя (грубая) сила, то это не соответствует требованиям Тайцзи Цюань (и такое применение неэффективно).

Как же понимать выражение «использовать мысль, не использовать силу»? Откуда же тогда берется гибкая сила? Поскольку куда приходит мысль, туда сразу же приходит и ци, в результате ежедневных тренировок торятся каналы и каллатерии (цзинло) всего тела. Таким образом, после длительного периода тренировок подлинная внутренняя сила (нэй цзинь) может возникнуть.

Движение и покой.

Практика цигун «тихое сидение» характерна тем, что в покое ищут движение, nрактика кулачного искусства характерна тем, что в движении ищут покой. Во время практики кулачного искусства сеpдцe должно успокаиваться, дух цзиншэнь сосредотачивается, только тогда движения будут округлые и живые.

Выше по отдельности представлены основные важные моменты в nрактике Тайцзи Цюань. Но, изучая кулачное искусство Тайцзи Цюань, следует помнить, что движения имеют целовтный характер, и все тело представляет собой однор целое. Тренируйтесь в духе.

Дух цзиншэнь направляет — телодействует. Когда дух цзиншэнь может подняться, движения будут естественными, легкими и живыми. Мысль (намерение) и тело движутся скоординированно, внутреннее и внешнее взаимно объединяются. Во время тренировки нужно обращать внимание на то, что верх и низ следуют друг за другом, все части тела объединяются в одно целое. Если хоть одна часть движется нецелостно, это может привести к тому, что духовная энергия (шэнъ ци) рассредоточится и смешается. Поэтому так важно ис пользовать мысль для движения силы. Раз соединившись, мысль и сила действуют неразрывно, «подобно течению великой реки Янцзы, которая, выйдя из берегов, не иссякает».

«Перемещаем цзuнъ подобно вытягиванию шелковой нити» — это И есть использование мысли.

Для удобства читателя и легкости запоминаня ниже приводятся

стихотворные формулы основных правил Тайцзи Цюань.

Тайцзи Цюань — это кулачное искусство «Внутренней семьи»;

Вместо грубой силы в нем используется мысль.

Макушечное усилие пустого духа способствует внутреннему сосредоточению.

Подбородок подбирается назад без малейшего лишнего усилия.

Грудь держится естественно, спина может слегка выступать;

Но при этом не допускайте «сгорбленных» плеч.

Практикуя форму, опустите плечи и свесьте локти;

Поднятые плечи, подвешенные локти — это не искусство.

Осадив поясницу, можно собрать силу всего тела;

Поясница не осажена — нет подвижности и живости.

Обе ноги согнуты, пустое и полное различаются;

В этом заключается важный принцип Тайцзи Цюань.

Дыхание, опускаясь вниз, доходит до области даньтянь;

Это происходи само собой, тянуть дыхание нельзя.

Верх и низ следуют друг за другом;

Движения мягко неразрывно переходят одно в другое.

В движении ищем nокой, в покое — движение;

Во время тренировки духовная энергия сохраняется целостной.

Никогда не забывая, твердо помните эти правила;

Терпеливо тренируйтесь, со временем польза станет очевидной.

Син-и Цюань, Багуа Чжан и Тайцзи Цюань мастера Сунь Лутана

Издательство БАРО пресс. Ростов-на-Дону 2002

Тайцзицюань как внутренний стиль ушу (стр. 7 из 7)

Последователем стиля у и преемником У Юйсяна стал Ли Еюй, составивший новый вариант «Канона тайцзицюань». Основополагающими элементами в учении Ли Еюя стали спокойное сердце, подвижное тело, густое ци, использование цельного усилия, и сконцентрированный дух. Спокойствие сердца заключилось в абсолютном внутреннем покое, что позволяло моментально реагировать на движения противника. Подвижность тела противопоставлялась его застою и рассмотривалась не только как физическое движение, но и как следование за движениями соперника на ментальном уровне.

Лучшим учеником Ли Еюя был Хао Хэ, также происходивший из уезда Юннянь в Хэбэе и в течение двух лет перенявший особенности стиля. Затем еще около шести лет Хао Хэ совершенствоал стиль у, доведя его до идеальной внутренней формы. Благодаря заслугам Хао Хэ, его фамильный иероглиф был присоединен к названию стиля, который стал именоваться у-хао тайцзицюань. Хао Хэ овладел умением составлять трактаты по ушу, глубоко выражая сокровенную мудрость тайцзи, и получил второе имя – Хао Вэй-чжэнь. Этот человек,

выполняя плавные движения, мог без особого труда оторвать от земли одной рукой тяжелого воина или отбросить на несколько метров двух-трех нападающих, вооруженный мечами или алебардами.

В 1911 году Хао Хэ тяжело заболел, и нашелся только один человек, который сумел его вылечить, это был известный всему Китаю боец Сунь Лутан. В благодарность за лечение Хао Хэ передал Сунь Лутану секреты своего стиля.

2.6 Стиль сунь тайцзицюань

Сунь Лутан был уникальным мастером внутренних стилей ушу, изучавшим и синъицюань, и багуачжан, и тайцзицюань. Его приобщение к ушу было случайным: изучая классическую китайскую литературу у Ли Куйюаня, Сунь Лутан узнал, что его учитель является носителем истинной традиции синъицюань, и попросил показать ему несколько базовых упражнений для укрепления здоровья. Когда Сунь Лутан превзошел своего наставника, тот отвел его к мастеру Го Юньшэню, передавшему Суню тайные разделы синъицюань. После этого началось обучение багуачжан у мастера Чэн Тинхуа, личного ученика патриарха Дун Хайчуаня. И наконец, в 50‑летнем возрасте Сунь лутан познакомился со стилем у-хао-тайцзицюань. Вникнув в суть каждого из изученных стилей и изучив их особенности, Сунь Лутан соединил их, создав близкий себе по духу стиль сунь тайцзицюань – одно из пяти крупнейших направлений «кулака Великого предела», хотя первоначально сам Сунь Лутан не считал свое детище самостоятельным стилем, а рассматривал его как комплекс вспомогательных упражнний в синъицюань для развития внутренних энергетических способностей и налаживания здоровья.

Стиль сунь тайцзицюань отличается от других челночными движениями вперед-назад, гибкостью и спокойствием, быстротой и ловкостью. Таолу этого стиля напоминают плывущие облака и бесконечный поток воды. Принцип каждого поворота тела построен на переходящих друг в друга раскручивании и скручивании. Из багуачжан были заимствованы уклоны, развороты, прыжки и перемещения, где движению рук непременно предшествует движение тела, идущее от талии; поэтому основное правило для движения тела и рук – начинать эти движения от пояса. Из синъицюань в стиль сунь тайцзицюань пришли взлеты и падения, уходы вниз и перевороты, когда приложение силы невидимо, начало падения незаметно, а приложение рук скрыто; поэтому за внешним спокойствием таится огромное внутреннее напряжение, готовое выплеснуться в любую минуту. Из других стилей тайцзицюань Сунь Лутан взял цепкость, вязкость и слитность движений.

2.7 Прочие стили тайцзицюань

В конце XIX-XX веке на базе основных пяти стилей тайцзицюань стали развиваться другие, менее распространенные направления. При создании этих направлений часто использовалось совмещение внешних и внутренних ветвей ушу. Этому способствовали поездки учителей тайцзицюань по Китаю, начало которым положил Ян Лучань.

С конца 50‑х годов XIX века ученик Ян лучаня заместитель начальника императорской канцелярии Ван Ланьтин преподавал уже сильно трансформированную старую ветвиь тайцзицюань – тайцзиусинчуй. Эта форма была

основана на пяти важнейших приемах стиля ян: «ударить под локоть, посмотрев на удар», ударе с разворотом тела, ударе в пах, отводящем ударе и «падающем ударе». Каждое движение в соответствии с традиционными атсрологическими воззрениями имело связь с одной из пяти священных планет – Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном, что и объясняет происхождение названия стиля.

Решающую роль в формировании нового стиля тайцзицюань сыграл Ли Юйдун, сумевший соединить внутренние принципы

со стремительными движениями стиля шаолиньцюань, воплотив даосский принцип полного совмещения всех стилей в их предельной форме реализации в движении. Целостность всеохватывающей единой воли стирает грань между внешним и внутренним, как бы пронзая ушу единым сущностным стержнем и объединяя прикладное значение боевых искусств и их эзотерическим истоком. Ли Юйдун чувствовал внутреннее единение двух направлений ушу. Также в стиль тайцзиусинчуй им были привнесены некоторые элементы из багуачжан и синъицюань.

Одним из немногих учеников Ян Чэнфу, не состоявших с ним в родстве, был Дун Иньцзе. Дун стал «учеником внутренних покоев», то есть наиболее приближенным к учителю, уже овладев способами боевого применения тайцзицюань и тайной методикой отработки внутреннего усилия пальцев, что позволяло делать крайне болезненные или даже смертельные надавливания на мышцы и болевые точки.

К концу жизни Дунь Иньцзе на основе комплекса в 13 форм, преподававшегося в Ян Чэнфу, и традиционной 81 формы стиля ян создал собственный стиль дун тайцзицюань. Кроме того, он разработал другое направление – тайцзикуайцюань, где все движения тайцзицюань выполнялись сначала медленно, а затем, после овладения основными принципами, чрезвычайно быстро, как во внешних стилях.

Другой последовательностью стиля ян стал тайцзичанцюань, созданный другим учеником Ян Чэнфу – Чэнь Вэймином. В 1926 году в Шанхае Чэнь Вэймин создал Общество «мягкого кулака», обобщив под этим названием все «мягкие» внутренние стили. Отклонившись от традиционной линии передачи стиля, Чэнь Вэймин реформировал старую последовательность в 58 форм: в старом комплексе Ян Чэнфу большинство форм выполнялись лишь в одну сторону, и Чэнь Вэймин счел, что это приносит ущерб тренировке. В результате количество левых и правых форм было уравнено. Кроме того, была добавлена форма «отгонять обезьяну» из стиля чэнь: шаг назад, обведение колена одной ладонью в качестве блока и толчок другой ладонью вперед. Принципиальная основа нового стиля осталась прежней: сохранилось сочетание восьми видов усилий, характерное не только для тайцзицюань, но и для чанцюань.

Во время выполнения туйшоу Чэнь добился того, чтобы противник не чувствовал его передвижений, а сам как бы приклеивался к нему, полностью контролируя действия соперника. Вследствие этого Чэнь мог выполнять туйшоу без малейшего усилия и вести поединки с огромной скоростью, что доступно далеко не всем адептам тайцзицюань. Чэнь извлек из медленных движений тайцзицюань их суть, заключенную в овладении циркуляцией ци и развитии умения контролировать противника до такой степени, что он как бы сам наносил себе поражение.

В основу тайцзицюань был положен комплекс в 108 форм, причем это количество точно соответствовало утерянному к тому времени самому раннему комплексу стиля чэнь. Но это таолу оказалось слишком сложным и неоправданно громоздким – не было смысла увеличивать количество форм свыше некоего оптимального числа, сохранявшего и передававшего динамику стиля. Поэтому тайцзичанцюань не прижился среди знатоков тайцзицюань и к настоящему времени почти не практикуется.

В местечке Чжаобаочжэнь уезда Вэньсянь провинции Хэнань, где в течение некоторого времени преподавал Чэнь Цинпин, возник стиль хэ тайцзицюань, вобравший в себя черты новой ветви стиля чэнь и местных систем ушу. Для стиля хэ характерны те же принципы внутренней работы, что и для других стилей тайцзицюань; все приемы строятся на превалировании мягкости и спокойствия, особое внимание уделяется тому, чтобы все движения конечностей были связаны с корпусом, называемым «срединным сочленением». Передвижения в хэ тайцзицюань более быстрые, чем в пяти основных стилях, стойки неглубокие, движения имеют большую амплитуду, чем в стиле ян. В бою предпочтение отдается контратаке, когда можно с помощью покоя контролировать движение, а с помощью податливости одолеть жесткость.

Чэнь Цзячжэнь — Секретные техники Тайцзи-цюань стиля Чэнь

Чэнь Цзячжэнь — Секретные техники Тайцзи-цюань стиля Чэнь краткое содержание

Секретные техники Тайцзи-цюань стиля Чэнь читать онлайн бесплатно

Изменения и преобразования. Есть изменения и преобразования, касающиеся руки, приема, позы, и во всех случаях изменения могут перейти в преобразования, от простого постепенно переходишь к сложному. Открывание и закрывание рассматривают как изменение руки, поворот заставы – как изменение приема. Здесь смысл в том, что верх передает, а низ принимает. А в способах для корпуса и для шагов изменения напряженности и направления скручивания относят к изменениям и преобразованиям в одной форме. От разворачивания до скручивания нельзя нарушать объем и порядок, можно лишь собирать руки в приемы, приемы компоновать в формы, из форм составлять комплексы. В начальных тренировках ощущаются ограничения, и после длительных занятий с приобретением опыта сам сможешь распространять произвольно, с тысячами вариаций, как душа пожелает.

Этапы. В старой философии говорится: «Вещи имеют корень и конец, дела имеют завершение и начало, знаешь места от начала до конца – путь будет близким». Если не различаешь глубоко или мелко порядок начала и конца, то теряешь представление о корне и основе, и как бы силен в своей основе ни был преподающий, обучающийся не сможет превысить средний уровень толпы. Поэтому в изучении техники тайцзи-цюа-ня различают три уровня мастерства. На первом этапе действуют как можно медленнее, но медленность не означает скованность. На втором этапе переходят к высокому темпу, но быстрота не означает беспорядок. На третьем этапе после быстрого возвращаются к медленному. Это – мягкое, при длительном мягком самопроизвольно внутри появляется жесткое, это – «жесткое и мягкое друг друга поддерживают». Обучающий и ученик должны исходить из реальности, тогда не будет погрешностей.

На занятиях техникой тайцзи-цюаня обязательно оценивают максимальные медленность и мягкость. Нельзя с силой вести ци, и нужно знать, к какому моменту следует сменить усилие-цзинь, когда ускориться, перейти от мягкого к жесткому Это очень важно в обучении. Разъяснение элементов повысит интерес, а это ускорит освоение.

Открывание и закрывание поясницы и паха. Занимающиеся гимнастикой «Великий предел» не могут не знать требований к этим частям тела. Открывание-закрывание, динамика-статика сменяют друг друга, имеют свои особенности, используются в сочетании.

Важные моменты для поясницы: скручивание, активность («живая поясница»), опущенность. Важные моменты для паха: расслабленность, закрытость, сворачивание коу.

При скручивании поясницы пах нужно сворачивать, без сворачивания будет рассеивание сань. При активной пояснице пах надо расслаблять, без расслабления будет торможение. При опущении та поясницы пах должен быть закрытым хэ, без закрывания будет плавание фу.

При опущении поясницы и активном пахе всегда происходит накопление усилия-цзинь. При активной пояснице и расслабленном пахе образуется мягкое усилие-цзинь. Лишь при выпуске усилия-цзинь сворачивают пах и скручивают поясницу.

Теперь поясним разные приемы и формы. В формах «удар кулаком, прикрытым рукой», «разворачивание тела и удар кулаком», «синий дракон вылезает из воды», «из-под локтя осматривать кулак», «уклонение и прохождение спины», «синий дракон резвится в воде», «поза двойного поднимания», «пинок одной ногой», «толчок пяткой», «малый захват», «обхватив голову, толкать гору», «переднее заманивание», «разделение гривы дикой лошади», «яшмовая дева продевает челнок», «мах ногой и падающая вилка», «ноги крестом», «кулаком по паху», «истинный дракон мутит воду», «мах ногой» и «пушкой по голове» сворачивают пах и скручивают поясницу, а в формах «алмазный силач толчет в ступе», «ленивое поджимание одежды», «одиночный бич», «белый журавль сверкает крыльями», «обмах колена и ломаный шаг», «собирание формы», «закрывание формы» – расслабленный пах и активная поясница. [84]

Принимая позу, пах закрывают, поясницу опускают. Смысл – в главенствовании покоя. Т. е. данный прием уже остановлен, следующий еще не выполняется, усилие-цзинь пустоты и подвижности ведет к накоплению внутри. Двинулся – нужны изменения, нужен выпуск, поэтому такая работа не имеет меры. Продолжительность остановки и направление невозможно определить заранее: встречаешь слева – отвечаешь слева, встречаешь справа – отвечаешь справа. Вверх-вниз, вперед-назад, жесткое-мягкое, медленное-быстрое, легкое-тяжелое – всё возможно.

Кольца в тайцзи-цюане. Спрашивают поначалу всегда строго. Работа с Великим пределом без кольца, где пики создают пределы, не имеет смысла. Нужно продвигаться последовательно, от большого кольца сжимаясь к маленькому, от маленького – к его отсутствию, и снова внутреннее усилие-цзинь ведет его, связывая и пронизывая изменения и преобразования. Используют его со священным искусством, техника не знает ничего подобного по форме.

з) Чэнь Цзымин. Требования к тайцзи-цюаню

Отец-учитель Юй Чжуй написал книгу из трех глав «Важное значение тайцзи-цюаня» («Тайцзи-цюань яо и»). Повторим эти требования к гимнастике для сведения начинающим.

1) Характер. О характере тайцзи-цюаня мой учитель говорил так: «В жестком проживает мягкое, в мягком проживает жесткое, жесткое и мягкое друг друга поддерживают, повышению подвижности нет границ». Эти слова относятся к зрелому мастерству, а для начинающих главное естественность, мягкость и подвижность. Мягкость требует расслабления, подвижность требует руководства. Мягкость без расслабленности и подвижность без руководства неестественны. К жесткому переходят в дальнейшем.

2) Методы. Основные следующие: «пустота-полнота, открывание-закрывание, поднимание-опускание, поворачивание-скручивание»: всего 8 слов. Различать противоположности ученики должны четко.

3) Порядок. Сначала изучают медленное, затем быстрое, после чего возвращаются к медленному. Сначала мягкое, затем жесткое, после чего жесткое и мягкое смогут друг друга поддерживать.

4) Позы. Позиция при прекращении движения называется позой цыши.

Требования к позам не выходят за следующее: рука ведет – глаза следуют, тело остановилось – шаг устойчив, плечи ровные – корпус закрыт. Особо следят за усилиями-цзинь макушки и паха. Без ведения будут потери: наверху будет тяжесть, а внизу легкость, тело переносится, стойка будет неустойчивой – таких болезней может возникнуть сто.

5) Движения. Позиции создается динамикой и статикой, всегда требуется естественность, активность, подвижность, движение по кольцу без конца. Когда при этом учитывают пустое-полное, открывание-закрывание, поднимание-опуска-ние, повороты-скручивания, то исходят из округлой формы. Вначале всегда используют большие круги, при этом перво-наперво размягчаются связки и активизируются суставы, а потом соединения костей становятся воронкообразными. Разобравшись с этим, вложив душу, занимаясь регулярно, входя в тонкости, быстро добьешься естественного продвижения.

6) Дыхание. Дыханием регулируют ци. При достаточно развитых легких, если утром сначала подышать, а потом потренироваться, или дышать соответственно на тренировке, регулируя ци выпуская и набирая во время движений и покоя, то легкие будут укрепляться одновременно с суставами и мышцами, слабости в легких никогда не возникнут.

7) Сознание. Требования к пустоте и подвижности сознания строгие.

Начинающим, конечно, это недоступно, но они могут хранить сознание в каком-либо месте, не рассеивая; со временем достигнут высокого уровня.

8) Все части тела друг за другом следуют. Четыре конечности и сто костей действуют согласованно, что и называют: все части тела друг за другом следуют. Поэтому в тайцзи «одно двинулось – нет ничего не движущегося, одно в покое – нет ничего не в покое».

9) Изменения приемов, повороты позиций. Эти действия могут быть двух видов. Во-первых, когда выполнение предыдущего приема прекратилось, а следующего еще не началось, в промежутке образуется поза, которую называют «изменение приема». Например, правое закрывание после «ленивого поджимания одежды» или правое собирание позы после формы «обмах колена, ломаный шаг», два левых собирания позы перед формами «разделение гривы дикой лошади» и «яшмовая дева прдевает челнок». Это изменение приема. Во-вторых, когда совершают движение в промежутке между прекращением выполнения одного приема и началом выполнения следующего. Например, левый поворот после «одиночного бича», правый поворот после «удара, прикрытого кистью» и пр. Это называют поворот позиции чжуаньши. Различать их следует четко.

10) Тело делает, сердце ощущает. Есть выражение: «рот декламирует сердце ощущает». Как в литературе, так и в воинских искусствах. При таком подходе освоение идет гораздо быстрее. В тайцзи «тело должно выполнять округло и живо, сердце должно ощущать в пустоте и подвижности».

Важные моменты Тайцзи Цюань стиля Сунь

Сунь Лутан был уникальным мастером внутренних стилей ушу, изучавшим и синъицюань, и багуачжан, и тайцзицюань. Его приобщение к ушу было случайным: изучая классическую китайскую литературу у Ли Куйюаня, Сунь Лутан узнал, что его учитель является носителем истинной традиции синъицюань, и попросил показать ему несколько базовых упражнений для укрепления здоровья. Когда Сунь Лутан превзошел своего наставника, тот отвел его к мастеру Го Юньшэню, передавшему Суню тайные разделы синъицюань. После этого началось обучение багуачжан у мастера Чэн Тинхуа, личного ученика патриарха Дун Хайчуаня. И наконец, в 50_летнем возрасте Сунь лутан познакомился со стилем у-хао-тайцзицюань. Вникнув в суть каждого из изученных стилей и изучив их особенности, Сунь Лутан соединил их, создав близкий себе по духу стиль сунь тайцзицюань — одно из пяти крупнейших направлений «кулака Великого предела», хотя первоначально сам Сунь Лутан не считал свое детище самостоятельным стилем, а рассматривал его как комплекс вспомогательных упражнний в синъицюань для развития внутренних энергетических способностей и налаживания здоровья.

Стиль сунь тайцзицюань отличается от других челночными движениями вперед-назад, гибкостью и спокойствием, быстротой и ловкостью. Таолу этого стиля напоминают плывущие облака и бесконечный поток воды. Принцип каждого поворота тела построен на переходящих друг в друга раскручивании и скручивании. Из багуачжан были заимствованы уклоны, развороты, прыжки и перемещения, где движению рук непременно предшествует движение тела, идущее от талии; поэтому основное правило для движения тела и рук — начинать эти движения от пояса. Из синъицюань в стиль сунь тайцзицюань пришли взлеты и падения, уходы вниз и перевороты, когда приложение силы невидимо, начало падения незаметно, а приложение рук скрыто; поэтому за внешним спокойствием таится огромное внутреннее напряжение, готовое выплеснуться в любую минуту. Из других стилей тайцзицюань Сунь Лутан взял цепкость, вязкость и слитность движений.

Прочие стили тайцзицюань

В конце XIX-XX веке на базе основных пяти стилей тайцзицюань стали развиваться другие, менее распространенные направления. При создании этих направлений часто использовалось совмещение внешних и внутренних ветвей ушу. Этому способствовали поездки учителей тайцзицюань по Китаю, начало которым положил Ян Лучань.

С конца 50_х годов XIX века ученик Ян лучаня заместитель начальника императорской канцелярии Ван Ланьтин преподавал уже сильно трансформированную старую ветвиь тайцзицюань — тайцзиусинчуй. Эта форма была

основана на пяти важнейших приемах стиля ян: «ударить под локоть, посмотрев на удар», ударе с разворотом тела, ударе в пах, отводящем ударе и «падающем ударе». Каждое движение в соответствии с традиционными атсрологическими воззрениями имело связь с одной из пяти священных планет — Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном, что и объясняет происхождение названия стиля.

Решающую роль в формировании нового стиля тайцзицюань сыграл Ли Юйдун, сумевший соединить внутренние принципы

со стремительными движениями стиля шаолиньцюань, воплотив даосский принцип полного совмещения всех стилей в их предельной форме реализации в движении. Целостность всеохватывающей единой воли стирает грань между внешним и внутренним, как бы пронзая ушу единым сущностным стержнем и объединяя прикладное значение боевых искусств и их эзотерическим истоком. Ли Юйдун чувствовал внутреннее единение двух направлений ушу. Также в стиль тайцзиусинчуй им были привнесены некоторые элементы из багуачжан и синъицюань.

Одним из немногих учеников Ян Чэнфу, не состоявших с ним в родстве, был Дун Иньцзе. Дун стал «учеником внутренних покоев», то есть наиболее приближенным к учителю, уже овладев способами боевого применения тайцзицюань и тайной методикой отработки внутреннего усилия пальцев, что позволяло делать крайне болезненные или даже смертельные надавливания на мышцы и болевые точки.

К концу жизни Дунь Иньцзе на основе комплекса в 13 форм, преподававшегося в Ян Чэнфу, и традиционной 81 формы стиля ян создал собственный стиль дун тайцзицюань. Кроме того, он разработал другое направление — тайцзикуайцюань, где все движения тайцзицюань выполнялись сначала медленно, а затем, после овладения основными принципами, чрезвычайно быстро, как во внешних стилях.

Другой последовательностью стиля ян стал тайцзичанцюань, созданный другим учеником Ян Чэнфу — Чэнь Вэймином. В 1926 году в Шанхае Чэнь Вэймин создал Общество «мягкого кулака», обобщив под этим названием все «мягкие» внутренние стили. Отклонившись от традиционной линии передачи стиля, Чэнь Вэймин реформировал старую последовательность в 58 форм: в старом комплексе Ян Чэнфу большинство форм выполнялись лишь в одну сторону, и Чэнь Вэймин счел, что это приносит ущерб тренировке. В результате количество левых и правых форм было уравнено. Кроме того, была добавлена форма «отгонять обезьяну» из стиля чэнь: шаг назад, обведение колена одной ладонью в качестве блока и толчок другой ладонью вперед. Принципиальная основа нового стиля осталась прежней: сохранилось сочетание восьми видов усилий, характерное не только для тайцзицюань, но и для чанцюань.

Во время выполнения туйшоу Чэнь добился того, чтобы противник не чувствовал его передвижений, а сам как бы приклеивался к нему, полностью контролируя действия соперника. Вследствие этого Чэнь мог выполнять туйшоу без малейшего усилия и вести поединки с огромной скоростью, что доступно далеко не всем адептам тайцзицюань. Чэнь извлек из медленных движений тайцзицюань их суть, заключенную в овладении циркуляцией ци и развитии умения контролировать противника до такой степени, что он как бы сам наносил себе поражение.

В основу тайцзицюань был положен комплекс в 108 форм, причем это количество точно соответствовало утерянному к тому времени самому раннему комплексу стиля чэнь. Но это таолу оказалось слишком сложным и неоправданно громоздким — не было смысла увеличивать количество форм свыше некоего оптимального числа, сохранявшего и передававшего динамику стиля. Поэтому тайцзичанцюань не прижился среди знатоков тайцзицюань и к настоящему времени почти не практикуется.

В местечке Чжаобаочжэнь уезда Вэньсянь провинции Хэнань, где в течение некоторого времени преподавал Чэнь Цинпин, возник стиль хэ тайцзицюань, вобравший в себя черты новой ветви стиля чэнь и местных систем ушу. Для стиля хэ характерны те же принципы внутренней работы, что и для других стилей тайцзицюань; все приемы строятся на превалировании мягкости и спокойствия, особое внимание уделяется тому, чтобы все движения конечностей были связаны с корпусом, называемым «срединным сочленением». Передвижения в хэ тайцзицюань более быстрые, чем в пяти основных стилях, стойки неглубокие, движения имеют большую амплитуду, чем в стиле ян. В бою предпочтение отдается контратаке, когда можно с помощью покоя контролировать движение, а с помощью податливости одолеть жесткость.

Тайцзи-цюань стиля Чень


. &#62 Статьи &#62 Внутренняя сила . . Карта сайта .

Вращение Даньтяня — секретная техника Тайцзи-цюань стиля Чень.

Ту-Кай Лам
Перевод: Фаттаховой Светланы
www.chentaichi.ru

Тайцзи стиля Чень – это первоначальный стиль Тайцзи-цюань, из которого развились четыре других основных стиля (Ян, У, Сунь, и Хао). Со своим чередованием мягких и жестких движений, сменой медленной и быстрой скоростей, явным боевым применением и взрывными выбросами силы (фа-цзин) – Тайцзи стиля Чень не выглядит как упражнение с ударами для пожилых, а действительно является одним из направлений китайских боевых искусств.

Обучение Тайцзи стиля Чень включает в себя две последовательности форм (Таолу) с их боевым применением, толкающие руки, силовую тренировку и, наконец, свободный поединок. После этого, можно изучать формы с мечом, саблей и другим оружием. В стиле Чень во время тренировок всегда используют даньтянь (нижнюю часть живота), а дыхание естественно соединяют с движениями. Способ использования даньтяня долгое время хранился в секрете. Чэнь Факэ, известный мастер 18 поколения семьи Чэнь, обучал в Пекине с 1928 по 1957 года, но не многие из его учеников знали этот дыхательный метод. Его сын, Чэнь Чжаокуй, также был знаменитым мастером. Чэнь Чжаокуй обучил намного больше учеников, чем Чэнь Факэ, но учить вращению даньтяня своих старших учеников он начал только в 1970-е годы. С того момента этот дыхательный метод начал распространяться.

Вращение Даньтяня

Вращение Даньтяня в действительности является обратным дыханием животом, плюс вращение даньтяня, который является нижней частью нашего живота. Даосские монахи считают, что даньтянь – это наиболее важная часть человеческого тела, и поэтому работа над ним может обеспечить хорошее здоровье и замедлить процесс старения. А занимающиеся боевыми искусствами считали, что Даньтянь является источником внутренней силы, и его тренировка позволяет производить взрывную силу. И те и другие правы.

В нашем обычном дыхании используются только легкие, особенно верхняя часть легких. Когда мы вдыхаем, воздух входит в легкие, а грудная клетка расширяется. При дыхании животом мы дышим глубже. Когда мы вдыхаем, воздух входит в легкие, но мы представляем, что воздух также проходит дальше в живот. (Это происходит только в нашем воображении.) В результате живот, как и грудная клетка, расширяется. Когда мы выдыхаем, углекислый газ уходит, и мы представляем, что воздух также выходит из живота. Поэтому грудная клетка и живот сжимаются. Это естественное дыхание животом.

При обратном дыхании животом, мы разделяем живот на две части, используя пупок в качестве разделительной линии. Наш живот выше уровня пупка – это верхняя часть живота, а ниже пупка – нижняя часть живота или даньтянь. Когда мы вдыхаем, мы представляем, что воздух проходит в легкие и верхнюю часть живота, и в то же время Ци (или воздух) движется вверх из нижней части живота в желудок. Следовательно, когда мы вдыхаем, грудная клетка и верхняя часть живота расширяются, а даньтянь сжимается. Когда мы выдыхаем, воздух выходит из легких, поэтому грудная клетка сжимается. Мы представляем, что Ци, которая поднялась в верхнюю часть живота, теперь опускается обратно в даньтянь. Следовательно, верхняя часть живота сжимается, а Даньтянь расширяется. Обратное дыхание животом используется многими практикующими Тайцзи для достижения хорошего результата. Именно это дыхание животом я учил и практиковал 15 лет назад. Это дало мне столько энергии, что я чувствовал себя на десять лет моложе.

Вращение даньтяня немного сложнее, чем обратное дыхание животом. Практикующие стиль Чень сравнивают даньтянь с шаром (который содержит в себе мышцы и внутренние органы нижней части живота). Когда они вдыхают, шар сжимается. Когда выдыхают, шар расширяется. Они также считают, что даньтянь является источником внутренней силы, которая может управлять всеми движениями их рук и даже ног. Каждый раз, когда они двигают руками (или ногами), их даньтянь движется первым. Всегда соблюдается правило: «Если внутреннее (даньтянь) не движется, то и внешнее также не должно двигаться». Так как все движения в Тайцзи стиля Чень всегда спиральные и круговые, то даньтянь должен двигаться так же как руки (и иногда как ноги), чтобы лучше их контролировать.

Например, в первом движении формы «Толочь в ступе», в стиле Чень руки движутся вверх по дуге, изогнутой влево (по дуге влево и вверх), а затем вниз по дуге, изогнутой вправо, рисуя тем самым вертикальный круг (слева направо) перед грудной клеткой. Даньтянь также поворачивается по вертикальному кругу. В форме «Двинуться и остановить локтем», даньтянь движется по горизонтальному кругу влево, а затем вправо в соответствии с движениями рук. В форме «Белый аист раскрывает крылья» даньтянь движется по диагонали вверх вместе с правой рукой. В форме «Слева расчесать гриву дикой лошади» даньтянь движется по диагонали вверх налево. Говоря кратко, даньтянь движется по горизонтальным, вертикальным и диагональным кругам в соответствии с движениями.

В то время как даньтянь движется по этим окружностям, он сжимается на вдохе и расширяется на выдохе. При выдохе даньтянь расширяется во все стороны: вперед (нижняя часть живота выдвигается вперед), и назад («мин-мэнь» – точка на спине напротив пупка – выдвигается назад), и налево, и направо. Здесь стоит отметить, что вращение даньтяня должно выполняться очень расслаблено, без применения силы, чтобы ничего не повредить. Будет легче, если вы начнете с обратного дыхания животом, а затем, чуть позже, перейдете к вращению даньтяня.

Польза от вращения даньтяня

С боевой точки зрения, даньтянь – это источник внутренней силы. Если мы хотим ударить кулаком, и для этого просто согнем руку, а затем выпрямим – сила удара будет только силой руки. Она намного слабее, чем при выполнении удара от даньтяня с поворачиванием поясницы и грудной клетки (ноги также должны поворачиваться), плюс сгибание и поворачивание руки. Семья Чэнь знала это, и они использовали даньтянь с большим успехом, создав вращение даньтяня. Результатом стала взрывная сила фа-цзин (выброс силы).

Вращение даньтяня также помогает более эффективно нейтрализовать входящую силу. Большую роль играют в этом спиральные движения, создаваемые даньтянем, а также дыхание. Именно поэтому в классике Тайцзи сказано: «Когда вы вдыхаете, вы должны суметь вырывать с корнем оппонента (нейтрализуя его силу); а когда вы выдыхаете, вы должны суметь отбросить его далеко от себя».

С точки зрения здоровья, вращение даньтяня – самый лучший из трех различных видов дыхания животом, упомянутых выше, так как он упражняет внутренние органы лучше, чем два других. Он хорошо помогает не только органам брюшной полости, но также и тем, которые находятся над ними – сердце, легкие, селезенка, печень, желудок, почки и тонкий и толстый кишечники. В результате получается огромная польза для кровеносной, дыхательной и даже нервной систем. (Из моего личного опыта, это хорошее средство против хронической усталости, из-за которой вы постоянно чувствуете себя уставшим.) По этой причине практика Тайцзи-цюань может восстановить нашу энергию и приостановить процесс старения.

В нижней части живота находятся железы, которые производят гормоны. Вращение даньтяня может стимулировать эти половые железы и заставить их работать в полную силу, что улучшит сексуальную жизнь. В Китае есть, по меньшей мере, два врача, которые с большим успехом используют этот дыхательный метод для лечения импотенции.

Координация дыхания с движениями

Координация дыхания с движениями настолько сложная задача, что многие практикующие избегают обсуждать это. Большинство инструкторов говорят своим ученикам просто свободно дышать во время практики Тайцзи. Некоторые говорят, что мастер Гу Люсинь из Шанхая (Китай), который указал в своей книге, где надо вдыхать, а где выдыхать, в этом был неправ. Они говорят, что это недостижимо, потому что движения в Тайцзи-цюань очень сложные.

Я всегда обучаю своих учеников дыханию животом и как координировать дыхание с движениями. Моим аргументом является то, что если я не научу их, то они сами этому не научатся.

Координировать дыхание с движениями сложно, но не недостижимо. Мастера прошлого оставили нам несколько указаний. Мы вдыхаем, когда поднимаем руки вверх, и выдыхаем, когда опускаем их вниз. Мы выдыхаем, когда руки движутся от тела (открывающие движения), и вдыхаем, когда они движутся к телу. Мы выдыхаем, когда атакуем, и вдыхаем, когда нейтрализуем атаку.

Эти указания дополняются несколькими правилами. Например, когда подряд идут два или три открывающих или атакующих движения, то мы можем вдыхать в начале каждого движения и выдыхать перед его концом. Когда подряд идут два или более закрывающих или нейтрализующих движения, мы можем вдыхать в одном, и выдыхать в другом (это правило может применяться также для двух или трех атакующих движений).

Также, между нашими вдохами и выдохами, должно быть немного обычного дыхания, чтобы поддерживать наше дыхание ровным и естественным.

Заключение

Когда Тайцзи-цюань разрабатывался, около 350 лет назад, дыхание и вращение даньтяня были введены в формы Тайцзи, чтобы создать уникальный вид боевого искусства, который одновременно и практичный (пригоден для самозащиты и полезен для здоровья), и артистичный (выглядит грациозно и красиво). Следовательно, можно сказать, что они являются неотделимыми составляющими Тайцзи-цюань.

Мой опыт говорит мне, что практика Тайцзи-цюань с вращением даньтяня может более чем удвоить пользу от занятий Тайцзи-цюань с обычным дыханием, независимо от того, для здоровья они, или для боевого применения.

Главные особенности тайцзицюань стиля У

Искусство интеллектуалов и элиты Китайского общества, проверенная в смертельных поединках эффективная система боя — Тайцзицюань У (Хао)

Сегодня по всему миру ши­роко распространились спор­тивно-оздоровительные виды ушу и гимнастики тайцзи­цюань. Большинство из них теперь имеют уже очень да­лёкое отношение к своим прародителям — системам эффективного противодействия противникам как в без­оружной, так и в вооружённой схватке. Так, широко извест­ные виды тайцзицюань мало того, что ничего не дают прак­тикующему с точки зрения как применять их длинные вычур­ные формы, но также и имеют очень слабые объяснения ба­зовой работы в тайцзицюань, которая собственно и приво­дит к овладению усилиями и возможностями этого боевого искусства. От данных недо­статков свободен ныне мало­известный за пределами Ки­тая тайцзицюань У (Хао).

Он с самого начала требует обу­чения согласно принципам тела, шага, рук и т.д., делая упор на овладение внутренним усилием, после чего только и изучаются формы, которые должны быть понимаемы с точки зрения практического применения. Достаточно ска­зать, что такой Мастер Китая как Сунь Лутан стал учени­ком Хао Вэйчжэня, одного из Мастеров данного стиля, ко­торый прославился непобе­димостью в схватках в Пекине первой трети прошлого века (чем никак не могут похва­статься представители других ответвлений тайцзицюань, потому как декларация самих себя как «непобедимых бой­цов» чаще всего практиче­ски ничем не подтверждена).

Нам удалось получить ред­кие материалы, рассказыва­ющие как о поединках самого основателя стиля У Юйсяна с родоначальником стиля Ян-Ян Лучанем, так и подроб­ные описания использования тайцзицюань в схватках Ли Июя и Хао Вэйчжэня, что мы планируем публиковать в бу­дущих номерах данного изда­ния. А пока начнём мы с пу­бликации частей книги внука Хао Вэйчжэня — Хао Шаожу, которые постепенно помогут помочь читателю основы и принципы этого удивительно­го искусства.

Главные особенности тайц­зицюань стиля У

Тайцзицюань стиля У [1] так­же называют тайцзицюанем стиля Хао [2]. Этот сфор­мировавшийся стиль строго и чётко следует законам дви­жения тайцзицюань, во всех отношениях руководствуясь изначальными принципами, он обладает целостной и глубокой основой. Его глав­ными особенностями являют­ся: «Главное это добиваться Тайцзи (внутренней формы), двигать внутреннее усилие, мыслью вести ци. Совершен­ствовать объединение воеди­но эссенции цзин, ци и духа шэнь.» То таолу тайцзицюань, которое передали У Юйсян и Ли Июй [3] изначально имело 53 позиции. Мой дед (Хао Вэй-чжэнь) следуя итогам Ли Июя, от начала до конца каждую позицию из последовательно­сти в 53 движения наполнил разделением на 4 важнейших требования «Начало, приём, открытие, закрытие», развив до современных 96 позиций. Поэтому каждая позиция дан­ного стиля разделяется на 4 вышеперечисленных иеро­глифа (принципа) и все дви­жения сформированы по дан­ной последовательности.

Тайцзицюань стиля У(Хао) не только от начала до конца пронизан вышеназванными 4 принципами, но и строго ру­ководствуется изначальны­ми принципами тайцзицюань относительно методов тела, шагов и рук. В методах тела данного стиля основой явл­ется «срединная прямизна» (это означает, что при движе­нии вперёд и отступлении на­зад, вращениях влево и вправо следует всегда сохранять срединную прямизну корпу­са), основным критерием счи­тается срединное положение копчика, акцент на то, чтобы «изнутри достигать внешне­го», строгое разделение в шагах «пустоты и полноты», непременным условием яв­ляется срединное положение корпуса, во время изменений акцент делается на исключи­тельное применение внутрен­него усилия и не позволяется опираться на наклоны тела вперёд или назад, отклонения влево и вправо, и использо­вать силу от подъёмов тела вверх вниз (за исключением приседаний вниз и прыжков), поэтому требования отно­сительно поясницы и бёдер очень высоки, нагрузка очень велика, в методах рук глав­ными являются вертикальные ладони, руки не выходят за пределы носков стоп, левая и правая рука отвечают за свою половину тела и нельзя наобум выводить их за свои пределы. В движениях всей последовательности позиций (таолу) требуется объединить воедино методы тела, шагов и рук, внутреннее и внешнее, с помощью изменений «вну­тренней формы» управлять движениями «внешней фор­мы».

Особенностью искусства тайцзицюань У(Хао) являет­ся «изменяться сообразно с противником, заимствуя силу побеждать людей». Основ­ным принципом является «во­влечение и провал в пустоту, 4 лянами двигать 1000 цзиней [6]», управлять изменения­ми мыслью и ци, делая упор на движение внутренней ци и не выдавать усилия внешней формой, изменяясь так, что­бы противник не мог пред­угадать, добиваясь такого ма­стерства, когда «противники не знают меня, только я знаю их», постепенно достигая чу­десного уровня «противники подчиняются мне, а я не под­чиняюсь им».

[1] Не следует путать данный стиль с фамильным иероглифом(У-воинственный), производным от имени основателя У Юйсяна с поздним ответвлением от стиля Ян, названным по самоиэбранной фамилии представителей обслуживания рухнувшей маньчжурской династии У тайцзицюань.

[2] У Юйсян передал своё искусство Ли Июю, который в свою очередь передал его своё?­ где таковые положения являются нормой и чётко видны на фотографиях их основателей, в т.е. малым весом (усилием) управлять большим.

[3] Ли Июй, преемник У Юйсяна, передавший старые трактаты Хао Вэйчжэню и свое­му брату. В них впервые были обнародованы такие фундаментальные основы тайцзи­цюань как тексты Ван Цзунъюэ и У Юйсяна, которые впоследствии были заимствованы в своих сочинениях многими ответвлениями тайцзицюань, не имевшими своих текстов. Вообще, всё наследие трактатов тайцзицюань образуют прежде всего тексты по стилю Ян, У (У Юйсяна), Чэнь и Чжаобао, среди которых наследие стиля У(Хао) выделяется наибольшей систематичностью, прежде всего благодаря высокому культурному уровню У Юйсяна и Ли Июя.

[4] Т.е. » начало, приём, открытие, закрытие».

[5] Как это принято, например, в ответвлении от стиля Ян, — маньчжурском У тайцзицюань.

[6] Т.е. малым весом (усилием) управлять большим.

Важные моменты Тайцзи Цюань стиля Сунь

Тайцзи Цюань Сюэ

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ ОБЩЕГО ПОРЯДКА

Тай-цзи цюань — это особый вид китайского воинского искусства. Существует множество легенд о времени происхождения и о родоначальнике Тай-цзи цюань. Одна из них гласит, что во время династии Южная Сун (1127–1279) даосскому монаху Чжан Саньфэну однажды во сне явилось божество — император Хуан У — и передало ему учение об искусстве рукопашного боя, на основе которого он создал внутреннее направление цюань-шу, в том числе школу Тай-цзи цюань. Эта система оказалась настолько эффективной, что безоружный патриарх, будучи в весьма почтенном возрасте, один расправился с целой шайкой бандитов.

Самая популярная из этих легенд повествует о том, что однажды Чжан Саньфэну довелось увидеть из окна своей хижины драку между змеей и сорокой. Резкие удары клюва не приносили птице успеха, поскольку мягкие, текучие и округлые движения змеи позволяли ей ускользать от ударов. Сохраняя во время боя мягкость и гибкость тела и перемещаясь по кругообразным траекториям, змея в конце концов победила сороку. В этом Чжан Саньфэн усмотрел блестящее подтверждение и успешное применение в реальной ситуации боевого единоборства основополагающего принципа даосской философии «слабое и мягкое побеждает твердое и сильное», сформулированного в древнейших трактатах «Даодэцзин», «Чжуаньцзы» и др. Осознав превосходство мягкого над жестким и важность гармоничного сочетания полярных сил Инь и Ян, покоя и движения, пустого и заполненного, твердого и податливого, Чжан Саньфэн разработал особую систему упражнений и приемов рукопашного боя, основанную на его наблюдениях за повадками змей и птиц, зверей, за плывущими облаками, текущей водой, движением гнущихся под ветром деревьев и т. д.

Поскольку Чжан Саньфэн жил в горах Удан-шань, созданное им направление цюань-шу стало также называться «уданским направлением». Достоверные исторические источники прослеживают корни системы до времен династии Мин (1368–1644). Возникновение Тай-цзи-цюань связывают с именем Чэнь Вантина (Цзо-утина), который после падения династии Мин удалился в уединение. Взяв в качестве первоисточника «Трактат о кулачном искусстве» знаменитого полководца Минской эпохи Ци Цзигуана, он разработал систему цюань-шу Чан цюань («Длительный рукопашный бой», или «Длинный цюань») и комплекс упражнений из 13 базовых форм (приемов). Позднее, соединив это с теоретическими положениями «Трактата о Тай-цзи цюань» Ван Цзуньюэ, он создал школу Тай-цзи цюань семьи Чэнь. Сохранив непрерывную преемственность традиций, эта фамильная школа дожила до наших дней и является одной из самых авторитетных и влиятельных школ, разветвившихся к настоящему времени. Наиболее известны из них: Чэнь, Ян, У, У (Хао) и Сунь (которую мы предлагаем вашему вниманию).

У этих школ, при их большом сходстве, имеется и ряд отличительных черт. Так, характерной особенностью школы Сунь являются быстрые, энергичные и более динамичные, чем в некоторых других школах, движения. Особой ловкостью, проворством и быстротой выделяются движения ног, за что она получила название «Хо-бу цзя» — «Школа живой поступи». Для нее характерна и легкая смена направления движения, а во время поворотов частое использование «раскрывающихся» и «закрывающихся» движений ладоней. За это у школы имеется еще одно название: «Тай-цзи раскрывающихся и закрывающихся движений».Школа Сунь генетически восходит к школе У, известной также под названием Хао (по имени одного из ее мастеров — Хао Вэйчжэня). Сунь Лутан обучался искусству Тай-цзи цюань у Хао Вэйчжэня, который, в свою очередь, был учеником и последователем основателя школы У (Хао) — У Юйсяна, ученика мастера Ян Лучаня (1800–1873), основавшего школу Ян. В свою очередь, Ян Лучань изучал это искусство в семье Чэнь. Так школа Сунь связана с древней ветвью Чэнь, которая очень популярна в современном Китае. Своеобразие школы Мастера Сунь Лутана объясняется не только его темпераментом, но и главным образом тем, что наряду с различными стилями Тай-цзи цюань он освоил и другие школы внутреннего направления — Ба-гуа и Син-и. В разработанной им системе он сумел синтезировать лучшие достижения этих школ.

Правильная исходная установка на единство с макро- и микрокосмом, плавные и округлые движения, правильная регулировка и накопление энергии организмом приносят свои плоды. Тай-цзи цюань имеет в Китае и во всем мире репутацию прекрасного профилактического и часто терапевтического средства. Безусловно, регулярные занятия системой оказывают благотворное воздействие на нервную систему, увеличивают годы активной жизни. Современная китайская медицина широко применяет в своей практике гимнастику Тай-цзи цюань.

Искусство Тай-цзи не может быть оторвано от повседневного обихода. Человек не может быть в зале где он занимается Тай-цзи, одним, а дома, в семье — другим. Поэтому, только поставив под контроль всю свою жизнь, можно стать «человеком-Тайцзи», то есть человеком, сознательно сотрудничающим с Природой обществом и своим высшим «Я». Под словом «контроль» мы понимаем не жесткое регламентирование солдатского строя, а осознанное сердечное внимание ко всему происходящему в нас и вокруг нас. И это сердечное внимание из утомительного начале пути превратится в радостное познание Мира в каждую секунду вашего бытия.

Тай-цзи предлагает вашему рассмотрению несколько постулатов и способы их применения на практике. Истинность или ложность этого подхода может показать вам только ваша собственная работа. Надо иметь в виду, что жизнь, несомненно, богаче и разнообразнее любых схем. Поэтому даются ключи к пониманию сложных явлений, но не даются исчерпывающие инструкции. В конечном счете вы откроете свое Тай-цзи, не поколебав основополагающих принципов.

Мы рекомендуем многократное обращение к книге (и книгам). Не стоит волноваться, что вы что-то не запомнили или не усвоили, но стоит беспокоиться о недостаточности внимания. Не следует и ограничивать себя только этим материалом. Используйте все, что может помочь вашему познанию.

Пытайтесь быть гармоничными везде, особенно в семье! Это самое трудное испытание. Вообще, будьте особенно внимательны к самому привычному. Там вас ждет много открытий.

Чувство торжественности, которое выработается в вашей практике стойки медитации У-цзи, поможет избежать засасывания обыденностью. И из человека, гонимого обстоятельствами, вырастет хозяин своего будущего. Памятуя о том, что все имеет свою причину, научитесь жить, не вредя чужому настоящему и своему будущему. Свое и чужое потеряет жуткую оторванность (но это не относится к имуществу ближнего).

В Тай-цзи мы учимся самым элементарным вещам: ходить, дышать, есть, спать, думать и не думать. То, что нам казалось самым естественным, требует нового подхода, из которого вырастет новый уровень естественности. От естественности дикого состояния к истинной естественности большого художника. Мы исходим из того, что творчество является неотъемлемым качеством каждого, но многие, в силу воспитания и закомплексованности, не решаются в себе это признать. Но начинаем всегда с самого простого, что является и самым сложным. Самый большой путь начинается с первого шага.

Школы Тайцзицюань

За время существования тайцзицюань возникло множество различных направлений и из всего этого многообразия выделилось пять сравнительно распространенных стилей.

I. Стиль чень тайцзицюань. Этот стиль подразделяется на два подвида — старый и новый. В старом, основанном Чень Вантином,- пять комплексов тао-лу. За более чем трехсотлетнюю историю развития этот стиль непрерывно оттачивался и шлифовался, и до наших дней дошли комплексы первая и вторая цепочки лу. Первая дорожка стиля чень содержит восемьдесят три формы. Ниже приведены ее основные особенности.

1. Движения совершаются по спирали, при этом как бы накручивается пружина. Все действия берут начало в пояснице. Во время движения воля и энергия аккумулируются в четырех конечностях с соблюдением принципа: «Каждое движение есть прообраз внутренней и внешней работы всего комплекса в целом».
2. За внешней податливостью скрывается внутренняя прочность. Твердость и мягкость переливаются друг в друга, в движении кулака твердость — не твердость, мягкость — не мягкость, внутренняя сила сокрушительна — и в тоже время гибка.
3. Все действия и дыхание направлены на возбуждение энергии ци, движения неразрывны. Во время работы энергию ци необходимо погрузить в дань-тянь — область, находящуюся на один-два сантиметра ниже пупка — и одновременно производить накручивание внутренней энергии вокруг данъ-тяня. Перемещаясь, производить выкрики с выдохом и другие устрашающие возгласы, тем самым увеличивая силу ли.
4. Чередование большой и малой скорости, молниеносные изменения действий, движения кулака медленные.
5. Старый стиль чень имеет высшую, среднюю и низшую категорию. Занимающиеся этим стилем выбирают себе подходящую категорию в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Вторая цепочка лу первоначально именовалась пао-чуй (пушечный удар), имеет сейчас 71 форму. Ее основные особенности следующие: 1) большое количество сокрушительных ударов ногой; 2) движения по сравнению с первой цепочкой быстрее и жестче, удары сильнее; 3) изобилие ударов в прыжках, большое количество наскоков, уворачиваиий, молниеносных разворотов и перемещений — во всем ощущается могучая сила.
Тао-лу нового направления также имеет два подвида. Первый по основным положениям напоминает стиль чень, созданный учителем Чень, порядок движений аналогичен старому направлению, только опущены некоторые наиболее трудные элементы, Его также называют сяо цюань цюань (кулак малого круга). Старое направление называют соответственно да цюань цюань (кулак большого круга). Второй подвид нового направления — это прообраз стиля, созданного учеником Ченя Чень Цинпином. Его визитная карточка — изящность, сжатость, медленность. По мере усвоения упражнений круг постепенно увеличивается, достигая высшей степени сложности. Так как этот комплекс первоначально распространился в селении Чжаобао уезда Вэнь провинции Хэнань, он получил название чжао-бао-цзя.

I. Стиль чень тайцзицюань — древнейшая ветвь на дереве тайцзицюань и является самым ранним его направлением. Все другие стили и течения — это в той или иной мере видоизменения стиля чень.

II. Стиль ян тайцзицюань. Этот стиль основан долгожителем провинции Хэбэй Ян Лучаном (1800-1873). Его семья была бедной, поэтому в детстве Ян батрачил в уже хорошо нам известной семье Чэнь Цэягоу. Юношей работал прислужником у учителя Чень и освоил его стиль. В зрелом возрасте вернулся к себе на родину и стал там практиковать тайцзицюань. Сам, упорно тренируясь, видоизменил стиль чень, добавив ему мягкости в сочетании с решительностью и силой. Современники называли его чжань-мянь-цюань (нежный кулак), жуань-цюань (мягкий кулак), хуа-цюань (исчезающий кулак). Позже Ян Лучань, применительно к требованиям простого люда, постепенно упростил выброс силы, прыжки, сотрясающие удары ногой и другие сравнительно трудные элементы. Его сын Ян Цзянхоу еще больше переработал этот стиль в сторону упрощения. В этом виде стиль Ян и стал наиболее распространенным. Его особенности:
методика тренировок ровная и упрощенная; непринужденность и доступность; движения покорные; твердость и мягкость таятся внутри. Легкое и тяжелое сочетаются естественно, расслабление ведет к мягкости, накопленная мягкость превращается в твердость, непрерывность и естественность проявляется посредством выброса энергии Ци. Это особо заметно в красивых образных движениях. Этот стиль также имеет три категории: высшую, среднюю и низшую. Поклонники тайцзицюань могут выбрать любую, в соответствии с возрастом и здоровьем. «Спортивный Тайцзицюань», «Стиль Ян Тайцзицюань, «Искусство Тайцзицюань» и другие специальные работы содержат более подробную информацию о стиле ян.

III. Стиль у тайцзицюань (первый). Основателем этого стиля считается маньчжур Цюань Ю, живший на закате правления династии Цин в провинции Хэбэй. Цюань Ю сперва обучался у знаменитого Ян Лучаня, а затем пошел в ученики к его сыну Ян Баньши и стал первоклассным мастером мягких стилей. Его сын Цзята Цюань изменил фамилию на китайскую У и продолжил семейную традицию по изучению и распространению тайцзицюань. Видоизменив и пополнив арсенал приемов более пластичными и мягкими, убрав сложные трюки и прыжки, У Цзянь Цюань создал свою школу, вылившуюся потом в стиль у. Особенности этого стиля таковы: движения легкие, расслабленные и свободные, спокойные и естественные, непрерывные, как поток воды. Хотя стиль у и изящный, в то же время он довольно эффективный, сжатый и свободный. По этому стилю есть специальная книга «Стиль У Тайцзицюань».

IV. Стиль у тайцзицюань (второй) (омофон вышеизложенного стиля у).
Основателем этого стиля считается мастер У Юйсянь, живший в конце правления династии Цин, в провинции Хэбэй. Сначала он обучался у Ян Лучаня, а затем постигал искусство старого направления стиля чэнь. Благодаря ему искусство тайцзи постоянно совершенствовалось и обновлялось. Он стал мастером стиля чэнь и его нового и старого направлений. Позже он изучил стиль ян и его направления большое да и малое сяо. Практикуя и изменяя эти направления, он пытался постичь, корни и соединить их воедино, выбрав из этих направлений все лучшее. Так возникло еще одно направление тайцзи, которое в народе назвали стилем у. Его особенности: шаг строгий, движения плавные, кулаки сжатые, пустое и полное строго разграничены, раскрытия и закрытия ясные; энергия ци во время вращении и движений в разные стороны находится в средоточии дань-тянь в области живота. Трансформация пустого и полного во внутреннем движении и скрытая циркуляция ци обретают внешнюю форму.

V Стиль Сунь тайцзицюань. Имеется специальная книга «Тайцзи. Стиль сунь.» Основателем этою направления является Сунь Лутан из уезда Вань провинции Хэбэй, живший в ХIХ веке. Сунь был страстным поклонником ушу: изучал син и цюань, затем багуа чжан и в конце концов стиль у тайцзицюань. Вникнув в суть каждого из этих стилей и соединив их, он основал близкий себе по духу стиль сунь.
От других этот стиль отличается челночными движениями взад-вперед, гибкостью и спокойствием, быстротой и ловкостью. Его комплексы тао-лу напоминают плывущие облака и бесконечный и непрерывный поток воды. Принцип каждого поворота тела подобен раскручиванию кай и скручиванию хэ, поэтому старые друзья называли этот стиль кай-хэ хо-бу (быстрые шаги скручивания и закручивания). Это не только уклонения, развороты, прыжки, перемещения, заимствованные из багуа чжан, где движению рук непременно предшествует движение тела, начинающееся от талии. Короче говоря, основное правило для движения тела и рук — начинать движения от пояса. Эти взлеты, падения, уходы вниз и перевороты заимствованы из сини цюань. Здесь приложение силы невидимо, начало падения незаметно, приложение рук скрыто. За внешним спокойствием таится огромное внутреннее напряжение, готовое выплеснуться и любую минуту. Плюс ко всему не забыты цепкость, вязкость, слитность и преследования, присущие тайцзицюань. Легкое побеждает тяжелое, полное разбивается о пустое. Все эти три школы объединились в одну. У стиля сунь появился свой облик, и сейчас он имеет широкое практическое применение.

Сунь Лутан — Тайцзи Цюань Сюэ

Сунь Лутан — Тайцзи Цюань Сюэ краткое содержание

Тайцзи Цюань Сюэ — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Тайцзи Цюань Сюэ

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ ОБЩЕГО ПОРЯДКА

Тай-цзи цюань — это особый вид китайского воинского искусства. Существует множество легенд о времени происхождения и о родоначальнике Тай-цзи цюань. Одна из них гласит, что во время династии Южная Сун (1127–1279) даосскому монаху Чжан Саньфэну однажды во сне явилось божество — император Хуан У — и передало ему учение об искусстве рукопашного боя, на основе которого он создал внутреннее направление цюань-шу, в том числе школу Тай-цзи цюань. Эта система оказалась настолько эффективной, что безоружный патриарх, будучи в весьма почтенном возрасте, один расправился с целой шайкой бандитов.

Самая популярная из этих легенд повествует о том, что однажды Чжан Саньфэну довелось увидеть из окна своей хижины драку между змеей и сорокой. Резкие удары клюва не приносили птице успеха, поскольку мягкие, текучие и округлые движения змеи позволяли ей ускользать от ударов. Сохраняя во время боя мягкость и гибкость тела и перемещаясь по кругообразным траекториям, змея в конце концов победила сороку. В этом Чжан Саньфэн усмотрел блестящее подтверждение и успешное применение в реальной ситуации боевого единоборства основополагающего принципа даосской философии «слабое и мягкое побеждает твердое и сильное», сформулированного в древнейших трактатах «Даодэцзин», «Чжуаньцзы» и др. Осознав превосходство мягкого над жестким и важность гармоничного сочетания полярных сил Инь и Ян, покоя и движения, пустого и заполненного, твердого и податливого, Чжан Саньфэн разработал особую систему упражнений и приемов рукопашного боя, основанную на его наблюдениях за повадками змей и птиц, зверей, за плывущими облаками, текущей водой, движением гнущихся под ветром деревьев и т. д.

Поскольку Чжан Саньфэн жил в горах Удан-шань, созданное им направление цюань-шу стало также называться «уданским направлением». Достоверные исторические источники прослеживают корни системы до времен династии Мин (1368–1644). Возникновение Тай-цзи-цюань связывают с именем Чэнь Вантина (Цзо-утина), который после падения династии Мин удалился в уединение. Взяв в качестве первоисточника «Трактат о кулачном искусстве» знаменитого полководца Минской эпохи Ци Цзигуана, он разработал систему цюань-шу Чан цюань («Длительный рукопашный бой», или «Длинный цюань») и комплекс упражнений из 13 базовых форм (приемов). Позднее, соединив это с теоретическими положениями «Трактата о Тай-цзи цюань» Ван Цзуньюэ, он создал школу Тай-цзи цюань семьи Чэнь. Сохранив непрерывную преемственность традиций, эта фамильная школа дожила до наших дней и является одной из самых авторитетных и влиятельных школ, разветвившихся к настоящему времени. Наиболее известны из них: Чэнь, Ян, У, У (Хао) и Сунь (которую мы предлагаем вашему вниманию).

У этих школ, при их большом сходстве, имеется и ряд отличительных черт. Так, характерной особенностью школы Сунь являются быстрые, энергичные и более динамичные, чем в некоторых других школах, движения. Особой ловкостью, проворством и быстротой выделяются движения ног, за что она получила название «Хо-бу цзя» — «Школа живой поступи». Для нее характерна и легкая смена направления движения, а во время поворотов частое использование «раскрывающихся» и «закрывающихся» движений ладоней. За это у школы имеется еще одно название: «Тай-цзи раскрывающихся и закрывающихся движений».Школа Сунь генетически восходит к школе У, известной также под названием Хао (по имени одного из ее мастеров — Хао Вэйчжэня). Сунь Лутан обучался искусству Тай-цзи цюань у Хао Вэйчжэня, который, в свою очередь, был учеником и последователем основателя школы У (Хао) — У Юйсяна, ученика мастера Ян Лучаня (1800–1873), основавшего школу Ян. В свою очередь, Ян Лучань изучал это искусство в семье Чэнь. Так школа Сунь связана с древней ветвью Чэнь, которая очень популярна в современном Китае. Своеобразие школы Мастера Сунь Лутана объясняется не только его темпераментом, но и главным образом тем, что наряду с различными стилями Тай-цзи цюань он освоил и другие школы внутреннего направления — Ба-гуа и Син-и. В разработанной им системе он сумел синтезировать лучшие достижения этих школ.

Правильная исходная установка на единство с макро- и микрокосмом, плавные и округлые движения, правильная регулировка и накопление энергии организмом приносят свои плоды. Тай-цзи цюань имеет в Китае и во всем мире репутацию прекрасного профилактического и часто терапевтического средства. Безусловно, регулярные занятия системой оказывают благотворное воздействие на нервную систему, увеличивают годы активной жизни. Современная китайская медицина широко применяет в своей практике гимнастику Тай-цзи цюань.

Искусство Тай-цзи не может быть оторвано от повседневного обихода. Человек не может быть в зале где он занимается Тай-цзи, одним, а дома, в семье — другим. Поэтому, только поставив под контроль всю свою жизнь, можно стать «человеком-Тайцзи», то есть человеком, сознательно сотрудничающим с Природой обществом и своим высшим «Я». Под словом «контроль» мы понимаем не жесткое регламентирование солдатского строя, а осознанное сердечное внимание ко всему происходящему в нас и вокруг нас. И это сердечное внимание из утомительного начале пути превратится в радостное познание Мира в каждую секунду вашего бытия.

Тай-цзи предлагает вашему рассмотрению несколько постулатов и способы их применения на практике. Истинность или ложность этого подхода может показать вам только ваша собственная работа. Надо иметь в виду, что жизнь, несомненно, богаче и разнообразнее любых схем. Поэтому даются ключи к пониманию сложных явлений, но не даются исчерпывающие инструкции. В конечном счете вы откроете свое Тай-цзи, не поколебав основополагающих принципов.

Мы рекомендуем многократное обращение к книге (и книгам). Не стоит волноваться, что вы что-то не запомнили или не усвоили, но стоит беспокоиться о недостаточности внимания. Не следует и ограничивать себя только этим материалом. Используйте все, что может помочь вашему познанию.

Пытайтесь быть гармоничными везде, особенно в семье! Это самое трудное испытание. Вообще, будьте особенно внимательны к самому привычному. Там вас ждет много открытий.

Чувство торжественности, которое выработается в вашей практике стойки медитации У-цзи, поможет избежать засасывания обыденностью. И из человека, гонимого обстоятельствами, вырастет хозяин своего будущего. Памятуя о том, что все имеет свою причину, научитесь жить, не вредя чужому настоящему и своему будущему. Свое и чужое потеряет жуткую оторванность (но это не относится к имуществу ближнего).

Гу Люсинь «Тайцзицюань стиля Чень»

Гу Люсинь «Тайцзицюань стиля Чень»

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Ваш инструктор : Азамат Чинасов. +7-(919)-114-18-27 О школе

В 80-е и 90-е годы 20-го века, когда бум боевых искусств захлестнул весь мир, включая и СССР (а в последствие СНГ), люди интересовались всякими новыми и неизученными системами боя особенно активно. Казалось, что выучив приемы какой-нибудь тибетской, китайской, корейской, вьетнамской клановой или не очень школы сразу станешь невероятно опасным противником и стяжаешь неведомую доселе вселенскую мощь. На этой волне прекрасно были приняты переводы Мая Богачихина о Тайцзицюань стиля Чень, в частности, о его двух больших формах: первой «мягкой» форме Эр Лу Лаоцзя и второй «взрывной» форме Паочуй (Пушечные удары).

Индивидуальные тренировки. Только рабочие, рациональные и реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

Энтузиасты в то время были готовы заниматься даже по одному вырванному из журнала листу, а целая книга, напичканная боевыми приемами, цельным комплексом с детальным объяснением движений, подводящими и развивающими упражнениями, а также теорией была просто сокровищем, мечтой. Такие книги копировали на ксерокс, кто-то конспектировал в тетрадку (!), заучивали наизусть.

Сейчас народ пошёл разбалованный, хочет видео, да в хорошем качестве исключительно от классного мастера в красивом одеянии при крутом антураже… Тем не менее, хорошая книга и сейчас не так уж часта в мире боевых искусств, хотя книг стало море.

Зачем нужна именно книга? В текстовом виде очень хорошо воспринимаются разного рода наставления мастеров тайцзи, коими пестрит данный экземпляр, для ушу вообще очень важно, чтобы у адепта было развитое воображение и тонкий, восприимчивый ум. Дело в том, что, когда вы сами их читаете, то они как бы становятся К тому же при наличии принтера легко распечатать книгу и наслаждаться чтением где угодно, хоть сидя в ванне, не боясь испортить дорогостоящий ноутбук обмакиванием его в воду, хоть там, где обычно читают газеты…ну, или на диване, слушая приятную музыку.

Желаю вам, уважаемый читатель, если всё-таки решите скачать данную книгу, приятного прочтения и ощутить прикосновение к многовековой мудрости китайских боевых искусств, не теряя при этом критически настроенного состояния ума и анализируя советы древних, сообразуя их с действительностью. Эта книга содержит первую форму стиля Чень.

Специально по просьбе vitalik sipovich — запись «Пушечных ударов» в исполнении ученика Чень Факе:

Ссылка на основную публикацию