Ваджра-мушти | Karate-krs.ru

Ваджра-мушти

Ваджра-мушти

Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это – ваджра-мушти (в другой транскрипции – вайра-мукти). «Мушти» означает кулак, но вот для слова «ваджра» находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова «ваджра-мушти» с булавой (тогда оно переводится как «бронированный кулак») или с алмазом («кулак алмазной твёрдости»). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая – пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара. Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий.

Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.

Ваджра-мушти можно перевести как «кулак грома и молнии», «алмазный кулак» или «кулак высшего мастерства». В технике этого стиля основное значение имеют очень быстрые и мощные прямые удары кулаком, хотя есть и броски. Основная боевая стойка ваджра мушти — с руками сжатыми в кулаки с крещенными внизу живота. Одна рука использовалась только для нападения, а другая исключительно для защиты. Некоторые считают, что именно этот стиль изучал и принес в Китай Бодхидхарма в 6 веке н.э. Но здесь надо сказать, что по другой версии ваджра-мушти — это вовсе не стиль, а особый тип поединка, в котором противники вооружены специальным оружием — ваджрами — чем-то вроде коротких металлических дубинок (Вообще Ваджра — «Громовой жезл» — это оружие бога Индры).

Это ритуальное индийское единоборство, которое представляло поединок двух бойцов, вооруженных одной либо двумя «ваджра- ми» (молниями) — бронзовыми, железными или стальными кастетами причудливой формы. Такие поединки берут начало с времен завоевания Индии арийскими племенами, вторгавшимися с северо-запада волна за волной на протяжение нескольких веков, начиная с условной даты 1500-й год до н.э.

Поединки ваджра-мукти посвящались тем или иным богам многочисленного индийского пантеона. Они обычно кончались смертью одного из участников и, таким образом, напоминали поединки гладиаторов, возникшие из ритуальных боев во время тризны по воинам, павшим в сражениях. Неизвестно, кто участвовал в них в глубокой древности, но после IV века до н.э. бойцы вербовались из числа профессиональных борцов — «малля». Поединки ваджра-мукти многие ошибочно считают самостоятельным видом единоборств и, к тому же путают при этом два разных вида борьбы — «маллявеша» и «кушти.

(Информация взята из книги «Энциклопедический справочник. Боевые искусства. 200 школ боевых искусств Востока и Запада»).

Лекция: Ваджра-мушти или мушти

Для усиления силы удара, наносимого ладонью или кулаком, использовалась тупые камни я палки, заостренные камни и различные виды кинжалов. И тупое, и заостренное орудие, сжимаемое в кулаке, называется мушти, а рукоять любого оружия называется мутха, т. е. мушти.
Такие предметы, которые берут в руку для нанесения удара, известны в древней литературе как мауштикам, муштим и мауггхия. В трактате «Нити-пракашика»*, время написания которого неизвестно, описывается мауштикам и приемы с ним. В «Вишну-дхармоттаре»», труде относимом примерно к VII в. н. э., мушти отмечается наряду с другим оружием Вишну, а в еще более раннем сочинении, «Прашнавьякаране»11″, слово «маутхия» используется для обозначения оружия.
Данные упоминания отчетливо показывают, что мушти было оружием, но каким — этого из комментариев не ясно, Опперт перевел это слово как «кулачный меч», но смысл его остался непонятным, так как меч не может быть таким коротким. Что он имел в виду, небольшой кинжал или что-то подобное ему, определить невозможно. Это объяснение было принято В. R Р. Дикшитаром, Дж. К. Джаяном и другими учеными, однако оно не проясняет смысл слова. Поэтому необходимо детальное исследование бокса и смешанных борцовских систем Индии, с тем чтобы достичь четкого понимания того, какие подручные средства использовались в боксе, известном как мушти-кидха, т е. борьба на кулаках или при помощи оружия мушти.
В Индии бокс существует по меньшей мере в двух разновидностях. Первая представляет собой открытый кулачный бой, как у боксеров Бенареса, а во второй, сохранившейся благодаря борцам джьештхи-маллам, применяется оружие, известное как мушти. В других видах индийской борьбы, кроме этих двух типов, кулачные удары не применяются, так что они не могут помочь нам в раскрытии значения мушти.
Борцы ваджра-мушти известны как джьештхи-маллы, джьештхи и баджар-мутхия* Они пользуются оружием, называемым ваджра-мушти и баджар-мутха. Оно изготавливается из рога или слоновой кости. Его можно описать как небольшое кольцо с шестью зубцами по периметру, сжимаемое в руке. Зубцы имеют треугольную форму и существуют в двух разновидностях. В одной из них к краю зубца прикрепляется маленький острый гвоздик для усиления боевых качеств, в то время как в другой железные гвозди не применяются, а зубцы притуплены. Такое орудие, размером соответствующее ладони, сжимается между большим и остальными пальцами руки. При этом зубцы выдаются наружу на 3-5см (ил. 6),
Это оружие традиционно используется борцами, но существует и другая его форма, в тех местах известная как фент. Он изготавливается из меди и имеет четыре отверстия для пальцев и массивную основу с гладкими краями. Пальцы всовываются в отверстия, а основа сжимается в ладони. Его происхождение неизвестно, но он тоже использовался для нанесения мощного удара кулаком. Возможно, он появился в Индии сравнительно недавно, так как напоминает американский кастет.
Этот инструмент гораздо ближе к другому типу, известному как вагхнакх, или тигриные когти. Он представляет собой ровную пластину, прикрепленную к двум кольцам, надеваемым на пальцы. К этой пластине прилаживаются похожие на гвозди зубья длиной от двух до пяти сантиметров. Их держали в кулаке. Когда кулак разжимался, они выскакивали как гвозди и наносили глубокие раны. Хотя это оружие держали в кулаке, было бы более правильно идентифицировать его как мауштику, так как оно использовалось для царапанья и нанесения ран, а не для увеличения силы удара.
Тем не менее существует большая вероятность того, что мауштвка имеет отношения как к ваджре, так и к фенту. Но у фента не сохранилось традиционного названия, и он не ассоциируется с современными борцами, поэтому вполне возможно, что древние мушти или муттхия были более похожи на современные ваджрамушти.
Однако стоит заметить, что анонимный комментатор «Паумчариям» описывает оружие мусанди как ваджрамуш-и. Если принять такое объяснение, то можно предположить, что ко времени средневековья некогда отдельная традиция бхукханди слилась с ваджрамушти. В данном случае нельзя не упомянуть, что бхукханди, или бхрисунди, является очень древним орудием, но сегодня наши представления о его форме и т. п. весьма туманны. Считается, что это могла быть палка ваджрамушти или шар с железными шипами. Какое из этих предположений действительно описывают древние бхушунди, угадать сложно.
Гораздо более близким к ваджрамушти оружием является цестус, использовавшийся боксерами в греко-римском мире. Он представлял собой кольцо, проходившее по суставам пальцев, и с его помощью наносились тяжелые удары. Цестус применялся гладиаторами, однако его дальнейшая судьба не вполне ясна. Этому оружию и греки, и индийцы приписывают божественное происхождение. Такое явление известно в древнем мире, но оно ничего не доказывает, кроме факта своего существования в той или иной культуре. И только ваджрамушти, изготовленное из кости, может быть отнесено к дожелезному оружию.
Ваджрамушти было, судя по всему, отличным боевым оружием. Два таких экземпляра сохранились в Мадрасском музее. У них такая же рукоять посередине, однако по краям вместо зубцов торчат большие скрученные гвозди, а спереди находится лезвие в виде трезубца. Такое ваджрамушти — смертельное оружие и применялось скорее на войне, чем на состязании.
Если сравнить его с другим боевым оружием, называемым на гуджарати и маратхи маду, или мадху, нельзя не удивиться их похожести- Маду изготавливался щ двух оленьих рогов. Основания рогов сводились в рукоять таким образом, чтобы их концы были направлены в противоположные стороны. В таком положении они фиксировались двумя заклепками. В разновидности маду спереди прикреплялся небольшой щит, а концы усиливались заостренными кусками металла, похожими на наконечники стрел. Это оружие использовалось как для нападения, так и для защиты. В «Махабхаратс» при описании битвы между Джарасандхой и Карной упоминается оружие баху-кантака. Оно пошло в ход, когда мечи были сломаны, а стрелы кончились. С его помощью Карна победил Джарасандху. Это мог быть или маленький кинжал, или вариант мауштики.
Подводя итог сказанному выше, можно увидеть, что индийский мауштика, баху-кантака, ваджрамушти и маду и греческий цестус использовались для нанесения сокрушительного удара рукой. Это оружие боевое, но некоторые его виды применялись и в спорте. На основе их сходства хочется проследить следующую тенденцию, начало которой положили рог или кость, должно быть служившие для увеличения силы удара. Затем рог, видимо, был обработан таким образом, чтобы получилась рукоять, — так и возник знакомый нам ваджрамушти. Маду, судя по всему, прогрессировал от простого оленьего рога до конструкции из двух рогов с рукоятью, что обеспечивало лучшие атакующие качества и дополнительную защиту. Очевидно, с этих предметов из кости и рога и было скопировано металлическое оружие. Однако временной фон, на котором происходило такое развитие, не ясен, поэтому оно не более чем гипотеза. Изучение и толкование санскритских терминов позволяет предположить, что по крайней мере в начале христианской эры некоторые такие орудия уже были известны в Индии,
Но традиционно оружие из кости известно с ведического периода, Ваджра Индры была из кости. При археологических раскопках в Индии не было найдено ничего подобного, однако фрагменты костей встречаются во многих местах, указывая на тот факт, что кость использовалась как наконечник для стрел и для других военных целей.
Такие данные позволяют сделать вывод, что орудия из кости появились в очень глубокой древности, и позтому ваджрамушти тоже должно быть древним оружием.

Ваджра-мушти или мушти

Для усиления силы удара, наносимого ладонью или кулаком, использовалась тупые камни я палки, заостренные камни и различные виды кинжалов. И тупое, и заостренное орудие, сжимаемое в кулаке, называется мушти, а рукоять любого оружия называется мутха, т. е. мушти.
Такие предметы, которые берут в руку для нанесения удара, известны в древней литературе как мауштикам, муштим и мауггхия. В трактате «Нити-пракашика»*, время написания которого неизвестно, описывается мауштикам и приемы с ним. В «Вишну-дхармоттаре»», труде относимом примерно к VII в. н. э., мушти отмечается наряду с другим оружием Вишну, а в еще более раннем сочинении, «Прашнавьякаране» 11 «, слово «маутхия» используется для обозначения оружия.
Данные упоминания отчетливо показывают, что мушти было оружием, но каким — этого из комментариев не ясно, Опперт перевел это слово как «кулачный меч», но смысл его остался непонятным, так как меч не может быть таким коротким. Что он имел в виду, небольшой кинжал или что-то подобное ему, определить невозможно. Это объяснение было принято В. R Р. Дикшитаром, Дж. К. Джаяном и другими учеными, однако оно не проясняет смысл слова. Поэтому необходимо детальное исследование бокса и смешанных борцовских систем Индии, с тем чтобы достичь четкого понимания того, какие подручные средства использовались в боксе, известном как мушти-кидха, т е. борьба на кулаках или при помощи оружия мушти.
В Индии бокс существует по меньшей мере в двух разновидностях. Первая представляет собой открытый кулачный бой, как у боксеров Бенареса, а во второй, сохранившейся благодаря борцам джьештхи-маллам, применяется оружие, известное как мушти. В других видах индийской борьбы, кроме этих двух типов, кулачные удары не применяются, так что они не могут помочь нам в раскрытии значения мушти.
Борцы ваджра-мушти известны как джьештхи-маллы, джьештхи и баджар-мутхия* Они пользуются оружием, называемым ваджра-мушти и баджар-мутха. Оно изготавливается из рога или слоновой кости. Его можно описать как небольшое кольцо с шестью зубцами по периметру, сжимаемое в руке. Зубцы имеют треугольную форму и существуют в двух разновидностях. В одной из них к краю зубца прикрепляется маленький острый гвоздик для усиления боевых качеств, в то время как в другой железные гвозди не применяются, а зубцы притуплены. Такое орудие, размером соответствующее ладони, сжимается между большим и остальными пальцами руки. При этом зубцы выдаются наружу на 3-5см (ил. 6),
Это оружие традиционно используется борцами, но существует и другая его форма, в тех местах известная как фент. Он изготавливается из меди и имеет четыре отверстия для пальцев и массивную основу с гладкими краями. Пальцы всовываются в отверстия, а основа сжимается в ладони. Его происхождение неизвестно, но он тоже использовался для нанесения мощного удара кулаком. Возможно, он появился в Индии сравнительно недавно, так как напоминает американский кастет.
Этот инструмент гораздо ближе к другому типу, известному как вагхнакх, или тигриные когти. Он представляет собой ровную пластину, прикрепленную к двум кольцам, надеваемым на пальцы. К этой пластине прилаживаются похожие на гвозди зубья длиной от двух до пяти сантиметров. Их держали в кулаке. Когда кулак разжимался, они выскакивали как гвозди и наносили глубокие раны. Хотя это оружие держали в кулаке, было бы более правильно идентифицировать его как мауштику, так как оно использовалось для царапанья и нанесения ран, а не для увеличения силы удара.
Тем не менее существует большая вероятность того, что мауштвка имеет отношения как к ваджре, так и к фенту. Но у фента не сохранилось традиционного названия, и он не ассоциируется с современными борцами, поэтому вполне возможно, что древние мушти или муттхия были более похожи на современные ваджрамушти.
Однако стоит заметить, что анонимный комментатор «Паумчариям» описывает оружие мусанди как ваджрамуш-и. Если принять такое объяснение, то можно предположить, что ко времени средневековья некогда отдельная традиция бхукханди слилась с ваджрамушти. В данном случае нельзя не упомянуть, что бхукханди, или бхрисунди, является очень древним орудием, но сегодня наши представления о его форме и т. п. весьма туманны. Считается, что это могла быть палка ваджрамушти или шар с железными шипами. Какое из этих предположений действительно описывают древние бхушунди, угадать сложно.
Гораздо более близким к ваджрамушти оружием является цестус, использовавшийся боксерами в греко-римском мире. Он представлял собой кольцо, проходившее по суставам пальцев, и с его помощью наносились тяжелые удары. Цестус применялся гладиаторами, однако его дальнейшая судьба не вполне ясна. Этому оружию и греки, и индийцы приписывают божественное происхождение. Такое явление известно в древнем мире, но оно ничего не доказывает, кроме факта своего существования в той или иной культуре. И только ваджрамушти, изготовленное из кости, может быть отнесено к дожелезному оружию.
Ваджрамушти было, судя по всему, отличным боевым оружием. Два таких экземпляра сохранились в Мадрасском музее. У них такая же рукоять посередине, однако по краям вместо зубцов торчат большие скрученные гвозди, а спереди находится лезвие в виде трезубца. Такое ваджрамушти — смертельное оружие и применялось скорее на войне, чем на состязании.
Если сравнить его с другим боевым оружием, называемым на гуджарати и маратхи маду, или мадху, нельзя не удивиться их похожести- Маду изготавливался щ двух оленьих рогов. Основания рогов сводились в рукоять таким образом, чтобы их концы были направлены в противоположные стороны. В таком положении они фиксировались двумя заклепками. В разновидности маду спереди прикреплялся небольшой щит, а концы усиливались заостренными кусками металла, похожими на наконечники стрел. Это оружие использовалось как для нападения, так и для защиты. В «Махабхаратс» при описании битвы между Джарасандхой и Карной упоминается оружие баху-кантака. Оно пошло в ход, когда мечи были сломаны, а стрелы кончились. С его помощью Карна победил Джарасандху. Это мог быть или маленький кинжал, или вариант мауштики.
Подводя итог сказанному выше, можно увидеть, что индийский мауштика, баху-кантака, ваджрамушти и маду и греческий цестус использовались для нанесения сокрушительного удара рукой. Это оружие боевое, но некоторые его виды применялись и в спорте. На основе их сходства хочется проследить следующую тенденцию, начало которой положили рог или кость, должно быть служившие для увеличения силы удара. Затем рог, видимо, был обработан таким образом, чтобы получилась рукоять, — так и возник знакомый нам ваджрамушти. Маду, судя по всему, прогрессировал от простого оленьего рога до конструкции из двух рогов с рукоятью, что обеспечивало лучшие атакующие качества и дополнительную защиту. Очевидно, с этих предметов из кости и рога и было скопировано металлическое оружие. Однако временной фон, на котором происходило такое развитие, не ясен, поэтому оно не более чем гипотеза. Изучение и толкование санскритских терминов позволяет предположить, что по крайней мере в начале христианской эры некоторые такие орудия уже были известны в Индии,
Но традиционно оружие из кости известно с ведического периода, Ваджра Индры была из кости. При археологических раскопках в Индии не было найдено ничего подобного, однако фрагменты костей встречаются во многих местах, указывая на тот факт, что кость использовалась как наконечник для стрел и для других военных целей.
Такие данные позволяют сделать вывод, что орудия из кости появились в очень глубокой древности, и позтому ваджрамушти тоже должно быть древним оружием.

Единоборства Юго-Восточной Азии

Победа над самим собой важнее всех других побед.

Ни гению, ни божеству, ни брахману, ни духу зла Не победить вовек того, кто сам себя преодолел.

  • Индийские воинские искусства
  • Корейские боевые искусства
  • Единоборства Индокитая
  • Единоборства Индонезии

Индийские воинские искусства

Существует множество подтверждений тому, что в древней Индии были хорошо развиты воинские искусства. Это отражено и в мифологии, и в религии, и в искусстве. В основном, это относится к искусству ведения войны и использованию оружия. Кришна сражал врагов метая «чакры» (на санскрите — «колесо») — железные пластины круглой формы. Метали их, целясь противнику в шею, т.к. острый, как лезвие бритвы, край вращающейся чакры мог обезглавить противника.

Хотя Калари Паятту, Силабам, Мукна и другие национальные виды борьбы и боевых искусств и практикуются в современной Индии, они далеко не так распространены, как в былые времена. Во многом это результат влияния индийской философии, умения принимать все как есть и принципов ненасильственного сопротивления.

Ваджра Мушти

Одна из индуистских богинь изображена в боевой стойке — с руками сжатыми в кулаки, скрещенными внизу живота. Нападение в Ваджра Мушти проводилось из этой же стойки. Одна рука служила для быстрых мощных прямых ударов кулаком, а другая — исключительно для защиты. Темп поединка был настолько стремительным, что если победа не была одержана нападающим в течении двух-трех минут, у него уже не оставалось сил и он неизбежно проигрывал.

Существует версия, согласно которой Ваджра Мушти послужило основой для создания Шаолиньского Кунг-фу, когда Бодхи Дхарма, будийский монах, пришел в Китай из Индии и обучил китайских монахов 18 приемам самообороны. Впрочем, некоторые источники утверждают, что это было не Ваджра Мушти, а Калари Паятту.

Калари-паятту — южноиндийское боевое искусство

Калари Паятту зародилось в IV веке нашей эры и до сих пор практикуется в штате Керала (Южная Индия). Хотя его иногда сравнивают с каратэ, это искусство определенно имеет больше общего с кунг-фу. Для Калари Паятту характерны большая гибкость, подвижность и легкость, для развития которых использовались массаж с растительными маслами и специальные упражнения. Изучение Калари Паятту включало в себя приемы самозащиты без оружия, использование подручных средств, бамбуковых палок, мечей, копий, воздействие на болевые точки, духовное самосовершенствование.

Силабам — тамильский бой на палках

Из Южной Индии, из штата Тамилнад, происходит Силабам — искусство борьбы на палках. Одни приписывают его создание богам, другие — тамильским раджам. Хотя еще в I — II веках нашей эры в Тамилнаде была популярна игра, в которой бамбуковые палки использовались для защиты и нападения, Силабам — далеко не игра. Помимо режущих, рубящих и колющих ударов палкой в голову, корпус или ноги, в Силабам использовал техники, специально предназначенные для отвлечения внимания противника и введения его в замешательство. А мастер Силабам должен был уметь не только защититься от камней, брошенных из толпы, но и в одиночку разогнать эту толпу.

Варма-калаи (тамильское воинское искусство)

Индийское боевое искусство, сохранившееся с древних времен в южном штате Тамилнаду, в районе между Мадрасом и Путтуччери. На тамильском языке «варма» означает «то, что скрыто», а «калаи» переводится как «поражать, или находить». Таким образом, термин «варма-калаи» можно перевести словами «искусство поражения уязвимых точек». Оно подразделяется на бой голыми руками и бой с оружием. Обучение начинается с освоения стоек и передвижений. Потом приступают к изучению блоков, ударов кулаком и открытой рукой. Затем приходит черед ударов ногами, а также выпадов и уклонов. Кроме того, техника варма-калаи включает в себя прыжки, удары локтями и коленями, захваты, подножки и броски.

Когда ученик овладевает техникой голых рук, его начинают знакомить с тем, как владеть оружием. Сначала учат пользоваться в бою длинной палкой (силамбам), затем переходят к дубинке, а потом к различным видам холодного оружия: кинжалу, сабле, мечу, копью и даже таким экзотическим, как боевой хлыст и рога газели. Ученик сначала работает с оружием в одной руке, позже его учат держать оружие в обеих руках (например, работать с двумя дубинками или с двумя кинжалами одновременно).

Что касается формальных упражнений «ади вариссай» (дословно «серия, или последовательность шагов») [одиночные ката], то их насчитывается не менее 60-ти. Они разделены на пять блоков, по 12 в каждом, причем сложность их возрастает от первого блока («ученического») к пятому. Существуют также упражнения «кутту вариссай» (аналогичные японским «бункай»), то есть применение техники формальных комплексов против двух, трех и более противников. Интересно то, что все движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с оружием.

Любой атакующий прием варма-калаи нацелен на поражение жизненно важных точек тела противника. Это называется «марма ади». Случайных ударов просто нет. В зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время из строя, сами удары наносят по-разному. В зависимости от способа поражения точек, связанных с внутренними органами, действие ударов может быть отсрочено. Противника можно ткнуть пальцем сегодня, а умрет он только через два месяца (это напоминает китайскую технику «дим мак»). В основе техники «марма ади» лежат представления о циркуляции внутренней энергии [ки, прана].

Тренировки по системе варма-калаи обычно проводят рано утром (с 4-х до 5-и часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных взглядов. Места для занятий выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых склонах гор, в болотах и даже под водой (чтобы тренировать дыхание). Практика варма-калаи требует серьезного знания йоги (особенно техники дыхания), а также знакомства с «баратханатти-ям», классическим танцевальным искусством тамилов. Дело в том, что в варма-калаи позиции и передвижения сходны с «па» этого танцевального стиля.

В Европе школу «варма-калаи» с 1988 года пропагандирует гуру Закрия, ученик мастеров Кришны и Тирунгана Самбадар.

Восточноиндийская борьба Мукна

В штате Манипур, в Восточной части Индии, практикуется борьба Мукна. Борцы захватывают друг друга за пояса и соревнуются в физической силе и мастерстве техник борьбы. Другие захваты и какие-либо удары не разрешаются.

Боевая йога. Искусство кшатриев

Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия отличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной – каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один «коронный удар», сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична). После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование «взрывов» и пауз могло длиться долго, «взрыв» тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя.

Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары – больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах. Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били – в ближнем бою наступала также очередь «борьбы ног». Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: «ножные» приёмы должны были облегчить осуществление «ручных». Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке – именно потому, что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном – довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.

Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это – ваджра-мушти (в другой транскрипции – вайра-мукти). «Мушти» означает кулак, но вот для слова «ваджра» находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова «ваджра-мушти» с булавой (тогда оно переводится как «бронированный кулак») или с алмазом («кулак алмазной твёрдости»). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая – пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара. Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий.

Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.

Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана – повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. «Бхимасени» – это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. «Ханумати» построен на хитрых захватах. «Джамбуванти» – это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. «Харасандхи» – это болевые замки и захваты, ломающие конечности.

Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. Например масти заключается в том, что один боец отбивается от группы. Бинот является искусством боя, в котором боец использует технику борьбы, защищаясь только руками от противника, вооружённого мечом, ножом, копьём, шестом и т.п. Другая похожая система самообороны без оружия от вооружённого противника называется бандеш. Он включает в себя техники, направленные на обезоруживание противника и использование его оружия против него же. Кроме того в индийских трактатах встречаются упоминания о системах борьбы под названиями дхарма-мага, кобади-крида, вишапани, ваджра-бхога.

Известны два трактата, посвящённых искусству борьбы. Первый – «Камала-сутра», датируемая концом I в. до н.э. В этой сутре была сделана попытка классифицировать технику, выделив такие способы борьбы, как удары рукой или ногой по уязвимым местам, броски, удушения, ломание конечностей и воздействие на моральный дух врага. Второй текст, «Малля-пурана», написан на санскрите в 1731 г. Он содержит описание гимнастической борьбы «маллявеша», которая была широко распространена в древней и средневековой Индии.

Из других индийских боевых школ наиболее известна мукки бази, описанная Дж. Гилби (без приведения названия) в его книге «Секреты боевых искусств мира». Тренировка бойцов подобна тренировке пахалванов. Кроме того в мукки бази широко практиковалась набивка рук ударами по твёрдым поверхностям. Бой ведётся с одним или двумя противниками. Ударов ногами нет. Всё внимание сосредоточено на кулаке, причём считается что один-единственный удар, если он правильно нацелен и сфокусирован, стоит целого ряда ударов наугад.

Другая система боя, называемая марма-ади, была построена на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Слово «марма» можно перевести как «источник жизни». Марма-ади считается очень закрытым боевым искусством. Существует запрет не только на его передачу, но даже на его демонстрацию.

Самым известным за пределами Индии является, пожалуй, калари паятту – тамильское боевое искусство, практикуемое в индийском штате Керала. Считается, что калари паятту как боевое искусство возникло в IV в. до н.э. Его легендарным основателем называют великого воина-брахмана Парашураму. В XII-XIV вв. калари паятту широко применялось в бою, а своего зенита достигло как боевое искусство в конце XIV в., во время правления Тачоли Отхенана, известного правителя Северного Малабара. При нём все мальчики и девочки, начиная с десяти лет, должны были обучаться этому искуству. Сейчас единственный центр по изучению этого боевого искусства построен в столице штата Керала городе Тирувантрапураме. Однако полуподпольные школы существуют почти в каждой деревне этого штата.

Обучение калари паятту состоит из четырёх этапов. Первый, «метхожиль» (или «маи-паятту»), включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, и обучение техникам массажа. Второй этап – «колтхари» – включает в себя работу с деревянным оружием (шест «кеттукари» длиной около двух метров, шест «курувади» длиной в четыре следа руки, «отта» – S-образная палка длиной 60 см с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой). Третий этап – «ангатхари» – включает в себя работу металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё, «уруми» – гибкий «меч-плеть», «катар» – кинжал с рукояткой в форме буквы «Н» или «А», который держат за поперечину «буквы», а её продольные стороны служат протекторами, защищая с двух сторон предплечье). Последний этап тренировок калари паятту называется «верумкаи». Это бой безоружных противников или безоружного с вооружённым.

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » ЗЕРКАЛО » Рукопашный бой » Боевые искусства Индии

Боевые искусства Индии

Сообщений 1 страница 2 из 2

Поделиться12008-03-19 11:02:28

  • Автор: Black_
  • Администратор
  • Откуда: Москва
  • Зарегистрирован: 2007-05-14
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 4473
  • Уважение: [+24/-0]
  • Позитив: [+23/-3]
  • Пол: Мужской

Война в Индии была делом особого сословия — кшатриев. «Кодекс поведения» кшатрия обязывал его всячески совершенствовать навыки безоружного боя. Данные о боевой системе кшатриев в древности и раннем средневековье достоверны, но бедны. Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия оличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной — каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один «коронный удар», сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична). После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование «взрывов» и пауз могло длиться долго, «взрыв» тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя.

Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары — больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах. Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били — в ближнем бою наступала также очередь «борьбы ног». Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: «ножные» приёмы должны были облегчить осуществление «ручных». Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке — именно потому. что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном — довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.

Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это — ваджра-мушти (в другой транскрипции — вайра-мукти). «Мушти» означает кулак, но вот для слова «ваджра» находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова «ваджра-мушти» с булавой (тогда оно переводится как «бронированный кулак») или с алмазом («кулак алмазной твёрдости»). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая — пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара. Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий. Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.

Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана — повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. «Бхимасени» — это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. «Ханумати» построен на хитрых захватах. «Джамбуванти» — это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. «Харасандхи» — это болевые замки и захваты, ломающие конечности.

Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. Например масти заключается в том, что один боец отбивается от группы. Бинот является искусством боя, в котором боец использует технику борьбы, защищаясь только руками от противника, вооружённого мечом, ножом, копьём, шестом и т.п. Другая похожая система самообороны без оружия от вооружённого противника называется бандеш. Он включает в себя техники, направленные на обезоруживание противника и использование его оружия против него же. Кроме того в индийских трактатах встречаются упоминания о системах борьбы под названиями дхарма-мага, кобади-крида, вишапани, ваджра-бхога.

Известны два трактата, посвящённых искусству борьбы. Первый — «Камала-сутра», датируемая концом Iв. до н.э. В этой сутре была сделана попытка классифицировать технику, выделив такие способы борьбы, как удары рукой или ногой по уязвимым местам, броски, удушения, ломание конечностей и воздействие на моральный дух врага. Второй текст, «Малля-пурана», написан на санскрите в 1731г. Он содержит описание гимнастической борьбы «маллявеша», которая была широко распространена в древней и средневековой Индии.

Из других индийских боевых школ наиболее известна мукки бази, описанная Дж.Гилби (без приведения названия) в его книге. Тренировка бойцов подобна тренировке пахалванов. Кроме того в мукки бази широко практиковалась набивка рук ударами по твёрдым поверхностям. Бой ведётся с одним или двумя противниками. Ударов ногами нет. Всё внимание сосредоточено на кулаке, причём считается что один-единственный удар, если он правильно нацелен и сфокусирован, стоит целого ряда ударов наугад.

Другая система боя, называемая марма-ади, была построена на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Слово «марма» можно перевести как «источник жизни». Марма-ади считается очень закрытым боевым искусством. Существует запрет не только на его передачу, но даже на его демонстрацию.

Самым известным за пределами Индии является, пожалуй, калари паятту — тамильское боевое искусство, практикуемое в индийском штате Керала. Считается, что калари паятту как боевое искусство возникло в IVв. до н.э. Его легендарным основателем называют великого воина-брахмана Парашураму. В XII-XIVвв. калари паятту широко применялось в бою, а своего зенита достигло как боевое искусство в конце XIVв., во время правления Тачоли Отхенана, известного правителя Северного Малабара. При нём все мальчики и девочки, начиная с десяти лет, должны были обучаться этому искуству. Сейчас единственный центр по изучению этого боевого искусства построен в столице штата Керала городе Тирувантрапураме. Однако полуподпольные школы существуют почти в каждой деревне этого штата.

Обучение калари паятту состоит из четырёх этапов. Первый, «метхожиль» (или «маи-паятту»), включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, и обучение техникам массажа. Второй этап — «колтхари» — включает в себя работу с деревянным оружием (шест «кеттукари» длиной около двух метров, шест «курувади» длиной в четыре следа руки, «отта» — S-образная палка длиной 60см с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой). Третий этап — «ангатхари» — включает в себя работу металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё, «уруми» — гибкий «меч-плеть», «катар» — кинжал с рукояткой в форме буквы «Н» или «А», который держат за поперечину «буквы», а её продольные стороны служат протекторами, защищая с двух сторон предплечье). Последний этап тренировок калари паятту называется «верумкаи». Это бой безоружных противников или безоружного с вооружённым.

Современные оценки борцовских упражнений

Физическая культура подразумевает комплексное развитие телесной силы, выносливости и ловкости. Специфические упражнения индийских борцов отвечают этим требованиям.
В их системе вхождения в тренировочный процесс есть чему поучиться. Они не начинают с резких упражнений, требующих больших усилий, так как это вредно для мускулов. Вначале идут разогревающие упражнения и только потом более интенсивные виды физической деятельности. То же самое делают и современные атлеты, тратящие много времени на разминку перед тяжелыми основными упражнениями.
В своей тренировочной работе борцы придерживаются, принципов растяжения и сокращения мускулов, вращения суставов, сгибания и скручивания тела, признанных полезными современной наукой. Поэтому разработанные ими упражнения подходят и к сегодняшнему дню,
Их свободные упражнения очень действенны для развития значительной мускульной силы и поддержания тонуса мышц.
Должное внимание, уделенное массажу и отдыху, а также питательной диете, позволило им достичь больших успехов в физическом развитии- Они сохранили здоровье, и многие из них прожили долгую жизнь.

Ваджра-мушти или мушти

Для усиления силы удара, наносимого ладонью или кулаком, использовалась тупые камни я палки, заостренные камни и различные виды кинжалов. И тупое, и заостренное орудие, сжимаемое в кулаке, называется мушти, а рукоять любого оружия называется мутха, т. е. мушти.
Такие предметы, которые берут в руку для нанесения удара, известны в древней литературе как мауштикам, муштим и мауггхия. В трактате «Нити-пракашика»*, время написания которого неизвестно, описывается мауштикам и приемы с ним. В «Вишну-дхармоттаре»», труде относимом примерно к VII в. н. э., мушти отмечается наряду с другим оружием Вишну, а в еще более раннем сочинении, «Прашнавьякаране» 11 «, слово «маутхия» используется для обозначения оружия.
Данные упоминания отчетливо показывают, что мушти было оружием, но каким — этого из комментариев не ясно, Опперт перевел это слово как «кулачный меч», но смысл его остался непонятным, так как меч не может быть таким коротким. Что он имел в виду, небольшой кинжал или что-то подобное ему, определить невозможно. Это объяснение было принято В. R Р. Дикшитаром, Дж. К. Джаяном и другими учеными, однако оно не проясняет смысл слова. Поэтому необходимо детальное исследование бокса и смешанных борцовских систем Индии, с тем чтобы достичь четкого понимания того, какие подручные средства использовались в боксе, известном как мушти-кидха, т е. борьба на кулаках или при помощи оружия мушти.
В Индии бокс существует по меньшей мере в двух разновидностях. Первая представляет собой открытый кулачный бой, как у боксеров Бенареса, а во второй, сохранившейся благодаря борцам джьештхи-маллам, применяется оружие, известное как мушти. В других видах индийской борьбы, кроме этих двух типов, кулачные удары не применяются, так что они не могут помочь нам в раскрытии значения мушти.
Борцы ваджра-мушти известны как джьештхи-маллы, джьештхи и баджар-мутхия* Они пользуются оружием, называемым ваджра-мушти и баджар-мутха. Оно изготавливается из рога или слоновой кости. Его можно описать как небольшое кольцо с шестью зубцами по периметру, сжимаемое в руке. Зубцы имеют треугольную форму и существуют в двух разновидностях. В одной из них к краю зубца прикрепляется маленький острый гвоздик для усиления боевых качеств, в то время как в другой железные гвозди не применяются, а зубцы притуплены. Такое орудие, размером соответствующее ладони, сжимается между большим и остальными пальцами руки. При этом зубцы выдаются наружу на 3-5см (ил. 6),
Это оружие традиционно используется борцами, но существует и другая его форма, в тех местах известная как фент. Он изготавливается из меди и имеет четыре отверстия для пальцев и массивную основу с гладкими краями. Пальцы всовываются в отверстия, а основа сжимается в ладони. Его происхождение неизвестно, но он тоже использовался для нанесения мощного удара кулаком. Возможно, он появился в Индии сравнительно недавно, так как напоминает американский кастет.
Этот инструмент гораздо ближе к другому типу, известному как вагхнакх, или тигриные когти. Он представляет собой ровную пластину, прикрепленную к двум кольцам, надеваемым на пальцы. К этой пластине прилаживаются похожие на гвозди зубья длиной от двух до пяти сантиметров. Их держали в кулаке. Когда кулак разжимался, они выскакивали как гвозди и наносили глубокие раны. Хотя это оружие держали в кулаке, было бы более правильно идентифицировать его как мауштику, так как оно использовалось для царапанья и нанесения ран, а не для увеличения силы удара.
Тем не менее существует большая вероятность того, что мауштвка имеет отношения как к ваджре, так и к фенту. Но у фента не сохранилось традиционного названия, и он не ассоциируется с современными борцами, поэтому вполне возможно, что древние мушти или муттхия были более похожи на современные ваджрамушти.
Однако стоит заметить, что анонимный комментатор «Паумчариям» описывает оружие мусанди как ваджрамуш-и. Если принять такое объяснение, то можно предположить, что ко времени средневековья некогда отдельная традиция бхукханди слилась с ваджрамушти. В данном случае нельзя не упомянуть, что бхукханди, или бхрисунди, является очень древним орудием, но сегодня наши представления о его форме и т. п. весьма туманны. Считается, что это могла быть палка ваджрамушти или шар с железными шипами. Какое из этих предположений действительно описывают древние бхушунди, угадать сложно.
Гораздо более близким к ваджрамушти оружием является цестус, использовавшийся боксерами в греко-римском мире. Он представлял собой кольцо, проходившее по суставам пальцев, и с его помощью наносились тяжелые удары. Цестус применялся гладиаторами, однако его дальнейшая судьба не вполне ясна. Этому оружию и греки, и индийцы приписывают божественное происхождение. Такое явление известно в древнем мире, но оно ничего не доказывает, кроме факта своего существования в той или иной культуре. И только ваджрамушти, изготовленное из кости, может быть отнесено к дожелезному оружию.
Ваджрамушти было, судя по всему, отличным боевым оружием. Два таких экземпляра сохранились в Мадрасском музее. У них такая же рукоять посередине, однако по краям вместо зубцов торчат большие скрученные гвозди, а спереди находится лезвие в виде трезубца. Такое ваджрамушти — смертельное оружие и применялось скорее на войне, чем на состязании.
Если сравнить его с другим боевым оружием, называемым на гуджарати и маратхи маду, или мадху, нельзя не удивиться их похожести- Маду изготавливался щ двух оленьих рогов. Основания рогов сводились в рукоять таким образом, чтобы их концы были направлены в противоположные стороны. В таком положении они фиксировались двумя заклепками. В разновидности маду спереди прикреплялся небольшой щит, а концы усиливались заостренными кусками металла, похожими на наконечники стрел. Это оружие использовалось как для нападения, так и для защиты. В «Махабхаратс» при описании битвы между Джарасандхой и Карной упоминается оружие баху-кантака. Оно пошло в ход, когда мечи были сломаны, а стрелы кончились. С его помощью Карна победил Джарасандху. Это мог быть или маленький кинжал, или вариант мауштики.
Подводя итог сказанному выше, можно увидеть, что индийский мауштика, баху-кантака, ваджрамушти и маду и греческий цестус использовались для нанесения сокрушительного удара рукой. Это оружие боевое, но некоторые его виды применялись и в спорте. На основе их сходства хочется проследить следующую тенденцию, начало которой положили рог или кость, должно быть служившие для увеличения силы удара. Затем рог, видимо, был обработан таким образом, чтобы получилась рукоять, — так и возник знакомый нам ваджрамушти. Маду, судя по всему, прогрессировал от простого оленьего рога до конструкции из двух рогов с рукоятью, что обеспечивало лучшие атакующие качества и дополнительную защиту. Очевидно, с этих предметов из кости и рога и было скопировано металлическое оружие. Однако временной фон, на котором происходило такое развитие, не ясен, поэтому оно не более чем гипотеза. Изучение и толкование санскритских терминов позволяет предположить, что по крайней мере в начале христианской эры некоторые такие орудия уже были известны в Индии,
Но традиционно оружие из кости известно с ведического периода, Ваджра Индры была из кости. При археологических раскопках в Индии не было найдено ничего подобного, однако фрагменты костей встречаются во многих местах, указывая на тот факт, что кость использовалась как наконечник для стрел и для других военных целей.
Такие данные позволяют сделать вывод, что орудия из кости появились в очень глубокой древности, и позтому ваджрамушти тоже должно быть древним оружием.

Современные оценки борцовских упражнений

Физическая культура подразумевает комплексное развитие телесной силы, выносливости и ловкости. Специфические упражнения индийских борцов отвечают этим требованиям.
В их системе вхождения в тренировочный процесс есть чему поучиться. Они не начинают с резких упражнений, требующих больших усилий, так как это вредно для мускулов. Вначале идут разогревающие упражнения и только потом более интенсивные виды физической деятельности. То же самое делают и современные атлеты, тратящие много времени на разминку перед тяжелыми основными упражнениями.
В своей тренировочной работе борцы придерживаются, принципов растяжения и сокращения мускулов, вращения суставов, сгибания и скручивания тела, признанных полезными современной наукой. Поэтому разработанные ими упражнения подходят и к сегодняшнему дню,
Их свободные упражнения очень действенны для развития значительной мускульной силы и поддержания тонуса мышц.
Должное внимание, уделенное массажу и отдыху, а также питательной диете, позволило им достичь больших успехов в физическом развитии- Они сохранили здоровье, и многие из них прожили долгую жизнь.

Ваджра-мушти или мушти

Для усиления силы удара, наносимого ладонью или кулаком, использовалась тупые камни я палки, заостренные камни и различные виды кинжалов. И тупое, и заостренное орудие, сжимаемое в кулаке, называется мушти, а рукоять любого оружия называется мутха, т. е. мушти.
Такие предметы, которые берут в руку для нанесения удара, известны в древней литературе как мауштикам, муштим и мауггхия. В трактате «Нити-пракашика»*, время написания которого неизвестно, описывается мауштикам и приемы с ним. В «Вишну-дхармоттаре»», труде относимом примерно к VII в. н. э., мушти отмечается наряду с другим оружием Вишну, а в еще более раннем сочинении, «Прашнавьякаране» 11 «, слово «маутхия» используется для обозначения оружия.
Данные упоминания отчетливо показывают, что мушти было оружием, но каким — этого из комментариев не ясно, Опперт перевел это слово как «кулачный меч», но смысл его остался непонятным, так как меч не может быть таким коротким. Что он имел в виду, небольшой кинжал или что-то подобное ему, определить невозможно. Это объяснение было принято В. R Р. Дикшитаром, Дж. К. Джаяном и другими учеными, однако оно не проясняет смысл слова. Поэтому необходимо детальное исследование бокса и смешанных борцовских систем Индии, с тем чтобы достичь четкого понимания того, какие подручные средства использовались в боксе, известном как мушти-кидха, т е. борьба на кулаках или при помощи оружия мушти.
В Индии бокс существует по меньшей мере в двух разновидностях. Первая представляет собой открытый кулачный бой, как у боксеров Бенареса, а во второй, сохранившейся благодаря борцам джьештхи-маллам, применяется оружие, известное как мушти. В других видах индийской борьбы, кроме этих двух типов, кулачные удары не применяются, так что они не могут помочь нам в раскрытии значения мушти.
Борцы ваджра-мушти известны как джьештхи-маллы, джьештхи и баджар-мутхия* Они пользуются оружием, называемым ваджра-мушти и баджар-мутха. Оно изготавливается из рога или слоновой кости. Его можно описать как небольшое кольцо с шестью зубцами по периметру, сжимаемое в руке. Зубцы имеют треугольную форму и существуют в двух разновидностях. В одной из них к краю зубца прикрепляется маленький острый гвоздик для усиления боевых качеств, в то время как в другой железные гвозди не применяются, а зубцы притуплены. Такое орудие, размером соответствующее ладони, сжимается между большим и остальными пальцами руки. При этом зубцы выдаются наружу на 3-5см (ил. 6),
Это оружие традиционно используется борцами, но существует и другая его форма, в тех местах известная как фент. Он изготавливается из меди и имеет четыре отверстия для пальцев и массивную основу с гладкими краями. Пальцы всовываются в отверстия, а основа сжимается в ладони. Его происхождение неизвестно, но он тоже использовался для нанесения мощного удара кулаком. Возможно, он появился в Индии сравнительно недавно, так как напоминает американский кастет.
Этот инструмент гораздо ближе к другому типу, известному как вагхнакх, или тигриные когти. Он представляет собой ровную пластину, прикрепленную к двум кольцам, надеваемым на пальцы. К этой пластине прилаживаются похожие на гвозди зубья длиной от двух до пяти сантиметров. Их держали в кулаке. Когда кулак разжимался, они выскакивали как гвозди и наносили глубокие раны. Хотя это оружие держали в кулаке, было бы более правильно идентифицировать его как мауштику, так как оно использовалось для царапанья и нанесения ран, а не для увеличения силы удара.
Тем не менее существует большая вероятность того, что мауштвка имеет отношения как к ваджре, так и к фенту. Но у фента не сохранилось традиционного названия, и он не ассоциируется с современными борцами, поэтому вполне возможно, что древние мушти или муттхия были более похожи на современные ваджрамушти.
Однако стоит заметить, что анонимный комментатор «Паумчариям» описывает оружие мусанди как ваджрамуш-и. Если принять такое объяснение, то можно предположить, что ко времени средневековья некогда отдельная традиция бхукханди слилась с ваджрамушти. В данном случае нельзя не упомянуть, что бхукханди, или бхрисунди, является очень древним орудием, но сегодня наши представления о его форме и т. п. весьма туманны. Считается, что это могла быть палка ваджрамушти или шар с железными шипами. Какое из этих предположений действительно описывают древние бхушунди, угадать сложно.
Гораздо более близким к ваджрамушти оружием является цестус, использовавшийся боксерами в греко-римском мире. Он представлял собой кольцо, проходившее по суставам пальцев, и с его помощью наносились тяжелые удары. Цестус применялся гладиаторами, однако его дальнейшая судьба не вполне ясна. Этому оружию и греки, и индийцы приписывают божественное происхождение. Такое явление известно в древнем мире, но оно ничего не доказывает, кроме факта своего существования в той или иной культуре. И только ваджрамушти, изготовленное из кости, может быть отнесено к дожелезному оружию.
Ваджрамушти было, судя по всему, отличным боевым оружием. Два таких экземпляра сохранились в Мадрасском музее. У них такая же рукоять посередине, однако по краям вместо зубцов торчат большие скрученные гвозди, а спереди находится лезвие в виде трезубца. Такое ваджрамушти — смертельное оружие и применялось скорее на войне, чем на состязании.
Если сравнить его с другим боевым оружием, называемым на гуджарати и маратхи маду, или мадху, нельзя не удивиться их похожести- Маду изготавливался щ двух оленьих рогов. Основания рогов сводились в рукоять таким образом, чтобы их концы были направлены в противоположные стороны. В таком положении они фиксировались двумя заклепками. В разновидности маду спереди прикреплялся небольшой щит, а концы усиливались заостренными кусками металла, похожими на наконечники стрел. Это оружие использовалось как для нападения, так и для защиты. В «Махабхаратс» при описании битвы между Джарасандхой и Карной упоминается оружие баху-кантака. Оно пошло в ход, когда мечи были сломаны, а стрелы кончились. С его помощью Карна победил Джарасандху. Это мог быть или маленький кинжал, или вариант мауштики.
Подводя итог сказанному выше, можно увидеть, что индийский мауштика, баху-кантака, ваджрамушти и маду и греческий цестус использовались для нанесения сокрушительного удара рукой. Это оружие боевое, но некоторые его виды применялись и в спорте. На основе их сходства хочется проследить следующую тенденцию, начало которой положили рог или кость, должно быть служившие для увеличения силы удара. Затем рог, видимо, был обработан таким образом, чтобы получилась рукоять, — так и возник знакомый нам ваджрамушти. Маду, судя по всему, прогрессировал от простого оленьего рога до конструкции из двух рогов с рукоятью, что обеспечивало лучшие атакующие качества и дополнительную защиту. Очевидно, с этих предметов из кости и рога и было скопировано металлическое оружие. Однако временной фон, на котором происходило такое развитие, не ясен, поэтому оно не более чем гипотеза. Изучение и толкование санскритских терминов позволяет предположить, что по крайней мере в начале христианской эры некоторые такие орудия уже были известны в Индии,
Но традиционно оружие из кости известно с ведического периода, Ваджра Индры была из кости. При археологических раскопках в Индии не было найдено ничего подобного, однако фрагменты костей встречаются во многих местах, указывая на тот факт, что кость использовалась как наконечник для стрел и для других военных целей.
Такие данные позволяют сделать вывод, что орудия из кости появились в очень глубокой древности, и позтому ваджрамушти тоже должно быть древним оружием.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

Борцы ваджра-мушти, их подготовка и борьба

В Бароду борцы ваджра-мушти были приглашены Саяджирао I. Его посланник, Панчамсинг Мохансинг, отправился в Канакагири, а затем связался с дхармаджетхи в Сурапуре. Согласно достигнутой договоренности, они прибыли в Бароду, а за ними пришли и канакийские джетхи.

Состязания ваджра-мушти устраивались каждый год на холи и дассеру, а также тогда, когда этого хотел царь. В Бароде традиция просуществовала около века. Теперь, когда штата Барода больше нет, борцы находятся в жалком положения. Они оставляют свою профессию, и многовековая традиция вымирает. Большинство этих борцов выбрало другие занятия, и, таким образом, одна из традиционных форм борьбы и физической культуры скоро будет утрачена. Здесь предпринимается попытка описать некоторые традиционные практики маллов.

Обучение мальчиков начинается по достижению ими возраста 10 или 12 лет. До этого им позволяется играть так, как они хотят. Ученикам преподаются свободные упражнения для увеличения мускульной силы и выносливости. Эти упражнения включают в себя много работы для ног в форме различных байтхак, бега, прыжков с целью развить быстроту и силу. Кроме того, это хорошая разминка. Такая работа ног дополняется значительными нагрузками для рук в форме данда, которых, существует несколько видов. Это комплексные упражнения, развивающие не только мускулы рук, но и силу пальцев, кистей, спину, боковые мускулы и мускулы живота.

Особые перевороты и упражнения на скручивание предназначаются для укрепления талии и развития ловкости. Эти свободные упражнения необходимы для подготовки тела к более тяжелым нагрузкам.

Когда ученик в достаточной степени развивает силу и ловкость, он получает малла-стамбху*. Малла-стамбха представляет собой гладкую деревянную колонну, по которой юноша взбирается и спускается различными способами. Эти упражнения в значительной степени развивают выносливость, силу и ловкость. Особенно они полезны при обучении переворотам и скручиванию тела. Такие разновидности, как висячая малла-стамбха и антарпакад, тоже практиковались.

Для дальнейшего развития силы вводится поднятие тяжестей трех видов. Два из них можно сравнить с современными гантелями (нали) и штангой (самтола). Третий представляет собой круглый камень (чаки), который кладут на шею. У него нет современного аналога. Занятия с тяжестями проводятся раз или два в неделю, но физически крепкие студенты могут работать с ними каждый второй день. Такие тренировки с отягощениями развивают красивые формы и мускульную силу.

Для укрепления плеч, спинных и грудных мускулов применялись тяжелые индийские дубинки. Их брали по одной в каждую руку, а за некоторые хватались двумя руками. Последние похожи на гада и известны под названием карела.

Таковы обычные виды упражнений на тренировках. Плавание тоже входило в программу занятий, но никогда не достигало высокого соревновательного уровня. Борцам были известны следующие стили плавания: по-собачьи, брасс, на спине, на боку и треджен. Кроме того, они могли долго держаться на поверхности. Из прыжков в воду они знали простой прыжок, прыжок со входом головой, сальто и прыжок ласточкой.

После того как студент осваивал обычные упражнения, начиналось его обучение борьбе ваджрамушти. Победа достигается правильным захватом руки, держащей ваджрамушти. Это можно осуществить захватом ноги или руки или их вместе. Студентов учат многим быстрым движениям, позволяющим избегать ударов ваджрамушти, при этом ударяя самому Показываются различные виды захватов, с помощью которых можно свалить противника на землю, и способы защиты от них.

Эти занятия проходят на борцовской арене, известной как акхада. Земля здесь поддерживается в надлежащем состоянии. Следят за тем, чтобы она была вскопанной, мягкой, а ее поверхность ровной. Перед укладыванием на арену землю просеивают, извлекая камешки, шипы и другие предметы, могущие ранить борцов, В неё добавляют пахту, красную охру и другие вещества органического и Неорганического происхождения. Каждый третий день её обрызгивают водой.

Когда обучение закончено, борец начинает участвовать в публичных представлениях. Такие состязания устраиваются только дважды в год на холи и дассеру, поскольку борцы получают многочисленные повреждения головы и иногда требуется много времени, чтобы залечить раны и восстановиться. Иногда такие поединки устраивались на Рождество и для развлечения гостей.

К публичным состязаниям борцы относятся очень серьезно: они уделяют огромное внимание подготовке, обычно носящей религиозный характер.

В день состязания они бреют голову наголо, оставляя лишь небольшой хохолок на макушке. Принимают холодную ванну. На голову наносится красная охра, а в хохолок вплетаются листья нима. Затем тело обмазывается красной охрой и горочаной. Согласно их верованиям, это нужно для охлаждения тела. На различных частях тела рисуются вертикальные тилаки. Они наносятся на лоб, руки, грудь, бока, живот и ноги.

Наряду с этими приготовлениями, они ищут добрые предзнаменования, советуются с астрологами и почитают свое фамильное божество, богиню Лимбаджи.

Для такого почитания в центре акхады устанавливается квадратная платформа со стороной длиной в локоть с четвертью. Посередине нее насыпается кучка земли высотой поллоктя в форме Шивалингама, В неё сажают ветку дерева ним. Это временная обитель богини. К востоку от первой находится еще одна платформа.

Там сложены одежды и оружие борцов. Брахман-священнослужитель почитает богиню посредством заклинаний, предложения лампады и других подношений и возжигания благовоний. Рядом ставится два горшка с водой.

Борцы занимают места перед ареной, лицом к созвездию Рака, Как уже отмечалось, их тела предварительно натирают красной охрой и горочаной. Когда эта часть предбоевой подготовки завершена, им на кисти повязывают цветочные гирлянды, а самую большую гирлянду одевают на шею. Кисти обвязывают красной нитью, известной как ракхади (защитник).

Борцам выдается три одеяния. Набедренной повязкой они препоясывают чресла. Накидку они перебрасывают через левое плечо и пропускают под правой рукой на манер уттария. Головной убор украшают букетом цветов. И наконец, им дают ваджрамушти.

Покидая зал для тренировок, они видят хорошие предзнаменования. С этой целью перед ними стоят молодые служанки, держащие горшки с водой (ил.2). Затем они раскалывают кокосовый орех у храма Лимбаджи рядом с гимназией и выходят на борьбу.

Придя на место, где устраивают состязания, они ждут своей очереди, Коща их вызывают на бой, на арену их препровождает известный борец. Они не идут, а двигаются зигзагообразными прыжками. Ведущий останавливает их в десяти метрах от акхады. Перед схваткой борец раскалывает кокос на заранее приготовленном камне у арены. Затем он снимает одежды и начинается борьба (ил.З, 4> 5).

Когда турнир заканчивается, борцы получают подслащенную воду с лимоном и отправляются домой.

Женщины встречают возвращающихся зажженной лампой и берут оварну* Лампа зажигается в небольшом сосуде, приготовленном из муки. Рядом кладется мучной пирог,

По завершении этой церемонии борцы входят в гимназию и почитают богиню. Убирается ветка дерева ним, и воспеваются хвалы богине и Говинде. Раздается прасад.

Раненый борец лечится в основном землей с арены. Эти бои по сути являются гладиаторскими, и потому для участников это вопрос жизни и смерти. В современной традиции смертельных исходов не бывает, но так могло быть не всегда, если принять во внимание саму природу борьбы, тщательные религиозные приготовления и защиту, которую пытаются обеспечить таким образом.

Финансовые условия

Борцы получают зарплату в размере 75—100 рупий, а также жилье и необходимое оборудование для упражнений. По окончании состязания они получают денежные или другие подобные призы. На праздники правительство выделяет им особую сумму, В старости они обычно получают пенсию от штата. Раньше они жили хорошо, но теперь их экономическое положение стало неудовлетворительно. Им приходится браться за первую попавшуюся работу. Оки работают учителями, заводскими рабочими, полицейскими, торговцами. Так они зарабатывают на жизнь.

Диета

Интересно отметить, что борцы ваджра-мушти наших дней — вегетарианцы. В пищу они употребляют зерно, муку, рис, баджри или джовар, а также бобовые и зеленые овощи. Особое предпочтение отдается молоку, творогу, гхи и другим молочным продуктам. Они поглощают огромное количество сухофруктов, как сырыми, так и в виде приправ. Меласса (черная патока) употребляется с пищей или в виде напитка с добавлением воды. Сходным образом потребляется сахар и цитрусовые, в особенности лимоны.

Однако «Малла-пурана» ясно свидетельствует об их невегетарианской диете, описывая качества различных сортов мяса. Неизвестно, когда борцы перешли на исключительно вегетарианское питание.

Они также не употребляют табака и алкоголя, считая их вредными.

боевые искусства → Боевые искусства Индии

В каждом штате Индии существует свой собственный стиль боя палкой,кулачного боя и пр. Даже в Пакистане существует своя школа шеста-бана. В отличие от Калари-паятту, другие боевые искусства народов Индии мало известны. Информации о них мало. По этому я счел возможным создать для них общую тему для обсуждения. Будет больше инфы, можно создать и отдельные будет.
Имеется в виду Индия в широком смысле. Включая территорию Непала, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланкм (Цейлона) и частично Афганистана. Индия ведь до англичан не была единым государством. Границы постоянно менялись.

Подборка на тему индийских боевых искусств:

калари паятту:
http://www.youtube.c. h?v=0B09zqMiA4k
http://www.youtube.c. h?v=Z5Mp3pDcgR8
http://www.youtube.c. h?v=60sz0S5dKlQ
http://www.youtube.c. h?v=GRTYgJ6I6zM
http://www.youtube.c. h?v=His-mbxMpXM
http://www.youtube.c. h?v=Yy9ih-g0aTE
http://www.youtube.c. h?v=rIR138ceCck
Силамбам:
http://www.youtube.c. h?v=uYSAt1lbL4E
http://www.youtube.c. h?v=em0ueWiaFus
http://www.youtube.c. h?v=6cHCxNdLtbs
http://www.youtube.c. h?v=IfYkUyJZ3fU
http://www.youtube.c. h?v=uYSAt1lbL4E
http://www.youtube.c. h?v=7Vw0hTBJQxQ
Разное:
http://www.youtube.c. e?user=Rugiviet
http://video.google. 417277200270200
http://youtube.com/watch?v=DIODkdEZgDA
http://youtube.com/watch?v=tvn1pu9jxIE
http://www.createspa. ker01? >http://www.createspa. r.jsp? >http://v >http://www.youtube.c. re=channel_page
http://www.youtube.com/watch?v=wo7QP-FLvmg. feature.
http://www.youtube.c. h?v=Kkjx6I1BjOk

Сайты индийских школ(на них тоже можно поискать видео):
http://www.varmam.org/
http://ayushtech.com. alai/index.aspx
http://pagesperso-or. NGLISH)%201.htm
http://www.tamilnati. age/martial.htm
http://www.silambam.in/varma_kalai.htm

Статьи:
http://www.sandowplu. India/india.htm
http://www.kamat.com. ife/leisure.htm
http://www.bjj.com.a. n//?page_ >http://www.shotokank. John%20Will.htm
http://bjj-australia. sters-luck.html
http://www.thehindu. 42150591300.htm
http://webprojects.p. hting/1913.7.1/
http://www.sacred-te. /m02/m02024.htm

  • 0
  • Volga_Naumov
  • 10 августа 2012, 15:56
  • Volga_Naumov
  • 10 августа 2012, 16:01
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 11 августа 2012, 16:10
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 11 августа 2012, 16:15
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 11 августа 2012, 16:20
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 11 августа 2012, 16:22
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 12 августа 2012, 16:26
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 12 августа 2012, 16:29
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 12 августа 2012, 16:30
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 12 августа 2012, 16:35
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 12 августа 2012, 16:55
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 13 августа 2012, 17:03
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 13 августа 2012, 17:26
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 14 августа 2012, 11:17
  • v
  • 0
  • Volga_Naumov
  • 14 августа 2012, 11:51
  • v
  • 0

К сожалению богатства и процветание царства сикхов извратила его. Предательство, убийство и заговор с англичанами после смерти Ранджита сприводит к краху некогда великой империи в считанные дни. Британцам почти не пришлось стрелять, чтобы захватить контроль над богатствами Пенджаба.
Даже в порабощенном Пенджабе имелись опасные силы, готовые в любой момент начать священную войну. Чтобы избежать этого, англичане решили нейтрализовать их изнутри. Их план был преобразовать Дхарму сикхов в ветвь христианства и тем самым успокоить сикхов навсегда. Британцы создали из контролируемых сикхов религиозные и политические партии в качестве средства для подрыва Дхармы. Два Грантха, написанных гуру Гобинд Сингхом, были удалены из храмов. Они были заменены на таблицу органов известную как фисгармонии, чтобы добавить христианский вкус поклонению сикхов. Оружие любого рода были запрещено в Пенджабе с угрозой пожизненному заключению и конфискации земель.
Ниханги (Акали) были защитниками веры со времен Гуру Гобинд Сингха. Они одни, кому известны полные знания исконных традиций Шастар Видья и истории сикхов Дхармы. Более 1500 из этих великих воинов были убиты британцами в своих попытках подавить сикхизм. Чтобы сохранить Дхарму, наиболее информированные учителей были отправлены спрятаться в лесу и деревнях Пенджаба. Их задачей было найти из их жителей по пять учеников.
Сегодня Шастар Видья в Индии не все забыли. Но там остается только горстка квалифицированных преподавателей этого некогда великого искусства, но многие из них слишком стары, чтобы учить. А студенты готовые терпеть долгий болезненный процесс освоения науки редки. Но один человек решил вернуть его от грани вымирания. Это Нидар Сингх 41-летний учитель, который провел двадцать лет на изучение секретов Шастар Видья для того, чтобы передать его молодому поколению. Теперь он ищет молодых учеников готовых посвятить свою жизнь обучению секретам, и возрождению искусства, которые он считает рискуют быть утрачены совсем. Остатки Шастар Видья могут быть найдены в северной Индии, в таких боевых искусствах как Гатка и Нарамхай-Ниханго и на юге в Каларипаятту.

Ссылка на основную публикацию