Вадо рю | Karate-krs.ru

Вадо рю

Стиль Вадо-рю

Вадо-рю («школа Пути гармонии») — один из четырёх крупнейших стилей каратэ-до. На эмблеме стиля изображен голубь, над ним — фронтальное изображение кулака. Стиль зарегистрирован в 1939 г. Хиронори Оцукой, врачом по профессии. Мастер Оцука долгое время изучал дзю-дзюцу сперва под руководством своего отца, а с 13 лет в школе Синдо-Ёсин-рю. С 1922 г. Оцука начал изучать каратэ Сётокан под руководством Фунакоси Гитина, чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Тёки, который, в отличие от Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Сётокан и Синдо-Ёсин-рю.

В 1939 г., по просьбе Бутоку-кай и под воздействием националистических идей, он объявил о создании «первого, чисто японского стиля каратэ», которому дал название: «Вадо-рю-кэнпо».

В 1952 г. Оцука опубликовал «правила Вадо-рю», регулирующие тренировочный процесс во всех додзё школы. 5 июня 1967 г. было изменено название школы. Она стала называться «Вадокай» — «Ассоциация Вадо».

Воспитанный в классических традициях школы дзю-дзюцу Синдо-Есин-Рю, Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и в том числе каратэ-до. Очень четко прослеживается влияние дзю-дзюцу на технику и тактику стиля вадо. Это, можно сказать, самый «японский» стиль каратэ-до из всех. Оцука первым был удостоен звания «ханси» на государственном уровне. Он отказался от жесткости и лаконичности стиля своего учителя Фунакоси, свойственной также и окинавскому каратэ. Он также отказался от усиленной ударной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил.

Основной особенностью стиля Вадо-рю является концепция ведения боя, сильно напоминающая принципы дзю-дзюцу. При взаимодействии с противником боец стремиться свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, для защиты, не принося при этом в жертву её эффективность. Поэтому в Вадо-рю предпочтение отдается не жестким блокам, как например в Сётокане или Сито-рю, а более мягким отводящим и протягивающим. Своеобразная техника блокирования ударов сочетается с таи-сабаки — перемещениям корпуса и маневрам, уводящим бойца с линии атаки противника и при этом оставляющего возможность для быстрой контратаки. Широко применяется вращательное движение корпусом, выполняемое и при защите и для усиления атак. Ставка при этом делается в том числе на использование слабости позиции противника, выполняющего атакующее действие. Спарринг при этом изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений, провоцирующих противника на атаку и переход в невыгодную позицию.

Использование подобных принципов ведения боя требует от бойца высокой мобильности. В связи с этим в Вадо-рю практикуются как правило более высокие и подвижные стойки, чем в других стилях. Вадо-рю также характеризуется наличием бросков, подсечек, приёмов болевого контроля, которые также были позаимствованы Оцукой из дзю-дзюцу. Захваты, подбивы и подсечки широко применяются в защите и при опережающих действиях (концепция «сен»).

Главный смысл тренировок в Вадо-Рю состоит не в отработке чисто технических приемов или принципов работы тела, а в развитии определенного образа мышления (мидзу-но-кокоро, му-син). Важно иметь живой разум, интуитивно реагирующий на окружающий мир в любой ситуации. Человек практикующий стиль Вадо-рю обязан развивать внутреннюю уверенность и спокойствие, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть гуманным в отношениях с людьми. Оцука делал акцент прежде всего на духовности. Вадо-Рю, — духовная дисциплина: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».

Основу тренинга стиля Вадо-Рю составляют изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различных форм обусловленного спарринга и свободного боя. Сам Оцука придавал большое значение обусловленному и полуобусловенному спаррингу. В частности, существует серия из десяти упражнений якусоку-кумитэ (буквально «обусловленный спарринг»). Они используются для развития навыков ухода корпусом и контратаки (как подготовка к свободному спаррингу). Овладевшие базовой техникой ударов, блоков и перемещений ученики участвуют в парном упражнении ойо-кумитэ, в ходе которого атакующий участник несколько раз повторяет атакующее действие, а защищающийся участник отрабатывает различные варианты защиты и контратаки.

В состав техники Вадо рю входят также разделы Танто-дори – приемы обезоруживания противника, вооруженного ножом и Идори-ката – бой против противника, вооруженного мечом.

В Вадо-рю употребляется общепринятая терминология каратэ. Есть некоторые отличия в наименовании стандартных ударов: боковой удар ребром стопы ёко-гири называют сокуто, а ёко-гири называется видоизмененный прямой удар маэ-гири, выполняемый в сторону.

Ката Вадо рю:

Серия Пинан. Создана Итошу Анко (одним из учителей Гитина Фунакоси и других окинавских мастеров). Включает в себя 5 ката для начинающих изучение стиля Вадо-рю.

Мастерские ката:

1. Кусянку — (Созерцание небес). Привезена из Китая в XVIII в. (там ката называлась Кванг Чанг Фу). Перенесена Гитином Фунакоси в стиль Сётокан под названием «Канкудай»

2. Найханчи — Оцука перенял эту ката от Мотобу Тёкки. Изучается также в стиле Сётокан в виде серии «Тэкки».

3. Сэйсян — в переводе с окинавского «13». Точное происхождение, как и расшифровка названия неизвестны (приводят различные варианты: 13 техник, 13 рук, 13 движений, 13 типов силы и энергии и пр.). Считается одной из древнейших кат окинавского каратэ. Видимо перенята у китайских мастеров стиля «Белого журавля». С течением времени была сильно изменена и утратила связь с первоначальным названием. Изучается в стиле Сётокан под названием «Хангетсу» (полумесяц).

4. Чинто — Считается, что Мацумора Сокон (1829-1898) научился этому ката y китайского моряка или пирата по имени Чинто. В Сётокане изучается под названием «Ганкаку» (журавль на скале).

5. Рохай — в переводе «Прогулка белого журавля «. Разработана Итошу Анко. Имеет 3 варианта исполнения. В стиле Вадо рю используется первый — Рохай Шодан. В стиле Сётокан эта серия преобразована в ката «Мейкю».

6. Вансю — в переводе «Полет ласточки» — возможно, происходит из-за ряда мягких блоков в конце ката. Считается, что эту ката привез на Окинаву китайский императорский посланник Дзи Вонг (1623-1689), имя которого и присутствует в названии ката. Изучается в стиле Сётокан под названием «Энпи».

7. Нисейси — («24» или «24 шага»). Точное происхождение неизвестно. В стиле Сётокан изучается как «Ниджушихо»

8. Бассай — ката ветви Томари-тэ (по названию дер. Томари в окрестностях г. Сюри). В переводе «Взятие крепости»

9. Дзион – ещё одна ката ветви Томари-тэ. Названа либо по имени легендарного китайского воина-монаха XV в., и, согласно легенде, создавшего эту форму либо по названию монастыря в Китае, где, как предполагается, практиковалась эта ката.

10. Дзиттэ — также ката ветви Томари-тэ. В переводе «10 рук».

11. Супаримпей — в переводе «108». Встречается и китайский вариант названия «Пичуррин». Название понимают как «108 рук» или связывают со 108 воинами, направившимися в Китай в XVII в. для пресечения зла и восстановления справедливости. Эта ката содержит в себе множество техник и широко практикуется в стилях Годзю рю и Сито рю.

Виднейшие мастера стиля вадо: Сугиура Кэнго, Аракава Тору, Дайтиро Аидзава, Сюнъити Нива, Накоити, Сасаки, Тацуо Сузуки, Адзари Йосиаки, Шиомитсу Масафуми, Шунсукэ Янагита, Катсуми Хакоичи, Сейдзи Нисимура.

В настоящее время Всеяпонская федерация каратэ-до Вадокай включает 1350 отделений в Японии и около 250 отделений за её пределами. В этих отделениях занимаются свыше 850 000 человек.

Ежегодно проводятся всеяпонские чемпионаты. В них принимают участие около 1000 человек от младших школьников до пенсионеров. На настоящий момент эти чемпионаты являются самыми масштабными соревнованиями по каратэ в Японии.

Вадо-рю является одним из четырёх крупнейших стилей японского каратэ-до. Термин «Вадо-рю» можно перевести с японского, как «Путь гармонии».

Эмблемой школы является белый голубь и сжатый кулак.

Оцука Хиронори будучи мастером дзю-дзюцу, которое изучал с раннего детства и каратэ Сётокан, которое изучал под руководством, в том числе самого Гитина Фунакоси, соединил принципы каратэ-до и дзю-дзюцу в собственную систему.

Характерным принципом боевого искусства являются не жёсткие блоки, а отводящие и сопровождающие движения. При этом широко применяются вращательные движения корпусом, как для защиты, так и для усиления атаки.

Для техники Вадо-рю характерна мягкость, свойственная дзю-дзюцу, в сочетании с мгновенной мощной контратакой, использующей слабые позиции противника.

Особенностью техники данного стиля является высокая мобильность, чем обусловлены более высокие стойки, чем в большинстве стилей каратэ.

Оцука Хиронори дополнил классические для каратэ приемы большим количеством бросков, подсечек, приемов болевого контроля, позаимствованных мастером из дзю-дзюцу.


Тренировки

Тренировки Вадо-рю включает в себя 3 главных аспекта:

    Кихон – отработка базовой техники;

Ещё одним отличием боевого искусства от других стилей каратэ является не применение макивар для укрепления ударных частей тела.

Особое внимание в тренировочном процессе отводится отработки Ката и спаррингам, как проводимым по заранее определенным заданиям, так и в форме свободного боя.

Терминология Вадо-рю практически полностью соответствует общепринятой международной терминологии каратэ, но с учетом стилистических особенностей боевого искусства.

Считается, что стиль достаточно прост в изучении.

Главной идеей техники можно называть эффективность при минимуме усилий, которая достигается благодаря рациональным движениям корпуса, мощным поворотам бедер и хлестким ударам.

Боевое искусство не уделяет большого внимание, по сравнению с другими стилями каратэ, медитативными и дыхательным практикам.

Вадо-рю служит достижению спокойствия ума, а также развитию его способности мгновенно реагировать на любую ситуацию.

Создание Править

Создан в 1939 году Хиронори Оцукой (1892—1982), врачом по профессии. Хиронори Оцука долгое время изучал дзю-дзюцу сперва под руководством своего отца, а с 13 лет в школе дзю-дзюцу Синдо-Ёсин-рю. С 1922 года Оцука начал изучать каратэ Шотокан (Сётокан) под руководством Фунакоси Гитина (1869—1957), чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Тёки (1871—1944), который, в отличие от сэнсэя Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Шотокан и Синдо-Ёсин-рю.

Особенности Править

Основной особенностью стиля Вадо-рю является концепция ведения боя, во многом напоминающая принципы дзю-дзюцу. При взаимодействии с противником боец стремиться свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву её эффективность. По этой причине в Вадо-рю предпочтение отдается не жестким блокам, характерным для более жестких стилей (Сётокан, Сито-рю), а более экономным отводящим и протягивающим. Своеобразная техника блокирования ударов сочетается с таи-сабаки (иногда переводится как «управление телом») — перемещением корпуса и маневрированием, уводящим тело бойца с направления атаки противника и при этом оставляющего возможность для быстрой контратаки. Широко применяется вращательное движение корпусом, выполняемое при защите и для усиления атак. В целом, техника защиты в Вадо-рю сходна с «мягкой» техникой защиты в дзю-дзюцу. Ставка при этом делается на мгновенную мощную контратаку и использование слабости позиции противника, выполняющего/завершающего атакующее действие. Спарринг при этом изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений, провоцирующих противника на атаку и переход в невыгодную позицию.

Подобная техника требует от бойца высокой мобильности. По этой причине применяемые в Вадо-рю стойки как правило более высокие и подвижные, чем в большинстве стилей каратэ. В частности, в кокуцу-дати пятка передней ноги приподнята, вместо широкой киба-дати используется позиция найханти, часто задействованы нэко-аси-дати нескольких типов. Вадо-рю также характеризуется наличием бросков, подсечек, приёмов болевого контроля, которые были позаимствованы Оцукой из дзю-дзюцу. Захваты, подбивы и подсечки широко применяются в защите и при превентивных действиях.

Изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различные формы обусловленного спарринга и свободный бой (дзю-кумитэ) составляют основу тренинга системы Вадо-рю. Сам Оцука Хиронори придавал обусловленному и полуобусловенному спаррингу большое значение. В частности, серия из десяти упражнений стандартного якусоку-кумитэ (буквально «обусловленный спарринг») используется для развития навыков ухода корпусом и контратаки. Овладевшие базовой техникой ударов, блоков и перемещений ученики участвуют в парном упражнении ойо-кумитэ, в ходе которого атакующий участник несколько раз повторяет атакующее действие, а защищающийся участник отрабатывает различные варианты защитыи контратаки.

В Вадо-рю употребляется общепринятая международная терминология карате. Есть немногочисленные отличия в наименовании стандартных для каратэ ударов: так, боковой удар ребром стопы ёко-гэри именуется сокуто, а название ёко-гэри отдано видоизмененному прямому удару маэ-гэри, выполняемому не вперед, а в сторону.

Ката, изучаемые в Вадо-рю:
Пинан 1-5
Пассай
Найханти
Кусанку
Дзион
Вансу
Сэйсан
Чинто
Дзюттэ
Нисэйси
Рохай.
История

Регистраация Править

1938 Хиронори Оцука регистрирует свой стиль каратэ в Японской федерации боевых искусств, первоначально под именем «Синшу Вадо-рю каратэ-дзюцу». Вскоре имя нового стиля каратэ было сокращено до Вадо-рю .
1952 Штаб-квартира Вадо-рю открыта в додзё при Университете Мейдзи, Токио, Япония.
1964 Основывается Японская федерация каратэ (JKF) как организация, объединяющая все стили каратэ. Вадо-рю входит в состав федерации как один из основных членов.
5 июня 1967, Организация Вадо-рю меняет имя на Вадокай.
1980 в результате конфликта между Хиронори Оцукой и другими руководителями Вадокай, Оцука покидает пост главы организации. Еиши Еругиши занимает пост главы Вадокай.
1 апреля 1981 Хиронори Оцука учреждает Федерацию Вадо-рю каратэ-до, но всего лишь через несколько месяца уходит на пенсию. Его сын, Джиро Оцука продолжил дело отца, заняв его место.
29 января 1982 Хиронори Оцука скончался в возрасте 89 лет.
1983 Джиро Оцука становится грандмастером Вадо-рю и в память об отце меняет имя на Хиронори Оцука. Теперь его чаще называют Хиронори Оцука II.
1989 Тацуо Судзуки учреждает собственную организацию Вадо-рю: Вадо Кокусай. Кокусай переводится как ‘международная’.

Организации Вадо-рю Править

Полное название Вадокай в Великобритании: Japan Karatedo Federation Wadokai. В Японии организация Вадокай: Zen Nihon Karatedo Renmei Wadokai.

Современное полное названии Федерации Вадо-рю каратэ-до: Wadoryu Karatedo Renmei.

Полное название Вадо Кокусай: Wado Kokusai Karatedo Renmei, также известна как Wado International Karatedo Federation (WIKF).

Российская федерация Вадо-рю «Федерация Вадокай каратэдо России» была создана в 1991 году Василием Юрьевичем Крайниковским, который возглавлял ее до 2004 года, после чего уступил свой пост Константину Садовнику и возглавил Федерацию каратэ России.

Таким образом Хиронори Оцука создал и развил Вадо-рю. Его ученики создали сообщество Вадокай. Стилем каратэ изучаемым в Вадокай является Вадо-рю.

Вадо-рю – идеал пути мира

Вадо-рю – идеал пути мира

Вторая мировая война нанесла ощутимый удар по развитию каратэ. Ранее уже говорилось о том, какие несчастья выпали на долю Сётокана. Тем не менее рост национализма, который явился стержнем военной доктрины Японии, позволил начать создание чисто японских школ каратэ, не имевших окинавских корней. И первой из них стала Вадо-рю (Путь мира, или Путь гармонии), о возникновении которой объявил Оцука Хиронори (Хироси), бывший лучший ученик Фунакоси. Как уже упоминалось, Фунакоси расстался с ним, когда Оцука решил ввести в своём зале свободные поединки.

Оцука отлично понимал, что, пока у руля ныне существующих школ каратэ стоят окинавцы, искусство «пустой руки» вряд ли получит стопроцентную поддержку со стороны государства. И он первым в 1939 г. создаёт японскую школу.

К тому времени боевой багаж у Оцуки был уже весьма богатым. Он почти пять лет провёл у Фунакоси сначала в качестве ученика, потом – сэмпая одного из центральных залов Сётокана. До этого он обучался в школе Ёсин-рю дзю-дзюцу, где приобрёл блестящее мастерство бросков и заломов. На основе двух этих систем Оцука и решил создавать свою концепцию каратэ.

Он отказывается от долгих рассуждений о духовном воспитании: если духовный аспект действительно изначально внесён в саму суть каратэ, то и не стоит рассуждать об этом. Через практику боевых искусств ученик сам придёт к совершенству собственного сознания. Пока же надо думать о том, как преодолеть консерватизм техники Сётокана, которая не позволяет вести корректные спортивные поединки.

И вот боевые позиции, в частности дзэнкуцу-дати (переднеопорная стойка) и кокуцу-дати (заднеопорная стойка), становятся более высокими, чем в Сётокане. Техника поединка базируется не на жёстких блоках, как того требовал Фунакоси, а на мягких отводах ладонью и уходах корпусом. Всё это делает Вадо-рю на первых порах значительно эффективнее в боевом плане, чем Сётокан. Правда, сразу же после ухода из жизни Фунакоси начались реформы и в Сётокане, что вновь поставило эти две школы на один уровень.

Многое пришло в Вадо-рю и из дзю-дзюцу, в том числе стремительные передвижения с поворотами корпуса ( таи-сабаки ), подсечка в сочетании с атакой кулаком в голову.

Все основные ката Оцука берёт из Сётокана, но сохраняет их традиционные окинавские названия: пинан, найханти, кусанку, сэйсан. С одной стороны, Оцука подчёркивал верность традициям кэмпо, с другой стороны, его – японца по происхождению и к тому же мастера дзю-дзюцу – вряд ли кто-то решился бы обвинить в недостатке патриотизма.

Концепция развития стиля, выбранная Оцукой, оказалась верной и как нельзя более своевременной. Уже в 1957 г., когда проводился первый Университетский чемпионат Японии по каратэ, техника бойцов Вадо-рю в дзю-кумитэ была несравненно выше, чем у представителей всех других школ. Студенты высоко оценили новую концепцию каратэ, представленную в Вадо-рю. Не случайно среди членов Всеяпонской ассоциации каратэ-до Вадокай оказалось 95 % студентов, в то время как в остальных стилях сегодня процент студентов и не студентов распределяется практически поровну. Но откуда такая популярность у стиля Вадо-рю, который по своей концептуальной глубине, безусловно, уступал и Сётокану и тем более Годзю-рю?

Этот стиль оказался достаточно прост в изучении, эффективен на соревнованиях, в нём не было засилья ритуального традиционализма, который так подавлял молодёжь в других школах.

Создатели Вадо-рю сумели уйти от рассуждений о небывалой внутренней силе, о мистических достижениях благодаря управлению «ки». Эффективность должна достигаться при минимуме усилий – благодаря рациональным движениям корпуса, мощному повороту бёдер во время удара, хлёстким атакам руками. Поскольку в Вадо-рю не уделяется столь много внимания медитативной и дыхательной практике, тренировки становятся менее жёсткими, чем в Сётокане и Сито-рю. Зато отработка психологических принципов и физическая подготовка отличаются современным рационализмом. Всё это заставило многих последователей Сётокана, в котором начались серьёзные разногласия после смерти патриарха, обратить свои взоры к Вадо-рю. В частности, в этот стиль переходит известный мастер Мосидзуки Хиро.

Вадо-рю быстро становится популярен в Европе, особенно во Франции. В 1964 г. целый ряд ведущих мастеров этого стиля, среди которых Судзуки, Мосидзуки, Коно, Ямасита, Тояма, приезжают на Запад, и через несколько лет их школы с современным уровнем преподавания начинают составлять серьёзную конкуренцию Сётокану. А Мосидзуки Хиро становится лидером Вадо-рю в Европе и создаёт здесь своё собственное направление Ёсэйкай-будо, в основу которого легли каратэ, дзю-дзюцу и айкидо.

Вадо-рю
Основатель Хиронори Оцука
Вид спорта карате
Вадо-рю на Викискладе

Вадо-рю (яп. 和道流 , вадо: рю:, «школа Пути гармонии») — один из четырёх крупнейших стилей японского карате-до. На эмблеме стиля изображен белый голубь, а над ним — фронтальное изображение сжатого кулака.

Создан в 1939 году Хиронори Оцукой (1892—1982), врачом по профессии.

Содержание

Хиронори Оцука долгое время изучал дзю-дзюцу сперва под руководством своего отца, а с 13 лет в школе дзю-дзюцу Синдо Ёсин-рю. С 1922 года Оцука начал изучать карате Сётокан под руководством Фунакоси Гитина (1869—1957), чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Тёки (1871—1944), который, в отличие от сэнсэя Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Сётокан и Синдо Ёсин-рю.

Основной особенностью стиля Вадо-рю является концепция ведения боя, во многом напоминающая принципы дзю-дзюцу. При взаимодействии с противником боец стремится свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву её эффективность. По этой причине в Вадо-рю предпочтение отдается не жестким блокам, характерным для более жестких стилей (Сётокан, Сито-рю), а более экономным отводящим и протягивающим.

Своеобразная техника блокирования ударов сочетается с таи-сабаки (иногда переводится как «управление телом») — перемещением корпуса и маневрированием, уводящим тело бойца с направления атаки противника и при этом оставляющего возможность для быстрой контратаки. Широко применяется вращательное движение корпусом, выполняемое при защите и для усиления атак. В целом, техника защиты в Вадо-рю сходна с «мягкой» техникой защиты в дзю-дзюцу. Ставка при этом делается на мгновенную мощную контратаку и использование слабости позиции противника, выполняющего/завершающего атакующее действие. Спарринг при этом изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений, провоцирующих противника на атаку и переход в невыгодную позицию.

Подобная техника требует от бойца высокой мобильности. По этой причине применяемые в Вадо-рю стойки как правило более высокие и подвижные, чем в большинстве стилей карате. В частности, в кокуцу-дати пятка передней ноги приподнята, вместо широкой киба-дати используется позиция найханти, часто задействованы нэко-аси-дати нескольких типов. Вадо-рю также характеризуется наличием бросков, подсечек, приёмов болевого контроля, которые были позаимствованы Оцукой из дзю-дзюцу. Захваты, подбивы и подсечки широко применяются в защите и при превентивных действиях.

Изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различные формы обусловленного спарринга и свободный бой (дзю-кумитэ) составляют основу тренинга системы Вадо-рю. Сам Оцука Хиронори придавал обусловленному и полуобусловенному спаррингу большое значение. В частности, серия из десяти упражнений стандартного якусоку-кумитэ (буквально «обусловленный спарринг») используется для развития навыков ухода корпусом и контратаки. Овладевшие базовой техникой ударов, блоков и перемещений ученики участвуют в парном упражнении ойо-кумитэ, в ходе которого атакующий участник несколько раз повторяет атакующее действие, а защищающийся участник отрабатывает различные варианты защитыи контратаки.

В Вадо-рю употребляется общепринятая международная терминология карате. Есть немногочисленные отличия в наименовании стандартных для карате ударов: так, боковой удар ребром стопы ёко-гэри именуется сокуто, а название ёко-гэри отдано видоизмененному прямому удару маэ-гэри, выполняемому не вперед, а в сторону.

Ката, изучаемые в Вадо-рю:

  • 1938 Хиронори Оцука регистрирует свой стиль карате в Японской федерации боевых искусств, первоначально под именем «Синшу Вадо-рю карате-дзюцу». Вскоре имя нового стиля карате было сокращено до Вадо-рю .
  • 1952 Штаб-квартира Вадо-рю открыта в додзё при Университете Мэйдзи, Токио, Япония.
  • 1964 Основывается Японская федерация карате (JKF) как организация, объединяющая все стили карате. Вадо-рю входит в состав федерации как один из основных членов.
  • 5 июня 1967, Организация Вадо-рю меняет имя на Вадокай.
  • 1980 в результате конфликта между Хиронори Оцукой и другими руководителями Вадокай, Оцука покидает пост главы организации. Еиши Еругиши занимает пост главы Вадокай.
  • 1 апреля 1981 Хиронори Оцука учреждает Федерацию Вадо-рю карате-до, но всего лишь через несколько месяцев уходит на пенсию. Его сын, Джиро Оцука продолжил дело отца, заняв его место.
  • 29 января 1982 Хиронори Оцука скончался в возрасте 89 лет.
  • 1983 Дзиро Оцука становится грандмастером Вадо-рю и в память об отце меняет имя на Хиронори Оцука. Теперь его чаще называют Хиронори Оцука II.
  • 1989 Тацуо Судзуки учреждает собственную организацию Вадо-рю: Вадо Кокусай. Кокусай переводится как ‘международная’.

Организации Вадо-рю

Полное название Федерации Вадокай на английском языке: Japan Karatedo Federation Wadokai. В Японии организация Вадокай: Zen Nihon Karatedo Renmei Wadokai.

Современное полное название Федерации Вадо-рю карате-до: Wadoryu Karatedo Renmei.

Полное название Вадо Кокусай: Wado Kokusai Karatedo Renmei, также известна как Wado International Karatedo Federation (WIKF).

Российская федерация Вадо-рю «Федерация Вадокай каратедо России» была создана в 1991 году Василием Юрьевичем Крайниковским, который возглавлял её до 2004 года, после чего уступил свой пост Константину Садовнику и возглавил Федерацию карате России.

Таким образом Хиронори Оцука создал и развил Вадо-рю. Его ученики создали сообщество Вадокай. Стилем карате изучаемым в Вадокай является Вадо-рю.

Основателем школы Вадо-рю в СССР (1979 год) стал Олег Кантемиров (род. 02.02.1951).

Вадо-рю каратэ

Вадо-рю является одной из пяти главных школ традиционного японского каратэ. Основателем данной дисциплины является Оцука Хиронори (годы жизни 1892-1982). Оцука Хиронори был обычным ребенком, каких в Японии в то время было тысячи. Его отец неплохо зарабатывал, так как связал свою жизнь с медициной, и у Хиронори было вполне счастливое детство.

Возможно, он избрал бы и другой путь, если бы не его дядя Эбаси Тёдзиро, который являлся потомственным самураем. Он много времени проводил с мальчиком и рассказывал ему истории из своей жизни, говорил о тренировках и тестах, которые проходят настоящие самураи, передавал сказания о подвигах героев давно ушедших дней. Все это буквально завораживало мальчика и он непременно решил стать таким же, совершить что-то великое и значимое. Разве он тогда мог предполагать, что у него это действительно получится?

Уже в шесть Хиронори впервые приступил к тренировкам и его выбор пал на дзю-дзюцу, так как этим искусством владел его отец, который хоть и являлся врачом, но был вполне подкованным человеком в плане боевых единоборств и видел, что его ребенок делает значительные успехи.

Вплоть до 13 лет отец лично тренировал Хиронори, но потом решил отвести его в школу, которой заведовал мастер Накаяма Нидзабуро. Именно этот человек впоследствии передал ему школу дзю-дзюцу основанную Синто Ёсин-рю, так как именно она является традиционной. Ученику открылись многие секреты, к примеру, знаменитые удары по болевым точкам (они называют атэми). Да и вообще, после изучения данного искусства в первоначальном виде он стал еще более закаленным.

После этого началась обычная жизнь, Хиронори учился в университете, на экономиста, а потом и работал в банке, так как в 1913 году умер его отец. Но он не прекращал занятия единоборствами и продолжал планомерно развивать свои техники. Занимаясь с лучшими мастерами (из-за работы тренировки часто приходилось проводить ночью), он совершенствовал свое тело и боевой дух, а также задумывался над идеей создания собственного вида каратэ.

Одним из самых важных нововведений Хироноги стали так называемые учебные поединки. В них присутствовали различные роли, которые помогали лучше понять и прочувствовать ту или иную ситуацию. Это стало настоящим прорывом.

Сейчас вадо-рю включает в себя более тысячи организаций, которые находятся по всему миру. Есть и общеяпонские чемпионаты, на которые каждый год съезжаются сотни мастеров со всей страны. Техники этого каратэ впоследствии были позаимствованы и другими единоборствами, а количество учеников постоянно растет.

Каратэ Вадо-Рю — обучающие материалы

отсука фунакоши демонстрация

Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии.

Вадо-Рю один из четырех крупнейших стилей каратэ. (Соответственно четыре основных стиля каратэ: Годзю Рю, Сётокан (Шотокан), Вадо Рю, Сито Рю — это так сказать основные классические стили каратэ (есть еще один стиль — Кёкусинкай -не только абсолютно ни в чем не уступающий основным стилям каратэ, но и более того находящийся в постоянном развитии и творческом поиске.) И на мой взгляд довольно любопытно узнать какие же обучающие материалы есть по данному стилю каратэ. (Я например с этим стилем познакомился давным-давно благодаря довольно неплохой книжке Роланда Хаберцетцера под названием «Искусство Каратэ»)

И собственно из-за того что стиль Вадо-Рю на самом деле не настолько популярен как Шотокан, не настолько «продвинутый» и суперсовременный как Кёкушинкай, и не настолько оригинален как Годзю-Рю — обучающих материалов в Сети на самом деле довольно мало — и соответственно и качества они на самом деле не очень высокого — можно сказать обыкновенное обучающее видео про каратэ. Просто для любителей стиля Вадо-Рю.

Итак обучающие материалы по Вадо-Рю Каратэ…

Обучающий фильм «Сущность Вадо-Рю Каратэ Татсую Судзуки» в четырех частях — по тридцать минут каждая) — кстати, наиболее полный фильм по технике Вадо-Рю. (Самое наверное интересное это показ всех оригинальных ката Вадо-Рю Каратэ — которые, как оказалось вообще нигде нельзя найти полностью — только в этом фильме. И все.)

«Сущность Вадо-Рю Каратэ Татсую Судзуки» часть первая

«Сущность Вадо-Рю Каратэ Татсую Судзуки» часть вторая

«Сущность Вадо-Рю Каратэ Татсую Судзуки» часть третья

«Сущность Вадо-Рю Каратэ Татсую Судзуки» часть четвертая

Еще один обучающий фильм Татсую Судзуки по Вадо-Рю Каратэ под названием: Кумите в Вадо-Рю Каратэ (по всей видимости из какой то серии фильмов под общим названием — Будо)

(Budo Attitude présente le maître Tatsuo Suzuki du karate Wado Ryu Oyho Kumité)

Обучающий фильм «Вадо-Рю Каратэ — Куниаки Сакагами»

Обучающий фильм по Вадо-Рю Каратэ сенсея Хиронори Отсуки

Семинар по Вадо-Рю Каратэ сэнсея Сугиуры в трех частях (по тридцать минут — каждая часть)

Семинар по Вадо-Рю Каратэ сэнсея Сугиуры часть первая.

Семинар по Вадо-Рю Каратэ сэнсея Сугиуры часть вторая

Семинар по Вадо-Рю Каратэ сэнсея Сугиуры часть третья

Обучающий фильм «Вадо-Рю Каратэ» — или скорее даже с документальным уклоном.

Обучающий семинар Сейджи Нишимуры «Вадо-Рю Каратэ. Техники кумите» в пяти частях.

Обучающий семинар Сейджи Нишимуры «Вадо-Рю Каратэ. Техники кумите» часть первая

Обучающий семинар Сейджи Нишимуры «Вадо-Рю Каратэ. Техники кумите» часть вторая

Обучающий семинар Сейджи Нишимуры «Вадо-Рю Каратэ. Техники кумите» часть третья

Обучающий семинар Сейджи Нишимуры «Вадо-Рю Каратэ. Техники кумите» часть четвертая

Обучающий семинар Сейджи Нишимуры «Вадо-Рю Каратэ. Техники кумите» часть пятая

Обучающий семинар Сейджи Нишимуры «Вадо-Рю Каратэ. Техники кумите» часть шестая

Обучающий фильм Ката Вадо-Рю (Ката Пинан)

Обучающий фильм Мастерские ката (по всей видимости стиля Вадо-Рю)

И наконец довольно интересное для каратэ видео — про ведение боя в партере в стиле Вадо-Рю. (это по всей видимости очень известный в кругах адептов Вадо-Рю мастер по имени Iain Abernethy (Ян Абернети) — которому по всей видимости не хватает техник традиционного Вадо-Рю Каратэ. И вот он как я понял и решил опробовать Вадо-Рю именно в партере. Такой довольно редкий в среде каратэ отход от традиций)

Обучающий фильм Karate grappling vol1 bunkai (Каратэ Грэпплинг — Бункай) — как-то помню книга попадалась по всей видимости именно этого мастера про захваты — вот там значит он пытается вывести способы захватов из различных ката каратэ. Просто забавная такая книжка которую все таки не стоит воспринимать всерьез — ну или в лучшем случае как пример слепого следования за авторитетом. (Такой вот на самом деле может быть гнет традиции — пытаться вывести способы захватов из комплексов формальных упражнений. )

И еще один фильм этого же мастера — Grappling (Борьба — или точнее бой в партере — по всей видимости так же в стиле Вадо-Рю.)

Вот собственно и все обучающие материалы по Каратэ Вадо-Рю.

P.S. Но опять же — зачем, в общем-то нужны все эти «обучающие материалы» про различным видам боевых искусств — на мой взгляд, это самый лучший способ познакомиться максимально близко с практически любым стилем . И на самом деле это и есть настоящее знакомство — знакомство с техникой и тактикой, с системой подготовки. с традициями стиля. (А вовсе не жизнеописание автора стиля, развитие этого стиля, знаменитые ученики и последователи — обычно начинают с этого при рассказах про определенный стиль боевого искусства. Но думаю что все-таки более эффективно начинать именно с знакомства с самой системой — в, так сказать, «чистом виде — без каких-либо побочных влияний и авторитетов.)

С другой стороны — ну где может самый обыкновенный человек познакомиться с «боевым творчеством» настоящих мастеров — и вот наступило время когда эта возможность есть практически у каждого человека — причем в просто таки в невероятных количествах, и в самом удобном для человека месте — в самое удобное время.

Карате-до. Стиль Вадо-рю.

Вадо-рю — один из четырёх основных стилей каратэ-до. Единственный из них, который можно обоснованно назвать японским каратэ. Стиль был зарегистрирован в 1939 г. Хиронори Оцукой (1892-1982). Мастер Оцука долгое время изучал дзю-дзюцу, а с 1922 г. каратэ Сётокан под руководством его основателя Фунакоси Гитина. Параллельно он стал учеником Мотобу Тёки, который, в отличие от Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы.

В 1952 г. Оцука опубликовал «правила Вадо-рю», регулирующие тренировочный процесс во всех додзё школы. 5 июня 1967 г. было изменено название школы. Она стала называться «Вадокай» — «Ассоциация Вадо».

Основной особенностью стиля Вадо-рю является концепция ведения боя, напоминающая принципы дзю-дзюцу. При взаимодействии с противником боец стремиться свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, для защиты, не принося при этом в жертву её эффективность. Поэтому в Вадо-рю предпочтение отдается не жестким блокам, а более мягким отводящим и протягивающим. Своеобразная техника блокирования сочетается с таи-сабаки — перемещениям корпуса и маневрам, уводящим бойца с линии атаки противника и при этом оставляющего возможность для быстрой контратаки. Широко применяется вращательное движение корпусом, выполняемое и при защите и для усиления атак. Ставка при этом делается в том числе на использование слабости позиции противника, выполняющего атакующее действие. Спарринг при этом изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений, провоцирующих противника на атаку и переход в невыгодную позицию.

По словам одного из ведущих мастеров Вадо-рю Нива Сюнъити, специфика этой школы «заключается в специфическом образе мышления, соответствующем японским словам «нагаси» (уклоняться) и «нору» (прилаживаться, входить в ритм)».

Смысл «нагаси» состоит в том, чтобы спокойно реагировать на действия противника, не противопоставляя силу силе, а уклоняясь и переходя к контратаке. Смысл же «нору» заключается в реагировании на удары атакующего противника синхронным с ним движением; в этом случае боец как бы участвует в процессе удара противника, входя в его ритм, что позволяет ему проводить контратаку без малейшей паузы. В целом идея Вадо-рю такова: обращать силу противника против него самого, обороняться, нападая.

Использование подобных принципов ведения боя требует от бойца высокой мобильности, поэтому в Вадо-рю практикуются более высокие и подвижные стойки, чем в других стилях. Вадо-рю также характеризуется наличием бросков, подсечек, приёмов болевого контроля, которые также были позаимствованы Оцукой из дзю-дзюцу. Захваты, подбивы и подсечки широко применяются в защите и при опережающих действиях (концепция «сен»).

Такая специфика наилучшим образом отвечает требованиям, которые сегодня предъявляет «бесконтактное» спортивное каратэ. Недаром из Вадокай вышло немало победителей всеяпонских и мировых чемпионатов. Большое внимание уделяется практике ката, но подлинным воплощением сути Вадо-рю считаются формы обусловленного поединка «оё кумитэ», которые насыщены уклонами и уходами.

Главный смысл тренировок в Вадо-Рю состоит не в отработке чисто технических приемов или принципов работы тела, а в развитии определенного образа мышления (мидзу-но-кокоро, му-син). Важно иметь живой разум, интуитивно реагирующий на окружающий мир в любой ситуации. Человек, практикующий стиль Вадо-рю обязан развивать внутреннюю уверенность и спокойствие, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть гуманным в отношениях с людьми. Оцука делал акцент прежде всего на духовности. Вадо-Рю — духовная дисциплина: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».

Хиронори Оцука был врачом по профессии, поэтому стиль Вадо-рю является наиболее приспособленным под естественные параметры человеческого тела, все технические действия учитывают анатомию и биомеханику, поэтому он также наименее травматичный стиль каратэ. Оцука отказался от жесткости и лаконичности стиля Фунакоси. Он также отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил.

Основу тренинга Вадо-Рю составляют изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различных форм обусловленного спарринга и свободного боя. Сам Оцука придавал большое значение обусловленному и полуобусловенному спаррингу. В частности, существует серия из десяти упражнений якусоку-кумитэ (буквально «обусловленный спарринг»). Они используются для развития навыков ухода корпусом и контратаки (как подготовка к свободному спаррингу). Овладевшие базовой техникой ударов, блоков и перемещений ученики участвуют в парном упражнении ойо-кумитэ, в ходе которого атакующий участник несколько раз повторяет атакующее действие, а защищающийся участник отрабатывает различные варианты защиты и контратаки.

В настоящее время Всеяпонская федерация каратэ-до Вадокай включает 1350 отделений в Японии и около 250 отделений за её пределами. В этих отделениях занимаются свыше 850 000 человек. Проводятся национальные, европейские и мировые чемпионаты.

Каратэ вадо рю: путь гармонии

Вадо рю – это стиль японского карате, основанный в 1939 году Хиронори Оцука. Он является одним из четырех основных стилей, наряду с шотокан, годзю рю и шито рю. По мнению основателя стиля Хиронори Оцука, основная задача ученика заключается не в совершенствовании технических действий, а в развитии разума.

Что такое вадо рю

Название стиля вадо рю состоит из трех частей: wa, do и ryu. Wa означает «гармония», do означает «путь», а ryu означает «школа» или «стиль». В некоторых интерпретациях wa переводится как «мир», однако в контексте названия этого стиля именно гармония представлена как нечто более эффективное, чем грубая сила. Гармония – это основа вадо рю.

Сущность вадо рю обусловлена его конечной целью, которая заключается в достижении спокойствия ума, развитие его способности реагировать на любую ситуацию. Изучение и совершенствование занимает целую жизнь и ведет к внутреннему покою ученика. По мнению самого Оцуки, насильственные действия можно понимать как боевые искусства, но истинный смысл боевых искусств — искать и достигать пути мира и гармонии.

История создания

Оцука-сэнсэй начал изучать боевые искусства в возрасте 6 лет. Сначала он занимался джиу-джитсу под руководством своего отца. В 13 лет он стал учеником в школе джиу-джитсу Шиндо Йошина Рю — стиля, в котором использовалась атеми (техника нанесения ударов), отличная от других стилей джиу-джитсу. Наряду с другими боевыми искусствами, шиндо йошин рю был одним из основных стилей, использованных сэнсэем Оцукой для создания вадо рю.

В 1922 году Оцука начал изучать карате под руководством Гичина Фунакоши, основателя карате шотокан. После многолетней учебы он считался лучшим учеником Фунакоши.

В этот период Оцука начал экспериментировать с различными способами ведения спаррингов и методами джиу-джитсу. Он хотел соединить методы джиу-джитсу Синдо Йошина с техникой карате Фунакоши, чтобы создать то, что, по его мнению, было наиболее полной боевой системой. Он также изучал и заимствовал идеи других представителей известных стилей карате, таких как Кенва Мабуни, основателя шито рю, и Чоки Мотобу, известного своей техникой найханчи ката и навыками уличного боя.

Отличие от других стилей

Одно из отличий японского каратэ вадо рю от многих других стилей связано с методами тренировки. Оцука не использовал макивары для укрепления ударных частей тела. Также в этом стиле отсутствуют жесткие блокирующие элементы спарринга. Последователи вадо рю учатся использовать тай сабаки (перемещения), чтобы избежать атаки, одновременно с этим располагая свое тело для эффективной контратаки.

Принцип ведения поединка в каратэ вадо рю заключается в минимальном расходе сил, использовании малой амплитуды движений для защиты без потери их эффективности. Высокая маневренность боя отличает его от других стилей карате.Такой способ ведения боя обуславливает необходимость использования более высоких и подвижных стоек. В технике японского каратэ вадо рю также используются броски, подсечки и болевые приемы. Различные финты и отвлекающие движения провоцируют противника на атакующие действия и помогают поставить его в невыгодную позицию.

Программа обучения

Техника каратэ вадо рю включает в себя три аспекта:

  • кихон — основы, базовая техника, которая нарабатывается без реального партнера;
  • кумитэ – спарринг, боевая сторона стиля;
  • ката – формализованные комплексы техник, самый важный аспект в данном виде боевого искусства, использующий основы и боевые действия в режиме обучения.

Вначале ученики изучают 5 ката Пинан: на начальном уровне это ката Нидан и Шодан, на промежуточном уровне преподают Сандан, Йондан и Годан.

На продвинутом уровне вводятся ката более высокого уровня, которые используют усложненную форму предыдущих ката: Кушанку, Найханчи и Бассай.

Ката каратэ вадо рю состоят из определенной серии движений, предназначенных для того, чтобы предоставить учащемуся инструмент для практического использования базовых методов карате и комбинаций этих методов путем повторения. Как и другие стили и школы каратэ, вадо рю также основан на использовании основных методов боевых искусств. Эти методы включают в себя удары руками и ногами, блоки и другие движения. Большинство школ карате обучают ката и регулярно повторяют их.

Первоначально в вадо-рю было 16 ката, но в 1945 году ката Супаримпеи было исключено из учебного плана. После Второй мировой войны осталось всего 9 ката, но в некоторых ассоциациях по-прежнему практикуют 15 ката, зарегистрированных в 1945 году.

Заглавная страница

Википедия — бесплатная энциклопедия в онлайн-режиме, которая доступна всем пользователям. Особенность интернет-ресурса в том, что все желающие могут создавать, а также редактировать статьи. Википедию можно назвать самым большим, универсальным справочником на просторах Интернета. Статус справочного сайта этот ресурс приобретал с 2001 года (со времени создания).

Проект wikipedia.green имеет одно важное преимущество. К каждой опубликованной статье есть качественное видео. Посетители нашего ресурса могут не только прочесть информацию, но и просмотреть видео-ролик. Для удобства пользователей создан поиск в правом верхнем углу. Чтобы редактировать или публиковать текстовый контент, нужно создать свою учетную запись.

Википедия — один из наиболее посещаемых сайтов. Информация из этого универсального справочника используется в научных исследованиях, на конференциях, в работе разных ведомств.

Первое сражение при Булл-Ран

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run ), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

«Хлеб» (укр. «Хліб» ) — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Ссылка на основную публикацию