Ушу — «внутренние» стили | Karate-krs.ru

Ушу — «внутренние» стили

Общество мягких боевых искусств

Внутренние стили ушу

Истоки боевого искусства

Восточные боевые искусства – это то, чем по праву гордятся наследники великих цивилизаций Древнего Востока. Одно из самых распространенных направлений – китайское ушу. Та парадоксальная популярность, которую получило это направление на Западе, объясняется многоплановостью учения. Настоящий воин ушу не только непревзойденный боец, никогда не теряющий концентрацию, но и философ, мировоззрение которого глубоко уходит корнями в культурную составляющую народа. Показательна здесь одна из базовых стоек ушу – стойка “мабу”, требующая от ученика не только физическую выносливость, но и стойкость духа.

На ушу можно смотреть по-разному. Для большинства западных людей это либо оздоровительная система, либо эффективное боевое искусство. Для китайцев же это не просто нечто прикладное и несущее практическую пользу, а скорее философия жизни, которая охватывает духовные, оздоровительные, медитативные, ритуальные и религиозные практики. Фактически, это образ жизни.

Охватить и классифицировать весь объем информации об учении может даже не каждый последователь. Чтобы было легче ориентироваться, гунфу разделяется на “внешние” и “внутренние” стили.

Внешние стили (вайцзя) ушу

Основная цель – это развитие физических качеств, таких как: выносливость, сила, быстрота реакции, ловкость. Эти стили можно узнать по резким переходам из стойки в стойку и быстрым ударам. Многие мастера внутренних стилей находят агрессивную технику слишком прямолинейной и несколько предсказуемой. Это, скорее, объективно-прикладная техника боя.

Внутренние стили ушу

К ним относятся:

Это наиболее трудные для освоения техники, требующие от последователей умения расслабляться, оставаясь при этом сконцентрированным. Обучение данным направлениям происходит в несколько ступеней:

  1. Отработка базовых движений и стоек
  2. Освоение связующих позиций
  3. Переход к осознанию субъектом внутренних мотивов и смыслов внешних движений

Главное здесь – целостность тела и духа, т.е. гармоничное взаимодействие психической энергии по физической оболочке. Непрерывное и плавное перетекание из одной стойки в другую напоминает нанизывание жемчужин на шелковую нить. Эти три разновидности нацелены на оздоровление и гармонизацию жизненных процессов, а после освоения этих практик, научиться применять жесткие стили не составит труда, так как суть не меняется.

Общество мягких боевых искусств покажет верное направление и поможет своим ученикам стать действительно мастерами.

Наши контакты:

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Шейкмана 57, 2 этаж

Телефон: +7 (929) 216-12-20

Внутренние стили ушу

Ушу — «внутренние» стили

Прежде чем мы займемся различиями между внутренними и внешними стилями, вам следует уяснить одну важную вещь: все китайские стили, как внутренние, так и внешние, происходят из одного корня. Если стиль не происходит от этого корня, то это не китайский боевой стиль. Корнем же является сама китайская культура.

По всему миру различные цивилизации создали много разных искусств, и каждое искусство основывается на культуре соответствующей цивилизации. Поэтому, о каком бы стиле ни зашла речь, если он был создан в Китае, то он должен содержать в себе сущность китайского искусства, традиционный китайский дух и знание традиционных боевых техник, которые передавались из поколения в поколение тысячелетиями.

Старые мастера боевых искусств, анализируя свой опыт, осознали, что в бою есть три фактора, которые в целом определяют победителя. Это скорость, сила и техника. Из них скорость – важнее всех.

Действительно, если вы двигаетесь быстрее, то сможете поразить жизненно важные точки противника и уйти на безопасную дистанцию, пока он не успеет поразить вас. Даже если у вас мало силы и вы знаете очень мало приемов, у вас все равно будут неплохие шансы причинить противнику немало неприятностей.

Если скорость у вас уже есть, значит, вам нужна сила!

Даже сели вы обладаете хорошей скоростью и техникой, без силы ваши атака и защита не будут максимально эффективными. Случалось, что люди без всякой боевой подготовки, но обладающие большой мышечной силой, побеждали опытных мастеров боевых искусств, чья сила была недостаточной. Наконец, если у вас есть и хорошая скорость, и сила, если вы можете хорошо овладеть техникой и выработаете здоровую стратегию – нет сомнения, что победа будет за вами!

Итак, в китайских ушу три важнейших занятия – это наращивание скорости, накопление силы и изучение техник. Собственно говоря, скорость и сила считаются основой эффективности во всех стилях китайских боевых искусств.

Более того, какие бы техники ни создавались в каждом конкретном стиле, они все должны следовать определенным базовым принципам и правилам. Например, наступательные и оборонительные техники должны эффективно защищать жизненно важные зоны тела такие, как глаза, горло, пах. Когда вы атакуете, вы должны иметь возможность достать до жизненно важных зон противника, не раскрывая своих собственных.

То же можно сказать о выработке скорости и силы. Хотя каждая школа старались держать свои методы в секрете, все они следуют одним и тем же общим правилам. Например, развитие мышечной силы не должно происходить за счет скорости, а увеличение скорости не должно снижать мышечной силы.

И силе, и скорости нужно уделять одинаковое внимание. Наконец, тренировочные методы, которые вы используете или разрабатываете заново, должны соответствовать техникам, характеризующим именно ваш стиль. Так, в стилях Орла и Журавля особенно важны скорость и сила хватания, и на них нужно делать особый упор.

В мире китайских боевых искусств принято считать, что до династии Лян (540 г.) воины не применяли ци для увеличения скорости и силы. После династии Лян воины осознали ценность работы с ци, и она стала одним из главных направлений тренировки почти во всех стилях. Таким образом, в истории боевых искусств четко выделяются две эры, а перелом произошел при династии Лян, когда в Китае проповедовал Да Мо (Да Мо – китаизированное имя Бодхидхармы, первого патриарха китайской буддийской школы чань).

Обычно считается, что, хотя теория ци давно уже разрабатывалась и широко применялась на практике китайской медицины, до Да Мо принципы этой теории не использовались в боевых искусствах. Скорость и силу воины развивали посредством постоянной тренировки. Хотя такая тренировка и требовала концентрации сознания, она не обеспечивала следующего шага и не связывала сознание с ци. Воины сосредоточивались исключительно на внешних показателях мышечной силы. Вот почему стили, появившиеся в те времена, классифицируются как “внешние” стили.

Но как-то лянский император У пригласил индийского монаха Да Мо в Китай, чтобы тот проповедовал буддизм.

Некоторые положения буддийской философии Да Мо не понравились императору , и монах удалился за Желтую реку, в Шаолиньский храм. Там многие монахи были так слабы, что засыпали во время его проповедей. Тогда Да Мо занялся медитацией, чтобы понять, как можно помочь этим монахам.

После девяти лет уединенной медитации он написал два трактата, ставших классическими: Ицзинь-цзин (“Трактат об изменении мышц и сухожилий”) и Сисуй-цзин (“Трактат о промывании костного мозга”). После смерти Да Мо шаолиньские монахи продолжали практиковать его методы, особенно ицзинь-цзин, для укрепления своего тела и духа. Вскоре они заметили, что тренировки делают их не только бодрее и здоровее, но и физически сильнее. В те времена даже монахам нужно было знать боевые искусства, чтобы уметь защитить себя от бандитов.

Когда шаолиньцы применили методику Да Мо к своим традиционным приемам самозащиты, получилась очень эффективная боевая система. По мере распространения тренировочной системы Да Мо за пределы Шаолиньского монастыря развивались все новые формы боевого цигуна.

Ицзинь-цзин первоначально вовсе не предназначался для боевого применения. И все же ученики, занимавшиеся боевым цигуном, основанном на ицзинь-цзине, могли значительно наращивать свою силу, и со временем она стала обязательным предметом изучения в Шаолиньском храме. Это нововведение оказало революционное воздействие на китайские боевые искусства и привело к основанию целых систем внутреннего развития человека, основанных на тренировке ци.

Со временем было создано несколько боевых стилей, которые делали упор на мягкость, а не на жесткое мускулистое тело (идеал шаолиньских монахов). Эти новые стили исходили из того, что, поскольку ци (внутренняя энергия) является корнем и основой физической силы, воин прежде всего должен взращивать этот внутренний корень. Согласно этой теории, когда ци обильна и полна, она может энергетизировать физическое тело, вывести его на более высокий энергетический уровень, а тогда и сила может проявляться более эффективно. Чтобы ци накапливалась и плавно циркулировала, тело должно быть расслабленным, а ум – сосредоточенным.

Мы знаем по крайней мере два внутренних стиля, созданных в описанный период (550-600 гг.): хоутянь-фа (“Посленебесные техники”) и сяоцзютянь (“Малые Девять Небес”). Согласно некоторым документам, эти два стиля были источниками тайцзи-цюаня, заслуга создания которого приписывается Чжан Саньфэну, жившему в конце династии Сунн около 1200 г.

Подведем итог: все множество боевых искусств делится на внешние и внутренние стили. В то время как внешние стили делают упор на отработку техники и укрепление физического тела посредством того или иного вида боевого цигуна, внутренние стили делают ставку на накопление ци в теле. Фактически, во всех стилях, как внешних, так и внутренних, имеется боевая цигун-тренировка. Во внешних стилях воины сначала тренируют физическое тело посредством жесткого цигуна, постепенно становятся мягкими и занимаются мягким цигуном.

Во внутренних стилях сначала осваивается мягкий цигун, а потом накопленная ци используется в физических техниках.

Есть такое изречение: “внешние стили идут от твердого к мягкому, а внутренние – от мягкого к твердому. Пути разные, но конечная цель – одна и та же”. И еще говорят : “Во внешних стилях на первом месте ли (мышечная сила), а на втором – ци, а во внутренних наоборот – сначала ци, а затем ли”.

Часто о том, относится ли стиль к внутренним или внешним, судят по тому, как в нем проявляется цзинь. Цзинь определяют как “ли и ци”. Цзинь имеет отношение к тому, насколько ци энергетизирует мышцы и как это проявляется вовне в виде силы. Мастера ушу говорят : “Внутренние стили мягки, как кнут, жестко-мягкие стили (полувнешние, полувнутренние) подобны лозе, а внешние – подобны твердой палке”.

Обязательно поделитесь этой статьей со своими друзьями в социальных сетях!

Традиционное ушу

среда, 30 июня 2010 г.

Внутренние стили ушу


Внутренние стили (нейцзя) отличаются мягкими, постепенными методами обучения. Поначалу они не вполне ясны для занимающихся – недаром они ассоциируются с изменчивым, женским Инь:)

Там, где последователи внешних стилей достигают результатов предельным усилием и жёсткостью, практикующий внутренние стили решит дело расслабленностью и мягкостью. Вместо блока уклонится, вместо сильного удара добавит совсем чуть-чуть, но в нужный момент – так, что противнику мало не покажется. Заимствование чужого усилия – один из основных принципов внутренних стилей.

Проведём умозрительный эксперимент: отправим двух учеников равных способностей в школы внешнего и внутреннего ушу соответственно. Пусть они занимаются там с одинаковым усердием, тратят примерно одинаковое время на тренировки и постигают хитрости своего искусства.

Тогда, если через пару лет они встретятся в поединке, то скорее всего победит тот, кто практикует внешний стиль: ему будет достаточно нанести пару крепких ударов, чтобы противник оказался в нокауте.

Теперь отложим «матч-реванш», скажем, на 10 лет. Примерно такое время согласно старой китайской поговорке нужно для удовлетворительного освоения внутреннего стиля.
Когда они встретятся опять, один станет ещё более поджарым и мускулистым, а у другого будет прямая как палка спина и сильные, узловатые пальцы:)

Лёгкой победы бойцу внешнего стиля уже не дождаться: его удары раз за разом проваливаются в пустоту, противник всё время уходит из поля зрения и отвечает весьма чувствительными затрещинами – и наконец решающим ударом (конечно, с мощным выбросом ци)) валит соперника с ног.

Бедняге остаётся либо вернуться к себе в школу и ужесточить тренировки, либо подумать над тем, чтобы поучиться какому-нибудь другому стилю. В дальней перспективе внутренние стили эффективнее.

Техники внутренних школ отличаются плавными, замедленными движениями. Практикующие будто движутся в воде, преодолевая невидимое сопротивление. Расслабленностью и мягкостью проникнуто каждое движение, во всех стойках достигается предельное равновесие. Никаких кулаков, молотящих воздух, стремительных, прямолинейных перемещений – скорее уж движение по спирали или по кругу.

Практика внутренних стилей направлена в первую очередь на управление потоками энергии (ци) в своём теле. Адепты внутренних стилей одеваются в просторную одежду и не затягивают себя поясами.

Самый популярный в мире внутренний стиль – тайцзи цюань . Также широкую известность получили багуа чжан и синъи цюань .

В нашей школе практикуют как внешние стили (ланьшань цюань), так и внутренние (тайцзи и багуа). Кто-то умудряется заниматься и тем и другим – выходит 5 тренировок в неделю, но, по-моему, это уже перебор.

Есть и приверженцы только внутренних стилей, которых ни за какие коврижки не заманишь на «жесть» внешнего стиля. В основном это миролюбивые люди – женщины, мужчины средних лет – те, кому не хочется «мордобоя».

Я хожу только на ланьшань, но однажды из любопытства побывал и на тренировке тайцзи. Она очень отличалась от всего, что я прежде видел в ушу. Не было больших физических нагрузок и вообще какого-либо напряга. Наоборот, нужно было расслабиться. Всё делалось не спеша и подолгу. Ощущение после тренировки осталось странное, но спокойное – должно быть, это и был тот самый «благотворный эффект», о котором говорят, когда рассказывают о занятиях тайцзи цюань. Польза таких тренировок для здоровья и обретения душевного равновесия очень большая.

Внутренние стили подойдут всем – людям любого возраста, пола, телосложения, разных физических возможностей. Практиковать то же тайцзи можно до глубокой старости – это укрепит здоровье, повысит энергию, позволит полноценно наслаждаться жизнью. Но люди, которые приходят на внутренний стиль как на боевое искусство типа карате, конечно, скоро разочаруются – это совсем не то, что им нужно.

Наиболее ярко внутренний стиль можно представить таким образом: древний старец, совершающий медленные, гармоничные движения на закате – вот обычная «картинка» внутренних стилей. Ну, или как-нибудь так:

Ушу — «внутренние» стили

УШУ 武術 , (упрощ. ) — китайское слово состоит из двух иероглифов У и Шу, и традиционно переводится как «Воинское Искусство». Общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае.

Считается, что существует отдельная группа стилей, которые отличает сложная философская база, опирающаяся на неоконфуцианскую концепцию развертывания Великого предела (тайцзи), принципы традиционной натурфилософии (усин — пять первостихий) и некоторые даосские каноны. Это так называемые «внутренние» стили Ушу – Нейцзяцюань (Тайцзицюань, Багуачжан, Синъицюань). Они противопоставляются «внешним» тем, что якобы «внутренние» стили базируются на искусстве управления внутренней энергией ци, а «внешние» основаны на жестких методах ведения боя, использовании силового атакующего воздействия на противника, то есть физической, мускульной силы. В то же время известно, что такие внутренние стили как синъицюань или чэнь тайцзицюань базируются на резких прямолинейных движениях, требующих жесткого выброса силы, а мастера внешнего стиля шаолиньцюань значительную часть своих тренировок посвящали совершенствованию способов регуляции ци в организме и могли без всяких мускульных усилий легким толчком опрокинуть соперника.

«Впервые термин «нэйцзяцюань» — «кулак внутренней семьи» – упоминается в «Эпитафии на могильном камне Ван Чжэннаня», датируемой 1699 годом. Однако речь там идет вовсе не о тайцзицюань, синъицюань и багуачжан (кстати, багуачжан тогда и не существовало), а о конкретном стиле с названием «нэйцзяцюань», к настоящему времени исчезнувшем.

Впервые обобщение трех упомянутых стилей под единым термином «нэйцзяцюань» возникло на рубеже XIX-XX веков, когда мастер синъицюань Сунь Лутан с несколькими другими пекинскими мастерами, побратавшись, открыли зал боевых искусств, где стали преподавать тайцзи, синъи и багуа. Зал этот был назван «Зал стилей внутренней семьи». Изначально там собрались мастера четырех стилей, решивших объединить свои знания в единый стиль, но потом мастер северо-восточного тунбэйцюань Чжан Цэ поссорился с Сунь Лутаном и покинул эту компанию, и остались там мастера только трех стилей. Невежественные люди начали называть преподававшиеся там стили «внутренними». Книги Сунь Лутана, где он говорил о том, что суть у тайцзицюань, багуачжан и синъицюань на самом деле одна (как и у всех прочих стилей) лишь усугубили это недопонимание: люди стали говорить, что, якобы, Сунь Лутан утверждал, что эти стили ЯВЛЯЮТСЯ ВНУТРЕННИМИ. При этом обычно утверждающие это, как правило, сами Сунь Лутана не читали, ибо в одной из своих самых знаменитых статей, написанных в 1929 году Сунь Лутан первую четверть статьи посвятил тому, чтобы заклеймить позором тех, кто пытается делить стили ушу на «внутренние» и «внешние», а остальные три четверти рассказывает про свою беседу со старым мастером Сун Шижуном, который высказывал точно такие же мысли, и о том, что «внутренними» и «внешними» бывают не стили, а методы наработки мастерства, и что в любом стиле могут быть как «внутренние», так и «внешние» методы».

Молниеносность бойцов внутренних стилей ушу

Молниеносность бойцов внутренних стилей ушу

Самооборона и традиционные боевые техники в Челябинске. Индивидуальный подход. Не спорт. Ваш инструктор : Азамат Чинасов. +7-(919)-114-18-27 О школе

Мастер внутреннего стиля ушу

Начало статьи тут, вторая часть здесь, а это уже третья часть..

Разумеется, существует масса приверженцев принципиально иных способов передвижения, но если присмотреться к представителям самых древних, практичных и уважаемых школ, то окажется, что за несущественными внешними особенностями кроется та же самая чудесная вышеописанная схема. В рафинированном виде данную технику шага мы наблюдаем во всех «внутренних» стилях ушу, особенно в тайцзи-цюань, что само по себе говорит в пользу её достоверности. Перемещаясь подобным образом, адепт внутреннего стиля ушу оказывается на нужном месте еще до того, как наступает осознание этого факта противником, в полном соответствии с древним афоризмом:

Прежде, чем сделать первый шаг, ты уже у цели.

Прежде, чем открыть рот, ты уже все сказал.

Индивидуальные тренировки. Только рабочие, рациональные и реалистичные техники. Не спорт. Стань бойцом и начни гордиться собой! Начать тренировки.

Возможно, описание выглядит на бумаге слишком длинным, но это обычная история. То, что практически укладывается в десяток секунд, не умещается порой и в страницу убористого текста. Например, когда мы изучаем фитнес дома упражнения поначалу кажутся нам сложными, трудновыполнимыми. А после — привыкаем и всё начинает получаться. Так же и реальное применение техники «пустого шага» чрезвычайно просто, приятно и молниеносно, вы поистине движетесь, будто гонимые ветром струи тумана. Внутренние стили ушу всегда стремились к простоте через сложное, но эффективное.

Точки входа-выхода энергетики

Существует некий принципиальный момент, соблюдать который надлежит неукоснительно и ежесекундно. Речь идет о точке приложения внимания, о том, как мы осознаем (если вообще осознаем) свои ноги, точнее, ступни. Только зеленые новички да великие мастера могут позволить себе роскошь не уделять часть внимания ногам. Для первых это еще пустой звук и никчемные мелочи, для вторых — естественным образом пройденный этап, растаявший извне и ушедший вглубь. При этом фиксация есть, но она не видна и машинальна, словно дыхание, с каковым, кстати, происходит точно такая же эволюция. Говоря о фиксации, не следует понимать её как некую привязку текучего и живого разума к чему бы то ни было. О ступнях достаточно помнить, знать, что они есть, и ощущать их как часть тела, но не вообще, а как бы одной точкой. Я впервые столкнулся с этим вплотную, когда изучал внутренний стиль ушу – синьицюань (самые основы). Эти точки, именуемые Юнь-цюань, располагаются в центре подошвы, чуть ближе к пальцам, примерно на одной трети длины стопы. Они соответствуют ладонным точкам Лao-гун, являясь вместе с ними четырьмя из пяти «ворот», через которые возможен забор и вынос энергии. Пятые «ворота» — лицо (в целом).

Когда ступня прилегает к земле всей поверхностью, то мы должны ощущать этот контакт через точки Юнь-цюань. Если форма шага предполагает поднятую пятку, носок или всю ногу, то такой контакт сохраняется в нашем воображении, а значит, он реально существует. Как общее положение тела в пространстве мы обязаны осознавать исключительно как положение «точки», тандэна, так и ступни мы осознаем описанным образом.

Между тем любые толчки, передающие энергию земли в противника посредством нашего тела, должны осуществляться пяткой и только пяткой. Излюбленная и трудновыводимая ошибка всех новичков — постановка толкающей ноги на носок и отрыв пятки, что создает в итоге слабое звено в жесткой механической цепочке передачи усилия. Отрывая пятку, мы просто подрессориваем ногу, получая упругую подвижную связку, не способную к полной передаче толчка от земли к противнику. Продолжение следует…

Стили ушу. Внешний и внутренний стиль.

Китайцы в любом деле выделяют две стороны Янь (активность, явность) и Инь (пассивность, скрытость). Не обошла эта традиция и боевое искусство ушу, в котором тоже есть разделение на «внутренние» и «внешние» стили.

Под «внешним» стилем ушу подразумевается подчеркнутая воинственность и динамичность техники исполнения приемов. Также, понятие «внешний» стиль ушу относится к более жесткому виду внутреннего усилия и к методам развития физической силы, скорости, выносливости и т.п.

Во внутренних стилях китайского ушу упор делается не на физическую мощь бойца, а на внутреннюю концентрацию и силу воли. К внутренним стилям почти всегда относят тайцзицюань, багуачжан и синъицюань, а к «внешним» — все остальные.

Внешние стили ушу разделяют на «длинный кулак» и «короткий кулак», что означает стили, которые ведутся на дальней и ближней дистанции соответственно.

Почитатели «внутренних» школ часто негативно отзывались об «внешних» стилях ушу, утверждая, что их техника груба, «прямолинейна», а все искусство боя сводится к изучению разнообразных приемов.

Читайте также: Ушу для начинающих

Да, нельзя отрицать тот факт, что внешние стили довольно часто используют очевидные способы боя – сильные удары руками и ногами, броски, заломы. В период обучения, ученики закаляют своё тело набивками и прорабатывают особое усилие Цзин (выброс «грубой» энергии) с помощью жёсткого цигуна. И да, действительно, многие школы «внешнего» стиля ушу занимались в частности лишь обучением рукопашному бою и бою с разными видами традиционного оружия. Не смотря на то, что главной целью таких заведений было, как можно быстрее обучить людей несложным боевым техникам и простым способам улучшения физических силы, этот стиль ушу нельзя упрекнуть в «поверхностности».

Среди школ «внешних» стилей ушу чаще всего выделяют два главных направления: Бэй Пай (Север) и Нань Пай (Юг). Отличаются они тем, что техники приемов рассчитаны на различные телосложения учеников.

Что касается внутренних стилей, то тут методы обретения мастерства более мягкие и естественные, однако ввиду их не явности, они могут оказаться сложными для освоения новичкам. Обычно положительных результаты становятся ощутимым через несколько лет усиленной практики.

Основной формой тренировки во внутренних стилях ушу является столбовое стояние (чжуангун). Без нее прогресс идет крайне медленно: знание приемов и техник не дает существенного превосходства над противником.

Одним из популярных видов внутренних стилей ушу является метод Шаолиня, который требует огромных волевых и физических затрат, но является более понятным и ясным в ощущениях, а также дает сравнительно быстрый эффект в освоении боевому мастерству.

Как и во внутренних стилях ушу, так и во внешних используется метод «заимствования чужого усилия», т.е. умение направить силу противника против него. Овладение этой техникой считается признаком настоящего мастерства.

Каждый стиль любого направления хорош по своему и предоставляет всем возможность мастерски овладеть тем или иным боевым искусством. Но никто не подскажет вам, какой из них лучше. Выбор только за вами.

«Внутренние» стили — Нейцзяцюань

УШУ 武術, (упрощ. ) — китайское слово состоит из двух иероглифов У и Шу, и традиционно переводится как «Воинское Искусство». Общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае.

Считается, что существует отдельная группа стилей, которые отличает сложная философская база, опирающаяся на неоконфуцианскую концепцию развертывания Великого предела (тайцзи), принципы традиционной натурфилософии (усин — пять первостихий) и некоторые даосские каноны. Это так называемые «внутренние» стили Ушу – Нейцзяцюань (Тайцзицюань, Багуачжан, Синъицюань). Они противопоставляются «внешним» тем, что якобы «внутренние» стили базируются на искусстве управления внутренней энергией ци, а «внешние» основаны на жестких методах ведения боя, использовании силового атакующего воздействия на противника, то есть физической, мускульной силы. В то же время известно, что такие внутренние стили как синъицюань или чэнь тайцзицюань базируются на резких прямолинейных движениях, требующих жесткого выброса силы, а мастера внешнего стиля шаолиньцюань значительную часть своих тренировок посвящали совершенствованию способов регуляции ци в организме и могли без всяких мускульных усилий легким толчком опрокинуть соперника.

«Впервые термин «нэйцзяцюань» — «кулак внутренней семьи» – упоминается в «Эпитафии на могильном камне Ван Чжэннаня», датируемой 1699 годом. Однако речь там идет вовсе не о тайцзицюань, синъицюань и багуачжан (кстати, багуачжан тогда и не существовало), а о конкретном стиле с названием «нэйцзяцюань», к настоящему времени исчезнувшем.

Впервые обобщение трех упомянутых стилей под единым термином «нэйцзяцюань» возникло на рубеже XIX-XX веков, когда мастер синъицюань Сунь Лутан с несколькими другими пекинскими мастерами, побратавшись, открыли зал боевых искусств, где стали преподавать тайцзи, синъи и багуа. Зал этот был назван «Зал стилей внутренней семьи». Изначально там собрались мастера четырех стилей, решивших объединить свои знания в единый стиль, но потом мастер северо-восточного тунбэйцюань Чжан Цэ поссорился с Сунь Лутаном и покинул эту компанию, и остались там мастера только трех стилей. Невежественные люди начали называть преподававшиеся там стили «внутренними». Книги Сунь Лутана, где он говорил о том, что суть у тайцзицюань, багуачжан и синъицюань на самом деле одна (как и у всех прочих стилей) лишь усугубили это недопонимание: люди стали говорить, что, якобы, Сунь Лутан утверждал, что эти стили ЯВЛЯЮТСЯ ВНУТРЕННИМИ. При этом обычно утверждающие это, как правило, сами Сунь Лутана не читали, ибо в одной из своих самых знаменитых статей, написанных в 1929 году Сунь Лутан первую четверть статьи посвятил тому, чтобы заклеймить позором тех, кто пытается делить стили ушу на «внутренние» и «внешние», а остальные три четверти рассказывает про свою беседу со старым мастером Сун Шижуном, который высказывал точно такие же мысли, и о том, что «внутренними» и «внешними» бывают не стили, а методы наработки мастерства, и что в любом стиле могут быть как «внутренние», так и «внешние» методы».

Ушу — «внутренние» стили

Ушу сегодня — это и особое философское учение, и способ реализации внутренних ресурсов человека, и средство самозащиты, и оздоровительная система упражнений, и современная спортивная система. Во все времена ушу воспринималось как «чудесное и утонченное», как «сокровенное искусство», где помимо изучения чисто технических действий, рассматривались и вопросы этики, житейской философии, логики, способы общения с людьми, принципы поведения как в экстремальной ситуации, так и в обычных условиях. Известный китайский мастер ХVIIIв. Чан Найчжоу считал, что ушу начинается с воспитания души, а мастер Хо Юаньцзя в XXв., говорил: ”Следуя путем ушу, прежде воспитывай характер и искренность души, очищай сознание и пестуй добродетель, и лишь затем изучай приемы.”

Во всех школах ушу одним из основных методов обучения является разучивание формальных упражнений, сгруппированных в строгой последовательности, по нарастанию сложности элементов. Эти комплексы упражнений таолу основаны на незыблемых принципах ушу: чередование мягкости и жесткости, расслабления и напряжения, концентрации, быстроты и замедления. Старые мастера учат: «Человек выполняет таолу — таолу делает человека». Таолу формирует состояние готовности тела и духа к борьбе, регулирует психическую деятельность, снимает стрессы, мобилизует волю. При их выполнении улучшается координация движений, прорабатывается каждый мускул, обновляется запас энергии в организме. Таолу — сконцентрированный сгусток обширного, неисчерпаемого знания ушу, которое дано постигнуть каждому, кто не пожалеет сил и времени.

Занятие «внутренними» стилями, к которым относят Тайцзицюань, Синьицюань и Багуачжан, требует тонкого чувствования их глубинной сущности. Поэтому обучение обычно разбивается на 3 этапа. Первый этап — это освоение базовых принципов позиций, второй — обучение взаимосочетание движений, овладение общими особенностями движений и их закономерностями. Третий этап открывает путь к внутреннему пониманию этих стилей. Учителя говорили, что этот этап означает «переход от разучивания приемов к постепенному пониманию и чувствованию силы».
Не случайно трактат «Рассуждения о Тайцзицюань» сравнивает стиль с «широко разлившейся в своем течении рекой». Между движениями не должно быть ни малейшей остановки, одно движение должно проистекать из другого. При этом все движения носят законченный характер и подобны накатывающейся и откатывающейся волне, сполна отдающей свою всесокрушающую мощь. «Движения-как будто бусинки на единой нити» -говорит пословица в «Тайцзицюань».

Целостность — это, пожалуй, ключевое слово «внутренних» стилей. Здесь и целостность движений, и целостность мысли и полнота усилия. Целостность усилия зависит от непрерывности движений, их координации между собой, сочетания дуги и прямой, а также от правильности позиций тела.
Сегодня Тайцзицюань занимаются миллионы людей по всему миру, и количество их постоянно растет. Занятия ведут к укреплению физического и психического здоровья, поднятию иммунитета и увеличению продолжительности жизни. Идеалом учения Тайцзицюань было и остается гармоничное развитие тела, духа и разума человека.

Автор — Леонид Борисов

В этом разделе Вы можете ознакомиться с богатой историей нашей команды — Одесской федерации ушу.

Внешние и внутренние школы ушу

Характерная для Китая тенденция выделять во всех вещах и явлениях две стороны – Янскую (активную, явную) и Иньскую (пассивную, скрытую) – отразилась и в традиционном делении стилей на «внешние» и «внутренние».

«Внешние» стили (Вайцзя) ассоциируются со светлым мужским началом Ян, а «внутренние» стили (Нейцзя) – с темным женственным Инь. Согласно этой же теории, каждое качество, достигая своего предельного состояния, зарождает противоположное. Так, через «мягкость» «внутренних» стилей достигают огромной силы и динамичности, а через «жесткие» методы «внешних» стилей приходят к «мягкости». Кроме того, каждая школа Ушу строится на определенном соотношении твердого и мягкого, явного и скрытого, активного и пассивного.

Традиционно в Китае понятие «внешний» не содержит в себе никакой негативной оценки. Под «внешним» имеется ввиду подчеркнутая воинственность и динамичность техники. Кроме того, понятие «внешнее» относится к относительно более жесткому виду внутреннего усилия Цзин, а также к методам развития физической силы, скорости, выносливости и т. п. Группа стилей Вайцзя является гораздо более многочисленной и разнообразной, чем группа стилей Нейцзя. Иногда стили Вайцзя называют также Шаолиньскими стилями в честь легендарного Чань-буддийского монастыря Шаолиньсы, который более полутора тысячи лет славился в Поднебесной своими монахами-бойцами.

Представители «внутренних» школ нередко критиковали «шаолиньцев» за то, что их сила груба и поверхностна, техники «прямолинейны», а все искусство сводится к изучению различных приемов. Действительно, некоторые школы «внешнего» Ушу в народной и военной среде были всего лишь нехитрыми системами рукопашного боя и боя с различным традиционным оружием. Основной задачей таких школ было как можно скорее обучить людей элементарным боевым техникам и достаточно простым способам увеличения их физических возможностей. Однако традиционные школы, развивавшиеся и выжившие в довольно жесткой конкуренции, школы монастырские и семейные (клановые) нельзя упрекнуть в «поверхностности».

Многолетние программы обучения в таких школах предусматривали множество сложнейших методов внутренней работы Нейгун, как жестких, так и мягких систем Цигун. Не говоря уже об основной практике буддийских и, в особенности, чаньских монахов – медитации, опыт которой мог иметь решающее значение в подготовке искусного бойца.

Так же неоднозначно обстоит дело с известным принципом «заимствования чужого усилия», то есть искусством использовать усилие атакующего против него же самого при минимальном приложении собственной силы. Этот принцип, ставший главнейшим во «внутренних» стилях Ушу, отнюдь не чужд традиционным «внешним» стилям. Именно умение использовать чужую силу и считалось признаком настоящего мастерства (гунфу) абсолютно во всех стилях Ушу.

Методы обретения мастерства во «внутренних» стилях более мягкие и естественные, однако ввиду их неявного характера они могут быть очень сложны и расплывчаты для начинающих. Явные, ощутимые результаты обычно достигаются только через несколько лет постоянной практики, а полное освоение мастерства требует десятилетий.

Методы Шаолиня, суровые, требующие больших волевых и физических затрат, более понятны и ясны в ощущениях и дают сравнительно быстрый эффект в боевом мастерстве.

Известно, что подавляющее число знаменитых мастеров «внутренних» стилей Ушу в юности прошли серьезную подготовку в традиционных «внешних» стилях.

Ушу — китайские стили боевых искусств

Быть упорным и не утратить основы —
быть гибким и обновлять стиль

Ушу — собирательное название для различных видов и стилей боевого искусства Китая. Слово это так и переводится с китайского — боевое искусство. (Иногда как синоним употребляют термин кун-фу — его перевод мы дали в начале книги.)

Различают внутренние и внешние стили ушу.

К внутренним стилям относят па-куа (багуацюань), синьицюань, тайцзицюань и некоторые другие стили. Внутренние стили ушу характерны тем, что тренировочные движения, особенно на первых порах, проводятся в плавной мягкой форме. Стороннему наблюдателю бывает даже трудно понять, что перед ним боевое искусство. Считается, что во внутренних стилях для поражения противника используется, прежде всего, не мускульная физическая сила, а внутренняя энергия ци (япон. ки). Правда, и представители внешних стилей утверждают, что мускульная энергия их боевых приемов — это лишь половина дела, а для победы необходимо уметь высвобождать ту же внутреннюю энергию. Различия, скорее, заложены в подходе, в подведении ученика к достижению цели. В одном случае с самого начала делают акцент на мягкости и работе с внутренней энергией ци. В другом — наоборот, на жесткости, постепенно подводя ученика к умению высвобождать внутреннюю энергию. Но в обоих случаях цель — сформировать способности эффективно поразить противника.

Итак, для внешних стилей характерны резкие, энергичные движения, часто с большой амплитудой. Внешних стилей — великое множество. Среди них есть такие, которые больше похожи на карате или, скажем, на вьетводао, чем друг на друга. И действительно, базу арсенала ушу составляют многочисленные удары руками, ногами и блоки. Кроме того, в зависимости от школы, в разной мере, здесь представлены и «борцовские» приемы: броски, захваты, заломы, «замки» и способы освобождения от них. Некоторые специалисты считают, что эти приемы послужили основой для создания дзюдзюцу. Наконец, в ушу есть специальный раздел, связанный с владением холодным оружием.

Может быть, самым известным из внешних стилей является стиль шаолинь-сы. Полное название его шаолинь-сы цуань-шу (искусство кулачного боя монастыря маленького леса). Шаолинь-сы дал начало другим, не китайским, стилям, и само слово «Шаолинь» входит в их названия. Мы упоминали выше японский стиль сёриндзи-кэмпо; на Окинаве существует ныне и продолжает развиваться стиль карате сёриндзи-рю сан ку кай и так далее. Сёриндзи — японская транскрипция китайского слова «Шаолинь» или «Маленький лес».

Как следует из названия, этот стиль кулачного боя практиковался в стенах буддийского монастыря Шаолинь. Оставаясь стилем именно боевого искусства, он рассматривался также как один из видов буддийской практики или, можно сказать, монашеского послушания. Тренировки в кулачном бою являлись орудием или средством для развития навыков созерцания и медитации.

Надо заметить, что жизнь в монастыре и отсутствие мирских повседневных забот позволяли монахам сосредоточиться на тренировках. Сомнительно, чтобы в условиях нашей современной жизни было бы возможно во всей полноте воспроизвести систему тренировок этого стиля, несмотря на то, что многие заявляют, что именно это им удалось. Для практического использования этого стиля, его приходилось несколько менять, приспосабливая к обстоятельствам мирской жизни.

Упомянем еще один стиль ушу — вин-чун. Этот стиль характерен очень интересным упражнением — «липкие руки», а так же тем, что он предполагает бой на короткой дистанции. Вин-чун стал очень популярным, потому что считалось, что его практиковал Брюс Ли, известный киноактер и популяризатор боевых искусств. Правда теперь, когда этот стиль получил действительно большое распространение, его последователи обнаружили, что приемы, которые демонстрирует Брюс Ли в своих фильмах, не очень-то похожи на вин-чун.

Спорт и ушу.
Небоевые разновидности ушу

Долгое время соревнования по ушу не проводились. И сегодня есть много специалистов, которые стараются избегать спортивности в ушу и считают, что поскольку старые учителя не передали нам соревновательную традицию в развитом виде, то и не следует этим заниматься. Однако под влиянием западной культуры в Китае, а потом и в Европе стали проводить различные праздники, фестивали, показательные выступления. Вслед за фестивалями подошла очередь и самых настоящих соревнований. Постепенно вырабатывались общие для разных школ и стилей соревновательные критерии и принципы. Сначала проходили соревнования только по таолу, аналогу ката, а затем в соревновательную практику был веден свободный спарринг — саньда. Саньда проводится в полную силу, однако в перчатках и в защитном снаряжении.

Сегодня существуют спортивные федерации ушу разных уровней: европейская, азиатская, всемирная, а в России и ряде других стран — национальные. Показательные выступления по ушу были включены в программу Олимпийских игр в Китае. Это дало новый стимул к развитию его спортивного варианта.

Помимо боевого стиля этого искусства, есть стили оздоровительного и сценического ушу. Сценическое ушу можно увидеть на спектаклях китайской оперы, которая время от времени приезжает на гастроли и в Россию. Очень часто непосвященному человеку бывает трудно отличить «реальное» боевое ушу от сценических стилей. Хотя многие (как и в случае с карате, и другими боевыми искусствами) заняты поиском «настоящего» ушу.

Это интересно

Среди многочисленных направлений внешнего ушу широко известны так называемые «звериные» (сян-синь цюань) или подражательные (мо-шень цюань) стили: «Обезьяна», «Змея», «Тигр», «Журавль», «Богомол» и т.д. Многие полагают, что эти стили возникли на основе копирования жестов животных. Это, конечно, не совсем так. Подражание животным могло лишь уточнить, специфицировать уже существующие формы выполнения приемов, а главное, способы их тренировок и направления медитации.

Кроме «звериных стилей», есть стили, названные по местности, в которой они практиковались, по имени семьи, которая их развивала и поддерживала. Иногда название давалось по характерному признаку, например: нань-цюань (южный кулак), чань-цюань (длинный кулак), дуань-цюань (короткий кулак) и т.д.

Ссылка на основную публикацию