Ушу шаолиньское | Karate-krs.ru

Ушу шаолиньское

ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННЫЙ ШАОЛИНЬЦЮАНЬ

Современный шаолиньцюань продолжает славные традиции, заложенные легендарными основателями стиля. Обучение технике шаолиньцюань складывается из четырех больших разделов.

Первый из них включает работу голыми руками – цюаньшу. В этот раздел входят многочисленные базовые и подготовительные упражнения, основные удары и способы защиты, передвижения, акробатические элементы, а также более сорока различных таолу. Второй раздел – парная работа, подразумевающая отработку базовых ударов в паре, парное выполнение таолу, изучение методов реального боевого взаимодействия и самообороны (саньда).

Третий раздел – искусство владения различными видами традиционного китайского оружия. Прежде всего, это традиционный шаолиньский посох, длинный шест, копье, различные виды мечей – всего восемнадцать видов классического оружия.

Четвертый раздел включает методы нэйгун – дыхательные и медитативные упражнения, направленные на искусство управления внутренней энергией ци.

Прежде чем начать изучение шаолиньцюань, ученик должен ознакомиться с принципами боевой добродетели, шаолиньскими заповедями, правилами настоятелей Чжэнсюя и Мяосина, как основ для духовной и нравственной подготовки бойца, который собирается изучать шаолиньское ушу как полноценный комплекс духовной, боевой и культурной традиции.

Образцы оружия шаолиньских монахов

1. Основная цель того, кто изучает нашу технику, заключается в том, чтобы укреплять тело и дух. Он должен заниматься с рассвета до заката и не может прекращать занятия, когда ему вздумается.

2. Совершенствующий боевую технику делает это лишь ради самозащиты, укрепляя собственную кровь и циркуляцию ци, воспитывая в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто нарушает это, совершает то же преступление, что и нарушающий буддийские предписания.

3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть предельно уважительным к нему и нельзя совершать поступки, в которых сквозит заносчивость и пренебрежение.

4. В отношении собратий следует вести себя мягко и обходительно, быть искренним и не допускать обмана. Нельзя, бравируя силой, обижать слабого.

5. Если же во время странствия встретишь мирянина, главное при этом – необходимо, терпеливо удостаивая низшего, спасти его и нельзя необдуманно демонстрировать свою технику.

6. Каждый, кто познал методы шаолиньских учителей, не должен пускать в ход силу для выяснения отношений. Если он вдруг встретит человека, неизвестно откуда пришедшего, он должен сначала поместить левую ладонь на уровень бровей. Если странник принадлежит к той же школе, он должен ответить знаком правой ладони, дабы по нему они узнали друг друга и оказывали взаимопомощь, выражая дружеские чувства к товарищу по Учению.

7. Употребление вина и мяса является тяжелейшим грехом в буддизме. Нужно благоговейно придерживаться этого запрета, не преступая. Употребление вина отнимает волю, а мясо ослабляет дух.

8. Увлечение женщинами и мужеложством неизбежно встретит гнев Неба, к тому же это непростительно с точки зрения буддизма. Все последователи нашей чаньской школы не должны забывать об этом строжайшем запрете.

9. Нельзя необдуманно обучать технике последователей-мирян, дабы избежать вреда, который может принести это обучение в мир в нарушение основных принципов буддизма. Если же ты точно уверен, что природа и характер человека чисты и беспорочны, а в учении он не дерзок и бесчеловечен, то можно начинать преподавать ему патру и рясу, т.е. учение. Но если он впадает в грех увлечения вином и развратными желаниями, то надо взять клятву с этого человека, дабы он впредь соблюдал правила приличия. Нельзя, однажды добившись от него энтузиазма в обучении, сразу же уверовать в это на всю жизнь. Это первый и наиважнейший принцип нашей школы, и ни в коем случае им нельзя пренебрегать.

10. Остерегайся духа соперничества, избегай также привычки алчного самовосхваления. Этим ты убиваешь себя, к тому же отравляешь и других людей, даже неизвестно скольких. Жизненным принципом таких людей, практикующих боевые искусства, является либо хвастовство своей техникой, либо жажда обогащения, поэтому все это – лишь брызги, выходящие за ключевые принципы ушу. Такие люди являются отбросами чаньской школы. Принесшему позор в этот мир через короткое время воздастся смертью. Разве в этом смысл искусства, созданного первоучителями?! Все последователи должны накрепко запомнить это.

Мяосину принадлежит последняя редакция правил шаолиньского удэ. Они были обобщены под названием «Пять запретов и семь вредоносных факторов».

Монах писал: «Первое – сторонись нерадивости и лени, второе – сторонись гордыни и похвальбы, третье – сторонись вспыльчивости и суетливости, четвертое – избегай перескакивать через установленные ступени, пятое – избегай чрезмерного увлечения вином и женщинами». Семь вредоносных факторов заключались в следующем: «Первый – сексуальные связи вредят семени, второй – вспышки гнева вредят ци, третье – мучительные раздумья угнетают дух, четвертый – зависть вредит сердцу, пятый – излишества в напитках и питие вредят крови, шестой – ленивый образ жизни вредит мышцам, седьмое – суетливость вредит костям».

ПОРЯДОК И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ ШАОЛИНЬСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

1. При входе в зал боец должен осуществить приветственный поклон залу и поклон учителю, если он находится в зале, не подходя к нему и не ожидая ответного приветствия. При выходе из зала повторить церемонию.

2. Бойцы самостоятельно разминаются до начала тренировки. Наставник (учитель или инструктор) в отдельной части

(1/3 зала), и в это время его нельзя беспокоить, если он сам не позовет ученика. Все обращения к наставнику на тренировке делаются через младшего инструктора (старшего ученика).

3. В начале тренировки наставник проводит построение и выполняет общешаолиньский поклон, сопровождающийся словами: «Нимэн хао». При выполнении шаолиньского поклона руки складываются перед грудью, кулак правой руки находится в ладони левой. В момент поклона головы руки легким толчком подаются вперед. При построении и приветствии все находящиеся в зале, в том числе посетители, должны стоять.

4. Наставник объявляет тему и цели предстоящего занятия.

5. Общая разминка. Разминка включает в себя: пробежку, дыхательные упражнения, упражнения для разогревания мышц и разминки суставов, махи ногами, удары в передвижении, прыжки и акробатические элементы.

Специальная физическая подготовка.

Перерыв в течение 3-х минут. Во время перерыва нельзя садиться, и следует самостоятельно размять те части тела, которые, по мнению бойца, не достаточно разогреты.

6. Повторение (разъяснение) правил боевой морали Цзюэюаня.

7. Повторение базовых комплексов (связок).

8. Проверка усвоения материала прошлого занятия.

9. Изучение нового комплекса или новых техник.

10. Техника саньда, проведение поединков.

11. Короткое повторение комплекса или части комплекса, изученного на данном занятии.

12. Выборочные поединки для учеников среднего и старшего уровня. Для учеников начального уровня – акцентированные упражнения на растяжение сухожилий.

13. Теоретическая часть занятия. В течение 10 минут провести разъяснение темы занятия.

14. Шаолиньский цигун – Ицзиньцзин.

15. Завершение занятия:

– определение домашнего задания;

– рассказ о построении самостоятельной тренировки до следующего занятия вне спортивного зала;

– наставник осуществляет общешаолиньский поклон со словами «Цзай цзен».

1. На каждой тренировке уделять особое внимание:

– истории и идеологии школы;

– названию и истории международной федерации и ее национального отделения;

2. Регулярно называть имена патриархов стиля и ведущих мастеров современности, ясно и четко разъясняя генеалогическую линию школы, чтобы ученики ощущали себя членами традиции.

3. Перед объяснением каждой новой техники или комплекса рассказывать о ее особенностях, истории, объяснять название и место этой техники в общей структуре стиля.

4. Уделять особое внимание воспитанию уважения к патриархам стиля, мастерам и инструкторскому составу. Четко определять и строго поддерживать иерархическую структуру школы. Обращать особое внимание на интеллектуальное развитие учеников, обеспечивать их ознакомление с литературой, рекомендованной Исполкомом национальной Федерации. Давать разъяснение по всем интересующим вопросам, касающимся обучения, истории и философии ушу, месте изучаемого стиля в общей структуре ушу.

5. Прививать ученикам осознание понятия истинной традиции и разъяснять положения других школ и клубов ушу в этой системе.

6. Знать наизусть и давать разъяснения по следующим стилевым положениям:

Ушу Шаолинь

Приглашаем всех желающих на занятия в группу традиционного шаолиньского ушу. Посмотреть дни и время занятий вы можете в нашем расписании здесь

В программе занятий:

  • Техника Шаолиньцюань (общефизическая подготовка, базовая техника шаолиньской школы ушу, комплексы — таолу, методы самообороны – юнфа);
  • Цигун (внутренние психо-энергетические практики монастыря Шаолинь, Ицзиньцзин — канон об изменениях в мышцах и сухожилиях, Бадуаньцзин – восемь отрезов парчи, Жицзигун – цигун иероглифа Солнце);
  • Суставная гимнастика (гимнастика, направленная на восстановление подвижности суставов);
  • Медитация (методы медитации монастыря Шаолинь);
  • Основы традиционной китайской теории здоровья.

Занятия рекомендуются мужчинам и женщинам в любом возрасте от 20 лет и старше. При этом специальной подготовки для начала занятий не требуется. Нагрузка определяется индивидуально, в зависимости от общефизической подготовки, возраста, личных целей и возможностей занимающихся.

На занятиях вы сможете восстановить и повысить подвижность суставов, гибкость, физическую силу и выносливость. Сочетание физических упражнений с упражнениями цигун позволит вам существенно повысить тонус всего организма, что способствует продлению молодости и сохранению здоровья, а также излечению ряда хронических заболеваний. Кроме того, регулярные занятия в группе способствуют устранению последствий стрессовых ситуаций и укрепляют способность организма противодействовать вредным воздействиям окружающей среды.

Занятия проводит инструктор ФШБИ по Шаолиньцюань и Шаолиньскому цигун — Панюшкин Юрий Владимирович. В период 2003 – 2012 гг. проходил обучение и вел преподавательскую деятельность в Клубе традиционных боевых искусств «Пять Стихий» (г.Москва). Инструктор регулярно проходит практику в Китае у мастеров шаолиньского искусства; участвует в семинарах, фестивалях и других мероприятиях по традиционному ушу.

Клуб «Железный Феникс» является членом Международной федерации шаолиньского ушу (кунгфу). Единый международный регистрационный номер клуба – 090-SH/RU.

Федерация Шаолиньских боевых искусств (ФШБИ) — представитель в России Международной Федерации Шаолиньского ушу (кунгфу). Наша учебная группа — структурное подразделение ФШБИ.

Ушу шаолиньское

Шаолиньское ушу — это традиционное название комплекса искусств рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся либо развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в провинции Хэнань, в уезде Дэнфэн.

Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу. Согласно легендам, его основал индийский проповедник буддизма Бодхидхарма (на китайском языке Путидамо, позже его стали называть просто Дамо; в Японии это имя читают как Дарума). Прибыв в VI веке в Шаолинь, Дамо якобы предписал монахам сочетать практику молчаливого созерцания с физическими упражнениями. От него монахи переняли первый комплекс шаолиньского ушу — «18 рук архатов» (архат — последователь Будды, достигший четвертой ступени на пути к нирване). Реальных свидетельств того, что Дамо преподавал ушу, не имеется, однако историческим фактом является то, что в предписанные им монахам «4 деяния» входило «воздаяние за зло».

Первые исторически подтвержденные сведения о том, что в Шаолиньском монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появилась четверка монахов, специалистов в области кулачного боя: Цзюэюань, Ли Соу, Бай Юнфэн и сын Ли Соу (позже принявший монашеское имя Дэн-хуэй). Там они ряд лет перерабатывали известные им комплексы, привнося в них всё, казавшееся им рациональным. На основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки» (в настоящее время в Шаолине существует парный комплекс «72 приема Цзюэюаня»), который потом был дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн разработал систему «боя пяти ступеней» (в более поздние времена появились утверждения, что он разработал «систему пяти животных», однако современные исследования показали, что это не так, подражательные стили возникли гораздо позже).

Тогда же, при правлении монголов шаолиньский настоятель Фуюй пригласил в монастырь 18 знаменитых мастеров, которые обучили монахов своей технике. С той поры в набор классических шаолиньских комплексов входят хунцюань (кулак Хуна), тунбицюань (кулак рук Туна) и т.п. Другим значительным деянием Фуюя стало открытие пяти филиалов Шаолина — в Монголии (составлявшей в тот момент единое государство с Китаем), на горе Паньшань в провинции Хэбэй, в городах Чанъань (нынешний Сиань), Лоян и Тайюань.

Вообще говоря, приемы шаолиньцюань гораздо проще, чем в большинстве других направлений и стилей ушу. В монастыре действительно делали бойца из любого человека, даже самого тупого и нерасторопного. Техника буквально проникала в плоть и кровь за счет гигантского числа повторений значительного числа однотипных комплексов (таолу). Сложность техники была принесена в жертву качеству наработки. В сочетании с прекрасной физической подготовкой, значительное превосходившей уровень прочих китайцев, это позволяло шаолиньским монахам уверенно побеждать обычных разбойников и деревенских «чемпионов». Ничего другого от них и не требовалось.

Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. Двадцатые годы XX века вошли в историю Китая под названием «правление милитаристов». Тогда каждый, кто имел хоть какую-нибудь военную силу (от группы армий до батальона) объявлял себя полновластным властелином какой-либо территории (от нескольких провинций до одной деревни). Все они вели военно-политическую борьбу за увеличение своих владений, и в перспективе — за контроль над всем Китаем, то объединяясь, то вновь нарушая договоры и союзы. В 1928 г. место, где находится монастырь, стало полем боя, и монастырь сгорел в результате сильного пожара. Монахи разбрелись по окрестным деревням, часть вернулась к мирской жизни.

Монастырь оставался в руинах до 1970 года, когда о своем намерении посетить знаменитый храм заявил японец Со Досин. Он еще в 1947 г. объявил себя преемником шаолиньской традиции. Это, честно говоря, более чем сомнительно, однако несомненно другое: мастер Со создал и весьма успешно развивал так называемое «Сёриндзи-кэмпо». По политическим соображениям, это боевое искусство, одновременно являющееся религиозным движением, в КНР согласились считать японским вариантом шаолиньского ушу. Поэтому правительство срочно выделило крупную сумму на восстановление монастыря и собрало несколько уцелевших монахов (точнее тех, кто захотел вернуться в монастырь).

В 1980 г. в ряды монахов были зачислены сразу несколько десятков молодых энтузиастов ушу, которые начали тренироваться в соответствии с заветами древних мастеров. Сегодня их называют «современным поколением шаолиньских монахов». Позанимавшись некоторое время по шаолиньским методикам, некоторые из них стали разъезжать по странам мира с показательными выступлениями, открыли собственные школы ушу рядом с монастырем и в богатых странах Запада. Теперь они зарабатывают хорошие деньги на демонстрации и преподавании того, что называют «истинным гунфу Шаолиня».

В настоящее время монастырь Суншань Шаолинь является прежде всего крупным туристическим центром. Вокруг него кормится большое количество школ ушу, никакого отношения к монастырю не имеющих. Обычно они делают деньги на доверчивых иностранцах, готовых платить 20 долларов в день за то, чтобы после двух недель тренировок получить сертификат о том, что они «изучали настоящее шаолиньское ушу» в Шаолине.

В сложившейся ситуации истинные мастера шаолиньской традиции предпочли открыть свои собственные институты ушу в других городах и провинциях КНР. Поэтому настоящее боевое искусство Шаолиня нынче можно встретить не в монастыре, а совсем в других местах — в Кайфэне, Мэнсяне и т.д. Обычно эти школы широко не рекламируются, выйти на них можно лишь через цепочку хороших знакомых.

Физическая подготовка в боевом искусстве Шаолиньского монастыря основана на древнем трактате «Ицзиньцзин» («Канон изменений в мышцах»). Она состоит из двух разделов, один из которых предназначен для «внешней» тренировки (укрепления мышц, костей и сухожилий), а другой — для «внутреннего укрепления».

Очень трудно определить, какие современные стили следует относить к шаолиньским, ибо в разных концах Китая существуют стили, адепты которых свято уверены, что их стиль происходит если не от самого Бодхидхармы, то уж от Цзюэюаня — наверняка. Сейчас к шаолиньским стилям обычно относят (1) стили, которые всегда практиковали монахи монастыря (например хунцюань, с которого обычно и начинают изучать шаолиньцюань; (2) стили, носители традиции которых проживают в настоящее время вне монастыря, но шаолиньское происхождение которых несомненно, например, лоханьцюань (кулак архатов) и шаолинь каньцзяцюань — шаолиньский домашний стиль.

Специфическая манера шаолиньского ушу заключается в том, что приемы в комплексах исполняют по одной прямой линии. Так как шаолиньское ушу утверждалось в боях, там считают, что атака и защита должны происходить фронтально или сбоку, незачем тратить силы на хождение кругами. Бытует поговорка: «кулак бьет на то пространство, где может лечь корова». Это означает, что в бою наступления и отступления делаются на два-три шага. Поэтому практиковать шаолиньское ушу можно на любой площадке, без специального оборудования.

Кроме того, в шаолиньском ушу при ударах кулаком (ладонью) рука согнута в локте — и в то же время не согнута, выпрямлена — и в то же время не выпрямлена; это тоже вызвано необходимостями реального боя. Рука слишком выпрямилась — не остается сил на возвращение, если сильный противник схватит ее, то сможет причинить вред; если рука слишком согнута — она может не достичь цели.

При занятиях шаолиньским ушу чувствуется, что это искусство родилось в те времена, когда рукопашный бой действительно являлся средством выживания. Так, долгая тренировка «столбового настаивания» приводит к привычке сгибать ноги в коленях под таким углом, что их невозможно сломать ударом. Кулаки держат у поясницы именно потому, что эта позиция позволяет прикрыть наиболее уязвимые места тела, попадание в которые вызывает мгновенную смерть. Как ни странно это кажется современным людям, голова к наиболее уязвимым местам не относилась — от летящего в лицо кулака тренированный боец уклонится, удар же тренированными пальцами под ребра в ближнем бою можно не успеть заметить.

Основным видом шаолиньского оружия является, конечно, шест. С шестом монахи воевали испокон веков. Знаменитыми комплексами являются фэнхуогунь (шест ветра и огня), дамогунь (шест Бодхидхармы), иньшоугунь (шест иньского хвата).

После монгольского нашествия в монастыре стали изучать работу классическим армейским оружием — мечом и копьем. Еще практикуют бой крюками (фактически те же мечи, только с сильно загнутыми концами для ловли оружия противника, и с боковой гардой), владение «чаньской лопатой» (нечто вроде большой штыковой лопаты с тяжелым металлическим лезвием килограмм на 20 и металлическим полумесяцем на другой стороне черенка), цепом (длинный шест, к концу которого на короткой цепочке прикреплена короткая дубинка), трехсекционным цепом (три палки, соединенные цепочками в единую линию), девятисекционным хлыстом (соединенные подобно цепи девять металлических палочек).

Основные школы китайского ушу: Шаолиньская, Уданшаньская и Эмэйшаньская

Китайское ушу славится богатым культурным прошлым, а также насчитывает сотни стилей и школ. Можно выделить несколько способов классификации данных школ: по центрам возникновения выделяют Шаолиньскую, Уданшаньскую и Эмэйшаньскую школы; по технике боя различают бои с применением оружия, кулачное искусство, различные виды единоборств, дыхательную гимнастику и так далее.

Стоит отметить, что к кулачному искусству относятся такие направления, как «Чанцюань», «Тайцзицюань», «Синъицюань» и многие другие.

Сформировались три основные традиционные школы китайского ушу еще свыше 600 лет назад. Как мы уже говорили, — это Шаолиньская, Уданшаньская и Эмэйшаньская школы.

Шаолиньская школа ушу

Стоит отметить, что Шаолиньская школа, несомненно, стала известной благодаря монастырю Шаолиньсы, который по сегодняшний день находится в провинции Хэнань. Именно эта школа насчитывает наибольшее количество стилей и направлений. Шаолиньская школа включает в себя более 700 комплексов формальных упражнений. Делится школа на южное и северное течение по месту расположения монастырей.

Шаолиньская школа характеризуется многочисленными комплексами упражнений, богатым содержанием, а также единством теоретических и практических постулатов. Все стили, в целом, можно разделить на «внешние», «внутренние», «легкие» и «жесткие».

Стоит отметить, что в «легких» стилях оттачивают мастерство бега, кувырка и прыжка. «Внешние» и «жесткие» стили направлены на закалку и тренировку определенных частей тела, чтобы придать им необычайную энергию, силу и гибкость. «Внутренние» стили направлены на управление циркуляцией «Ци»-энергии, а также накопление «Цзин»-эссенции.

Шаолиньское мастерство включает в себя «звериные стили», приемы кулачного боя, бои с применение короткого оружия, деревянных палок, пик и другого оружия.

Несомненно, шаолиньский кулачный бой демонстрирует гибкость и силу, но за его показной жесткостью скрывается мягкость.

Стоит отметить, что китайцы нередко прибегали к шаолиньскому искусству владения палкой на протяжении времен правления многих династий. Такой палкой можно нанести обрушивающие, колющие, рубящие, тычущие, а также сметающие удары. Кроме того, ей также можно нанести вращения, удушения, дразнящие, обводящие, ковыряющие, подцепляющие, связывающие, а также блокирующие действия.

Работа с палкой требовала высокой координации, особой натренированности рук и слаженности движений. Палка и тело должны выступать единым целым. Боец, который хочет нанести удар такой палкой, должен действовать четко, решительно и быстро. Данная техника не только помогает одолеть даже самого сильного противника, но и эффективно укрепляет здоровье бойца.

Уданшаньская школа ушу

Стоит отметить, что в китайском ушу бытует мнение, что Шаолинь породил «жесткие» и «внешние» стили, а Удан – «мягкие» и «внутренние». Дело в том, что большинство направлений Уданшаньской школы отличали округлость и плавность движений, а также умение двигаться.

Зародилась Уданшаньская школа ушу в провинции Хубэй. Стоит отметить, что издавна Уданшань считают даосской святыней. Так как даосизм проповедует созерцательность и спокойствие, а также уделяет огромное внимание поддержанию здоровья, Уданшаньская школа акцентирует внимание не только на освоении боевых комплексов упражнений, но и на системной методике оздоровления организма.

На сегодняшний день Уданшаньское ушу, по приблизительным подсчетам, насчитывает более 60 стилей кулачного боя.

Стоит отметить, что даосские монахи вели изолированную жизнь вдали от мирных жителей. Они всегда твердо придерживались позиции «ненападения». Именно поэтому главной целью их тренировок являлась только самозащита. Даосские монахи прибегали к бою только в самых критических ситуациях.

Базовая стратегия, которой придерживалась Уданшаньская школа, заключалась в выжидании и терпении. Даосские монахи обычно брали противника «измором», дожидаясь, когда тот сам раскроет свои «карты». Ключевое значение мастера Уданшаньской щколы придавали технике работы руками, причем именно ладонями, а не кулаками.

Эмэйшаньская школа ушу

Стоит отметить, что Эмэйшаньская школа зародилась в провинции Сычуань. По своим подходам и приемам она занимает промежуточное положение между Шаолиньской школой и Уданшаньской. Эмэйшаньская школа умело сочетает в себе преимущества обеих школ.

Ранние эмэйшаньские стили уделяли большое внимание прикладному аспекту ушу, но благодаря развитию эзотерических религиозно-философских школ и сект, в провинции Сычуань сохранился сложнейший комплекс методов психофизической тренировки.

Наставник по имени Сытусюанькун, который жил во время правления династии Цинь, является создателем Эмэйшаньской школы. Он целыми днями наблюдал за обезьянами, которые жили в горах. Сытусюанькун научился имитировать их движения, а затем изобрел собственный стиль «Эмэй тунбэйцюань», который отличался и наступательными, и оборонительными техниками.

Спустя какое-то время в горах Эмэйшань стали появляться буддисты, которые создавали и развивали там свои стили и школы, но Эмэйшаньская школа ушу продолжала сохранять господствующее положение в этом районе. Интересен тот факт, что в храмах проживало множество монахинь. Именно поэтому некоторые приемы местного ушу характеризуются «нежной природой».

Следует отметить, что мастерство Эмэйшаньской школы также предполагает точное знание болевых точек и анатомии. Мастера ушу еще давным-давно открыли, что на теле человека есть 36 определенных точек. Если на одну из этих точек надавить с определенной силой, человек может умереть. Кроме того, на теле человека также имеются точки, воздействуя на которые мастера ушу могут вызвать резкий отток или приток энергии.

Евгений Чертовских — Шаолиньское ушу

Евгений Чертовских — Шаолиньское ушу краткое содержание

Весь теоретический материал учебного пособия написан на основе исследований видного российского ученого, доктора исторических наук, академика РАЕН Алексея Александровича Масло-ва и программ Международной федерации шаолиньского ушу.

Учебное пособие по шаолиньскому ушу предназначено для широкого круга читателей, интересующихся боевыми искусствами как полноценным комплексом духовной, боевой и культурной традиции.

Шаолиньское ушу — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Е.В. Чертовских, Е.И. Глебов

Несмотря на то, что шаолиньское искусство чрезвычайно популярно в мире, во многом благодаря художественным фильмам и показательным выступлениям, учебных пособий по шаолиньскому ушу на иностранных языках издается пока не много. Поэтому я очень рад появлению этого учебника об основах нашего искусства на русском языке. Ведь целью тренировки в шаолиньском ушу является физическое и духовное развитие, что способствует всестороннему развитию личности.

Многие аспекты духовной и нравственной подготовки, использующиеся в шаолиньском ушу, завоевывают сердца молодежи, начинающей практиковать это искусство. Шаолиньское ушу ведет последователей по пути философского и психологического развития, способствует формированию доброжелательности, мудрости, храбрости, силы и здоровья, помогает усовершенствовать свою личность и принести пользу миру.

Ши Дэцянь, вице-президент Международной федерации шаолиньского ушу, ректор Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря

Настоящая книга представляет официальное учебное пособие Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия). Она разработана на основе материалов, программ и рекомендаций Международной федерации шаолиньского ушу, Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря и архивных публикаций, подготовленных под непосредственным наблюдением шаолиньских наставников Дэцяня и Суси.

Международная федерация шаолиньского ушу является крупнейшей организацией, призванной как можно точнее и полнее передать шаолиньское наследие, при этом адаптируя его для современной жизни и для представителей западной цивилизации.

Следует учитывать, что даже идеальное пособие не способно заменить живого наставника, поэтому основная цель настоящих изданий – предоставить сравнительно полный справочный материал, касающийся основ шаолиньской традиции. Современное шаолиньское искусство, пришедшее из глубокой древности, включает в себя несколько десятков различных компонентов. Помимо широко известного боевого искусства (ушу), сюда входит много оздоровительных и реабилитационных упражнений, способы медитации, самоконцентрации, управления внутренней энергией ци, правила поведения, диетология, медицина и традиционная фармакопея. Традиционно в Шаолиньском монастыре преподавалось четыре дисциплины: духовная практика (фо), боевое искусство (у), традиционная медицина (и) и гражданские науки (вэнь), включающие, в том числе, и морально-этические уложения. Когда-то рождение шаолиньского искусства было связано с буддизмом, однако сегодня непосредственной связи с буддийской практикой и, тем более, верованиями уже не существует. Тем не менее, шаолиньское искусство сохранило в себе многие положительные моральные и этические черты древней традиции, например, непричинение вреда живому, соблюдение заветов честности, трудолюбие, помощь другим, нестяжательство, отсутствие гордыни, агрессивности и многое другое, столь необходимое и для современного общества. Таким образом, шаолиньская традиция далеко выходит за рамки собственно боевого искусства, как это ошибочно понимается. А поэтому сегодня мы говорим не просто о шаолиньском ушу, но о канонах шаолиньского ушу – шаолинь гунфу.

Древние каноны утверждают, что существует две цели, ради которых следует практиковать шаолиньское искусство: совершенствовать себя и помогать другим. Именно этому должна быть посвящена вся практика традиционного ушу.

Алексей Маслов, Президент Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия), доктор исторических наук, академик РАЕН

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ КИТАЙСКОГО УШУ

Боевые искусства Китая являются социально-культурным феноменом, созданным китайской цивилизацией и не имеющим аналогов ни в какой другой культуре. Для Китая боевые искусства были всегда многофункциональны, в них философия не отделена от методов самообороны. Они являлись одновременно и духовной дисциплиной, и искусством самозащиты, способом социально-культурного воспитания и ритуальным видом спорта, системой психофизического тренинга и символической самореализацией человека в пространстве священных сил космоса.

Китайская культура, основываясь на глубоком почитании древности, где история воспринимается как передача духовных ценностей от первомудрецов к их потомкам, а затем к современникам, относит появление ушу за два тысячелетия до нашей эры, когда в первобытном обществе люди вели ожесточенную борьбу за выживание и охотились. Путем естественного отбора начали складываться способы оборонительной и наступательной техники с использованием рук, ног и простейших видов оружия. Это и стало прообразом того, что с течением времени, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратилось в уникальную культуру боевых искусств, со своими законами и правилами, литературой и театром, учебными заведениями и школами, поэзией и ритуалами.

Однако ушу как духовно-культурный феномен, представляющий собой широкий многофункциональный комплекс методов психофизического воздействия, сложившийся в Китае на основе техники ведения поединка, концепций ряда традиционных философских школ, включавший ритуальный, мистико-оккультный, боевой, оздоровительный, психорегулирующий и другие аспекты, тесно взаимосвязанные между собой, оформился значительно позднее.

Первые рисунки методов боя с оружием встречаются на изображениях, относящихся к эпохе Шан-Инь (XIV-XI века до н.э.), это период, когда появляются первые протогосударства в районе реки Хуанхэ. К этому времени и относят появление основных видов традиционного китайского оружия: алебарды, клевца, трезубца, кинжала, дротика, копья, различных видов мечей.

Самым распространенным оружием того времени считается клевец (гэ), упражнения с которым можно встретить до сих пор в некоторых школах ушу на севере Китая. Предназначался он для боя на средней дистанции, был легок и удобен в поединке. Ударная металлическая часть, состоявшая из острого навершия-копья и крюка, крепилась на древке, длина которого зависела от индивидуальных особенностей воина. Каноническим считалось оружие, размеры которого приведены в трактате «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы»), с длиной крюка около 15 см, шириной около 6 см, при этом весил клевец немногим более 1 кг, что обеспечивало его мобильное использование в сильных руках воина. Производным от клевца оружием являлся трезубец.

Школа Традиционного Шаолиньского кунг-фу мастера Ши Янчена

Миссия: Передавать знания шаолиньского кунг-фу от мастера к ученику.
Цель: Сохранение и культивирование традиций Шаолиня и китайской культуры. Поддержание здорового образа жизни: сильного гармоничного тела, духа и ментального равновесия.

Где же еще учиться кунг-фу, если не в Шаолине? Можно прилететь в Чжэнчжоу, провинция Хэнань, добраться на такси до Дэнфэна (登封, Dēngfēng) и оттуда доехать до монастыря. И обнаружить, что никто в нем самом учить вас кунг-фу не собирается. Шаолинь – вовсе не таинственная закрытая обитель высоко в горах, где монахи практикуют секретные техники. Это шумное место, довольно коммерциализированное, которое за день посещают около 10000 человек.

Скорее всего, вам не удастся даже сфотографироваться без чужих фигур в кадре, не говоря о том, чтобы найти место для медитации.

Верный способ, если вы знаете китайский язык: вернуться в Дэнфен и обойти все школы шаолиньского кунг-фу, которые сможете. Это огромные академии, в которых обучение буквально «поставлено на поток». Что же, у каждого свой путь в кунг-фу, кому-то армейская атмосфера многотысячных школ с четким регламентом придется по душе. Если удастся прояснить все условия на ломаном английском и согласовать стоимость — прайс-лист для иностранцев обычно не отличается гуманностью.

Кстати, Перед поездкой в Китай не стоит тратить время, чтобы «подучить» английский язык. Вы навряд ли услышите в Дэнфэне что-то, кроме «Ха-лоу» и «бай-бай» на нем.

А вот посмотреть несколько фильмов про боевые искусства будет полезным: культура общения между учеником и мастером кунг-фу чаще всего показана довольно аутентично и наверняка вам пригодится.

Самый мудрый вариант начать свой путь в кунг-фу — это познакомиться с небольшой школой мастера Ши Янчена прямо сейчас, на этом сайте и сразу отправить заявку.

Забронируйте место на подходящие даты и приезжайте туда, где вас будут ждать, и где будут вам рады.

Школа кунг-фу в Китае на территории древнего буддийского монастыря

Traditional Shaolin Kungfu Learning Center of Master Shi Yan Chen работает с 2011 года и раньше находилась у подножия горы Суншань, недалеко от Шаолиня. На ее открытие приходили монахи из Шаолиня — благословляли школу и освящали алтарь, фигуру Гуань Юя перед входом.

Весной 2019 года школе пришлось переехать вглубь провинции Хэнань, в окрестности древнего города Сюйчань (Xǔchāng) и сейчас она располагается прямо на территории монастыря Белого Кролика. Этот переезд был непростым выбором, но цель — сохранить аутентичность и традиции кунг-фу — была достигнута.

Может быть, сейчас школа и не имеет всех привычных европейских удобств, но вы же едете к нам не за этим.

Монастырь Белого Кролика занимает территорию 7,5 гектар и впервые упоминается в древних манускриптах, как существовавший уже в 502 году. Монахи Белого Кролика веками изучали традиционную китайскую медицину и практиковали кун-фу в этих стенах. Тренироваться там, где больше тысячи лет совершенствовали мастерство ушу поколения монахов — это совсем не то же самое, что отрабатывать таолу на современной спортивной площадке с прорезиненным покрытием.

Через призму собственных ощущений, ученик входит в то внутреннее состояние, что и великие мастера прошлого, тренировавшиеся в стенах монастыря. Энергия предыдущих поколений дает ци для достижения внутреннего осознания сути кунг-фу.

Усердные тренировки и полное погружение в себя

На территории школы и монастыря несколько оборудованных спортивных площадок для занятий и медитаций. Готовят традиционную здоровую еду для учеников и ведут хозяйство мама и отец супруги мастера, а шеф-повар — его родная тетя. Двое детей Шифу тоже живут здесь, а его жена помогает в проведении занятий цигун и тайцзи.

Ученики живут в монастырских кельях или на территории, которую официально сейчас занимает школа. Здесь есть:

  • Душ с горячей водой;
  • Отдельный европейский туалет;
  • Достаточно хороший Wi-Fi;
  • Стиральная машинка;
  • Чайный стол;
  • Принадлежности для занятий каллиграфией.

Элитная ли наша школа обучения кунг-фу?

Этот вопрос бессмысленно задавать в Китае.

Элитность — в традиционности и семейности, в глубоком духовном развитии по канонам «Шаолиньских заповедей», в бережном внимании мастера: без слов, через действия «от сердца к сердцу», как говорят здесь.

Школа открыта для учеников всех возрастов и спортивной подготовки, все ученики занимаются непосредственно у Шифу Ши Янчена и изучают аутентичную программу шаолиньского кунг-фу, с учетом длительности пребывания.

Думайте, читайте, расспрашивайте, сравнивайте и делайте выбор сердцем: оно не ошибается.

ГУНФУ, ДЗЕН И МЕДИЦИНА

in Zen we trust

Цигун и кунг-фу от мастера из Шаолиня. Москва, октябрь-ноябрь 2019

Обрести внутренний источник Силы и постичь Дзен

В условиях и скоростях современного мира

Информация о расписании и программе продвинутой группы предварительная, возможны незначительные корректировки: программу мастер устанавливает на свое усмотрение, отталкиваясь от общего уровня и текущей формы занимающихся.

2 группы: основная (подходит для начинающих) и для опытных практикующих (по 2 раза/нед.).
По договоренности за отдельную плату возможны индивидуальные занятия (в т. ч. и каллиграфией).

Расписание (предварительное):
Начальная/основная группа: Пн., Чт. 19:30 — 21:00
Продолжающая группа (для опытных практикующих): Вт., Птн. 19:30 — 21:00

Адрес: ст. м. Красные ворота, Комсомольская, Бауманская
ул. Новая Басманная, дом 25/2, строение 2

Потребуется обычная спортивная одежда, либо костюм для ушу и обувь на мягкой плоской подошве. Занятия проводятся стоя.

Задать орг. вопросы или записаться, в т. ч. на индивидуальные классы:
+7(903)592-41-84 (есть в WhatsApp), Павел Рябиков,
организатор и переводчик

Поговаривают, что для постижения Дзен нужно уйти в отшельники и жить аскетичной жизнью. Однако мы выбрали другой Путь к вершине. Идя по нему, нужно лишь быть в сознании, в теле и разумно смотреть на Мир.
Стартовая точка для начала самосовершенствования — это понимание того, что что-то не так и могло бы быть лучше. Состояние тела и души, в котором человек ловит себя на этой мысли и направляет свои мысли в сторону чего-то большего.
Тело. Энергия. Эмоции. Мысли. Все грани нашего существа могут быть изменены благодаря работе над собой и рассмотрению своей природы. В общем, наша практика об этом.
Принцип практики: «Используй мысль, не используй силу».

In Zen we trust.

Руководитель международной ассоциации «Синь И Ба», прямой преемник данного стиля
Старший наставник Академии «Чань. У. И.»

Обучался у мастеров Ши Дэцзяня и У Наньфана, являющихся мастерами старой школы Южного Двора Шаолиня.

Родом из Чженчжоу, это большой город, административный центр провинции Хэнань. Поскольку семья его была не богата, в 14 лет оказался рабочим-каменотёсом на строительстве чань-буддийского монастыря Саньхуанчжай близ известного на весь мир храма Северный Шаолинь.
Проявив себя трудолюбивым работником и выразив интерес изучать шаолиньское гунфу (мастерство), он был направлен настоятелем храма Ши Дэцзянем на обучение к его брату по стилю — учителю У Наньфану.

Цигун «Тело дракона»
Полезен для приведения в норму энергии тела, собирания тела в целое, а также обнаружения, исследования и дальнейшей тренировки различных внутренних усилий, которые используются в шаолиньском кунг-фу. В самом начале он служит приведению тела в порядок и его выравниванию. Оптимально подходит людям ведущим светский образ жизни для развития Сердца и приведения его в состояние безмятежного спокойствия.

Первая часть комплекса на нижеследующем видео.

СТОИМОСТЬ И УСЛОВИЯ:

Количество мест ограничено, успейте занять свое 😉
————————
Программа обучения — 2 месяца: октябрь-ноябрь 2019.
2 группы: основная (подходит для начинающих) и для опытных практикующих.
Скидка участникам летних ретритов, а также посещавшим регулярные занятия. Подробности у администратора.

По договоренности за отдельную плату (3500 р./час) возможны индивидуальные уроки, в т.ч. по каллиграфии.

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ:
без сопровождения — с 14 лет, с сопровождением — от 11.

Расписание (возможны изменения):
Начальная/основная группа: Пн., Чт. 19:30 — 21:00
Продолжающая группа (для опытных практикующих): Вт., Птн. 19:30 — 21:00

Место проведения: ст. м. Красные ворота, Комсомольская, Бауманская
ул. Новая Басманная, дом 25/2, строение 2

СТОИМОСТЬ:
Курс 2 месяца по 2 раза/нед: 18000 р.

Евгений Чертовских — Шаолиньское ушу

Описание книги «Шаолиньское ушу»

Описание и краткое содержание «Шаолиньское ушу» читать бесплатно онлайн.

Весь теоретический материал учебного пособия написан на основе исследований видного российского ученого, доктора исторических наук, академика РАЕН Алексея Александровича Масло-ва и программ Международной федерации шаолиньского ушу.

Учебное пособие по шаолиньскому ушу предназначено для широкого круга читателей, интересующихся боевыми искусствами как полноценным комплексом духовной, боевой и культурной традиции.

Е.В. Чертовских, Е.И. Глебов

Несмотря на то, что шаолиньское искусство чрезвычайно популярно в мире, во многом благодаря художественным фильмам и показательным выступлениям, учебных пособий по шаолиньскому ушу на иностранных языках издается пока не много. Поэтому я очень рад появлению этого учебника об основах нашего искусства на русском языке. Ведь целью тренировки в шаолиньском ушу является физическое и духовное развитие, что способствует всестороннему развитию личности.

Многие аспекты духовной и нравственной подготовки, использующиеся в шаолиньском ушу, завоевывают сердца молодежи, начинающей практиковать это искусство. Шаолиньское ушу ведет последователей по пути философского и психологического развития, способствует формированию доброжелательности, мудрости, храбрости, силы и здоровья, помогает усовершенствовать свою личность и принести пользу миру.

Ши Дэцянь, вице-президент Международной федерации шаолиньского ушу, ректор Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря

Настоящая книга представляет официальное учебное пособие Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия). Она разработана на основе материалов, программ и рекомендаций Международной федерации шаолиньского ушу, Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря и архивных публикаций, подготовленных под непосредственным наблюдением шаолиньских наставников Дэцяня и Суси.

Международная федерация шаолиньского ушу является крупнейшей организацией, призванной как можно точнее и полнее передать шаолиньское наследие, при этом адаптируя его для современной жизни и для представителей западной цивилизации.

Следует учитывать, что даже идеальное пособие не способно заменить живого наставника, поэтому основная цель настоящих изданий – предоставить сравнительно полный справочный материал, касающийся основ шаолиньской традиции. Современное шаолиньское искусство, пришедшее из глубокой древности, включает в себя несколько десятков различных компонентов. Помимо широко известного боевого искусства (ушу), сюда входит много оздоровительных и реабилитационных упражнений, способы медитации, самоконцентрации, управления внутренней энергией ци, правила поведения, диетология, медицина и традиционная фармакопея. Традиционно в Шаолиньском монастыре преподавалось четыре дисциплины: духовная практика (фо), боевое искусство (у), традиционная медицина (и) и гражданские науки (вэнь), включающие, в том числе, и морально-этические уложения. Когда-то рождение шаолиньского искусства было связано с буддизмом, однако сегодня непосредственной связи с буддийской практикой и, тем более, верованиями уже не существует. Тем не менее, шаолиньское искусство сохранило в себе многие положительные моральные и этические черты древней традиции, например, непричинение вреда живому, соблюдение заветов честности, трудолюбие, помощь другим, нестяжательство, отсутствие гордыни, агрессивности и многое другое, столь необходимое и для современного общества. Таким образом, шаолиньская традиция далеко выходит за рамки собственно боевого искусства, как это ошибочно понимается. А поэтому сегодня мы говорим не просто о шаолиньском ушу, но о канонах шаолиньского ушу – шаолинь гунфу.

Древние каноны утверждают, что существует две цели, ради которых следует практиковать шаолиньское искусство: совершенствовать себя и помогать другим. Именно этому должна быть посвящена вся практика традиционного ушу.

Алексей Маслов, Президент Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия), доктор исторических наук, академик РАЕН

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ КИТАЙСКОГО УШУ

Боевые искусства Китая являются социально-культурным феноменом, созданным китайской цивилизацией и не имеющим аналогов ни в какой другой культуре. Для Китая боевые искусства были всегда многофункциональны, в них философия не отделена от методов самообороны. Они являлись одновременно и духовной дисциплиной, и искусством самозащиты, способом социально-культурного воспитания и ритуальным видом спорта, системой психофизического тренинга и символической самореализацией человека в пространстве священных сил космоса.

Китайская культура, основываясь на глубоком почитании древности, где история воспринимается как передача духовных ценностей от первомудрецов к их потомкам, а затем к современникам, относит появление ушу за два тысячелетия до нашей эры, когда в первобытном обществе люди вели ожесточенную борьбу за выживание и охотились. Путем естественного отбора начали складываться способы оборонительной и наступательной техники с использованием рук, ног и простейших видов оружия. Это и стало прообразом того, что с течением времени, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратилось в уникальную культуру боевых искусств, со своими законами и правилами, литературой и театром, учебными заведениями и школами, поэзией и ритуалами.

Однако ушу как духовно-культурный феномен, представляющий собой широкий многофункциональный комплекс методов психофизического воздействия, сложившийся в Китае на основе техники ведения поединка, концепций ряда традиционных философских школ, включавший ритуальный, мистико-оккультный, боевой, оздоровительный, психорегулирующий и другие аспекты, тесно взаимосвязанные между собой, оформился значительно позднее.

Первые рисунки методов боя с оружием встречаются на изображениях, относящихся к эпохе Шан-Инь (XIV-XI века до н.э.), это период, когда появляются первые протогосударства в районе реки Хуанхэ. К этому времени и относят появление основных видов традиционного китайского оружия: алебарды, клевца, трезубца, кинжала, дротика, копья, различных видов мечей.

Самым распространенным оружием того времени считается клевец (гэ), упражнения с которым можно встретить до сих пор в некоторых школах ушу на севере Китая. Предназначался он для боя на средней дистанции, был легок и удобен в поединке. Ударная металлическая часть, состоявшая из острого навершия-копья и крюка, крепилась на древке, длина которого зависела от индивидуальных особенностей воина. Каноническим считалось оружие, размеры которого приведены в трактате «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы»), с длиной крюка около 15 см, шириной около 6 см, при этом весил клевец немногим более 1 кг, что обеспечивало его мобильное использование в сильных руках воина. Производным от клевца оружием являлся трезубец.

Благодаря небольшому весу этого оружия, стали появляться новые приемы боя с клевцом и трезубцем. Стало возможным вращать его, наносить удары тупой частью древка, бить в падении и в прыжках. Оружие стало столь эффективным, что его вид практически не менялся на протяжении столетий, а летописец Шаолиньского монастыря Сюй Сюэмо в хронике «Смешанные стихи о Шаолине» («Шаолинь цзаши») утверждал, что клевец входил в программу боевой подготовки монахов-бойцов.

Это оружие стало символом боевых искусств вообще. Не случайно иероглиф «у» в слове ушу состоит из двух частей-графем: «чжи» – остановить и «гэ» – клевец. Таким образом, смысл иероглифа «у» в его ранней трактовке обозначал «умение остановить клевец» или «предотвратить атаку клевцом».

Методы работы с оружием долгое время доминировали при подготовке воинов. Кулачное искусство не пользовалось особой популярностью, так как сколь мастерски бы не владел воин ударами руками и ногами, все равно он заметно уступал человеку, вооруженному копьем или мечом. Кулачным боем в древности в основном занимались простолюдины, те, кто не имел средств приобрести себе оружие или не имел права его носить по социальному статусу. Как отдельный вид боевых упражнений кулачное искусство впервые начинает упоминаться со II-III веков до н.э. под названиями «бянь» (современное значение – «бить в ладоши») и «шоубо» (современное значение – «борьба»).

Период рождения различных видов борьбы начинается с эпохи Цинь и последовавшей за ней эпохи Хань. Раньше всех оформились два вида борьбы – цзюэли и цзюэди. Первоначально два эти термина были полными синонимами, но уже к III веку до н.э. стали обозначать два различных вида борьбы. Цзюэли первоначально не представляла собой конкретную систему с канонизированным набором приемов. Да и само название этой борьбы – «Помериться силами» – свидетельствовало о том, что под этим термином фигурировало все многообразие методов рукопашного боя, боя с оружием, а иногда и просто силовых состязаний, например в поднятии тяжестей. В одних случаях цзюэли представляла собой свободный поединок без четких правил, в других – турниры, проводимые в праздники во дворце или среди народа. Китайский император Цинь Шихуан* ввел цзюэли в качестве обязательной тренировки воинов. Каждый боец должен был пройти обучение фехтованию, бою на коне, в пешем строю, на воде, а также изучить несколько приемов борьбы без оружия. Одним из видов цзюэли стала борьба шоубо, которая включала броски, захваты, заломы и удары.

Ушу шаолиньское

Вход в аккаунт

Путеводитель

Случайная картинка

Новое на сайте

Новые комментарии

Шаолиньское ушу

Шаолиньское направление ушу является одним из самых крупных и массовых. Оно включает приблизительно 400 различных стилей и направлений.
О том, как появился этот стиль до сих пор ходят легенды.

Все началось в 4 веке, когда группа буддистских проповедников, в том числе патриарх Бодхидхарма, узнали о том, что в Китае буддизм переживает не самые легкие времена и решили отправиться в эту страну, чтобы подбодрить верующих и обратить на истинный путь других китайцев. Однако по прибытию в Китай проповедники обнаружили, что дела обстоят не так уж и плохо: во всем Китае насчитывалось около 50 монастырей и 25 тысяч буддистских храмов. Об этом Боджидхарма узнал на приеме у правителя земель Северного Уэя. Кроме этих вдохновляющих цифр патриарх узнал еще что-то, и вообще не известно, как складывалась их беседа, но после нее Боджидхарма отказался не только от своей духовной миссии в Китае, но и от высокого сана. Отказавшись от всего этого, он отправился в небольшой монастырь Шаолинь, где на протяжении девяти лет провел в полном одиночестве, практикуя молитвенные подвиги и медитацию.

Вернувшись из отшельничества, Боджидхарма стал активно проповедовать новое учение – Чань. Это учение было разновидностью классического буддизма, однако главное в этом направлении считалось укрепление телесных и душевных сил, ради постижения Великой Истины.

Для того, чтобы укрепить тело Боджидхарма преподавал своим ученикам уроки ушу. По его словам только через преодоление тела можно перейти к преодолению духовных высот, а начинать нужно с ушу.

Базовые приемы и упражнения ушу были настолько эффективными и универсальными, что спустя несколько лет на их базе появилось 72 воинских боевых искусства.

Все что оставил Боджидхарма сохранялось в стенах монастыря неизмененным долгие десятилетия. Во второй половине 14 века в Шаолинь прибыл мастер Цзюэ Юань, чтобы посвятить свою жизнь изучению единства тела и духа. Учение Боджидхармы существенно помогло ему в этом вопросе. Кроме того ему удалось обогатить шаолиньское ушу искусной техникой фехтования. Позднее им было разработано большое количество техник для обороны, вот некоторые из них: «Секреты шаолиньских захватов», «Искусство боевых замков» и самая известная «72 приема захватов и освобождений», которую использовали у себя многие другие школы ушу.

Эти приемы были уникальными благодаря широкому знанию и использованию акупунктуры. Многие мастера открыли около сотни акупунктурных точек для ослабления или усиления ударов и захватов; 36 точек воздействуя на которые можно усыпить или даже убить человека, точки для регуляции внутренней энергии и многие другие.

Последователи Юаня сформировали несколько стилей ведения боя в шаолиньском ушу – это стили «Тигра», «Дракона», Журавля», «Змеи», «Леопарда». Все они отличались по характеру ведения схватки и применяемым приемам. Например, стиль «Тигра» был наиболее жестоким и силовым; использовались приемы направленные на уничтожение противника. Стиль «Леопарда» отличался исполнением большого количества прыжков и перекатов.

Стиль «Змеи» предполагал использование полной силовой амплитуды ударов: от максимального расслабления до максимального напряжения и обратно, а также низкую стойку в защите. Бойцы, работающие в стиле «Журавля» обладали отменным равновесием и растяжкой. Им приходилось постоянно нагружать ноги во всевозможных стойках и проводить много времени, стоя на одной ноге.

Шаолиньская школа ушу оказала, пожалуй, самое значительное влияние на все остальные школы как в Китае, так и повлияла своими «72 приемами» на развитие японского единоборства айки-дзютсу.

Шаолинь цюань

Шаолиньское ушу, Шаолинь-Цюань (полное название — «Шаолинь-Сы Цюань-Фа») — это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в буддийском монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в китайской провинции Хэнань (административный центр — Чжэнчжоу) в уезде Дэнфэн. В настоящее время в шаолиньском ушу выделяют следующие разделы:

  • «Стояние столбом» (иначе «Столбовое стояние» — метод, относящийся к цигун).
  • Трактаты «Ицзиньцзин» («Канон изменений мышц») и «Сисуйцзин» («Канон об омовении костного мозга» — утрачен, и ныне под маркой «Сисуйцзин» преподают самые разнообразные техники цигун).
  • «72 искусства Шаолиня».
  • Шаолиньские комплексы без оружия и с оружием.
  • Шаолиньские парные комплексы.
  • Шаолиньские приёмы циньна.

Характерными признаками шаолиньского ушу считаются следующие моменты:

  • «Кулак бьёт на пространстве, где может улечься корова»
  • «Кулак идёт одной нитью»
  • «При ударе рука согнута — и не согнута, выпрямлена — и не выпрямлена»
  • «У кулака есть форма, у удара нет формы»
  • «Внешне свиреп — внутри спокоен»
  • «Есть методы для инь, есть методы для ян»
  • «Встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жёстким наступлением».

Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.

  • Наработка означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьёт тысячу раз, а корпус движется естественно». В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая манёвренность, нужно демонстрировать один приём на одну позицию, в атаке есть защита, в защите есть атака.
  • Соответствие — ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приёмом, и четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней.
  • Храбрость — это решительность. Появилась возможность — и атакуешь без колебаний.
  • Быстрота — это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом — будто летящий лебедь.
  • Свирепость означает, что в движениях должна быть сила.
  • Подлинность — это означает, что не надо тренировать красивые пустые движения; приём за приёмом, форма за формой, если не удар — то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.
Ссылка на основную публикацию