Ушу эмэйское | Karate-krs.ru

Ушу эмэйское

Ушу эмэйское

Горы Эмэй находятся на юго-западе Китая, в провинции Сычуань. С древних времен в этих горах Эмэй было множество буддийских и даосских монастырей, монахи которых, помимо своих религиозных дел, практиковали боевые искусства. Поскольку они обменивались эффективными приемами и методами тренировки, постольку постепенно сформировалось эмэйское направление ушу, одно из трех крупнейших в ушу наряду с шаолиньским и уданским.

Эмейское направление вобрало в себя достоинства буддизма и даосизма — как даосское движение, так и буддийское неподвижное созерцание. Из соединения подобных методов тренировки в одно целое с техникой рукопашного боя и владения оружием сформировалось эмэйское ушу (эмэйпай ушу). К знаменитым методам тренировки в двюкении относятся «эмэйские 12 столбов», к методам тренировки в покое — «6 видов наработки».

В эмэйском ушу используют силу «пяти пиков и шести локтей». «Пять пиков» — это голова, плечи, локти, ягодицы и колени; «шесть локтей» — это верхний локоть, нижний локоть, левый локоть, правый локоть, обратный локоть, перевернутый локоть. В приемах требуют нарабатывать локоть.

Мастер Тан Шуньчжи, живший во времена династии Мин, написал трактат «Кулачные правила монахов-воинов с гор Эмэй», где образно выразил особенности эмэйского ушу. Согласно трактату, основные приемы эмэйского ушу — это «взвиться, переместиться, увернуться, подпрыгнуть, всплыть, вобрать, выплюнуть»

В начале династии Цин (XVII век) буддийский монах Чжань-шань в «Записках об эмэйском кулаке» написал:

«На дереве раскрываются пять цветков,

Пять цветков опираются на восемь листьев

Чистых, как эмэйская луна

Озаряющих своим светом реки и озера»

«Пять цветков» и «восемь листьев» — это тринадцать знаметых разновидностей эмэйского ушу.

«Восемь листьев» — это:

Сэнмэньцюань (кулак монашеских врат). Стиль назван так потому, что в горах Эмэй довольно много буддийских святых мест. В этом стиле в равной степени используют кулаки, ладони, локти и стопы, удары идут и слева, и справа. В тренировке главное — статическая наработка, стараются дождаться атаки противника и контратаковать. Сэнмэньцюань распространен на западе и юге провинции Сычуань. Основные комплексы без оружия: хуолунцюань (кулак огненного дракона), ляньбуцюань (кулак тренировки шагов), даляньхуаньцюань (большой непрерывный кулак), хубаоцюань (кулак тигра-леопарда), лютунцюань (кулак шести пронизывающих).

Юэмэньцюань (кулак врат Юэ). Стиль назван в честь знаменитого китайского полководца Юэ Фэя. Юэмэныдюань распространен на востоке и юге Сычуани. Основные комплекеы без оружия: цзиньсуо шоуцюань (кулак семьи Юэ), шиэр ляньцюань (12 непрерывных кулаков), юциньцюань (кулак странствующих захватов), байцюань вантяо (белая обезьяна смотрит на персик), цзюгунь шибадяо (9 кувырков и 18 падений). Основное оружие — шест, приемы с которыми тренируют, как правило, в паре.

Чжаомэмь (кулак врат Чжао). Стиль назван в честь основателя династии Мин — Чжао Куанъиня, который был большим знатоком ушу. Техника школы относится к шаолиньскому направлению. Используются прыжки и перепрыжки, движения разворачиваются на большой площади, позиции в основном высокие. Чжаомэньцюань распространен на юге Сычуани. В комплексы входят: мэйхуачжоу (локти сливы мэйхуа), хэйхуцюань (кулак черного тигра), цимэньцюань (кулак удивительных врат).

Думэньцюань (кулак врат Ду). По одной версии, название стиля происходит от слова «дуцзе» — «завалить», «прервать»; по другой — от фамилии бойца Ду Гуаньиня. В этом стиле мало приемов, выполняемых кулаками, много приемов с использованием ладоней, постоянно идут опутывания и перекрывания, используется мягкое усилие. Техника боя основана на болевых приемах и методах опрокидывания противника. Думэньцюань распространен на севере Сычуани. Комплексы без оружия: вэньцзиньцюань (кулак спрашивания о переправе), яоцзыцюань (кулак ястреба). Из оружия в стиле используют копье, шест, алебарду-дадао.

Хунмэньцюань (кулак врат потока). Якобы этот стияь является собранием приемов, использовавшихся в ходе подпольной борьбы с династией Цин. Он широко распроетранен в Сычуани. Особенностями являются: прямолинейная атака, «тяжелые» удары, жесткое усилие. В защите используется много блоков предплечьями. Комплексы стиля: дахунцюань (большой хунцюань), сяохунцюань (малый хунцюань), наньшань сао (разламывание южных гор), хуоянь шаошань (пожар выжигает гору), эрлухун (второй комплекс хунцюань), яньцинхун (хунцюань Янь Цина), дабасянь (большой кулак восьми небожителей). Из оружия используется меч-дао, шест, копье, алебарда-дадао и скамейка.

Хуамэньцюань (кулак врат трансформации), другое название — цаньбимэньцюань (кулак врат перекрываний подобно шелковичному червю). Манера этого стиля противоположна хунмэньцюань. Здесь используются кисти рук и запястья, стараются «покорить трансформацию силы врага, вытянуть атаку и провалить в пустоту». Большое внимание уделяют отработке действий одной рукой, скорость рук и ног. В схватке стараются перекрывать руки противника, не давая ему проводить приемы. Основным комплексом стиля являётся саньшилю бишоу (36 перекрывающих рук).

Цзымэньцюань (кулак врат иероглифа). Стиль назван так потому, что заключительные позиций в комплексах этого стиля имеют форму иероглифов «и» («единица») и «чжи» (суффикс). Особенностью стиля являются высокие позиции, бой на длинной дистанции, большие поднимания и опускания корпуса, ударов ногами мало, при ударе кулаком производится мощный выдох. Комплексы стиля: цзючуйцюань (кулак девяти ударов), цичуйцюань (кулак семй ударов), багуали (сила восьми триграмм), тинцзьши (сила беседки), усуншоу (руки У Суна), чжицзышоу (кулак иероглифа «чжи»). Именно этот стиль практиковал Хайдэн, ставший впоследствии настоятелем монастыря Шаолинь.

Хуэймэньцюань (кулак врат общества), в другом написании — «кулак врат сообразительности». Базовые приёмы сходны с цзымэньцюань, однако здесь требуют «глядя на учителя безмолвно подражать». Классическим комплексом стиля является шэньцюань (священный кулак). При тренировке произносят заклинания, выбросу силы помогают издаванием специальных звуков.

«Пять цветков» — это пять направлений эмэйского ушу: Хуанлинское направление. Оно распространено в окрестностях Чэнду (административного центра провинции Сычуань). В буквальном переводе «хуанлин» означает «желтый могильный холм». По одной версии, название происходит от названия кумирни, по другой — от могилы Лю Бэя, находящейся в Чэнду, по третьей — от имени даоса Хуанлина, по четвертой — от того факта, что стиль пришел в Сычуань из провинции Шэньси, где находится могила Желтого императора (легендарного предка всех китайцев). По технике это направление похоже на сэнмэньцюань и юэмэньцюань.

Дяньиское направление. Распространенр на востоке Сычуани. В узде Пэйлин есть пещера Дяньи (Прикосновение к «Переменам»), где неоконфуцианец Лай Фуцзы изучал «Канон Перемен» — отсюда название. По технике это направление тоже подобно сэнмэньцюань и юэмэньцюань.

Цинчэнское направление распространено на западе провинции Сычуань. Название происходит от гор Цинчэншань. Горы Цинчэншань — это священное для даосизма место, здесь немало даосов и простых жителей занимаются боевыми искусствами.

Тефоское направление распространено на севере Сычуани. Еще называют Юньдинским направлением. Названия, возможно, связаны с монастырями Тефосы (Храм Железного Будды) и Юньдинсы (Храм Упирающийся в Облака). По технике это направление похоже на чжаомэньцюань и думэньцюань.

Циннюское направление распространено на востоке Сычуани. Названо в честь истории о том, как «даос Цинню победил буддийского монаха Хуанлуна».

Помимо перечисленных основных направлений, в провинции Сычуань существуют и другие стили. Эмэйские методы боя копьем происходят от жившего при династии Мин буддийского монаха Пуэня; в них входят 18 видов укола копьем и 12 методов перехвата рук. Эмэйские методы боя мечом-цзянь создал неизвестный даос, живший в конце династии Мин; комплекс состоит из 52 движений. Эмэй улунцюань (эмэйский кулак пяти драконов) произошел от популярного в провинции Сычуань танца с фонарями-драконами; постепенно сформировалось боевое искусство, в котором было пять «драконьих» комплексов — цинлунцюань (кулак молодого дракона), паньлунцюань (кулак свернувшегося дракона), улунцюань (кулак черного дракона), хуолунцюань (кулак огненного дракона) и лунсинцюань (кулак дракона).

—>Ушу Кунг-фу — Стили, направления, история —>

Учитель вводит в школу, успехи зависят от самого ученика.

Не учись бить других, сначала научись выносить удары других.

Один день позанимался — один день приобрел. Один день не позанимался — десять дней впустую.

Сила не составляет кулачного искусства, кулачное искусство не составляет достижения (гунфу).

Снаружи тренируй мышцы и кости, внутри тренируй Единую энергию.

Ушу Кунг-фу

Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили в себе как северные, так и южные школы ушу.

К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах ушу.

Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу «Волшебная нога». Основатель одного из трех знаменитых стилей «Красного кулака» взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году открыли школу «Красного кулака». После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в «Красный кулак» технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.

Стиль Ду-мэнь связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII века поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании «естественности для нахождения равновесия и баланса». Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».

Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата кисти руки и тренировки силы пальцев. В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, бросаемых ножей и т.п.

Система бросков в Ду-мэнь отличалась от других стилей. Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип используется в айкидо. Для ухода от бросков была разработана система освобождений, аналогичная тао «72 шаолиньских захвата и освобождения».

Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких параллельных действий – захвата, работы ног, нажатия на болевую точку – требовал совершенного психофизического аппарата.

Ушу эмэйское

Для всех желающих предлагается уникальный курс цигуна для коррекции веса тела, общего оздоровления и омоложения – эмэйский Шоу-цигун. Шоу – означает похудение, этот вид цигуна был разработан женщинами – мастерами цигуна с Эмэйских гор в провинции Сычуань.

Исторически сложилось так, что в развитии эмэйского ушу большую роль играли женщины-мастера. И неудивительно, что наряду с чисто боевыми и обще-оздоровительными практиками они разработали немало специальных упражнений для красоты и стройности. Телосложение большинства исконных жителей Эмэйских гор от природы весьма хрупкое, рост невысокий.

Но вопреки, а может быть и благодаря этому, они разработали множество уникальных упражнений, позволяющих некрупному человеку (в том числе и женщине) достичь невероятной эффективности в бою, сохраняя стройность и изящество.

У эмэйских мастеров вы не увидите ни гипертрофированной мускулатуры, ни характерного выступающего живота (главного вместилища энергии ци), который многими считается непременным атрибутом настоящего Мастера. Распределение огромных запасов энергии по внутренним резервуарам тела в эмэйском цигуне построено таким образом, что нет необходимости отращивать внушительный нижний даньтянь.

На нашем семинаре люди разного возраста с успехом овладели первым уровнем упражнений шоу-цигуна, что незамедлительно сказалось и на внешности многих из них, хотя занятия проводились в течение всего двух недель. Все участники почувствовали целительное действие несложных с виду упражнений, и намерены продолжать занятия самостоятельно.

Несколько слов Мастера Шень Чжи:

Эмэйский «Цигун стройности» относится к искусствам высокой ступени. Очень мало людей, владеющих им на достаточно высоком уровне. Такого типа цигун практикуют, главным образом, в эмэйских монастырях. Специфика его в том, что главное здесь – внутренняя работа внимания синхронно с дыханием во время упражнений. Требуется наблюдать поток энергии (ци) и внедрять его, проводить по всему телу, по каждому органу.

Например, мысленно смотрим на нужное место в теле и сосредотачиваем мысль на этой области, затем ведем поток энергии, размывающий залежи сала («жировое болото») и выводящий его вниз, в ноги, в точки юнцюань («Кипящий родник»), и далее вон из тела.

Еще пример. Перед сном применяется следующее упражнение: весь вечер сохраняем определенное цигун-состояние. Перед засыпанием опускаем свою энергию вниз, расслабляемся, представляем тело тяжелым и затем вдыхаем струю энергии в виде белого света, который наполняет все тело на задержке дыхания, а выдыхаем старую грязную энергию, выбрасываем все черное, отработанное и мешающее. И так далее…

Результат: стройное легкое тело, красивое ясное лицо, укрепление здоровья, возрастание тренированности и мастерства в цигуне (управлении энергией), долголетие.

Примечание: этот вид цигуна еще никогда не преподавался западным людям.

Ушу эмэйское

Вход в аккаунт

Путеводитель

Случайная картинка

Новое на сайте

Новые комментарии

Эмейское ушу

Эмейское направление ушу назвали так в честь Эмейского горного массива, расположенного в провинции Сычуань. Из трех «народных» стилей ушу (уданское и шаолиньское) оно сформировалось позднее всех, впитав в себя некоторые техники из других школ.

На склонах этих гор в буддистских и даосистских монастырях сформировалось направление в ушу под названием Эмей-пай. Оно включало в себя более 60 всевозможных стилей, которые основывались на духовных практиках уданской школы ушу и физических тренингах шаолиньской школы.

Из такого множества стилей и направлений выделяют 8 главных эмейских стиля ( 4 больших и 4 малых).

Четыре больших стиля – это Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Сэн-мэнь и Ду-мэнь. Каждый стиль имеет свою историю возникновения, которая по правде больше похожа на легенду.
Появление стиля Чжао-мэнь связано с именем мастера Ма Хэйцзы («волшебная нога»). Свое обучение он проходил у одного из основателей стиля «красного кулака» Чжана Таньфу. После нескольких лет упорных тренировок учитель и ученик решились открыть в Сичуане школу уша «Красный кулак» и обучать этому мастерству всех желающих. Через некоторое время Чжан Таньфу умирает. По этой причине Ма Хайцзы бросает все дела и уходит отшельником в горы, где на протяжении нескольких лет совершенствует стиль «красного кулака». Ему принадлежат стили ударов и блокировок ногами, разработана усовершенствованная система переходов и передвижений. После долгой отшельнической жизни Ма Хэйцзы открыл школу ушу в городке Чэнду. Слухи о непревзойденном мастере дошли до военного министра Китая, который пригласил Ма Хэйцзы обучать своему искусству императорские войска. По иронии судьбы, после смерти Хэйцзы, его непревзойденный стиль был назван в честь знаменитого генерала Чжао Куаньина, хотя никакого отношения к этому стилю он не имел.

Основателем стиля Ду-Мэнь считают Ду Гуаньиня. Он поселился в Сычуани в 40-х годах 18 столетия. Особенностью его стиля было соблюдение постоянного равновесия в любой момент схватки, это мастер ставил даже превыше ударной техники. Во время тренировок упражнения на равновесие и баланс занимали приблизительно 2/3 всей тренировки. Активно использовалась разработанная и «Техника 8 болевых захватов и замков». Как видно из названия техники в ее основе лежали в основном захваты кистей и запястья, выкручивание и вывихи суставов, болевые приемы на костях. Для выполнения данных приемов требовалась невероятная ловкость рук, которая достигалась такими упражнениями, как жонглирование гирями, мячами, сырыми яйцами. Самым сложным из упражнений – это поймать летящую стрелу. Это упражнение было вроде экзамена, по которому мастер судил о совершенстве своего ученика. Удары использовались достаточно редко и наносились в определенные болевые точки.

Броски в Ду-мэнь существенно отличались от бросков в других видах и стилях единоборств того времени. Вначале проводился болевой прием, заламывалась одна из конечностей и после этого соперника просто сваливали на землю, хотя других стилях практиковались подъемы противника и броски через себя.

Так как в Ду-мэнь боец одновременно осуществлял несколько воздействий на противника (захват и нажатии на болевую точку) это требовало большой психофизической выносливости и координации движений, которыми бойцы этого стиля владели в совершенстве.

Читать онлайн «Ушу — путь к победе» автора Красулин Игорь Авраамович — RuLit — Страница 6

Третье направление в ушу — эмейское. Оно получило свое название от Эмейских гор, находящихся близ провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.

Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили и развили как северные, так и южные школы ушу.

К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах ушу.

Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу «Волшебная нога». Основатель одного из трех знаменитых стилей «Красного кулака» взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году открыли школу «Красного кулака». После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в «Красный кулак» технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.

Стиль Ду-мэнь связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII в. поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании «естественности для нахождения равновесия и баланса». Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».

Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата «хвоста» и тренировки силы пальцев. В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, ножей и т. п.

Система бросков в Ду-мэнь отличалась от других стилей. Используя силу скручивания и вращения, вначале проводился залом или нажатие на болевую точку, затем противника бросали на землю, а не поднимали вверх. Похожий принцип используется в айкидо. Для ухода от бросков была разработана система освобождений, аналогичная тао «72 шаолиньских захвата и освобождения».

Характерный для Ду-мэнь принцип использования одновременно нескольких параллельных действий — захвата, работы ног, нажатия на болевую точку — требовал совершенного психофизического аппарата.

Две другие большие и четыре малые эмеиские школы или не сохранились, или трансформировались в другие стили.

Время меняет самое незыблемое, сколь прочно оно ни было. Почти ушло в прошлое ушу как «путь». Сегодня оно представляет собой огромный конгломерат направлений, стилей и школ, не имеющий общей терминологии, методики преподавания систем. Отошло на второй план и понятие ушу как воинского искусства. Вперед выдвинулось ушу как спорт.

В китайской энциклопедии так дано определение современному ушу: «…является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат в своем арсенале удары ногами, руками, броски, захваты, падения, выпады, прыжки, а также колющие и рубящие действия».

Массовое увлечение ушу как спортом сделало его доступным, сняло завесу таинственности, но одновременно оно перестало быть искусством.

Путь и мастерству

Можешь наступать — наступай, не можешь наступать — обороняйся, не можешь обороняться — беги, не можешь бежать — сдавайся, не можешь сдаваться — умри.

Тогда, когда ушу еще было искусством, обучение мастера в монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать лет. Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные удары и блоки, закалялись дух и тело ученика. Последующие пять лет посвящались закреплению приемов и их комбинаций, овладению стратегией и тактикой боя, работе с различными видами оружия, единоборствам с вооруженным противником. Третья пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и изучение тайных традиций школы — наиболее сложных приемов, экстрасенсорных навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т. д.

Человек, порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов, рассматривался в системе подготовки ушу комплексно. Развитие психических и физических способностей занимающихся непременно соотносилось с особенностями внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика все колебания окружающего мира.

Система воспитания базировалась на овладении в совершенстве тремя основами ушу:

а) осмысленным движением и позами;

б) правильным дыханием;

в) особым состоянием ума.

Причем в ходе занятий 85 % времени отводилось психофизической подготовке и лишь 15 % физическому тренажу, который включал в себя отработку базовой техники (стойки, позы, шаги, перемещения); падений — подкатов, прыжков и ударов в прыжке; ударов руками и ногами; захватов и освобождений от них; многочисленных комплексов упражнений, в их числе звериных, основанных на имитации движений животных и птиц. Кроме того, учеников обучали технике фехтования с оружием, обороне от нападения вооруженного противника.

Если, несмотря на всю насыщенность, физическая подготовка не содержит в себе особого секрета, то занятия по развитию и становлению психофизического аппарата менее известны. Поэтому они и станут темой нашего рассказа.

Одним из важнейших в системе такого обучения считался раздел — работа со стихиями (первоэлементами). Осваивая специальные комплексы, ученик не только приучался видеть все жизненные процессы через призму пяти стихий и полярных сил инь-ян, но и приобретал, способность адекватно реагировать на усиление жары или холода, бороться в воде и на скользком льду, лазить по скалам и прыгать по деревьям.

По принципу пяти первоэлементов классифицировались виды кулачного боя и оружия: оборонного, наступательного, колющего, режущего, рубящего, дробящего, обвивающего и т. д. Зная принцип, владея арсеналом школы, тактикой и стратегией, можно было противопоставить действию противника оптимальное противодействие, подобно тому, как огонь плавит металл, а вода тушит огонь.

Об ученике, овладевшем методикой работы со стихиями, говорили, что в его ушу есть гунфу. «Тому, кто не замыкается в себе, формы и вещи сами становятся понятны. Движения такого человека естественны, как течение воды, его покой чист, как зеркало, его ответ быстр, как эхо» — так высоко в древности ценили это умение.

Ушу эмэйское

Шаолиньское, Уданское и Эмэйское направления

Обратимся еще к одной классификации, которая подразделяет ушу на три направления: Шаолиньское, Уданское и Эмэйское. Они соотносятся со «святыми местами», которые связаны с даосизмом или буддизмом.

Шаолиньское направление считается самым крупным и насчитывает свыше 360 основных стилей. Оно связано со знаменитым Шаолиньским монастырем, построенным в 495 г. в северо-западной части уезда Дэнфэн провинции Хэнань, в районе священных гор Суншань, где якобы испокон веков селились маги и даосские «бессмертные». Именно в этот монастырь, согласно легенде, в VI в. пришел 28-й патриарх буддизма Бодхидхарма, ставший первым патриархом чань-буддизма. Он же и считается родоначальником шаолиньского ушу. Правда, как показали современные исследования, Бодхидхарма скорее всего имел весьма косвенное отношение к ушу, как, вероятно, и к Шаолиньскому монастырю вообще. Так или иначе, все последующее развитие ушу было освящено именем этого загадочного миссионера из Индии.

Но, может быть, Шаолиньское направление объединяется если и не личностью его создателя, то хотя бы просто единым корнем или общей техникой? Прежде всего заметим, что следует различать два понятия – шаолиньцюань и шаолиньпай. Первое («Шаолиньский кулак») – это стиль, который практикуется непосредственно в Шаолиньском монастыре, а также ряд стилей, которые выросли из монастырских комплексов, например, «Красный кулак» (хунцюань ), «Кулак архатов» (лоханьцюань ), «Кулак цветка сливы мэйхуа» (мэйхуацюань ), «Взрывающийся кулак» (паоцюань ). Когда-то комплексы под такими названиями были созданы шаолиньскими монахами (во всяком случае, так они сами утверждают), а затем переросли в самостоятельные стили. Шаолиньпай («Шаолиньское направление») в отличие от шаолиньцюань – понятие более широкое, включающее в себя все стили, происхождение которых их носители связывают с шаолиньским монастырем. Здесь царит полная разноголосица – традиции многих стилей считают необходимым прибавлять к их названиям почетное определение «шаолиньский». Это значительно повышает статус стиля в мире ушу. Никаких общих технических принципов в них нет, да и что в техническом плане может связывать два стиля с одинаковым названием «Кулак архатов» (лоханьцюань), один из которых возник в провинции Хэнань на Севере, второй – далеко на Юге, в провинции Фуцзянь. Даже «внутренний» стиль синъицюань, традиционно, хотя и неоправданно причисляемый к Уданскому направлению, ведет свою легендарную историю от шаолиньского монастыря и называет своим патриархом Бодхидхарму. Есть тому и своеобразные «доказательства». В одном из старых трактатов «О вечном Дамо» («Юн Дамо») сказано: «Дамо, придя с Запада (т. е. из Индии. – А. М.), не написал ни иероглифа. Полностью полагаясь на свое сердце (синь) и волю (и), он практиковал гунфу». [287]. Из созвучия слов «сердце» (синь )и «форма» (син ) мифологизированное сознание делает вывод о происхождении стиля синъицюань.

Фактически Шаолиньского направления как некой целостной системы с общими принципами, корнями, техническим рисунком, первопатриархом (за исключением, разумеется, легендарного Бодхидхармы) не существует. Можно говорить лишь о некоем конгломерате стилей, направлений и школ, чисто мифологически объединенных именем известного монастыря. Но и здесь не ясно, о каком Шаолиньсы идет речь – о Северном, в провинции Хэнань или Южном, в провинции Фуцзянь?

Не менее сложен вопрос и о другом направлении – Уданском. Считается, что оно возникло в горах Уданшань, находящихся в северо-западной части провинции Хубэй, которые издревле славились как крупный центр даосизма. Именно здесь, по легендам, жил мифический создатель тайцзицюань даос Чжан Саньфэн (ХIII в.). Раньше всего в источниках упоминается «Искусство боя с мечом адептов внутренней алхимии с гор Удан», которые таким образом стремились укрепить свою физическую природу для дальнейшего «пестования пилюли бессмертия» внутри себя.

В дальнейшем возникла версия, что понятие «внутренние стили» и «Уданское направление» обозначают как в техническом плане, так и теоретическом одно и то же: тайцзицюань, синъицюань и багуачжан [255]. До сих пор в Уданских горах сохранились такие стили, как «Ладонь восьми триграмм пяти переходов инь—ян» (уюнь инь—ян багуачжан ), «Уданский кулак чистого начала ян» (удан чуньянцюань ), «Кулак Великой гармонии» (тайхэцюань ), «Уданский кулак Великого предела» (удан тайцзицюань ) – он ни в чем, кроме названия, не похож на классический тайцзицюань), «Сокровенные врата» (сюаньмэнь ), «Кулак пяти первостихий ци Большой медведицы» (тяньгань ци усинцюань ), направление мастера Чжан Сунси, одного из легендарных «основателей» тайцзицюань, и другие.

Теперь обратим внимание на небольшое, но существенное противоречие. Горы Удан находятся в провинции Хубэй, тайцзицюань возник на стыке провинций Шаньси и Хэбэй, синъицюань – в Шаньси и окончательно оформился в Хэбее, стиль багуачжан возник в Шаньдуне. Итак, чисто географически три «внутренних» стиля не могут быть отнесены к Уданскому направлению. Перед нами – вновь чисто мифологическое сведение разных стилей к одному священному центру.

Вместе с тем до сих пор в районе гор Удан сохранились небольшие самостоятельные школы ушу, часть из которых тесно связана с даосскими методиками продления жизни и «просветления духа». Большая часть из этих школ либо не имеет названия, либо называет себя общим термином «уданцюань» – «Кулак гор Удан».

Последнее направление – Эмэй-пай традиционно соотносится с горами Эмэйшань в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань. На рубеже ХIV—ХV вв. чаньским монахом Байюнем (Белое Облако) там была разработана довольно сложная многоступенчатая система «внутреннего искусства» – «12 столбов Эмэй». Место это было во всех отношениях «святым»: здесь обитали бессмертные даосские небожители, а отшельники показывали чудеса «внутреннего» мастерства. В Эмэйских горах, с одной стороны, развивались чисто местные, крайне небольшие школы ушу, состоящие не более чем из двух-трех десятков последователей, а с другой – сюда в ХVII в. пришли светские боевые искусства, которым обучали в армии. Эти два потока – мистический «внутренний» и прикладной «внешний» – сливаются, и на их пересечении складывается эмэйское направление ушу. Именно здесь обучался знаменитый воин ХVII в. У Шу, который описал ряд местных школ в своем трактате «Шоуби лу» («Записи о боевых искусствах») [254].

Эта классификационная схема мало чем отличается от других: с одной стороны, она не охватывает все стили Китая, с другой – не во всем совпадает с реальным положением вещей. Названия «Шаолиньское направление» или «Уданское направление» соответствуют лишь символическим представлениям китайской культуры.

Что такое ушу-таолу?
Ушу-таолу – вид спорта, принятый в России, в соответствии с Единой Всероссийской Спортивной Классификацией (ЕВСК). Является самым популярным и одним из самых зрелищных разделов ушу. Представляет собой последовательность различных ударов, стоек, передвижений, махов, прыжков ушу, гармонично составленных в определённые комплексы (формы). Комплексы ушу-таолу делятся на кулачные формы, и на формы с различными видами традиционного китайского оружия (меч цзянь, меч дао, копьё цян и другие).

Соревнования по ушу-таолу.
На соревнованиях по комплексам ушу оценки выставляются за чёткость и точность выполненных движений, их техническое соответствие правилам соревнований. Также немаловажным фактором является сила и скорость, ритмика и стиль. В зависимости от изучаемых стилей, комплексы имеют, как преимущественно боевую, так и гимнастическую направленность. В ушу есть формы различного уровня сложности, поэтому в соревнованиях могут участвовать как новички, так и опытные спортсмены.

Ушу-таолу в нашем клубе Уже более 20 лет в нашем клубе изучают традиционные комплексы ушу-таолу (также известные, как «чуаньтун-таолу» или «кунг фу»). Обучение ушу-таолу начинается с общефизической подготовки, суставной гимнастики, упражнений на формирование правильной осанки и упражнений на развитие гибкости. Спортсмены изучают базовые позиции ушу, учатся простейшим ударам руками и ногами, махам, различным равновесиям. После освоения базовой техники, спортсмен переходит к изучению базового комплекса “таньтуй” и начального комплекса “пигуа”. Изучение данных комплексов закладывает основы и культуру движения, что позволяет в максимально короткий срок перейти к углублённому изучению соревновательных традиционных комплексов международного уровня.

Основным направлением в изучении ушу-таолу в нашем клубе являются комплексы системы Тунбэйцюань. Это одна из лучших систем самообороны, рукопашного боя и владения оружием. В её основу вошли такие стили ушу, как бацзи, пигуа, фаньцзи, чоцзяо. На международных турнирах и первенствах по ушу данные стили входят в 1-ю и 2-ю традиционные подгруппы. Все эти стили имеют большие исторические корни и могут практиковаться как самостоятельные направления.

+38 073 80 500 80

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ШКОЛЫ

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ!

УШУ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

new! НОВОЕ В БЛОГЕ

СЛАЙДШОУ: НАША

ШКОЛА ЗА 10 МИНУТ

ПОЙДЕМ В КИНО?

КАКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО ВЫБРАТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА?

Кто такой мастер Му Юйчунь?

Настоящая школа боевых искусств не может существовать без основателя. Давайте узнаем о нашем мастере — носителе истинной традиции ушу

Мастер Му Юйчунь — мастер шаолиньцюань, тайцзицюань, багуачжан, синъицюань (квалификация — 6 Дуань ушу), чемпион Китая в разделе саньда 1982 года, обладатель звания лучший судья Китая, ответственный представитель Международной Федерации Дачэнцюань в Восточной Европе, основатель Всеукраинской Ассоциации Традиций и Культуры Китая.

Мастер Му Юйчунь — мастер ушу старой формации. Он с детства знаком с легендарными мастерами ушу и глубоко понимает основы боевого искусства, владеет различными методиками цигун, традиционного китайского массажа и иглоукалывания, прекрасно разбирается в фен шуй и и-цзин. Под руководством Му Юйчуня проведены десятки семинаров по ушу в различных городах Украины. Работают 14 филиалов Ассоциации в Украине, Белоруссии, Германии и Венгрии.

  • В 1989 году мастера приглашают в Центральную школу милиции города Пекина для преподавания ушу. В том же году он стажируется на курсах повышения квалификации в Пекинском Институте ушу.

    В 1993 году мастер Му Юйчунь впервые посещает Украину, а в 1995-ом — переезжает в Киев и начинает преподавание внутренних стилей ушу. Его приезд становится большим событием для энтузиастов ушу, которые до этого занимались боевыми искусствами по книгам и видео. Растет его известность в Украине.

    В 1999 году мастер создает собственную школу «Клуб Пекин», в 2005-ом — организовывает Всеукраинскую Ассоциацию традиций и культуры Китая , а в 2014 — Федерацию Шуайцзяо и Шоубо. Однако его деятельность не ограничивается одним лишь обучением в стенах Ассоциации.

    В рамках международной благотворительной программы «Чужих детей не бывает», мастер проводит практические семинары для родителей детей с ограниченными возможностями в разных городах Украины и за рубежом, активно практикует лечебный массаж и иглоукалывание, консультирует, п ринимает участие в мероприятиях, которые связаны с поддержкой развития ушу, и выступает консолидантом всех прогрессивных сил ушу в Украине.

    Читать онлайн «Ушу — путь к победе» автора Красулин Игорь Авраамович — RuLit — Страница 5

    Как правило, монахи Шаолиня изучали основы всех звериных стилей. Овладев ими, они начинали специализироваться в одном из них, в том, который наиболее соответствовал их психофизическим особенностям.

    Искусству управления энергией монахи Шаолиня придавали особое значение и тщательно охраняли его секреты. Они научились превращать свою энергию в своеобразную броню, способную защищать тело от ударов, уколов, рубки мечом или саблей.

    Вот так многолетняя работа великих подвижников ушу привела к созданию комплексной системы шаолиньской самообороны (Цюань-Шу — кулачное искусство). Ее моральный кодекс был зафиксирован в 10 заповедях Цзяо Юаня.

    1. Изучающий Цюань-Шу должен заниматься ревностно и упорно, не отвлекаясь от занятий.

    2. Применять искусство Цюань-Шу можно лишь в целях самообороны. (Обыкновенно эту заповедь трактовали следующим образом: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую; если ударили и по другой, вновь попроси ударить тебя; лишь потом используй свое искусство.)

    3. Будь скромен и почтителен.

    4. Будь вежлив, честен и доброжелателен.

    5. Не обнаруживай свои знания на людях, всячески уклоняйся от вызовов на поединки.

    6. Никогда первым не затевай драку.

    7. Будь умеренным в еде (не пей вино и не ешь мясо).

    8. Сдерживай свое половое влечение.

    9. Не обучай Цюань-Шу посторонних. (Этот пункт трактовали так: обучая другого, ты берешь на себя ответственность перед высшим Разумом и Миром за его дела, поступки, судьбу. Но если ты сам не достиг совершенства и не можешь отвечать за свои действия, то как можешь отвечать за другого?)

    10. Избегай быть злобным, жадным, хвастливым.

    Во время эпохи Мин взгляды на ушу претерпели значительные изменения. Идея силы отошла на второй план, вперед выдвинулось искусство уходов, уверток, уклонений.

    На базе шаолиньского ушу оформились и развились самые различные стили. Например, школа «Обезьяны» синтезировала движения мартышек, макак, шимпанзе, орангутангов. Обилие акробатических элементов, особое положение рук, специальный тренинг для глаз, головы, многочисленные ужимки сделали мастеров этого направления одними из искуснейших в ушу. Сложнейшей акробатикой наполнены и стили «Пьяницы», «Катающегося по земле», «Мицзун». Основаны они на быстрой смене движений (идя вперед, прыгать назад), мгновенных переходах от одного движения к другому, перекатах, падениях, ударах, нанесенных из неожиданных положений, а также на резкой смене психофизических состояний.

    В течение столетий монастырю удавалось мирно сосуществовать со светскими властями. Во времена войны с маньчжурами Шаолинь служил укрытием и местом оказания помощи повстанцам, но непосредственно в военных действиях монахи участия не принимали. И все же при императоре Каяси (1662–1722) Шаолиню была объявлена беспощадная война. Монастырь был до основания разрушен, большинство монахов погибло. Лишь пятерым из них удалось бежать в города Южного Китая. Здесь они стали готовить мастеров ушу для борьбы против поработителей. Именно эти монахи считаются основателями южного стиля ушу, который отличается от северного тем, что в его комплексах меньше сложных акробатических упражнений.

    Пять южных школ ушу названы именами основавших их шаолиньских монахов — мастеров Хун-цзя, Лю-цзя, Мо-цзя, Цай-цзя, Ли-цзя.

    Одной из наиболее распространенных в Китае стала школа Хун-цюань. До побега на юг ее основатель Хун Цзи-гуан учился у шаолиньского монаха Чжи Шань, который прославился как мастер стиля «Тигра». Затем в течение нескольких лет Хун Цзигуан изучал технику школы «Журавля». На базе этих двух стилей он создал единый, известный под названием Ху-Хао-пай. Этот синтетический стиль сочетает в себе особенности жесткого стиля «Тигра» и мягкого — «Журавля». Соединение двух направлений оказалось удачным, и школа мастера Хуна стала одной из сильнейших.

    Создание также очень известного южного комбинированного стиля традиция связывает еще с одним бежавшим монахом Цай Ли-Фо. Разработали его мастера Шаолиня, а благодаря Цаю он был сохранен и развит до совершенства. Этот очень эффективный стиль позволяет за сравнительно короткий срок (2–3 года) проходить весь курс ушу. Его тактику отличает крайняя агрессивность и жесткость. Основные принципы этой школы заключены в девизе: атака есть оборона, оборона есть атака.

    Третье направление в ушу — эмейское. Оно получило свое название от Эмейских гор, находящихся близ провинции Сычуань. Здесь было много как буддийских, так и даосских монастырей, в которых и сформировалось направление Эмэй-пай, включающее в себя свыше 60 различных стилей, основанных на уданском психотренинге и шаолиньском кулачном бое.

    Наиболее известны 8 главных эмейских стилей (4 больших и 4 малых), которые объединили и развили как северные, так и южные школы ушу.

    К четырем большим стилям относятся Юэ-мэнь, Чжао-мэнь, Ду-мэнь и Сэн-мэнь. С каждым из них также связаны многочисленные легенды, из которых черпают вдохновение создатели современных кинофильмов о мастерах ушу.

    Со стилем Чжао-мэнь связана история мастера Ма Хэйцзы по прозвищу «Волшебная нога». Основатель одного из трех знаменитых стилей «Красного кулака» взял к себе в ученики человека по имени Чжан Таньфу. Пройдя весь курс обучения, тот поселился в Сычуани и взял к себе в ученики Ма Хэйцзы. Вдвоем они в 1875 году открыли школу «Красного кулака». После смерти учителя Ма Хэйцзы несколько лет жил отшельником, совершенствуя свой стиль. Он ввел в «Красный кулак» технику ударов и блоков ногами, разработал и усовершенствовал технику уходов и передвижений. Покончив с отшельничеством, Ма Хэйцзы открыл в городе Чэнду школу ушу. Его мастерство было столь искусно, что он получил приглашение преподавать ушу в армии. После смерти Ма Хэйцзы его стиль назвали Чжао-мэнь в память об известном в то время полководце Чжао Куаньине, хотя тот не имел к созданию этого стиля никакого отношения.

    Стиль Ду-мэнь связан с именем Ду Гуаньиня из провинции Цзянси, который в 40-х годах XVIII в. поселился в Сычуани. Основа его стиля была в следовании «естественности для нахождения равновесия и баланса». Для этого использовались десять способов подхода к противнику и техника «8 захватов и болевых замков».

    Характерная для стиля Ду-мэнь близкая дистанция требовала особой техники рук, в которой сочетались приемы захвата запястья, выкручивания суставов, вытягивания конечностей, растягивания суставов до их разрывов, удары и нажатия в определенные точки. Для этого Ду Гуаньинь и его последователи создали специальную систему отработки захвата «хвоста» и тренировки силы пальцев. В нее входили упражнения по жонглированию различной величины мячами, гирями, сырыми яйцами, а также по ловле выпущенных из лука стрел, ножей и т. п.

    Ушу эмэйское

    Боевая гимнастика. Упражнения китайского ушу для здоровья и самозащиты

    Что мы знаем об ушу

    Определить, что такое ушу, довольно сложно. Если на Западе ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к ушу относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную практику, народные праздничные ритуалы, цирковое представление и танцы в подражание животным, даже дыхательную гимнастику. Но самое главное – во все времена ушу воспринималось как «чудесное и утонченное», как «сокровенное искусство» (мяо и, сюань шу). Оно реализовывалось в «одухотворенном ударе» (шэнь цюань), оно даровало «истинное мастерство» (чжэнь гунфу) – «благую мощь» (дэ). Несложно заметить, что все это как бы намекает нам на некий священный, «от Неба данный характер» ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: «упражняться в достижении мастерства» (лянь гун), в противоположность спортивным секциям, где просто «тренируются». Все это лишь подтверждает связь традиции ушу с духовными и религиозными системами.

    Ушу послужило истоком и одновременно матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы «праформу» японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом – даже в таком «чисто японском» виде боевых искусств, как каратэ, в первое время многие названия приемов и комплексов были китайскими.

    Если японские боевые искусства распространялись в мире по «официальной» линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское ушу прорастало за пределами Китая прежде всего через общины китайцев – эмигрантов-хуацяо. Именно от них Запад узнал о китайском ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили в основном с юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, – гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько все те способы боя и оздоровления, которые не подпадали под достаточно четкую систему каратэ. Естественно, не обошлось без создания новых «стилей» и «школ». Большинство из них представляло собой откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые оказались весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской традицией. Например, система рукопашного боя, созданная Брюсом Ли, считается кунфу.

    О китайских боевых искусствах начали говорить еще в 60-х годах ХХ в., но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х годов, когда стало стремительно расти число залов для занятия кунфу – квонов (искаженное от китайского «гуань»). Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ – «еще лучше», как писали о нем западные журналы типа «Inside Kungfu» и «Karate». Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название «китайский бокс», а известный популяризатор боевых искусств Эд Паркер вообще писал о «китайском каратэ».

    Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х годов. Именно тогда выходят первые, пускай недостаточно профессиональные, но познавательные работы по истории и духовной традиции ушу, потеснившие бульварную литературу о «смертельных касаниях» и «энергетических ударах». Так постепенно становилось ясно, что ушу – явление более высокого порядка, нежели просто боевая практика.

    Параллельно с этим власти КНР активизировали начатую еще в 50-х годах пропаганду чисто спортивного, гимнастического направления ушу, созданного за счет упрощения традиционной практики.

    В «Хрониках Шаолиньского монастыря» можно встретить интересную историю, рассказывающую о смысле занятий ушу. Как-то раз к наставнику Шаолиньского монастыря Чаошую (XV в.), блестящему мастеру боевых искусств, чье имя еще при жизни превратилось в легенду, пришел его бывший ученик, занявший высокую должность старшего наставника по боевым искусствам в одном из соседних монастырей. Решив тонко намекнуть на свою преданность ушу, он заметил: «Я с раннего утра и до заката преподаю ушу монахам и, кажется, мне неплохо удается донести до них суть этого великого искусства». «О, да вы счастливый человек! – воскликнул Чаошуй. – Я уже полвека по мере своих скромных сил занимаюсь ушу, но так и не сумел найти слов, чтобы выразить смысл этого. Впрочем, кажется, и я когда-то знал это, да потом все позабыл!»

    Притча весьма точно передает парадоксальную сущность ушу. В Китае стало знаменитым выражение о некоем «кулачном искусстве вне кулачного искусства, которое и есть истинное кулачное искусство». Чтобы постичь ушу, надо забыть о нем, точнее, о его внешней, технической стороне. Именно это имел в виду наставник Чаошуй. Разумеется, можно и нужно описать историю и технику ушу, культурную традицию и духовные концепции. И все же надо помнить о том, что истина ушу значительно глубже.

    В первом приближении нам трудно представить всю масштабность занятия боевыми искусствами в Китае. Не было в Поднебесной империи другого явления – столь же глобального, всеохватного, пронизывающего все слои общества: от бродяги и простолюдина до мистика (даоса и благородного конфуцианца) и чиновника.

    Что такое ушу для Китая? Это прежде всего способ приобщения к культурным, нравственным ценностям прошлого. Через боевые искусства китайцы не просто узнают, но и осознают реальность многих философских понятий, приобщаются к образам героев древности. Занимаясь ушу, они вдыхают ароматы живой истории.

    Книга мастера Лина знакомит читателя с основами ушу и в первую очередь рассчитана на начинающих. Если Вы, читатель, хотите улучшить здоровье, познакомиться с основами самозащиты или просто внести некое разнообразие и новизну в свои занятия фитнесом, то эта книга будет для Вас великолепным помощником и путеводителем в удивительном и до конца абсолютно непостижимом мире китайского ушу.

    Президент Федерации шаолиньских

    боевых искусств (Россия),

    доктор исторических наук,

    Краткая история китайского ушу[1]

    Боевые искусства Китая являются социально-культурным феноменом, созданным китайской цивилизацией и не имеющим аналогов ни в какой другой культуре. Для Китая боевые искусства были всегда многофункциональны, в них философия не отделена от методов самообороны. Они являлись одновременно и духовной дисциплиной, и искусством самозащиты, и способом социально-культурного воспитания, и ритуальным видом спорта, и системой психофизического тренинга, и символической самореализацией человека в пространстве священных сил космоса.

    Китайская культура, основываясь на глубоком почитании древности, где история воспринимается как передача духовных ценностей от первомудрецов к их потомкам, а затем и к современникам, относит появление ушу к периоду истории, прошедшему за два тысячелетия до нашей эры, когда в первобытном обществе люди вели ожесточенную борьбу за выживание и охотились. Путем естественного отбора начали складываться способы оборонительной и наступательной техники с использованием рук, ног и простейших видов оружия. Это и стало прообразом того, что с течением времени, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратилось в уникальную культуру боевых искусств, со своими законами и правилами, литературой и театром, учебными заведениями и школами, поэзией и ритуалами.

    По материалам исследований доктора исторических наук, профессора А. А. Маслова

    Ссылка на основную публикацию
08.03.2012, 11:13