Ушу без дефиса | Karate-krs.ru

Ушу без дефиса

Техника — молодёжи 1991-01, страница 47

Мир наших увлечений

Далеко не случайно возникла на страницах «ТМ» тема ушу. (Кстати, слово «ушу» теперь все чаще пишут без дефиса, будем придерживаться этой орфографии и мы.) Непосредственным поводом послужили многочисленные письма читателей с просьбой рассказать о столь древнем гимнастическом комплексе, а потом (и это привлекло нас) ушу — загадочно само по себе. Подобно НЛО, его относят к разряду феноменальных явлений.

В чем же уникальность ушу? Прежде всего в тех способностях, которые оно придает человеку. Здесь и чудесные излечения от болезней, и приобретение необычайной силы, и волевое изменение собственного веса (а древние мастера, по легендам, и вовсе левитировали), другие удивительные качества.

Конечно, добиться таких результатов непросто. Для этого нужно не только упорство, но и знания, определенный уровень осмысления ушу. За два с половиной года мы познакомили читателей с разминоч-ными и базовыми упражнениями школы Чой, а также с некоторыми приемами самообороны. Первый цикл (с № 6 за 1988 год по № 10 за

1989 год) был как бы введением, знакомил с особенностями биомеханики ушу, готовил к дальнейшим, более сложным движениям. Второй (до № 12 за 1990 год) преследовал другие цели — дать навыки прикладного, боевого характера, показать возможности ушу, что называется, в действии. Но помимо того (что, пожалуй, главное!) — проверить, насколько усвоен первый этап.

Кстати, в читательских откликах нередко высказывались взаимно противоположные упреки: «Все очень элементарно, давайте побольше приемов!» — и наоборот: «Приемы слишком сложны, они не получаются!» Здесь ответ один: тренирующиеся мало уделяли внимания подготовительным упражнениям.

Но большая часть почты носит совсем иной характер: «Спасибо за публикации, они помогли улучшить здоровье, во многом разобраться в себе»: «Мы теперь подсознательно ощущаем, что ушу имеет более глубокую основу, нежели просто набор физкультурных движений, каким бы экзотическим он ни был». Читатели говорят, что благодаря публикациям о Брюсе

Ли (М 2 за 1990 год), цигуне (№ 9 за 1990 год), ниндзя (М И, 12 за 1990 год) для них становится ясно, какую важную роль играют мысленный настрой, психологическая установка, что в ушу называется «внутренней работой».

Скорость всей эскадры диктуется самым тихоходным кораблем в ней — есть среди моряков такое правило. Как часто руководствуются им и при обучении, ориентируясь на слабо подготовленных учеников. Мы же поступили иначе: кто отстал, пусть займется повторением пройденного, а передовой группе читателей предлагаем перейти в следующий класс познания ушу. По его завершению планируем вновь вернуться к школе Чой на более высоком уровне.

Новый ведущий рубрики — человек, весьма известный среди энтузиастов восточных единоборств — Алексей MAC Л ОВ, историк-востоковед, член бюро Федерации боевых искусств СССР, председатель комиссии ушу Московской ассоциации боевых искусств, член подготовительного комитета международной Ассоциации традиционных боевых искусств Цзиньу.

Сокровенное учение монастыря Шаолинь

Шаолиньский кулак — гармония внешнего и внутреннего ушу

Шаолиньсы — Шаолиньский монастырь. Едва ли среди энтузиастов ушу найдется человек, не слышавший об этой обители боевых искусств. История монастыря окутана ореолом легенд и загадок. Кто не слышал рассказы о коридоре смерти, 18 бронзовых бойцах, о таинственном появлении там патриарха чань-буддизма Бодхид-хармы, о совершенной технике боя монахов да и многом другом! Где вымысел? Где реальность? Современные авторы без устали подливают масла в огонь конъюнктурного интереса, бесстрашно придумывая собственные мифы, порой не интересуясь тем, что в действи

тельности представляло собой шао-линьское искусство, его история, философия, методология.

Шаолиньское ушу, обобщенно называемое шаолиньцюань —’ шаолиньский кулак,— крупнейшее направление китайских боевых искусств. Оно объединяет методы физической и психологической тренировки; нэйгун («внутреннее искусство») — управление энергетической субстанцией ци; диетологию; медитативно-дыхательные системы, основанные на даосской и буддийской философии.

Стиль шаолиньцюань окончательно сформировался в XIII — XIV веках и быстро распространился по всей Поднебесной империи. Возникло около четырехсот ответвлений, каждое из которых легендарно вело свою историю от

Шаолиньсы. Потому шаолиньцюань — не только искусство монахов (монахов-бойцов всегда было немного), но и общее название пестрого многообразия народных стилей этого направления.

«Если будешь заниматься лишь кулачным боем и не станешь совершенствоваться в специальных упражнениях, то к старости окажешься опустошенным»,— гласит старая шаолиньская поговорка. Речь идет об особых методах, развивающих чудесные способности: уменьшение веса тела, выполнение сверхвысоких прыжков, умение стоять на одном пальце и другие. Сами по себе шаолиньские боевые приемы особого секрета не составляли, а вот методы обучения — напротив, всегда держались в тайне. Именно они и позволяли подготовить настоящего шаолиньского бойца. Эти методы оформились к XVI веку и включили в себя 72 упражнения (их еще называют формами) — каноническое число, столько же было основных шао-линьских приемов кулачного боя. Упражнения подкреплялись специальной тренировкой ног, рук, поясницы, ударных поверхностей те

Ушу без дефиса

Середина 80-х ознаменовалась бурным распространением различных видов восточных единоборств на территории нашей страны. Секции, клубы, школы одни за другими стремились удовлетворить растущий интерес публики. Периодические издания публиковали обширные статьи и краткие очерки, посвященные истории и теории боевых искусств. Предлагались и систематические циклы публикаций с описанием движений различных стилей и видов единоборств. Казалось, все благоприятствовало тому, чтобы боевые искусства получили мощный толчок к развитию во всем своем многообразии.

Однако прошло пару лет, и бурный энтузиазм многих любителей единоборств сменился глубоким разочарованием. Различные публикации, телепередачи, кино-, видеофильмы рекламировали великолепные достижения знаменитых мастеров, в то время как техника доморощенных тренеров поражала необыкновенным убожеством и несовершенством. Часто за «солидными» высказываниями о глубоком внутреннем смысле и достижении новых горизонтов сознания через овладение боевыми искусствами, скрывалось полное незнание сути излагаемого предмета, желание утвердиться в качестве всезнающих и авторитетных специалистов в никем не регламентируемой области. Проблема эта не нова и характерна, практически, для любой сферы деятельности в начале ее развития. Но, так или иначе, многие боевые искусства были дискредитированы в глазах общественности. Возникло представление о недееспособности, оторванности от реальных условий и неприспособленности многих систем единоборств к жестким меркам рукопашного боя. В результате к тому моменту, как появились действительно высококвалифицированные отечественные знатоки восточных единоборств, в среде любителей и специалистов физкультуры и спорта распространилось мнение о строго коммерческой направленности занятий в секциях боевых искусств и профессиональной некомпетентности большинства инструкторов и тренеров. Ушу, как и другие виды единоборств, немало пострадало от подобных взглядов и до сих пор остается окутанным ореолом таинственности, неоправданного мистицизма, вызванного обилием, но никак не обоснованностью и объективностью имеющейся информации. Поэтому представляется целесообразным разъяснить хотя бы некоторые, наиболее распространенные вопросы, касающиеся ушу как уникального и самобытного явления китайской культуры.

Прежде чем начать разговор о сути и содержании ушу, разберемся в терминах «ушу» и «кунгфу». Долгое время под влиянием публикаций, переведенных с западных языков, а также ряда кино-, видеофильмов, в среде любителей восточных единоборств бытовал термин «кунгфу». Он применялся для обозначения всего спектра китайских боевых искусств. К слову заметить, был столь популярен, что даже в Гонконге и некоторых странах Юго-Восточной Азии появились объявления о школах, в которых преподается «настоящее китайское кунгфу». Подобные плакаты-объявления были рассчитаны, главным образом, на не особо просвещенных в этой области, не в меру доверчивых западных энтузиастов боевых искусств.

На Востоке бытует мнение, что обмануть европейца не является зазорным. Белые хотят изучать кунгфу и платят за это деньги — хорошо, их научат и заверят при этом в строгой сакральности и истинности полученных знаний. Выдадут красочное удостоверение или сертификат с непонятными, но красивыми иероглифами, присвоят мастерскую степень, подтвержденную вручением пояса любой расцветки, вплоть до серо-буро-малиновой. Но вернемся к истории возникновения термина «кунгфу». В последнее время в ряде публикаций уже неоднократно указывалось, что слово «кунгфу» возникло как искаженная транскрипция китайского термина «гунфу». Его содержание в родном языке довольно объемно и трудно поддается адекватному переводу. Первоначально слово употреблялось в значении «время» или » долгая работа, выполненная с истинным мастерством», «драгоценное, с умом проведенное время».

В VII в. термином «гунфу» в летописях стали обозначать успех правителя, мудреца или другого достойного человека, плоды деятельности которого пошли на пользу общества. В XII веке в китайской философии «гунфу» обозначает высший этап совершенства при занятиях медитацией. И только в XVII в. слово стало общим названием боевых искусств и получило распространение в среде тайных обществ и религиозных сект, типа Байляньцзяо («Белый лотос»). В конце XIX — начале XX века особо широкое распространение получили термины «уи» («воинское искусство») и «гошу» («национальное искусство»), а термин «гунфу» использовался в среде знатоков боевых искусств в значении «прилежание», «глубокое постижение», «истинное мастерство» для обозначения степени проникновения во внутреннее содержание воинского искусства. «Ушу» («боевое искусство» или «боевая техника») долгое время оставался синонимом военной науки в целом, включавшей в себя фортификацию, стратегию, тактику, умение управлять и маневрировать войсками и т.д. Только после реформы 1953 года слово «ушу» заменило общий и расплывчатый термин «гошу» и стало общепризнанным в среде китайских специалистов боевых искусств.

Что касается написания и транскрибирования китайских наименований, то этой проблеме также уделяли немало внимания на страницах различных публикаций. Так признанный отечественный авторитет в области ушу востоковед А.А. Маслов (знакомый широкой публике благодаря участию в цикле телепередач, посвященных этому боевому направлению, в рубрике «Вокруг света», «Клуба путешественников») в ряде статей указывает на необходимость строгого соблюдения единых лингвистических норм при транскрибировании китайских терминов. В частности «ушу» надлежит писать одним словом без дефиса. Аналогичные проблемы возникают при написании китайских терминов «Тайцзи» (часто заменяемое на «тайчи»), «ци» («чи», и подобные «перлы»), «багуа» («па куа», имеющее в китайском языке вообще неприличное звучание), «цайлифоцюань» (широко известный благодаря ряду публикаций в журнале «Техника молодежи» как «чой-ли-фут»), «хунцзяцюань» (знакомый многим в гуаньдунском варианте транскрипции «хун-гар»), «чанцюань» («чань» — направление буддизма, не имеющее к стилю «длинный кулак» никакого отношения) и т.д. Таким образом, можно сказать, что постичь «гунфу» («истинное мастерство») можно и в работе повара, врача и даже дворника. Следовательно, нельзя использовать термин «гунфу» отдельно для обозначения занятий боевыми искусствами. Уже по написанию термина «ушу» в объявлении о наборе в секцию можно судить о том, насколько специалист, ведущий занятия, ознакомлен со сложившейся традицией боевых искусств.

Физо-До : Боевые искусства, самозащита, меры безопасности, физическая и психологическая подготовка.

Словарь терминов, принятых в ушу, в русской транскрипции.

Словари спортивных терминов

Базовые упражнения — Цзибэньгун
Даньцзянь — вращение одной рукой в плечевом суставе
Шуанцзянь — вращение обеими руками в плечевых суставах
Чжэнъятуй — прямой наклон к ноге
Цэятуй — наклон к ноге вбок
Шуайяо — вращение в пояснице
Цяосин (яо фа) — мостик
Цянь бэй — кувырок вперед
Хоубэй — кувырок назад
Цянь фу яо — наклон вперед
Тань яо — прогиб назад стоя
Хэнпитуй — поперечный шпагат
Чэпитуй (чхэпитуй) — прямой шпагат

Балансировка — Пинхэнь
Янь ши пинхэнь — «ласточка»

Команды
Приготовиться — Юй-Бэй
Начали — Кайши или цзо (цзоу)
Задержались — Тин (тхин)
Повторить — Цзай цзо ибей
Повернуть (ся) — Чжуань Шэн
Повернуться вправо — Ю чжуань (йоу чжунь)
Повернуться влево — Цзо чжуань
Ошибка — Цзо цолэ (цхуолэ)
Хорошо — Хао!
Не правильно, не пойдет — Бусин!
Закончить — Цзешу

Передвижения — Буфа
Синбу — последовательный шаг, несколько шагов друг за другом
Табу — приставной шаг
Цзибу — сталкивающийся шаг
Чабу — заднескрестный шаг
Гайбу — переднескрестный шаг
Тяобу — шаг с прыжком вертикально вверх
Чжэньбу — шаг с притопыванием
Туйбу — шаг назад
Яобу — шаг с подпрыгиванием

Подсечки — Саотан
Цянь саотан — передняя подсечка
Хоу саотан — задняя подсечка
Цзиньгоу — «золотой» крючок, подцеп стопой ноги противника

Положения кисти — Шоусин
Цюань — кулак
Фуцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вниз
Чжэньцюань — позиция, при которой центр кулака направлен вбок
Ицюань — позиция, при которой центр кулака направлен вверх
Цюаньмянь — фронтальная часть кулака
Чжан — ладонь
Люэчжан — ладонь в форме листа ивы (базовая форма в чаньцюань, большой палец прижат)
Гоу — «крюк», т.е. пальцы собраны в щепоть, рука согнута в запястье
Чжи — пальцы
Чжоу — локоть
Лунчжуа — «когти дракона»
Хучжуа — «когти тигра» (пальцы согнуты и немного разведены)
Иньчжуа — когти орла (пальцы вместе, согнуты)
Цзяньчжи — пальцы-меч (указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные поджаты к центру ладони)
Саньиньчжи — три темных пальца (три пальца вытянуты вперед)
Цзиньганьчжи — алмазный палец, (один палец вытянут вперед)
Фэняньцюань — кулак феникса, указательный палец согнут во второй фаланге, которой наносится удар, остальные пальцы в кулаке

Прыжки — Юэтяо
Тэнкуйфэйтуй — прямой прыжок
Вайбайлянь — раскрывающийся лотос
Сюаньфэнтуй — удар вихря
Тэнкунцэчуайтуй — боковой прыжок
Сюаньцзы — «бедуинский» прыжок

Стойки — Бусин
Мабу — стойка всадника
Гунбу — стойка лука
Сюйбу — пустой шаг (центр тяжести на заднестоящей ноге)
Себу — скрученная (сидя)
Пубу — вспомогательный шаг
Цзопань — «сидеть на нижних конечностях», положение, при котором боец в скрученной стойке касается пола ягодицей или бедром
Бинбу — исходная стойка (пятки вместе, носки врозь)
Динбу — Т-образная
Баньмабу — половинная Мабу
Хэнданбу — Гунбу с поворотом корпуса вбок на 90 градусов
Дулибу, Тиси (тхиси) — на одной ноге
Чабу (чхабу) — задний скрестный шаг
Гайбу — передний скрестный шаг
Лунбу — стойка дракона
Цилунбу — стойка единорога
Кайлибу — прямая стойка (ноги на ширине плеч)

Счет
1 — И
2 — Эр
3 — Сан
4 — Сы
5 — У
6 — Лю
7 — Ци
8 — Ба
9 — Цзю
10 — Ши

Термин
Ушу — боевое искусство
Шуайцзяо — борьба, техника бросков
Циньна — заломы и захваты
Ци — внутренняя энергия, воздух
Шэнь — дух, высшая духовная субстанция
Цзинь или цзир — внутреннее усилие, выбрасываемое во время удара
Цзинь — семя, внутренняя субстанция человека
Тили — физическая, мускульная сила
Гунфу — высокое мастерство
Таолу, тао — комплекс упражнений
Лу — «дорожка», обычно непрерывная последовательность движений в комплексе, выполняемая в одну сторону
Цзибэньгун — базовые упражнения
Цзухэ ляньси — связки движений
Цзухэфа — комбинации
Бусин — стойки
Буфа — передвижения
Пиньхэн — балансировка
Саотан — нижние подсечки
Шоуфа — техника работы рук
Туйфа — техника работы ног
Юэтяо — прыжки

Техника работы ног — Туй фа
Чжэнтитуй — прямой мах ногой
Сетитуй — диагональный мах ногой
Цэтитуй — мах ногой вбок
Вайбайтуй — круговой мах ногой наружу
Лихэтуй — круговой мах ногой вовнутрь
Хойтитуй — мах ногой назад
Таньтуй — подхлестывающий удар ногой (верхней поверхностью стопы)
Дэнтуй — прямой удар пяткой
Цэчуайтуй (чуайтуй) — удар ногой вбок, обычно всей поверхностью стопы
Цэчаньтуй — боковой колющий удар (внешним ребром стопы)
Хоубайтуй — круговой удар ногой назад
Юаньтуй — круговой удар ногой вперед (стопой или голенью)
Хоудэнтуй — проникающий удар назад пяткой

Техника работы руками — Шоуфа
Чаньцюань — прямой удар
Туйчжан — толчок ладонью
Ляочжан — «раскрывающаяся ладонь» (обращение ладони вверх)
Пичжан (пхичжан) — рубящий удар ребром ладонью в вертикальной плоскости
Чуйчжан — рубящий удар ладонью в горизонтальной плоскости
Цзацюань — удар кулаком сверху вниз
Бяньцюань — хлещущий кулак (обычно в южных стилях, удар обратной стороной кулака, чаще всего наотмашь)
Гуйцюань — крюк в горизонтальной плоскости
Тяочжан — «вспарывающая ладонь», удар кончиками пальцев снизу вверх
Тяоцюань — «вспарывающий кулак», удар кулаком снизу вверх, апперкот
Динчжоу — «колющий» удар локтем вперед
Паньчжоу — удар локтем (предплечьем) в горизонтальной плоскости

ПЯТЬ ФОРМ И ВОСЕМЬ СПОСОБОВ

ПЯТЬ ФОРМ И ВОСЕМЬ СПОСОБОВ

Комплекс «Пять форм и восемь способов» является одним из самых древних аутентичных тао, принадлежащих к шаолиньскому направлению ушу. В его основе лежит имитация внешней формы и внутреннего состояния пяти животных — дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля, что и называется «пять форм». «Восемь способов» призваны создать образ имитируемых животных и заключаются в следующем:

«Внутренняя работа» (нэйгун) — включает в себя налаживание циркуляции ци в организме посредством концентрации внимания в определенных точках тела, точного соблюдения состояний расслабления и напряжения, принятия определенных положений тела для раскрытия каналов цзиньло, по которым циркулирует ци. В самом широком смысле «внутренняя работа» подразумевает воспитание духа — «тренируя тело, пестуем сердце», говорят в ушу.

Концентрация внимания (инянь) — концентрация внимания на определенных состояниях сознания (ярость, мужество, спокойствие, изворотливость), либо на биологически активных точках организма. Тесно связана с «внутренней работой» и способствует мощному «выбросу силы».

«Внешняя работа» (вайгун) — соблюдение целого комплекса принципов движения телом и взаимосвязанность движений между собой. «Внешняя работа» неотделима от «внутренней работы», именно это и формирует понятие целостности всего тао. Ключевой принцип ушу гласит: «Внешнее и внутреннее соединяются воедино».

Приемы руками (цюань) — хотя в дословном переводе этот способ будет звучать как «кулак», он охватывает не только удары кулаками, но всевозможные удары ладонями, «лапой тигра», «лапой леопарда», «клювом журавля», блоки и отводы, производимые руками.

Движение ногами (туй)—удары и прикрытия ногами.

Захваты и броски (циньшуай) — этот способ атаки и защиты включает несколько десятков разнообразных захватов, заломов, бросков и удержаний. Большинство из бросков в ушу производится с помощью болезненного воздействия на лучезапястный, локтевой, плечевой, коленный суставы или с предварительным нажимом на болевую точку. Захваты конечностей и тела соперника представляют собой целую науку, которая учит сочетать само захватывающее движение с болевым воздействием, что ставит противника в безвыходное положение и заставляет его сдаться- Изучая этот раздел, необходимо точно рассчитать свои действия, чтобы не травмировать партнера.

Движения телом и передвижения (шэньбу) — закрепощенное тело — одна из наиболее часто встречающихся ошибок в ушу. Это не позволяет передавать силу всего тела в удар или защиту, делает движения куцыми и хаотичными. Движения телом сочетают в себе как принцип мягкости, так и твердости, т. е. в момент «выброса силы» тело становится твердым как скала, во время передвижений оно гибко и подвижно, как трава под ветром. В старом Китае не делали принципиальных различий между «шагом» или «передвижением» и «стойкой». Они даже обозначались одним словом «бу». Таким образом, стойки должны представлять собой не какие-то застывшие позиции, но шаги, выполняемые свободно и без напряжения. В то же время каждая отдельно взятая стойка должна быть стабильной. Неумелому ученику стойки лишь мешают, хорошему ушуисту они обеспечивают базу для всех технических действий.

«Делая выкрик, используй ци» (фашэн юнци) — комплекс «Пять форм и восемь способов» предусматривает постановку особых звуков, каждый из которых соответствует характеру движения и образу животного. Такой крик не должен быть оглушающе громким или слишком тихим, дело заключается в данном случае не в силе звука. Прежде всего крик должен исходить из области даньтянь, а не из горла, что и называется «использовать ци во время выкрика». Зачем используется такой крик? Многие полагают, что для того, чтобы запугать противника. Это верно лишь отчасти. Основная задача такого специального крика — способствовать «выбросу силы» и использованию ци во время атаки или защиты. Крик не должен быть наигранным, он свободно исходит из глубин тела. Правильно поставленный крик имеет также и ярко выраженный оздоравливающий эффект, способствует санации трахеи и бронхов, области гортани. Не случайно мастера ушу сохраняют чистый голос до глубокой старости.

Ушу без дефиса

МЕТОДИКА АНДРЕЯ БАРАБАНОВА

ВРАЩЕНИЕ ШЕСТА. Упражнение №1.

Одним из важнейших видов оружия в китайском кунг-фу является шест. Техника владения им восходит к легендарным странствующим монахам, которые собирали денежные средства для монастыря, пересекая пешком древний Китай и часто сталкиваясь с шайками грабителей. Можно сказать, что шест является одним из самых простых и доступных каждому видов оружия, обладающий рядом несомненных достоинств. В боевом аспекте одно из них – возможность в одиночку удерживать нескольких противников на безопасной дистанции, совершая вращения шеста и чередуя их с ударами. В плане же постановки тела шест незаменим. Как показывает практика, различные виды вращения шеста позволяют в кратчайшие сроки развить практикующему силу, ловкость, общую скоординированность гибкость и выносливость тела, что является не только прочной основой боевой техники, но и благотворно сказывается на здоровье практикующего.
Мы опубликуем 8 различных видов вращения шеста, сначала на месте, затем в передвижении. Теперь о его параметрах. Длина шеста должна иметь рост практикующего или чуть выше (на 5-10 см), его диаметр – один цунь (длина средней фаланги указательного пальца). Дерево – лучше бук или дуб, они обеспечивают оптимальный вес и прочность. Важно, чтобы поверхность шеста была ровной и гладкой. И еще одно. Вращения шеста это, без преувеличения, настоящая магия, причем это мнение всех, у кого начинали получаться эти упражнения. Попробуйте и убедитесь сами.

Упражнение №1.
Фронтальное вращение сверху.

1.Примите фронтальную стойку, как описано в упражнении №1 комплекса разминки.
2.Поместите шест под левым плечом в подмышке следующим образом: располагаясь под локтем левой руки, правая рука 4-мя пальцами держит шест снизу на ладони, большой палец сверху; левая рука почти прямая лежит на шесте ладонью вниз, большой палец поддерживает шест снизу.
3.Начинайте вращение, поворачивая верх туловища вправо и нанося удар сверху левой, ведущей рукой. Затем, не меняя положения тела, проворачивайте шест справа, перехватывая левую руку так, чтобы она поддерживала шест снизу под локтем правой руки.
4.Поворачивайте туловище влево и наносите удар шестом из-под правой подмышки правой рукой, не меняя (!) ее хвата. Затем, не меняя положения корпуса, проворачивайте шест слева от себя, поменяв хват левой руки. Вы пришли в исходное положение, откуда вращение повторяется заново.

Видео — упражнение №1. Фронтальное вращение сверху:

На что обратить внимание:

1.Правая рука не меняет хват вообще, левая же меняет его каждый раз при переходе на другую сторону, то нанося удар сверху и являясь ведущей, то поддерживая шест снизу и являясь ведомой.
2.Вращение осуществляется за счет скручивания тела в пояснице и расширения ребер, бедра же лишь следуют за этим поворотом, пропуская силу в землю. Неправильно начинать поворот с вращения бедер.
3.Выдох через рот начинается с удара левой рукой сверху, после него следует небольшая задержка дыхания на вращении справа, затем идет вдох носом.
4.Избегайте наклонов, прогибов, разрывов во вращении, движения должно быть подобно катящемся колесу.
5.Не держите шест слишком крепко, чтобы не возникало напряжения в кистях и теле, чувствуйте, где его нужно слегка отпустить.
6.Увеличивайте скорость вращения постепенно, доводя ее до максимальной. После того, как у вас получилось вращение с неподвижной правой кистью, поменяйте руки.

ГУНФУ, ДЗЕН И МЕДИЦИНА

in Zen we trust

Занятия цигун, ушу, кунг-фу в Москве

Регулярные занятия проходят с сентября по май. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.

Подробная информация по телефону: +7(903)592-41-84 (доступен в WhatsApp)
E-mail: pavel.ryabikov@gmail.com

АДРЕС В МОСКВЕ И РАСПИСАНИЕ:
ст. м. Красные ворота, Комсомольская, Красносельская
ул. Новая Басманная улица, дом 25/2, строение 2
Понедельник, среда, пятница 19:30 — 21:00

Также в среднем дважды в год (в осенне-зимний период) мы проводим в столице классы с мастером Чень Гэном, приезжающим из Шаолиня, у которого иногда можно поучиться и каллиграфии. Информация о ближайших его мастер-классах в Москве:
Подробнее о курсе >>

К занятиям допускаются все желающие. Всё зависит от самого человека. Из опыта, самый молодой воспитанник был принят в возрасте 10 лет. В принципе, с 13-14 лет уже вполне возможно заниматься осмысленно. Мужчины и женщины принимаются без ограничений. Если вы согласны с подходом и манерой тренировки, то добро пожаловать 🙂

ФОРМА ОДЕЖДЫ: обычная спортивная или полуспортивная одежда, самое главное удобная и свободная. Обувь на мягкой плоской подошве.

ПОДРОБНЕЕ О ПОДХОДЕ: Побывав в школе Мастера У Наньфана перед всеми возник вопрос, если они там занимаются по 6-7 часов в день на свежем воздухе, то как обычному горожанину совершенствоваться в потоке его жизненных событий?

Главный тезис: «Люди не одинаковы»

Дело в том, что обстоятельства жизни, пол, возраст, качество жизни, судьба (если будет угодно) у всех людей свои собственные. Поэтому, не смотря единство системы упражнений, качество занятий сильно зависит от того насколько удачно получится заниматься каждый день самостоятельно. Для начала 15-20 минут в день, чтоб хотя бы привыкнуть. Стоит заметить, что 10% успеха — это ваш наставник. 90% — это вы сами.

В связи с этим часть тренировки проходит в коллективном виде, где мы изучаем/повторяем базу, обсуждаем какие-то принципиальные вещи общего характера. Однако вторая часть тренировки целиком посвящена самостоятельной работе. Подход индивидуальный.

В последнее время мы взяли за правило мягко разминаться мечами или шестами. Это и эмоции, и новые ощущения. Для этого мы рекомендуем приобрести свой шест и свой меч. Можно постепенно, не всё сразу.

В КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА ВХОДЯТ:

  • блок из 5-7 упражнений яншенгун;
  • цигун «8 кусков парчи»;
  • две короткие дорожки «скручивание корней»;
  • комплекс на стойки;
  • базовые шаги;
  • и, естественно, практика стояния в столбе или практика покоя.

ТРЕНЕР:
Павел РЯБИКОВ
+7(903)592-4184
shaolinblog.info@gmail.com

АДРЕС В МОСКВЕ И РАСПИСАНИЕ:
ст. м. Красные ворота, Новая Басманная улица, дом 25/2, строение 2 .
Понедельник, среда 19:30 — 21:00

Особенность стиля заключается в том, что первоначально в упражнениях требуется отказ от физической силы. Мягкость нужна, чтобы освободить тонкие потоки в теле, настроить его подобно музыкальному инструменту, а уже потом потихонечку искать силу, которая основывается на связанности всей телесной структуры.

Обычно тренировка начинается со спокойного стояния. Здесь нужно остановиться и какое-то время просто подышать и привести мысли в порядок. Чтобы двигаться дальше не должно быть и намёка на суету.

Следующий блок упражнений служит мягкому разминанию, не путать с разминкой. Здесь мы помогаем диафрагме стать более мягкой, расслабить суставы, снимаем зажим с дыхания, освобождаем плечи. Тут также настраиваются внутренние сухожильные взаимосвязи. Начинает чувствоваться низ живота как источник движения.

Ментально и эмоционально все проходит очень естественно и спокойно. По окончанию этой части можно постоять положив руки на пупок и отдохнуть. После этого рекомендуется короткий перерыв.

Вторая половины тренировки обычно посвящается изучению стоек, базовых перемещений и комплексов упражнений. Здесь можно поговорить о более глубоких принципах стиля, его практической полезности для здоровья или боевой ситуации в зависимости от склонностей и интереса ученика.

Подводя итог можно сказать, что хорошим результатом считается добиться целостного и непрерывного движения, в котором сознание естественно включено и присутствует, а в Сердце отсутствует любая нервозность и избыточное усилие. Собственно этот подход очень хорошо ложится на практику дзен-медитации (если есть к этому интерес), а также исключительно полезен для здоровья.

2 comments on “Занятия цигун, ушу, кунг-фу в Москве”

Добрый день,
Хочу записаться на занятия Цигун, начиная с 16.09.2019.
Уровень 0.

Здравствуйте, Юлия! Пришлите, пожалуйста, нам свой номер телефона и ФИО полностью. Можно на этот номер: +79035924184

Дулибу — стойка на одной ноге, еще ее называют «Тиси» — поднятое колено.

Правильное выполнение

Исходное положение: Ноги вместе, руки в кулаках на поясе, ноги в коленях прямые. Затем сгибая ногу в колене поднимаем ее на уровень груди. Голень перпендикулярна полу, носок развернут внутрь и прикрывает колено. Колено согнутой ноги четко перед собой и немного прикрывает центральную линию (пах). Спина прямая, взгляд прямо.

Контроль стойки

Колено опорной ноги прямое, спина прямая, не завалена вперед или назад. Колено на уровне груди (следить, чтобы не опускалось на уровень пояса), носок оттянут вниз и повернут внутрь, к колену опорной ноги. Опорная нога стоит жестко всей стопой на поверхности.

Характерные ошибки: опорная нога согнута в колене, колено поднято недостаточно высоко, носок не оттянут вниз, корпус наклонён вперёд или завален назад.

Баньмабу
Бинбу
Гунбу
Динбу
Мабу
Пубу
Сюйбу
Хэнданбу

© Тульская региональная федерация шаолиньского ушу, 2009-2015
Тел.: 8 (4872)38-59-54 , 8-903-840-59-54
Адрес: Тула, ул. Фрунзе, 18, Гимназия № 17

Полное или частичное использование материалов сайта производится только с предварительным согласованием администрации ТРФШУ.

Школа традиционного ушу мастера Тянь Е

Традиционное ушу отличается богатством разнообразных приёмов, разносторонней физической подготовкой, отсутствием злоупотребления акробатикой, направленностью на сбалансированное физическое и психическое развитие.
Как известно, существует множество стилей ушу: в Shaanxi (Шэньси) — провинции центрального Китая, колыбели китайской цивилизации и исторической родине боевых искусств Китая зародился и много веков развивался стиль Красный кулак. Со времен правления императоров Кянлуня, Цзякиня и Даогуаня, династии Цин и далее Hongquan (Хончуань) преобладал в пяти северо-западных провинциях Китая, и поэтому получил сильный отпечаток стилей этих регионов. Он органично сочетает в себе достоинства школ Внутреннего и Внешнего направлений.
Красный кулак провинции Шэньси относится к группе северных стилей. Позиции Shaanxi Hongquan выглядят устойчивыми и ловкими; движения тела очень гибкие; скорость движений довольно большая; приёмы весьма искусные, даже замысловатые; повадки внешне мягкие, внутренне прочные, с акцентом на принцип «гибкости».
Особенностью преподавания традиционного ушу, тайцзицюань и цигун в Школе традиионного ушу Мастера Тянь Е, является сочетание традиционных методов и современных достижений теории и методики физической подготовки. Такой подход дает зримый эффект.

О мастере

Мастер Тянь Е, основатель «Школы традиционного ушу «Hongquan», является официальным представителем стиля традиционного ушу Шэньси Хончуань в России. Он родом из города Баоцзи, расположенного в центральном Китае в провинции Шэньси.

Занимаясь с 5 лет тайцзицюань, цигун и традиционным ушу с признанными учителями, он достиг мастерства в таких стилях традиционного ушу, как: Шэньси Хончуань, Чацуань, Бацзи, Пигуа; В совершенстве овладел техникой стилей тайцзицюань: Чжаобао тайцзицюань, тайцзицюань стилей Ян и Чень. Сейчас имеет 7 Дуань в традиционном ушу, судейскую категорию и статус «Мастер» (т.е. имеет право преподавать), а также имеет высшее российское физкультурное образование, закончил аспирантуру РГУФКСМиТа.

О занятиях

Занятия в школе проводятся в нескольких группах в Москве и Балашихе под руководством Мастера Тянь Е опытными инструкторами, а также лично самим Мастером. Регулярно проводятся воскресные семинары, а также выездные многодневные семинары, в том числе летние семинары в Китае.

Ученики и инструктора школы активно пропагандируют здоровый образ жизни, участвуют в различных фестивалях, конкурсах, соревнованиях, тем самым популяризируя традиционное ушу в России.
В школе также проводится социально-ориентированная политика: занимающимся из некоторых социально незащищенных категорий делается скидка по оплате занятий, семинаров. Существует группа, в которой проводятся бесплатные занятия для детей этих категорий.

Места проведения занятий:

Адрес: г.Балашиха, Проспект Ленина, д.75

Мастер Тянь Е приглашает на свои занятия и семинары.
+7 967 246 1 777

Адрес: Москва, Волоколамское шоссе, д.1.

м. Сокол
+7 903 765 88 61

Адрес: Москва, Проспект Мира, 43

м. Проспект Мира (радиальная)
+7 965 377 89 49

Адрес: Москва, Вадковский пер., д.3

м. Савеловская
Тренировки проводит ведущий специалист по детскому спорту Мария Воробьева.
Многократный призер российских и международный турниров по традиционному УШУ.
+7 965 377 89 49

Входные ворота ушу

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Входные ворота ушу

Первое издание этой книги вышло в 1989 г. общим тиражом 80 000 экз. Тогда наблюдался бум интереса к ушу, тем более что каратэ было под запретом. Потом появилась масса пиратских изданий по всему Советскому Союзу. Затем долгие годы перед многими стояли совсем другие задачи, а сейчас не вредно бы вновь обратить внимание на эту систему самосовершенствования.

История европейского ушу началась в послевоенные годы, когда люди западной культуры столкнулись в Японии с совершенно непонятным каратэ и увидели в нем особый вид боевого искусства, вид драки, на котором можно делать деньги. И не заметили или не обратили внимания на один существенный элемент: до (по-китайски дао). Полное название этой системы каратэ- до, что значит путь с пустыми руками. То есть предлагалось идти по жизни с пустыми руками, не стремясь загребать всё больше и больше. Прямая противоположность принципу капитализма.

Когда стали искать источник появления каратэ, пришлось обратить взгляд на Китай (вся японская культура, включая письменность и даже запас слов, имеет источником эту Серединную империю). Там, в горах Суншань, есть монастырь Шаолинь-сы, куда в VI веке прибыл буддийский патриарх Бодхидхарма, оказавший огромное влияние на Китай и его окрестности: тут и ушу, и чайная церемония, и медитативный буддизм (чань, по-японски дзэн). Патриарха для краткости китайцы называют Дамо.

Ушу – воинское искусство или воинская техника – термин современный. Редко какие генералы обучали этой технике своих солдат. Ею занимались в народе для самообороны, а еще в монастырях для той же цели. На Западе ушу превратился в кунфу от китайского гунфу, что значит: мастер, становиться мастером. Показывали на занимающегося и говорили: гунфу. Европейцы и решили, что это название системы. Это напоминает историю с монахом Д’Антреколем, который пытался узнать секрет изготовления фарфора и сообщил, что делают его «из петунзии». От китайского бай дуньцзы, что значит «белые кирпичики» – в таком виде сырье привозили на фарфоровые заводы.

Каковы достоинства ушу и вообще восточных воинских искусств?

Главное – они способствуют гармоничному развитию всего организма. Не только мышц, суставов, связок, но и ловкости, подвижности, эмоционального и умственного уровня. Используются направленность взгляда и создание мыслеобразов («стиль обезьяны», «стиль змеи» и пр.).

Данная книжка – лишь вводный курс, а совершенствование, как всегда, бесконечно. Ушу богаче, чем каратэ, поэтому многие, позанимавшись каратэ и достигнув там высот, перешли на ушу.

По книжке можно заниматься самостоятельно. Только не следует торопиться и забегать вперед. Начинайте с простых упражнений и выполняйте поначалу медленно, если это возможно, постепенно наращивая скорость. В конце желательна максимальная скорость выполнения.

При отклонении корпуса назад желательно чуть потягиваться, чтобы не защемить что-нибудь между позвонками.

Растяжки желательно выполнять с использованием сознания. Расслабить нужный сустав и мысленно представлять то, чего желаешь достичь. Только осторожней, не переусердствуйте: мысль – очень мощный, а потому весьма опасный механизм.

Обратите внимание на требования к взгляду. Это важный элемент в ушу, поскольку куда направлен взгляд, туда идут мысль и энергия ци, о которых в данной начальной книжке не говорится.

В книжке сохранены китайские названия (в переводе, конечно), это поможет нам понять образ мысли китайских мастеров. Термин «лошадиный шаг» мабу означает позу наездника. Так и называли: ци ма бу – шаг верхом на лошади, но любовь китайцев к двухсложным словам привела к сокращению.

«Ладонью» китайцы называют кисть с раскрытой ладонью.

Следует заметить, что, несмотря на кардинальные различия, ушу имеет много общего с другими китайскими гимнастиками: цигуном и тайцзи-цюанем. Ушу – прекрасная физкультура для молодежи и для тех, кто считает себя молодым. Наш организм отзывчив: ты только позанимайся с ним, приложи усилия, и забудешь про усталость, слабости, болезни.

Ушу (боевое искусство или боевая техника) включает формы и способы для рук и шагов, способы для ног, равновесие и прыжки. Когда тренируют эти основные движения, необходимо, чтобы суставы, мышцы и связи тела обладали хорошей эластичностью и растянутостью. Поэтому базовые тренировки также включают основную работу, т. е. повышение указанных эластичности и растянутости. В ушу главным образом движутся суставы, мышцы и связки плечевой, поясничной частей тела и ног, поэтому основная работа относится главным образом к ним.

Тренировки, относящиеся к основной работе, позволяют расширить амплитуду движений, увеличить способность мышц, сокращаться, движения при этом становятся более быстрыми, живыми, а, кроме того, предотвращаются вывихи суставов, растяжения мышц и связок.

1. Тренировка плечевой части

Цель этой тренировки – главным образом повысить эластичность и подвижность плечевого сустава и расширить амплитуду движений, а также повысить растянутость и силу мышц рук. Методы тренировок следующие: давить плечами, руки делают круг и делают круг вперехлест. Количество повторений определяется состоянием и физической подготовкой человека.

Обычно эффективно, когда ощущают раскованность плечевого сустава.

а) Давить плечами (я цзянь).

Подготовительные движения. Ноги расставить чуть шире плеч, стать прямо. Верхнюю половину тела согнуть вперед, руки вытянуты вперед и держатся за опору, расположенную примерно на высоте груди.

Движения. Верхнюю часть тела много раз надавливают вниз, голова слегка приподнята (рис. 1–1).

Особенности. Выпрямлена грудь, распрямлена поясница, подобран живот. Во время надавливания используемая сила не должна быть слишком интенсивной.

б) Руки делают круг (шуан би жао хуань).

Подготовительные движения. Ноги на ширине плеч, стать прямо. Левую руку вытянуть вперед, правую – назад.

Движения. Руки по отдельности рисуют дугу: левая идет вверх, назад, вниз и снова вперед, делая круг; правая идет вниз, вперед, вверх, снова назад, делая круг. Затем руки крутят в обратном направлении. Так повторяют неоднократно. Взгляд устремлен вперед (рис. 1– 2).

Особенности. Плечевой сустав должен быть расслаблен. Процесс вращения должен быть непрерывным.

в) Круг вперехлест (цзяо ча шао хуань).

Подготовительные движения те же.

Движения. Руки по отдельности рисуют дуги: левая рука, вытянутая вперед, идет вниз, назад, вверх, снова вперед, делая круг в прямом направлении; правая, вытянутая назад рука, идет вниз, вперед, вверх, снова назад и делает круг в обратном направлении. Затем меняют направления вращения рук. Повторяют неоднократно. Взгляд устремлен вперед (рис. 1–3).

Особенности те же.

2. Тренировка поясничной части

Главная цель этой тренировки – повышение эластичности позвоночника с тем, чтобы увеличить

Что представляет собой ушу-таолу

Таолу или в переводе «комплекс дорожек» – это соединение приёмов ушу одиночного направления, которые являются аналогом ведения боя с тенью, т. е. имитация боя с предполагаемым противником. Ушу-таолу является современным, эффективным направлением ушу, комплексы и методики которого созданы исходя из тысячелетнего опыта, где отобраны наиболее интересные и красивые элементы ведущими мастерами данного направления.

Особенности Ушу-Таолу

Техники состоят из разнообразных ударов, прыжков, захватов, бросков, включают в себя набор упражнений с использованием оружия и же без него.

Таолоу представляет собой одну из наиболее важных форм ушу. В основе ушу-таолоу лежит закон противоположностей, дополняющих друг друга: защита и атака, отход и наступление, действие и бездействие, мягкость и жесткость. Исторически, таолу ведет свое начало от танцев с мечом, популярных ещё во времена древних династий. Направление включает в себя зрелищный, гармонично развивающий аспект ушу. Существуют конкретные схемы, согласно которым выполняются движения.

Значимым фактором этого направления ушу является высокая соревновательная возможность. Проработана система оценок, соответствующая конкретному возрасту, дают возможность проявить себя детям, начиная с 6-летнего возраста. Это повышает у ребенка жизненный тонус, интерес к занятиям, стремление к развитию. Существуют техники таолу, которые разделяются на применение приемов против вооруженного противника в доспехах и противника без доспехов. Различают практики таолу, имеющие как боевую направленность, так и гимнастический характер.

На видео комплекс по ушу-таолу:

В ушу-таолу используются

  • Правильные стойки, приводящие тело в состояние устойчивости и гармонии.
  • Четкие приемы, выраженные в движениях ног, рук, особенно должны быть проявлены атакующие и защитные действия.
  • Разноплановая работа корпусом, ведь туловище соединяет тело в целостный организм, что важно при ведении боя.
  • Глаза, следящие за руками, используется принцип взаимосвязи глаз и рук.
  • Концентрация духа, где бойцовский дух предшествует каждому движению.
  • Согласованность действий с применением силы и разума, которому они подчинены
  • Четкий ритм во время выполнения комплекса.

Польза от занятий

  • Занятия не травмоопасны.
  • Развивается концентрация внимания, память, скорость реакции.
  • Улучшается пластика тела, выносливость, поскольку техники предусматривают работу с несколькими группами мышц.
  • Укрепляется вестибулярный аппарат.
  • Сочетание движений с дыхательными практиками приучает ребенка к правильному дыханию, наполняя организм кислородом.
  • Ребенок становится более развитым, ответственным, дисциплинированным.
  • Укрепляется эмоционально-волевая сфера, ребенок учится доброте, уважению к сверстникам и старшим по возрасту, умению не обижать слабых, приобретает навыки принимать правильные решения.

Более сложные техники включают в себя акробатические элементы. Даже самые простые приемы таолу производят впечатление произведения искусства. И это не только внешне, это же искусство наполняет внутренний мир человека, практикующего данные техники.

Ссылка на основную публикацию