Управление спортивной подготовкой тхэквондистов | Karate-krs.ru

Управление спортивной подготовкой тхэквондистов

Психологическая подготовка юных тхэквондистов Текст научной статьи по специальности « Физическая культура и спорт»

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Терзи Михаил Сергеевич

В данной работе показана роль психологической подготовки юных тхэквондистов. Для успешного выступления на соревнованиях по тхэквондо необходимо: регулировать психоэмоциональное состояние, сформировать эмоциональную устойчивость и стремление к достижению победы.

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Терзи Михаил Сергеевич,

Psychological training young taekwondoers

In this work we show the role of psychological training of young taekwondoers. For successful performance in taekwondo competition need to: regulate psychoemotional state, form emotional stability & desire to achieve winning.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка юных тхэквондистов»

УДК 158.1:796.8 ББК 88.43:75.715

Терзи Михаил Сергеевич

кандидат биологических наук, доцент

кафедра теоретических основ физической культуры Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск Terzi Michael Sergeevich Candidate of Biology,

Assistant Professor Chair of Theoretical Foundations Physical Culture Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk terzims@yandex.ru Психологическая подготовка юных тхэквондистов Psychological training young taekwondoers

В данной работе показана роль психологической подготовки юных тхэквондистов. Для успешного выступления на соревнованиях по тхэквондо необходимо: регулировать психоэмоциональное состояние, сформировать эмоциональную устойчивость и стремление к достижению победы.

In this work we show the role of psychological training of young taekwondoers. For successful performance in taekwondo competition need to: regulate

psychoemotional state, form emotional stability & desire to achieve winning.

Ключевые слова: эмоциональный самоконтроль, психологическая подготовка, тхэквондо.

Key words: emotional self-control, psychological training, taekwondoers.

Актуальность исследования особенностей психологической подготовки

юных тхэквондистов обусловлена тем, что современное тхэквондо является Олимпийским видом спорта [6], для которого характерно большое психоэмоциональное напряжение и от того, как психологически будут подготовлены спортсмены к соревнованиям будет во многом зависеть успешность их выступления. Ведь каждый спортсмен имеет свой оптимальный уровень эмоционального возбуждения, который позволяет ему наиболее успешно мобилизовать свои технико-тактические навыки в психологически напряженных условиях соревнований [5, с. 37]. Причем у одного спортсмена этот уровень может оказаться значительно ниже или, напротив, значительно выше, чем у другого, поэтому методике психоэмоциональной регуляции уделяется огромное значение [3].

Многочисленные исследования в области психологической подготовки спортсмена показывают не только крайнее многообразие психологических Вестник ЧГПУ 12.2’2013 308

функций и состояний, играющих важную роль в достижении спортсменом наивысшего мастерства, но и наличие специфических особенностей проявления одних и тех же функций или качеств личности в связи с требованиями, предъявляемыми к психике человека разными видами спорта. Для всех видов боевых единоборств характерно очень большое распределение внимания, связанное с необходимостью быстрого реагирования на необычные или внезапные раздражения [1].

Тхэквондо как Олимпийский вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Не о всяком тхэквондисте можно сказать что он «настоящий боец», даже если он обладает высокой техникой, тактикой и физической подготовкой. Чтобы успешно осуществлять в экстремальных условиях спортивных соревнований свои технико-тактические навыки, необходимо умение регулировать свое психоэмоциональное состояние, формировать эмоциональную устойчивость и стремление к достижению победы в предстоящем соревновании [6].

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики психологической подготовки юных тхэквондистов.

Гипотеза исследования — психологическая подготовленность юных тхэквондистов станет улучшаться, если методика психологической подготовки будет включать:

1) овладение знаниями о психологической сущности спортивной деятельности в тхэквондо;

2) развитие умений эмоционального самоконтроля личности юных спортсменов в процессе психологических тренингов;

3) формирование навыка управления своим психоэмоциональным состоянием на тренировках и соревнованиях.

1. Раскрыть теоретические предпосылки психологической подготовки юных тхэквондистов.

2. Разработать методику психологической подготовки тхэквондистов 1013 лет.

3. Экспериментально проверить эффективность методики психологической подготовки юных тхэквондистов.

Организация и методы исследования

Исследования проводились в течение 2010-2013 уч.года на базе: СДЮС-ШОР «Корё» (г.Челябинск, ул.Энгельса, 43), в ходе исследования на разных этапах эксперимента приняли участие дети 10-13 лет, занимающиеся тхэквондо 2-3 года, в количестве 40 человек, которые имели примерно равный уровень спортивной подготовки до начала эксперимента (20 человек — контрольная группа, 20 — экспериментальная).

Для реализации цели исследования нами была составлена диагностическая программа изучения психологической подготовленности юных спортсменов 10-13 лет, занимающихся тхэквондо, при помощи которой мы экспериментально проверили эффективность разработанной нами методики психологической подготовки юных тхэквондистов.

Контрольная группа тренировалась по традиционной учебнотренировочной программе предложенной для СДЮСШОР по тхэквондо.

В экспериментальной группе мы дополнительно использовали методы психологической подготовки: аутогенная тренировка, психомышечная тренировка, психорегулирующая тренировка, идеомоторная тренировка и т.д., которые применяли во время и после занятий в течение 30 минут на протяжении 9 месяцев.

Сущность разработанной нами методики психологической подготовки юных тхэквондистов 10-13 лет заключается в том, что мы создаем специальные организационно-педагогические условия (выделили время и место для занятий психологической подготовкой, проводим беседы, психотренинги, психологиче-Вестник ЧГПУ 12.2’2013 310

ское анкетирование, обсуждаем поведение спортсменов на тренировках и соревнованиях) для овладение знаниями о психологической сущности спортивной деятельности в тхэквондо; развиваем у юных тхэквондистов умения эмоционального самоконтроля в процессе специальных психотренингов и формируем у спортсменов навыки управления своим психоэмоциональным состоянием на тренировках и соревнованиях.

Психологическая подготовленность юных тхэквондистов понималась нами, в первую очередь, как соответствие следующим критериям: сформированная нервно-психическая устойчивость, оптимальный уровень ситуативной тревожности, преобладание стенических (позитивных) эмоций, а также активное стремление к победе (установка на победу) в предстоящем соревновании. Психологическая подготовка к предстоящему соревнованию по тхэквондо определяется следующими задачами [2, 4]:

1. Осознание особенностей и задач предстоящего соревнования.

2. Осознание конкретных условий предстоящего соревнования (времени, места, трассы, климатических условий и т. д.) и подготовка к эффективным действиям в этих условиях.

3. Осознание сильных и слабых сторон противника и подготовка к соревнованиям в соответствии с учетом этих особенностей противника.

4. Проверка и доведение до совершенства способности владеть требуемыми двигательными навыками с учетом их психологической структуры.

5. Возбуждение активного стремления к победе (установки на победу) в предстоящем соревновании.

6. Формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для достижения победы в предстоящем соревновании.

7. Преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим соревнованием; создание и поддержание бодрого эмоционального состояния — характерной особенности «спортивной формы».

8. Возбуждение готовности к максимальным волевым напряжениям и умение

проявить их в условиях предстоящего соревнования.

Методика психологической подготовки юных тхэквондистов включает в себя следующие методы, которые в определенной последовательности осваивались на каждом тренировочном занятии (таблица 1).

Распределение методов психологической подготовки юных тхэквондистов _____________ в процессе тренировочной деятельности_______________________

Методы Тренировочный процесс в течение 9 месяцев (36 недель)

Изменение направленности сознания + + + +

Снятие напряжения путем разрядки (музыкальное воздействие) + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Моделирование соревновательных условий + + + + + + + +

1. У юных тхэквондистов контрольной группы на конец исследования показатели эмоциональной соревновательной устойчивости (СЭУ) достоверно (р i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Достоверное (р i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление спортивной подготовкой тхэквондистов

Современный поединок тхэквондо характеризуется напряженной соревновательной деятельностью, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых двигательных действий, о чем свидетельствуют многочисленные исследования на протяжении последних двух десятилетий [1-3]. Данный факт обуславливает необходимость формирования стабильных и надежных психофизиологических навыков, таких как антиципация движений противника, чувство времени, чувство момента начала и окончания удара. В этой связи, как отмечают специалисты [4-7], возрастает значение контроля и оценки различного рода психомоторных реакций тхэквондистов на различных этапах спортивной подготовки.

Цель исследования. Научное обоснование методики технико-тактической подготовки юных тхэквондистов на основе развития специализированных восприятий двигательных действий противника.

Материал и методы исследования. Анализ данных современного поединка в тхэквондо выявил шесть причин пропуска атакующих действий, ведущих к получению соперником баллов в ходе единоборства: открытая зона для удара; потеря безопасной дистанции; реагирование на ложный удар; несвоевременное сближение перед ударом; потеря зрительного контроля с противником; провал после удара. Данные причины можно разделить на две группы: 1) причины недостатка сенсорной системы (первые три); 2) причины недостатка технической подготовленности (три последних). Первая группа причин, на наш взгляд, появляется вследствие недостаточного уровня сенсомоторного реагирования. Происхождение причин из второй группы связано, по нашему мнению, с проблемами в технической оснащенности спортсмена.

Исследование соревновательного поединка с позиций выявления наиболее успешного атакующего действия удара, приносящего оценочные баллы, установило, что в 36,6% случаев таковым является боковой удар дальней ногой, 30% приходится на тот же удар ближней ногой, 7,7% набирает прямой удар ближней ногой, и в среднем по 6,7% баллов приносят удары сверху ближней и дальней ногой. Удар дальней рукой приносит баллы в 5,3% случаев. Боковые удары с вращением, прямой удар дальней и прямой удар с вращением дальней ногой имеют результативность от 0,8 до 3%. Полученные данные позволили нам сосредоточиться на развитии сенсорики в более результативных атакующих действиях.

Установлено, что наиболее успешными для набора оценочных баллов являются зачетные зоны жилета. Зачетные зоны шлема приносят больше баллов, но ввиду трудной доступности и меньшей площади не позволяют так часто набирать баллы. Процентное отношение набора баллов в жилет и шлем можно обозначить как 70% к 30%. Наиболее выгодной боевой позицией является – открытая. Эта боевая позиция является более безопасной с точки зрения обороны и маневрирования. Интересным представляется наблюдение за дистанцией в открытой и закрытой боевой позиции при ударах в голову и жилет – на предварительном этапе соревнований эффективнее представляется средняя дистанция; в финальной части состязаний акцент резко смещается в сторону дальней дистанции.

Анализ временной структуры поединка тхэквондо установил варьирование показателей от первого раунда к третьему. Повышаются такие показатели, как количество активных действий от 27 до 30, суммарное время активных действий от 90,2 до 95,4 сек., максимальное время пассивных действий одного эпизода от 10,7 до 17,3 сек. На этом фоне снижаются максимальное время активных действий одного эпизода от 12,8 до 10,8 сек., среднее время активности от 3,2 до 2,8 сек. Остальные показатели незначительно варьируют в большую и меньшую сторону. Наблюдается снижение всех показателей в финальной части соревнований.

Исследование сенсомоторного реагирования ног у тхэквондистов различной квалификации показало достоверное уменьшение времени реакции с повышением уровня спортивной квалификации во всех четырех показателях.

Изучение особенности чувства временных микроинтервалов выявило уменьшение времени ошибки с повышением показателей спортивной квалификации спортсмена. В то же время отмечено увеличение времени ошибки с увеличением времени, заданного для отмеривания времени, независимо от имеющейся спортивной квалификации.

Анализ видеозаписей поединков с соревнований различного уровня с целью выявления ошибок, приводящих к получению соперником оценочных баллов, позволил выявить четыре типа ошибочных действий: 1) «провал» (момент переноса значительной части веса на бьющую ногу после удара); 2) забегание перед ударом (момент от выполнения поворота стопы ближней или дальней ноги до нескольких шагов перед ударом); 3) потеря зрительного контроля (момент поворота головы от соперника); 4) открытая зона для удара (ошибка достаточно часто возникает в момент выполнения удара, когда руки, находясь в отведенном состоянии от жилета, открывают зону для удара).

Видеоанализ поединков соревнований различного уровня с позиции определения первичных признаков атакующего действия выявил, что данный признак зависит от дистанции нанесения удара (дальняя, средняя) и ноги, наносящей удар (ближняя, дальняя). Атакующие действия на дальней дистанции выполняются с переносом веса тела на ближнюю ногу. Для удара дальней ногой с длинной дистанции, первичным признаком будет перенос веса тела на дальнюю ногу. Атакующие удары на средней дистанции выполняются несколько иначе: для удара ближней ногой спортсмены, в первую очередь, переносят вес тела на дальнюю ногу; при ударе дальней ногой, вес тела переносится на ближнюю ногу.

Результаты исследования и их обсуждение. Для более наглядного описания методики технико-тактической подготовки юных тхэквондистов с учетом специализированных восприятий, нами разработана блок-схема, представленная на рис. 1.

Рис. 1. Блок-схема методики технико-тактической подготовки с учетом специализированных восприятий двигательных действий противника

Основным средством методики технико-тактической подготовки юных тхэквондистов с учетом специализированных восприятий является комплексная программа, состоящая из двух разделов: 1) диагностика уровня специализированных восприятий; 2) программа подготовки на основе полученных данных диагностики. Каждый раздел включает в себя четыре подраздела: 1) сенсомоторные реакции; 2) «чувство времени»; 3) антиципация атакующих действий противника; 4) восприятие ошибочных действий противника.

На рисунке 2 изображена блок-схема комплексной программы диагностики и развития специализированных восприятий в тхэквондо.

Диагностика специализированных восприятий подразумевает выполнение 10 тренировочных и 10 зачетных заданий при помощи специального устройства и компьютерной программы.

Тренировка специализированных восприятий направлена на повышение их уровня. Уровень тренировки подбирается на основе полученных данных из раздела диагностики. Аналогично разделу диагностики тренировка имеет четыре одноименных раздела. Каждый раздел включает три уровня тренировочной программы. Сложность каждого уровня определялась временем воспроизведения видео или темпом подачи сигнала, частотой смены видеосюжета, простым или сложным реагированием, а также наличием или отсутствием вспомогательных сигналов.

По итогам выполнения единоборцами в начале педагогического эксперимента диагностических тестов, продемонстрировавших идентичность их уровней технико-тактической подготовленности, юные тхэквондисты были распределены на две группы (контрольную и экспериментальную) и на протяжении года осуществляли свою спортивную подготовку по одинаковой учебно-тренировочной программе. Главным отличием в подготовке экспериментальной группы (ЭГ) было применение комплексной программы диагностики и развития специализированных восприятий. В основном использование данной программы приходилось на соревновательный этап. Цель экспериментальной работы заключалась в сборе и обобщении научно обоснованных доказательств эффективности применения комплексной программы диагностики и развития специализированных восприятий юных тхэквондистов в рамках реализации их технико-тактической подготовки. Мы предполагали, что по итогам завершения годичного тренировочного цикла представители ЭГ будут демонстрировать более высокие показатели уровня технико-тактической подготовленности в сравнении с участниками контрольной группы (КГ), также смогут превзойти их по параметрам спортивной квалификации. С целью проверки данной гипотезы через год после начала педагогического эксперимента была проведена повторная тестовая диагностика. Показатели коэффициентов технической (КтехП) и тактической (КТП) подготовленности отслеживались как в рамках контрольных поединков, так и на официальных соревнованиях регионального и всероссийского масштаба.

Рис. 2. Блок-схема комплексной программы диагностики и развития специализированных восприятий в тхэквондо

Сравнительный анализ полученных данных представлен в таблице. Зафиксированные результаты свидетельствуют о наличии статистически достоверного преимущества представителей ЭГ над участниками КГ по всем исследуемым экспериментальным факторам. Показатель спортивной квалификации в ЭГ (1,2±0,1) вырос практически у всех тхэквондистов до уровня I спортивного разряда, 15% спортсменов сумели выполнить норматив кандидата в мастера спорта (КМС), два единоборца выполнили норматив, соответствующий званию мастера спорта России (МС). В КГ (1,8±0,1) средний показатель был ближе к уровню II спортивного разряда, 10% тхэквондистов выполнили норму КМС, норматив МС выполнен не был.

Сравнение экспериментальных факторов двух групп тхэквондистов по итогам эксперимента

Методика физической подготовки тхэквондистов 11–13 лет.

Татьяна Гиматова
Методика физической подготовки тхэквондистов 11–13 лет.

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ТХЭКВОНДИСТОВ 11-13 лет

1. Специфические особенности спортивной деятельности в тхэквондо

Структура способностей в единоборствах, в частности в тхэквондо предполагает высокий уровень дисциплины, техники и духа. Они служат средствами развития у занимающихся тхэквондо чувства справедливости, твердости, гуманизма, целеустремленности. Боевое искусство тхэквондо включает также образ мышления и жизни. Специфика спортивных способностей зависит, прежде всего, от того, какие психические функции проявляются наибольшей мере и в каких условиях протекает сама деятельность в данном виде спорта.

Структура каждой конкретной способности как готовности личности к данной деятельности отличается значительной сложностью, включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные. Ведущими в тхэквондо являются мужество, агрессивность, дух, точность и быстрота действий; способность сохранять равновесие, концентрация внимания и красота движений; сила удара; координированность движений, акробатическую подготовку и умение решать сложные двигательные задачи. К вспомогательным можно отнести свойства уверенности в себе, эмоциональную настроенность, самообладание и т. д. Таким образом, ведущие и вспомогательные компоненты способностей в тхэквондо образуют единство, обеспечивающие успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью Учителя и ее особенностями.

Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, следует выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.

Применительно к занятиям тхэквондо структура спортивных способностей может быть представлена следующим образом.

1. Общечеловеческие способности:

— активное увлеченное отношение к занятиям тхэквондо нацеленность на развитие здорового тела и духа;

— сочетание умений превосходно владеть своим телом с философией гуманизма и добра.

2. Общие способности:

— ряд принципов тхэквондо, учтивость, честность, настойчивость, самоконтроль, непоколебимость духа;

— наличие во время занятий благоприятных для ее выполнения психических состояний.

3. Специальные способности:

— определенный фонд знаний, умений и навыков в тхэквондо;

— определенные индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности.

Кроме того, в качестве интегрального показателя психического развития тхэквондиста (его способностей) выступает не только обучаемость (как способность к усвоению новых знаний, но и умелость (как способность к формированию на основе знаний новых практических умений).

2. Методика развития физической подготовки тхэквондистов 11-13 лет

Характеристика методов использования физических упражнений в динамике тренировочных занятий

Предлагаем использовать комплексный подход с использованием следующих средств обучения:

3) копирующие (повторение увиденного);

Тренировка как средство прочного усвоения учебного материала за счет многократного повторения движений с попутным исправлением ошибок.

Существуют педагогические и физиологические принципы тренировочных занятий. Обучение и тренировка могут проводиться различными методами в таблице 1.4.1 представлены методы использования различных средств (упражнений) в процессе обучения тхэквондистов (с преимущественной нагрузкой сенсомоторной сферы управления)

Сообщение знаний как средство может осуществляться:

словесными методами (лекция, рассказ);

демонстрационными методами (непосредственная демонстрация, демонстрация фильмов, слайдов).

Упражнения обеспечивают прочное усвоение приемов боя, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата спортсмена, развитию всей вегетативной (питательной) сферы организма и облегчают усвоение тактико-технических построений в тхэквондо. Как правило, совокупность физических упражнений разделяют по их конкретной принадлежности к специфической, спортивной деятельности и делят на:

общеразвивающие (подготовительные);

специальные (подводящие, имитационные);

В тхэквондо при реализации приобретенных умений учащиеся сталкиваются со сбивающими факторами. К ним относятся:

— ударная техника противника;

— механические – как противонаправленное (контактная защита) и однонаправленное сопротивление противника (уклонение от воздействия);

— энергетические – как умственная, координационная и физическая усталость;

— психологические – как неуверенность в успешности реализации запланированных действий.

Если координационные и сенсомоторные структуры не испытывают особых нагрузок в ходе учебно-тренировочного процесса, то в условиях соревнований на сенсомоторику воздействуют мощные психострессорные нагрузки.

Следует обозначить два направления в развитии физических качеств: общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.

Практически во всех видах спорта с приближением хода подготовки к основным соревнованиям значительную часть времени отводят упражнениям, специфическим для данного вида, однако в процессе многолетней подготовки и особенно на этапе начальной подготовки приоритет отдается общефизическим упражнениям, обеспечивающим формирование основных групп мышц, и реализацию таких естественных для человека движений, как бег, прыжки, гимнастика, плавание, игры.

Но в то же время следует помнить, что в условиях ранней специализации, когда в спортивные секции приходят дети со слабым произвольным вниманием, доминирование упражнений, далеких от смысловой деятельности избранного вида спорта, побуждает детей уходить из такой секции. Пока что в спортивных единоборствах программ, в которых учитывался бы факт ранней специализации и, соответственно, обосновывались бы содержание и методология подготовки детей, нет. Каждому тренеру придется использовать свои знания и интуицию педагога на уровне первооткрывателя.

Необходимо также внести ясность в понятия о физических качествах.

Исторически сложилось так, что к физическим качествам, кроме силы, быстроты и выносливости, относят гибкость и ловкость. Это неверно, поскольку гибкость следует относить к анатомическому качеству, обеспечивающему подвижность в суставах позвоночника (непосредственно гибкость) и растянутость в суставах конечностей. Ловкость намного более многомерна, чем блок чисто физических качеств, и состоит из ряда таких составляющих, как точность движений по меткости, устойчивость, согласованность движений, которая обеспечивает координированность.

Определяя возрастные особенности развития физических качеств, установлено, что у детей в возрасте 11 — 13 лет целесообразно воспитывать ловкость и быстроту, так как в этом возрасте самая высокая лабильность нервно-мышечной ткани и организм способен успешно справляться с новыми для него двигательными задачами.

Мастер-класс по тхэквондо «Защитник — это здорово!» Цель: популяризация олимпийского вида спорта Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста МАДОУ №6, с тренеры по тхэквондо. / и.

Отчет о проведении мониторинга по физической подготовленности детей подготовительной группы Отчет о проведении мониторинга по физической подготовленности детей подготовительной группы С целью определения физической подготовленности.

1.3 Средства контроля технико-тактической подготовки тхэквондистов

Включение тхэквондо в программу Олимпийских игр ставит перед специалистами задачу — научно обосновать систему управления спортивной подготовкой тхэквондистов России к успешным выступлениям на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. Один из основополагающих принципов успешного решения сложных задач управления соревновательной подготовкой спортсмена — принцип контроля, цель которого оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их готовности. Сложность оценки эффективности соревновательной деятельности в единоборствах, и в частности в тхэквондо, предопределена спецификой соревновательного упражнения — спортивного поединка, структура которого состоит из большого числа самых разнообразных технических и тактических действий, сопровождается проявлением различных физических качеств и индивидуально- психологических особенностей спортсменов [1].

В настоящее время проблема объективной оценки эффективности соревновательной деятельности тхэквондистов пока решена не полностью, в связи, с чем была разработана Т.В. Бондарчуком и Н.Г. Павловым в 2001 году, и апробирована методика оценки эффективности соревновательной деятельности тхэквондистов. Которая дает возможность определить уровень подготовленности отдельных компонентов (технической, тактической, физической, психологической) и оценить уровень соревновательной подготовленности в целом [31]. Следует отметить, что в оценку были включены наиболее важные критерии уровней подготовленности, которые характеризуют тхэквондо как вид спорта и предопределяют результат соревновательных поединков. Предложенная методика была апробирована при оценке эффективности соревновательной деятельности тхэквондистов. Всего было проанализировано 40 соревновательных поединков, записанных современной видеоаппаратурой.

Оценка и анализ уровня технической подготовленности. Уровень технической подготовленности определялся через оценку эффективности технических действий, выполненных во время поединков.

Эффективность действий оценивалась по следующим показателям: количество ударов, нанесенных спортсменом; количество ударов, дошедших до цели; количество парированных ударов и количество ударов, получивших оценку судей. На основе этих показателей выявлялась эффективность боевых действий путем вычисления коэффициентов эффективности: атакующих действий, защитных действий, боевых действий и коэффициента результативности.

На основе оценки вышеперечисленных коэффициентов [21] определялся уровень технической подготовленности тхэквондистов. Для сравнения уровней технической подготовленности спортсменов с наивысшими показателями технического мастерства была рассчитана «идеальная» модель технической подготовленности тхэквондистов. «Идеальная» модель представляет собой модель, в которой коэффициент эффективности атакующих действий равен 100% в том случае, когда все нанесенные спортсменом удары достигли цели; коэффициент эффективности защитных действий равен 100%, когда все нанесенные атакующим удары парированы тхэквондистом; коэффициент эффективности боевых действий равен 100% при условии вычисления средней арифметической суммы двух предельных величин коэффициентов эффективности атакующих и защитных действий; коэффициент результативности равен 100% в случае, когда все удары, дошедшие до цели, получили оценку судей.

Для определения уровня технической подготовленности в целом был использован способ математической обработки данных, с помощью которого был определен показатель уровня подготовленности. Показатель технической подготовленности определяется путем расчета коэффициента технической подготовленности. Данный коэффициент это средняя арифметическая коэффициентов эффективности атакующих, защитных, боевых действий и коэффициента результативности.

Оценка и анализ уровня тактической подготовленности. Уровень тактической подготовленности определялся через оценку следующих тактических действий:

способствующих реализации избранной тактики ведения боя; обеспечивающих перестройку тактики ведения боя; ситуативных и подготовительных тактических действий. Вышеперечисленные тактические действия оценивались в количественных характеристиках, на основе экспертных оценок и фиксировались в протоколе (Приложение 3). Оценка тактических действий осуществляется следующим образом. Если тактические действия использовались в поединке, то они оцениваются в один балл, если нет, то в «О» баллов, в случае, когда в раунде не было ситуаций для реализации того или иного тактического действия, ставится знак « — ». Баллы в протоколе оценки тактической подготовленности тхэквондиста проставляются в каждом раунде, а затем путем суммирования всех баллов выводится общая оценка за весь бой по каждому компоненту тактической подготовленности.

Протокол оценки технико-тактической подготовленности тхэквондистов.

Управление спортивной подготовкой тхэквондистов

Коллектив авторов под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Ю. А. Шулики, кандидата педагогических наук Е. Ю. Ключникова

Тхэквондо: теория и методика. Том 1. Спортивное единоборство

Тхэквондо – древнекорейское боевое искусство, которое очень популярно в современном мире. Количество поклонников тхэквондо превышает 50 миллионов человек. Причина столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что корейские мастера смогли совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало тхэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта.

Целью тренировок и изучения тхэквондо является достижение гармоничного единства физического, психического и духовно-нравственного начал в человеке. В древности эти положения были сформулированы в принципах мусуль, муе и до.

Мусуль – дословно этот термин переводится как «боевая техника» и воплощает в себе принципы тхэквондо как метода реального боевого взаимодействия и самообороны.

Муе – боевое искусство. Этот принцип воплощает в себе методы работы над собой, когда занимающийся тхэквондист учится побеждать не только противника, но и свои недостатки; через совершенствование техники тхэквондо совершенствует свою волю, стремится превратить тренировки в творческий процесс саморазвития и самопознания.

До – путь в контексте духовно-нравственного воспитания. Этот принцип воплощает в себе стремление человека понять свою истинную природу, осознать свое место в мире и способы взаимодействия с миром.

Таким образом, целью тхэквондо является комплексное физическое и духовное воспитание человека, способствующее гармоничному развитию личности.

Современное тхэквондо состоит из 5 основных дисциплин, которые интегрированы в единый тренировочный комплекс:

● Кибон доньчжак – основная техника. Это тот фундамент, на котором основано все дальнейшее мастерство, приобретаемое в результате упорных тренировок.

● Пхумсэ – специальные комплексы формальных упражнений, имитирующие реальный поединок за жизнь с одним или несколькими противниками, из которых выполняющий пхумсэ выходит победителем. На практике пхумсэ основана реализация принципа муе – постижение тхэквондо как боевого искусства.

● Кйоруги – поединок. Обучение технике и тактике ведения поединка.

● Хосинсуль – боевое взаимодействие и самооборона. Обучение реальным методам практического применения техники тхэквондо в различных жизненных ситуациях.

● Кйокпха – демонстрационная техника. Демонстрация возможностей человека, которые можно развить, занимаясь тхэквондо.

Чем же привлекает к себе тхэквондо, в чем его огромная популярность? Как и почему тхэквондо стало олимпийским видом спорта.

Во-первых, для спортивного тхэквондо характерно и обязательно проведение соревнований. А для соревнований важно не только правильно определить победителя – очень важна безопасность участников. В ВТФ разработано и с успехом применяется защитное снаряжение, которое максимально защищает спортсмена и позволяет показать все элементы сложной техники. Также разработана стройная система правил, позволяющая более объективно определять победителя.

Во-вторых, заниматься тхэквондо можно в любом возрасте – с малых лет до глубокой старости. Тхэквондо благодаря различным методикам и упражнениям может служить и средством укрепления организма, и оздоровительным средством.

Занятия тхэквондо в раннем возрасте развивают двигательные навыки у детей, прививают им культуру движения. На этом этапе у детей закладывается тот фундамент техники тхэквондо, который впоследствии даст возможность выступать на соревнованиях или, если в занятиях давался прикладной (боевой) раздел тхэквондо, поможет в военной службе, работе в силовых органах. Во время тренировок у занимающихся вырабатывается упорство, сила воли, умение работать самостоятельно и в коллективе. Никогда нельзя исключать культурный, эстетический, философский, духовный аспекты тхэквондо. Накладываясь на менталитет русского человека, у тхэквондистов развиваются культура общения, уважение к старшим, родителям и учителям. В возрасте, когда идет становление характера, личности человека, важно, чтобы рядом находились наставник, который всегда поможет, и дружеский коллектив.

В зрелом возрасте занятия тхэквондо помогают поддерживать спортивную форму, сохранить высокий жизненный тонус и бороться с преждевременным старением.

Здоровые, сильные выпускники школы будут готовы с честью нести воинскую службу в рядах вооруженных сил, работать в силовых структурах.

В целом занятия тхэквондо и привлечение молодежи в спортивные секции поможет занять детей и подростков, отвлечь их от улицы, снизить детскую преступность, противостоять наступлению наркотиков. В этом году Всемирная федерация тхэквондо выступила с программой «Исключение наркотиков из всего мира». В программе примут участие все члены Всемирной федерации тхэквондо, а это 166 стран мира. Суть программы – сбор анкетных данных (анкета анонимна) среди занимающихся тхэквондо. Ставится задача исследовать распространение наркотиков среди молодежи и роль тхэквондо в борьбе с применением наркотиков.

Президент Союза тхэквондо России,

член исполнительного комитета Европейского Союза Тхэквондо (ЕТU),

член исполнительного комитета Всемирной Федерации Тхэквондо (WТF)

Настоящий учебник посвящен виду спорта, входящему в состав наиболее разносторонне развивающих видов физических упражнений, – тхэквондо.

Тхэквондо в мире – один из наиболее молодых олимпийских видов спорта.

Большая популярность тхэквондо объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека.

В определенный вид единоборств дети идут для того, чтобы научиться бороться или драться, ибо при любой системе воспитания эти действия во взаимоотношениях будут присутствовать. Обязательно (зачастую втайне от других) они будут мечтать о достижении высоких спортивных результатов, поскольку эти результаты являются средством занятия определенной социальной ниши, так необходимой каждому члену общества.

Но чемпион в весовой категории может быть только один, а претендентов – много. С первых квалификационных соревнований перед большинством учащихся возникает проблема несоответствия его возможностей уровню его притязаний. Многие ребята бросают занятия и идут по более легкому, но неверному пути, в процессе которого можно более «легко» выразить себя (например, податься в «панки», «скинхеды» или – еще легче – к наркоманам).

В интересах общества, в интересах как можно большего числа людей при постановке стратегической цели занятий тхэквондо должен возобладать ориентир на процесс технико-тактической подготовки тхэквондиста, воспитание в нем морально-этических норм поведения, становление его как физкультурника на всю жизнь.

Процесс этот длительный, и не обязательно всем и все время занимать призовые места, даже не обязательно участвовать в соревнованиях с жестким противоборствующим режимом. Необходимо только регулярно посещать занятия, периодически демонстрировать способность показать изученный двигательный материал в меняющихся ситуациях.

Лица, способные к противоборству, могут участвовать в соревнованиях и даже становиться профессионалами, включая соревновательную и тренерскую деятельность. Остальные просто должны иметь возможность выполнять упражнения для своего организма с интересом, биологической и социальной пользой для себя и для общества в целом.

«Правила вида спорта «тхэквондо ИТФ» (утв. приказом Минспорта России от 01.10.2018 N 845)

от 1 октября 2018 г. N 845

ПРАВИЛА ВИДА СПОРТА «ТХЭКВОНДО ИТФ»

Настоящие правила вида спорта «тхэквондо ИТФ» (далее — Правила) разработаны общероссийской спортивной федерацией по виду спорта «тхэквондо ИТФ» (далее — Федерация), утвержденных Международной федерацией тхэквондо ИТФ (International Taekwon-Do Federation (ITF)), являются обязательными для организаций, проводящих соревнования по тхэквондо ИТФ на всей территории Российской Федерации.

Спортивные соревнования проводятся в спортивных дисциплинах, которые включены во Всероссийский реестр видов спорта и которые содержат в своих наименованиях слова: «весовая категория», «спарринг — командные соревнования», «формальный комплекс», «формальный комплекс — группа», «специальная техника», «специальная техника — группа», «разбивание досок», «разбивание досок — группа», «спарринг постановочный — самооборона».

На чемпионатах и первенствах мира и Европы, чемпионатах и первенствах России, Кубках России, всероссийских, межрегиональных, региональных, муниципальных соревнованиях спортсмен должен выступать только в своей возрастной группе, установленной настоящими Правилами. Спортсмен, не соответствующей возрастной группы не допускается до соревнований, а в случае обнаружения несоответствия снимается с соревнований.

По всем спорным спортивным ситуациям, не нашедшим отражения в настоящей редакции Правил, принимает решение Главный Судья Соревнований в соответствии с международными правилами по виду спорта «тхэквондо ИТФ».

Официальные лица (представители команд, тренеры, спортсмены и судьи), принимающие участие в соревнованиях, обязаны в своих действиях руководствоваться настоящими Правилами.

Раздел 1. Характер соревнований и способы проведений

1. Характер соревнований

1.1. По характеру соревнования делятся на:

1.2. Характер соревнований определяется Регламентом или Положением о соревнованиях (далее — Положение) в каждом отдельном случае.

1.3. В личных соревнованиях определяются только личные результаты и места участников в своих весовых категориях, формальных комплексах, специальной технике и разбивании досок.

1.4. В командных соревнованиях или группах, команды (группы) встречаются друг с другом, и по результатам этих встреч определяются места команд.

1.5. В лично-командных соревнованиях место команды определяется в зависимости от суммы личных результатов ее участников, в соответствии с полученными медалями. Если в результате две или более команды имеют одинаковое количество золотых медалей, то для определения командного места считают количество серебряных и бронзовых медалей.

2. Система проведения соревнований

2.1. В зависимости от системы выбывания участников соревнования проводятся:

— на международных и всероссийских соревнованиях проводятся по олимпийской системе без утешительных встреч (Приложение 1);

— на международных соревнованиях по круговой системе (Приложение 3).

2.2. Порядок встреч между участниками (командами) в каждой спортивной дисциплине определяется жеребьевкой.

3. Участники соревнований

3.1. Возрастные группы:

— только на всероссийских соревнованиях — мальчики и девочки: 10 лет;

— на международных и всероссийских соревнованиях — юноши и девушки: 11 — 13 лет;

— юниоры и юниорки: 14 — 17 лет. В весовой категории (поединки) и в командных соревнованиях-спарринге юниоры и юниорки делятся на две возрастные категории 14 — 15 и 16 — 17 лет;

— мужчины и женщины: старше 18 лет.

Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста на первый день проведения спортивных соревнований.

4. Допуск участников к соревнованиям

4.1. Условия допуска участников к соревнованиям, их квалификация, перечень спортивных дисциплин (весовая категория, формальный комплекс, спарринг, спарринг постановочный, специальная техника, разбивание досок), а также перечень представляемых на комиссию по допуску документов регламентируется Положением.

4.2. Заявки организаций на участие команд или спортсменов оформляются по установленной форме с обязательным наличием заверенных печатями подписей руководителя организации, тренера и врача, удостоверяющих соответствующую подготовку участников соревнований (Приложение 7).

Срок предоставления предварительных заявок регламентируется в Положении. Окончательная заявка на участие в соревнованиях подается за три дня до турнира.

4.3. Допуск участников осуществляется комиссией по допуску. Комиссия назначается Главной судейской коллегией (далее — ГСК) Федерации в составе председателя комиссии, представителя проводящей организации, главного судьи или его заместителя, главного секретаря, врача соревнований и членов комиссии, которые проверяют заявки и документы участников на соответствие требованиям Положения.

4.4. Задача комиссии — осуществить допуск к участию в соревнованиях только тех спортсменов, которые выполнили все условия Положения о данных соревнованиях.

5. Медицинский и антидопинговый контроль

5.1. Каждый участник соревнований обязан регулярно проходить медицинское обследование не позднее, чем за полгода до соревнований и иметь соответствующее письменное подтверждение о возможности участия в соревнованиях. Спортивные организации, которые представляют участников соревнований, несут ответственность за здоровье своих спортсменов и их готовность к участию в соревнованиях. Участие в соревнованиях осуществляется только при наличии договора (оригинала) о страховании от несчастных случаев и полиса обязательного медицинского страхования.

5.2. Медицинское обеспечение на соревнованиях осуществляется врачебным персоналом медучреждений.

5.3. Антидопинговый контроль.

5.4. Использование запрещенных методов и допинговых препаратов запрещено. Любое нарушение Антидопинговых правил ИТФ предусматривает соответствующее наказание. Детали антидопингового положения должны быть частью Положения о соревнованиях.

5.5. Спортсмены и/или другие лица несут ответственность за знание того, что представляет собой нарушение антидопинговых правил, а также субстанций и методов, включенных в запрещенный список ВАДА.

5.6. Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм, а также недопущение использования запрещенных методов.

5.7. Допинг-контроль может быть осуществлен во время любого официального спортивного соревнования, а также в любое другое время. Подробное описание см. в антидопинговых правилах ИТФ.

6. Санкции за прием допинга

6.1. Если, в результате медицинского освидетельствования, обнаруживается прием допинга участником, Судейский комитет Федерации не допускает его к участию в соревнованиях и турнире. Дисциплинарный комитет ИТФ, в дальнейшем, может применить прочие дисциплинарные санкции к данному участнику.

7. Спортивные дисциплины

Соревнования по виду спорта «тхэквондо ИТФ» проводятся в спортивных дисциплинах (далее — дисциплина) в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта и правилами тхэквондо ИТФ.

В дисциплине «весовая категория» участники соревнований делятся на следующие возрастные группы и весовые категории:

Управление спортивной подготовкой тхэквондистов

17 сентября на базе Челябинского ИТ-Парка в пространстве «Точка кипения» состоялось торжественное награждение авторов лучших работ конкурса талисманов СШОР «КОРЁ»!

С 13 по 15 сентября в японском городе Тиба прошел второй этап рейтингового турнира по тхэквондо Мировой серии Гран при. Участие в состязаниях приняли лучшие тхэквондисты со всего мира.

8 сентября в Швеции завершилось первенство Европы по олимпийскому тхэквондо среди юниоров и юниорок до 21 года. За медали соревнований боролись более 500 участников из 37 стран. Южный Урал на состязаниях представляло сразу 6 спортсменов, вошедших в состав национальной сборной России.

С 30 августа по 6 сентября в южнокорейском городе Чхунджу проходил традиционный Всемирный фестиваль боевых искусств. За 8 дней в крупном мероприятии приняли участие представители более 70 стран мира. В одном фестивале были представлены такие виды спорта как: дзюдо, тайский бокс, самбо, джиу-джитсу, ушу, айкидо, хапкидо, тхэквондо и другие.

Дорогие спортсмены , тренеры , поклонники олимпийского тхэквондо ! Все , кто знаком и любит наш вид спорта . 4 сентября в мире большого спорта отмечается международный день тхэквондо.

Протоколы соревнований

Турнир по тхэквондо, посвященный Дню учителя 05 — 06 окт 2019

Новости Челябинска

В Челябинске прошел всероссийский турнир по интеллектуальной игре го. Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск, Ижевск, Казань, Екатеринбург и Пермь – дети со всей страны сразились за титул чемпиона.

Прошла неделя после самого большого, изматывающего и изнуряющего турнира по танцевальному спорту Российский Открытый Чемпионат 2019 (ROC 2019), и пришло время подвести итоги, сделать выводы и двигаться дальше. Итак, поехали!

В подмосковной Коломне завершился чемпионат России по скоростному бегу на коньках. Челябинская конькобежка Ольга Фаткулина показала лучший результат на дистанции 500 метров, пробежав короткий спринт за 37,74 секунды.

Комплекс «ГТО» становится еще доступнее. На сегодняшний день в Челябинской области функционируют 54 Центра тестирования комплекса, где каждый желающий может приобщиться к движению ГТО и проверить свое физические возможности, выполнив нормативы комплекса. Открытие нового Центра тестирования на базе УСК УралГУФК – еще один шаг в пропаганде физической культуры и реализации комплекса ГТО в регионе.

В американском Солт-Лейк-Сити завершился первый этап Кубка мира по шорт-треку. В первых международных стартах сезона приняла участие южноуральская спортсменка Екатерина Ефременкова, которая в составе сборной России одержала победу в смешанной эстафете.

Управление спортивной подготовкой тхэквондистов

Индивидуальные тренировки по Тхэквондо (ВТФ)

Неоспоримый вывод, доказанный многолетней историей единоборств: на всех этапах изучения тхэквондо персональная тренировка с тренером – единственный быстрый способ познать тонкости ведения боя и укрепить знания законов победы в оптимальном для спортсмена режиме. Без персональных тренировок не обходится ни одна успешная подготовка к соревнованиям среди профессионалов. А новичок просто не может состояться как спортсмен, не имея индивидуальных занятий с персональным тренером.

Индивидуальные тренировки значительно повышают качество усвоения упражнений, экономят время и генерируют силы спортсмена. Работая в больших группах, тренер теряет немало времени на многократное объяснение правильного исполнения элемента, на контроль адекватности выполнения задания каждым, на коррекцию работы каждого в отдельности. Как результат – отработка одного элемента порой растягивается на несколько тренировочных недель, пока все спортсмены из группы не усвоят задание. Более опытным и подготовленным приходится ждать, пока подтянутся отстающие и новички. Это часто расхолаживает и демотивирует.

Индивидуальная тренировка позволяет тренеру всецело и полностью сосредоточиться исключительно на вашей личной технике, способствует доведению до высшей степени мастерства исполнение мельчайших элементов. Тренер корректирует ваши самые мелкие детали, исправляет просчеты, взаимодействует с вами напрямую.

Невозможно недооценить пользу от педагогического и психологического аспектов персональных тренировок. Личное общение тренера со спортсменом ускоряет и углубляет процесс их взаимопонимания, даёт возможность тщательно изучить и выявить индивидуальные особенности ученика, чтобы сразу же акцентировать внимание на их развитии и выработать в процессе персональных тренировок индивидуальный стиль тхэквондиста, яркий, самобытный, неповторимый и запоминающийся.

Индивидуальные тренировки по Тхэквондо (ВТФ)
для детей

Каждый ребенок, придя в секцию, ведет себя по-разному. Бывают дети раскрепощенные и раскованные, бывают с настороженным отношением к окружающим. Одни проявляют любопытство, другие долго не могут «влиться» в новый коллектив. Безусловно, довольно быстро под руководством тренера-преподавателья спортивный зал становится для всех новичков родным домом, а товарищи по команде – настоящими друзьями. Здесь, как нигде, ребята чувствуют себя комфортно и уверенно, открывают в себе новые таланты и оттачивают мастерство тхэквондо.

Но, в силу возрастных и психологических особенностей, некоторым детям на первоначальном этапе рекомендованы персональные тренировки или тренировки в минигруппах. На таких занятиях внимание и забота тренера направлены исключительно на проблемного ребенка, что благоприятно сказывается на раскрытии его скрытых возможностей и потенциала.

Для достижения скорейшего успеха, занятия тхэквондо в группах целесообразно сочетать с индивидуальными тренировками. Такая методика проверена временем. Так как ребята по-разному адаптируются к стандартным нагрузкам, то некоторым необходимо больше времени для восприятия информации, а другие всё схватывают «на лету». Чтобы развить индивидуальные способности, мало изучить стандартную школу, необходимо пристальное внимание тренера к мельчайшим деталям прохождения тренировки, что невозможно в условиях работы в больших группах. Занимаясь дополнительно, ребенок получает необходимую информацию в нужном количестве и так быстро, как комфортно именно ему.

Важным элементом также является налаживание дружеского контакта с тренером-преподавателем, который, в процессе проведения персональной тренировки, помогает маленькому спортсмену раскрыть свои таланты, увлечься тренировочным процессом, закрепить знания и добиться максимального эффекта от занятий.

Каждый ребенок уникален. Цель персональных тренировок в детской группе – выявить скрытые особенности малыша, раскрепостить его, что поможет маленькому спортсмену быстрее оттачивать мастерство на групповых занятиях.

Индивидуальные тренировки по Тхэквондо (ВТФ)
для профессиональных спортсменов

Всех, кто занимается тхэквондо не первый год, регулярно выступает на внутриклубных и открытых чемпионатах, неустанно повышает своё мастерство, и для кого тхэквондо – это, прежде всего, ежедневный труд, можно с уверенностью причислить к рангу профессионалов.

В спорте высших достижений спортсмен обязательно работает с личным тренером. Именно старший наставник подбирает тхэквондисту индивидуальный график тренировок, пишет уникальную методику занятий, целью которых является выведение спортсмена на пик своей профессиональной, физической и психологической формы к началу соревнований, где он сможет продемонстрировать свои наивысшие достижения.

Тренировки профессионалов включают в себя оттачивание техники ведения боя до виртуозности, после чего идет закрепление наработанных навыков и тактических схем на спаррингах со спортсменами высокого ранга. Занятия с персональным тренером выводят на качественно новый уровень процесс подготовки спортсмена к турнирам, это обязательное звено, необходимое для достижения профессиональным тхэквондистом предельно возможных результатов. В настоящее время без профессиональных советов, заданий и тренировок с личным тренером нереально достойно подготовиться и выступить на соревнованиях, а уж тем более победить.

Что касается любительского тхэквондо, то как правило, тренировки приобретают индивидуальный характер у спортсмена, когда он получает звание мастера спорта. С этого момента, где бы он ни находился – на сборах, отборочных соревнованиях или проводил обычные групповые тренировки в зале, его персональный тренер всегда рядом, пристально следит за выполнением обязательных заданий и корректирует его работу. Чем выше тхэквондист по уровню мастерства – тем выше его уникальность. К тому моменту, когда спортсмен становится членом сборной команды, на него уже работает целый тренерский штаб.

В мировом спорте немало примеров, когда личный тренер, как ближайший друг и вдохновитель, умел ввести спортсмена в определенное психофизическое состояние, тем самым программируя его на успех. Как правило, тренироваться у опытного индивидуального тренера – это значит уже иметь львиную долю преимущества перед соперником в предстоящем бое.

Программа тренировок

На этапе знакомства тренер просматривает (тестирует) спортсмена для определения уровня его общей подготовки, выявляет недочеты в технике, выясняет спектр его физических возможностей, психологический настрой. По результатам теста конкретизируется постановка целей и задач индивидуальных тренировок. После этого тренер приступает к созданию персональной методики и программы тренировок для спортсмена.

Индивидуальные тренировки для начинающих спортсменов длятся 60 минут, для профессиональных тхэквондистов — от 90 до 120 минут. В группе индивидуальной тренировки по тхэквондо тренируются от 1 до 3 спортсменов, их число обусловливается поставленными тренером задачами и методикой тренировок.

Тхэквондо — олимпийский вид спорта, боевое искусство, особенностью которого является возможность использования в бою ног для ударов и бросков. В отличие от других единоборств, в тхэквондо не используют оружия, считается, что человеческое тело само по себе очень грозное оружие.

В государственном автономном учреждении Архангельской области «Спортивная школа олимпийского резерва «ПОМОРЬЕ»

по виду спорта «тхэквондо» занимаются:

  • этап высшего спортивного мастерства — 4 спортсмена;
  • этап спортивного совершенствования – 13 спортсменов;
  • тренировочный этап – 56 спортсменов;
  • спортивно-оздоровительная группа – 52 спортсмена.

Минимальный возраст зачисления – 10 лет.

  • тренер высшей категории, мастер спорта России международного класса Александр Викторович Тердунов;
  • заслуженный тренер России, мастер спорта России международного класса по тхэквондо (ГТФ), мастер спорта России по тхэквондо (ИТФ) Эдуард Васильевич Вязников;
  • тренер высшей категории, мастер спорта России Олег Джамбулович Патарая;
  • тренер, мастер спорта России Алексей Владимирович Афанасов;
  • тренер, мастер спорта России международного класса по тхэквондо (ГТФ), мастер спорта России по тхэковондо (ВТФ), мастер спорта России по тхэквондо (ИТФ) Татьяна Александровна Вязникова;
  • тренер, мастер спорта России Ирина Александровна Бастрыкина;
  • тренер, мастер спорта России международного класса Марина Игоревна Миронова;
  • тренер, мастер спорта России Анастасия Петровна Кругликова;
  • тренер, мастер спорта России Анастасия Андреевна Григорьевна.

Приём в ГАУ АО «Спортивная школа олимпийского резерва «Поморье» осуществляется на основании следующих документов:

Дополнительную информацию по зачислению на вид спорта тхэквондо можно получить по телефону:
8-(8182)-24-35-00 – заведующий отделением базовых олимпийских видов спорта Дарья Владимировна Шорохова

Разделы тхэквондо

Технические комплексы упражнений

Пхумсе

Пхумсе – это комплекс базовой техники имитирующий поединок с одним или несколькими соперниками, «бой с тенью». Комбинации приемов защиты и нападения в пхумсе строго регламентированы, выполняются по определенным траекториям и в установленной последовательности. В пхумсе реализуется принцип «от простого, к сложному», базовые комплексы усложняются постепенно, в зависимости от уровня подготовки и пояса ученика. Пхумсе можно рассматривать, как универсальный высокоэффективный метод обучения и совершенствования техники тхэквондо, отличное средство физической и психологической подготовки, способ оценки технической подготовленности ученика. Так же пхумсе это отдельный официальный вид соревновательной деятельности, в котором проводятся Региональные, Национальные, Европейские, Континентальные, Мировые Чемпионаты и турниры различного уровня. Благодаря низкой травматичности этого вида программы появляется возможность вовлекать в спортивную жизнь учеников младших возрастных групп и продолжать свою официальную спортивную карьеру в мастерских взрослых категориях до любого возраста.

Комплексы пхумсе развивают координацию, гибкость, концентрацию внимания, баланс, контроль за распределением мощности ударов, правильную динамику технических действий, за счет чередования напряжения и расслабления для получения максимальной силы и скорости.

Изучение пхумсе — обязательное условие при аттестации на цветные и черные пояса.

Такие технические комплексы всегда существовали в боевых искусствах. Им присущи низкие стойки, большая амплитуда движений, что положительно сказывается как на физической подготовке, так и на формировании и поддержании мышечно-связочного аппарата и суставов. Так же хотелось бы отметить, что пхумсе создавалось для того, чтобы ученики могли тренироваться как в группе, так и самостоятельно, воспитывая технику, самоконтроль и умение взаимодействовать в команде.

Фристайл

Отдельным видом программы пхумсэ, который включён в континентальные и мировые чемпионаты, является фристайл. Фристайл представляет собой выполнение техники тхэквондо, под музыкальное сопровождение и должен включать 5 обязательных к выполнению сложных технических элементов, первое – удар в прыжке в высоту (йоп чаги), второе – несколько ударов (не меньше 3) в одном прыжке (ап чаги), третье – удар в прыжке с вращением 360, 540, 720 или 900 градусов, четвертое – дорожка спаринговой техники (от 3 до 5 ударов), пятое – дорожка из акробатических элементов, где обязательно в акробатике без опоры должны присутствовать удары ногами (например сальто с 3 ударами). Фристайл является произвольной программой, что дает возможность самостоятельно выбирать элементы и творчески реализовываться, показывая свои максимальные технические, физические и творческие возможности в выполнении сложной техники. В фристайле существует только две официальные возрастные категории 12 – 17 лет и 18 лет и старше.

Поединки (Керуги)

Керуги – поединок по правилам разработанными Всемирной Федерацией Тхэквондо и в современной защитной экипировке установленного образца, что позволяет проводить спарринг в полный контакт. Этот раздел тхэквондо включен в Олимпийскую программу. Большое внимание уделяется ударам ногами, в связи с чем эта техника работы ног является, эталонной для других видов единоборств. Спортсмены демонстрируют умение использовать богатый арсенал ударов, уходов с линии атаки, скоростных перемещений и контратак, что делает поединок, динамичным, ярким и захватывающим. Обязательным является использование электронных жилетов и шлемов, не предвзято фиксирующих нанесение ударов во время соревновательных поединков. В России в соревнованиях по керуги можно участвовать, начиная с 9 лет.

Керуги завоевало огромную популярность в Мире благодаря своей динамичности, скорости, использованию современных технологий в разработке эффективной техники и улучшении защитной экипировки. Безопасность обеспечивает самая современная и «умная» система защиты, высокий уровень судейства и четкость правил, а также разделение по полу, весу, возрасту и технической подготовке.

Самооборона (ХОСИНСУЛЬ)

Хосинсуль – обучение реальным методам самообороны и практическому применению техники тхэквондо в различных боевых ситуациях. Включает в себя разделы по защите от невооруженного соперника и вооруженного различными предметами (например, нож, пистолет и т.д.). Тхэквондо возникло как способ и средство самозащиты и учит правильно использовать свое тело и арсенал приемов защиты и нападения, инерцию противника, уходы с линии атаки и знание физиологии (направления и места сгибов суставов, основные болевые точки и т.д. ). Хосинсуль позволяет реализовать полученные в других разделах тхэквондо, спортивные знания и систематизировать их как эффективную и надежную систему самообороны, которая составляет основу любого боевого искусства. Хосинсуль демонстрируется на аттестациях начиная со старших поясов и часто включается в показательные выступления. Тхэквондисты выполняют арсенал обязательных технических приемов, показывают техники ухода с линии атаки, блоков, защиты против вооруженного соперника, освобождение от захватов и бросков.

Показательная демонстрационная техника

Разбивание досок, различных предметов и другая демонстрационная техника на показательных выступлениях и аттестациях, используется для демонстрации силы, точности ударов, концентрации, взрывной скорости и техники исполнения. Очень эффектными являются различные разбивания в прыжках и с использованием акробатики, что дает возможность раскрыть весь потенциал и арсенал приемов и ударов тхэквондо, а также показать возможности человека, которые можно развить, занимаясь этим видом единоборств.

Разбивание предметов (КЕКПХА)

Техническое разбивание — программа тхэквондо в которой нужно разбить одну или несколько досок в прыжке. Соревнования по техническому разбиванию состоит из 4 дисциплин:

  • Разбивание в прыжке в высоту
  • Разбивание в прыжке нескольких досок
  • Разбивание досок ударом с вращением
  • Произвольное разбивание «Фри Сет-ап»

Данные вид программы, включен в соревнования по пляжному тхэквондо, так же часто можно встретить на турнирах различного уровня.

Ссылка на основную публикацию