Уэхара-Мотобу-рю | Karate-krs.ru

Уэхара-Мотобу-рю

Уэхара-Мотобу-рю

200 ШКОЛ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА И ЗАПАДА Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада

Энциклопедические словари по боевым искусствам до сих пор на русском языке не издавались. Да и в других странах они редкость. Подготовить такой словарь очень трудно по ряду причин. Самая большая трудность – составление словника. В самом деле, как только кто-то берется за работу над любым словарем, он погружается в мучительные раздумья: какие термины, включать в словник, а какие – нет.

Например, при описании боевых искусств Востока достаточно сложно решить, каким стилям и школам следует посвящать отдельные статьи, а какие упоминать только в обзорных статьях (в первую очередь это касается многочисленных стилей и школ каратэ, ушу, кэнпо, пенчак-силата, во-вьетнам, дзюдзюцу). Вторая трудность – проблема сбора материалов о западных и славянских боевых искусствах. Надо признать, что сегодня мы знаем гораздо больше о том, что есть (или было) в этой области на Востоке, чем на Западе. А хуже всего обстоит дело с информацией по школам боевых искусств отечественного образца.

Третья проблема, носящая более частный характер, чем первые две, это неясности с транскрипцией имен и названий, а также невозможность проверки достоверности информации из-за почти полного отсутствия справочной литературы.

Но какие бы трудности не существовали, необходимость издания подобного словаря-справочника назрела давно. Ведь эпопея боевых искусств восточного, западного или славянского происхождения длится в странах Содружества и Балтии уже четверть века. При этом ощущается острая нехватка исторических и теоретических сведений о них.

Данный энциклопедический словарь призван заполнить вакуум в этой сфере.

Индия считается колыбелью всех боевых искусств. Во всяком случае, уже в великом эпосе индийцев «Махабхарата», возникшем более чем за тысячу лет до н.э., говорится о сословии (варне) «кшатриев» – профессиональных воинов. В этой поэме, а также в других древних текстах имеются сведения о различных воинских упражнениях кшатриев. Даже в наши дни во многих штатах Индии можно найти школы боевых искусств, происхождение которых теряется в глубине веков. Одна из них – Ади-хай пидутам, существующая в районе города Каннур (штат Ке-рала).

Эту школу возглавляет сейчас 80-летний Кума-ра Свами. Европеец, побывавший у него в гостях, вспоминает: «Я не мог поверить, что учитель столь преклонного возраста. Он держался прямо, как свеча, у него было тело спортсмена – мускулистое, нервное, без грамма жира. Кожа гладкая, словно у молодого человека. Движения, жесты – мягкие и грациозные, как у дикой кошки. Ни одна деталь не ускользала от его ясных блестящих глаз».

На малаяли – языке дравидов, коренных жителей индийского юга – слово «пидутам» означает «управление» руками («хай»), наносящими удары по наиболее уязвимым точкам тела («ади»). Техника этой школы чисто внешне напоминает технику японского дзю-дзюцу: захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по точкам. Однако это именно внешнее сходство, так как индийская система намного старше. Нередко вместо ударов после захватов следуют броски.

Общефизическая подготовка представлена здесь статической гимнастикой (асанами) и дыхательными упражнениями (пранаямой) хатха-йоги. Для того, чтобы наносить удары в жизненно важные точки тела, изучается специальная дисциплина – «марма», то есть комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров организма человека.

Практика ади-хай пидутам в настоящее время распространена среди членов секты Сиддха-Самайя, которую основал гуру Шивананда Парамахамса в первые годы XX века. Секта придерживается принципов ненасилия, но для самозащиты ее сторонники должны владеть «мягкими» методами самообороны, позволяющими надежно нейтрализовать агрессоров, не доводя дело ни до членовредительства, ни, тем более, до убийства.

Айкибудо – это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств работы без оружия Дайто Рю Айки Дзюдзюцу, с оружием – Тэнсин Седэн Катори Синто Рю, базой школы является Айкидо-дзюдзюцу Есейкан учителя Мочизуки Минору.

Основоположник Айкибудо – французский мастер Алан Флоке.

Айкибудо, как и его исходные компоненты – Айкидо Йосейкан и Дайто Рю Айки Дзюдзюцу относят к «жестким» школам (сюда относят также школу Йошинкан, основанную Гозо Шиода, школы учеников Сокаку Такеда и учеников Морихеи Уесиба довоенного периода). Отличия от «мягких» школ проявляются в форме движений, которые в Айкибудо в целом намного короче, проще и более приближены к реальности. Во Франции Айкибудо эффективно используется в армии и полиции. Среди занимающихся очень много полицейских, и не случайно основной зал, где проходят занятия Учителя Флоке в Париже, находится в Полицейском Управлении и принадлежит Спортивной Ассоциации Полиции Парижа (ASPP).

В переводе с японского иероглифы, образующие название этого боевого искусства, означают:

Ай – объединение, любовь, гармония

Ки – жизненная энергия, душа, дух, сила

Бу – мужество, храбрость, воинственность

Сочетание Ай и Ки (Айки) – объединение энергий, единение внутренних способностей человека для достижения совершенства.

Приемы Айкибудо содержат в себе множество болевых воздействий на суставы, болевые точки при помощи заломов, замков цель которых – полный контроль противника, лишение его возможности повторения атаки.

Большое внимание уделяется изучению правильных перемещений. В Айкибудо много движений направленных на опережение противника, цель которых остановить удар или захват на первой его стадии, когда он не набрал еще максимальную мощность. Таким образом, важно уметь правильно и точно выполнять вход в прием в зависимости от дистанции разделяющей вас от противника. Цель перемещений: уход с линии атаки и (или) опережение противника, получение позиции (в ближней зоне с противником), исключающей повторную атаку с места, вслед за этим одновременно с перемещением следует прием, выводящий противника из равновесия, возможен последующий болевой контроль. Все это должно выполняться плавно без рывков и максимально быстро, не давая возможности противнику оценить ситуацию и принять контрмеры. Техника перемещений изначально нарабатывается без партнера, здесь внимание уделяется правильному положению тела, ног, разворотам корпуса вокруг оси.

В Айкибудо присутствуют удары руками и ногами, правильная техника выполнения которых нарабатывается в ката. Основная цель применения ударов – это не столько выведение противника из строя (все завит от ситуации в бою), сколько нацелено на отвлечение его внимания, расслабление, что бы тем самым получить возможность провести прием.

Процесс изучения Айкибудо, как и других боевых искусств, можно разделить на два основных этапа: подготовительная часть и непосредственно техника.

Подготовительная часть представлена:

общефизической подготовкой (разминочные и силовые упражнения)

Техническая часть включает в себя:

Техники освобождения от захватов

Техники бросков от захватов и ударов без дальнейшего сопровождения

Техники бросков с дальнейшим удержанием и конвоированием

Рандори – работа против атак одного или нескольких противников

Мотобу Рю Удонди (Удонтэ)

Это искусство иногда называли «боевым искусством его величества». Мотобу удунди считается «широким» боевым искусством, т.к. в нем представлен большой арсенал действий: ударные техники руками и ногами, заломы суставов и броски, известные как туитэ и владение различными видами оружия. Во времена королевства Рюкю ему обучали только в пределах дворца, и секреты этого искусства передавались только наследникам Мотобу Удун. Тренировки удунди начинались в возрасте 6 лет и обычно продолжались до 15 лет.

Как было сказано выше, старший сын семьи Мотобу Тёю был наследником фамильной школы боевого искусства удонди. Эта, почти легендарная школа в полном объеме передавалась по традиции только старшему сыну семьи и была практически закрыта для непосвященных. Однако Мотобу Тёю не имел тогда взрослого сына, поэтому, чтобы сохранить учение он, вероятно, впервые в истории школы, привлек в нее постороннего. Им стал его ученик Уехара Сэйкичи. На протяжении долгого времени он был учеником и ассистентом Мотобу и к концу жизни, Тёю передал ему все знания и титул Сокэ, однако при условии, что тот полностью обучит и передаст титул его сыну Тёмо Мотобу, который жил в Вакаяме. Молодой Уехара оправдал ожидания своего учителя и отправился в Вакаяму для передачи Тёмо сэнсэю знаний, полученных от его отца. Однако в 1945 году Тёмо сэнсэй погиб во время бомбардировки Осаки. В 1947 Уехара сенсей вернулся на Окинаву с Филиппин, где он находился во время войны. Из-за полученных травм ему пришлось на некоторое время бросить будзюцу. Однако через некоторое время он снова возобновил преподавательскую деятельность и в 1961 он назвал свой стиль удонди Мотобу Рю в честь своего учителя.

Разумеется, Уехара сэнсэй помнил требование своего учителя не обучать удунди никого вне семьи Мотобу. Из-за этого, будучи связанным обещанием, он открывал немногочисленным ученикам только некоторые разделы школы и обучал некоторых шиханов только туитэ.

Некоторых других учеников он учил только ударной технике в стиле удунди. Тем не менее, опасаясь того, что удунди может быть утеряно вместе с его смертью, в 1970 он несколько более широко открыл общественности это искусство, основав Мотобу Удунди Кобудзюцу Кёкай.

Система Мотобу рю удонди была впервые показана Уехарой Сэйкичи на демонстрации боевых искусств на Окинаве. Она произвела яркое впечатление на зрителей, среди которых были многие мастера Будо. Первое впечатление было далеко не однозначным, т.к. система имела множество совершенно нехарактерных для большинства школ окинавского боевого искусства действий, во многом напоминая танец. Однако при ближайшем рассмотрении, техника боя семьи Мотобу оказалась крайне эффективной. Базовые принципы школы заложены в формах кихон-идо (техники ударов руками и ногами, выполняемых в движении), в комплексах, напоминающих ката (мотодэ и кашинди), также особое внимание в Мотобу-рю уделяется разделу торидэ – болевых приемов и опрокидываний, выполняемых также в необычной для большинства направлений специфической форме.

Несмотря на активную преподавательскую деятельность Соке Уехара помнил, что не выполнил своего обещания Тёю сэнсэю передать Мотобу Удунди членам семьи Мотобу. Поэтому, в 1976 он отправился в Кобэ, где обсудил возможности такой передачи с сыном младшего брата своего учителя. Тёсэй сэнсэй был впечатлен мастерством Соке Уехара, к тому же он много знал от отца об этой семейной традиции. Дело в том, что изначально, члены семьи Мотобу осваивали удонди (как мягкое искусство) и тодэ (каратэ) как жесткое, однако после революции Мейдзи, с распадом королевства Рюкюян ситуация изменилась и в итоге, Мотобу Тёсэй получил от своего отца только жесткую технику каратэ-дзюцу. Поэтому, с 1978 года, уже давно

практикуя и обучая каратэ, Мотобу Тёсэй стал учеником Уехары и через некоторое время он действительно получил полную передачу знаний и титул наследника семейной традиции удонди. В его додзё Дайдокан ныне практикуются обе школы Мотобу рю – Нихон Дэнрю Хейхо Мотобу Кенпо (каратэ-дзюцу) от его отца Мотобу Тёки и Рюкю Оуке Хидэн Мотобу Удонди (удонтэ) от Сэйкичи Уехара (переданную от старшего брата отца Мотобу Тёю).

В 1984 Мотобу Удунди Кобудзюцу Кёкай соединилась с Нихон Кобудо Кёкай, сделав искусство доступным на главном острове Японии. В 2003 на праздновании в честь своего 99-тилетия Уехара сэнсэй передал титул Соке Тёсей сэнсэю, тем самым выполнив обещание, данное своему мастеру 80 лет назад.

СОКЕ МОТОБУ ТЁСЕЙ

Соке Тёсей обучался каратэ у своего отца в период его нахождения в Осаке. Его старшие братья погибли во время войны, и Мотобу Тёсэй стал главой семьи в 1944. В послевоенный период, работая офицером полиции, приблизительно в 1948 году он начал преподавать каратэ в храмах, арендуя там площади под додзё. В 1977 Соке решил объединить все додзё Мотобу рю каратэ, для чего он создал Нихон карате-до Мотобу-кай. В эту организацию влились ученики его отца из разных регионов Японии. Надо отметить, что одной из целей создания этой организации был поиск и сбор существующей в разных частях страны информации о его отце. Например, текст «Мотобу Тёки сэнсэй гороку» (Высказывания Мотобу Тёки сэнсэя) был составлен из воспоминаний его учеников — Марукава Кендзи сэнсэя и Наката Мицухико сэнсэя. На сегодняшний день Нихон Дэнрю Хэйхо Мотобу Кэнпо полноценно передает традиции окинавского каратэ: технику, принципы и методы тренировки в стиле Мотобу Тёки.

В довершении, Соке Тёсей унаследовал Мотобу удунди от своего дяди Чою сэнсэя через его ученика Уехара Сеикичи, с которым они познакомились в 1976 году.

Дело в том, что изначально, члены семьи Мотобу осваивали удонди (как мягкое искусство) и тодэ (каратэ) как жесткое, однако после революции Мейдзи, с распадом королевства Рюкюян ситуация изменилась и в итоге, Мотобу Тёсэй получил от своего отца только жесткую технику каратэ-дзюцу. Поэтому, уже давно практикуя и обучая каратэ, Мотобу Тёсэй стал учеником Соке Уехары и через некоторое время он действительно получил полную передачу знаний и титул наследника семейной традиции удонди. В его додзё Дайдокан ныне практикуются обе семейные школы Мотобу рю – Нихон Дэнрю Хэйхо Мотобу Кенпо (каратэ-дзюцу) от его отца Мотобу Тёки и Рюкю Оуке Хидэн Мотобу Удонди (удонтэ) от старшего брата отца Мотобу Тёю (переданную через Уехара Сэйкичи).

УЭХАРА-МОТОБУ-РЮ (Школа Мотобу-Уэхара)

Боевое искусство окинавской семьи Мотобу, остававшееся до 1947 г. «закрытым» стилем. Вплоть до начала XX века это искусство, известное под названиями Го-Твн-Тэ, Мотобу-тэ, Косё-рю-тэ, преподавалось только членам семьи. Но затем очередной патриарх, Мотобу Чою, нарушил традицию и взял себе в ученики юношу Уэхара Сэйкичи (1903 г.р.). Впрочем, у него не было особого выбора, так как он не имел сыновей.

Так получилось, что мастером-хранителем чисто семейного стиля стал посторонний человек. Однако уже в наши дни мастер Уэхара официально объявил своим преемником внука своего учителя по линии дочери, мастера Мотобу Чомэя.

В техническом плане данный стиль является «мягким». В нем преобладают точечные удары пальцами, болевые приемы, броски, удушения. Широко используется традиционное окинавское оружие из арсенала ко-будо.

Среди учеников 93-х летнего мастера Уэхара надо выделить Тома Сиана (основателя Сэйдо-кан-рю) и Хига Сэйтоку (основателя Гэйбу-кан-рю).

Похожие главы из других книг

ЖУАНВИЛЬСКАЯ ШКОЛА

ЖУАНВИЛЬСКАЯ ШКОЛА Военная школа физического воспитания, открытая в 1852 году в одном из пригородов Парижа.Долгое время являлась основным центром подготовки специалистов по физическому воспитанию во Франции. Она продолжила традиции Нормальной гимнастической

МОТОБУ-РЮ, или МОТОБУ-РЮ-КЭНПО-КАРАТЭ

МОТОБУ-РЮ, или МОТОБУ-РЮ-КЭНПО-КАРАТЭ Окинавский стиль каратэ и кэнпо-каратэ, созданный Мотобу Чоки (1871-1944) на основе семейного стиля Го-Тэн-Тэ (или Мотобу-тэ, Косё-рю-кэнпо-каратэ) и некоторых других окинав-ских стилей: Сёрин-рю (варианты Томари и Сюри), а также Наха-тэ.В свою

ОЯМА-РЮ (Школа Оямы)

ОЯМА-РЮ (Школа Оямы) Стиль японского Каратэ, создатель которого Ояма Сигэру (однофамилец и ученик знаменитого Ояма Масутацу). Он много лет изучал стиль Кёкусин-рю. Затем был главным инструктором хонбу-додзё Кёкусинкай в Токио. Еще позже помогал мастеру Накамура Тадаси

«Школа стратегов»

«Школа стратегов» Китайское искусство ведения войн (бинфа) является одним од ним из самых изощренных в мире и самым древним на Востоке.Сражение в древнем Китае подразумевало не просто столкновение двух армий, но прежде всего некий «космический конфликт» между силами инь

Школа тайцзицюань клана Ян

Школа тайцзицюань клана Ян

Глава II Школа

Глава II Школа — Лин пойдет завтра в школу! — распевала, припрыгивая на одной ноге, Геро.— Пойдет в школу! — пискливо вторила ей совсем еще маленькая Ариадна.— Тише, девочки, — недовольно сказала Эригона, — можно подумать, что вы рады. Ведь теперь вы совсем уже не будете

Еще одна школа дзю-дзюцу

Еще одна школа дзю-дзюцу «Я счастлив, что имею возможность представить вам имя моего учителя – человека, который в последнее время получил широкую известность в связи со своей новой системой дзю-дзюцу и который приложил самые ревностные усилия по ее воссозданию и

5.4. Начальная школа

5.6. Средняя школа

5.9. Старшая школа

Владимирская школа

Владимирская школа Начиная с 1952 года, когда на Олимпийских играх в Хельсинки абсолютным чемпионом по гимнастике стал Виктор Чукарин, и вплоть до XVII Олимпиады 1960 года в Риме, когда такого же триумфа добился Борис Шахлин, длилась эра советской мужской спортивной

28.14. Мотобу-рю

28.14. Мотобу-рю Мотобу-рю – это секретное искусство «тэ» королей Рюкю, которое передавалось из поколения в поколение в семье Мотобу. Приемы Мотобу-рю отличаются от обычных приемов, традиционных в каратэ. Движения осуществляются мягко, а противников бросают, используя

29.20. Тёки Мотобу

29.20. Тёки Мотобу Тёки Мотобу (1871–1944) (рис. 97) родился в деревне Акахира близ древней столицы Окинавы города Сюри. Он был третьим и младшим сыном главы влиятельного дворянского рода Мотобу «Удун» Ясуси. Отец Тёки был мастером каратэ и секретной системы боя королевской семьи

29.21. Тёю Мотобу

29.21. Тёю Мотобу Старший брат знаменитого Тёки Мотобу Тёю Мотобу (рис. 98) родился в 1865 г. Их отцом был высокопоставленный лорд (аидзи) Тёсё Мотобу, потомок старинного рода, восходящего своими корнями к королю Сё Косину, шестому сыну монарха Рюкю Сё Сицу (XVII в.). Рис. 98. Тёю

Глава 4. Школа бега

Глава 4. Школа бега Из последнего своего очередного отпуска Владимир Куц вернулся на базу за один день до гарнизонных соревнований, твердо решив остаться на сверхсрочную службу. Зная, что отпускники обычно забывают дома о всяком режиме, начальник физподготовки не включил

Уэхара-Мотобу-рю

Чанцзя-цюанъ – гимнастика семьи Чан, созданная в XVIII веке. Много изменений положений корпуса, сочетание жесткого и мягкого. Составная часть – комплекс «24 кулака» (эршисы-цюань).

Чжуцзя цзяо-цюанъ – гимнастика семьи Чжу, распространена в провинции Гуандун. Удары кулаком и открытой рукой сочетаются с ударами стопой. Быстрые, резкие атаки.

Чоцзяо-цюанъ – гимнастика «тычки стопой». Создал Чжоу Тун, живший при династии Сун. Действуют руками «на 3 части», ногами – «на 7 частей», т.е. работа ног преобладает над работой рук. Другое название: «девять ветвей» (цзю чжицзы), т.к. имеет 9 комплексов.

Чуанъ-цюань – гимнастика «пронизывающий кулак». Другое название: «пронизывающий кулак Гуаня» (Гуань чуань-цюань), по имени древнего полководца. Движения неслжные, удары рук и ног чередуются.

Шаолинь У Да Пай – пять больших шаолинь-ских школ: эмейская, уданская, фуцзяньская, гу-андунская и хэнаньская. Последняя является ортодоксальной, все остальные развились из нее.

Шаолинъсы-цюанъ – гимнастика монастыря Шаолинь. Крупное направление в ушу, возникшее в монастыре Молодого Леса (Шаолинь), что в горах Суншань (пров, Хэнань). Включает много различных комплексов, в том числе с оружием. Среди популярных: «пять форм, восемь способов» (усин бафа-цюань), «кулак архата» (лохань-цюань), «пушечные удары» (пао-чуй-цюань), «крестообразный бой» (шицзы чжань-цюань), «меч Бохидхармы» (Дамо цзянь), «13 хватаний» (шисань чжуа), «большой бой» (дачжань-цюань), «объединенный бой» (хэчжань-цюань), и другие. Наряду с Тайцзи-цюань является самым известным в мире стилем-ушу.

Шэ-цюанъ – гимнастика «змея». Движения главным образом мягкие, как бы обволакивающие противника, но в мягкости таится жесткость. Распространена в провинциях Гуандун, Фуцзянь; Чжэцзян. Из семьи «сянсинь».

Эмэй пай – Эмэйская школа ушу. Включает 8 больших школ, распространенных в основном в провинции Сычуань, где расположены горы Эмэйшань. Одна из наиболее известных среди них – «12 эмэйских столбов» (эмэй шиэр чжуан).

Эрлан-цюанъ – гимнастика «двух мужчин». Появилась в XVII веке. Представляет парные упражнения партнеров (в том числе с оружием), тренирующихся только по каноническим образцам. Произвольная работа исключается.

Юнчунъ-цюанъ – гимнастика «поющая весна» (по имени девушки, создавшей’ этот стиль). За пределами Китая стиль известен под названием Вин-Чун.

Юэмэнъ-цюань – гимнастика школы Юэ, распространенная в провинции Сычуань. Основателем считается (как и в двух следующих) полководец XII века Юэ Фэй.

Юэши Лянъ-цюань – «непрерывная» гимнастика Юэ Фэя. Другое название: «Восемь переворотов кистей» (ба фань шоу). Движения четкие, быстрые, передвижения по прямой.

Юэши Саныиоу-цюанъ – гимнастика «рассеянная кисть Юэ». Другое название: «Восемь переворотов кистей» (ба фань шоу). Движения четкие, быстрые, передвижения по прямой. .’ Юэши Санъшоу-цюанъ – гимнастика «рассеянная кисть Юэ». Интенсивные удары в произвольном порядке, без комплексов. Агрессивный атакующий стиль. Распространен на северо-западе КНР, в районе Пекина и в провинции Хэбэй.

Я-цюань – гимнастика «утка». Из семьи «сян-синь»; создал Лу Я во времена династии Мин в подражание уткам: переваливающиеся движения, выброс ног в приседе, одновременные удары рук и ног и т.д.

См. также статьи: Багуа-цюань, Вин-Чун-куэн, Вун-Хоп-куэн, Гунфу, Дао-сю, Дим Мак, Дуаньда, Звериные стили ушу, Синь-И-цюань, Сюай-цзяо, Тайцзи-цюань, Цигун боевой, Цинь-на, Чой, Чой-ли-фут, Шаолинь-цюань.

УЭХАРА-МОТОБУ-РЮ
(Школа Мотобу-Уэхара)

Боевое искусство окинавской семьи Мотобу, остававшееся до 1947 г. «закрытым» стилем. Вплоть до начала XX века это искусство, известное под названиями Го-Твн-Тэ, Мотобу-тэ, Косё-рю-тэ, преподавалось только членам семьи. Но затем очередной патриарх, Мотобу Чою, нарушил традицию и взял себе в ученики юношу Уэхара Сэйкичи (1903 г.р.). Впрочем, у него не было особого выбора, так как он не имел сыновей.

Так получилось, что мастером-хранителем чисто семейного стиля стал посторонний человек. Однако уже в наши дни мастер Уэхара официально объявил своим преемником внука своего учителя по линии дочери, мастера Мотобу Чомэя.

В техническом плане данный стиль является «мягким». В нем преобладают точечные удары пальцами, болевые приемы, броски, удушения. Широко используется традиционное окинавское оружие из арсенала ко-будо.

Среди учеников 93-х летнего мастера Уэхара надо выделить Тома Сиана (основателя Сэйдо-кан-рю) и Хига Сэйтоку (основателя Гэйбу-кан-рю).

УЭЧИ-РЮ
(Школа Уэчи)

Школа окинавского каратэ, получившая определенную популярность в США, Англии и Франции.

1. Краткая история школы

Ее основателем является мастер Уэчи Канбун (1877-1948). Этот человек изучал в детстве и юности окинавское кэнпо под руководством своего отца, Уэчи Кантоку. В 1897 году юноша переехал жить и работать в Китай, в приморскую провинцию Фуцзянь. Там его наставником стал выходец с Окинавы, некий Кодзё Кихо, ученик китайского мастера Чжоу Цихэ из школы Пангай-нун. Чжоу, в свою очередь, был учеником мастеров Хэ Шидэ и Чжоу. Пэй, положивших в основу своей школы стили дракона, тигра и журавля.

С 1904 года Уэчи Канбун начал заниматься непосредственно у мастера Чжоу. Спустя 6 лет, в 1910 году, он вернулся на Окинаву и обзавелся здесь семьей. В 1921 году Канбун обосновался в Японии, в небольшом городке Вакаяма недалеко от Осака. Там он подружился с Томоёсэ Рюю, ставшим его первым учеником-японцем. Именно этот пылкий последователь убедил Канбуна основать собственное додзё и начать официальное преподавание стиля Пангай-нун. Произошло то и другое в 1923 году. В 1946 году Уэчи Канбун вернулся на Окинаву, где вскоре и умер.

Сын отца-основателя школы, Уэчи Канэй (1911-1991), начал изучение боевого искусства довольно поздно, в 1928 году, когда ему уже исполнилось 17 лет. Через 9 лет, в 1937 году, он открыл свое додзё в Осака и продолжил таким образом дело отца. В 1942 году Канэй покинул Японию. Он уехал на Окинаву, в маленький городок Футэнма, где Томоёсэ Рюко (сын Рюю) построил ему новое додзё.

Наиболее известные ученики Уэчи Канэя – его сыновья Канмэй и Хирофуми, Итокадзу Сэко и Синдзо Сэйю, братья Мияги – Нобору и Сэй-сабуро, братья Киндзо – Такаси и Масамицу, братья Уэхара – Исаму, Дзиро и Такэнобу, а также англичанин Джордж Маттсон, автор известной книги «Уэчи-рю каратэ-до». Нынешним главой школы является старший сын Канэя –Канмэй. А сама школа после смерти Уэчи Канбуна стала называться Уэчи-рю. Впрочем, в 1978 году мастер Итокадзу Сэко отошел от своего учителя, и с помощью Киндзо Такаси открыл собственное додзё, заявив, что он обучает стилю Пан-гай-нун-рю!

2. Характерные особенности школы

Поединки проводят в жесткий контакт по всему телу и без протекторов. Основная идея здесь такова: спортивная схватка должна как можно больше походить на реальный бой. Поэтому правила достаточно свободные. Например, разрешены захваты, в том числе за одежду. Оказавшись сбитым на землю, каратэка продолжает бой, тогда как в других школах ему бы за это засчитали поражение. Допускаются подсечки, подножки, болевые приемы на суставы.

Важное место в тренинге занимают упражнения «коти-китаэ». Это набивка предплечий, бедер и голеней, позволяющая значительно повысить эффективность блокировки как руками, так и ногами. Преимущества, обретаемые систематической тренировкой такого рода, становятся очевидными в поединках с представителями иных стилей каратэ. Адепты Уэчи-рю своими «железными» конечностями очень быстро ломают их оборону. Упражнения «коти-китаэ» практикуют вместе с партнером, стоя лицом к лицу в стойке «санчин», являющейся в школе основной. Сначала работают внешней стороной предплечий, стараясь максимально напрягать мышцы в момент соприкосновения, позже начинают наносить удары кулаком и ступней. Этот метод Уэчи Канбун заимствовал в Китае, где с давних пор существует система укрепления тела, называемая «железной рубахой».

В школе всего лишь 8 ката. Это Санчин, Сэй-сан, Сансэру, завещанные Уэчи Канбуном; Кан-сива, Кансин, Сэйрю, созданные Уэчи Канэем; ката Кансю, автором которой является Уэхара Сабуро и, наконец, ката Сэйсин – творение Ито-кадзу Сэко. Ката изучают не торопясь, шаг за шагом, добиваясь максимальной точности и выразительности каждого элемента. Редко встретишь ученика, которому бы удалось выполнить ката от начала и до .конца без того, чтобы учитель не остановил его несколько раз для внесения поправок. Ради лучшего понимания смысла тех приемов, из которых состоят эти формальные упражнения, инструкторы постоянно ссылаются на, примеры из окинавской истории. В старину кара-тэка мог использовать в бою тот или иной прием один-единственный раз: либо он разил этим ударом наповал, либо самурай сносил ему голову своим мечом.

Уэхара-Мотобу-рю

Боевые искусства:Тайное писание о непоколебимой мудрости Считается, что Фудо Мё-о олицетворяет непоколебимый ум и несокрушимое тело. Несокрушимое означает такое тело, для которого нет препятствий.

Боевые искусства:Сунсипай нэйцзяцюань Согласно легенде, Чжан Сунси был учеником Чжан Саньфэна — легендарного даоса, которого считают основателем «внутреннего» направления в ушу. В «Хрониках уезда Нинбо» имеется биография Чжан Сунси и говорится, что преподаваемый им стиль был реально-боевым. Упоминалось, что целями атаки являлись биологически активные точки на теле человека. Помимо атак по точкам, стиль также активно применяет технику опрокидываний.

Боевые искусства:Панкратион Панкратион,пожалуй,самое оригинальное и самое трудное состязание древних олимпийских Игр.Сущность этого вида спорта заключалась а в проведении поединка двух невооруженных атлетов с применением приемов борьбы,ударов руками и ногами,болевых и удушающих захватов.Борцы не использовали какое-либо защитное снаряжение.

Боевые искусства:Джефф Имада (Jeffrey Imada) Джеффри Имада родился 17 июня 1955 года в Инглвуде, Калифорнии. Джефф является экспертом в филипинских боевых искусствах и владению оружием, начал заниматься ими в 15 лет. Кроме этого он владеет: Джиткундо, танцами, верховой ездой, вождением, падениями, Тейквондо, Карате, Кендо, Боксом и фехтованием. У него есть множество других хобби: горные лыжи, гимнастики и другие.

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Стиль Мотобу-рю базируется на семейной системе тэ Мотобу Удуна, котора передавалась по наследству от одного таршего сына к другому с течении 11 поколений. Тёю Мотобу был представителем 11-го поколения. Родословная семьи Мотобу восходит к принцу Сё Косину, шестому сыну рюкюского короля Сё Сицу, который правил с 1648 по 1669 год. Тёю Мотобу был инструктором по тэ у последнего рюкюского короля, Сё Тая (1848-1879). В 1924 году Мотобу помог организовать Научно-исследовательский клуб окинавского тодэ в городе Наха и стал его председателем. Среди членов клуба были Тёдзюн Мияги, Кэнва Мабуни, Кэнцу Ябу, Тётоку Кьян, Тодзё Осиро и Тёки Мотобу. В конце-концов продолжателем боевых традиций стал Сэйкити Уэхара. Приблизительно через три года после смерти Тёю Мотобу, в 1926 году деятельность Клуба была свернута, и интетес к Мотобу-тэ поддерживалс только благодар честолюбию Уэхары. В 1947 году Уэхара назвал этот стиль Мотобу-рю. В 1969 году Уэхара создал Ассоциацию кобудо-дзюцу стиля Мотобу-рю.
Изучение стиля начинают с мягкой версии ката Сантин, известной как Мото-тэ Сантин. На следующем этапе изучают основные типы передвижений. Далее изучают основные удары.
Сэйкити Уэхара утверждал, что после овладения основными приемами можно осилить противника, обрушив на него водопад технических приемов, которые вытекают один из другого. Эти приемы известны под названием одори-тэ (танец-рука). Объединенные вместе, эти приемы первоначально образовывали ката Андзи Ката-но Мэнката (танцевальная ката господ). Она передавалась как семейная тайна Мотобу, и Уэхара ее не выучил. Мотобу-рю включает в себя также искусство владения традиционными видами холодного клинкового оружи: катана, нагината, яри и танто.

Энциклопедический справочник

страница 61/71
Дата 17.01.2018
Размер 1.83 Mb.
Тип Справочник
    Навигация по данной странице:
  • УЭЧИ-РЮ
УЭХАРА-МОТОБУ-РЮ

Боевое искусство окинавской семьи Мотобу, остававшееся до 1947 г. «закрытым» стилем. Вплоть до начала XX века это искусство, известное под названиями Го-Тэн-Тэ, Мотобу-тэ, Косё-рю-тэ, преподавалось только членам семьи. Но затем очередной патриарх, Мотобу Чою, нарушил традицию и взял себе в ученики юношу Уэхара Сэйкичи (1903 г.р.). Впрочем, у .него не было особого выбора, так как он не имел сыновей.

Так получилось, что мастером-хранителем чисто семейного стиля стал посторонний человек. Однако уже в наши дни мастер Уэхара официально объявил своим преемником внука своего учителя по линии дочери, мастера Мотобу Чомэя.

В техническом плане данный стиль является «мягким». В нем преобладают точечные удары пальцами, болевые приемы, броски, удушения. Широко используется традиционное окинавское оружие из арсенала ко-будо.

Среди учеников 93-х летнего мастера Уэхара надо выделить Тома Сиана (основателя Сэйдо-кан-рю) и Хига Сэйтоку (основателя Гэйбу-кан-рю).

Школа окинавского каратэ, получившая определенную популярность в США, Англии и Франции.

Краткая история школы

Ее основателем является мастер Уэчи Канбун (1877—1948). Этот человек изучал в детстве и юности окинавское кэнпо под руководством своего отца, Уэчи Кантоку. В 1897 году юноша переехал жить и работать в Китай, в приморскую провинцию Фуцзянь. Там его наставником стал выходец с Окинавы, некий Кодзё Кихо, ученик китайского мастера Чжоу Цихэ из школы Пангай-нун. Чжоу, в свою очередь, был учеником мастеров Хэ Шидэ и Чжоу. Пэй, положивших в основу своей школы стили дракона, тигра и журавля.

С 1904 года Уэчи Канбун начал заниматься непосредственно у мастера Чжоу. Спустя 6 лет, в 1910 году, он вернулся на Окинаву и обзавелся здесь семьей. В 1921 году Канбун обосновался в Японии, в небольшом городке Вакаяма недалеко от Осака. Там он подружился с Томоёсэ Рюю, ставшим его первым учеником-японцем. Именно этот пылкий последователь убедил Канбуна основать собственное додзё и начать официальное преподавание стиля Пангай-нун. Произошло то и другое в 1923 году. В 1946 году Уэчи Канбун вернулся на Окинаву, где вскоре и умер.

Сын отца-основателя школы, Уэчи Канэй (1911—1991), начал изучение боевого искусства довольно поздно, в 1928 году, когда ему уже исполнилось 17 лет. Через 9 лет, в 1937 году, он открыл свое додзё в Осака и продолжил таким образом дело отца. В 1942 году Канэй покинул Японию. Он уехал на Окинаву, в маленький городок Футэнма, где Томоёсэ Рюко (сын Рюю) построил ему новое додзё.

Наиболее известные ученики Уэчи Канэя — его сыновья Канмэй и Хирофуми, Итокадзу Сэко и Синдзо Сэйю, братья Мияги — Нобору и Сэй-сабуро, братья Киндзо — Такаси и Масамицу, братья Уэхара — Исаму, Дзиро и Такэнобу, а также англичанин Джордж Маттсон, автор известной книги «Уэчи-рю каратэ-до». Нынешним главой школы является старший сын Канэя -Канмэй. А сама школа после смерти Уэчи Канбуна стала называться Уэчи-рю. Впрочем, в 1978 году мастер Итокадзу Сэко отошел от своего учителя, и с помощью Киндзо Такаси открыл собственное додзё, заявив, что он обучает стилю Пан-гай-нун-рю!

Уэхара-Мотобу-рю

Боевое искусство окинавской семьи Мотобу, остававшееся до 1947 г. «закрытым» стилем. Вплоть до начала XX века это искусство, известное под названиями Го-Тэн-Тэ, Мотобу-тэ, Косё-рю-тэ, преподавалось только членам семьи. Но затем очередной патриарх, Мотобу Чою, нарушил традицию и взял себе в ученики юношу Уэхара Сэйкичи (1903 г.р.). Впрочем, у .него не было особого выбора, так как он не имел сыновей.

Так получилось, что мастером-хранителем чисто семейного стиля стал посторонний человек. Однако уже в наши дни мастер Уэхара официально объявил своим преемником внука своего учителя по линии дочери, мастера Мотобу Чомэя.

В техническом плане данный стиль является «мягким». В нем преобладают точечные удары пальцами, болевые приемы, броски, удушения. Широко используется традиционное окинавское оружие из арсенала ко-будо.

Среди учеников 93-х летнего мастера Уэхара надо выделить Тома Сиана (основателя Сэйдо-кан-рю) и Хига Сэйтоку (основателя Гэйбу-кан-рю).

Краткая история школы

С 1904 года Уэчи Канбун начал заниматься непосредственно у мастера Чжоу. Спустя 6 лет, в 1910 году, он вернулся на Окинаву и обзавелся здесь семьей. В 1921 году Канбун обосновался в Японии, в небольшом городке Вакаяма недалеко от Осака. Там он подружился с Томоёсэ Рюю, ставшим его первым учеником-японцем. Именно этот пылкий последователь убедил Канбуна основать собственное додзё и начать официальное преподавание стиля Пангай-нун. Произошло то и другое в 1923 году. В 1946 году Уэчи Канбун вернулся на Окинаву, где вскоре и умер.

Сын отца-основателя школы, Уэчи Канэй (1911—1991), начал изучение боевого искусства довольно поздно, в 1928 году, когда ему уже исполнилось 17 лет. Через 9 лет, в 1937 году, он открыл свое додзё в Осака и продолжил таким образом дело отца. В 1942 году Канэй покинул Японию. Он уехал на Окинаву, в маленький городок Футэнма, где Томоёсэ Рюко (сын Рюю) построил ему новое додзё.

Наиболее известные ученики Уэчи Канэя — его сыновья Канмэй и Хирофуми, Итокадзу Сэко и Синдзо Сэйю, братья Мияги — Нобору и Сэй-сабуро, братья Киндзо — Такаси и Масамицу, братья Уэхара — Исаму, Дзиро и Такэнобу, а также англичанин Джордж Маттсон, автор известной книги «Уэчи-рю каратэ-до». Нынешним главой школы является старший сын Канэя -Канмэй. А сама школа после смерти Уэчи Канбуна стала называться Уэчи-рю. Впрочем, в 1978 году мастер Итокадзу Сэко отошел от своего учителя, и с помощью Киндзо Такаси открыл собственное додзё, заявив, что он обучает стилю Пан-гай-нун-рю!

Характерные особенности школы

Важное место в тренинге занимают упражнения «коти-китаэ». Это набивка предплечий, бедер и голеней, позволяющая значительно повысить эффективность блокировки как руками, так и ногами. Преимущества, обретаемые систематической тренировкой такого рода, становятся очевидными в поединках с представителями иных стилей каратэ. Адепты Уэчи-рю своими «железными» конечностями очень быстро ломают их оборону. Упражнения «коти-китаэ» практикуют вместе с партнером, стоя лицом к лицу в стойке «санчин», являющейся в школе основной. Сначала работают внешней стороной предплечий, стараясь максимально напрягать мышцы в момент соприкосновения, позже начинают наносить удары кулаком и ступней. Этот метод Уэчи Канбун заимствовал в Китае, где с давних пор существует система укрепления тела, называемая «железной рубахой».

В школе всего лишь 8 ката. Это Санчин, Сэй-сан, Сансэру, завещанные Уэчи Канбуном; Кан-сива, Кансин, Сэйрю, созданные Уэчи Канэем; ката Кансю, автором которой является Уэхара Сабуро и, наконец, ката Сэйсин — творение Ито-кадзу Сэко. Ката изучают не торопясь, шаг за шагом, добиваясь максимальной точности и выразительности каждого элемента. Редко встретишь ученика, которому бы удалось выполнить ката от начала и до .конца без того, чтобы учитель не остановил его несколько раз для внесения поправок. Ради лучшего понимания смысла тех приемов, из которых состоят эти формальные упражнения, инструкторы постоянно ссылаются на, примеры из окинавской истории. В старину кара-тэка мог использовать в бою тот или иной прием один-единственный раз: либо он разил этим ударом наповал, либо самурай сносил ему голову своим мечом.

Придерживаясь древних принципов жестокого боя на смерть, инструкторы школы Уэчи-рю отрицают право женщин на занятия каратэ.

Видную роль в школе отводят практике «тамэ-си-вари», упражнений по разламыванию твердых предметов. Ведь для того, чтобы надежно выводить противника из строя одним ударом, надо, чтобы этот удар обладал сокрушительной силой. Эффектными публичными демонстрациями искусства «тамэси-вари» прославился мастер Синд-зо Киёхидэ. Например, ударом кулака он перерубает пополам бейсбольную биту, которую держит в руках партнер. Очень немного найдется на свете людей, способных сделать такое с короткой тол- стой палкой из твердого дерева, к тому же не закрепленной в держателях!

Ссылка на основную публикацию