УДУШАЮЩИЕ ЗАХВАТЫ | Karate-krs.ru

УДУШАЮЩИЕ ЗАХВАТЫ

УДУШАЮЩИЕ ЗАХВАТЫ

Что лучше, самбо или дзюдо, самбо или каратэ? На это я всегда отвечаю так: не может часть быть больше целого. СИСТЕМА САМБО впитала в себя всё лучшее и целесообразное, что могли предложить нам народные виды борьбы и системы самозащиты.

Россия подарила прошедшему веку революцию («каков подарочек», как говорили братья Стругацкие); Шаляпина, Нежданову и Собинова; Павлову, Уланову и Плисецкую; Прокофьева, Дунаевского и Шостаковича; Чижевского, Курчатова и Вавилова; Циолковского, Королева и Гагарина. Наши соотечественники Зворыкин и Сикорский, эмигрировав в США, создавали телевидение, строили вертолеты и самолеты и так далее.

Мы гордимся нашими соотечественниками так же, как должны гордиться и тем уникальным явлением, имя которому — СИСТЕМА САМБО.

Для тех, кто впервые видит спортивную борьбу самбо или занимается различными видами восточных боевых искусств, характерны следующие высказывания: «Самбо — это же дзюдо!», «Самбо и сравниться не может с каратэ (айкидо, тэквондо и так далее)». Так могут говорить те, кто видит только «верхушку айсберга». Прежде чем погрузиться в историю, советую ещё раз прочитать эпиграф.

Для династии Харламииевых всегда была характерна тяга к единоборствам и физической культуре. Невозможно с уверенностью сказать, увлекался ли смоленский дьякон Яков борьбой и физическими упражнениями. Но то, что его сын Георгий Яковлевич (1861—1911) со своими детьми ежедневно занимался, по современной терминологии, атлетической гимнастикой, говорится в книге Э. Хруцкого «Этот неистовый русский», отразившей жизненный и творческий путь Аркадия Георгиевича Харлампиева (1888—1936). Атлетические занятия и физический труд являлись для мужской половины семьи как бы подготовительными упражнениями для молодецкой забавы — кулачных боёв, столь популярных на Смоленщине, особенно на масленицу, и проводившихся на берегу или льду Днепра.

Аркадий Георгиевич, выросший в такой семье, стал. художником, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Парижскую академию изящных искусств. Карандаш, кисти и краски были с Аркадием Георгиевичем всю жизнь. С ними он не расставался и в знаменитой Таджикско-Памирской экспедиции (в 1931 году), где он был начальником подготовительной группы восхождения на высочайшую вершину бывшего СССР — пик Сталина. У подножия пика поставлен памятный знак. Рядом с фамилиями Н.Горбунова, Е.Абалакова и А.Гетье увековечены и сам Аркадий Гергиевич, и его сын — Георгий (1908 год рождения), увлекавшийся боксом и альпинизмом, киноартист и музыкант, пропавший в 1937 году в страшном ГУЛАГе.

В начале века Аркадий Георгиевич начал подрабатывать в цирке в качестве акробата и борца, что-бы иметь возможность учиться и содержать семью. Помогла ему в этом отличная физическая подготовка. На цирковой арене он встретился с такими замечательными людьми и известными борцами, как Заикин, Поддубный и Лебедев. Иван Васильевич Лебедев, более известный как «профессор атлетики» или просто «дядя Ваня», первым в России выпустил книгу по самозащите для специального пользования «Самооборона и арест» (Петроград, 1915). Прекрасные иллюстрации и сопроводительный текст говорят о профессиональном подходе к только начинающей приобретать известность в Европе и совершенно неизвестной в России того времени японской системе «джиу-джитсу».

«Настоящее руководство имеет целью дать возможность чину полиции избегнуть кровопролития и, каким бы не был прием самообороны, он будет менее опасным для жизни подчас пьяного, подчас больного или безумного или подчас обозленного человека, чем действие оружием», — писал во вступлении к своей книге Лебедев.

При советской власти «дядю Ваню» поспешили зачислить в пособника полиции, то есть врага пролетариата. Торопясь наклеить ярлыки, чиновники совершенно проигнорировали слова Лебедева из его же книги: «. здоровье человека — дороже всего, и поэтому прибегать к приемам, причиняющим сильную боль, следует лишь тогда, когда приходится иметь дело с опасным преступником и когда с его стороны угрожает опасность для вашей жизни». Советские же кинематографисты в фильмах о дореволюционных борцах, стараясь не упоминать фамилию Лебедев, представляли дядю Ваню весьма комичным инспектором циркового манежа, внешним видом, речью и манерами напоминавшего купчишку.

История, без сомнения, всё расставит по своим местам. Мы же запомним И.В.Лебедева не только как автора книги «Самооборона и арест», но и как циркового борца, талантливого организатора, руководителя первых атлетических кружков студентов, организатора соревнований на арене цирка, популяризатора, особенно в послереволюционные годы, «французской борьбы», впоследствии получившей название «классической», а позже — «греко-римской».

Если в России отдавали предпочтение французской борьбе, то в самой Франции — английскому боксу. В Париже после занятий в академии Аркадий Харлампиев направлялся в «Бокс-клуб». В совершенстве владея приемами кулачного боя, он почувствовал, как бокс целиком захватил его. Уже через несколько месяцев на ринге появился боксёр с привычным для французов именем и фамилией — Шарль Лампье.

Победы русского Шарля следовали одна за другой. Газеты писали о феноменальном успехе русского чемпиона Франции, но Лампье уже торопился в Россию, где вновь появился художник-живописец Харлампиев, владеющий секретами незнакомого для русских английского бокса.

Газета «Смоленские губернские ведомости» 10 апреля 1913 года сообщает о первой победе на родине:

«Вчера в цирке г. Аржанова впервые в истории нашего города состоялся матч боксеров (кулачных бойцов английской школы). Негр Смитс, приехавший к нам из Северо-Американских Соединенных Штатов, встретился с нашим земляком г. Харлампиевым. Бойцы сошлись в поединке. Они обрушили друг на друга град яростных ударов. Наконец на десятой минуте боя г. Харлампиев нанёс удар в лицо Смитса. Последний упал и потерял сознание. Почётный приз достался нашему земляку».

Организовав в Смоленском гимнастическом обществе кружок бокса, Аркадий Георгиевич переезжает в Москву, где уже два года в Обществе любителей лыжного спорта и тяжелоатлетическом обществе «Санитас» существуют кружки любителей бокса. В это время Харлампиев выступает как преподаватель, организатор, пропагандист, судья и практикующий боксер.

Московские газеты и журналы немедленно ополчились против деятельности обществ. Вот, к примеру, что было напечатано в журнале «Русский спорт» (№ 7, 1914):

«. в парке Сокольники некто Харлампиев, бывший цирковой акробат, продемонстрировал нашей публике английский бокс. Полноте, господа! Может быть, на берегах туманного Альбиона интересно по скулам бить друг друга, но не у нас!»

Сохранившийся ролик плёнки «Пате-журнала» (еженедельный киножурнал братьев Пате, 1914, № 981-А) с репортажем о «матче бокса в Обществе любителей лыжного спорта», проходившем на одной из полянок в Сокольниках, даёт представление об этом историческом событии. В одном из эпизодов Аркадий Георгиевич выступает в роли рефери, в белоснежной рубашке с галстуком. Второй эпизод скоротечен. Несколько стремительных передвижений по рингу. Удар Харлампиева, и противник повержен. Нокдаун. Рефери поднимает руку улыбающегося победителя.

Единственным печатным органом, поддержавшим пионеров бокса в России, был в то время журнал «К спорту». В 1915 году главный редактор и владелец журнала Б. Чесноков вручил Аркадию Георгиевичу диплом, в котором журнал признал его достойным звания сильнейшего русского боксера. Одновременно с этим в дипломе была отражена и «коммерческая заинтересованность» владельца редакции: «Оспаривать у Харлампиева это звание и почетный приз имеет право каждый русский боксёр, но только в матчах с ведома редакции».

Удушающий захват

« — Глубоко вдохни… И больше не дыши. »
— Копи царя Соломона (2004)

Популярный приём, предназначенный, чтобы вывести противника из строя (альтернатива удару по голове). Прежде всего запомните главное: не используйте этот приём в реальной жизни, если в этом нет крайней необходимости, потому что, даже выполненный профессионалом, он все равно может быть опасен для жизни и здоровья человека.

Прием можно разделить на два подвида:

  • Удушение путем прекращения поступления воздуха в легкие жертвы, для чего ей обычно сдавливают горло, хотя также можно зажать рот и нос или сдавить все тело. Этот способ не очень эффективный, потому что человек способен не дышать около минуты минимум (а тренированный и гораздо больше) и все это время сможет отчаянно сопротивляться, так что стремление убить именно таким способом может выдавать маньяка, который хочет максимально растянуть процесс. Кстати, при удушении человек обычно погибает не столько от нехватки воздуха, сколько от повреждения трахеи или даже перелома позвонков, и потому этот вид удушающего захвата очень опасен при осуществлении непрофессионалом. Однако у этого приема есть свои преимущества: его проще осуществить, если не получается напасть сзади, а также он позволяет не дать противнику закричать или получить преимущество в схватке.
  • Удушение путем сжатия артерий, после чего кровь перестает поступать к мозгу. В этом случае человек теряет сознание через несколько секунд и, если его правильно выполнить, этот приём заметно гуманней удара по голове. Хотя как минимум сильное головокружение после пробуждения у жертвы будет, к тому же есть серьёзный риск несчастного случая, если окажутся повреждены артерии.

Подвиды можно и комбинировать — например, захват за горло не даст противнику позвать на помощь, после чего можно нормально захватить шею. Удавка тоже пережимает и дыхательные пути, и артерии, но в этом случае почти гарантирован перелом трахеи и летальный исход.

УДУШАЮЩИЕ ЗАХВАТЫ

Болевые. Удушающие захваты.

Эта группа действий помещена в раздел захватов, но как мы увидим в дальнейшем болевыми могут быть не только захваты. Потому эту группу действий мы будем называть просто болевыми (существительное можете придумать сами. Варианты — болевой прием, захват, болевое воздействие и т.д.).

Болевые можно разделить на

Последние три типа болевых называют рычагами. Это название хотя и обобщенное, но верно описывает способ приложения силы. Т.е. точка опоры и приложения силы располагаются таким образом, чтобы обеспечить преимущество за счет рычага.

Некоторые виды болевых используются в спортивных единоборствах. Наиболее безопасные. Надавливания и дожимы в спорте не используются. Используется очень ограниченный арсенал ущемлений, скручивания только на крупные суставы рук и ног. В САМБО хорошо разработана система перегибаний локтя (в дзю-до тоже) и колена. Скручивания на руки из-за характерного сплетения в САМБО называются узлами. Проведение болевых в стойке как правило запрещено. Также запрещается проведение болевых рывком. В реальном бою таких ограничений нет.

Ущемлением называется сдавливание сухожилий и мышц (а также кожи и паха) противника различными способами. В спортивном САМБО используется только один способ ущемления — сдавливание ахиллесова сухожилия с помощью лучевой костью и большой берцовой. Это очень эффективное действие, но не единственное. Ущемление может быть осуществлено пальцами рук и направлено на нос противника, уши, все крупные мышцы и складки кожи. Конечно полной победы над противником нельзя добиться используя ущемления пальцами (кроме, пожалуй, ущемления паха), но если они выполнены правильно, и, главное, своевременно и неожиданно, то они могут помочь освободиться от захвата, заставить противника дернуться (и затем используя его движение вывести его из равновесия), отвлечь внимание (и нанести решающий удар). Техника выполнения такого ущемления достаточно проста. Прихватите мышцу противника (например грудную и, желательно, где-нибудь в районе соска) между подушечкой большого пальца руки и первым суставом указательного и сильно сдавите. Для создания дополнительного “удовольствия” противнику скрутите захваченную мышцу (или складку кожи). Наличие на большом пальце острого ногтя также добавит “кайфа”. Ущемления также можно проводить между подушечками пальцев, а также между подушечками четырех пальцев и основанием ладони. Выше речь шла о наступаниях. Наступания можно выполнять в виде ущемления. Например, если Вы невзначай прищемите мышцу лежащего противника, наступив на нее носком обуви, то будет очень неплохо. Еще одной из форм ущемления могут быть укусы. Не следует бросаться на противника с открытой пастью, чтобы его загрызть, но прихватить зубами складку кожи или палец противника в тесной схватке — это очень эффективное действие.

Надавливания. Это, как следует из названия нажатие на болевые точки тела противника. О болевых точках уже шла речь выше в разделе об ударах. Надавливания производятся в случаях, когда дистанция не позволяет нанести удар. Наиболее эффективны надавливания при отбирании оружия и освобождениях от захватов. Воздействие болью заставляет противника ослабить захват, каким-то образом поменять положение на менее удобное, что позволит нанести удар или воздействовать на его равновесие. Кроме точек показанных на схеме необходимо упомянуть о подмышечной впадине. Это достаточно большая область и воздействие на нее не требует особой точности выполнения при достаточно высокой эффективности. Надавливания выполняются:

  • кончиками пальцев;
  • суставами полусогнутых пальцев;
  • локтем;
  • коленом;
  • носком обуви;
  • пяткой.

Словом любым “углом” своего тела.

Для увеличения эффективности нажатие должно быть вкручивающим или чуть-чуть сдвигающим кожу. (Ср. с ударом по углом 45 )

Скручивание — болевое воздействие, связанное с проворачиванием одной кости сустава относительно другой. Сустав имеет некоторую степень подвижности на скручивание вокруг продольной оси, но при превышении “свободного” хода возникает боль. Скручивания проводятся чаще всего на шейные позвонки, плечевой и тазобедренный суставы. Скручивание конечностей по направлению может быть наружу и внутрь. Скручивание рук наружу называется супинацией, внутрь — пронацией.

Чтобы запомнить эти термины, представьте что в руке у вас чаша. Рука выкручена наружу от естественного положения. Мысленно скажите себе: “СУП несу” — СУПинация. Поверните руку ладонью вниз и мысленно проговорите: “ПРОлил” — ПРОнация .

На рисунке показан скрут в плечевом суставе. Для увеличения мощности движение руки исполнителя дополняется движением таза. Однако для большей эффективности этого действия желательно добавить усилие направленное вдоль плечевой кости противника. Это ослабляет суставную сумку и уменьшает возможность сопротивления. Это усилие может быть приложено за счет небольшого подседа и подшага левой ногой.

Дожимы ( “треугольник” ). Боль в дожимах возникает как и в скручиваниях при превышении свободного хода сустава, но не вокруг продольной, а вокруг поперечной оси. Дожимами чаще всего воздействуют на кисть и пальцы рук. При реализации используется принцип “треугольника”, две стороны которого кости (например кисть и предплечье), а третья направление вектора приложения силы. (Принцип — “катет-катет-гипотенуза”)

Перегибания. Болевой эффект достигается при перегибании сустава против естественного сгиба. Выполняется на суставы пальцев, локоть и колено.

Удушающие захваты ( удушения ). Все виды удушений можно разделить на две группы. Отличия между ними заключается в том, что в одном случае перекрывается доступ крови в мозг, а в другом — доступ воздуха в легкие. С первой группой все более или менее понятно. Для того чтобы перекрыть кровоснабжение мозга необходимо каким-то образом сдавить сонную артерию. (Она проходит по сторонам шеи.) Сдавливание может осуществляться различными способами:

  • пальцами — вообще-то достаточно сложно провести удушение таким способом, но надавливание может быть достаточно болезненным.
  • предплечьями — это, пожалуй, самый надежный способ при отсутствии оружия.
  • одеждой противника — техника таких удушений очень разнообразна и хорошо разработана в дзю-до.
  • веревкой (ремнем и т.п.) — здесь комментарии излишни.

Теперь немного о второй группе. Самый простой (но не значит надежный ) способ задушить противника — это заткнуть ему рот и нос. Например, находясь сзади от противника наложить ладонь правой руки ему на рот таким образом, чтобы нос можно было прихватить между большим и указательным пальцами. Также удушение можно осуществить сдавливая гортань( ?) . Примером может служить сдавливание гортани предплечьем.

Для большего эффекта необходимо поместить свою правую (например) руку под кадык противника и вкручивать ее, вращая вокруг продольной оси. Для увеличения усилия левую руку необходимо использовать как рычаг, точкой опоры которого является ключица противника, а усилие прикладывается в вертикальном направлении (а не только на себя ).

При удушениях в стойке желательно использовать вес противника, взваливая его на себя (см. рис., однако это не самое хорошее действие, если противник значительно тяжелее Вас) или заваливая на землю.

Удушающий может выполняться с помощью ног. Лежа на земле, конечно. Кроме сдавливаний гортани с помощью ног (очень, кстати, ненадежный способ удушения — не подлезешь, а ведь он, гад, еще и кусается), где ноги используются также как и руки, в бою на земле можно попытаться сдавить противнику грудную клетку, мешая ему делать вдох (конечно можно сдавить и руками, но нужно обладать немеренной силой. Кроме того противник не будет спокойно ждать пока Вы его удушите, и защищаться от ударов его кулаков и локтей будет практически нечем) .

Удушающее воздействие — отличное завершение атаки с одним маленьким “но”: если Ваш противник один. Для того, чтобы противник потерял сознание от удушения потребуется минимум 7-10 секунд — слишком долгое время для работы против группы. Правда при желании удушающий легко может быть трансформирован в скрут шеи (приводящий к смертельному исходу).

УДУШАЮЩИЕ ЗАХВАТЫ

Всем известно, что в драке побеждает тот, кто лучше знает атакующие техники и применяет их быстро и четко. Поэтому изучить несколько простых приемов самозащиты никому не помешает, ведь жизнь может преподнести любые сюрпризы, в том числе и такие неприятные, как нападение уличных хулиганов или грабителей. В рамках данной статьи будут описаны простейшие удушающие захваты, а также несколько способов ухода от них. Стоит отметить, что самооборона, захваты которой направлены на удушение противника, является очень действенным способом самозащиты.

Практически все удушающие захваты могут ввести человека в обморочное состояние, поэтому применять их на практике нужно только тогда, когда другой способ атаки невозможен.

Так, различают три основных типа удушающих захватов: сдавливанием горла, сдавливанием сонных артерий и сдавливанием диафрагмы и легких.

Помимо трех основных техник, существуют также комбинированные приемы удушающих захватов.

Для сдавливания дыхательного горла, как правило, применяют следующие техники:

1)Удушение пальцами. Для этого противника захватывают за горло в области щитовидного хряща правой рукой. Пальцами сжимают хрящ и поворачивают кисть наружу или внутрь, стараясь при этом изогнуть горло противника. При такой технике либо удерживают голову противника рукой, либо упирают его головой в стену.

2)Удушение предплечьем. При этой технике голова противника захватывается под мышку.

Для сдавливания сонных артерий применяют следующие техники:

1)Удушение плечом или предплечьем.

2)Удушение при помощи захвата воротника одежды. Для этого правой рукой захватывают вторник противника с левой стороны, а левой рукой – воротник справа. Затем поворачивают кисти внутрь с одновременным нажатием концами основных пальцев на две сонные артерии. Можно также использовать удушающую технику с захватом отворотов одежды крест-накрест. Для этого правый отворот одежды захватывается правой рукой, а левый – левой, после чего обе кисти поворачивают внутрь и сильно надавливают суставами пальцев на сонные артерии противника.

3)Иногда для удушения применяют сильный нажим на затылок.

Но стоит все-таки заметить, что применение к нападающему удушающих техник не всегда бывает возможным. Более того, зачастую атакующий первый начинает применять к вам удушающие техники. В таком случае не обойтись без приемов ухода от подобных захватов.

Самым действенным и простым из них является клин предплечий. Для этого нужно соединить ладони рук, вставить руки между предплечий противника и быстро развести локти таким образом, чтобы они образовали треугольник. Эта техника поможет убрать руки противника от вашей шеи.

Можно также использовать клин предплечий вместе с последующей атакой. Для этого после освобождения от захвата, расцепите ладони и ударьте кулаками обеих рук по плавающим ребрам противника под углом в 45 градусов таким образом, как будто соединяете кулаки у пряжки ремня.

Еще один неплохой прием при выходе из удушения – быстрый захват противника за бедро, после которого следует серия ударов коленом по гениталиям.

Защита от удушья может также производиться спереди. Для этого сцепите руки над головой, затем быстро отступите левой ногой и развернитесь влево, захватив при этом запястья противника правой подмышкой. Это движение позволит оторвать руки нападающего от вашей шеи или, в крайнем случае, затруднит ему дальнейшую атаку.

УДУШАЮЩИЕ ЗАХВАТЫ

Чтобы применить к вам удушающий захват сзади, нападающему нужно сначала подобраться к вам со спины. У него будет возможность сделать это посреди схватки либо если он умелый борец, либо если вы по неосторожности подставите ему спину. Он может также добиться в этом успеха при первичной атаке, если у него получится подойти к вам сзади незамеченным. Если вы слишком сосредоточены на происходящем перед вами, то можете пренебречь проверкой других направлений, откуда может произойти нападение. Поэтому, с точки зрения личной безопасности, хорошо иметь привычку кругового обзора всей обстановки. Ваше внимание может быть направлено вперед по разным причинам: возможно, вы открываете дверь, или складываете вещи в багажник, или разбираетесь с другим противником, который находится перед вами и собирается, или уже напал на вас. В некоторых случаях два человека могут работать в паре, когда один вас отвлекает, в то время как другой нападает сзади.

Имея дело с человеком перед собой (он может просить показать дорогу, дать денег и т.п.), нужно избегать полной концентрации внимания на нем. Нужно сделать шаг назад и проверить, нет ли кого-то еще в окружении. Хорошее владение ситуацией подразумевает, что вы отдаете себе отчет, по каким направлениям могут появиться люди или где они могут прятаться. Нужно стараться занимать такое положение, чтобы эти направления были в поле вашего зрения, чтобы избежать неожиданного нападения со стороны третьих лиц.

Когда вас вовлекают в какой-то разговор, повод может показаться вам подозрительным. Например, у вас могут спросить, который час, что выглядит странно в наше время, когда у всех есть мобильные телефоны. В этот момент нужно сделать шаг назад, чтобы контролировать дистанцию и занять исходное положение. Если вы слишком сконцентрированы на том, кто находится перед вами, сзади может подойти его сообщник и применить удушающий захват. При хорошем владении ситуацией вы бы заметили этого человека

Как только вы почувствовали, что вокруг вашей шеи начинает обвиваться чья-то рука, поднимите вверх левую руку, чтобы помешать этому. Иными словами, когда правая рука нападающего начнет обвивать вам шею, ваша левая рука пойдет ей навстречу и предотвратит захват. Одновременно нужно поднять вверх правую ногу, чтобы отпихнуть первого противника.

Удерживая левую руку у плеча соперника, чтобы предотвратить удушение, направьте удар ногой на того, кто подошел первым.

Нанесите мощный удар ногой, отпихивая первого агрессора назад, чтобы дать себе время и пространство для борьбы с противником, пытающимся применить удушающий захват. У него не будет такой возможности, пока ваша левая рука удерживает его за верхнюю часть руки.

Вы должны начать действовать до того, как захват будет полностью осуществлен. Как только у противника получится начать сжимать вас и ограничивать ваши движения, освободиться будет труднее. В первую очередь сосредоточьтесь на предотвращении удушения, а только затем направьте внимание на агрессоров. В любой ситуации с несколькими противниками нужно принять, что вам каким-то образом причинят боль или ущерб. Это одна из причин, по которым на тренировках следует уделять время, вырабатывая у тела привычку принимать удары и тычки и не позволяя боли овладеть вами. Как только появится шанс для спасения, нужно воспользоваться им и выйти из боя. Если нет возможности помешать захвату рукой, нужно как можно скорее попытаться создать пространство вокруг шеи, чтобы избежать удушения.

Если вы упустили возможность поместить руку между своим горлом и рукой нападающего и удушающий захват сзади уже сделан, нужно быстро поднять левую руку вверх, что бы переместить захват атакующего с шеи (где проходит сонная артерия) к своим челюстям.

Далее следует выбросить левую руку вверх и назад. Здесь вашей целью будет поднять верхнюю часть руки противника от шеи, ослабив удушье, пока захват не произведен полностью.

Тем самым вы создадите пространство, чтобы прижать к себе подбородок в районе загиба локтя противника. Это переместит его правую руку к линии вашей челюсти, и если он попытается применить удушающий прием, то сожмет ваши челюсти, а не шею атакой. Как только ваша шея будет в безопасности, можно начать сражаться с агрессором, нанеся ему удар в пах правой рукой.

Нанеся удар в пах, задействуйте левую руку, чтобы надавить на голову соперника, отталкивая его от себя и разворачиваясь, чтобы освободиться.

Продолжайте толкать его в затылок при повороте и освободите свою голову из захвата.

Вытягивая свою голову, надавите на голову нападавшего и сделайте шаг назад. Одновременно с этим поднимите вверх правую руку, готовясь к проведению собственной атаки.

Нажимая на голову противника и не давая ему принять стоячее положение, поднимите вверх правую руку и начните наносить удары кулаком-молотом по задней части его шеи.

Удушающие руками.

Удушающий приём — общее наименование для захватов, вызывающих снижение кислородного снабжения мозга путём ограничения доступа крови по сонным артериям, сжатия трахеи, грудной клетки или живота.

Удушения являются весьма действенным средством нейтрализации противника, так как при успешном выполнении быстро вызывают потерю сознания. Человек скромных габаритов и физических возможностей при должной подготовке способен действенно применять удушения даже против намного превосходящего в силе соперника. Считается, что даже неудавшаяся попытка задушить противника деморализует его, пугает и ломает план боя.

Один из наиболее простых и популярных приемов в ММА, гильотина — удушающий приём, при выполнении которого шея соперника захватывается борцом между подмышкой и предплечьем, давление которого на трахею или сонную артерию принуждает соперника сдаться.

Во время борьбы гильотину достаточно легко провести из множества положений, к примеру, стойки, гарда, полугарда, маунта; этот приём очень часто выполняется борцам, которые пытаются пройти сопернику в ноги. Для выполнения гильотины необходимо поймать голову соперника под своей подмышкой, провести предплечье под шеей оппонента, развернуть ладонь к себе, сцепить руки в замок и потянуть их вверх, вследствие чего соперник быстро сдаётся или теряет сознание. В зависимости от позиции атакующий борец может усилить атаку, выпрямляя спину или обхватывая соперника ногами.

Защита от гильотины достаточно сложна, особенно против физически мощного соперника. Защищающийся борец может попытаться надавить на руки своего оппонента, оттягивая его предплечья от своей шеи, или обойти ноги соперника, выйдя в боковое удержание.

Эзекиел — более сложный для выполнения удушающий приём, при котором борец заводит одну свою руку сзади за голову соперника, а второй надавливает на шею спереди, перекрывая трахею или сонную артерию.

Борец фиксирует переднюю руку, вставляя кулак или запястье между своей передней рукой и головой соперника, а другой рукой сдавливает шею предплечьем или локтем с большим крутящим моментом как ножницами.

Один из немногих эффективных приёмов при закрытом гарде. Риск того, что лежащий на спине соперник сбросит борца с себя и сам займёт доминирующую позицию сверху, минимален, поскольку выполняющий приём борец может свободно перемещать центр тяжести и осуществлять тем самым полный контроль над соперником.

Также возможно применение Эзекиела в стойке. При этом выполняющий приём боец должен плотно зафиксировать соперника в клинче спиной у сетки.

В качестве объяснения приема “Анаконда”, предлагаю посмотреть небольшое видео.

Удушающий приём

Удушающий приём — общее наименование для захватов, вызывающих снижение кислородного снабжения мозга путём ограничения доступа крови по сонным артериям, сжатия трахеи, грудной клетки или живота; непосредственный механизм действия зависит от избранного приёма. Удушения являются весьма действенным средством нейтрализации противника, так как при успешном выполнении быстро вызывают потерю сознания, а при длительном удержании могут привести и к гибели. Человек скромных габаритов и физических возможностей при должной подготовке способен действенно применять удушения даже против намного превосходящего в силе соперника. Считается, что даже неудавшаяся попытка задушить противника деморализует его, пугает и ломает план боя. Высокая эффективность привела к широкому распространению удушающих приёмов как в боевом применении и самозащите (где удушения применяются с целью устранить нападающего или заставить подчиниться непокорного, отчего английское название болевых и удушающих — submission holds, буквально «подчиняющие приёмы»), так и спортивных соревнованиях по ряду видов единоборств (в которых эти приёмы используются, чтобы заставить соперника сдаться и достичь чистой победы). Популярность и развитость техники удушений в различных видах боевых искусств диктуется правилами: к примеру, в соревнованиях по дзюдо технический арсенал и время на борьбу в партере ограничены, и этот стиль ориентирован преимущественно на броски; в спортивном самбо удушения запрещены вообще, а в бразильском джиу-джитсу составляют ключевой раздел техники.

Содержание

Классификация удушений

По механизму формирования гипоксии

Удушения традиционно разделяются [1] на «дыхательные» и «кровяные».

  • Механизм воздействия кровяных (сосудистых) удушающих приёмов (в английском языке также называемых «усыпляющими захватами», (англ. sleeper holds) сводится к механическому пережатию конечностями сонных или затылочной артерий или ярёмной вены; отсутствие кровотока по данным сосудам быстро приводит к циркуляторной гипоксии мозга и потере сознания атакуемым уже через несколько секунд. Уязвимость сосудов шеи позволяет применять эти техники без значительного использования физической силы. К этому типу удушений относятся, к примеру, треугольник или «лук и стрелы».

Среди дыхательных удушений, в свою очередь, выделяют два подтипа:

  • трахеальные удушения, сущность которых, как следует из названия, заключается в механическом давлении на трахею спереди, что вызывают респираторную гипоксию, в условиях типичной для боя повышенной потребности в кислороде (что позволяет говорить и о перегрузочной гипоксии) также быстро вызывающую потерю сознания. С точки зрения медицины, трахеальные и сосудистые удушающие приёмы приводят к развитию насильственной механической странгуляционной асфиксии[2] . Примером трахеального удушения может послужить гогоплата; примитивные удушения пальцами «а-ля Дарт Вейдер» также основаны на воздействии на трахею.
  • удушения воздействием на туловище (в просторечии — диафрагмальные) выполняются путём сжатия грудной клетки или живота противника ногами, давления корпусом сверху или любым иным способом, ограничивающим экскурсию грудной клетки оппонента; невозможность полноценного вдоха приводит к респираторной гипоксии и компрессионной асфиксии. Запрещённый в спортивном дзюдо приём до-дзимэ является типичным представителем этого класса удушений.

По условиям применения [3]

  • Удушения с использованием одежды (англ. gi chokes) — к примеру, удушение воротником или «бейсбольная бита». Как можно догадаться, для применения этих элементов требуется свободная одежда: кимоно, ги или (в случае практического применения) пиджак или пальто; часть одежды натягивается на шею соперника, сдавливая её и вызывая гипоксию. Также сюда можно отнести приёмы, техника выполнения которых значительно отличается в ги и без него («брабо»).
  • Удушения без использования одежды (англ. no-gi chokes) — соответственно, могут выполняться без какой-либо одежды вообще (или в ситуации, когда захват за одежду невозможен или бесполезен), соответственно, распространены в грэпплинге и смешанных единоборствах. В основе большинства этих приёмов лежит использование руки или ноги в качестве рычага и давление на неё другой конечностью;
  • Удушения с применением посторонних предметов (палки, верёвки и т. п.) — представляют интерес преимущественно в контексте самообороны.

По воздействующему участку тела [3]

  • руками: гильотина, север-юг, анаконда, Эзекиел;
  • ногами: треугольник;
  • корпусом: фон Флю, «диафрагма».
  • комбинированные, сочетающие воздействие разными частями тела: гогоплата.

По исходному положению

Строго говоря, многие удушающие приёмы эффективны из ряда положений (так, «бейсбольная бита» выполняется из бокового удержания, маунта, колена на животе), однако всё же определённое положение считается для них классическим (в частности, треугольник традиционно считается приёмом, выполняемым из гарда). Этой классификацией можно пользоваться для различия сходных техник (к примеру, «лук и стрелы» из бокового удержания или из-за спины), кроме того, ряд приёмов требует вполне определённого положения (удушение сзади, выполняемое из бэк-маунта).

Пример классификации приёма: «анаконда» — сосудистое удушение руками без кимоно из положения перед противником.

Видео по теме

Вопросы безопасности отработки и применения удушающих приёмов

Правильно выполненный удушающий приём позволяет обезвредить противника, не нанося ему серьёзных травм, таким образом, даже если человек регулярно отрабатывает удушения, он получает куда меньше урона, чем даже от одного нокаута, в том числе практически никаких долгосрочных нежелательных явлений [4] . Проведённое в 1987 году исследование показало [4] , что с момента основания дзюдо в 1882 году не было известно ни одного летального случая вследствие удушений, что объяснялось [5] следующими факторами:

  • присутствие опытного инструктора во время тренировок и соревнований;
  • возможность сдаться до потери сознания;
  • после потери сознание обычно восстанавливается в течение 10-20 секунд;
  • грамотная первая помощь предупреждает длительную гипоксию.

Несмотря на это, даже вовремя остановленный удушающий приём приводит к значительным изменениям гомеостаза: нарушению метаболизма мозга вследствие гипоксии, мидриазу, артериальной гипертензии и тахикардии (реже — наоборот: гипотензии и брадикардии) вследствие стимуляции блуждающего нерва, падению ударного объёма сердца (который, впрочем, восстанавливается в среднем через 10 секунд). В биологических жидкостях повышается уровень маркеров стресса, а ЭЭГ при потере сознания вследствие удушения очень схожа с малым эпилептическим припадком [4] . Длительное удержание человека в правильно выполненном удушающем захвате приводит к необратимым изменениям мозга и смерти, причём зачастую даже в тех условиях, когда выполняющий приём не имеет своей целью лишить удушаемого жизни. К примеру, в 2012 году гражданин США погиб вследствие удушающего приёма, играя со своим двоюродным братом во время просмотра рестлинга [6] ; в 1981 году против полиции Лос-Анджелеса был подан коллективный иск по поводу 14 случаев смерти гражданских лиц вследствие применения удушающих приёмов офицерами полиции [4] ; схожий инцидент с гибелью Эрика Гарнера в 2014 году привёл к значительным волнениям и акциям протеста в США. Кроме того, даже неверно выполненный приём может привести к травме щитовидного хряща, подъязычной кости, трахеи и шейного отдела позвоночника.

Необходимые для безопасного изучения меры предосторожности включают обучение основам анатомии шеи и физиологии удушения, первой помощи при потере сознания, обязательную отработку техники в присутствии квалифицированного тренера. Отработка и применение удушающих приёмов на лицах, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями, детях и подростках, людях в состоянии опьянения крайне не рекомендуется [7] .

БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ И УДУШАЮЩИЕ ЗАХВАТЫ

9.1. Болевым приемом считается захват руки или ноги соперника, который позволяет осуществить перегибание, вращение в суставе, ущемление сухожилий или мышц и вынуждает соперника во избежание травмы признать себя побежденным.

9.2.Удушающим считается захват, направленный на сдавливание сонных артерий, горла либо диафрагмы соперника, в результате которого соперник теряет сознание или вынужден сдаться.

9.3.Разрешается проводить удушающие приемы захватом шеи одной рукой, двумя руками, двумя руками через руку соперника, захватом шеи ногами без скрещивания, захватом шеи скрещенными ногами через руку соперника, захватом корпуса скрещенными ногами.

9.4.Болевые приемы и удушающие захватыразрешается проводить в любом положении в стойке и партере.

9.5. Проведение болевого приема и удушающего захвата должно быть прекращено по сигналу рефери, как только соперник подаст сигнал о сдаче, вскрикнет, получит травму, либо потеряет сознание.

9.5.1.Сигнал о сдаче подается двумя хлопками по телу победителя или ковру.

9.6. На любых соревнованиях несовершеннолетних спортсменов рефери имеет полное право остановить поединок, если считает, что спортсмен находится в неминуемой опасности получения серьезной травмы, или уже не может выдержать болевой прием или удушающий захват, даже если сам спортсмен не подавал сигнал о сдаче. В этом случае спортсмену засчитывается поражение в поединке.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ И УДУШАЮЩИЕ ЗАХВАТЫ

10.1. На позвоночник соперника (перегибание или растягивание позвоночника, «консервный нож», «распятие», «фул Нельсон», «твистер» и т.п.).

10.2. Загибом руки за спину.

10.3. Заломом или выкручиванием кисти руки, пальцев, выкручиванием ноги соперника, и перегибания ноги не в плоскости ее естественного движения.

10.4. Захватом менее четырех пальцев соперника.

10.5. Любые болевые воздействия на пальцы рук и ног соперника.

10.6. Скрещиванием ног на шее без захвата руки, захватом кистью руки за горло, скручиванием головы соперника и другими действиями, в результате которых могут повредиться шейные позвонки.

10.7. Выкручивание пятки внутрь и наружу.

ОБЩИЕ ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

11.1.Использовать допинг и алкоголь.

11.2. Пытаться умышленно травмировать соперника.

11.3.Симулировать травму и степень ее тяжести.

11.4. Захваты за экипировку (футболку, шорты, щитки, перчатки, бандаж, шлем).

11.5. Проведение любых технических действий вне ковра, а также на ковре после команды рефери, прерывающего поединок.

11.6. Умышленные выходы за пределы ковра, выталкивание соперника с ковра.

11.7. Поворачиваться к сопернику спиной при нанесении ударов.

11.8.Прыжки на соперника, находящегося в партере, и падения с нанесением удара рукой в голову.

11.9. Царапаться, кусаться и щипаться.

11.10. Захваты и выкручивания глаз, ушей, носа, волос.

11.11. Выплевывать капу.

11.12.Попытки выполнения и имитация запрещенной техники.

11.13. Нарушать морально-этические нормы поведения.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАХВАТОВ

12.1. Спортсмены в целях освобождения от захватов могут применять надавливания на голову, горло, шею, корпус и конечности соперника.

12.2. Надавливания разрешено выполнять открытой ладонью, предплечьем и коленом.

12.3.Запрещено надавливание на открытую часть лица.

12.4. Спортсмены в целях освобождения от захватов могут использовать в партере прием «флип».

НОКАУТ И НОКДАУН

13.1. Нокдауном считается положение, при котором:

13.1.1.Спортсмен от полученного удара или от проведенного ему броска находится в состоянии, временно не позволяющем ему, по мнению рефери, продолжать поединок;

13.1.2. Спортсмен пропускает серию (от 3-х и более ) ударов в голову в партере при отсутствии защиты или при пассивной защите;

13.1.3. Спортсмен уклоняется от ведения поединка, поворачиваясь к сопернику спиной после пропущенного удара или серии ударов.

13.2.Нокаут – это состояние, при котором спортсмен, по мнению рефери, не может продолжать поединок.

13.3. При нокдауне рефери подает команду «Стоп!» и начинает вести счет. Между командой «Стоп!» и счетом «Раз!» должна пройти секунда. Рефери не может подать сигнал к продолжению поединка ранее счета «Восемь», даже если спортсмен готов продолжать борьбу.

13.3.1.Если после счета «Восемь» спортсмен не в состоянии продолжать борьбу, рефери ведет счет до десяти и словом «Аут» фиксирует окончание поединка нокаутом.

13.3.2. При нокдауне одновременно обоих соперников вести счет до тех пор, пока хотя бы один из них еще способен продолжить поединок.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ И УДУШАЮЩИЕ ЗАХВАТЫ

9.1.Болевым приемом считается захват руки или ноги соперника, который позволяет осуществить перегибание, вращение в суставе, ущемление сухожилий или мышц и вынуждает соперника во избежание травмы признать себя побежденным.

9.2.Удушающим считается захват, направленный на сдавливание сонных артерий, горла либо диафрагмы соперника, в результате которого соперник теряет сознание или вынужден сдаться.

9.3.Разрешается проводить удушающие приемы захватом шеи одной рукой, двумя руками, двумя руками через руку соперника, захватом шеи ногами без скрещивания, захватом шеи скрещенными ногами через руку соперника, захватом корпуса скрещенными ногами.

9.4.Болевые приемы и удушающие захваты разрешается проводить в любом положении в стойке и партере.

9.5.Проведение болевого приема и удушающего захвата должно быть прекращено по сигналу рефери, как только соперник подаст сигнал о сдаче, вскрикнет, получит травму, либо потеряет сознание.

9.5.1.Сигнал о сдаче подается двумя хлопками по телу победителя или ковру.

9.5.2.Выплевывание капы спортсменом в ситуации, когда его соперник выполняет удушающий прием, приравнивается к сдаче и ведет к поражению в поединке. Рефери выносит решение о присуждении поражения в поединке по согласованию с членами судейской бригады и начальником ковра.

9.5.3.При выплевывании (потере) капы спортсменом в ситуации, когда его соперник предпринимает попытку выполнения болевого приема, поединок не останавливается.

9.6.На соревнованиях среди детей и школьников рефери имеет полное право остановитьпоединок, если считает, что спортсмен находится в неминуемой опасности получения серьезной травмы, или уже не может выдержать болевой прием или удушающий захват, даже если сам спортсмен не подавал сигнал о сдаче. В этом случае спортсмену засчитывается поражение в поединке.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ И УДУШАЮЩИЕ ЗАХВАТЫ

10.1.На позвоночник соперника (перегибание или растягивание позвоночника, «консервный нож», «распятие», «фул Нельсон», «твистер» и т.п.).

10.2.Загибом руки за спину.

10.3.Заломом или выкручиванием кисти руки, пальцев, выкручиванием ноги соперника, и перегибания ноги не в плоскости ее естественного движения.

10.4.Захватом менее четырех пальцев соперника.

10.5.Любые болевые воздействия на пальцы рук и ног соперника.

10.6.Скрещиванием ног на шее без захвата руки, захватом кистью руки за горло, скручиванием или заламыванием головы соперника назад и другими действиями, в результате которых могут повредиться шейные позвонки.

10.7.Скручивание пятки внутрь и наружу.

ОБЩИЕ ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

11.1.Использовать допинг и алкоголь.

11.2.Пытаться умышленно травмировать соперника.

11.3.Симулировать травму и степень ее тяжести.

11.4.Захваты за экипировку (футболку, шорты, щитки, перчатки, бандаж, шлем).

11.5.Проведение любых технических действий вне ковра, а также на ковре после команды рефери, прерывающего поединок.

11.6.Умышленные выходы за пределы ковра, выталкивание соперника с ковра.

11.7.Поворачиваться к сопернику спиной при нанесении ударов.

11.8.Прыжки на соперника, находящегося в партере, и падения с нанесением удара рукой в голову.

11.9.Царапаться, кусаться и щипаться.

11.10.Захваты и выкручивания глаз, ушей, носа, волос.

11.11.Выплевывать капу.

11.12.Попытки выполнения и имитация запрещенной техники.

11.13.Нарушать морально-этические нормы поведения.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАХВАТОВ

12.1.Спортсмены в целях освобождения от захватов могут применять надавливания на голову, горло, шею, корпус и конечности соперника.

12.2.Надавливания разрешено выполнять открытой ладонью, предплечьем и коленом.

12.3.Запрещено надавливание на открытую часть лица.

12.4.Спортсмены в целях освобождения от захватов могут использовать в партере прием «флип».

НОКАУТ И НОКДАУН

13.1.Нокдауном считается положение, при котором:

13.1.1.Спортсмен от полученного удара или от проведенного ему броска находится всостоянии, временно не позволяющем ему, по мнению рефери, продолжать поединок;

13.1.2.Спортсмен уклоняется от ведения поединка,поворачиваясь к сопернику спиной послепропущенного удара или серии ударов.

13.2.Нокаут – это состояние, при котором спортсмен, по мнению рефери, не может продолжать

13.3.При нокдауне рефери подает команду «Стоп!» и начинает вести счет. Между командой «Стоп!» и счетом «Раз!» должна пройти секунда. Рефери не может подать сигнал к продолжению поединка ранее счета «Восемь», даже если спортсмен готов продолжать борьбу.

13.3.1.Если после счета «Восемь» спортсмен не в состоянии продолжать борьбу, рефери ведет счет до десяти и словом «Аут» фиксирует окончание поединка нокаутом.

13.3.2.При нокдауне одновременно обоих соперников вести счет до тех пор, пока хотя бы один из них еще способен продолжить поединок.

13.4.Спортсмен, получивший в ходе поединка два нокдауна, объявляется проигравшим поединок, независимо от набранных баллов. В возрастных группах «дети» и «школьники» поединок заканчивается после первого нокдауна.

13.5.По приглашению рефери врач оказывает помощь нокаутированному спортсмену непосредственно на ковре. Секунданты спортсменов действуют по указанию врача.

13.6.Спортсмену, проигравшему поединок нокаутом, комиссия в составе главного судьи соревнований, главного врача и рефери, судившего данный поединок, устанавливает срок, в течение которого этому спортсмену запрещается участие в соревнованиях, о чем делается запись в его квалификационной книжке:

— не менее 1 месяца со дня первого нокаута; — не менее 3 месяцев со дня второго нокаута, если оба нокаута произошли в течение 3

месяцев; — не менее 1 года со дня третьего нокаута, если три нокаута произошли в течение 1 года.

ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

14.1.Технические действия,не приведшие к«чистой»победе одного из соперников,могутоцениваться в 4, 3, 2 или 1 выигрышный балл.

14.2. Оценки разделов традиционный и классический: 1 балл:

— Эффективный удар рукой в стойке;

— Эффективный удар ногой по внешней стороне бедра соперника, находящегося в стойке;

— Бросок соперника из стойки без отрыва обеих ног от ковра, или с отрывом одной ноги от ковра;

— Объявленное сопернику предупреждение.

2 балла:

— Эффективный удар коленом, ногой в корпус в стойке;

— Бросок соперника с отрывом обеих ног от ковра из стойки.

— Сайд-маунт (side mount).

3 балла:

— Эффективный удар ногой в голову в стойке;

— Бросок соперника с отрывом обеих ног от ковра, выполненный с высокой амплитудой из стойки;

— Фулл-маунт (full mount);

— Не удовлетворение протеста со стороны соперника.

4 балла присуждаются за:

— Бэк-маунт (back mount);

14.3. Критерии присуждения баллов:

14.3.1.Удержания оцениваются только в порядке прогрессии (2-х бальное, 3-х бальное, 4-х бальное). После выполнения 3-х бального удержания 2-х бальное удержание не оценивается. После выполнения 4-х бального удержания, 3-х и 2-х бальные удержания не оцениваются. Баллы за вновь выполненые удержания присуждаются только после возобновления поединка в стойке либо после выполнения оцениваемого удержания соперником без прерывания борьбы в партере..

14.3.2.При обоюдной атаке спортсменами друг друга баллы за удары не присуждаются.

14.3.3.Удар в бедро поднятой ноги не оцениваются.

14.3.4.Удары в блок не оцениваются.

14.3.5.Удары в захвате не оцениваются.

14.3.6.Бросок на себя и флипы не оцениваются.

14.3.7.Броски и переворачивания в партере не оцениваются.

14.3.8.Броски соперника, начатые в партере, но продолженные в стойке, оцениваются как броски из стойки при условии отрыва соперника от ковра.

14.3.9.Критерии присуждения баллов полидамас:

— техника и четкость исполнения;

— координация и сохранение равновесия;

— амплитуда (для бросков).

Порядок присуждения баллов

14.4.1.Выигрышные баллы спортсменам по ходу поединка присуждают рефери и боковой судья, пользуясь установленными жестами рук с соответствующим цветом манжеты.

14.4.2.В случае расхождения в оценке технических действий спортсменов, вынесенной рефери и/или боковым судьей, начальник ковра вправе принять то или иное решение, или изменить его, остановив поединок для обсуждения сложившейся ситуации с членами судейской бригады.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Удушающий приём

Удушающий приём — общее наименование для захватов, вызывающих снижение кислородного снабжения мозга путём ограничения доступа крови по сонным артериям, сжатия трахеи, грудной клетки или живота; непосредственный механизм действия зависит от избранного приёма. Удушения являются весьма действенным средством нейтрализации противника, так как при успешном выполнении быстро вызывают потерю сознания, а при длительном удержании могут привести и к гибели. Человек скромных габаритов и физических возможностей при должной подготовке способен действенно применять удушения даже против намного превосходящего в силе соперника. Считается, что даже неудавшаяся попытка задушить противника деморализует его, пугает и ломает план боя. Высокая эффективность привела к широкому распространению удушающих приёмов как в боевом применении и самозащите (где удушения применяются с целью устранить нападающего или заставить подчиниться непокорного, отчего английское название болевых и удушающих — submission holds, буквально «подчиняющие приёмы»), так и спортивных соревнованиях по ряду видов единоборств (в которых эти приёмы используются, чтобы заставить соперника сдаться и достичь чистой победы). Популярность и развитость техники удушений в различных видах боевых искусств диктуется правилами: к примеру, в соревнованиях по дзюдо технический арсенал и время на борьбу в партере ограничены, и этот стиль ориентирован преимущественно на броски; в спортивном самбо удушения запрещены вообще, а в бразильском джиу-джитсу составляют ключевой раздел техники.

Содержание

Классификация удушений

По механизму формирования гипоксии

Удушения традиционно разделяются [1] на «дыхательные» и «кровяные».

  • Механизм воздействия кровяных (сосудистых) удушающих приёмов (в английском языке также называемых «усыпляющими захватами», (англ. sleeper holds) сводится к механическому пережатию конечностями сонных или затылочной артерий или ярёмной вены; отсутствие кровотока по данным сосудам быстро приводит к циркуляторной гипоксии мозга и потере сознания атакуемым уже через несколько секунд. Уязвимость сосудов шеи позволяет применять эти техники без значительного использования физической силы. К этому типу удушений относятся, к примеру, треугольник или «лук и стрелы».

Среди дыхательных удушений, в свою очередь, выделяют два подтипа:

  • трахеальные удушения, сущность которых, как следует из названия, заключается в механическом давлении на трахею спереди, что вызывают респираторную гипоксию, в условиях типичной для боя повышенной потребности в кислороде (что позволяет говорить и о перегрузочной гипоксии) также быстро вызывающую потерю сознания. С точки зрения медицины, трахеальные и сосудистые удушающие приёмы приводят к развитию насильственной механической странгуляционной асфиксии[2] . Примером трахеального удушения может послужить гогоплата; примитивные удушения пальцами «а-ля Дарт Вейдер» также основаны на воздействии на трахею.
  • удушения воздействием на туловище (в просторечии — диафрагмальные) выполняются путём сжатия грудной клетки или живота противника ногами, давления корпусом сверху или любым иным способом, ограничивающим экскурсию грудной клетки оппонента; невозможность полноценного вдоха приводит к респираторной гипоксии и компрессионной асфиксии. Запрещённый в спортивном дзюдо приём до-дзимэ является типичным представителем этого класса удушений.

По условиям применения [3]

  • Удушения с использованием одежды (англ. gi chokes) — к примеру, удушение воротником или «бейсбольная бита». Как можно догадаться, для применения этих элементов требуется свободная одежда: кимоно, ги или (в случае практического применения) пиджак или пальто; часть одежды натягивается на шею соперника, сдавливая её и вызывая гипоксию. Также сюда можно отнести приёмы, техника выполнения которых значительно отличается в ги и без него («брабо»).
  • Удушения без использования одежды (англ. no-gi chokes) — соответственно, могут выполняться без какой-либо одежды вообще (или в ситуации, когда захват за одежду невозможен или бесполезен), соответственно, распространены в грэпплинге и смешанных единоборствах. В основе большинства этих приёмов лежит использование руки или ноги в качестве рычага и давление на неё другой конечностью;
  • Удушения с применением посторонних предметов (палки, верёвки и т. п.) — представляют интерес преимущественно в контексте самообороны.

По воздействующему участку тела [3]

  • руками: гильотина, север-юг, анаконда, Эзекиел;
  • ногами: треугольник;
  • корпусом: фон Флю, «диафрагма».
  • комбинированные, сочетающие воздействие разными частями тела: гогоплата.

По исходному положению

Строго говоря, многие удушающие приёмы эффективны из ряда положений (так, «бейсбольная бита» выполняется из бокового удержания, маунта, колена на животе), однако всё же определённое положение считается для них классическим (в частности, треугольник традиционно считается приёмом, выполняемым из гарда). Этой классификацией можно пользоваться для различия сходных техник (к примеру, «лук и стрелы» из бокового удержания или из-за спины), кроме того, ряд приёмов требует вполне определённого положения (удушение сзади, выполняемое из бэк-маунта).

Пример классификации приёма: «анаконда» — сосудистое удушение руками без кимоно из положения перед противником.

Вопросы безопасности отработки и применения удушающих приёмов

Правильно выполненный удушающий приём позволяет обезвредить противника, не нанося ему серьёзных травм, таким образом, даже если человек регулярно отрабатывает удушения, он получает куда меньше урона, чем даже от одного нокаута, в том числе практически никаких долгосрочных нежелательных явлений [4] . Проведённое в 1987 году исследование показало [4] , что с момента основания дзюдо в 1882 году не было известно ни одного летального случая вследствие удушений, что объяснялось [5] следующими факторами:

  • присутствие опытного инструктора во время тренировок и соревнований;
  • возможность сдаться до потери сознания;
  • после потери сознание обычно восстанавливается в течение 10-20 секунд;
  • грамотная первая помощь предупреждает длительную гипоксию.

Несмотря на это, даже вовремя остановленный удушающий приём приводит к значительным изменениям гомеостаза: нарушению метаболизма мозга вследствие гипоксии, мидриазу, артериальной гипертензии и тахикардии (реже — наоборот: гипотензии и брадикардии) вследствие стимуляции блуждающего нерва, падению ударного объёма сердца (который, впрочем, восстанавливается в среднем через 10 секунд). В биологических жидкостях повышается уровень маркеров стресса, а ЭЭГ при потере сознания вследствие удушения очень схожа с малым эпилептическим припадком [4] . Длительное удержание человека в правильно выполненном удушающем захвате приводит к необратимым изменениям мозга и смерти, причём зачастую даже в тех условиях, когда выполняющий приём не имеет своей целью лишить удушаемого жизни. К примеру, в 2012 году гражданин США погиб вследствие удушающего приёма, играя со своим двоюродным братом во время просмотра рестлинга [6] ; в 1981 году против полиции Лос-Анджелеса был подан коллективный иск по поводу 14 случаев смерти гражданских лиц вследствие применения удушающих приёмов офицерами полиции [4] ; схожий инцидент с гибелью Эрика Гарнера в 2014 году привёл к значительным волнениям и акциям протеста в США. Кроме того, даже неверно выполненный приём может привести к травме щитовидного хряща, подъязычной кости, трахеи и шейного отдела позвоночника.

Необходимые для безопасного изучения меры предосторожности включают обучение основам анатомии шеи и физиологии удушения, первой помощи при потере сознания, обязательную отработку техники в присутствии квалифицированного тренера. Отработка и применение удушающих приёмов на лицах, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями, детях и подростках, людях в состоянии опьянения крайне не рекомендуется [7] .

Ссылка на основную публикацию