Уцзи ши (форма Беспредельности) | Karate-krs.ru

Уцзи ши (форма Беспредельности)

史記 Ши цзи «Исторические записки» («Записки историографа/историка/скриба-астролога»). Соч. историографа Сыма Цяня, первое в Китае энциклопедич. произведение, построенное по историко-биографич. принципу. Исходные названия — «Тай-ши-гун шу», «Тай-ши-гун цзи» или «Тай-ши цзи» («Книга/Записки придворного великого историографа-астролога»). В пер. правления Хуан-ди, имп. династии Вост. Хань, назв. книги было сокращено до «Ши цзи». Памятник включает 130 глав (пяней [1]) и состоит из 526 500 иероглифов. При создании «Ши цзи» Сыма Цянь использовал материалы из древнекит. памятников — «Шу цзин», «Го юй», «Цзо чжуань», «Чжань го цэ» и др., филос. соч., напр. принадлежащие Лу Цзя и Цзя И, и имп. архивы, а также сведения, собранные им во время поездок по стране, фиксировал личные впечатления и устные предания. «Ши цзи» охватывает период от полуреальной, полумифич. древности — эпохи правления легендарного Хуан-ди («Желтого императора», III тыс. до н.э.) до ханьского У-ди (140–87) и представляет собой описание историч. событий и реалий в области политики, экономики и культуры. Особенно подробно освещены события V–II вв. до н.э. «Ши цзи» включает пять разделов: «Бэнь цзи» («Основные/Коренные записи», 12 глав), «Бяо» («[Хронологические] таблицы», 10 глав), «Шу» («Писания/Трактаты», 8 глав), «Ши цзя» («Наследственные дома», 30 пяней), «Ле чжуань» («Жизнеописания/Отдельные биографии/предания», 70 пяней).

«Бэнь цзи» представляет собой сборник историч. хроник, описывающих деяния династий и государей. В гл., относящихся к доциньскому периоду (до сер. III в. до н.э.), объектом описания служат целые династии, а в тех, что охватывают последующий период, — отдельные правители. В раздел «Бэнь цзи» внесена и гл. о Сян Юе, к-рый официально не был императором, но фактически оказался правителем империи после 206 до н.э.

Раздел «Бяо», к-рый начинается с подраздела «Сань дай ши бяо» («[Хронологические] таблицы трех династий») и заканчивается подразделом «Хань син и лай цзян сян мин чэнь нянь бяо» («[Хронологические] таблицы знаменитых чиновников, министров и военачальников со времени расцвета династии Хань»), с помощью таблиц фиксирует крупные события и деятельность историч. личностей, не отраженные в разделе «Ле чжуань» и дополняющие его.

В разделе «Шу» предпринята попытка изложить историю гос-ва, законодательства и церемониальных установлений, теоретич. достижения в различных обл. знания и отразить современное автору состояние экономики, водного хоз-ва, астрономии, календаря, культуры и искусства. При составлении «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань») в I в. Бань Гу переработал этот раздел в «Трактаты/Записи» («Чжи»), оставив содержание практически без изменений. Впоследствии название «Записи» стало характерным для обозначения тех частей историч. соч., к-рые излагали систему гос. законов и установлений.

Раздел «Ши цзя» начинается с гл. «У Тай-бо ши цзя» («Наследственный дом У Тай-бо») и заканчивается гл. «Сань ван ши цзя» («Наследственные дома трех царей/ванов»). В нем излагается история аристократических родов древнекит. царств Лу, Вэй, Ци и Чу, в том числе рода Кун, к к-рому принадлежал Конфуций, а также рода Чэнь Шэ — руководителя крестьянского восстания, приведшего к падению династии Цинь (221–207 до н.э.).

Раздел «Ле чжуань» начинается с гл. «Бо И ле чжуань» («Жизнеописание Бо И») и завершается гл. «Тай-ши-гун цзы сюй» («Послесловие придворного великого историографа-астролога»), в к-рой, в частности, содержатся сведения о шести древнекит. филос. школах (иньян-цзя, конфуцианство, мо-цзя, мин-цзя, легизм и даосизм). Описание жизни историч. личностей сопровождается изложением фактов истории соседних гос-в и народов, населявших империю: их происхождение, обычаи и традиции, отношения с империей. Нек-рые главы этого раздела посвящены одному лицу, другие — группам историч. героев. Если характеры героев, по мнению автора, одинаковы или сходны, он дает их параллельное описание. В позднейших историч. трудах материалы подобного жанра, рисующие историю сопредельных стран и населяющих Китай народов, стали именовать «преданиями о варварах четырех [сторон]» (сы и чжуань), а историко-этнографич. описания Сыма Цяня использовались в качестве образца. Структура «Ши цзи» стала канонич. для династийных хроник. Памятник отличается также высокими художеств. достоинствами и оказал значительное влияние на развитие лит. традиции.

В «Хань шу» упоминалось о десяти утерянных главах «Ши цзи». В дошедшем до нас тексте они присутствуют: четыре из них восполнил Чу Шао-сюнь (II в.), кто восстановил другие — неизвестно. В остальных главах «Ши цзи» описания событий, происшедших после 100–97 до н.э., также восстановлены гл.обр. Чу Шао-сюнем.

Осн. комментариями к «Ши цзи» считаются «Ши цзи цзи цзе» («Собрание разъяснений к „Историческим запискам“») Пэй Иня (V в.); «Ши цзи со инь» («Поиски сокрытого в „Исторических записках“») Сыма Чжэня (VIII в.); «Ши цзи чжэн и» («Правильный смысл „Исторических записок“») Чжан Шоу-цзе (VIII в.); «Ши цзи чжи и» («Заметки об „Исторических записках“») Лян Юй-шэна (XVIII в.); «Ши цзи тань юань» («Исследование истоков „Исторических записок“») Цуй Ши (XIX — нач. XX в.); «Ши цзи синь цзяо чжу» («Заново выверенные и прокомментированные „Исторические записки“») Чжан Сэнь-кая (XIX в.). Имеются пер. ок. половины текста на фр. (E.Chavaness, 1895 – 1905, 1969) и англ. (B.Watson, 1961, 1969, 1993; W.H.Nienhauser Jr. et al., 1994), а также частичные (В.Панасюк, 1956; В.М.Алексеев, 1958) и почти полный на рус. яз. (Р.В.Вяткин, В.С.Таскин, А.М.Карапетьянц, 1972 – 2002).

Автор: Пань Фу-энь

Источники:
Пэй Юнь. Ши цзи цзи цзе («Исторические записки» с собранием комментариев). Пекин, 1955; Сыма Цянь. Ши цзи. Т. 1–14. Пекин, 1955, 1959; Чжан Сэнь-кай. Ши цзи синь цзяо чжу гао («Исторические записки» с наброском новых сверки и комментариев). Тайбэй, 1967; Такигава Камэтаро (Сигэн). Ши цзи хуэй чжу као чжэн фу цзяо бу (Критическое исследование комментариев к «Историческим запискам»). Т. 1–10. Токио, 1934 (Пекин, 1956; Шанхай, 1986); Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 1 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина под общ. ред. Р.В. Вяткина. М., 1972/2001; т. 2. 1975/2003; т.3 / Пер. с кит., предисл. и коммент. Р.В. Вяткина, 1984; т. 4. 1986; т. 5. 1987; т. 6. 1993; т. 7. 1996; т.8 / Пер. Р.В.Вяткина и А.М.Карапетьянца, 2002; Chavannes E. (Traduits et annotés par.) Les memoires historiques de Se-ma Ts’ien. P., 1895–1905. T. 1–5, Т. 6. Р., 1969; Records of the Grand Historian of China. Translated from the “Shih Chi” of Ssu-ma Ch’ien by B.Watson. Vol. 1–2. N.Y.–L., 1961; Kierman F.A. Ssu-ma Ch’ien’s Historiographical Attitude as Reflected in Four Late Warring States Biographies. Wiesbaden, 1962; Records of the Grand Historian, Chapters from the Shih chi of Ssu-ma Ch’ien / Tr. by B.Watson. N.Y., 1969; Records of the Grand Historian: Qin Dynasty. Vol. 3 / Tr. by B.Watson. Hong Kong, N.Y., 1993.

Литература:
Кроль Ю.Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970; ГоСунтао. Ши цзи чжа цзи (Заметки об «Исторических записках»). Шанхай, 1957; Сыма Цянь юй ши цзи (Сыма Цянь и «Исторические записки») // Вэнь ши чжэ. Вып. 3. Пекин, 1958; Чжан Да-кэ. Ши цзи яньцзю (Исследование «Исторических записок»). Ланьчжоу, 1985; Чжу Дун-жунь. Ши цзи яньцзю (Исследование «Исторических записок»). Шанхай, 1948; Чэнь Чжи. Ши цзи синь чжэн (Новые толкования «Исторических записок»). Тяньцзинь, 1979; Ши цзи пин линь (Собрание критики «Исторических записок»). Т. 1–5. Тайбэй, 1968; Crawford R. The Social and Political Philosophy of the Shih-chi // Journal of Arts and Science. Vol. XXII, August 1963, № 4; Gardner Ch.S. Chinese Traditional Historiography. Camb., 1938.

Сост. библ.: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. — 2006. — 727 с. С. 621-622.

Уцзи ши (форма Беспредельности)

Учение о Беспредельности (У-Цзи)

То, что имеем в виду под «У-цзи», соответствует состоянию человека, который ранее не обучался. В Сердце у такого человека полнейший хаос. В нем властвует беспорядочное движение недифференцированного И-Ци. Вполне естественно, что в этом случае нет и упорядоченного вращения И-Ци, а подъем и упадок не имеют ритма. Внешнее не имеет надлежащего порядка, а внутреннее совершенно не воспитано. Осознавший действует согласно Знанию и продвигается в своем развитии, невежда делает наперекор и откатывается назад, вплоть до физического бессилия. Ян, достигая крайности, переходит в Инь; Инь, достигая крайности, непременно погибает. Если таким образом постоянно откатываться, ничего не достигнешь, настолько это фундаментально. Это искусство У-цзи поддерживает само существование жизни. И то, что достижение состояния Беспредельности не имеет определенных рецептов, дает прекрасный повод для воодушевления. Мудрый Человек понимает механизм неблагоприятного и знает Дао как основу самосовершенствования и здоровья. Этот Принцип, а не внешнее, объединяет базовые виды цюань — Син-и, Тай-цзи и Ба-гуа. Дао — это вибрация Единого Ци, т. е. ритмическое расширение и сжатие И-Ци. Когда находишься в стойке У-цзи и стремишься достигнуть наивысшего состояния, заслуга будет в озарении Блага, в возвращении к Истокам Бытия. Тогда восстанавливается изначальное Ци Сянь Тянь. Оно спокойно, без завихрений, в центре стоит, ничего не касаясь. Этому действу нужно следовать все последующие годы. Это статическое внешне состояние дает возможность постижения всего сущего. Это и есть форма, называемая «У-цзи», которая порождает Тай-цзи, «Беспредельность», порождающая «Великий Предел». Господин Ли Дунюань утверждал, что сам человек из Небытия порождает духовность-Шэнь, накапливает Шэнь, из которого порождается энергия-Ци, накапливает Ци, из которого порождается семя-Цзин. Таким образом из Ничего порождается Нечто. Переплавляет Цзин, трансмутируя семя в энергию-Ци; переплавляет Ци, трансмутируя его в духовность-Шэнь; переплавляет Шэнь, трансмутируя духовность в Пустоту. Таким образом из Нечто достигается Ничто. В этом Истинный Путь, в этом Дао боевых искусств цюань-шу. В этой мысли заключен Принцип порождения изменений!

1- й цзе » У — цзи Сюэ «

Исходное положение — лицом вперед. Тело держится вертикально, а руки свободно висят вдоль туловища. Ступни, согласно рисунку, образуют прямой угол. Подошвы лежат плоско. Не следует ни подтягивать под себя пальцы ног, ни выкручивать пятки наружу. Имеет фундаментальное значение то, чтобы в ногах было такое ощущение легкости, как будто они стоят в пустоте. Будто ноги существуют сами по себе и даже не осознается, движутся они или нет. Безмятежность является структурой У — цзи, а в движении выразится функция У — цзи. Если говорить о безмятежности У — цзи, необходимо достичь ощущения в груди Совершенной Пустоты. Мысль устремлена в Ничто. Взгляд влияет на состояние духовности: » глаза — это властелины духа», поэтому их следует остановить. Ни внутри, ни снаружи нет ничего, что могло бы отвлечь взгляд. Если говорить о движении, нужно отметить, что воля свободна и она находит свое выражение в ничем не ограниченном движении и вращении. Принципиально важно то, что в груди — Совершенная Пустота, без мыслей и намерений, а корень этой Пустоты лежит в животе (в Дань Тянь). От него может порождаться Ци Беспредельности. Это Космическое Ци напоминает дымку, которая не разделяется на темное и светлое, хорошее и плохое, чистое и мутное. Поскольку данная форма не имеет конкретности, то, по существу вещей, назовем ее формой Беспредельности У — цзи. Несмотря на глубочайшую сокровенность этого Принципа, можно осознать его, устремившись всем сердцем и мыслью. И когда озарится значение У — цзи, тогда возможностям вашим не будет предела.

Уцзи ши (форма Беспредельности)

Уцзи ши — первая форма с которой начинается выполнение не только комплекса Тайцзицюань, но и комплексов или Таолу всех боевых искусств. Сунь Лутан называл Уцзи ши — сущностью состояния Тайцзи, базой для бесчисленного множества форм — все начинается с Уцзи и к Уцзи возвращается.

«То, что называем Уцзи — соответствует состоянию человека, который еще не начал заниматься Цюаньшу. Сердце не чувствует, мысль — не движется, глаза — не видят, тело — не шевелится. Инь и Ян еще не обособились. Ясное и смутное еще не разграничено. Хаос и порядок еще не разделились. Единое Ци — неразделимо, рождается между Небом и Землей, и придерживается природы Инь и Ян» (Сунь Лутан «Тайцзицюань сюэ»)

«Форма Уцзи — соответствует состоянию человека до обучения, в сердце сплошной хаос, Единая Ци внешне проявляется хаотично, однако все исходит из природы Неба. Вращения не знают меры, подъемы и опускания не контролируются, снаружи отсутствует регулирование, внутри отсутствует вскармливание.» (Сунь Лутан «Багуацюань сюэ»)

Этой первой форме авторы, уделяют внимание по-разному. Кто-то ограничивается требованиями к положению тела, кто-то описывает внутреннее состояние, мало авторов, кто подошел бы к описанию этой формы комплексно: описал требования к положению тела и внутреннюю практику в этой важной форме.

Описание каждой формы подразделяется, на описание формы или движения, и описание внутренней практики. Ряд источников опускают эту форму ‘I>Уцзи шиНачало тайцзиТайцзи ши Описание формы: В исходном положении лицом на юг, стопы образуют прямой угол. Носки стоп не закрываются внутрь, а пятки не выкручиваются наружу. Колени чуть согнуты, вес тела распределен равномерно и подан чуть на носки. Руки свисают естественно вниз, соприкасаясь с наружной стороной бедра. Кончики средних пальце прижаты к точкам Фэнши (середина наружной стороны бедра). Кисти и стопы не скованы. Макушка головы вертикальна, задняя часть шеи расслабленна и пряма, слегка прижимается к воротнику. Язык касается верхнего неба, соединяя меридианы Жэнь и Ду. Когда голова выровнена — Дух ясен, а Ци свободно циркулирует. Когда шея выпрямляется, выражение глаз естественным образом войдет в состояние «смотреть, но не видеть», которое сольется с состоянием «уши слушают, но не слышат». Взгляд направлен горизонтально вперед.

А внутреннему состоянию, я рекомендую придерживаться в той последовательности, что представлена ниже в переводах известных мастеров.

«Ноги стоят как будто в пустоте, нельзя понять движение или покой. Покой — это сущность Уцзи, а движение — функция. Если говорить о покое, то в груди сплошная пустота, нет ни единой мысли. Взгляд успокоен, внутри не на что смотреть. Если говорить о движении, то нужно лишь следовать бесконечному вращению небесной природы. В сердце сплошная пустота, и нет мысли об управлении мышлением, но в животе неизменно имеется корень пустоты и небытия, так, что может возникнуть Ци Уцзи. Эта Ци подобна туману, ритмично пульсирует, и в ней невозможно разделить черное и белое, как в бурном потоке воды все перемешано, и не разделить чистое и мутное. Форма этого Цюань не определена, поэтому он получил имя Уцзи. Хотя этот принцип и тонок, но он может быть понят сердцем, тогда и сила дойдет до максимума, и можно будет понять то, о чем здесь говорится.» (Сунь Лутан «Багуацюань сюэ»)

А Ван Пэйшэн более конкретен в своей книге «Тайцзицюань дэ цзянь шэньхэ цзи цзи цзо юн»: «Когда тело расслабляется, оно начинает слегка покачиваться, как будто стоите в лодке. Это говорит о том, что посторонние мысли устранены, и вы находитесь в состоянии покоя.»

И далее. «Перемещайте И (мысль) поочередно на пупок и к точке Минмэнь. На пупок — на выдохе, на Минмэнь — на вдохе, дыхание естественное. Перемещая И таким образом 3 раза, ваше тело приобретет устойчивость. Теперь можно переходить к дальнейшей практике.»

В остальных источниках практике Нэйгун в Уцзи ши уделено очень скромное описание, а то и вовсе оно отсутствует. К примеру, Ян Чэнфу своей книге «Тайцзицюань тиюн чуаньшу» пишет в комментариях: «Особенно важно утвердить Дух — Шэнь внутри, погрузить Ци в Даньтянь.»

Из приведенных отрывков видно, что Сунь Лутан внутреннюю практику описывает более в философском ключе, который перекликается с даосскими древними трактатами. Ван Пэйшэн наоборот более конкретен и точен в своих рекомендациях. Надеюсь, что эта статья откроит новые горизонты в вашей практике, а эти два отрывка дополнят друг друга и составят более полную картину внутренней практики в «Уцзи ши».

Общество мягких боевых искусств

Уцзи ши (форма Беспредельности)

Уцзи ши — первая форма с которой начинается выполнение не только комплекса Тайцзицюань, но и комплексов или Таолу всех боевых искусств.

Сунь Лутан называл Уцзи ши — сущностью состояния Тайцзи, базой для бесчисленного множества форм — все начинается с Уцзи и к Уцзи возвращается.

То, что называем Уцзи — соответствует состоянию человека, который еще не начал заниматься Цюаньшу. Сердце не чувствует, мысль — не движется, глаза — не видят, тело — не шевелится. Инь и Ян еще не обособились. Ясное и смутное еще не разграничено. Хаос и порядок еще не разделились. Единое Ци – неразделимо, рождается между Небом и Землей, и придерживается природы Инь и Ян

Сунь Лутан «Тайцзицюань сюэ»

Форма Уцзи — соответствует состоянию человека до обучения, в сердце сплошной хаос, Единая Ци внешне проявляется хаотично, однако все исходит из природы Неба. Вращения не знают меры, подъемы и опускания не контролируются, снаружи отсутствует регулирование, внутри отсутствует вскармливание.

Сунь Лутан «Багуацюань сюэ»

Этой первой форме авторы, уделяют внимание по-разному. Кто-то ограничивается требованиями к положению тела, кто-то описывает внутреннее состояние, мало авторов, кто подошел бы к описанию этой формы комплексно: описал требования к положению тела и внутреннюю практику в этой важной форме.

Описание каждой формы подразделяется, на описание формы или движения, и описание внутренней практики. Ряд источников опускают эту форму Уцзи ши

Начало тайцзи. Тайцзи ши

Описание формы: В исходном положении лицом на юг, стопы образуют прямой угол. Носки стоп не закрываются внутрь, а пятки не выкручиваются наружу. Колени чуть согнуты, вес тела распределен равномерно и подан чуть на носки. Руки свисают естественно вниз, соприкасаясь с наружной стороной бедра. Кончики средних пальце прижаты к точкам Фэнши (середина наружной стороны бедра). Кисти и стопы не скованы. Макушка головы вертикальна, задняя часть шеи расслабленна и пряма, слегка прижимается к воротнику. Язык касается верхнего неба, соединяя меридианы Жэнь и Ду. Когда голова выровнена — Дух ясен, а Ци свободно циркулирует. Когда шея выпрямляется, выражение глаз естественным образом войдет в состояние «смотреть, но не видеть», которое сольется с состоянием «уши слушают, но не слышат». Взгляд направлен горизонтально вперед.

А внутреннему состоянию, я рекомендую придерживаться в той последовательности, что представлена ниже в переводах известных мастеров.

Ноги стоят как будто в пустоте, нельзя понять движение или покой. Покой — это сущность Уцзи, а движение — функция. Если говорить о покое, то в груди сплошная пустота, нет ни единой мысли. Взгляд успокоен, внутри не на что смотреть. Если говорить о движении, то нужно лишь следовать бесконечному вращению небесной природы. В сердце сплошная пустота, и нет мысли об управлении мышлением, но в животе неизменно имеется корень пустоты и небытия, так, что может возникнуть Ци Уцзи. Эта Ци подобна туману, ритмично пульсирует, и в ней невозможно разделить черное и белое, как в бурном потоке воды все перемешано, и не разделить чистое и мутное. Форма этого Цюань не определена, поэтому он получил имя Уцзи. Хотя этот принцип и тонок, но он может быть понят сердцем, тогда и сила дойдет до максимума, и можно будет понять то, о чем здесь говорится.

Сунь Лутан «Багуацюань сюэ»

А Ван Пэйшэн более конкретен в своей книге «Тайцзицюань дэ цзянь шэньхэ цзи цзи цзо юн»: «Когда тело расслабляется, оно начинает слегка покачиваться, как будто стоите в лодке. Это говорит о том, что посторонние мысли устранены, и вы находитесь в состоянии покоя.»

И далее. «Перемещайте И (мысль) поочередно на пупок и к точке Минмэнь. На пупок — на выдохе, на Минмэнь — на вдохе, дыхание естественное. Перемещая И таким образом 3 раза, ваше тело приобретет устойчивость. Теперь можно переходить к дальнейшей практике.»

В остальных источниках практике Нэйгун в Уцзи ши уделено очень скромное описание, а то и вовсе оно отсутствует. К примеру, Ян Чэнфу своей книге «Тайцзицюань тиюн чуаньшу» пишет в комментариях: «Особенно важно утвердить Дух — Шэнь внутри, погрузить Ци в Даньтянь.»

Из приведенных отрывков видно, что Сунь Лутан внутреннюю практику описывает более в философском ключе, который перекликается с даосскими древними трактатами. Ван Пэйшэн наоборот более конкретен и точен в своих рекомендациях. Надеюсь, что эта статья откроит новые горизонты в вашей практике, а эти два отрывка дополнят друг друга и составят более полную картину внутренней практики в «Уцзи ши».

Уцзи ши (форма Беспредельности)

Во Кык Конг (Wu Chi) — Даосская практика работы с Беспредельностью (Пустотой)

Во Кык Конг (Wu Chi) – наиболее древняя часть стиля, уходящая своими корнями в даосскую йогу.

Это работа с сознанием и внутренней энергией Кхи (Ци). Считается, что именно эти упражнения практиковали даосские монахи, стремясь к достижению долголетия. «Во Кык» (на китайском «уцзи») переводиться как «беспредельность». Таким образом «Во Кык Конг» — это практика, приводящая к пониманию внутренней сущности человека и природы. В даосском вероучении «Во Кык» является центром всего, хотя само по себе не имеет ни формы, ни начала, ни конца, пустое и спокойное. Именно из корней «Во Кык» рождается Тайцзи.

«Во Кык» – служит для развития, сохранения и распределения жизненной энергии Кхи (Ци) с помощью комплекса упражнений «Кхи Конг»; для правильного дыхания, медитации и правильных движений тела; для здоровья и силы, которые необходимы при самообороне.

«Во Кык» является корнем и средством получения того, чему учит грандмастер, а именно: расслабление, мягкость и естественность. Выполняемые в медленном темпе упражнения «Во Кык», являются средством лечения от многих заболеваний, а выполняемые в быстром темпе, они являются средством боя.

«Во Кык» является высшим уровнем «Хонг-За». Посредством техник и упражнений «Во Кык» наше дыхание, ум и движения тела становятся едиными и работают синхронно вместе. Ум спокоен, дух свободен, дыхание ведёт к движениям тела. Это помогает значительно улучшить наше здоровье.

Для практика необходимо обеспечить себя пятью свойствами:

  • Умом
  • Храбростью
  • Мягкостью
  • Жёсткостью
  • Спокойствием

Однако немногие могут достич всех пяти свойств. Большая часть людей, крепко привязана к Жёсткости и управляется Умом. Хотя Ум полезен для проведения нас к Тайцзи, он — так же является помехой и препятствием нашему прогрессу на последней стадии.

Противостояние двух сил Инь — Ян постоянно трансформируется и чередуется, что порождает двойственность, а затем различия в сердце/разуме. Под влиянием различий, мы привязываемся к Я, к границе метода. Когда Я препятсвует гармонии, сердце/разум приходят в движение. Когда сердце/разум в движении, вещи, воспринятые разумом, будут искажены, точно так же как поверхность озера, возмущенного волнами, трудно различить неизвестное дно. Это приводит к наблюдению, что суждения, основанные на разуме, являются обычно ошибочными. Одним из способов реализации этой слабости, которым противник может воспользоваться для получения преимущества, состоит в том, чтобы обманывать наш разум, блокирую его, что порождает мёртвые зоны для удара. Другой дефект разума — его медлительность в вычислении. В течении боя, в сознании могут возникать различные мысли, за которыми мозг будет не в состоянии проследить и в этом случае огромное число форм и техник будут бесполезны.

Упражнения «Во Кык» позволяют подобрать энергию и сохранить её в теле человека.

Занятия «Во Кык» умиротворит сердце и разум, так, чтобы разум (намерение) мог постичь тело целиком. Наряду с фиксированной стойкой, расслабленная манера движений в течение тренировки успокаивает сердце и разум, вызовает общее спокойствие и повышает уверенность в своих силах, и придаёт уверенность в своём будущем. За 1 час практики, мы получаем 1 год жизни.

Информация из журнала «Хонг-За Вьетнам» №3/2012

Уцзи ши (форма Беспредельности)

краткий курс по основам даосской философии

У-Цзи — беспредельное, то, что предшествует возникновению Вселенной

Безграничную пустоту, существовавшую до сотворения мира, из которой образовалась Вселенная, древнекитайские философы называли Уцзи, или предельное «ничто». Сказано, что до творения нет ничего, но в то же время что-то, безусловно, есть. Мы не знаем ни что это такое, ни откуда это «что-то» берется, но оно определенно есть.

Это состояние можно отождествить с понятием квантового поля в современной физике.

Это «что-то» не может быть объяснено рационально; его существование только предполагается, как существование какого-то объекта, смутно вырисовывающегося в густом тумане. Древнекитайские философы описывали это как «наличие отсутствия» или «невещественную вещь» (уу чжи у). Можно сказать, что оно имеет форму, но бесформенно, имеет плотность и неосязаемо. Это беспорядочная неопределенность. Вы стоите перед ним, но у него нет переда. Вы идете сзади него, но у него нет задней стороны. Это явление невещности — источник движения и неподвижности.

Считается, что все во Вселенной, включая Инь и Ян, развивается постоянно из этого непостижимого источника. Лао-цзы называл его Дао, И-Цзин называет его Тайцзи, а Ван Цзунъюэ, живший в династию Нин, в своей «Теории тайцзи-цюаня» объяснял:

«Тайцзи родилось от Уцзи, или предельного «ничто». Это источник динамичных и статичных состояний, Мать Инь и Ян. Если они движутся — они разделяются. Если они неподвижны — они сочетаются». Говоря в общем, концепции Уцзи и Тайцзи описывают не только аспекты творения Вселенной, но также состояния взаимоотношений между людьми, между объектами или между людьми и объектами.

Например, комната, пока в нее не вошли люди, находится в состоянии Уцзи. Когда входят люди, они вносят движение и начинается Тайцзи. Тайцзи, таким образом, есть источник Инь и Ян. Взаимоотношения человека и пианино, пока человек не собирается играть, — это Уцзи. Но когда человек начинает играть или даже просто намеревается это делать, отношения становятся Тайцзи.

Итак, Уцзи существует до того, как что-то случается. Но даже намерение действовать вырастает из Уцзи.

Когда что-то возникает из Уцзи, исходное «ничто»-состояние прекращает свое существование. В этой точке начинается состояние Тайцзи. Дальше в ситуации появляются два аспекта. Пустота Уцзи — это Инь, а нечто, происходящее из Уцзи, — это Ян. Иными словами, Инь и Ян — это взаимодополняющие противоположности, единство которых образует целое.

Хотя они противопо¬ложны по природе, между ними существуют гармоничные отношения. Например, нет дня без ночи и ночи без дня. День — Ян, ночь — Инь. Противоположности существуют, и они неразделимы, как две стороны монеты. Другой пример взаимодополнения — небо и земля. Небо — Ян, земля — Инь. У людей мужчина — Ян, а женщина — Инь».

Даосская философия, в отличии от пустого западного философствования, весьма практична. Все философские концепции имеют непосредственное воплощение в различных аспектах повседневной жизни. Так, например, в боевых искусствах концепция У-цзи выражается в форме Уцзи ши (форма беспредельности) с которой начинаются и которой заканчиваются все традиционные комплексы у-шу.

Вот, что писал Сунь Лутан о практике «положения» Уцзи ши:

«Чувство торжественности, которое вырабатывается в вашей практике стойки медитации У-цзи, поможет избежать засасывания обыденностью. И из человека, гонимого обстоятельствами, вырастет хозяин своего будущего. Памятуя о том, что все имеет свою причину, научитесь жить, не вредя чужому настоящему и своему будущему». (Абаев Н.В., Горбунов И.В. Сунь Лутан о философско-психологических основах «внутренних» школ у-шу. — Новосибирск: Наука, 1992).

«То, что называем Уцзи — соответствует состоянию человека, который еще не начал заниматься Цюаньшу. Сердце не чувствует, мысль — не движется, глаза — не видят, тело — не шевелится. Инь и Ян еще не обособились. Ясное и смутное еще не разграничено. Хаос и порядок еще не разделились. Единое Ци — неразделимо, рождается между Небом и Землей, и придерживается природы Инь и Ян» (Сунь Лутан «Тайцзицюань сюэ»)

«Форма Уцзи — соответствует состоянию человека до обучения, в сердце сплошной хаос, Единая Ци внешне проявляется хаотично, однако все исходит из природы Неба. Вращения не знают меры, подъемы и опускания не контролируются, снаружи отсутствует регулирование, внутри отсутствует вскармливание.» (Сунь Лутан «Багуацюань сюэ»)

Уцзи ши (форма Беспредельности)

Тайцзи Цюань Сюэ

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ ОБЩЕГО ПОРЯДКА

Тай-цзи цюань — это особый вид китайского воинского искусства. Существует множество легенд о времени происхождения и о родоначальнике Тай-цзи цюань. Одна из них гласит, что во время династии Южная Сун (1127–1279) даосскому монаху Чжан Саньфэну однажды во сне явилось божество — император Хуан У — и передало ему учение об искусстве рукопашного боя, на основе которого он создал внутреннее направление цюань-шу, в том числе школу Тай-цзи цюань. Эта система оказалась настолько эффективной, что безоружный патриарх, будучи в весьма почтенном возрасте, один расправился с целой шайкой бандитов.

Самая популярная из этих легенд повествует о том, что однажды Чжан Саньфэну довелось увидеть из окна своей хижины драку между змеей и сорокой. Резкие удары клюва не приносили птице успеха, поскольку мягкие, текучие и округлые движения змеи позволяли ей ускользать от ударов. Сохраняя во время боя мягкость и гибкость тела и перемещаясь по кругообразным траекториям, змея в конце концов победила сороку. В этом Чжан Саньфэн усмотрел блестящее подтверждение и успешное применение в реальной ситуации боевого единоборства основополагающего принципа даосской философии «слабое и мягкое побеждает твердое и сильное», сформулированного в древнейших трактатах «Даодэцзин», «Чжуаньцзы» и др. Осознав превосходство мягкого над жестким и важность гармоничного сочетания полярных сил Инь и Ян, покоя и движения, пустого и заполненного, твердого и податливого, Чжан Саньфэн разработал особую систему упражнений и приемов рукопашного боя, основанную на его наблюдениях за повадками змей и птиц, зверей, за плывущими облаками, текущей водой, движением гнущихся под ветром деревьев и т. д.

Поскольку Чжан Саньфэн жил в горах Удан-шань, созданное им направление цюань-шу стало также называться «уданским направлением». Достоверные исторические источники прослеживают корни системы до времен династии Мин (1368–1644). Возникновение Тай-цзи-цюань связывают с именем Чэнь Вантина (Цзо-утина), который после падения династии Мин удалился в уединение. Взяв в качестве первоисточника «Трактат о кулачном искусстве» знаменитого полководца Минской эпохи Ци Цзигуана, он разработал систему цюань-шу Чан цюань («Длительный рукопашный бой», или «Длинный цюань») и комплекс упражнений из 13 базовых форм (приемов). Позднее, соединив это с теоретическими положениями «Трактата о Тай-цзи цюань» Ван Цзуньюэ, он создал школу Тай-цзи цюань семьи Чэнь. Сохранив непрерывную преемственность традиций, эта фамильная школа дожила до наших дней и является одной из самых авторитетных и влиятельных школ, разветвившихся к настоящему времени. Наиболее известны из них: Чэнь, Ян, У, У (Хао) и Сунь (которую мы предлагаем вашему вниманию).

У этих школ, при их большом сходстве, имеется и ряд отличительных черт. Так, характерной особенностью школы Сунь являются быстрые, энергичные и более динамичные, чем в некоторых других школах, движения. Особой ловкостью, проворством и быстротой выделяются движения ног, за что она получила название «Хо-бу цзя» — «Школа живой поступи». Для нее характерна и легкая смена направления движения, а во время поворотов частое использование «раскрывающихся» и «закрывающихся» движений ладоней. За это у школы имеется еще одно название: «Тай-цзи раскрывающихся и закрывающихся движений».Школа Сунь генетически восходит к школе У, известной также под названием Хао (по имени одного из ее мастеров — Хао Вэйчжэня). Сунь Лутан обучался искусству Тай-цзи цюань у Хао Вэйчжэня, который, в свою очередь, был учеником и последователем основателя школы У (Хао) — У Юйсяна, ученика мастера Ян Лучаня (1800–1873), основавшего школу Ян. В свою очередь, Ян Лучань изучал это искусство в семье Чэнь. Так школа Сунь связана с древней ветвью Чэнь, которая очень популярна в современном Китае. Своеобразие школы Мастера Сунь Лутана объясняется не только его темпераментом, но и главным образом тем, что наряду с различными стилями Тай-цзи цюань он освоил и другие школы внутреннего направления — Ба-гуа и Син-и. В разработанной им системе он сумел синтезировать лучшие достижения этих школ.

Правильная исходная установка на единство с макро- и микрокосмом, плавные и округлые движения, правильная регулировка и накопление энергии организмом приносят свои плоды. Тай-цзи цюань имеет в Китае и во всем мире репутацию прекрасного профилактического и часто терапевтического средства. Безусловно, регулярные занятия системой оказывают благотворное воздействие на нервную систему, увеличивают годы активной жизни. Современная китайская медицина широко применяет в своей практике гимнастику Тай-цзи цюань.

Искусство Тай-цзи не может быть оторвано от повседневного обихода. Человек не может быть в зале где он занимается Тай-цзи, одним, а дома, в семье — другим. Поэтому, только поставив под контроль всю свою жизнь, можно стать «человеком-Тайцзи», то есть человеком, сознательно сотрудничающим с Природой обществом и своим высшим «Я». Под словом «контроль» мы понимаем не жесткое регламентирование солдатского строя, а осознанное сердечное внимание ко всему происходящему в нас и вокруг нас. И это сердечное внимание из утомительного начале пути превратится в радостное познание Мира в каждую секунду вашего бытия.

Тай-цзи предлагает вашему рассмотрению несколько постулатов и способы их применения на практике. Истинность или ложность этого подхода может показать вам только ваша собственная работа. Надо иметь в виду, что жизнь, несомненно, богаче и разнообразнее любых схем. Поэтому даются ключи к пониманию сложных явлений, но не даются исчерпывающие инструкции. В конечном счете вы откроете свое Тай-цзи, не поколебав основополагающих принципов.

Мы рекомендуем многократное обращение к книге (и книгам). Не стоит волноваться, что вы что-то не запомнили или не усвоили, но стоит беспокоиться о недостаточности внимания. Не следует и ограничивать себя только этим материалом. Используйте все, что может помочь вашему познанию.

Пытайтесь быть гармоничными везде, особенно в семье! Это самое трудное испытание. Вообще, будьте особенно внимательны к самому привычному. Там вас ждет много открытий.

Чувство торжественности, которое выработается в вашей практике стойки медитации У-цзи, поможет избежать засасывания обыденностью. И из человека, гонимого обстоятельствами, вырастет хозяин своего будущего. Памятуя о том, что все имеет свою причину, научитесь жить, не вредя чужому настоящему и своему будущему. Свое и чужое потеряет жуткую оторванность (но это не относится к имуществу ближнего).

В Тай-цзи мы учимся самым элементарным вещам: ходить, дышать, есть, спать, думать и не думать. То, что нам казалось самым естественным, требует нового подхода, из которого вырастет новый уровень естественности. От естественности дикого состояния к истинной естественности большого художника. Мы исходим из того, что творчество является неотъемлемым качеством каждого, но многие, в силу воспитания и закомплексованности, не решаются в себе это признать. Но начинаем всегда с самого простого, что является и самым сложным. Самый большой путь начинается с первого шага.

Уцзи ши (форма Беспредельности)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Ши цзи» в других словарях:

ЦЗИ — ЦЗИ (кит., буквально пружина, а также движущая сила, механизм, механический, организм, начало, импульс, хитроумный, махинаторский) одна из самых специфических категорий китайской философии. Конкретные значения цзи крючок арбалета, западня,… … Философская энциклопедия

Цзи (фамилия) — Цзи (Ji) несколько омонимичных китайских фамилий (кланов) . 計 (считать). 紀. 吉 (счастливый). 嵇. 汲. 籍. 冀. 季 (сезон года), могущественное семейство в царстве Лу, упоминаемое в Сы Шу. 姬 придворная дама ; фамилия правителей Чжоуской династии и Царства … Википедия

Цзи Кан — (кит.嵇康) (223 262), китайский поэт и философ эпохи троецарствия. Жил в царстве Вэй. Приверженец даосизма. Поэзии свойственна прямота обличения и сатира, а также (по словам Чжун Жуна) возвышенный, правдивый, светлый стиль. Казнен правящим родом… … Википедия

Цзи (чжуинь) — чжуинь ㄦ ㄢ ㄞ ㄚ ㄗ ㄓ ㄐ ㄍ ㄉ ㄅ ㄧ ㄣ ㄟ ㄛ ㄘ ㄔ ㄑ ㄎ ㄊ ㄆ ㄨ ㄤ ㄠ ㄜ ㄙ … Википедия

Цзи Пэнфэй — 姬鹏飞 … Википедия

ЦЗИ и ДО НИИЦС ЮУрГУ — ЦЗИ и ДО ЦЗИ и ДО НИИ ЦС ЮУрГУ центр защиты информации и дополнительного обучения НИИЦС ЮУрГУ г. Челябинск, образование и наука ЦЗИ и ДО НИИЦС ЮУрГУ Источник: http://susu.ac.ru/ru/Povyshenie kvalifikacii/Struktura/Centr zaschity informacii … Словарь сокращений и аббревиатур

ЦЗИ и ДО — НИИЦС ЮУрГУ ЦЗИ и ДО ЦЗИ и ДО НИИ ЦС ЮУрГУ центр защиты информации и дополнительного обучения НИИЦС ЮУрГУ г. Челябинск, образование и наука ЦЗИ и ДО НИИЦС ЮУрГУ Источник: http://susu.ac.ru/ru/Povyshenie kvalifikacii/Struktura/Centr zaschity… … Словарь сокращений и аббревиатур

ЦЗИ и ДО НИИ ЦС ЮУрГУ — ЦЗИ и ДО НИИЦС ЮУрГУ ЦЗИ и ДО ЦЗИ и ДО НИИ ЦС ЮУрГУ центр защиты информации и дополнительного обучения НИИЦС ЮУрГУ г. Челябинск, образование и наука ЦЗИ и ДО НИИЦС ЮУрГУ Источник: http://susu.ac.ru/ru/Povyshenie kvalifikacii/Struktura/Centr… … Словарь сокращений и аббревиатур

ЦЗИ КАН — ЦЗИ КАН, Цзи Шуе (223—262), китайский поэт, философ, музыкант. Стихи в жанре ши, «Ода лютне», «Трактат о долголетии» и др. Незначит. часть сохранившихся соч. собрана Лу Синем … Литературный энциклопедический словарь

Цзи Юнь — (1724 1805 гг.) писатель Совершить ошибку и осознать ее в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть ее это и есть честность. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) … Сводная энциклопедия афоризмов

Цзи — Пекин Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ (УЦЗИ)

Согласно даосской космологии, в основе сущего был первозданный хаос, наполненный животворящей энергией-ци, безграничной и беспредельной. Инь и ян еще не были разделены, и мириады форм всего сущего еще не проявились. Такое состояние в древнем трактате Чжоу И («Канон пере­мен») называется состоянием Беспредельного (у цзи).

Состояние Беспредельного в кулачном искусстве — это состояние перед началом любого движения. Все беспокоящие мысли проходят мимо созна­ния, исчезает ощущение границ собственного тела, в сознании не остается ни форм, ни образов, ни суждений, ни мыслей, ни себя, ни другого. Созна­ние возвращается к прежденебесному состоянию — когда вокруг нет ни­чего, кроме изначального единого ци, не имеющего формы, не имеющего проявлений. Если мысль и возникает, то исчезает, не оформившись, пото­му что ей не за что зацепиться. Об этом состоянии в канонах кулачного ис­кусства говорится так: «Повернуть вспять небо и землю; обратить движе­ние ци; в Посленебесном мире вернуться к Прежденебесному состоянию; жить от смерти к рождению; восстановить Великую гармонию».

Род человеческий живет в мире, подчиняясь страстям и душевным по­рывам, руководствуясь не разумом, а эмоциями и чувствами. Такая жизнь приводит к телесным недугам и болезням. С точки зрения кулачного ис­кусства, если жить, следуя страстям, то энергия ян рано или поздно рас­тратится и сменится энергией инь, а когда и она растратится, то наступит смерть. Живя в плену у страстей, человек растрачивает накопленный при жизни запас жизненных сил, не успевая восполнять его; когда этот запас иссякнет, в ход пойдут внутренние ресурсы организма (что неизбежно приведет к болезням), а когда и они иссякнут, настанет смерть. Так проис­ходит потому, что большинство людей не знает, как сберегать и укреплять жизненные силы. Если знать методы возвращения к прежденебесному со­стоянию, суметь соединить внутреннее и внешнее, то можно очиститься от желаний и достичь просветления и долголетия.

Для занятий надо найти тихое место с чистым воздухом, лучше всего — там, где растут кипарисы или другие хвойные породы деревьев, где много зелени. Перед тем, как приступать к занятиям, нужно сначала успокоить сознание, изгнать все тревожные мысли, эмоции и переживания, внутрен­не сосредоточиться и собраться, дождаться, пока на сердце станет спокой­но. Корпус, голова, руки и ноги должны принять удобное и естественное положение. Добившись спокойного и уравновешенного состояния, можно приступать к занятиям. Ни внутри, ни снаружи вы не должны ощущать ни малейшего неудобства или принуждения — это и есть состояние Бес­предельного (уцзиши).

Желательно, чтобы выполнение всех упражнений начиналось вдоль геомагнитных линий. В начале любого упражнения надо встать лицом на север или на юг. Тело естественно выпрямлено, руки свободно свисают вдоль тела, средние пальцы рук — по боковым швам, пятки сомкнуты, гла­за спокойно смотрят вдаль. Мысли не за что зацепиться внутри, взгляду не на чем сосредоточиться снаружи. Это позиция Беспредельного (уцзи ши) в синъицюань.

«Ши цзи» — «Исторические записки»: труд историографа династии Хань Сыма Цяня. В китайской культуре играет роль примерно сопоставимую с той, которую сыграла «История» Геродота для западного мира.

Созданные между 109 и 91 гг. до н.э., «Ши цзи» охватывают период от полумифического Желтого Императора (2600 до н.э.) и до династии Хань включительно.

В 130 свитках (книгах / главах), составляющих Ши-цзи, выделяют пять разделов:

  • — Бэнь цзи (кит. упр. – <‹I / –
  • — Бяо (кит. упр. •), 10 свитков: хронологические таблицы;
  • — Ши цзя (кит. упр. ђў‰Ж), 30 свитков: биографии аристократов и чиновников, большей частью относящихся к периоду Вёсен и Осеней, а также Сражающихся Царств. По идеологическим соображениям сюда же была включена биография Конфуция;
  • — Ле-чжуань (кит. упр. —с™B / —с?), 70 свитков: биографии выдающихся личностей, включая Лао-цзы, Мо-цзы, Сюнь-цзы, Цзин Кэ и др;
  • — Шу (кит. упр. Џ‘ / ?), 8 свитков: трактаты о церемониях, музыке, календарях, поверьях, экономике и др. актуальных темах того времени [15].

Разделы Бэньцзи и Ши цзя сейчас представляются классическими историографическими трудами, главными героями которых являются императоры, князья (ди, ваны, чжухоу) и их ближайшее окружение. Но не забудем, что в II в. до н.э. этот подход был новаторским, поскольку то был не красочный рассказ о том или ином персонаже, и не летопись с тщательной фиксацией событий при той или иной династии, когда восшествие на престол следовало за информацией о землетрясении или появлении трёхголового оленя. Перед нами — стройное историческое повествование, краткое для эпох мифических, и всё более подробное и глубокое для тех времён, для которых факты можно было подтвердить архивными документами и более или менее надёжными свидетельствами. Кроме естественного стремления историка оставить потомкам правдивую картину свершившегося, характерной чертой этих двух разделов памятника можно считать явное или в различной степени скрытое стремление обнаружить и моральный двигатель поступков персонажей, и глубинную цель истории в целом. Подобные поиски видны и во многих других главах (особенно в разделе Ле чжуань).

Раздел Бяо («Таблицы») представляет собой уникальное, абсолютно новаторское творение Сыма Цяня. Это синхронистические таблицы, включающие в себя исторические события в крупнейших княжествах Древнего Китая с 841 г. до н.э. и до образования централизованной империи Цинь Ши-хуанди. Но на этом Сыма Цянь не остановился. Осознавая исключительную значимость периода развала циньской автократии и вызревания на её обломках Ханьской империи, он создал помесячные синхронистические таблицы на время с 209 по 201 г. до н.э. (гл. 16 «Ши цзи»). Древнекитайский гений составил синхронистическую погодовую таблицу событий в княжествах и областях на период с 206 по 101 год (гл. 17-я), и для того же времени — таблицы для владений чжухоу (гл. 18-21). Наконец, была составлена синхронистическая таблица важных исторических событий на фоне назначений и перемещений высших сановников империи Хань (гл. 22). Все эти грандиозные факты, сгруппированные по временным горизонталям, открывают самые широкие возможности для работы современных историков.

Раздел Шу («Трактаты») стоит особняком: он представляет собой «энциклопедическую» вставку, обширные экскурсы в идеологические и интеллектуальные достижения тогдашнего Китая, в глубоко идеологизированные астрономию и музыку, в теорию и практику мелиорации и даже в более чем рациональную политэкономию.

Пятый раздел Ле чжуань («Жизнеописания») — самая большая (70 глав), исключительно разнообразная и, возможно, самая интересная часть памятника. Большая часть глав этого раздела представляет собой именно жизнеописания десятков выдающихся личностей. Ле чжуани собственно биографического содержания структурно можно разделить на три типа: 1) посвящённые одному персонажу; 2) парные жизнеописания, иногда называемые хэ чжуань; 3) групповые жизнеописания (лэй чжуань), когда в одной главе персонажи объединены по принципу профессиональной, социальной или морально-этической близости. Отдельную группу ле чжуаней составляют так называемые фу чжуани («рассказы с добавлениями»). Сюда можно отнести и вовсе не биографические главы, повествующие о народах варварской периферии и о войнах с целью их порабощения; сюда же попадает интереснейшая 129-я глава, где описание предпринимательской деятельности конкретных персонажей сочетается с макроэкономическим анализом общества и идеологическими конструкциями. Если брать во внимание глубину и разнообразие типов ле чжуаней, то можно с полным основанием считать Сыма Цяня, жившего за полтора века до Плутарха, родоначальником биографического жанра не только в Китае, но и во всём мире.

На страницах своего сочинения Сыма Цянь придает особое значение смыслу человеческой жизни. Именно поэтому в «Ши цзи» присутствует личная позиция историка по отношению к описываемым им персонажам. В этом труде присутствует смелая ирония по поводу феодальной аристократии, восхищение подвигами простых людей. Многие события, описанные Сыма Цянем, считаются ненормативными с точки зрения официальной историографии [15].

«Ши цзи» обладает высокой художественной ценностью. В этом труде присутствует живое описание исторических портретов виднейших государственных деятелей древности. Например, в труде блестяще описаны люди низкого происхождения, наделенные высокими добродетелями; герои с могучей волей, однако слабые морально; известные исторические персонажи, держащиеся в отдалении от дел управления; смелые и непобедимые военачальники; участники крестьянских восстаний и т.д.

«Ши цзи» отличаются живым интересным повествованием, изящным слогом, детальными описаниями исторических событий, что делает этот труд особенно увлекательным. Это произведение считается самым знаменитым историческим трудом в Китае.

Ссылка на основную публикацию