Учителя старой Окинавы | Karate-krs.ru

Учителя старой Окинавы

Учителя старой Окинавы

Кусанку. Во многих англоязычных источниках можно прочесть, что одним из крупнейших мастеров старой Окинавы был некий Кусанку, который был китайцем, прибывшим на Окинаву с посольством. Однако в списках посольства того года никакого человека с подобным именем не значится, да и значат иероглифы «гун», «сян» и «цзюнь» (которые по-окинавски читаются «кусанку») просто-напросто «господин», «вельможа». В реально сохранившихся японских документах, связанных с «Кусанку», нет вообще упоминаний о том, чтобы он кого-то обучал, да и само боевое искусство описано весьма смутно, под это неясное описание подходит даже борьба сумо.

Яра из Тятаны. Первым великим мастером окинава-тэ, чье имя дошло до нас, был Яра из деревни Тятана. Он родился в начале XVIII века. В возрасте 12 лет был послан родителями в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться там торговому делу. Учение заняло ни много ни мало — 20 лет, в течении которых он помимо торговли досконально изучил такой стиль ушу как синъицюань.

Вернувшись домой Яра столь упорно боролся с японцами, что стал своего рода национальным героем. То искусство, которое Яра успешно применял в схватках с самураями и которому обучал сородичей, он называл либо «рэймё-то-тэ» (чудесное искусство с материка), либо «синпи-то-тэ» (тайное искусство с материка). Позже, будучи уже известным мастером, Яра брал уроки у одного китайца, жившего на Окинаве.

Яра оставил потомкам три ката: тятан-яра-но-кусанку (созданную им на основе учения китайского мастера), тятан-яра-но-бо (шест Яры из Тятаны) и тятан-яра-но-сай (сай Яры из тятаны). Их практикуют по сей день.

То-тэ Сакугавы. Вторым великим мастером считается Сакугава (1733-1815). В 1750 году он стал учеником некоего Такахара Пэйчина в деревне Аката.

Сакугава оставил две ката: сакугава-но-кусанку (отличающуюся от ката тятан-яра-но-кусанку), а также сакугава-но-кон (палка Сакугавы).

Мацумура и самый первый «стиль» каратэ. Мацумура Сокон (1809-1869) родился в деревне Ямакава-мура, что находилась к западу от королевского замка. В англоязычных источниках можно прочесть, что, якобы, Мацумура был отправлен отцом учиться к Сакугаве, однако в реальных исторических документах ничего подобного не написано. Однако несомненно, что он был хорошим мастером. Об его успехах в изучении боевых искусств может свидетельствовать тот факт, что уже в молодости Мацумура стал телохранителем окинавского короля Сё Ко, и даже оставался с ним некоторое время после смещения того с трона (пока неполадивший с ним Сё Ко не отослал его к новому королю). В Сюри Мацумура завязал знакомство с дворянином из японского княжества Сацума, и узнал от него о секретной школе фехтования на мечах Дзигэн-рю. Мацумура сумел добиться официального разрешения на изучение этой школы, и даже ездил для этого в Японию. Через год после возвращения на Окинаву, в 1836 году Мацумура отправился в составе официальной миссии в Пекин. В это беспокойное время ушу в Китае процветало, и у Мацумуры должно было быть немало возможностей понаблюдать китайский боевые искусства. Предполагается, что кто-то из официальных лиц окинавской делегации познакомил его с наставником императорских телохранителей, имя которого по-окинавски читалось как Иваа. Обстоятельства сложились так, что после отъезда делегации на родину Мацумура был вынужден еще на год задержаться в Пекине, и он использовал это время для практики боевых искусств. По окинавским преданиям, он прославился своим искусством боя шестом, и по возвращении на Окинаву заменил последний иероглиф в своем имени так, что оно стало означать «Патриарх шеста». Вернувшись на Окинаву, Мацумура вновь стал телохранителем короля, и заявил о создании своего собственного стиля, которому дал название сёрин-рю-гококу-ан-то-тэ (школа китайского искусства руки Шаолиня, предназначенная для защиты Отечества). Однако столь длинное имя не прижилось, стиль получил известность сначала как сюри-тэ, а позже как мацумура-сёрин-рю. Еще и сегодня некоторые окинавские стили претендуют на прямое наследование ими учения Мацумуры Сокона, например стиль сёриндзи-рю-кэнко-кан семьи Хисатака.

Сам Мацумура создал лишь две ката: мацумура-но-пассай (явившуюся его собственной версией древней ката Оядомари Пассай, известной на Окинаве с XIV века) и мацумура-но-тинто, в которой он обобщил учение Иваа. Кроме них он преподавал уже упоминавшиеся тятан-яра-но-кусанку, сакугава-но-кусанку и оядомари-пассай. Внутри семьи он также секретно преподавал ката хакуцуру (белый журавль), привезенное им из Китая.

У него было много учеников. Наибольшую известность среди них получили Ябу Кэнцу (1863-1937), Кян Тётоку (1870-1945), Мотобу Тёки (1871-1944), Ханасиро Тёмо (1869-1945), Азато Анко (1827-1906) и Итосу Ясуцунэ (1830-1915).

Итосу Ясуцунэ и Сюри-тэ. Итосу Ясуцунэ (или Итосу Анко) был вторым великим мастером сюри-тэ после Мацумуры Сокона. Сначала он учился у своего отца, потом у Мацумуры Сокона, и, наконец, у Гусукума Синпана. Великолепный техник, прекрасный боец и замечательный педагог, он добился того, что окинава-тэ было включено в программу обучения начальных школ Окинавы начиная с 1900-01 учебного года.

3. Учителя старой Окинавы

3. Учителя старой Окинавы

Яра из Чатаны. Первым великим мастером Оки-нава-тэ, чье имя дошло до нас, был Яра из деревни Чатана. Он родился в начале XVIII века. В возрасте 12 лет был послан родителями в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуц-зянь), учиться там торговому делу. Учение заняло, ни много, ни мало, целых 20 лет, в течение которых он, помимо торговли, досконально изучил стиль ушу Синь-И-цюань (кулак формы-мысли).

Вернувшись домой, Яра столь упорно боролся с японцами, что стал своего рода национальным героем. То искусство, которое Яра успешно применял в схватках с самураями и которому обучал сородичей, он называл либо «Рэймё-То-Тэ» (Чудесное искусство с материка), либо «Синпи-То-Тэ» (Тайное искусство с материка). Позже, будучи уже известным мастером, Яра брал уроки у одного китайца, жившего на Окинаве, по имени Гуан Чжан-фу (на окинавский манер это имя звучит как Кусанку).

Яра оставил потомкам три ката: Чатан-Яра-но-Кусанку (созданную им на основе учения Гуан Чжан-фу), Чатан-Яра-но-Бо (Шест Яры из Чатаны) и Чатан-Яра-но-Сай (Трезубец Яры из Чатаны). Их практикуют по сей день.

«То-Тэ» Сакугавы. Вторым великим мастером считается Сакугава (1733-1815). В 1750 году он стал учеником некоего Такахара Пэйчина в деревне Аката. А через б лет, в 1756 году, продолжил обучение у мастера Гуан Чжан-фу.

Сакугава оставил две ката: Сакугава-но-Кусанку (отобразившую его понимание учения мастера Гуана и потому отличающуюся от ката Чатан-Яра-но-Кусанку), а также Сакугава-но-Кон (палка Са-кугавы). Среди учеников этого мастера наиболее известны трое: Мацумото (ставший его официальным преемником), Гинован Тунчи (создатель ката «Гинован-но-Кон») и Мацу мураСокон.

Мацумура и самый первый «стиль» каратэ. Мацу-мура Сокон (1792-1896) родился в Сюри. В 1802 году отец представил его мастеру Сакугава, учеником которого он был до смерти последнего, т.е. на протяжении 13 лет. Когда учитель умер, 23-х летний Сокон отправился в Китай, где изучал цюань-фа у мастера Хи Хуа. По возвращении на Окинаву он объявил о создании своего собственного стиля, которому дал название «Сёрин-рю-Го-коку-Ан-То-Тэ» (в переводе это означает «Школа китайского искусства руки Молодого Леса, предназначенного для защиты отечества»). Однако столь длинное имя не прижилось, стиль получил известность сначала как «Сюри-тэ», а позже как «Мацумура-Сёрин-рю». Еще и сегодня некоторые окинавские стили претендуют на прямое наследование ими учения Мацумуры Сокона, например, стиль «Сёриндзи-рю Кэнко-кан» семьи Хисатака. Наименование, взятое Мацумурой, явилось первым случаем использования окинавским учителем для обозначения своей школы терминологии японского бу-дзюцу.

Мацумура прожил очень долгую жизнь – 104 года! Однако сам он создал всего лишь две ката: Мацумура-но-Пассай (явившуюся его собственной версией древней ката Оядомари Пассай, известной на Окинаве с XIV века) и Мацумура-но-Чинто, в которой он обобщил учение Хи Хуа.

Кроме них, он преподавал уже упомянутые выше ката Чатан-Яра-но-Кусанку, Сакугава-но-Кусан-ку и Оядомари Пассай, всего 5 формальных комплексов.

У него было много учеников. Наибольшую известность среди них получили Ябу Кэнцу (1863 – 1937), Кян Чотоку (1870-1945), Мотобу Чоки (1871-1944), Ханасиро Чомо (1869-1945), Азато Анко (1827-1906), Итосу Ясуцунэ (1830 – 1915).

Итосу Ясуцунэ и Сюри-тэ. Итосу Ясуцунэ (или Итосу Анко) был вторым великим мастером Сюри-тэ, после Мацумуры Сокона. Сначала он учился у своего отца, потом у Мацумуры Сокона и, наконец, у Гусукума Синпана. Великолепный техник, прекрасный боец и замечательный педагог, он добился того, что Окинава-тэ было включено в программу обучения начальных школ Окинавы, начиная с 1900/01 учебного года.

Для обучения детей он разработал серию из пяти ката Пинан, более простых, чем классические ката. Данную идею подхватили впоследствии некоторые другие стили, создав собственные версии упрощенных ката (Хэйян-но-ката, Хэйва-но-ката и т.д.). Среди наиболее известных учеников мастера Итосу можно отметить Кяна Чотоку (учившегося также у Мацумуры Сокона и Мацумуры Косаку), Чибана Сёсина (1885 – 1969), Ма-буни Кэнва (1889-1957), создателя Сито-рю, а также Фу накоси Гичина (1869 – 1957), преподававшего впоследствии в Токио и порвавшего с окинавской традицией.

Классическое Томари-тэ. Известным –мастером старинного Томари-тэ был Мацумура Косаку (1829 – 1898). Он учился у китайского мастера Цюань Цзя (или Чжуан Цзя), ставшего учителем и для других окинавских мастеров. Согласно целому ряду свидетельств, старинное Томари-тэ представляло собой синтез «внешних» и «внутренних» стилей китайского цюань-фа.

Другим известным представителем этого стиля был Оядомари Пэйчин (или Кокан). Он являлся так называемым «внутренним учеником» (учи-дэси) мастера Цюань Цзя, тогда как Мацумура Косаку – «внешним». Этот человек прославился тем, что познакомил общественность с древней формой ката Пассай, передававшейся в его семье с XIV века. Свое искусство мастер Пэйчин передал сыну, Оядомари Кодаю, а тот – своим сыновьям, Коду и Конину.

«Старое» и «новое» Наха-тэ. Старое Наха-тэ связано с именами трех окинавцев – Томоёсэ, Гуши и Сакиямы, учившихся у одного китайца, жившего на Окинаве. Сакияма обучал некоего Томигусу-ку, со смертью которого традиция прервалась, так как официального преемника у него не было. В «старом» Наха-тэ известны 4 ката: Найханчи, Сэй-сан, Сансэру, Санчин.

Ван Син-цзянь тоже был китайцем, жившим на Окинаве. У него было несколько учеников, самым знаменитым среди которых стал Хигаонна Канрё (1840-1916); прозванный «святым кулака». Хигаонна еще ребенком был учеником Мацумуры Сокона, а затем поступил в обучение к Ван Син-цзяну. В возрасте примерно 21 года он отправился в Китай, в провинцию Фуцзянь, где провел более 20 лет. Там он изучал несколько стилей цюань-фа, а именно Тан-Лан-цюань (стиль богомола), Бай-Хао-цюань (стиль белого журавля) и Тайцзи-цюань.

По возвращении на Окинаву он создал свой собственный стиль, дав– ему название Наха-тэ. Среди учеников Хигаонны наиболее известными стали Мияги Чодзюн (1888 – 1953), основатель Годзю-рю, и Мабуни Кэнва (1889-1957), основатель Сито-рю.

«Забытые». Окинава знала и других каратистов высокого ранга, не вошедших, однако, в официальную историю Окинава-тэ. Речь идет об «айноко», т.е. метисах, рождавшихся от матерей-окинавок и отцов-иностранцев, чаще всего от португальских или голландских моряков.

Наиболее знаменитым среди них считается некий Бункичи Итоман, «человек с голубыми глазами», что на Окинаве считалось признаком людей с «дурными задатками». Как уже сказано, ему и другим незаконнорожденным не нашлось места в генеалогии ни одной из окинавских школ. Но ведь кто-то его учил, раз члены окинавских землячеств на Гавайях и в Бразилии хранили память о нем,. как об одном из самых выдающихся мастеров рукопашного боя! Бункичи – типичный пример мастера-одиночки, стоявшего вне традиции, и не имевшего учеников.

Были также мастера, не вошедшие в официальную историю по религиозному признаку, то есть христиане. Кстати, христианство оказалось наиболее популярным именно среди айноко. А вообще, до конца XIX века каратэ оставалось чисто окинавским явлением. Затем оно шагнуло за пределы архипелага, прежде всего на Гавайи. Практически все гавайские учителя были людьми не знатного происхождения и со смешанной кровью. В Японии первые учителя являлись окинавцами, но потом эстафету перехватили японцы, а один из самых знаменитых деятелей японского каратэ – Ояма Масутацу – был кореец.

Современные дети и учителя «советской закалки» всё чаще конфликтуют

Скандалы в российских школах — не редкость: дети ведут себя развязно и не реагируют за замечания учителей, родители обвиняют педагогов в неправильных методах обучения, а сами педагоги отрицают свою вину и жалуются на несправедливость.

В Ростовской области известны случаи, когда отец «обиженной» школьницы ударил учительницу по лицу; когда ученик подложил учительнице рисунок с нецензурными подписями; когда учитель бил ученика и сажал его в тёмный гардероб. Большинство этих историй — и в регионе, и по всей стране — происходит по одной причине: пришло новое поколение, психология детей изменилась, а старые привычки, оставшиеся у учителей с советских времён, — нет. Школьники стали более свободными как в плане самовыражения, так и в выборе увлечений. Учителя же жалуются на то, что дети испортились, что их желание учиться с каждым годом угасает, но повлиять на их поведение, как раньше, — выгнать из класса, накричать, поставить в угол, — нельзя.

В школе № 17 вмешаться в конфликт пришлось властям

Очередной конфликт поколений разгорелся недавно в ростовской школе № 17: учительницу начальных классов Ольгу Артёменко, имеющую звание «Ветеран труда» и Почётную грамоту Минобразования РФ, уволила директор Наталья Артёменко (волей судьбы у женщин одинаковые фамилии). Одни родители утверждали, что педагог с 44-летним стажем лишилась работы за то, что распускала руки. Другие, наоборот, настаивали на чересчур предвзятом отношении к ней со стороны детей и директрисы. После того как в конфликт вмешался первый замглавы администрации Ростова Сергей Кузнецов, Ольга Артёменко была возвращена на работу. Зато уволили директора.

В школе это решение было воспринято неоднозначно. Школьники в социальных сетях сообщали, что Ольга Артёменко жестоко обращалась с детьми. К примеру, ученица Людмила Леонова, чья мама трудится в этой же школе, писала, что педагог «кричала, давала подзатыльники». Но не прошло и часа, как девушка удалила пост из соцсети.

Другая ученица этой же школы Светлана Заяц сообщила donnews.ru, что Ольгу Артёменко уволили из-за того, что она ударила внука директрисы. «Знаете ли, я сама училась у неё и не отрицаю, что она била! Мне тоже попадало за что-то сделанное не так!» Но потом девушка добавила: «Она справедливый учитель!» О том, что Ольга Васильевна могла ударить, написали в соцсети и родители. Ростовчанка Елена Колотушкина, чьи дети ходят в эту школу, написала, что рукоприкладство со стороны учительницы было, это факт.

Ольга Артёменко, фото donnews.ru

Сама же Ольга Васильевна в интервью donnews.ru рассказала, что конфликт начал разгораться ещё весной.

— На собраниях я говорила, что я человек добросовестный, но требовательный. У меня свои принципы и устои. Я человек советской закалки, — объяснила Ольга Артёменко.

При этом с директрисой она была в очень хороших отношениях.

— Наталья Ивановна всегда была за все начинания. Но вдруг подходит время брать в школу её внука — Егора Дзюбинского. Я спросила у неё и её дочки Анны: «Может быть, не будете отдавать мальчика в мой класс?» Но они решение не поменяли.

В один из дней, когда Ольга Артёменко собиралась вести класс в столовую, Егор с другом отпросились в туалет, но вместо этого побежали играть в другой корпус. В итоге Егор споткнулся и ударился головой о плитку.

— Мама этого друга написала на меня жалобу, что я его ругала. Но они же отпросились в туалет, а сами убежали баловаться, — оправдывалась Ольга Васильевна.

Она подчеркнула, что виноват ребёнок, ведь он обманул педагога. С другой стороны, детям в этом возрасте свойственно бегать, прыгать, падать и получать синяки. Дети в начальных классах редко бывают неактивными и малоподвижными.

По словам Ольги Артёменко, Егор — очень «умненький мальчик», но часто не делал уроки и не заполнял дневник. А на вопрос, почему не сделал домашнее задание, отвечал, что «родители в курсе». Разумеется, учителю не нравится, когда дети не делают то, что им говорят. Но у каждого родителя свои взгляды на обучение, и они сами вправе решать, как ребёнку учить уроки.

— Однажды сидит Егорка на уроке и стучит перстнем по столу, качается на стуле, скрипит им. Это мелочи, но они отвлекают. В итоге я попросила мальчика снять перстень и положила его в стол, — рассказала Ольга Артёменко.

В этот же вечер в школу пришла мама мальчика и потребовала перстень обратно. Он, по словам Анны Дзюбинской, заговорённый. После того как учительница отдала его, женщина заявила, что та не развивает её ребёнка.

Гаджеты могут, наоборот, помогать в обучении

Случаи, когда учителя забирают личные предметы учеников и отдают только после урока или вовсе в конце дня — довольно частое явление. Дети жалуются, что учителя запрещают пользоваться смартфонами, даже если это необходимо в учебных целях. Бесспорно, невнимательность и неуважение к предмету отвлекает от учебного процесса и учителя, и других одноклассников. Но педагог не имеет права забирать личную вещь ребёнка против воли, даже если это разрешено уставом школы.

К сожалению, многие педагоги старой советской закалки не понимают, что гораздо эффективнее повернуть ситуацию в нужное русло. Как сделал, например, победитель конкурса «Учитель года» в 2013 году и один из десяти самых влиятельных педагогов мира по версии учительского сообщества США Connect Learning Today Андрей Сиденко. В интервью журналу «Нация» он рассказал, что задавать рефераты бессмысленно и неэффективно — скопировать и распечатать всё можно за три минуты. Гораздо важнее заинтересовать ребёнка.

«Скажем, есть задание: измерить реальную высоту Останкинской башни по фотографии. Это можно сделать с помощью GPS. Есть фото, башня на заднем плане еле видна, а ещё на фото твой друг, а значит, есть высота известного объекта (его рост). Если на вашем смартфоне принудительно не отключены все датчики, то каждое фото автоматически наносит вас на карту. А значит, вы будете знать расстояние между объектами. Дальше — простейшие подсчёты по законам геометрии. Мы проделывали это на уроке. Погрешность составила всего полметра. Мне кажется, учитель географии должен такому научить», — цитирует «Нация» Андрея Сиденко. Интересно, что он даже даёт мастер-класс для учителей о том, как задействовать в уроке те предметы, которые ученики приносят с собой из дома.

После случая с перстнем в адрес Ольги Артёменко на стол директора стали сыпаться жалобы. В одних родители жаловались на то, что она якобы ударила их ребёнка, в других были возмущены заниженными, по их мнению, оценками.

— У меня 44 года стажа, и я не знаю нормативы оценок? Я маме объясняю, что ребёнок не поставил вопросительный и восклицательный знаки в диктанте. Значит, он не чувствует интонации. Две ошибки — это не «отлично», это «хорошо». И почему они приходили к директору, а не ко мне? Пригласите меня, выслушайте мои аргументы. Если я не права, мне нужно извиниться. Но об этом разговоре за спиной я узнаю лишь спустя время, — недоумевает Ольга Артёменко.

В итоге несколько родителей написали на Ольгу Артёменко коллективную жалобу и отправили её во всевозможные инстанции — районную администрацию, районо, гороно, уполномоченному по правам ребёнка, в комиссию по делам несовершеннолетних.

— Я спрашивала у некоторых мамочек: почему вы это делаете? А они мне отвечали: «Девочки сказали, что будет лучше, если будет другой учитель». Другим говорили, что я влазила в их семью. Каким образом?! Я там дома никогда не была! — возмущается Ольга Васильевна.

Сама же директриса вызвала её к себе и заявила, что та должна измениться.

— Наталья Ивановна сказала мне: «Вы должны измениться, ваши методы не срабатывают: то вы занижаете оценку, то вы слишком строги, родители недовольны», — сказала Ольга Артёменко.

А спустя время директриса попросила написать заявление об отпуске за свой счёт. Ольга Артёменко отказалась.

— После моего отпуска Наталья Ивановна при комиссии опять даёт два бланка и говорит: «Подписывайте». Я отказалась. Но на следующий день она мне сказала: «Ольга Васильевна, меня не интересуют ваши заслуги, ваш опыт и категория, я имею право уволить вас по такой-то статье». И уволила меня с 26 августа.

После ухода учительница подала иски в прокуратуру и суд и в итоге выиграла дело. В октябре суд решил восстановить Ольгу Артёменко в должности с 26 августа. На вопрос, почему родители писали жалобы об избиении детей, Ольга Артёменко ответила, что никого не била.

Ситуаций, подобных этой, в Ростовской области и во всей России пруд пруди. Но в них нет ни правых, ни виноватых, ни хороших, ни плохих. Всё дело в том, что изменилось время: дети стали более информатизированными, а учителя советской закалки, как ни крути, никогда не привыкнут ни к гаджетам, ни к другому отношению родителей и самих детей к учёбе.

По словам Ольги Артёменко, ребята в её классе умные, трудоспособные, творческие и позитивные. Они слышат друг друга, любят и не обижают. Но, наверное, для того чтобы не просто учить ребёнка, а развивать, нужно разговаривать с ним на его языке, играть с ним в его игру, пытаться заинтересовать даже самого непростого ребёнка, а не равнять всех под одну гребёнку. Как известно, в нестандартной ситуации действовать следует тоже нестандартно. Только тогда можно достичь какого-то успеха.

В Благовещенске преподает старейший учитель в России

В воскресенье в России будут отмечать день учителя. Но многие ученики поздравляли своих педагогов уже сегодня, накануне выходных. Так было и в одной из школ Благовещенска. Свои выступления местные школьники посвятили человеку, который когда-то учил не только их родителей, но даже прабабушек и прадедушек.

Репортаж Виктора Аверина.

Обычный урок математики в самой обычной школе Благовещенска. И всe-таки этот урок отличается от множества подобных. Посвящает восьмиклассников в сложную науку цифр учительница, которой через месяц исполняется 91 год. Почти 70 лет она провела у школьной доски. Сменялись поколения, политические режимы, а Елизавета Александровна неизменно приходила в этот класс, брала треугольник и начинала урок. Перед ней за партами сидели дети стахановцев, фронтовиков, райкомовских функционеров, а в последнее время бизнесменов и менеджеров.

Елизавета Бобровникова, преподаватель алгебры и геометрии: «Я особой разницы между детьми не чувствую. Единственно, могу сказать, что эти дети немножко более раскованные. Теперешние дети».

Между собой школьники ласково зовут еe «баба Лиза». Приклеилось это прозвище в 70-х годах и до сих пор школьники передают его из уст в уста, от класса к классу. «Баба Лиза», признаются сами ученики, это потому что не просто учительница с набором формул в голове, а, без преувеличения, наставник и воспитатель.

Эльвира Гридина, ученица 9 класса: «Она никогда не ругает за то, что домашнее задание не сделал. Если вот не понял, то она помогает. А если из-за лени, она ругается. Иногда».

Это тот случай, когда возраст работе не помеха. Она не заглядывает в учебник, помнит наизусть весь урок. Школа живeт, развивается, меняется программа. Елизавета Александровна не отстаeт.

В те годы не было высшей математики. Сейчас ввели высшую математику, те же ЕГ ввели. Это обязательно сейчас тоже. Ребят надо перестроить и настроить к этому. И сам переживаешь, как они сдадут это ЕГ. Потому что это новое для них.

Четверо детей, семеро внуков, пять правнуков — все уговаривают еe уйти на уже давно заслуженный отдых. В конце каждого учебного года она соглашается, но к первому сентября находит новую причину, почему не может покинуть учебный класс.

Елизавета Бобровникова, преподаватель алгебры и геометрии: «Класс выпускной. Я их веду с 5 класса, передавать их кому-то, тем более им экзамен готовить, это новый учитель. Они не знают его, а он не знает их. Поэтому этот год, я говорю, ещe отработаю. А на будущий год — не знаю».

За всe время работы Елизавета Александровна брала больничный всего 2 раза. В 45-м и 2007-м годах. На здоровье не жалуется, и каждый отпуск отправляется в дальнюю дорогу, в свой самый любимый город — Санкт-Петербург.

Бывший ученик, а ныне хирург и профессор медуниверситета Григорий Рутенбург был еe выпускником в середине 70-х. Математика не была коньком ныне известного врача. Но уроки «бабы Лизы» он запомнил на всю жизнь.

Елизавета Бобровникова, преподаватель алгебры и геометрии: «Он идeт и говорит: «Спасибо, что вы воспитали во мне человека!» Ха-ха-ха! Это много значит».

Григорий Рутенбург, доктор медицинских наук, профессор кафедры хирургии медицинского университета: «Не как математик, а как человек она больше дала. Общечеловеческие ценности, понятия, которые сегодня, может быть, более тяжело прививать. Но, тем не менее, судя по ней, это ей ещe удаeтся».

Небольшая прогулка по набережной Кронверкского пролива и в аэропорт. Ведь уже завтра самый старший педагог нашей страны должен быть снова у доски.

Учителя былых времен

В День Учителя принято вспоминать своих учителей. Я хотел бы рассказать о своих учителях, но не в песенно-слащавом жанре «Не смейте забывать…» – мое школьное детство пришлось на 70-е – начало 80-х годов, последнее десятилетие Советской страны. И эта эпоха – Великая эпоха – породила, как мне кажется сейчас, совершенно особых, великих людей. Конечно, в моих воспоминаниях много личного, и любой человек, кому за сорок, мог написать подобные вещи. Но дело в том, что после университета я вернулся учителем в свою родную школу, и поэтому получилось, что у меня не одна, а две точки зрения на Старую Советскую школу – мальчика-медалиста и молодого специалиста.

Мой тесть был военным психиатром. Он не любил армию и критически высказывался о психиатрии. Это две структуры, которые идут поперек человека.

Я не люблю советскую школу, одну самых тоталитарных структур нашего общества, но какие люди там работали! Когда вспоминаю об учителях той школы, в голове рисуются образы былинных богатырей, титанов греческой мифологии, легендарных царей Древнего Востока… Эпическое полотно!

Дмитрий Пантелеевич… Директор школы на протяжении 50-ти лет. За десять лет своей школьной жизни помню Дмитрия Пантелеевича два раза.

Во втором классе, возвращаясь домой, видел, как он с крыши школы лопатой сбрасывает снег. В восьмом классе, в середине сентября, перед началом сезона уборки кормовой свеклы Дмитрий Пантелеевич вошел в класс, чтобы объяснить смысл этого дела. «Американские коровы дают молока сорок литров в день, что почти в два раза больше, чем советские, потому что их кормят кукурузой. Дети! Мы должны догнать Америку по удою молока с коровы. Поэтому с завтрашнего дня вы отправляетесь в совхоз «Заветы Ильича» на сбор кормовой свеклы».

Читая хроники о первых китайских императорах и об искусстве управления Поднебесной, я понимаю, что Дмитрий Пантелеевич был образцовым правителем. Он сам чистил крышу от снега подобно Яо, Шуню и Юю, первым правителям эпохи Чжоу, которые пахали землю и строили дома; и, как подлинный сын неба, он являлся перед народом только в исключительных случаях, чтобы укрепить дух подданных и сплотить их перед возможным столкновением с северными варварами.

И еще одна история о ДП — именно так знал и звал Дмитрия Пантелеевича весь город. Студентом пятого курса истфака МГУ я почему-то решил вернуться в родную школу учить детей истории. «Хочу работать у вас учителем», — сказал я Дмитрию Пантелеевичу. «Хорошо, оформляйся».

На следующий день я вышел на работу. ДП дал мне ведерко и мастерок и сказал: «Там в туалете плитка отвалилась. Умеешь?»

Для тех, кто не помнит, это известный дзенский коан. Ученик пришел к мастеру:

— Я хочу научиться у тебя мудрости.

— Ты уже съел свой рис? Тогда иди и вымой чашку.

Серафима Ивановна… «Подлинная власть никогда не проявляет себя как власть, не карает и не применяет силу. Достаточно того, что подданные знают о возможности наказания и применения силы. На этом и держится порядок в Поднебесной.» (Из предисловия В.В.Малявина к китайскому трактату «Об искусстве управления»).

О Серафиме Ивановне, учителе математики, говорили, что она страшно кричит и рвет тетрадки.

Думаю, что Серафима кричала очень редко, и, может быть, порвала пару тетрадок за тридцать лет работы в школе. Порядок в классе был идеальный, и не потому, что она применяла силу, а потому, что все знали, что она может применить силу. Достаточно того, что подданные знают о возможности наказания и применения силы…

В нашем классе она не работала, но как-то заменяла один раз урок. Я помню все: где сидел я, где стояла она, какие слова говорила, — струйка холодного пота сочилась от шеи до основания спины.

Через двадцать лет, когда Серафима Ивановна ушла на пенсию, а я уже работал учителем в школе, я смог поговорить с этой женщиной. Она оказалась очень приятной в общении, с замечательным чувством юмора.

Умерла Серафима Ивановна на ступенях школы, которой отдала полвека своей жизни; она пришла проводить в последний путь свою коллегу учителя начальной школы Геллу Соломоновну — не выдержало сердце. Для школы это был двойной траур.

Владимир Васильевич… Учитель физкультуры, ясно дело, последнего предмета в школе. Человек, который во многом определил мою жизнь.

Класса после седьмого-восьмого ходили в поход. Всю ночь дождь, грязи по колено, поспать не удалось. С утра выходим из леса по направлению к какой-то пристани, кажется, в Костроме. Мокрый брезентовый рюкзак, сил нет, скорее куда-нибудь уплыть. Приближаемся к пристани. С теплохода доносятся звуки музыки. Владимир Васильевич замирает, выпрямляется, поднимает руку к небу: «О, — говорит, — Виктория де Лос Анхелес».

Прошло тридцать лет. Две недели назад скачал «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Партия Чио-Чио-Сан в исполнении Виктории де Лос Анхелес.

Аниме Крутой учитель Онидзука | Great Teacher Onizuka | GTO онлайн

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

Смотреть: Серия 43

Информация об аниме

Продолжительность серии: 25 мин.

Главный персонаж «GTO» — молодой парень Онидзука, с виду оболтус и разгильдяй, при внимательном рассмотрении — человек с добрым сердцем и открытой душой. Ветер в его голове компенсируется стремлением помочь ученикам в их житейских неурядицах. Безусловно, это персонаж-находка. Он — основа всей композиции, на которую, словно на ниточку, нанизано 43 эпизода. Важность О. Он один из тех персонажей, без которых произведение рушится, превращается в пыль, становится вторичной поделкой.

Новые цитаты из аниме Крутой учитель Онидзука Всего: 30

Завуч, не стоит так громко кричать, не то совсем облысеешь.

Слезы — это пот твоего сердца.

— Запомни вот что: даже если учитель уехал или твою школу взорвали или произошло извержение Фудзи — такие мелочи не мешают нашим воспоминаниям!

— Не думаю, что извержение Фудзи кто-то считает мелочью.

— Как он меня достал!

Новые рецензии на аниме Крутой учитель Онидзука Всего: 4

Комментарии Ответить Читать обсуждение дальше.

вот уже на протяжении 7 лет это аниме самое любимое, ещё не одна история так не трогала как эта!

Обожаю этого троля и приколиста. За столько лет одно из веселых и неимоверно ржачных аниме.
Поднимет настрой только так и разгрузит от проблем насущных. для расслабления самое то.

Много времени потрачено было на просмотр данного аниме,но это того стоило!
Онидзука это классика и посмотреть его стоит всем,в независимости стар ты или млад. По началу поведение глав.героя было для меня уж слишком пошлым и диким,ну как так можно балдеть в открытую от подопечных девочек-школьниц и женского белья,стыд и срам! Но мне давно стало привычным относиться к жанру этти и странностям японцев со стёбом,это уже неотъемлемая часть японцев и редкое аниме обходится без этого.

Онидзука — идиот в квадрате,иначе не назовёшь,но добродушный идиот,а также заводила,весельчак и балагур. И в свои 22 года всё ещё не живёт половой жизнью,бедолага Отчего всю свою энергию направляет на активное участие в решении трудностей своих учеников,при этом не жалея ни сил ни времени ни здоровья,влипая по уши и с головой в неприятности,попутно завоёвывая сердца, признательность,уважение и дружбу. Ему бы школьным психологом работать,ну там,например,помочь справиться с неурядицами в семьях и конфликтами с родителями,побороть подростковые комплексы,направить в нужное русло скрытый потенциал на благо общества. У него в голове хоть шаром покати,но когда нужно — найдёт подход и верные лазейки даже к отпетым отморозкам и тунеядцам. Как говорится сила есть — ума не надо..

Мне даже немного грустно от того что в своё время у меня не было такого учителя,с которым можно было бы вот так запросто поговорить по душам в маленькой комнатушке,верным и надёжным рубаха-парень и пофиг что глупый. Хто зна, возможно жизнь как-то иначе сложилась, минуя судьбу и многие вещи тогда и сейчас смотрелись бы под другим углом. Таких добродушных идиотов становится всё меньше и меньше,считай вымирающий вид и они из мира фантастики,а реальность такого не допустит, хотя..бывают исключения. Но жалеть не стоит ни о чём,нужно держать нос по ветру хвост пистолетом!
Ещё понравился первый опенинг и эндинг. О этот Онидзука,справляющий утреннюю нужду в туалете и элегантно дефилируя в дверном проёме с цыгаркой в чём мать родила,отправляется на своём моцике в новый день,к новым приключениям и подвигам!
Несмотря на наличие некой драматичности,аниме всё равно остаётся очень весёлым и смешным,чего стоят одни рожи Онидзуки!

Концовка представлялась мне иначе,но всё же понравилась..

Забытые учителя

  • 1202
  • 0
  • 1

Скачать книгу в формате:

Чистилище. Забытые учителя

Мир крепче, если у тебя дубина крепче.

Автор выражает благодарность Г.А.Т., С.С.Т. и А.П.И. за некоторые интересные находки и советы для сюжетной линии и концепции книги. Отдельную благодарность хотелось бы выразить Юлию Буркину и Марине Щибровой за любезное разрешение использовать в данной книге тексты их песен и стихов.

Все факты, персонажи, имена и события данной книги являются вымышленными, любые совпадения с текущей реальностью случайны. Данная книга является абсолютно ненаучной фантастикой, она не соответствует общепринятым теориям, постулатам, а также фундаментальным научным законам.

Любое использование материала данной книги, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается.

© Тармашев С.С., 2015

© Токунов А.В., 2015

© ООО «Издательство АСТ», 2015

Издательство благодарит Сергея Тармашева за предоставленное разрешение использовать название .

Книга ни о чем. Тупость редкостная. Автор дебил конченый. Я читаю серию Чистилище с самого начала и хочу сказать, что автор саня токунов даже не знает про что надо писать. Пишет такую хрень что читать тошно. Его первая книга Дар учителей и эта книга Забытые учителя не имеют ничего общего с серией Чистилище. Я никогда не буду читать книги Токунося и никому не советую.

Популярные книги

  • 29856
  • 0
  • 3

Евгений Старухин Лесовик-2 Книга вторая. Рудники День первый Вот и закончился суд надо мной.

  • 43404
  • 11
  • 9

сказка для очень теплых сердец События книги разворачиваются вокруг мальчика, которого отдали в прию.

Сказка о самоубийстве

  • 51421
  • 3
  • 2

Стивен Кинг Оно Эту книгу я с благодарностью посвящаю моим детям. Мои мать и жена научили меня бы.

  • 42265
  • 1
  • 0

Габриэль Гарсиа Маркес Сто лет одиночества ройдет много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, .

Сто лет одиночества

  • 40600
  • 6
  • 0

Джон ГРЕЙ МУЖЧИНЫ С МАРСА, ЖЕНЩИНЫ С ВЕНЕРЫ С глубочайшей любовью и нежностью посвящаю эту книгу .

Мужчины с Марса, женщины с Венеры

  • 29766
  • 14
  • 6

Акина медленно открыла глаза и тут же стремительно сомкнула веки — в голове и так все кружилось, а.

Особый гномий первач

Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать «Забытые учителя» Токунов Александр утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. Умелое использование зрительных образов писателем создает принципиально новый, преобразованный мир, энергичный и насыщенный красками. По мере приближения к апофеозу невольно замирает дух и в последствии чувствуется желание к последующему многократному чтению. Возникает желание посмотреть на себя, сопоставить себя с описываемыми событиями и ситуациями, охватить себя другим охватом — во всю даль и ширь души. Помимо увлекательного, захватывающего и интересного повествования, в сюжете также сохраняется логичность и последовательность событий. Сюжет разворачивается в живописном месте, которое легко ложится в основу и становится практически родным и словно, знакомым с детства. В главной идее столько чувства и замысел настолько глубокий, что каждый, соприкасающийся с ним становится ребенком этого мира. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. Юмор подан не в случайных мелочах и не всегда на поверхности, а вызван внутренним эфирным ощущением и подчинен всему строю. События происходят в сложные времена, но если разобраться, то проблемы и сложности практически всегда одинаковы для всех времен и народов. «Забытые учителя» Токунов Александр читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 1202
  • 0
  • 1

Пережив трагедию, Наталья спасается бегством от своего прошлого, надеясь начать все сначала. Она.

Тонкая грань между нами

Пережив трагедию, Наталья спасается бегством от своего прошлого, надеясь начать все сначала. Она.

Илья Йорга

  • Опубликовал: satoriclub
  • Размещено в: Мастера

Илья Йорга (Ilija Jorga) (основатель традиционного стиля каратэ — Фудокан 10 Дан) КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ МАСТЕРА

Одним из наиболее известных мастеров каратэ в Европе является Илья Йорга, обладатель 9-го Дана. Он — трехкратный чемпион Европы и пятнадцатикратный — Югославии. Автор более 12-ти книг о боевых искусствах. Технический директор Международной Федерации традиционного каратэ-до (ИТКФ), основатель и руководитель стиля Фудокан каратэ-до. Вместе с тем — доцент Белградского университета, доктор наук, специалист в области хирургии, клинической физиологии и спортивной медицины. Человек, свободно владеющий пятью языками.

Илья Йорга родился в 1940 году, каратэ начал заниматься в возрасте двадцати лет, под руководством известного японского мастера Тэцуо Мураками. В 1967 году учитель вручил ему черный пояс. На следующий год Мураками, незадолго до смерти, попросил другого известного мастера, Тейджи Казэ, заменить его в качестве учителя для Йорги. В 1968 году Илья впервые стал чемпионом Югославии в кумитэ, и получил от мастера Казэ 2-й Дан. Три года спустя в Лондоне он выиграл чемпионат Европы в кумитэ и был удостоен 3-го Дана. В 1976 и 1978 годах Йорга становится чемпионом Европы по ката, а в 1977 году занял третьи места на чемпионате мира в Токио по кумитэ и ката.

15 ноября 1980 года, в день своего сорокалетия, Илья Йорга объявил о создании Международной стилевой федерации Ден То Фудокан каратэ-до. Слово «Фудо», в переводе с японского, означает: — «не­поколебимость, твердость, проч­ность», а «кан» переводится как «дом». Получается «несокрушимый дом», или «дом с прочным основанием». Приставка «Ден То» означает принадлежность к традиционному каратэ. Базовая техника данного стиля объединяет технику Шотокан, Годзю-рю и Сити-рю и основана на глубоких знаниях мастера Йорги в области техники и тактики, физиологии и биомеханики движений в каратэ, а также принципов физического и духовного развития. Техника Фудокан сгруппирована в ката Каминару, Канку-ой-куми, Мэйке (3 ката), Санчин, Тейдзи (3 ката), Текки (3 ката), Хейан-ой-куми, Суцубама-яма, Мацумура-бассай и некоторые другие.

Основной отличительной особенностью мастера Ильи Йорги является методичность и глубина в преподавании основных и глобальных принципов в сферах движения, дыхания и питания. О чем можно удостовериться в книгах мастера: «Что такое Фудокан Каратэ-до», «Макивара в традиционном каратэ», «Тренировка в каратэ и питание», и другие.

Международная Федерация Фудокан Каратэ-До является, главным образом, образовательным органом. Эта молодая, динамичная образовательная организация, которая известна в Европе и во всем мире, имеет высокий рейтинг в ЕТКФ и ИТКФ, и объединяет ведущих инструкторов, тренеров, руководителей национальных и клубных организаций Фудокан Каратэ-До во всем мире, в том числе и на Украине. Она получила высокую оценку благодаря своей активной деятельности у профессора Хидетаки Нишиямы 9 Дан Шотокан. Центром и штаб-квартирой Международной Федерации Ден То Фудокан Каратэ-До является постоянно действующий монастырь святого «Прохора-Пчинского» в Сербии, который собирает в своих стенах лучших мастеров из многих стран, в том числе и Украины, на ежегодных учебно-методических семинарах.


Интервью с мастером.

Вопрос: Как долго Вы занимаетесь каратэ?
Ответ: Более 36 лет.

Вопрос: Кто был Вашим учителем?
Ответ: Моим первым учителем был сенсей Мураками. Это старый японский мастер, практиковавший каратэ Окинавы. Умер сенсей Мураками очень давно. Но перед смертью он сказал мне, что я обязан продолжать начатое дело и должен идти к следующему учителю — сэнсею Тайджи Кадзэ. С сэнсеем Кадзэ я был 25 лет, а затем моим учителем стал сенсей Нисияма. До встречи с ним я уже владел разнообразной техникой, но были некоторые детали, которых я не знал. Сенсей Нисияма обучил меня всем тонкостям и показал их мне наилучшим образом. Я считаю, что он — один из крупнейших и величайших мастеров в мире. Таким образом, у меня было три учителя: сенсей Мураками, сенсей Кадзэ Тайджи и сенсей Хидетака Нишияма.

Вопрос: Вы глава школы каратэ Фудокан.. ?
Ответ: Я являюсь ее основателем.

Вопрос: Расскажите немного о ней.
Ответ: Я был инструктором японского каратэ — одним из двух «белых», имеющих очень высокий ранг в JKA (Ассоциации японского каратэ). Довольно давно, в 80-х годах, я систематизировал все мои знания в каратэ, плюс сведения из различных областей науки, проанализировал и обосновал многие формы и детали техники. Дело в том, что у японцев методологически иной подход, они всецело опираются на опыт, практику. А я использовал разум, знание физиологии, медицины, биомеханики, спорттехнологии.

Очень коротко о том, что такое Фудокан. Во времена, когда японское каратэ утратило свое единство, люди начали идти разными путями, существовало огромное количество направлений. Практически царил хаос. И были две большие группы, которые боролись друг с другом — WUKO и ITKF [World Tradition Karate Federation — Всемирная Федерация Традиционного Каратэ, World Union of Karate Organizations — Всемирный Союз организаций каратэ — Ю.А.]. И в то время я не знал, куда, как идти, каким путем следовать первоначальной идее. Но я понимал, что очень важно, обязательно надо сохранить линию. В этом индивидуальность Фудокана.

Фудокан означает непоколебимость духа — идти только одним путем, не отклоняясь ни влево, ни вправо, строго прямо, следовать одной идее. ФУ-ДО-КАН. Можно сказать, Фудокан — это элита Сетокана. Фудокан стремится найти то начало, которое мы потеряли очень давно. Каратэ было едино, позднее оно разделилось. Было окинава-тэ. Но различные люди, такие как Мияги и Сато, применяли разные техники. (Мияги был очень сильным и использовал технику Наха, Сато — маленького роста — технику южного Китая). Было каратэ-до, каратэ, окинава-тэ. После коммерциализации, с развитием бизнеса, появилось много направлений. Но практически существует 2 стиля: мягкий-быстрый и жесткий-медленный. Я имею в виду Годзю-Рю и Фудокан-Сетокан.

Вопрос: Пожалуйста, несколько слов о критериях мастерства…
Ответ: Быть мастером нелегко. Я считаю, что мастер — учитель, практикующий каратэ — должен быть совершенным человеком. Он обязан очень хорошо знать основные принципы, потому что студенты повторяют его действия, подражают ему. На нем лежит очень большая ответственность. Если учитель не знает своей работы, это катастрофа. Он разрушает. Не физически, а духовно. Когда такой человек берет молодых людей и много лет «промывает» им мозги, возникают большие проблемы, нежелательные последствия… Конечно, я хочу, чтобы мои студенты были мастерами. Но тогда они должны следовать линии Фудокана. Фудокан подразумевает самосовершенствование, совершенствование человека. Если вы идете этим путем, вы должны помнить слова, которые мне говорил мой учитель: «Старайся сегодня быть лучше, чем вчера, а завтра — быть лучше, чем сегодня». Это правило. Если вы не готовы идти этим путем, у вас нет шанса на прогресс.

Конечно, нелегко заниматься каратэ так много лет. Но, если бы вы видели моего учителя сенсея Нисияму (ему около семидесяти) — как он двигается, как он учит, тогда вы бы поняли, что такое истинный мастер каратэ. Существует очень много шарлатанов, людей, которые работают «под каратэ». Это очень опасно, потому что молодые люди следуют за ними. Я упоминал сегодня на тренировке принцип СУ-ХА-РИ. Это значит, во-первых, следовать мастеру, второй этап — стараться найти свой собственный путь, и третий, наиболее важный момент, до которого не дорастают эти «имитаторы» — это духовная сторона, духовная энергия…

ИСТОРИЯ ОКИНАВСКОГО КАРАТЭ-ДО ГОДЗЮ-РЮ

Истоки стиля каратэ-до Годзю-рю связаны прежде всего с именем Хигаонна Канрё , который родился на Окинаве в г. Наха в 1853 году. С детства он очень активно занимался боевыми искусствами и в возрасте 16 лет покинул родину, отправившись в Китай, где в течении 13 лет в г. Фучжоу учился боевым искусствам у Рю Рё Ко — великого китайского мастера Шаолиньского кэмпо. По возвращению в Наха Хигаонна Канрё вернулся к своей прежней профессии лодочного торговца, обучая воинскому искусству немногих избранных — детей своего старого друга Йошимуры Удона и членов семьи короля Шо Тай. Со временем он превратил в До-дзё собственный дом, а в 1905 году в общественной высшей школе г. Наха начал преподавать свое искусство, которое стали называть «Рукой Наха» — Наха-тэ.

Одним из лучших учеников Хигаонна Канрё стал Мияги Чодзюн, который в возрасте 14 лет начал обучение у сэнсея. Мастеру в это время было 49. Именно Мияги Чодзюн после смерти Хигаонна Канрё в 1926 году стал его наследником, развивая и распространяя стиль и дух Наха-тэ не только на Окинаве, но и в Японии. В 1926 году совместно с тремя другими мастерами Мияги открыл исследовательский Клуб Каратэ, где очень большое внимание уделялось не только физическим тренировкам, но и развитию силы ума, духа, этике повседневной жизни. К 1930 году Мияги Сэнсей и его ученики уже неоднократно выступали на Японских турнирах боевых искусств.Демонстрируемый ими стиль, который совмещал высокие стойки, пластичные переходы и отводящие блоки с мощными фронтальными ударами и активной защитой, согласно канонам Китайского кэмпо был назван стилем «твердого и мягкого» — Годзю-рю и в 1933 году формально зарегистрирован в Японской Ассоциации боевых искусств Бутоку-кай. В 1946 году Мияги стал директором Окинавской Гражданской ассоциации Физического образования и преподавателем каратэ в полицейской Академии Окинавы. Умер он в 1953 году в возрасте 65 лет.

Дальнейшее развитие каратэ Годзю-рю связано с именем выдающегося мастера Эйичи Миядзато. Его отец занимался каратэ у Канрё Хигаонна и, следуя отцовским наставлениям, в возрасте 13 лет Миядзато начал свои тренировки в До-дзё Мияги Чодзюна в 1935 году. За исключением короткого периода в течение 2-й мировой войны, когда его посылали в Манчжурию, Эйичи Миядзато никогда не покидал своего учителя. Он ассистировал ему в До-дзё Тсубойя до самой смерти Мияги и продолжал там тренировать до тех пор, пока не организовал Jundokan в Асато, Наха в 1957 году. Поскольку он имел 6-й Дан по дзю-до и был чемпионом Окинавы и Японии (среди полицейских), то он помогал Мияги и в этом виде программы, тренируя курсантов в полицейской Академии. В 1969 году был построен современный Jundokan который функционирует по сегодняшний день на Окинаве в городе Наха. Эйити Миядзато ушел из жизни 11.12.1999. В возрасте 77 лет имея 10-й Дан по Годзю-рю (Okinawa Gojyu — ryu Karate — do Kyokai) и 8 Дан Дзю-до (Kodokan).

Сегодня президентом Okinawa Gojyu-ryu Karate-do Kyokai является YOSHIO HICHIA 10 Дан, он же стоит во главе «Окинавского Союза Боевых Искусств».
Почетный президент O.G.K.K. KOSHIN IHA 10 Дан.
Вице-президент O.G.K.K. MINEI NANKO 10 Дан.
Вице-президент O.G.K.K. RYOSEI ARAKAKI 10 Дан.
Вице-президент O.G.K.K. KEIKICHI NAKASONE 9 Дан.
Вице-президент O.G.K.K. KOEI TERUYA 9 Дан.

Федерация Окинава Годзю-рю каратэ-до России является коллективным членом Okinawa Gojyu-ryu Karate-do Kyokai c 1998 года. Шеф инструктор России от Okinava Gojyu-ru Karate-do Kyokai назначен Леонид Щепкин 6 ДАН, он же президент Федерации Окинава Годзю-рю каратэ-до России с 1992 года.

На Окинаве на сегодняшний день существует 23 окинавских направления КАРАТЭ, которые свое начало берут от трех чистых окинавских школ: Сюри-тэ, Томари-тэ, Наха-тэ.

На протяжении многих лет, начиная с 70-х годов информацию о каратэ, мы получали из книг на английском, немецком, французских языках, т.е. из Европы. Эта информация была не первоисточником, где сохранился бы подлинный смысл каратэ. Искажение информации происходило от учителя к ученику. Каждый из них накладывал свой смысл на понятия боевого искусства, и ориентировка делалась на спортивное каратэ, где боевое искусство загнали в определенные рамки, по которым проходят спортивные поединки.

Словарь каратиста (терминология)

Киокушинкай – общество абсолютной истины.

Каратэ – До – путь пустой руки

Атэми — удар в жизненно важный орган

Бу-дзюду (бу-гэй) — комплекс воинских искусств в средневековой Японии
Бу-до — комплекс воинских искусств в современной Японии

Буси — самурай, представитель воинского сословия в средневековой Японии
Буси-до — кодекс самурайской чести

Годзю-рю — один из стилей каратэ

Гедан — нижний уровень

Гедан-барай — нижняя защита

Гэдан-какэ-укэ — защита крюком (вниз)

Гэдан-цуки — удар кулаком в низ живота

Гэри — удар ногой

Гяку-аши — разноименная нога

Гяку-маваши-гэри — обратный круговой удар ногой

Гяку-маваши-цуки — круговой удар кулаком

Гяку-цуки — удар противоположной рукой

Дан — уровень мастерства (разряд)

Дан-цуки — последовательные удары

Дза-дзэн — сидячая медитация в практике Дзэн-буддизма

Джиу-кумитэ — свободный спарринг

Джодан — верхний уровень

Джодан-маэ-гэри — прямой удар ногой в лицо

Джодан-маэ-гэри-кэагэ — восходящий удар ногой вперед

Джосокутэй — приподнятая подошва

Джуджи-укэ — Х-образная защита двумя руками

До-дзё — «место постижения Пути» (зал для медитации и упражнений)

Ёко- боковое направление удара

Ёко-гэри — удар ногой в сторону

Ёко-гери-кэаге — восходящий удар ногой в сторону

Ёко-тоби-гэри — удар ногой в сторону в прыжке

Ёко-хиджи-атэ, ёко-эмпи-учи — удар локтем в сторону

Зэн-куцу-дачи — передняя стойка

Ибуки — «жесткий» вид дыхания

Какэ — сближение с противником

Какэ-укэ — защита крюком

Какэ-дачи — скрученная стойка

Камаэ — боевая стойка

Ката — «формы» (условный бой против нескольких противников)

Куатсу — японский метод реабилитации

Ки-аи — концентрация в момент выполнения приема

Киба-дачи — стойка «всадника»

Кизами-цуки — внезапный удар кулаком

Кимэ — концентрация силы

Кин-гэри — прямой удар ногой в пах

Ки-хон (кихон-вадза) — базовая техника

Кокуцу-дачи — задняя стойка

Кэнкокан — центральная школа каратэ в Японии

Кэнцуи (тэтцуи) — кулак-молот

Кю — начальная степень мастерства (разряд) в каратэ

Маваши-гэри — круговой удар ногой

Маваши-цуки — удар сбоку

Мая — прямое направление удара

Мая-гери — удар ногой вперед

Мая-тоби-гэри — удар ногой вперед в прыжке

Маэ-хиджи-атэ (маэ-эмпи-учи) — удар локтем вперед

Макивара-снаряд для отработки ударов

Миги — правая сторона

Моку-со — медитация с закрытыми глазами

Моротэ-укэ — усиленная защита с помощью предплечья

Моротэ-цуки — удар двумя руками

Мусуби-дачи — непринужденная стойка готовности

Нидан-гэри — двойной удар ногой

Нихон-нукитэ — рука-копье из двух пальцев

Ногарэ — вид дыхания

Нэко-аши-дачи — «кошачья» стойка

Окинава-тэ — система окинавских стилей каратэ

Санчин-дачи — стойка «песочные часы»

Сокуто — внешнее ребро стопы

Сото-укэ — защита предплечьем (снаружи внутрь)

Сэйкэн — передняя часть кулака

Сэйкэн цуки — удар передней частью кулака

Сэмпай — старший собрат по учебе в школе каратэ

Сэнсэй — учитель, мастер

Тамэси-вари — «проба сил» в каратэ (разбивание досок, кирпичей, камней, черепицы и т. д)

Тоби-гэри — удар ногой в прыжке

Тэйшо — основание ладони

Ура — обратный (противоположный)

Уракэн — тыльная часть кулака

Учи-хачиджи-дачи — обратная стойка с раздвинутыми ногами

Учи-укэ — защита предплечьем изнутри-наружу

Уширо — назад, задний

Уширо-хиджи-атэ (уширо-эмпи-учи) — удар локтем назад

Фудо-дачи — прочная стойка

Хайто-учи — удар верхним ребром ладони

Хачиджи-дачи — стойка с расставленными ногами

Хидари — левая сторона

Хиджи-атэ — удар локтем

Хиза-гэри — удар коленом

Хикитэ — исходное положение кулака над бедром

Хиракэн — кулак с выдвинутыми суставами

Хэйко-дачи — стойка с паралельными ступнями

Хэйсоку — подъем стопы

Хэйсоку-дачи — непринужденная стойка готовности

Цубо — одна из точек воздействия при проведении приема катсу
Цуруаши-дачи — стойка «журавля»

Чудан — область груди

Шико-дачи — прямоугольная стойка борца Сумо

Шихан — старший наставник в школе каратэ, глава школы

Ссылка на основную публикацию