У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ | Karate-krs.ru

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

Фуцзюя. Например, Ван Лан, которому традиция

приписывает создание «стиля богомола», жил в конце ХУ1 -начале ХУП в.

Янь Цин и Линь Чун — герои традиционного китайского романа «Речные

заводи» действовали в Х1У в. Заметим, что «Хроники. » в отношении

истории ушу весьма ненадежный исторический источник, так как

принадлежат к «внутренней традиции» Шаолиня и не свободны от

субъективного желания «углубить» историческую нить шаолиньской

школы. Таким образом описание заслуг настоятеля Фуцзюя оказывается

более поздним, не ранее ХУШ века, привнесением в шаолиньские архивы,

причем сделаны были эти записи тогда, когда все вышеперечисленные

стили уже активно практиковались в народных школах ушу. Вывод из всего

этого недвусмыслен — нет ни одного достоверного источника о том, что

монахи до Х в. занимались в Шаолиньском монастыре каким-то особенным

стилем или школой ушу.

Правда, воспользуясь случаем, укажем на одну небезынтересную

подробность, упомянутую в «Хрониках. ». Основателями, пусть даже

легендарными, шаолиньского ушу считались не монахи, но разбойники типа

Линь Чуна и Янь Цина, народные бродячие мастера и другие представители

локальной культуры. Это говорит о том, что все легенды о создании

шаолиньского искусства имели своим истоком не монастырскую, но

народную среду. Итак, вероятнее всего, традиционные рассказы о героях-

основателях шаолиньского ушу первоначально создавались в народной

среде, а затем уже попадали в монастырские хроники.

Примечательно, что именно к тому времени многие истории относят

зарождение первых доктринальных споров в шаолиньском искусстве,

истоком которых послужила дискуссия о том, кто же является основателем

шаолиньского ушу. Не трудно догадаться, зная уже историю становления

легенды о Бодхидхарме, что этот спор мог возникнуть не раньше ХП в., если

речь идет о том, кто является первопатриархом чань. Если же говорить о

создателе шаолиньского ушу, то этот вопрос мог быть лишь в ХУШ в.,

когда сложилась версия о «мастере ушу Дамо». Но так или иначе, традиция

относит истоки этого спора к 1Х в.

В это время на юго-западе провинции Сычуань возник монастырь Кэпусы,

монахи которого проповедовали учение чань. В нем же родился позже и

стиль, называемый «шаолинь цзинганчань цзыжаньмэнь» — «Шаолиньская

школа алмазного созерцания и естественности». Этот стиль — весьма

эффективный в бою, с многочисленными ударами ногами и бросками —

практикуется до сих пор, например, в сычуаньском монастыре Юйлунсы —

У последователей этой школы возник спор с шаолиньскими монахами по

двум кардинально важным вопросам. Прежде всего, как считали монахи

Кэпусы, основателем учения чань следует считать не Бодхидхарму, а того,

кто построил Шаолиньский монастырь и обучал монахов сидячей

медитации — шрамана Бото. Во-вторых, шаолиньских монахов обвинили в

том, что у них практика кулачного боя (цюань) у них отделена от духовного

учения (цзяо), и якобы уже мало кто из шаолиньских монахов способен

объяснить и тем более реализовать внутреннюю связь боевой практики и

По мнению последователей «Школы алмазного созерцания и

естественности», лишь в их школе ушу и духовное учение стали взаимным

выражением друг друга, и, таким образом, по своей эзотерической сущности

практика ушу ничем не отличается от чаньского созерцания природы Будды

внутри себя. Символическим выражением этого стал особый знак местных

монахов, напоминающий индийскую свастику — знак солнечного божества,

счастья и благоденствия. Он представлял собой две перекрещенные линии в

форме «S», вписанные в круг. Если одна такая линия обозначала два

противоположных начала инь и ян, то две линии символизировали

присутствие начала ян внутри инь и наоборот, свидетельствуя о

бесконечности трансформаций мира.

Символичным было и само название стиля. Оговоримся — сами монахи

считали его не стилем, а особой формой чаньского учения и путем

следования к просветлению. Трактовка этого названия давалась следующая:

«чань» — это высший тип бессловесной мудрости, благодаря которой можно

достичь внутреннего озарения, принимая «утонченную мудрость, выше

которой нет ничего» и подходя к границам «полного всеотсутствия и

полного всеприсутствия», то есть единства внешней и внутренней сущности

вещей всего мира, их взаимослияния. В практике такое состояние

реализовывалось через занятия «внутренним искусством» и сидячей

медитацией. Все это требовало невероятной крепости

У истоков Шаолиньской легенды

У истоков Шаолиньской легенды

У великого Пути нет врат,

В него впадают сотни дорог.

Тот, кто преодолел эти врата без врат,

Свободно странствует меж Небом и Землей.

«Праздные странствия в горах Суншань»

«Праздные странствия в горах Суншань» – это название одного из стихотворений великого китайского поэта IX в. Ли Бо. Однажды забредя в эти места, он был столь очарован их красотой и поражен нравственными подвигами живших там святых людей, что решил надолго поселиться в горах Суншань. Это прибежище отшельников и магов, поэтов и художников, каллиграфов и мастеров боевых искусств. Сегодня известно несколько сот стихов китайских знаменитостей, от императоров до современных политических деятелей, где описываются красоты гор Суншань. Эти горы расположены в провинции Хэнань и причисляются к пяти великим горам Китая. Это пологий массив, напоминающий, как говорят местные буддисты, лежащего Будду. Первые поселения на территории возникли еще в 1 тыс. до н. э., а в VII–V вв. многие правители приезжали сюда для «бесед с духами». Здесь практиковали бессмертные даосы, селились святые отшельники. По одной из легенд, в горах Суньшань когда-то обитал даосский маг Лю Гэн, который мог вызвать духов умерших, а затем исчезал вместе с ними, чем немало пугал окружающих. Массив Суншань лежит между двумя городами: Чжэньчжоу (нынешняя столица провинции) и Лояном. В эпоху Тан Лоян являлся столицей Китая, в I в. там был построен первый в Китае буддийский монастырь – «Монастырь Белой лошади» (Баймасы).

Чудесным образом эти горы стали родиной целого ряда даосских мистических школ, китайского чань-буддизма (более известного на западе под японским названием дзэн) и крупнейшей школы ушу.

В горах Суншань, богатых легендами и памятными местами, располагается знаменитый Шаолиньский монастырь – место рождения буддийской школы Чань и центр буддийских боевых искусств. В получасе ходьбы от знаменитой обители находится один из самых больших даосских храмов в Китае – «Храм Срединного холма» (Чжунъюэмяо).

Горный массив Суншань делится на две части – «Большое горное убежище» (Дашишань) и «Малое горное убежище» (Шаошишань), где у подножья пика Укуншань и расположился небольшой монастырь Шаолиньсы.

Похожие главы из других книг

Л. и С. ДЕМКИНЫ. У ИСТОКОВ

Л. и С. ДЕМКИНЫ. У ИСТОКОВ СЕНСАЦИИВ последнее время на нас обрушилась лавина информации о НЛО, встречах с инопланетяиами, астральных контактах с внеземным резумом. Количество фактов настолько огромно, что даже завзятые скептики, еще недавно с усмешкой отбрасывавшие «все

Глава 8 У истоков Человечества

Глава 8 У истоков Человечества Второй папирус Рихтера За всеми своими новыми заботами я совершенно забыл про папирусы, раздобытые мной с помощью Клеменца и отданные на перевод нашей новой сотруднице. А она, оказывается, тоже не ковыряла в носу все это время. Второй

Сектор семьи и истоков

Сектор семьи и истоков Если у вас не складываются отношения с родственниками, с родителями, детьми, то осмотрите этот сектор фэн-шуйским взглядом. Для укрепления сплоченности членов семьи я советую разместить здесь семейное фото. Мастера фэн-шуй советуют в этой зоне

106. Что называется комплексом «основа преобразования мышц в 12 формах», разработанным дамо (бодхидхармой) в традициях шаолиньской школы

106. Что называется комплексом «основа преобразования мышц в 12 формах», разработанным дамо (бодхидхармой) в традициях шаолиньской школы «Основа преобразования мышц» («И цзинь цзин») была создана достопочтенным Дамо[К]. Согласно преданиям, достопочтенный Бодхидхарма

От истоков земной битвы

От истоков земной битвы Вопрос. А почему Высшие не защищают человека от влияния иерархов, возомнивших себя великими строителями и архитекторами? — От ангелов тьмы.Вопрос встречный первый. Кого от кого защищать? Кем стали сами люди, не устоявшие в мистерии жизни, в

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ У ИСТОКОВ ЗАГАДКИ СИРИУСА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ У ИСТОКОВ ЗАГАДКИ СИРИУСА

Глава 1 У истоков Сознания

Глава 1 У истоков Сознания Две рыже-мохнатые собаки отделились от юрты и яростно залаяли. В огромном ущелье их лай был ярким и убедительным. Абдыбай наклонился и взял камень. Эдик глазами искал палку. Я усмехнулся, так как знал, что сейчас выйдет хозяин и утихомирит своих

Основы шаолиньской тренировки

Основы шаолиньской тренировки Арсенал шаолиньского стиля складывался в течение нескольких веков. Он был столь же разнообразен, сколь и непостоянен, меняясь в различные эпохи и у разных наставников. Современный шаолиньцюань состоит из нескольких, нередко не связанных

Часть 2 КОНЦЕПЦИЯ «ВНУТРЕННЕГО ИСКУССТВА» И СИСТЕМА НЭЙГУН В ШАОЛИНЬСКОЙ ТРАДИЦИИ

Часть 2 КОНЦЕПЦИЯ «ВНУТРЕННЕГО ИСКУССТВА» И СИСТЕМА НЭЙГУН В ШАОЛИНЬСКОЙ ТРАДИЦИИ Комплекс ицзиньцзин Методы нэйгун («внутреннее искусство», «внутренняя работа») в шаолиньском ушу понимались как практика укрепления собственного тела путем налаживания циркуляции ци

Глава 3 У истоков «подземной реки»

Глава 3 У истоков «подземной реки» Прагматичный Дедал. — Пример Адонирама. — Во что верят масоны? Тройное имя. — Латы под фартуком. — Рыцарский бизнес.О людях мы судим по их делам, а не по тому, что они сами о себе говорят. Это верно и в отношении сообществ, подобных тому,

ГЛАВА 31. У ИСТОКОВ ВАМПИРИЗМА

ГЛАВА 31. У ИСТОКОВ ВАМПИРИЗМА Судя по всему, эпидемия вампиризма, охватившая Центральную и Восточную Европу 250–300 лет назад, была не первой. А первой в Европе, видимо, оказалась эпидемия в Англии, произошедшая за полтысячелетия до этого, в 1190-х годах. То есть, 900 лет назад. Об

4. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСТОКОВ И РАЗЛИЧИЙ ВОСТОЧНЫХ И ЗАПАДНЫХ КУЛЬТУР

У истоков спиритизма

У истоков спиритизма Сведенборга не раз спрашивали, откуда он получает свои таинственные сведения. Ясновидец неизменно отвечал: «Это есть дар Божий… Я не могу общаться со всеми, а только с теми, кого я знал во время жизни, затем с царственными и княжескими особами,

У ИСТОКОВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ГИПОТЕЗЫ

У ИСТОКОВ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ГИПОТЕЗЫ Термин «телепатия» (ощущение, чувствование, страдание на расстоянии) предложили английские психоисследователи Э.Герней, Ф.Майерс и Ф.Подмор. Они впервые использовали его в своей книге «Прижизненные призраки», изданной в Лондоне в 1886

У истоков примет и суеверий

У истоков примет и суеверий Еще один аспект музейных суеверий — приметы. Одна из них звучит так: если картина во время закупки упала, то она будет куплена. Эта примета перешла в музейную среду от художников. Случай падения картины толкуется в суеверии как определенное

14. У ИСТОКОВ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО ОККУЛЬТИЗМА

14. У ИСТОКОВ МЕХАНИСТИЧЕСКОГО ОККУЛЬТИЗМА На Западе будет развиваться механический или механистический оккультизм. Благодаря новым способностям определенные социальные формы, составляющие основу нынешнего индустриализма получат другую техническую базу. (Р. Штайнер

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

В него впадают сотни дорог.

Тот, кто преодолел эти врата без врат,

Свободно странствует меж Небом и Землей.

«Праздные странствия в горах Суншань»

«Праздные странствия в горах Суншань» – это название одного из стихотворений великого китайского поэта IX в. Ли Бо. Однажды забредя в эти места, он был столь очарован их красотой и поражен нравственными подвигами живших там святых людей, что решил надолго поселиться в горах Суншань. Это прибежище отшельников и магов, поэтов и художников, каллиграфов и мастеров боевых искусств. Сегодня известно несколько сот стихов китайских знаменитостей, от императоров до современных политических деятелей, где описываются красоты гор Суншань. Эти горы расположены в провинции Хэнань и причисляются к пяти великим горам Китая. Это пологий массив, напоминающий, как говорят местные буддисты, лежащего Будду. Первые поселения на территории возникли еще в 1 тыс. до н. э., а в VII–V вв. многие правители приезжали сюда для «бесед с духами». Здесь практиковали бессмертные даосы, селились святые отшельники. По одной из легенд, в горах Суньшань когда-то обитал даосский маг Лю Гэн, который мог вызвать духов умерших, а затем исчезал вместе с ними, чем немало пугал окружающих. Массив Суншань лежит между двумя городами: Чжэньчжоу (нынешняя столица провинции) и Лояном. В эпоху Тан Лоян являлся столицей Китая, в I в. там был построен первый в Китае буддийский монастырь – «Монастырь Белой лошади» (Баймасы).

Чудесным образом эти горы стали родиной целого ряда даосских мистических школ, китайского чань-буддизма (более известного на западе под японским названием дзэн) и крупнейшей школы ушу.

В горах Суншань, богатых легендами и памятными местами, располагается знаменитый Шаолиньский монастырь – место рождения буддийской школы Чань и центр буддийских боевых искусств. В получасе ходьбы от знаменитой обители находится один из самых больших даосских храмов в Китае – «Храм Срединного холма» (Чжунъюэмяо).

Горный массив Суншань делится на две части – «Большое горное убежище» (Дашишань) и «Малое горное убежище» (Шаошишань), где у подножья пика Укуншань и расположился небольшой монастырь Шаолиньсы.

Под сенью монастырских стен прохладно даже в нестерпимо жаркий летний день, когда, кажется, вся природа дышит невыносимым зноем. Здесь спокойно и тихо, будто внешнего мира не существует, а проходящий мимо бритоголовый монах с метелочкой для отпугивания мух видится живым воплощением Предвечного Будды.

Северный Шаолиньский монастырь – легендарная колыбель «боевых искусств всей Поднебесной». Снаружи очень красивый и высокомерно-презентабельный. Внутри, где располагаются помещения, не предназначенные для туристов, – немного замусоренный и весьма скромный. За воротами, осталась говорливая толпа туристов, прибывших автобусом из городов Лояна и Чжэньчжоу, открыты ларьки сувениров, десятки ресторанчиков и магазинов со второсортной экипировкой для занятий ушу, работают фотографы, продается масса литературы «о тайном знании Шаолиня». Там же огромный кинозал с круговой панорамой, где можно посмотреть ролик об истории и боевых искусствах Шаолиня. Неподалеку располагается широко разрекламированный «Дворец ушу», где за определенную плату предлагают в кратчайший срок узнать все «секреты» боевых искусств. В нескольких учебных заведениях при Шаолине сегодня обучаются более двух тысяч последователей шаолиньской школы, в основном молодежь.

Столица провинции Хэнань – древний город Чжэньчжоу – в прямом смысле живет за счет Шаолиньского монастыря, расположенного в сотне километров от города. Уже на железнодорожном вокзале любой без труда различит в китайском многоголосье слово «Шаолиньсы» – это владельцы частных автобусов зазывают туристов посетить знаменитый монастырь. Машины едут туда от Чжэньчжоу около двух часов по поразительным своей красотой горам Суншань, а затем оставляют туристов в километре от монастыря, недалеко от огромного черного памятника, изображающего монаха-бойца, сложившего руки перед грудью в традиционном шаолиньском приветствии. Дальше надо идти пешком, мимо сотен тренирующихся ушуистов из местных училищ и торговцев-лоточников. Зеленая аллея наконец приводит к резным воротам с тремя знаменитыми иероглифами «Шаолиньсы», написанными справа налево. За этими воротами начинается «живая легенда».

И здесь же начало удивительной и величайшей мистификации, которая коснулась, наверное, каждого поклонника боевых искусств и которая до сих пор волнует последователей ушу во всем мире.

«Все боевые искусства Поднебесной вышли из Шаолиньского монастыря», – утверждает известная китайская поговорка. Практически все книги по ушу, будь то китайские или европейские, начинают свой рассказ именно с этой монашеской обители, предстающей перед нами в ореоле легенд, тайн, туманных полунамеков. Здесь и рассказ о знаменитом индийском миссионере Бодхидхарме, просидевшем в безмолвном созерцании стены девять лет и создавшем шаолиньскую школу ушу, и повествование о подземном лабиринте с восемнадцатью бронзовыми бойцами-манекенами, неожиданно наносившими удары по монахам, сдающим «выпускной экзамен» по ушу. Существует версия, что именно шаолиньские монахи научили своему боевому искусству сотни мирян, которые понесли это удивительное знание по всему Китаю.

Действительно, долгое время монастыри были оптимальным местом для занятий боевыми искусствами. Кроме того, контингент монахов был относительно стабилен, они могли совершенствоваться на протяжении десятков лет. Этому способствовал особый монастырский уклон со строгой дисциплиной, продуманным рационом питания и распорядком дня. Монастырь формировал и особый духовный климат.

Тем не менее некоего «монастырского» ушу, отличного от народного или армейского боевого искусства, не возникло. А занятия боевыми искусствами в монастырях были скорее редким исключением, чем правилом. По преданиям, боевым мастерством монахов славились лишь немногие монашеские обители – Северный и Южный Шаолиньский монастыри, расположенные соответственно в провинциях Хэнань и Фуцзянь, монастырь Кэпусы в Сычуани, Тунфусы в Фуцзяни, Наньшаньсы в провинции Шаньси, Цыэньсы в Гуандуне, Тяньчжоусы в Пекине. При этом вопрос о занятиях ушу в некоторых из них, в частности, в Южном Шаолиньсы, до сих пор остается нерешенным. Поэтому Северный Шаолиньсы остается, пожалуй, единственным реальным подтверждением существования монашеских боевых искусств.

Тем не менее в Китае существует целый ряд стилей, сформировавшихся в лоне буддийской традиции. Крайне закрытая буддийская школа ушу – «Кулак школы Пустоты» (кунмэньцюань) (шуньяты – центрального понятия буддизма) была создана в Хубэе на рубеже XVII–XVIII вв. мастером Сунь Тинчжаном. В разных районах империи независимо от шаолиньцюань возникали пробуддийские стили, например, «Кулак ламы» (ламацюань), взрывной «Кулак буддийской школы» (фомэньцюань) в Хубэе, «Кулак Будды Майтрейи» (милэфоцюань), «Кулак Дамо» (дамоцюань), «Кулак архатов» (лоханьцюань). Проповедниками таких стилей были либо бродячие монахи, либо лидеры сектантских тайных обществ. Даже шаолиньцюань нельзя считать в полной мере буддийским стилем – слишком много в нем чисто народных привнесений, к тому же под этим названием могут фигурировать разные стили.

На уровне народной культуры господствовал синкретизм, характерный в том числе для «еретических» тайных сект, в которых шли активные занятия ушу. Учения накладывались одно на другое, границы между ними стирались, народ поклонялся одновременно и даосским духам, и буддийским божествам, и конфуцианским мудрецам. Это отразилось и на индоктринации ряда школ ушу – их «буддизм» был относителен, буддийская символика и фразеология скорее служили символическим выражением божественного и запредельного начал в ушу.

У истоков Шаолиньской легенды

Ши Децянь Алексей Александрович Маслов

Гимнастика Бодхидхармы

Текст предоставлен правообладателем

«Гимнастика Бодхидхармы / Ши Децянь, А. А. Маслов; худож. – оформ. А. Киричёк»: Феникс; Ростов н/Д; 2006

Аннотация

Одной из самых знаменитых систем шаолиньских методов укрепления собственного тела и достижения крепости духа считается гимнастика Бодхидхармы «Ицзиньцзин», чье название можно перевести как «Канон об изменениях в мышцах», или «Канон преобразования мышц». Именно в «Ицзиньцзин» изложены секреты, которые преподавал монахам сам Бодхидхарма.

Ицзиньцзин по праву считается основным из базовых комплексов, с которого начинается обучение шаолиньской внутренней традиции.

Ши Децянь, Алексей Александрович Маслов

Гимнастика Бодхидхармы

Часть 1

ПОД СЕНЬЮ ШАОЛИНЬСКИХ СТЕН

У истоков Шаолиньской легенды

У великого Пути нет врат,

В него впадают сотни дорог.

Тот, кто преодолел эти врата без врат,

Свободно странствует меж Небом и Землей.

«Праздные странствия в горах Суншань»

«Праздные странствия в горах Суншань» – это название одного из стихотворений великого китайского поэта IX в. Ли Бо. Однажды забредя в эти места, он был столь очарован их красотой и поражен нравственными подвигами живших там святых людей, что решил надолго поселиться в горах Суншань. Это прибежище отшельников и магов, поэтов и художников, каллиграфов и мастеров боевых искусств. Сегодня известно несколько сот стихов китайских знаменитостей, от императоров до современных политических деятелей, где описываются красоты гор Суншань. Эти горы расположены в провинции Хэнань и причисляются к пяти великим горам Китая. Это пологий массив, напоминающий, как говорят местные буддисты, лежащего Будду. Первые поселения на территории возникли еще в 1 тыс. до н. э., а в VII–V вв. многие правители приезжали сюда для «бесед с духами». Здесь практиковали бессмертные даосы, селились святые отшельники. По одной из легенд, в горах Суньшань когда-то обитал даосский маг Лю Гэн, который мог вызвать духов умерших, а затем исчезал вместе с ними, чем немало пугал окружающих. Массив Суншань лежит между двумя городами: Чжэньчжоу (нынешняя столица провинции) и Лояном. В эпоху Тан Лоян являлся столицей Китая, в I в. там был построен первый в Китае буддийский монастырь – «Монастырь Белой лошади» (Баймасы).

Чудесным образом эти горы стали родиной целого ряда даосских мистических школ, китайского чань-буддизма (более известного на западе под японским названием дзэн) и крупнейшей школы ушу.

В горах Суншань, богатых легендами и памятными местами, располагается знаменитый Шаолиньский монастырь – место рождения буддийской школы Чань и центр буддийских боевых искусств. В получасе ходьбы от знаменитой обители находится один из самых больших даосских храмов в Китае – «Храм Срединного холма» (Чжунъюэмяо).

Горный массив Суншань делится на две части – «Большое горное убежище» (Дашишань) и «Малое горное убежище» (Шаошишань), где у подножья пика Укуншань и расположился небольшой монастырь Шаолиньсы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10023 — | 7495 — или читать все.

10 мифов о монахах Шаолиня

Источник перевод для mixstuff – Olga_Vesna

Объединив противоречивую историю воинов-буддистов и масштабную военную историю Китая, шаолиньские монахи обзавелись невероятно увлекательными легендами, берущими начало от самого основания Китайской империи приблизительно в 496 году нашей эры. Вот 10 наиболее впечатляющих:

1. Многие приёмы боевой техники позаимствованы у индийских животных

Существует легенда, что однажды в храм Шаолинь пришёл человек и показал монахам боевые приёмы, которые он подсмотрел у животных.

Однако историки считают, что на самом деле традиции Шаолиня появились несколько менее мистическим образом. Эта организация возникла как частная армия, и боевые техники формировались внутри самой группы. Конечно, не так приятно осознавать, что монахи Шаолиня — наследники группы наёмников, ставших впоследствии на религиозный путь, однако, такое предположение несколько более обосновано и правдоподобно.

2. Как тринадцать монахов спасли императора

Одна из самых ранних легенд повествует о событии, произошедшем примерно в 621 году.

Император Тан Тэйзонг пытался захватить город повстанцев, когда подошла ещё одна армия мятежников, численностью в 300 тысяч человек. Он попросил помощи у Шаолиня и получил в помощь всего тринадцать воинов.

Им было поручено совершить решающее нападение в ключевой момент следующей битвы, и они действительно спасли армию от поражения. Однако, сцена, в которой тринадцать воинов побеждают армию в сотни тысяч солдат — это что-то из области фантастики.

3. Учебный лабиринт-ловушка или «Деревянные солдаты Шаолиня»

Суровость обучения в Шаолине обросла множеством легенд, особенно это касается финальных испытаний.

Существует, например, миф о лабиринте из деревянных кукол, по которому должен был пройти каждый ученик. Нужно было пробраться сквозь вращающиеся деревянные манекены с торчащими на разной высоте брусьями разной длины. Для этого необходимо было использовать всевозможные боевые техники.

Таких манекенов в лабиринте насчитывалось 36, и все они были оснащены смертельными лезвиями. Одно неверное движение могло стоить ученику жизни.

4. Бог Вапрапни ненавидит запугивание и вегетарианство

Вапрапни – почитаемый в Шаолине индийский бог войны и главный герой истории, пришедшей к нам из седьмого века.

Когда-то жил монах по имени Шенгчоу. В монастыре он был мишенью для издёвок. Шесть дней он просил помощи у бога Вапрапни. Бог явился ему и заставил его совершить запретное у монахов Шаолиня деяние — съесть кусок мяса.

В награду Шенгчоу получил огромную силу и поквитался с обидчиками, заставив их молить о пощаде.

Довольно любопытно, откуда среди легенд Шаолиня появилась история о монахе, нарушившем обет ради мелкого личного интереса и получившем за это щедрую награду.

5. Подвиг Цзи Нау Лоу

В середине шестого столетия монахам Шаолиня пришлось иметь дело с группой восставших, которые называли себя «Красными тюрбанами».

Однажды эти самые «тюрбаны» выманили основную часть монахов из монастыря, и напали на храм, в котором оставалась горстка не самых выдающихся бойцов. Одним из оставшихся был повар Цзи Нау Лоу, который тайно изучал боевые искусства Шаолиня.

Он схватил огромный горящий чурбан, и обратил врагов в бегство, используя простейшие боевые приёмы. В некоторых версиях этой истории утверждается, что повар был великаном. Однако это мало похоже на правду.

6. Необычный способ присоединиться к монахам

Есть ещё одна легенда из шестого столетия, которая тоже впечатляет, но по абсолютно противоположной причине. Индийский принц по имени Бодхидхарма, оказавшись в Китае, возненавидел государство, в котором находился храм Шаолинь и не скрывал этого.

После предсказуемого отчуждения и непонимания он отправился в близлежащую пещеру и начал медитировать. Одни легенды говорят, что это продолжалось девять лунных циклов, другие утверждают, что все девять лет.

Как бы то ни было, это настолько впечатлило монастырь, что ему не только позволили остаться, но и предоставили собственную комнату, хотя к тому времени, пожалуй, и пещера уже стала ему родным домом.

7. Оригинальное исчезновение

В середине 16 столетия обитателей монастыря призвали защищать Китай от набегов японских пиратов. 120 воинов Шаолиня сражались с японцами в четырёх битвах, вооружённые 35-фунтовыми палками, и в каждой из первых трёх битв гибло не более четырёх человек. В четвёртой битве погибли почти все, осталось трое бойцов. По легенде, эти трое за ночь закопали сами себя при помощи тростника и уползли под землёй . Даже интересно, кто мог такое придумать.

8. Как покинуть монастырь

Уход из монастыря был делом нелёгким. Однако, говорят, был один способ: трое монахов, желающих покинуть обитель, должны были объединиться и сразиться с восемнадцатью другими монахами. Эти трое должны были обладать очень хорошими навыками борьбы, чтобы победить.

На самом деле, такое вряд ли могли допустить, ведь это означало бы, что монастырь лишается трёх самых лучших бойцов, а проигравшие восемнадцать чувствовали бы себя оскорблёнными.

Тем не менее, инсценировка этого мифа является частью сегодняшних выступлений монахов Шаолиня.

9. Странное происхождение чайных кустов

Эта история связана с событием, о котором говорилось в шестом мифе, но она заслуживает отдельного рассказа.

Как вы помните, индийский принц провёл девять лет, медитируя в пещере. Очевидно, это были очень тяжёлые девять лет, поскольку на седьмом году он просто уснул.

Чтобы такого больше не повторилось, он обрезал себе веки. Когда его веки упали на землю, они превратились в чайные кусты — таким образом природа вознаградила его жертву.

В реальной жизни принц просто лишился бы зрения. Возможно, предназначение такой «неаппетитной» легенды заключалось в том, чтобы отбить у монахов желание заниматься поставками чая.

10. Игла сквозь стекло

Самым известным мифом из наследия Шаолиня является это видео, в котором монах бросает иглу, и она проходит сквозь стекло, как будто его рука превратила иглу в пулю. Этот миф был опровергнут «Разрушителями легенд».

Однако поклонники Шаолиня утверждают, что для трюка, показанного в ролике, нужна более прочная игла и более тонкое стекло. Но какой бы ни была правда, согласитесь, это видео хочется показать друзьям и знакомым!

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

У великого Пути нет врат,

В него впадают сотни дорог.

Тот, кто преодолел эти врата без врат,

Свободно странствует меж Небом и Землей.

«Праздные странствия в горах Суншань»

«Праздные странствия в горах Суншань» – это название одного из стихотворений великого китайского поэта IX в. Ли Бо. Однажды забредя в эти места, он был столь очарован их красотой и поражен нравственными подвигами живших там святых людей, что решил надолго поселиться в горах Суншань. Это прибежище отшельников и магов, поэтов и художников, каллиграфов и мастеров боевых искусств. Сегодня известно несколько сот стихов китайских знаменитостей, от императоров до современных политических деятелей, где описываются красоты гор Суншань. Эти горы расположены в провинции Хэнань и причисляются к пяти великим горам Китая. Это пологий массив, напоминающий, как говорят местные буддисты, лежащего Будду. Первые поселения на территории возникли еще в 1 тыс. до н. э., а в VII–V вв. многие правители приезжали сюда для «бесед с духами». Здесь практиковали бессмертные даосы, селились святые отшельники. По одной из легенд, в горах Суньшань когда-то обитал даосский маг Лю Гэн, который мог вызвать духов умерших, а затем исчезал вместе с ними, чем немало пугал окружающих. Массив Суншань лежит между двумя городами: Чжэньчжоу (нынешняя столица провинции) и Лояном. В эпоху Тан Лоян являлся столицей Китая, в I в. там был построен первый в Китае буддийский монастырь – «Монастырь Белой лошади» (Баймасы).

Чудесным образом эти горы стали родиной целого ряда даосских мистических школ, китайского чань-буддизма (более известного на западе под японским названием дзэн) и крупнейшей школы ушу.

В горах Суншань, богатых легендами и памятными местами, располагается знаменитый Шаолиньский монастырь – место рождения буддийской школы Чань и центр буддийских боевых искусств. В получасе ходьбы от знаменитой обители находится один из самых больших даосских храмов в Китае – «Храм Срединного холма» (Чжунъюэмяо).

Горный массив Суншань делится на две части – «Большое горное убежище» (Дашишань) и «Малое горное убежище» (Шаошишань), где у подножья пика Укуншань и расположился небольшой монастырь Шаолиньсы.

Каноны Шаолиня: от легенды к тайнам шаолиньской традиции (1)

Легенды создаются и сегодня: это важная часть шаолиньского наследия. И, откровенно говоря, сегодня даже многие последователи различных «институтов ушу», вокруг монастыря Шаолинь практикуют совсем не то, что когда-то было частью традиции. Какие-то вещи забылись, многие мастера ушли из жизни, последние великие наставники «старого Шаолиня», которые придерживались всех норм поведения, по сути прекратили преподавать в 90-2000-х гг. Сегодня существует «новый Шаолинь», новое «шаолиньское ушу/кунфу» и новые последователи, которые уже никогда не застали старую традицию. Свое «шаолиньское ушу» «изобретают» и китайцы, и тем более иностранцы, которые не получили никаких наставлений.

«Шаолинь» и «шаолиньский кулак» стали наверное, самыми популярными названиями в мире боевых искусств Китая. Следуя за известной поговоркой «Все боевые искусства вышли из Шаолиня», сегодня множество китайских школ относят свои истоки именно к этому монастырю в провинции Хэнань, в горах Суншань. По сути это один из многочисленных мифов, которые всегда бродили и бродят вокруг Шаолиньсы, к тому же многие техники шаолиньского искусства не были «изобретены» монахами, а приходили, начиная с XIII века, в возможно и раньше, из народных и армейских школ боевых искусств. А вот в монастыре они кодифицировались записывались и сохранялись — в этом великая заслуга той линии патриархов передачи традиции, которая и стала именоваться «чжэнцзун шаолинь цюань» 正宗少林拳 — «истинное шаолиньское кулачное искусство».

Иллюстрация из трактата «Важнейшее в подготовке в методах кулачного искусства» (1936 г.)

И все же такие наставления сохранились: кому-то они передавались изустно, а в ряде случаев записывались в виде трактатов, дошедших до наших дней. В нашей серии публикаций, мы посмотрим, каким было истинное шаолиньское искусство, каких правил придерживались последователи и какие техники использовали.

6 малоизвестных фактов о Шаолине

Древний Шаолиньский монастырь является знаковым местом в мире боевых искусств и восточной культуры. Окутанный множеством тайн, слухов и легенд, Шаолинь предстает в умах большинства людей чем-то почти сказочным. Но какие реальные факты действительно имеют место?

1. Шаолинь был основан индусом.

Немногие знают, что основателем китайского монастыря Шаолинь был не китаец. Странствующий буддийский монах из Индии, известный под именем Батуо или Буддхабхадра, прибыл в империю Северная Вэй около 464 года н.э. Он проповедовал там в течение нескольких десятилетий, пока император Сяо-вень не приказал построить на горе Сун монастырь Шаолинь, назначив Батуо его первым настоятелем. Источники этого периода крайне немногочисленны, однако доступная информация позволяет полагать, что в первые годы своего существования монастырь, возможно, функционировал в качестве центра для переводов буддийских текстов на китайский язык.

2. Шаолинь – не единственный орден монахов-воинов.

Вопреки распространенному мнению, Шаолинь не обладает монополией на подготовку монахов-воинов. На самом деле он даже не является первым монастырем, в котором начали обучать послушников боевым искусствам. За столетия до возникновения Шаолиня другие китайские буддийские монастыри уже занимались подобной деятельностью. Сам же Шаолинь был изначально организован как мирный учебный центр.

Служители культов, совмещающие религию и боевые искусства, существуют во множестве культур по всему миру. В Индии довольно известной является древняя индуистская секта Нага Садху, состоящая из хорошо вооруженных воинов, преданных Шиве. Корейские буддийские монахи, также занимающиеся боевыми искусствами, называют себя Буль Кио Му Суль (буддийский храм боевых искусств). В прошлом их объединения были призваны сражаться за интересы государства во время чрезвычайных ситуаций. В Японии монахи-воины Сохэй когда-то обладали значительным могуществом и влиятельностью. Даже в Тибете было обнаружено несколько братств монахов-воинов под командованием Далай-ламы.

3. Кунг-Фу появился не в Шаолине.

В Китае говорят: «все боевые искусства возникли под небом Шаолиня». Но на деле это не совсем так. Даже в течение нескольких столетий после создания Шаолиня на территории монастыря не производилась боевая подготовка. Монахи могли участвовать в битвах, но не придерживались никакого особого стиля борьбы. Самые ранние записи о преподавании боевых искусств в монастыре датируются 14 веком. Настоящее развитие рукопашного боя в Шаолине началось лишь с 16 века. Историю же искусства Кунг-фу можно проследить задолго до возникновения монастыря Шаолинь. Принципы «жесткого» и «мягкого» ведения боя, легшие в его основу, были составлены где-то между 800 и 500 годами до н.э.

4. У Шаолиньского монастыря свой взгляд на возникновение чая.

Самый любимый напиток Китая окружен множеством мифов и легенд. Одна из традиционных историй рассказывает о том, как один набожный монах по имени Бодхидхарма отправился в длинный и опасный путь из Индии в Китай с целью распространять буддийские учения. После путешествия по всему Китаю он, наконец, пришел в Шаолинь и поселился в пещере неподалеку. Живя там, он продемонстрировал свою ярую преданность буддизму, медитируя в течение девяти лет, не закрывая глаз, прижимаясь спиной к холодной каменной стене, без еды и воды.

Много лет спустя Бодхидхарма решил повторить свой подвиг, но на этот раз он нечаянно задремал в процессе медитации. Возмущенный собственной недисциплинированностью, он отрезал себе веки, чтобы никогда не поддаваться соблазну сладкого сна. К его изумлению, из-под земли, в месте, где упали отрезанные веки, начало пробиваться растение, листья которого, как оказалось, помогали людям заснуть. Таким образом появился на свет самый первый чайный куст. По этой же причине, говорят некоторые китайцы, сушеные листья чая похожи на сморщенные веки.

5. Послушником монастыря был «Шаолиньский оборотень».

Согласно легенде, во второй половине 19-го века в Шаолине жил человек по имени Тай Дзин, которого в народе прозвали Лангжен («оборотень»). Он носил статус самого сильного воина в Китае того времени. Тело Тай Дзина, страдающего от гипертрихоза, было покрыто густыми волосами. Оборотень из Шаолиня родился в суеверной провинциальной семье, члены которой приняли его за демона и сразу после появления на свет бросили в лесу. К счастью, проходящие там монахи Шаолиня услышали крики, сжалились и взяли брошенного младенца с собой в монастырь. Послушники долго пытались найти ему семью, но никто не был готов взять на воспитание мохнатого ребенка. В конце концов было решено растить его среди монахов.

Тай Дзин с раннего детства изучал боевые искусства у мастеров Шаолиня. Будучи способным учеником, он овладел огромным количеством стилей борьбы. Легенды утверждают, что Дзин знал около 200 приемов безоружного боя и умел обращаться более чем с сотней видов оружия, снискав себе славу обладателя «прикосновения смерти». Также рассказывали, что Тай Дзин обладал сверхчеловеческими способностями. Известна легенда о случае, когда тот отправился на встречу с 12 учителями Шаолиня. Вместо традиционного приветствия, только лишь зайдя в комнату для встречи, он немедленно вытащил нож и бросил его вверх. К ногам пораженных учителей упал заколотый Тай Дзином убийца. Когда удивительного воина спросили, как он узнал о присутствии врага, он ответил, что, войдя в комнату, увидел двенадцать человек, но услышал дыхание тринадцати.

6. Монахи Шаолиня сражались против японских пиратов.

По мере совершенствования боевых навыков монахи Шаолиня часто выступали в разнообразных сражениях, защищая родной Китай. Одна из самых больших угроз безопасности страны пришла с моря: ее принесли люди свирепого Вокоу, называемые «карликовыми пиратами» Японии. В начале 16-го века прибрежные города Китая постоянно подвергались разорению под набегами этих разбойников. Торговля была сильно затруднена и люди массово убегали с этих земель. Последней каплей стали события 1553 года, когда люди Вокоу атаковали портовый город Ханчжоу, оставив сотни погибших, тысячи разрушенных домов и ограбив все, что только было возможно. По императорскому приказу было мобилизовано 120 элитных воинов-монахов, которым было поручено окончательно остановить разбои и уничтожить неприятелей. Но пиратов оказалось не так легко победить. Монахами было проиграно три из четырех сражений. Только по итогам последней битвы воины Шаолиня полностью разгромили врагов.

Гимнастика Бодхидхармы.

Часть 1. ПОД СЕНЬЮ ШАОЛИНЬСКИХ СТЕН.

У истоков Шаолиньской легенды.

У великого Пути нет врат,

В него впадают сотни дорог.

Тот, кто преодолел эти врата без врат,

Свободно странствует меж Небом и Землей.

«Праздные странствия в горах Суншань».

«Праздные странствия в горах Суншань» – это название одного из стихотворений великого китайского поэта IX в. Ли Бо. Однажды забредя в эти места, он был столь очарован их красотой и поражен нравственными подвигами живших там святых людей, что решил надолго поселиться в горах Суншань. Это прибежище отшельников и магов, поэтов и художников, каллиграфов и мастеров боевых искусств. Сегодня известно несколько сот стихов китайских знаменитостей, от императоров до современных политических деятелей, где описываются красоты гор Суншань. Эти горы расположены в провинции Хэнань и причисляются к пяти великим горам Китая. Это пологий массив, напоминающий, как говорят местные буддисты, лежащего Будду. Первые поселения на территории возникли еще в 1 тыс. до н. э., а в VII–V вв. многие правители приезжали сюда для «бесед с духами». Здесь практиковали бессмертные даосы, селились святые отшельники. По одной из легенд, в горах Суньшань когда-то обитал даосский маг Лю Гэн, который мог вызвать духов умерших, а затем исчезал вместе с ними, чем немало пугал окружающих. Массив Суншань лежит между двумя городами: Чжэньчжоу (нынешняя столица провинции) и Лояном. В эпоху Тан Лоян являлся столицей Китая, в I в. там был построен первый в Китае буддийский монастырь – «Монастырь Белой лошади» (Баймасы).

Чудесным образом эти горы стали родиной целого ряда даосских мистических школ, китайского чань-буддизма (более известного на западе под японским названием дзэн) и крупнейшей школы ушу.

В горах Суншань, богатых легендами и памятными местами, располагается знаменитый Шаолиньский монастырь – место рождения буддийской школы Чань и центр буддийских боевых искусств. В получасе ходьбы от знаменитой обители находится один из самых больших даосских храмов в Китае – «Храм Срединного холма» (Чжунъюэмяо).

Горный массив Суншань делится на две части – «Большое горное убежище» (Дашишань) и «Малое горное убежище» (Шаошишань), где у подножья пика Укуншань и расположился небольшой монастырь Шаолиньсы.

У ИСТОКОВ ШАОЛИНЬСКОЙ ЛЕГЕНДЫ

Внимание! Для прослушивания передач МРК вы можете использовать проигрыватель Media Player скачать аудиофайл

Говорит МРК! В эфире передача «Китайская цивилизация». С вами ведущая Синьчан.

В знаменитой современной книге про ушу «Секреты шаолиньской школы кулачного искусства» написано: «В Китае существовали Южный и Северный Шаолинь. Один в Чжунчжоу (территория нынешней провинции Хэнань), другой – в Миньчжун (территория нынешней провинции Фуцзянь)». Северный Шаолинь находится у подножья горы Суншань уезда Дэнфэн провинции Хэнань. Это место знаменито во всем мире. Южный Шаолинь в свою очередь, находился в провинции Фуцзянь, по прошествии сотен лет, сохранился только в народных легендах, а сам монастырь уже давно исчез с лица земли. Таким образом, чтобы докопаться до истоков легенд, связанных с ушу и шаолиньской культурой, повсюду в провинции Фуцзянь начались поиски руин Южного шаолиньского монастыря.

Чем дальше продвигались поиски, в тем больше разных местах находили возможные руины монастыря, например: в городах Цюаньчжоу, Путянь, уезде Сянью, и других местах. Продолжительные «споры насчет Южного Шаолиня» затянулась в местности Миньчжун надолго.

До этого наставник 33-го поколения Северного Шаолиня Ши Юншоу, получил от своего учителя поручение – отыскать Южный Шаолинь. В течение 20 лет он искал этот монастырь. Найти Южный монастырь стало для него самым сокровенным желанием. В 1987 году Ши Юншоу в одиночку прибыл в Миньчжун. В городе Фуцин, уездах Лоюань, Миньхоу, Чанлэ и других местах он проделал долгий путь в поисках Южного Шаолиня. В конце концов, он сделал вывод: вероятность того, что монастырь находился в городе Фуцин самая высокая. После этого Ши Юншоу поселился в монастыре Шичжусы, находящегося в поселке Дунчжан города Фуцин. Три месяца он проводил поиски в окрестностях, но в результате, так и не смог найти никаких следов Южного Шаолиня.

Спустя несколько лет, литераторы и историки города Фуцин Чэнь Гуанхуа, Юй Дачжу и Юй Чантун тоже приехали в поселок Дунчжан в поисках Южного Шаолиня. Результат оказался неожиданным. Им удалось обнаружить еще одни предполагаемые руины, остатки Южного Шаолиня. Таким образом, Фуцин стал четвертым городом в местности Миньчжун, в котором были найдены предполагаемые руины Южного Шаолиня. Вопрос насчет местонахождения Южного Шаолиня еще более усложнился.

В 40 километрах к северу от Фуцина тоже расположены предполагаемые руины Южного шаолиньского монастыря.

В начале июня 1993 года, благодаря тому, что в изданной в 20-ые годы Китайской Республики «Полной карте уезда Фуцин» Чэнь Гуанхуа, Юй Дачжу и Юй Чантун нашли обозначение месторасположения Шаолиня, они приехали в поселок Дунчжан, уезда Фуцин. К своему большому удивлению они обнаружили, что в этой горной деревушке есть не только монастырь под названием Шаолинь, но и мост и ручей с таким же названием.

В обед, когда Юй Дачжу случайно встретил директора местной начальной школы, тот рассказал им, что он обнаружил много древних иероглифов на каменном мосту, среди них, как ему кажется, были и иероглифы, похожие на «Шаолинь».

Почетный председатель Ассоциации работников в сфере народной литературы и искусства города Фуцин Юй Дачжу вспоминал: «Даже не доев свой обед, мы втроем опять пошли туда. Мы начали и отчищать место, где, предположительно, находилась подпись. Действительно, вскоре мы увидели на нем «Шао Линь Юань» — эти три иероглифа».

Тайна была почти раскрыта. Трое ученых немного не могли поверить тому, что открылось перед их глазами. Для того, чтобы найти больше научных доказательств и на основании предложений многих китайских и иностранных ученых, город Фуцин решил подать заявку на проведение археологических исследований.

В июле 1995 года получив утверждение Государственного управления по делам памятников культуры, провинция Фуцзянь и город Фучжоу совместными усилиями организовали археологическую команду, которая прибыла на руины Шаолиня в Фуцине. На этом, заросшем бурьяном участке земли, они в течение полутора лет проводили раскопки.

Археологи раскопали более 5 тысяч квадратных метров руин монастыря, обнаружили его 9 платформ и остатки сооружений, соответствующих размеров. А также, они нашли более 20 фарфоровых изделий, на которых было написано «Шаолинь», «для использования в шаолиньском монастыре», «небесный владыка Шаолиня» и другие похожие надписи. Кроме того, вокруг руин монастыря археологи обнаружили сотни других реликтов, таких как: каменные ступы, корыта, надгробные памятники, а также каменные чаши и мосты, на которых было высечено «Шаолиньский монах-отшельник . », «Шаолиньский аскет…».

На основании этих археологических находок, записей в исторических источниках, а также других факторов, шаолиньский монастырь в Фуцине, несомненно, можно было считать легендарным «Южным Шаолинем». Все были этому чрезвычайно рады, ведь они убедились, что уже нашли те загадочные руины Южного Шаолиня.

Руины Южного Шаолиня в Фуцине по ландшафту, геомантии монастыря и культурному содержанию были поразительно похожи на Шаолинь на горе Суншань. Северный Шаолинь находится на вершине Ужуфэн горы Северный Суншань, Южный Шаолинь – на вершине Улаофэн горы Южный Суншань. Вершины двух гор абсолютно похожи. Северную Суншань также называют «лотосом девяти треножников», южную Суншань – «горой девяти лотосов». И в северном и в южном шаолиньских монастырях на участке передних 50 метров протекает ручей по названию Шаолинь, через который перекинут мост по названию Шаолинь.

По преданию, более тысячи лет назад, шаолиньский монастырь на горе Суншань отправил монаха соорудить в Фуцзяне филиал Храма. Говорят, масштабы этого монастыря в Фуцзяне были огромными, там жило большое количество монахов. В нем, так же, как и в монастыре на Суншань вместе оттачивались и буддийские практики, и мастерство боя.

Монахи Южного Шаолиня особенности стиля «южный кулак» смешали с северным шаолиньским кунфу и, таким образом создали знаменитый во всем мире южно-шаолиньскую школу кулачного искусства. Впоследствии два Шаолиня – Южный и Северный пользовались равной популярностью и славой. В буддийских и боевых кругах Китая их называли «Южный Шаолинь» и «Северный Шаолинь».

Когда в Фуцине уже готовились соорудить новый Шаолиньсы, некоторые ученые подняли еще один вопрос: в Фуцине нашли «Шаолиньюань», а не «Шаолиньсы». Поэтому нельзя утверждать, что именно эти руины и являются остатками Южного «Шаолиня». Такое сомнение они выдвинули насчет истинности истории Шаолиня в Фуцине. Опять некоторые ученые поставили под сомнение вопрос о том, что у Фуцина недостаточно материала, чтобы доказать связь между местным Шаолиньем и ушу. А также, что имеющихся в наличии свидетельств не достаточно, чтобы доказать происхождение «шаолиньского боевого искусства Миньчжун из фуцинского Шаолиня».

На самом деле, нельзя сказать, что у жителей Фуцина не было интереса к боевым искусствам. До 1949 года, во многих деревнях и селах были свои школы ушу. Люди, занимавшиеся ушу, шли по разным жизненным путям: одни шли охранниками или наемниками, другие создавали свои банды. После провозглашения Нового Китая, учитывая особенные исторические причины, местные люди уже не стремились добыть славу мастеров боевых искусств. Поэтому, естественно, культура ушу в поселках и селах постепенно пришла в упадок. В настоящее время, под воздействием бурных исследований руин Южного Шаолиня как китайскими, так и иностранными учеными, а также теле- и кино-продукции, в Фуцине и его окрестностях опять простые люди начали заниматься боевыми искусствами.

Ссылка на основную публикацию