ТРИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА | Karate-krs.ru

ТРИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

Три состояния организма

Чтобы легче было ориентироваться во всем многообразии психических состояний, которые наблюдаются в спорте, особенно в «большом спорте», все это многообразие удобнее всего подразделить на три основные категории: норма, психическая патология и мобилизованное состояние организма.

Норма – это такое состояние организма, при котором все органы и системы успешно функционируют согласно законам природы: мозг мыслит логично; сердечнососудистая система, благодаря хорошей работе здорового сердца, а также артериальных и венозных сосудов, обеспечивает высокое качество кровообращения; легкие легко и свободно вдыхают воздух с его кислородом и выдыхают излишний углекислый газ; желудочно–кишечный тракт полностью перерабатывает съеденные продукты; печень надежно обеззараживает ядовитые соединения и т.д.

Таким образом, речь идет о качественном функционировании всех органов и систем, которое осуществляется при обычном, нормальном, не напряженном режиме жизнедеятельности организма, обеспечивающего, в частности, высокопродуктивную работу психического аппарата – головного мозга.

Психическая патология

Это – группа болезненных отклонений от психической нормы. Термин «патология» произошел от древнегреческого слова «патос», означавшего «страдание». Причин для возникновения всевозможных страданий в современном спорте более чем достаточно. Однако нужно сразу сказать, что развивающиеся при этом патологические состояния лишь в редких случаях достигают такой остроты и тяжести, при которых требуется специальная психотерапевтическая помощь, тем более в условиях стационара.

Психопатологические проявления, наблюдаемые у спортсменов и тренеров, чаще всего весьма тонкие, своеобразные, а их симптоматика определяется спецификой спортивной деятельности. Например, стрелок перестает «жать палец», прыгун теряет «момент отталкивания», у пловца пропадает «чувство воды», боксер перестает «доставать соперника». Один борец перед соревнованием не может спать, другой теряет аппетит или, наоборот, страдает от «волчьего» голода. Один тренер, предвидя поражение, начинает раскачиваться из стороны в сторону, другой, несмотря на то, что находится в поле зрения телевизионных камер, страдая, судорожно курит одну сигарету за другой и т.п.

Нужно хорошо уяснить, что все подобные отклонения от нормы связаны в первую очередь с нарушениями в психическом аппарате, в головном мозге. Они могут быть кратковременными и пройти сами по себе, но могут и зафиксироваться надолго. Однако при этом, как правило, нет поражения глубоких психических механизмов, определяющих сущность личности человека, – он остается психически нормальным в общепринятом значении этих слов.

Если с подобными отклонениями от нормы обратиться за помощью к психотерапевту из общей медицинской сети, тот не сочтет человека больным в том смысле, в каком считаются больными люди, нуждающиеся в специальной психотерапевтической помощи. Тем не менее, налицо явно патологические, но определяемые спецификой спорта, отклонения от нормы, которые мешают спортсменам и тренерам успешно заниматься своим профессиональным делом.

Мобилизованное состояние организма

Для этого состояния характерно высокоактивное функционирование тех органов и систем, которым предстоит осуществить какую–либо очень трудную деятельность, например, показать рекордный результат или выиграть соревнование. Решение подобных трудных задач, специфичных для спорта, требует включения в высочайшую активность соответствующих резервных сил организма, что никогда не наблюдается при его обычном нормальном состоянии.

Говоря о психической мобилизации, необходимо уточнить следующее обстоятельство. Хотя пусковые механизмы, включающие организм как в патологическое, так и в мобилизационное состояние, а также обеспечивающие норму, находятся в психическом аппарате спортсменов и тренеров (в их головном мозге) тем не менее, правомернее говорить не о чисто психических, а о психофизических состояниях.

Связь между психическим и физическим состоянием

«Психика» и «физика», мозг и тело у действующего человека настолько тесно взаимосвязаны, что лишь в редких случаях можно констатировать их, так сказать, раздельное функционирование. Например, боксер в преддверии настоящего боя поставил перед собой задачу – быть предельно агрессивным в бою.

Если вслед за таким «самоприказом» у него не начнет мощнее биться сердце, не углубится дыхание, мышцы не станут более работоспособными, в крови не увеличится количество норадреналина и глюкозы, не обострятся зрение и слух, не активируется деятельность других систем организма, то поставленная психическая задача, не «поддержанная» физическим состоянием организма, просто не сможет быть реализованной. Вот почему в дальнейшем будет использоваться, как правило, термин «психофизическое» а не «психическое», состояние организма.

Практика показывает, что данная схема значительно облегчает ориентировку в тех многочисленных и разнообразных психофизических состояниях, которые наблюдаются у спортсменов и тренеров в процессе учебно–тренировочных занятий и во время соревновательной борьбы.

Записаться на прием Вы можете по телефону: (499) 940-07-34 или через online форму, а также задать интересующий Вас вопрос.

Читать онлайн книгу

Три состояния организма

Условия, в которых проходит современный рукопашный бой предьявляют повышенные требования к точности выполнения как конкретных двигательных действий, так и умственных операций. Для соответствия этим условиям, рукопашник должен уметь владеть не только своим телом, но и психикой, сознательно регулировать свое поведение в экстремальных условиях. Сознательное управление своим поведением и своими действиями характеризуется многими психологическими особенностями. Большие трудности возникают при котроле за эмоциональными состояниями. Эмоциональные состояния представляют собой интегральные психофизиологические явления, при которых возникают многообразные изменения в протекании процессов, управляемых корой головного мозга. Эмоции возникают под воздействием внешних или внутренних раздражений непреднамеренно, как акт первичного переживания.

Учитывая специфику профессионально-прикладной деятельности бойца-рукопашника, применительно к рукопашному бою более всего подходит классификация психических состояний, предложенная отечественным психологом А. В. Алексеевым. А. В. Алексеев выделяет три группы, или категории психических состояний: нормальное, патологическое и мобилизационное.

Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, удобнее всего, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные группы.

Первая группа — норма. Норма — это такое состояние организма, при котором все органы и системы функционируют вполне успешно согласно законам природы: мозг мыслит логично, сердечно-сосудистая система, благодаря хорошей работе здорового сердца, а также артериальных и венозных сосудов, обеспечивает высокое качество кровообращения, легкие легко и свободно вдыхают воздух с его кислородом и выдыхают излишний углекислый газ, желудочно-кишечный тракт полностью перерабатывает съеденные продукты, печень надежно обеззараживает ядовитые соединения и т. д. Таким образом, речь идет о качественном функционировании всех органов и систем, которое осуществляется при обычном, при нормальном, не напряженном режиме жизнедеятельности организма, обеспечивающего, в частности, высокопродуктивную работу и психического аппарата — головного мозга.

Вторая группа — болезненные отклонения от психической нормы. Или, другими словами, психическая патология. Термин «патология» произошел от древнегреческого слова «патос», означавшего «страдание». Причин для возникновения всевозможных страданий в современном мире более чем достаточно. Однако надо сразу же сказать, что развивающиеся при этом патологические состояния лишь в редких случаях достигают такой остроты и тяжести, при которых требуется специальная психотерапевтическая помощь.

Психологические проявления, наблюдаемые у рукопашников, чаще всего весьма тонкие, своеобразные, а их симптоматика определяется спецификой профессионально-прикладной деятельности.

Надо хорошо уяснить, что все подобные отклонения от нормы, связаны, в первую очередь, с нарушениями в психическом аппарате в головном мозге. Они могут быть кратковременными и пройти сами по себе, но могут и зафиксироваться надолго. Однако при этом нет, как правило, поражения глубоких психических механизмов, определяющих сущность личности человека — он остается психически нормальным в общепринятом значении этих слов. Поэтому, если с подобными отклонениями от нормы обратиться за помощью к психотерапевту в общей медицинской сети, тот не сочтет обратившегося больным в том смысле, в каком считаются больными люди, нуждающиеся в специальной психотерапевтической помощи. А тем не менее налицо явно патологические, но определяемые спецификой деятельности, отклонения от нормы, мешающие рукопашникам успешно заниматься своим профессиональным делом.

«Психика» и «физика», мозг и тело у действующего человека настолько тесно взаимосвязаны, что лишь в редких случаях можно констатировать их, так сказать, раздельное функционирование.

Третья группамобилизованное состояние организма. Для него характерно высокоактивное функционирование тех органов и систем, которым предстоит осуществить какую-либо очень трудную деятельность, например, показать нужный результат или выиграть бой. Решение подобных трудных задач, специфичных для рукопашного боя, требует включения в высочайшую активность соответствующих резервных сил организма, что никогда не наблюдается при его обычном нормальном состоянии.

Говоря о психической моболизации, необходимо уточнить следующее обстоятельство. Хотя пусковые механизмы, включающие организм как в патологическое, так и в мобилизационное состояние, а также обеспечивающие норму, находятся в психическом аппарате рукопашников, в их головном мозге, тем не менее правомернее говорить не о чисто психических, а о психофизических состояниях.

Например, рукопашник в преддверии боя поставил перед собой задачу — быть в бою предельно агрессивным. Если вслед за таким «самоприказом» у него не начнет мощнее биться сердце, не углубится дыхание, мышцы не станут более работоспособными, в крови не увеличится количество норадреналина и глюкозы, не обострятся зрение и слух, не активизируется деятельность других систем организма, то поставленная психическая задача, не «поддержанная» физическим состоянием организма, просто не сможет быть реализованной. Вот почему в дальнейшем будет использоваться, как правило, термин «психофизическое», а не «психическое» состояние организма.

Итак, мы познакомились с тремя основными группами психофизических состояний, наблюдаемых при занятиях рукопашным боем, это нормальное, патологическое и мобилизованное состояния. Приводится простая схема, иллюстрирующая это положение.

Практика показывает, что данная схема значительно облегчает ориентировку в тех многочисленных и разнообразных психофизических состояниях, которые наблюдаются у рукопашников в процессе учебно-тренировочных занятий и во время профессиональной деятельности. О ремобилизации как об особой задаче, ставшей весьма актуальной в последние десятилетия, будет рассказано несколько ниже.

Начнем подробный анализ каждого из трех психофизических состояний, согласно приведенной схеме снизу вверх — с патологии.

ТРИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, удобнее всего, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные группы.

Первая группа — норма. Норма — это такое состояние организма, при котором все органы и системы функционируют вполне успешно согласно законам природы: мозг мыслит логично, сердечно‑сосудистая система, благодаря хорошей работе здорового сердца, а также артериальных и венозных сосудов, обеспечивает высокое качество кровообращения, легкие легко и свободно вдыхают воздух с его кислородом и выдыхают излишний углекислый газ, желудочно‑кишечный тракт полностью перерабатывает съеденные продукты, печень надежно обеззараживает ядовитые соединения и т.д. Таким образом, речь идет о качественном функционировании всех органов и систем, которое осуществляется при обычном, при нормальном, не напряженном режиме жизнедеятельности организма, обеспечивающего, в частности, высокопродуктивную работу и психического аппарата — головного мозга.

Вторая группа — болезненные отклонения от психической нормы. Или, другими словами, психическая патология. Термин «патология» произошел от древнегреческого слова «патос», означавшего «страдание» . Причин для возникновения всевозможных страданий в современном мире более чем достаточно. Однако надо сразу же сказать, что развивающиеся при этом патологические состояния лишь в редких случаях достигают такой остроты и тяжести, при которых требуется специальная психотерапевтическая помощь.

Психологические проявления, наблюдаемые у рукопашников, чаще всего весьма тонкие, своеобразые, а их симптоматика определяется спецификой профессионально‑прикладной деятельности.

Надо хорошо уяснить, что все подобные отклонения от нормы, связаны, в первую очередь, с нарушениями в психическом аппарате в головном мозге. Они могут быть кратковременными и пройти сами по себе, но могут и зафиксироваться надолго. Однако при этом нет, как правило, поражения глубоких психических механизмов, определяющих сущность личности человека — он остается психически нормальным в общепринятом значении этих слов. Поэтому, если с подобными отклонениями от нормы обратиться за помощью к психотерапевту в общей медицинской сети, тот не сочтет обратившегося больным в том смысле, в каком считаются больными люди, нуждающиеся в специальной психотерапевтической помощи. А тем не менее налицо явно патологические, но определяемые спецификой деятельности, отклонения от нормы, мешающие рукопашникам успешно заниматься своим профессиональным делом.

Третья группа — мобилизованное состояние организма. Для него характерно высокоактивное функционирование тех органов и систем, которым предстоит осуществить какую‑либо очень трудную деятельность, например, показать нужный результат или выиграть бой. Решение подобных трудных задач, специфичных для рукопашного боя, требует включения в высочайшую активность соответствующих резервных сил организма, что никогда не наблюдается при его обычном нормальном состоянии.

Говоря о психической мобилизации, необходимо уточнить следующее обстоятельство. Хотя пусковые механизмы, включающие организм как в патологическое, так и в мобилизационное состояние, а также обеспечивающие норму, находятся в психическом аппарате рукопашников, в их головном мозге, тем не менее правомернее говорить не о чисто психических, а о психофизических состояниях.

Например, рукопашник в преддверии боя поставил перед собой задачу — быть в бою предельно агрессивным. Если вслед за таким «самоприказом» у него не начнет мощнее биться сердце, не углубится дыхание, мышцы не станут более работоспособными, в крови не увеличится количество норадреналина и глюкозы, не обострятся зрение и слух, не активизируется деятельность других систем организма, то поставленная психическая задача, не «поддержанная» физическим состоянием организма, просто не сможет быть реализованной. Вот почему в дальнейшем будет использоваться, как правило, термин «психофизическое», а не «психическое» состояние организма.

Итак, мы познакомились с тремя основными группами психофизических состояний, наблюдаемых при занятиях рукопашным боем, это нормальное, патологическое и мобилизованное состояния. Приводится простая схема, иллюстрирующая это положение.

Практика показывает, что данная схема значительно облегчает ориентировку в тех многочисленных и разнообразных психофизических состояниях, которые наблюдаются у рукопашников в процессе учебно‑тренировочных занятий и во время профессиональной деятельности. О ремобилизации как об особой задаче, ставшей весьма актуальной в последние десятилетия, будет рассказано несколько ниже.

Начнем подробный анализ каждого из трех психофизических состояний, согласно приведенной схеме снизу вверх — с патологии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ТРИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

ТРИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, которые наблюдаются в спорте, особенно в «большом спорте», удобнее всего, на мой взгляд, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные группы.

Первая группа – норма. Не вдаваясь в научные формулировки и дискуссии о том, что такое норма, охарактеризую ее просто. Норма – это такое состояние организма, при котором все органы и системы функционируют вполне успешно согласно законам природы: мозг мыслит логично, сердечно-сосудистая система, благодаря хорошей работе здорового сердца, а такие артериальных и венозных сосудов, обеспечивает высокое качество кровообращения, легкие легко и свободно вдыхают воздух с его кислородом и выдыхают излишний углекислый газ, желудочно-кишечный тракт полностью перерабатывает съеденные продукты, печень надежно обеззараживает ядовитые соединения и т. д. Таким образом, речь идет о качественном функционировании всех органов и систем, которое осуществляется при обычном, при нормальном, не напряженном режиме жизнедеятельности организма, обеспечивающего, в частности, высокопродуктивную работу и психического аппарата – головного мозга.

Вторая группа – болезненные отклонения от психической нормы. Или, другими словами, психическая патология. Термин «патология» произошел от древнегреческого слова «патос», означавшего «страдание». Причин для возникновения всевозможных страданий в современном спорте более чем достаточно. Однако надо сразу же сказать, что развивающиеся при этом патологические состояния лишь в редких случаях достигают такой остроты и тяжести, при которых требуется специальная психотерапевтическая помощь, тем более в условиях стационара. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что Всемирная организация здравоохранения при Организации Объединенных Наций (BOS при ООН) время от времени, в соответствии с развитием медицины, публикует классификации всех существующих заболеваний. Каждая очередная классификация именуется «пересмотром». Так вот, в соответствии с последним, 9-м пересмотром «Международной классификации психических заболеваний», в ее подразделе, освещающем так называемые «пограничные состояния», никак не обозначены также психические отклонения от нормы, которые специфичны для спортивной деятельности.

Правда, ряд отклонений от нормы, наблюдаемых в спортивной среде можно было бы отнести в такие пункты 9-го пересмотра, как, например, «фобии невротические» или «депрессивный и ипохондрический неврозы». Но все же фобии и другие невротические состояния, с которыми врачи имеют дело в общей больничной сети, во многом отличаются по содержанию и динамике от схожих нарушений, наблюдаемых у спортсменов. А с какими пунктами связать столь нередкую «стартовую лихорадку»? Или те психические отклонения, которые проявляются в потере способности делать точные движения? Этим и многим другим нарушениям, специфичным для спорта, просто нет места в данном пересмотре.

Поэтому в дальнейшем, те психические отклонения от нормы, которые встречаются в спортивной среде наиболее часто, здесь будут систематизированы не в соответствии с классификацией ВОЗа, а так, как подсказывает немалый опыт моих коллег и мой собственный.

Психопатологические проявления, наблюдаемые у спортсменов и тренеров, чаще всего весьма тонкие, своеобразные, а их симптоматика определяется спецификой спортивной деятельности. Например, стрелка перестает «жать палец», прыгун теряет «момент отталкивания», у пловца пропадает «чувство воды», боксер перестает доставать соперника», у одного борца перед соревнованием почти пропадает сон, другой теряет аппетит или, наоборот, страдает от «волчьего» голода. Один тренер, предвидя поражение, начинает раскачиваться из стороны в сторону, другой, несмотря на то, что находится в поле зрения телевизионных камер, страдая, судорожно, курит одну сигарету за другой и т. п.

Надо хорошо уяснить, что все подобные отклонения от нормы связаны, в первую очередь, с нарушениями в психическом аппарате, в головном мозге. Они могут быть кратковременными и пройти сами по себе, но могут и зафиксироваться надолго. Однако при этом нет, как правило, поражения глубоких психических механизмов, определяющих сущность личности человека – он остается психически нормальным в общепринятом значении этих слов. Поэтому, если с подобнымиотклонениями от нормы обратиться за помощью к психотерапевту из общей медицинской сети, тот не сочтет обратившегося больным в том смысле, в каком считаются больными люди, нуждающиеся в специальной психотерапевтической помощи. А тем не менее налицо явно патологические, но определяемые спецификой спорта, отклонения от нормы, мешающие спортсменам и тренерам успешно заниматься своим профессиональным делом.

Третья группа – мобилизованное состояние организма. Для него характерно высокоактивное функционирование тех органов и систем, которым предстоит осуществить какую-либо очень трудную деятельность, например, показать рекордный результат или выиграть соревнование. Решение подобных трудных задач, специфичных для спорта, требует включения в высочайшую активность соответствующих резервных сил организма, что никогда не наблюдается при его обычном нормальном состоянии.

Говоря о психической мобилизации, необходимо уточнить следующее обстоятельство. Хотя пусковые организмы, включающие организм, как в патологическое, так и в мобилизационное состояние, а также обеспечивающие норму, находятся в психическом аппарате спортсменов и тренеров, в их головном мозге, тем не менее правомернее го-ворить не о чисто психических, а о психофизических состояниях. Ибо «психика» и «физика», мозг и тело у действующего человека настолько тесно взаимосвязаны, что лишь в редких случаях можно констатироватъ их, так сказать, раздельное функционирование. Например, боксер в преддверии настоящего боя поставил перед собой задачу – быть в бою предельно агрессивным. Если вслед за таким «самоприказом» у него не начнется мощнее биться сердце, не углубится дыхание, мыщцы не станут более работоспособными, в крови не увеличится количество норадреналина и глюкозы, не обострятся эрение и слух, не активируется деятельность других систем организма, то поставленная психическая задача, не «поддержанная» физическим состоянием организма, просто не сможет быть реализованной. Вот почему в дальнейшем будет использоваться, как правило термин «психофизическое» а не «психическое» состояние организма.

Итак, познакомились с тремя основными группами психофизических состояний, наблюдаемых при занятиях спортом, это нормальное, патологическое и мобилизованное состояния. Приводится простая схема, иллюстрирующая это положение:

Практика показывает, что данная схема значительно облегчает ориентировку в тех многочисленных и разнообразных психофизических состояниях, которые наблюдаются у спортсменов и тренеров в процессе учебно-тренировочных занятий и во время соревновательной борьбы. О ремобилизации, как об особой задаче, ставшей весьма актуальной в последние десятилетия, будет рассказано несколько ниже.

Начнем подробный анализ каждого из трех психофизических состояний, согласно приведенной схеме снизу-вверх – с патологии.

Три состояния организма

Три состояния организма

Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, удобнее всего, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные группы.

Первая группа – норма. Норма – это такое состояние организма, при котором все органы и системы функционируют вполне успешно согласно законам природы: мозг мыслит логично, сердечно-сосудистая система, благодаря хорошей работе здорового сердца, а также артериальных и венозных сосудов, обеспечивает высокое качество кровообращения, легкие легко и свободно вдыхают воздух с его кислородом и выдыхают излишний углекислый газ, желудочно-кишечный тракт полностью перерабатывает съеденные продукты, печень надежно обеззараживает ядовитые соединения и т.д. Таким образом, речь идет о качественном функционировании всех органов и систем, которое осуществляется при обычном, при нормальном, не напряженном режиме жизнедеятельности организма, обеспечивающего, в частности, высокопродуктивную работу и психического аппарата – головного мозга.

Вторая группа – болезненные отклонения от психической нормы. Или, другими словами, психическая патология. Термин «патология» произошел от древнегреческого слова «патос», означавшего «страдание». Причин для возникновения всевозможных страданий в современном мире более чем достаточно. Однако надо сразу же сказать, что развивающиеся при этом патологические состояния лишь в редких случаях достигают такой остроты и тяжести, при которых требуется специальная психотерапевтическая помощь.

Психологические проявления, наблюдаемые у рукопашников, чаще всего весьма тонкие, своеобразые, а их симптоматика определяется спецификой профессионально-прикладной деятельности.

Надо хорошо уяснить, что все подобные отклонения от нормы связаны, в первую очередь, с нарушениями в психическом аппарате в головном мозге. Они могут быть кратковременными и пройти сами по себе, но могут и зафиксироваться надолго. Однако при этом нет, как правило, поражения глубоких психических механизмов, определяющих сущность личности человека – он остается психически нормальным в общепринятом значении этих слов. Поэтому, если с подобными отклонениями от нормы обратиться за помощью к психотерапевту в общей медицинской сети, тот не сочтет обратившегося больным в том смысле, в каком считаются больными люди, нуждающиеся в специальной психотерапевтической помощи. А тем не менее налицо явно патологические, но определяемые спецификой деятельности, отклонения от нормы, мешающие рукопашникам успешно заниматься своим профессиональным делом.

Третья группа – мобилизованное состояние организма. Для него характерно высокоактивное функционирование тех органов и систем, которым предстоит осуществить какую-либо очень трудную деятельность, например, показать нужный результат или выиграть бой. Решение подобных трудных задач, специфичных для рукопашного боя, требует включения в высочайшую активность соответствующих резервных сил организма, что никогда не наблюдается при его обычном нормальном состоянии.

Говоря о психической мобилизации, необходимо уточнить следующее обстоятельство. Хотя пусковые механизмы, включающие организм как в патологическое, так и в мобилизационное состояние, а также обеспечивающие норму, находятся в психическом аппарате рукопашников, в их головном мозге, тем не менее правомернее говорить не о чисто психических, а о психофизических состояниях.

Например, рукопашник в преддверии боя поставил перед собой задачу – быть в бою предельно агрессивным. Если вслед за таким «самоприказом» у него не начнет мощнее биться сердце, не углубится дыхание, мышцы не станут более работоспособными, в крови не увеличится количество норадреналина и глюкозы, не обострятся зрение и слух, не активизируется деятельность других систем организма, то поставленная психическая задача, не «поддержанная» физическим состоянием организма, просто не сможет быть реализованной. Вот почему в дальнейшем будет использоваться, как правило, термин «психофизическое», а не «психическое» состояние организма.

Итак, мы познакомились с тремя основными группами психофизических состояний, наблюдаемых при занятиях рукопашным боем, это нормальное, патологическое и мобилизованное состояния. Приводится простая схема, иллюстрирующая это положение.

Практика показывает, что данная схема значительно облегчает ориентировку в тех многочисленных и разнообразных психофизических состояниях, которые наблюдаются у рукопашников в процессе учебно-тренировочных занятий и во время профессиональной деятельности. О ремобилизации как об особой задаче, ставшей весьма актуальной в последние десятилетия, будет рассказано несколько ниже.

Начнем подробный анализ каждого из трех психофизических состояний, согласно приведенной схеме снизу вверх – с патологии.

Каким бывает состояние организма:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: затачиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к словосочетанию «состояние организма»

Предложения со словосочетанием «состояние организма»

  • Любые отклонения влияют на функциональное состояние организма и на благополучие любой его составляющей.
  • После того, как вы «прислушались» к «голосу» вашего желудка, постарайтесь оценить общее состояние организма.
  • Всеобщая понятность и универсальность языка эмоций у всех народов мира в их речи в искусстве, распространяющиеся даже на мир животных, основаны, как нами показано (Морозов, 1977а), на закономерных связях между акустическими средствами выражения эмоций голосом и физиологическим состоянием организма, испытывающего ту или иную эмоцию.
  • (все предложения)

Значение слова «состояние»

Состоя́ние — отвлечённое понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта. (Википедия)

Значение слова «организм»

Органи́зм (позднелат. organismus от позднелат. organizo — «устраиваю», «сообщаю стройный вид», от др.-греч. ὄργανον — «орудие») — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, самоподдерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки. (Википедия)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «состояние»

Состоя́ние — отвлечённое понятие, обозначающее множество устойчивых значений переменных параметров объекта.

Значение слова «организм»

Органи́зм (позднелат. organismus от позднелат. organizo — «устраиваю», «сообщаю стройный вид», от др.-греч. ὄργανον — «орудие») — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, самоподдерживанием своего строения и организации, способностью воспроизводить их при размножении, сохраняя наследственные признаки.

Предложения со словосочетанием «состояние организма»:

Любые отклонения влияют на функциональное состояние организма и на благополучие любой его составляющей.

После того, как вы «прислушались» к «голосу» вашего желудка, постарайтесь оценить общее состояние организма.

Всеобщая понятность и универсальность языка эмоций у всех народов мира в их речи в искусстве, распространяющиеся даже на мир животных, основаны, как нами показано (Морозов, 1977а), на закономерных связях между акустическими средствами выражения эмоций голосом и физиологическим состоянием организма, испытывающего ту или иную эмоцию.

Третье состояние здоровья

От чего зависит состояние здоровья человека? Где граница между здоровьем и болезнью?

Существует так называемое третье состояние здоровья, предболезнь – пограничное состояние, когда человек уже не здоров, но еще не болен. Своевременное распознавание этого переходного процесса от нормы к патологии и коррекция выявленных изменений позволит кардинально улучшить состояние здоровья отдельного человека и всего общества.

Обычно наша медицина выделяет лишь два понятия, относящиеся к нормальному или патологическому функционированию организма человека – здоровье и болезнь. То есть в результате проведенного обследования подтверждается или исключается наличие той или иной болезни. Нет признаков патологии сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, почек, других органов – нет болезни. Констатируется, что состояние здоровья человека удовлетворительное, то есть он «практически здоров».

При этом сам обследованный и признанный здоровым может чувствовать себя совсем неважно, предъявляя массу жалоб и требуя (или, наоборот, всячески избегая, боясь «страшного диагноза») более тщательного обследования. Наверное, каждому знакомо состояние, когда здоровье вроде в порядке, а сил и желания что-либо делать нет, беспокоит непонятная усталость, не проходящая после длительного отдыха, появляются головные боли, головокружение, неприятные ощущения в различных частях тела, раздражительность, нарушение сна. В определенном проценте случаев такие симптомы могут быть первым проявлением нарушения состояния здоровья человека, признаком начала той или иной серьезной болезни, однако в большинстве случаев «патологических изменений на момент осмотра не обнаруживается».

В ход идут КТ (рентгеновская компьютерная томография), МРТ (магнитно-резонансная томография), различные ультразвуковые методы исследования, эндоскопия и лапароскопия… – а болезнь в большинстве своем так и не обнаруживается. А ведь еще в древности выделялось три состояния человека – здоровье, переходное состояние (предболезнь), болезнь. И именно в переходном состоянии здоровья человек уже чувствует, что с ним что-то не так, но современными диагностическими методами это никак не обосновывается, хотя при внимательном подходе в каждом конкретном случае можно обнаружить определенные отклонения от нормы.

В состоянии «не здоров, не болен» по статистике ВОЗ находится ¾ населения Земли. Третье состояние здоровья, предболезнь характеризуется начинающимся снижением функциональных резервов организма человека, снижением запаса прочности органов и систем. Этот переходный этап от здоровья к болезни может продолжаться годами и десятилетиями, постепенно приводя к истощению имеющихся резервов и развитию болезни. Именно третье состояние здоровья человека должно стать объектом изучения медицинской науки, ведь своевременное обнаружение имеющихся функциональных нарушений и их оперативная коррекция – залог сохранения здоровья и долголетия каждого конкретного гражданина и всего общества.

Профилактическая медицина, а не медицина «катастроф» – именно в этом направлении должна развиваться медицинская наука и практика. И не только медицина, от состояния развития которой здоровье человека зависит в наименьшей степени (всего на 10%, как утверждают аналитики).

На проблему сохранения и укрепления состояния здоровья каждого человека должно обратить серьезное внимание государство. Переориентация на пропаганду здорового образа жизни и создание условий для занятий физкультурой, возможность приобретения экологически чистой, натуральной продовольственной продукции, борьба с загрязнением воздуха и почвы, направление бюджетных средств на совершенствование, прежде всего первичной медицинской помощи, от качества оказания которой зависит раннее выявление заболеваний и организация своевременного лечения обнаруженных недугов.

Как вы думаете, в состоянии ли современная медицина повернуться лицом к «практически здоровому» человеку, а не увязать в трясине борьбы с выявленными на поздних стадиях болезнями, предлагая не излечение, а лишь временное поддержание жизни, существование на грани жизни и смерти? А ведь человеку необходимо именно нормальное состояние здоровья, а не постоянная борьба с уже возникшими недугами.

Три состояния организма

Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, удобнее всего, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные группы.

Первая группа – норма. Норма – это такое состояние организма, при котором все органы и системы функционируют вполне успешно согласно законам природы: мозг мыслит логично, сердечно‑сосудистая система, благодаря хорошей работе здорового сердца, а также артериальных и венозных сосудов, обеспечивает высокое качество кровообращения, легкие легко и свободно вдыхают воздух с его кислородом и выдыхают излишний углекислый газ, желудочно‑кишечный тракт полностью перерабатывает съеденные продукты, печень надежно обеззараживает ядовитые соединения и т.д. Таким образом, речь идет о качественном функционировании всех органов и систем, которое осуществляется при обычном, при нормальном, не напряженном режиме жизнедеятельности организма, обеспечивающего, в частности, высокопродуктивную работу и психического аппарата – головного мозга.

Вторая группа – болезненные отклонения от психической нормы. Или, другими словами, психическая патология. Термин «патология» произошел от древнегреческого слова «патос», означавшего «страдание». Причин для возникновения всевозможных страданий в современном мире более чем достаточно. Однако надо сразу же сказать, что развивающиеся при этом патологические состояния лишь в редких случаях достигают такой остроты и тяжести, при которых требуется специальная психотерапевтическая помощь.

Психологические проявления, наблюдаемые у рукопашников, чаще всего весьма тонкие, своеобразые, а их симптоматика определяется спецификой профессионально‑прикладной деятельности.

Надо хорошо уяснить, что все подобные отклонения от нормы связаны, в первую очередь, с нарушениями в психическом аппарате в головном мозге. Они могут быть кратковременными и пройти сами по себе, но могут и зафиксироваться надолго. Однако при этом нет, как правило, поражения глубоких психических механизмов, определяющих сущность личности человека – он остается психически нормальным в общепринятом значении этих слов. Поэтому, если с подобными отклонениями от нормы обратиться за помощью к психотерапевту в общей медицинской сети, тот не сочтет обратившегося больным в том смысле, в каком считаются больными люди, нуждающиеся в специальной психотерапевтической помощи. А тем не менее налицо явно патологические, но определяемые спецификой деятельности, отклонения от нормы, мешающие рукопашникам успешно заниматься своим профессиональным делом.

Третья группа – мобилизованное состояние организма. Для него характерно высокоактивное функционирование тех органов и систем, которым предстоит осуществить какую‑либо очень трудную деятельность, например, показать нужный результат или выиграть бой. Решение подобных трудных задач, специфичных для рукопашного боя, требует включения в высочайшую активность соответствующих резервных сил организма, что никогда не наблюдается при его обычном нормальном состоянии.

Говоря о психической мобилизации, необходимо уточнить следующее обстоятельство. Хотя пусковые механизмы, включающие организм как в патологическое, так и в мобилизационное состояние, а также обеспечивающие норму, находятся в психическом аппарате рукопашников, в их головном мозге, тем не менее правомернее говорить не о чисто психических, а о психофизических состояниях.

Например, рукопашник в преддверии боя поставил перед собой задачу – быть в бою предельно агрессивным. Если вслед за таким «самоприказом» у него не начнет мощнее биться сердце, не углубится дыхание, мышцы не станут более работоспособными, в крови не увеличится количество норадреналина и глюкозы, не обострятся зрение и слух, не активизируется деятельность других систем организма, то поставленная психическая задача, не «поддержанная» физическим состоянием организма, просто не сможет быть реализованной. Вот почему в дальнейшем будет использоваться, как правило, термин «психофизическое», а не «психическое» состояние организма.

Итак, мы познакомились с тремя основными группами психофизических состояний, наблюдаемых при занятиях рукопашным боем, это нормальное, патологическое и мобилизованное состояния. Приводится простая схема, иллюстрирующая это положение.

Практика показывает, что данная схема значительно облегчает ориентировку в тех многочисленных и разнообразных психофизических состояниях, которые наблюдаются у рукопашников в процессе учебно‑тренировочных занятий и во время профессиональной деятельности. О ремобилизации как об особой задаче, ставшей весьма актуальной в последние десятилетия, будет рассказано несколько ниже.

Начнем подробный анализ каждого из трех психофизических состояний, согласно приведенной схеме снизу вверх – с патологии.

Функциональное состояние организма

Как общенаучная категория понятие «состояние» применительно к организму человека означает совокупность происходящих в нем процессов, степень развития и целостности структур организма.

Какой-либо единой точки зрения на проблему состояний в настоящее время не существует, потому что исследование состояний является очень сложной задачей. Несмотря на то, что это понятие используется в различном смысле и с разной степенью обобщенности, до сих пор удовлетворительного определения его не существует. А здесь возникают первые проблемы в исследовании состояний.

Наиболее распространено представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, которые имеют динамические образования – начало, течение, конец.

Попытки дать научное определение понятия и разработать классификацию состояний неоднократно предпринимали разные авторы.

Психические состояния по Н.Д. Левитову

По мнению ученого психическое состояние представляет собой целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени. Всякое психическое состояние, считает Левитов, есть нечто целостное, своего рода синдром, например, борьба мотивов. Она рассматривается в рамках волевых процессов, но содержит в себе познавательные и эмоциональные элементы, образующие целостную структуру.

Психическое состояние на некоторое время характеризует психическую деятельность, которая всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Состояние утомления, например, своеобразно и типично, чтобы отличить его от состояния работоспособности и бодрствования.

На основании определения, Н.Д. Левитов предпринимает попытку классификации психических состояний, в то же время, отмечая, что она условна. Ученый считает, что основными классами состояний являются:

  • Состояния личностные и ситуативные. В личностных состояниях выражены индивидуальные свойства человека, а в ситуативных состояниях выражаются особенности ситуаций, вызывающие у человека нехарактерные для него реакции.
  • Состояния более глубокие и более поверхностные. Они возникают в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние, например, значительно глубже настроения;
  • Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Примером отрицательного состояния может служить апатия, а положительно влияющим на деятельность человека состоянием, является вдохновение;
  • Состояния продолжительные и кратковременные. Настроения, например, могут иметь продолжительность от нескольких минут до суток и даже нескольких дней;
  • Состояния более или менее осознанные. Несознательным психическим состоянием чаще бывает рассеянность, в то время как решительность всегда сознательна. Разный уровень осознанности может иметь утомление.

Для решения исследовательских задач классификация Н.Д. Левитова вполне приемлема, несмотря на свою объемность. Она отражает основные характеристики состояний – степень осознания, их знак, длительность и др. Недостаток классификации состоит в том, что в ней нет четкого разграничения между состояниями и психическими процессами, а это значит, что может произойти невольное смешивание отдельных понятий. Например, рассеянность ученый трактует как психическое состояние, но есть также все основания рассматривать рассеянность в качестве характеристики внимания.

Проблемы состояний по Е.П. Ильину

К рассмотрению проблем состояний ученый подходит несколько иначе, считая, что состояния, развивающиеся у человека в процессе его общественно значимой деятельности, затрагивают как психологические, так и физиологические его структуры. Чтобы отделить их от элементарных состояний возбуждения и торможения, которые развиваются на определенных уровнях регулирования, он называет их психофизиологическими.

Психофизиологические состояния, по определению Е.П. Ильина, представляют собой целостную реакцию личности на внешние и внутренние стимулы, которые направлены на достижение полезного результата. Они представляют собой особый вид состояний, связанных с психическими и физиологическими структурами человека.

Подход Е.П. Ильина имеет особую привлекательность при рассмотрении психических состояний в рамках общей проблемы адаптации человека. По его мнению, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования:

  1. Психического уровня – переживаниями;
  2. Физиологического уровня;
  3. Поведенческого уровня – мотивированное поведение.

О состоянии, имеющимся у человека можно сделать заключение только тогда, когда в любом психофизиологическом состоянии будут представлены все уровни.

В отличие от Н.Д. Левитова, Е.П. Ильин говорит о том, что исключить переживания из характеристики состояний нельзя. Они, по его мнению, занимают, ведущее место в диагностике состояния и дают возможность достоверно судить о психофизиологическом состоянии, возникшем у человека. Это говорит о том, что психологические особенности личности, по всей вероятности, играют ведущую роль в образовании психофизиологических состояний. Если это так, то механизмы регуляции психических состояний необходимо искать внутри самой личности.

В концепции Е.П. Ильина выделяется несколько основных положений:

  1. Состояние человека обуславливается воздействием факторов внешней среды и внутренних условий – структуры психического и физиологического уровня;
  2. Одна из ведущих ролей в регуляции состояний принадлежит их субъективной стороне.

Центральным звеном любой системы, считает П.К. Анохин, является результат её функционирования, т.е. системообразующий фактор, которым является адаптация.

Механизмы регуляции организма

Живой организм с точки зрения кибернетической науки рассматривается как многоуровневая, саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Поэтому, наиболее перспективно будет предположение о существовании механизмов управления и управляемых систем.

Центральная и вегетативная нервная система в этой модели будут относиться к управляющим механизмам, а все остальные системы являются управляемыми. Ключевым звеном в структуре общего функционального состояния является состояние центральной нервной системы, которая рассматривается как результат взаимодействия неспецифической и специфической активности, имеющей ряд локальных источников. Специфическая активность – это реакция на определенный внешний или внутренний стимул.

Особенность центральной нервной системы как управляющей и обеспечивающей целостность всего организма определяется её свойствами и особенностями:

  • Структурная целостность мозга. Она проявляется в способности мозговых структур брать на себя функции поврежденных отделов;
  • Наличие жестко фиксированных и относительно независимых от среды программ, которые обслуживают биоритмы;
  • Доминантная природа центральной нервной системы. Она определяет такую функцию мозга, как регуляция состояний организма и поведения.

Данные свойства дают возможность рассматривать нервную систему в качестве физиологической основы механизмов регуляции.

В функциональном состоянии выделяются две качественно различные стороны – субъективная и объективная. Субъективная сторона отражается в переживаниях субъекта и определяет особенности формирования мотивированного поведения, являясь ведущей. Объективная сторона, в свою очередь, связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуляции гомеостаза.

У всех людей, в принципе, набор функциональных состояний одинаков, потому что задан генетически. Но, есть значительные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний. Причиной того, что в одних и тех же условиях деятельности люди находятся в различных функциональных состояниях, являются различия в отношении к происходящему.

Функциональное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, общей эмоциональной направленности, от степени развития волевых качеств, от интеллектуальных характеристик и др. В функциональном состоянии, таким образом, отражаются особенности всех уровней личности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Что происходит в организме человека в каждый час суток

Читайте также

Каждый час суток по-своему отражается на людях физически и душевно. Например, никто не чувствует себя вечером так же бодро, как утром. И не имеет значения, «жаворонок» вы или «сова». Причиной тому — биологические ритмы организма.

4 утра. Наше тело получает порцию стрессового гормона — кортизона, словно бы во время сна оно «опустошило свои батареи», и эта порция необходима, чтобы мы стали работоспособны, когда пробудимся. Однако эта «инъекция» активности чревата некоторыми заболеваниями. Опасность инфаркта особенно велика в ранние утренние часы. Ощущают её и больные астмой — в этот час бронхи опасно сужены.

5 часов. Концентрация кортизона, вырабатываемого корой надпочечников, в шесть раз выше дневной. Лекарства воздействуют по-разному в определённые часы, поэтому врачи, принимая во внимание хронобиологию организма, естественные выделения гормонов, предписывают принимать в ранние часы дня большие дозы лекарства. Стандартная формула «три раза в день» уже устарела.

6 часов. Кортизон действует как внутренний будильник. Общий обмен веществ приходит в движение. Повышается уровень сахара и аминокислот в крови. Таким образом, подготавливается необходимая для рабочего дня энергия.

7 часов. После пробуждения и утреннего душа следует завтрак. Забытое правило «завтракай плотно» вновь в моде. Специалисты по вопросам питания отмечают, что за завтраком человек должен получить не менее 2000 килокалорий, чтобы похудеть. А та же порция вечером приводит к ожирению. Разгадка этого феномена кроется в хронологии работы органов пищеварения, когда до обеда они преобразуют углеводы в энергию, а вечером — в жиры.

8 часов. Железы производят большое количество гормонов. Большинство людей находятся на пути к работе. Но они ещё не окунулись целиком в повседневные заботы. Интересен с медицинской точки зрения факт, что страдающие ревматизмом особенно чувствуют ломоту в костях, потому что ощущение боли утром обостряется до предела. Плохая новость и для курильщиков: утренняя сигаретасужает в большей степени кровеносные сосуды.

9 часов. Кому назначены уколы, лучше всего пойти в процедурный кабинет, чтобы избежать повышения температуры и отёков. Организм весьма устойчив к рентгеновскому облучению. Опыты на крысах показали, что животные, подвергавшиеся большим дозам облучения в это время, жили более 120 суток. Получавшие ту же дозу, но в девять часов вечера, погибали в течение 13 часов.

10 часов. Температура тела достигла своего максимума, как и связанная с ней работоспособность. Особенно хорошо функционирует кратковременная память (в то время как долговременное запоминание стимулируют послеобеденные часы). Текст, прочитанный около 9 часов, к примеру, лучше запоминается, чем прочитанный в 15 часов. Однако он быстро стирается из памяти через неделю, чего не скажешь о тексте, прочитанном во второй половине дня. Китайские учёные считают, что в это время наши правые конечности заряжаются большим количеством энергии. Рукопожатие до обеда выглядит более энергично, нежели более позднее.

11 часов. До обеда мы исключительно работоспособны, особенно в счёте. Для школьников математика выглядит лёгкой между 9 и 12 утра и 16.30 и 18 часами. Сердце также находится в отличной форме, и если в это время проводить исследования, то некоторые сердечные заболевания окажутся незамеченными. Одновременно оно становится столь чувствительным, что в стрессовых ситуациях до обеда сердечный ритм учащается в большей степени, чем вечером.

12 часов. Происходит непрерывное повышение кислотного содержания в желудке. После утренней активности появляется потребность в отдыхе. Кто не придерживается этого правила, подвергается опасности. По статистике, те, кто может позволить себе послеобеденную дрёму, получают на 30% реже сердечный инфаркт по сравнению с теми, кто продолжает работать. Необходимость сна вызвана ослаблением кровоснабжения мозга. Кровь необходима желудку, чтобы поддержать переваривание пищи.

13 часов. Работоспособность по сравнению со средней за день понижена на 20%. Печень вырабатывает много желчи.

14 часов. Давление крови и гормональный уровень понижаются. Усталость особенно ощутима. Десятиминутного отдыха вполне достаточно для преодоления фазы усталости. Водителям вместо крепкого чая или кофе рекомендуется вздремнуть на несколько минут. При болезненных медицинских процедурах местные наркозы действуют продолжительнее и переносятся легче. Новые знания опровергают мнение о том, что приступать к операции лучше утром. То же самое относится и к зубоврачебным манипуляциям: в 14 часов наши зубы бесчувственны к боли. Врачебное обезболивание длится полчаса. Вечером его воздействие уменьшается до 19 минут, а перед обедом длится всего 12 минут. То же исследование показало, что наиболее слабо воздействуют медикаменты на зубную боль ночью.

15 часов. Желание поработать возникает с новой силой независимо от того, отдохнули вы или нет. Начинается второй пик работоспособности.

16 часов. Давление крови и кровообращение повышаются. В это время бегуны достигают отличных результатов. Тренировочный эффект особенно велик, в то время как в утренние часы он меньше. Медикаменты, повышающие кислотность, воздействуют эффективно.

17 часов. Ощущается повышение жизненных сил, дышится, как говорится, полной грудью. «На полных оборотах» работают почки и мочевой пузырь. Между 16 и 18 часами быстрее всего отрастают волосы и ногти.

18 часов. Активна поджелудочная железа. Печень относится терпимо к спиртному.

19 часов. Давление крови и пульс понижаются до такой степени, что врачи предупреждают об опасности приёма понижающих кровяное давление средств. Препараты, воздействующие на центральную нервную систему, имеют повышенный эффект.

20 часов. Содержание жиров в печени понижается, кровь в венах пульсирует учащённо. Даже самые низкие дозы антибиотиков воздействуют на организм укрепляюще (до 4 часов утра). Самое оптимальное время для приёма антибиотиков — 20 часов 32 минуты!

21 час. Не следует набивать пищей, особенно жирной, свой желудок. Она останется непереваренной до следующего утра.

22 часа. Работоспособность резко падает. В крови увеличивается количество лейкоцитов — более 12 тыс. белых кровяных телец на 1 мм, в то время как утром их количество составляет около 5 тыс. Не следует применять медикаменты во избежание побочного воздействия. С этого времени ни одной сигареты не должно быть выкурено до утра! Организму ночью очень трудно очищаться от ядов никотина.

23 часа. Обмен веществ сводится к минимуму. И вместе с ним понижаются кровяное давление, частота пульса и температура тела. Выработка кортизона прекращается. По этой причине ночью рождается в два раза больше детей, нежели днём.

24 часа. Кожа восстанавливается ночью быстрее, потому что клетки делятся быстрее, чем днём.

1 час ночи. Человек погружается в глубокий сон (за 80 лет жизни, если мы будем спать по 8 часов, то проведём в спячке около двадцати шести лет).

2 часа. Водители за рулём реагируют замедленно на оптические раздражители. Количество аварий резко повышается. Большинство людей начинает лихорадить. Тело исключительно чувствительно к холоду.

3 часа. Душевное состояние достигает самой низкой точки. Оно поддерживается гормоном мелатонином, который делает людей сонными и вялыми. (Дневной свет угнетает выработку мелатонина, поэтому днём мы активны, в хорошем настроении.) В этот час возрастает кривая самоубийств: депрессивные люди часто просыпаются в это время, настроение их резко ухудшается, под воздействием мрачных мыслей. Печень разлагает принятое вечером спиртное.

Вот так работает организм человека в определённые часы суток. Зная алгоритм поведения своего организма, можно регулировать и своё поведение. Взято из книги Виктора Борисовича Шапаря «Занимательная психология». Хотя это, конечно, не психология. Это физиология человека.

(Как на здоровье россиян влияет перевод часов, читайте здесь)

Некоторые авторы указывают, что часы активности и пассивности чередуются следующим образом:
0.00-2.00 часа – активность;
2.00-5.00 часов – спад;
5.00-9.00 часов – активность;
9.00-11.00 часов – спад;
11.00-14.00 часов – активность;
14.00-16.00 часов – спад;
16.00-18.00 часов – активность;
18.00-20.00 часов – спад;
20.00-22.00 часа – активность;
22.00-0.00 часов – спад.

Получается, с 2.00 по 5.00 крайне желательно спать. С 5.00 до 9.00 и с 11.00 до 14.00 — самые длинные периоды активности. Время действовать. Как-то это надо учитывать в распорядке дня.

Ссылка на основную публикацию