Томики-рю: неизвестное айкидо ? | Karate-krs.ru

Томики-рю: неизвестное айкидо ?

Томики-рю, а также Томики Айкидо и Сёдокан Айкидо- все это названия одного стиля айкидо, который основал мастер Кендзи Томики. Еще эта школа известна иногда как «Спортивное Айкидо», так как это единственное направление айкидо, где существуют периодические соревнования. Еще одно название0- Томики айкидо, полученное в честь своего создателя, сенсея Томики Кендзи. Этот стиль придает важнейшее значение спаррингам-рандори и спортивным соревнованиям, что сильно отличает от иных школ айкидо. В 1967 году Кендзи Томики открыл Сёдокан Айкидо додзе Хомбу в Осаке. Кэндзи Томики родился 15 марта 1900 в небольшом городе Какунодате, что в префектуре Акита. Когда ему исполнилось всего 6 лет, он уже взял боккен в руки, и через какое-то время, овладев боккэном, т.е. японским деревянным мечом, приступил к изучению. А в возрасте 10 лет, после поступления в местную школу Какунодате, он становится учеником в городском клубе Дзюдо, где и начинает изучать то боевое искусство. В ноябре 1919 он получает первый дан в дзюдо. В 1924 году он становится студентом политико-экономического отделения Университета Васэда, где во время обучения, его высокое мастерство и преданность делу занятий дзюдо, настолько были сильны, что его выбирают капитаном университетской команды по дзюдо. Через некоторое время Кэндзи Томики уже ути-дэси у основателя Дзюдо, профессора Дзигоро Кано. Благодаря своим тесным отношениям с сенсеем Кано, Томики смог свести знакомство с Морихэем Уэсибой, Основателем Айкидо. При встрече с мастером Уэсибой, Кано был настолько поражен техникой айкидо во время демонстрации Уэсибы, что предложил Морихею Уэсибе для дальнейшего обучения айкидо одного из своих лучших учеников. Этим избранным и стал Томики Кендзи. Постигая айкидо у Уэсибы на протяжении более чем десяти лет, и будучи действительно одаренным учеником, Томики становиться одним из первых ути-дэси у О’Сенсея. В 30-х годов Томики становится профессором в университете Keнгоку в Маньчжурии, которая в то время была оккупирована японцами. И хотя основное время он обучал именно дзюдо, его страсть к Айкидо не уменьшилась.

В 1940 году Томики одним из первых в мире удостаивается Восьмого Дана в Айкидо из рук Морихэя Уэсибы и начинает работу по совершенствованию своего айкидо. Прошло время, и японские войска потерпели поражение, после чего они были вынуждены уйти из Маньчжурии. Однако все японское население после капитуляции страны в августе 1945 года, жившие здесь- остались. После войны мастер Томики был арестован на 3 года. Томики проводил время в рисовании каллиграфии на земляном полу своей камеры, в размышлениях о сути боевых искусств, которым он посвятил всю свою жизнь. И даже в камере, он постоянно занимался и поддерживал отличную физическую форму. Во время своего заключения, его посетила мысль о неком синтезе между дзюдо и айкидо . Это был синтез, над развитием которого он будет заниматься всю оставшуюся жизнь. Основные идеи направления Томики были в том, чтобы применить методику подготовки по Дзюдо в Айкидо. После возвращения из Сибири в Японию, Томики вновь получает должность профессора университета Васэда. И в качестве дополнительной нагрузке к своим занятиям в Кодокане, он также становится инструктором по дзюдо в университетской команде, где 30 лет назад он уже был капитаном. В течение десяти лет, мастер, используя лучших своих учеников из клуба дзюдо университета Васеда, строит фундамент для создания школы Сёдокан Айкидо. О создании которой и объявляет в 1960 году. Главным отличием нового стиля айкидо является жёсткость, заимствованная из дзюдо, а так же сильнейшая связь Айкидо, которому обучался Кэндзи Томики в довоенные годы у Уэсибы. В 1967 году он открывает додзе Сёдокан (Shodokan dojo) как первый зал, созданный исключительно для практики Томики Айкидо. Основатель Седокана пропагандировал идею, что не существует лучшего теста на «профпригодность», чем реальная схватка. Томики-рю отличается использованием Ката в изучении и проведении соревнований, как без оружия, так и с резиновым ножом. Томики Сихан умер 25 декабря 1979 в возрасте 79 лет.Томики сэнсэй верил, что Сёдокан Айкидо станет действующим центром айкидо.Сегодня это — центральное додзё для всего мира соревновательного айкидо. Его главой является сихан Тецуро Нарияма, Главный технический директор JAA.

    ВНИМАНИЕ!

Объявляется набор в детские и взрослые группы Айкидо и Айкидзюдзюцу. Занятия ведёт Александров Дмитрий Алексеевич. 4 Дан Айкидзюдзюцу Дайто — Рю, Айкидо Айкикай. Мастер боевых искусств.

    тел. 992 87 88

Томики-рю: неизвестное айкидо ?

Название: 昭道館合気道 ( Shodoukan Aikido )

Основатель: Кэндзи Томики (富木謙治 Tomiki Kenji, 15 марта, 1900 — 25 декабря, 1979)

Учителями Кэндзи Томики, создателя данного стиля, были основатель айкидо Морихей Уэсиба и дзюдо Дзигоро Кано, что повлияло на сложение системы, по сути ставшей синтезом айкидо и дзюдо.

В 1927—34 гг., по рекомендации Кано, Томики практиковал дзю-дзюцу, с элементами будущего айкидо, под руководством мастера Уэсиба Морихэя. В 1934—40 гг. Томики находился в Маньчжурии. Вернувшись в Японию, он в 1940 г. первым среди учеников Уэсиба получил от учителя степень 8-й дан.

В том же году Томики попытался создать свой собственный стиль боевого искусства, чтобы объединить в нем учение обоих мастеров — Кано и Уэсиба. Основная его идея заключалась в том, чтобы применять технику айки-дзюцу (использовать инерцию движения противника) на дальней дистанции; технику дзюдо (захваты, болевые приемы, броски и удушения) на ближней дистанции. Однако реально дело тогда ограничилось созданием нового ката самозащиты, введеного Томики в дзюдо (Госиндзю-цуно ката). В 1945 г. мастер Томики снова уехал в Маньчжурию и оказался в советском плену. На родину он вернулся три года спустя.

О создании своего собственного стиля Томики Кэндзи официально объявил в 1960 г. Наиболее примечательными его особенностями стали две вещи. Во-первых, именно Томики первым в мире начал использовать на тренировках резиновые ножи вместо деревянных и боевых. В момент удара они гнутся, не причиняя вреда сопернику, но при этом сохраняется общая динамика реального боя. Во-вторых, он решительно ввел практику соревнований.

Особенности стиля

Определяющим отличием от классического айкидо является большая жёсткость стиля, пришедшая из дзюдо и связанная с тем, что Кэндзи Томики принадлежал к довоенному поколению учеников Уэсибы, воспринявшему его идеи еще до того, как О-Сэнсей стал «смягчать» изобретённое им айкидо, ведя его по дороге к пути мира и гармонии.

Отличительными особенностями Томики-рю являются:

  • наличие спортивного аспекта (в том числе спортивных чемпионатов), игнорируемого в обычном айкидо;
  • томики-рю является не только системой защиты, но также и системой нападения, что неприемлемо для классического айкидо;
  • преподавание по системе, сходной с дзюдо (это связано с тем, что Кэндзи Томики начинал свое приобщение к боевым искусствам без оружия с Кодокан Дзюдо);
  • Большее внимание в работе с оружием (в том числе работа с мечом по традиционной школе Касима Син-рю).

В стиле Томики-рю соревнования включают следующие разделы:

— Вольный бой с одним, двумя, тремя безоружными противниками (2 раунда по 3 минуты);
— Вольный бой с одним, двумя, тремя противниками, вооруженными резиновыми кинжалами (2 раунда по 2 минуты);
— Обусловленный спарринг с вооруженным противником;
— Вольный бой с одним противником, вооруженным резиновым кинжалом, на три касания «клинком», и на одно касание.

Что касается техники, то ученики могут бросать противника, душить, делать ему подножки, болевые рычаги и выкручивания. Запрещается наносить удары ногами (ноги предназначены для быстрых передвижений) и руками (вместо ударов используются толчки).

Томики широко представил результаты своих теоретических изысканий во множестве книг и эссе. У него появились последователи в Японии и за границей, которые включают соревнование в практику обучения Айкидо. Однако подход Томики к анализу сути Айкидо был категорически отвергнут практически всем сообществом Айкидо, которое посчитало, что его теория выхолащивает этическое учение О-Сэнсэя.

Стиль Томики-рю популярен, кроме Японии, в США (глава стиля в этой стране Когурэ Хираоки), в Великобритани (Эхара Тэцу) и во Франции (Цутия Сатору).

Томики-рю: неизвестное айкидо ?

Говорят, что история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй как комедия. Мир боевых искусств, столь многогранный и непостижимый, похоже, испытал ту же эволюцию.

Судите сами. Из эффективного оружия самозащиты буддийских монахов, Шаолинь сы-цюань превратился в спортивно-показательное ушу. Смертельно опасное Окинава-тэ, имевшее девизом «одним ударом — наповал», превратилось во многостилевое каратэ, больше напоминающее гимнастику (последнее «изобретение» некой японки — каратэбика, смесь каратэ и аэробики для женщин). Некогда жесткое, костоломное, смертельно опасное для врагов дзю-дзюцу сейчас превратилось в спортивное дзюдо, которое эффективно, увы, лишь на татами. Древнее боевое искусство Японии, агрессивное и жестокое айки-дзюцу со временем стало изящным айкидо, больше напоминающим танец, чем боевое искусство.

Что это — результат развития огнестрельного оружия, сделавшего невидимое оружие почти бесполезным или торжество гуманизма, проповедывающего мирное разрешение конфликтов и осуждающего насилие? Кроме того, нынешнее развитие науки и техники привело к тому, что человек обленился, стал мало двигаться : для передвижений создал машину, для развлечений — телевизор.

А может истинная причина кроется в нашей психологии, в том, что люди разучились убивать, и когда оказываются перед выбором, то предпочитают быть убитыми. И поэтому занимаются спортом, а не боевыми искусствами, тренируют в лучшем случае тело, но не дух. Вспомним слова поэта:

«Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри — не вы.»

Мнение классика не потеряло актуальности до сих пор, наверное поэтому полнятся криминальные сводки сообщениями об убийствах и безнаказанном насилии.

Не вступая в противоречие с идеями добра и гуманизма, попытаюсь рассказать об одном стиле истинного Будо, которое на территории бывшего СССР известно очень мало.

Когда знакомишься с информацией об айкидо, удивляет почти полное отсутствие сведений о стиле Томики айкидо, кроме следующего: «Кэндзи Томики, профессор токийского университета Васэда, соединив айкидо и дзюдо, создал спортивный стиль айкидо». Все! Кроме этого — ничего больше. Известно лишь, что в мире традиционного айкидо данное направление не приветствуется, ибо спортивные состязания противоречат воинскому духу и философским идеям отца-основателя Уэсибы. Вызывает также удивление скудная Учебные Фильмы этого стиля. Например, в каталогах таких популярных журналов, как «Блэк Бэлт», «Инсайд кунг-фу», «Каратэ кунг-фу иллюстрейтед» и др. можно найти лишь два названия книги и одно название видеокассеты, дающих технику Томики-рю, что составляет примерно 1 : 30 в сравнении с иными видами боевых искусств. Создается впечатление, что Томики-рю либо мало распространено, либо искусственно загнано в неизвестность.

Однако, что же было в действительности? Из той информации, которую удалось получить автору, следует, что Кэндзи Томики родился в 1900 г., в 1920 — 26 гг. изучал дзюдо и его успехи были столь велики, что он вскоре получил 5-й дан дзюдо, высший в то время в школе Дзигоро Кано, а затем стал профессором дзюдо и в числе 6 человек имел 10-й дан этой боевой системы. Овладев в совершенстве дзюдо, Томики, по рекомендации самого Кано начал заниматься айкидо.

Здесь следует сделать маленькое отступление, дабы лучше уяснить, каким образом пересеклись пути айкидо и дзюдо. С системой Такэда-рю айки-дзюцу Дзигаро Кано был знаком давно, еще с тех пор, когда принял в Кодокан самого талантливого из своих учеников Сайго Сиро, изучившего данное воинское искусство. Именно он стал победителем на соревнованиях между соперничавшими школами дзюдо и дзюдзюцу, применив технику айки-дзюцу, в частности свой любимый прием «Яма-Араси» (Горный вихрь) и разгромив всех противников. Это было нечестно, ибо выставив Сайго Сиро на поединок, Кано изначально знал, что победа его школе обеспечена.

Невероятно, но факт, в средневековой феодальной Японии с представителями семейной школы Такэда, о которой в общем-то знали лишь понаслышке, не рисковали сталкиваться лучшие мастера самых разных стилей Будо!

Но, как говорится, победителей не судят. Сделав дзюдо ведущей школой, Кано окончательно убрал из своей системы все опасные броски и удары, превратив ее в систему физического воспитания личности. Однако когда в 1927 г. появилась школа М. Уэсибы, она создала явную угрозу популярности дзюдо, ведь она была несравненно эффективней в техническом плане, к тому же не последнее место в ней занимала методика воспитания духа. Рассказывают, что однажды Кано приехал, чтобы лично увидеть то, о чем так восторженно отзывались многие специалисты боевых искусств. Когда он увидел Уэсибу в работе, то сказал : «Это и есть мое идеальное Будо. Скажу честно, рад был бы принять Уэсибу в мой Кодокан. Но он такой большой мастер, что это просто невозможно. Однако желаю, чтобы Уэсиба обучал некоторых их моих наиболее способных учеников». Сейчас трудно судить о правдоподобности этой истории, зато известен исторический факт — никто из учеников Кано, пришедших в Айкидо (Мурасигэ, Мотидзуки, Томики, Тохэй) не вернулись больше в Кодокан.

Томики-рю — Shodokan Aikido

Томики-рю
(昭道館合気道Томики-рю )

Также известен как Томики Айкидо основатель Кендзи Томики

Томики-рю ( 昭道館合気道 Томики-рю ) , является стиль айкидо основана в 1967 году Кендзи Томики (富木謙治Томики Кэндзи , 1900-1979). Томики-рю иногда называют «Спорт Айкидо» из — за его использования регулярных соревнований, стиль также может называться «Томики Айкидо». Shodokan больше внимания уделяется свободной форме рандори спаррингов , чем большинство других стилей айкидо. Метод обучения требует баланса между рандори и более стилизованным катом обучением наряду с хорошо развитым набором тренировочных упражнений и специфических для рандори и для общего развития айкидо. Участие в реальных сиайте (конкурентную рандори ) очень сильно зависит от клуба с большим акцентом был найден в университетских клубах, хотя рандори является основой для всех Shodokan клубов.

В 1967 году Кендзи Томики построил Shodokan Хомбу в Осаке , Япония , учить, обучать и продвигать его стиль. Сам стиль, возможно , могла бы быть создана с образованием университета Васэда клуба айкидо в 1958 году Сегодня, Томики-рю организовано с двумя основными группами, то Японской Ассоциации Айкидо (JAA) и Федерация Айкидо Shodokan (SAF) .

содержание

Прошлые директора Томики-рю

  • Первый директор Кендзи Томики (1967-1979)
  • Второй директор Хидео Охб (1979-1986)

В JAA было два Сихано : Тетеро Нариям и Фумика Шишида . Нарияма в качестве технического директора JAA и главный инструктор Shodokan Хомбу додзё в Осаке , Япония . Shishida профессор интеллектуальной истории японских боевых искусств в университете Васэда в Токио . Вместе они написали ключевую монографию, на японском языке, под названием «Айкидо Kyougi», которая описывает историю, и много технических деталей о, в стиле айкидо выдвинутого Томики. Эта книга, впервые опубликованная в 1985 году, впоследствии была переведена на английский язык под названием «Айкидо: традиции и конкурентное преимущество». Нарияма Шихана также выпустила еще книгу «Айкидо Рандори», описывая практику систему рандори в рамках айкидо.

В последние годы, Сато Tadayuki был сделан Шихан из университета Васэда клуба айкидо. Он, наряду с ныне покойной кеншей Uno, Сикоку Японии, созданным Shidokan, с благословением Shishida Шихана. Эта система следит за одни и тот же учением Томиков, но с другим акцентом, возвращением к ранним методам Томиков. Томики дали своему искусству имя Shodokan, и многие люди были связаны с введением нового имени Shidokan. Однако это только, чтобы показать различные пути, доступные в айкидо Томики.

По состоянию на 2012 год, разделение между Нариям Шихана и Shishida Шиханом выросло в ситуацию, когда два из них оставшихся в пределах одной организации стала несостоятельной позицией. Таким образом Нарияма Шихан решил разрешить любой конфликт, уйдя в отставку с JAA и создать новую организацию, известную как Томики-рю Рэнмэй (также известный как Томики-рю Федерации). Это фактически был официальным раскол мира Томики-рю в два. JAA в настоящее время относятся к Томики-рю как «Томики Айкидо». Однако, поскольку Томики Шихан решительно был против использования его имени привязываясь к его системе практике JAA также обычно относится к системе как «Айкидо Кэндзи Томики сенсея».

Shodokan определяет несколько ката . Некоторые из наиболее важных ката, перечислены ниже.

Рандори нет ката не является основным ката набор для Томики-рю. Junanahon состоит из 17 основных методов, которые, с их вариациями, являются законными в Shodokan рандори . Они разбиты на четыре категории: Atemi, Hiji, Tekubi и Юки. Кендзи Томики думал в течение многих лет о строительстве 17 методов , как он опущенных приемы из старых стилей , которые он считал слишком сложным или слишком опасными для конкуренции.

Atemi Waza

Atemi Waza представляет собой набор из пяти методов, которые классифицируются как поразительная техника.

  • Shomen Ела: Удар с фронта
  • Aigamae Ела: Удар из той же позе
  • Gyakugamae Ate: Удар от обратного осанки
  • Gedan Ела: Удар от низкого уровня
  • Уширо Ела: Удар сзади

Hiji Waza представляет собой набор из пяти методов, которые классифицируются как методы локтевых.

  • Оши Taoshi: толкая Topple
  • Удэ гаеши: Arm Сторно
  • Hiki Taoshi: Тяговая Topple
  • Удэ Hineri: Arm Twist
  • Ваки гатамэ: Крепление со стороны

Tekubi Waza

Tekubi Waza представляет собой набор из четырех методов, которые классифицируются как методы запястья.

  • Котэ Hineri: наручные Twist
  • Котэ гаеши: наручные Сторно
  • Tenkai Котэ Hineri: Вращающийся наручные Twist
  • Tenkai Котэ гаеши: Вращающийся наручные Сторно

Uki Waza представляет собой набор из трех методов, которые классифицируются как плавучие техники.

  • Мэй Отоши: переднее падение
  • Суми Отоши: Угловая падение
  • Hiki Отоши: Натяжение падения

Koryu Goshin нет Kata

Старый поток самозащитой ката, включает в себя множество методов , которые HARKEN назад к довоенной айкидо (когда искусство еще преподается как Дайто-рю айки-дзюдзюцу ). Этот набор из 50 приемов иногда называют корит даю сану и включает в себя оружие, а также методы с пустыми руками. Suwari Вадз: 4 методов Ханза Handachi: 4 методов Тачи WAZA: 8 методов Танто Дори: 8 методы Тати Дори: 5 методы Йари Дори: 5 методов Yari WO kumitsukareta: 8 Методов Кух Тачи: 8 методов

не наг но каты

Набор из 14 методов метательных: 7 прямых (омотэ) и 7 более круглой и жидкости (URA). Эта последовательность на самом деле первая часть корит даю Йона , который включает в себя 11 больше методов.

Методы самообороны несколько из которых являются частью учебного плана для yondan и выше.

Соревнование

Соревнования принимают форму танто рандори или Тося рандори , а также Embu (演武) , в которой пар ( торы и ук ) судит по их кату . Тосю рандори (徒手乱取) является голыми руками, и оба практикующие должны выполнять методы друг на друга и пытаются сопротивляться и противостоять методы друг друга. Появление этой формы во многом зависит от дзи рандори с некоторыми изменениями , направленных на расширение использования техники айкидо (например, один не могут ухватить противник кейког ).

В танто рандори (短刀乱取), есть назначенные злоумышленники ( TANTO ) и назначенный пустые рук защитник ( Тося ). Злоумышленник пытается нанести удар защитника с тренировочного ножа (обычно резиновый или чучела) , а попытки защитника, с любым из семнадцати основных техник айкидо, чтобы бросить или выполнять совместные замки на нападающего. TANTO , как ожидается, сопротивляться или счетчик с первых пяти методов. В конкурсе, роли переключения с конкурентами , имеющие одинаковое количество времени и без ножа. Не в обеих этих формах рандори , традиционное разделение между исполнителем техники ( тори ) и приемником техникой ( укэ ) больше не существует, либо как участник может бросить противник.

  • Tanto tsukiari (短刀 突 き あ り) — 1 балл — Присуждается за успешный удар танто. Для удара сосчитать, то танто должен приземлиться на верхней половине туловища. Рука должна быть расширена, забастовка должна быть перпендикулярна к телу атакующего, а атакующий должен двигаться вперед, закончил с хорошим балансом. Скользящие удары не сосчитать. Очевидно, что это не относится к Тосе рандори.
  • Юко (有効) — 1 балл — Присуждается за разрыв баланса, а также для создания противника отступить из обозначенной области.
  • Вадза-ари (技 あ り) — 2 балла — выигрышный для полного броска или замок, но потерять хорошую осанку и равновесие.
  • Ippon (一 本) — 4 балла — Награждён для полного броска или замка, сохраняя хорошую осанку и равновесие.
  • Sh >Чемпионат мира

На чемпионате мира по айкидо проводится каждые два года, вращаясь между Японией и иностранным местом.

Международная инструкция

Инструктора из Shodokan Хомбы регулярно преподавать в международном масштабе . В настоящее время основных путешествующие инструктора Тетсера Нарияма (девятый Dan), Омори Рюичи (7 дан), Endo Sekio (6 дан) и Sakai Shinnosuke (6 дан).

Томики-рю в Москве

Алексей показался мне очень хорошим человеком. Меня хорошо принимали в зале, с Лёшей мы перешли на «ты». Лёша совершенно без понтов, с чувством юмора, прямой и открытый человек. Считаю жирным плюсом группы соревновательного айкидо на «Водном стадионе» саму личность сенсея, да и ребята у него там все душевные.

Рассказ о московском томики-рю я начну с общих сведений. Был такой ученик у Дедушки — Кэндзи Томики. Он был первым учеником Уесибы получившим 8-ой дан (в 1942-ом) и одним из самых авторитетных мастеров в додзё Морихея Уесибы.

Томики создал свою школу айкидо, которую назвал мегаоригинально: томики-рю.

Капитан Очевидность не раз заявлял, что эффективная рукопашка стоит на:
1.) Мощной физухе. Штанга, бицепсы, выносливость.
2.) Мощной ударной технике. Чтобы грушу сносило нафик, чтобы страшно было.
3.) Спаррингах. Чтобы иметь опыт получать и раздавать пиздюли.

В Айкикай, как известно, ни одного из этих трёх китов эффективной рукопашки нет и близко.

Томики решил этот момент попатчить и создал соревновательное айкидо.

Один из моих учителей практиковал соревновательное айкидо в начале 90-ых и говорил, что там всё очень жёстко и что в спарринге сразу понятно какие техники айкидо проходят, а какие нет. Разрешено только 17 техник и обкатка в спаррингах этих 17-и техник — это дюже круто. Я был настроен восторженно и готовился увидеть на соревновательном айкидо жёсткую жесть.

-Надо брать с собой ракушку? -Спросил я у Алексея по телефону, когда договаривался о тренировке.
-Не-не, у нас всё не так сурово, -опешил Алексей, -а Вы чем до этого занимались?
-Реальным айкидо, -сказал я, не зная как точнее обозначить наш стиль.
-И что, там ракушка была нужна?
-В реальном айкидо спаррингов нет. А у вас спарринги.
-Не нужна ракушка. -Подытожил Алексей.

С Лёшей мы разговорились уже в раздевалке. Он распросил меня о моём опыте в айкидо и узнав, что я оставил тренировки «разочаровавшись в деле Морихея Уесибы» спросил меня как так вышло.

-Потому что я всерьёз усомнился в том, что средствами айкидо можно войти в стойку или атаку серьёзного ударника не владея при этом ударной техникой на уровне сопоставимым с уровнем самого ударника, -осторожно подбирая слова сказал я.
-Ничего себе у тебя запросы. -покачал головой Алексей. -Так что же ты у нас хочешь найти?

И тут я про группу томики-рю всё понял.

Тренировка по айкидо была самая обычная, ничего в ней не было «соревновательного», разве что чуть-чуть физухи — отжимания, на пресс и на ноги упражнения. Спаррингов не было. Обычная ката. В зале ни одного чёрного пояса кроме Алексея и только двое пацанов с коричневыми — у одного 1-ый, у второго 2-ой кю. Пацан с 1-ым кю ездил на соревнования в Лондон, на чемпионат мира по томики-рю от России. У него на ги нашит российский флаг.

Мы делали незнакомые мне техники. И все они были из семейства кокью. На технику кири отоши что-то было немножко похоже, но в общем сплошной кокью. Всё от захватов. От ударов ничего. Техники делаются на месте. То есть человек пока делает — он мишень. Он стоит на одном месте и мою руку обрабатывает. Я же его убью пока он. ((

Алексей вызвал меня в качестве укэ один раз и стал при всём зале мне руку обрабатывать не двигаясь с места. Я немедленно зарядил четвёртому дану в скулу легонько, сказав:
-Ты мишень, Алексей. Нельзя на месте стоять.
-Да, само собой, -согласился Алексей, -но сейчас не об этом.
-То есть так и надо отрабатывать технику не двигаясь?
-Ну. пока да.

Всё, занавес. Так делают в немецких группах. Игнорирование того факта, что Господь дал человеку ещё три конечности плюс к обрабатываемой — это очень плохая привычка, её потом тяжело выковырить, если вдруг появится желание делать боевой вариант айкидо.

Намекнул об этом Лёше.

-Я боевые варианты техник не показываю вообще, -честно сказал Алексей.
-ОК, -понял я.

Делали что-то похожее на сокомен ириминагэ. Про центр говорили. Про зоны силы говорили, да, всё нормуль. У немцев этого нет.

Отработка была настоящая, то есть было такое понятие как «у тебя не получается» и люди не падали совсем уж просто так. Это плюс несомненный, в немецком Айкикае получается всё и у всех и падают все и всегда, то есть отработки нет никакой по факту. Здесь отработка была всё-таки.

На тренировке у Алексея мне все светили всё. Рёбра светили, яйца светили, головы свои подставляли нещадно. Я боролся с желанием пробить кому-нибудь с ноги в живот, но помня о том, что айкидо здесь не боевое — держал себя в руках.

Большим уважением пользуются в этой группе айкидо всевозможные страховки, чаще всего высокие. Народ прыгал так шустро и красиво, что я так не умею. Алексей учил меня правильно страховаться. У нас в группе к таким прыжкам отношение весьма скептическое, потому как нормальный человек просто не даст тебе уйти в такую страховку это раз, а два высокие страховки на асфальте штука всё-таки сомнительная. Но попрыгать я люблю, Алексей объяснял хорошо и я послушно учился.

После тренировки поймал одного из пацанов с коричневым поясом и тот согласился со мной поработать. Лёша сел в сейзу в углу зала и стал смотреть как мы работаем.

В томики-рю техники называются все по-другому, потому я называл технику классически, а Алексей переводил своему ученику на томики-рю. Техники у парня оказались чем-то средним между никаким беспомощным беззубым балетом Айкикай и нормальным боевым вариантом исполнения. Мне показалось, что у парня нет полноценных вращений, угол на котегаеши выбран неверно и ещё масса всяких мелких косяков. Шихонагэ без промежуточного контроля, то есть с огромной дырой.

Алексей смотрел за нами с большим интересом, смеялся и комментировал в духе:
-Ой, двоечник, да что ж ты делаешь. Локоть ему держи!! Да, вот, наконец. не-не, не туда пошёл, ты чего, он же у тебя в равновесии. Вооо. ага.

В целом всё проходило очень позитивно и задорно.

-А давай от ударов попробуем, -предожил я.
-Он не готов работать от ударов! -Тут же вступился Алексей.
-Сделаешь от ударов? -Спросил я пацана.
-Я от ударов не делаю.. -робко сказал 16-илетний айкидока.
-Давай тогда кокью-хо! -Предложил я. Мы сели на маты, я схватил пацана за руки.
-И чё делать? -Спросил юноша.
-Освобождай руки! -Крикнул ему сенсей.
-А как. он сильно держит. -жалобно сказал мальчик.
-Ладно, всё, отпускай его, не умеем мы кокью-хо, -сказал мне Алексей.

Пошли в раздевалку.
-Ты не того партнёра себе взял! -Говорил мне Алексей, — у него же детский первый кю, это то есть на два ниже, считай с третим кю ты работал.
-Старше в зале всё равно никого не было, -замечал я.
-Да у нас вообще боевой аспект игнорируется, твоё айкидо другое не только по названиям, но и по целям, -говорил Алексей.

В раздевалке ещё поговорили про организационные моменты. Я так понял, что до чёрного пояса спаррингов у них нет вообще, да и потом спарринг какой-то обусловленный, то есть сохраняется разделение на укэ и нагэ. Я спросил на счёт настоящего мочилова, где неизвестно кто кого замочит и где всё по-взрослому.
-За таким в Японию ехать надо, -отвечал сенсей.

В целом группа и тренировка мне очень понравились. Алексей очень хороший и ненапряжный в общении, всё сразу называет своими именами. Не пытается называть своё айкидо боевым или уличным, сразу честно расставляет акценты, никого не вводит в заблуждение. Они делают что-то своё, мне не близкое совершенно. Лично мне (лично мне) такое айкидо неинтересно, но может быть для кого-то это будет как раз то, что нужно. Очень приятные люди там 🙂 Денег с меня никто не взял 😉

Перед уходом меня там кто-то уже в дверях спросил:
-Не будешь к нам ходить?
-Нет. -сказал я.
-Не понравилось тебе? -спросил человек.
-Я совершенно другим айкидо интересуюсь. -Ответил я. -У вас всё хорошо, просто совсем не в ту сторону идёт развитие, в какую бы мне хотелось.

Вот на этом я и попрощался с залом томики-рю в Москве.

Выдающиеся мастера Томики–рю

Шодокан Айкидо, известное также в России как Томики–рю было основано благодаря усилиям сенсея Кендзи Томики. Несмотря на отрицательное отношение со стороны представителей традиционных направлений айкидо, в Шодокане активно проводятся соревнования. Элемент состязаний позволяет объективно оценить степень подготовки того или иного ученика, а способствует быстрому росту популярности этого стиля среди молодежи во всем мире.

Основатель Томики–рю сенсей Кендзи Томики

Сенсей Кендзи Томики является одним из самых первых учеников Морихея Уэсибы. Также он стал первым, кто получил от О–сенсея 8 дан айкидо. Параллельно своим занятиям айкидо Томики Кендзи посещал тренировки Дзигоро Кано (основателя современного дзюдо), что наложило отпечаток на его технический арсенал. Кендзи Томики является основателм одного из наиболее необычных направлений айкидо — Томики–рю. Главным отличием стиля от остальных направлений является регулярное проведение различного рода соревнований. Далее.

Тэцуро Нарияма

Тэцуро Нарияма — один из наиболее выдающихся учеников сенсея Томики Кендзи. Параллельно Тэцуро Нарияма тренировался под руководством сенсея Кабаяши (Айкидо Айкикай). Мастер неоднократно становился победителем различных соревнований по Томики–рю, и считался старшим инструтором Хомбу додзё при жизни Томики Кендзи. Тэцуро Нарияма считается идейным вдохновителем проведения соревнований по Томики–рю в форме рандори. После смерти основателя стиля Нарияма стал одним из руководителей школы Шодокан и продолжает её популяризировать с помощью регулярно проводимых семинаров в различных частях света. Далее.

Хидео Оба — известный друг и ученик сенсея Томики Кендзи. Обладатель 9 дана айкидо. Второй президент Японской Ассоциации Айкидо (Томики–Рю). Хидео Оба совместно с Томики Кендзи стоял у зарождения соревновательного направления айкидо. Будучи опытным дзюдоистом и талантливым айкидокой, мастер на протяжении нескольких десятков лет проводил многочисленные семинары как в Японии, так и в Соединённых Штатах, Европе и Австралии, способствуя распространению Шодокан Айкидо. Далее.

Ассоциация клубов айкидо в Москве ®
При копировании материалов активная ссылка на сайт aikido2.ru обязательна!

Томики-рю: неизвестное айкидо ?

  • aikido-msk.ru >
  • Библиотека >
  • Мастера Айкидо >
  • Кендзи Томики (Kenji Tomiki)

Библиотека

Кендзи Томики (Kenji Tomiki)

Сенсей Кендзи Томики (Kenji Tomiki) – основатель соревновательного стиля Айкидо Томики-рю

Кендзи Томики родился 15 марта 1900 г. в городе Какуодате, префектура Акита. Заниматься Кендо, Томики начал еще в шестилетнем возрасте. В возрасте 10 лет он начинает свой путь в Дзюдо.

В это время Кендзи настолько поглощен тренировками, что, будучи капитаном сборной Университета Васэда по Дзюдо в Токио, решает стать учи-деши (личный ученик) ДзигироКано, основателя стиля Дзюдо. Именно из общения с Кано Томики Сенсей узнает о Морихее Уэсибе, основателе Айкидо.

В 1926 г., Уэсиба Сенсей приезжает в Токио с целью нанести визит господину Кано и продемонстрировать свое искусство (которое спустя десятилетие он окрестил «Айкидо»). Кано был очень впечатлен харизмой Уэсибы Сенсея и стилем будо, который тот практиковал.

Он был настолько восхищен техникой Айкидо, что предложил Уэсибе взять под свое покровительство и обучить этому искусству лучшего из его учеников. Этим учеником и был КендзиТомики.

Томики Сенсей охотно согласился, поскольку было очевидно, что Уэсиба обладает огромным знанием, которые можно перенять. Более десяти лет Томики обучался под непосредственным руководством Уэсибы Сенсея, а после завершения учебы был удостоен сертификата Мэнкю, подтверждавшего достаточный уровень знаний для ведения инструкторской деятельности. Впоследствии при переходе на систему данов такие сертификаты приравнивались к 8 дану.

Встреча Уэсибы Сенсея со своим
учеником в Манчжурии

В тридцатых годах Томики получает звание профессора Университета Кенгоку в Манчжурии. Помимо занятий боевыми искусствами, он был известным мастером каллиграфии. В те дни его работы имели большой спрос среди коллекционеров.

После окончания войны новым правительством был издан указ, предписывавший более чем двум миллионам японцев, захвативших Манчжурию, вернуться к себе на родину в течение 2-х лет. Однако Томики принял решение остаться, за что был осужден на три года. Именно в это время Томики не только закалил дух, но и систематизировал знания, полученные в боевых искусствах. Кроме того, он постоянно занимался каллиграфией на земляном полу. Система базовых перемещений «унсоку», известная в соревновательном Айкидо, была разработана именно в это время.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что все эти перемещения могут выполняться в очень ограниченном пространстве.

В 1948г. Томики вышел на свободу.

После возвращения в Японию, Томики получает должность профессора каллиграфии в Университете Васэда. Так же он обучает Дзюдо в Кодокан (штаб-квартира Дзюдо), работает в качестве инструктора в Дзюдо Клубе Васэда, в котором около тридцати лет назад он был капитаном.

Основным замыслом Томики было интегрировать методологию преподавания Дзюдо в Айкидо. Дзигиро Кано основал Дзюдо, как мирный метод передачи будущим поколениям японской молодежи воинских традиций Будо. Таким образом, создавая Дзюдо (дословно «Мягкий Путь»), Кано исключил жестокие техники Джиу-джитсу, которые не могут практиковаться без травм, и создал безопасный, соревновательный спорт. Спорт, который при ежедневной практике, поможет студентам оттачивать свой характер через дисциплину, усердие и борьбу.

Кано также сделал старый стиль Джиу-джитсу более рациональным, оставляя только те техники, которые действительно работали и исключая из практики те элементы, которые, по его мнению, устарели и не могли быть применимы в поединке.

Позднее ката и рандори были объединены. Количество техник сильно сократилось. Акцент делался на отработку нескольких техник вместо изучения множества техник, многие из которых были неприменимы на практике. Томики планировал совершить преобразование в Айкидо, такое же, как сделал Кано, создавая Дзюдо.

Взяв лучших студентов из Клуба Дзюдо Университета Васэда, он организовал курс, основанный на десяти основных принципах, ставших учебной программой Шодокан Айкидо. Томики оставил 17 базовых техник, развивающих практические навыки, и разработал правила, подобные Дзюдо, для практики рандори с целью работы со множеством ограничений, чтобы не навредить партнеру по спаррингу, но при этом работать в полную силу и скорость.

Кендзи Томики (Kenji Tomiki) — основатель
соревновательного стиля айкидо (Томики-рю)

В начале шестидесятых работа Томики по созданию стиля была завершена. Он назвал его Айкидо Кёги (Соревновательное айкидо) Клуба Васэда в 1958г.

В 1964г. этим стилем айкидо занималось уже достаточно людей, чтобы состоялись первые масштабные соревнования среди клубов Токио. Соревновательный стиль айкидо развивался очень быстро и уже в 1970г. был проведен Всеяпонский Студенческий Чемпионат. В числе первых студентов Клуба Айкидо Кёги был Обучи Сенсей, ставший в 1999г. премьер-министром Японии.

В 1967г. Томики зарегистрировал Шодокан Хомбу Додзё как головной центр стремительно развивающейся организации (в 1974г. названной Японской Ассоциацией Айкидо). Он намеревался продолжить развитие и внедрение новых методов и принципов в обучении Айкидо.

Умер Томики Сенсей в рождественский день 25 декабря 1979 года в возрасте 79 лет.

Он не присуждал самому себе какой-либо дан Айкидо, поэтому ушел из жизни, обладая 8-м даном Айкикай Айкидо (получен в 1940г) и 8-м даном в Дзюдо (присвоен в 1978г.).

Томики-рю: неизвестное айкидо ?

Томики Сэнсэй. 9-й дан Айкидо. 8-й дан Дзюдо.

Кендзи Томики основал Томики Айкидо и Японскую Ассоциацию Айкидо. Как профессор физического образования, Кендзи Томики пытался привнести прогрессивный стиль преподавания дзюдо в обучение айкидо.

Томики верил, что рандори (упражнения в свободном стиле) могут быть таким же успешным опытом преподавания айкидо, каким они явились в дзюдо. Он писал: «Для новичков упражнения свободного стиля представляют больший интерес, позволяя им быстрее адаптироваться и обрести уверенность в себе».

Концепция Томики состояла в стремлении к эффективности техники на базе идеи гармонии. Стиль Томики Айкидо — это смесь традиционного Айкидо и современного дзюдо. Это единственный стиль айкидо, который включает соревнования в программу обучения. Комбинации ката и спаррингов призваны привнести чувство реализма и практического применения. Принципы и техники, выученные при отработке ката, могут быть применены в рандори, где техника базируется полностью на природе атаки. Ката без понимания практики рандори — всего лишь бессмысленный танец, а рандори без понимания принципа ката — это даже не айкидо.

В начале 60х годов профессор Кендзи Томики разработал метод соревновательных тренировок Тошу Рандори-хо, который он преподавал в дополнение к традиционным формам ката. Позже, пытаясь разработать практические применения техник айкидо, он создал современный метод Танто Рандори-хо — работа безоружного против вооруженного ножом. В настоящее время эти тренировочные методы применяются во всем мире. Ко времени смерти Томики, в 1979г, Томики Айкидо практиковалось в клубах и колледжах всей Японии и начало свое развитие в Европе и Соединенных Штатах.

Кендзи Томики родился 15 Марта 1900 в городе Какуодате в префектуре Акита. Он был старшим сыном Сосуке и Тацу Томики. Когда ему было около 6 лет, он стал учиться обращаться с деревянным мечом. В возрасте 10 лет, после поступления в местную начальную школу, он вступил в городской клуб, дзюдо. (читать дальше)

Видеоматериалы.

Copyright 2011-2019 © Севастопольский клуб Айкидо Айкикай «Сэйки». Все права защищены.

Расписание всероссийских мероприятий, приуроченных к Кубку Черноземья 2019

16 ноября (суббота)

12:00 – 13:30 – подготовка основного состава юношеской сборной ВФАР к демонстрационному выступлению на открытом всероссийском фестивале «Торнадо 2019»

Тренировку проводит гл. тренер детско-юношеской сборной ВФАР Бекетов О.В.

Адрес зала: г. Курск, ул. Советская 3А (Магазин «Пятёрочка», левая дверь, 2-й этаж)

18:00 – 19:30 – учебно-тренировочный сбор кандидатов в сборную России

Участвуют взрослый и юниорский составы. Тренировку проводят гл. тренер взрослой сборной ФСТАР Солоницын И.Н., гл. тренер юниорской сборной ВФАР Щепихин А.А. Участие тренеров, инструкторов, взрослых (19 лет и старше) и юниоров (16-18 лет) федерации айкидо Курской области обязательное

Адрес зала: г. Курск, ул. Ленина 56 (стадион «Трудовые резервы)

19:30 – 21:00 – судейский семинар для судей с судейскими категориями и кандидатов на судейскую категорию

Проводят гл. судья ФСТАР Карашевский А.В., Солоницын И.Н., Щепихин А.А.). Участие судей с судейскими категориями и кандидатов на судейскую категорию обязательное .

Адрес зала: г. Курск, ул. Ленина 56 (стадион «Трудовые резервы)

20:00 – подготовка зала СКК (укладка татами и др)

Участие спортсменов и родителей по желанию. Участие тренеров и инструкторов обязательное.

Адрес зала: г. Курск, ул. Энгельса 140 б (СКК)

17 ноября (воскресенье) – расписание Кубка Черноземья 2019

ВНИМАНИЕ! УКАЗАННОЕ РАСПИСАНИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ (возможны изменения, рекомендуется быть в зале не позднее, чем за 1,5 часа до выступления вашей возрастной группы)

8:45 — открытие турнира

9:00 — начало турнира для возрастных групп 6-7, 8-9, 10-12 лет

  • Ковер №1 — группа 6-7 лет — все разделы (порядок — КВ, КГ,ТТ)
  • Ковер №2 — группа 8-9 лет — все разделы (порядок — КВ, КГ,ТТ)
  • Ковер №3 — группа 10-12 лет — все разделы (порядок — КВ, КГ,ТТ ТР)
  • 12:15 — Награждение возрастных групп 6-7, 8-9, 10-12 лет

    • Ковер №1 — группа 13-15 лет — все разделы (порядок — КВ, КГ,ТТ ТР, ТошуР)
    • Ковер №2 — группа 16-18 лет — все разделы (порядок — КВ, КГ,ТТ ТР, ТошуР)
    • Ковер №1 — Взрослые — все разделы (порядок — КВ, ОК, КДС,ТР, ТошуР)
  • 18:00 — Награждение групп 13-15, 16-18, Взрослые.

    18:30 — Закрытие турнира

    Учебно-тренировочный сбор в Севастополе (2020 г.)

    3аявки — по тел 8 960 697 51 97, до 10 декабря.

    Стоимость участия — 2500 р,
    оплата — до 15 декабря.

    Самый дешёвый вариант — Холлы (тип номера — домики, 3-х местный номер, холл, частич. уд-ва: сан узел, телевизор, холодильник в номере; душ — на улице)
    1550 р в сутки с человека с 2-х раз питанием Шведский стол.
    Это с 20% скидкой за раннее бронирование.

    8-13 октября 2019 года в Испании (г. Малага) состоялся 13-й международный турнир по айкидо. В турнире принимали участие восемь стран: Россия, США, Япония, Великобритания, Нидерланды, Болгария, Испания, Бразилия.

    Поздравляем российских спортсменов с успешным выступлением!

    • 1 место — Танто Рандори Мужчины
      • Щепихин Дмитрий

    • 1 место — Женские Тошу Рандори:
      • Владимирова Екатерина

    • 1 место — Командные Женские Танто Рандори:
      • Сапунова Полина
      • Чаплыгина Екатерина
      • Андрейченко Мария

    • 1 место — Корю Дай Сан
      • Щепихин Алексей
      • Склярук Иван

    • 1 место Кихон Ваза:
      • Щепихин Алексей
      • Склярук Иван

    • 2 место Командные Женские Танто Рандори:
      • Исламова Алина
      • Милаш Мария
      • Владимирова Екатерина

    • 2 место — Кихон Ваза Кю:
      • Тимошенко Кристина
      • Щепалкин Олег

    • 3 место — Женские Танто Рандори
      • Сибиркина Маргарита

    • 3 место — Танто Рандори Мужчины :
      • — Щепалкин Олег

    • 3 место — Командные Мужские Танто Рандори:
      • Брежнев Андрей
      • Склярук Иван
      • Тевяшов Михаил

    Результаты выступления команды Курской области на IX летней Спартакиаде учащихся России:

    1. Чаплыгина Екатерина — 2 место Дзюи Вадза 13-15 лет девушки
    2. Щепихин Андрей — 2 место Дзюи Вадза 13-15 лет юноши
    3. Федяев Денис — 3 место Дзюи Вадза 13-15 лет юноши

    Все спортсмены Курской команды сдали на Спартакиаде норматив на 2 спортивный разряд.

    Совместное выступление стилей айкидо: Айкикай, Томики, Реальное айкидо
    Гала-финалы XII открытых Всероссийских Игр Боевых Искусств — Анапа 13.09.2019

    Демонстрация

    График аттестаций на 2019-2020 гг.

    Календарный план спортивных мероприятий по Томики айкидо на 2019-2020 гг.

    26-27 июля 2019 года в США (г. Сан-Диего) состоялся Международный турнир по айкидо. В турнире принимали участия спортсмены из 8 стран: Япония, Великобритания, США, Австралия, Ирландия, Россия, Испания, Швейцария.

    Российская сборная команда успешно выступила на турнире:

    • Сотников Алексей (г. Курск) — 3 золотых, 1 серебрянная медаль
    • Тимощенко Кристина (г. Курск) — 1 золотая, 1 серебрянная, 1 бронзовая медали
    • Солоницын Илья и Олихов Дмитрий (г. Москва) стали бронзовыми призерами турнира
    • Хромов Дмитрий (г. Москва) — 1 золотая, 1 серебряная, 1 бронзовая медали

  • Демонстрация

    Спортсменам, указанным в списке, необходимо подготовить до 26 апреля и передать своему тренеру документы, список которых прилагается. Спортсмены, не сдавшие документы в полном объеме к 26 апреля, выбывают из списка кандидатов в сборную команду.

    Список документов:

    1. характеристика тренера
    2. справка из школы об успеваемости за последние 2 четверти
    3. выписка из карты диспансерного учета (из спортдиспансера)
    4. согласие родителей в письменном виде
    5. рекомендации тренера с учетом психо-физических особенностей спортсмена

    Список спортсменов 2003-2005 г.р.:

    1. Аблясов Никита
    2. Бляшенко Артем
    3. Иванов Вадим
    4. Коханова Валерия
    5. Лукьянов Даниил
    6. Сапунова Полина
    7. Сибиркина Маргорита
    8. Стариков Артем
    9. Тен Александра
    10. Тимощенко Кристина
    11. Федяев Денис
    12. Фитисов Дмитрий
    13. Хмаладзе Изабелла
    14. Чаплыгина Екатерина
    15. Черников Никита
    16. Щепихин Андрей

    Список спортсменов 2006-2008 г.р.:

    1. Божко Гордей Романович
    2. Вербицкий Олег
    3. Джавадов Сахават
    4. Диденко Виктория
    5. Игнатенко Филипп Романович
    6. Кияницина Полина
    7. Колодезный Максим
    8. Косогов Николай
    9. Крюков Миша Николаевич
    10. Побегалова Екатерина
    11. Руднев Данила Александрович
    12. Рындина Алиса
    13. Сокол Арина Александровна
    14. Уткин Дима
    15. Чеботарев Иван Сергеевич

    Рейтинг 20 лучших спортсменов

    25-27 марта 2019 года в Курске состоится открытый семинар по айкидо с участием японских мастеров (Сато Тадаюки, 7 дан, Нома Ясуо, 7 дан)

    Томики айкидо

    Основатель стиля – Кензи Томики – учидеси с 1926 года. Томики пытался превратить Айкидо в систему образования, по образу, предлагаемому в то время в дзюдо. Стиль Томики Айкидо – это смесь традиционного Айкидо и современного дзюдо. Это единственный стиль Айкидо, который включает соревнования в программу обучения. Принципы и практика айкидо этой группы основаны на учении Кэндзи Томики (1900-1979). Томики был одним из ранних учеников Уэсибы. До знакомства с айкидо, он был дзюдоистом очень высокого класса. К тому же он был очень образованным человеком; он окончил одно из наиболее престижных высших учебных заведений Японии, Университет Васэда.

    После войны Томики Сэнсэй стал профессором в своей альма-матер, и именно здесь он создал группу последователей, которая включила в свою практику соревнование. Однако подход Томики Сэнсэя был категорически отвергнут сообществом айкидо, посчитавшим его теории абсолютно противоречащими этическим учениям основателя.

    Между додзё айкидо Томики по-прежнему регулярно проводятся национальные и международные соревнования, а количество членов группы постоянно растет. Ведущими фигурами в айкидо Томики сегодня являются Тэцуро Нарияма и Фумиаки Сисида, а принятие решений осуществляется Советом Директоров Ассоциации Айкидо Японии.

    Немного истории: В 1925 году молодой дзюдока Шутаро Нишимура, член знаменитого клуба дзюдо Университета Васеда, услышал как Онисабуро (духовный лидер религии Омото) называет Морихея Уэсиба величайшим из живущих мастеров боевых искусств. Он тут же попросил представить его Уэсиба. Встретив О Сенсея в первый раз, Тишимура усомнился в его способностях, и решил устроить проверку. К большому удивлению молодого, но опытного бойца, атаковав пожилого учителя, он внезапно обнаружил себя лежащим на земле. А Уэсиба достал лист бумаги и помахал им перед удивленным лицом Нишимура.

    «Схвати ее, если сможешь» — но тот не смог, и когда не удалась его последняя атака, Нишумура посмотрел с матов на улыбающегося Уэсиба и спросил: «Неужели я вижу мастера боевых искусств, который может бросить противника на землю своим смехом?»В феврале 1981, 4-й мастер прибыл в Америку и обосновался в Сан-Диего Калифорния.

    Нишумура представил Уэсиба многих своих друзей, занимающихся дзюдо, среди которых и был весьма примечательный молодой человек по имени Кензи Томики, который впоследствии и сам стал одним из известнейших мастеров боевых искусств Японии.

    Кензи Томики родился 15 марта 1900 г . в Какунодате, префектура Акита, в семье землевладельца. Он начал заниматься с боккеном, когда ему было всего 6 лет, и изучал дзюдо у Дзигоро Кано, его основателя, с 10 лет. Продолжал занятия дзюдо в Университете Васеда, где также изучал политику. В 1926г., не прерывая тренировок по дзюдо, начал заниматься Айкидо у Морихея Уэсиба.

    Это знакомство Кензи Томики с Морихеем Уэсиба, произошедшее летом 1926 года, ознаменовало зарождение отношений между человеком и Искусством, к которому Томики добавил свое понимание боевых искусств, выработанное 16 годами занятий дзюдо и свой опыт Профессора Физической Культуры. Томики проводил много времени, изучая Дайто-Рю Айкидзюдзюцу под руководством О Сенсея в додзе Омото в Айябе.

    К 1934 году Томики был одним из старших инструкторов в додзе Уэсиба — Кобукане в Вакаматсу-хо, и сыграл ведущую роль в подготовке знаменитого манускрипта техник Уэсиба 1933 года — Будо Реншу. В 1936 году Кензи Томики переехал в Манчжурию, и по рекомендации Уэсиба стал инструктором в Дайдо Гакуин.

    Двумя годами позже он стал инструктором в Университете Кенкоку и вел программу Айкибудо. В 1940 году Кензи Томики стал первым человеком, который получил 8 дан у Морихея Уэсиба. Вернувшись в Университет Васеда после нескольких лет, проведенных в советских лагерях, Кензи Томики работал в клубе дзюдо, пытаясь выявить все возможности, которые предоставляли ему его любовь и к Айкидо и к дзюдо.

    Он стал профессором своего университета в 1954 году, когда там открыли кафедру Физического Развития, что предоставило ему еще больше возможностей для продолжения своих попыток развить Айкидо в международно-признанный вид спорта, который к тому же мог бы быть включен в систему физического образования Японии. И так как Томики пытался превратить Айкидо в систему образования, по образцу, предлагаемому в то время в дзюдо, именно в этот период проявились основные различия между Томики Айкидо и Традиционным Айкидо.

    Движения были превращены в различные ката, и больше внимания стало уделяться Рандори (свободная техника) как базовому элементу тренировки. Кензи Томики рассматривал Айкидо как приложение к своим уже существующим возможностям дзюдоиста, и называл свое Айкидо «Хамарэ Дзюдо» (разделенное дзюдо) в отличие от более традиционного «Куми Дзюдо» (дзюдо с захватами).

    В 1958 году клуб Айкидо Университета Васеда был формально признан Университетом — на том особом условии, что в программу будут включены соревнования. Здесь лежали зерна раздора. Говорят, Уэсиба и Айкикай настаивали на том, чтобы Томики не использовал название «Айкидо» для своего нового стиля.

    Следует помнить, что к 1958 году Томики тренировался у Уэсиба уже более 30 лет, в течение всех признанных четырех периодов развития Айкидо. Более того, в начале 60х годов Кензи Томики оставался членом преподавательского состава Айкикай Хомбу Додзё. Таким образом, дата окончательного разрыва с Уэсиба указывается разными источниками по-разному.

    Концепция Томики состояла в стремлении к эффективности техники на базе идеи гармонии. Стиль Томики Айкидо — это смесь традиционного Айкидо и современного дзюдо. Это единственный стиль Айкидо, который включает соревнования в программу обучения.

    Соревнования по Томики-рю делятся на несколько разделов (при этом соревнования могут быть как парные, так и командные):

    — Свободный бой с одним, двумя либо тремя противниками (два раунда по 3 минуты);
    — свободный бой с одним, двумя или тремя противниками, вооруженными ножами (при этом, если противник один, то после первого раунда они меняются оружием); ( два раунда по 2 минуты);
    — формальный бой (ката) с вооруженным противником;
    — бой с вооруженным противником на три касания (поражения) ножом; то же самое, но на одно касание.

    Соревнования проходят на татами, размером 3х3 м, выходить за пределы которого строго запрещено. Необходимо сказать, что успеху Томики-рю во многом способствовала личность самого мастера. Высокий, сильный, ширококостный, с большими кистями, и в то же время с благородным лицом и прекрасными манерами, мастер Томики обладал способностью привлекать к себе людей – черта, ярко характеризующая настоящих мастеров. Айкидо в его исполнении поражало своей красотой и не допускало даже тени сомнения в том, что это настоящее оружие самозащиты, а не его подобие, коих много сейчас существует.

    В 1974 году была основана Японская Ассоциация Айкидо для развития Томики Айкидо, и Томики стал первым ее председателем. Он умер на Рождество 1979 года, его работу продолжили ученики: сын Фусай Томики, мастера Нобуёси Хигаси, Кобаяси — младший, Томита, Канецуки и др.

    Ссылка на основную публикацию