Томики-рю: неизвестное айкидо ?
Томики-рю, а также Томики Айкидо и Сёдокан Айкидо- все это названия одного стиля айкидо, который основал мастер Кендзи Томики. Еще эта школа известна иногда как «Спортивное Айкидо», так как это единственное направление айкидо, где существуют периодические соревнования. Еще одно название0- Томики айкидо, полученное в честь своего создателя, сенсея Томики Кендзи. Этот стиль придает важнейшее значение спаррингам-рандори и спортивным соревнованиям, что сильно отличает от иных школ айкидо. В 1967 году Кендзи Томики открыл Сёдокан Айкидо додзе Хомбу в Осаке. Кэндзи Томики родился 15 марта 1900 в небольшом городе Какунодате, что в префектуре Акита. Когда ему исполнилось всего 6 лет, он уже взял боккен в руки, и через какое-то время, овладев боккэном, т.е. японским деревянным мечом, приступил к изучению. А в возрасте 10 лет, после поступления в местную школу Какунодате, он становится учеником в городском клубе Дзюдо, где и начинает изучать то боевое искусство. В ноябре 1919 он получает первый дан в дзюдо. В 1924 году он становится студентом политико-экономического отделения Университета Васэда, где во время обучения, его высокое мастерство и преданность делу занятий дзюдо, настолько были сильны, что его выбирают капитаном университетской команды по дзюдо. Через некоторое время Кэндзи Томики уже ути-дэси у основателя Дзюдо, профессора Дзигоро Кано. Благодаря своим тесным отношениям с сенсеем Кано, Томики смог свести знакомство с Морихэем Уэсибой, Основателем Айкидо. При встрече с мастером Уэсибой, Кано был настолько поражен техникой айкидо во время демонстрации Уэсибы, что предложил Морихею Уэсибе для дальнейшего обучения айкидо одного из своих лучших учеников. Этим избранным и стал Томики Кендзи. Постигая айкидо у Уэсибы на протяжении более чем десяти лет, и будучи действительно одаренным учеником, Томики становиться одним из первых ути-дэси у О’Сенсея. В 30-х годов Томики становится профессором в университете Keнгоку в Маньчжурии, которая в то время была оккупирована японцами. И хотя основное время он обучал именно дзюдо, его страсть к Айкидо не уменьшилась.
В 1940 году Томики одним из первых в мире удостаивается Восьмого Дана в Айкидо из рук Морихэя Уэсибы и начинает работу по совершенствованию своего айкидо. Прошло время, и японские войска потерпели поражение, после чего они были вынуждены уйти из Маньчжурии. Однако все японское население после капитуляции страны в августе 1945 года, жившие здесь- остались. После войны мастер Томики был арестован на 3 года. Томики проводил время в рисовании каллиграфии на земляном полу своей камеры, в размышлениях о сути боевых искусств, которым он посвятил всю свою жизнь. И даже в камере, он постоянно занимался и поддерживал отличную физическую форму. Во время своего заключения, его посетила мысль о неком синтезе между дзюдо и айкидо . Это был синтез, над развитием которого он будет заниматься всю оставшуюся жизнь. Основные идеи направления Томики были в том, чтобы применить методику подготовки по Дзюдо в Айкидо. После возвращения из Сибири в Японию, Томики вновь получает должность профессора университета Васэда. И в качестве дополнительной нагрузке к своим занятиям в Кодокане, он также становится инструктором по дзюдо в университетской команде, где 30 лет назад он уже был капитаном. В течение десяти лет, мастер, используя лучших своих учеников из клуба дзюдо университета Васеда, строит фундамент для создания школы Сёдокан Айкидо. О создании которой и объявляет в 1960 году. Главным отличием нового стиля айкидо является жёсткость, заимствованная из дзюдо, а так же сильнейшая связь Айкидо, которому обучался Кэндзи Томики в довоенные годы у Уэсибы. В 1967 году он открывает додзе Сёдокан (Shodokan dojo) как первый зал, созданный исключительно для практики Томики Айкидо. Основатель Седокана пропагандировал идею, что не существует лучшего теста на «профпригодность», чем реальная схватка. Томики-рю отличается использованием Ката в изучении и проведении соревнований, как без оружия, так и с резиновым ножом. Томики Сихан умер 25 декабря 1979 в возрасте 79 лет.Томики сэнсэй верил, что Сёдокан Айкидо станет действующим центром айкидо.Сегодня это — центральное додзё для всего мира соревновательного айкидо. Его главой является сихан Тецуро Нарияма, Главный технический директор JAA.
-
ВНИМАНИЕ!
Объявляется набор в детские и взрослые группы Айкидо и Айкидзюдзюцу. Занятия ведёт Александров Дмитрий Алексеевич. 4 Дан Айкидзюдзюцу Дайто — Рю, Айкидо Айкикай. Мастер боевых искусств.
-
тел. 992 87 88
Томики-рю: неизвестное айкидо ?
Название: 昭道館合気道 ( Shodoukan Aikido )
Основатель: Кэндзи Томики (富木謙治 Tomiki Kenji, 15 марта, 1900 — 25 декабря, 1979)
Учителями Кэндзи Томики, создателя данного стиля, были основатель айкидо Морихей Уэсиба и дзюдо Дзигоро Кано, что повлияло на сложение системы, по сути ставшей синтезом айкидо и дзюдо.
В 1927—34 гг., по рекомендации Кано, Томики практиковал дзю-дзюцу, с элементами будущего айкидо, под руководством мастера Уэсиба Морихэя. В 1934—40 гг. Томики находился в Маньчжурии. Вернувшись в Японию, он в 1940 г. первым среди учеников Уэсиба получил от учителя степень 8-й дан.
В том же году Томики попытался создать свой собственный стиль боевого искусства, чтобы объединить в нем учение обоих мастеров — Кано и Уэсиба. Основная его идея заключалась в том, чтобы применять технику айки-дзюцу (использовать инерцию движения противника) на дальней дистанции; технику дзюдо (захваты, болевые приемы, броски и удушения) на ближней дистанции. Однако реально дело тогда ограничилось созданием нового ката самозащиты, введеного Томики в дзюдо (Госиндзю-цуно ката). В 1945 г. мастер Томики снова уехал в Маньчжурию и оказался в советском плену. На родину он вернулся три года спустя.
О создании своего собственного стиля Томики Кэндзи официально объявил в 1960 г. Наиболее примечательными его особенностями стали две вещи. Во-первых, именно Томики первым в мире начал использовать на тренировках резиновые ножи вместо деревянных и боевых. В момент удара они гнутся, не причиняя вреда сопернику, но при этом сохраняется общая динамика реального боя. Во-вторых, он решительно ввел практику соревнований.
Особенности стиля
Определяющим отличием от классического айкидо является большая жёсткость стиля, пришедшая из дзюдо и связанная с тем, что Кэндзи Томики принадлежал к довоенному поколению учеников Уэсибы, воспринявшему его идеи еще до того, как О-Сэнсей стал «смягчать» изобретённое им айкидо, ведя его по дороге к пути мира и гармонии.
Отличительными особенностями Томики-рю являются:
- наличие спортивного аспекта (в том числе спортивных чемпионатов), игнорируемого в обычном айкидо;
- томики-рю является не только системой защиты, но также и системой нападения, что неприемлемо для классического айкидо;
- преподавание по системе, сходной с дзюдо (это связано с тем, что Кэндзи Томики начинал свое приобщение к боевым искусствам без оружия с Кодокан Дзюдо);
- Большее внимание в работе с оружием (в том числе работа с мечом по традиционной школе Касима Син-рю).
В стиле Томики-рю соревнования включают следующие разделы:
— Вольный бой с одним, двумя, тремя безоружными противниками (2 раунда по 3 минуты);
— Вольный бой с одним, двумя, тремя противниками, вооруженными резиновыми кинжалами (2 раунда по 2 минуты);
— Обусловленный спарринг с вооруженным противником;
— Вольный бой с одним противником, вооруженным резиновым кинжалом, на три касания «клинком», и на одно касание.
Что касается техники, то ученики могут бросать противника, душить, делать ему подножки, болевые рычаги и выкручивания. Запрещается наносить удары ногами (ноги предназначены для быстрых передвижений) и руками (вместо ударов используются толчки).
Томики широко представил результаты своих теоретических изысканий во множестве книг и эссе. У него появились последователи в Японии и за границей, которые включают соревнование в практику обучения Айкидо. Однако подход Томики к анализу сути Айкидо был категорически отвергнут практически всем сообществом Айкидо, которое посчитало, что его теория выхолащивает этическое учение О-Сэнсэя.
Стиль Томики-рю популярен, кроме Японии, в США (глава стиля в этой стране Когурэ Хираоки), в Великобритани (Эхара Тэцу) и во Франции (Цутия Сатору).
Томики-рю: неизвестное айкидо ?
Говорят, что история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй как комедия. Мир боевых искусств, столь многогранный и непостижимый, похоже, испытал ту же эволюцию.
Судите сами. Из эффективного оружия самозащиты буддийских монахов, Шаолинь сы-цюань превратился в спортивно-показательное ушу. Смертельно опасное Окинава-тэ, имевшее девизом «одним ударом — наповал», превратилось во многостилевое каратэ, больше напоминающее гимнастику (последнее «изобретение» некой японки — каратэбика, смесь каратэ и аэробики для женщин). Некогда жесткое, костоломное, смертельно опасное для врагов дзю-дзюцу сейчас превратилось в спортивное дзюдо, которое эффективно, увы, лишь на татами. Древнее боевое искусство Японии, агрессивное и жестокое айки-дзюцу со временем стало изящным айкидо, больше напоминающим танец, чем боевое искусство.
Что это — результат развития огнестрельного оружия, сделавшего невидимое оружие почти бесполезным или торжество гуманизма, проповедывающего мирное разрешение конфликтов и осуждающего насилие? Кроме того, нынешнее развитие науки и техники привело к тому, что человек обленился, стал мало двигаться : для передвижений создал машину, для развлечений — телевизор.
А может истинная причина кроется в нашей психологии, в том, что люди разучились убивать, и когда оказываются перед выбором, то предпочитают быть убитыми. И поэтому занимаются спортом, а не боевыми искусствами, тренируют в лучшем случае тело, но не дух. Вспомним слова поэта:
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри — не вы.»
Мнение классика не потеряло актуальности до сих пор, наверное поэтому полнятся криминальные сводки сообщениями об убийствах и безнаказанном насилии.
Не вступая в противоречие с идеями добра и гуманизма, попытаюсь рассказать об одном стиле истинного Будо, которое на территории бывшего СССР известно очень мало.
Когда знакомишься с информацией об айкидо, удивляет почти полное отсутствие сведений о стиле Томики айкидо, кроме следующего: «Кэндзи Томики, профессор токийского университета Васэда, соединив айкидо и дзюдо, создал спортивный стиль айкидо». Все! Кроме этого — ничего больше. Известно лишь, что в мире традиционного айкидо данное направление не приветствуется, ибо спортивные состязания противоречат воинскому духу и философским идеям отца-основателя Уэсибы. Вызывает также удивление скудная Учебные Фильмы этого стиля. Например, в каталогах таких популярных журналов, как «Блэк Бэлт», «Инсайд кунг-фу», «Каратэ кунг-фу иллюстрейтед» и др. можно найти лишь два названия книги и одно название видеокассеты, дающих технику Томики-рю, что составляет примерно 1 : 30 в сравнении с иными видами боевых искусств. Создается впечатление, что Томики-рю либо мало распространено, либо искусственно загнано в неизвестность.
Однако, что же было в действительности? Из той информации, которую удалось получить автору, следует, что Кэндзи Томики родился в 1900 г., в 1920 — 26 гг. изучал дзюдо и его успехи были столь велики, что он вскоре получил 5-й дан дзюдо, высший в то время в школе Дзигоро Кано, а затем стал профессором дзюдо и в числе 6 человек имел 10-й дан этой боевой системы. Овладев в совершенстве дзюдо, Томики, по рекомендации самого Кано начал заниматься айкидо.
Здесь следует сделать маленькое отступление, дабы лучше уяснить, каким образом пересеклись пути айкидо и дзюдо. С системой Такэда-рю айки-дзюцу Дзигаро Кано был знаком давно, еще с тех пор, когда принял в Кодокан самого талантливого из своих учеников Сайго Сиро, изучившего данное воинское искусство. Именно он стал победителем на соревнованиях между соперничавшими школами дзюдо и дзюдзюцу, применив технику айки-дзюцу, в частности свой любимый прием «Яма-Араси» (Горный вихрь) и разгромив всех противников. Это было нечестно, ибо выставив Сайго Сиро на поединок, Кано изначально знал, что победа его школе обеспечена.
Невероятно, но факт, в средневековой феодальной Японии с представителями семейной школы Такэда, о которой в общем-то знали лишь понаслышке, не рисковали сталкиваться лучшие мастера самых разных стилей Будо!
Но, как говорится, победителей не судят. Сделав дзюдо ведущей школой, Кано окончательно убрал из своей системы все опасные броски и удары, превратив ее в систему физического воспитания личности. Однако когда в 1927 г. появилась школа М. Уэсибы, она создала явную угрозу популярности дзюдо, ведь она была несравненно эффективней в техническом плане, к тому же не последнее место в ней занимала методика воспитания духа. Рассказывают, что однажды Кано приехал, чтобы лично увидеть то, о чем так восторженно отзывались многие специалисты боевых искусств. Когда он увидел Уэсибу в работе, то сказал : «Это и есть мое идеальное Будо. Скажу честно, рад был бы принять Уэсибу в мой Кодокан. Но он такой большой мастер, что это просто невозможно. Однако желаю, чтобы Уэсиба обучал некоторых их моих наиболее способных учеников». Сейчас трудно судить о правдоподобности этой истории, зато известен исторический факт — никто из учеников Кано, пришедших в Айкидо (Мурасигэ, Мотидзуки, Томики, Тохэй) не вернулись больше в Кодокан.
Томики-рю — Shodokan Aikido
Томики-рю ( 昭道館合気道 Томики-рю ) , является стиль айкидо основана в 1967 году Кендзи Томики (富木謙治Томики Кэндзи , 1900-1979). Томики-рю иногда называют «Спорт Айкидо» из — за его использования регулярных соревнований, стиль также может называться «Томики Айкидо». Shodokan больше внимания уделяется свободной форме рандори спаррингов , чем большинство других стилей айкидо. Метод обучения требует баланса между рандори и более стилизованным катом обучением наряду с хорошо развитым набором тренировочных упражнений и специфических для рандори и для общего развития айкидо. Участие в реальных сиайте (конкурентную рандори ) очень сильно зависит от клуба с большим акцентом был найден в университетских клубах, хотя рандори является основой для всех Shodokan клубов.
В 1967 году Кендзи Томики построил Shodokan Хомбу в Осаке , Япония , учить, обучать и продвигать его стиль. Сам стиль, возможно , могла бы быть создана с образованием университета Васэда клуба айкидо в 1958 году Сегодня, Томики-рю организовано с двумя основными группами, то Японской Ассоциации Айкидо (JAA) и Федерация Айкидо Shodokan (SAF) .
содержание
Прошлые директора Томики-рю
- Первый директор Кендзи Томики (1967-1979)
- Второй директор Хидео Охб (1979-1986)
В JAA было два Сихано : Тетеро Нариям и Фумика Шишида . Нарияма в качестве технического директора JAA и главный инструктор Shodokan Хомбу додзё в Осаке , Япония . Shishida профессор интеллектуальной истории японских боевых искусств в университете Васэда в Токио . Вместе они написали ключевую монографию, на японском языке, под названием «Айкидо Kyougi», которая описывает историю, и много технических деталей о, в стиле айкидо выдвинутого Томики. Эта книга, впервые опубликованная в 1985 году, впоследствии была переведена на английский язык под названием «Айкидо: традиции и конкурентное преимущество». Нарияма Шихана также выпустила еще книгу «Айкидо Рандори», описывая практику систему рандори в рамках айкидо.
В последние годы, Сато Tadayuki был сделан Шихан из университета Васэда клуба айкидо. Он, наряду с ныне покойной кеншей Uno, Сикоку Японии, созданным Shidokan, с благословением Shishida Шихана. Эта система следит за одни и тот же учением Томиков, но с другим акцентом, возвращением к ранним методам Томиков. Томики дали своему искусству имя Shodokan, и многие люди были связаны с введением нового имени Shidokan. Однако это только, чтобы показать различные пути, доступные в айкидо Томики.
По состоянию на 2012 год, разделение между Нариям Шихана и Shishida Шиханом выросло в ситуацию, когда два из них оставшихся в пределах одной организации стала несостоятельной позицией. Таким образом Нарияма Шихан решил разрешить любой конфликт, уйдя в отставку с JAA и создать новую организацию, известную как Томики-рю Рэнмэй (также известный как Томики-рю Федерации). Это фактически был официальным раскол мира Томики-рю в два. JAA в настоящее время относятся к Томики-рю как «Томики Айкидо». Однако, поскольку Томики Шихан решительно был против использования его имени привязываясь к его системе практике JAA также обычно относится к системе как «Айкидо Кэндзи Томики сенсея».
Shodokan определяет несколько ката . Некоторые из наиболее важных ката, перечислены ниже.
Рандори нет ката не является основным ката набор для Томики-рю. Junanahon состоит из 17 основных методов, которые, с их вариациями, являются законными в Shodokan рандори . Они разбиты на четыре категории: Atemi, Hiji, Tekubi и Юки. Кендзи Томики думал в течение многих лет о строительстве 17 методов , как он опущенных приемы из старых стилей , которые он считал слишком сложным или слишком опасными для конкуренции.
Atemi Waza
Atemi Waza представляет собой набор из пяти методов, которые классифицируются как поразительная техника.
- Shomen Ела: Удар с фронта
- Aigamae Ела: Удар из той же позе
- Gyakugamae Ate: Удар от обратного осанки
- Gedan Ела: Удар от низкого уровня
- Уширо Ела: Удар сзади
Hiji Waza представляет собой набор из пяти методов, которые классифицируются как методы локтевых.
- Оши Taoshi: толкая Topple
- Удэ гаеши: Arm Сторно
- Hiki Taoshi: Тяговая Topple
- Удэ Hineri: Arm Twist
- Ваки гатамэ: Крепление со стороны
Tekubi Waza
Tekubi Waza представляет собой набор из четырех методов, которые классифицируются как методы запястья.
- Котэ Hineri: наручные Twist
- Котэ гаеши: наручные Сторно
- Tenkai Котэ Hineri: Вращающийся наручные Twist
- Tenkai Котэ гаеши: Вращающийся наручные Сторно
Uki Waza представляет собой набор из трех методов, которые классифицируются как плавучие техники.
- Мэй Отоши: переднее падение
- Суми Отоши: Угловая падение
- Hiki Отоши: Натяжение падения
Koryu Goshin нет Kata
Старый поток самозащитой ката, включает в себя множество методов , которые HARKEN назад к довоенной айкидо (когда искусство еще преподается как Дайто-рю айки-дзюдзюцу ). Этот набор из 50 приемов иногда называют корит даю сану и включает в себя оружие, а также методы с пустыми руками. Suwari Вадз: 4 методов Ханза Handachi: 4 методов Тачи WAZA: 8 методов Танто Дори: 8 методы Тати Дори: 5 методы Йари Дори: 5 методов Yari WO kumitsukareta: 8 Методов Кух Тачи: 8 методов
не наг но каты
Набор из 14 методов метательных: 7 прямых (омотэ) и 7 более круглой и жидкости (URA). Эта последовательность на самом деле первая часть корит даю Йона , который включает в себя 11 больше методов.
Методы самообороны несколько из которых являются частью учебного плана для yondan и выше.
Соревнование
Соревнования принимают форму танто рандори или Тося рандори , а также Embu (演武) , в которой пар ( торы и ук ) судит по их кату . Тосю рандори (徒手乱取) является голыми руками, и оба практикующие должны выполнять методы друг на друга и пытаются сопротивляться и противостоять методы друг друга. Появление этой формы во многом зависит от дзи рандори с некоторыми изменениями , направленных на расширение использования техники айкидо (например, один не могут ухватить противник кейког ).
В танто рандори (短刀乱取), есть назначенные злоумышленники ( TANTO ) и назначенный пустые рук защитник ( Тося ). Злоумышленник пытается нанести удар защитника с тренировочного ножа (обычно резиновый или чучела) , а попытки защитника, с любым из семнадцати основных техник айкидо, чтобы бросить или выполнять совместные замки на нападающего. TANTO , как ожидается, сопротивляться или счетчик с первых пяти методов. В конкурсе, роли переключения с конкурентами , имеющие одинаковое количество времени и без ножа. Не в обеих этих формах рандори , традиционное разделение между исполнителем техники ( тори ) и приемником техникой ( укэ ) больше не существует, либо как участник может бросить противник.
- Tanto tsukiari (短刀 突 き あ り) — 1 балл — Присуждается за успешный удар танто. Для удара сосчитать, то танто должен приземлиться на верхней половине туловища. Рука должна быть расширена, забастовка должна быть перпендикулярна к телу атакующего, а атакующий должен двигаться вперед, закончил с хорошим балансом. Скользящие удары не сосчитать. Очевидно, что это не относится к Тосе рандори.
- Юко (有効) — 1 балл — Присуждается за разрыв баланса, а также для создания противника отступить из обозначенной области.
- Вадза-ари (技 あ り) — 2 балла — выигрышный для полного броска или замок, но потерять хорошую осанку и равновесие.
- Ippon (一 本) — 4 балла — Награждён для полного броска или замка, сохраняя хорошую осанку и равновесие.
- Sh >Чемпионат мира
На чемпионате мира по айкидо проводится каждые два года, вращаясь между Японией и иностранным местом.
Международная инструкция
Инструктора из Shodokan Хомбы регулярно преподавать в международном масштабе . В настоящее время основных путешествующие инструктора Тетсера Нарияма (девятый Dan), Омори Рюичи (7 дан), Endo Sekio (6 дан) и Sakai Shinnosuke (6 дан).
Томики-рю в Москве
Алексей показался мне очень хорошим человеком. Меня хорошо принимали в зале, с Лёшей мы перешли на «ты». Лёша совершенно без понтов, с чувством юмора, прямой и открытый человек. Считаю жирным плюсом группы соревновательного айкидо на «Водном стадионе» саму личность сенсея, да и ребята у него там все душевные.
Рассказ о московском томики-рю я начну с общих сведений. Был такой ученик у Дедушки — Кэндзи Томики. Он был первым учеником Уесибы получившим 8-ой дан (в 1942-ом) и одним из самых авторитетных мастеров в додзё Морихея Уесибы.
Томики создал свою школу айкидо, которую назвал мегаоригинально: томики-рю.
Капитан Очевидность не раз заявлял, что эффективная рукопашка стоит на:
1.) Мощной физухе. Штанга, бицепсы, выносливость.
2.) Мощной ударной технике. Чтобы грушу сносило нафик, чтобы страшно было.
3.) Спаррингах. Чтобы иметь опыт получать и раздавать пиздюли.
В Айкикай, как известно, ни одного из этих трёх китов эффективной рукопашки нет и близко.
Томики решил этот момент попатчить и создал соревновательное айкидо.
Один из моих учителей практиковал соревновательное айкидо в начале 90-ых и говорил, что там всё очень жёстко и что в спарринге сразу понятно какие техники айкидо проходят, а какие нет. Разрешено только 17 техник и обкатка в спаррингах этих 17-и техник — это дюже круто. Я был настроен восторженно и готовился увидеть на соревновательном айкидо жёсткую жесть.
-Надо брать с собой ракушку? -Спросил я у Алексея по телефону, когда договаривался о тренировке.
-Не-не, у нас всё не так сурово, -опешил Алексей, -а Вы чем до этого занимались?
-Реальным айкидо, -сказал я, не зная как точнее обозначить наш стиль.
-И что, там ракушка была нужна?
-В реальном айкидо спаррингов нет. А у вас спарринги.
-Не нужна ракушка. -Подытожил Алексей.
С Лёшей мы разговорились уже в раздевалке. Он распросил меня о моём опыте в айкидо и узнав, что я оставил тренировки «разочаровавшись в деле Морихея Уесибы» спросил меня как так вышло.
-Потому что я всерьёз усомнился в том, что средствами айкидо можно войти в стойку или атаку серьёзного ударника не владея при этом ударной техникой на уровне сопоставимым с уровнем самого ударника, -осторожно подбирая слова сказал я.
-Ничего себе у тебя запросы. -покачал головой Алексей. -Так что же ты у нас хочешь найти?
И тут я про группу томики-рю всё понял.
Тренировка по айкидо была самая обычная, ничего в ней не было «соревновательного», разве что чуть-чуть физухи — отжимания, на пресс и на ноги упражнения. Спаррингов не было. Обычная ката. В зале ни одного чёрного пояса кроме Алексея и только двое пацанов с коричневыми — у одного 1-ый, у второго 2-ой кю. Пацан с 1-ым кю ездил на соревнования в Лондон, на чемпионат мира по томики-рю от России. У него на ги нашит российский флаг.
Мы делали незнакомые мне техники. И все они были из семейства кокью. На технику кири отоши что-то было немножко похоже, но в общем сплошной кокью. Всё от захватов. От ударов ничего. Техники делаются на месте. То есть человек пока делает — он мишень. Он стоит на одном месте и мою руку обрабатывает. Я же его убью пока он. ((
Алексей вызвал меня в качестве укэ один раз и стал при всём зале мне руку обрабатывать не двигаясь с места. Я немедленно зарядил четвёртому дану в скулу легонько, сказав:
-Ты мишень, Алексей. Нельзя на месте стоять.
-Да, само собой, -согласился Алексей, -но сейчас не об этом.
-То есть так и надо отрабатывать технику не двигаясь?
-Ну. пока да.
Всё, занавес. Так делают в немецких группах. Игнорирование того факта, что Господь дал человеку ещё три конечности плюс к обрабатываемой — это очень плохая привычка, её потом тяжело выковырить, если вдруг появится желание делать боевой вариант айкидо.
Намекнул об этом Лёше.
-Я боевые варианты техник не показываю вообще, -честно сказал Алексей.
-ОК, -понял я.
Делали что-то похожее на сокомен ириминагэ. Про центр говорили. Про зоны силы говорили, да, всё нормуль. У немцев этого нет.
Отработка была настоящая, то есть было такое понятие как «у тебя не получается» и люди не падали совсем уж просто так. Это плюс несомненный, в немецком Айкикае получается всё и у всех и падают все и всегда, то есть отработки нет никакой по факту. Здесь отработка была всё-таки.
На тренировке у Алексея мне все светили всё. Рёбра светили, яйца светили, головы свои подставляли нещадно. Я боролся с желанием пробить кому-нибудь с ноги в живот, но помня о том, что айкидо здесь не боевое — держал себя в руках.
Большим уважением пользуются в этой группе айкидо всевозможные страховки, чаще всего высокие. Народ прыгал так шустро и красиво, что я так не умею. Алексей учил меня правильно страховаться. У нас в группе к таким прыжкам отношение весьма скептическое, потому как нормальный человек просто не даст тебе уйти в такую страховку это раз, а два высокие страховки на асфальте штука всё-таки сомнительная. Но попрыгать я люблю, Алексей объяснял хорошо и я послушно учился.
После тренировки поймал одного из пацанов с коричневым поясом и тот согласился со мной поработать. Лёша сел в сейзу в углу зала и стал смотреть как мы работаем.
В томики-рю техники называются все по-другому, потому я называл технику классически, а Алексей переводил своему ученику на томики-рю. Техники у парня оказались чем-то средним между никаким беспомощным беззубым балетом Айкикай и нормальным боевым вариантом исполнения. Мне показалось, что у парня нет полноценных вращений, угол на котегаеши выбран неверно и ещё масса всяких мелких косяков. Шихонагэ без промежуточного контроля, то есть с огромной дырой.
Алексей смотрел за нами с большим интересом, смеялся и комментировал в духе:
-Ой, двоечник, да что ж ты делаешь. Локоть ему держи!! Да, вот, наконец. не-не, не туда пошёл, ты чего, он же у тебя в равновесии. Вооо. ага.
В целом всё проходило очень позитивно и задорно.
-А давай от ударов попробуем, -предожил я.
-Он не готов работать от ударов! -Тут же вступился Алексей.
-Сделаешь от ударов? -Спросил я пацана.
-Я от ударов не делаю.. -робко сказал 16-илетний айкидока.
-Давай тогда кокью-хо! -Предложил я. Мы сели на маты, я схватил пацана за руки.
-И чё делать? -Спросил юноша.
-Освобождай руки! -Крикнул ему сенсей.
-А как. он сильно держит. -жалобно сказал мальчик.
-Ладно, всё, отпускай его, не умеем мы кокью-хо, -сказал мне Алексей.
Пошли в раздевалку.
-Ты не того партнёра себе взял! -Говорил мне Алексей, — у него же детский первый кю, это то есть на два ниже, считай с третим кю ты работал.
-Старше в зале всё равно никого не было, -замечал я.
-Да у нас вообще боевой аспект игнорируется, твоё айкидо другое не только по названиям, но и по целям, -говорил Алексей.
В раздевалке ещё поговорили про организационные моменты. Я так понял, что до чёрного пояса спаррингов у них нет вообще, да и потом спарринг какой-то обусловленный, то есть сохраняется разделение на укэ и нагэ. Я спросил на счёт настоящего мочилова, где неизвестно кто кого замочит и где всё по-взрослому.
-За таким в Японию ехать надо, -отвечал сенсей.
В целом группа и тренировка мне очень понравились. Алексей очень хороший и ненапряжный в общении, всё сразу называет своими именами. Не пытается называть своё айкидо боевым или уличным, сразу честно расставляет акценты, никого не вводит в заблуждение. Они делают что-то своё, мне не близкое совершенно. Лично мне (лично мне) такое айкидо неинтересно, но может быть для кого-то это будет как раз то, что нужно. Очень приятные люди там 🙂 Денег с меня никто не взял 😉
Перед уходом меня там кто-то уже в дверях спросил:
-Не будешь к нам ходить?
-Нет. -сказал я.
-Не понравилось тебе? -спросил человек.
-Я совершенно другим айкидо интересуюсь. -Ответил я. -У вас всё хорошо, просто совсем не в ту сторону идёт развитие, в какую бы мне хотелось.
Вот на этом я и попрощался с залом томики-рю в Москве.
Выдающиеся мастера Томики–рю
Шодокан Айкидо, известное также в России как Томики–рю было основано благодаря усилиям сенсея Кендзи Томики. Несмотря на отрицательное отношение со стороны представителей традиционных направлений айкидо, в Шодокане активно проводятся соревнования. Элемент состязаний позволяет объективно оценить степень подготовки того или иного ученика, а способствует быстрому росту популярности этого стиля среди молодежи во всем мире.
![]() |
Основатель Томики–рю сенсей Кендзи Томики
Сенсей Кендзи Томики является одним из самых первых учеников Морихея Уэсибы. Также он стал первым, кто получил от О–сенсея 8 дан айкидо. Параллельно своим занятиям айкидо Томики Кендзи посещал тренировки Дзигоро Кано (основателя современного дзюдо), что наложило отпечаток на его технический арсенал. Кендзи Томики является основателм одного из наиболее необычных направлений айкидо — Томики–рю. Главным отличием стиля от остальных направлений является регулярное проведение различного рода соревнований. Далее.
![]() |
Тэцуро Нарияма
Тэцуро Нарияма — один из наиболее выдающихся учеников сенсея Томики Кендзи. Параллельно Тэцуро Нарияма тренировался под руководством сенсея Кабаяши (Айкидо Айкикай). Мастер неоднократно становился победителем различных соревнований по Томики–рю, и считался старшим инструтором Хомбу додзё при жизни Томики Кендзи. Тэцуро Нарияма считается идейным вдохновителем проведения соревнований по Томики–рю в форме рандори. После смерти основателя стиля Нарияма стал одним из руководителей школы Шодокан и продолжает её популяризировать с помощью регулярно проводимых семинаров в различных частях света. Далее.
![]() |
Хидео Оба — известный друг и ученик сенсея Томики Кендзи. Обладатель 9 дана айкидо. Второй президент Японской Ассоциации Айкидо (Томики–Рю). Хидео Оба совместно с Томики Кендзи стоял у зарождения соревновательного направления айкидо. Будучи опытным дзюдоистом и талантливым айкидокой, мастер на протяжении нескольких десятков лет проводил многочисленные семинары как в Японии, так и в Соединённых Штатах, Европе и Австралии, способствуя распространению Шодокан Айкидо. Далее.
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Кендзи Томики (Kenji Tomiki) — основатель соревновательного стиля айкидо (Томики-рю) |
В начале шестидесятых работа Томики по созданию стиля была завершена. Он назвал его Айкидо Кёги (Соревновательное айкидо) Клуба Васэда в 1958г.
В 1964г. этим стилем айкидо занималось уже достаточно людей, чтобы состоялись первые масштабные соревнования среди клубов Токио. Соревновательный стиль айкидо развивался очень быстро и уже в 1970г. был проведен Всеяпонский Студенческий Чемпионат. В числе первых студентов Клуба Айкидо Кёги был Обучи Сенсей, ставший в 1999г. премьер-министром Японии.
В 1967г. Томики зарегистрировал Шодокан Хомбу Додзё как головной центр стремительно развивающейся организации (в 1974г. названной Японской Ассоциацией Айкидо). Он намеревался продолжить развитие и внедрение новых методов и принципов в обучении Айкидо.
Умер Томики Сенсей в рождественский день 25 декабря 1979 года в возрасте 79 лет.
Он не присуждал самому себе какой-либо дан Айкидо, поэтому ушел из жизни, обладая 8-м даном Айкикай Айкидо (получен в 1940г) и 8-м даном в Дзюдо (присвоен в 1978г.).
Томики-рю: неизвестное айкидо ?
Томики Сэнсэй. 9-й дан Айкидо. 8-й дан Дзюдо.
Кендзи Томики основал Томики Айкидо и Японскую Ассоциацию Айкидо. Как профессор физического образования, Кендзи Томики пытался привнести прогрессивный стиль преподавания дзюдо в обучение айкидо.
Томики верил, что рандори (упражнения в свободном стиле) могут быть таким же успешным опытом преподавания айкидо, каким они явились в дзюдо. Он писал: «Для новичков упражнения свободного стиля представляют больший интерес, позволяя им быстрее адаптироваться и обрести уверенность в себе».
Концепция Томики состояла в стремлении к эффективности техники на базе идеи гармонии. Стиль Томики Айкидо — это смесь традиционного Айкидо и современного дзюдо. Это единственный стиль айкидо, который включает соревнования в программу обучения. Комбинации ката и спаррингов призваны привнести чувство реализма и практического применения. Принципы и техники, выученные при отработке ката, могут быть применены в рандори, где техника базируется полностью на природе атаки. Ката без понимания практики рандори — всего лишь бессмысленный танец, а рандори без понимания принципа ката — это даже не айкидо.
В начале 60х годов профессор Кендзи Томики разработал метод соревновательных тренировок Тошу Рандори-хо, который он преподавал в дополнение к традиционным формам ката. Позже, пытаясь разработать практические применения техник айкидо, он создал современный метод Танто Рандори-хо — работа безоружного против вооруженного ножом. В настоящее время эти тренировочные методы применяются во всем мире. Ко времени смерти Томики, в 1979г, Томики Айкидо практиковалось в клубах и колледжах всей Японии и начало свое развитие в Европе и Соединенных Штатах.
Кендзи Томики родился 15 Марта 1900 в городе Какуодате в префектуре Акита. Он был старшим сыном Сосуке и Тацу Томики. Когда ему было около 6 лет, он стал учиться обращаться с деревянным мечом. В возрасте 10 лет, после поступления в местную начальную школу, он вступил в городской клуб, дзюдо. (читать дальше)
Видеоматериалы.
![]() |
![]() |
![]() |