Томари-тэ | Karate-krs.ru

Томари-тэ

Томари-тэ было то самое каратэ (или тодэ), которому обучали в городе Томари, и хотя его теперь не преподают с коммерческими целями как отдельную систему, однако каты и некоторые приемы, в свое время являвшиеся составной частью этого каратэ, можно обнаружить в большинстве стилей Сёрин. Кафу Кодзё, представитель стиля Кодзё Рю, назвал Томари-тэ «смесью различных кат стиля Шаолинь» и заявил, что представители сословия сидзоку города Томари были фактически плебеями. Один из доживших до наших дней мастеров Томари-тэ, Сэй-кити Хокама (родился в 1896 году), рассказал мне, что, когда он был мальчиком, эти каты были широко распространены среди различных учителей. Это и неудивительно, так как Томари в то время мало отличался от деревни, а основные сведения о Томари-тэ были переданы двум мастерам, которые жили в конце XIX века и, по всей видимости, были в очень хороших отношениях.ТОМАРИ-ТЭ ТИПА ОЯЛОМАРИ в ходе интервью с Сэйкити Хокамой он рассказал мне, что братья Коцу Оядомари и Конин Оядомари обучили его катам Найханти Седан, Найханти Нидан, Пассай, Ванею, Рохай, Ванкан, Кусанку Сё и Кусанку Дай. Стиль, в который входили эти каты, унаследован от Кокана Оядомари и в качестве семейного стиля переходил от отца к сыну на протяжении трех поколений. Кокан Оядомари первоначально обучался китайскому боксу у китайца, проживавшего в Томари, «который использовал очень легкую технику». Сэйкити Хокама вспоминал, что в возрасте 16 лет он был очень худым, часто бывал прикован к постели болезнью и страдал от болей в желудке. Местный врач определил, что у него туберкулез, и дал Хокаме лекарство, которое он сейчас же выбросил, «потому что был противный вкус».

Затем Хокаму познакомили с Коцу Оядомари, другом семьи, который высказал мнение, что всему виной недостаток физических упражнений, и прописал ему работу с макиварой. Вначале Хокама делал 10 ударов в день, затем довел их количество до 20, а затем уже бил по макиваре несколько раз в день, нанося по 30 ударов за раз. Его здоровье быстро улучшалось, и менее чем через год он поправился и был абсолютно здоров. Хокама оставался под надзором братьев Оядомари, пока ему не исполнилось 25 лет, однако все это время он периодически занимался у Кодацу Ихи, Камы Хиги и Одноглазого Тогути, которые обучили его всем тонкостям Томари-тэ типа Мацумура.

Китайский купец по имени Тэн Сэнси, который торговал чаем в Томари и нанял Хокаму сторожить свой склад, преподал ему технику ударов кулаком. Братья Оядомари учили его, что употребление алкогольных напитков и курение табака несовместимы с практикой каратэ. Они также часто внушали ему следующее: «Так как наши родители затратили много времени и усилий, чтобы вырастить нас здоровыми людьми, мы в долгу перед ними и ради них обязаны воздерживаться от всего того, что может повредить нашему здоровью. Таким образом, если ты участвуешь в схватке, помни, что жизнь твоего противника в твоих руках, а твоя жизнь в его руках, и малейшая ошибка может стать роковой для любого из вас». Кроме того, они предупреждали, что, если ваш противник крупнее вас, необходимо «двигаться и прыгать, как кошка, чтобы не дать противнику возможности схватить вас».

Когда Хокама был моложе, он отказывался обучать кого бы то ни было Томари-тэ, потому что считал это слишком опасным, но сейчас, еще сохранив здоровье в свои 80 лет, он сожалеет, что не делал этого. «Перед Второй мировой войной,— сказал он мне,— много молодых людей погибли в схватках из-за того, что они были слишком уверены в себе, прозанимавшись каратэ только два или три года, поэтому помните: всегда найдется кто-нибудь сильнее вас».

Наха-Тэ, Сюри-Тэ, Томари-Тэ

Вначале 20 века на Окинаве боевые искусства назывались То-Дэ(唐 手 — «рука династии Тан» или просто «Китайская рука»). Существует распространенное мнение, что в То-Дэ выделены три «стиля», Наха-Тэ, Сюри-Тэ и Томари-Тэ, но оказывается, чт это не совсем так…


Развеем еще один миф.
(с)Автор: Патрик Маккарти
(с) Перевод: Павел Демьянов 21.03.2014

Префиксы-названия [старых окинавских стилей]* присоединяемые к «Te/Ди» (手), например, Сюри, Наха и Томари, впервые были упомянуты в конце 1926, чтобы определить районы, в которых Мабуни, Мияги и Кьян практиковали и преподавали 手 (т.е. То-Дэ-Дзюцу Кэмпо / 唐 手术 拳法). Они [названия Наха-Тэ, Сюри-Тэ, Томари-Тэ] были составлены комиссией в рамках подготовки к демонстрации То-Дэ (唐 手 / Китайский бой) перед Кано Дзигоро, во время его путешествия на остров [Окинава] в январе 1927.
Основатель дзюдо посетил крошечный остров, чтобы говорить о дзюдо и образовании, а также для инаугурации первого на острове Юданша [обладателя черного пояса] Шинко Кай. Аристократ, со значительными политическими связями с правительством и олимпийским комитетом, Кано воспринимался как педагог в масштабах страны и его визит на крошечный остров расценивался как огромная честь.
Для организации этого визита были приложены значительные усилия, произведенные довольно консервативным комитетом, организованным местным советом по образованию.
Идея использования любого префикса (например, 唐 — Кара/То), который бы указывал Китай в качестве своего источника, особенно в этот темный период расцвета национализма, анти-китайских настроений и радикальной военной эскалации, была бы плохо воспринята и наверняка вызвала бы противодействие со стороны определенных политических сил.
[Для определения школ разных учителей]были согласованы названия местных районов, в которых главные демонстранты учили и практиковали, заявлены в программе и таким образом закрепились [в качестве названий стилей].
Так «родились», Сюри-тэ, Наха-тэ и Томари-тэ.
Патрик Маккарти.

*в квадратных скобках примечания переводчика

Расшифровка названий ката

В настоящее время в системе Шотокан существует 26 ката:

ХЭЙЯН I-V. «Мир и Покой». В СЮРИ-ТЭ назывались ХЭЙВА-АНТЭЙ. После модификации Итосу назвал их ПИН-АН. Под таким названием они изучаются в ВАДО-РЮ, СИТО-РЮ, КЁКУСИНКАЙ и др. С 1936 г. Фунакоси изменил название на ХЭЙАН. Базовые формы.

ТЭККИ I-III. «Железный всадник». Прежнее название НАЙХАНТИ. Происхождение ката неизвестно. ТЭККИ СЕДАН — исходная форма, предположительно из Китая. ТЭККИ НИДАН и ТЭККИ САНДАН созданы Я. Итосу. Под названием НАЙХАНТИ изучаются во многих стилях.

БАССАЙ-ДАЙ. «Преодоление преград» или «Взятие крепости». Традиционное ката во многих стилям и школах. Имеется множество интерпретаций, под названием ПАССАЙ и БАССАЙ практикуется в ВАДО-РЮ, СИТО-РЮ, ИТОСУ-КАЙ, ИСИМЯНЭ и др. Автор неизвестен. Основывается на мощной работе бёдер.

БАССАЙ-СЁ. Создана Я. Итосу. Практикуется только в СЁТОКАНЕ.

КАНКУ-ДАЙ. «Созерцание небес». Прежнее название КУСЯНКУ или КВАНКУ по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этого ката: КАНКУ-ДАЙ и КАНКУ-СЁ в СЁТОКАНЕ, КУСЯНКУ и ВАДО-РЮ, СИХАНА-КУСЯНКУ в СЮРИ-ТЭ, КУСЯНКУ мастеров КИТАЯРА и КУНИЁСИ. КОКО-СУН-ДАЙ в стиле САНКУКАЙ и др. Считается, что Я. Итосу взял КУСЯНКУ за основу при создании ката ряда ХЕЙЯН (ПИНАН). Любимая ката мастера Фунакоси.

КАНКУ-СЁ. Малая форма. Создана Я. Итосу. Практикуется только в СЁТОКАНЕ.

ЭМПИ. «Полет ласточки». Первоначальное название ВАНСУ, по имени создателя ката Саппусина Вансу. Вариант мастера Санаэды, ученика С. Вансу, впоследствии был модифицирован Я. Итосу. Под названием ВАНСУ практикуется в ВАДО-РЮ, СЁРИН-РЮ и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до.

СОТИН. «Великое умиротворение» или «непоколебимость». Ранее называлась ХАККО. Изучается только в СЁТОКАНЕ и СИТО-РЮ. Происхождение и автор неизвестен.

МЭЙКЁЁ. «Созерцание в зеркале». Прежнее название РОХАЙ. В ТОМАРИ-ТЭ имеет 3 варианта. Название изменено Г. Фунакоси.

ДЖИОН. Ката китайского происхождения. Относится к ТОМАРИ-ТЭ. Существует две версии названия:

по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму;

по названию монастыря Джион-дзи в Китае, где предположительно практиковалась эта ката. Изучается в СЁТОКАНЕ. Происходит из НАХА-ТЭ.

ДЖИИН. Еще одна ката из ТОМАРИ-ТЭ. Фунакоси называл её СОКЁ. Модифицирована Я. Итосу.

ДЖИТТЭ. «Десять рук». Так же относится к ТОМАРИ-ТЭ. Существует множество интерпретаций.

ХАНГЭЦУ. «Полумесяц». Мастер Фунакоси называл ее СЕЙСАН в книге «Рюкю кэмпо: каратэ». Единственная энергетическая ката в СЁТОКАНЕ. Происходит из НАХА-ТЭ.

ГАНКАКУ. «Журавль на утесе». Древнее название ЧИНТО по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю СЁРЭЙ-РЮ. Изучается также в СИТО-РЮ. В СЁТОКАНЕ изучается версия Я. Итосу. Одна из старейших ката в каратэ-до.

ЧИНТЭ. «Редкая рука». Фунакоси называл ее СЁИН. Изучается в СИТО-РЮ. Сэнсэй Канадзава относит ее ката защитных действий. Происходит из Китая.

НИНДЗЮСИХО. «24 шага». В СИТО-РЮ, ТОМАРИ-ТЭ называется НИСЭЙ-СИ. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в ВАДО-РЮ. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с СОЧИН и УНСУ.

ВАНКАН. Также известна под названием СИОФУ и ХИТО. Относится к ТОМАРИ-ТЭ, к школе К. Мацумура. В СИТО-РЮ изучается под названием МАЦУКАДЗЕ. Самая короткая ката в СЁТОКАНЕ.

УНСУ. «Облачная рука», или «руки, раздвигающие облака». Происхождение и автор неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается в СИТО-РЮ.

ГОДЗЮСИХО — (ДАЙ и СЁ). «54 шага». Фунакоси называл ее ХОТАКУ. В СИТО-РЮ называется УСЭСИ. Любимейшая ката мастера К. Тояма.

Ката в каратэ Сетокан

Статья основана на переводе материала ресурса www.shotokankaratediary.com

Трудно назвать точное количество ката в Сетокан-каратэ, утверждает автор источника — shotokankaratediary.com. Число форм варьируется от 25 до 27, в зависимости от федерации или направления. В основном, в Сетокане Ката делятся на 2 секции:

  • Шитей Гата (обязательные)
  • Джийу Гата (дополнительные)

Шитей Гата, в свою очередь, делятся на две категории: кихон-Гата (5 Хейанов + Тэкки Шодан) и Сентей Гата (Дзион, Эмпи, Бассай Дай, Канку Дай).

Группа Джийу Гата включает остальные формы ката, которые могут быть в Сетокан Каратэ.

JKA, главный авторитет в каратэ Сетокан, включает в список Ката 25 форм. Первоначально список содержал 27 ката, но было решено «убрать» Тайкиоку Шодан (из-за его сходства с Хэйан Шодан) и Джиин (из-за сходства с Дзион и содержания техник из других ката). Автор shotokankaratediary.com акцентирует внимание на том, что, в отличие от случая с Тайкиоку Шодан, он не уверен в целесообразности исключения ката Джиин.

Список ката Сетокан-каратэ, используемый JKA:

Шитей Гата:

1. Кихон Гата: Хейан Шодан, Хейан Нидан, Хейан Сандан, Хейан Йондан, Хейан Годан, Текки Шодан.

  • Изначально, основываясь на окинавском произношении китайского термина, назывались «Пинан». Сэнсэй Фунакоси, по мере внедрения этих форм ката в Японии, решил изменить название с использованием японского варианта произношения: Хейан.
    Хейан Шодан и Хейан Нидан принадлежат школе Сюри-тэ и были созданы сэнсэем Итосу Ясуцунэ Анко. Эти формы содержат простые элементы из Канку Дай, Дзион, Бассай Дай и Текки. Эти же ката можно встретить в сито-рю, вадо-рю и киокусине под названием «Пинан».
    Пятое ката — Хейан Годан, представляет собой синтез четырех предыдущих.

2. Сентей Гата: основа Сетокан каратэ-до.

  • Дзион: Ката происходит из Китая, названо именем буддийского храма Дзион. Эту форму ката можно встретить в сетокане и вадо-рю каратэ.
  • Канку Дай: Любимая форма сэнсэя Фунакоси, содержащая большое количество движений. Ката можно встретить в других направлениях под названиями «Кусянку» или «Шикоку-Шанку».
  • Бассай Дай: В окинавской традии эта форма ката носит название «Пассай». Широко распространена в JKA. Очень полезна для отработки основных техник. Она также может быть найден в школах Сюри-Te, Наха-тэ и Сито-рю.
  • Эмпи: Может быть, самая популярная форма в сетокане. Ката способствует развитию мощности.

Джийу Гата:

  • Джитте: Ката обучает защите от Бо (посох). Одна из немногих форм в сетокане, направленная на защиту против оружия.
  • Хангетсу: Единственная форма в сетокан-каратэ, сфокусированная на дыхании. Очень полезно практиковать Хангетсу, чтобы научиться правильно использовать энергию ки.
  • Ганкаку: Журавль на скале — как говорит название, это Ката имитирует журавля и очень полезно для улучшения баланса и Гери ваза (техники ног).
  • Текки нидан: Это ката основано на Тэкки Шодан. Есть мнения, что сэнсэй Мотобу знал лишь одно ката: Тэкки. Говорят, что он освоивал суть каратэ, практикуя лишь это ката.
  • Текки Сандан: Оригинальным названием форм Текки было Найханчи. Название было изменено сэнсэеем Фунакоси, который также заменил стойку найханчи-дачи на кибо-дачи.
  • Бассай Шо: Как и Джитте, Ката обучает защите от Бо. Также содержит много методов постановки блоков.
  • Канку Шо: Версия Канку Дай. Это ката было изменено сэнсэем Итосу и сохранилось благодаря его ученику Чибана-сэнсэю.
  • Чинтэ: Это ката, считает автор, практикуется, в основном, женщинами, поскольку не требует много энергии.
  • Сочин: Мощная и взрывная форма, практикуется и в Сетокане, и в Сито-рю. Это ката должно практиковаться для улучшения силы верхней части тела без использования движения бедер.
  • Нидзушихо: Это ката сочетает медленные техники с сильными и гибкими методиками. Имеет свой собственный характерный ритм и общие черты с Унсу и Сочин.
  • Годзушихо Шо: В отличие от Годзушихо Дай, использует Кокутсу-дачи и увеличивает силу правой ноги.
  • Годзушихо Дай: Оригинальное название Годзушихо — «Хотаку». Ката были представлены в школе сэнсэя Итосу, в Сюри-тэ. Годзушихо Дай увеличивает силу левой ноги использованием Некоаши-дачи.
  • Ванкан: Самое короткое ката в Сетокан-каратэ. Имеет только один киай, что и является одной из его основных характеристик. Представитель Ката Томари-Тэ и известно под названиями «Шиофу» и «Хито».
  • Мейкё: Также известно как Рохай. В отличие от других стилей, Сэнсэй Фунакоси ввел в Рохай методики работы против Бо и изменил название «Рохай» на «Мейкё». Это Ката принадлежит к Томари-тэ, также может быть найдено в Сюри-Tэ, Наха-тэ и Сито-рю под названиями «Нанко», «Рохай» и «Мейкё».
  • Унсу: Особое Ката в Сетокане и Сито-рю. Название «Унсу» было впервые использовано сэнсэем Фунакоси в книге «Рюкю Кэмпо каратэ», опубликованной в 1922 году.

ПОСОЛ ОКИНАВА-ТЭ

1916 г. стал одновременно трагическим и переломным для окинавской традиции боевых искусств. Из жизни уходят величайшие мастера двух основных направлений тодэ: патриарх Сюри-тэ Итосу Анко и Наха-тэ – Хигаонна Канрио. Они были практически последними столпами традиционных идеалов тодэ. Теперь же школы этих двух гигантов раскололись на множество мелких групп и их ученики повели соперничество за право называться «прямыми наследниками традиции».

И именно после смерти одних ведущих мастеров и одряхления других наступает перелом в окинавской традиции боевых искусств. Как-то сам собой всплыл вопрос об открытии преподавания в Японии.

За поездку в Японию ратовал и Департамент физической культуры Окинавы. Таким образом, «вывоз» окинава-тэ в Японию был частью продуманной политики окинавской администрации. Самый достойный представитель окинава-тэ должен был отправиться в путь и желательно в столицу – Токио. Ясно было, что того, кто приедет в Японию первым, японцы и будут считать символом окинава-тэ. А значит, престиж поездки весьма высок.

Интересно, что первоначально кандидатура Фунакоси отнюдь не рассматривалась как очевидная. Главным претендентом считался Мотобу Тёкки (1871 – 1944 гг.). Его мастерство в боевых искусствах было вне конкуренции. Ни один человек не решался бросить ему вызов.

До сих пор на Окинаве ходят легенды об этом бойце. Почти ровесник Фунакоси, он родился в Сюри в феврале 1871 г. Природа, одарив Мотобу немалым ростом, массивным телосложением и чудовищной физической силой, не наделила его даже малейшей скромностью. Однажды он получил хороший урок от первого ученика Итосу Анко, блестящего бойца Ябу Кэнцу, с которым свирепый Мотобу, также одно время обучавшийся у Итосу, ничего не смог поделать. Этот проигрыш ничуть не охладил его; Мотобу захотел продолжать обучение боевым искусствам. Но, увы, никто не желал рисковать и брать его в ученики. Согласился лишь престарелый Мацумора Косаку (Коруку) (1829 – 1898 гг.) из деревни Томари – продолжатель славного рода знатоков боевых искусств, руководитель направления Томари-тэ, который сам обучался у китайца, поселившегося к северу от Томари.

Мотобу Тёкки (1871-1944) отличался чудовищной силой и необузданным нравом (стиль Томари-тэ)

Мацумора не рискнул раскрывать все секреты несдержанному Мотобу. Он обучил его лишь двум ката, являвшимся базовыми в Томари-тэ и требующим хорошей физической подготовки – Найханти и Пассай. Технике свободного поединка (кумитэ) Мацумора наотрез отказался обучать его. Но невоспитанного Мотобу это не остановило. Рассказывают, что он регулярно подсматривал ночью за тренировками своего учителя через отверстия в бамбуковых стенах додзё Мацуморы. Подобные истории похожи на легенды. Ведь уже в то время на Окинаве изучение боевого искусства полностью базировалось на выполнении ката, отработке ударов по макиваре и каких-то значительных секретов в себе не таило. Мацумора ввёл в свой стиль разнообразные приёмы руками (ти ), в частности, захваты и, как утверждал в своей книге «Окинава Кэнпо Тодэ-дзюцу» («Искусство окинавского кулачного боя»), создал новую теорию «беспроигрышного» поединка – «хэнсю».

Вид деревни Томари, 1853 г.

Мотобу, прозванный Сару «обезьяна», быстро стал грозой окинавских бойцов, заставив уважать себя даже тех, кому его характер был не по нраву. В поединках отличался крайней жестокостью.

Порой невоспитанность Мотобу поражала даже далеко не самых утончённых жителей Окинавы: он мог запросто есть пищу руками, а не палочками, пройти по улице в рваной и грязной одежде, с непокрытой головой. Всё это шло вразрез с традиционными нравами.

Разве можно посылать такого человека, пусть и великолепного бойца, полномочным представителем окинава-тэ в Японию?! Ведь там придётся не столько демонстрировать боевое мастерство, сколько вести долгие разговоры со многими влиятельными персонами. Одним словом, нужен человек, являющийся живым воплощением традиционной культуры.

Обсуждались кандидатуры ещё нескольких претендентов, в частности Мияги Тёдзюна (1888 – 1953 гг.) – одного из лучших учеников Хигаонны в школе Наха-тэ, будущего основателя стиля Годзю-рю. Но он был скромен, не любил демонстрировать своё мастерство, по духу близок к китайскому ушу. К тому же Мияги едва исполнилось 33 года – сочли, что он сравнительно молод для столь ответственной миссии. По этой же причине не вошёл в когорту избранных и Мабуни Кэнва (1889 – 1952 гг.), который спустя несколько десятилетий создаст в Японии свою школу Сито-рю, – он оказался ещё моложе.

Представители старого поколения мастеров, которые действительно были живым воплощением традиции тодэ и помнили ещё китайских наставников, отказались отправляться в Японию, устыдившись явно рекламного характера поездки.

И тогда взоры окинавских мастеров обратились к Фунакоси. Правда, большим мастером он не считался да и должность занимал весьма скромную – учитель начальных классов. Но Фунакоси был известен своей деятельностью по развитию окинава-тэ и отличался немалой активностью в обсуждении вопроса о преподавании в Японии боевых искусств. И к тому же он пользовался большой поддержкой в Департаменте физической культуры Окинавы, где был «своим человеком» в отличие от других мастеров, которые не видели прямой необходимости заходить в «коридоры власти». Фунакоси же сделал правильную ставку.

Кстати, Мотобу Тёки оказался сильно задет тем, что его кандидатура была столь неуважительно проигнорирована. Он самостоятельно в 1921 г., т. е. ещё до Фунакоси, приезжает в Японию, обосновывается в Осаке и живёт там до 1923 г., а затем начинает путешествовать по стране. Естественно, такой человек, как Мотобу, не мог остаться незамеченным. Слава о «бойце-гиганте» быстро разнеслась после того, как в поединке он сумел за несколько минут отправить в тяжелейший нокаут одного из английских боксёров, который с успехом выступал в Японии и в течение уже двух лет считался непобедимым. Справедливости ради стоит отметить, что рассказы о «некультурном» Матобу, возможно, не более, чем происки недоброжелателей. Так Накама Тёдзо (школа Кабаяси-рю) рассказывает, что речь Матобу была грамотной, вежливой, а своих последователей он специально обучал «благородным манерам».

Накамура Сигэру (1892-1969), основатель направления Окинава Кэнпо, учился у Мотобоу Тёкки

Но открыть школу и тем более создать собственное направление Мотобу не удалось. В 1926 г. великий боец возвратился в Сюри. Здесь он всячески пытался доказать своё неоспоримое первенство. Мотобу умер 2 сентября 1944 г. в Томари. До конца жизни его неуёмные амбиции поражали многих знатоков боевых искусств. Например, он, не испытывая ни малейших сомнений, присвоил сам себе 11-й дан (!), став хотя бы по этому формальному принципу «самым первым».

Но вернёмся к тому, кому было суждено «открыть Японию».

Не один год Фунакоси, человек весьма расчётливый, вёл на Окинаве кампанию за создание некоего официального органа, ведавшего боевыми искусствами, не без тайной мысли возглавить его. Конкурентов у него было немного, ибо мало кто видел выгоду от такой должности, ожидая лишь многочисленные хлопоты. Фунакоси много беседует с местными мастерами, убеждая их собраться в одну организацию для пропаганды боевых искусств. Не забывая, что всё-таки окончательное решение зависит от местной администрации, он упорно налаживает с ней контакты. И наконец такая организация – «Окинава Сёбу кай» – создана, а Фунакоси, естественно, становится её председателем. Заслуги данной организации в деле преподавания боевых искусств неизвестны; во всяком случае, местные хроники об этом молчат. Всё ограничилось несколькими собраниями. Но пост главы организации позволил Фунакоси выехать в 1922 г. в Японию в кчестве официального лица.

Накама Тёдзо, последователь Сёрин-рю, ученик Мабуни Кэнва, Тибана Тесина и Мотобу Тёкки. Использует в своей тактике боя много подсечек и ударов с подскоком, а также удары по болевым точкам

Фунакоси получил мандат от Центрального секретариата физического образования Окинавы (вот где пригодились связи в местной администрации) на организацию в Японии преподавания окинава-тэ и на исполнение там обязанностей шеф-инструктора. Официально Фунакоси был послан на Национальную Всеяпонскую спартакиаду. Правда, в своей книге «Окинава кэмпо каратэ-дзюцу» обидчивый Мотобу Тёки не преминул указать, что именно он пригласил Фунакоси занять это место, так как сам плохо знал японский язык и классические нравы.

Теперь Фунакоси ехал в Японию как полномочный посол, представляющий окинавские боевые искусства. Его задачей было формирование общественного мнения для открытия официального преподавания окинавского искусства на Японских островах.

Вряд ли те, кто посылал в 1922 г. Фунакоси в Японию, могли предположить, что он начнёт там собственную игру и объявит себя единоличным создателем каратэ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Принцип изучения боевого искусства на основе ката состоит в том, что повторяя ката многие тысячи раз, практик боевого искусства приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением ката. Также считается, что ката обладают медитативным воздействием.

Нихон кэндо ката были созданы путем интеграции многих ката (форм) из разных школ кэндзюцу в 1912 году. Целью этого было сохранение традиционных форм кэндзюцу в кэндо, чтобы помнить, откуда пошло кэндо.

Кэндо ката состоят из 7 ката с тати (длинным мечом) и 3 ката с кодати (коротким мечом).

В ката можно увидеть некоторые стойки, которые больше не используются в современном кэндо.

Чтобы практиковать кэндо ката нужно два человека, и каждый из них имеет свою собственную роль. Одного называют утитати (некоторые говорят утидати (яп. 打太刀?)), другого — ситати (некоторые говорят сидати (яп. 仕太刀?)).

Кэндо ката практикуются, как правило, с боккэном и без защитного снаряжения. Кэндо ката выступают связующим звеном между кэндо и кэндзюцу.

В начале каждой схватки и при объявлении своих имен, два участника, один с красным поясом (АКА), другой с синим (АО), должны встать в линию у края площадки лицом к Главному Судье по Ката. После поклона Судейской Бригаде, АО делает шаг назад и оказывается вне площадки. После того, как АКА занимает свою исходную позицию и четко объявляет название исполняемого Ката, он начинает исполнение. Выполнив свое Ката, АКА покидает площадку и ожидает, когда АО закончит выполнение. После того, как АО выполнил своё Ката, оба участника возвращаются к краю площадки и ожидают решения Судей.
Если выполняемое Ката не соответствует правилам, или имеется какая-либо иная неточность, Главный Судья может обратиться к другим Судьям для вынесения решения.
Если один из участников дисквалифицирован. Главный Судья скрещивает и разводит флажки (по аналогии с ТОРИМАСЭН в кумитэ).
После завершения выполнения Ката обоими участниками, они становятся бок о бок на краю площадки. Главный Судья дает сигнал для объявления решения (ХАНТЭЙ) и дает двухтоновый свисток. Три флажка Судей должны подняться одновременно.
После достаточного времени Главный Судья даёт короткий свисток, после чего флажки должны быть опущены.
Решение должно быть принято в пользу АКА или АО. Ничьи запрещены. Участник, получивший большинство голосов, объявляется победителем.
Соперники кланяются друг другу, затем Судейской Бригаде и покидают площадку.

  • Sanchin
  • Kihon(Fukiu)Dai Ichi
  • Kihon(Fukiu)Dai Ni
  • Gekisai Dai ichi
  • Gekisai Dai Ni
  • Naihanchi (англ.)
  • Saifa
  • Seiyunchin
  • Shisochin
  • Sanchin dai Ni
  • Sanseru
  • Seisan (англ.)
  • Seipai
  • Kururunfa
  • Tensho (англ.)
  • Suparimpei
  • [править]
  • Ката Вадо-рю
  • Kushanku
  • Saifa
  • Seishan
  • Chinto
  • Passai
  • Niseishi
  • Rohai
  • Wanshu
  • Jion — Ката Дзион («звук храма»), китайского происхождения. Относится к ветви Томари-тэ. Предположительно названо в честь легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и создавшего ката. По другой версии название происходит из названия монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно появилась эта ката. Ката существует в стилях Сито-рю, Вадо-рю, Сётокан. Ката родственно с ката Дзиттэ и Дзиин. Ката относительно простое, не содержит сложных элементов. Получило некоторую популярность на соревнованиях по версии WKF.
  • Jitte
  • Jitte
  • Jion
  • Jiin
  • Matsukaze
  • Wanshu
  • Rohai
  • Bassai-Dai
  • Bassai-Sho
  • Tomari Bassai
  • Matsumura Bassai
  • Kosokun-Dai
  • Kosokun-Sho
  • Kosokun-Shiho
  • Chinto
  • Chinte
  • Seienchin
  • Sochin
  • Niseishi
  • Gojushiho
  • Unshu
  • Seisan
  • Naifanchin-Shodan
  • Naifanchin-Nidan
  • Naifanchin-Sandan
  • Aoyagi (Seiry)
  • Jyuroku
  • Nipaipo
  • 28 Sanchin
  • Tensho
  • Seipai
  • Sanseru
  • Saifa
  • Shisohin
  • Kururunfa
  • Suparimpei
  • Hakucho
  • Pachu
  • Heiku
  • Paiku
  • Annan
  • Annanko
  • Papuren
  • Chatanyara Kushanku
  • Классическое выполнение ката
  • Ката выполняется в строго определенном ритме: после завершения элемента или группы элементов (блоки, удары) следует пауза, во время которой исполнитель фиксируется в конечном положении движения.
  • На выполнение каждого ката отводится определенное время.

Нетрадиционные способы выполнения ката

  • Помимо классического способа выполнения ката, существуют «нетрадиционные» способы. Как правило, эти способы не имеют широкого распространения и в основной своей массе (для СССР) практикуются специалистами, пришедшими в каратэ во время «первой волны»[источник не указан 808 дней] в 1960—1970 г.
  • Замедленное выполнение ката с максимальным напряжением мышц тела на каждом движении;
  • Замедленное выполнение ката в максимально низких стойках;
  • Выполнение ката с концентрацией на каждом вдохе-выдохе;
  • Ускоренное выполнение атакующих элементов ката;
  • Замена технических элементов ката, например Сокуги Тайкёку — Тайкёку ногами;
  • Зеркальное выполнение: все движения ката выполняются в зеркальном отражении по отношению к классической схеме движений ката, в таком случае к названию ката добавляется слово «у́ра» (букв. «обратный»), например — Пинан соно Го Ура. Зеркальную форму имеют ката невысокого уровня, т.к. более сложные комплексы приобретают неимоверную техническую сложность в форме ура. В IBBK Кёкусинкай в аттестационной программе присутствуют зеркальные формы ката Пинан (Хэйан);
  • Выполнение ката с оружием (парным и одиночным): кинжал, нож, явара, короткая палка, нунчаку, тонфа, меч.

ВНИМАНИЕ (!) РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЙ БУДО ЦЕНТР ЖДЕТ СВОИХ СТАРАТЕЛЬНЫХ НОВИЧКОВ! 🙂 uedadojo.com/ .

БРОСОК |ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЫ| ТОМАРИ ТЭ

каратэ #томаритэ #бросок #уэдамасару ВНИМАНИЕ (!) 18 августа я проведу бесплатный вебинар! Начало в 13-00! Тема.

Дзиттэ «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника.

Разные стили, разное формирование кулака.УЭДА МАСАРУ

Здравствуйте, это Уэда Масару! В социальных сетях, вконтакте мне пришел вопрос по поводу формирования кула.

Okinawa 2015. Karate1. Вера Ковалева (Россия) против Вен Тзу Хсуан (Тайбэй). Бой за бронзу

Окинава. Бой за бронзу россиянки Веры Ковалевой с Вен Тзу Хсуан из Тайбэя на заключительном этапе Премьер-л.

3ТЭ10М-1222 и 3ТЭ10М-1330+3ТЭ10У-0018 (Мурурин) / 3TE10M-1222 and 3TE10M-1330 (RZD, Mururin pass)

Тепловоз 3ТЭ10М-1222 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018, тепловоз 3ТЭ10М-1330 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018. Перегон .

«ЦУКИ» ИЗ КАТА «НАИХАНЧИ»|ОКИНАВА КЭМПО

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам удар «цки» из ката «НАИХАНЧИ» стиля каратэ ОКИНАВА КЭМПО.

СЭЙСАН ДАЧИ|ОКИНАВА КЭМПО

Здравствуйте, это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам как отрабатывать стойку «СЭЙСАН ДАЧИ» из Окинава кэмпо.

Кэмел-трофи на ТГ16М

Проторивание пути после обильного снегопада.

Терехин Константин — Тинкути с поясом

Тинкути с поясом. Объяснение принципа окинавского карате тинкути, методика тренировок. Это видео полност.

КАТА Дзион. Касаткин Николай Сергеевич (7-й Дан КАРАТЭ ФУДОКАН, Шихан). Ульяновск. Март 2018 года

Дзион (яп. 慈恩 из кит. «звук храма») — КАТА китайского происхождения. Относится к ветви окинавского каратэ.

Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия: 1) по имени легендарно.

ВИДЕО С СЕМИНАРА.ЗАЩИТА|УЭДА МАСАРУ

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Я преподаю Окинава кэмпо (Томари тэ) в Москве. 18 марта я провел семинар на.

Сёсин Нагаминэ ката Ванкан 1997

Одна из последних съемок великого Сёсина Нагаминэ. На турнире по Окинава каратэ и Кобудо в 1997 году в возраст.

  • Ana Sayfa
  • Film ve Animasyon
  • Otomobiller ve Araçlar
  • Müzik
  • Ev Hayvanları ve Hayvanlar
  • Spor
  • Oyun
  • Komedi
  • Eğlence
  • Nasıl Yapılır ve Stil
  • Bilim ve Teknoloji
  • Trendler
  • Geçmiş
  • Beğendiğim v > Çalma listem

Copyright © 2012-2019 TRfilms
Filmler, klipler — ücretsiz izle, online paylaş

СЭНАКА НО КИТАЭ |ФОРМУЛА СИЛЬНОГО УДАРА|ТОМАРИ ТЭ

ВНИМАНИЕ (!) РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЙ БУДО ЦЕНТР ЖДЕТ СВОИХ СТАРАТЕЛЬНЫХ НОВИЧКОВ! 🙂 uedadojo.com/ .

БРОСОК |ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЫ| ТОМАРИ ТЭ

каратэ #томаритэ #бросок #уэдамасару ВНИМАНИЕ (!) 18 августа я проведу бесплатный вебинар! Начало в 13-00! Тема.

Дзиттэ «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника.

Разные стили, разное формирование кулака.УЭДА МАСАРУ

Здравствуйте, это Уэда Масару! В социальных сетях, вконтакте мне пришел вопрос по поводу формирования кула.

Okinawa 2015. Karate1. Вера Ковалева (Россия) против Вен Тзу Хсуан (Тайбэй). Бой за бронзу

Окинава. Бой за бронзу россиянки Веры Ковалевой с Вен Тзу Хсуан из Тайбэя на заключительном этапе Премьер-л.

3ТЭ10М-1222 и 3ТЭ10М-1330+3ТЭ10У-0018 (Мурурин) / 3TE10M-1222 and 3TE10M-1330 (RZD, Mururin pass)

Тепловоз 3ТЭ10М-1222 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018, тепловоз 3ТЭ10М-1330 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018. Перегон .

«ЦУКИ» ИЗ КАТА «НАИХАНЧИ»|ОКИНАВА КЭМПО

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам удар «цки» из ката «НАИХАНЧИ» стиля каратэ ОКИНАВА КЭМПО.

СЭЙСАН ДАЧИ|ОКИНАВА КЭМПО

Здравствуйте, это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам как отрабатывать стойку «СЭЙСАН ДАЧИ» из Окинава кэмпо.

Кэмел-трофи на ТГ16М

Проторивание пути после обильного снегопада.

Терехин Константин — Тинкути с поясом

Тинкути с поясом. Объяснение принципа окинавского карате тинкути, методика тренировок. Это видео полност.

КАТА Дзион. Касаткин Николай Сергеевич (7-й Дан КАРАТЭ ФУДОКАН, Шихан). Ульяновск. Март 2018 года

Дзион (яп. 慈恩 из кит. «звук храма») — КАТА китайского происхождения. Относится к ветви окинавского каратэ.

Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия: 1) по имени легендарно.

ВИДЕО С СЕМИНАРА.ЗАЩИТА|УЭДА МАСАРУ

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Я преподаю Окинава кэмпо (Томари тэ) в Москве. 18 марта я провел семинар на.

Jiin Kata karate

Дзи’ин «Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха). Ещё одна ката из Томари-тэ. Фунакоси Гитин.

ВНИМАНИЕ (!) РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЙ БУДО ЦЕНТР ЖДЕТ СВОИХ СТАРАТЕЛЬНЫХ НОВИЧКОВ! 🙂 uedadojo.com/ .

СЭНАКА НО КИТАЭ |ФОРМУЛА СИЛЬНОГО УДАРА|ТОМАРИ ТЭ

ВНИМАНИЕ (!) РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЙ БУДО ЦЕНТР ЖДЕТ СВОИХ СТАРАТЕЛЬНЫХ НОВИЧКОВ! 🙂 uedadojo.com/ .

каратэ #томаритэ #бросок #уэдамасару ВНИМАНИЕ (!) 18 августа я проведу бесплатный вебинар! Начало в 13-00! Тема.

БРОСОК |ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЫ| ТОМАРИ ТЭ

каратэ #томаритэ #бросок #уэдамасару ВНИМАНИЕ (!) 18 августа я проведу бесплатный вебинар! Начало в 13-00! Тема.

Дзиттэ «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника.

Дзиттэ «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника.

Здравствуйте, это Уэда Масару! В социальных сетях, вконтакте мне пришел вопрос по поводу формирования кула.

Разные стили, разное формирование кулака.УЭДА МАСАРУ

Здравствуйте, это Уэда Масару! В социальных сетях, вконтакте мне пришел вопрос по поводу формирования кула.

Окинава. Бой за бронзу россиянки Веры Ковалевой с Вен Тзу Хсуан из Тайбэя на заключительном этапе Премьер-л.

Okinawa 2015. Karate1. Вера Ковалева (Россия) против Вен Тзу Хсуан (Тайбэй). Бой за бронзу

Окинава. Бой за бронзу россиянки Веры Ковалевой с Вен Тзу Хсуан из Тайбэя на заключительном этапе Премьер-л.

Тепловоз 3ТЭ10М-1222 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018, тепловоз 3ТЭ10М-1330 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018. Перегон .

3ТЭ10М-1222 и 3ТЭ10М-1330+3ТЭ10У-0018 (Мурурин) / 3TE10M-1222 and 3TE10M-1330 (RZD, Mururin pass)

Тепловоз 3ТЭ10М-1222 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018, тепловоз 3ТЭ10М-1330 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018. Перегон .

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам удар «цки» из ката «НАИХАНЧИ» стиля каратэ ОКИНАВА КЭМПО.

«ЦУКИ» ИЗ КАТА «НАИХАНЧИ»|ОКИНАВА КЭМПО

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам удар «цки» из ката «НАИХАНЧИ» стиля каратэ ОКИНАВА КЭМПО.

Здравствуйте, это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам как отрабатывать стойку «СЭЙСАН ДАЧИ» из Окинава кэмпо.

СЭЙСАН ДАЧИ|ОКИНАВА КЭМПО

Здравствуйте, это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам как отрабатывать стойку «СЭЙСАН ДАЧИ» из Окинава кэмпо.

Проторивание пути после обильного снегопада.

Кэмел-трофи на ТГ16М

Проторивание пути после обильного снегопада.

Тинкути с поясом. Объяснение принципа окинавского карате тинкути, методика тренировок. Это видео полност.

Терехин Константин — Тинкути с поясом

Тинкути с поясом. Объяснение принципа окинавского карате тинкути, методика тренировок. Это видео полност.

Дзион (яп. 慈恩 из кит. «звук храма») — КАТА китайского происхождения. Относится к ветви окинавского каратэ.

КАТА Дзион. Касаткин Николай Сергеевич (7-й Дан КАРАТЭ ФУДОКАН, Шихан). Ульяновск. Март 2018 года

Дзион (яп. 慈恩 из кит. «звук храма») — КАТА китайского происхождения. Относится к ветви окинавского каратэ.

Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия: 1) по имени легендарно.

Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия: 1) по имени легендарно.

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Я преподаю Окинава кэмпо (Томари тэ) в Москве. 18 марта я провел семинар на.

ВИДЕО С СЕМИНАРА.ЗАЩИТА|УЭДА МАСАРУ

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Я преподаю Окинава кэмпо (Томари тэ) в Москве. 18 марта я провел семинар на.

Дзи’ин «Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха). Ещё одна ката из Томари-тэ. Фунакоси Гитин.

Jiin Kata karate

Дзи’ин «Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха). Ещё одна ката из Томари-тэ. Фунакоси Гитин.

ВНИМАНИЕ (!) РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЙ БУДО ЦЕНТР ЖДЕТ СВОИХ СТАРАТЕЛЬНЫХ НОВИЧКОВ! 🙂 uedadojo.com/ .

СЭНАКА НО КИТАЭ |ФОРМУЛА СИЛЬНОГО УДАРА|ТОМАРИ ТЭ

ВНИМАНИЕ (!) РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЙ БУДО ЦЕНТР ЖДЕТ СВОИХ СТАРАТЕЛЬНЫХ НОВИЧКОВ! 🙂 uedadojo.com/ .

каратэ #томаритэ #бросок #уэдамасару ВНИМАНИЕ (!) 18 августа я проведу бесплатный вебинар! Начало в 13-00! Тема.

БРОСОК |ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОЙ СИЛЫ| ТОМАРИ ТЭ

каратэ #томаритэ #бросок #уэдамасару ВНИМАНИЕ (!) 18 августа я проведу бесплатный вебинар! Начало в 13-00! Тема.

Дзиттэ «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника.

Дзиттэ «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника.

Здравствуйте, это Уэда Масару! В социальных сетях, вконтакте мне пришел вопрос по поводу формирования кула.

Разные стили, разное формирование кулака.УЭДА МАСАРУ

Здравствуйте, это Уэда Масару! В социальных сетях, вконтакте мне пришел вопрос по поводу формирования кула.

Окинава. Бой за бронзу россиянки Веры Ковалевой с Вен Тзу Хсуан из Тайбэя на заключительном этапе Премьер-л.

Okinawa 2015. Karate1. Вера Ковалева (Россия) против Вен Тзу Хсуан (Тайбэй). Бой за бронзу

Окинава. Бой за бронзу россиянки Веры Ковалевой с Вен Тзу Хсуан из Тайбэя на заключительном этапе Премьер-л.

Тепловоз 3ТЭ10М-1222 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018, тепловоз 3ТЭ10М-1330 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018. Перегон .

3ТЭ10М-1222 и 3ТЭ10М-1330+3ТЭ10У-0018 (Мурурин) / 3TE10M-1222 and 3TE10M-1330 (RZD, Mururin pass)

Тепловоз 3ТЭ10М-1222 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018, тепловоз 3ТЭ10М-1330 и тепловоз-толкач 3ТЭ10У-0018. Перегон .

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам удар «цки» из ката «НАИХАНЧИ» стиля каратэ ОКИНАВА КЭМПО.

«ЦУКИ» ИЗ КАТА «НАИХАНЧИ»|ОКИНАВА КЭМПО

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам удар «цки» из ката «НАИХАНЧИ» стиля каратэ ОКИНАВА КЭМПО.

Здравствуйте, это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам как отрабатывать стойку «СЭЙСАН ДАЧИ» из Окинава кэмпо.

СЭЙСАН ДАЧИ|ОКИНАВА КЭМПО

Здравствуйте, это Уэда Масару! Сегодня я покажу вам как отрабатывать стойку «СЭЙСАН ДАЧИ» из Окинава кэмпо.

Проторивание пути после обильного снегопада.

Кэмел-трофи на ТГ16М

Проторивание пути после обильного снегопада.

Тинкути с поясом. Объяснение принципа окинавского карате тинкути, методика тренировок. Это видео полност.

Терехин Константин — Тинкути с поясом

Тинкути с поясом. Объяснение принципа окинавского карате тинкути, методика тренировок. Это видео полност.

Дзион (яп. 慈恩 из кит. «звук храма») — КАТА китайского происхождения. Относится к ветви окинавского каратэ.

КАТА Дзион. Касаткин Николай Сергеевич (7-й Дан КАРАТЭ ФУДОКАН, Шихан). Ульяновск. Март 2018 года

Дзион (яп. 慈恩 из кит. «звук храма») — КАТА китайского происхождения. Относится к ветви окинавского каратэ.

Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия: 1) по имени легендарно.

Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия: 1) по имени легендарно.

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Я преподаю Окинава кэмпо (Томари тэ) в Москве. 18 марта я провел семинар на.

ВИДЕО С СЕМИНАРА.ЗАЩИТА|УЭДА МАСАРУ

Здравствуйте! Это Уэда Масару! Я преподаю Окинава кэмпо (Томари тэ) в Москве. 18 марта я провел семинар на.

Дзи’ин «Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха). Ещё одна ката из Томари-тэ. Фунакоси Гитин.

Jiin Kata karate

Дзи’ин «Правдивая любовь» (а также имя буддистского монаха). Ещё одна ката из Томари-тэ. Фунакоси Гитин.

Ссылка на основную публикацию