Тэссэн-дзюцу | Karate-krs.ru

Тэссэн-дзюцу

Тэссэн-дзюцу (искусство боевого веера)


В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой более стране мира.

Согласно легенде, это искусство создал знаменитый японский воин XII века воин Минамото-но-Ёсицунэ (1159—1189). Затем данное искусство стало обязательным для изучения в школе Син-Кагэ-рю. Оно сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого, наряду с сумо, кю-до и ябусамэ (стрельбы из лука с лошади по бегущей собаке).

Металлический боевой веер, используемый опытным мастером, представляет собой оружие с довольно широким спектром возможностей, тем более, что он складывается и раздвигается, превращаясь то в дубинку, то в небольшой щит, то в огромную острую бритву.

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Веера типа ооги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени самураи уже знали и использовали боевые веера, имевшие округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай.

Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих, причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

Гумбай-утива. Представляет из себя жесткий нескладной веер (вариант гражданского утива), имеет металлическую рукоятку и окантовку. «Лопатка» в виде лепестка или опахала, обычно изготовлялась из дерева, но были и цельнометаллические варианты.

Сайхай. Лакированная деревянная либо металлическая рукоятка с пучком лент из ткани или бумаги на конце.

Тэссэн. Представлял собой вариант гражданского складного ооги, но с металлическими пластинами. Популярным также был вариант монолитного (нераскладного) тэссэн (из металла или тяжелого дерева), имитирующий обычный веер в сложенном состоянии.

С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори (борьба сумо). Веером указывают на победителя схватки.

Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили самураи в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Техника боя с таким веером носит название тэссэн-дзюцу, приемы ее, как правило, большей частью повторяют программу тренировок на мечах.

В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.

Техника применения веера делится на две части: работа со сложенным веером и работа с развернутым веером. В сложенном состоянии веер использовался как короткая дубинка, в развернутом с его помощью можно было защититься от метательного оружия.

Тонкие кованные пластинки, из которых состоял веер, не в состоянии были выдержать удар стрелы или пущенного сильной и умелой рукой сюрикена, но повернутые под небольшим углом к линии атаки могли отклонить летящее оружие в сторону.

На близкой же дистанции с его помощью противнику закрывали обзор. С учетом этого, как правило, вместе с веером использовалось еще какое-то оружие, например танто. Острым краем развернутого веера наносили удары по незащищенным уязвимым зонам противника (шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук и т. д.). Чередование раскрывания и закрывания веера во время поединка создавало дополнительную помеху, которую применяли для отвлечения и рассеивания внимания противника.

Доброго времени суток.

В«А ты почему не в армии? Потому что ты трус!В»

7 ноября 2019 23:46
HP

понятно что норм, пойду дальше яндекс мучать

да хз вроде норм:)

7 ноября 2019 23:29
HP

всё так плохо да?

в ломбарде спроси

7 ноября 2019 23:26
HP

други где в томске можно купить браслет на скромные часики Diesel DZ4297 ?

7 ноября 2019 23:25
Михась

Всяко разно +25

7 ноября 2019 03:15
Михась

Дратути и до свидули.

Добрый день, дамы и господа!

4 ноября 2019 13:50
Михась

Дратути,с Праздником товарищи!

Доброе утро! И Вас с праздником!

Доброго утра всем и с праздником!

Ну, типа, с праздником.

3 ноября 2019 21:59
Михась

А вот Терминатор, супер, мне очень понравился))) сходили сегодня, Сару Конор жалко, как её постарели(((

3 ноября 2019 20:33

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

Сегодня день рождения

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой более стране мира.

Японские веера, особенно крупных размеров, были широко известны за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку (457-479), где описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, прикреплённого к длинному шесту. Древнекитайские хроники (времён династии Сун — 960-1279гг.) содержат данные об импорте японских вееров, которые считались прекрасными образцами декоративного искусства. Церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Их потомками стали огромные веера из шёлка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси. Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сёгунов во время правления Токугава. Веера, изготовленные из животных материалов (кожи или перьев) не были распространены в Японии. Это связано с табу на «мёртвое», установленное коренной религией японцев, и с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикреплённых к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.

Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю и подразделяются на две группы:
— жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
— складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Утива с успехом пришёл на замену саку.

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси (самураи) уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.
С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.

Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.
Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.
В настоящее время искусство тэссэндзюцу ещё преподаётся в Японии, а гумбай используется наряду с другим специализированным оружием в тренировках айкидо или кэндо.

И немного о декоративных.
Японские веера до сих пор, также как и 500 лет назад, делаются и расписываются вручную. Используется 3-х, 5-ти и 7-слойная японская бумага-washi и ручная роспись. Каркас веера изготавливается из бамбука. На дорогих веерах в качестве накладки используется слоновая кость, инкрустация. Процесс изготовления самых дорогих вееров требует более 50-ти операций.
Веера используются в интерьере как настенное украшение, без них не обходится ни одно представление театров Кабуки и Но, их также дарят на юбилеи и в памятные даты. Раскрытый веер символизирует полноту жизни и благополучие. На свадебной церемонии жених и невеста обязательно держат в руках серебряный и золотой веер.
Японские веера прекрасно смотрятся в современном интерьере, придают помещению атмосферу утонченности и изящества, являются предметами коллекционирования.

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Веера для личного пользования имеют древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

— жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);
— складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку.

Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

Военный веер — гумбай-утива. Конец XVIII в.

Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.

Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.

Японский боевой самурайский веер ТЕССЕН — черный складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю металлическими пластинами и с изображением самурайского родового герба (мона) клана Ичидзэн на обеих сторонах веера. На одной из металлических пластин — подпись мастера. Раритет! Имеет музейное значение.

Многослойная японская бумага (washi), лак, гравировка, золочение. Эпоха Эдо, конец 18 в.

На верхней металлической пластине — выбиты 5 иероглифов, Hi Ri Ho Ken Ten, которые являются акронимом видоизмененного поэтического изречения выдающегося полководца Кусуноки Масасигэ, вошедшедщего в историю как символ военного таланта и самурайского духа.
Значение иероглифов: Hi-жестокость, Ri-принцип, Ho-закон, Ken-меч, Ten-небеса.
Приблизительный смысл акронима:

Жестокость не властна над принципами.
Принципы не властны над законом.
Закон не властен над мечом.
Меч не властен над небесами.

Без сомнения искусство применения боевого веера является самым необычным и самым редким видом техники кобудо. Более мирного предмета, чем веер, трудно придумать, и все же он тоже может быть оружием. Никакой мистики в этом нет и секретной техники тоже. Просто в поединке используется не совсем обычный веер. А если быть совсем точным, то совсем необычный.

Смертоносность веера заключалась в том, что он был снабжен острыми лезвиями, которые размещались в складках и на концах веера, придавая ему ещё более режущие и ударные свойства. Быстрота и эффективность применения веера была на столько неожиданна, что жертва умирая так и не могла понять, что с ней произошло.

Наиболее часто используемые точки для ударов веером — это точки выше и ниже колена. При резком тычке сюда противник падает или теряет баланс. Так же используются чувствительные точки около запястья, удар куда может позволить выбить предмет или ослабить его захват. Удар по точкам на подъеме стопы или с тыльной стороны икроножной мышцы может вызвать потерю баланса противника .

Сила манипулирования веером создается за счёт скорости маха путём действия расслабленной кисти. Движение кисти, напоминающей подметание, создают как скорость, так и ударные возможности веера. Мастера современности показывают, как они бросают наземь своих оппонентов движением веера, не повредив ни одного пера хрупкого обрамления веера. И можно только представить, что испытывает человек, который получил удар невинным на вид веером.

Сегодня искусством боевого веера по-прежнему занимаются несколько специалистов в Японии, так что древний, тяжелый гумбаи, наряду с другим специализированным оружием феодальной эры, появляется время от времени в тренировочных методиках современных дисциплин координации, таких как каратэ, айкидо и кендо.

И парочка уроков от лучшего Мастера боевого веера Jesse Tsao

Гунбай, тэссен, саихаи: боевые веера Страны восходящего солнца

В публикации Веер: великий толмач и насмешник в комментариях поднялся вопрос о боевых веерах Азии. Просили рассказать. Держу обещание! Встречайте: боевые веера Страны восходящего солнца.

В Японии (также как в остальной Азии) веера носили все — и женщины, и мужчины. Нежелание воинов расставаться с удобным аксессуаром даже на войне (а войн в истории Страны восходящего солнца было немало) привело к трансформации изящного предмета. Веер становится не просто безделушкой, но оружием, не менее грозным, чем самурайский меч!

Со временем произошло разделение по функциям. Появились сигнальные веера, боевые и комбинированные — ими можно было как сражаться, так и использовать по прямому назначению, то есть обмахиваться. Для человека в полном боевом доспехе, да в летний зной — не блажь, а острая необходимость.

Рассмотрим веера чуть ближе. Начнем с сигнальных.

Саихаи

Интересный как по форме, так и по назначению. Служил для дублирования сигналов младшими офицерами и представлял собой большую кисть из полосок плотной яркой бумаги или кожи. Прикрепленный на длинную рукоять, был виден издали и с его помощью отлично координировались отряды на марше.

Гунбай (дансэн утива)

Нескладной веер из железа или дерева. Опахало имело форму круга, листа или крыльев бабочки.

Очень скоро владение гунбаем стало прерогативой высшего военного начальства. Его использовали для подачи сигналов армии или противнику, в качестве «зонтика», заслоняясь от солнца, и как оружие. Так, по легенде, во время одной из войн Уэсуги Кеншин ворвался в шатер военачальника вражеской армии верхом на лошади. Но Такеда Сингэн, будучи застигнутым врасплох, отклонил удары меча своим боевым веером. Но военачальники редко сражались именно веерами, так что основной функцией гунбая была все же сигнальная.

В современном мире гунбай не тратил своего значения. Его можно увидеть в руках рефери, судящих борцов сумо.

Тэссен

«Железный веер». Был двух видов: состоял из связанных между собой металлических пластин с заточенными краями, или выглядел как обычный веер, но ребра делались из железа и тоже остро затачивались. Самурай мог носить его в местах, где мечи или другое оружие не было разрешено. Так, самурай не мог войти в дом сюзерена вооруженным, а уж во дворце микадо или сегуна такое было немыслимо! Выручал тэссен. Так, интересна история Араки Мурашиге, которого обвинили в заговоре.

Призванный явиться ко двору Ода Нобунага, Мурашиге отдавал себе отчет, что жизнь его висит на волоске и только тессен может помочь ему избежать мучительной смерти (все мечи отбирались стражниками, охранявшими главный вход в жилые помещения дворца). Способ, которым Нобунага решил избавиться от Мурашиге, состоял в том, чтобы перерубить ему шею двумя створками тяжелых деревянных дверей, когда он будет, стоять на пороге, отвешивая предписанный ритуалом приветственный поклон. Кланяясь, Мурашиге интуитивно положил свой тессен в паз, по которому скользили створки дверей, и «раздался оглушительный звон, когда двери ударились о стальной стержень, но кровь не пролилась. Говорят, что Араки повел себя, как будто ничего не произошло, и такое самообладание пришлось по вкусу быстрому на решения Нобунага, который тут же простил Араки все его прегрешения».

В бою тэссен использовался и в качестве дубинки (довольно тяжелой), и в раскрытом виде. Им успешно наносили режущие удары, а так же отражали летящие стрелы и дротики.

Гунсен

Складной веер, который мог использоваться «по прямому назначению», то есть для обмахивания и охлаждения. Состоял из металлических спиц, обтянутых бумагой или тканью. Внешнее ребро делалось стальным. Вряд ли использовался, как боевой, но при должной сноровке мог отвести удар.

Тэссэн-дзюцу

—> —>Нас посчитали: —>

Согласно легенде, это искусство создал знаменитый японский воин XII века воин Минамото-но-Ёсицунэ (1159—1189). Затем данное искусство стало обязательным для изучения в школе Син-Кагэ-рю. Оно сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого, наряду с сумо, кю-до и ябусамэ (стрельбы из лука с лошади по бегущей собаке).

Металлический боевой веер, используемый опытным мастером, представляет собой оружие с довольно широким спектром возможностей, тем более, что он складывается и раздвигается, превращаясь то в дубинку, то в небольшой щит, то в огромную острую бритву.

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Веера типа ооги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени самураи уже знали и использовали боевые веера, имевшие округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай.

Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих, причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

Гумбай-утива. Представляет из себя жесткий нескладной веер (вариант гражданского утива), имеет металлическую рукоятку и окантовку. «Лопатка» в виде лепестка или опахала, обычно изготовлялась из дерева, но были и цельнометаллические варианты.

Сайхай. Лакированная деревянная либо металлическая рукоятка с пучком лент из ткани или бумаги на конце.

Тэссэн. Представлял собой вариант гражданского складного ооги, но с металлическими пластинами. Популярным также был вариант монолитного (нераскладного) тэссэн (из металла или тяжелого дерева), имитирующий обычный веер в сложенном состоянии.

С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори (борьба сумо). Веером указывают на победителя схватки.

Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили самураи в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Техника боя с таким веером носит название тэссэн-дзюцу, приемы ее, как правило, большей частью повторяют программу тренировок на мечах.

В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.

Техника применения веера делится на две части: работа со сложенным веером и работа с развернутым веером. В сложенном состоянии веер использовался как короткая дубинка, в развернутом с его помощью можно было защититься от метательного оружия.

Тонкие кованные пластинки, из которых состоял веер, не в состоянии были выдержать удар стрелы или пущенного сильной и умелой рукой сюрикена, но повернутые под небольшим углом к линии атаки могли отклонить летящее оружие в сторону.

На близкой же дистанции с его помощью противнику закрывали обзор. С учетом этого, как правило, вместе с веером использовалось еще какое-то оружие, например танто. Острым краем развернутого веера наносили удары по незащищенным уязвимым зонам противника (шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук и т. д.). Чередование раскрывания и закрывания веера во время поединка создавало дополнительную помеху, которую применяли для отвлечения и рассеивания внимания противника.

Тэссэн-дзюцу

✓ Представители такого стиля боя из аниме

(Безпонятие, что там написано. Кто понимает , пожалуйста, напишите в комментах, что означают эти иероглифы )

С древних времен в странах Востока веер использовали люди разных общественных классов : в театре и танцах, в играх элиты, при веянии пшеницы и риса. А так же использовались для боевых искусств, что существовали только в Японии.

Самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку (457-479).

Позже более модернизированные веера использовали сперва придворные, а потом военные и назывался он гумбай. Выглядел он примерно так :

С его помощью военачальники отдавали приказы, а так же использовали для вызова на поединок. Но он не был смертельным оружием. Зато другие виды , такие как гунсэн и тэцусэн (тэссэн) были очень смертоносными.

Во многих школах боевых искусств по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

Так как надо было иметь разрешение на имение мечей, то люди пользовались такими веерами для самозащиты.

Виды боевых вееров

Веера для личного пользования подразделяются на две группы:

:black_medium_small_square: Жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой — утива , или дансэн .

:black_medium_small_square: Складной веер, по форме напоминающий сектор диска — оги , или сэнсу.

Самыми распространёнными видами боевых вееров являлись гунсэн и тэцусэн. Гунсэн буси носили в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба оружия были удобным средством как для атаки, так и для защиты. Воин мог фехтовать им, вырывать меч из рук противника, зажимать лезвие между стальными ребрами веера или отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики.

Ударной поверхностью веера являются его боковые части, кончик рукоятки и заострённые верхушки рёбер в открытом виде, придающие оружию режущие и ударные свойства. Во многих школах боевых искусств Японии проводилось обучение технике боя с таким веером — тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах

Тэссэн-дзюцу

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера.

В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой более стране мира.

Складной веер многие учёные считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении.Это связано с тем, что в хрониках китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Первоначально гумбай (так назывались эти веера) имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

Гумбай. Гунсен.
С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.

Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.

Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.

В настоящее время искусство тэссэндзюцу ещё преподаётся в Японии, а гумбай используется наряду с другим специализированным оружием в тренировках айкидо или кэндо.

По материалам издания «Тайны древних цивилизаций. Самураи» / Ратти О., Уэстбрук А.;

Тэссэндзюцу

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Тэссэндзюцу
鉄扇術
Страна Япония Япония
Основатель неизвестен
Родоначальное БИ Различные корю
Производные БИ • Катаяма Хоки-рю
• Кираку-рю
• Такэноути-рю
• Сибукава-рю

Тэссэндзюцу (яп. 鉄扇術 , «искусство тэссэн») — японское искусство ведения боя при помощи боевого веера под названием тэссэн (яп. 鉄扇 ) , популярное среди женщин, принадлежавших к сословию самураев в феодальной Японии [1] .

Тэссэндзюцу основано на использовании сплошного или сворачиваемого металлического веера, который, зачастую, оснащён 8-ю или 10-ю деревянными или железными спицами [2] .

Точная информация о происхождении вееров отсутствует. Японские веера, особенно довольно крупных размеров, были широко известны в древности за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание о них содержится в хрониках правления императора Юряку (457 — 479) [3] .

Веера для личного пользования подразделяются на две группы:

  • жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой — утива (яп. 団扇 ) , или дансэн (яп. 断線 ) ;
  • складной веер, по форме напоминающий сектор диска — оги (яп. 扇 ) , или сэнсу (яп. 扇子 ) .

Изначально веера складного типа были очень популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Уже позже они были усовершенствованы под нужды военного сословия, пришедшего к власти. Предшественником боевого веера тэссэн является гумбай-утива (яп. 軍配団扇 ) — большой округлый веер, который применяли для подачи различных сигналов и команд. Впоследствии веера оснастили железными спицами, а рёбра укрепили лакировкой, тем самым превратив их в оружие [2] .

Самыми распространёнными видами боевых вееров являлись гунсэн (яп. 軍扇 ) и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн буси носили в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба оружия были удобным средством как для атаки, так и для защиты. Воин мог фехтовать им, вырывать меч из рук противника, зажимать лезвие между стальными ребрами веера или отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Ударной поверхностью веера являются его боковые части, кончик рукоятки и заострённые верхушки рёбер в открытом виде, придающие оружию режущие и ударные свойства. Во многих школах боевых искусств Японии проводилось обучение технике боя с таким веером — тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах [2] . Такими школами являются Ягю Синкагэ-рю(яп. 柳生新陰流 ‘), Этиго-рю (яп. 越後流 ), Ягю-рю (яп. 柳生流 ) и Миякэ Синган-рю (яп. 三宅心眼流 ) [4] .

Как и многие другие японские боевые искусства XV—XVI веков тэссэндзюцу достигли высокого уровня сложности. Знаменитый фехтовальщик и самурай конца XVI века Сасаки Кодзиро, по легенде, одолел нескольких противников исключительно при помощи одного лишь веера [2] .

На сегодняшний день искусство тэссэндзюцу преподаётся в таких школах дзюдзюцу, как Кираку-рю (яп. 気楽流鉄扇術 ), Сибукава-рю (яп. 渋川流柔術 ), Такэноути-рю (яп. 竹内流 ) и Катаяма Хоки-рю (яп. 伯耆流 ) [4] .

Тэссэн-дзюцу

Японские боевые веера.
Меня давно заинтересовали веера ,но после фильма Клятва это превратилось в навязчивую идею)
Веера пришли в Японию из Китая.Вероятно, самые первые из них находились в употреблении у корейских принцев, приезжавших в Японию, а с VI–VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Постепенно ввезенные китайские веера приобрели новые формы и появились первые экземпляры этих аксессуаров, не похожие на материковых «предков». К периоду Хэйан относится возникновение плоского веера утива, но окончательно его форма закрепилась лишь в ХIV в. Тонкие бамбуковые прутки создавали основу, к которой крепилась бумага. Обычно с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луны». При этом количество ребер составляло 45, 64 или 80.

Складывающийся веер подавляющим большинством исследователей признан чисто японским изобретением, несмотря на неясность вопроса его возникновения. Согласно Касалу, «поздние японские конфуциисты в своем обожании китайской культуры, пытались представить его заимствованием из Китая. Но в Китае не было складывающихся вееров до тех пор, пока первые образцы их не были преподнесены в подарок послам и другим гостям страны, а случилось это довольно поздно: ранние хроники династии Сунь (960-1279 гг.) используют термин “японские веера”» (Ю. Касал «The Lore of the Japanese Fan», 83). А затем еще долгие годы летописцы продолжают рассказывать об импортировании складных вееров из Японии. Что бы узнать о происхождения оги, мы должны снова обратиться к богатым, однако не слишком достоверным источникам японских легенд, которые, среди прочих, повествуют и о веерных дел мастере из Тамба, недалеко от Киото, жившем в эпоху Тенджи (661 — 671 гг.). Он, якобы, изобрел складывающийся веер, способный поместиться в рукаве, изучив крылья упавшей ему под ноги летучей мыши. Эта легенда может объяснить происхождение специфического типа веера оги, которым пользовались и императоры Японии и сёгуны, сконструированного таким образом, что «в закрытом виде он казался частично открытым. Этот эффект достигался благодаря сочленениям, или вырезам, на внешней раме» (Салви Ш. «0n Japanese fan», 37). Известно, что подобные веера были чрезвычайно популярны при дворе, где они служили частью личных отличительных знаков, указывая на ранг и положение их владельцев, а так же являлись церемониальными символами, схожими по функциям с королевским скипетром или камергерским жезлом в западных государствах. Из содержащейся в летописях информации можно заключить, что они были очень разнообразными по структуре, материалу и отделке, так как «с образованием военного правительства Минамото-Но-Ёритомо в Камакуре в конце XII столетия веера стали использоваться по новому назначению. Военные взяли на себя функции аристократии, и элегантный хи-оги знати усилиями самураев стал преображаться в оружие, меняя свои деревянные ребра на железные и приобретя укрепленные лаком сочленения» (Ю. Касал «The Lore of the Japanese Fan», 80).

Боевой веер гунбай-учива( встречается в написании «гумбай», цельный веер округлой формы, который использовали офицеры, чтобы подавать сигналы своим войскам на поле боя.

Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер — тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство — тэссен-дзюцу. Тэссэн (Дансэн утива) -веер со стальными спицами. Предпочитали использовать тессен, у которго, как у складного веера было 8 — 10 металлических прутьев и которы йможно было носить с повседневной одеждой.
Цельный тессен, выглядевший как сложенный веер, был более долговечным и пользовался у самураев большей популярностью.

С точки зрения техники применения, работа с веером делится на две части: работа со сложенным веером и работа с развернутым веером. В сложенном состоянии он использовался точно так же, как и короткая дубинка. В развернутом с его помощью можно было защититься от метательного оружия. Тонкие кованные пластинки, из которых состоял веер, не в состоянии были выдержать удар стрелы или пущенного сильной и умелой рукой сюрикена, но повернутые под небольшим углом к линии атаки могли отклонить летящее оружие в сторону.

На близкой же дистанции с его помощью противнику закрывали обзор. С учетом этого, как правило, вместе с веером использовалось еще какое-то оружие, например, короткий меч танто (хотя танто очень часто ошибочно называют ножом, на самом деле это короткий меч). Кроме того, острым краем развернутого веера наносили удары по незащищенным уязвимым зонам противника (шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук и т. д.). Чередование раскрывания и закрывания веера во время поединка создавало дополнительную помеху, которую применяли для отвлечения и рассеивания внимания противника.
Существует много легенд о поединках с использованием железногољ веера. Рассказвают, что герой многих японских сказаний, Йошицуне, научился секретам фехтования и тессен-дзюцу у «Тенгу», мистического существа, которое было искуссным мастером боевых искусств. В сегунате Токугава стиль Ягю-рю был знаменит техниками защиты при помощи железного веера. Сохранилось много записей о поединках, выигранных при помощи железного веера против обнаженных мечей, и даже о смертельных случаях от ударов тессеном. Известный фехтовальщик 16 века , Ганрю, вооруженный только тессеном, в одном бою победил нескольких вооруженных противников.

Рассказывают также, что один самурай должен был предстать перед хозяином за какую-то провинность и знал, что речь шла о его жизни и смерти. Слуги хозяина собирались сломать ему шею, захлопнув тяжелые деревянные раздвижные двери, когда он будет совершать приветственный поклон. Случайно или нет, но тессен самурая оказался в пазе раздвижной двери, чем спас ему жизнь. Самурай вел себя так, как будто ничего не случилось, чем смутил хозяина и был освобожден от дальнейшего наказания.

Были и курьезные случаи с использованием тессен. Говорят, что Мацумура Сокон, высокопоставленный самураи и мастер рукопашного боя , прекрасно владевший оружием был приглашен сёгуном для демонстрации своей доблести. Сокону предстояло сразиться с быком. Но Сокон был не только искусным, но и хитрым воином — в течение 10 дней до поединка он приходил в стойло к быку и бил его железным веером по морде, до тех пор, пока тот не падал на колени. И вот, когда настал час поединка, Мацумура уверенно вышел навстречу быку и достал веер. При виде веера несчатное животное тут же упало на колени. Ничего не подозревавшая публика публика была в всоторге.

Меч обычно не использовали против противников более низких по рангу. С другой стороны, тессен-дзюцу считалось утонченным искусством, особенно среди самураев высокого ранга и многие из них пердпочитали для самозащиты использовать тессен.

Позднее более часто используемым предметом оружия буси (воинов) стал гунсен, использовавшийся как для нападения, так и для защиты.

Гунсен в этом смысле заменил собой гунбай. Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как для атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц.

В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.
К большому сожалению всех поклонников кобудо, в настоящее время тессен-дзютсу находится на грани почти полного исчезновения и сохранилось только в нескольких небольших фамильных школах в Японии. Обращение с тессен также входит в программу обучения в школе Казе Араши Рю в США, Израиле и Великобритании.

Юноши с веером -мой личный фетиш

Тэссэндзюцу

Тэссэндзюцу
鉄扇術
Страна Япония Япония
Основатель неизвестен
Родоначальное БИ Различные корю
Производные БИ • Катаяма Хоки-рю
• Кираку-рю
• Такэноути-рю
• Сибукава-рю

Тэссэндзюцу (яп. 鉄扇術 , «искусство тэссэн») — японское искусство ведения боя при помощи боевого веера под названием тэссэн (яп. 鉄扇 ) , популярное среди женщин, принадлежавших к сословию самураев в феодальной Японии [1] .

Тэссэндзюцу основано на использовании сплошного или сворачиваемого металлического веера, который, зачастую, оснащён 8-ю или 10-ю деревянными или железными спицами [2] .

Точная информация о происхождении вееров отсутствует. Японские веера, особенно довольно крупных размеров, были широко известны в древности за пределами Японии, а самое первое документированное упоминание о них содержится в хрониках правления императора Юряку (457 — 479) [3] .

Веера для личного пользования подразделяются на две группы:

  • жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой — утива (яп. 団扇 ) , или дансэн (яп. 断線 ) ;
  • складной веер, по форме напоминающий сектор диска — оги (яп. 扇 ) , или сэнсу (яп. 扇子 ) .

Изначально веера складного типа были очень популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Уже позже они были усовершенствованы под нужды военного сословия, пришедшего к власти. Предшественником боевого веера тэссэн является гумбай-утива (яп. 軍配団扇 ) — большой округлый веер, который применяли для подачи различных сигналов и команд. Впоследствии веера оснастили железными спицами, а рёбра укрепили лакировкой, тем самым превратив их в оружие [2] .

Самыми распространёнными видами боевых вееров являлись гунсэн (яп. 軍扇 ) и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн буси носили в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба оружия были удобным средством как для атаки, так и для защиты. Воин мог фехтовать им, вырывать меч из рук противника, зажимать лезвие между стальными ребрами веера или отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Ударной поверхностью веера являются его боковые части, кончик рукоятки и заострённые верхушки рёбер в открытом виде, придающие оружию режущие и ударные свойства. Во многих школах боевых искусств Японии проводилось обучение технике боя с таким веером — тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах [2] . Такими школами являются Ягю Синкагэ-рю(яп. 柳生新陰流 ‘), Этиго-рю (яп. 越後流 ), Ягю-рю (яп. 柳生流 ) и Миякэ Синган-рю (яп. 三宅心眼流 ) [4] .

Как и многие другие японские боевые искусства XV—XVI веков тэссэндзюцу достигли высокого уровня сложности. Знаменитый фехтовальщик и самурай конца XVI века Сасаки Кодзиро, по легенде, одолел нескольких противников исключительно при помощи одного лишь веера [2] .

На сегодняшний день искусство тэссэндзюцу преподаётся в таких школах дзюдзюцу, как Кираку-рю (яп. 気楽流鉄扇術 ), Сибукава-рю (яп. 渋川流柔術 ), Такэноути-рю (яп. 竹内流 ) и Катаяма Хоки-рю (яп. 伯耆流 ) [4] .

Ссылка на основную публикацию