Техника работы в стойке (тати-ваза) | Karate-krs.ru

Техника работы в стойке (тати-ваза)

Базовые перемещения и страховки в айкидо

Главная Видеогалерея Базовые перемещения и страховки в айкидо для начинающих.

Разминка в Клубе Айкидо Мумонкан состоит исключительно из отработки базовых перемещений (в стойке и на коленях) и страховок. Это довольно непривычные и специфические движения, поэтому новички часто испытывают серьезные трудности при их выполнении. Чтобы облегчить первые шаги по освоению разминки, мы подготовили видеоролики, показывающие все основные элементы. Вы можете детально изучить их и самостоятельно заниматься дома.

Набор в группы айкидо открыт постоянно – достаточно позвонить и прийти на первое бесплатное занятие.

Передвижения в стойке (тати-ваза)

На разминке выполняются следующие передвижения в стойке (тати-ваза): тэнкан-уширо-аши; ирими-тэнкан; тэнсин-маэ-аши; тэнсин-уширо-аши; тэнкан-маэ-аши. С этими передвижениями вы можете познакомиться просмотрев видео, представленное ниже.

На следующем видео показаны базовые перемещения, выполняемые в форме ката – связанной последовательности движений.

Страховки (укеми)

Страховки (укеми) необходимы, чтобы сохранить свое здоровье как на тренировке, так и вне зала, в бытовых условиях. В айкидо используются следующие базовые виды страховок:

  • Страховка при падении вперед (маэ-укеми).
  • Страховка при падении назад (уширо-укеми).
  • Боковая страховка (ёко-укеми) при падении в сторону. Обратите внимание: при выполнении этой страховки ноги обязательно должны быть выпрямлены, поскольку перекат должен осуществляться не по спине, а на плечах и пятках.

Передвижения на коленях (сувари-ваза)

Передвижения на коленях (сувари-ваза) включают четыре движения: маэ-сикко, уширо-сикко, тэнкан, ирими-тэнкан. Все они показаны на следующем видео.

Техника Дзю-дзюцу (часть 5) Техника работы на земле (нэ-ваза)

Сделай всё, что можешь, а в остальном положись на судьбу.

Очень много технических приемов традиционного дзю-дзюцу создано для случаев атаки, возникающих из позиции на коленях (идори). В настоящее время данная техника является устаревшей, однако в старой Японии она была достаточно актуальной, так как самураю часто приходилось находиться в доме своего хозяина, а чуть ли не единственной позицией, которую он мог принять, была идори.

В классической японской позиции на коленях ступни должны быть вытянуты, а большие пальцы должны касаться друг друга или скрещиваться. Колени раздвинуты примерно на двадцать сантиметров, спина прямая, руки лежат на бедрах.
Различают два типа основных ситуаций:
− Тори и Укэ находятся в позиции на коленях (сувари-ваза);
− Тори стоит, а Укэ находится в положении на коленях (антати-ваза).

Тори и Укэ в позиции на коленях (сувари-ваза)

  • Тори схватил вас за запястья (рис. 208). Поднимитесь на пальцах левой ноги и, отодвигая руки противника в стороны, нанесите атэми коленом правой ноги в корпус (рис. 209). Опустите правое колено на землю, повернитесь назад и влево и, поднимая другое колено, закончите комбинацию приемом ваки-гатамэ (рис. 210). Уровень А.
  • Тори поднимается на пальцах и атакует правым кулаком в область живота. Повернитесь на левом колене и поднимите правое. Левой рукой парируйте удар с внешней стороны, а левым кулаком нанесите атэми в лицо противника (рис. 211). Продолжайте вращаться на левом колене и опустите руку тори, захватив ее своей правой рукой. Левой рукой захватите левый ворот его куртки и нагните вниз. Поместите предплечье тори на ваше правое бедро, зафиксируйте его и, наклоняясь вперед, нажмите своим животом на локоть. Этот технический прием называется хара-гатамэ (рис. 212). Уровень Б.
  • Тори поднимается на пальцах и атакует вертикальным ударом кулаком сверху вниз. Шагая вперед правой ногой, войдите в атаку противника и толкните его обратным движением рук (рис. 213). Следуя уже описанному принципу усиро-гаеси, закончите комбинацию фиксацией тори на спине, продолжая прижимать свою голову к его правому плечу (рис. 214, котэ-гатамэ). Уровень А.
  • Атака аналогична предыдущей. Парируйте удар, поднимая свою правую руку, и нанесите атэми правой ногой (рис. 215). Возвращая назад правую ногу, повернитесь вправо, чтобы оказаться на коленях в профиль по отношению к оси атаки. В это же время потяните правой рукой в направлении линии атаки, а левой рукой захватите локоть бьющей руки противника и поднимите ее вверх (рис. 216). Закончите комбинацию болевым контролем вытянутой руки тори. Уровень Б.
  • Атака аналогична предыдущей, но тори перемещается вперед, поднимая правое колено, чтобы усилить свое движение. Парируйте, как и в предыдущем случае, но не меняйтесвоей позиции (рис. 217. Надавливая всем своим телом, дугообразно опустите его руку направо по отношению к вам (рис. 218). Представленная вашему вниманию комбинация выполнена в соответствии с принципом ирими, однако эту же форму можно выполнить согласно принципу тэнкан, что представлено на рисунке 219. Уровень Б.
  • Тори хватает ваше правое запястье своей левой рукой. Шагните вперед левым коленом, а затем повернитесь на нем назад и вправо, чтобы стать в профиль по отношению к оси атаки. Потяните захваченное запястье вниз и нанесите удар своей левой рукой (рис. 220). Повернитесь в обратном направлении и поднимите правое запястье, усиливая движение своей левой рукой (рис. 221). Опустите захваченную руку тори к вашему левому боку и закончите комбинацию болевым контролем. Уровень Б.

Тори стоит, Укэ находится в позиции на коленях (хантати-ваза)

Серия А. Тори наносит фронтальный удар ножом и широко наступает на Укэ. Парируйте внутренней стороной левой руки и сразу же захватите его запястье. Затем поворачиваясь па правом колене влево, нанесите удар по его предплечью своей правой рукой (2). Ударьте Тори по лицу тыльной стороной кулака (3), затем, перемещаясь влево, вы-полните бросок, при этом ударяя по локтю (4,5). Этот же технический прием изображен на рисунках 100, 101. Уровень Б.

Серия В. Атака аналогична предыдущей, но Укэ находится в боевой стойке: левое колено поднято (1). Повернитесь назад и вправо с изменением позиции колен и парируйте удар двумя руками снаружи (2). Поставьте левое колено перед противником и, поднимая ваш захват, пройдите под протянутой рукой тори (3). Еще раз повернитесь в обратном направлении с изменением позиции колен (4) и бросьте противника, толкая его вперед (5). Действия 3,4 и 5 должны выполняться одним движением. Уровень В.

Серия С. Тори атакует вертикальным ударом в голову. Шагните ему навстречу, поднимая левое колено, парируйте удар своей правой рукой и нанесите атэми левым кулаком (1). Следуйте быстро правым коленом (2), на котором вы поворачиваетесь назад и влево (3). Опустите захват вперед для того, чтобы бросить тори (4,5). Обратите внимание на то, что, как и на рисунках 160-162, нарушение равновесия достигается за счет того, что запястье тянется и толкается к внутренней стороне сустава локтя. Уровень Б.

Серия D. Атака аналогична предыдущей. Уклонитесь на двух коленях к внешней стороне и блокируйте удар двумя руками к верху (2). Продолжение комбинации — ирими-нагэ: сильно нарушьте равновесие тори вперед, потянув его запястье и толкая его в затылок (3), прежде чем перевернуть движением (4), чтобы бросить его на спину (5). Уровень В.

Серия Е. Тори наносит прямой удар в тело. Уклонитесь вовнутрь, поворачиваясь на правом колене и парируя удар скрещенными руками, левая рука сверху (1). Переместитесь влево и поднимите захват дугообразно слева направо, ваша левая рука по возможности усиливает это движение, толкая в локоть (2). Скользните вперед на коленях (ири-ми), вытягивая руку тори перед вами и в том же направлении (3). Закончить комбинацию можно выкручиванием руки или поворотом на левом колене вправо, чтобы легко провести его перед собой (4). Обратите внимание на то, что можно перейти непосредственно от действия 2 к действию 4 (тэнкан). Уровень Б.

Серия F. Тори атакует вертикальным ударом сверху вниз в голову. Двигайтесь к нему и парируйте удар двумя руками слева направо (1). Поднимите вытянутую руку тори, поворачиваясь назад и вправо (2), затем проведите ее дугообразно вниз (3) и выполните бросок (4). Комбинацию можно окончить болевым контролем. Уровень Б.

Глава из книги Роланда Хаберзетцера «Дзю дзютцу» (1978 год) (см. статью — Легендарный Роланд Хаберзетцер)

СТОЙКИ (ТАТИ-ВАДЗА):
1. Сико-дати — широкая стойка
2. Дзэнкуцу-дати — передняя стойка
3. Мото-дати — основная стойка
4. Хэйсоку-дати — естественная стойка
5. Мусуби-дати — ритуальная стойка
6. Сото-хатидзи-дати — естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп наружу.
7. Ути-хатидзи-дати — естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп внутрь.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ (ИДО):
1. Аси-но-хакоби — перемещение ног в каратэдо;
2. Аюми-аси — простой шаг вперёд (естественное движение), перемещение задней ногой вперёд со сменой стойки;
ТЕХНИКА РУК (ТЭ-ВАДЗА):
1. Сэйкэн-тёку-цуки — прямой удар перед собой попеременно обеими руками;
2. Ои-цуки — прямой удар с шагом одноименной ногой;
3. Гьяку-дзуки — противоположный (разноимённый) удар, выполняемый рукой разноимённой выдвинутой вперёд ногой.
ПОЛОЖЕНИЕ БЕДЕР:
Дзэн (сёмэн) — фронтальное;
Ханми — основное (45 градусов по отношению положение Дзэн);
Гяку-ханми — скрученное (90 градусов по отношению к положению Ханми);
Ми-ханми — боковое.
Аюми-аси в стойках дзэнкуцу-дати, мото-дати и нэкоаси-дати.
Техника выполнения: естественно шагая находящейся сзади ногой вперёд (между стопой и полом при перемещении условно помещается лист бумаги, пальцы направлены вверх) передвигаться из стоек дзэнкуцу-дати, мото-дати или нэкоаси-дати соответственно в стойки дзэнкуцу-дати, мото-дати или нэкоаси-дати.
ТЕХНИКА НОГ (АСИ-ВАДЗА):
1.Маэ-гэри — фронтальный удар ногой прямо перед собой: дзёсокутэй (или коси) — основанием пальцев стопы;
Кеагэ — восходящий круговой удар ногой снизу-вверх;
Кэкоми — прямой, толчковый (проникающий) удар ногой.
ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ (УКЭ-ВАДЗА):
1. Гэдан-барай — «сметающий» блок предплечьем, сверху вниз;
2. Йоко-укэ
(или ути-удэ-укэ)
— блок внутренней стороной предплечья хё-котэ изнутри наружу.
КУМИТЭ:
1. Кумитэ — схватка, спарринг, поединок.
2. Кихон-кумитэ — «основной кумитэ».
3. Гохон-кумитэ — формальный бой на пять шагов;
дзёдан — верхний уровень тела (шея и голова);
тюдан — средний уровень тела (от шеи до пояса);
гэдан — нижний уровень тела.
4. Сэмэтэ — нападающий партнёр.
5. Укэтэ — защищающийся партнёр.
КАТА:
1. Ката — формальное упражнение;
2. Эмбусэн — траектория передвижений в ката;
3. Тайкёку — «первопричина», «великий предел»; подготовительные ката (всего их пять).
ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
1. Додзё — зал для занятий каратэдо;
2. Рэй — поклон;
3. Додзё-рэй — поклон залу (при входе и выходе);
4. Рицу-рэй — ритуальный поклон стоя;
5. Отогай-ни-рэй — взаимный поклон;
6. Дза-рэй — ритуальный поклон сидя;
7. Дзадзэн — положение, сидя на пятках, поза для медитации;
8. Сэйдза — команда сесть в Дзадзэн;
9. Мокусо — команда закрыть глаза, приступить к медитации (само настрою);
10. Мокусо-ямэ — команда открыть глаза, закончить медитацию
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
1. Дзюмби-ундо — подготовительные упражнения;
2. Сэйри-ундо — заключительные упражнения;
3. Ходзё-ундо — дополнительные упражнения.

Летние сборы — 2019

Общественная организация
«Новосибирская областная федерация каратэ-до Сито-рю»

E-mail:
shitoryu-nsk@mail.ru

Телефон:
+7 913 941 3726,
+7 953 775 4545

Техника работы в стойке (тати-ваза)

Техника дзюдо

В этом разделе представлена техника борьбы дзюдо: описание техники, приемов, фото, видео материалы.

Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.

Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».

Техника дзюдо (яп .柔道技術 |ваза|техника) (Кодокан дзюдо и других стилей) включает самые разнообразные приёмы: броски, болевые приёмы, удушения и удары. Не все приёмы разрешены в соревнованиях по спортивному дзюдо.

Три главных технических раздела дзюдо стиля Кодокан составляют: ката (яп. 形 ката, букв. «форма», набор формальных упражнений), рандори (яп. 乱取り рандори, «свободная схватка», борьба по предварительно заданным правилам с целью обучения каким-либо техническим приёмам), сиай (яп. 試合 сиаи , «соревнования» ).

Также в программу обучения Кодокан дзюдо входят кихон (яп. 基本 кихон , «основы», этот раздел включает обучение базовым стойкам (сисэй) , перемещениям (синтай и тайсабаки), самостраховке (укэми) , а также кумиката — способам взятия захвата) и каппо — техника реанимации.

Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать («укэми»).

Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.

При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.
При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.
При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.

Основой любого технического действия является стойка («сиcэй»). Естественное положение тела («сиcэй хонтай») – ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.

В защитном положении («сиго хонтай») ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.

Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения («синтай») . Основное передвижение – «цуги-аси» – построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным.

Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата («кумиката») . При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.

При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».

Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты («тайсабаки») и способы выведения противника из равновесия («кудзуси») .

Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:
— техника бросков (нагэ-вадза),
— техника сковывания (катамэ-вадза) и
— техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза).

Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:
— проводимые из стойки (тати-вадза) и
— проводимые с падением (сутэми-вадза).

Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на:
— проводимые в основном руками (тэ-вадза),
— проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и
— проводимые в основном ногами (асивадза).

Проводимые с падением броски делятся на:
— броски с падением на спину (масутэми-вадза) и
— броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза).

Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:
— удержания (осаэкоми-вадза),
— удушения (симэ-вадза) и
— болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза) .

Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:
— удары руками (удэ-атэ),
— удары ногами (аси-атэ) и
— удары головой (атама-атэ)

В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.

Классификация приемов:

Начиная разговор о технике дзюдо, прежде всего имеет смысл рассказать о ее классификации. Итак, в соответствии с современной классификацией Института дзюдо «Кодокан», техника дзюдо включает в себя технику бросков – Нагэ-ваза (67 техник), т ехнику удержаний, болевых и удушающих приемов – Катамэ-ваза (29 техник), и т ехнику ударов по уязвимым точкам – Атэми-ваза . Соответственно каждый из этих базовых разделов состоит из подразделов, определяемых в соответствии с принципами выполнения тех или иных техник. Конечно, количество техник в том или ином разделе может изменяться со временем, как это уже не раз происходило. Последняя редакция проводилась в апреле 1997 года.

Техника работы в стойке (тати-ваза)

Дзигоро Кано считал целью дзюдо «понимание и демонстрацию живых законов движения». В систему созданной им самозащиты вошли движения туловища, рук и ног, эффективные в борьбе в стойке и в партере, позволяющие нарушить равновесие противника, обездвижить и, в конечном счете, нейтрализовать его.

Дзюдока (практикующий дзюдо) должен стремиться достичь гибкости всего тела и конечностей, уметь сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быть отрешенным и безмятежным. Ученик должен быть в состоянии постоянной бдительности и не допускать «мертвых движений».

Обучение технике дзюдо начинается с обучения умению правильно падать («укэми»).
Очень важным элементом для избежания травм является амортизирующий упреждающий удар рукой по татами (еще до соприкосновения туловища с матами). При падении вперед согнутые в локтевых суставах руки разворачиваются ладонями вперед. При падении на спину руки выпрямляются в локтевых суставах и отводятся от туловища под углом примерно 45-60 градусов. При падении на бок одна рука выпрямляется в локтевом суставе и отводится от туловища под углом 45 градусов, вторая рука отводится от корпуса и приподнимается вверх. Во всех случаях ладони разворачиваются к татами, а пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу.
При падении вперед существует и второй вариант самостраховки. Руки слегка сгибаются в локтевых суставах, а пальцы разводятся. Голова отводится назад и поворачивается в сторону. После того, как татами касаются пальцы, идет плавное опускание на грудь, затем живот и, наконец, бедра.
При падении на спину подбородок прижимается к груди, колени сводятся и подтягиваются к груди.
При падении на бок подбородок также прижимается к груди, ноги сгибаются, а колени разводятся.

Основой любого технического действия является стойка («сиcэй»). Естественное положение тела («сиcэй хонтай») – ноги на ширине плеч, вес тела находится на передних частях стоп, колени и плечи расслаблены.

В защитном положении («сиго хонтай») ноги должны быть широко расставлены, центр тяжести находится внизу, ноги согнуты в коленях, а туловище наклонено вперед.

Огромную роль в дзюдо играет техника передвижения («синтай»). Основное передвижение – «цуги-аси» – построено на мягком перемещении стоп. Расстояние между стопами должно оставаться неизменным.

Говорят, что истинное дзюдо начинается с правильного захвата («кумиката»). При этом надо иметь в виду, что дзюдоисткая куртка делается из более эластичного материала, чем самбистская, и не имеет прорезей для пояса. Если взять захват на куртке самбиста и постараться притянуть его к себе, сделать это будет нетрудно.

При совершении того же действия против дзюдоиста прежде вытягивается куртка, а притянуть соперника к себе получится только тогда, когда закончится «свободный ход».

Важными элементами основополагающей техники дзюдо являются также повороты и развороты («тайсабаки») и способы выведения противника из равновесия («кудзуси»).

Техника дзюдо традиционно делится на 3 раздела:
— техника бросков (нагэ-вадза),
— техника сковывания (катамэ-вадза) и
— техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза).

Броски в дзюдо сопровождаются подсечками, подножками, зацепами, подхватами, переворотами, рывками и толчками и делятся на:
— проводимые из стойки (тати-вадза) и
— проводимые с падением (сутэми-вадза).

Проводимые из стойки броски, в свою очередь, делятся на:
— проводимые в основном руками (тэ-вадза),
— проводимые в основном тазобедренным суставом (коси-вадза) и
— проводимые в основном ногами (асивадза).

Проводимые с падением броски делятся на:
— броски с падением на спину (масутэми-вадза) и
— броски с падением на бок (ёко-сутэми-вадза).

Техника сковывания (катамэ-вадза) делится на:
— удержания (осаэкоми-вадза),
— удушения (симэ-вадза) и
— болевые приемы на суставы: локоть, колено и кисть (кансэцу-вадза).

Техника нанесения ударов в уязвимые точки тела (атэми-вадза) делится на:
— удары руками (удэ-атэ),
— удары ногами (аси-атэ) и
— удары головой (атама-атэ)

В спортивном дзюдо удары запрещены. Также запрещены захваты руками за ноги, болевые воздействия на глаза, рот и нос, болевые и удушающие приемы в стойке. В борьбе в партере разрешены болевые приемы только на локтевой сустав.

Техника Айкидо Айкикай

Техника Айкидо Айкикай является основным направлением Айкидо. Однако помимо Айкикай имеются другие стили Айкидо, о которых Вы можете более подробно узнать в разделе Стили Айкидо

Независимо от стиля Айкидо, кихон (база Айкидо) практически везде одинаков и не очень сильно зависит ни от стиля Айкидо или от клуба Айкидо, однако отличия будут наблюдаться. Итак:
Ки в Айкидо (дыхание и энергетика),
— основные моменты атак и защиты в Айкидо,
термины Айкидо и других Японских Боевых Искусств и единоборств
Движения в Айкидо; кихонбаза Айкидо; укемистраховки в Айкидо
— Основные атаки в Айкидо и, конечно же
Техника Айкидо: айкидо с оружием и без него

Раздел Название темы Ответов
Чай-хана (беседы ни о чем) Отдых 5
Grinii
Япония — Культура, Музыка, Искусство. Подарок сэнсею 10
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Что привезти шефу 1
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Чего мы читаем. 43
Grinii
Чай-хана (беседы ни о чем) Вопрос о хобби 16
Grinii
Софт, Компьютер, Игры. Программы для создания сайтов 9
Grinii

Терминология в Айкидо. Вадза — Технические разделы в Айкидо.

Дзю-вадза техника свободной работы с партнёром. Подразумевается защита от определённого вида атаки.
Дзё-дори отбирание дзё, т.е. приемы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партнёра для проведения броска или контроля.
Дзё-кихон-субури базовые движения с дзё.
Кихон-вадза базовая техника, основы.
Кихон-дзюмби-доса базовые подготовительные упражнения; разминка, включающая базовые элементы техники Айкидо.
Осаэ-вадза техника болевых удержаний.
Рандори вольная схватка. Спонтанное реагирование на безостановочные атаки партнёров. Один из разделов Будо.
Сувари-вадза техника исполнения приёмов, когда оба партнёра сидят на коленях.
Тайхо-вадза техника «конвоирования, ареста» противника.
Тай-ги «искусство тела». Формы и приёмы движения тела.
Танто-вадза раздел в Айкидо, изучающий технику применения ножа и его обезоруживания.
Таниндзу-дори раздел в Айкидо, изучающий приёмы освобождения от захватов двух и более противников.
Тати-вадза техника исполнения приёмов, когда оба партнёра стоят.
Тати-дори раздел в Айкидо изучающий технику обезоруживания противника, вооружённого мечом.
Тэ-ходоки раздел Айкидо и Айкибудо, изучающий способы освобождения от захватов; иногда с обозначением атэми.
Усиро-вадза раздел Айкидо, изучающий приёмы от атак сзади.

Игра на определение знания японской каны
Интерфейс русский. Программа бесплатная. Не требует установки. Данное приложение является своеобразной игрой, в которой необходимо знаку каны найти соответствующее название на русском языке. .

Тексты для чтения: 山田さん、どこへ行きますか
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. — 山田さん、どこへ行きますか。 — きっぷを買いに行きます。 — コンサ- トのチケットですか。 — .

Тексты для чтения: 7時におきる — Проснуться в 7 часов
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. 7時におきる。 12時にねる。 ドアを開ける。 ドアを閉める。

Тексты для чтения: かおをあらう — Умываться
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — средний Аудио сопровождение прилагается. かおをあらう。 うたをうたう。 先生に言う。

Тексты для чтения: 学校へ行く — Идти в школу
Дополнительный текст для чтения на японском языке. Уровень знания японского языка — начальный Аудио сопровождение прилагается. 学校へ行く。 じどう車で行く。 さくぶんを書く。 ノートに書く。

Техника работы в стойке (тати-ваза)

Происхождение:

Область Применения:

Пользователи:

Тати — японский меч, используемый преимущественно всадниками.

Отличие Тати от Катаны

Тати, в отличие от катаны, не засовывался за оби (матерчатый пояс), а подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи (Аси). Для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку. Самураи носили катану как часть гражданской одежды, а тати — как часть военных доспехов. В паре с тати было более обычным носить танто (кинжал), чем относящийся к катане короткий меч вакидзаси. Кроме того, богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора.

Он обычно длиннее и более изогнут, чем катана (длина клинка свыше 75,7 см, но не более 90,9 см, т.к. это уже одати). Цука (рукоять) также была зачастую длиннее (более 30 см) и несколько изогнута). В пункте Б.3.15 действующего Российского стандарта ГОСТ Р 51215-98, тати описывается как японская двуручная сабля с клинком длиной 70-90 см

Применение

Тати использовались в основном всадниками, так как в этом случае их применение было эффективным против пехотинцев. На земле это по-прежнему было эффективным оружием, но несколько неудобным в использовании. Именно поэтому было изготовлено дополнительное оружие усигатана (предшественник Катана).

Он был предшественником Катана и был боевым ножом буси феодальной Японии (воинский класс). После того как оружие модернизировалось, оно отличалось от Тати только тем, как их носили и какие были ножны. Именно во время монгольского нашествия, у меча были обнаружены некоторые недостатки, которые привели к разработке Катана. В более позднее феодальное время, в периоды Сэнгоку и Эдо, некоторые высокопоставленные воины, которые стали правящим классом, носили мечи в стиле тати (в ножнах), на поясе острием вверх.

С ростом милитаризма в эпоху Сева Японская императорская армия и Японский императорский флот пользовались Тати, которые назывались Шин гунто и Кай гунто.

Методика обучения техники стойки на руках

Техника выполнения. Из исходного положения руки вверх широким шагом наклонить туловище вперед. Опереться руками о пол на ширине плеч, пальцы врозь. Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках, соединить ноги. В стойке на руках максимально вытянуться вверх, сохраняя равновесие и прямое положение тела.

1. Стойка на руках махом одной и толчком другой с помощью.

2. Стоя на расстоянии двух шагов от стенки, шагом толчковой ноги и махом другой стойка на руках, пятками опереться о стенку.

Что должен знать ученик при освоении стойки на руках?

1. Опираться руками на ширине плеч с разведенными пальцами.

2. Сохранять вытянутое, прямое положение тела.

Что должен уметь?

Выполнять стойку на руках.

1. Неправильное положение головы (не отклоняется назад).

2. Слишком прогнутое тело.

3. Слишком широкая или узкая постановка рук.

4. Не полностью выпрямленное тело в плечевых и грудино-ключичных суставах.

Страховка и помощь

Помогать со стороны маховой ноги, вытянув одну руку вперед (над местом постановки рук), второй захватить ученика за бедро или голень маховой ноги. Поднятая рука служит ориентиром. Учащийся должен остановиться в момент касания ее ногами.

Серии учебных заданий

1. Поднимание рук.

Поднимая руки вверх, вытягиваться в плечах, не прогибаться; то же, но кисти назад, встать на носки.

2. Понимание и опускание плеч. В стойке руки вверх поднимать и опускать плечи; то же с набивным мячом или грифом штанги.

3. Наклон вперед.

Выполнить с соупражняющимся наклон прогнувшись. То же из исходного положения стоя ноги врозь (вместе), руки на плечи друг другу.

Выполнить из основной стойки выпад вперед (на толчковой ноге), руки вниз, и обратно в исходное положение. (Выполнить упражнение 3-4 раза поочередно, не сгибая ноги).

5. Поочередные махи ногой назад. Выполнять поочередные махи ногами у гимнастической стенки (с наклоном вперед, прямыми руками взяться за рейку).

1. Выпад вперед с опорой руками. Из исходного положения выполнить выпад (на толчковой ноге) и поставить прямые руки на опору. Маховая нога сзади прямая. (Выполнить упражнение 2-3 раза подряд).

1. Толчком одной, махом другой сменить положение ног. Из основной стойки выпад вперед с опорой на руки, передавая тяжесть тела на руки, толчком одной и махом другой сменить положение ног (при махе ногой поднять таз как можно выше).

1. Стойка на руках с помощью.

Выполнить с помощью: в упоре лежа (тело прямое) двое партнеров сбоку захватывают исполнителя за бедра и голени и поднимают в стойку на руках.

2. То же махом одной и толчком другой ногой. С шагом одной опереться на руки (с началом маха прямой ногой поддерживать исполнителя под бедро и голень), выйти в стойку; устранить ошибки. То же с поддержкой в стойке на руках.

3. Стойка на руках с опорой всем телом о стенку. Стойка на руках с опорой всем телом о подвешенный к стенке мат.

1. Стойка на руках. Выполнять с соупражняющимися: толчком одной, махом другой стойка на руках (партнер поддерживает после выхода в стойку). То же самостоятельно (выход в стойку без фиксации). (Стойка на руках толчком одной и махом другой 2 раза подряд).

Техника работы в стойке (тати-ваза)

ПОДЛИННОЕ ОРУЖИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ НИНДЗЯ»

Дорогой читатель! В твоих руках книга «Когти невидимок». Она является продолжением разговора о ниндзя и нин-дзюцу, начатого автором в книге «Путь невидимых: подлинная история нин-дзюцу» (Минск, «Харвест», 1997).

Оружие (буки) и снаряжение (нинки) ниндзя составляют один из важнейших элементов культуры ночных воинов. Именно эти приспособления делали возможным совершение многих поступков, казавшихся непосвященным современникам сверхъестественными и чудесными. Так рождались предания и легенды, из которых в массовом сознании складывался фантастический образ лазутчика, способного становиться невидимым, ходить по воде, летать по небу, превращаться в диких животных, проходить сквозь стены…

Неудивительно, что описание оружия и снаряжения традиционно занимает одно из главных мест в большинстве книг по нин-дзюцу. Исследователи единодушно сходятся в том, что конструкторы ниндзя во многом опередили свое время. Действительно, в арсенале воинов ночи есть немало видов вооружения и снаряжения, которые могут поразить воображение. Это и ракетные установки (Да-да! Автор не сошел с ума и ничего не придумывает!), и многоствольные ружья, и разборные лодки и многое-многое другое. Огромный интерес у широкой публики вызывают «дома привидений» — так называемые «шпионские усадьбы» ниндзя-ясики, на протяжении столетий служившие жилищами для «воинов ночи».

Однако, несмотря на громадный интерес большой аудитории, в западном мире до сих пор нет практически ни одной серьезной работы по вооружению и снаряжению ниндзя, в которой оно было бы описано по реально сохранившимся образцам, либо по характеристикам этих предметов в дошедших до наших дней старинных источниках. В результате реальные исторические данные заменяются собственным вымыслом, рассчитанным на полную неосведомленность читателя.

В книгах псевдознатоков нин-дзюцу то и дело встречаются описания таких видов оружия как сай, тонфа и нунтяку (см., например, Гвоздев С.А., Кривоносов И.В. Ниндзя: тайны демонов ночи. Минск, «Современное слово», 1997), которые, в действительности, японскими «невидимками» никогда не использовались. Приводятся размеры оружия, не имеющие ничего общего с реальностью. Например, один автор пишет, что длина лезвия «короткого» «шпионского меча» доходила до 70 см! То и дело встречаются совершенно нелепые интерпретации функций того или иного снаряжения. Так, некий «сэнсэй Джэй» (а вслед за ним В.Н. Попенко) указывает, например, что сэ-кихицу — это кусок камня, которым ниндзя выцарапывали донесения на камнях и деревьях. Между тем, нужно лишь заглянуть в словарь японского языка, чтобы узнать, что «сэкихицу» это самый обьгчный карандашный грифель.

Некоторые авторы приписывают средневековым «невидимкам» использование таких средств, которых просто не могло быть в их распоряжении вследствие конкретных исторических причин. Например, американцы Ал Вейсс и Том Филбин рассказывают в своей книге о «ночных воинах», что «смертоносный яд можно найти в листьях обычных помидоров… Поешьте их, и у вас появятся сердечные проблемы, а в конце концов, наступит остановка сердца. Можно смело утверждать, что немало врагов ниндзя отправилось на тот свет, наевшись листьев томатов. Их можно было просто подмешать в салат, и, если жертва не знала об их смертоносном потенциале, они выглядели совершенно безобидными, и человек съедал их целиком, прежде чем понимал всю опасность для своей жизни». Вполне вероятно, что листья помидоров могут оказывать столь разрушительное воздействие на работу сердца — сам автор проверкой этого факта не занимался. Однако родиной томатов является Америка. До XX века их в стране Восходящего Солнца не выращивали. Как же, в таком случае, ниндзя могли готовить из помидоров свои смертоносные салаты? Кстати, овощные салаты с зеленью вообще отсутствуют в традиционной японской кухне.

На фоне всеобщего незнания, которое демонстрируют как «специалисты», так и рядовые любители, порой рождаются совершенно фантастические «учебники «нин-дзютсу» или «нин-джицу», написанные не на основе старинных трактатов самих ниндзя или наставлений, полученных от живого носителя традиции, а путем компиляции изданных в СССР учебников по войсковой разведке, саперному делу, маскировке. Таковы знаменитые «шедевры» В.Н. Попенко, вызывающие гомерический хохот у всех, кто хоть немного знаком с японской традицией военного искусства, но, вместе с тем, пользующиеся значительным успехом у тех читателей, которые бедны интеллектом.

Можно выделить три группы источников информации, которыми пользовался автор при работе над данной книгой.

Во-первых, это наставления, написанные самими ниндзя. Основную часть информации автор позаимствовал из трех важнейших текстов такого рода. Это «Нинпидэн» («Секретное наставление по нин-дзюцу», 1560 г.), «Бансэнсюкай» («Десять тысяч рек собираются в море», 1676 г.) и «Сёнинки» («Писание об истинном нин-дзюцу», 1681 г.). Помимо них, автор использовал ряд других старинных текстов.

Вторую группу источников составляют работы современных японских историков. Среди них в первую очередь надо отметить две прекрасные книги. Это «Хиссё-но хэйхо. Нин-дзюцуно кэнкю» («Всепобеждающее военное искусство. Исследования нин-дзюцу». Токио, 1972) Нава Юмио и «Нинпо. Соно хидэн то дзицурэй» («Нинпо. Его секреты и практические примеры», Токио, 1995) Окусэ Хэйситиро,

Третьим источником информации послужили собственные наблюдения автора, сделанные во время посещения музеев нин-дзюцу в городах Ига Уэно и Конан, музеев монастыря Нэгородэра, замка сёгунов Токугава в г. Киото Нидзёдзё и ряда других в исторических местах, так или иначе связанных с историей нин-дзюцу.

Использование этих аутентичных и надежных источников позволило сильно расширить поле исследования. Впервые в западной литературе даются точные описания десятков видов мин, бомб, зажигательных стрел, ракет, воровского инструмента, рецепты калорийных и жаждоутолящих пилюль, ядов, лекарственных средств, домов ниндзя.

Иллюстрации для книги также подбирались из надежных источников, причем предпочтение отдавалось рисункам из старинных наставлений по нин-дзюцу и другим бу-дзюцу. Многие рисунки были заимствованы из авторитетной работы Сасамы Ёсихисы «Нихон будо дзитэн» («Энциклопедия по японским будо». Токио, 1982). Часть иллюстраций основывается на фотографиях, сделанных автором во время посещений исторических мест нин-дзюцу. Нужно также подчеркнуть специфическую квалификацию художников, знакомых с военной историей Японии и боевыми искусствами отнюдь не понаслышке и приложивших весь свой опьгг и знания для того, чтобы сделать иллюстрации максимально точными.

Надеюсь, что эта книга станет подарком для подлинных поклонников нин-дзюцу и всех тех, кто интересуется военной историей и боевыми искусствами Японии и Востока.

В заключение автор хотел бы высказать свою огромную признательность и благодарность всем, кто помог делом и советом в работе над этой книгой: наставнику школы Катори Синто-рю Сергею Семенчуку, кандидату исторических наук

Константину Асмолову, зарубежным коллегам: профессору Стивену Тёрнбуллу, Дону Роли, Джеффри Мюллеру, а также сотрудникам музея «Ниндзя-ясики» г. Ига Уэно и музея «Кога-рю ниндзя-ясики» г. Конан за предоставленную возможность сделать фотографии различных устройств, приспособлений и оружия ниндзя. Отдельное слово искренней благодарности хотелось бы высказать замечательным художникам Алексею Астафьеву и Андрею Иванову за их титанический, поистине подвижнический бескорыстный труд.

Москва, август 1998 г.

Глава 1. МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ И ДОСПЕХИ НИНДЗЯ

Работая над этой книгой, я просмотрел несколько десятков западных и русскоязычных работ по нин-дзюцу, но нигде не смог найти хоть сколько-нибудь подробного описания маскировочного костюма ниндзя (синоби-сёдзоку). А продающиеся на Западе «синоби-сёдзоку» никакого отношения к средневековым японским лазутчикам не имеют.

Техника работы в стойке (тати-ваза)

  • Аттестационные программы

Катори Синто Рю: обучающие видео

На первом видео младший сын Отаке Рицуке сэнсэя — Кёсо Сигетоси, выполняет техники Катори раздела Омотэ. Все ката кендзюцу разбираютя медленно и подробно, с комментариями самого Отаке сэнсэя. На втором видео техники выполняет сам Отаке сэнсэй.

Все видео снабжены таймингами, для быстрого и удобного поиска нужных техник.

Структура видео #1:

(видео немного растянуто по ширине)

  1. 6:00 — 8:30 | Омотэ кендзюцу, высокая скорость
  2. 9:00 — 10:15 | Гогё кендзюцу (закрытый раздел), высокая скорость
  3. Разбор раздела Омотэ кендзюцу:
    1. 11:00 — 13:35 | ицуцу но тати (первое ката), медленно, с показом бункай (боевого применения)
    2. 13:40 — 15:25 | нанацу но тати (второе ката), медленно
    3. 15:32 — до конца | касуми но тати (третье ката), медленно

Хочется обратить внимание на то, что в концовках первых двух ката (в роли ученика) используется боевой вариант финала — после подреза учеником котэ учителя идёт сбив без шага назад, и сразу же кэса. В обычном варианте ката (как мы практикуем в додзё) этот шаг делать нужно. Это практикуется для тренировки скорости передвижения.

Структура видео #2:

(видео немного растянуто по ширине)

    1. с начала и до 1:50 | хакко но тати (четвёртое ката омотэ кендзюцу), медленно
  1. 1:58 — 4:00 | Омотэ но бодзюцу (6 ката с шестом), высокая скорость
  2. 4:00 — 6:20 | Омотэ но нагинатадзюцу (4 ката с нагинатой), высокая скорость
  3. 6:20 — 7:35 | Рёто (раздел фехтования двумя мечами)
  4. 8:35 — 9:45 | объяснение принципа асикакару на примере Нанацу но нагината (2-е ката с нагинатой)
  5. 9:47 — 10:55 | объяснение правильной дистанции во время работы с Кодачи (короткий меч)
  6. 11:00 — 13:00 | Омотэ Иайдзюцу, сувари иай ( первое ката — кусанаги но кен и третье — нуки ути но кен в этом видео не представлены!)
    1. 11:25 — 11:42 | нуки цуки но кен (второе ката в сувари иай, т.е. сидя)
    2. 11:50 — 12:07 | у-кен (четвёртое ката сувари иай, со смещением вправо)
    3. 12:15 — 12:33 | са-кен (пятое ката сувари иай, со смещением влево)
    4. 12:43 — 13:00 | хаппо кен (шестое ката сувари иай)
  7. 13:00 | 14:30 | Тати иай батто дзюцу (первое ката — юки иай гяку нуки но тати, и пятое — нуки ути но тати в видео не представлены)
    1. 13:16 — 13:45 | дзенго тидори но тати (второе ката тати иай)
    2. 13:45 — 14:00 | юки иай миги тидори но тати (третье ката тати иай)
    3. 14:05 — 14:30 | гяку нуки но тати (четвёртое ката тати иай)

Структура видео #3:

(Старое видео, на нём сам молодой Отаке Рицуке сэнсэй показывает различные техники Катори)

  1. 2:30 — 5:00 | Омотэ кендзюцу, очень высокая скорость.
  2. 5:00 — 6:45 | Гогё кендзюцу , очень высокая скорость .
  3. 6:45 — 7:56 | Рёто , очень высокая скорость .
  4. 7:56 — 9:02 | Гокуи но Кодачи , очень высокая скорость .
  5. 9:04 — 12:00 | Омотэ иайдзюцу, сувари иай ( все ката )
    1. 9:24 — 9:45 | кусанаги но кен (первое ката)
    2. 9:50 — 10:15 | нуки цуки но кен (второе ката)
    3. 10:15 — 10:30 | нуки ути но кен (третье ката)
    4. 10:35 — 10:55 | у- кен (четвёртое ката, со смещением вправо)
    5. 11:02 — 11:22 | са- кен (пятое ката, со смещением влево)
    6. 11:30 — 13:50 | хаппо кен (шестое ката)
  6. 12:00 — 11:42 | Тати иай батто дзюцу ( все ката )
    1. 12:25 — 12:42 | юки иай гяку нуки но тати (первое ката тати иай)
    2. 12:47 — 13:15 | дзенго тидори но тати (второе ката тати иай)
    3. 13:19 — 13:39 | юки иай миги тидори но тати (третье ката тати иай, со смещением вправо)
    4. 13:46 | 14:10 | гяку нуки но тати (четвертое ката тати иай)
    5. 14:10 — 14:32 | нуки ути но тати (пятое ката тати иай)
  7. 14:40 — 17:10 | Омотэ но бодзюцу (6 ката с шестом) , очень высокая скорость
  8. 17:10 — 19:50 | Омотэ но нагинатадзюцу (4 ката с нагинатой) , очень высокая скорость

Контактные телефоны каждого зала указаны в разделе Залы.

Ссылка на основную публикацию