Техника Оямы | Karate-krs.ru

Техника Оямы

Техника Оямы

Новички, приходящие в залы воинских искусств под влиянием просмотра кинобоевиков, обычно ждут от мастера демонстрации каких-то невероятных приемов: высоченных прыжков с несколькими ударами ногами, незримых глазом скоростных ударов, изощренных приемчиков. Таков шаблон массового сознания, которое все измеряет КОЛИЧЕСТВОМ и не в состоянии оценить КАЧЕСТВО. Для профана мастер — это тот, кто бьет сильнее, быстрее, прыгает выше, разбивает больше кирпичей, умеет выделывать сложнейшие «вертушки», совершать акробатические прыжки. Однако каждый, кто потратил на изучение воинских искусств годы, знает, что далеко не всегда человек, обладающий этими качествами, побеждает в бою. Есть еще что-то, что и составляет подлинное мастерство. Его не увидеть глазом, не измерить, но, тем не менее, оно существует и действует в высшей степени эффективно, Подлинное мастерство не зависит от форм, ибо его основная характеристика — способность свободно изменяться, реагируя на изменения ситуации. Важнейшим его компонентом является мгновенная интуитивная оценка ситуации, которая слагается из оценки времени атаки и защиты, дистанции и мгновенно реализуется в конкретных действиях. Именно таким подлинным мастерством и обладал Ояма Масу-тацу.

Боевая техника Оямы была лишена всякой вычурности. Он использовал простейшую технику: из ударов руками — сэйкэн гяку-дзуки (прямой кулаком руки, разноименной стоящей впереди ноге), уракэн-ути (хлесткий удар тыльной стороной кулака), маваси-ути (круговой удар кулаком), сётэй-ути (хлесткий удар основанием ладони); из ударов ногами — кин-гэри (удар в пах), кансэцу-гэри (удар ребром стопы в колено), маэ-гэри (удар вперед) и усиро-гэри (удар назад), и, тем не менее, одолевал любого противника. По словам Накамуры Тадаси, «в основе стиля спарринга канте (президента организации) Оямы лежало абсолютное владение техникой каратэ и его основами (кихон)», «Я восхищался стилем кумитэ его расцвета», — добавляет он. После того как начали проводиться соревнования по правилам Кёкусин, похоже, что практически все перешли на использование размашистых приемов, но в то время мы в равной степени использовали удары руками и ногами. Мы занимались каратэ, в котором использовались базовые приемы традиционного каратэ».

Боевой стиль Оямы радикально отличался от того Кекусинкай, какой мы можем видеть сегодня на соревнованиях самого разного уровня, Как утверждает Като Сигэо, «движения Оямы были совсем непохожи на движения сегодняшних спортсменов, выступающих на уровне все-японского чемпионата по Кёкусин, Они были очень сильными и гибкими. Это были круговые движения, похожие на характерные движения китайского цюаньфа. В основе их лежал принцип: «Описывай круг с центром в точке, а прямая линия является лишь дополнением»… Ояме не нравился такой стиль спарринга, какой мы видим сегодня, когда соревнуются только в терпении, а бойцы, пропуская удар за ударом, идут вперед с безразличным видом. Если такого бойца свести в спарринге с по-настоящему сильным противником, его тут же уложат. К тому же, с такой техникой с быками не повоюешь! Сосай Ояма не раз говаривал: «Сегодняшние ребята ни козла, ни собаку убить не смогут»!».

Ояма значительно превосходил большинство своих учеников и ростом, и весом, и физической силой. Своим ученикам он советовал всемерно развивать силу, так как из своего опыта боев с более крупными американцами сделал вывод, что одной техники недостаточно для победы. Например, Ясуда Хидэхару рассказывает: «Исходя из своего опыта состязательных боев заграницей, сэнсэй Ояма советовал нам: «Главное внимание нужно уделять развитию силы, а не технике». Другие, традиционные школы каратэ такой подход считали ересью, но, как говорится, «прежде чем сказать, что умеешь писать, обломай рога горному козлу». Если доведется сражаться с противником вроде борца, занимающегося кэтчем, исконное каратэ мало поможет. Поэтому учитель Ояма и говорил нам: «Мы уступаем иностранцам по физическим данным, поэтому просто сидеть, сложа руки, мы не можем. Нам нужна такая физическая сила, чтобы мы могли одним ударом «уложить» противника». В действительности, сила у него была колоссальная… Если он сближался с противником вплотную, он не только приподнимал его в воздух ударом локтем снизу вверх, но, поскольку обладал большой физической силой, то еще и отшвыривал на несколько метров от себя… Он учил, чтобы мы занимались исключительно развитием такой силы, которая бы позволила отшвырнуть противника, пропагандировал «силовое каратэ» и сам усиленно тренировался. «Малая техника — второстепенное, основное же — физическая сила», — говорил он. Я сам своим ученикам, бывало, говорил, что если полагаться только на силу, то снизится скорость движений, но в действительности суть проблемы в том, чтобы добиться их единства».

Однако манере спарринга Оямы не была присуща ставка на грубую силу. По словам Оямы Ясухико, Ояма, «в отличие от других черных поясов, спарринговал не только очень яростно и строго. В его технике чувствовались изящество и осторожность».

Яркую характеристику мастерства Оямы дает Като Сигэо: «С кем бы он ни стал спарринговать, это выглядело, будто в схватке сошлись взрослый человек и ребенок. Иногда он нарочно позволял нам наносить ему различные удары, и каждый раз, сказав что-нибудь вроде «хороший удар ногой», тут же наносил удар в ответ. Даже когда с учителем начинали спарринговать сэмпаи Асихара или Харуяма, через несколько мгновений они уже влетали в стены зала. Какие бы приемы ни применял его противник, ни один из них не достигал цели. У сосая безусловно не было равных». Когда в 1957 г. Года Юдзо попал в школу Оямы Масутацу, мастер уже отошел от активных поединков со своими учениками (здесь сказалась и травма колена) и в спаррингах только оборонялся. «Однако как взрослый человек балуется с ребенком, так и сосай «забавлялся» с «черными поясами» как с игрушками, не рассматривая такое кумитэ всерьез», -вспоминает Года. Им вторит Ояма Сигэру: «У меня был очень хорошо поставлен правый прямой удар кулаком (сэйкэн), но в сосая я попасть не мог никак».

В бою Ояма был совершенно расслаблен и мгновенно контратаковал в ответ на любую попытку атаки. Хотя внешне его движения казались мягкими, он мог мгновенно взорваться и уложить противника одним ударом. «Для стиля спарринга канте были характерны мягкие защиты, неожиданные движения и изменения, но в момент кимэ он со сдавленным криком «У!» и с мощным выдохом из живота и киай в одно мгновение развивал колоссальную пробивную мощь», — вспоминает Накамура Тадаси.

Большая история маленького Додзе Масутацу Оямы

Мы хотим познакомить читателей с историей Доджо Оямы, что за университетом Риккё, являющимся местом рождения Киокушин каратэ. И хотя зародился Киокушин в Мэдзиро, но с точки зрения методики обучения, системы техники, «Ояма Доджо» больше соответствует такому статусу.

Вход в Доджо Оямы

Ну что ж, добро пожаловать в Доджо.
«Нихон Каратэ-до Киокушинкай», обычно называемый «Ояма Доджо» располагалось под табличкой в одной из комнат по адресу Токио, Тосима-ку, Икэбукуро 3-1360.
В связи с реформой обозначения жилья нумерация территории изменилась, поэтому теперь официальным адресом считается Ниси=Икэбукуро 3-16. Это место находится в двух шагах от здания Хонбу.

Светлым кругом обозначено место расположения Ояма Доджо

В окне — название Балет Эномото

Вывеска того времени

В окне – надпись «балет»

На стене множество Доги

У этой деревянной квартиры, похоже, был не очень устойчивый фундамент, пол шатался, и несмотря на то, что это был первый этаж, крыша потекла, а зеркало и окна треснули.
Настало время перестроить здание по обычному образцу.

В середине 50-х в Японии началась мода на бодибилдинг. В Доджо Оямы также приходили люди, заинтересованные в бодибилдинге. Но оборудование в доджо было как на фотографии сверху: были скамьи, штанги, гантели, шесты, но не более того.

Помимо Мидзусимы остальные ученики Оямы со времен Мэдзиро бесконечно повторяли элементы Кихона и до спаррингов как правило дело не доходило. Но на тренировки стала сильно влиять система обучения секции каратэ факультета искусств Японского Университета. В годзюрю реальный бой произвел революцию.

Уровень кумитэ учеников и членов театральной труппы, приведенных с факультета сэнсэями Исибаси и Минамимото, был довольно высок. Они значительно превосходили остальных по силе. Так стали улучшаться система тренировок и техника боя.

Как проходили тренировки в то время
«На тренировках мы, сперва размяв тело в упражнениях на гибкость, на пресс, поприседав, держа товарища на плечах, затем разучивали, как сжимать кулак, стойки, блоки, удары рук и ног».
Техника перемещений начиналась с простого, но постепенно становилась все сложнее и сложнее. Затем изучали элементы Ката. Учили Ката так: запоминали по одному движению, затем постепенно связывали их в одну Ката.
Затем – самбон кумитэ, якусоку кумитэ.

Была и тренировка «Сикодати». Все участники вставали в стойку «Сикодати», выравнивались по одинаковой высоте головы и до бесконечности ходили по доджо. Добавив цуки и гэданбараи, снова принимались перемещаться по доджо.
Если кто- то получал замечание, вся группа должна была замереть в этом положении. И если кто-то пытался вытянуть ногу, он получал удар и летел кувырком.
Про эту тренировку Сикодати даже Кэндзи Като говорил: «Бедра страшно распухали, так, что и в туалете было непросто присесть».
Кроме того, тогда счет во время тренировки кихона был медленным. Сегодня на каждый крик делается одно движение, а тогда целая комбинация. Новичкам было очень сложно поспевать.

После окончания боев с быками Ояма практически не появлялся в Доджо.
Причиной тому было показательное выступление на учредительной конференции Федерации Каратэ в Яманаси и затем скорый отъезд в Европу, Америку и бои с быками в Мексике.
В октябре 1961 года Мидзусима поехал к Ояме с просьбой начать тренировки, и с тех пор периодически Ояма тренирует в доджо.

Нюансы исполнения техники ой-цуки в кихон и бою

Длительное пребывание на острове наряду с некоторыми сложностями имеет и очевидные плюсы. Например, иногда удается найти время чтобы спокойно подумать и вдумчиво потренироваться. Результатом подобных размышлений и тренировок я поделился в прошлых материалах, посвященных технике карате. В этот раз я постараюсь проанализировать технику ой-цуки.

Часто можно услышать, что ой-цуки – это чуть ли не главная техника в карате. Тем не менее, само упражнение, выполняемое на месте или в перемещении (в форме идо-кихон) для непосвященного зрителя скорее всего выглядит мало убедительно. (Впрочем, как и почти вся базовая техника карате). Лично мне нравится относится к кихону, как к цигуну, то есть к тонкой науке о том, как создавать усилие (об этом можно почитать здесь). Действительно, досконально разобравшись в нюансах исполнения техники ой-цуки в кихон можно сделать для себя выводы о том, на каких принципах базируется тот или иной стиль карате и возможно даже удастся представить себе рисунок боя, характерный для стиля. Во всем этом мы и попытаемся разобраться.

Но, для начала, немного лирики. Из всех фильмов, где «главную роль» играют драки, мне больше всего нравятся те, в которых постановщики боевых сцен пытаются отразить особенности того или иного вида единоборств, а не просто показывают усредненный кик-боксинг. Это, конечно, старые фильмы со Стивеном Сигалом (айкидо), «Онг Бак» (муай-тай), «Ип Мэн» (вин чун) и др. Несколько лет назад на экраны вышел японский фильм «Kuro Obi» (Черный пояс). Не буду заниматься анализом художественных достоинств или недостатков этого фильма, скажу только, что постановщики боевых сцен явно старались показать именно классическое карате. Одна из боевых сцен явно намекает на бой представителя классического карате с условным кекушиновцем, ну или выходцем из других «контактных» стилей. Камаэ для ближнего боя и длинные штаны у одного, классическое до-ги и опущенные руки у другого, неподготовленная и невнятная атака цуки-чудан со стороны одного и победа стремительным входом со стороны другого. Трудно придумать что-то более характерное чтобы проиллюстрировать концепцию классического старого каратэ. Вот эта сцена (надеюсь читатели superkarate не сочтут происходящее в кино, за личное оскорбление).

На замедленном повторе хорошо видно, что победный удар начинается фактически как гьяку-цуки, удар наносится, когда шагающая нога еще находится в воздухе. Вот на особенностях этой координации шага и удара и построены некоторые отличия в методике обучения в различных стилях карате. И в этом смысле сцена из фильма вполне правдоподобна, кроме того, такой удар можно часто увидеть на соревнованиях по карате WKF.

Если обратиться к литературе по боксу, то можно легко найти примерно следующее. Цитирую по памяти.

Удар может наноситься в момент, когда:

  • шаг закончен, т.е. фактически на месте;
  • в момент остановки шагающей ноги;
  • до остановки шагающей ноги, т.е. когда нога находится в воздухе;
  • в прыжке или скачке.

В статье «Цуки в кекушинкай» мы убедились, что последователи Оямы в своем развитии двигались от попыток воспроизводить его очень необычную технику к возвращению к некоему общему для карате стандарту, и в целом двигались от акцентированного переноса веса тела с ноги на ногу (характерного для бокса) к большей центрированности в стойке и ударе (характерной для карате).

Примерно то же самое, мы наблюдаем в отношении исполнения ой-цуки в кекушинкай разными мастерами разных покалений. В этой связи мне бы хотелось проанализировать старое видео 1993 года со Стивом Арнейлом. Его техника весьма своеобразна и без сомнения близка к старому кекушину. Высокая дзенкуцу-дачи (сделаем скидку на возраст), некоторое раскачивание корпуса, нанесение удара одновременно с постановкой ноги и переносом веса тела на нее. Кстати, на этом видео видно, что знаменитая «подставка пятки», принятая в IFK, является для мастера естественным и почти незаметным движением. На мой взгляд, исполнение Джефа Уайброу сильно отличается от того, что показывает С. Арнейл. Д. Уайброу активно замахивается плечом (против чего активно возражает Ш. Мацуи, его «подставка пятки» выглядит специальным движением и т.д.). Мне кажется, что в целом С. Арнейл в большей степени «бьет животом», а Д. Уайброу верхом, что хорошо видно в конце этого короткого ролика. «Точку» C. Арнейл ставит просто отличную, достигается такое кимэ хорошей координацией руки и ноги, ну и дополнительным вложением корпуса в удар.

Очень интересно обясняет выполнение ой-цуки Шокей Мацуи. Ниже приведено два видео, первое достаточно старое. Именно на нем я впервые увидел такое объяснение. Голень и стопа шагающей вперед ноги обгоняет колено, стопа ставится на носок, и затем на нее переносится вес тела. Получается отличное кимэ и тяжелый пробивающий удар. На втором, более свежем видео, Мацуи фактически объясняет то же самое, только в первом случае очень скользкий пол, видимо, не позволил продемонстрировать это в полной мере.

Вообще, вопрос степени вложения корпуса в удар – вопрос интересный. И строго нельзя сказать, что для карате характерно одно и не характерно другое. В качестве иллюстрации смотрите видео с основателем Вадо-рю карате Х. Оцукой. В Вадо-рю зафиксированы весьма интересные варианты исполнения ой и гяку-цуки.

Упрощая, вопрос можно поставить так: «Что важнее? Сильно? Или вовремя?»

Некоторым эталоном современного карате можно считать кихон Сетокана, так как именно он оказал сильнейшее влияние на то, как сейчас вцелом выглядит японское карате (в том числе идо-кихон кекушина – во многом производное Сетокана). Тем не менее в разных организауиях Сетокана ой-цуки учат по разному. Смотрите, например, вот это видео.

В первом фрагменте обяснение от Х. Канадзавы, а во втором от М. Кагавы. Ой-цуки в исполнении М. Кагавы выглядит «быстрее», что он и объясняет, показывая одновременный старт руки и ноги. В обоих случаях удар получается более «импульсным», чем «тяжелым», этим он и отличается от кекушиновского варианта. Беру эти термины в кавычки, т.е. понимаю их условность.

Но, есть и еще более быстрый и «легкий» вариант исполнения ой-цуки. Смотрите вот это уникальное видео с кихоном в варианте Мацубаяси (если не ошибаюсь) Серин-рю.

Это старая окинавская школа карате, но именно этот вариант больше всего по динамке напоминает тот удар, который часто можно увидеть на соревнованиях по карате WKF. Смотрите, как использует ой-цуки экс-чемпион мира по карате WKF испанец Д. Люка.

Кому-то может показаться, что ой-цуки – это чистая теория и удар мало применим в бою. Я уверен, что в сети несложно найти варианты применения удара, напоминающего ой-цуки на соревнованиях по самым разным правилам. Вот как, например, Лиото Мачида демонстрирует учебные варианты ой-цуки. Уверен, что Дракон не стал бы объяснять неработающую технику.

P.S. Возможно, мой анализ избыточный и слишком занудный, а талантливый человек улавливает все эти нюансы без лишней болтовни просто на практике. Но, мне было интересно показать, как в одном, самом базовом движении, как в зеркале отражается вся концепция того или иного стиля, почерк того или иного мастера.

Кроме того, мне нравится относится к кихон, как к цигун. А цигун – это искусство тонких ощущений, такое искусство требует внимания к нюансам.

Доктор Стебатор о здоровье, политике и рукопашном бое

Мысли, прогнозы Доктора Стебатора по поводу и без

Каратэ — сила или техника?

Я уже выкладывал свой материал про рукопашный бой различных спецслужб мира. Но буду углублять тему. Потому как смотрю я народ уходит в какие-то дебри, не освоив элементарных вещей. Моей первой любовью было картаэ. Я всегда предполагал, что в каратэ сила важнее техники. Правильность моей позиции убедили годы и жизни и отчасти не помню где прочитанная ниже статья. Ее и предлагаю на ваш суд…


Со Нэйтю, ученик великого мастера Годзю-рю Гогэна »Кота» Ямагути, практиковал и кихон, и ката, и кумитэ, но в основе его методы лежала тренировка с тяжестями. В преподавании Со Нэйтю постоянно делал акцент на физической закалке и изобрел много методов тренировки. Ямагути Госи, сын Ямагути Гогэна, которому довелось наблюдать, как мастер Со тренировался с макиварой, говорит, что он обладал мощнейшими ударами. Основатель Каратэ Кекусинкай Масутацу Ояма, ученик Со Нэйтю и Гогэна Ямагути, советовал: »Главное внимание нужно уделять развитию силы. Нам нужна такая сила, чтобы мы могли одним ударом »уложить» противника». Ояма не раз говорил: »Главное – это сила!». Другой учитель М. Оямы Фунакоси Гиго, сын и приемник легендарного Фунакоси Гитина, также придавал колоссальное значение физической подготовке и кондиции. Имя Ямадзаки Тэрутомо почти неизвестно любителям Кекусинкай в России. А между тем в Японии он слывет живой легендой. Ведь Ямадзаки – один из лучших учеников масутацу Оямы и победитель Первого открытого чемпионата Японии по каратэ Кекусинкай. «Самое главное из того, чему я научился у Оямы, — говорит Ямадзаки, — это принцип «техника заключена в силе». Сила, как ни крути, — самое главное».

Физическая подготовка бывает общей и специальной. Общая нас не интересует. Специальная подготовка формирует нужные для каратэ качества. С годами, на уровне мастера, даже тело становится специализированным.
Традиционные тренировки на Окинаве весьма удивили бы современных поклонников каратэ. Во многом они повторяли методы тренировки в традиционном цюань-шу, которые подразделяются на три составляющих: «Тао» — Ката, «Саньда» – Кумитэ и «Гун» («Гунфу»)– специальные методы тренировки, т.е. «Пигун» (укрепление рук), «Чжигун» (укрепление пальцев), «Яньгун» (тренировка глаз), «Чжуангун» («стояние столбом») и т. д.
Ходзе-ундо – специальные упражнения со снарядами для развития силы, мощи, точности, выносливости и т.д. Цель Ходзе-ундо – ИККЭН ХИССАЦУ – «одним ударом наповал». Некоторые методики работы со снарядами пришли из Китая, некоторые были разработаны на Окинаве или заимствованы из других видов боевых искусств. Упражнений множество, но главное в них – исполнение принципов:
— движения для »накачки» силы, ударов и блоков не должны различаться между собой. Все возможные движения рук и ног должны быть сведены к необходимому »min» и универсализированы в соответствии с вашей динамикой. Из упражнений нужно выбирать те, которые имеют выход на технику, т.к. сила »max» проявляется в тех движениях, в которых она наработана;
— не делать упражнения »до отказа». Например, если вы отжимаетесь 30 раз, то 20 раз это ваш основной режим; — делать в сериях. В серии, например, сначала отжимания, затем пресс, затем приседания. Делать по 3-5 серий из 3-5 упражнений, например, 5 раз выполнить комплекс из 3 упражнений: отжимания, пресс, приседания;
— делать в подходах, 5 подходов по 20 раз отжимания, затем 5-20 пресс, 5-20 приседания;
— гораздо полезнее поднять небольшой вес 50 раз, чем большой 5 раз.

»Если будешь заниматься лишь кулачным боем и не станешь совершенствоваться в специальных упражнениях, то к старости окажешься опустошенным», — гласит старая китайская поговорка. Речь идет об особых методах, развивающих чудесные способности. Сами по себе боевые приемы Каратэ особого секрета не представляют, а вот методы обучения всегда держались в тайне. Именно они позволяют подготовить настоящего мастера каратэ.
Техника правильного удара в каратэ сложна и требует специальной подготовки. Обычные тренировки, когда удары наносятся в воздух или по мишени небесполезны, но недостаточны для глубокого овладения каратэ. Для начала хочу предложить вашему вниманию несколько своих базовых упражнений для сэйкэн-цуки:
1. «Захватывая пустоту и ударяя пустоту не истощаешь силу» – хидари сантин-дати, хидари сэйкэн-цуки, этой же рукой какивакэ-дори (захват) и резкий рывок в хикитэ с одновременным миги сэйкэн-цуки. Запомните заповедь: «Бей тысячу раз и мастерство появится».
2. «Кулак яркрго света» – установить зажженную свечу на уровне тюдан, принять сантин-дати и наносить сэйкэн-цуки (по 10 мин. гьяку-цуки, ой-цуки). По мере того как пламя свечи будет гаснуть все чаще и чаще, а удары будут становиться относительно свободными, раскрепощенными, каратэка в итоге выработает предельно мощный удар по сравнению даже с тем, кто долгое время тренировался с макиварой. Масутацу Ояма не допускал учеников к мешкам и макиварам до тех пор, пока они не могли тушить ударами толстые свечи.
3. «Искусство 30 ударов» – три последовательных серии ударов сэйкэн-цуки: — удары без отягощений, — удары с отягощениями, — удары без отягощений по полотенцу.
Мастера каратэ признают, что эффективность удара кулаком во многом зависит от развитости мышц предплечья. Развитые мышцы предплечья обеспечивают силу сжатия кулака и утяжеляют »боек», благодаря чему удар получается сильнее. Поэтому рекомендую неустанно радеть об их »накачке».
«Такэ иппон» — упражнения для развития силы пальцев. Эти упражнения очень важны для развтия силы пальцев рук и выработки сильных хватательных движений, что очень важно в каратэ.
4. «Захватывать пустоту» – руки вытянуть вперед на уровне тюдан. Пальцы рук с силой сжимать в кулаки и разжимать. Старайтесь делать это с max возможной силой и скоростью. Выполнять упражнение 5 минут или 500 раз.
5. «Макиагэгу» — практически все школы ушу рекомендуют этот метод тренировки с первых дней занятий. Возьмите груз и прикрепите его к веревке. Другой конец веревки привяжите к палке. Захватите палку за оба конца, разведите локти в стороны, чтобы предплечья оказались на уровне груди. Теперь накручивайте всю веревку на палку, поднимая груз. Движения выполнять быстро. Дойдя до упора, размотайте веревку. Делать 3 подхода по 30 раз.

К теме укрепления предплечий я еще не раз вернусь. На сильных и быстрых предплечиях строится работа в ныне исповедуемой мною школе «Внутренние врата»

Ояма Каратэ — Обучающие материалы

Ояма Каратэ защита от удара

Обучение каратэ напоминает восхождение на высокую гору. Жизнь также напоминает восхождение. Важно, чтобы целенаправленно пробовать взойти на самую вершину. Когда этого достигнешь, можно многое заметить и понять. Стоя внизу у подножья горы можно лишь восхищаться ее вершиной.

Великий Учитель
Сигеру Ояма 10 Дан

Сигэру Ояма (р. 1935 г.) — ученик Масутацу Оямы — основатель еще одного стиля каратэ под названием Ояма Каратэ («Всемирная организация Ояма-каратэ» (WOKO — World Oyama Karate Organization)). По своему, интересный и даже можно сказать легендарный мастер — так и оставшийся в тени своего знаменитого учителя — Масутацу Оямы. Между тем имеющий в своем активе довольно любопытные достижения, представляющие этого мастера как очень неординарного человека:

  1. Один из лучших учеников Масутацу Оямы
  2. Прохождение в 1960 г. (в 25 лет) испытание хякунин-кумитэ («Испытание сто боев» — сто боев против ста противников — возможно ли это против сколько нибудь серьезного противника — в чем-то преувеличение должно быть.)
  3. Организация в США «крупной и сильной» школы каратэ. (Такой популяризатор и пропагандист каратэ — из Японии в 1969 г. поехал в США, в г. Нью-Йорк «для распространения и пропаганды Кёкусинкай в мире» — в самый центр делового могущества мира. И как то знали что можно добиться популярности. И добивались. Но по всей видимости это была какая-то японская государственная поддержка — для, так сказать, улучшения имиджа Японии после такого, можно сказать, позорного поражения во Второй мировой войны — только этим думаю можно объяснить такой бурный и именно послевоенный расцвет Японских боевых искусств и в частности Каратэ (36 — только известных стилей каратэ — понятно что эта известность приходила к этим стилям не сама по себе — они ведь, по сути все на одно лицо — мало кто на самом деле ведь сможет и отличить-то один стиль от другого.
  4. «В 1981 и в 1985 годах Сигэру и Ясухико Ояма признавались лучшими международными мастерами года. В знак признания их вклада развитие каратэ и уровня их мастерства они были приглашены в Белый дом Президентом США Рональдом Рейганом»
  5. На базе синтеза Кёкусинкай и других видов восточных единоборств Сигэру Ояма разработал новую систему физической и психологической подготовки, которая получила название по имени своего создателя — Ояма-каратэ.
  6. Школа Сигэру Оямы быстро выросла до масштабов международной организации, которая получила название «Всемирная организация Ояма-каратэ» (WOKO — World Oyama Karate Organization). В настоящее время отделения WOKO есть в Северной и Южной Америке, Азии, Европе. Европейская ветвь организации включает в себя отделения в Голландии, Польше, России и других странах.
  7. «Как основатель новой школы Сигэру Ояма получил титул Сосю».
  8. В 2016 г. — Сигэру Ояме исполнился 81 г. — и скорее всего он так и продолжает практиковать свое Ояма Каратэ.(Что тоже на мой взгляд довольно серьезное достижение — по чисто физическим причинам, на самом деле мало кто способен дожить до такого возраста — вполне возможно в это довольно серьезный вклад был внесен именно регулярными и постоянными занятиями боевыми искусствами — как средства для укрепления, как физического здоровья, так и здоровья психического. Особенное отношение к разнообразным стрессам этой жизни тоже по всей видимости имеет одно из определяющих значений для подобного долголетия.)

Итак обучающие видеофильмы которые можно найти в Сети по стилю Ояма Каратэ. (В общем и целом как можно заметить стиль Ояма каратэ это еще более модифицированный для реального применения стиль Кёкусинкай: почти боксерская стойка, с прикрытием головы предплечьями, боковые удары руками, удары руками снизу, прикрытие плечами нижней челюсти, боксерские «маятниковые» движения корпусом и боксерские «скользящие» перемещения. То есть можно сказать техника Ояма Каратэ является очень ярким примером эффективного приспособления техники каратэ к реальным условиям рукопашной схватки — в этом стиле не только оказывается измененным практически все: стойки, удары. способы защиты, но введены новые техники ближнего боя основывающиеся на захватах и обхватах противника из стойки- что довольно нетипично для каратэ. Но и между тем от традиционного каратэ в Ояма Каратэ сохранено самое важное — это явная демонстрация техникой — боевого духа и четкая фиксация каждого движения в конечной фазе. )

Обучающий фильм «World Oyama Karate» продолжительностью почти два часа. (Можно сказать полное видеоруководство по Ояма Каратэ — показана практически вся оригинальная техника: стойки, удары руками и ногами, комбинированная техника — в разнообразных вариациях)

Обучающий фильм World Oyama Karate» — Perfect Karate (Идеальное каратэ) в двух частях по сорок минут каждая. (Как я понял более короткая и более динамичная версия предыдущего фильма)

Обучающий фильм World Oyama Karate» — Perfect Karate (Идеальное каратэ) Часть 1

Обучающий фильм World Oyama Karate» — Perfect Karate (Идеальное каратэ) Часть 2

И еще два коротеньких видеоролика про Ояма Каратэ

Сорокаминутный познавательный фильм телеканала «Боец» про Ояма Каратэ под названием — «Российские «Учи Дэши» в Нью Йорке».

По всей видимости продолжение предыдущего фильма про Ояма Каратэ в Нью Йорке. Всего 22 минуты — коротенько и эффектно показаны техника и дух Ояма Каратэ — на фоне, так сказать, современного мегаполиса. Тоже довольно познавательно.

Таким вот интересным и очень оригинальным оказался этот стиль Ояма каратэ — очень динамичный и отказывающийся от традиций в пользу максимальной эффективности. Но к сожалению так и остающийся в тени Кёкушинкай каратэ Масутацу Оямы.

Масутацу Ояма.

Мир боевых искусств это та среда, в которой вырабатываются такие черты человеческого характера, как воля, мужество и самоотречение. Разумеется, физическая сила и выносливость развиваются в не меньшей степени. Это мир, который порождает великих людей, на которых хотят быть похожими большинства мужчин, а часто, и женщин. Одним из таких людей, несомненно, является Масутацу Ояма.

Масутацу Ояма родился 27 июля 1923 года в Корее, находившейся тогда под властью Японии, получил при рождении имя Чхве Ён Ый, и до того, как стать знаменитым, сменил несколько псевдонимов, среди которых были Чхве Бай-Дал, Сай Моко, Гарю, Мас Того

В начале XX века Корея была японской колонией, и права коренного населения ущемлялись. Имя, которое выбрал себе юноша — Масутацу Ояма — переводится как «умножающий свои достижения подобно высокой горе»

Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье в Маньчжурии. Здесь у работающего в поместье мастера И учился китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма поехал в Японию, чтобы стать военным лётчиком. Масутацу стал одним из первых корейских военных лётчиков.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма сдружился со студентами, занимающимися по методике знаменитого Фунакоси Гитина, выходца с Окинавы, создателя Сётокан. Так Ояма узнал о существовании этого стиля.

Ояма постоянно прогрессировал на тренировках и добивался успеха, и когда ему исполнилось 17 лет, он получил 2-й дан в карате. Когда его забрали в Императорскую Армию в 20 лет, у него был 4-й дан. Ояма также продолжал тренироваться в дзюдо, и его прогресс был изумительным. Прошло только 4 года, как он начал заниматься дзюдо, но он уже выполнил все тесты на 4-й дан.

Поражение Японии в войне с последующей оккупацией почти трагически сказалось на Масутацу Ояме, который никогда не проигрывал. Но фортуна не отвернулась от него, и в жизнь Оямы в это время вошел человек по имени Со Нэй Чу. Мастер Со, один из корейцев (кстати, из той же провинции, где родился и жил Ояма), живущий в Японии, оказался одним из великих мастеров стиля Годзю-рю. К тому же, он был известен как физической, так и духовной силой. Именно он был тем, кто направил жизнь Масутацу Оямы по пути изучения боевых искусств. Он был так же тем, кто внушил Ояме уйти от суеты этого мира на 3 года в одиночество для тренировок духа и тела.

В 23 года Ояма познакомился с Ёджи Ётикавой, автором романа о жизни и приключениях знаменитого самурая Миямото Мусаси. Как роман, так и автор романа помогли научить Ояму самурайскому кодексу чести Бусидо, помогли понять и осознать ему Путь воина. Через несколько лет Ояма уходит на гору Минобэ в префектуре Сиба, на то место, где тренировался и жил в одиночестве легендарный самурай, и где Мусаси создал свою школу Нито-рю (школа двух мечей). Ояма хотел найти подходящее место, где в тяжелых условиях можно начинать тренировки и строить планы на будущее. Он взял с собой небольшой набор самых необходимых вещей и книгу Миямото Мусаси, с ним был также еще один из студентов додзе Шотокан Ёширо. Относительное одиночество в горах казалось невыносимым и после 6 месяцев, в одну из ночей Ёширо бежал. Одиночество еще более закалило Мас Ояму, который, в отличии от Ёширы, не собирался так скоро возвращаться к цивилизации. Со Нэй Чу советовал Ояме сбривать одну из бровей, чтобы не испытывать желание вернуться к людям! Долгие и Долгие месяцы тренировки продолжались, и Ояма стал самым сильным каратистом в Японии. Однако скоро его спонсор проинформировал Ояму о том, что у него нет больше возможности поддерживать лесные тренировки и поэтому, после 14 месяцев, Ояма завершил свое одиночество, вернувшись с гор. Несколько месяцев спустя, в 1947 году, Мас. Ояма принял участие в 1 всеяпонском Национальном чемпионате по боевым искусствам в разделе каратэ и выиграл его. Однако он чувствовал невыносимую пустоту от того, что не смог завершить три года тренировок в одиночестве. Именно поэтому он решает посвятить свою жизнь пути каратэ. Поэтому он снова идет в горы, уже на гору Кёдзуми в префектуре Сиба. Там он тренировался до фанатичности по 12 часов каждый день без выходных и отдыха, стоял под холодным зимним водопадом, разбивая речные камни и скалы руками, тренировался на макиваре, прыгал через растущее просо сотни раз в день, увеличивая прыгучесть. Постоянно, кроме тренировок физических, Ояма изучал различные школы боевых искусств, философию, дзен и медитацию. После 18 месяцев отшельничества он достиг просвещения, влияние окружающего общества потеряло смысл для него.

В 1950 году Сосай Мас. Ояма начал проверку своих возможностей и силы в битвах с быками. Всего он сражался с 52 быками, 3 из которых умерли мгновенно, а у 49 отрубил рога ударом сюто. Новые эти победы дались нелегко. Однажды Ояма, увлекшись воспоминаниями, рассказал, что в результате его первой попытки бык только разозлился и он еле справился с быком. В 1957 году, в возрасте 34 лет, его чуть не убил рассвирепевший бык в Мехико. Тогда быку удалось боднуть Ояму, но Ояме как-то смог оттянуть его от себя и сломать рог. После поединка мастер был прикован к постели 6 месяцев, пока, наконец, не выздоровел от смертельной раны.

В 1952 году он ездил по США в течение года, демонстрируя свое карате на аренах и по центральному телевидению. В течение последующих лет он имел успех и побеждал всех своих претендентов. Всего он провел бои с 270 разными людьми. Огромное большинство из них были сокрушены одним ударом! Бой никогда не длился более 3 минут и большей частью чуть более нескольких секунд. Его бойцовский принцип был прост: если он справился с тобой, — так и должно быть. Если он ударил, — ты сломлен. Если ты блокировал удар неправильно, — твоя рука сломана или вывихнута. Если ты не блокировал, — сломано твое ребро.

Ояма стал известен как «Божественный кулак», живое проявление японских воинов — учи геки — или «один удар — несомненная смерть». Для него это была подлинная цель техники карате, работа ногами или высшая техника были вторичными.

Однажды, во время одного из визитов в США Мас Ояма встретил Якова Сандулеску, огромного (190 см и 190 кг) силача-румына, который был взят в плен Красной Армией в возрасте 16 лет и отправлен в угольные шахты работать на 2 года. Они быстро стали друзьями и оставались ими до последних лет жизни сосая. Яков все еще тренирует и является одним из советников МОК.

В 1953 году Мас Ояма открыл свой первый додзе, участок с травой в районе Меджиро, Токио. В 1956 году первый настоящий додзе был открыт в бывшей балетной студии за университетом Риккю, в 500 метрах от местонахождения теперешней штаб-квартиры МОК. К 1957 году там тренировались уже 700 членов, несмотря на высокие требования и жестокость тренировок. Многие мастера других школ приходили в этот доджо тренироваться из-за кондиции и полного контакта. Один из ведущих инструкторов, Кенджи Като, сказал, что они будут изучать и другие стили, которые будут приемлемы для реального боя. Мас. Ояма брал технику из всех воинских искусств и не ограничивался только карате.

Члены додзе Оямы с опаской вступали в кумите, рассматривая его вначале как боевую схватку. С некоторыми ограничениями: атака в голову (особенно техникой шуто и суставами пальцев), захваты, броски, удары головой и в пах были обыкновением на тренировках. Бой продолжался до тех пор, пока противник не сдавался, поэтому ушибы, травмы случались ежедневно (травматизм на тренировках составлял 90%). У учеников не было защитных приспособлений и официальных доги, они ходили в чем попало.

В 1952 году Мас. Ояма давал показательные выступления на Гавайях. Юный Бобби Лоу увидел его и был ошеломлен его силой, хотя сам в этом возрасте был не новичком в боевом искусстве. Отец Бобби был инструктором по кунг-фу и тренировался во всех стилях, которые мог найти. К 33 годам он имел 4-й дан в дзюдо, 2 дан в кемпо и 1 дан в айкидо, а так же был хорошим боксером и славился тяжелыми ударами. Бобби Лоу стал первым учи-деси Мас. Оямы. Он тренировался ежедневно с мастером в течение полутора лет. В конце концов, именно он выдвинул лозунг учи-деси «1000 дней тренировок — начало пути». Учи-деси стали известны как «вакаджиши» или «молодые львы», «самураи XX века» Мас. Оямы. Только из нескольких сотен претендентов со всего мира выбирались самые достойные каждый год для тренировок под руководством самого Оямы. В 1957 году Бобби Лоу вернулся на Гавайи, чтобы открыть 1-ю школу Оямы вне Японии.

Ныне действующий мировой центр МОК был официально открыт в июне 1964 года, в этом же году было принято окончательное название Кёкусин, означающее «абсолютная истина». С того времени Кёкусин продолжал распространение в более чем 120 странах и количеством более 10 миллионов человек, сделавшись одной из самых больших организаций воинских искусств в мире. Среди известных людей в Кёкусине практикуются Шон Коннори (почетный первый дан), Дольф Лундгрен (3 дан, бывший чемпион Европы, участник 2-го Мирового Открытого Турнира) и президент Нельсон Мандела в ЮАР (почетный 7-й дан).
Печально, но сосай Мас. Ояма умер от рака легких. В возрасте 70 лет в апреле 1994 года, оставив ответственным за организацию мастера 5-го дана Акиеши Мацуи (технического директора Хонбу).

Божественный кулак Масутацу Ояма (30 стр.)

Общая характеристика

Новички, приходящие в залы боевых искусств под влиянием просмотра кинобоевиков, обычно ждут от мастера демонстрации каких-то невероятных приемов: высоченных прыжков с несколькими ударами ногами, невидимых глазу скоростных ударов, изощренных приемчиков. Таков шаблон массового сознания, которое все измеряет количеством и не в состоянии оценить качество. Для профана мастер — это тот, кто бьет сильнее, быстрее, прыгает выше, разбивает больше кирпичей, умеет выделывать сложнейшие «вертушки», совершать акробатические прыжки. Однако каждый, кто потратил на изучение будо годы, знает, что далеко не всегда человек, обладающий этими качествами, побеждает в бою. Есть еще что-то, что и составляет подлинное мастерство. Измерить его невозможно, но, тем не менее, оно существует и действует в высшей степени эффективно. Подлинное мастерство не зависит от форм, ибо его основная характеристика — способность свободно изменяться, реагируя на изменения ситуации. Важнейшим его компонентом является мгновенная интуитивная оценка ситуации, которая слагается из оценки времени атаки и защиты, дистанции и мгновенно реализуется в конкретных действиях. Именно таким подлинным мастерством и обладал Ояма Масутацу.

Боевая техника Оямы была лишена всякой вычурности. Он использовал простейшую технику: из ударов руками — сэйкэн гяку–дзуки (прямой кулаком задней руки), уракэн–ути (хлесткий удар тыльной стороной кулака), маваси–ути (круговой удар кулаком), сётэй–ути (хлесткий удар основанием ладони); из ударов ногами — кин–гэри (удар в пах), кансэцу–гэри (удар ребром стопы в колено), маэ–гэри (удар вперед) и усиро–гэри (удар назад) — и, тем не менее, одолевал любого противника. По словам Накамуры Тадаси, «в основе стиля спарринга кантё (президента организации) Оямы лежало абсолютное владение техникой каратэ и его основами (кихон)». «Я восхищался стилем кумитэ его расцвета, — добавляет он. — После того, как начали проводиться соревнования по правилам Кёкусин, похоже, что практически все перешли на использование амплитудных приемов, но в то время мы в равной степени использовали удары руками и ногами. Мы занимались каратэ, в котором использовались базовые приемы традиционного каратэ». Боевой стиль Оямы радикально отличался от того Кёкусинкай, какой мы можем видеть сегодня на соревнованиях самого разного уровня. Как утверждает Като Сигэо, «движения Оямы были совсем непохожи на движения сегодняшних спортсменов, выступающих на уровне всеяпонского чемпионата по Кёкусин. Они были очень сильными и гибкими. Это были круговые движения, похожие на характерные движения китайского цюаньфа. В основе их лежал принцип: «Описывай круг с центром в точке, прямая линия — лишь дополнение»… Ояме не нравился такой стиль спарринга, какой мы видим сегодня, когда соревнуются только в выносливости, а бойцы, пропуская удар за ударом, идут вперед с безразличным видом. Если такого бойца свести в спарринге с по–настоящему сильным противником, его тут же уложат. К тому же, с такой техникой с быками не повоюешь! Сосай Ояма не раз говаривал: «Сегодняшние ребята ни козла, ни собаку убить не смогут!»».

Накамура Тадаси

Родился в 1942 г. Учеником Оямы стал в 1954 г. В 1965 г. прошел тест в 100 боев подряд. В составе команды Кёкусин в 1966 г. принял участие в турнире против команды муай–тай в Бангкоке и нокаутировал чемпиона Таиланда Тан Салена. В течение десяти последующих лет отвечал за распространение Кёкусин каратэ в США. В 1975 г. вышел из Кёкусин кайкан и основал школу Сэйдо–дзюку. В настоящее время — обладатель 9–го дана.

Ояма значительно превосходил большинство своих учеников и ростом, и весом, и физической силой. Он советовал им всемерно развивать силу, так как из своего опыта боев с более крупными американцами сделал вывод, что одной техники недостаточно для победы. Например, Ясуда Эйдзи рассказывает: «Исходя из своего опыта состязательных боев заграницей, сэнсэй Ояма советовал нам: «Главное внимание нужно уделять развитию силы, а не технике». Традиционные школы каратэ такой подход считали ересью, но, как говорится, «сказать легче, чем сделать». Если доведется сражаться с противником, вроде борца–кэтчера, исконное каратэ мало поможет. Поэтому учитель Ояма и говорил нам: «Мы уступаем иностранцам по физическим данным, поэтому просто сидеть, сложа руки, мы не можем. Нам нужна такая физическая сила, чтобы мы могли одним ударом «уложить» противника». В действительности, сила у него была колоссальная… Если он сближался с противником вплотную, он не только приподнимал его в воздух ударом локтем снизу вверх, но, обладая большой физической силой, еще и отшвыривал на несколько метров от себя… Он учил, чтобы мы занимались исключительно развитием такой силы, которая бы позволила отшвырнуть противника, пропагандировал «силовое каратэ» и сам усиленно тренировался. «Малая техника — второстепенное, основное же — физическая сила», — говорил он. Я сам своим ученикам, бывало, говорил, что, если полагаться только на силу, то снизится скорость движений, но в действительности суть проблемы в том, чтобы добиться их единства».

Однако манере спарринга Оямы не была присуща ставка на грубую силу. По словам Оямы Ясухико, Ояма, «в отличие от других черных поясов, спарринговал не только очень яростно и жестоко. В его технике чувствовались изящество и осторожность».

Яркую характеристику мастерства Оямы дает Като Сигэо: «С кем бы он ни спарринговал, это выглядело, будто в схватке сошлись взрослый и ребенок. Иногда он нарочно позволял нам наносить ему различные удары и каждый раз, сказав что-нибудь вроде «хороший удар ногой», тут же наносил удар в ответ. Даже когда с учителем начинали спарринговать сэмпаи Асихара или Харуяма, через несколько мгновений они уже влетали в стены зала. Какие бы приемы ни применял его противник, ни один из них не достигал цели. У сосая безусловно не было равных». Когда в 1957 г. Года Юдзо попал в школу Оямы Масутацу, мастер уже отошел от активных поединков со своими учениками (здесь сказалась и травма колена) и в спаррингах только оборонялся. «Однако, как взрослый балуется с ребенком, так и сосай «забавлялся» с «черными поясами», как с игрушками, не рассматривая такое кумитэ всерьез», — вспоминает Года. Им вторит Ояма Сигэру: «У меня был очень хорошо поставлен правый прямой удар кулаком, но в сосая я попасть не мог».

В бою Ояма был совершенно расслаблен и мгновенно контратаковал в ответ на любую попытку атаки. Хотя внешне его движения казались мягкими, он мог мгновенно взорваться и уложить противника одним ударом. «Для стиля спарринга кантё были характерны мягкие защиты, неожиданные движения и изменения, но в момент кимэ он со сдавленным криком «У!» и с мощным выдохом из живота и киай в одно мгновение развивал колоссальную пробивную мощь», — вспоминает Накамура Тадаси.

Расслабленность и мягкость позволяли Ояме двигаться совершенно свободно, изменяться в соответствии с изменениями ситуации. Благодаря этому, движения его были совершенно непредсказуемы. Он не использовал стандартных, запрограммированных связок и свободно применял практически любые приемы каратэ, так что его руки и ноги могли в любой момент вылететь с любой стороны по любой траектории. По выражению Оямы Ясухико, «руки сосая обладали абсолютной свободой изменения». К нему присоединяется и Накамура Тадаси: «Сэнсэй действовал абсолютно свободно и естественно, и мы никогда не могли «прочитать» его движения…». Эта непредсказуемость постоянно ставила учеников мастера в тупик. «Когда он позволял нам свободно атаковать его, со стороны казалось, что он почти не двигается. В действительности, во время спарринга мы просто приходили в смятение и не могли решиться атаковать его. Мы все раздумывали, откуда придет удар — сверху или снизу, и неожиданно оказывались на полу. Казалось, что дистанция достаточно велика и безопасна, что мы можем бить руками и ногами, но в одно мгновение он непонятным образом оказывался рядом с нами и каким-нибудь небольшим движением повергал нас на землю. Когда я сейчас вспоминаю об этом, я понимаю, что кантё полностью контролировал и все атаки с дальней дистанции», — вспоминает Накамура.

Ояма практиковал и прививал своим ученикам спарринг, весьма близкий к реальной уличной драке. В нем разрешалось практически все: опаснейшие удары ногами в пах и в колено (одним из любимых приемов Оямы был топчущий удар сверху пяткой в коленный сустав), тычки и шлепки пальцами по глазам, удары головой, броски, даже укусы. Кумитэ такого рода Ояма в 30–летнем возрасте практиковал ежедневно, схватываясь с несколькими десятками учеников подряд. Как правило, «черные пояса» группировались в команды по 4–5 человек, и каждый из них по 2–3 мин спарринговал с Оямой, уступая затем место следующему. Все это напоминало «мельницу» и длилось от 30 до 60 минут. При этом на кумитэ Ояма настраивался не как на учебный бой, разновидность игры в «войнушку», а как на реальную схватку не на жизнь, а на смерть. Като Сигэо вспоминает: «Учитель был силен не только в технике. Он далеко превосходил большинство людей силой и обладал замечательной силой взгляда — никто не мог устоять перед страшной силой его нахмуренных глаз».

Божественный кулак Масутацу Ояма, стр. 1

Будо–каратэ Оямы Масутацу

Встреча с Оямой

Путь к «сильнейшему» каратэ

Вызов бросает Ояма (бои с боксерами и борцами)

Ояма Масутацу. «Смертельная коррида»

Боевое каратэ Оямы

Пять противников за 30 секунд!

Ясуда Хидэхара демонстрирует боевую технику «додзё Оямы»

Соэно Ёсидзи демонстрирует боевую технику «додзё Оямы»

Ямадзаки Тэрутомо демонстрирует боевую технику «додзё Оямы»

Рояма Хацуо демонстрирует боевую технику «додзё Оямы»

Испытания для сильнейших

Пятьдесят боёв Александра Нестеренко

1. Человек легенда

2. Будо–каратэ Оямы Масутацу

Встреча с Оямой

3. Осуществление мечты – Интервью с А. Нестеренко

Путь к «сильнейшему» каратэ

4. Истоки мастерства Ояма Масутацу

5. Вызов бросает Ояма (бои с боксерами и борцами)

6. Становление Кёкусинкай

7. Ояма Масутацу. «Смертельная коррида»

Боевое каратэ Оямы

8. Ученики Оямы вспоминают

9. Пять противников за 30 секунд!

10. Ясуда Хидэхара демонстрирует боевую технику додзё Оямы

11. Соэно Ёсидзи демонстрирует боевую технику додзё Оямы

12. Ямадзаки Тэрутомо демонстрирует боевую технику додзё Оямы

13. Рояма Хацуо демонстрирует боевую технику додзё Оямы

Испытания для сильнейших

14. Хякунин-кумитэ – испытание для сильнейших

15. Пятьдесят боёв Александра Нестеренко

Ояма Масутацу (27.07.1923–24.04.1994) — человек–легенда и человек загадка. Хотя не прошло и десяти лет со дня его смерти, и в настоящее время живы его супруга, дочери, многочисленные ученики, хотя деятельность его на протяжении длительного времени проходила под вспышками фотоаппаратов, глазками кино- и видеокамер, мы знаем об Ояме не так уж много. Как признают сами последователи Кёкусинкай, «преобладают сведения внешнего характера с немалой долей преувеличений и мифологизации». Руку к этому приложил и сам Ояма, который не был чужд позерства и любви к саморекламе.

Кореец по национальности, Ояма был четвертым сыном в большой семье. Отца его звали Чой Хйонсынъ (ял. Сай Сёгэн), мать – Пу Ёнъ (Фу Ё). Где именно он появился на свет, точно неизвестно: по одним данным — в Сеуле, по другим — в Токио.

Неясен и путь Оямы в боевых искусствах. Приводят 3 разных даты его вступления в школу каратэ Сётокан: 1938, 1940 и 1942 г.! За очень короткий срок (в зависимости от начала занятий — от нескольких месяцев до трех с половиной лет) Ояма получил черный пояс. Объясняют столь быстрый прогресс, как его феноменальными способностями, так и тем, что еще в Корее он изучал какой-то стиль кэмпо и якобы даже получил по нему черный пояс. Во время второй мировой войны Ояма изучал дзюдо, школу айки дзю–дзюцу Дайто–рю у крупного мастера Ёсида Котаро, а также каратэ Годзю–рю под руководством корейца Со Нэйтю. ближайшего соратника знаменитого Ямагути Гогэна по прозвищу «Кот».

После окончания войны Ояма, переживая смутное время, поселился в храме на горе Минобэ, где усилению тренировался, благодаря чему в 1947 г., якобы, стал победителем первого послевоенного Всеяпонского чемпионата по каратэ. Правда, в настоящее время никто даже из ближайших учеников Оямы не может сообщить об этом турнире никаких подробностей. Неизвестно толком ни кто его организовал, ни насколько представительным был состав участников, ни по каким правилам проходили схватки.

В 1948 г. Ояма Масутацу на полтора года затворился на горе Киёсуми. Согласно легендам, жил он нам совершенным отшельником, не общался с людьми, питался «подножным кормом», сражался с дикими зверями. Удивительным диссонансом при этом звучат сведения о там, что Ояма периодически возвращался в цивилизованный мир: получал на почте деньги на расходы от своего спонсора Одзава Санситиро и письма от наставника Со Нэйтю, закупал провизию и т. д.

По возвращению в мир в 1949 г. Ояма с цепью популяризации каратэ и саморекламы стал организовывать демонстрационные схватки с быками. Всего он провел 52 боя с быками, причем трех из них он убил ударами кулака. Эти «корриды» широко освещали средства массовой информации, а одна из кинокомпаний даже сняла о них документальный фильм. Благодаря этому, имя Оямы стало известно всей Японии.

В 1952–53 гг. Ояма совершил турне по США. Во время него он демонстрировал каратэ, участвовал в нескольких схватках с американскими боксерами и борцами (кэтчерами). Его выступления произвели настоящий фурор и явились мощнейшим толчком для начала победного шествия каратэ по всем континентам. Впоследствии он еще несколько раз выезжал заграницу для демонстрации каратэ.

Вернувшись на родину, в 1954 г. Ояма открыл свое первое додзё, которое превратилось в настоящую Мекку бойцов со всей страны. Ученики, пришедшие к Ояме в этот период, в дальнейшем составили когорту славы Кёкусин. став блестящими мастерами каратэ: Куросаки Кэндзи. Ясуда Эйдзи, Года Юдзо, Като Сигэо, Накамура Тадаси, Ояма Сигэру, Ояма Ясухико, Асихара Хидэюки, Соэно Ёсидзи, Рояма Хацуо и др. В их тренировках и спаррингах и рождался стиль Кёкусинкай. Однако в 50–х гг. самого этого названия еще не было, и называли этот стиль просто «каратэ додзё Оямы».

К середине 50–х гг. Ояма прочно утвердился среди элиты японского каратэ. В частности, в 1956 г. «Токийская ежедневная вечерняя газета» организовала показательные выступления и демонстрационную схватку между Оямой и главой японской школы Годзю–рю Ямагути Гогэном, причем Ямагути вручил Ояме сертификат на обладание 7–м даном Годзю–рю и званием кёси.

В 1963 г. Ояма построил штаб–квартиру (хомбу) своей школы каратэ, которая в 1964 г. получила официальное название Кёкусин кайкан — «Дворец общества абсолютной истины».

В 1966 г. небольшая команда учеников Оямы в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры Акио приняла вызов, брошенный представителями таиландского бокса, и в матче с сильнейшими представителями муай–тай в Бангкоке одержала победу со счетом 2:1, поддержав репутацию каратэ.

С 1969 г., когда прошел первый Открытый всеяпонский турнир по каратэ-до, началось спортивное развитие стиля Кёкусин. В дальнейшем подобные чемпионаты проходили ежегодно. В 1975 г. прошел Первый открытый чемпионат мира по каратэ-до. Об этом турнире и подготовке к нему участников был снят документальный фильм «Сильнейшее каратэ на планете», который стал настоящим хитом. Одновременно на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Боевое каратэ Кулак абсолютной истины» (в отечественном прокате — «Поединок», «Обреченный на одиночество»), основанный на мифологизированной и героизированной биографии Оямы в изложении популярнейшей в Японии серии комиксов «Жизнь фаната каратэ», начавшей выходить в 1971 г. Блестящая игра актера Тиба Синъити, выступившего в роли Оямы, и его главного врага «Намбу», которого сыграл Исибаси Масаси, ближайший помощник Оямы в период становления Кёкусин (в настоящее время обладатель 8–го дана Годзю–рю и 7–го Кёкусинкай), появление в заставках самого Оямы и его учеников способствовали огромному успеху фильма у зрителей.

Благодаря незаурядной личности Оямы Масутацу, его фантастическому мастерству, усилиям его ближайших сподвижников, внесших колоссальный вклад в поддержание имиджа каратэ как сильнейшего боевого искусства и широкомасштабной рекламе, Кёкусинкай получил широчайшее распространение в мире. В настоящее время этим стилем занимается порядка 15 миллионов человек в 140 странах мира!

Алексей Горбылев — Божественный кулак Масутацу Ояма

Алексей Горбылев — Божественный кулак Масутацу Ояма краткое содержание

Божественный кулак Масутацу Ояма читать онлайн бесплатно

Оглавление

1. Человек легенда

2. Будо–каратэ Оямы Масутацу

Встреча с Оямой

3. Осуществление мечты – Интервью с А. Нестеренко

Путь к «сильнейшему» каратэ

4. Истоки мастерства Ояма Масутацу

5. Вызов бросает Ояма (бои с боксерами и борцами)

6. Становление Кёкусинкай

7. Ояма Масутацу. «Смертельная коррида»

Боевое каратэ Оямы

8. Ученики Оямы вспоминают

9. Пять противников за 30 секунд!

10. Ясуда Хидэхара демонстрирует боевую технику додзё Оямы

11. Соэно Ёсидзи демонстрирует боевую технику додзё Оямы

12. Ямадзаки Тэрутомо демонстрирует боевую технику додзё Оямы

13. Рояма Хацуо демонстрирует боевую технику додзё Оямы

Испытания для сильнейших

14. Хякунин-кумитэ – испытание для сильнейших

15. Пятьдесят боёв Александра Нестеренко

Человек легенда

Ояма Масутацу (27.07.1923–24.04.1994) — человек–легенда и человек загадка. Хотя не прошло и десяти лет со дня его смерти, и в настоящее время живы его супруга, дочери, многочисленные ученики, хотя деятельность его на протяжении длительного времени проходила под вспышками фотоаппаратов, глазками кино- и видеокамер, мы знаем об Ояме не так уж много. Как признают сами последователи Кёкусинкай, «преобладают сведения внешнего характера с немалой долей преувеличений и мифологизации». Руку к этому приложил и сам Ояма, который не был чужд позерства и любви к саморекламе.

Кореец по национальности, Ояма был четвертым сыном в большой семье. Отца его звали Чой Хйонсынъ (ял. Сай Сёгэн), мать – Пу Ёнъ (Фу Ё). Где именно он появился на свет, точно неизвестно: по одним данным — в Сеуле, по другим — в Токио.

Неясен и путь Оямы в боевых искусствах. Приводят 3 разных даты его вступления в школу каратэ Сётокан: 1938, 1940 и 1942 г.! За очень короткий срок (в зависимости от начала занятий — от нескольких месяцев до трех с половиной лет) Ояма получил черный пояс. Объясняют столь быстрый прогресс, как его феноменальными способностями, так и тем, что еще в Корее он изучал какой-то стиль кэмпо и якобы даже получил по нему черный пояс. Во время второй мировой войны Ояма изучал дзюдо, школу айки дзю–дзюцу Дайто–рю у крупного мастера Ёсида Котаро, а также каратэ Годзю–рю под руководством корейца Со Нэйтю. ближайшего соратника знаменитого Ямагути Гогэна по прозвищу «Кот».

После окончания войны Ояма, переживая смутное время, поселился в храме на горе Минобэ, где усилению тренировался, благодаря чему в 1947 г., якобы, стал победителем первого послевоенного Всеяпонского чемпионата по каратэ. Правда, в настоящее время никто даже из ближайших учеников Оямы не может сообщить об этом турнире никаких подробностей. Неизвестно толком ни кто его организовал, ни насколько представительным был состав участников, ни по каким правилам проходили схватки.

В 1948 г. Ояма Масутацу на полтора года затворился на горе Киёсуми. Согласно легендам, жил он нам совершенным отшельником, не общался с людьми, питался «подножным кормом», сражался с дикими зверями. Удивительным диссонансом при этом звучат сведения о там, что Ояма периодически возвращался в цивилизованный мир: получал на почте деньги на расходы от своего спонсора Одзава Санситиро и письма от наставника Со Нэйтю, закупал провизию и т. д.

По возвращению в мир в 1949 г. Ояма с цепью популяризации каратэ и саморекламы стал организовывать демонстрационные схватки с быками. Всего он провел 52 боя с быками, причем трех из них он убил ударами кулака. Эти «корриды» широко освещали средства массовой информации, а одна из кинокомпаний даже сняла о них документальный фильм. Благодаря этому, имя Оямы стало известно всей Японии.

В 1952–53 гг. Ояма совершил турне по США. Во время него он демонстрировал каратэ, участвовал в нескольких схватках с американскими боксерами и борцами (кэтчерами). Его выступления произвели настоящий фурор и явились мощнейшим толчком для начала победного шествия каратэ по всем континентам. Впоследствии он еще несколько раз выезжал заграницу для демонстрации каратэ.

Вернувшись на родину, в 1954 г. Ояма открыл свое первое додзё, которое превратилось в настоящую Мекку бойцов со всей страны. Ученики, пришедшие к Ояме в этот период, в дальнейшем составили когорту славы Кёкусин. став блестящими мастерами каратэ: Куросаки Кэндзи. Ясуда Эйдзи, Года Юдзо, Като Сигэо, Накамура Тадаси, Ояма Сигэру, Ояма Ясухико, Асихара Хидэюки, Соэно Ёсидзи, Рояма Хацуо и др. В их тренировках и спаррингах и рождался стиль Кёкусинкай. Однако в 50–х гг. самого этого названия еще не было, и называли этот стиль просто «каратэ додзё Оямы».

К середине 50–х гг. Ояма прочно утвердился среди элиты японского каратэ. В частности, в 1956 г. «Токийская ежедневная вечерняя газета» организовала показательные выступления и демонстрационную схватку между Оямой и главой японской школы Годзю–рю Ямагути Гогэном, причем Ямагути вручил Ояме сертификат на обладание 7–м даном Годзю–рю и званием кёси.

В 1963 г. Ояма построил штаб–квартиру (хомбу) своей школы каратэ, которая в 1964 г. получила официальное название Кёкусин кайкан — «Дворец общества абсолютной истины».

В 1966 г. небольшая команда учеников Оямы в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры Акио приняла вызов, брошенный представителями таиландского бокса, и в матче с сильнейшими представителями муай–тай в Бангкоке одержала победу со счетом 2:1, поддержав репутацию каратэ.

С 1969 г., когда прошел первый Открытый всеяпонский турнир по каратэ-до, началось спортивное развитие стиля Кёкусин. В дальнейшем подобные чемпионаты проходили ежегодно. В 1975 г. прошел Первый открытый чемпионат мира по каратэ-до. Об этом турнире и подготовке к нему участников был снят документальный фильм «Сильнейшее каратэ на планете», который стал настоящим хитом. Одновременно на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Боевое каратэ Кулак абсолютной истины» (в отечественном прокате — «Поединок», «Обреченный на одиночество»), основанный на мифологизированной и героизированной биографии Оямы в изложении популярнейшей в Японии серии комиксов «Жизнь фаната каратэ», начавшей выходить в 1971 г. Блестящая игра актера Тиба Синъити, выступившего в роли Оямы, и его главного врага «Намбу», которого сыграл Исибаси Масаси, ближайший помощник Оямы в период становления Кёкусин (в настоящее время обладатель 8–го дана Годзю–рю и 7–го Кёкусинкай), появление в заставках самого Оямы и его учеников способствовали огромному успеху фильма у зрителей.

Благодаря незаурядной личности Оямы Масутацу, его фантастическому мастерству, усилиям его ближайших сподвижников, внесших колоссальный вклад в поддержание имиджа каратэ как сильнейшего боевого искусства и широкомасштабной рекламе, Кёкусинкай получил широчайшее распространение в мире. В настоящее время этим стилем занимается порядка 15 миллионов человек в 140 странах мира!

Будо–каратэ Оямы Масутацу

Воинская традиция Японии представлена обширным семейством искусств будо, которые объединяет универсальная философская идея «воинского пути».

«Воинский путь» — это жизнь на грани жизни и смерти, проникнутая пониманием того, что есть время жить и время умирать. Жить со смыслом и умирать с честью и достоинством. «Воинский путь» — это самоотверженный труд ради овладения воинским ремеслом, возвышения его до уровня искусства, ради духовного самопознания и постижения универсальных законов бытия.

Воинское ремесло рождено практическими потребностями ведения борьбы за существование. Воинское мастерство связано с «искусством убивать» и «искусством выживать». Воинская философия связывает понятие мастерства с духовным «искусством жить» и инициатическим «искусством умирать». Недаром мастера будо традиционно почитаются как «мастера жизни». Их понимание философского смысла самопожертвования порой знаменует высокий уровень воинского посвящения.

Еще античные мудрецы осознавали двойственность орудия убийства в руках человека. Они знали, что лук, как орудие охотничьего промысла, выступает одновременно носителем и жизни, и смерти. Лук несет жертве смерть, хотя его цель — добычей поддерживать человеческую жизнь. Философствовавшие мастера будо видели ту же двойственность воинской профессии. Рассуждая о зле и добре, они различали «меч, несущий смерть» и «меч, дарующий жизнь».

Посвященные войны знали также, что «по ту сторону добра и зла» (как говаривал Ф. Ницше) существует еще «духовный меч» или дзэнский, «меч справедливости». Этот «меч» был одним из символов дзэнского «пустого» сознания, которое созерцало истину и служило божественному правосудию. В среде воинской элиты стремление обладать таким просветленным сознанием вносило инициатический смысл в ратный труд и героические подвиги.

Божественный кулак Масутацу Ояма

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Встреча с Оямой

Путь к «сильнейшему» каратэ

Боевое каратэ Оямы

Испытания для сильнейших

Человек легенда

Ояма Масутацу (27.07.1923–24.04.1994) — человек–легенда и человек загадка. Хотя не прошло и десяти лет со дня его смерти, и в настоящее время живы его супруга, дочери, многочисленные ученики, хотя деятельность его на протяжении длительного времени проходила под вспышками фотоаппаратов, глазками кино- и видеокамер, мы знаем об Ояме не так уж много. Как признают сами последователи Кёкусинкай, «преобладают сведения внешнего характера с немалой долей преувеличений и мифологизации». Руку к этому приложил и сам Ояма, который не был чужд позерства и любви к саморекламе.

Кореец по национальности, Ояма был четвертым сыном в большой семье. Отца его звали Чой Хйонсынъ (ял. Сай Сёгэн), мать – Пу Ёнъ (Фу Ё). Где именно он появился на свет, точно неизвестно: по одним данным — в Сеуле, по другим — в Токио.

Неясен и путь Оямы в боевых искусствах. Приводят 3 разных даты его вступления в школу каратэ Сётокан: 1938, 1940 и 1942 г.! За очень короткий срок (в зависимости от начала занятий — от нескольких месяцев до трех с половиной лет) Ояма получил черный пояс. Объясняют столь быстрый прогресс, как его феноменальными способностями, так и тем, что еще в Корее он изучал какой-то стиль кэмпо и якобы даже получил по нему черный пояс. Во время второй мировой войны Ояма изучал дзюдо, школу айки дзю–дзюцу Дайто–рю у крупного мастера Ёсида Котаро, а также каратэ Годзю–рю под руководством корейца Со Нэйтю. ближайшего соратника знаменитого Ямагути Гогэна по прозвищу «Кот».

После окончания войны Ояма, переживая смутное время, поселился в храме на горе Минобэ, где усилению тренировался, благодаря чему в 1947 г., якобы, стал победителем первого послевоенного Всеяпонского чемпионата по каратэ. Правда, в настоящее время никто даже из ближайших учеников Оямы не может сообщить об этом турнире никаких подробностей. Неизвестно толком ни кто его организовал, ни насколько представительным был состав участников, ни по каким правилам проходили схватки.

В 1948 г. Ояма Масутацу на полтора года затворился на горе Киёсуми. Согласно легендам, жил он нам совершенным отшельником, не общался с людьми, питался «подножным кормом», сражался с дикими зверями. Удивительным диссонансом при этом звучат сведения о там, что Ояма периодически возвращался в цивилизованный мир: получал на почте деньги на расходы от своего спонсора Одзава Санситиро и письма от наставника Со Нэйтю, закупал провизию и т. д.

По возвращению в мир в 1949 г. Ояма с цепью популяризации каратэ и саморекламы стал организовывать демонстрационные схватки с быками. Всего он провел 52 боя с быками, причем трех из них он убил ударами кулака. Эти «корриды» широко освещали средства массовой информации, а одна из кинокомпаний даже сняла о них документальный фильм. Благодаря этому, имя Оямы стало известно всей Японии.

В 1952–53 гг. Ояма совершил турне по США. Во время него он демонстрировал каратэ, участвовал в нескольких схватках с американскими боксерами и борцами (кэтчерами). Его выступления произвели настоящий фурор и явились мощнейшим толчком для начала победного шествия каратэ по всем континентам. Впоследствии он еще несколько раз выезжал заграницу для демонстрации каратэ.

Вернувшись на родину, в 1954 г. Ояма открыл свое первое додзё, которое превратилось в настоящую Мекку бойцов со всей страны. Ученики, пришедшие к Ояме в этот период, в дальнейшем составили когорту славы Кёкусин. став блестящими мастерами каратэ: Куросаки Кэндзи. Ясуда Эйдзи, Года Юдзо, Като Сигэо, Накамура Тадаси, Ояма Сигэру, Ояма Ясухико, Асихара Хидэюки, Соэно Ёсидзи, Рояма Хацуо и др. В их тренировках и спаррингах и рождался стиль Кёкусинкай. Однако в 50–х гг. самого этого названия еще не было, и называли этот стиль просто «каратэ додзё Оямы».

К середине 50–х гг. Ояма прочно утвердился среди элиты японского каратэ. В частности, в 1956 г. «Токийская ежедневная вечерняя газета» организовала показательные выступления и демонстрационную схватку между Оямой и главой японской школы Годзю–рю Ямагути Гогэном, причем Ямагути вручил Ояме сертификат на обладание 7–м даном Годзю–рю и званием кёси.

В 1963 г. Ояма построил штаб–квартиру (хомбу) своей школы каратэ, которая в 1964 г. получила официальное название Кёкусин кайкан — «Дворец общества абсолютной истины».

В 1966 г. небольшая команда учеников Оямы в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры Акио приняла вызов, брошенный представителями таиландского бокса, и в матче с сильнейшими представителями муай–тай в Бангкоке одержала победу со счетом 2:1, поддержав репутацию каратэ.

С 1969 г., когда прошел первый Открытый всеяпонский турнир по каратэ-до, началось спортивное развитие стиля Кёкусин. В дальнейшем подобные чемпионаты проходили ежегодно. В 1975 г. прошел Первый открытый чемпионат мира по каратэ-до. Об этом турнире и подготовке к нему участников был снят документальный фильм «Сильнейшее каратэ на планете», который стал настоящим хитом. Одновременно на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Боевое каратэ Кулак абсолютной истины» (в отечественном прокате — «Поединок», «Обреченный на одиночество»), основанный на мифологизированной и героизированной биографии Оямы в изложении популярнейшей в Японии серии комиксов «Жизнь фаната каратэ», начавшей выходить в 1971 г. Блестящая игра актера Тиба Синъити, выступившего в роли Оямы, и его главного врага «Намбу», которого сыграл Исибаси Масаси, ближайший помощник Оямы в период становления Кёкусин (в настоящее время обладатель 8–го дана Годзю–рю и 7–го Кёкусинкай), появление в заставках самого Оямы и его учеников способствовали огромному успеху фильма у зрителей.

Благодаря незаурядной личности Оямы Масутацу, его фантастическому мастерству, усилиям его ближайших сподвижников, внесших колоссальный вклад в поддержание имиджа каратэ как сильнейшего боевого искусства и широкомасштабной рекламе, Кёкусинкай получил широчайшее распространение в

Ссылка на основную публикацию