Техника катамэ-вадза в школе дзю-дзюцу Огури-рю | Karate-krs.ru

Техника катамэ-вадза в школе дзю-дзюцу Огури-рю

Техника катамэ-вадза в школе дзю-дзюцу Огури-рю

Огури-рю — малоизвестная, но весьма оригинальная школа бу-дзюцу («воинские искусства»). Она включала такие разделы как кэн-дзюцу (фехтование мечом), иай-дзюцу (искусство выхватывания меча), кодати-дзюцу (искусство фехтования коротким мечом), со-дзюцу (искусство боя копьем), нагината-дзюцу (искусство боя алебардой), бо-дзюцу (искусство боя шестом), кися-дзюцу (искусство стрельбы из лука с коня), ходзё-дзюцу (искусство связывания), суйба-дзюцу (искусство плавания на коне), суйэй-дзюцу (искусство боевого плавания), дзю-дзюцу (искусство боя без оружия) и кумиути (искусство боя без оружия в доспехах). К настоящему времени Огури-рю уже умерла, и мы ничего не знаем о содержании большинства ее разделов.

Основателем Огури-рю был Огури Ниэмон Масанобу, ученик знаменитого мастера меча Ягю Сэкисюсай Мунэёси и Дэбути Хэйбэй, ученика Ягю Мунэнори. После посещения Нагасаки — города, кишевшего китайцами, которые были для самураев неиссякаемым источником идей в области бу-дзюцу, Огури вместе со своим одноклассником Суруга Васиносукэ занялся разработкой собственной школы. Свою технику дзю-дзюцу Огури предпочитал именовать «каттю-дэн» — «традиция (борьбы в( доспехах», или «муся-дори» — «воинские захваты», т.к. по какой-то причине ему не нравился иероглиф «дзю/явара» из слова «дзю-дзюцу». Однако позднее эта техника носила названия «явара». Начиная с 1617 г., Огури Ниэмон открыл обучение школе Огури-рю и преподавал ее до самой своей смерти в возрасте 73 лет в 1661 г.

Большой вклад в развитие школы Огури-рю внес ее второй патриарх Асахина Энъэмон, старший сын Асахина Гумбэй Нобумаса, самурая из княжества Фукуяма провинции Бинго. Энъмон в три года потерял отца и воспитывался дядей по имени Асахина Укёносукэ, который был вассалом семьи Утияма из провинции Тоса. Именно благодаря своему дяде, Энъэмон начал изучать боевое искусство школы Огури-рю у мастера Мидзуно Рютэкисай, ученика Огури Масанобу. Позднее он продолжил обучение у самого основателя и постепенно стал ведущим мастером Огури-рю. На протяжении правления трех поколений князей Ямаути Асахина Энъэмон служил главным наставником княжества по дзю-дзюцу с жалованьем в 200 коку1. Умер Энъэмон в возрасте 58 лет в 1691 г.

В Огури-рю техника кэн-дзюцу относится к «внешнему» (омотэ), а дзю-дзюцу — к «внутреннему» (ура) разделу. Базовая техника явара насчитывает 45 приемов, разделенных на 5 групп:

1) Тори-мунэ (приемы от захвата за одежду на груди) — 3 базовых приема + 3 приема «и» (переходы от базовых к другим приемам в зависимости от действий противника) + 3 приема «ран» (варианты для использования в вольной схватке-рандори);

2) Ори-юби (приемы от заламывания пальцев) — 3 базовых приема + 3 приема «и» + 3 приема «ран»;

3) Тори-тэ (приемы от захвата за руки) — 3 базовых приема + 3 приема «и» + 3 приема «ран»;

4) Тэнто (приемы от удушений) — 3 базовых приема + 3 приема «и» + 3 приема «ран»;

5) Тори-оби (приемы от захвата за пояс) — 3 базовых приема + 3 приема «и» + 3 приема «ран».

До наших дней сохранилось несколько наставлений по школе Огури-рю, в том числе содержащих и ее глубинные философские концепции. Здесь мы предлагаем вашему вниманию рисованное обозрение техники катамэ-вадза — удержания болевым воздействием, известное под названием «Огури-рю явара кумимоно-но дзу» — «Иллюстрации (приемов( «плетения» (искусства( явара Огури-рю», в котором запечатлено 29 способов контроля противника на земле болевым воздействием.

Техника — Вадза

Авасэ-вадза — комбинированная техника

Атэми-вадза — раздел Айкидо, изучающий технику удара

Буки-вадза — техника приемов против вооруженного противника

Буки-вадза-но-риай — общие принципы исполнения приемов против вооруженного противника

Вадза — дело, работа, техника, прием, способ

Го-вадза — жесткая техника

Гэри-вадза — техника ударов ногами

Госиндэн — прикладные варианты базовых техник Айкидо. Способы самообороны

Дзю-атэ-вадза — раздел атэми дзюцу, включающий атэми головой и локтем

Дзю-вадза — техника свободной работы с партнером. Подразумевается защита от определенного вида атаки

Дзю-гейко — тренировка свободной техники с партнером

Дзюкендо — один из видов в искусстве, изучающем приемы штыкового боя

Дзюкен-дори — техника обезоруживания противника, вооруженного штыковой винтовкой

Дзёдо — современное название дзё-дзюцу. Техника дзё впервые была развита Мусо Гоносукэ в XVI в., который позднее основал школу Мусо-Синдэн-Рю (Muso-Shinden-Ryu)

Дзё-дори — отбирание дзё, т.е. приемы обезоруживания противника; захват дзё атакующего партера для проведения броска или контроля

Дзё-кихон-субури — базовые движения в дзё

Иай-до — одно из направлений Кен-дзюцу. Мгновенное выхватывание меча и атака

Иай-госи — раздел иай-до, изучающий умение вынимать и вкладывать меч в строго фиксированное время. Изучается в Айкибудо

Иппай-ики-но-вадза — техника полного дыхания

Ками-но-кэ-моти — техника проведения приемов от захвата за волосы

Кансэцу-вадза — техника болевого воздействия на суставы

Катамэ-вадза — техника болевых удержаний в партере. В Дзюдо означает технику (осаэ-вадза) захватов

Кататэ-но-бу — раздел в айки-дзё-хо, в котором при ударах дзё держат одной рукой

Каэси-вадза — техника противодействия, контрприемов

Кихон-вадза — базовая техника, приемы

Кихон-дзюмби-доса — базовые подготовительные упражнения; разминка, включающая базовые элементы техники Айкидо

Когэки-вадза — техника атакующих действий с оружием, руками или ногами, объединенные в форму ката

Коси-вадза — раздел бросков через бедро

Куацу — искусство воскрешения

Кудзуси-вадза — раздел, посвященный технике выведения противника из равновесия

Кэндзю-мочи — техника обезоруживания противника, вооруженного пистолетом

Кендо — Путь меча. Традиционное воинское искусство

Кен-дзюцу — искусство фехтования на мечах. Существенно отличается от современного кендо

Кэри-вадза — техника ударов ногами

Кюдзюцу — искусство владения луком

Мати-но-сэн — ждать, чтобы среагировать. Один из вариантов захвата инициативы после захвата руки или одежды. Относится к го-но-сэн

Маэ-вадза — техника атак и захватов спереди

Мицу-дори — один из разделов Айкидо, в котором нагэ держат трое укэ

Нагаси-вадза — техника передвижений и уклонов от атак

Нагэ-вадза — техника бросков

Нагэ-катамэ-вадза — техника бросков, завершающихся контролем или удержанием партнера

Нинин-гакэ — защита от двух нападающих

Одомэ-вадза — техника останавливания, пресечения атаки. Одно из названий техник Дайто-рю-айки-дзюдзюцу

Оё-вадза — прикладная техника. Один из разделов Айкидо

Оё-ги — прикладные, практические знания

Осаэ-вадза — техника болевых удержаний

Рандори — вольная схватка. Спонтанное реагирование на безостановочные атаки партнеров. Один из разделов Айкидо

Рэндзоку-вадза — раздел в Айкидо, в котором последовательно применяют техники без потери контакта с партнером

Рэнраку-вадза — техника взаимосвязи, контакта, сообщения с партнером. Применяется против партнера, вооруженного дзё. Также техника комбинации атак

Саннин-гаку — техника защиты от трех нападающих

Сукаси-вадза — техника выполнения приема, при котором вы не позволяете партнеру закончить захват или удар

Сутэми-вадза — техника выполнения приема с падением нагэ

Сувари-вадза — техника исполнения приемов, когда оба партнера сидят на коленях

Тайхо-вадза — техники конвоирования, ареста противника

Тай-ги — искусство тела. Формы и приемы движения тела

Тай-дзюцу — искусство тела. Раздел в Айкидо, изучающий приемы без оружия, т.е. искусство владения телом

Таниндзу-гакэ — многочисленные атаки. Раздел в Айкидо, изучающий приемы против нескольких нападающих. Даже практикуя технику с одним партнером, Вы должны представлять как будто Вас окружают со всех сторон. Одно из главных отличий Айкидо

Танто-вадза — раздел в Айкидо, изучающий технику применения ножа и его обезоруживания

Таниндзу-дори — раздел в Айкидо, изучающий приемы освобождения от захватов двух и более противников

Тати-вадза — техника исполнения приемов, когда оба партнера стоят

Тати-дори — раздел в Айкидо, изучающий технику обезоруженного противника, вооруженного мечом

Токэн-дори — См. Тати-дори

Токуй-вадза — техника любимых приемов

Тосю-вадза (тай-дзюцу) — техника пустых рук. Раздел в Айкидо, изучающий приемы без оружия

Тэмото — мастерство; искусство владения мечом, изучающее манеру держания меча

Тэ-ходоки — раздел Айкидо и Айкибудо, изучающий способы освобождения от захватов, иногда с обозначения атэми

Удэ-кансэцу-вадза — техника болевых приемов на руку

Усиро-вадза — раздел Айкидо, изучающий атаки сзади

Учи-вадза — техника рубящих ударов кулаками, рукой, мечом или дзё

Учи-коми-гэйко — тренировка проникающих рубящих ударов, а также атэми-дзюцу

Фурубэ-но-каму-вадза — упражнение медитативного характера, которое заключается в очищении и наполнении энергией с помощью вращения туловища в позиции сейдза

Фурубэ-но-дзё-вадза — упражнение медитативного характера, которое заключается в очищении и наполнении энергией с помощью размахивающих движений дзё (вращение над головой)

Футари-дори — раздел в Айкидо, изучающий способы освобождения от захватов двух противников с последующим применением приемов

Хассо-гаэси-но-бу — раздел в айки-дзё-хо, изучающий вращение дзё по восьмерке с последующими ударами. Например:

Ханми-хандати-вадза — техника исполнения приемов, когда атакующий стоит, а обороняющийся сидит на коленях

Ходзё-дзюцу — техника схватывания противника

Хэнка-вадза — техника вариаций базовых техник Айкидо

Цуки-вадза — раздел в Айкидо, изучающий всевозможные тычковые удары

Яри-дзюцу — искусство фехтования на копьях

Дзю До (стр. 3 из 3)

Как бы там ни было, дзю до доказало , что не только имеет право на существование но и способно внести новую волну в мир булдзюцу, как гармоничное и благородное искусство. В последующие годы Кано сосредоточил свои усилия на развитии теории и духовного стержня дзю до. Результатом этой работы стало создание в 1922 году Культурного общества Кодокан — Кодокан бунка кёкай.

Краткое описание техники Дзю До.

Всю технику Дзюдо можно условно разделить на несколько разделов.
Стойки — сизэй.
Сизэй — основа любого технического действия. Любое действие в дзюдо начинается из определённого положения сизэй. При разучивании техник следует придерживаться сизэй хонтай — естественного положения:
— ноги на ширине плеч, вес тела на передних частях стоп, колени и плечи расслабленны.

Защитное положение — сиго хонтай — ноги расставлены широко, центр тяжести внизу, ноги в коленях согнуты, туловище наклонено вперёд.

Кумиката — захваты.
Захваты -то с чего начинается техника дзюдо. С правильного захвата начинается истинное дзюдо.

Синтай — передвижения.
Основное передвижение в дзюдо — цуги аси -построено на мягком перемещением стоп. Расстояние между стопами должно быть неизменным.

Тайсабаки — повороты и подвороты.
Более сложные движения — важнейшие элементы, на которых строятся техники защиты и атаки.

Укеми — падения.
От умения правильно падать зависит возможность продолжения боя после пропущенной атаки , а зачастую и вообще здоровье и даже жизнь.

Вадза — техники приёмов.

1.Тати вадза — приёмы в борьбе стоя.
— тэвадза — техника рук, например — сэойнагэ.
— госивадза — техника бёдер — оогоси.
— асивадза — техника ног — дэасибарай.

2.Сутэми вадза — броски с падением проводящего приём.
— масутэми вадза — броски с падением на спину — томоэ нагэ
— ёкосутэми вадза — броски с падением на бок.

3.Катамэ вадза — приёмы в борьбе лёжа
— осаэвадза — техника удержания — кесагатамэ.
— симэ вадза — техника удушения — хадака дзимэ.
— кансэтсу вадза — техника болевых приёмов — удэ гарами.

Международная Федерация Дзюдо придерживается следующей классификации техники:

ashi-guruma,de-ashi-barai,hane-goshi-gaeshi,hane-goshi-gaeshi,harai-goshi-gaeshi, hiza-guruma,ko-soto-gari,ko-uchi-gari,o-guruma,okuri-ashi-harai,o-soto-gari, o-soto-guruma, o-soto-otoshi,o-uchi-gaeshi,o-uchi-gari,sasae-tsurikomi-ashi, tsubame-gaeshi,uchi-mata, uchi-mata-gaeshi

yoko-wakare,yoko-otoshi,yoko-guruma,yoko-gake,uki-waza,ko-uchi-makikomi, daki-wakare,hane-makikomi,harai-makikomi,ko-uchi-makikomi,o-soto-makikomi, soto-makikomi,tani-otoshi,uchi-makikomi,uchi-mata-makikomi

ippon-seoi-nage, kata-guruma ,kibisu-gaeshi, ko-uchi-gari ,kuchiki-taoshi ,moro-te-gari , obi-otoshi , obi-tori-gaeshi ,seoi-nage, seoi-otoshi sukui-nage , sumi-otoshi, tai-otoshi, uchi-mata-sukashi , uki-otoshi yama-arashi

ude-hishigi-ashi-gatame,ude-hishigi-hara-gatame, ude-hishigi-hiza-gatame, ude-hishigi-juji-gatame,ude-hishigi-te-gatame, ude-hishigi-waki-gatame, ude-hishigi-ude-gatame, ude-hishigi-sankaku-gatame,ude-garami

Рис. 1 Переход на бросок с упором ногой в живот

Рис. 2 Переход на удушение выходом за спину

Техники практикуемые в некоторых школах дзю дзютсу

Рис. 3 Эмпи нагэ — бросок через локоть.

Данная техника восходит к айки дзюцу и при Кано не практиковалось. Однако в последнее время её нередко можно увидеть и в клубах дзюдо.

Рис. 4 Усиро дзимэ нагэ — освобождение броском от удушения сзади

Рис 5 Нагэ Вадза — сегодня мы представляем технику стоящую особняком и относящуюся к особому разделу нагэ вадза — Кинси Вадза — Кани Басами — ножницы , а также Куби Нагэ — бросок через бедро с захватом шеи.

Рис 6 Кансэтсу вадза на этот раз представлена перегибанием локтя через бедро — Кеса Гарами и Ёко Хидза Гатамэ — перегибом локтя через колено.

Рис 7 Осаэ коми вадза — удержание с захватом шеи и рукава — кеса гатамэ

Рис 7 Симэ вадза — удушение -ката дзимэ

Программа международной федерации дзюдо

1 кю 2 кю 3 кю 4 кю 5 кю

5 кю, жёлтый пояс

Нагэвадза:Хидзагурума,Сасаэцурикомиаси,Дэасибарай,Укигоси,Оогоси,Осотогари Катамэвадза:Кэсагатамэ,Кудзурэкэсагатамэ,Макуракэсагатамэ,Усирокэсагатамэ,Катагатамэ Основные элементы: рэй (приветствие), сидзэй(стойка), кумиката(захват), синтай(перемещения), укэми(страховка).

4 кю, оранжевый пояс

Нагэвадза:Сэойнагэ, Оутигари, Коутигари, Косотогари, Хараигоси. Госигурума. Катамэвадза:Ёкосихогатамэ, Кудзурэёкосихогатамэ, Камисихогатамэ, Кудзурэкамисихогатамэ, Татэсихогатамэ, Кудзурэтатэсихогатамэ. Рэнракувадза: 2 техники Гаэсивадза: 2 техники

3 кю, зелёный пояс

Нагэвадза: Томотоси, Асигурума, Утимата.Цурикомигоси, Косотогакэ, Томоэнагэ, Окуриасибарай. Катамэвадза: Катадзюдзидзимэ, Гякудзюдзидзимэ, Намидзюдзидзимэ, Окуриэридзимэ, Удэгарами, Дзюдзигатамэ,Удэгатамэ, Хидзагатамэ. Рэнракувадза: 3 техники Гаэсивадза: 3 техники

2 кю, голубой пояс

Нагэвадза: Ханэгоси, Ханэмакикоми, Хараицурикомиаси, Катагурума, Усирогоси, Сотомакикоми, Сумигаэси, Огурума Катамэвадза: Хадакадзимэ, Катахадзимэ, Кататэдзимэ, Моротэдзимэ, Асигатамэдзимэ, Вакигатамэ, Харагатамэ Подготовка к нагэноката: элементы тэвадза, косивадза, асивадза Рэнракувадза: 5 техник Гаэсивадза: 5 техник

1 кю, коричневый пояс

Нагэвадза:Ёкоотоси, Осотоотоси, Утсуригоси, Сукуйнагэ, Тсуригоси, Таниотоси, Ёкогурума, Укиотоси Рэнракувадза, подготовка к нагэноката

1 дан, чёрный пояс

Нагэвадза: Укивадза, Ёковакарэ. Уранагэ, Сумиотоси, Ёкогакэ, Моротэгари, Кутикидаоси Ката: Нагэноката Все техники на кю

Развитие дзюдо в России

Развитие российского дзюдо тесно связано с именем В. С. Ощепкова (1892-1937), который прошел обучение в японском институте «Кодокан-дзюдо». Вернувшись в Россию в 1914, открыл свою школу. Но по-настоящему дзюдо стало развиваться только в послевоенные годы.

В 1962 СССР стал членом Европейского союза дзюдо и Международной федерации. В 1964 на Олимпиаде в Токио успешно дебютировали советские дзюдоисты, завоевавшие четыре бронзовые медали. В 1972 была основана Всесоюзная федерация дзюдо. Этот вид спорта стал быстро завоевывать популярность. Первую золотую медаль в состязаниях дзюдоистов завоевал советский спортсмен Ш. Чочишвили на Играх XX Олимпиады в Мюнхене (1972). Золотые олимпийские медали также завоевывали С. Новиков, В. Невзоров, Н. Солодухин, Ш. Хабарели, Д. Хахалешвили. На Олимпийских играх в Сиднее (2000) российская сборная также выступила довольно успешно: одна серебряная медаль (Л. Брулетова) и две бронзовые (Ю. Степкин и Т. Тменов).

На основе различных техник восточных единоборств а нашей стране была разработана наиболее совершенная техника названная – САМБО.

Самбо (самозащита без оружия) — вид спортивной борьбы, в основе которого лежат наиболее эффективные приемы, применяемые в различных национальных видах борьбы. Существует также боевой раздел самбо — самозащита от нападения невооруженного и вооруженного противника.

У истоков самбо стояли основатели «борьбы вольного стиля» В. А. Спиридонова (1883-1943) и В. С. Ощепкова (1892-1937). В 1946 «борьба вольного стиля» получила свое современное название — самбо. В 1949 издана «Борьба самбо» — первая книга А. А. Харлампиева, с именем которого связано окончательное утверждение самбо, как массового вида единоборств.

В программе Олимпийских игр с 1980; чемпионаты Европы проводятся с 1972, чемпионаты мира — с 1973. Первыми чемпионами мира стали: Г. В. Георгадзе (СССР) — 48 кг, А. И. Шор (СССР) — 52 кг, М. М. Юнак (СССР) — 57 кг, Ч. Гаранах (Монголия) — 62 кг, Д. Л. Рудман (СССР) — 68 кг, А. С. Федоров (СССР) — 74 кг, Ч. И. Езерскас (СССР) — 82 кг, Л. К. Тедиашвили (СССР) — 90 кг, Н. С. Данилов (СССР) — 100 кг, В. И. Кливоденко (СССР) — свыше 100 кг. С 1982 в Москве проводится международный турнир «Мемориал Анатолия Аркадьевича Харлампиева».

В 1985 основана Международная любительская федерация самбо — ФИАС (FIAS), с 2001 — Всемирная федерация самбо, включает свыше 70 стран (1999). После распада СССР была создана Федерация самбо России.

Поскольку милиция в Российской Федерации — система государственных правоохранительных органов по охране общественного порядка, защите прав и интересов граждан от преступных и иных посягательств, то вполне естественно, что каждый сотрудник должен в той или иной степени владеть приемами единоборств.

Термин дзю-дзюцу (джиу-джицу) появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя включающие в себя технику защиты и нападения без оружия, а также с различными видами оружия. Он состоит из двух слов: «дзю», что значит «мягкий», «гибкий», «податливый», «уступчивый», и «дзюцу» — «техника», «способ». Получается, что дзю-дзюцу в буквально переводе означает «мягкая, податливая техника».

Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к образу упругой ивы, которая под грузом снега сгибается и сбрасывает его с себя, в отличие от могучего дуба, который терпит до последнего и с треском ломается под тяжестью нагрузки.

Дзю-дзюцу — искусство рукопашного боя самураев

Техника современного дзю-дзюцу на 55−65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35−45% составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые подручные предметы. В частности, «классическими» его видами считаются, катана (самурайский меч), вакидзаси (короткий меч), нагината (секира), яри (копьё), дзё (дубинка длиной от 100 до 130см), явара (палочка длиной от 15 до 30,5 см), бо (шест длиной в 1,8- 2,5 метра), а также ходзю (веревка или пояс) и танто (обычный нож).

Первую школу рукопашного боя близкую к технике дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноути Хисамори на острове Кюсю. Согласно легенде, ему во сне явился монах-отшельник, раскрывший секреты боевого искусства, основанного на бросках и болевых приемах.

Вторая версия связывает распространение дзю-дзюцу в Японии с именем китайского эмигранта Чэнь Юаньбина, нашедшего пристанище в буддийском храме Секоку-дзи в городе Эдо (нынешний Токио). Будучи мастером циньна, китайского искусства заломов и захватов, он открыл в 1558 году школу при храме, где обучал своей технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. Трое учеников Чэнь Юаньбина впоследствии основали собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю и Исогаи-рю.

Систематизация приемов дзю-дзюцу связана с именем врача Окаямы Сиробэи. Он отправился в Китай для расширения своих познаний в боевых искусствах и познакомился там с рядом местных единоборств, в частности, тайцзи-туйшоу. В результате систематизации и обобщения техники он со своими учениками и единомышленниками представил специально созванной императорской комиссии несколько тысяч приемов рукопашного боя, которые и составили основу дзю-дзюцу. Именно Окаяме приписывают формулировку главного принципа дзю-дзюцу — «поддаться, чтобы победить».

К 1650 году уже насчитывалось более четырехсот, преподающих дзю-дзюцу по всей Японии. Техника стала включать в себя большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам, этот раздел техники получил название «атэми-вадза».

На протяжении более трехсот лет дзю-дзюцу культивировалось исключительно в семейных школах самурайского происхождения. Наиболее известными из них были Арагаки-рю, Кито-рю, Косин-рю, Есин-рю, Реи синто-рю, Синсин-рю и некоторые другие. В первой половине XIX века мастер Исо Мутаэмон в Эдо основал школу Тэнсин Синъе-рю, основу техники которой составили удары по уязвимым местам тела (атэми) и приемы, позволяющие выворачивать суставы. Перед тем как основать собственную школу, Исо отправился в путешествие по различным додзэ в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить необходимые науки.

До реставрации Мэйдзи простолюдинам категорически запрещалось изучать технику дзю-дзюцу, но после 1868 года положение изменилось. Более того, в начале ХХ века несколько японских наставников открыли свои школы в Европе и Америке. Сегодня существует около пятидесяти семейных школ японского происхождения, филиалы которых разбросаны по всему миру. Крупнейшая из низ — школа Хакко-рю.

Современным школам дзю-дзюцу разрешено включать в свою программу те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны, поэтому в арсенале дзю-дзюцу в наши дни можно встретить все известные приемы боя, соответствующие принципу «уступания», ложной податливости. В каждой школе могут преобладать либо болевые приемы, либо броски через бедро или корпус, либо тычковые или рубящие удары по болевым точкам тела противника.

Это видео недоступно.

Очередь просмотра

  • Удалить все
  • Отключить

YouTube Premium

Техники Кокодо дзю-дзюцу. / Дзю-дзюцу. Школы и мастера. В поисках совершенства.

Хотите сохраните это видео?

  • Пожаловаться

Пожаловаться на видео?

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Понравилось?

Не понравилось?

Текст видео

Сюжет из фильма: « Дзю-дзюцу. Школы и мастера. «В поисках совершенства. Боевые искусства мира»
Больше видео на сайте: http://timepro.tv/
Продакшн: http://tv.timepro.tv/

Посмотреть полную версию фильма «Дзю-дзюцу. В поисках совершенства. Боевые искусства мира» можно по ссылке ниже:
http://www.youtube.com/watch?v=naVqAw.

В техническом плане Кокодо дзю-дзюцу делает основной акцент на болевые замки на суставы, броски, а также воздействия на уязвимые точки тела противника.
Как и во всех школах дзю-дзюцу техники выполняются не за счет силового противоборства, а за счет пропускания и перенаправления силы противника.
Но что выделяет стиль Кокодо среди большинства других школ дзю-дзюцу, так это использование принципа айки.

Айки.
В буквальном переводе это слово означает «гармонизированная энергия». Концепция айки является центральной для целого ряда японских боевых искусств. Суть ее заключается в гармонизации своих движений с энергией противника.

Понятие айки чрезвычайно древнее. Мастера старых школ будзюцу давали ему такое определение: айки — это такие методы нейтрализации силы нападающего противника, которые не позволяют ему продолжать атаковать.
Секрет айки заключался в том, чтобы еще до физического столкновения ментально подавить противника и таким образом победить без боя.
Наиболее известными сегодня боевыми искусствами, опирающимися на эту концепцию, являются айкидо и его исторический предшественник айкидзюцу.
——————————————————-
Technology Cocody jujutsu.
In technical terms, Cocody jujutsu is mainly focused on the pain in the joints locks, throws, and the impact on the vulnerable points of the opponent’s body.
As in all schools of jujutsu techniques are performed not by power struggles, but at the expense of transmission and forwarding of the enemy.
But what distinguishes the style of Cocody most other schools of jujutsu, is the use of the principle of Aikido.

Aiki.
Literally translated, the word means «a harmonized energy.» Aiki concept is central to a number of Japanese martial arts. Its essence is to harmonize their movements with the energy of the enemy.

The concept of aiki is extremely old. Masters of the old schools of bujutsu gave him such a definition: Aiki — these are methods of neutralization forces attacking the enemy, who did not allow him to continue to attack.
Aiki secret lay in the fact that even before the physical confrontation mentally suppress the enemy and thus win without a fight.
The most well-known martial arts today, resting on this concept are aikido and its historical predecessor Aikijujitsu.

Читать онлайн «КАППО. Японская техника реанимации в практике боевых искусств» автора Богуш Денис Александрович — RuLit — Страница 6

Создателем японской борьбы ДЗЮ-ДО (путь гибкости) на базе древних техник дзю-дзютсу является Дзигаро Кано Вангакуши (псевдоним Киити Сай — «вместилище Единства»). В молодости Кано изучал дзю-дзютсу у мастеров Тэнсин синъё-рю (школы Истинной сути души Неба) и Кито-рю (школы подъёма и ниспровержения). Последняя, скорее всего, сыграла решающую роль в оформлении теоретической базы дзю-до. Учение Кито-рю, по преданию, зиждется на двух секретных трактатах, переданных в XVII веке дзенским патриархом Такуаном основоположникам школы. Труды эти невелики по объёму, но содержали важнейшие принципы кэмпо, связанные с дзэнской практикой медитации.

В совершенстве изучив приёмы различных школ дзю-дзютсу, Дзигаро Кано в 1882 г. открыл при храме Эйсё в Токио собственную школу — Кодо-кан (Клуб постижения пути), в которой преподавалось дзю-до — итог его многолетней работы. А в 1922 году было создано Культурное общество Кодо-кан (яп. Кодо-кан бунка кёкай), лозунгами которой стали заповеди Кано: «Наиболее результативное приложение силы» (яп. Сэйрёкудзэнъё) и «Взаимное благоденствие» (яп. Дзита кёэй).

Приёмы в дзю-до делятся на две большие группы: броски (нагэ-вадза) и захваты (катамэ-вадза). В боевое дзю-до ещё входят два раздела: удары различными частями тела (ате-вадза) и методы неотложной помощи при шоке и травмах (каппо).

Мастерам Кодо-кана, достигшим уровня Чёрного пояса (1-й дан), вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания «первой помощи» при травмах. Они целиком основаны на теории чжень-цзю терапии, и её методе акупрессуре — Куацу (надавливание на точки), заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзютсу. В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название Каппо (наука оживления).

Боковая подсечка (дэ-аси-бараи) в дзю-до.

Например, довольно распространённая травма в дзю-до — шок при удушении в результате временного нарушения кровоснабжения (ишемии) сосудов головного мозга при сжатии сонных артерий и трахеи. В подобных случаях применяется кокю-катсу (оживление дыхания) — нажатие на определённые участки груди и живота, восстанавливающее нормальное дыхание. В последние годы достоянием гласности стало более десяти способов Каппо, в том числе воздействие на точку средоточия Ки — Тандэн (Кикай, J6) в нижней част живота: Тандэн-катсу. В былые времена, когда все без исключения способы каппо держались в строжайшем секрете и передавались из уст в уста — от главы школы лучшим ученикам, цели их изучения были несколько иными.

По Horst Wolf, 6.Dan Judo, 1978

1. Нами-джуджи-дзимэ — удушающий скрещенными предплечьями сверху, при лежащем Укэ на спине.

2. Хадака-дзимэ — удушающий предплечьем и плечом спереди шеи с упором в локоть и нажимом на затылок (рис.)

Удушающий хадака-дзимэ — один из наиболее опасных удушающих приемов в дзю-до.

3. Уширо-дзимэ — удушающий предплечьем и плечом одной руки сзади при сидящем Укэ.

4. Ката-ха-дзимэ — удушающий двумя предплечьями передней и задней стороны шеи сзади с захватом руки при сидящем Укэ.

5. Содэ-гурума — удушающий двумя скрещенными предплечьями передней и задней стороны шеи с захватом за одну сторону воротника кимоно при сидящем Укэ.

6. Кататэ-дзимэ — удушающий двумя предплечьями передней и задней стороны шеи с захватом за одну сторону воротника кимоно при лежащем Укэ.

7. Кагато-дзимэ — удушающий нижней частью голени спереди с захватом скрещенных рук за воротник кимоно по обе стороны ноги при лежащем Тори на спине.

8. Хидари-аси-дзимэ — удушающий предплечьем с передней части и голенью с задней части шеи и захватом свободной рукой подъёма стопы при лежащем Тори на спине.

9. Ками-сихо-дзимэ — удушающий двумя предплечьями передней и задней стороны шеи с симметричным захватом за рукава кимоно при проведении удержания Ками-сихо-гатамэ и лежащем Тори на спине.

10. Ками-сихо-аси-дзимэ — удушающий предплечьем спереди и голенью сзади шеи с захватом свободной руки за подъём стопы в удержании Ками-сихо-гатамэ при лежащем на спине Тори.

11. Эби-дзимэ — удушающий скрещенными предплечьем и ногой Укэ с помощью нажима телом Нагэ сверху при лежащем Укэ на спине.

12. Хасами-дзимэ — удушающий предплечьем спереди и бедром сзади шеи, находясь в партере, где Тори сверху.

«Дзюдзи-дзимэ» — удушающий прием, опасный сдавлением сонных артерий, дыхательных путей и механическим воздействием на каротидные синусы.

Освоение Каппо всегда шло параллельно с освоением агрессивной системы Саппо (поражение точек, влияющих на жизненные центры), ныне в спортивной борьбе, разумеется, не применяющиеся. Этим риском и объясняется требование доктора Кано приобщить к Каппо лишь спортсменов высокого класса, достигших заметных успехов в области духовного самосовершенствования, свято соблюдающих моральные заповеди старых мастеров.

Родиной каратэ-до (путь пустой руки) стал архипелаг Рюкю, а точнее его главный остров Окинава, который установил экономические связи с Китаем раньше, чем с Японией. На острове была целая колония переселенцев из 1Поднебесной, которые, по-видимому, и знакомили жителей острова с китайской медициной и боевыми искусствами.

Так, в 1392 году группа китайских мастеров и монахов Южного Шаолиня поселились в Кумэ, Окинава (в письменных источниках около 36 семей). А в 1609 году архипелаг был захвачен войсками японского князя Симадзу из клана Сатсума, который разгромил династию Сё. Окинавская армия была распущена, а все оружие конфисковано в результате компании «катана кари» (охота за мечами), объявленной японцами. Последствием такого обращения с местными жителями возникло довольно систематизированое боевое искусство «окинава-тэ» (предшественник современного каратэ-до).

Из китайской техники были отобраны наиболее эффективные приёмы боя, которые стали базовой техникой окинава-тэ. Тренировки проводились в основном по ночам, в горах и лесах, но крестьяне могли самостоятельно тренироваться и днём, например, «набивать» ударные части рук и ног. И доводили их до такого состояния, что ударом кулака или ноги убивали облачённого в доспехи самурая, разваливали его шлем или панцирь, а уж об ударах в незащищённые части тела и говорить было нечего. Но так как самураи были очень опытными воинами, шансов победить было немного. Тогда и появился лозунг «иккэн-иссацу» (одним ударом—наповал). Даже спортивные поединки между соперниками в окинава-тэ часто приводили к летальному исходу.

После нескольких лет упорных тренировок не стоило большого труда ударом кап-сю (ёмбон-нукитэ — рука-копьё) пробить конское брюхо или бычий бок и вынуть внутренности.

В результате схваток с самураями происходило обогащение окинава-тэ приёмами дзю-дзютсу, всё более оттачивалась техника быстрого поражения противника. Например, в некоторых школах отрабатывалась техника «орлиные когти», позволявшая вырывать куски мяса из тела противника, а ударом «в фас» превращать лицо в бесформенное кровавое месиво.

Сайго Сиро, «гений» дзю-до

Его в возрасте 9 лет взял на воспитание выдающийся мастер боевых искусств Сайго Таномо-Чи-камаса, глава клана Айдзу и школы ацки-дзюцу Дайто-рю (стиль Осикиучи). У Сайго Таномо не было сына, пэтому он надеялся вырастить из этого мальчика своего преемника, продолжателя традиций школы. Он даже дал ему свою фамилию. Под руководством мастера Таномо, юный Сиро освоил ряд приемов, которые впоследствии принесли ему и Кодокану всеобщее признание.

Однако в возрасте 13 лет Сиро покинул приемного отца, и поступил в школу дзюгдзюцу Тэнсин-Синъё-рю, где его и заметил спустя два года Кано Дзигоро. Еще через год Сиро уладил конфликт с мастером Сайго Таномо (в чем была суть трений между ними, осталось неизвестным) и даже женился на его дочери (все-таки, рано тогда взрослели: в 15 – 16 лет женились, получали «мэнкё-кай-дэн», становились знаменитыми бойцами!). У Сайго Сиро были исключительные природные способности и огромная физическая сила. В его лице Кано нашел идеального бойца для победы над врагами и конкурентами.

В поединках с представителями различных школ дзю-дзюцу Сайго побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-Рю, называемого яма-араси («горный вихрь»), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не смог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти. Она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могли встать на ноги.

Кано Дзигоро весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-Рю, чтобы показать превосходство своей системы дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 г. система Кодокан включала около 150 так называемых «приемов», в то время как в Дайто-Рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соревнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию дзюдо от уровня боевого искусства (Бу-Дзюцу) до уровня спорта и спектакля на публику.

Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материалам из жизни Сайго Сиро, что привлек внимание иностранцев. К 1905 г. вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе «Дзю-Дзюцу мистера Кано», как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что «японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано». Конечно, не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов – таких, как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнования было бы несложно предсказать.

Если стиль Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-Рю айки-дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ дзю-дзюцу не нарушит традиции й, не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-Рю в исполнении Сайго Сиро.

Все же было бы неправильно слишком критически относиться к Кано, поскольку он достиг больших успехов в области воспитания молодежи и, несмотря ни на что добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы дзюдо как основы стандартной системы физической подготовки в японской школе, полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применятся только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы «дзюдока» мог захватить его за одежду для выполнения приемов дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.

Но самого Кано мало волновало то, что у его стиля было много ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках дзю-дзюцу. Он решал другую задачу.

Случилось так, что в 1891 году Сайго Сиро оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил девятый дан по Кюдо, японскому виду стрельбы из лука, и умер 23 декабря 1922 г. в возрасте 54 лет). Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-Рю было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров дзю-до с борцами сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция. Несколько полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сайго Сиро в реку. Поскольку профессор Кано стал главой полицейской школы дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия. Поэтому чтобы избежать их, а также избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго покинул его.

С отъездом Сайго Сиро из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы оно все больше и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а «жесткое» дзю-до сохранилось в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его превращение из полуэффективного метода борьбы просто в спорт, практически не эффективный в реальном поединке, в котором решающими факторами для победы стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований.

Кроме самого Кано Дзигоро и Сайго Сиро, наибольшую известность получили еще два деятеля дзю-до: Мифунэ Кюдзо (1883 – 1965), обладатель 10-го дана (с 1945 года), прозванный непобедимым. Его ученик, голландец Антон Геессинк стал в 1961 году первым не японцем – чемпионом мира по дзюдо. Второй – это Кавайси Микиносу-кэ (1899 – 1969), работавший тренером в Англии и Франции с 1933 года. Его заслуженно считают «отцом» европейского дзюдо, так как почти все «чёрные пояса» (обладатели степени «дан») европейцы – дзюдоисты до 1947 года были его учениками.

Техника дзю-до

Техника классического дзю-до подразделяется на следующие разделы:

1) Расшатывания (кудзуси), т.е. подготовка к проведению основного приема; 2) Броски (нагэ-вадза) из положений стоя (тати-вадза) и лежа (сутэми-вадза). Стоя – с преимущественным использованием рук (тэ-вадза), бедер (коси-вадза) или ног (аси-вадза). Лежа из положений на спине (масутэми-вадза) и на боку (ёкосутэми-вадза).

3) Захваты (катамэ-вадза) трех видов: с удержанием (осаэ-вадза), удушающие (симэ-вадза) и болевые замки (кансэцу-вадза).

4) Удары (атэ-вадза) руками (удэ-вадза) и ногами (аси-атэ).

5) Владение ножом, палкой, большим самурайским мечом; ныне этот раздел практически забыт, так как после 1945 года он больше не изучался, ни в школе, ни в полиции, ни в силах самообороны (как называют японскую армию).

6) Приемы реанимации (каппо-дзюцу) путем нажатий на определенные точки человеческого тела.

7) Ката, или комплексы формальных упражнений, объединяющие базовую технику классического дзю-до. Этих ката, знание которых для обучающихся в Ко-докане строго обязательно и поныне, всего девять:

1. Комплекс мягкости (дзю-но ката)

2. Старинный комплекс (косики-но ката)

3. Комплекс «пяти стихий» (ицуцу-но ката)

4. Комплекс принципа наиболее результативного приложения силы (сэйроку дзэнъё кокумин-тайику-но ката)

5. Комплекс свободного спарринга (рандори-но ката)

6. Комплекс боевых приемов (синкэн-сёбу-но ката), т.е. ударов

7. Комплекс самозащиты Кодокана (кодо-кан госин-дзюцу-но ката)

8. Комплекс самозащиты для мужчин (иппон-ё госин-но ката)

9. Комплекс самозащиты для женщин (фудзёси-ё го-син-но ката) Именно в ката Кано Дзигоро видел образец гармоничного развития жизненных процессов, направленного на достижение взаимного благоденствия.

Дата добавления: 2016-05-31 ; просмотров: 1699 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Техника катамэ-вадза в школе дзю-дзюцу Огури-рю

5 кю, жёлтый пояс

Основные элементы: рэй (приветствие), сидзэй (стойка), кумиката (захват), синтай (перемещения), укэми (страховка).

4 кю, оранжевый пояс

Нагэвадза : Сэойнагэ, Оутигари, Коутигари, Косотогари, Хараигоси. Госигурума.

Катамэвадза : Ёкосихогатамэ, Кудзурэёкосихогатамэ, Камисихогатамэ, Кудзурэкамисихогатамэ, Татэсихогатамэ, Кудзурэтатэсихогатамэ.

Рэнракувадза : 2 техники

Гаэсивадза : 2 техники

3 кю, зелёный пояс

Нагэвадза: Томотоси, Асигурума, Утимата.Цурикомигоси, Косотогакэ, Томоэнагэ, Окуриасибарай.

Катамэвадза : Катадзюдзидзимэ, Гякудзюдзидзимэ, Намидзюдзидзимэ, Окуриэридзимэ, Удэгарами, Дзюдзигатамэ,Удэгатамэ, Хидзагатамэ.

Рэнракувадза : 3 техники

Гаэсивадза : 3 техники

2 кю, голубой пояс

Нагэвадза : Ханэгоси, Ханэмакикоми, Хараицурикомиаси, Катагурума, Усирогоси, Сотомакикоми, Сумигаэси, Огурума

Катамэвадза : Хадакадзимэ, Катахадзимэ, Кататэдзимэ, Моротэдзимэ, Асигатамэдзимэ, Вакигатамэ, Харагатамэ

Подготовка к нагэноката: элементы тэвадза, косивадза, асивадза

Рэнракувадза : 5 техник

Гаэсивадза : 5 техник

1 кю, коричневый пояс

Нагэвадза:Ёкоотоси, Осотоотоси, Утсуригоси, Сукуйнагэ, Тсуригоси, Таниотоси, Ёкогурума, Укиотоси

Рэнракувадза, подготовка к нагэноката

1 дан, чёрный пояс

Нагэвадза: Укивадза, Ёковакарэ. Уранагэ, Сумиотоси, Ёкогакэ, Моротэгари, Кутикидаоси

Все техники на кю

Развитие дзюдо в России

Развитие российского дзюдо тесно связано с именем В. С. Ощепкова (1892-1937), который прошел обучение в японском институте «Кодокан-дзюдо». Вернувшись в Россию в 1914, открыл свою школу. Но по-настоящему дзюдо стало развиваться только в послевоенные годы.

В 1962 СССР стал членом Европейского союза дзюдо и Международной федерации. В 1964 на Олимпиаде в Токио успешно дебютировали советские дзюдоисты, завоевавшие четыре бронзовые медали. В 1972 была основана Всесоюзная федерация дзюдо. Этот вид спорта стал быстро завоевывать популярность. Первую золотую медаль в состязаниях дзюдоистов завоевал советский спортсмен Ш. Чочишвили на Играх XX Олимпиады в Мюнхене (1972). Золотые олимпийские медали также завоевывали С. Новиков, В. Невзоров, Н. Солодухин, Ш. Хабарели, Д. Хахалешвили. На Олимпийских играх в Сиднее (2000) российская сборная также выступила довольно успешно: одна серебряная медаль (Л. Брулетова) и две бронзовые (Ю. Степкин и Т. Тменов).

На основе различных техник восточных единоборств а нашей стране была разработана наиболее совершенная техника названная – САМБО.

Самбо (самозащита без оружия) — вид спортивной борьбы, в основе которого лежат наиболее эффективные приемы, применяемые в различных национальных видах борьбы. Существует также боевой раздел самбо — самозащита от нападения невооруженного и вооруженного противника.

У истоков самбо стояли основатели «борьбы вольного стиля» В. А. Спиридонова (1883-1943) и В. С. Ощепкова (1892-1937). В 1946 «борьба вольного стиля» получила свое современное название — самбо. В 1949 издана «Борьба самбо» — первая книга А. А. Харлампиева, с именем которого связано окончательное утверждение самбо, как массового вида единоборств.

В программе Олимпийских игр с 1980; чемпионаты Европы проводятся с 1972, чемпионаты мира — с 1973. Первыми чемпионами мира стали: Г. В. Георгадзе (СССР) — 48 кг, А. И. Шор (СССР) — 52 кг, М. М. Юнак (СССР) — 57 кг, Ч. Гаранах (Монголия) — 62 кг, Д. Л. Рудман (СССР) — 68 кг, А. С. Федоров (СССР) — 74 кг, Ч. И. Езерскас (СССР) — 82 кг, Л. К. Тедиашвили (СССР) — 90 кг, Н. С. Данилов (СССР) — 100 кг, В. И. Кливоденко (СССР) — свыше 100 кг. С 1982 в Москве проводится международный турнир «Мемориал Анатолия Аркадьевича Харлампиева».

В 1985 основана Международная любительская федерация самбо — ФИАС (FIAS), с 2001 — Всемирная федерация самбо, включает свыше 70 стран (1999). После распада СССР была создана Федерация самбо России.

Поскольку милиция в Российской Федерации — система государственных правоохранительных органов по охране общественного порядка, защите прав и интересов граждан от преступных и иных посягательств, то вполне естественно, что каждый сотрудник должен в той или иной степени владеть приемами единоборств.

Техника катамэ-вадза в школе дзю-дзюцу Огури-рю

Нин-дзютсу (синоби-дзютсу) — древнее японское искусство быть невидимым или искусство терпеливых стало известно миру в XX веке благодаря пяти мастерам традиционных школ Нин-дзютсу — Нава Юмно, Окусэ Хэйситиро, Отакэ Рису, Хакуюсай Норихиро и наиболее известному мастеру — Масааки Хатсуми («Бяку-рю», Белый дракон) — 34-му патриархуТогакурэ-рю нин-дзютсу (Школа спрятанной двери), мастеру 9-го дана по 8-ми видам Бу-до, врача традиционной восточной и классической медицины, который вопреки древним традициям раскрыл секреты этого, до него невероятно засекреченного искусства. Эти знания он получил от Тосицугу Такаматсу (Монгольский тигр) — 33-го патриарха Тогакурэ-рю нин-дзютсу и 27-го патриарха Куки-Синдэн-рю Хаппо Хи-кэн (Тайное искусство владения оружием), которого в свою очередь обучил его дедушка Синрюкен Массамитсу Тода — 32 патриарх Тогакурэ-рю нин-дзютсу.

Традиция нин-дзютсу, берущая начало в VI–VII вв. после внедрения буддизма в Японии, в частости школ Сингон (Истинное слово), Дзен (Молчаливое самоуглубление), Тэн дай (Величие небес) и вместе с ними эзотерической китайской системы Люгаймэнь (Врата учения нищих монахов) — своеобразной системой подготовки сверхчеловека, обученного владению всеми видами оружия, методами составления лекарств и ядов, школой маскировки, гипноза и другим премудростям этой поистине «школы выживания». Сначала, на основе Люгаймэнь, тантрического буддизма и местных японских культов была создана система Сюгэндо (путь овладения сверхъестественными силами) монахом Эн-но Одзуно (Эн-но Сёкаку, 634–703 гг.). Данная система распространилась по Японии с помощью монахов Ямабуси (Спящие в горах) и Яма-но Хидзири (Горные мудрецы), которые были учителями, а иногда и предводителями таинственных кланов нин-дзютсу.

Воин-ниндзя — тренированный с детства cyпервоин-суперпшион, отлично владевший методами рукопашного боя, боя с любым видом оружия, владевший методами маскировки, любых видов шпионажа, непревзойдённый артист, мастер боевых искусств, с необычайно натренированным телом, границы возможностей которого значительно отличались от обычного человека.

На вооружении Воинов Ночи (как их называли тогда) были самые совершенные изобретения того времени, например, огнестрельное оружие, различные взрывчатые вещества, о которых в Древней Японии слышали единицы, а ниндзя успешно применяли их в своих операциях. Здесь, как нигде, тщательно собирались методы традиционной китайской медицины как для развития сверхспособностей своего тела (сверхобоняния, сверхосязания, невероятно тонкого слуха, ночного зрения, развития выносливости, скорости передвижения, регуляции своего состояния в экстремальных ситуациях, формирование крепкого здоровья), так и наиболее эффективных техник для моментального, бесшумного усыпления, оглушения и уничтожения противника-цели. Для этого использовались самые эффективные техники акупунктуры и акупрессуры, физические и дыхательные упражнения наряду с огромным количеством магических приёмов, направленных на овладение силами природы. Доведены были до совершенства техники гипноза, чтения мыслей на расстоянии и энергетических ударов как в прямом бою, так и на большом расстоянии.

Воин-ниндзя в стойке «доко-но камаэ»

Вот, например, так выглядел поединок двух мастеров нин-дзютсу Ами и Сиро:

«Неожиданная встреча патриархов двух противоборствующих кланов нинпо, по традиции, должна закончиться поединком. Для этого два мастера, поклонившись, сели друг напротив друга на расстоянии трёх распластанных человеческих тел в позицию сэйдза… Последовал ещё один поклон. Глаза, направленные друг на друга, сузились до еле заметных щелей, а руки обоих сплелись в таинственные символы. Оба моментально превратились в неподвижные каменные изваяния. Последовал еле заметный гул, исходивший из каких-то глубин тела. Позиция пальцев Ами изменилась, после чего тело Сиро качнулось и голова слегка запрокинулась назад. Теперь Сиро поменял позицию пальцев, и тела обоих ниндзя как-будто передёрнуло током. Ами сделал резкое движение руками вперёд и вверх с нечеловеческим стальным криком «Х-э-о-о!», после чего тело Сиро медленно упало на шину и он испустил дух…»

Создателем японской борьбы ДЗЮ-ДО (путь гибкости) на базе древних техник дзю-дзютсу является Дзигаро Кано Вангакуши (псевдоним Киити Сай — «вместилище Единства»). В молодости Кано изучал дзю-дзютсу у мастеров Тэнсин синъё-рю (школы Истинной сути души Неба) и Кито-рю (школы подъёма и ниспровержения). Последняя, скорее всего, сыграла решающую роль в оформлении теоретической базы дзю-до. Учение Кито-рю, по преданию, зиждется на двух секретных трактатах, переданных в XVII веке дзенским патриархом Такуаном основоположникам школы. Труды эти невелики по объёму, но содержали важнейшие принципы кэмпо, связанные с дзэнской практикой медитации.

В совершенстве изучив приёмы различных школ дзю-дзютсу, Дзигаро Кано в 1882 г. открыл при храме Эйсё в Токио собственную школу — Кодо-кан (Клуб постижения пути), в которой преподавалось дзю-до — итог его многолетней работы. А в 1922 году было создано Культурное общество Кодо-кан (яп. Кодо-кан бунка кёкай), лозунгами которой стали заповеди Кано: «Наиболее результативное приложение силы» (яп. Сэйрёкудзэнъё) и «Взаимное благоденствие» (яп. Дзита кёэй).

Приёмы в дзю-до делятся на две большие группы: броски (нагэ-вадза) и захваты (катамэ-вадза). В боевое дзю-до ещё входят два раздела: удары различными частями тела (ате-вадза) и методы неотложной помощи при шоке и травмах (каппо).

Мастерам Кодо-кана, достигшим уровня Чёрного пояса (1-й дан), вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания «первой помощи» при травмах. Они целиком основаны на теории чжень-цзю терапии, и её методе акупрессуре — Куацу (надавливание на точки), заимствованной с континента наставниками старых школ дзю-дзютсу. В Японии различные методы реанимации человека, находящегося в шоковом состоянии, получили название Каппо (наука оживления).

Боковая подсечка (дэ-аси-бараи) в дзю-до.

Например, довольно распространённая травма в дзю-до — шок при удушении в результате временного нарушения кровоснабжения (ишемии) сосудов головного мозга при сжатии сонных артерий и трахеи. В подобных случаях применяется кокю-катсу (оживление дыхания) — нажатие на определённые участки груди и живота, восстанавливающее нормальное дыхание. В последние годы достоянием гласности стало более десяти способов Каппо, в том числе воздействие на точку средоточия Ки — Тандэн (Кикай, J6) в нижней част живота: Тандэн-катсу. В былые времена, когда все без исключения способы каппо держались в строжайшем секрете и передавались из уст в уста — от главы школы лучшим ученикам, цели их изучения были несколько иными.

Классификация удушающих приёмов в Дзю-до (Симэ-вадза)

По Horst Wolf, 6.Dan Judo, 1978

1. Нами-джуджи-дзимэ — удушающий скрещенными предплечьями сверху, при лежащем Укэ на спине.

2. Хадака-дзимэ — удушающий предплечьем и плечом спереди шеи с упором в локоть и нажимом на затылок (рис.)

Удушающий хадака-дзимэ — один из наиболее опасных удушающих приемов в дзю-до.

3. Уширо-дзимэ — удушающий предплечьем и плечом одной руки сзади при сидящем Укэ.

4. Ката-ха-дзимэ — удушающий двумя предплечьями передней и задней стороны шеи сзади с захватом руки при сидящем Укэ.

5. Содэ-гурума — удушающий двумя скрещенными предплечьями передней и задней стороны шеи с захватом за одну сторону воротника кимоно при сидящем Укэ.

6. Кататэ-дзимэ — удушающий двумя предплечьями передней и задней стороны шеи с захватом за одну сторону воротника кимоно при лежащем Укэ.

7. Кагато-дзимэ — удушающий нижней частью голени спереди с захватом скрещенных рук за воротник кимоно по обе стороны ноги при лежащем Тори на спине.

8. Хидари-аси-дзимэ — удушающий предплечьем с передней части и голенью с задней части шеи и захватом свободной рукой подъёма стопы при лежащем Тори на спине.

9. Ками-сихо-дзимэ — удушающий двумя предплечьями передней и задней стороны шеи с симметричным захватом за рукава кимоно при проведении удержания Ками-сихо-гатамэ и лежащем Тори на спине.

10. Ками-сихо-аси-дзимэ — удушающий предплечьем спереди и голенью сзади шеи с захватом свободной руки за подъём стопы в удержании Ками-сихо-гатамэ при лежащем на спине Тори.

11. Эби-дзимэ — удушающий скрещенными предплечьем и ногой Укэ с помощью нажима телом Нагэ сверху при лежащем Укэ на спине.

​КАЙВАН ДОДЗЁ . КЛУБ АЙКИДО АЙКИКАЙ

+7 906 787 1797

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В АЙКИДО

При изучении и практике айкидо используется традиционная японская терминология. Для удобства наших учеников ниже мы приводим ключевые термины и понятия, используемые в ходе занятий.

Читайте также в нашем блоге полезные статьи о японской терминологии:

Следует иметь в виду, что произношение японских слов в русской интерпретации может существенно отличаться от школы к школе. Связано это с тем, что, как правило, японские слова попадали в русский обиход через английский язык и претерпевали искажения, связанные как с разным фонетическим строем языков, так и с небрежностью транскрипции / транслитерации.

Этикет и команды

Додзё — зал для тренировок

Сёмэн-ни-рэй – приветствие в сторону Сёмена (как правило, центральной части додзё)

Сэнсэй-ни-рэй – приветственный поклон учителю

Атагани-рэй – поклон партнеров друг другу

Онэгай-симас – позвольте с вами позаниматься; будьте любезны; прошу вас (традиционное приветствие в начале тренировки, означающее: «пожайлуста, давайте начнем заниматься»)

Домо аригато годзаймасьта – большое спасибо; сердечно благодарю. Эта фраза обычно произносится в конце тренировки и выражает благодарность за проведенную тренировку

Ямэ – прекратить выполнение техник

Котай – поменяться местами, инициативой

Мо-ити-до – сделать ещё раз

Участники тренировки

Сенсей — учитель, инструктор

Сэйто – ученик, занимающийся

Семпай – старший ученик

Кохай – младший ученик

Наге – тот, кто выполняет технику

Укэ – атакующий; тот, кто «проигрывает» в учебной схватке

Направления

Маэ – лицевой, передний, вперед, впереди

Усиро – сзади, задний, назад, позади

Омотэ – лицевой; техника исполнения приемов на вхождение перед лицом партнера

Ура – обратный, оборотный, задний; техника исполнения приемов на вхождение за спину партнера

Ути – внутрь, внутренний, изнутри, рубящий удар

Сото – внешний, наружный, во вне

Мэн – лицевая часть чего-либо

Ёко – сторона, бок, боковой

Передвижения

Ирими – шаг, «вход» вперед, нацеленный на проникновение в стойку партнера

Тэнкан – поворот на 180 градусов вокруг передней ноги, не меняя стойки

Ирими-тэнкан – шаг с задней ноги и поворот на 180 градусов вокруг передней ноги

Тэнкан хо – вводное упражнение для освоения внешнего ухода от приема, передвижение с поворотом на 180 градусов вокруг передней ноги без смены стойки

Тэнкай – поворот на 180 градусов

Цуги аси – приставной шаг

Аюми аси – перекрестный шаг

Кайтэн – шаг вперед и поворот на 180 градусов

Сикко – перемещение на коленях

Маэ укэми – кувырок вперед

Усиро укэми – кувырок назад

Ёко укэми – боковой кувырок

Хантэн укэми – перекат на спине (падение назад с отбивкой)

Тоби укэми – свободное падение, прыжок («высокая страховка»)

Дзёдан – верхняя часть тела (лицо)

Чюдан / Тюдан — средний уровень (живот, солнечное сплетение)

Гэдан – нижняя часть тела (пах)

Атэми – отвлекающее действие, обычно удар

Сёмэн-ути – вертикальный рубящий удар ребром ладони в голову. Как правило, выполняется с шагом вперед

Ёкомэн-ути – внешний боковой рубящий удар по диагонали в висок или ключицу

Ц(у)ки – тычок, удар кулаком, мечом или дзё

Дзёдан цки – удар в верхний уровень, обычно в голову

Мунэ цки – удар в средний уровень, обычно в область живота

Гэдан цки – удар в нижний уровень, обычно в область паха

Атари – касание, состояние, удар достиг цели

Гери — удар ногой

Ёко гери – удар ногой в сторону

Уширо гери – удар ногой назад

Маэ гери – удар ногой вперед

Маваши гери – удар ногой сбоку

Кататэ-дори – захват запястья

Ай ханми – одноименной рукой (правой за правую и наоборот)

Гьяку ханми – разноименной рукой (правой за левую и наоборот)

Ката-дори – захват за плечо

Ката-дори-мэн-ути – захват за плечо с одновременным ударом второй рукой

Мунэ-дори – захват за отворот куртки в области груди

Моротэ-дори – две руки держат одну

Хиджи-дори – захват за локоть

Рёката-дори – захват за оба плеча или лацкана

Рёмунэ-дори – захват за отвороты кимоно двумя руками

Рётэ-дори – захват двух рук партнера

Рё-хиджи-дори – захват за два локтя

Содэ гути дори – захват за отворот рукава кимоно

Какаэ дори — захват за тело (обхват двумя руками спереди)

Куби симэ — захват за горло, удушение

Усиро-ката-дори – захват сзади за плечо одной рукой

Усиро-кататэ-дори – захват сзади за запястье

Усиро-хидзи-дори – захват сзади за локоть

Усиро-кататэ-дори — куби-симэ – удушение сзади с одновременным захватом одной руки (запястья)

Усиро-рётэ-дори – захват сзади двумя руками за две руки

Усиро-рёката-дори – захват за два плеча сзади

Усиро-рёхидзи-дори – захват сзади за два локтя

Усиро-ситатэ-дори – обхват сзади на уровне груди с замком рук (под руками партнера)

Усиро-уватэ-дори – обхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнера)

Усиро-эри-дори – захват сзади за воротник

Техника исполнения

Тачи-вадза – приемы, исполняемые стоя

Сувари-вадза – приемы, исполняемые в стойках на коленях

Ханми-хантачи-вадза – приемы, выполняемые на коленях против стоящего противника

Нагэ-вадза – техника бросков

Усиро-вадза – техника защиты от атак сзади

Танто-дори – приемы защиты от ножа

Катамэ-вадза – приемы удержания

Хэнка вадза – изменение приема, переход с одного приема в другой

Каэси-вадза – техника контрприемов

Какари-гейко – техника защиты от нескольких противников, атакующих одновременно

Дзию-вадза – исполнение технических приемов в свободном стиле

Приемы удержания

Иккё – 1-й контроль. Метод выведения из равновесия и удержание воздействием на локтевой сустав

Никё – 2-й контроль. Сгибание запястья (внутрь) и локтя в естественном направлении

Санкё – 3-й контроль. Скручивание запястья винтообразным движением и его обездвиживание

Ёнкё – 4-й контроль. Метод удержания, давлением на болевую точку на внутренней стороне запястья

Гокё – 5-й контроль. Сгибание локтевого сустава в противоестественном направлении

Ирими-нагэ – бросок на встречном движении с использованием вращения вокруг центра тяжести партнера, удерживая шею

Кайтэн-нагэ – круговой бросок в вертикальной плоскости

Кокю-нагэ – бросок с использованием силы партнера продлевая его атакующее движение

Котэ-гаэси – бросок поворотом кисти партнера наружу, может сочетать в себе как бросок так и прием удержания

Коси-нагэ – бросок через бедро

Сихо-нагэ – бросок выкручиванием предплечья «в четырех направлениях»

Сокумэн-ирими-нагэ – бросок с использованием встречного движения партнера

Тэнчи-нагэ – бросок «небо — земля», с движением рук в обхват корпуса по диагонали

Удэ-кими-нагэ – бросок с воздействием на локоть партнера снаружи и снизу, а также подставкой опоры (руки) под мышку партнера

Дзюдзи-гарами – бросок с использованием скрещивания рук партнера

Кокю-хо – упражнение на концентрацию дыхания

Ссылка на основную публикацию