Техника борьбы Самбо Основные удержания | Karate-krs.ru

Техника борьбы Самбо Основные удержания

Удержание – это действие, при котором один борец прижимает другого лопатками к ковру и удерживает в таком положении какое-то время. В самбо это 20 с.

Удержание в течение 20 с оценивается в 4 балла.

Удержание в течение 10 с и более (до 19) оценивается в 2 балла.

В схватке засчитывается лишь одно удержание в течение 20 с. Если удержание длилось менее 20 с и борец получил 2 балла, то он может сделать еще одну попытку. Более 4 баллов за удержание получить нельзя.

Удержание сбоку.

И. п.: партнер лежит на спине. Проводящий удержание находится справа от него (рис. 123).

рис. 123

Под шею партнера подложите локтевую ямку своей правой руки. Его правую руку плотно прижмите к себе левой, чтобы она оказалась у вас в подмышечной впадине, и захватите рукав партнера на задней или боковой поверхности верхней трети плеча. Можете соединить свои руки. Согнутую в коленном суставе правую ногу положите наружнобоковой поверхностью бедра и голени на ковер, левую поставьте на ступню. Если вы правильно проведете удержание, партнер должен попытаться уйти.

Уходом с удержания считается любая позиция, при которой плоскость спины атакуемого составляет с плоскостью ковра угол, больший чем 90°.

Если атакуемый пытается отжать вашу голову руками, а делать это он может, упираясь вам в подбородок или лоб, старайтесь опустить голову как можно ниже.

Если противник, становясь на мост, пытается перебросить вас через себя, расставьте пошире ноги, переместите таз подальше от него (чтобы увеличить площадь опоры) и согните его шею.

В спортивных схватках запрещено захватывать шею противника двумя руками. Ее можно захватывать только вместе с рукой.

Запрещено делать захваты за волосы, уши, лицо.

Удержание со стороны головы.

И. п.: партнер на спине. Вы ложитесь на живот со стороны его головы и захватываете его так, чтобы шея и одна из рук оказались у вас в подмышечных впадинах. Можно соединить руки на спине партнера. Ноги расставьте широко. Ногу, одноименную руке, захватившей голову партнера, согните в коленном суставе и положите на ковер внутренней поверхностью бедра и голени. Другую выпрямите. Голову прижмите к груди партнера (рис. 124).

рис. 124

Удержание поперек.

И. п.: партнер на спине. Грудью лягте на его грудь под прямым углом и плотно прижмитесь к нему головой. Ноги расположите так же, как при удержании со стороны головы. Захваты рук при этом виде удержания могут быть самыми разнообразными. Одной, пропущенной под дальней лопаткой, можно держаться за пояс партнера, другой – «выключать» его руки. Можно захватить его руки в области плеча и сильно прижать к себе. Попробуйте самостоятельно найти удобный для вас способ удержания партнера (рис. 125).

рис. 125

Удержание верхом.

И. п.: партнер на спине. Сядьте на него верхом, захватив его правую руку в верхней трети плеча и прижмите левой к своему боку. Правой рукой обхватите его шею. Грудью прижмитесь к его груди, так как удержание будет засчитано только а этой позиции. Когда партнер начнет уходить от удержания, он наверняка сделает попытку перебросить вас через себя, встав на мост. Чтобы не дать ему этого сделать, запустите снаружи свои ноги под его и поднимите их, прогнувшись назад. Этим вы лишите его опоры на ступни, и он не сможет «смостить» (рис. 126).

рис. 126

Удержание между ног.

И. п.: партнер на спине. Лягте между его широко разведенных ног и прижмитесь грудью к его груди (как и в предыдущем случае, удержанием будет считаться только это положение). Захваты те же, что и при удержании верхом. Главное не дать партнеру ввести ноги между ним и вами. Для этого их можно оплести изнутри своими (рис. 127).

рис. 127

Удержание с захватом ноги и шеи.

Собственно, это вариант удержания поперек. Одной рукой захватите ногу партнера, а другую пропустите ему под шею. Соединив свои руки, вы «выключите» его ногу и наклоните его голову, что не даст ему возможности встать на «мост» (рис. 128).

Техника борьбы Самбо Основные удержания

Что лучше, самбо или дзюдо, самбо или каратэ? На это я всегда отвечаю так: не может часть быть больше целого. СИСТЕМА САМБО впитала в себя всё лучшее и целесообразное, что могли предложить нам народные виды борьбы и системы самозащиты.

Россия подарила прошедшему веку революцию («каков подарочек», как говорили братья Стругацкие); Шаляпина, Нежданову и Собинова; Павлову, Уланову и Плисецкую; Прокофьева, Дунаевского и Шостаковича; Чижевского, Курчатова и Вавилова; Циолковского, Королева и Гагарина. Наши соотечественники Зворыкин и Сикорский, эмигрировав в США, создавали телевидение, строили вертолеты и самолеты и так далее.

Мы гордимся нашими соотечественниками так же, как должны гордиться и тем уникальным явлением, имя которому — СИСТЕМА САМБО.

Для тех, кто впервые видит спортивную борьбу самбо или занимается различными видами восточных боевых искусств, характерны следующие высказывания: «Самбо — это же дзюдо!», «Самбо и сравниться не может с каратэ (айкидо, тэквондо и так далее)». Так могут говорить те, кто видит только «верхушку айсберга». Прежде чем погрузиться в историю, советую ещё раз прочитать эпиграф.

Для династии Харламииевых всегда была характерна тяга к единоборствам и физической культуре. Невозможно с уверенностью сказать, увлекался ли смоленский дьякон Яков борьбой и физическими упражнениями. Но то, что его сын Георгий Яковлевич (1861—1911) со своими детьми ежедневно занимался, по современной терминологии, атлетической гимнастикой, говорится в книге Э. Хруцкого «Этот неистовый русский», отразившей жизненный и творческий путь Аркадия Георгиевича Харлампиева (1888—1936). Атлетические занятия и физический труд являлись для мужской половины семьи как бы подготовительными упражнениями для молодецкой забавы — кулачных боёв, столь популярных на Смоленщине, особенно на масленицу, и проводившихся на берегу или льду Днепра.

Аркадий Георгиевич, выросший в такой семье, стал. художником, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Парижскую академию изящных искусств. Карандаш, кисти и краски были с Аркадием Георгиевичем всю жизнь. С ними он не расставался и в знаменитой Таджикско-Памирской экспедиции (в 1931 году), где он был начальником подготовительной группы восхождения на высочайшую вершину бывшего СССР — пик Сталина. У подножия пика поставлен памятный знак. Рядом с фамилиями Н.Горбунова, Е.Абалакова и А.Гетье увековечены и сам Аркадий Гергиевич, и его сын — Георгий (1908 год рождения), увлекавшийся боксом и альпинизмом, киноартист и музыкант, пропавший в 1937 году в страшном ГУЛАГе.

В начале века Аркадий Георгиевич начал подрабатывать в цирке в качестве акробата и борца, что-бы иметь возможность учиться и содержать семью. Помогла ему в этом отличная физическая подготовка. На цирковой арене он встретился с такими замечательными людьми и известными борцами, как Заикин, Поддубный и Лебедев. Иван Васильевич Лебедев, более известный как «профессор атлетики» или просто «дядя Ваня», первым в России выпустил книгу по самозащите для специального пользования «Самооборона и арест» (Петроград, 1915). Прекрасные иллюстрации и сопроводительный текст говорят о профессиональном подходе к только начинающей приобретать известность в Европе и совершенно неизвестной в России того времени японской системе «джиу-джитсу».

«Настоящее руководство имеет целью дать возможность чину полиции избегнуть кровопролития и, каким бы не был прием самообороны, он будет менее опасным для жизни подчас пьяного, подчас больного или безумного или подчас обозленного человека, чем действие оружием», — писал во вступлении к своей книге Лебедев.

При советской власти «дядю Ваню» поспешили зачислить в пособника полиции, то есть врага пролетариата. Торопясь наклеить ярлыки, чиновники совершенно проигнорировали слова Лебедева из его же книги: «. здоровье человека — дороже всего, и поэтому прибегать к приемам, причиняющим сильную боль, следует лишь тогда, когда приходится иметь дело с опасным преступником и когда с его стороны угрожает опасность для вашей жизни». Советские же кинематографисты в фильмах о дореволюционных борцах, стараясь не упоминать фамилию Лебедев, представляли дядю Ваню весьма комичным инспектором циркового манежа, внешним видом, речью и манерами напоминавшего купчишку.

История, без сомнения, всё расставит по своим местам. Мы же запомним И.В.Лебедева не только как автора книги «Самооборона и арест», но и как циркового борца, талантливого организатора, руководителя первых атлетических кружков студентов, организатора соревнований на арене цирка, популяризатора, особенно в послереволюционные годы, «французской борьбы», впоследствии получившей название «классической», а позже — «греко-римской».

Если в России отдавали предпочтение французской борьбе, то в самой Франции — английскому боксу. В Париже после занятий в академии Аркадий Харлампиев направлялся в «Бокс-клуб». В совершенстве владея приемами кулачного боя, он почувствовал, как бокс целиком захватил его. Уже через несколько месяцев на ринге появился боксёр с привычным для французов именем и фамилией — Шарль Лампье.

Победы русского Шарля следовали одна за другой. Газеты писали о феноменальном успехе русского чемпиона Франции, но Лампье уже торопился в Россию, где вновь появился художник-живописец Харлампиев, владеющий секретами незнакомого для русских английского бокса.

Газета «Смоленские губернские ведомости» 10 апреля 1913 года сообщает о первой победе на родине:

«Вчера в цирке г. Аржанова впервые в истории нашего города состоялся матч боксеров (кулачных бойцов английской школы). Негр Смитс, приехавший к нам из Северо-Американских Соединенных Штатов, встретился с нашим земляком г. Харлампиевым. Бойцы сошлись в поединке. Они обрушили друг на друга град яростных ударов. Наконец на десятой минуте боя г. Харлампиев нанёс удар в лицо Смитса. Последний упал и потерял сознание. Почётный приз достался нашему земляку».

Организовав в Смоленском гимнастическом обществе кружок бокса, Аркадий Георгиевич переезжает в Москву, где уже два года в Обществе любителей лыжного спорта и тяжелоатлетическом обществе «Санитас» существуют кружки любителей бокса. В это время Харлампиев выступает как преподаватель, организатор, пропагандист, судья и практикующий боксер.

Московские газеты и журналы немедленно ополчились против деятельности обществ. Вот, к примеру, что было напечатано в журнале «Русский спорт» (№ 7, 1914):

«. в парке Сокольники некто Харлампиев, бывший цирковой акробат, продемонстрировал нашей публике английский бокс. Полноте, господа! Может быть, на берегах туманного Альбиона интересно по скулам бить друг друга, но не у нас!»

Сохранившийся ролик плёнки «Пате-журнала» (еженедельный киножурнал братьев Пате, 1914, № 981-А) с репортажем о «матче бокса в Обществе любителей лыжного спорта», проходившем на одной из полянок в Сокольниках, даёт представление об этом историческом событии. В одном из эпизодов Аркадий Георгиевич выступает в роли рефери, в белоснежной рубашке с галстуком. Второй эпизод скоротечен. Несколько стремительных передвижений по рингу. Удар Харлампиева, и противник повержен. Нокдаун. Рефери поднимает руку улыбающегося победителя.

Единственным печатным органом, поддержавшим пионеров бокса в России, был в то время журнал «К спорту». В 1915 году главный редактор и владелец журнала Б. Чесноков вручил Аркадию Георгиевичу диплом, в котором журнал признал его достойным звания сильнейшего русского боксера. Одновременно с этим в дипломе была отражена и «коммерческая заинтересованность» владельца редакции: «Оспаривать у Харлампиева это звание и почетный приз имеет право каждый русский боксёр, но только в матчах с ведома редакции».

Техника борьбы Самбо Основные удержания

Са́мбо (аббревиатура, образованная от словосочетания «самозащита без оружия») — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты, разработанная в СССР. Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года, когда Спорткомитет СССР включил самбо в число видов спорта, культивируемых в СССР.

относительно молодой, но довольно популярный и интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства. Основанием технического арсенала самбо служит комплекс наиболее эффективных приёмов защиты и нападения, отобранных из различных видов боевых искусств и национальной борьбы многих народов мира. Число приёмов в арсенале самбо непрерывно прирастает по мере развития этого вида спортивного единоборства.

В соревнованиях по самбо предусмотрено семь возрастных групп:

Группа Возраст
Младший возраст 11-12 лет
Подростки 13-15 лет
Средний возраст 15-16 лет
Старший возраст 17-18 лет
Юниоры 19-20 лет
Взрослые 20 лет и старше
Ветераны 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60 и старше

В самбо предусмотрено деление по весовым категориям в зависимости от возраста и пола.

В спортивном самбо разрешается применять броски, удержания и болевые приёмы на руки и ноги. В самбо броски можно проводить с помощью рук, ног и туловища. В самбо баллы присуждаются за броски и удержания. Бросок — это приём, с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какую-либо часть туловища или колени. При удержании самбист, прижимаясь к сопернику головой или грудью, удерживает его в этом положении в течение 20 секунд. Самбист может победить досрочно, если выполнит бросок соперника на спину, оставаясь в стойке, проведет болевой прием, наберет на 12 баллов больше соперника.

4 балла присуждается:

— за бросок соперника на спину с падением атакующего;

— за бросок соперника на бок без падения атакующего;

— за удержание в течение 20 секунд.

2 балла присуждается:

— за бросок соперника на бок с падением атакующего;

— за бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего;

— за удержание в течение более 10, но менее 20 секунд.

1 балл присуждается:

— за бросок соперника на грудь, плечо, живот, таз с падением атакующего.

Болевым приёмом является техническое действие в борьбе лёжа, вынуждающее соперника сдаться. В самбо разрешается проводить рычаги, узлы, ущемления суставов и мышц на руках и ногах соперника. Время схватки 3-5 минут чистого времени.

В настоящее время в самбо существует шесть систем проведения соревнований:

  • олимпийская с утешительными поединками от полуфиналистов;
  • олимпийская с утешительными поединками от финалистов;
  • олимпийская без утешительных поединков;
  • до шести штрафных очков;
  • до двух поражений;
  • круговая с разбивкой на подгруппы.

Форма одежды [ править | править исходный текст ]

Современные правила предусматривают следующий костюм участника: специальные куртки красного или синего цветов (самбовки), пояс и короткие шорты, а также специальную обувь (борцовки). Кроме того, для участников предусмотрен защитный бандаж для защиты паха (плавки или неметаллическая раковина), а для участниц — бюстгальтер и закрытый купальник.

Куртки и пояса для самбо изготавливают из хлопчатобумажной ткани. Рукав куртки длиной до кисти, и шириной, оставляющей просвет до руки не менее 10 см. Полы куртки — не длинные, 15 см ниже пояса.

Борцовки представляют из себя изготовленные из мягкой кожи ботинки с мягкой подошвой, без выступающих твёрдых частей (для чего все швы должны быть заделаны внутрь). Щиколотки и стопа в области сустава большого пальца защищены покрытыми кожей войлочными прокладками.

Шорты изготавливаются из шерстяного, полушерстяного или синтетического трикотажа, должны быть одноцветными и прикрывать верхнюю треть ноги. Исключаются застежки, карманы и другие жесткие декоративные элементы.

На официальных соревнованиях участники выступают в шортах и куртке одного цвета. Спортсмен, которого объявили первым, должен занять «красный» угол и надеть форму соответствующего цвета.

Ссылка на основную публикацию