Техника борьбы Самбо Классификация терминология и систематика техники борьбы САМБО | Karate-krs.ru

Техника борьбы Самбо Классификация терминология и систематика техники борьбы САМБО

Тема 2. КЛАССИФИКАЦИЯ, СИСТЕМАТИКА И ТЕРМИНОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ. ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ И ТЕРМИНОЛОГИИ САМБО

План лекции

1. Определение понятий: классификация, систематика, терминология.

2. Классификация национальных видов борьбы народов мира.

3. Общая классификация технических действий видов спортивной борьбы. Классы, подклассы, группы технических действий.

4. Единая спортивная классификация Республики Беларусь.

5. Термины и их значение в обучении борьбе. Обоснование терминологии спортивной борьбы.

6. Классификация техники самбо. Терминология самбо.

Рекомендуемая литература

1. Купцов, А. П. Классификация, систематика и терминология спортивной борьбы / А. П. Купцов // Спортивная борьба: учебник для институтов физической культуры / под ред. А. П. Купцова. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – С. 56-81.

2. Полубинский, В. Н. Борьба самбо / В. Н. Полубинский, В. М. Сенько. – 2-е изд., исп. и доп. – Мн.: Беларусь, 1980. – С. 109. – ил.

3. Чумаков, Е. М. Сто уроков самбо / Е. М. Чумаков / под ред. С. Е. Табакова. – М. : «ФАИР-ПРЕСС», 1998. – С. 82-84.

4. Чумаков, Е. М. Техника борьбы самбо / Е. М. Чумаков // Спортивная борьба : учебник для институтов физической культуры / под ред. А. П. Купцова. – М. : Физкультура и спорт, 1978. – С. 188-236.

5. Сержанин, И.И. Единая спортивная классификация Республики Беларусь / И.И.Сержанин. – Минск: ГУ «РУМЦ ФВН», 2013.– 336 с.

Определение понятий классификация, систематика, терминология

Для удобства восприятия обсуждаемых понятий, рассмотрим их применение в спорте и конкретное использование в спортивной борьбе.

Понятие «классификация» определяется смысловым значением слова «класс», т.е объединением, слиянием средств физической подготовки, приемов или действий, взаимосвязанных с определенной деятельностью спортсменов. Для определения структуры и значимости существует классификация соревнований. Результаты соревновательной деятельности во всех видах спорта оценивает, утверждаемая раз в четыре года «Единая спортивная классификация Республики Беларусь» с присвоением спортсменам республики спортивных званий и разрядов за достигнутые спортивные результаты. Рассматриваются такие классификации как:классификация видов борьбы; классификация спортсменов по возрасту, весу, спортивной подготовленности, принадлежности к спортивным клубам (обществам). Составлена общая классификация технических действий спортивной борьбы, классификация тактики спортивной борьбы.Классификация подвижных игр-единоборств разработана как средство специализированной координационно-кондиционной подготовки спортсменов. Классификация техники и тактики самбо отражает особенности этого вида борьбы в одежде.

Систематика предусматривает логичное распределение в определенной последовательности действий и средств подготовки.

Терминология помогает присвоить действиям свое, присущее только им, название. По смысловому значению требования к терминам и их определениям разделяются на исторические, фактические, логические.

Виды, или стили борьбы, взаимосвязанные определенной целью достижения победы в единоборстве с противником без применения оружия, классифицируются по своим отличительным особенностям.

Классификация видов борьбы народов мира

В соответствии с разрешенными правилами захватов и приемов все виды борьбы (национальные и интернациональные) условно разделены на шесть групп

Борьба в стойке без действий ногами и захватов ниже пояса

-русская в «схватку» (с захватом накрест)

-узбекская «ферганская» кураш

Борьба в стойке с действиями ногами без захватов ниже пояса

-молдавская трынта купэдикэ

-русская «не в схватку»

-узбекская «бухарская» кураш

-якутская на поясах «курдацан-тустуу»

Борьба в стойке с действиями ногами и захватами ниже пояса

-английская свободная «кетч гольд»

-таджикская «бухарская гуштингири»

-туркменская вольная (хивинская)

-швейцарская новая «сюис либр»

-швейцарская старая «швейцер швиген»

Борьба в стойке и партере без действий ногами и захватов ниже пояса

-греко-римская (классическая, французская, финско-французская)

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

3.2. Классификация и терминология технических действий в спортивной борьбе

3.2. Классификация и терминология технических действий в спортивной борьбе

В видах спортивной борьбы предлагалось много классификаций ее техники. Действительно, каждая из них отражала уровень знаний в данной области. Впервые классификация приемов техники борьбы была предложена в дзюдо Д. Кано (А.П. Купцов, 1980) (схема 3.1.).

Классификация техники борьбы дзюдо по Д. Кано

Эта классификация в 1932 году была трансформирована прародителем борьбы самбо В.С. Ощепковым для нужд борьбы самбо.

Затем в 1940 году Н.Н. Сорокиным была предложена классификация борьбы классической (схема 3.2.), которая в 1952 году была развита Н.М. Галковским, А.З. Катулиным и Н.Г. Чионовым (схема 3.3.).

Классификация техники классической борьбы по Г.В. Гончарову и Н.Н. Сорокину

Классификация техники классической борьбы по Н.М. Галковскому, А.З. Катулину, Н.Г. Чионову

В дальнейшем она была усовершенствована (Спортивная борьба, 1968) и просуществовала до 1978 года (схема 3.4.).

Классификация техники классической борьбы (Спортивная борьба, 1968)

По требованию времени необходимо было создать единую классификацию техники спортивной борьбы, в которой бы на верхних иерархических уровнях учитывались общие для всех видов борьбы признаки.

В 1975 году А.П. Купцовым была предложена Единая классификация технических действий (для четырех видов борьбы) (Спортивная борьба, 1978) (схемы 3.5.).

Классификация техники борьбы стоя по А.П. Купцову

Классификация техники борьбы в партере по А.П. Купцову

* – болевые приемы и удушения, используемые в самбо и дзюдо, в таблице не приводятся

Однако эта классификация так же, как и все предыдущие, была построена на субъективной основе и не отражала биомеханической сути приемов борьбы, начиная с кинематической составляющей, о чем говорилось выше во 2-й главе.

Поскольку классификация должна использоваться во всех аспектах данной деятельности, классификации, построенные на субъективной основе, не могут обеспечить:

– формирования правильного представления о технике приемов (хотя бы в плане установления доминирующих элементов техники);

– организации объективного педагогического контроля становления оптимальной техники.

В качестве примера можно привести эпизоды определения модели борца высокой квалификации с использованием различных классификаций.

Применяя формулы определения технического разнообразия (В.П. Волков и др., 1971; Г.С. Туманян и др., 1986) с использованием при этом классификации технических действий в спортивной борьбе (Спортивная борьба, 1968; 1978). зачастую можно допустить серьезные методологические ошибки. Так в первом случае, при взаимной правосторонней стойке атакующий проводит в левую сторону (относительно себя) бросок подворотом, бросок прогибом, бросок поворотом (мельницу) (по А.П. Купцову). По предлагаемой методике педагогического контроля, с учетом модельных требований к борцам высокой квалификации (А.И. Колесов и др., 1977), борец будет оценен как полностью удовлетворяющий требованиям модели (1.0), (рис.3.1).

Если борец будет владеть тремя сваливаниями, представляющими одну классификационную группу, но проводимыми в три тактические стороны, то при такой системе он будет оцениваться как односторонний и не удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к борцу высокого класса (рис. 3.2.).

На самом же деле, в первом случае борец соответствует требованиям только по объему и, может быть, по разнообразности техники, но не соответствует по ее разнонаправленности, что исключительно важно для обеспечения технико-тактической эффективности (рис. 3.1.).

Во втором случае борец, владея приемами только из одной классификационной группы, покрывает этой техникой три технико-тактических направления (рис. 3.2.).

Таким образом, можно предположить, что виновна в данном случае не система педагогического контроля, а используемые при этом классификационные системы (Спортивная борьба 1968; 1978).

Если же использовать Единую классификацию технических действий в спортивной борьбе по Ю.А Шулике (1988; 1993), то борец, продемонстрировавший технический арсенал по первому варианту (рис. 3.1), будет расценен как односторонний (Р тех = 0,25), поскольку все его броски направлены в одну тактическую сторону из четырех, а борец, продемонстрировавший технический арсенал по второму варианту (рис. 3.2.), будет расценен как разнонаправленный (Р тех = 0,75), поскольку все его броски направлены в три тактические стороны из возможных четырех.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМАТИКИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

Классификация приемов борьбы представляет собой распре­деление всех известных приемов по группам в соответствии с об­щим для каждой группы признаком.

Систематика приемов борьбы — это установление связи и взаимозависимости между различными группами приемов и рас­пределение их в определенной последовательности (системе): по степени трудности, сложности структуры и т. д.

Терминология борьбы есть совокупность специфических для борьбы названий (терминов), которыми пользуются в педагоги­ческой и спортивной работе. Термин — специальное слово или словосочетание, имеющее точное описание определенного поня­тия (краткое название понятия).

Классификация, систематика и терминология помогают пре­подавателям упорядочить педагогический процесс. Классифика­ция распределяет приемы по группам, а это облегчает пользова­ние всем многообразием техники.

Систематика приемов спортивной борьбы составлена на ос­нове классификации. Так же как и классификация, она помога­ет преподавателю создавать у занимающихся правильное пред­ставление о всей технике, о взаимосвязи между группами и прие­мами и дает возможность последовательно и правильно вести обучение.

В настоящее время в спортивной борьбе победа присуждает­ся борцу за результат, полученный им от применения атакую­щих технических действий, называемых приемами. Эти приемы различны по своей структуре. Поэтому разделение приемов про­изведено по сходству основы их структуры.

На схемах 1,2,3 дана классификация основных приемов клас­сической, вольной борьбы и борьбы самбо.

Приведенная классификация и систематика приемов пример­ные. Поместить в схемах все многообразие приемов очень труд­но. Каждый прием в той или иной группе имеет большое количе­ство разновидностей (вариантов). Процесс образования этих ва­риантов идет непрерывно. Это обогащает технику спортивной борьбы. Поэтому классификация и систематика с течением вре­мени изменяются и совершенствуются.

Установленное в данной классификации и систематике деле­ние приемов на группы и подгруппы позволяет включить вновь появляющиеся приемы в одну из имеющихся классификацион­ных групп.

При этом следует учитывать, что некоторые приемы имеют признак», характерные для смежных групп. Это как бы переход­ные приемы, занимающие промежуточное положение. В зависи­мости от особенностей выполнения их можно относить к той или другой группе. Так, бросок через спину с передней подножкой имеет характерные особенности броска через спину и подножки. Известны и другие аналогичные приемы — бросок прогибом с подсадом может быть отнесен и к броскам с прогибом и к бро­скам подсадом.

Классификация техники самбо. Терминология самбо.

Классификация техники приёмов самбо была предложена в 40-х годах прошлого столетия одним из основоположников этого вида спорта А.А.Харлампиевым.Классификация бросков построена на основе смыслового значения классификации бросков в дзюдо: броски руками, броски ногами, броски туловищем.

Все броски, с учетом особенностей структуры и способа выполнения, имеют свою терминологию и подразделены на классификационные группы: подножки, подсечки, подхваты (отхваты), подсады (броски через голову), зацепы (обвивы), подбивы («ножницы»), перевороты (передний, задний), броски через бедро (через спину, через плечо), броски через плечи («мельница»), броски захватом ног (ноги), броски выведением из равновесия, броски прогибом (через грудь), броски вращением.

Принципы образования полных названий приёмов и кратких терминов рассматриваются как литературные, фактические, логические.

Подсечка (передняя, задняя, боковая, изнутри, в темп шагов), зацеп (стопой, голенью, снаружи, изнутри), подножка (задняя, передняя, боковая, с колен, седом), обвив (зацеп голенью и стопой), отхват, подхват (передний, изнутри, боковой, под две ноги, под одну ногу) подсад (голенью, стопой, бедром, упором стопой в живот), подбив (бедром, двумя ногами «ножницы»), броски ( через бедро, через спину, через плечо, под плечо, через грудь, через плечи «мельница»), броски (захватом ног, ноги, стопы, изнутри, снаружи, разнохватом), переворот (боковой, передний) как способы и варианты атакующих действий самбо в стойке.

Зашагивание, подшагивание, заступание, заведение, осаживание,сед, с колен, в падении, выведения из равновесия (рывком, толчком, скручиванием), как способыподготовки к проведению атакующих действий самбо в стойке.

В партере (борьба лежа) основными атакующими действиями являютсяболевые приемы,разрешенные на суставы рук (локтевой, плечевой),на суставы ног (коленный, тазобедренный) и выполняемые разгибанием (рычагом), вращением(узлом),а также сдавливанием (ущемлением) двуглавой мышцы плеча, икроножной мышцы и ахиллова сухожилия.

Удержания названы по расположению к противнику: сбоку, поперек, верхом, со стороны головы, со стороны ног.

Переворачивания (перевороты), применяемые в самбо как вспомогательные приемы, имеют терминологию согласно единой классификационной схеме основных приёмов техники спортивных видов борьбы. Скручивание, забегание, переход, накат, прогиб, перекат и разгибание как основы биомеханических действий атакующего при проведении переворотов

Требования к содержанию определений выполнены в соответствии с терминологией, имеющейся в учебной литературе, на основеклассификации техники приёмов самбо: ХарлампиевА. А., (1949), Чумаков Е. М., (1998).

Тема 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО САМБО

1. Определение понятий

2. Структура деятельности тренера по борьбе

3. Личностные качества и авторитет тренера

4. Мотивационная сфера личности тренера.

5.Структура мотивов в спортивной борьбе

6.Потребности и интересы к деятельности тренера.

7.Критерии и уровни педагогического мастерства.

1. Туманян, Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки : учебное пособие / Г. С. Туманян. – В 4-х кн. – Кн. I. Пропедевтика. – М. : Советский спорт, 1997. – С. 82-87. – ил.

2. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера М.: Физкультура и спорт, 1 981 — 374 с.

Содержание любой профессии определяется прежде всего объек­тивными требованиями того общества, в котором осуществляется дан­ная профессиональная деятельность. Для профессии тренера в нашей стране эти требования выражаются в целях и задачах физического воспитания и спорта. Основная цель спортивной тренировки состоит в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов, развить духовные и физические способ­ности спортсмена, чтобы использовать спортивную деятельность, как фактор гармоничного формирования личности и воспитания в интересах общества(Л.П.Матвеев). В соответствии с этой целью в процессе спортивной тренировки должны решаться в единстве — образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Цель и задачи реализуются в результате планомерной деятельности тренера.

Деятельность тренера, являясь по существу одним из видов уп­равленческой работы, представляет сложноорганизованный многофакторный процесс, который осуществляется в рамках определенной пе­дагогической системы. Педагогическая система — это совокупность структурных и функциональных компонентов, подчиненных педагогическим целям (Н.В.Кузьмина). Структурные компоненты деятельности включают статические характеристики тренировочного процесса — цели, содержание, средства, методы, формы спортивной тренировки.

К функциональным компонентам, которые обуславливают становление, развитие, совершенствование тренерского мастерства, относятся гностический, кон­структивный, организаторский, коммуникативный и двигательный компоненты ( А.А.Деркач, А.А.Исаев А.А.).

В целом мастерство тренера характеризуется комплексом умений, необходимых для продуктивного решения образовательных, воспитатель­ных и оздоровительных задач, составляющих основу спортивной тренировки.

Умение в данном случае представляет собой освоенный субъектом способ выполнения действий, который опирается на совокупность знаний, навыков, задатков и способностей, сознательно реализуемый тренером в конкретной педагогической ситуации. Способ решения предусматривает отражение в деятельности всей совокупности ее структурных и функциональных компонентов, благодаря чему создается возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Классификация приемов самбо. Часть 1

Классификация приемов самбо, разработанная Харлампиевым, актуальна до сих пор. Он выделял технику борьбы стоя, технику борьбы лежа, переходы от борьбы стоя к борьбе лежа и переходы в обратном направлении: от борьбы лежа к схватке в стойке.

Борьба стоя включает в себя различные стойки: прямую, левую, правую, низкую; дистанции — их всего пять; варианты захватов, перемещения по ковру, маневры, обманные действия. Сюда же относится техника подготовки и проведения бросков, комбинации приемов нападения и защиты, страховки противника и самостраховки при проведении бросков.

Прямая, или фронтальная, стойка — это такое положение корпуса бойца, когда он стоит лицом к противнику, равномерно распределив вес тела на обе ноги в максимально устойчивой позе: ноги на ширине плеч, ступни располагаются параллельно друг другу, руки согнуты на уровне груди и направлены в сторону соперника, пальцы полусогнуты и приготовлены к выполнению захвата. Занимая низкую стойку, самбист концентрируется в положении полуприседа из основной высокой стойки. Такая позиция очень устойчива, поэтому является преимущественно оборонительной или переходной к нападению. В правой стойке корпус самбиста слегка развернут, правая нога выставлена вперед, вес тела перенесен на левую ногу. Левая стойка представляет собой зеркальное отражение правосторонней позиции.

Соперники во время поединка могут находиться на различных расстояниях друг от друга. Первая дистанция — вне захвата, когда противники не касаются друг друга, а, находясь на некотором расстоянии, пытаются обойти соперника, занять наиболее выгодное положение на ковре по отношению к другому борцу, делают ложные выпады и обманные маневры с целью выбрать подходящий момент для нападения.

Вторая дистанция — дальняя, в которой одному или обоим противникам удалось захватить другого за рукава. Дистанция, в которой борцы захватывают друг друга не только за рукав, но и за одежду на теле спереди, считается средней. Если произошел захват борцом одной рукой за рукав или одежду спереди, а другой рукой за одежду на спине, за ворот или за ногу противника, то речь идет о ближней дистанции. Дистанция, в которой противники соприкасаются туловищами, обхватывают друг друга либо обвивают ногу ногой, считается дистанцией вплотную.

Перемещения по ковру могут иметь различные цели: принять более выгодное положение по отношению к противнику, совершить обманное движение, сократить или увеличить дистанцию, занять оборонительную позицию или выждать удобный момент для атаки и т.д. Главный принцип передвижений — сохранение равновесия, поэтому шаги имеют скользящий характер, а ступни не поднимаются высоко от ковра. Для удержания равновесия при перемещениях самбист всегда следит за тем, чтобы расстояние между ступнями по возможности оставалось одинаковым, таким, как в основной стойке, — чуть шире плеч.

В самбо различают несколько видов захватов в зависимости от назначения: основные, ответные, предварительные и оборонительные. Основными захватами пользуются преимущественно для того, чтобы совершать броски. Ставка делается на скорость выполнения такого захвата, чтобы опередить противника, поскольку соперник может навязать свой захват, неудобный или вовсе неприемлемый для проведения приема. Ответные захваты, как становится ясно из самого названия, являются ответом на захват противника. Использующему ответный захват самбисту приходится исходить из ситуации, в которую его поставил соперник. Ответный захват может быть использован для проведения броска или для защиты от нападения. Оборонительными захватами пользуются, чтобы помешать напавшему сделать бросок или чтобы усложнить проведение приема, при этом оборонительный захват может стать основой контрприема или броска.

Чтобы провести удачно бросок, его следует подготовить, поэтому для облегчения проведения приемов часто используют технику выведения противника из равновесия. В зависимости от направления приложения усилий различают сбивание вперед, то есть на носки, назад — на пятки, четко в какую-либо сторону либо в сторону с одновременным отклонением вперед или назад.

Осуществляется сбивание резким рывком руками после захвата корпуса противника в одном из направлений. Сбивания могут как подготавливать бросок в том же направлении, так и быть обманным движением, призванным обескуражить соперника.

В самбо довольно богатая техника бросков. Броски используются для того, чтобы перевести борьбу из стойки в положение лежа. Все многообразие бросков классифицировали исходя из того, с помощью какой части тела производится действие. Броски в основном ногами осуществляются преимущественно за счет движений ног бойца по отношению к ногам или телу соперника. Броски ногами подразделяются по способу проведения приема на подножки, зацепы, подсечки, подсады и подбивы.

Подножки бывают передние, задние и боковые. При проведении этого вида броска нападающий ставит свою ногу позади, спереди или сбоку одной или обеих ног соперника, а затем перекидывает через это препятствие своего противника толчком или рывком рук. Зацепы — это такого рода броски, при которых атакующий голенью, ахиллесовым сухожилием или тыльной стороной стопы захватывает одну ногу противника, отводит ее таким образом, чтобы соперник потерял равновесие и не устоял на одной точке опоры, и, добившись этого, совершает бросок. Одновременный зацеп голенью и стопой одной и той же ноги за одну ногу соперника носит название обвив.

Броски, для выполнения которых боец добивается падения соперника подбиванием его ступни, голени или колена пальцевой частью подошвы, называют подсечками. Применяя подсады, атакующий подставляет часть своей ноги противнику и, с опорой на эту часть, проводит перебрасывание через нее соперника. Подсады выполняют бедром, голенью, подъемом и подошвой. При использовании подсада атакующий может остаться в стойке или провести бросок с падением.

Целый ряд бросков проводят с использованием туловища. Алгоритм совершения такого броска: частью своего тела подбросить туловище или ноги соперника и перекинуть его через себя. Броски с использованием тазового пояса традиционно называют бросками через бедро. Такой бросок атакующий совершает, подбрасывая тазовым поясом бедра соперника и одновременно делая рывок руками в направлении, противоположном подбиву, перекидывая противника через себя. С использованием плечевого пояса проводится бросок, который называется «мельница». Для выполнения такого броска необходим хороший захват. Существует множество вариантов бросков через спину, при которых боец перекатывает соперника через спину, закидывая его руку себе на плечо, захватывая под плечо, перетягивая противника через себя или выполняя обратный бросок. Чтобы выполнить бросок через грудь, атакующий подкидывает соперника животом или руками себе на грудь, перебрасывая его таким способом за себя в правую или левую сторону. При выполнении броска через грудь атакующий сам неизменно падает на ковер.

Броски, при выполнении которых всю работу по сбиванию противника на ковер выполняют руки бойца, а ноги и тело могут служить лишь добавочным препятствием, необходимым для переворачивания соперника спиной к месту падения, классифицируются как броски в основном руками. К таким броскам относят прежде всего броски рывком за рукава. Этот прием выполняется, когда противники находятся на дальнем расстоянии друг от друга. Атакующий внезапным рывком за рукава выводит соперника из равновесия и низвергает его на ковер.

К броскам, выполняемым руками, относятся броски с применением захвата ног или комбинированного захвата одной рукой ноги, а другой рукой, например, предплечья, плеча, рукава соперника. Для совершения броска противника захватывают за пятку, голень или бедро. Прием основан на выведении соперника из равновесия и лишении его точки опоры. Когда боец захватывает сразу обе ноги или сначала одну, затем другую и низвергает соперника на ковер, рывком рук лишая его опоры, такой бросок классифицируют как бросок за две ноги. Если самбист выполняет бросок без использования ног или туловища, делая рывок обеими руками и одновременно надавливая на лопатки или голову соперника, то такой бросок расценивается как бросок руками с кувырком. Довольно сложный технически бросок, при выполнении которого самбист в стойке отрывает противника от ковра и в воздухе переворачивает его руками спиной к месту приземления, называется переворотом. Владение техникой страховки соперника и самостраховкой позволяет борцам избегать травм и болезненных ощущений в схватке при проведении бросков и при падениях. Самостраховка представляет собой особую группировку тела в сочетании с амортизирующими движениями рук при падении. Самбист, выполняя бросок, всегда заботится не только об эффективности приема, но и о безопасности противника, применяя страховочные действия. В ситуации, когда борец касается ковра не только ступнями ног, речь идет уже о борьбе в положении лежа.

Классификация и терминология технических действий в спортивной борьбе

  • Классификация и терминология технических действий в спортивной борьбе
    Выдержки из книги «Греко-римская борьба: учебник»

    В видах спортивной борьбы предлагалось много классификаций ее техники. Действительно, каждая из них отражала уровень знаний в данной области. Впервые классификация приемов техники борьбы была предложена в дзюдо Д. Кано (А.П. Купцов, 1980) (схема 3.1.).

    Схема 3.1.
    Классификация техники борьбы дзюдо по Д. Кано

    Эта классификация в 1932 году была трансформирована прародителем борьбы самбо В.С. Ощепковым для нужд борьбы самбо.
    Затем в 1940 году Н.Н. Сорокиным была предложена классификация борьбы классической (схема 3.2.), которая в 1952 году была развита Н.М. Галковским, А.З. Катулиным и Н.Г. Чионовым (схема 3.3.).

    Схема 3.2.
    Классификация техники классической борьбы по Г.В. Гончарову и Н.Н. Сорокину

    Схема 3.3.
    Классификация техники классической борьбы по Н.М. Галковскому, А.З. Катулину, Н.Г. Чионову

    В дальнейшем она была усовершенствована (Спортивная борьба, 1968) и просуществовала до 1978 года (схема 3.4.).

    Схема 3.4.
    Классификация техники классической борьбы (Спортивная борьба, 1968)

    По требованию времени необходимо было создать единую классификацию техники спортивной борьбы, в которой бы на верхних иерархических уровнях учитывались общие для всех видов борьбы признаки.
    В 1975 году А.П. Купцовым была предложена Единая классификация технических действий (для четырех видов борьбы) (Спортивная борьба, 1978) (схемы 3.5.).

    Схема 3.5.1.
    Классификация техники борьбы стоя по А.П. Купцову

    Схема 3.5.2.
    Классификация техники борьбы в партере по А.П. Купцову

    * – болевые приемы и удушения, используемые в самбо и дзюдо, в таблице не приводятся

    Однако эта классификация так же, как и все предыдущие, была построена на субъективной основе и не отражала биомеханической сути приемов борьбы, начиная с кинематической составляющей, о чем говорилось выше во 2-й главе.
    Поскольку классификация должна использоваться во всех аспектах данной деятельности, классификации, построенные на субъективной основе, не могут обеспечить:
    – формирования правильного представления о технике приемов (хотя бы в плане установления доминирующих элементов техники);
    – организации объективного педагогического контроля становления оптимальной техники.
    В качестве примера можно привести эпизоды определения модели борца высокой квалификации с использованием различных классификаций.
    Применяя формулы определения технического разнообразия (В.П. Волков и др., 1971; Г.С. Туманян и др., 1986) с использованием при этом классификации технических действий в спортивной борьбе (Спортивная борьба, 1968; 1978). зачастую можно допустить серьезные методологические ошибки. Так в первом случае, при взаимной правосторонней стойке атакующий проводит в левую сторону (относительно себя) бросок подворотом, бросок прогибом, бросок поворотом (мельницу) (по А.П. Купцову). По предлагаемой методике педагогического контроля, с учетом модельных требований к борцам высокой квалификации (А.И. Колесов и др., 1977), борец будет оценен как полностью удовлетворяющий требованиям модели (1.0), (рис.3.1).

    Если борец будет владеть тремя сваливаниями, представляющими одну классификационную группу, но проводимыми в три тактические стороны, то при такой системе он будет оцениваться как односторонний и не удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к борцу высокого класса (рис. 3.2.).
    На самом же деле, в первом случае борец соответствует требованиям только по объему и, может быть, по разнообразности техники, но не соответствует по ее разнонаправленности, что исключительно важно для обеспечения технико-тактической эффективности (рис. 3.1.).
    Во втором случае борец, владея приемами только из одной классификационной группы, покрывает этой техникой три технико-тактических направления (рис. 3.2.).

    Таким образом, можно предположить, что виновна в данном случае не система педагогического контроля, а используемые при этом классификационные системы (Спортивная борьба 1968; 1978).
    Если же использовать Единую классификацию технических действий в спортивной борьбе по Ю.А Шулике (1988; 1993), то борец, продемонстрировавший технический арсенал по первому варианту (рис. 3.1), будет расценен как односторонний (Ртех = 0,25), поскольку все его броски направлены в одну тактическую сторону из четырех, а борец, продемонстрировавший технический арсенал по второму варианту (рис. 3.2.), будет расценен как разнонаправленный (Ртех = 0,75), поскольку все его броски направлены в три тактические стороны из возможных четырех.

    Торнадо,Тхэквондо в Луганске

    Классификация приемов самбо, разработанная Харлампиевым, актуальна до сих пор. Он выделял технику борьбы стоя, технику борьбы лежа, переходы от борьбы стоя к борьбе лежа и переходы в обратном направлении: от борьбы лежа к схватке в стойке.
    Борьба стоя включает в себя различные стойки: прямую, левую, правую, низкую; дистанции — их всего пять; варианты захватов, перемещения по ковру, маневры, обманные действия. Сюда же относится техника подготовки и проведения бросков, комбинации приемов нападения и защиты, страховки противника и самостраховки при проведении бросков.
    Прямая, или фронтальная, стойка — это такое положение корпуса бойца, когда он стоит лицом к противнику, равномерно распределив вес тела на обе ноги в максимально устойчивой позе: ноги на ширине плеч, ступни располагаются параллельно друг другу, руки согнуты на уровне груди и направлены в сторону соперника, пальцы полусогнуты и приготовлены к выполнению захвата. Занимая низкую стойку, самбист концентрируется в положении полуприседа из основной высокой стойки. Такая позиция очень устойчива, поэтому является преимущественно оборонительной или переходной к нападению. В правой стойке корпус самбиста слегка развернут, правая нога выставлена вперед, вес тела перенесен на левую ногу. Левая стойка представляет собой зеркальное отражение правосторонней позиции.
    Соперники во время поединка могут находиться на различных расстояниях друг от друга. Первая дистанция — вне захвата, когда противники не касаются друг друга, а, находясь на некотором расстоянии, пытаются обойти соперника, занять наиболее выгодное положение на ковре по отношению к другому борцу, делают ложные выпады и обманные маневры с целью выбрать подходящий момент для нападения.
    Вторая дистанция — дальняя, в которой одному или обоим противникам удалось захватить другого за рукава. Дистанция, в которой борцы захватывают друг друга не только за рукав, но и за одежду на теле спереди, считается средней. Если произошел захват борцом одной рукой за рукав или одежду спереди, а другой рукой за одежду на спине, за ворот или за ногу противника, то речь идет о ближней дистанции. Дистанция, в которой противники соприкасаются туловищами, обхватывают друг друга либо обвивают ногу ногой, считается дистанцией вплотную.
    Перемещения по ковру могут иметь различные цели: принять более выгодное положение по отношению к противнику, совершить обманное движение, сократить или увеличить дистанцию, занять оборонительную позицию или выждать удобный момент для атаки и т.д. Главный принцип передвижений — сохранение равновесия, поэтому шаги имеют скользящий характер, а ступни не поднимаются высоко от ковра. Для удержания равновесия при перемещениях самбист всегда следит за тем, чтобы расстояние между ступнями по возможности оставалось одинаковым, таким, как в основной стойке, — чуть шире плеч.
    В самбо различают несколько видов захватов в зависимости от назначения: основные, ответные, предварительные и оборонительные. Основными захватами пользуются преимущественно для того, чтобы совершать броски. Ставка делается на скорость выполнения такого захвата, чтобы опередить противника, поскольку соперник может навязать свой захват, неудобный или вовсе неприемлемый для проведения приема. Ответные захваты, как становится ясно из самого названия, являются ответом на захват противника. Использующему ответный захват самбисту приходится исходить из ситуации, в которую его поставил соперник. Ответный захват может быть использован для проведения броска или для защиты от нападения. Оборонительными захватами пользуются, чтобы помешать напавшему сделать бросок или чтобы усложнить проведение приема, при этом оборонительный захват может стать основой контрприема или броска.
    Чтобы провести удачно бросок, его следует подготовить, поэтому для облегчения проведения приемов часто используют технику выведения противника из равновесия. В зависимости от направления приложения усилий различают сбивание вперед, то есть на носки, назад — на пятки, четко в какую-либо сторону либо в сторону с одновременным отклонением вперед или назад.
    Осуществляется сбивание резким рывком руками после захвата корпуса противника в одном из направлений. Сбивания могут как подготавливать бросок в том же направлении, так и быть обманным движением, призванным обескуражить соперника.
    В самбо довольно богатая техника бросков. Броски используются для того, чтобы перевести борьбу из стойки в положение лежа. Все многообразие бросков классифицировали исходя из того, с помощью какой части тела производится действие. Броски в основном ногами осуществляются преимущественно за счет движений ног бойца по отношению к ногам или телу соперника. Броски ногами подразделяются по способу проведения приема на подножки, зацепы, подсечки, подсады и подбивы.
    Подножки бывают передние, задние и боковые. При проведении этого вида броска нападающий ставит свою ногу позади, спереди или сбоку одной или обеих ног соперника, а затем перекидывает через это препятствие своего противника толчком или рывком рук. Зацепы — это такого рода броски, при которых атакующий голенью, ахиллесовым сухожилием или тыльной стороной стопы захватывает одну ногу противника, отводит ее таким образом, чтобы соперник потерял равновесие и не устоял на одной точке опоры, и, добившись этого, совершает бросок. Одновременный зацеп голенью и стопой одной и той же ноги за одну ногу соперника носит название обвив.
    Броски, для выполнения которых боец добивается падения соперника подбиванием его ступни, голени или колена пальцевой частью подошвы, называют подсечками. Применяя подсады, атакующий подставляет часть своей ноги противнику и, с опорой на эту часть, проводит перебрасывание через нее соперника. Подсады выполняют бедром, голенью, подъемом и подошвой. При использовании подсада атакующий может остаться в стойке или провести бросок с падением.
    Целый ряд бросков проводят с использованием туловища. Алгоритм совершения такого броска: частью своего тела подбросить туловище или ноги соперника и перекинуть его через себя. Броски с использованием тазового пояса традиционно называют бросками через бедро. Такой бросок атакующий совершает, подбрасывая тазовым поясом бедра соперника и одновременно делая рывок руками в направлении, противоположном подбиву, перекидывая противника через себя. С использованием плечевого пояса проводится бросок, который называется «мельница». Для выполнения такого броска необходим хороший захват. Существует множество вариантов бросков через спину, при которых боец перекатывает соперника через спину, закидывая его руку себе на плечо, захватывая под плечо, перетягивая противника через себя или выполняя обратный бросок. Чтобы выполнить бросок через грудь, атакующий подкидывает соперника животом или руками себе на грудь, перебрасывая его таким способом за себя в правую или левую сторону. При выполнении броска через грудь атакующий сам неизменно падает на ковер.
    Броски, при выполнении которых всю работу по сбиванию противника на ковер выполняют руки бойца, а ноги и тело могут служить лишь добавочным препятствием, необходимым для переворачивания соперника спиной к месту падения, классифицируются как броски в основном руками. К таким броскам относят прежде всего броски рывком за рукава. Этот прием выполняется, когда противники находятся на дальнем расстоянии друг от друга. Атакующий внезапным рывком за рукава выводит соперника из равновесия и низвергает его на ковер.
    К броскам, выполняемым руками, относятся броски с применением захвата ног или комбинированного захвата одной рукой ноги, а другой рукой, например, предплечья, плеча, рукава соперника. Для совершения броска противника захватывают за пятку, голень или бедро. Прием основан на выведении соперника из равновесия и лишении его точки опоры. Когда боец захватывает сразу обе ноги или сначала одну, затем другую и низвергает соперника на ковер, рывком рук лишая его опоры, такой бросок классифицируют как бросок за две ноги. Если самбист выполняет бросок без использования ног или туловища, делая рывок обеими руками и одновременно надавливая на лопатки или голову соперника, то такой бросок расценивается как бросок руками с кувырком. Довольно сложный технически бросок, при выполнении которого самбист в стойке отрывает противника от ковра и в воздухе переворачивает его руками спиной к месту приземления, называется переворотом. Владение техникой страховки соперника и самостраховкой позволяет борцам избегать травм и болезненных ощущений в схватке при проведении бросков и при падениях. Самостраховка представляет собой особую группировку тела в сочетании с амортизирующими движениями рук при падении. Самбист, выполняя бросок, всегда заботится не только об эффективности приема, но и о безопасности противника, применяя страховочные действия. В ситуации, когда борец касается ковра не только ступнями ног, речь идет уже о борьбе в положении лежа.

    ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦОВ

    В результате изучения главы студент должен:

    • • основы классификации основных технических приемов спортивных видов борьбы (по А. А. Купцову, Г. С. Туманяну, В. М. Андрееву, Е. М. Чумакову, Ю. П. Ко- зунину, С. В. Суряхину);
    • • основные средства и методы совершенствования сложных технико-тактических действий в борьбе (по А. А. Новикову);

    использовать теоретические знания по классификации основных технических приемов спортивных видов борьбы для рационального построения не только технической подготовки, но и всего учебно-тренировочного процесса;

    • • методикой классификации основных технических приемов спортивных видов борьбы с целью рационального построения всего учебно-тренировочного процесса;
    • • средствами и методами совершенствования сложных технико-тактических действий в борьбе.

    Классификация техники борьбы

    Борьба как состязание в силе, ловкости, быстроте, сообразительности и выносливости многообразна. Ее многокрасочность связана, прежде всего, с огромным количеством приемов и действий, используемых борцами в поединке, тем, что принято называть техникой. Неслучайно, первые попытки классификации техники борьбы относятся к очень давним временам. Так, основатель дзюдо Дзигоро Кано выделил три группы технических действий: техника борьбы стоя, лежа и самозащита.

    Задача классификации заключается в распределении огромного разнообразия известных технических приемов борьбы на классы и приведении классифицируемого материала в систему, способствующую целенаправленному исследованию основ спортивной борьбы (А. П. Купцов). Полнота и логичность классификации техники — необходимая предпосылка рационального построения не только технической подготовки, но и всего учебно-тренировочного процесса.

    При разработке классификации техники борьбы наметились две тенденции: углубленная детализация техники одного вида борьбы и, наоборот, создание единой классификационной схемы основных приемов борьбы. Такая тенденция к объединению может иллюстрироваться таким примером: ФИФА рассматривает вопрос о возможности выработки единых правил по всем видам борьбы. Думается, что оба подхода способствуют дальнейшему прогрессу борьбы как вида спорта.

    А. П. Купцов предложил, на наш взгляд, логичную и простую классификацию основных технических приемов спортивных видов борьбы (рис. 6.1).

    Техника борьбы Самбо Классификация терминология и систематика техники борьбы САМБО

    В настоящий момент нет единого мнения о том, кто является основателем самбо. Официально основоположником борьбы самбо является Анатолий Аркадьевич Харлампиев, чья книга «Борьба самбо» много раз издавалась в Советском Союзе. Анатолий Аркадьевич председательствовал на научно-методической конференции «1-го Всесоюзного тренерского сбора», проходившего в мае 1938 года, на которой были обсуждены основные вопросы создания и развития «борьбы вольного стиля», а также был назначен старшим тренером сбора. Он же первым возглавил организованную в 1938 «Всесоюзную секцию борьбы вольного стиля» (будущую федерацию самбо).

    Большинство источников считает, однако, что основы борьбы были заложены ещё до Харлампиева. Фундамент был заложен Василием Сергеевичем Ощепковым (чьим учеником был Харлампиев) и Виктором Афанасьевичем Спиридоновым (1881-1943) .

    Ощепков был великолепным дзюдоистом, учеником Дзигоро Кано, третьим из европейцев получившим второй дан по дзюдо в Кодокане (лично от Дзигоро Кано) [2] ). В 1937 Ощепков пал жертвой всеобщей шпиономании, был арестован, обвинён в шпионаже в пользу Японии наравне с другими разведчиками 4 Управления НКВД и скончался в тюрьме через 10 дней после ареста от сердечного приступа [3] . В 1957 году Ощепков был реабилитирован [4] .

    Спиридонов был офицером российской императорской армии, позже работал в системе НКВД. Изучал дзюдзюцу ещё до революции 1917 года. Возглавлял в обществе «Динамо» работу в области спортивно-прикладной дисциплины «самозащита без оружия».

    После гибели Ощепкова главой «Всесоюзной секции борьбы вольного стиля» стал Харлампиев, так как Спиридонов не мог быть публичным лицом. Изучение борьбы народов СССР было начато ещё при Ощепкове. Спиридонов же кроме дзю-дзюцу являлся знатоком бокса и савата (правда эти приёмы как травмоопасные в спортивное самбо не вошли).

    В 1947 году в журнале «Огонёк» появился очерк детского писателя Исая Аркадьевича Рахтанова «История самбо», в котором основателем самбо был объявлен Анатолий Харлампиев. В очерке была рассказана (практически полностью придуманная) история о том, как основатель самбо, по совету отца, создал систему самозащиты и борьбы вольного стиля. Он обошёл множество областей только что созданного СССР, разыскивал и отбирал приёмы национальных видов борьбы, и на их основе создал принципиально новую систему. Рассказ стал очень популярен в СССР, что, несомненно, способствовало популяризации самбо. В 1983 году был снят фильм «Непобедимый», сюжетно схожий с очерком Рахтанова.

    Сам Харлампиев никогда не подтверждал и не опровергал легенды, рассказанной Исаем Рахтановым. Последнее часто ставят ему в вину, как если бы Харлампиев косвенно способствовал тому, что его стали считать единоличным основателем самбо.

    Развитие самбо

    16 ноября 1938 года, вышел Приказ по Всесоюзному комитету по делам физкультуры и спорта при СНК СССР № 633 «О развитии борьбы вольного стиля», фактически положивший начало развитию самбо как массового вида спорта. В соответствии с приказом были организованы секции «борьбы вольного стиля» при всех республиканских, краевых, областных и городских комитетах по делам физкультуры и спорта, в республиках и краях предписывалось организовать систематические занятия и тренировки по национальным видам борьбы, соревнования по «борьбе вольного стиля» были включены в календарь спортмероприятий и так далее. Были определены организационные и финансовые мероприятия по развитию борьбы.

    Самбо считался оборонным видом спорта, боевой разновидности самбо обучались сотрудники силовых структур.

    Философия самбо

    По словам Н. Л. Медведева (мастер спорта международного класса, Чемпион СССР, победитель Кубка мира, Заслуженный тренер СССР по самбо):

    САМБО в первую очередь — это философия открытости ко всему лучшему и передовому во всех национальных видах единоборств. САМБО — постоянно растет, обновляется, подпитывается. Это не архив, не компилятивный сборник бросков и захватов, это живая материя.

    С самого начала основоположники самбо придерживались системного подхода к новому виду спорта. В своём докладе 1938 года Харлампиев указывает следующие виды систематики:

    • национальная систематика — учитывающая арсенал приёмов национальных видов борьбы, и конституционная — исходящая из особенностей борцов;
    • боевая систематика — те приёмы, которые борец использует в экстремальной ситуации исходя из того, как противник нападает;
    • педагогическая систематика — распределение учебного материала по периодам обучения и так далее.

    Тогда же был сделан решающий для последующего развития всех видов самбо вывод — фундаментом, на котором должны базироваться все прикладные виды борьбы (борьба с оружием, различные специальные техники и так далее), должна стать спортивная борьба.

    Материалы творческой лаборатории тренера по самбо. Список литературы для тренера.
    материал по физкультуре на тему

    В данный список включены издания, изучение которых будет способствовать повышению профессионального мастерства тренера по самбо и другим видам единоборств. В нём обозначены материалы научных исследований, учебные материалы и практико-ориентированные пособия.

    Вложение Размер
    Список литературы для тренера по самбо. Материал творческой лаборатории тренера по самбо. 20.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДЮЦ «ТЕМП»»

    Список литературы для тренера по самбо

    1. Алиханов И.И. Опыт программирования и совершенствования техники спортивной борьбы / И.И.Алиханов // Материалы научной конференции. ─ Тбилиси: Грузинский ИФК, 1967.

    1. Бернштейн Н.А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике / Н.А.Бернштейн:– Ред.сост. М.П.Шестаков. ─ М.: СпортАкадемПресс, 2001. ─ 296 с.
    2. Боген М.М. О возможности быстрого безошибочного и надежного обучения двигательным действиям / М.М.Боген,М.В.Боген // Детский тренер. ─ 2012. ─ № 2. ─ С.60−104.
    3. Бойцов И.В. Физиология боли / И.В.Бойцов // Здравоохранение. ─ Минск,1998. ─ №12. ─ С.39−41.

    5. Возрастная физиология физических упражнений, ред. В.М.Волков.— Смоленск, 1978.— 330 с.

    6.Волостных В.В. Методика технико-тактической подготовки борцов-самбистов в отделении спортивного совершенствования ВУЗа: Дис. … канд. Пед. Наук. — М., 1996.— 153 с.

    7.Волостных В.В.,Ишков А.В. Спорт XXI века:Универсальные единоборства.Разделы технико-тактических действий в партере(на примере боевого самбо) / Учебное пособие ─ М.: Издательство МЭИ, 2003. ‒ 104 с., ил.

    8.Воронов А.В. Анатомическое строение и биомеханические характеристики мышц суставов нижних конечностей / А.В. Воронов. — М.: Образование,наука, 2003. — 203 с.

    9.Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика: монография / Ю.К. Гавердовский. — М.: Физкультура и спорт, 2007. — 912 с.

    10.Гальперин П.Я. Зависимость двигательного навыка от типа ориентировки в задании / П.Я. Гальперин, Н.С.Пантина // Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность : сб. науч. Тр. – М., 1958. – С. 332–328.

    11.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я. Гальперин // Исследование мышления в советской психологии : сб. науч. тр. – М., 1966. – С.236–277.

    12.Гальперин П.Я. Формирование двигательных навыков / П.Я.Гальперин,Н.Н.Сачко // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. — М., 1968. ─ С. 3–71.

    13.Германов Г.Н. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР / Г.Н. Германов, В.Г. Никитушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. — № 2. — С. 8–13.

    14.Городничев Р.М. Самбо. Очерки по физиологии / Р.М. Городничев. — Великие Луки: ВЛГИФК, 2001. – 147 с.

    15.Дахновский В.С.,Сиротин О.А.,Еганов А.В.,Коблев Я.К. Индивидуальный подход к совершенствованию тактико-технического мастерства дзюдоистов // Спортивная борьба: Ежегодник. — М.: 1988.— 192 с.

    16.Дементьев В.Л. Формирование у студентов институтов физической культуры навыков преподавания технико-тактических комплексов борьбы(на примере самбо и дзюдо в партере): Дис. … канд. Пед. Наук / В.Л. Дементьев. — М., 1986. ─ 210 с.

    17.Каращук А.Ф. Некоторые аспекты структурного анализа описания выполнения перегибания локтя сверху захватом руки между ног в самбо / А.Ф. Каращук // Актуальные проблемы спортивных единоборств. — М.: ФОН, 2000. — Вып.2. — С. 53–58.

    18.Каращук А.Ф. Особенности обучения приемам техники борьбы лежа / А.Ф. Каращук, А.А. Бобров // Актуальные проблемы спортивных единоборств. — М.: СпортУниверПресс,2003. — Вып.6. — С.68–74.

    19.Каращук А.Ф. Особенности структурного анализа описаний выполнения удержания сбоку ведущих тренеров-преподавателей по борьбе / А.Ф. Каращук, А.А. Бобров // Актуальные проблемы спортивных единоборств. — М.: ФОН, 2000. — Вып.2. — С. 59–63.

    20. Конаков А.В. Классификация и методика освоения болевых приёмов в единоборствах на основе механизмов возникновения боли.: Дис. … канд. пед. наук. — М., 2006.— 166 с.

    21.Купцов А. П. Спортивная борьба: учеб. для ин-тов физ.культ.- М.: Физкультура и спорт, 1978.-422 с.

    22.Купцов А.П. Эволюция и применение классификации, систематики и терминологии спортивной борьбы: Методические рекомендации для студентов ГЦОЛИФК / А.П. Купцов. — М., 1980. — 70 с.

    23.Курицына А.Е. Базовые технико-тактические действия и методика их освоения в группах начальной подготовки борцов-самбистов 10-12 лет: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.04 / Курицына Александра Евгеньевна. — Омск, 2012.— 24 с.

    24.Левицкий А.Г. Управление процессом подготовки дзюдоистов с учетом уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности: Дис. … док. пед. наук. / А.Г. Левицкий. ─ Спб.: ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2003. ─ 580 с.

    25.Мартиросов Э.Г. Зависимость атакующих действий от анатомо-морфологических особенностей борцов / Э.Г. Мартиросов, А.А. Новиков // Спортивная борьба: Ежегодник.— М., 1972. — С.51–53.

    26.Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки / Л.П.Матвеев // Теория и практика физической культуры. ─ 1991. ─ № 12. ─ С.11─21.

    27.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 236 с.

    28.Матвеев Л.П.Теория и методика физической культуры. В 2 ч. Ч.I./ Л.П.Матвеев. — Введение в общую теорию физической культуры: Учебник для высших специальных учебных заведений.- М.:РГАФК, 2002. —С.22.

    29.Новиков А.А. Педагогические основы технико-тактического мастерства в спортивных единоборствах (на примере спортивной борьбы): Автореф. дис. … д–ра пед. наук. — М., 2000. — 62 с.

    1. Новиков А.А.,Ленц А.Н. Оценка тактической ситуации в борьбе // Теория и практика физической культуры.— 1966. — № 7. — С. 72.
    2. Орбели Л.А. Некоторые основные вопросы проблемы боли / Л.А.Орбели // Труды Военно-медицинской академии. ─ т. 2. ─ 1935. ─ С. 233.
    3. Пахомов А.С. Технико-тактическая подготовка самбистов и педагогический контроль / А.С.Пахомов // Спортивная борьба: Ежегодник. ─ М.,1983. ─ С. 53─59.
    4. Петров Р. Алгоритмизация технико-тактических действий в борьбе / Р. Петров // Братство богатырей: сб.по спорт. борьбе. ─ М.,1976. ─ С.46─58.
    5. Подливаев Б.А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе. // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 2.— С.55
    6. Ратишвили Г.Г., Какичашвили Г.Д. Об оперативном мышлении дзюдоистов при выполнении удержаний // Спортивная борьба: Ежегодник. — М., 1986. — С. 47–48.
    7. Рублевский В.Е. Моделирование спортивной деятельности: Методическая разработка для студентов институтов физической культуры / В.Е. Рублевский. — Смоленск, 1989. — 35 с.
    8. Рудман Д.Л. Самбо: техника борьбы лежа. Защита / Д.Л.Рудман. ─ М.: Физкультура и спорт, 1982.─ 250 с., ил.
    9. Рудман Д.Л. Самбо: техника борьбы лежа. Нападение / Д.Л.Рудман. ─ М.: Физкультура и спорт, 1982. ─ 232 с., ил.
    10. Садковский Е.А.Использование основных опорных точек и стихотворных текстов (рифмовок) на этапе начального разучивания атакующих технических действий в борьбе лёжа спортивного самбо: учебно-методическое пособие /Е.А. Садковский, О.А. Шаронова, — Выкса: Издательский дом «Выкса», 2017─124 с.:ил.
    11. Садковский Е.А. Комплекс учебно-тренировочных заданий по совершенствованию технико-тактических действий в борьбе лёжа спортивного самбо: учебно-методическое пособие/Е.А. Садковский, О.А. Шаронова, —Выкса: ИП В.П. Пантелеев, 2016. —151 с.:ил.
    12. Свищев И.Д., Тарасенко К.Н. Программно-нормативные основы технико-тактической подготовки к борьбе лежа для юных дзюдоистов / И.Д. Свищев, К.Н. Тарасенко // Мат-лы кафедральной научной конференции 2011 года «Совершенствование системы подготовки кадров по единоборствам». — Ч.1. — Составители: Игуменов В.М., Свищев И.Д. — М.: Принт Центр, 2011.— С.64–69.
    13. Смертин Ю.А. Обучение технико-тактическим действиям юных борцов посредством заданий по решению эпизодов поединка: Автореф.дис. … канд. пед. наук. — Омск, 1991. — 18 с.
    14. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб. — М.: Олимпия Пресс, 2005. — С. 444.
    15. Табаков С.Е. Самбо: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ,специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. — М.: Советский спорт, 2005. — 236 с.
    16. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, С.М. Вайцеховский. — М.: Физкультура и спорт, 1993. — 352 с.
    17. Туманян Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Туманян. — М.: Академия, 2006. — 592 с.
    18. Чумаков Е.М. 100 уроков самбо / Е.М.Чумаков. Под ред. С.Е.Табакова. — М., 1998. — 400 с.
    19. Чумаков Е.М. Моделирование спортивной деятельности борца: методическая разработка для студентов ГЦОЛИФКа / Е.М.Чумаков, И.В.Шашурин. — М., 1986. — 25 с.
    20. Шестаков М.П. Теория и практика дзюдо: учебник/ В.Б. Шестаков, С.В.Ерегина. —М.: Советский спорт, 2011.-448с.
Ссылка на основную публикацию