Танлан-цюань — стиль богомола, История происхождения | Karate-krs.ru

Танлан-цюань — стиль богомола, История происхождения

Танлан-цюань — стиль богомола, История происхождения

В настоящий момент момент сохранились три основных разновидности стиля:

  • кулак богомола уезда Цанчжоу провинции Хэбэй ;
  • кулак богомола народности Хакка (客家), также известный как южный (南派 螳螂);
  • кулак богомола, распространённый на Шаньдунском полуострове .

Теория, тактика, принципы, технические действия и формальные комплексы этих трёх основных направлений значительно отличаются друг от друга.

Кулак богомола провинции Шаньдун

Изначально стиль назывался просто Танланцюань. Лян Сюэсян стал основателем первого классического стиля — «Богомола Цветка Сливы» («Мэйхуа Танланцюань»). Ван Юнчунь, второго классического стиля — «Семизвёздный богомол» («Цисин Танланцюань»). Вэй Дэлин (Вэй Сань), третьего классического стиля «Богомол Шести Координаций» («Люхэ Танланцюань»). Первые два стиля — Мэйхуа и Цисин иногда объединяются под названием «Ян Танлан» — «Жёсткий богомол» (硬螳螂), Люхэ — «Мягкий богомол»(软螳螂). Но эти все и другие, ещё не упомянутые здесь классификации и разделения, достаточно условны и относительны.

…смысл у «硬» уже заключается в безжалостности по отношению к себе, к слабости своего тела. Смысл «硬» в том, что вопреки всему заставлять себя продолжать выполнять упражнение даже тогда, когда боль и «огонь» в мышцах, когда тело уже отказывается повиноваться. Но именно тогда намерение (意) ведет ци (气), тем самым в горниле непрерывной работы выплавляя «дух» — 神. Не просто работы, а согласно значению «硬» — добротной и серьёзной… [3]

Несложно догадаться, что это свойственно всем трём классическим стилям. Поэтому в уездах Яньтай и Хайян , где наиболее распространены эти стили, для различения ветвей обычно предпочитают использовать либо имена патриархов-основателей( например, «кулак богомола Лян Сюэсяна»), либо — по именованию семей, где его развивали и передавали (например, «кулак богомола семьи Хао»). Некоторые китайские поклонники шаньдунского танланцюань связывают происхождение стиля с историей «бравых ребят из Ляншаньбо»:

Однако, увидев У Суна, Цзян Мынь-шэнь решил, что тот пьян, и, уверенный в лёгкой победе, ринулся вперёд. Медленно рассказ ведётся, но быстро происходят события. У Сун сжал кулаки, размахнулся, будто хотел ударить Цзян Мынь-шэня в лицо, и вдруг повернулся и побежал прочь. Цзян Мынь-шэнь рассвирепел и бросился за ним. На бегу У Сун так двинул его ногой, что Цзян Мынь-шэнь схватился обеими руками за живот и присел на корточки. Тогда У Сун повернулся и ударил Цзян Мынь-шэня правой ногой в висок, и тот навзничь упал. Затем У Сун наступил ему на грудь ногой и своим тяжёлым, как молот, кулаком принялся дубасить Цзян Мынь-шэня по голове. Здесь необходимо рассказать, что приём, с помощью которого У Сун победил Цзян Мынь-шэня, называется «Шаг колесом и два пинка», — всё дело в том, чтобы вовремя использовать ложный выпад и затем, повернувшись, ударить левой ногой. После этого надо снова обернуться и со всей силой ударить правой ногой. Приём этот был не из лёгких, но У Сун отлично знал его, так как тренировался всю свою жизнь.

Ляншаньбо (梁山泊) располагается сравнительно недалеко от города Тайань , который расположен значительно ближе к ареалу распространения стиля, чем монастырь Шаолинь. Однако, упоминаемый в тексте прием ушу, сочетающий «шаг нефритового кольца» и «удар стопой утки-мандаринки» («玉环步,鸳鸯脚») является неотъемлемой частью сразу двух известных стилей ушу: чоцзяо (戳脚) и танланцюань (螳螂拳), к тому же, это художественное произведение, а не исторический документ.

В настоящее время продолжают существовать как три классических стиля Богомола:

  • « Богомол Цветка Сливы» (梅花螳螂拳 , «Мэйхуа Танланцюань»),
  • « Семизвёздный богомол» (七星螳螂拳, «Цисин Танланцюань»),
  • « Кулак Богомола Шести Координаций» (六合螳螂拳, «Люхэ Танланцюань»),

так и множество разнообразных подстилей и ветвей, созданных на их основе в XX веке . Например, «Богомол тайных врат» (秘门螳螂拳, «Мимэнь Танланцюань» или «Бимэнь Танланцюань»), созданный учеником известного мастера стиля тайцзи танланцюань Ван Юйшаня — Ван Чжицзинем (фактически, этот стиль иногда считают урезанной версией Тайцзи Танланцюань, так как отсутствует часть теоретического и практического материала), или же «Богомол Восьми Шагов» (八步螳螂拳, «Бабу Танланцюань»; стиль создан Вэй Чжиюнем, также учеником Цзян Хуалуна, как синтез Танланцюань и трёх других стилей — Тунбэйцюань, Багуачжан и Синъицюань ). Хотя все перечисленные стили происходят из одного источника, со временем каждая стала использовала свой, по своему уникальный набор элементов и методов.

Например, вот база старого танланцюань, что ещё сохраняется среди стариков уезда Хайян:

  1. Давление на ноги — ятуй;
  2. Раскрепощение ног — лютуй;
  3. Нижние удары ногами — ляотуй;
  4. Стояние в стойках — чжаньбу;
  5. Укреплять предплечья — кагебо;
  6. Парные подсечки — дуйцяо;
  7. Руки богомола, тянуть и подсекать — танланшоу лацяо;
  8. Открывать предплечья (удары крестом) — шицзычуй;
  9. Маленькие удары в паре — сяо дуйда;
  10. Удары в паре скрученным локтём — паньчжоу дуйда;
  11. Удары в паре обрушивающимися вниз и поднимающимися вверх ударами — бэнтяо чуй;
  12. Висящий на лице удар ногой – гуалянь цзяо; [4]

Хакка танланцюань

Традиционно приписывается субэтнической культуре хакка , образованной потомкам семей, которые мигрировали на юг Китая во время политических волнений во время династии Хань . Стиль распространялся первоначально в среде хакка, преимущественно на юго-востоке Китая (провинции Фуцзянь , Гуандун ), на Тайване, в Гонконге, Индонезии, Малайзии и других странах Юго-восточной Азии.

Существуют четыре основные ветви:

  • семьи Чжоу (周家螳螂拳);
  • семьи Чжу (朱家);
  • «бамбуковой рощи Цзянси» (江西竹林);
  • «железного быка» (铁牛);

Кулак богомола уезда Цанчжоу

Наименее известное направление, иногда также именуемое шаолиньским танланцюань. Однако значительно отличается от тех подражательных комплексов, которые сейчас практикуются в монастыре Шаолинь.

…Этот кулак имеет три ситуации, когда нельзя его передавать: если человек неправильный (плохой), если непостоянен (ветреный, безалаберный), если человек неискренен (не от всей души). Это самое главное требование в монастыре Шаолинь. Существуют 10 запретов (термин «бросание» как во фразе «бросать курить») которые должен соблюдать занимающийся ушу. Требования в изучении ушу неодинаковы (не единые), поэтому эти самые основные из них. Всё описанное поможет в изучении ушу.

  1. Не пить;
  2. Избегать женщин;
  3. Перестать быть ветреным, не устойчивым;
  4. Перестать «обеспечивать себе временное спокойствие»; отдыхать, пока учителя нет;
  5. Избегать торопливости (хотеть достичь всего быстро);
  6. Не ставить рамки своих результатов (не планировать результат на короткий срок);
  7. Не быть хвастливым, гордым (не думать, что самый лучший);
  8. Не пытаться прославиться (избегать желания);
  9. Избегать простого обучения других людей (учить старательно, не «от фонаря»);
  10. Избегать «любви» равняться силой.

Зная эти десять запретов (требований), не нужно их нарушать, всегда быть начеку, быть очень искренним (в плане этих требований)… [5] .

Современный танланцюань

В настоящее время в Китае усиленно пропагандируется спортивное направление Танланцюань. Данное направление продвигает тренер Шаньдуньской сборной Юй Тяньтан, более известный российским любителям ушу по фильму « Боевые искусства монастыря Шаолинь» как Юй Хай. Несмотря на то, что Юй Хай изучил у Линь Цзиншаня «Кулак Семизвёздного Богомола», сейчас он обучает своей системе, часто так и именуемой — Юйхай Танланцюань. Им было составлено много новых спортивных комплексов, имитирующих движения богомола и изобилующих сложными техниками, далёкими от практичной простоты старых школ.

Ссылка на основную публикацию