Тактическая подготовка в тхэквондо | Karate-krs.ru

Тактическая подготовка в тхэквондо

Тактическая подготовка в тхэквондо

Тактика поединка в тхэквондо — искусство применения технических средств с учетом индивидуальных технико-тактических, морально-волевых и физических возможностей в бою с разными по стилю и манере противниками.

В тактике тхэквондиста проявляются не только уровень его техники, физической и психологической подготовленности, но и главные черты характера. Тактическое мастерство проявляется в способности нейтрализовать сильные стороны противника, использовать его слабые стороны и одновременно с этим в умении применять индивидуальную манеру боя.

Управление боем, искусство его ведения состоит в претворении в действие плана боя, уточнении его, а в случае необходимости — и в изменении по ходу боя. Умение управлять боем зависит от быстроты и гибкости боевого мышления, волевых качеств.

Построение плана боя зависит от глубины мышления, способности к анализу и синтезу действий противника, а также от степени овладения технико-тактическими средствами. Чем они разнообразнее, тем больше вариантов планирования боя.

Тактическая зрелость тхэквондиста определяется его боевым опытом. Чем больше он имеет встреч с опытными и сильными противниками, тем выше его тактическое мастерство.

тактической направленности действия тхэквондиста можно распределить на три группы: подготовительные, наступательные и оборонительные. Подготовительные действия:

— ознакомление с уровнем мастерства противника, его стилем и манерой ведения боя;

— скрытие своих замыслов с помощью обманных движений, чтобы отвлечь противника от задуманных им действий, вызвать его на атаку (контратаку) для проведения собственной контратаки (атаки);

— анализ и оценку действий противника, а именно: его стиля и манеры ведения боя, физической подготовленности, смелости и решительности, умения проводить обманные действия, применения излюбленных приемов, поведения после полученного удара, а также после удачно проведенной им комбинации;

— создание с помощью маневрирования положений, удобных для собственных атак и контратак, неудобных для противника, умение держать его на нужном расстоянии;

— выяснение реакции противника на активные ложные действия (не открывает ли уязвимые места для удара, пытается ли контратаковать, принимая ложные действия за действительные, и т.д.);

— определение силовых и скоростных данных противника.

Подготовительные действия активно осуществляются с помощью большой маневренности, атак и контратак (одиночные, повторные удары, встречная техника, техника преследования).

Следует иметь в виду, что противник ставит такие же задачи и так же активно их решает.

Наступательные действия находят свое выражение в атаках и контратаках. Контратаки, в свою очередь, могут быть встречными, ответными и повторными на контратаку противника.

Атака — лучшее тактическое средство в тхэквондо для достижения победы. Но атакующий может рассчитывать на успех только если проводит атаку своевременно и неожиданно для противника. В этом случае он имеет некоторое тактическое преимущество перед обороняющимся, так как может начать атаку в момент наибольшей готовности к действиям. Именно поэтому необходима подготовка к атаке, одним из моментов которой является умение раскрыть защиту противника ложными действиями, отвлечь его внимание от выбранной для удара цели и этим создать удобное положение для нанесения удара.

В практике боевых действий одни тхэквондисты пользуются атакой как основным боевым средством: беспрепятственно атакуют и лишь изредка проводят контратаки. Другие как основную форму применяют контратаку: атакуют они для завязки боя, с тем чтобы вызвать противника на контратаку и нанести решительный удар в ответной контратаке.

Атаки можно проводить с дальней, средней и ближней дистанции.

Атака с, дальней дистанции может закончиться одним небольшим эпизодом. Атака одним-двумя ударами ведет к сближению противников на среднюю и ближнюю дистанции. Быструю, неожиданную атаку с дальней дистанции применяют для захвата инициативы и решительного удара на средней дистанции.

Контратака с дальней дистанции может быть средством активной обороны.

Спортсмен, владеющий защитными приемами и хорошо передвигающийся, создает себе в процессе боя положения, выгодные для нанесения эффективных контрударов. При отсутствии встречных ударов противник несколько теряет бдительность, раскрывается, что позволяет успешно наносить удары в ответной контратаке — один, два или серию.

При встречных контратаках тхэквондист старается нанести встречный удар или несколько ударов в момент, когда атакующий раскрывается. С этой целью он старается вызвать противника на атаку, заранее подготовив тот или иной контрприем.

Более сложной является контратака на средней и длинной дистанциях: финтами (ложными действиями) вызывают противника на контратаку, которую опережают своей контратакой. Такая форма боя доступна только тхэквондистам высокой квалификации.

Оборонительные действия тхэквондист применяет, если ему необходимо защищаться от быстрой и стремительной атаки противника, которую он не успевает определить, изменить дистанцию боя, утомить противника и морально воздействовать на него, раскрыть противника, отдохнуть после полученного сильного удара, подготовить контрудары, специально с тактической целью противоставить непрерывным атакам ряд оборонительных действий.

К оборонительным действиям относятся и контрудары без последующего развития наступления, чтобы остановить активного, беспрерывно атакующего противника.

Защиты в сочетании с маневрированием могут быть средством активного сближения с противником и сохранения средней и ближней дистанций. Вместе с тем эти действия способствую сохранению дальней дистанции. Защиты в сочетании с маневрированием применяются и для смены дистанций.

Планирование боя

Главной задачей тактической подготовки тхэквондиста является правильное планирование боя. Тхэквондист составляет план боя вместе с тренером, основываясь на сведениях о манере ведения боя противником (одни тхэквондисты действуют в очень быстром темпе, чтобы набрать побольше очков, постоянно наступают; другие ведут бой только на дальней дистанции; третьи стремятся вести бой на ближней дистанции). Самый опасный противник — это активный, подвижный тхэквондист, умеющий вести бой на всех дистанциях.

Всю тактическую подготовку нужно подчинить обучению навыкам ведения боя с любыми противниками, навязыванию им своей манеры боя, проведения «своих» приемов, которыми тхэквондист владеет уверенно и точно. Если противник неизвестен, надо затратить время на разведку боем.

К бою с известным противником тхэквондисту следует подготовиться так, чтобы наиболее успешно использовать свои сильные и его слабые стороны. В зависимости от ведения боя противником, его излюбленных приемов, специфики нанесения ударов, морально-волевых качеств и других факторов надо продумать способы защиты, формы атак и контратак. Тхэквондист должен создавать модель своих действий против каждого соперника.

В тех случаях, когда противник резко изменяет своей обычной тактике, можно сразу же действовать определенно и решительно. В бою же со спортсменом, обдуманно меняющим тактику в ходе боя, следует действовать очень осторожно, находчиво и изобретательно, не теряя инициативы, осуществляя намеченные планы. При построении плана боя следует рассчитывать на победу по очкам, если не удается нанести удары, которые приведут противника в небоеспособное состояние.

Готовиться тактически к бою следует в процессе тренировки, главным образом в предсоревновательном периоде, накануне турнира, когда известны будущие противники. Основная тактическая подготовка должна включать активно-наступательную и активно-обоброни-тельную тактику.

Совершенствование в тактике

Совершенствование в тактике должно идти по двум основным направлением. Во-первых, это вырабатывание собственной индивидуальной тактики (тактика сильного удара, тактика темпа, тактика обыгрывания или их сочетания), совершенствование умения навязывать свою манеру ведения боя, проводить свой тактический план, свои приемы боя. А во-вторых, в умении разгадывать, распознавать манеру противника, его сильные и слабые стороны и противопоставлять свой тактический план, направленный на нейтрализацию сильных и использование слабых сторон.

Совершенствуясь в тактике, целесообразно использовать три основные группы упражнений:

1) улучшающие тактику проведения атакующих и контратакующих приемов (создание определенной боевой ситуации для проведения приема);

2) обыгрывающие подготовительные, наступательные и оборонительные действия (изучение типовых боевых ситуаций и противопоставление адекватных действий);

3) увеличивающие быстроту и правильность тактического мышления в условных боях, моделирующих соревновательные.

Тактическая подготовка в тхэквондо

Тактика поединка в тхэквондо — искусство применения технических средств с учетом индивидуальных технико-тактических, морально-волевых и физических возможностей в бою с разными по стилю и манере противниками.

В тактике тхэквондиста проявляются не только уровень его техники, физической и психологической подготовленности, но и главные черты характера. Тактическое мастерство проявляется в способности нейтрализовать сильные стороны противника, использовать его слабые стороны и одновременно с этим в умении применять индивидуальную манеру боя.

Управление боем, искусство его ведения состоит в претворении в действие плана боя, уточнении его, а в случае необходимости — и в изменении по ходу боя. Умение управлять боем зависит от быстроты и гибкости боевого мышления, волевых качеств.

Построение плана боя зависит от глубины мышления, способности к анализу и синтезу действий противника, а также от степени овладения технико-тактическими средствами. Чем они разнообразнее, тем больше вариантов планирования боя.

Тактическая зрелость тхэквондиста определяется его боевым опытом. Чем больше он имеет встреч с опытными и сильными противниками, тем выше его тактическое мастерство.

тактической направленности действия тхэквондиста можно распределить на три группы: подготовительные, наступательные и оборонительные. Подготовительные действия:

— ознакомление с уровнем мастерства противника, его стилем и манерой ведения боя;

— скрытие своих замыслов с помощью обманных движений, чтобы отвлечь противника от задуманных им действий, вызвать его на атаку (контратаку) для проведения собствен

ной контратаки (атаки);

— анализ и оценку действий противника, а именно: его стиля и манеры ведения боя, физической подготовленности, смелости и решительности, умения проводить обманные действия, применения излюбленных приемов, поведения после полученного удара, а также после удачно проведенной им комбинации;

— создание с помощью маневрирования положений, удобных для собственных атак и контратак, неудобных для противника, умение держать его на нужном расстоянии;

— выяснение реакции противника на активные ложные действия (не открывает ли уязвимые места для удара, пытается ли контратаковать, принимая ложные действия за

действительные, и т.д.);

— определение силовых и скоростных данных противника.

Подготовительные действия активно осуществляются с помощью большой маневренности, атак и контратак (одиночные, повторные удары, встречная техника, техника преследования).

Следует иметь в виду, что противник ставит такие же задачи и так же активно их решает.

Наступательные действия находят свое выражение в атаках и контратаках. Контратаки, в свою очередь, могут быть встречными, ответными и повторными на контратаку противника.

Атака — лучшее тактическое средство в тхэквондо для достижения победы. Но атакующий может рассчитывать на успех только если проводит атаку своевременно и неожиданно для противника. В этом случае он имеет некоторое тактическое преимущество перед обороняющимся, так как может начать атаку в момент наибольшей готовности к действиям. Именно поэтому необходима подготовка к атаке, одним из моментов которой является умение раскрыть защиту противника ложными действиями, отвлечь его внимание от выбранной для удара цели и этим создать удобное положение для нанесения удара.

В практике боевых действий одни тхэквондисты пользуются атакой как основным боевым средством: беспрепятственно атакуют и лишь изредка проводят контратаки. Другие как основную форму применяют контратаку: атакуют они для завязки боя, с тем чтобы вызвать противника на контратаку и нанести решительный удар в ответной контратаке.

Атаки можно проводить с дальней, средней и ближней дистанции.

Атака с, дальней дистанции может закончиться одним небольшим эпизодом. Атака одним-двумя ударами ведет к сближению противников на среднюю и ближнюю дистанции. Быструю, неожиданную атаку с дальней дистанции применяют для захвата инициативы и решительного удара на средней дистанции.

Контратака с дальней дистанции может быть средством активной обороны.

Спортсмен, владеющий защитными приемами и хорошо передвигающийся, создает себе в процессе боя положения, выгодные для нанесения эффективных контрударов. При отсутствии встречных ударов противник несколько теряет бдительность, раскрывается, что позволяет успешно наносить удары в ответной контратаке — один, два или серию.

При встречных контратаках тхэквондист старается нанести встречный удар или несколько ударов в момент, когда атакующий раскрывается. С этой целью он старается вызвать противника на атаку, заранее подготовив тот или иной контрприем.

Более сложной является контратака на средней и длинной дистанциях: финтами (ложными действиями) вызывают противника на контратаку, которую опережают своей контратакой. Такая форма боя доступна только тхэквондистам высокой квалификации.

Оборонительные действия тхэквондист применяет, если ему необходимо защищаться от быстрой и стремительной атаки противника, которую он не успевает определить, изменить дистанцию боя, утомить противника и морально воздействовать на него, раскрыть противника, отдохнуть после полученного сильного удара, подготовить контрудары, специально с тактической целью противоставить непрерывным атакам ряд оборонительных действий.

К оборонительным действиям относятся и контрудары без последующего развития наступления, чтобы остановить активного, беспрерывно атакующего противника.

Защиты в сочетании с маневрированием могут быть средством активного сближения с противником и сохранения средней и ближней дистанций. Вместе с тем эти действия способствую сохранению дальней дистанции. Защиты в сочетании с маневрированием применяются и для смены дистанций.

Главной задачей тактической подготовки тхэквондиста является правильное планирование боя. Тхэквондист составляет план боя вместе с тренером, основываясь на сведениях о манере ведения боя противником (одни тхэквондисты действуют в очень быстром темпе, чтобы набрать побольше очков, постоянно наступают; другие ведут бой только на дальней дистанции; третьи стремятся вести бой на ближней дистанции). Самый опасный противник — это активный, подвижный тхэквондист, умеющий вести бой на всех дистанциях.

Всю тактическую подготовку нужно подчинить обучению навыкам ведения боя с любыми противниками, навязыванию им своей манеры боя, проведения «своих» приемов, которыми тхэквондист владеет уверенно и точно. Если противник неизвестен, надо затратить время на разведку боем.

К бою с известным противником тхэквондисту следует подготовиться так, чтобы наиболее успешно использовать свои сильные и его слабые стороны. В зависимости от ведения боя противником, его излюбленных приемов, специфики нанесения ударов, морально-волевых качеств и других факторов надо продумать способы защиты, формы атак и контратак. Тхэквондист должен создавать модель своих действий против каждого соперника.

В тех случаях, когда противник резко изменяет своей обычной тактике, можно сразу же действовать определенно и решительно. В бою же со спортсменом, обдуманно меняющим тактику в ходе боя, следует действовать очень осторожно, находчиво и изобретательно, не теряя инициативы, осуществляя намеченные планы. При построении плана боя следует рассчитывать на победу по очкам, если не удается нанести удары, которые приведут противника в небоеспособное состояние.

Готовиться тактически к бою следует в процессе тренировки, главным образом в предсоревновательном периоде, накануне турнира, когда известны будущие противники. Основная тактическая подготовка должна включать активно-наступательную и активно-обоброни-тельную тактику.

Совершенствование в тактике

Совершенствование в тактике должно идти по двум основным направлением. Во-первых, это вырабатывание собственной индивидуальной тактики (тактика сильного удара, тактика темпа, тактика обыгрывания или их сочетания), совершенствование умения навязывать свою манеру ведения боя, проводить свой тактический план, свои приемы боя. А во-вторых, в умении разгадывать, распознавать манеру противника, его сильные и слабые стороны и противопоставлять свой тактический план, направленный на нейтрализацию сильных и использование слабых сторон.

Совершенствуясь в тактике, целесообразно использовать три основные группы упражнений:

1) улучшающие тактику проведения атакующих и контратакующих приемов (создание определенной боевой ситуации для проведения приема);

2) обыгрывающие подготовительные, наступательные и оборонительные действия (изучение типовых боевых ситуаций и противопоставление адекватных действий);

3) увеличивающие быстроту и правильность тактического мышления в условных боях, моделирующих соревновательные.

Глава 5. Тактика в тхэквондо

Глава 5. Тактика в тхэквондо

5.1. Состояние вопроса

Спортивные достижения в программно-циклических видах спорта возможны за счет использования качества опорно-двигательного аппарата и обеспечивающих энергетических систем организма. Эти системы в процессе спортивной тренировки подвергаются определенной адаптации к нагрузкам, что иногда называют их обучением и воспитанием.

В программных, сложнокоординационных видах спорта на первый план выступают координационные задатки и качество обучения сложным движениям.

В ситуационных видах спорта (игры, единоборства) ко всему перечисленному прибавляются особые требования к скорости переработки информации, поступающей извне, к способности оценивать постоянно меняющиеся события, принимать адекватные решения и быстро их реализовывать. Все это требует высоких интеллектуальных способностей, хорошей обученности и высокой помехоустойчивости всех систем организма, в особенности психологической.

Таким образом, после этапа базовой технической подготовки, в ходе которого усваивается координация технических действий, должен следовать этап обучения целесообразному использованию приобретенной техники в зависимости от особенности меняющихся кинематических и динамических ситуаций. В нашем случае имеются в виду:

? меняющиеся условия взаимоположений (расстояния между ударной конечностью и точкой наносимого удара);

? направления перемещения «мишени» и их скорость;

? степень контактной защищенности (блоки, подставки);

? скорость и вариативность ударов противника и др.

При встрече двух единоборцев противопоставляются:

? технические умения обоих;

? их физические возможности реализовывать эти умения с максимальной точностью, быстротой и длительностью;

? умения тактически эффективно использовать свои возможности и нейтрализовать в этом противника.

Вопросы целесообразного использования своего арсенала технических действий на основе физических и психических возможностей с учетом таковых со стороны противника составляют понятие тактики.

Поскольку спорт практически копирует условия военно-коммерческого конфликта (Ю. А. Воронин и др., 1964), тактика в спорте, начиная с подготовки к соревнованиям и заканчивая непосредственным соперничеством, подобна военной стратегии, оперативной деятельности и тактике на уровне непосредственного исполнения.

Тактика выступления, встречи, боя имеет место во всех видах спорта. Чем больше неопределенности в предстоящих действиях, тем больше роль тактики в положительном исходе встречи и тем большую роль играет предварительная обученность тактическим действиям в различных ситуациях боя (встречи).

Многообразие ситуаций в единоборствах предопределяет увеличение времени переработки информации и «выдачи» решения (то есть увеличивает латентный период реакции спортсменов), тогда как скоротечность ситуации требует его уменьшения. Кроме того, конфликтность поединка может приводить к искажениям в оценке ситуации.

Чтобы уменьшить время на решение задач и повысить помехоустойчивость действий бойца, необходимо заранее моделировать и отрабатывать наиболее вероятные тактико-технические ситуации и варианты их решения.

Чем больше технических действий содержит вид спорта, тем большая роль отводится тактике их использования и тем меньше можно нагружать обеспечивающие вегетативные системы организма, чтобы тем самым косвенно повысить специальную выносливость бойца. Конечно, такое возможно при оптимальной программе технико-тактической подготовки и ее полном практическом усвоении.

Важное значение имеет степень разработанности данной проблемы. Так, по вопросам тактики борьбы наибольшее число работ принадлежит А. Н. Ленцу, который отмечал, что до сих пор полной классификации тактики борьбы еще нет и это отрицательно сказывается на качестве методики преподавания.

Из всех видов борьбы наиболее технически разнообразна борьба в одежде. Естественно, что именно по тактике борьбы самбо имеются достаточно информативные работы А. А. Харлампиева (1958) и Е. М. Чумакова (1976). В работе А. А. Харлампиева содержатся понятия о наступательной тактике и активной обороне, конкретные рекомендации по способам борьбы с противниками различного роста и с различными физическими качествами, рекомендации в плане психологического воздействия на противника и маскировки своего психического состояния, физических и технических возможностей на соревнованиях.

Работа Е. М. Чумакова освещает понятия о способах ведения поединка путем подавления, маневрирования или маскировки (схема 5.1.1). В ней содержатся рекомендации по использованию способов тактических действий при проведении наиболее распространенных приемов в борьбе самбо, приводятся примеры тактики проведения схваток и тактики участия в соревнованиях.

Тактика борьбы по Е. М. Чумакову (1976)

В учебнике по борьбе для вузов («Спортивная борьба», 1978) приводится схема, иллюстрирующая способы использования или создания динамической ситуации для проведения основного технического действия.

Практически во всех работах по тактике в видах спортивной борьбы основное место занимает вопрос о сложных тактико-технических действиях (СТТД), то есть о создании выгодной динамической ситуации для проведения основного технического действия.

К сожалению, в них мало говорится о таких действиях, как занятие преимущественной позы, приобретение выгодного захвата и лишение возможности противника приобрести захват.

Начало 80-х годов не приблизило нас к решению этой фундаментальной проблемы в области спортивной борьбы. В ряде работ затронуты вопросы тактики, но большей частью с позиции рассмотрения стилей борьбы и соответствия их типам нервной системы и преимущественным физическим качествам.

В ряде случаев смешиваются понятия тактики и стилей, нет четких трактовок терминов «наступательная или оборонительная тактика» и «атакующий или оборонительный стиль». До конца не ясно, что такое методы, манера, форма ведения поединка и чем они отличаются от стилей борьбы.

До сих пор слишком упрощенной, на наш взгляд, является трактовка способов ведения поединка путем подавления, маневрирования и маскировки. Например, подавление реализуется за счет силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, техничности и тактики. Кроме того, можно подавить и волей, выдержкой и т. д. Сам вопрос о подавлении силой, скоростью и т. д. также упрощен. Нельзя в спорте абстрактно проявить силу или скорость. Их можно проявить только через проведение специфических технических действий. Во время схватки может быть преимущественное проявление тех или иных качеств. Сама система сведения физических, психических и технических проявлений к подавлению, маневрированию, маскировке не универсальна. Прежде всего, и подавление, и маскировка – это уже маневры, а поэтому на одном уровне в классификации (в любой другой системе) они находиться не могут.

С 1988 года в теории и методике спортивной борьбы представлен классификационный комплекс тактических действий, состоящий из нескольких блоков:

? тактика использования удобных ситуаций;

? тактика создания удобных ситуаций;

? методы воздействия на противника;

? стили ведения боя;

? стратегия многолетней тактической подготовки.

В других видах единоборств классификации тактики фрагментарны.

В учебных пособиях по боксу его тактика интерпретируется по-разному. В одних случаях выделяются разведывательная и оборонительная форма ведения боя. В детализации упоминаются дистанции, стойки, передвижения. Даются рекомендации по особенностям боевых действий при различных дистанциях. Различаются активно-наступательная и позиционная тактика. К подготовительным действиям относятся разведка, обманы и маневр. Перечисляются индивидуальные манеры ведения боя. Прослеживается их связь с морфологическими особенностями, темпераментом, волевыми качествами и сенсомоторикой боксеров. Отдельно выделяется раздел об особенностях боя с левшой.

В последних источниках даются особенности ведения боя с боксерами, владеющими различными стилями боя. Особое место занимает работа Е. И. Огуренкова, Л.Т. Кузина (1973), в которой математический подход создает базу для классификации техники и тактики бокса.

В учебных пособиях по другому виду единоборства – фехтованию – к тактическим действиям относятся: разведка, маскировка, вызовы, маневрирование, игра оружием, ложные нападения, защиты и ответы.

Однако и в этих видах единоборства классификация тактики пока ещё не завершена. Отсутствует классификация тактики в каратэ, тхэквондо и кикбоксинге, хотя наличие классификации техники каратэ дает биомеханические предпосылки для её создания.

Опыт использования общих концепций о структурных уровнях в различных биологических системах при создании единой классификации техники спортивной борьбы, в которой учтены все начальные, основные, вспомогательные технические действия, позволил составить в первом приближении классификацию тактических действий и тактики в видах спортивной борьбы («Борьба греко-римская», 2004; «Дзюдо», 2006), что дает основание использовать по аналогии их систему для ударных единоборств, ибо единоборства имеют единую методологическую основу.

В настоящей главе тактика боя будет представлена в виде нескольких классификационных схем и иллюстрированных примеров комбинирования приемов атаки и защиты.

Тактика ведения спарринга в таэквондо — ИТФ (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ БОРЬБЫ И ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ СПАРРИНГА В ТАЭКВОНДО — ИТФ

Сборник научно-методических статей

Под общей редакцией президента Российской Федерации

по таэквон-до (ИТФ), Международного инструктора 6 дан

профессора Ю. Б. КАЛАШНИКОВА

Тактика ведения спарринга в таэквондо — ИТФ / Под общей редакцией . — М.; ФОН, 20с.

В сборнике статей изложены взгляды на тактику спортивных едино­борств с позиции теории конфликтного взаимодействия, рассмотрены основные теоретические аспекты тактики таэквондо. Большая часть статей посвящена конкретным результатам тактического анализа и видео­анализа поведения единоборцев высшей квалификации в соревнователь­ных схватках. На примере описания конкретных тактико-технических структур раскрываются тактические механизмы достижения успеха в конфликтном взаимодействии спортсменов.

Сборник предназначен для широкого круга специалистов по восточным единоборствам. Статьи могут иметь практический интерес для тренеров по таэквондо и спортсменов высшей квалификации, а также для всех кто интересуется проблемами тактики спортивных единоборств.

Издательство «Физкультурное образование и наука». 2000 г.

Тактическая структура схватки в таэквондо. 4

Тактические и боевые действия в таэквондо и символика их

изображения в тактико-технических структурах. 10

Взаимокоординация действий таэквондистов в конфликтном

взаимодействии в схватке. 15

Тактике маневрирования «степом» в сочетании с проведением

угроз, вызовов и игры дистанцией в таэквондо. 19

Тактика выполнения прямолинейного маневрирования в

переднем «челноке» таэквондистами высшей квалификации. 27

, , Обыгрывание противника по линии удара при выполнении

заднего челнока. 36

Тактика бокового маневрирования в таэквондо. 40

, , Тактико-технические структуры при выполнении бокового

маневрирования в таэквондо. 47

Тактика проведения удара йоп чаги. 50

Построение комбинаций боевых действий в таэквондо. 56

Обыгрывание противника при изменении линии атаки. 61

Теоретические аспекты тактики конфликтного взаимодействия

Тактический видеоанализ конфликтного поведения единоборцев

в соревновательных схватках.

Разрядные требования и нормы в таэквон-до (ИТФ).

ТАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СХВАТКИ В ТАЭКВОНДО

С началом проведения соревнований в таэквондо изменилось суще­ствовавшее ранее значение владения мастером боя большим многооб­разием техники, которая позволяла осуществлять неожиданные для противника атаки и за счет фактора неожиданности достигать победы в бою. Правила соревнований определили круг разрешенной техники боя, который является достаточно ограниченным; поэтому спортсмены с небольшими различиями владеют практически все одинаковым объе­мом технических действий. Поэтому они стали применять различные атакующие и контратакующие комбинации, которые строятся на ис­пользовании, преодолении и нейтрализации защиты противника после угроз или ложных атак, а также использование встречной атаки и контратаки после вызовов и провокаций.

Другим направлением явилось овладение тактикой проведения раз­личных маневров и подготавливающих действий, Причиной послужило то обстоятельство, что обыгрывание противника при проведении под­готовок позволяет с высокой вероятностью завершать атаку. Поэтому обыгрывание противника на подготовках занимает существенное ме­сто в тактике боя в таэквондо.

Высококвалифицированные таэквондисты успешно применяют та­кие способы обыгрывания противника как: игра угрозами, игра дис­танцией, игра ритмом, игра линией атаки, проведение вызовов и про­вокаций, смены стойки в различных сочетаниях в зависимости от вы­полняемых основных маневров — степа, челнока, пошагового маневри­рования и других подготавливающих действий.

В тактических маневрах появляются основные и дополнительные тактические действия, которые, соответственно, имеют разное значе­ние при их выполнении, так для:

степа основным являются игра ритмом 1-1 на 1-2, не основными — угрозы и игра дистанцией, и смена стоек;

переднего и заднего челнока основным является игра дистанцией и угрозы и не основным — игра линией атаки;

бокового челнока основным является игра линией атаки и угрозы;

пошагового маневрирования — игра линией атаки и дополнительной сменой стоек.

Установление взаимосвязей между основными маневрами, тактиче­скими значениями и боевыми действиями, позволяют определить так­тическую структуру боевых действий в поединке (рис.1). Исходя, из

данной структуры можно рассматривать конфликтное взаимодействие с противником при проведении подготовок сочетающихся с различны­ми техническими и тактическими действиями в следующем:

■ обыгрывание по ритму, обыгрывание по дистанции, обыгры­
вание угрозами, изменением дистанции, обыгрывание линией
атаки, с обыгрыванием и без него при проведении угроз, вы­
зовов и провокаций:

■ сочетание игры ритмом степа с игрой дистанцией, с игрой
линией атаки и угрозами или вызовами и провокациями.

• выбор боевых действий — атак, контратак и комбинаций;

■ проведение атак: одиночными ударами; сериями руками; се­
риями руки-ноги; сериями ногами.

■ выбор механизмов достижения успеха при проведении тех­
нических действий в подготовках, атаках, контратаках;

• правомерность применения к различным противникам раз­
личных маневров и подготавливающих действий.

Угрозы используются таэквондистами при проведении большинст­ва тактических подготовок к атакам и контратакам. Угроза это такти­ческое действие создающее опасную ситуацию для противника, когда атакующий боец может беспрепятственно или с небольшими затрудне­ниями продолжить атаку.

Проведение угрозы есть демонстрация действия, из которого неясно будет производиться действие или нет, неопределенность будущего соз­дает эффект угрозы. При повторном проведении угрозы противник пе­рестает реагировать, и начало атаки принимает за очередную угрозу.

Угрозы различаются на истинные и ложные, обе могут демонстри­роваться в поединке.

Угрозы представляют собой, пожалуй, самую обширную совокуп­ность подготавливающих действий. В таэквондо бойцы применяют та­кие угрозы как: угрозы раздергиванием, угрозы с вызовом, угрозы по­вторные, защита угрозой. Угрозы выполняются с помощью подскока, подшагивания, зашагивания, подъема или замаха ноги (руки), им­пульсным или волновым движением туловища, наклоном туловища и головы — вправо, влево, вперед и с помощью других действий.

Читать онлайн «Тхэквондо. Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство» — RuLit — Страница 83

При организации тренировки следует иметь в виду эффект суперкомпенсации в период восстановления после физических нагрузок. На этой основе строятся циклы нагрузок и отдыха в период тренировки.

В числе методов организации таких циклов в ходе тренировочного занятия имеются:

● жесткие интервалы отдыха с небольшими нагрузками и малыми отрезками отдыха с расчетом на недовосстановление;

● относительно полные интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление работоспособности;

● экстремальные интервалы отдыха, рассчитанные на наложение нагрузки в фазе гиперкомпенсации функциональных качеств;

● полный интервал отдыха, рассчитанный на наложение нагрузки после снижения гиперкомпенсационной кривой до фонового уровня.

Техническая подготовка (в контексте понятия о тренировке вообще)

Техническая подготовка тхэквондиста – процесс формирования техники выполнения специальных упражнений, приемов и их различных комбинаций, применяемых в тхэквондо.

В данном виде спорта следует различать общую и специальную техническую подготовку.

Общая техническая подготовка – это формирование разнообразных двигательных умений и навыков, охватывающих различные варианты технического решения спортивно-педагогических задач в соответствии с наиболее полным использованием возможностей занимающихся.

При обеспечении повышения общей технической подготовленности бойцов предполагается, что умения и навыки боя формируются на базе большой двигательной подготовленности занимающихся, то есть умения бегать, прыгать, плавать, участвовать в различных спортивных играх и т. д.

Тем не менее не следует возводить этот тезис в абсолют, поскольку на соревнованиях по определенному виду спорта в конечном итоге оцениваются специфические действия.

Средствами общей технической подготовки являются технические действия тхэквондо (согласно классификации приемов), а также соответствующие им защиты и контрудары.

Индивидуализированная техническая подготовка – это формирование навыков выполнения технических действий в различных условиях спортивной деятельности в соответствии с особенностями каждого из занимающихся. Специальная техническая подготовка непосредственно связана с пропорциями тела и его соматическими особенностями, с функциональными особенностями, что значительно влияет на индивидуальную технику и тактику.

В отличие от общей технической, специальная подготовка труднее поддается планированию. Избрание основной техники для каждого занимающегося иногда происходит случайно, в ходе длительной учебно-тренировочной работы.

Тренеры отдают предпочтение приемам, которые легче других выполняются и комбинируются с другими приемами. Систематическое использование определенных приемов способствует обогащению двигательных навыков.

Условия тренировки постепенно усложняются до близких по психологической стрессорности к соревновательным.

Эффективность применения избранной техники всецело зависит от способности занимающихся к овладению комбинациями приемов.

Использование отдельных приемов в тхэквондо, как правило, не дает эффекта, так как время, необходимое атакующему для проведения удара, позволяет атакуемому принять соответствующие меры.

Изучение своих противников приводит к тому, что их техника и тактика не составляют секрета для спортсмена. Становятся известными не только особенности проведения самих приемов, но и их подготовка, ведение боя в целом.

Техника выполнения «коронных» приемов предполагает высокий уровень развития участвующих в этом групп мышц. Развитием определенных групп мышц тренер способствует совершенствованию избранной техники. В то же время упражнения в выполнении определенной техники способствуют направленному физическому развитию. В этом заключается взаимосвязь техники с физическими качествами тхэквондистов. Разнообразный характер движений при выполнении приемов боя и большой комплекс защитных действий, вызывающий напряжение самых разнообразных групп мышц, способствуют разностороннему физическому развитию.

В отличие от борьбы, в тхэквондо наряду с силой, скоростью и выносливостью (как изолированными кондиционными качествами) доминирующее значение имеет сенсомоторный компонент. Скорость адекватного реагирования на атакующие действия противника является качеством, предопределяющим успех поединка тхэквондистов. Если простая скорость – качество в основном природное, то сложная скорость, включающая в себя время на фиксирование сигнала, его распознавание, выбор способа реагирования является качеством наживным. Это качество зависит от правильности обучения базовой технике и тактике на этапе начальной подготовки и в последующем, на этапе спортивного совершенствования, – от качества разведки и соответствующей индивидуализированной технико-тактической подготовки.

Наблюдение за действиями занимающихся дает преподавателю представление об изменениях, происходящих с ними под влиянием спортивной тренировки. Тренер и занимающиеся обязаны владеть основами специальных знаний и иметь представление о закономерностях биомеханики тхэквондо. При этом важно, чтобы теоретическая подготовленность занимающихся проявлялась в их умении оценивать технику и тактику – свою и своих партнеров.

Техническая подготовленность тхэквондистов формируется под непосредственным руководством тренера, который дает необходимые указания по исправлению неточностей и ошибок. Моменты, удобные для проведения приема в тхэквондо, повторяются редко, поэтому тренеры останавливают бой в нужный момент или воспроизводят необходимые условия отдельно от тренировочного боя.

Тактическая подготовка (в контексте понятия о тренировке)

Тактическая подготовка вооружает спортсменов способами и методами ведения боя. Действовать во время соревнований тактически грамотно – значит уметь правильно распределять свои силы, подбирать и выполнять приемы, необходимые для достижения победы.

В бою нужно учитывать возможный тактический план противника. Вовремя разгадать этот план и в соответствии с этим построить свой собственный – важная сторона тактического умения.

Тактическая грамотность только тогда приносит пользу, когда спортсмен научится применять знания, приобретенные в тренировках, на практике.

Нужно уметь вести бой с противником высокого и низкого роста и т. д. Поэтому одной из задач тактической подготовки является развитие способностей занимающихся разрабатывать и осуществлять тактический план боя в соответствии с меняющимися условиями поединка.

Базой для развития способностей применения тактики является хорошая теоретическая подготовленность, умение наблюдать и анализировать происходящее на даянге, умение критически относиться к своим спортивным результатам. Ценным также является умение разгадать тактические планы предполагаемых противников и в соответствии с этим целенаправленно построить тренировочный процесс в период подготовки к соревнованиям.

Поэтому для составления плана тактической подготовки в соревновательный период и плана ведения боя используют следующие данные:

1. Сильные и слабые стороны противника в физической, технической, тактической и волевой подготовленности.

2. Преимущество противника в физической подготовленности: какое физическое качество он чаще всего использует (силу, выносливость, быстроту, ловкость или гибкость). Конкретные недостатки в развитии физических качеств противника являются важными данными при составлении собственного тактического плана.

Обучение тактике в тхэквондо-wtf на этапе начальной подготовки с использованием средств и методов межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности « Физическая культура и спорт»

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Южаков Дмитрий Петрович

В статье представлена модифицированная методика тактической подготовки с применением средств и методов межкультурной коммуникации для детей 8-11 лет, а также некоторые результаты опытно-экспериментальной работы.

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Южаков Дмитрий Петрович,

Training to tactics in taekwondo-WTF at stage of initial preparation with usage of means and methods of intercultural communications

The article presents the modified methodology of tactical preparation with application of means and methods of intercultural communications for children aged 8-11 years old, and also some results of pilot testing.

Текст научной работы на тему «Обучение тактике в тхэквондо-wtf на этапе начальной подготовки с использованием средств и методов межкультурной коммуникации»

ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ В ТХЭКВОНДО-WTF НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Дмитрий Петрович Южаков, аспирант,

Тюменский государственный университет (ТюмГУ)

В статье представлена модифицированная методика тактической подготовки с применением средств и методов межкультурной коммуникации для детей 8-11 лет, а также некоторые результаты опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: единоборства, спорт, обучение, знания, методика, культура, тактика, коммуникация.

TRAINING TO TACTICS IN TAEKWONDO-WTF AT STAGE OF INITIAL PREPARATION WITH USAGE OF MEANS AND METHODS OF INTERCULTURAL

Dmitry Petrovich Juzhakov, the post-graduate student,

The Tyumen State University

The article presents the modified methodology of tactical preparation with application of means and methods of intercultural communications for children aged 8-11 years old, and also some results of pilot testing.

Keywords: single combats, sport, training, knowledge, methodology, culture, tactics, communications.

Особенностью авторской методики является применение средств и методов межкультурной коммуникации для повышения качества обучения тактике тхэквондо. Результатом этих новшеств должны стать понимание и уважение собственных национальных традиций, понимание сущности морально-волевого развития в современных спортивных единоборствах. В данной методике основы обучения тактическим действиям тесно связаны с историческим и культурным курсами.

На 1-ом — 3-ем году обучения в теоретическом разделе изучали темы: Пути развития единоборств средневековья в разных частях света [4], прикладной характер рукопашного поединка, основные разновидности тактики применения различных типов холодного оружия в средние века [3]. Основные положения зависимости развития различных групп мышц у средневекового воина от преобладающей тактики ведения поединка. Сравнение базовой тактики средневекового фехтования [5] с основной тактикой в современных спортивных единоборствах, основные сходства и различия, причины, вызывающие появление существенной разницы не только в тактике, но и в некоторых основах техники единоборств прошлого и настоящего. Проводя сравнение с системами рукопашного боя без оружия [1,2,5] можно сделать вывод о том, что принципы развития тактики ведения поединка аналогичны таковым при использовании холодного оружия. Также изучались сходства и различия физических качеств, необходимых воину, исходя из сравнения народного творчества России и стран Востока [3]. Таким же способом было проанализировано творчество восточных народов [4], в результате сравнения обозначились основные сходства и принципиальные различия, проявляющиеся в приоритетных национальных физических качествах, развитию которых исторически каждая нация уделяла особое внимание. Ученикам была дана возможность самим ответить на вопрос, какие

физические способности им необходимо развивать в первую очередь, чтобы в спортивных поединках на соревнованиях иметь преимущество перед спортсменами азиатского типа. Таким образом, в сознании учеников были сформированы предпосылки для последующего самостоятельного варьирования тактики ведения поединка в зависимости от комплекции противника.

При изучении практического раздела большое внимание уделялось выполнению технических элементов в комплексе нескольких непрерывных последовательных действий. Повышенное внимание уделялось контролю дистанции во время выполнения комплекса приёмов. Основное направление данного этапа — это переход в сознании учеников от отдельных базовых элементов техники единоборства к умению мысленно и практически соединять несколько базовых приёмов в одну тактическую схему, для чего выбирались базовые элементы со схожей амплитудой движений. Для того, чтобы максимально быстро обучить учеников умению самостоятельно комбинировать базовые технические элементы в разнообразные тактические схемы и применять их в зависимости от ситуации в спарринге, использовался широкий спектр заданных тактических схем при выполнении специальных упражнений в парах, ученики использовали в этих упражнениях в том числе даже те технические элементы, которые не могли выполнить на удовлетворительном уровне по качеству исполнения, в этих упражнениях применялся фактор неожиданного изменения дистанции одним из партнёров.

При составлении изучаемых тактических комбинаций использовались следующие элементы базовой техники тхэквондо^ТР:

— основная стойка в спарринге — «ап-соги» — ступни ног расположены на одной линии на ширине плеч, корпус развёрнут боком к противнику (ноги и корпус находятся в одной плоскости);

— широкая стойка — «чучум-соги» — фронтально к сопернику, ноги в 2 раза шире плеч, на одной линии, сильно согнуты в коленях;

— «твит-куби» — стойка со смещённым центром тяжести, спортсмен развёрнут боком к сопернику, ноги на одной линии, расстояние между ними вдвое больше ширины плеч, 70 % веса приходится на ногу, расположенную сзади, дальше от противника, эта нога сильно согнута в колене, вторая нога опирается на носок;

— «ап-куби» — стойка-выпад, корпус спортсмена находится фронтально по отношению к противнику, ноги расположены на максимальном удалении друг от друга при условии сохранения хорошей устойчивости, во фронтальной плоскости расстояние между ними равно ширине плеч, при этом одна нога сильно вынесена перед корпусом и согнута в колене почти под прямым углом, вторая нога выпрямлена и максимально отнесена назад;

— прямой удар рукой — «момтом-чируги» — удар рукой в корпус противника по кратчайшей траектории, наносится сжатым кулаком, фалангами указательного и среднего пальцев;

— боковой удар ногой — «доле-чаги» — удар наносится при разгибании ноги в коленном суставе по круговой траектории снизу-вверх — справа (слева) — налево (направо), на конечной стадии удара нога движется параллельно поверхности земли, удар наносится подъёмом стопы.

Для оценки изменения тактической подготовленности учеников нами был использован специально разработанный тест, включающий в себя 19 вопросов, на которые нужно было ответить письменно, выбрав один из предложенных вариантов ответа. Каждый вопрос моделирует тактическую схему в спарринге, где один условный спортсмен реагирует на определённые действия другого. Максимальная оценка за каждый ответ — 5 баллов. Максимальная оценка предусматривает полную защиту от действий атакующего спортсмена, успешную контратаку при минимальных физических затратах. Данный тест позволяет изучить оперативно-тактическое мышление учеников.

Применение средств и методов межкультурной коммуникации в обучении тактике единоборства привело к повышению уровня оперативно-тактического мышления учеников в поединке (спортивном спарринге), что способствует более полному использованию физических способностей и технических навыков спортсменов. При сравнении уровня оперативно-тактического мышления спортсменов в экспериментальной и контрольной группах, можно сделать вывод о том, что самое большое преимущество у экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, наблюдается при применении учениками контрударов. Это происходит благодаря наличию в модифицированной методике специальных упражнений по обучению двигательным действиям, последовательность преподавания которых, в сочетании с использованием игровых и соревновательных методов обучения, обеспечивает правильное усвоение техники и динамики удара, что необходимо для выработки чувства дистанции. Именно данный показатель является первоочередным для успешного применения контрударов в тактике единоборств. Выполнение этих элементов является наиболее сложным в единоборствах, в то же время освоение этой тактики совершенно необходимо, если ученик желает перейти от уровня начальной подготовки к более высоким ступеням мастерства.

1. Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В.М. Дьячков. — М. : Физкультура и спорт, 1972. — 231 с.

2. Иванов-Катанский, С. Комбинационная техника в каратэ / С. Иванов-Катанский. — М. : ГРАНД-ФАИР, 2000. — 576 с.

3. Маслов, А. А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания в Китае / А.А. Маслов. — М. : Молодая гвардия, 1990. — 97 с.

4. Мандзяк, А. Боевая магия славян / А. Мандзяк. — Минск : Харвест, 1997. — 348

5. Haines, B. Karate’s History and Traditions / B. Haines. — Rutland-Tokyo, 1968. — 27

Торнадо,Тхэквондо в Луганске

Тактика ведения отдельных схватки, поединка, соревнования. Основные положения для определения индивидуального стиля деятельности тхэквондиста, индивидуальной характеристики стиля ведения поединка:

— предпочтение спортсмена действовать в наступлении или обороне;

— благоприятные и опасные дистанции; типичные стойки;

— тактика, предпочтительная для конкретного спортсмена (излюбленные действия или ведение боя в зависимости от особенностей противника): предпочитает ближний бой или избегает его; имеет или нет специфические показатели ведения боя (сближения, повороты, приседания, подскакивания и т. д.); какой характер носят подготовки (циклический или одиночный) и каким образом выполняются удары (с угрозой, без угрозы с вызовом и т. д.);

— характер реагирования на неожиданные действия и степень быстроты переключения;

— индивидуальные особенности спортсмена в различных ситуациях боя (в начале боя, при разрыве дистанции, на краю или в углу ковра и т. д.);

— специализированные умения, основанные на быстроте двигательных реакций, свойствах внимания, памяти, мышления;

— проявление отдельных физических качеств, выраженных в стартовых характеристиках выполнения маневров и их комбинаций;

— проявление тактических умений, выраженных адекватным выбором и применением боевых средств в определенной ситуации;

— особенности боевого поведения тхэквондистов с учетом психологических аспектов единоборства;

— особенности воздействия средств и методов саморегуляции, специализированной разминки;

— сектора поражаемой поверхности, наиболее часто подвергающиеся нападению;

— особенности защитного арсенала и ближнего боя.

Взаимосвязь техники и тактики. Тактические задачи боевых действий, тактические качества и умения. Выбор, подготовка и применение действий. Подготавливающие действия.

Основные характеристики соревновательной деятельности:

— частота применения типовых боевых действий — атак простых, сложных, контратак, защит, атак с финтами и т. д.;

— частота использования определенных комбинаций действий (тактико-технических структур);

— качественные характеристики выполнения приемов, таких как амплитуда финтов, координация движения в ударах и блоках, точность и сила ударов, параметры передвижений;

— особенности применения отдельных боевых действий нападения, защиты, подготовок;

— соотношение между частотой применяемых разновидностей атак и средств противодействия атакам (встречные атаки, ответные атаки, контратаки);

— использование подготавливающих действий, а также соотношение объемов применения их разновидностей;

— применение в боях различных стоек и дистанций, моделей взаимодействия с противником (позиционно или маневренно, скоротечно или выжидательно, наступательно или оборонительно);

— особенности подготовки отдельных действий (использование средств разведки, маскировки, вызовов);

— результативность нападений в определенные секторы поражаемой поверхности.

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3290, газет – 7020, книг – 547

Популярное

Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»

FIBA Assist Magazine

Охота — национальный охотничий журнал

PRO Баскет

Фанаты: Триумфальное шествие футбольных хулиганов по Европе

Атлетизм — дома (упражнения без снарядов)

Боевая школа Брюса Ли. Философия и дух бойца

Спортсмены России – солдаты Победы

Ожидание футбола

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Обучение тактике в тхэквондо-WTF на этапе начальной подготовки с использованием средств и методов межкультурной коммуникации

Аннотация

В статье представлена модифицированная методика тактической подготовки с применением средств и методов межкультурной коммуникации для детей 8-11 лет, а также некоторые результаты опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: единоборства, спорт, обучение, знания, методика, культура, тактика, коммуникация.

TRAINING TO TACTICS IN TAEKWONDO-WTF AT STAGE OF INITIAL PREPARATION WITH USAGE OF MEANS AND METHODS OF INTERCULTURAL COMMUNICATIONS

Dmitry Petrovich Juzhakov, the post-graduate student, The Tyumen State University

Annotation

The article presents the modified methodology of tactical preparation with application of means and methods of intercultural communications for children aged 8-11 years old, and also some results of pilot testing.

Keywords: single combats, sport, training, knowledge, methodology, culture, tactics, communications.

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью авторской методики является применение средств и методов межкультурной коммуникации для повышения качества обучения тактике тхэквондо. Результатом этих новшеств должны стать понимание и уважение собственных национальных традиций, понимание сущности морально-волевого развития в современных спортивных единоборствах. В данной методике основы обучения тактическим действиям тесно связаны с историческим и культурным курсами.

На 1-ом ? 3-ем году обучения в теоретическом разделе изучали темы: Пути развития единоборств средневековья в разных частях света [4], прикладной характер рукопашного поединка, основные разновидности тактики применения различных типов холодного оружия в средние века [3]. Основные положения зависимости развития различных групп мышц у средневекового воина от преобладающей тактики ведения поединка.

Сравнение базовой тактики средневекового фехтования [5] с основной тактикой в современных спортивных единоборствах, основные сходства и различия, причины, вызывающие появление существенной разницы не только в тактике, но и в некоторых основах техники единоборств прошлого и настоящего. Проводя сравнение с системами рукопашного боя без оружия [1,2,5] можно сделать вывод о том, что принципы развития тактики ведения поединка аналогичны таковым при использовании холодного оружия. Также изучались сходства и различия физических качеств, необходимых воину, исходя из сравнения народного творчества России и стран Востока [3]. Таким же способом было проанализировано творчество восточных народов [4], в результате сравнения обозначились основные сходства и принципиальные различия, проявляющиеся в приоритетных национальных физических качествах, развитию которых исторически каждая нация уделяла особое внимание. Ученикам была дана возможность самим ответить на вопрос, какие физические способности им необходимо развивать в первую очередь, чтобы в спортивных поединках на соревнованиях иметь преимущество перед спортсменами азиатского типа. Таким образом, в сознании учеников были сформированы предпосылки для последующего самостоятельного варьирования тактики ведения поединка в зависимости от комплекции противника.

При изучении практического раздела большое внимание уделялось выполнению технических элементов в комплексе нескольких непрерывных последовательных действий. Повышенное внимание уделялось контролю дистанции во время выполнения комплекса приёмов. Основное направление данного этапа – это переход в сознании учеников от отдельных базовых элементов техники единоборства к умению мысленно и практически соединять несколько базовых приёмов в одну тактическую схему, для чего выбирались базовые элементы со схожей амплитудой движений. Для того, чтобы максимально быстро обучить учеников умению самостоятельно комбинировать базовые технические элементы в разнообразные тактические схемы и применять их в зависимости от ситуации в спарринге, использовался широкий спектр заданных тактических схем при выполнении специальных упражнений в парах, ученики использовали в этих упражнениях в том числе даже те технические элементы, которые не могли выполнить на удовлетворительном уровне по качеству исполнения, в этих упражнениях применялся фактор неожиданного изменения дистанции одним из партнёров.

При составлении изучаемых тактических комбинаций использовались следующие элементы базовой техники тхэквондо-WTF:

  • основная стойка в спарринге – «ап-соги» ? ступни ног расположены на одной линии на ширине плеч, корпус развёрнут боком к противнику (ноги и корпус находятся в одной плоскости);
  • широкая стойка – «чучум-соги» ? фронтально к сопернику, ноги в 2 раза шире плеч, на одной линии, сильно согнуты в коленях;
  • «твит-куби» ? стойка со смещённым центром тяжести, спортсмен развёрнут боком к сопернику, ноги на одной линии, расстояние между ними вдвое больше ширины плеч, 70 % веса приходится на ногу, расположенную сзади, дальше от противника, эта нога сильно согнута в колене, вторая нога опирается на носок;
  • «ап-куби» ? стойка-выпад, корпус спортсмена находится фронтально по отношению к противнику, ноги расположены на максимальном удалении друг от друга при условии сохранения хорошей устойчивости, во фронтальной плоскости расстояние между ними равно ширине плеч, при этом одна нога сильно вынесена перед корпусом и согнута в колене почти под прямым углом, вторая нога выпрямлена и максимально отнесена назад;
  • прямой удар рукой – «момтом-чируги» ? удар рукой в корпус противника по кратчайшей траектории, наносится сжатым кулаком, фалангами указательного и среднего пальцев;
  • боковой удар ногой – «доле-чаги» ? удар наносится при разгибании ноги в коленном суставе по круговой траектории снизу-вверх – справа (слева) ? налево (направо), на конечной стадии удара нога движется параллельно поверхности земли, удар наносится подъёмом стопы.

Для оценки изменения тактической подготовленности учеников нами был использован специально разработанный тест, включающий в себя 19 вопросов, на которые нужно было ответить письменно, выбрав один из предложенных вариантов ответа. Каждый вопрос моделирует тактическую схему в спарринге, где один условный спортсмен реагирует на определённые действия другого. Максимальная оценка за каждый ответ – 5 баллов. Максимальная оценка предусматривает полную защиту от действий атакующего спортсмена, успешную контратаку при минимальных физических затратах. Данный тест позволяет изучить оперативно-тактическое мышление учеников.

ВЫВОДЫ

Применение средств и методов межкультурной коммуникации в обучении тактике единоборства привело к повышению уровня оперативно-тактического мышления учеников в поединке (спортивном спарринге), что способствует более полному использованию физических способностей и технических навыков спортсменов. При сравнении уровня оперативно-тактического мышления спортсменов в экспериментальной и контрольной группах, можно сделать вывод о том, что самое большое преимущество у экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, наблюдается при применении учениками контрударов. Это происходит благодаря наличию в модифицированной методике специальных упражнений по обучению двигательным действиям, последовательность преподавания которых, в сочетании с использованием игровых и соревновательных методов обучения, обеспечивает правильное усвоение техники и динамики удара, что необходимо для выработки чувства дистанции. Именно данный показатель является первоочередным для успешного применения контрударов в тактике единоборств. Выполнение этих элементов является наиболее сложным в единоборствах, в то же время освоение этой тактики совершенно необходимо, если ученик желает перейти от уровня начальной подготовки к более высоким ступеням мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В.М. Дьячков. – М. : Физкультура и спорт, 1972. – 231 с.
  2. Иванов-Катанский, С. Комбинационная техника в каратэ / С. ИвановКатанский. – М. : ГРАНД-ФАИР, 2000. – 576 с.
  3. Маслов, А.А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания в Китае / А.А. Маслов. – М. : Молодая гвардия, 1990. – 97 с.
  4. Мандзяк, А. Боевая магия славян / А. Мандзяк. – Минск : Харвест, 1997. – 348 с.
  5. 5. Haines, B. Karate’s History and Traditions / B. Haines. – Rutland-Tokyo, 1968. – 27 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Taekwondo. Техника.

Тхэквондо — древнекорейское боевое искусство, которое дюже знаменито в современном мире. Число поклонников таэквондо превышает 50 миллионов человек. Поводом для столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что корейские мастера сумели совместить древние тезисы и способы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало тренировки таэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также зрелищным и динамичным видом спорта.

Целью тренировок таэквондо является достижение слаженности физического, психического и душевно-нравственного начал в человеке. В древности эти стороны человеческого развития были сформулированы в тезисах мусуль, муе и до.

Мусуль — буквально данный термин переводится как «боевая техника» и воплощает в себе тезисы таэквондо как способа реального боевого взаимодействия и самообороны.

Муе — боевое искусство. Данный тезис воплощает в себе способы работы над собой, когда занимающийся таэквондист учится побеждать не только противника, но и свои недочеты, через улучшение техники таэквондо совершенствует свою свободу, не тяготится превратить тренировки в творческий процесс саморазвития и самопознания.

До — путь в контексте душевно-нравственного воспитания. Данное правило воплощает в себе желание человека осознать свою правдивую природу, понять свое место в мире и методы взаимодействия с миром.

Таким образом, целью таэквондо является комплексное физическое и духовное воспитание человека, содействующее слаженному развитию не только тела, но и духа.

Современное таэквондо состоит из 5 основных дисциплин, которые интегрированы в цельный тренировочный комплекс:

● Кибон — основная техника. Это та основа, на которой основано все последующее мастерство, приобретаемое в итоге упорных тренировок.

● Пумсэ — особые комплексы формальных упражнений, имитирующие настоящий поединок за жизнь с одним или несколькими противниками, из которых исполняющий пхумсэ выходит победителем. В практике пхумсэ основной является реализация тезиса муе — постижение таэквондо как боевого искусства.

● Кёруги — поединок. Обучение технике и тактике ведения поединка.

● Хосинсуль — боевое взаимодействие и самооборона. Обучение реальным способам фактического использования техники таэквондо в различных жизненных обстоятельствах.

● Кёкпа — демонстрационная техника. Демонстрация возможностей человека, которые можно развить, занимаясь таэквондо.

ТЕХНИКА ТХЭКВОНДО.

Техника Тхэквондо богата и разнообразна. В целом она делится на 3 со­ставляющих:

1. Базовая техника: э то техника, которую изучают в самом начале занятий тхеквондо, она включает в себя:

б) Базовую технику ног (Кибон Паль Чаги);

в) Базовую технику рук (Кибон Дончак);

г) Комплексы формальных упражнений (Пумсэ — техника передвижений);

д) Разбивание предметов (Кёкпа);

е) Прыжковую (специальную) технику (Туё).

2. Спарринговая (спортивная) техника: э то техника, которую изучают после освоения основных приёмов базовой тех­ники. Изучаемые в этом разделе приёмы соответствуют правилам соревнований по версии WTF и включают в себя:

а) Технику передвижений в спарринге (Стэп);

б) Технику работы по снарядам, на лапах, в грушу, в мешок (Пьоджок Чиги);

в) Технику работы с партнёром, условный спарринг в протекторах (Мачо Кёруги);

г) Технику работы в спарринге по правилам WTF.

3. Боевая (прикладная) техника: это техника самообороны и реального боя (на высоком уровне ра­бота против оружия и с оружием). Состоит из изучения техник

с партнёром:

а) Бой на 3 шага (Сам Бон Кёруги);

б) Бой на 2 шага (И Бон Кёруги);

в) Бой на 1 шаг (Иль Бон Кёруги);

г) Бой на 1 шаг с использованием подсечек и захватов (Хан Бон Кёруги);

д) Техника самообороны (Хосинсуль);

е) Техника работы с оружием (Соль Са До);

ж) Техника показательных выступлений — спецтехника (Сибом).

У Вас появились вопросы? Хотите поделиться своими соображениями или высказать свое мнение?

Просим Вас написать нам электронное письмо в приведенной ниже форме:

ТХЭКВОНДО В ЧЕЛЯБИНСКЕ

Найти на сайте

Свежие записи

Родителям на заметку: 7 важнейших упражнений для домашнего тренинга с ребенком

Для повышения эффективности учебно-тренировочных занятий в тхэквондо настоятельно рекомендуем организовать своему ребенку условия для самостоятельных домашних тренировок. Это будет способствовать решению сразу нескольких важнейших спортивных и воспитательных задач:

  • дополнительная тренировка будет содействовать интенсивному прогрессу в развитии физических качеств и технической подготовленности юного тхэквондиста;
  • домашние тренировки развивают такое важное качество как самостоятельность и сознательное отношение к своему совершенствованию в тхэквондо;
  • занятие с ребенком его любимым видом спорта в домашних условиях, способствует созданию более доверительных и близких отношений в семье.

Исходя из анализа многочисленных упражнений тхэквондо, которые можно рекомендовать для домашнего освоения, мы выбрали 7 групп наиболее эффективных и простых упражнений для освоения на начальном этапе.

1. Отжимания и подтягивания. Сначала нужно, чтобы ребенок подтягивался и отжимался в облегченных условиях. Например, подтягивания с поддержкой, отжимания от стула или скамейки. Особо стоит отметить подтягивания и отжимания с молочной резиной. Если ребенок находится на начальном уровне, то резина будет отличным помощником для него. Резина снимает часть нагрузки, подтягивая его вверх. Эффект динамики сохраняется, чем ниже тело, тем больше резина помогает с подъемом тела вверх, сила помощи резины уменьшается и мышцам приходиться включаться в работу. С помощью резины очень быстро можно повысить количество повторений, которые ребенок может сделать.

2. Прыжки на скакалке, приседания и выпрыгивания из полного приседа. Превосходно развивают прыгучесть, силу и выносливость юного спортсмена. Заключайте с ребенком маленькие договоренности и поощряйте его всякий раз, когда он делает чуть больше повторений в упражнениях сегодня, чем он делал вчера. Используйте наглядность — повесьте большой лист ватмана и отмечайте на нем прогресс своего ребенка в упражнениях. Отметьте на графике уровень, при достижении которого ребенка будет ожидать пусть маленький, но подарок (создавайте позитивное подкрепление успехам своего ребенка).

3. Шпагат поперечный сидя у стены и шпагат продольный стоя у стены . Два основных вида растяжки для тхэквондо, которые необходимо постоянно совершенствовать юному спортсмену. Растягивая ребенка сидя у стенки на поперечном шпагате следите за тем, чтобы ребенок делал динамические наклоны к ногам. Растягивая ребенка на продольный шпагат стоя у стены чередуем статическое давление прямой ногой вниз в течение 10 секунд с последующим подниманием ноги чуть выше. Таких подходов нужно сделать от 3 до 5 раз на каждую растягиваемую ногу.

4. Отработка техники стоек, блоков и ударов ногами и руками. Техническая подготовленность юного тхэквондиста является важнейшей стороной спортивной подготовки будущего мастера боевых искусств. Чтобы в полной мере овладеть техникой всего одного технического элемента тхэквондо нужно повторить его в отработках около 10 000 раз, только тогда техника ударов спортсмена становится достаточно совершенной. Не всегда на тренировках хватает времени для полноценного доведения техники ударов и защит спортсмена до нужного уровня мастерства. Поэтому важно именно в домашнем индивидуальном тренинге посвящать большую часть времени отработке техники тхэквондо перед зеркалом, по лапам-мишеням и по боксерскому мешку.

5. Упражнения на реакцию: перекидывание теннисными мячиками, кидание теннисного мячика в стенку и ловля его (+то же самое, но нужно научиться кидать и ловить одновременно два мячика), отработка техники защиты и уклонов от ударов мягкой палкой или лапами, отработка ударов по самодельной пневматической груше.