Тайцзицюань (кулак Великого Предела) | Karate-krs.ru

Тайцзицюань (кулак Великого Предела)

ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ (Кулак Великого Предела)

(Кулак Великого Предела)

Это самый известный и популярный в мире стиль китайского ушу.

Создателя тайцзицюань звали Чэнь Вантин, и происходил он из уезда Вэньсянь провинции Хэ-нань. Чэнь был воином императорской гвардии, но после прихода к власти маньчжурской династии Цин (в 1648 г.) ушел из армии. Будучи мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии.

За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528 – 1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 имеющихся там связок приемов Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов тайцзи-цюань. Он представил новый стиль как сочетание боевых приемов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Чэней упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину искусства ушу. Для этого достаточно было нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов тайцзицюань. С течением времени из первоначального творения Чэнь Вантина сохранился лишь первый комплекс тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь.

Полтора века этот стиль не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799 – 1872) – воистину челог век-легенда. Он происходил из обедневшей семьи в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли, но не учеником, а в качестве слуги в дом Чэнь Чансина (1771 –1853), внука Чэнь Вантина.

Ян украдкой наблюдал за занятиями хозяина, и через три года рискнул показать ему то, чему научился таким способом. Мастер Чансин и все его родственники были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошел к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его, они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.

После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобрел большое оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни». Ян Цзяньхоу (1839-1917), третий сын мастера, живший одно время вместе с отцом в Пекине и знакомый с запросами широкой публики, продолжил формирование стиля, основав так называемую Среднюю ветвь. Создание стиля Ян завершил его сын Ян Чэнфу (1883 – 1936). Он определял суть занятий тайцзицюань как «тренировки духа», критикуя стили внешней семьи за нерациональный упор на физическую силу и «рваные» движения. Это, по его мнению, истощает внутренние резервы организма.

Первые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый канон в лоне третьего крупного стиля тайцзицюань, созданного У Юйсяном (1812 – 1880). Стиль У, как его называли по фамильному иероглифу основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями.

В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел. За ним ухаживал знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861 – 1932). В благодарность за искреннюю, помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс своей школы У. Переработав старый комплекс, Сунь Лутан создал собственное направление – стиль Сунь, основанный на принципе «открытия-закрытия», т.е. сочетания движений назад и вперед, концентрации и выброса сил. За быстрые короткие передвижения стиль получил также название «подвижный тайцзицюань открытого и закрытого».

Последний из крупнейших стилей тайцзицюань – «второй» стиль У – был основан У Цзяньцюанем (1870 – 1943). Его отец Цюань Ю, маньчжур по национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Цзяньхоу, когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего сына У Цзяньцюаня. Однако тот решил реформировать стиль Ян: делает движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным направлением тайцзицюань.

Помимо пяти основных стилей тайцзицюань, возникло немало мелких ответвлений, которые в основном брали свое начало от стиля Ян. Следует подчеркнуть: все стили тайцзицюань, хотя и различались по характеру и форме движений, основывались на общих принципах, более того – в своей базе имели одинаковую последовательность движений.

Распространение тайцзицюань было весьма затруднено закрытостью школ (мастер никогда не обучал более 3 – 4 учеников), отсутствием общепризнанных методик. После образования КНР развернулась работа по «упорядочиванию» ушу. В результате этого в середине 50-х гг. на основе традиционных стилей было создано около 20 новых комплексов. В их числе в 1956 г. появился комплекс «Упрощенный тайцзицюань из 24 форм», составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.

В конце 70-х – начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов тайцзицюань была продолжена. Но теперь в поле зрения Государственного комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и два стиля У и стиль Чэнь. На их основе был создан комплекс из 48 форм тайцзицюань, сохранивший все основные черты этих стилей. Этот комплекс более сложен, но он дает большие возможности реализовать основные принципы стиля, в том числе оздоровительный эффект. Не случайно все медицинские исследования эффективности тайцзицюань проводились на группе занимающихся этим комплексом.

В настоящее время в КНР, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и во всем остальном мире наиболее популярны оздоровительные варианты этой системы. Имеются, однако, и такие школы, где практикуют тайцзи-цюань именно как боевое искусство. Главные различия между тем и другим направлениями заключается не в технике, а в целях и методах тренинга.

Читать онлайн книгу

ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ. (Кулак Великого Предела)

Это самый известный и популярный в мире стиль китайского ушу.

Создателя тайцзицюань звали Чэнь Вантин, и происходил он из уезда Вэньсянь провинции Хэ-нань. Чэнь был воином императорской гвардии, но после прихода к власти маньчжурской династии Цин (в 1648 г.) ушел из армии. Будучи мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии.

За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзигуана (1528 – 1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 имеющихся там связок приемов Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов тайцзи-цюань. Он представил новый стиль как сочетание боевых приемов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи Чэней упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину искусства ушу. Для этого достаточно было нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов тайцзицюань. С течением времени из первоначального творения Чэнь Вантина сохранился лишь первый комплекс тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь.

Полтора века этот стиль не выходил за пределы семьи Чэней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799 – 1872) – воистину челог век-легенда. Он происходил из обедневшей семьи в уезде Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли, но не учеником, а в качестве слуги в дом Чэнь Чансина (1771 –1853), внука Чэнь Вантина.

Ян украдкой наблюдал за занятиями хозяина, и через три года рискнул показать ему то, чему научился таким способом. Мастер Чансин и все его родственники были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошел к тренировкам. Вместо того чтобы строго наказать его, они позволили ему продолжать занятия вместе с ними.

После шести лет обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание. В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль приобрел большое оздоровительное значение, что позволило одному из учеников Ян Лучаня написать: «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни». Ян Цзяньхоу (1839-1917), третий сын мастера, живший одно время вместе с отцом в Пекине и знакомый с запросами широкой публики, продолжил формирование стиля, основав так называемую Среднюю ветвь. Создание стиля Ян завершил его сын Ян Чэнфу (1883 – 1936). Он определял суть занятий тайцзицюань как «тренировки духа», критикуя стили внешней семьи за нерациональный упор на физическую силу и «рваные» движения. Это, по его мнению, истощает внутренние резервы организма.

Первые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый канон в лоне третьего крупного стиля тайцзицюань, созданного У Юйсяном (1812 – 1880). Стиль У, как его называли по фамильному иероглифу основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями.

В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел. За ним ухаживал знаменитый мастер ушу Сунь Лутан (1861 – 1932). В благодарность за искреннюю, помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс своей школы У. Переработав старый комплекс, Сунь Лутан создал собственное направление – стиль Сунь, основанный на принципе «открытия-закрытия», т.е. сочетания движений назад и вперед, концентрации и выброса сил. За быстрые короткие передвижения стиль получил также название «подвижный тайцзицюань открытого и закрытого».

Последний из крупнейших стилей тайцзицюань – «второй» стиль У – был основан У Цзяньцюанем (1870 – 1943). Его отец Цюань Ю, маньчжур по национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Цзяньхоу, когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего сына У Цзяньцюаня. Однако тот решил реформировать стиль Ян: делает движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным направлением тайцзицюань.

Помимо пяти основных стилей тайцзицюань, возникло немало мелких ответвлений, которые в основном брали свое начало от стиля Ян. Следует подчеркнуть: все стили тайцзицюань, хотя и различались по характеру и форме движений, основывались на общих принципах, более того – в своей базе имели одинаковую последовательность движений.

Распространение тайцзицюань было весьма затруднено закрытостью школ (мастер никогда не обучал более 3 – 4 учеников), отсутствием общепризнанных методик. После образования КНР развернулась работа по «упорядочиванию» ушу. В результате этого в середине 50-х гг. на основе традиционных стилей было создано около 20 новых комплексов. В их числе в 1956 г. появился комплекс «Упрощенный тайцзицюань из 24 форм», составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.

В конце 70-х – начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов тайцзицюань была продолжена. Но теперь в поле зрения Государственного комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и два стиля У и стиль Чэнь. На их основе был создан комплекс из 48 форм тайцзицюань, сохранивший все основные черты этих стилей. Этот комплекс более сложен, но он дает большие возможности реализовать основные принципы стиля, в том числе оздоровительный эффект. Не случайно все медицинские исследования эффективности тайцзицюань проводились на группе занимающихся этим комплексом.

В настоящее время в КНР, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и во всем остальном мире наиболее популярны оздоровительные варианты этой системы. Имеются, однако, и такие школы, где практикуют тайцзи-цюань именно как боевое искусство. Главные различия между тем и другим направлениями заключается не в технике, а в целях и методах тренинга.

Тайцзицюань или «Кулак Великого Предела» — уникальный стиль ушу.

Тайцзицюань, что в переводе означает «Кулак Великого Предела», является китайским внутренним боевым искусством, одним из самых уникальных стилей ушу. Уникальность Кулака Великого Предела определяется как разными, диаметрально противоположными мнениями об истории его возникновения, так и постепенным превращением сугубо боевого искусства (о чем свидетельствует приставка «цюань», то есть – Кулак), в широкодоступную и популярную оздоровительную гимнастику.

Интересным и многозначительным есть и название стиля. Когда живущий во времена суньской эпохи философ Чжоу Дунья нарисовал в форме круга схему Великого предела, там было начертано: «Беспредельность есть Великим пределом, и Великий предел есть основой беспредельности». Исходя из этого, название Тайцзицюань предусматривает, чтобы все движения в Тайцзицюань были округлой формы, а один круг на схеме Великого предела как раз соответствует одному циклу комплекса таолу.

Упражнения Тайцзицюань предусматривают стремление к покою в движении, а к движению в покое; использование разума и не применение силы; разграничение пустого и полного. Движения Тайцзицюань, будто один замкнутый круг, где зарождаясь, накапливается сила, переплетаются все формы, везде господствует непрерывность, где нельзя отыскать ни начала, ни конца. Поистине: Великий предел является основой беспредельности.

Существующие две версии древней истории возникновения стиля Тайцзицюань кардинально различаются между собой. По одной из версий, описанной известным летописцем Тан Хауденом и признанной сегодня официальной, полагается, что основателем боевого искусства «Кулак Великого Предела» является Чэнь Вантин. Этот стиль развивался и совершенствовался исключительно внутри семьи Чэнь. Согласно существующим летописям и легендам совершенно ясно прослеживается путь стиля Тайцзицюань с момента его возникновения и до нашего времени.

Согласно другой версии, создание стиля Тайцзицюань принадлежит некоему мастеру Хань Гунъюэ, проживавшему и преподававшему это боевое искусство во времена Южных и Северных династий. От Хань Гунъюэ искусство «Кулака Великого Предела» перешло к Чэн Линси и затем передавалось каждому поколению рода Чэн. По воле одного из наследников рода, Чэна Би, название «тайцзицюань» было изменено на «сяо цзютянь фа», что означает «малый метод девяти небес».

Живший в те времена поэт Сюй Сюаньпин, преобразил комплекс, созданный Чэн Линси, и в своих трактатах уже называл свое творение как «чанцюань» или «кулачное искусство длинных движений». Примерно в то же время некий Ли Даоцзы, преподающий кулачное искусство, называл его как «чанцюань» или «сяньтяньцюань», что означает «прежненебесный кулак».

Примечательно то, что обе версии проводя слушателей через многие поколения, выводят его к одному и тому же – к Ян Лучаню. Именно с долгожителем Ян Лучанем связывают разделение боевого стиля Тайцзицюань на две ветви – собственно, боевое искусство «Кулак Великого Предела» и комплекс широкодоступной и популярной оздоровительной гимнастики. Его история начинается с детских времен, когда Ян Лучань, выходец из бедной семьи батрачил у Чень Цзягоу, где и освоил стиль Чень.

Ян Лучань принёс боевое искусство в императорский дворец, где попробовал даже преподавать «Кулак Великого Предела». Но придворные остались равнодушными к боевому аспекту Тайцзицюань. Поэтому Ян Лучань сделал для них акцент при преподавании исключительно на ценности физических оздоровительных упражнений, а боевую версию стиля преподавал бойцам императорской гвардии.

Очевидно, что в угоду придворным ученикам Ян Лучаню в дальнейшем прошлось видоизменить стиль. Он добавить в Тайцзицюань мягкость, а позже упростил и выброс силы и прыжки, а также удалил остальные трудные элементы. Намного больше упростил стиль его сын Ян Цзяньхоу.

В дальнейшем Ян Цзяньхоу обучил видоизмененному стилю Тайцзицюань своего сына Ян Ченфа, который в свою очередь внес некоторые изменения, и создал стандарт стиля 85 движений.

Легкость и простота стиля 85 движений сделали его более доступным широким массам.

Среди особенностей стиля выделяются покорные и непринужденные движения, ровные и мягкие. Мягкость и твердость притаились внутри. Расслабление приводит к мягкости, а накопленная мягкость претворяется в твердость, через выброс энергии ци проявляются естественность и непрерывность.

В зависимости от пола и возраста, мотивации и физической силы ученика позиции могут быть высокими или средними и низкими. Этими особенностями и определяется в первую очередь применение этого стиль как при профилактике заболеваний и лечении болезней, так и с целью улучшения здоровья и увеличения силы.

Прошлый век подверг Тайцзицюань сильным видоизменениям, движения стремились к большему расслаблению и мягкости, становились даже грациозными. Из бывшего «Кулака Великого Предела» исчезли взрывчатые силовые движения и топанье ногами. Внимание преимущественно уделялось терапевтической ценности стиля. В результате, измененный Тайцзицюань стал очень популярен среди женщин и мужчин, молодежи и детей.

В наши дни наибольшей популярностью в Китае пользуется направление Тайцзицюань семьи Ян, которое систематизировал внук Ян Лючана — Ян Ченфу. Школа этого стиля семьи Ян имеет еще одно название – «Да цзя», что означает «Большая система». Характеризуется она вытянутыми и естественными позициями, медленными и спокойными телодвижениями, легкими непрерывными плавными линиями.

В шестидесятых годах на базе школы семьи Ян были созданы несколько упрощенные комплексы стиля Тайцзицюань. Направление одного из комплексов состоит из 24 форм, комплектующихся от легких форм к трудным. Именно комплекс «24 формы» в настоящее время пользуется наибольшей популярностью среди всех упражнений Тайцзицюань, которые практикуются как в Китае, так и за его пределами.

Таким образом, на сегодняшний день, до сих пор существуют люди, которые практикуют Тайцзицюань исключительно как боевое искусство, хотя большинством этот стиль воспринимается только как лечебно-оздоровительная гимнастика.

Тайцзицюань – Кулак Великого Предела. Часть 1

тайцзы все возрасты покорны

Существует множество способов развивать свое тело и совершенствовать дух, отдалив процесс морального, да и физического тоже, старения. Это и спортивные, и сугубо оздоровительные системы и методики: и боевые и лишенные прикладной составляющей – фит бо, например, о котором совсем недавно узнал от постоянной нашей читательницы.

Словом, все системы и школы перечислять можно долго. Современная индустрия спорта – в массовом, так сказать, ее понимании – предлагает занятия и для совсем юных, и для людей преклонного возраста. Вне зависимости от пола. А в каждом приличномфитнес-центре, пожалуйста, можно найти тренажер практически на любой, даже самый взыскательный, вкус. Здесь вам и штанги и велотренажеры, и бассейн под боком, и сауна, и массаж, и кофе, если пожелаете. Ну и инструкторы квалифицированные всегда помогут.

В общем, было бы желание, а площадка для занятий всегда найдется. Дорого? Можно и на природе. А чем там заняться-то, на природе? Может, шашлыки пожарить? Можно и их. Раз в месяц. После тренировки. Какой? Вот об этом и предлагаю поговорить.

Кто не видел сотни китайцев, молодых и пожилых, мужчин и женщин, по утрам наполняющих зеленые парки и даже улицы многолюдных и многошумных городов. Их медленные и плавные движения, чем-то напоминающие журавля, богомола, тигра, или обезьяну… И отрешенный или, лучше сказать, сосредоточенный, взгляд…

Это – тайцзицюань – древнее китайское боевое искусство. Подчеркиваю: именно искусство и именно боевое. И название у него соответствующее: «Кулак Великого Предела» – так буквально оно переводится с китайского. Красиво, не правда ли? И образно. Как и все, рожденное в Поднебесной.

Впрочем, сразу скажу, что прикладной составляющей тайцзы – будем так его сокращенно называть – можно овладеть только лет, этак, через двадцать регулярных тренировок под руководством опытного инструктора. Не раньше.

Но помимо боевого аспекта тайцзы содержит в себе нечто большее. Так что, милые девушки, не спешите бросать чтение моего скромного опуса. Равно, как и юноши, не желающие причинять боль ничему живому – и вы не спешите расставаться со статьей. Ведь тайцзы хоть и боевое, но искусство… И нас интересует его составляющая, связанная со здоровьем и долголетием.

Но сначала немного истории – скажем так, погружения в нее. Лучше бы, конечно, это не читать, а слушать, закрыв глаза и на время забыв о делах насущных.

… Зима в этом году выдалась снежная. Даже очень. Впрочем, окружавшие обитель горы не пропускали ветер. И оттого было тепло. Даосский монастырь, словно затерянная во Вселенной песчинка, жил тихо и размеренно, напоминая спрятанное в снежных горах тихое озеро, покой которого ничто не нарушает, разве что кроме неспешного, будто волшебного, снегопада, белым серебристым ковром устилающего водную гладь.

Так и должно быть – монахи-даосы не стремятся влиться в изменчивое бытие этого мира, их путь – созерцание и поиск бессмертия. Бессмертия, не в нашем, западном, понимании.

Ночью, под небом высоким и усеянным мириадами звезд, освещаемых блеском бледно-желтой луны, созерцая тени спрятанных во мраке гор, даосский монах словно растворял себя, свое сознание, в этой бескрайней Вселенной. Желая обрести вечный покой. Он видел и ощущал себя каплей в безбрежном океане, в нем он и хотел раствориться. Без остатка. Перестать Быть…

Наверное, таким размышлениям и предавался старый даосский отшельник Чжан Саньфэн на своем дао – пути. Он был уже стар, но верил – со смертью тела его дух, словно осколки разбившейся и рассыпавшейся по ковру хрустальной вазы, растворится в этих горах. Он станет частью безбрежного космического океана, соединится с потоком бегущей где-то неподалеку реки, растворится в вершинах суровых, покрытых чернеющими лесами, гор…

Его глаза закрыты , седые длинные волосы, связанные узлом на голове, покрыты платом – платом «Хаотичного первоначала», если говорить точно. Тепло. И оттого не надо кутаться в темно-голубой халат – традиционное одеяние даосского монаха, символизирующиего своим цветом «дух голубого дракона». Право же, китайцы – неисправимые поэты.

Но нет-нет, а тени прошлого врывалась в память. Незваные. Они словно инородное тело тревожили дух. И тогда оживали образы давно ушедшего. Красной черепицы крыша дворца. Его дворца. Паланкин, в котором его – знатного чиновника – несли по шумным улицам родного рода… Все это в прошлом, но никак не хочет умереть в памяти. Никак. Словно камень, брошенный в безмятежное озеро…

Чжан Саньфэн медленно, на одних ногах поднялся с пу туань – сплетенного из тростника красного коврика, и, не останавливаясь, стал… Двигаться. Нет, это было нечто большее… В своих движениях, в их неспешном ритме он, казалось, слился со звездами, с шумом горной реки и посеребренном луной снегом. Если бы кто оказался рядом с отшельником, то услышал в звенящей тишине гор биение его сердца. Так рождалось тайцзы…

«Медленный кулак»: тайцзицюань или цигун?

«Медленный кулак великого предела» (тайцзи маньцюань) является ти-
пичной разновидностью кулачного боя уланской «внутренней школы», методикой
«расслабления и внутреннего пестования», основанной на циркуляции «внутрен-
ней ци». Если сравнить эту методику с цигун, то, несмотря на серьезные различия
в спссобах, цели у них одинаковые. «Медленный кулак» укрепляет мышцы, сухо-
жилия и кости снаружи, внутренние органы и ци внутри, а поэтому обеспечивает
тот же результат, что и цигун, только другим путем. Так называемая «преждене-
бесная (врожденная) ци», поступающая в организм еще в утробе матери, может
быть использована практически только после соответствую1цей работы с ней. От-
талкиваясь от этого положения, «медленный кулак», прежде всего, предполагает
укреплаше ци в нижней части тела (пояснице и ногах) с тем, чтобы добиться ес-
тественного расслабления, научиться разграничивать «недостаточность» и «напол-
ненность», упорядочить последовательность «раскрытий» и «закрытий», освоить со-
ответствующие закономерности и, следуя им, достичь баланса между «внутренним»
и «внешним», свободшй циркуляции ци и крови, психологической устойчивости.
Движения «медленного кулака» выпошыются в четырех основных направле-
ниях: восток, юг, запад и север, соответствующих триграммам чжэнь, ли, дуй и кань; а
также в четырех промежуточных направлениях: юго-восточном, северо-восточном,
юго-западном и северо-западном, соответствующих триграммам еюнь, гэнь, кунь и
цянь. Шаг вперед ахлгветствует стихии «металл», шаг назад стихии «дерево»,
«оглядка влево» стихии «вода», «взгляд вправо» стихии «огонь», «централь-
ная устойчивость» стихии «земля», инь-жесты соотносятся с луной, ян-жесты —
с солнцем. Эти «пять стихий» вместе с луной и солнцем составляют «семь светил»
(ци яо), соотносящихся с соответствующими «семи сияющими» движениями. Все
они выполняются в пределах окружности. Основу «медленного кулака великого
предела» составляет «покой», его целью является движаше ци, условием рас-
слабление, связующим звеном поясница и ноги. Для «медленного кулака» харак-
терна смена «пустошости» и «наполненности», «ведение» ци в виде сосредоточения
и рассеивания за счет принятия «раскрытых» и «закрытых» стоек.
Ниже будут рассмотрены основные различия между искусством кулачного
боя и цигун.

1. Ведение и стимулирование

В цигун «мысль» ведет ци, направляет ее движение. Ведение и направле-
ние «внутренней ци» с помощью достаточно интенсивной мыслительной деятель-
ности характерно для занятий цигун. В «медленном кулаке» «мысль» стиму-
лирует движение ци, увлекает ее за собой. Малейшее мыслительное усилие вы-
зывает движение «внутренней ци».

2. Сосредоточение и оседание

В цигун практикуется «сосредоточение мысли» на верхнем даньтяне (точ-
ка иньтан), среднем даньтяне (между точкой цичжун на животе и точкой яоян-
гуань на спине), нижнем даньтяне (точка гуаньюань), переднем даньтяне (точка
цичжун), заднем даньтяне (точка минмэн). Эти точки рассматриваются в качестве
начальных и конечных участков замкнутых марш-
рутов циркуляции «внутренней ни». «Сосредото-
чение мысли» также может осуществляться па
точках байхуэй, хуэйинь, юнцюань. В «медленном
кулаке» ци опускается в даньтянь, который рас-
положен в точке пересечения воображаемых ли-
ний, идущих вертикально вниз от точки байхуэй
меридиана думай, вертикально вверх от точки
хуэйинь меридиана жэньмай и в горизонтальной
плоскости от точки шэньцюэ меридиана жэньмай
и точки мипмэн меридиана думай. В данном слу-
чае даньтянь выступает в качестве «транзитно-
го» пункта «внутренней ци», в котором она со-
бирается для последующего рассеивания.

3. Меридианы и коллатерали

В цигун ци перемещается по меридианам и
коллатералям, но «малому», «большому небесному
кругу» или по «трем линиям», то есть по разным маршрутам. В «медленном кула-
ке» ци движется только по одному единственному пути: по меридианам и колла-
тералям до «шести крайних точек»: рук и ног, точки байхуэй и точки хуэйинь.

4. Быстрота и медленность

В цигун ци мчится, как метеор. Высокая скорость движения обусловлена
«одноколейностью» маршрута. В «медленном кулаке» ни перемещается медленно,
поскольку направляется сразу ко всем точкам тела.

5. Внутри и вовне

В цигун ци непрерывно циркулирует по определенному маршруту внутри
тела. В «медленном кулаке» ци не только циркулирует внутри тела, но и выхо-
дит вовне за его пределы.

В цигун «внешняя ци» вдыхается через нос, выдыхается через рот, во вре-
мя вдоха может смешиваться со слюной и проглатываться. Иногда и вдох, и вы-
дох осуществляются через нос. Одно из главных требований глубина и продол-
жительность дыхательного цикла. В «медленном кулаке» «внешняя ци» есте-
ственным образом проникает в тело и выходит из него через нос. Дыхание по-
степенно углубляется само собой.

7. Покой и движение

В цигун живот неподвижен, его наполнение и расслабление контролируют-
ся сознанием. В «медленном кулаке» живот постоянно наполняется и сокраща-
ется под влиянием обратного абдоминального дыхания.

8. Динамика и статика

В цигун присутствует «стремление к движению в покое», поэтому тело, как
правило, статично, а динамика проявляется в движении ци, ведомой сознанием.
«Медленный кулак», наоборот, «стремится к покою в движении», стремится «за-
щитить движение покоем». Тело движется иод воздействием циркулирующей
«внутренней ци», спонтанно принимая те или иные позы.

9. Закономерность и упорядоченность

В динамическом цигун «мысль ведет ци», а «ци направляет движашя». сПо
приводит к возникновению неупорядоченных,спонтанных телодвижении и жестов.
В «медленном кулаке» «мысль стимулирует ци», которая приводит в движение
поясницу, руки и ноги. В результате спонтанно возникают хотя и непроизволь-
ные, но закономерные и упорядоченные движения.

Ссылка на основную публикацию