СУМО, японская национальная борьба | Karate-krs.ru

СУМО, японская национальная борьба

СУМО, японская национальная борьба

Также упоминания о древней японской борьбе, схожей по техническом арсеналу с современным Сумо, встречается и в других древних японских текстах, в том числе – в трактатах «Сумаи» и «Нихон сёки», датированных 8 веком.

В период Хэйан (с 794 по 1185 г.г.) Сумо становится важнейшим ритуалом императорского двора . В проводимых при дворе соревнованиях должны были участвовать представители всех провинций.

Победивший – получал чемпионский титул и награду от самого императора.

Именно в тот период идеалом борца ( Рикиси ) становится силач, огромного роста и веса, вызывающий почет и уважение , как со стороны самураев, так и представителей императорского двора.

Одновременно с «придворным» Сумо, развивалось, так называемое «народное» Сумо , поединки которого проводились на площадях и улицах и были невероятно популярными в народе.

В поединках участвовали силачи из числа обычных граждан или крестьян, что нередко приводило к массовым дракам и потасовкам, из-за чего «народное» сумо регулярно запрещалось.

К концу 17 века, который в Японии называют «Золотым веком Сумо» были сформированы правила Сумо, а также определены 72 основных приема боевого искусства (« Кимаритэ »), которые дошли до настоящего времени практически в неизменном виде.

Сумоистский поединок

Поединки в Сумо проходят на особом глиняном или земляном помосте – «Дохё», (квадратной площадке шириной ровно 727 см, но бороться можно только в центральном круге диаметром 455 см).

Дохё строго ориентировано по сторонам света.

Края Дохё традиционно ставятся на основание из особого состава мягкой глины, что позволяет амортизировать удары от падения борцов (Рикиси).

Дохё, согласно древней традиции, является не просто площадкой для проведения соревнований.

Дохё — это место священнодействия , своеобразная проекция Неба на земле, очищаемое согласно древним ритуалам и наполненное синтоистской символикой .

Так навес над Дохё является абсолютной копией крыш синтоистских храмов, кисточки, в каждом углу — соответствуют временам года, песок покрывающий Дохё – символизирует чистоту, а судья (Гёдзи), помимо прочего соотносится с образом синтоистского священнослужителя.

Поединки начинаются по команде судьи (Гёдзи) и сопровождаются выполнением традиционных ритуальных действий:

С западной и восточной сторон помоста , располагаются кувшины с так называемым «напитком силы» (как правило, это обычная вода, над которой совершен синтоистский обряд).

Рикиси медленно поднимаются на помост, каждый со своей стороны, подходят к кувшинам, пьют «напиток силы» и брызгают им на себя, так как считается, что такой напиток наделяет их особым могуществом и защищает от злых духов.

Далее борцы, широко расставив ноги, громко топают ими, раскачиваясь из стороны в сторону, и оглушительно хлопают в ладоши , а затем рассыпают по площадке соль , определенным образом отряхивая ладони.

Данное ритуальное действо, является отголоском древнейших шаманистских камланий , направленных на изгнание злых духов.

Известны случаи, когда Рикиси отказывался от поединка после проведения такого ритуала, на основании того, что злые духи не были изгнаны.

Началу схватки предшествует своеобразная психологическая борьба – Сикири , так называемый «поединок взглядов», когда борцы садятся на корточки, широко расставив ноги и наклонив туловище вперед и пристально глядя в глаза друг друга, стремясь морально сломить противника, заставив его сдаться без боя.

Бойцы Сумо говорят:

«Чтобы победить противника, нужно подавить его волю, тогда победа будет одержана до боя».

В древние времена продолжительность «психологического поединка» не ограничивалась и могла продолжаться часами, современное Сумо ограничивает Сикири, которое не может длиться более 4-х минут.

Сам поединок до сих пор не имеет временных ограничений и длится до победы (хотя в любительских турнирах, ограничения по времени, иногда все-таки устанавливаются), при этом, согласно древнему правилу боевого искусства – в поединке всегда должен быть победитель.

Как правило, поединок длится несколько секунд и исход его очевиден, но в редких случаях судья может назначить повторный поединок, когда возникают трудности с определением победителя.

Кроме того, судья в любой момент вправе остановить поединок по любой причине, например из-за непорядка в одежде или из-за травмы одного из борцов.

Окончание и исход поединка также определяет Гёдзи , указывая в ту сторону Дохё откуда начинал поединок победитель.

Для определения победителя поединка существует два основных правила:

Проиграл тот, кто первым коснулся земли любой частью тела, кроме стоп.

Проиграл тот, кто первым коснулся земли за пределами круг, причем поражение засчитывается, если за ограничительную линию выйдет лишь рука или даже стопа одного из бойцов.

В поединке Сумо самой важной считается первая атака , которая начинается сразу после «поединка взглядов» (Сикири):

Рикиси низко приседают, упираясь кулаками в пол и не отрывая взгляда, смотрят в глаза друг другу, а затем резко бросаются друг на друга, сталкиваясь телами («Татиай»), в результате чего один из бойцов, как правило, оказывается за пределами Дохё.

В Сумо приветствуется наступательная борьба, в то время, как любые уклонения от контакта, хотя и не относятся к запрещенным действиям, но крайне не приветствуются.

В настоящее время официальные турниры среди профессионалов по Сумо ( Басё ) проводятся шесть раз в год, в Токио.

Борцы высших уровней проводят по пятнадцать поединков за Басё, начальных уровней около семи.

Техника Сумо

Технический арсенал современного Сумо включает около 70 приемов, в их числе 48 классических бросков .

Также в Сумо разрешены пощёчины («Харитэ»), подножки, подсечки, захваты за любые разрешённые части тела и разрешённые части поясов, упор ребром ладони в горло («Нодова»).

Запрещенными в Сумо ударами считаются удары ногами в живот или грудь, удары кулаками, пальцами, прямые удары в голову, заломы пальцев, а также удушающие захваты.

Наиболее часто используемым приемом является сохранившийся с древних времен толчок ладонью в грудь , отработка которого проводится во время тренировок за счет многочисленных ударов по деревянным сваям или железобетонным стенам.

В Сумо нет и никогда не существовало весовых категорий, поэтому вес Рикиси как правило является определяющим факторам исхода поединка.

Практически все борцы высокого уровня имеют вес, существенно превышающий сто килограмм, при этом доля жира в массе тела составляет, как правило, от 23 % до 39 %.

Десять ступеней мастерства

В современном Сумо существует 10 ступеней мастерства, введенные еще в 17—18 веках.

Первые четыре ступени мастерства считаются начальными, а остальные шесть – высшими и носят название «Макуути».

Рикиси, достигших высших степеней мастерства – не более 2-х сотен, и они пользуются особым уважением.

Такие борцы носят характерную прическу (волосы убраны в пучок Тёммагэ, ношение которого допускается только для мастеров высшего уровня) и пояс (Маваси — тканевый пояс длиной 9 метров и шириной 80 см, обматыемый, как правило, в 5 оборотов вокруг голого тела и между ног и закрепляемый за спиной особым узлом), со специальной вышивкой.

Высшим титулом в Сумо является титул Ёкодзуна, что можно перевести, как « Великий чемпион ».

Титул является пожизненным и предусматривает выплату государственной пенсии.

Титул присуждается борцу, зарекомендовавшему себя как носитель традиций, победившему не менее, чем в двух турнирах высшего уровня.

Однако, основным критерием , для присуждения титула, помимо перечисленных выше, я вляются высокие моральные и нравственные качества борца.

Ёкодзун всегда окружен многочисленной свитой из обслуживающего персонала (поваров, секундантов, массажистов, личных секретарей, администраторов) и поклонников.

Впервые титул Ёкодзуна был присужден Акаси Сиганосукэ в 1632 г.

Присутствие на сумоистских поединках Ёкодзуна считается большой честью.

Как правило, Ёкодзун появляется в сопровождении главного судьи и двух помощников, обычно известных сумоистов, один из которых несет ритуальный меч, который откладывается в сторону, как символ того, что Ёкодзун отказался от оружия и готов вступить в рукопашный поединок с любым претендентом.

Сумо – являясь невероятно популярным на территории Японии боевым искусством, однако ни в одной из стран мира так и не нашло активных последователей.

Сумо и образ Рикиси превратился в культурное достояние Японии , живое воплощение традиций, отражение мужественности и силы.

Борьба сумо

Все мы хоть раз в жизни видели борьбу очень толстых мужчин с весьма неспортивными фигурами. Они, развесив свои огромные животы и другие такие же обширные части тела, сходятся в схватке. Это сумо – национальная японская борьба. Обычно спорт способствует формированию идеальной фигуры, но только не в этом случае. Что же такое сумо, в чем смысл этой борьбы и каковы правила и история сумо? Представляем Вам интересные факты о сумо и сумоистах.

Борьба сумо

История сумо насчитывает уже много веков. По легенде, первый поединок устроили два японских божества, решая, кто будет владеть Японскими островами. А на Земле первый турнир прошел во дворце японского императора в 642 году. Он был устроен как дань уважения корейскому послу. Праздник удался и всем очень понравился, поэтому было принято решение проводить такие соревнования ежегодно. Сначала в боях принимали участие самураи, которые хотели поправить свое материальное положение, а также те, кто воспринимал бои как тренировку, позволяющую улучшить координацию движений и научиться лучше стоять на ногах.

Изначально бои сумо были более жестокими. Например, дохе – место, где схватываются борцы, – располагалось на возвышении, а вокруг него втыкались острые колья. Вылетел за края круга – и все, конец тебе. Сейчас дохе – глиняная площадка диаметром 4,55 метра, посыпанная песком. Внешний круг выложен сплетенной рисовой соломой. За границами круга снова наносится ровный слой песка для того, чтобы по отпечаткам можно было увидеть, коснулся ли кто-то из борцов его и был ли выход за границы дохе.

Как вид спорта борьба сумо сложилась в семнадцатом веке. В сумо есть специальные ритуалы, которые исполняются в честь богов. Сначала боец, победивший в предыдущей схватке, подносит своему сопернику деревянный ковшик с водой, чтобы тот прополоскал рот. Считается, что с водой тот выплюнет все нехорошие мысли. Потом по дохе разбрасывается соль – символ чистоты у японцев. Это говорит о намерении соперников бороться честно, а также соль станет антисептиком, если кто-то получит травму. Интересно, что на соревнованиях высокого уровня с большим количеством спортсменов тратится более ста килограммов соли! После Второй мировой войны в Японии соли было очень мало, поэтому в этом ритуале сумо ее заменили песком, но сейчас снова используют соль.

Ссылка на основную публикацию