СУМО — БОРЬБА ГИГАНТОВ | Karate-krs.ru

СУМО — БОРЬБА ГИГАНТОВ

Самый тяжелый борец сумо в истории завершил карьеру и вернулся на родину в Бурятию

Анатолий Михаханов весит почти 300 килограммов, поэтому каждый его бой был очень зрелищным. В Японии ему дали прозвище Северное Сияние, его узнавали на улице, у него была армия поклонников. А что же в России? Чем он будет заниматься? Собирается ли худеть?

Хорошего сумотори должно быть много. Рекордные боевые 288 килограммов. Столько не весил еще ни один борец за более чем тысячелетнюю историю японского вида спорта.

Крупное достижение принадлежит не тому, кто родился в стране самураев, а россиянину Анатолию Михаханову. Деления на весовые категории в сумо нет. Соперник Сибирского богатыря почти на два центнера легче его. Схватка продлилась недолго.

Чистая победа. Одна из последних на счету россиянина. Известный в Японии под именем Орора, или северное сияние, Анатолий вернулся на Родину.

В Заиграевском районе Бурятии сменившего повязку маваси на костюм сумотори встречают хлебом-солью, по бурятской традиции молоком, и дарят синий платок хадак.

«Столько лет прошло, приехал на родину — не отдохнуть, а навсегда вернулся, будем смотреть сначала, привыкать, ну, думаю, все будет хорошо», — говорит Анатолий Михаханов.

Из аэропорта домой на микроавтобусе. Машина становится заметно выше, когда из нее выходит бурятский тяжеловес. По словам мамы, Толик всегда был больше сверстников. Будущий Орора Сатоси никогда не выглядел малышом. А в 16 лет весил уже 190. Чтобы узнать это, пришлось идти в магазин, где были самые большие весы.

«Родился не слишком большим весом, но рос не по дням, а по часам. В Родове у нас был очень крупный человек, он весил 320 килограммов, его звали Загша в Иркутской области, и он всех удивлял, потому что не мог ездить на коне, ездил на буйволе», — рассказывает Дулсан Михаханова.

В школе потомок бурятского гиганта не мог уместиться за партой. Сидел за учительским столом сразу на двух стульях. Навык потом пригодился в японских самолетах. Вот так он летал с одного японского острова на другой целых 18 лет. Звезда самого популярного боевого искусства Страны восходящего солнца на своей странице в инстаграмме рассказывал, как живут сумотори. Десятки тысяч подписчиков лайкали его фото с одноклубниками. Смотрели, как тренируется Орора-сан.

Здесь же фанаты увидели и ритуал окончания спортивной карьеры. Токояма — парикмахер — остриг Анатолию теммаге — косичку, которую защищает голову при падении.

Сумо Анатолий начал заниматься в 16. Из Бурятии уехал в Санкт-Петербург. Там его и увидел знаменитый екодзуна, Китаноуми Тосимицу, и позвал тренироваться в Токио. Согласиться — значило ежедневно вставать в четыре утра, заниматься дважды в день и жить затворнической жизнью вместе с другими послушниками культа сумо. Многие просто не выдерживают.

«Я же родился в Сибири, Бурятия считается Сибирью, плюс я бурят в своей душе, если не вытерплю, что скажут на родине, салага приехал, не вытерпел, как можно было не вытерпеть, хотя, конечно, было тяжело, когда был один», — рассказывает Анатолий Михаханов.

За свою карьеру Анатолий принял участие в 111 турнирах. Одержал в них 376 побед. Но поражений оказалось примерно столько же.

Когда навстречу друг другу несутся два сумотори, сила удара, при столкновении может быть больше тонны. Но далеко не все решает вес. Орора-сан проигрывал и небольшим соперникам. И в целом был далек от того, чтобы стать чемпионом. Но болельщики его любили.

«Каждый фанат сумо знал, кто такой Северное Сияние Орора. И это было приятно. Не добился высот, но знали.. Главное — не то, какой ты борец, а какой ты человек по жизни останешься», — считает Анатолий Михаханов.

Орора Сатоси завершил карьеру в 35 и сразу же вернулся домой. Теперь в его Инстаграме не суши, а бурятские буузы. Сумотори не очень охотно рассказывает о планах на будущее. А его мама делится секретом: вернувшись домой, Анатолий мечтает похудеть.

Гигант сумо – идеал японца?

Гигант сумо – идеал японца?

Но почему сумо превращается в Японии именно в «борьбу гигантов» – людей с явно гипертрофированными жировыми отложениями, один лишь внешний облик которых противоречит всем канонам восточной медицинской науки? И почему именно в таком виде сумо становится «национальным достоянием», как его именуют в рекламных буклетах? Ответ прост: сумо – это прежде всего зрелище, «не бой, но забава», как сказал о прародителе сумо, борьбе сянпу, китайский историк I в. Японцам, людям в основном низкорослым и худым, интересно посмотреть на исполинов.

Поразительный факт – сумо, самое древнее боевое искусство Японии, да и Китая, не нашло активных последователей ни в одной стране мира. Нигде мы не встретим объявлений, приглашающих любителей заняться, скажем, «таинственным искусством борьбы сумо» или «самым эффективным методом оздоровления и самозащиты сумо». Лишь изредка можно обнаружить клуб сумо во Франции или США.

Действительно, ответ на вопрос о необычайной, почти фанатической увлеченности сумо в Японии (при полном отсутствии интереса к этой экзотической борьбе за рубежом) коренится в особом складе японцев, в этнической психологии этого островного народа. «Маленьким людям» приятно видеть «больших парней». Можно предположить, что на подмостках в лице могучих и не очень стройных рикиси японцы видят свой идеал мужчины – идеал, в существовании которого вряд ли решатся сознаться самим себе.

Мистическая мощь сумотори восхищает поэтов и художников: борцам-чемпионам посвящают стихи, их изображают на художественных свитках наряду с величайшими героями-самураями. В сознании самурайской Японии сумо перешагивает порог простого развлечения, становится культурным достоянием нации и символом ее силы.

Японские живописцы ХVII—ХVIII вв. обычно предпочитали изображать артистов театра Кабуки, нередко мужчин – исполнителей женских ролей. В этих картинах несложно уловить странное сочетание мужских черт с несколько жеманными, чисто женскими манерами, одеждами и гримом, в чем исследователи нередко замечают неприкрытый гомосексуальный подтекст. В противоположность этому рикиси символизировали полноту мужской силы, причем нередко изображались они не в момент схватки, но в полном самурайском облачении, с мечом и слугой, что еще больше должно было подчеркнуть идеал мужественности, мужского воплощения Японии.

Все это легко заметить, взглянув, например, на серию картин блестящего художника Средневековья Кацукавы Сюнэя (1726–1792 гг.), которую он посвятил сумотори [131].

Сложилась даже особая художественная форма изображения рикиси, призванная подчеркнуть их мощь. Большинство живописных изображений выполнялось обычно в формате какэмоно-э, на удлиненных свитках размером 58 х 21 см. Но борцы сумо изображались преимущественно на свитках типа айбан, размером приблизительно 37 х 25 см, то есть на почти квадратных листах. Эта «квадратность» придавала еще большую мощь героям изображений, причем их рисовали так, чтобы вся фигура не уместилась бы на картине – настоящий рикиси столь велик, что его нельзя даже охватить взглядом. Таковы борцы сумо на картинах великих художников Хокусая и Сюнэя.

Сумо всегда несло на себе оттенок народного праздника, карнавального представления. И в этом контексте магического праздника рикиси не столько воины, сколько актеры и маги. Они не столько борются друг с другом (это внешняя, показная сторона сумо), сколько участвуют в магическом действе, играют символическую роль «победителей духов»; и в этом смысле они стоят значительно ближе к актерам театров Кабуки и Но, нежели к самураям. Как и актеры, они берут себе псевдонимы или сценические имена ( сико-на ) и именно под ними становятся известны широкой публике. В этих псевдонимах мы обнаружим ярко выраженный магический элемент – принимая сико-на, рикиси как бы скрывают свои истинные имена и тем самым «обманывают» духов.

И даже сегодня псевдоним сико-на дают рикиси одновременно с первым выходом на помост, и он должен подчеркнуть мощь борца. Например, Незыблемая скала, Каменный зуб, Гром. С этого момента рикиси уже принадлежит «праздничной культуре», легенде; ему создают «биографию», изобилующую традиционными подвигами.

СУМО — БОРЬБА ГИГАНТОВ

Наверное, самым необыкновенным видом восточных единоборств является борьба гигантов – сумо. Она так же является одной из старейших форм боевых искусств Японии.

Тогда возникает очень интересный вопрос: почему же борьба людей, обладающих столь огромным количеством жира, явно страдающих ожирением, для японцев – любимое зрелище. Почему жители страны низкорослых и стройных, словно бамбук, так любят посмотреть на эти поединки тех, кто не вписывается ни в какие правила легендарной восточной медицины?

Всем прекрасно известно, что ни в одной европейской стране или государстве, расположенном в Северной или Южной Америке, вы никогда не встретите подобного вида единоборств. Его приверженцы – исключительно люди Востока. С некоторых пор мы можем постоянно увидеть расклеенные на досках объявления, которые приглашают нас заняться айкидо, дзюдо, самбо. Чем угодно. Но ни одного клуба любителей сумо вы днём с огнём не сыщете.

На самом деле, ответ на этот вопрос очень прост. Причина такого уникального явления заключается в особенном, отличном от нашего, мировоззрении, а так же в психологии японцев, как нации. Подумайте, о чём мечтает чуть ли не каждый европеец или русский. Правильно, все мечтают похудеть. А теперь посмотрим на японцев – все они невысоки ростом, да и толстых японцев вы мало где сможете встретить. Они, скорее всего, считают это своим недостатком. А огромные, мощные и несокрушимые бойцы сумотори вселяют в них благоговейный трепет. Вот он, тот идеал японского мужчины, о существовании которого сами японцы вряд ли догадываются.

Великой и непостижимой мощью рикиси многие века восхищались мастера кисти и слова. О них и для них писались стихи, их изображали могущественными воинами на свитках, такими же сильными, как самураи. Предназначавшаяся изначально для зрелищных развлечений, эта борьба переросла в традицию, в то, без чего Япония не может мыслиться, как страна с богатым культурным наследием.

В семнадцатом – восемнадцатом столетиях артисты театров, особенно мужчины, исполнявшие роли женщин, изображались со странным сочетанием мужского облика и чисто женских манер. Это улавливалось и в гриме, и в поведении персонажа. Поэтому многие учёные, всерьёз занимающиеся изучением культуры Японии, не без оснований объясняют это явление, как гомосексуальный подтекст. Наоборот, борцы сумотори всегда запечатлевались в полном боевом облачении самурая, если не в пылу схватки, то вместе с самурайским мечом и слугой, который должен был обслуживать своего господина-воина. Выдающийся японский художник Кацукава Сюней, живший во времена Средневековья, посвятил огромным и далеко не стройным рикиси целую серию картин.

Борцов сумо даже на картинах изображали особым способом, чтобы не умалить, а наоборот подчеркнуть их силу. Чаще всего картины в те времена писались на удлинённых свитках с габаритами пятьдесят восемь на двадцать один сантиметр, так называемых «какэмоно-э». А рикиси запечатлевались на практически квадратных свитках. Этот приём способствовал достижению очень реалистичной передачи размеров самого рикиси. Рикиси должен быть настолько огромным, что его невозможно уместить на одной картине, поэтому преимущественно борцов сумотори изображали на свитках не целиком.

Для народа борьба сумо всегда была чем-то вроде развлечения, весёлого праздника. Поэтому, когда происходили поединки, рикиси были скорее актёрами или искусными волшебниками, чем воинами. Они не стремятся победить друг друга, разыгрывают некое магическое представление, в котором они побеждают самих духов. Могучие воины даже принимали псевдонимы, чтобы скрыть свои настоящие имена от духов и тем самым перехитрить их.

И по наши дни каждый борец сумотори имеет своё собственное сико-на, то есть сценическое имя, и имя это должно прославлять своего героя, сравнивая его с мощью самой природы. Незыблемая скала, Каменный Зуб, Гром. В эти моменты борцы сумо уже не воины, но актёры, играющие свою таинственную и магическую роль.

Сумоисты сборных России и Японии провели тренировку накануне «битвы гигантов»

В субботу, 15 июня, в известной борцовской школе «Самбо -70» на юге Москвы состоялась совместная тренировка сборных России и Японии перед «битвой гигантов», которая пройдет между двумя национальными командами 16 июня в Олимпийском комплексе «Лужники».

Спортсмены двух стран провели разминку и ряд тренировочных поединков.

В каждой сборной по семь человек – квартет мужчин и три девушки. За тренировкой сильнейших сумоистов мира пристально наблюдали специалисты этого вида спорта, представители Всемирной федерации сумо (IFS), и Европейской федерации сумо (ESF), а также десятки журналистов.

Судя по прикидочным поединка, а также комментариям экспертов, 16 июня в Лужниках состоится битва равных по силам соперников.

После тренировки состоялся совместный обед спортсменов двух стран, после которого они ответили на вопросы журналистов.

Геннадий Калеткин, главный тренер сборной России по сумо

– Тренировка прошла в дружеской атмосфере, накануне мы встретились с руководителями делегации японской. Обсудили все организационные вопросы по завтрашнему выступлению наших команд и приступили к разминке. Японские спортсмены, как родоначальники блистательно продемонстрировали разминочные упражнения, а потом спортсмены двух команд поборолись между собой. Японцы разминаются качественнее, чем россияне, это надо признать, а также у них лучше растяжка: японские сумоисты на шпагат садятся элементарно и ноги выбрасыают легко выше головы. Никаких шапкозакидательских настроений перед завтрашней встречей у спортсменов сборной России нет. Это ни к чему хорошему не приводит, надо быть внимательными и собранными.

Синсаку Такеучи — вице-президент Всемирной федерации сумо (IFS), глава японской делегации

– Завтра в Москве состоится грандиозное мероприятие – матчевая встреча Россия – Япония. Я надеюсь, что завтра японские сумоисты не получат травмы в противостоянии с сильнейшей сборной на планете. Это не просто соревнования, это популяризация сумо. Российское сумо сейчас номер один в мире, поэтому для японских сумоистов очень полезно перенимать опыт у самых сильных соперников в мире. Сумо признан олимпийским видом спорта, мы стараемся развивать наш любимый вид спорта, чтобы он был включен в программу Олимпийских игр. Для этого необходимо договариваться с представителями профессиональных организаций сумоистов. Пока есть препятствия для объединения усилий. Например, в любительском сумо есть соревнования среди женщин, в профессиональном – нет.

Ерцин Балтагулов, член делегации сборной Японии

– Я родом из Казахстана, где занимался сумо, третий год учусь в Японии в университете Нихон, где борьбе сумо уделяется повышенное внимание. В Россию я приехал как тренер и переводчик японской команды. В сборной Японии титулованные ребята – одни из лучших сумоистов этой страны. На мой взгляд, российские сумоисты – настоящие богатыри, они наделены такой феноменальной силой, которой японцы могут только позавидовать.

Соичиро Курокава, сумоист сборной Японии

– Мне 27 лет, но в Россию я приехал впервые. Мне здесь все очень нравится: вкусные блюда, красивая природа, симпатичные девушки. Меня поразил удивительный вкус русского борща. Российские сумоисты, конечно, номер один в мире. Но мы тоже хотим завтра победить. Я знаю спортсменов сборной России, они отлично боролись на чемпионатах мира, но и мы постараемся завтра показать отличную борьбу.

Борцы сумо

Одним из популярных национальных видов спорта в Японии является борьба сумо. Япония это единственная страна, где соревнования по сумо проходят на профессиональном уровне. В других странах, например Кореи, сумо тоже является популярным видом спортом, но только на любительском уровне.

Сумо зародилось в древности, в эпоху Яёй, которая приходится на период 300 г. до нашей эры — 250 г. нашей эры. В тот период сумо представляло собой синтоистскую ритуальную церемонию (синто — традиционая религия японского народа), которая постепенно переросла в боевой поединок. Затем для утехи знати тех времен, вокруг места где происходил поединок стали вкапывать заостренные бамбуковые сваи. И тогда, проигравший борец, выпадая из круга пронзался этими сваями, что приводило в неописуемый восторг зрителей.

В период формирования класса самурайства борьба сумо становится его привилегией. В боевой подготовке самурая сумо играло значительную роль, так как способствовало навыку твердо стоять на ногах.

Сумо включает в себя определенный ритуал подготовки и проведения поединка. Прежде чем начать поединок, его участники молились о победе, посыпали арену солью, чтобы прогнать злых духов под землю, а затем хлопали в ладоши, чтобы привлечь внимание того божества, в честь которого устраивали соревнования, этот ритуал проводится и в наши дни.

В 16 веке стали проходить профессиональные турниры сумоистов. Правила ведения борьбы менялись со временем и окончательно были выработаны в 17 веке и с тех пор уже не менялись.

Площадкой для проведения сумо служит возвышенность в 40-60 см, на которой расположен круг под названием дохё, утрамбованный глиной и посыпанный песком. В центре дохё две белые линии (сикири-сэн) — это стартовые позиции сумоистов. Вокруг арены насыпан мелко просеянный песок под названием «глаз змеи». С помощью песка можно определить было ли касание борцом за пределами арены. Диаметр борцовского круга составляет 4,55 метра.

Борцы сумо одеты в маваси — это специальный пояс, сделанный из плотной ткани, как правило темных цветов. Эта широкая лента обматывается вокруг голого тела и между ног несколько раз и завязывается узлом на спине. На маваси имеется бахрома — сагари, которая является лишь украшением и не несет никакой смысловой нагрузки. Если маваси во время поединка разматывается, то это автоматически ведет к дисквалификации борца.

Волосы сумоистов смазываются жиром и укладываются в большой пучок на макушке. За поединком наблюдает судья (гёдзи) соревнований. Он одет в древние ритуальные одежды и во время борьбы отдает команды с помощью веера.

Правила ведения борьбы включает в себя ряд запретов, это: нельзя хватать соперника за волосы, пальцы, уши, нельзя проводить удушающие приемы, нельзя хватать за маваси в области гениталий, бить можно только открытой ладонью, но нельзя бить в области глаз и по гениталиям. Все остальные приемы разрешены.

В следующих случаях засчитывается поражение борцу сумо:

  • борец коснулся земли любой частью тела, кроме ступней ног
  • борец был вытеснен из круга
  • борец провел запрещенный для борьбы прием
  • маваси пришел в ненадлежащий вид
  • борец объявляется сини-тай (трупом). Это происходит крайне редко тогда, когда борец находится в невозможном для борьбы положении

Поединок длится недолго и может быть от нескольких секунд до несколько минут. Решающую, но не главную, роль в победе играет масса борца, потому что чем больше вес, тем легче вытолкнуть противника за круг. Поэтому непосредственно перед соревнованиями, борцы в большом количестве употребляют воду — до 10 литров в сутки и едят в огромных количествах жирную пищу, наращивая свою массу. Сумоисты весят от 125 кг до 235 кг. Но техника ведения поединка играет всё-таки основную роль и поэтому можно наблюдать, как в поединке выигрывает заметно меньший борец.

Борьбе сумо присуща строгая иерархия, зависит она от мастерства борца. Иерархия установилась ещё в эпоху Эдо и существует на сегодняшний день. Каждый борец получает от инструктора псевдоним. Борцы после каждого поединка либо продвигаются, либо понижаются в круге в зависимости от количества выступлений и их побед. Учитывая, что статус борца зависит от количества побед, то сумоисты стараются принимать участие во всех соревнованиях независимо от того, что не оправились ещё от травм после предыдущих соревнований. А сумо является достаточно травмоопасным видом спорта. Часто на соревнованиях можно увидеть борца с перебинтованными руками, коленями.

В сумо существует шесть разрядов: макуути, дзюрё, макусита, сандаммэ, дзёнидан, дзёнокути.

Карьера сумоиста начинается с самого низшего ранга — дзёнокути и и чтобы достичь высшего круга — макуути, надо приложить много силы и выработать мастерство ведения боя. Это требует много времени и физической нагрузки от борца.

На вершине квалификации находится гранд-чемпион — ёкодзуна (великий чемпион). Если борец добирается до титула ёкодзуна, то в отличие от других (низших) званий он больше не подлежит понижению в ранге даже если проиграет поединок. Но обычно ёкодзуна покидает спорт и не принимает участие в соревнованиях, если видит, что его время ушло и он не соответствует стандарту чемпиона.

Победитель каждого соревнования получает Кубок императора и большую денежную премию. Профессиональные сумоисты получают от Ассоциации Сумо Японии ежемесячную плату в размере 10 000 долларов, дополнительно они получают за каждое выигранное сражение, плюс существует система соответствующих бонусов.

Борьба сумо требует больших сил и здоровья и огромный вес также неблагоприятно сказывается на общем состоянии борца, поэтому в 35 лет борцы сумо выходят на пенсию и живут достаточно зажиточно за счет средств, накопленных за свою профессиональную деятельность, кроме этого в зависимости от квалификационного уровня они получают приличную пенсию — 5-6 тысяч долларов.

В Японии ежегодно проходят шесть турниров по сумо. Три в в Токио — январь, май и сентябрь и по одному в Осаке — в марте, в Нагое — в июле и в Фукуоке — в ноябре. Каждый турнир длится по 15 дней, в течение которого каждый борец принимает участие в одном матче в день (за исключением низших матчей, если они уже были выиграны). В период проведения турниров, ежедневно обновляется рейтинг иерархии по результатам соревнований. Борцы, у которых больше побед, чем поражений двигаются вверх по иерархии, кто имеет в своем арсенале больше поражений — понижается в ранге.

Лучший способ увидеть сумо — это принять участие в турнире, билеты продаются на все 15-дневные туры в специализированных организациях, в мини-маркетах, на стадионах (самые дешевые билеты приобретаются в день выступления, на стадионе, для этих билетов отведены специальные места ).

Существует три вида мест, доступных для любителей сумо. Это места у ринга, которые расположены у самой арены (круга), в котором проходят соревнования. Это самые дорогие места и билеты туда достать сложно. Зрители сидят на подушках, на полу и подвержены риску получения травм в случаях, когда борец вылетает за пределы круга.

Вох места — это места на первом этаже стадиона, в виде ложа, разделенного между собой, в которой расположено 4 места — подушки на полу. Эти места продаются сразу по 4 билета, независимо от того будет там находиться четыре человека или два. В обуви на этих местах находиться запрещено.

И третий вид посадочных мест — это балконы, в западном стиле. Стоимость билета зависит от дальности нахождения от арены. Дети до 3-х лет вместе с родителями посещают соревнования бесплатно, но на дальних местах, без предоставления отдельного сиденья.

Билеты на соревнования, как правило, приобретаются заранее, иначе есть шанс не попасть на любимое зрелище.

СУМО — БОРЬБА ГИГАНТОВ

Опубликовано пользователем сайта

Согласно правилам, турнир сумо выигрывает тот борец, кому удается вытеснить противника за внутренний круг ринга или выбросить его за пределы «dohyo» (глинобитного ринга). Спортсмен, который коснется земли любой частью своего тела, будь то колено или кончик его пальца, также считается проигравшим. Использовать кулаки, тянуть за волосы, выдавливать глаза, бить в живот или грудь строго запрещено. В сумо также запрещено хватать за повязку, прикрывающую важные органы. В сумо не существует весовых различий, поэтому в поединке можно встретиться с оппонентом, превосходящим себя по весу в 2 раза и более.

«Начинать день на голодный желудок – одно их правил успешных тренировок борцов сумо», — говорит Тецухиро Мацуда, менеджер Takasago Sumo stable.
День борца сумо начинается в 5 часов утра с утренней тренировки. Борцы направляются в тренировочный зал сразу после пробуждения. Интенсивные тренировки на голодный желудок усложняют сжигание калорий. Около 11 часов утра спортсмены проводят свою первую трапезу. Молодые борцы помогают повару готовить чанко-набе, густое жаркое в горшочке.

Набор веса для борцов сумо является основополагающим фактором для побед и достижений. Согласно сведениям Японской ассоциации борьбы сумо, 40 из 42 борцов в «макуучи» (высшей лиге) весят более 140 кг. В 2011 году ринг покинул самый тяжелый борец сумо за всю зафиксированную историю этого вида спорта — Ямамотояма Рююто весил 265 кг. Дневная калорийность рациона борца сумо составляет около 8000 килокалорий, что более чем в 2 раза превосходит дневной рацион мужчины в Японии. Сразу после завтрака борцы направляются в спальню и проводят несколько часов в дневной дреме. Это помогает им набрать вес, так как все съеденные калории запасаются в виде жировых отложений. Следующая трапеза у гигантов состоится около 6- часов вечера.

Для приготовления чанко-набе сгодится практически все содержимое холодильника. Различные сорта мяса, овощи и рыба готовятся в кипящем курином бульоне. Чанок-набе богат протеинами и обычно подается борцам в больших количествах вместе с другими сопутствующими блюдами. Практика употребления чанко-набе борцами сумо берет свое начало в эпоху Мейдзи. Это блюдо легко приготовить и подать большому количеству спортсменов с минимальными затратами. Благодаря интенсивным тренировкам рано утром и перед сном и двум объемным трапезам в течение дня, организм спортсменов настраивается на режим сохранения жировой ткани.

Представление о сумотори как о неуклюжем 200-килограммовом толстяке абсолютно не соответствует действительности. Конечно, на дохё можно увидеть и атлетов, чей вес превышает 2 центнера. Но они являются скорее исключением. Боевой вес рикиси в расцвете сил составляет 130 –180 килограммов. Как правило, заканчивая выступления, борец сбрасывает несколько десятков килограммов, и подчас в комментирующем ход соревнований эксперте трудно признать бывшего тяжеловеса.

Специфика сумо требует от атлета умения твердо стоять на ногах, хорошей координации движений, гибкости (любой высококлассный борец может сесть на шпагат), напористости, молниеносной реакции и смекалки. Роль «боксерской груши» для сумотори играет врытый в землю столб. Молодым борцам бывает очень трудно втянуться в тренировочный процесс. Результатом «рабочего дня» нередко становятся многочисленные ушибы, ссадины и растяжения; подошвы ног стираются до крови.

Япония является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессиональных рикиси. В остальном мире существует только любительское сумо. Жизнь борца сурова и аскетична. Связывающий свою жизнь с сумо молодой человек добровольно отказывается от многих мирских удовольствий. Его частная жизнь долго будет находиться под неусыпным вниманием тренера-наставника и Ассоциации сумо. Забота о нравственном облике и физическом здоровье сумотори не знает границ.

Спортсмену строго-настрого запрещается даже садиться за руль автомобиля: ведя машину, он может подвергнуть себя смертельной опасности! Любое нарушение режима или недостойное поведение в быту чреваты неприятными последствиями, вплоть до изгнания из сумо. Пощады могут не ждать даже великие борцы. Большого труда стоило озэки Такаханада, чтобы оправдаться перед руководством Ассоциации сумо после того, как была расторгнута его помолвка с популярной актрисой Риэ Миядзава. Имя рикиси не должно быть запятнано!

Только 70 борцов элитных дивизионов макуути и дзюрё получают ежемесячное жалование от Ассоциации сумо. Заработки очень высоки. При средней зарплате в Японии в 250-300 тысяч иен рикиси категории дзюрё получают 1 036 000 иен , рядовые-маэгасира — 1 309 000 иен, комусуби и сэкивакэ — 1 693 000 иен, озэки — 2 347 000 иен, а йокодзуна — 2 820 000 иен в месяц. Кроме того, рикиси получают дополнительные призовые от спонсоров и премиальные за различные достижения в ходе турнира. Особенно ценится победа над йокодзуна — кимбоси («золотая звезда»), за которую сумотори будет получать стабильную надбавку в размере 40 тысяч иен (около 400 долларов) в течение всей своей богатырской карьеры. К примеру, Тотинонада, повергавший великих чемпионов на дохё 12 раз, пополнял свой банковский счет на 480 тысяч иен после каждого турнира.

Не удивительно, что именитые рикиси считаются завидными женихами. В невестах у сумотори ходят актрисы, ведущие популярных программ, топ-модели, стюардессы и просто писаные красавицы. Негативные последствия тяжелых тренировок и избыточного питания настигают спортсменов в зрелом возрасте. Многие из них получают тяжелые поражения печени, заболевают диабетом, страдают от высокого давления и подвержены сердечным приступам. Средняя продолжительность жизни борца сумо составляет 60-65 лет, что более чем на 10 лет меньше, чем средняя продолжительность жизни у японских мужчин.

Сообщества › Это интересно знать. › Блог › Борцы сумо

Одним из популярных национальных видов спорта в Японии является борьба сумо. Япония — это единственная страна, где соревнования по сумо проходят на профессиональном уровне. В других странах, например Кореи, сумо тоже является популярным видом спортом, но только на любительском уровне.

Сумо зародилось в древности, в эпоху Яёй, которая приходится на период 300 г. до нашей эры — 250 г. нашей эры. В тот период сумо представляло собой синтоистскую ритуальную церемонию (синто — традиционая религия японского народа), которая постепенно переросла в боевой поединок. Затем для утехи знати тех времен, вокруг места где происходил поединок стали вкапывать заостренные бамбуковые сваи. И тогда, проигравший борец, выпадая из круга пронзался этими сваями, что приводило в неописуемый восторг зрителей.

В период формирования класса самурайства борьба сумо становится его привилегией. В боевой подготовке самурая сумо играло значительную роль, так как способствовало навыку твердо стоять на ногах.

Сумо включает в себя определенный ритуал подготовки и проведения поединка. Прежде чем начать поединок, его участники молились о победе, посыпали арену солью, чтобы прогнать злых духов под землю, а затем хлопали в ладоши, чтобы привлечь внимание того божества, в честь которого устраивали соревнования, этот ритуал проводится и в наши дни.

В 16 веке стали проходить профессиональные турниры сумоистов. Правила ведения борьбы менялись со временем и окончательно были выработаны в 17 веке и с тех пор уже не менялись.

Площадкой для проведения сумо служит возвышенность в 40-60 см, на которой расположен круг под названием дохё, утрамбованный глиной и посыпанный песком. В центре дохё две белые линии (сикири-сэн) — это стартовые позиции сумоистов. Вокруг арены насыпан мелко просеянный песок под названием «глаз змеи». С помощью песка можно определить было ли касание борцом за пределами арены. Диаметр борцовского круга составляет 4,55 метра.

Борцы сумо одеты в маваси — это специальный пояс, сделанный из плотной ткани, как правило темных цветов. Эта широкая лента обматывается вокруг голого тела и между ног несколько раз и завязывается узлом на спине. На маваси имеется бахрома — сагари, которая является лишь украшением и не несет никакой смысловой нагрузки. Если маваси во время поединка разматывается, то это автоматически ведет к дисквалификации борца.

Волосы сумоистов смазываются жиром и укладываются в большой пучок на макушке. За поединком наблюдает судья (гёдзи) соревнований. Он одет в древние ритуальные одежды и во время борьбы отдает команды с помощью веера.

Правила ведения борьбы включает в себя ряд запретов, это: нельзя хватать соперника за волосы, пальцы, уши, нельзя проводить удушающие приемы, нельзя хватать за маваси в области гениталий, бить можно только открытой ладонью, но нельзя бить в области глаз и по гениталиям. Все остальные приемы разрешены.

В следующих случаях засчитывается поражение борцу сумо:

— борец коснулся земли любой частью тела, кроме ступней ног;
— борец был вытеснен из круга;
— борец провел запрещенный для борьбы прием;
— маваси пришел в ненадлежащий вид;
— борец объявляется сини-тай (трупом). Это происходит крайне редко тогда, когда борец находится в невозможном для борьбы положении

Поединок длится недолго и может быть от нескольких секунд до несколько минут. Решающую, но не главную, роль в победе играет масса борца, потому что чем больше вес, тем легче вытолкнуть противника за круг. Поэтому непосредственно перед соревнованиями, борцы в большом количестве употребляют воду — до 10 литров в сутки и едят в огромных количествах жирную пищу, наращивая свою массу. Сумоисты весят от 125 кг до 235 кг. Но техника ведения поединка играет всё-таки основную роль и поэтому можно наблюдать, как в поединке выигрывает заметно меньший борец.

Борьбе сумо присуща строгая иерархия, зависит она от мастерства борца. Иерархия установилась ещё в эпоху Эдо и существует на сегодняшний день. Каждый борец получает от инструктора псевдоним. Борцы после каждого поединка либо продвигаются, либо понижаются в круге в зависимости от количества выступлений и их побед. Учитывая, что статус борца зависит от количества побед, то сумоисты стараются принимать участие во всех соревнованиях независимо от того, что не оправились ещё от травм после предыдущих соревнований. А сумо является достаточно травмоопасным видом спорта. Часто на соревнованиях можно увидеть борца с перебинтованными руками, коленями.

В сумо существует шесть разрядов: макуути, дзюрё, макусита, сандаммэ, дзёнидан, дзёнокути.

Карьера сумоиста начинается с самого низшего ранга — дзёнокути и и чтобы достичь высшего круга — макуути, надо приложить много силы и выработать мастерство ведения боя. Это требует много времени и физической нагрузки от борца.

На вершине квалификации находится гранд-чемпион — ёкодзуна (великий чемпион). Если борец добирается до титула ёкодзуна, то в отличие от других (низших) званий он больше не подлежит понижению в ранге даже если проиграет поединок. Но обычно ёкодзуна покидает спорт и не принимает участие в соревнованиях, если видит, что его время ушло и он не соответствует стандарту чемпиона.

Победитель каждого соревнования получает Кубок императора и большую денежную премию. Профессиональные сумоисты получают от Ассоциации Сумо Японии ежемесячную плату в размере 10 000 долларов, дополнительно они получают за каждое выигранное сражение, плюс существует система соответствующих бонусов.

Борьба сумо требует больших сил и здоровья и огромный вес также неблагоприятно сказывается на общем состоянии борца, поэтому в 35 лет борцы сумо выходят на пенсию и живут достаточно зажиточно за счет средств, накопленных за свою профессиональную деятельность, кроме этого в зависимости от квалификационного уровня они получают приличную пенсию — 5-6 тысяч долларов.

В Японии ежегодно проходят шесть турниров по сумо. Три в в Токио — январь, май и сентябрь и по одному в Осаке — в марте, в Нагое — в июле и в Фукуоке — в ноябре. Каждый турнир длится по 15 дней, в течение которого каждый борец принимает участие в одном матче в день (за исключением низших матчей, если они уже были выиграны). В период проведения турниров, ежедневно обновляется рейтинг иерархии по результатам соревнований. Борцы, у которых больше побед, чем поражений двигаются вверх по иерархии, кто имеет в своем арсенале больше поражений — понижается в ранге.

Лучший способ увидеть сумо — это принять участие в турнире, билеты продаются на все 15-дневные туры в специализированных организациях, в мини-маркетах, на стадионах (самые дешевые билеты приобретаются в день выступления, на стадионе, для этих билетов отведены специальные места ).

Существует три вида мест, доступных для любителей сумо. Это места у ринга, которые расположены у самой арены (круга), в котором проходят соревнования. Это самые дорогие места и билеты туда достать сложно. Зрители сидят на подушках, на полу и подвержены риску получения травм в случаях, когда борец вылетает за пределы круга.

Вох места — это места на первом этаже стадиона, в виде ложа, разделенного между собой, в которой расположено 4 места — подушки на полу. Эти места продаются сразу по 4 билета, независимо от того будет там находиться четыре человека или два. В обуви на этих местах находиться запрещено.

И третий вид посадочных мест — это балконы, в западном стиле. Стоимость билета зависит от дальности нахождения от арены. Дети до 3-х лет вместе с родителями посещают соревнования бесплатно, но на дальних местах, без предоставления отдельного сиденья.

Билеты на соревнования, как правило, приобретаются заранее, иначе есть шанс не попасть на любимое зрелище.

СУМО — БОРЬБА ГИГАНТОВ

ГИГАНТ СУМО – ИДЕАЛ ЯПОНЦА?

Но почему сумо превращается в Японии именно в «борьбу гигантов» – людей с явно гипертрофированными жировыми отложениями, один лишь внешний облик которых противоречит всем канонам восточной медицинской науки? И почему именно в таком виде сумо становится «национальным достоянием», как его именуют в рекламных буклетах? Ответ прост: сумо – это прежде всего зрелище, «не бой, но забава», как сказал о прародителе сумо, борьбе сянпу, китайский историк I в. Японцам, людям в основном низкорослым и худым, интересно посмотреть на исполинов.

Поразительный факт – сумо, самое древнее боевое искусство Японии, да и Китая, не нашло активных последователей ни в одной стране мира. Нигде мы не встретим объявлений, приглашающих любителей заняться, скажем, «таинственным искусством борьбы сумо» или «самым эффективным методом оздоровления и самозащиты сумо». Лишь изредка можно обнаружить клуб сумо во Франции или США.

Действительно, ответ на вопрос о необычайной, почти фанатической увлеченности сумо в Японии (при полном отсутствии интереса к этой экзотической борьбе за рубежом) коренится в особом складе японцев, в этнической психологии этого островного народа. «Маленьким людям» приятно видеть «больших парней». Можно предположить, что на подмостках в лице могучих и не очень стройных рикиси японцы видят свой идеал мужчины – идеал, в существовании которого вряд ли решатся сознаться самим себе.

Мистическая мощь сумотори восхищает поэтов и художников: борцам-чемпионам посвящают стихи, их изображают на художественных свитках наряду с величайшими героями-самураями. В сознании самурайской Японии сумо перешагивает порог простого развлечения, становится культурным достоянием нации и символом ее силы.

Японские живописцы ХVII – ХVIII вв. обычно предпочитали изображать артистов театра Кабуки, нередко мужчин – исполнителей женских ролей. В этих картинах несложно уловить странное сочетание мужских черт с несколько жеманными, чисто женскими манерами, одеждами и гримом, в чем исследователи нередко замечают неприкрытый гомосексуальный подтекст. В противоположность этому рикиси символизировали полноту мужской силы, причем нередко изображались они не в момент схватки, но в полном самурайском облачении, с мечом и слугой, что еще больше должно было подчеркнуть идеал мужественности, мужского воплощения Японии.

Все это легко заметить, взглянув, например, на серию картин блестящего художника Средневёковья Кацукавы Сюнэя (1726 – 1792 гг.), которую он посвятил сумотори [131].

Сложилась даже особая художественная форма изображения рикиси, призванная подчеркнуть их мощь. Большинство живописных изображений выполнялось обычно в формате какэмоно-э, на удлиненных свитках размером 58 х 21 см. Но борцы сумо изображались прёимущественно на свитках типа айбан, размером приблизительно 37 х 25 см, то есть на почти квадратных листах. Эта «квадратность» придавала еще большуюмощь героям изображений, причем их рисовали так, чтобы вся фигура не уместилась бы на картине – настоящий рикиси столь велик, что его нельзя даже охватить взглядом. Таковы борцы сумо на картинах великих художников Хокусая и Сюнэя.

Сумо всегда несло на себе оттенок народного праздника, карнавального представления. И в этом контексте магического праздника рикиси не столько воины, сколько актеры и маги. Они не столько борются друг с другом (это внешняя, показная сторона сумо), сколько участвуют в магическом действе, играют символическую роль «победителей духов»; и в этом смысле они стоят значительно ближе к актерам театров Кабуки и Но, нежели к самураям. Как и актеры, они берут себе псевдонимы или сценические имена ( сико-на ) и именно под ними становятся известны широкой публике. В этих псевдонимах мы обнаружим ярко выраженный магический элемент – принимая сико-на, рикиси как бы скрывают свои истинные имена и тем самым «обманывают» духов.

И даже сегодня псевдоним сико-на дают рикиси одновременно с первым выходом на помост, и он должен подчеркнуть мощь борца. Например, Незыблемая скала, Каменный зуб, Гром. С этого момента рикиси уже принадлежит «праздничной культуре», легенде; ему создают «биографию», изобилующую традиционными подвигами.

Белый феникс повторил рекорд Синего дракона

Вчера в токийском дворце спорта «Кокугикан» завершился Летний турнир, победителем которого стал йокодзуна Хакухо из Монголии. Великий чемпион одержал тринадцать побед в пятнадцати схватках. Второе место неожиданно для многих занял грузин Левани Горгадзе (Тотиносин), лишь на очко отставший от Хакухо. Россиянин Алан Габараев потерпел девять поражений и четвертый турнир подряд завершил с отрицательным балансом.

Денис ИСАЕВ
из Токио

Одиннадцатого марта, когда в Японии случилась беда, у Белого феникса был день рождения. Йокодзуна отдыхал после напряженной тренировки в кругу семьи: с женой Саёко и тремя маленькими детьми. Из-за землетрясения в доме отключились лифты — и Хакухо три дня не мог выйти из своей квартиры. Выдающемуся атлету, конечно, не составило бы большого труда спуститься по ступенькам. Но 154-килограммовый силач вряд ли сумел бы подняться по лестнице обратно на сорок четвертый этаж токийского небоскреба.

В первые недели после трагедии сумотори терпели такие же лишения, как и простые люди. В столице и окрестных префектурах происходили отключения электроэнергии. Полки магазинов временно опустели. Руководители некоторых борцовских школ жаловались, что их воспитанникам не хватает еды. Однако тренировки не прерывались.

Готовясь к Летнему турниру, Хакухо наверняка чувствовал в глубине души обиду. Равный богам обладатель высшего иерархического звания, никогда не пятнавший свою репутацию сомнительными поступками, во второй раз был наказан за чужие грехи. Десять месяцев назад с выдающимся результатом дзэнсё («все победы») он выиграл соревнования в городе Нагоя, но не получил Кубок Императора, разделив таким образом ответственность с рикиси, делавшими незаконные ставки на бейсбольные матчи. Перед Нацу басё, из-за беспрецедентного скандала с договорными поединками, снова было принято решение не вручать победителю самый почетный трофей и другие «внешние» призы. Но Хакухо все равно нашел мотивацию и не позволил себе бороться спустя рукава.

Первоочередная задача, стоящая сейчас перед Японской Ассоциацией сумо, — вернуть доверие общества. В этой перспективе Летний турнир превзошел самые смелые ожидания. Бесплатные билеты привели на трибуны новых зрителей. В последний день (сэнсюраку) тысяча болельщиков собралась у касс уже в 6.15 утра. И, главное, интрига сохранялась до последнего дня.

Йокодзуна Хакухо повторил рекорд вышедшего в прошлом году в отставку великого чемпиона Асашорю. Белый феникс, как и Синий дракон, сумел выиграть семь турниров подряд.

В трудное для Страны восходящего солнца и для сумо время 26-летний монгол Даваажаргал Мунхбат вдохновляет своим примером всю Японию, ставшую для него второй родиной.

В считающемся Меккой национальной борьбы токийском «Кокугикане» Хакухо продемонстрировал высочайшее мастерство, одержав тринадцать побед в пятнадцати поединках.

Первое поражение на Летнем турнире (Нацу басё) йокодзуна потерпел при форс-мажорных обстоятельствах. Когда озэки Харумафудзи уже был готов ринуться навстречу Хакухо, трибуны внезапно зашатались. А зрители с тревогой посмотрели на возвышающуюся над соперниками цуриянэ. Вес этого декоративного навеса, являющегося точной копией крыши синтоистской святыни Исэ дзингу, составляет шесть тонн.

Богатыри вступили в бой как ни в чем не бывало, не обращая внимания на подземный толчок. Возможно, из-за землетрясения Хакухо немного потерял концентрацию. После лобового стартового столкновения 132-килограммовый Солнечный конь сбил Белого феникса с толку пощечиной-харитэ, а затем пригнулся и захватил его пояс поверх правой руки. Не дав противнику возможности повторно собраться с силами, самый легкий борец высшего дивизиона макуути развил атаку и вытеснил Хакухо из глинистого круга.

Второе поражение великому чемпиону нанес под занавес Летнего турнира самый любимый в народе богатырь — добродушный Великан Кайо. Но к этому моменту Белый феникс был уже недосягаем для конкурентов.

В девятнадцатый раз получив переходящее чемпионское звание, в интервью у дохё Хакухо отдал дань памяти всем погибшим от страшного землетрясения и цунами.

Белому фениксу дышал в спину 23-летний грузин Тотиносин. Шестой маэгасира Запада, носивший в прошлом году четвертый в иерархии профессионального сумо титул комусуби, одержал 12 побед. Козыри Тотиносина — левосторонний захват пояса-маваси поверх правой руки соперника (хидари-уватэ) и очень сильные ноги. Объем каждого бедра Левани Горгадзе — девяносто сантиметров. Не зря с раннего детства в родном городе Мцхета он помогал папе-виноделу топтать виноград. Удачу принес Тотиносину темно-синий маваси, перешедший к нему по наследству от тренера-наставника. Ояката Касугано, носивший в бытность рикиси имя Тотиновака и добивавшийся третьего звания сэкивакэ, подарил ученику дорогую сердцу реликвию после январского Хацу басё, узнав, что прежний пояс Тотиносина истрепался до дыр.

Конечно, болельщиков очень волнует вопрос, сможет ли кто-нибудь в ближайшее время нарушить гегемонию Хакухо. К сожалению, храброму монголу Харумафудзи не хватает веса, европейским озэки Котоосю и Балту — спортивной злости, а самый титулованный японец Кайо находится уже в слишком почтенном возрасте. В следующем году ему исполнится сорок лет.

Но ветеран, пять раз бравший в свои руки Кубок Императора, продолжает идти путем, начатым почти четверть века назад. В июле на супертурнире в городе Нагоя Кайо должен побить рекорд великого Тиёнофудзи, выигравшего за карьеру 1045 поединков. В активе Кайо уже 1044 победы.

Возможно, в скором времени острую конкуренцию Хакухо сможет составить неторопливо набирающий вес 25-летний монгол Какурю. Журавль-Дракон крепчает на глазах. Вчера он уже в шестой раз получил престижную поощрительную премию гиносё за техническое мастерство. Демонстрирующий очень умную борьбу Ананда Мангалджалав — сын профессора. Десять лет назад он по почте отправил письмо со своими фотографиями на адрес Японской Ассоциации сумо и получил приглашение в школу Идзуцу.

На Летнем турнире, как и Тотиносин, Какурю отстал от Хакухо только на одну победу.

Затянулась черная полоса у Алана Габараева. Экс-чемпион мира среди любителей, уже добивавшийся на профессиональном дохё очень престижного звания сэкивакэ, четвертый басё подряд завершил с результатом макэкоси (преобладание поражений). 27-летний россиянин выиграл шесть из пятнадцати поединков. Но, несмотря на относительную неудачу, богатырь из Владикавказа заслуживает похвалы. Он одержал красивую силовую победу над Тотиносином, впервые взял верх над двухметровым озэки Котоосю и раскрыл высочайший потенциал в схватке с Хакухо.

В двенадцатый день Нацу басё Белому фениксу пришлось напрячь все свои силы, чтобы одолеть Алана. Йокодзуна отменно исполнил стартовый рывок. Но татиай пятого маэгасира Востока был ничуть не хуже. Алан Габараев не пустил Даваажаргала Мунхбата в пояс и отбил толчки-цуппари Хакухо, оставаясь в центре дохё. В завязавшейся через полминуты после начала поединка борьбе в правосторонней стойке миги-йоцу россиянин даже получил преимущество, первым захватив маваси противника поверх правой руки. Однако монгол перехватил инициативу, взяв ответный хидари-уватэ, раскрутил Алана и впечатал в глину коронным броском-уватэнагэ.

Всю свою богатырскую удаль Габараев продемонстрировал в последней схватке. Вчера, высоко оторвав от земли Сётэнро, Алан очень эффектно вынес Небесного волка за соломенную окантовку.

Успешно завершил Нацу басё самый тяжелый сэкитори, 200-килограммовый Гагамару. Выиграв четыре поединка подряд, 24-летний грузин Теймураз Джугели зафиксировал катикоси (преобладание побед).

Проблемы со здоровьем помешали вернуться в макуути из второго элитного дивизиона дзюрё первому европейскому сэкитори Мерабу Левану Цагурия. Превозмогая боль в шее и правом локте, Коккай добыл пять побед.

В июле в дзюрё появятся еще два европейца. Статус сэкитори заслужили соревновавшиеся в третьей категории, макусита, болгарин Аоияма (Даниел Иванов) и стокилограммовый чех Таканояма (Павел Бояр).

В четвертом дивизионе, сандаммэ, успешно выступил восстанавливающийся после тяжелой травмы колена Амур. Николай Иванов потерпел только одно поражение. А Аврора (Анатолий Михаханов) финишировал с минимальным катикоси.

Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter

СУМО — БОРЬБА ГИГАНТОВ

ГИГАНТ СУМО – ИДЕАЛ ЯПОНЦА?

Но почему сумо превращается в Японии именно в «борьбу гигантов» – людей с явно гипертрофированными жировыми отложениями, один лишь внешний облик которых противоречит всем канонам восточной медицинской науки? И почему именно в таком виде сумо становится «национальным достоянием», как его именуют в рекламных буклетах? Ответ прост: сумо – это прежде всего зрелище, «не бой, но забава», как сказал о прародителе сумо, борьбе сянпу, китайский историк I в. Японцам, людям в основном низкорослым и худым, интересно посмотреть на исполинов.

Поразительный факт – сумо, самое древнее боевое искусство Японии, да и Китая, не нашло активных последователей ни в одной стране мира. Нигде мы не встретим объявлений, приглашающих любителей заняться, скажем, «таинственным искусством борьбы сумо» или «самым эффективным методом оздоровления и самозащиты сумо». Лишь изредка можно обнаружить клуб сумо во Франции или США.

Действительно, ответ на вопрос о необычайной, почти фанатической увлеченности сумо в Японии (при полном отсутствии интереса к этой экзотической борьбе за рубежом) коренится в особом складе японцев, в этнической психологии этого островного народа. «Маленьким людям» приятно видеть «больших парней». Можно предположить, что на подмостках в лице могучих и не очень стройных рикиси японцы видят свой идеал мужчины – идеал, в существовании которого вряд ли решатся сознаться самим себе.

Мистическая мощь сумотори восхищает поэтов и художников: борцам-чемпионам посвящают стихи, их изображают на художественных свитках наряду с величайшими героями-самураями. В сознании самурайской Японии сумо перешагивает порог простого развлечения, становится культурным достоянием нации и символом ее силы.

Японские живописцы ХVII – ХVIII вв. обычно предпочитали изображать артистов театра Кабуки, нередко мужчин – исполнителей женских ролей. В этих картинах несложно уловить странное сочетание мужских черт с несколько жеманными, чисто женскими манерами, одеждами и гримом, в чем исследователи нередко замечают неприкрытый гомосексуальный подтекст. В противоположность этому рикиси символизировали полноту мужской силы, причем нередко изображались они не в момент схватки, но в полном самурайском облачении, с мечом и слугой, что еще больше должно было подчеркнуть идеал мужественности, мужского воплощения Японии.

Все это легко заметить, взглянув, например, на серию картин блестящего художника Средневёковья Кацукавы Сюнэя (1726 – 1792 гг.), которую он посвятил сумотори [131].

Сложилась даже особая художественная форма изображения рикиси, призванная подчеркнуть их мощь. Большинство живописных изображений выполнялось обычно в формате какэмоно-э, на удлиненных свитках размером 58 х 21 см. Но борцы сумо изображались прёимущественно на свитках типа айбан, размером приблизительно 37 х 25 см, то есть на почти квадратных листах. Эта «квадратность» придавала еще большуюмощь героям изображений, причем их рисовали так, чтобы вся фигура не уместилась бы на картине – настоящий рикиси столь велик, что его нельзя даже охватить взглядом. Таковы борцы сумо на картинах великих художников Хокусая и Сюнэя.

Сумо всегда несло на себе оттенок народного праздника, карнавального представления. И в этом контексте магического праздника рикиси не столько воины, сколько актеры и маги. Они не столько борются друг с другом (это внешняя, показная сторона сумо), сколько участвуют в магическом действе, играют символическую роль «победителей духов»; и в этом смысле они стоят значительно ближе к актерам театров Кабуки и Но, нежели к самураям. Как и актеры, они берут себе псевдонимы или сценические имена ( сико-на ) и именно под ними становятся известны широкой публике. В этих псевдонимах мы обнаружим ярко выраженный магический элемент – принимая сико-на, рикиси как бы скрывают свои истинные имена и тем самым «обманывают» духов.

И даже сегодня псевдоним сико-на дают рикиси одновременно с первым выходом на помост, и он должен подчеркнуть мощь борца. Например, Незыблемая скала, Каменный зуб, Гром. С этого момента рикиси уже принадлежит «праздничной культуре», легенде; ему создают «биографию», изобилующую традиционными подвигами.

Ссылка на основную публикацию