Стили ушу | Karate-krs.ru

Стили ушу

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

Стили и школы ушу

У истоков ушу: Уданьшаньская и Эмейшаньская школы.

Существует мнение, что стили ушу, зародившиеся и развивающиеся в Шаолине, относятся больше к «жестким» и «внешним», в то время как стили, возникшие в свое время в Уданьшаньских горах больше «внутренние» и «мягкие». В основном это мнение сформировалось под влиянием внешней формы движений, присущей именно большинству направлений Уданьшаньской школы. Они отличаются округлостью и плавностью движений, гармонией внешнего и внутреннего, умением двигаться и пребывать в покое, пребывая в покое одновременно оставаться настороже.

Возможно, именно такие движения сформировались под влиянием идей даосизма, проповедующих спокойствие и созерцание, отсутствие деяний, а также уделяющих большое внимание достижению долголетия через поддержание здоровья. Достаточно напомнить только о даосских «пилюлях долголетия». И это не удивительно. Ведь Уданьшаньская школа ушу зародилась в горах Уданьшань, издавна считавшихся святыней даосизма. Стиль Уданцюань больше внимания акцентирует не на освоении боевых комплексов упражнений, а на системной методике поддержания физического и психического здоровья, оздоровления организма, включая профилактику и борьбу и с обычными и с психическими заболеваниями.

Своими боевыми принципами и техникой подхода Уданьшаньская школа во многом заметно отличается от «жестокости» Шаолиньской школы боевого искусства. Как уверяют исследователи кулачного искусства, Уданьшаньская школа в настоящее время насчитывает около 60 стилей кулачного боя. Количество боевых приемов с применением различных видов оружия в Уданьшаньской школе превышает несколько десятков. В древние времена даосские монахи отличались уединенной жизнью, проводимой в изоляции от внешнего окружающего мира. Твердо придерживаясь политики ненападения, свои тренировки они направляли именно на отработку приемов самозащиты.

Сян син цюань – образные или «звериные» стили ушу.

«Тело как облако, руки и ноги как молнии,

а сила духа как стрела, вонзающаяся в доспехи…»

«Великий образ не имеет формы»

Из трактата «Дао дэ цзин»

Возможно, что одной из причин повышенного внимания к Китаю, как колыбели древнейших цивилизаций, стал интерес к УШУ, как к источнику, открывающему традиционную китайскую систему совершенствования личности. Это короткое слово таит в себе уникальные знания философии, этики, истории, культуры, медицины и религий Китая, и содержит в себе более ста различных направлений и стилей.

В настоящее время существует более нескольких десятков различных направлений и стилей, одни из которых имеют очень древние корни, другие же появились сравнительно недавно. Так, например, еще в III веке лекарь по имени Туа-То наблюдая за повадками различных животных, стал имитировать некоторые движения и сочетать их с боевыми приемами. Вначале он выбрал пять животных: тигра, медведя, оленя, обезьяну и журавля. В последующие годы к ним добавились жесты и движения змеи, крысы, коня, собаки, курицы, кошки и т.д. Были созданы стили мифических животных – дракона, птицы Тай. Позже появились и стили, имитирующие насекомых и человека.

Может быть, с этих пор и возникло отдельное направление в ушу, а именно Сян син цюань. Направление Сян син цюань означающее «образные» или «звериные» стили, имеет еще одно название — Мо шень цюань, что означает «подражающий кулак».

Главной особенностью направления Сян син цюань является то, что мастер достигал внутренней схожести с объектом подражания, «образом» и «формой» дракона, змеи или тигра, и как следствие, ему были присущи спонтанная раскрепощенность (цзыжань), естественность и природная мощь имитируемого животного в его первозданном состоянии. Именно такая естественность как дополнение к умению проводить рукопашную схватку, поражало своей яркостью и выразительностью.

Дяньсюэ — древнее искусство поражения жизненно важных точек

Дяньсюэ — раздел цюаньфа, обширными знаниями о котором может похвастаться далеко не каждый. И дело тут вовсе не в том, что это мало кому интересно. Все в точности до наоборот: информация о дяньсюэ у многих вызывает нескрываемый интерес, только найти ее достаточно проблематично. Как, собственно, и хорошего мастера, который согласился бы обучить этому искусству. Почему так?

Название «дяньсюэ» переводится как «поражение жизненно важных точек» (Dian — «указывать или надавливать пальцем», Xue — «жизненно важная точка»). А дяньмай или дим мак (кантонская транскрипция дяньмай) — это лишь один из разделов техники циньна, состоящей в том, что кровеносные сосуды противника защемляют, нанося по ним удар или надавливая на них. Теперь ситуация прояснилась, не так ли?

Искусство дяньсюэ своим происхождением обязано Китаю, но похожие системы существуют и в других странах. На протяжении долгого времени дяньсюэ воспринимали исключительно как одну из техник внешних стилей ушу. К тому же, когда искусство дяньмай продемонстрировали европейцам, то они не были особо впечатлены. К дяньмай они отнеслись с некоторым пренебрежением, не поняв всей сути данного искусства. Т.е. с их стороны какой-либо интерес к изучению отсутствовал напрочь. Но и далеко не всем китайцам был доступен для изучения данный раздел ушу. Ведь мастера дяньмай уже тогда выбирали себе учеников крайне тщательно, т.к. те знания, которыми они владели, должны были попасть к исключительно достойным людям, которые не стали бы использовать их неблагоразумно. А таких, как мы знаем, не так уж много.

Шаолиньское ушу (Шаолиньцюань)

Стиль Обезьяны

Среди великого множества сложившихся школ, стилей, подстилей и прочего были не толь­ко очень эффективные, но и в высшей мере эффектные, эксцентрические, оригинальные, неповторимые и ни с чем не сравнимые.

Так один из разновид­ностей «звериных» стилей, стиль обезьяны (хоу-цюань) , возник и формировал­ся на базе подражания повадок и ухваток дерущихся обезьян.

Приветствуем Вас в этом разделе. Это значит что вы интересуетесь внутренними стилями кунг фу. А возможно, вас, как и многих людей просто интересуют вопросы о кунг фу, в частности – что такое внутреннее направление кунг фу? Что означает управление энергией? И какая разница в занятиях так называемыми «внутренними техниками».

Первое что объединяет внутренние стили это огромная польза для здоровья. Люди, практикующие внутренние стили кунг фу намного более устойчивы к стрессам, к заболеваниям и обладают сильным характером, высокой духовной составляющей.

Все внутренние стили кунг фу являются стилями одной семьи. Это означает то, что конечная цель у них одинакова. В тренировочном процессе развитие необходимых качеств в теле и сознании достигается путем похожих тренировок и методов. Поиск и развитие внутренней силы является одним из самых важных элементов в тренировочном процессе внутреннего кунг фу.

Однако, несмотря на схожесть, существуют и серьезные различия в стилях. Прежде всего, эти различия видны в технике и стиле выполнения.

Тайцзицюань: «Кулак великого предела».

Тайцзицюань, парная работа

Тайцзицюань, что в переводе означает «Кулак великого предела», отличает необычайная мягкость и плавность движений. Усилие как будто перетекают из одной точки в другую. Движения в комплексах тайцзицюань медленные и округлые. Именно благодаря такому исполнению стиль Тайцзицюань приобрел огромную популярность. К примеру людям, не способным по каким либо причинам делать быстрые и сильные движения, медленное выполнение тайцзи дает возможность выполнять длинные комплексы и тренировать тело и дух. Поэтому сегодня Тайцзи во многом утратило составляющую боевого искусства и превратилось в оздоровительную гимнастику, которой могут пользоваться люди любого возраста.

Пожилой мужчина в стойке пу-бу

Но не дайте себя обмануть. Если Вы хотите практиковать Тайцзи, то приготовьтесь увидеть за внешней мягкостью и легкостью движений Мастера очень серьезную работу, требующую предельного сосредоточения тела и разума. Обманчиво мягкие формы Тайцзицюань наполнены мощной взрывной силой. В то же время, плавно текущая энергия Ци позволяет организму сохранять здоровье долгие годы.

Монах демонстрирует элемент из тайцзицюань

Синьицюань: «Кулак формы и воли»

Совершенно противоположный по внешнему облику Тайцзицюаню является стиль Синьицюань. В переводе означает «Кулак формы и воли». Выполнение комплексов Синьи выглядит агрессивно и прямолинейно. Все движения мощные и быстрые, наполнены не скрываемой силой, способной сокрушить все на своем пути. Неспроста Синьицюань является одним из самых мощных стилей кунг фу, в котором внутренняя сила совмещается с внешней и сливаясь воедино, создают невероятную мощь. Стиль Синьицюань создавался как боевой стиль и до сих пор остается верным традициям воинских искусств. Однако вместе с тем он, как и любой внутренний стиль, обладает высокой оздоровительной составляющей.

Упорные тренировки позволяют добиться накопления Ци и ее свободного движения в теле по каналам. Множественные техники Нэй гун позволяют укрепить тело внутри, что очень благоприятно сказывается на внутренних органах. Практикующие Синьицюань имеют крепкое здоровье и сильное тело. Их разум спокоен и рассудителен. (Это позволяет развить Способность принимать качественные важные решения в кратчайшие сроки рассмотрев и проанализировав всю имеющуюся информацию, экстраполировав ее на многие возможные варианты событий. Изучение стиля очень подходит для людей, заинтересованных в укреплении здоровья и склонных к бизнесу.)

Багуачжан: «Ладонь восьми триграмм»

Максим Артишевский, руководитель школы Wudeschool

Одним из самых уникальных стилей не только среди внутреннего кунг фу, но и среди всех остальных видов является стиль Багуачжан. В переводе означает «Ладонь восьми триграмм».

Его часто называют самым эзотерическим или философским стилем. Багуа или 8 триграмм — это целая наука о мироздании. И связь между движениями в стиле Багуачжан также отражает эти знания.

Применение боевых приемов из багуачжан

Стиль Багуачжан совмещает в себе мощь и напористость Синьицюаня, а также мягкость и уступчивость Тацйзи. Но имеет и уникальные особенности. Одна из особенностей это уникальная методика шага и то, что движения выполняются непрерывно. Многие движения выполняются по кругу, использую специальный шаг «Тани бу». Выполнение многих специальных техник НэйГун также выполняется по кругу. Тренировки в Багуа быстро укрепляют тело и здоровье. Специальные круговые нэйгуны лучше всех других техник укрепляют и восстанавливают ноги. Эти техники Багуачжан применяются для лечения заболеваний суставов ног.

Татьяна Ивашко, демонстрация боевой техники с оленьими рогами

Боевой арсенал Багуачжан очень разнообразен. Широко применяются уходы с линии атаки, обманные движения. Выполнение таолу выглядит очень красиво и грациозно. Мастера двигаются по кругу вокруг воображаемого противника, выполняют различные уходы, атаки. Под необычными углами начинают многие техники, тело использует часто силу скручивания мышц и суставов. Но пусть Вас не вводит в заблуждение эта легкость, с которой Мастера двигаются. Любое атакующее и защитное движение наполнено колоссальной мощью, способной сломить любое сопротивление. За грацией и красотой скрывается огромная сила, наполненная объединением движения Ци, дыхания, работы мышц и формы.

Парная работа в багуачжан, отработка элементов циньна

Специфический шаг Танибу является прекрасной оздоровительной методикой. Непосредственно укрепляя коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, тренируя мышцы и связки ног, эта техника благоприятным образом влияет на все тело. Специфические движения и скручивания в пояснице, правильная постановка рук и корпуса, хороший шаг регулируют движение Ци в теле, а медитативное состояние позволяет добиться спокойного и рассудительного сознания. Круговые техники в Багуачжан часто называют медитацией в движении. Эта техника позволяет в кратчайшие сроки открыть малый круг движения энергии.

Татьяна Ивашко, демонстрирует шаг тани бу

Но нужно четко представлять, что за результатами скрывается усердная и кропотливая работа, концентрация сознания и постоянство.

Как уже говорилось, все Эти стили — Тайцзицюань, Синьи и Багуа – стили одной семьи. Изучая любую технику мы неизменно придем к укреплению здоровья и повышению навыков в боевых искусствах. Но выбрав внутренний стиль следует помнить о том, что знания Мастеров скрыты в традициях. И лишь те, кто следует им, способны достигнуть самых лучших результатов.

10 самых известных стилей китайского кунг-фу

Магазета представляет обзор 10 самых известных стилей, а точнее, видов традиционного китайского ушу.

Кунг-фу или гун-фу (от кит. 功夫) — термин, в современном значении использующийся за пределами Китая для обозначения китайского боевого искусства ушу и является его синонимом. В буквальном смысле термин означает навык, компетенцию, мастерство отточенное годами в любом роде занятий (ремёсла, искусства, спорт и т.д). Оригинальным термином «китайское боевое искусство» является 中国武术 (чжунго ушу).

1. Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь) 少林拳

Шаолиньское ушу хорошо известно у себя на родине в Китае и за границей. Зародилось в буддийском монастыре Суншань Шаолинь, расположенном в китайской провинции Хэнань. Характеризуется мощными ударами, а также наличием многочисленных акробатических приемов, прыжками и кувырками.

Читайте также по теме ушу и боевых искусств:

2. Тайцзицюань 太极拳

Происхождение тайцзицюань — исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии (даты создания варьируются от VII до XIV века). Многими это искусство воспринимается упрощённо — либо как спорт, либо как оздоровительная гимнастика, либо как разновидность рукопашного боя. Современные виды характеризуется медленными, плавными движениями с глубоким и контролируемым дыханием.

3. Вин Чунь (Кулак Вечной Весны) 咏春拳

Вин Чунь одна из самых сильных, целенаправленных и популярных форм ушу. Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Известные последователи: Ип Ман (Е Вэнь) и Брюс Ли.

4. Багуачжан 八卦掌

Основателем стиля был Дун Хайчуань из провинции Хэбэй. Дун Хайчуань создал стиль на основе приёмов местных стилей ушу. Отличительными чертами Багуа является применение боевой техники в постоянном круговом перемещении. Все движения связаны между собой и как бы переходят одно в другое.

5. Синъицюань 形意拳

Один из старейших представителей китайских внутренних боевых искусств. Имеет долгую историю использования китайскими военными. Характеризуется прямыми движениями и взрывными ударами, при этом без использования грубой силы.

6. Цайлифо (чойлифут) 蔡李佛

Стиль южно-китайского кунг-фу, выработанный мастером Чэнь Хэном в 1836 году. Для этого стиля характерны размашистость и амплитудность мощных ударов кулаком и предплечьями. Брюс Ли положительно отзывался об этом стиле, говоря, что это единственный стиль китайского кунг-фу, который мог противостоять в боях против тайского бокса.

7. Бацзицюань 八极拳

Название стиля означает, что сила удара у его бойцов такова, что достигает всех пределов мироздания и даже уходит ещё дальше. Стиль долгое время передавался лишь среди китайских мусульман (хуэйцев). Характерной особенностью бацзицюань считается особый взрывной выброс усилия в ударе.

8. Танланцюань (стиль богомола) 螳螂拳

Один из крупнейших стилей китайского ушу. В настоящее время он относится к числу самых популярных стилей ушу в мире. По легенде стиль основал Ван Лан, основываясь на своих наблюдениях над тем, как богомол атакует свою жертву или сражается с другим богомолом. Скорость и беспрерывность движений — визитная карточка стиля.

9. Наньцюань (южный кулак) 南拳

Современный вид ушу, созданный в 60-х годах двадцатого века. Смесь техник из различных южных стилей. Ведется на ближней и средней дистанции. Огромное разнообразие техник работы руками и обилие коротких ударов руками, при низких и устойчивых позах.

10. Чанцюань (длинный кулак) 长拳

Семейство стилей ушу с полным выпрямлением руки при ударе и дополнительным разворотом плеч для удлинения дистанции удара (иногда используется как синоним всех северных стилей). Как правило, такие стили ведут бой на дальней дистанции.

По материалам China Whisper, Википедии и других открытых источников.

Звериные стили Ушу

Звериные стили представляют собой ряд направлений китайского Ушу, объединенных под общим названием «Сянсинцюань».

В переводе с китайского «Сянсинцюань» означает «Стили имитации формы» или «Стили образа и формы».

Главной особенностью звериных стилей является то, что они основаны на имитации движений и повадок животных.

Характерная для звериных стилей естественность, раскрепощенность и спонтанность достигается за счет полной самоидентификации с тем животным, движения которого имитируются. Мало того, высшим мастерством в Сянсинцюань считается не только внешняя, но и внутренняя идентификация с животным, образ которого воспроизводится.

Мастера, владеющие образом и формой звериных стилей, достигали естественной и природной мощи животного в его первозданном состоянии.

Происхождение звериных стилей уходит корнями в глубокую древность.

До наших дней сохранились сведения о древних тотемных танцах, имитирующих манеру боя животных.

Так еще со времен начала нашей эры при императорском дворе устраивались театрализованные постановки, основой которых были танцы, воспроизводящие поединки животных.

Первые документальные упоминания о звериных стилях относятся ко 2-му веку н.э.

Так трактат «Хуайнань Цзы», время создания которого историками отнесен именно в данному периоду, описывал упражнения, объединенные названием «Игры шести зверей» или «Люцинси».

Комплекс «Игры шести зверей» включает в себя следующие формы:

  • Карабкающийся медведь;
  • Вытянувшаяся в полете птица;
  • Моющаяся дикая утка;
  • Скачущая обезьяна;
  • Смотрящая сова;
  • Оглядывающийся тигр.

Игры пяти зверей

Позднее знаменитый даосский врачеватель Хуа То (141—208) создал комплекс «Игры пяти зверей» (Уцинси).

Хуа То утверждал, что выполняя комплекс, основу которого составляли движения: медведя, тигра, оленя, обезьяны и птицы, можно излечиться от любой болезни.

Важнейшим достоинством комплекса являлась психофизической регуляции, способствующая самовосстановлению и самооздоровлению организма.

Воспроизведение внешней формы и внутреннего состояния животного, способствует, по мнению специалистов традиционной китайской медицины, объединению духа и материи, внешнего и внутреннего в человеке.

Кроме того, важнейшим элементом боевых искусств всегда было дыхание. Воспроизведение способа дыхания животного направляло движение Энергии Ци особым образом, что позволяло бойцу, практикующему звериный стиль, обрасти силу и качества присущие такому животному, или хотя бы приблизиться к ним.

Энергии Ци, по мнению мастеров, меняет кинематику движений, а на высших уровнях практики — и манеру мышления.

Выполняя комплекс, человек не просто обретает единение с природой, но и приближается к пониманию самого себя. Обретает, через подражание естественных движений животного, безграничность собственных возможностей.

Отголоски звериных стилей можно наблюдать в самых разных направлениях Ушу, например:

    В стиле Шаолиньцюань одним из самых мощных технических действий является прием «яростный тигр вырывает сердце». Техника включает в себя резкий прыжок вперед и удар «лапой тигра» снизу вверх.

Для освоение звериных стилей обязательным условием считается мысленное представление образа такого животного.

Также рекомендуется отрабатывать технику звериных стилей в месте, являющемся естественным для соответствующего животного. Например, тренировки «Стиля змеи» следует проводить в высокой траве или скалистом ущелье, тренировки «Стиля журавля» — на берегу озера.

Обстановка, существенно помогала ученикам освоить стиль.

Однако истинные мастера не зависели ни от окружения, ни от обстановки.

Движения и ощущения животного становились настолько естественными для мастера, что становились неотъемлемой частью его человеческой сущности.

Обучение звериным стилям

Как правило обучение Звериным стилям проходит в три основных этапа.

1-й этап – Овладеть формой (Сянсин)

На первом этапе ученик должен был лишь имитировать внешний облик Подражаемого объекта. Например, стиле Обезьяны», ученик, не изучая никаких боевых движений. Ученик должен был стараться двигаться как обезьяна, есть и пить как обезьяна, играть и радоваться как обезьяна…

В стиле «Когтей Орла» (инь-чжао) ученик бил крыльями как птица, падал на песок, словно птица, атакующая добычу.

В «стиле Змеи» (шэцюань), существовала практика «оборачиваться вокруг камня» словно змея, что способствовало развитию невероятной для человека, «змеиной» гибкости.

2-й этап – Отойти от формы (Лисин)

Данный этап первый взгляд являлся противоположным первому. Китайцы говорят:

Суть данного высказывания можно осознать лишь в процессе практики.

Боец не должен «переигрывать», увлекаясь чисто внешней имитацией формы. Один из известных мастеров «Стиля обезьяны» (Хоуцюань) Ся Инпэй вспоминал, как он сначала подражал лишь повадкам и ужимкам обезьяны, затем стал замечать, что и его дух стал подобен внутреннему состоянию играющей и сражающейся обезьяны. Затем он потратил много времени на совмещение внешней формы и внутреннего образа, а потом «забыл о том и о другом».

Первые два этапа учат лишь отождествлять себя с каким-либо животным.

3-й этап – Утвердить мысли

Только на данном этапе имитационные движения превращались в настоящее боевое искусство.

Во многих Звериных стилях считалось, что:

Таолу

Основой для отработки техники звериных стилей в Ушу является изучение комплексов формальных упражнений — Тао (или Таолу).

Тао упоминаются с 3 века н.э. Однако лишь с 14 — 15 веков комплексы формальных упражнений становятся базой для передачи как технического арсенала Ушу, так и духовной традиции.

Интересной особенностью Звериных стилей Ушу является то, что в большинстве техник используются принципы Золотого сечения.

Звериные стили Ушу изучались многими мастерами боевых искусств и были положены в основу некоторых современных единоборств.

Элементы Стиля журавля были включены Уркидесом в Укидокан – боевое искусство, созданное им.

Китайские боевые искусства. Характеристики стилей кунг фу (ушу).

Шаолинь-цюань.

Возникновение Шаолиньского Ушу связано с именем Бодхидхармы (527 г.). Примерно в 6 веке Бодхидхарма пришел из Индии в Китай (царство северный Вэй) и в монастыре Суншань Шаолинь начал проповедовать Буддизм. Монастырь Суншань Шаолинь находится в провинции Хэнань в уезде Дэнфэн. Имя Бодхидхарма на китайском звучит как Путидамо или Дамо. Первый комплекс Шаолиньского Ушу (тао лу) – «18 рук архатов». «Архат» — последователь Будды. Монахи Шаолинь изучали пять основных стилей цюань-шу: дракон, тигр, леопард, змея, журавль. Первое историческое подтверждение о наличии техники кунг фу в Шаолине относится к периоду правления монгольской династии Юань. В 12 веке Шаолиньское Ушу пришло в упадок. Возрождение Шаолиньского Ушу связано с именем монаха Цзюэюаня. Он создал комплекс приемов «72 руки архатов». Попав в монастырь в 1224 году и увидев плачевное состояние монахов легендарного монастыря, он взялся за создание нового стиля, дожившего до наших дней. Шаолиньский монастырь простоял до 1928 года. В 1928 году место, где стоял монастырь, стало полем боя и монастырь был сожжен. Пожар, уничтоживший монастырь, бушевал 40 дней. Восстановлен Шаолинь был лишь в 1970 году.

Чжа-цюань является одним из классических стилей чань-цюань (длинный кулак). Чжа-цюань относится к северным стилям китайского ушу, мусульманского направления. Создателем стиля является мусульманин Чжа Ми.

Тунбэй-цюань.

Тунбэй-цюань переводится как «кулак сквозной подготовки». Создателем стиля является мастер Фэй Цинхуань. Техника стиля рассчитана на опережение и на дальнюю дистанцию.

Создатель стиля Чэнь Хэн (1805-1875). В стиле много ударов ладонями и ногами. Большое количество ударов ногами в прыжке, что отличает стиль от южных направлений. Стиль связан с образами барса и змеи, которые характеризуют скорость и гибкость, мягкость и жесткость.

Мицзун-цюань.

Мицзун-цюань переводится как «потерянный след». Стиль возник в 14 веке при династии Мин. Создателем стиля является мастер Лю Чен Инь из провинции Шэньси. В стиле много подсечек, перекатов, прыжков. Мастер Сянь Чан И усовершенствовал стиль мицзун-цюань. Стиль имеет северное происхождение. Мицзун-цюань представляет собой слияние трех стилей: шаолинь-цюань, цзуй-цюань и дитан-цюань.

Стиль чан-цюань – это название целого направления в ушу. Основателем стиля «тай-цзу чань-цюань» был Сунн Тайцзу и Чжао Куанинь. Из чан-цюань вышли такие стили, как чжа-цюань, хуа-цюань и шаолинь-цюань. Все движения в чан-цюань идут от корпуса, тело образует единое целое. В КНР чан-цюань является базовым стиле для изучения ушу в школах и армии. Стиль развивает силу, гибкость, координацию и скорость движения.

Тайзци-цюань.

Этот стиль был создан даосским монахом, жившим в горах Удан. Самым ранним направлением тайзци-цюань считается стиль «чэнь», основанный Чэнь Вантином. Чэнь Вантин ыл известным военачальником. В то время стиль назывался «чан-цюань». Название «тайцзи-цюань» (Школа Великого Предела) стиль получил от мастера Ван Цзунбэюэ. За время существования тайцзи-цюань возникало множество ответвлений и направлений в этой школе китайского ушу:
1. стиль Чэнь, основатель Чэнь Вантин.
2. стиль Ян, основан Ян Лучанем.
3. стиль У, основан Цюань Ю. Есть еще одно направление стиля У, которое создано мастером У Юисянь.
4. стиль Сунь, основатель Сунь Лутан.

Син – душа. И – разум. Цюань – кулак. Смысл названия стиля «Син-и-цюань» в единении разума, души и силы. Основатель стиля Цзи Лунфен. История стиля насчитывает три столетия. Стиль является подражательным. «Син-и-цюань» состоит из 12 звериных стилей: дракон, тигр, обезьяна, лошадь, петух, ястреб, ласточка, змея, крокодил, верблюд, орел и медведь.

Стиль Богомола. Танлан-цюань.

Создателем стиля Богомола считается Ван Лан, ученик Шаолиньского монастыря. Обладая слабым здоровьем и небольшим ростом, в схватках Ван Лан часто терпел поражение. Но, несмотря на это, он продолжал усердно заниматься Кунг фу.
Однажды, увидев бой богомола, Ван Лан решил использовать движения насекомого в технике Ушу: уклоны, зацепы рукой “крюком”, раскачивания и.т.д.
В итоге техника Шаолиньского Ушу и движения богомола создали новый стиль. Постепенно Танлан-цюань распался на Северное и Южное направления.

Багуа-джан один из внутренних стилей кунг фу.
Багуа – “Восемь триграмм”.
Чжан – ладонь.
Как следует из названия стиля, предпочтение отдается ударам ладонью, а не кулаком.
Хождение по кругу является одним из отличительных моментов школы. Постоянные уходы с линии атаки и движения по кругу – основа стиля.
Базовым оружием в стиле «Багуа-джан» является меч, копье и шест.

Стиль Обезьяны.

«Хоу-цюань» является подражательным, “ звериным” стилем Ушу. Стиль имеет несколько направлений. Стиль требует вживления в образ и повадки обезьяны.

Сянсин-цюань.

Сянсин-цюань — “образный кулак”. Это направление, из которого вышли “звериные” стили Ушу.
“Звериные” стили сянсин-цюань отличаются точным сходством с подражаемым животным.

Хунгар или Хунцзя-цюань.

Создателем данного стиля, по одной из версий, является Хун Сюцюань (1814-1864 г.). По другой версии, его создал Хун Игуань.
В КНР стиль «хунцзя-цюань» существует в виде нескольких десятков школ. Данный стиль создан на базе Шаолиньского ушу.

Вин – чун. Юнчуань-цюань.

Этот стиль создала Янь Юнчунь, дочь мастера Яньсы из провинции Фуцзянь.
Техника рассчитана на ближний бой, в основном руками. Ноги используются в основном на нижнем уровне (до пояса), что делает их эффективными в боевой ситуации.

Стиль Пьяницы. «Цзуй-цюань».

Стиль имитирует движения пьяного человека. При кажущейся расслабленности в движениях стиль опирается на мастерское применение прыжков, кувырков, падений и перекатов. Для освоения стиля «пьяного» необходима хорошая координация, равновесие и физическая подготовка. А также особые требования к гибкости и подвижности поясницы.

Нань – цюань (Южный кулак).

Это целое направление школ Ушу на юге Китая.

Китайская оздоровительная система, которая может помочь в профилактике здоровья и долголетия. «Цигун» укрепляет здоровье, может лечить болезни. «Цигун» помогает открыть потенциалы человеческого тела. Китайские медики считают, что «цигун» стимулирует работу мозговых клеток, развивает интеллект и ум. Основой упражнений «цигун» является движение энергии «Ци». «Цигун» — это система физического и духовного оздоровления. Совершенство духа неразрывно связано с физическим здоровьем. «Цигун» можно разделить на пять направлений:
1. Медицинский.
2. Буддийский.
3. Конфуцианский.
4. Даосский.
5. Связанный с практикой кунг фу, ушу.
Самым древним считается «медицинский» Цигун. Его цель – лечение, профилактика болезней и укрепление здоровья.
«Конфуцианский» Цигун — нравственное самосовершенствование и воспитание высокой морали.
«Буддийский» Цигун – спокойствие духа.
«Даосский» Цигун – долголетие, здоровье, спокойствие духа и воспитание характера.
«Воинский» Цигун – укрепление здоровья, тела, духа, а также укрепление внутренних органов.
Упражнения в Цигун бывают статические и динамические.
Статический – внутренний цигун. Динамический – внешний цигун. Например, Тао лу. Цель Тао лу – согласовать в движении дыхание, концентрацию и кровообращение.
Цигун тесно связан с единоборствами. Цигун является неотъемлемой частью внутренних стилей кунг фу и ушу.

В заключение статьи, нужно упомянуть о Внутренних и Внешних направлениях кунг фу.

Внутренние – мягкие стили кунг фу зародились в горах Удан, в провинции Хубэй. Общее название всех внутренних школ «Нэй-цзя» объединяется понятием Удан-пай (направление Удан). Даосские школы являются внутренними.

Внешние – жесткие направления «Вай-цзя». Основа этих школ – закалка тела, постановка техники боя, скорости и силы.

Промежуточный вариант Эмэй-шань-цюань объединяет основы «мягких» и «жестких» стилей ушу. Буддийские школы являются внешними.

ЗВЕРИНЫЕ СТИЛИ УШУ

ЗВЕРИНЫЕ СТИЛИ УШУ

Это целый ряд стилей ушу, объединенных общим названием сян-синцюань – «стили образа и формы» или «стили имитации формы». Они основаны на подражании движениям и повадкам животных. В сянсинцюань состояние естественности, спонтанной раскрепощенности (цзыжань) достигается за счет полной самоидентификации с избранным объектом, причем не только внешней, но что самое главное, внутренней. Человек, овладевая «формой и образом» тигра, змеи, дракона, достигал естественной раскрепощенности и природной мощи животного в своем «первозданном состояни».

Имитация движений животных известна в Китае давно. В ранних тотемных танцах предки китайцев имитировали манеру боя животного.

Например, в первых веках нашей эры при императорском дворре устраивались танцы обезьяны и журавля. В начале 2-го века н.э. трактат «Хуайнань-цзы» описал упражнения «карабкающийся медведь», «вытянувшаяся в полете птица», «моющаяся дикая утка», «скачущая обезьяна», «смотрящая сова», «оглядывающийся тигр», объединенные названием «игра шести животных» (люцинси). Несколько позже знаменитый врачеватель, даос Хуа То (141-208) создал комплекс «Игра пяти животных» (уцинси), на основе движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и птицы, утверждая, что это «может излечить каждого». Однако все эти упражнения относились скорее к системам психофизической регуляции и не представляли боевого искусства в полном смысле этого слова. Но именно они заложили основные принципы стилей сянсинцюань.

На чем же основываются стили имитации животных? Уподобление животным требует повторения не только их внешней формы, например, переваливающейся походки медведя или забавных ужимок обезьяны, но и внутреннего состояния. В китайской традиции это объяснялось как сочетание «формы и бесформенного», соответствовавших внешнему и внутреннему в человеке. . Для этого бойцы ушу имитировали даже дыхание животного, уподобляя ток энергии ци в своем теле ее циркуляции в теле животного.

Подражание животным, прочно входя в сознание занимающегося ушу, могло изменять кинематику его движений, а на последующих этапах – и манеру мышления. Поэтому человек не столько подражал природе, сколько обнаруживал в ее обитателях самого себя, предполагая в чужом движении безграничность собственных возможностей. В традиционной китайской философии не было различий между понятиями «тождество» и «подобие». За основу бралось именно подобие, т.е. человеку не обязательно было полностью походить на подражаемое животное. Достаточно было сымитировать несколько характерных признаков, например, издать крик орла, сформировать особую позицию ладони – «лапу тигра», прыгнуть, как обезьяна. В этом случае считалось, что человек набрал определенное количество признаков требуемого объекта. Такой чисто китайский подход давал возможность имитировать даже несколько животных сразу, не добиваясь полного внешнего сходства с ними. Например, мастера стиля суньбинцюань («Кулак полководца Суньцзы») учили, что необходимо иметь «драконью поясницу, орлиный глаз, змеиные ноги, а в передвижениях походить на ласточку».

Подражание «образу и форме» можно встретить в сотнях стилей ушу. Например, в стиле шаолиньцюань одним из самых мощных технических действий считался прием «яростный тигр вырывает сердце» – резкий прыжок вперед и удар «лапой тигра» снизу вверх. В стиле мицзунцюань («стиль тайного следования») есть много движений, название которых связаны с мифической птицей Феникс – «Феникс взлетает с красной горы» – одновременный удар коленом и кулаком, «Красный Феникс расправляет крылья» – одновременные блок одной рукой и удар другой.

Во время выполнения таких движений следует представлять образ данного животного. Характерно, что большинство стилей сянсинцюань рекомендовалось изучать в «подходящем месте». Так, «стиль Змеи» – в высокой траве или скалистом ущелье, «стиль Журавля» – на берегу озера. Весь этот декор из обстановки и движений был призван навеять прежде всего внутренний образ, уже не зависящий от внешней формы, а потому и называемый «бесформенным». Истинный мастер сянсинцюань не зависел от обстановки, ему не надо было досконально вопроизводить характерные движения животного, так как его образ вошел уже в плоть и кровь. Этому соответствует сентенция основополагающего даосского трактата «Дао дэ цзин»: «Великий образ не имеет формы», поэтому учитель ушу воплощал собой некий Великий образ, независимо от того, какой конкретно стиль животного он практиковал. Это было похоже на некую драгоценную жемчужину, скрывающуюся в сердцевине бойца ушу. Один из речитативов ушу говорит об этом так: «Форма и бесформенное сочетают в себе абсолютно ложное и доподлинно истинное. Внутри формы таится игла, а в ее сердцевине – учение о сокровенном».

Каждое направление ушу включало несколько стилей группы сянсинцюань. Как же проходило обучение этим стилям? Оно подразделялось на три основных этапа. На первом этапе учителя советовали ученику имитировать лишь внешний облик подражаемого объекта, что называлось «овладеть формой» (сянсин). В «стиле Обезьяны», например, ученик, не изучая никаких боевых движений, учился срывать персик как обезьяна, подражать мартышке, дрожащей от холода, прыгающей от радости. В стиле «Когтей Орла» (инь-чжао) боец бил крыльями как птица, падал на песок, будто орел атакующий добычу. В «стиле Змеи» (шэцюань), тренируя гибкое тело бойца, учитель советовал ученику «оборачиваться вокруг камня».

Затем начинался второй этап обучения, на первый взгляд, прямо противоположный по своему характеру первому. Он носил название «отойти от формы» (лисин). В китайской эстетике есть выражение: «Отходя от формы достигаем схожести». Отход от формы как от некоего канона, есть закономерный процесс творчества. Но прежде чем отойти от него, надо обрести эту форму, то есть в полной мере освоить базовые упражнения. В противном случае школа подменялась выдумками занимающегося, питающего иллюзию, что он якобы практикует ушу.

Китайские мастера учили «не отходя от формы, оторваться от нее». Это парадоксальное на первый взгляд утверждение постигается лишь в процессе тренировки. Боец не должен «переигрывать», увлекаясь чисто внешней имитацией формы. Один из известных мастеров «стиля обезьяны» (хоуцюань) Ся Инпэй вспоминал, как он сначала подражал лишь повадкам и ужимкам обезьяны, затем стал замечать, что и его дух стал подобен внутреннему состоянию играющей и сражающейся обезьяны. Затем он потратил много времени на совмещение внешней формы и внутреннего образа, а потом «забыл о том и о другом».

На первом и втором этапах боец лишь учился отождествлять себя с каким-либо внешним объектом. Однако на этой фазе сянсин-цюань оставался только танцем, точно копировавшим повадки представителей животного мира, что для боевого искусства недостаточно. Необходимо было еще овладеть сочетанием методов кулачного боя и принципов имитации животных. Это знаменовало собой переход к третьему этапу изучения сянсин-цюань, называемому «утверждение в мысли», что означало понимание бойцом ушу того, что перед ним – не просто имитационный танец, но многогранное и эффективное боевое искусство. Во многих стилях «образа и формы» считалось, что если имитируемая форма не согласуется с боевым содержанием ушу, то следует пожертвовать формой ради сохранения прикладного содержания.

Основой для такой работы является изучение комплексов – тао. Такие комплексы в виде ритуальных танцев существовали еще в III в., однако лишь с XIV –XV вв. они стали базой для передачи как технического арсенала ушу, так и духовной традиции. Всякое тао требовало строго определенного внутреннего состояния, отвечающего характеру движений. Особенно важно это при выполнении тао стилей синсинцюань, не случайно даже названия движений стремились навеять ученику внутренний образ: «свирепый тигр пожирает добычу», «черный дракон выходит из воды» и т.д.

Как выбрать подходящий стиль ушу

Сегодня мы совершим с вами небольшую экскурсию по стилям ушу. Она будет носить не исторический, а, скорее, практический, я бы даже сказала, прагматический характер. Вы получите представление о том, насколько многообразно ушу, и сможете понять, какой же из стилей ушу вам ближе и интересней. Существует немало стилей ушу, но рассмотрим мы с вами четыре наиболее известных и популярных.

Итак, представляю вашему вниманию, пожалуй, самый мистический стиль ушу, Багуачжан или Ладонь восьми триграмм.

Основу багуачжан составляет древнейший принцип символизации, лежащий в основе «Канона перемен», древнекитайского письменного памятника. «Канон перемен» содержит 64 символа (Гексаграммы), которые иллюстрируют универсальный круговорот в космосе и в то же время указывают нормы поведения для человека. В багуачжан же такой принцип применяется для символизации природных изменений в человеке. Вся структура стиля так или иначе соотносится с принципами взаимоотношений этих графических символов из «Канона перемен». Существует восемь базовых форм, которые соответствуют восьми триграммам. Каждая из них подразделяется еще на восемь «малых форм». Таким образом, рождение гексаграмм из восьми триграмм в багуачжан воплощается в виде 64 приемов. Секрет этого искусства заключается в определенном порядке движений рук и ног, который соответствует круговороту Восьми Триграмм в «Каноне Перемен». Хождение по кругу – основная форма занятий в школе Багуачжан. Она является лишь наиболее очевидным и простым проявлением значительно более сложного принципа движения «всеобщей энергии» как в космосе, так и в человеческом организме. Главным в багуачжан считается обретение особого умения выполнять движения ладонью. Используется в багуачжан и оружие – меч восьми триграмм (багуадао), который отличается огромными размерами. Комплекс с ним выполняется с такими же вращениями и переходами, как и полагается в багуачжан. Регулярная практика багуачжан считается весьма полезным для здоровья занятием. Говорят, что долгожителей среди мастеров багуачжан больше, чем в других стилях ушу.

Синъицюань, «кулак формы и воли» — еще один представитель семейства ушу. С точки зрения техники (формы движения) это самый простой стиль ушу. Но вот чтобы овладеть основами внутренних принципов придется потратить лет семь, не меньше.

Хотя синъицюань вышел из обыкновенного боя с копьем, в этом стиле, наряду с копьем, применяются и другие виды оружия: прямой меч цзянь, крюки, шест. Занятия таким стилем, как синъицюань, естественным образом тренируют организм, способствуют его оздоровлению. При этом не требуется принимать какие-либо лекарства, для оздоровления задействуются собственные силы организма. Ну и конечно же, это практическое, боевое применение этого стиля. Владение синъицюань научит вас, как не дать другому человеку нанести вред вашему здоровью.

Ещё один наиболее популярный стиль ушу — тайцзицюань, кулак великого предела.

Что же это за предел такой? Дело в том, что тайцзицюань это не просто метод ведения боя, это боевое искусство, основанное на особом видении мира. В основе этого взгляда лежит представление о том, что весь мир представляет собой единство двух начал (противоположностей), называемых инь и ян. Холодное-горячее, твердое-мягкое, женское-мужское и т.д. Эти противоположности существуют не сами по себе, а постоянно перетекают одна в другую. Так мягкое становится твердым, светлое темным и т.д. Применительно к боевому искусству это проявляется в том, что покой рождает движение, которое, в свою очередь, порождает покой. Отсюда и характер движения в тайцзицюань: медленный, плавный, амплитудный, непрерывный, расслабленный. Из-за плавности движений этот стиль ошибочно недооценивают, относя к » китайской гимнастике». На самом деле, в тайцзицюань очень хорошо поставлена парная работа. Наиболее популярна работа с прямым мечом цзянь. Тайцзицюань – самый демократичный стиль ушу: им можно заниматься в любом возрасте. Научно доказано положительное влияние практики тайцзицюань на здоровье . Тайцзицюань способствует излечению таких болезней, как гипертония, астма, заболеваний дыхательной, кровеносной и опорно-двигательной систем. Он помогает обретению психического здоровья, излечивает различные формы неврозов, снимает стрессы, противостоит возрастным изменениям в сосудах и костях. Но всё это возможно лишь при условии занятий под руководством квалифицированного инструктора.

А теперь, дамы и господа, перед вами самый красочный, захватывающий и ураганный стиль ушу – шаолиньцюань или шаолиньский кулак. Как явствует из названия, стиль этот вышел из стен буддийского монастыря Шаолинь, расположенного в китайской провинции Хэнань. Шаолиньское ушу объединяет более трехсот пятидесяти стилей. Можете себе такое представить? Это ведь жизни не хватит, чтобы изучить его 🙂

Шаолиньцюань имеет древнюю историю. Есть даже такая поговорка, что «все боевые искусства вышли из стен Шаолиня». Отчасти, это правда. Уже в 7 веке Шаолинь пользовался славой «первого монастыря в Поднебесной по боевым искусствам». С течением времени складывались и основные дисциплины, которым обучали шаолиньских монахов. Курс обучения состоял из четырех основных разделов. Первый – буддизм (фо) – представлял собой изучение основных буддийских уложений и канонов, основ медитативной практики и созерцания. Второй раздел – боевой (у) – включал в себя практику боевых искусств, методы поддержания физического здоровья. Третий раздел – медицинские знания (и) – включил в себя основы массажа, использование и составление лечебных бальзамов, отваров, мазей, применение ядов, минералов, внутренностей животных. Последний, четвертый раздел – гражданские науки (вэнь) – предусматривал занятия каллиграфией, стихосложением, изучением классической литературы и живописи. До сих под одной из высших похвал для шаолиньских монахов может служить определение: «человек, искушенный в четырех дисциплинах». Обучение шаолиньцюань подразумевает не только освоение собственно кулачного искусства, но и овладение различными видами оружия. Это традиционный шаолиньский посох, длинный шест, копьё, различные виды мечей – всего восемнадцать видов классического оружия. Кроме того, обучение включает в себя и методы «внутреннего искусства» — дыхательные и медитативные упражнения, цель которых научиться управлять внутренней энергией ци.

Шаолиньский кулак недаром является самым популярным стилем ушу. Его сильные, эффектные движения не могут не завораживать. Зрелищность шаолиньского ушу трудно переоценить. Недаром именно на основе шаолиньцюань строятся большинство показательных выступлений ушуистов, а также постановочные поединки в кино. Его движения выполняются на высокой скорости и требуют применения большой физической силы, поэтому молодым людям можно и полезно заниматься этим стилем, а людям старше сорока лет следует очень тщательно выбирать себе инструктора.

Ну, вот и состоялось ваше знакомство со стилями ушу. Выбирайте, что вам по душе: загадочный багуачжан, трудяга синъицюань, утонченно-изысканный тайцзицюань или абсолютно роскошный шаолиньцюань? Один из них старше, другой моложе; один больше любит молодых да ранних, другой абсолютно лоялен к вашему возрасту. Но все они невероятно интересны и необычны для нас. И каждый из них благотворно влияет на здоровье. Но только при одном условии: заниматься вы будете под руководством квалифицированного инструктора. Не важно, какой стиль вы выберете для себя, главное, чтобы вы выбрали «правильный клуб» и «правильного» инструктора. Ведь в конечном счете, польза, эффективность, а, главное, получаемое удовольствие от занятий ушу зависят не от того, какой стиль вы выберете, а от того, у кого вы будете заниматься.

Итак, что это за зверь такой «правильный» инструктор, ? Прежде всего, правильный инструктор … Впрочем, об этом мы поговорим с вами в следующий раз.

«Внешние» стили ушу

Деление стилей ушу на «длинный кулак» и «короткий кулак» было введено Ци Цзигуаном и Чэн Цзунфу, при династии Мин, и означало стили ведущие на дальней и ближней дистаниции. В настоящее время термин «длинный кулак» по-прежнему широко используется в качестве классификатора стилей, в то время как термин «короткий кулак» применяется очень ограниченно, и в основном по отношению к одноимённому стилю. Что объясняется тем, что из всех знаменитых стилей только пять — дуань-да, юн-чун, син-и, гоу-цюань (стиль собаки) и ба-цзи (известный как ба-цзы), предпочитают всем дистанциям ближний бой. Причём ба-цзи/ба-цзы по некоторым классификациям чисто географически относят к … «длинному кулаку», как распространённый на севере Китая — в провинции Хэбэй (по альтернативной классификации его относят к югу Китая — провинции Сычуань)

Чан цюань (длинный кулак)
Стили ушу использующие длинное усилие — чан-цзин — с полным выпрямлением руки при ударе и дополнительным разворотом плеч для удлинения дистанции удара. Как правило, такие стили ведут бой на дальней дистанции, а для удержания дистанции обычно используются как стремительные перемещения по принципу «один шаг — один удар», так и сочетания ударов рук и ног, с частой сменой как уровней атаки, так и высоты стойки. Более того, характерным является упор на технику ног, что выражено в поговорке «длинная рука — сильна ногами, короткая — заботой о себе». Но некоторые стили подобно пигуа-цюань не столько бьют ногами, сколько непрерывно атакуют руками, а в классическом тунбэй-цюань — вообще практически не бьют ногами. Тем не менее и пигуа-цюань и тунбэй-цюань, обладают остальными характерными чертами «длинного кулака», включая и нередкое превалирование атаки над защитой, что даже входит в число принципов тун-бэй — «атаку отбивай только раз, защиту противника разрушай десять раз».

Поскольку в Северных Стилях часто используют длинное усилие, то название «длинный кулак» явялется синонимом для северных стилей ушу.

Дуань цюань (короткий кулак)
Стили ушу использующие короткое усилие — дуань-цзин — с неполным выпрямлением руки при ударе и как правило без разворота плеч. Как правило, такие стили нацеленны на ближний бой. В отличие от «длинного кулака» часто нацеленного на непрерывную атаку (порой в ущерб обороне), в «коротком кулаке» немало внимания уделяется постановке надёжной защиты, что отражено в поговорке «длинная рука — сильна ногами, короткая — заботой о себе».

Дуань цюань имеет еще названия дуань да цюань, мянь чжан, дуань да, мянь чжан цюань. Комплексов тао лу в дуань цюань всего шестнадцать — восемь начальных и восемь мастерских. В этом смысле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя, конечно, имеются и атакующие приемы.

Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, ног на нижнем, груди и боков — на среднем.

Основные удары наносятся кулаком, локтем, ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой.

Нань цюань (Южный кулак)
Он по праву считается одним из наиболее древних и наиболее распространенных стилей. Его история исчисляется четырьмя столетиями. В «Малоизвестных записках», написанных более четырех веков назад, есть слова: «В эпоху Мин было одиннадцать школ бокса» и » семнадцать школ фехтования на копьях» Среди этих школ есть такие, как чжао цзя цюань, нань цюань, гоу гуа цюань, пи гуа цюань и др.

Сколь ни велико разнообразие школ южного кулака, все они имеют общие особенности:

1. Огромное разнообразие техник работы руками. Китайская поговорка учит: «Одна позиция — много рук» и «Один шаг — несколько приемов руками». К тому же отмечается обилие коротких ударов руками. Не зря в народе говорят: «На юге кулаки, на севере — ноги».

2. Движения ритмичные, сила жесткая.

3. Позиции устойчивы, центр тяжести находится низко.

4. Переходящие друг в друга ускорения и замедления, чередования длинных и коротких ударов, взаимодополняющие мягкость и твердость, где твердость — ведущая.

5. Энергия ци помещена в дань тянь. Выкрик с придыханием ци побуждает силу ли. Выход силы происходит в нужный момент с одновременным выкриком, и это делает действия полными и мощными.

Среди других стилей нань цюань выделяется жесткостью и волей.

Сян син цюань (образные или «звериные» стили)
По-другому мо шень цюань (подражающий кулак), — это специфическое и и очень своеобразное направление ушу, в котором основополагающим моментом является подражание некоторым видам поведения людей и различным животным — их действиям, повадкам и поведению в схватках. Сян син цюань стал одним из самых зрелищных стилей ушу.
Хотя каждый вид сян син цюань строго специфичен, тем не менее все «звериные» стили обладают общими закономерностями. Все образы могущественны и производят впечатление, точны и выразительны и как две капли воды похожи на живой образ. Если в различных стилях ушу, кроме укрепления здоровья и умения вести рукопашную схватку, еще ценится красота исполнения, то сян син цюань просто поражает своей яркостью и выразительностью.

P.S.
Шаолиньская школа ушу характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность. «Наработка» означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, «кулак бьет тысячу раз, а корпус движется естественно» В действиях кулаками нужно, чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая маневренность, нужно демонстрировать «один прием на одну позицию», в атаке есть защита, в защите есть атака.

«Соответствие»: Ци должно двигаться в соответствии с движением, защиты должны согласовываться с атаками, помогая силе и следуя форме, не нужно входить в свое столкновение с надвигающимся приемом, «четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней». «Храбрость» — это решительность. Появилась возможность — и атакуешь без колебаний. «Быстрота» — это скорость. В движении подобен — убегающему зайцу, окидываешь взглядом — будто летящий лебедь.

«Свирепость» означает, что в движениях должна быть сила. «Подлинность» — это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений, прием за приемом, форма за формой. Если не удар — то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.

В стратегии прорабатывают принцип «встречаешь жесткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением». В закалке основным методом является «столбовое стояние» (стойка мабу).

«Столбовое стояние» — база шаолиньского кулачного искусства, это один из важнейших способов тренировки силы ног и регулирования дыхания. «Натренировал столбовое стояние — будешь устойчивым, словно гора Тайшань».

Северные и Южные стили ушу

Семейство «внешних» школ ушу состоит из множества разнообразных стилей среди которых принято выделять два основных направления – Бэй Пай (Северные школы) и Нань Пай (Южные школы).

Разница между стилями Севера и Юга в какой-то мере отражает особенности телосложения северных и южных народностей Китая.

Северянам, обычно более рослого и часто даже могучего телосложения, было выгодно держать в рукопашном бою среднюю и дальнюю дистанцию, активно используя удары ногами и длинные перемещения.

Южане, как правило, небольшого роста, предпочитали в бою близкую или среднюю дистанцию, очень устойчивые позиции, компактные перемещения и технику ударов руками. Кроме того, южанам необходимо компенсировать недостаток мышечной массы особо мощным «выбросом усилия» во время ударов. Компактность южных стилей обусловлена также условиями жизни южан: маленькие семейные дворики, узкие улочки, в прибрежных районах – «жизнь на воде» в лодках и домах на сваях.

Типичными примерами Северного направления могут служить разнообразные стили, составляющие Ушу Суньшанского Шаолиньского монастыря: Хун цюань – «красный кулак», Пао цюань – «пушечный кулак», Таньтуй – «пружинящая нога»; а также стили китайских мусульман: Ча цюань, Ша цюань и другие.

Типичные Южные стили сгруппированы вокруг Фуцзяньского Шаолиня: Хунцзя цюань – «стиль семьи Хун», ЦайЛиФо цюань, Юнчун цюань (в европейском произношении Вин Чун), Ланьшань цюань (Ламсон куэн) – кулак Лазурной Горы и другие.

Среди Северных и Южных школ Ушу есть категория стилей, которую можно выделить в особую группу. Это стили «Подражательные». Надо сказать, что практически во всех стилях есть движения в той или иной степени имитирующие животных. Однако в обычных школах имитируют лишь принцип, характерный для движений какого-либо животного (например, в шаолиньских школах Севера и Юга распространены техники 5 зверей – Дракона, Змеи, Тигра, Леопарда и Журавля), в то время как в стилях подражательных имитируют помимо принципа и сам образ животного. Поэтому иногда эти стили называют образными. К этой группе относятся: Танлан цюань – «стиль богомола», Хоу цюань – «стиль обезьяны», Байхэ цюань – «стиль белого журавля» и другие.

Своим многообразием стили Ушу обязаны и тому факту, что в Средневековом Китае боевым искусством занимались очень разные социальные слои населения. Это, во-первых, буддийские и даосские монахи, а также конфуцианцы, во-вторых, «бродячие удальцы» – разбойники, в-третьих, ученые, чиновники, крестьяне, офицеры императорской армии, члены тайных обществ.

Много школ передавалось «в семье» – от отца к сыну. Такие школы назывались «семейные».

В заключение следует отметить, что среди множества стилей китайского Ушу невозможно выбрать лучший, сильнейший. Каждый предоставляет возможности, а все остальное делает человек.

Знаменитая поговорка гласит: «Силу побеждает Техника, а Технику – Дух». Поэтому практика любого стиля Ушу – это, прежде всего, духовная практика.

Блог Сергея Сизяева

Самый трудный поединок — это когда за счастье приходится бороться с ленью.

Сколько стилей в ушу?

Вы не задумывались над тем, почему так отличаются друг от друга движения мастеров различных стилей? Как определить правильное от неправильного? Как отличить мастера от не-мастера? Как научиться, чтобы самому стать мастером?
Почему тело у всех одинаково устроено, а стилей и видов восточных боевых искусств (восточных боевых искусств) великое множество?!
А если нечто общее между ними? А вдруг есть единая основа, фундамент?
Да, он есть! Несомненно!

Пример для сравнения. В западном такого вопроса нет. В нем базой является физическая подготовка, развитие физических качеств. В каждом виде она варьируется, но она необходима всем. База в технико-эстетических видах спорта: художественной и спортивной гимнастике, синхронном плавании, танцах – классическая хореография. Выражаясь терминами спорта, это тоже физподготовка, общая и специальная. Помимо этого, здесь прививается и определенная культура движений, что делает человека, занимающегося данными видами, сильно отличающимся внешне от, например, легкоатлетов. Сразу видно это идет гимнастка, балерина, а не гребчиха. В спортивных единоборствах сложнее: у боксера база одна и манера двигаться своя, у борца база другая и манера двигаться тоже. Однако, видно со стороны в обоих случаях, что это не шахматист.
О существовании базы в восточных боевых искусствах мало кто задумывается. Однако она существует. И никак не соответствует базе все тех же бокса или борьбы, и культура движений иная. Рассмотрим на примере шаолиньского монаха-воина и россиянина, практикующего шаолиньские стили на любительском уровне. Тела у них совсем разные: первый жилистый, умеренно мускулистый, второй не богат этим и, зачастую, даже об этом не задумывается. А если сравнить мастеров «внутренних» стилей из Китая и любителей с Запада, то заметна и разная культура движения. Первые трансформированы посредством ушу (ушу проявляется «изнутри»), вторые практикуют «на поверхности». Однако в восточных боевых искусствах база есть и база единая, это – цигун (более древнее название нэйгун). Движения согласно цигун выстроены рационально с точки зрения биомеханики (науки на основе механики и анатомии, которая изучается в вузах физвоспитания и спорта). Однако есть и моменты, свойственные только восточным практикам: выстраивание скелета в единую устойчивую конструкцию подобно стопке тарелок, стоящих одна на другой с натянутыми сухожилиями и балансом мышц-антагонистов при условии максимального мышечного расслабления, что дополняется специфическим брюшным дыханием. Хотя это тоже биомеханика, но западная спортивная наука только к этому подбирается, ведь с неё требуют рецепт быстрого результата — спорт не ждет. А на Востоке время – фактор не существенный.
Итак, извините за прямоту: в ушу стиль один – цигун, это и есть базовый стиль. А остальное также, как в технико-эстетических видах спорта, вариации на базе классики. И наличие в движениях этой базы и есть критерий мастерства или правильного к нему пути.
Только когда будет основано на цигуне каждое движение (и промежуток между движениями), тогда все Ваше ушу будет мастерским, живым, естественным и мощным, и, как следствие, боевым. А как его использовать, решайте сами.
Пока оно таковым не стало, вся практика сводится просто к копированию мастеров, то есть это только гимнастика, балет (в данном случае оценка обидная), а точнее, абракадабра и пустая трата времени и сил.
Возникают и другие вопросы: если все ушу имеет одну основу, то почему так сильно отличаются друг от друга движения мастеров разных стилей. Как выбрать самый подходящий и эффективный стиль?
Для ответа на этот вопрос следует понять одну вещь, которая у многих может вызвать несогласие. Стиль – это, всего лишь, средство. Сам по себе стиль не является ни эффективным (результативным), ни неэффективным. Стиль — средство подготовки, а не результат. А результат – это эффективность использования различных средств подготовки плюс еще некоторые слагаемые. Чтобы судить об эффективности освоения стиля, необходимо попробовать не один стиль и не два, а множество различных, причем, диаметрально противоположных стилей. При этом нужно выявлять в них общий фундамент и лишь после этого судить о чем-либо. Более того, нужно знать не только принципы, на которых основана техника, но принципы самой природы, из которых следуют принципы и закономерности правильных движений и положений тела. Знать их в теории и постигать их через практику – технику. Тогда на этой базе (и только на ней) можно и нужно создавать свое, максимально подходящее себе.
Так что не молитесь на стиль, не надейтесь на стиль. Стиль максимально подходит тому, кто его создал. И подлинным мастером стиля является только его создатель. Идущие следом мастера являются мастерами уже своего стиля, версии стиля. Это в лучшем случае. А зачастую они являются копией мастера, а копия, как известно, не может быть лучше оригинала. Не молитесь также и на мастера. Если нужно молиться, то Вы знаете кому. Ему и молитесь! И с Его помощью создавайте свой стиль, пусть в рамках другого стиля или на стыке нескольких. Однако, уважайте других учителей, и ушедших, и ныне здравствующих. Уважайте их вне зависимости от их полезности для Вас. Уважайте за их Путь, за то, что они тоже уважали других учителей. Это – еще одно слагаемое мастерства!
В заключении хочется дать маленький совет, выразить маленькое предостережение. Это касается вопроса ответственности за себя, за своё продвижение по Пути. Любое отнесение себя к определенному стилю, школе таит в себе опасность перекладывания ответственности за свой Путь с себя на кого-либо другого, пусть даже мастера высочайшего уровня. Это все равно, что спрятаться за «широкой спиной» мастера, за его предписаниями, советами, а фактически, за стеной догм. Складывается ситуация, когда не сам человек управляет умом для самопознания, а ум управляет человеком, требуя «разложить по полочкам» информацию от мастера. Все переворачивается с ног на голову: идя на поводу у своего ума, человек становится рабом своего слуги. Поэтому, не прячьтесь от действительности, а имейте смелость с «поднятым забралом» встретиться с трудностями на Пути. За Вас их никто не преодолеет, а без них нет продвижения. Только тогда Вы выработаете гунфу (мастерство).
Побеждает не стиль – побеждает мастер, человек. Побеждает не техника, не тактика. Побеждает намерение и решимость его реализовать.

Стань светом самому себе (Гаутама Будда)

Ссылка на основную публикацию