Стили и направления — Северного ушу | Karate-krs.ru

Стили и направления — Северного ушу

Стили и направления — Северного ушу

Ушу (武术) [1] — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: 武 wu («у») — «военный, боевой» и 术 shu («шу») — «искусство, техника». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.

Другие названия

  • Ву-шу, ву-ши, у-ши — неправильная транскрипция.
  • Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) — буквально «работа над собой/тренировка», также означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу, используется также вариант кунг-фу.
  • Го-шу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
  • У-и — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
  • Цюань-фа (буквально «кулачные методы») или Цюань-шу (буквально «кулачное искусство») — один из разделов у-шу, иногда это слово используется как синоним всего у-шу.

Кунг-фу и ушу

По сути, кунг-фу и ушу применительно к боевым искусствам являются синонимами. Ушу (武术) дословно переводится как «боевые искусства», а гунфу (功夫), также неправильно транскрибируемое как «кунг-фу» или «кунфу», означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Традиция произносить «кунг-фу» пришла через вторичный перевод американских переводов гонконгских боевиков (из произношения в кантонском диалекте, распространённом на юге Китая: ютпхин Gung1 fu1, кант.-рус. кунфу) [2] .

Виды и стили

Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:

  • Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что для северных стилей характерны широкие высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
  • Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды говорят, что существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэнань, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни из одного из этих трёх центров.
  • Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации «Цзинъу» (精武会), впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственно.
  • Разбиение на стили, предпочитающие ведение боя на дальней дистанции — «чанцюань» (长拳), и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанциях.

Сегодня под ушу понимается традиционная система единоборств, существующих в Китае. Под эгидой этого искусства сегодня объединяются и боевые искусства, и комплексы гимнастических упражнений, вместе образующие целостную систему физического и духовного самосовершенствования.

Истоки ушу проистекают из необозримых пучин древности, из глубин семитысячелетней истории Китая. Великая Поднебесная империя стала тем тиглем, в котором сплавились воедино религия — с историей, философия — с медициной, гимнастика — с искусством ведения войны, что породило свой, особый, ни с чем не сравнимый вид единоборств. Поэтому на сегодняшний день искусство ушу — явление более высокого порядка, чем обычная боевая практика. Через гимнастические упражнения, через психофизический тренинг — цигун, через постоянные тренировки ученик приходит к глубинному осознанию своего внутреннего «я«, к пониманию своего жизненного пути и предназначения.

Официально ушу вошло в когорту боевых искусств лишь после 1911 года — до этого оно было повседневной практикой в шаолиньских монастырях, где культивировались десятки и сотни самых различных стилей и подстилей этого искусства. Еще давным-давно даосские монахи, наблюдая за грациозными животными, обитающими близ водоемов, сложили так называемые «звериные« стили ушу, названные в честь этих чудесных созданий. Китайцы издавна считали, что животные, живущие в дикой природе, обладают великолепными навыками выживания и самозащиты. На данный момент существует пять основных стилей ушу: стиль тигра, журавля, леопарда, змеи и дракона. В Европе эти стили ошибочно именуют кунг-фу: на самом же деле этот термин, возникший лишь в XX веке, означает лишь приобретенное посредством долгих тренировок либо упорного труда мастерство, и к ушу имеет такое же отношение, как и к любому другому виду единоборства.

На сегодняшний день существует великое множество школ ушу, которые с трудом поддаются классификации: так обширна многоцветная палитра этого великолепного искусства. Нынешнее многообразие стилей ушу проистекает от разноплановой социальной иерархии традиционного Китая: в средневековой Поднебесной империи ушу занимались все — начиная от ученых чиновников, и заканчивая буддистскими монахами. Мастера ушу подчеркивают, что нет стилей плохих или хороших, сильных и слабых — есть плохие или хорошие ученики.

Но все же, невзирая на запутанную и противоречивую систему типологии, в этом искусстве можно выделить ряд основных направлений. На данный момент существует несколько способов классифицировать ушу, чтобы сориентироваться в безбрежном море техник и приемов.

Гармония внутри и снаружи

Традиционно стили ушу подразделяются на внешние и внутренние. По мнению мастеров ушу, энергия человека должна свободно циркулировать как за пределами человеческого тела, так и внутри него, и лишь в единстве внутреннего и внешнего личность обретает гармонию. Если для внешних стилей больше характерно использование мускульной силы и ударов, то внутренние стили ставят акцент на развитии гибкости и умения управлять внутренней жизненной энергии — ци. И внешний, и внутренний стиль неразрывно связаны между собой: доподлинно известно, что многие выдающиеся мастера внутреннего стиля в юности проходили активную подготовку в области стиля внешнего.

К наследующим традицию внешних стилей направлениям можно отнести школу шаолиньского ушу. Воинственное и динамичное, оно всегда ассоциировалось с началом «ян«: не случайно основное внимание в подготовке бойца, владеющего внешним стилем, уделялось развитию выносливости и физической силы.

К внутренним стилям ушу, существующим под эгидой начала «инь«, относятся тайцзи — «великий предел«, багуа — «восемь триграмм«, синьи — «форма мысли-сердца«. К внешним — таолу — «комплекс дорожек«, саньда — «свободные удары«, туйшоу — «толкающие руки«, дуаньбин и чайбин — поединки на длинном и коротком оружии.

Обширная география Поднебесной

Отправной точкой для деления школ ушу на южные и северные послужил XVII век. Именно тогда два берега реки Янцзы — южный и северный — послужили лагерями для представителей обоих направлений. Традиционно считается, что для северного стиля ушу больше характерны удары ногами, а также многочисленные передвижения с места на место, а южный стиль характеризуют движения руками и сохранение неподвижности. Однако, существует масса школ и направлений, которые опровергают эту схему.

В южном Шаолине был разработан стиль ушу вин чун (wing chun) — «вечная весна«. Именно вин чун в свое время взял на вооружение непревзойденный Брюс Ли. В северном — были разработаны стили чо цзяо, что переводится как «пронзающие ноги«, и чан цюань — «длинный кулак«.

Так или иначе, все стили и школы ушу роднит между собой единый принцип — принцип упорядочивания энергии. Гармонизация инь и ян, согласование работы тела как сосуда для духа и движения духа в их неразрывном единстве — вот краеугольные камни философии ушу, вне зависимости от исповедуемой школы и стиля. На сегодняшний день ушу доступно всем — вне зависимости от пола, возраста, телосложения и физической подготовки. Оно было, есть и остается уникальной духовной практикой. Не зря старинная пословица гласит: «Силу побеждает техника, а технику — дух».

СТИЛИ УШУ

Характерная для Китая тенденция выделять во всех вещах и явлениях две стороны – Янскую (активную, явную) и Иньскую (пассивную, скрытую) – отразилась и в традиционном делении стилей на «внешние» и «внутренние».

«Внешние» стили (Вайцзя) ассоциируются со светлым мужским началом Ян, а «внутренние» стили (Нейцзя) – с темным женственным Инь. Согласно этой же теории, каждое качество, достигая своего предельного состояния, зарождает противоположное. Так, через «мягкость» «внутренних» стилей достигают огромной силы и динамичности, а через «жесткие» методы «внешних» стилей приходят к «мягкости». Кроме того, каждая школа Ушу строится на определенном соотношении твердого и мягкого, явного и скрытого, активного и пассивного.

По традиции в Китае понятие «внешний» не содержит в себе никакой негативной оценки. Под «внешним» имеется ввиду подчеркнутая воинственность и динамичность техники. Также, понятие «внешнее» относится к относительно более жесткому виду внутреннего усилия Цзин, а также к методам развития физической силы, скорости, выносливости и т.п.
Группа стилей Вайцзя является гораздо более многочисленной и разнообразной, чем группа стилей Нейцзя. Иногда стили Вайцзя называют также Шаолиньскими стилями в честь легендарного Чань-буддийского монастыря Шаолиньсы, который более полутора тысячи лет славился в Поднебесной своими монахами-бойцами.

Поклонники «внутренних» школ нередко критиковали «шаолиньцев» за то, что их сила груба и поверхностна, техники «прямолинейны», а все искусство сводится к изучению различных приемов. Действительно, некоторые школы «внешнего» Ушу в народной и военной среде были всего лишь нехитрыми системами рукопашного боя и боя с различным традиционным оружием. Основной задачей таких школ было как можно скорее обучить людей элементарным боевым техникам и достаточно простым способам увеличения их физических возможностей. Однако традиционные школы, развивавшиеся и выжившие в довольно жесткой конкуренции, школы монастырские и семейные (клановые) нельзя упрекнуть в «поверхностности». Многолетние программы обучения в таких школах предусматривали огромное количество сложнейших методов внутренней работы Нейгун, как жестких, так и мягких систем Цигун. Не говоря уже об основной практике буддийских и, в особенности, чаньских монахов – медитации, опыт которой мог иметь решающее значение в подготовке искусного бойца.

Так же неоднозначно обстоит дело с известным принципом «заимствования чужого усилия», то есть искусством использовать усилие атакующего против него же самого при минимальном приложении собственной силы. Этот принцип, ставший главнейшим во «внутренних» стилях Ушу, отнюдь не чужд традиционным «внешним» стилям. Именно умение использовать чужую силу и считалось признаком настоящего мастерства (гунфу) абсолютно во всех стилях Ушу.

Методы обретения мастерства во «внутренних» стилях более мягкие и естественные, однако ввиду их неявного характера они могут быть очень сложны и расплывчаты для начинающих. Основные, ощутимые результаты обычно достигаются только через несколько лет постоянной практики, а полное освоение мастерства требует десятилетий. Методы Шаолиня, суровые, требующие больших волевых и физических затрат, более понятны и ясны в ощущениях и дают сравнительно быстрый эффект в боевом мастерстве. Известно, что подавляющее число знаменитых мастеров «внутренних» стилей Ушу в юности прошли серьезную подготовку в традиционных «внешних» стилях.

Семейство «внешних» школ ушу состоит из множества разнообразных стилей среди которых принято выделять два основных направления – Бэй Пай (Северные школы) и Нань Пай (Южные школы). Отличие между стилями Севера и Юга в какой-то мере отражает особенности телосложения северных и южных народностей Китая. Северянам, обычно более рослого и часто даже могучего телосложения, было выгодно держать в рукопашном бою среднюю и дальнюю дистанцию, активно используя удары ногами и длинные перемещения. Южане, как правило, небольшого роста, предпочитали в бою близкую или среднюю дистанцию, очень устойчивые позиции, компактные перемещения и технику ударов руками. Кроме того, южанам необходимо компенсировать недостаток мышечной массы особо мощным «выбросом усилия» во время ударов. Компактность южных стилей обусловлена также условиями жизни южан: маленькие семейные дворики, узкие улочки, в прибрежных районах – «жизнь на воде» в лодках и домах на сваях.

Типичными примерами Северного направления могут служить разнообразные стили, составляющие Ушу Суньшанского Шаолиньского монастыря: Хун цюань – «красный кулак», Пао цюань – «пушечный кулак», Таньтуй – «пружинящая нога»; а также стили китайских мусульман: Ча цюань, Ша цюань и другие. Типичные Южные стили сгруппированы вокруг Фуцзяньского Шаолиня: Хунцзя цюань – «стиль семьи Хун», ЦайЛиФо цюань, Юнчун цюань (в европейском произношении Вин Чун), Ланьшань цюань (Ламсон куэн) – кулак Лазурной Горы и другие.

Среди Северных и Южных школ Ушу есть категория стилей, которую можно выделить в особую группу. Это стили «Подражательные». Надо сказать, что практически во всех стилях есть движения в той или иной степени имитирующие животных. Однако в обычных школах имитируют лишь принцип, характерный для движений какого-либо животного (например, в шаолиньских школах Севера и Юга распространены техники 5 зверей – Дракона, Змеи, Тигра, Леопарда и Журавля), в то время как в стилях подражательных имитируют помимо принципа и сам образ животного. Поэтому иногда эти стили называют образными. К этой группе относятся: Танлан цюань – «стиль богомола», Хоу цюань – «стиль обезьяны», Байхэ цюань – «стиль белого журавля» и другие.

Своим многообразием стили Ушу обязаны и тому факту, что в Средневековом Китае боевым искусством занимались очень разные социальные слои населения. Это, во-первых, буддийские и даосские монахи, а также конфуцианцы, во-вторых, «бродячие удальцы» – разбойники, в-третьих, ученые, чиновники, крестьяне, офицеры императорской армии, члены тайных обществ. Много школ передавалось «в семье» – от отца к сыну. Такие школы назывались «семейные».

В заключение следует отметить, что среди множества стилей китайского Ушу невозможно выбрать лучший, сильнейший. Каждый предоставляет возможности, а все остальное делает человек. Знаменитая поговорка гласит: «Силу побеждает Техника, а Технику – Дух». Поэтому практика любого стиля Ушу – это, прежде всего, духовная практика.

На правах рекламы

Сегодня ни одно торжество не обходится без организатора торжества или иначе говоря тамады. Это могут быть и корпоративные праздники, дни рождения, свадебные церемонии. Часто на таких мероприятиях собираются незнакомые лично люди, которым тяжело найти общий язык. И без тамады эти торжества могли бы стать скучными и не интересными. Так что если Вы готовитесь к важному торжеству, то обратите внимание на «тамада объявления» . Эти объявления могут быть как в печатных изданиях, так и на просторах интернет.

Стили и направления — Северного ушу

Синонимы: Кунг-фу, Го-фу, Го-шу, У-и, Цюань-фа, Ушу Саньда, Wu shu, Kung fu.

«В постижении Дао без искусства не сможешь сделать и одного шага» (Чжуан Цзы).

Сегодня под ушу понимается традиционная система единоборств, существующих в Китае. Под эгидой этого искусства сегодня объединяются и боевые искусства, и комплексы гимнастических упражнений, вместе образующие целостную систему физического и духовного самосовершенствования.

Истоки ушу проистекают из необозримых пучин древности, из глубин семитысячелетней истории Китая. Великая Поднебесная империя стала тем тиглем, в котором сплавились воедино религия — с историей, философия — с медициной, гимнастика — с искусством ведения войны, что породило свой, особый, ни с чем не сравнимый вид единоборств. Поэтому на сегодняшний день искусство ушу — явление более высокого порядка, чем обычная боевая практика. Через гимнастические упражнения, через психофизический тренинг — цигун, через постоянные тренировки ученик приходит к глубинному осознанию своего внутреннего «я», к пониманию своего жизненного пути и предназначения.

Официально ушу вошло в когорту боевых искусств лишь после 1911 года — до этого оно было повседневной практикой в шаолиньских монастырях, где культивировались десятки и сотни самых различных стилей и подстилей этого искусства. Еще давным-давно даосские монахи, наблюдая за грациозными животными, обитающими близ водоемов, сложили так называемые «звериные» стили ушу, названные в честь этих чудесных созданий. Китайцы издавна считали, что животные, живущие в дикой природе, обладают великолепными навыками выживания и самозащиты. На данный момент существует пять основных стилей ушу: стиль тигра, журавля, леопарда, змеи и дракона. В Европе эти стили ошибочно именуют кунг-фу: на самом же деле этот термин, возникший лишь в XX веке, означает лишь приобретенное посредством долгих тренировок либо упорного труда мастерство, и к ушу имеет такое же отношение, как и к любому другому виду единоборства.

На сегодняшний день существует великое множество школ ушу, которые с трудом поддаются классификации: так обширна многоцветная палитра этого великолепного искусства. Нынешнее многообразие стилей ушу проистекает от разноплановой социальной иерархии традиционного Китая: в средневековой Поднебесной империи ушу занимались все — начиная от ученых чиновников, и заканчивая буддистскими монахами. Мастера ушу подчеркивают, что нет стилей плохих или хороших, сильных и слабых — есть плохие или хорошие ученики.

Но все же, невзирая на запутанную и противоречивую систему типологии, в этом искусстве можно выделить ряд основных направлений. На данный момент существует несколько способов классифицировать ушу, чтобы сориентироваться в безбрежном море техник и приемов.

Гармония внутри и снаружи

Традиционно стили ушу подразделяются на внешние и внутренние. По мнению мастеров ушу, энергия человека должна свободно циркулировать как за пределами человеческого тела, так и внутри него, и лишь в единстве внутреннего и внешнего личность обретает гармонию. Если для внешних стилей больше характерно использование мускульной силы и ударов, то внутренние стили ставят акцент на развитии гибкости и умения управлять внутренней жизненной энергии — ци. И внешний, и внутренний стиль неразрывно связаны между собой: доподлинно известно, что многие выдающиеся мастера внутреннего стиля в юности проходили активную подготовку в области стиля внешнего.

К наследующим традицию внешних стилей направлениям можно отнести школу шаолиньского ушу. Воинственное и динамичное, оно всегда ассоциировалось с началом «ян»: не случайно основное внимание в подготовке бойца, владеющего внешним стилем, уделялось развитию выносливости и физической силы.

К внутренним стилям ушу, существующим под эгидой начала «инь», относятся тайцзи — «великий предел», багуа — «восемь триграмм», синьи — «форма мысли-сердца». К внешним — таолу — «комплекс дорожек», саньда — «свободные удары», туйшоу — «толкающие руки», дуаньбин и чайбин — поединки на длинном и коротком оружии.

Обширная география Поднебесной

Отправной точкой для деления школ ушу на южные и северные послужил XVII век. Именно тогда два берега реки Янцзы — южный и северный — послужили лагерями для представителей обоих направлений. Традиционно считается, что для северного стиля ушу больше характерны удары ногами, а также многочисленные передвижения с места на место, а южный стиль характеризуют движения рукамии сохранение неподвижности. Однако, существует масса школ и направлений, которые опровергают эту схему.

В южном Шаолине был разработан стиль ушу вин чун (wing chun) — «вечная весна». Именно вин чун в свое время взял на вооружение непревзойденный Брюс Ли. В северном — были разработаны стили чо цзяо, что переводится как «пронзающие ноги», и чан цюань — «длинный кулак».

Так или иначе, все стили и школы ушу роднит между собой единый принцип — принцип упорядочивания энергии. Гармонизация инь и ян, согласование работы тела как сосуда для духа и движения духа в их неразрывном единстве — вот краеугольные камни философии ушу, вне зависимости от исповедуемой школы и стиля. На сегодняшний день ушу доступно всем — вне зависимости от пола, возраста, телосложения и физической подготовки. Оно было, есть и остается уникальной духовной практикой. Не зря старинная пословица гласит: «Силу побеждает техника, а технику — дух».

Стили ушу. Школы ушу внутреннего направления — Школы ушу внешнего направления

Школы ушу внутреннего направления

1. Нэй цзя цюань. Этот стиль возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже гремело имя Шаолиньского монастыря. Некоторые школы ушу были не согласны с главным принципом Шаолиня — нападением — и справедливо считали, что этого явно недостаточно, ведь противник, воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки. Поэтому был выдвинут новый принцип: «. посредством покоя управляй движением и на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу».

Для того чтобы новое направление отличалось от стиля шаолинь цюань, ему дали имя нэй цзя цюань. Но в последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых особенностей тайцзи цюань, син и цюань и ба гуа чжан были объединены под одним названием нэй цзя цюань. А школа шаолинь цюань была названа вай цзя цюань (школа внешнего направления).

2. Тайцзи цюань. Стили ян, чень, сунь и два стиля у объединены под общим названием — тай цзи цюань. Это направление китайского бокса отличает мягкость, плавность и легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое. Вместе с тем каждый стиль тай цзи цюань имеет свои особенности: стиль ян — спокойный и распрямленный, стиль у, первый: — изящен и динамичен, второй — открыт и четок, стиль чень — это гармония мягкого и твердого, сунь — подвижен и гибок.

3. Син и цюань (направленная воли и воплощенный разум) — это обобщенное название пяти форм и двенадцати образов. Это стиль четких действий, где в твердости таится мягкость, форма и содержание едины, движения необычайно аккуратны, просты и отчетливы, тело прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины.

4. Ба гуа чжан — Это один из видов кулачного боя внутреннего направления. Специфичность этого стиля основана на непрерывности движения по кругу, вращении влево и вправо, ловкости тела и живости шага, сочетании твердости и мягкости, многочисленных изменениях позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух, стойки прочны, как скала, изменения позиции быстры, как молния, движения вперед — назад, влево — вправо бесконечно трансформируются и непрерывно переплетаются. Все выполняется на едином дыхании.

Школы ушу внешнего направления

Чан цюань (длинный кулак) — обобщающее название ча цюань, двух стилей хуа цюань, пао цюань, хун цюань, шаолинь цюань, цзе цзяо, фань цзы и др.

После образования КНР понятие чан цюань претерпело изменения. С тех пор все виды кулачного боя, содержащие распрямленные стойки, ловкие, быстрые, мощные движения, четкий ритм, наскоки, прыжки, молниеносные перемещения, переходы в верхние и нижние позиции стали именоваться чан цюань. Каждый из видов чан цюань имеет свое лицо. Так, ча цюань и один их хуа цюань отличаются спокойствием и непринужденностью, легкостью и изяществом, пао цюань и фань цзы — пронизаны чистотой и аккуратностью и наполнены неисчерпаемой силой.

Дуань цюань (короткий кулак) имеет еще названия дуань да цюань, мянь чжан, дуань да, мянь чжан цюань. Комплексов тао лу в дуань цюань всего шестнадцать — восемь начальных и восемь мастерских. В этом смысле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя, конечно, имеются и атакующие приемы. Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, ног на нижнем, груди и боков — на среднем. Основные удары наносятся кулаком, локтем, ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой.

Нань цюань (Южный кулак). Он по праву считается одним из наиболее древних и наиболее распространенных стилей. Его история исчисляется четырьмя столетиями. В «Малоизвестных записках», написанных более четырех веков назад, есть слова: «В эпоху Мин было одиннадцать школ бокса» и » семнадцать школ фехтования на копьях» Среди этих школ есть такие, как чжао цзя цюань, нань цюань, гоу гуа цюань, пи гуа цюань и др.

Сколь ни велико разнообразие школ южного кулака, все они имеют общие особенности:
1. Огромное разнообразие техник работы руками. Китайская поговорка учит: «Одна позиция — много рук» и «Один шаг — несколько приемов руками». К тому же отмечается обилие коротких ударов руками. Не зря в народе говорят: «На юге кулаки, на севере — ноги».
2. Движения ритмичные, сила жесткая.
3. Позиции устойчивы, центр тяжести находится низко.
4. Переходящие друг в друга ускорения и замедления, чередования длинных и коротких ударов, взаимодополняющие мягкость и твердость, где твердость — ведущая.
5. Энергия ци помещена в дань тянь. Выкрик с придыханием ци побуждает силу ли. Выход силы происходит в нужный момент с одновременным выкриком, и это делает действия полными и мощными.
Среди других стилей нань цюань выделяется жесткостью и волей.

Сянсин цюань (образные или «звериные» стили). По-другому мо шень цюань (подражающий кулак), — это специфическое и и очень своеобразное направление ушу, в котором основополагающим моментом является подражание некоторым видам поведения людей и различным животным — их действиям, повадкам и поведению в схватках. Сянсин цюань стал одним из самых зрелищных стилей ушу.

Хотя каждый вид сянсин цюань строго специфичен, тем не менее все «звериные» стили обладают общими закономерностями. Все образы могущественны и производят впечатление, точны и выразительны и как две капли воды похожи на живой образ. Если в различных стилях ушу, кроме укрепления здоровья и умения вести рукопашную схватку, еще ценится красота исполнения, то сян син цюань просто поражает своей яркостью и выразительностью.

Боевые искусства. Ушу

Характерная для Китая тенденция выделять во всех вещах и явлениях две стороны – Янскую (активную, явную) и Иньскую (пассивную, скрытую) – отразилась и в традиционном делении стилей на «внешние» и «внутренние».

«Внешние» стили (Вайцзя) ассоциируются со светлым мужским началом Ян, а «внутренние» стили (Нейцзя) – с темным женственным Инь.

Согласно этой же теории, каждое качество, достигая своего предельного состояния, зарождает противоположное. Так, через «мягкость» «внутренних» стилей достигают огромной силы и динамичности, а через «жесткие» методы «внешних» стилей приходят к «мягкости». Кроме того, каждая школа Ушу строится на определенном соотношении твердого и мягкого, явного и скрытого, активного и пассивного.

Традиционно в Китае понятие «внешний» не содержит в себе никакой негативной оценки. Под «внешним» имеется ввиду подчеркнутая воинственность и динамичность техники. Кроме того, понятие «внешнее» относится к относительно более жесткому виду внутреннего усилия Цзин, а также к методам развития физической силы, скорости, выносливости и т.п.

Группа стилей Вайцзя является гораздо более многочисленной и разнообразной, чем группа стилей Нейцзя. Иногда стили Вайцзя называют также «Шаолиньскими» благодаря китайскому монастырю, который многие называют самым выдающимся монастырем на земле.

В действительности было два монастыря Шаолинь.

Первоначальный — в провинции Хэнань на севере Китая, он существует и поныне.

Был и другой монастырь Шаолинь — в провинции Фуцзянь на юге.

Когда заподозрили, что там скрываются революционеры, армия династии Цин сравняла его с землей.Северный монастырь Шаолинь был основан в 495 г. н.э. индийским монахом по имени Батуо. Он считался храмом китайских императоров, где на протяжении веков монахи возносили небу молитвы о процветании империи. Многие из шаолиньских монахов были философами, поэтами, учеными и удалившимися от мирской суеты генералами в отставке. Среди них были выдающиеся люди, такие, как всемирно известный китайский астроном И Син, известный путешественник и переводчик Сю-ань Цзан и “чудотворный” целитель Чжань Чжи.

В 527 г. н. э. в монастырь Шаолинь прибыл преподобный Бодхидхарма, чтобы преподавать медитацию. Для того чтобы укрепить дух и тело монахов, Бодхидхарма обучил их двум комплексам упражнений. Первый из них — “восемнадцать рук лоханя”, второй — основа “мускульных метаморфоз”.

Позже эти системы упражнений легли в основу шаолиньского гунфу и цигун. Поэтому Бодхидхарма почитается как первый патриарх кунг-фу монастыря Шаолинь. Он также основал чань(или дзэн)-буддизм.

Представители «внутренних» школ нередко критиковали «шаолиньцев» за то, что их сила груба и поверхностна, техники «прямолинейны», а все искусство сводится к изучению различных приемов. Действительно, некоторые школы «внешнего» Ушу в народной и военной среде были всего лишь нехитрыми системами рукопашного боя и боя с различным традиционным оружием. Основной задачей таких школ было как можно скорее обучить людей элементарным боевым техникам и достаточно простым способам увеличения их физических возможностей. Однако традиционные школы, развивавшиеся и выжившие в довольно жесткой конкуренции, школы монастырские и семейные (клановые) нельзя упрекнуть в «поверхностности».

Многолетние программы обучения в таких школах предусматривали множество сложнейших методов внутренней работы Нейгун, как жестких, так и мягких систем Цигун. Не говоря уже об основной практике буддийских и, в особенности, чаньских монахов – медитации, опыт которой мог иметь решающее значение в подготовке искусного бойца. Так же неоднозначно обстоит дело с известным принципом «заимствования чужого усилия», то есть искусством использовать усилие атакующего против него же самого при минимальном приложении собственной силы. Этот принцип, ставший главнейшим во «внутренних» стилях Ушу, отнюдь не чужд традиционным «внешним» стилям. Именно умение использовать чужую силу и считалось признаком настоящего мастерства (гунфу) абсолютно во всех стилях Ушу.

Методы обретения мастерства во «внутренних» стилях более мягкие и естественные, однако ввиду их неявного характера они могут быть очень сложны и расплывчаты для начинающих. Явные, ощутимые результаты обычно достигаются только через несколько лет постоянной практики, а полное освоение мастерства требует десятилетий. Методы Шаолиня, суровые, требующие больших волевых и физических затрат, более понятны и ясны в ощущениях и дают сравнительно быстрый эффект в боевом мастерстве. Известно, что подавляющее число знаменитых мастеров «внутренних» стилей Ушу в юности прошли серьезную подготовку в традиционных «внешних» стилях.

Семейство «внешних» школ ушу состоит из множества разнообразных стилей среди которых принято выделять два основных направления – Бэй Пай (Северные школы) и Нань Пай (Южные школы). Разница между стилями Севера и Юга в какой-то мере отражает особенности телосложения северных и южных народностей Китая.

Северянам, обычно более рослого и часто даже могучего телосложения, было выгодно держать в рукопашном бою среднюю и дальнюю дистанцию, активно используя удары ногами и длинные перемещения.

Южане, как правило, небольшого роста, предпочитали в бою близкую или среднюю дистанцию, очень устойчивые позиции, компактные перемещения и технику ударов руками. Кроме того, южанам необходимо компенсировать недостаток мышечной массы особо мощным «выбросом усилия» во время ударов. Компактность южных стилей обусловлена также условиями жизни южан: маленькие семейные дворики, узкие улочки, в прибрежных районах – «жизнь на воде» в лодках и домах на сваях.

Типичными примерами Северного направления могут служить разнообразные стили, составляющие Ушу Суньшанского Шаолиньского монастыря: Хун цюань – «красный кулак», Пао цюань – «пушечный кулак», Таньтуй – «пружинящая нога»; а также стили китайских мусульман: Ча цюань, Ша цюань и другие. Типичные Южные стили сгруппированы вокруг Фуцзяньского Шаолиня: Хунцзя цюань – «стиль семьи Хун», ЦайЛиФо цюань, Юнчун цюань (в европейском произношении Вин Чун), Ланьшань цюань (Ламсон куэн) – кулак Лазурной Горы и другие. Среди Северных и Южных школ Ушу есть категория стилей, которую можно выделить в особую группу. Это стили «Подражательные».

Надо сказать, что практически во всех стилях есть движения в той или иной степени имитирующие животных. Однако в обычных школах имитируют лишь принцип, характерный для движений какого-либо животного (например, в шаолиньских школах Севера и Юга распространены техники 5 зверей – Дракона, Змеи, Тигра, Леопарда и Журавля), в то время как в стилях подражательных имитируют помимо принципа и сам образ животного. Поэтому иногда эти стили называют образными. К этой группе относятся: Танлан цюань – «стиль богомола», Хоу цюань – «стиль обезьяны», Байхэ цюань – «стиль белого журавля» и другие.

Своим многообразием стили Ушу обязаны и тому факту, что в Средневековом Китае боевым искусством занимались очень разные социальные слои населения. Это, во-первых, буддийские и даосские монахи, а также конфуцианцы, во-вторых, «бродячие удальцы» – разбойники, в-третьих, ученые, чиновники, крестьяне, офицеры императорской армии, члены тайных обществ. Много школ передавалось «в семье» – от отца к сыну. Такие школы назывались «семейные». Следует отметить, что среди множества стилей китайского Ушу невозможно выбрать лучший, сильнейший. Каждый предоставляет возможности, а все остальное делает человек. Знаменитая поговорка гласит: «Силу побеждает Техника, а Технику – Дух». Поэтому практика любого стиля Ушу – это, прежде всего, духовная практика.

3.4.3. Многообразие стилей китайского ушу

В Китае существовали два Шаолиньских монастыря. Наиболее известен Северный Шаолинь в провинции Хэнань, который функционирует до сих пор и является родиной шаолиньцюань. Но существовал и Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь, который был основан на четыре столетия позже своего северного брата и закончил свое существование в конце прошлого века после очередного пожара. Китайская традиция называет Южный Шаолинь центром всех южных стилей ушу, но сегодня понятие «южный кулак» (наньцюань) объединяет пять стилей провинции Гуандун, а по существу южное ушу в Китае отличается не меньшем разнообразием, чем северное. Многие гуандунские и фуцзяньские стили сложились под влиянием северного ушу, появившись на юге Китая вместе с переселенцами. По существу, это просто ассимилированные северные школы ушу . Многие северные стили, получившие распространение на юге, назывались по фамилиям основавших их кланов и обозначались термином «учение» (цзяо). Гуандун является центром «пяти великих южных стилей ушу». К ним относятся хунцзяцюань, моцзяцюань, фоцзяцюань и цайцзяцюань; все они были основаны в XVIII- начале XIX века. Как правило, какое-нибудь отдельно взятое таолу принималось за канон школы, тщательно изучалось, досконально перерабатывалось и в конце концов превращалось в самостоятельный стиль. Все гуандуские стили отличались резким, жестким выбросом силы, характерными сочетаниями коротких и длинных ударов руками, многочисленными подскоками, низкими стойками, ударами ноги в живот и пах. В XIX в результате объединения трех гуандунских стилей мастером Чэнь Хэном образовался еще один — цайлифоцюань (на южно-китайском диалекте — чойлифут). Чэнь Хэну удалось не только механически соединить движения и объединить их общей практикой боя и тренировки, но и создать духовную основу стиля, структуру передачи традиции, позволявшую бойцу самостоятельно создавать новые приемы непосредственно в процессе поединка, оставаясь внутренне свободным. Чэнь Хэн начал заниматься ушу у своего отца стилем фоцзяцюань, распространенным среди народных буддийских сект. Немалый упор в обучении фоцзяцюань делался на овладение специальными упражнениями, способствующими циркуляции ци в организме. Этот стиль включал в себя много ударов ногами и прыжков, что не было характерно для большинства южных стилей. Впоследствии важнейшей составной частью в цайлифоцюань вошел принцип пронзающего удара — короткого, резкого удара с подскоком. В ходе странствий по югу Китая Чэнь Хэн встретился с Ли Юшанем, прозванным за крепость своего тела Алмазным Ли. В течение шести лет совместных тренировок Чэнь Хэну была передана техника школы лицзяцюань, что было необычно для южных стилей, передававшихся исключительно по семейной линии. Из лицзяцюань в цайлифоцюань пришли мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, большинство ударов ладонями. Благодаря Алмазному Ли Чэнь Хэн познакомился с монахом Цай Фу и перенял от него технику цайцзяцюань, отличавшуюся длинными ударами предплечьями и низкими, растянутыми стойками. Таким образом, Чэнь Хэн не просто овладел тремя стилями, но и по каждому их них считался преемником школы. Созданный им цайлифоцюань стал не механическим объединением многочисленных приемов, а цельным, самостоятельным стилем, значительно превосходившим по эффективности своих предшественников. Цайлифюцюань в равной степени сочетает мягкие и жесткие движения, короткие и длинные удары, включает в себя подсечки, зацепы, удары ногами, что не характерно для южных стилей в целом. Составной частью в цайлифюцюань входят звериные комплексы, требующие концентрации на образе животного, воспроизведения его внутреннего состояния. Одним из наиболее популярных стилей южного ушу за пределами Китая является юнчуньцюань (на южно-китайском диалекте — винчунь). В качестве его легендарной создательницы называется Ван Юнчунь (Вечная Весна). Она переработала известные ей приемы и методы боя таким образом, чтобы стиль был приемлемым для женщин — были убраны почти все удары ногами и выработан особый тип нанесения ударов рукой, при котором не требуется большой физической силы. Правда, истоки этой техники следует искать в Южном Шаолине. В XV веке при настоятеле Чжишане некоторые элементарные методики монашеского ушу преподавались простому народу, и комплекс оздоровительных упражнений также назывался юнчунь. Этот стиль рассматривали не как боевой, а как традиционный тип народного ритуала, совмещенного с методами оздоровления. Его основными последователями стали женщины и пожилые люди. Во второй половине ХХ века в Гонконге мастер Ип Мэнь преподавал сильно трансформированный стиль виньчунь, но именно этот вариант стал широко известен на Западе, в первую очередь, в США, так как у Ин Мэня учился Брюс Ли. Среди стилей эмэйского направления ушу выделяются так называемые «восемь листьев», основанные на соединении дыхательных упражнений с даосскими и буддийскими методами психотренинга, народных боевых искусств с воинскими приемами дворцовой элиты. Одним из первых эмэйских стилей стал холунцюань («стиль огненного дракона»), систематизированный в XVII веке. Некоторые эмэйские стили связываются с именами выдающихся полководцев древности, которые не имеют ни малейшего отношения к их созданию. Так, чжаомэнь связывают с основателем династии Сун Чжао Куанъинем (Х век), а юэмэнь — с полководцем Юэ Фэем (XII век). Возможно, какие-то техники, к созданию которых имели отношения эти легендарные люди в трансформированном виде дошли к XIX веку до Эмэйских гор, а поиск древних корней любого искусства весьма характерен для китайской традиции. Присутствие иероглифа «мэнь» в названиях большинства эмэйских стилей указывает на то, что первоначально все они были узкими, семейными направлениями ушу, не предназначенными для широкого преподавания. Может быть поэтому, количество сведений о них так ограничено. Отдельное направление китайского ушу представляют так называемые подражательные стили, ныне объединенные общим названием сянсинцюань («кулак образа и формы»). В китайской традиции подражание животным требовало не только повторения внешней формы их движений, но и вхождения в их внутреннее состояние. Бойцу не обязательно было полностью походить на какое-нибудь животное, достаточно было изобразить несколько его характерных признаков. Такой подход давал возможность имитировать нескольких животных сразу, не добиваясь абсолютного сходства с ними. На первом этапе обучения следовало имитировать внешний облик животного, что называлось «овладеть формой»; на втором этапе происходило совмещение внешней формы и внутреннего образа. Многие подражательные стили ушу вышли из древних ритуальных танцев животных. Стиль обезьяны подчеркивает ее хитрость и изворотливость, стиль журавля — его мягкость и плавность, в стиле змеи в основу положены гибкие, перетекающие движения, «жалящие» удары кончиками пальцев, резкие скручивания тела. Стиль орла изначально носил исключительно прикладной характер. Собранные вместе и согнутые во вторых фалангах пальцы («когти орла») могли наносить резкие рвущие удары, бить снизу в горло. В Китае можно встретить более десятка стилей богомола, но эти разные, технически непохожие школы сходятся к одному легендарному истоку — бывшему монаху Шаолиньского монастыря Ван Лану, жившему в конце XVII века. Для стиля богомола характерна особая позиция кистей рук — так называемый «крючок богомола», при котором рука согнута в запястье, большой и указательный пальцы соприкасаются, остальные подогнуты к центру ладони. Такая позиция позволяла выполнять мощные удары наотмашь и зацепы за руки противника. Все комплексы выполняются с явно выраженной аритмией: боец подолгу застывает на месте в низкой, растянутой стойке, немного покачиваясь на ногах, как богомол, готовящийся к решительной атаке. Все многочисленные стили богомола подразделяются на три направления — «жесткий богомол», «мягкий богомол» и «комплексный богомол». На подражании тигру основаны два стиля — хусинцюань (стиль формы тигра) и хуцюань (стиль тигра). Первый достаточно точно копирует не только манеру боя, но и повадки тигра — резкие броски вперед, могучие рвущие удары лапами. Во втором больше подражают яростной силе, исходящей от тигра, и тренируют особый тип выброса силы, когда боец в быстром прыжке приближается к сопернику и наносит короткий удар с помощью жесткого усилия. Древние танцы послужили истоком для создания не только «животных» стилей, но и стилей, имитирующих то или иное состояние человека. Наиболее известны из них стиль пьяницы (цзуйцюань) и стиль сумасшедшего (фэнкуанцюань). Легендарными основателями цзуйцюань считаются поэт Ли Бо и герой классического романа «Речные заводи» Лу Чжишэнь. Стиль базируется на великолепном владении собственным телом, к которому прибавляется пластичность внутреннего состояния. Боец реально перевоплощается в пьяного, не теряя при этом ясности сознания. Современный цзуйцюань стал более игровым, акробатическим, приобрел показательные черты.

Автор Ксения Малюк задал вопрос в разделе Другие виды спорта

какой стиль ушу наиболее зрелищный?? и получил лучший ответ

Ответ от Имя обязывает[гуру]
Пять слов внутренних школ кулачного искусства (Хуан Байцзя, XVII век) :
Смирение: покой сердца; оберегая свой покой, управляй движениями других.
Плотность: плотная связка; смело входи внутрь пространства противника, веди бой в тесном соприкосновении с ним.
Направление: выверенность движений; пользуясь моментом, владея обстановкой, входи сбоку, наноси удар прямо.
Внутренняя сила: давать претвориться внутренней силе; беря за основу мягкость, добивайся равновесия мягкого и твердого.
Действенность: точный удар; касание пусть всегда будет действенно, не трать удары зря.
Северные и Южные стили Ушу.
Семейство «внешних» школ Ушу состоит из множества разнообразных стилей среди которых принято выделять два основных направления — Бэй Пай (Северные школы) и Нань Пай (Южные школы) . Разница между стилями Севера и Юга в какой-то мере отражает особенности телосложения северных и южных народностей Китая. Северянам, людям обычно более рослого и часто даже могучего телосложения, было выгодно держать в рукопашном бою среднюю и дальнюю дистанцию, активно используя удары ногами и длинные перемещения. Южане, как правило, небольшого роста и предпочитали в бою близкую или среднюю дистанцию, очень устойчивые позиции, компактные перемещения и технику ударов руками. Кроме того, южанам необходимо было компенсировать недостаток мышечной массы особо мощным «выбросом усилия» во время ударов. Компактность южных стилей обусловлена также условиями жизни южан: маленькие семейные дворики, узкие улочки, в прибрежных районах – «жизнь на воде» в лодках и домах на сваях.
Типичными примерами Северного направления могут служить разнообразные стили, составляющие Ушу Суншаньского Шаолиньского монастыря: Хун цюань – «красный кулак» , Пао цюань – «пушечный кулак» , Таньтуй – «пружинящая нога» ; а также стили китайских мусульман — Ча цюань, Ша цюань и другие. Типичные Южные стили сгруппированы вокруг Фуцзяньского Шаолиня: Хунцзя цюань – «стиль семьи Хун» , ЦайЛиФо цюань, Юнчун цюань (в европейском произношении Вин Чун) , Ланьшань цюань (Ламсон куэн по-вьетнамски) – кулак Лазурной Горы и другие.
Среди Северных и Южных школ Ушу есть категория стилей, которую можно выделить в особую группу. Это стили «Подражательные» . Надо сказать, что практически во всех стилях есть движения, в той или иной степени имитирующие животных. Однако в обычных школах имитируют лишь принцип, характерный для движений какого-либо животного (например, в шаолиньских школах Севера и Юга распространены техники Пяти зверей – Дракона, Змеи, Тигра, Леопарда и Журавля) , в то время как в стилях подражательных имитируют помимо принципа и сам образ животного. Поэтому иногда эти стили называют «образными» . К этой группе относятся Танлан цюань – «стиль богомола» , Хоу цюань – «стиль обезьяны» , Байхэ цюань – «стиль белого журавля» и другие.
Своим многообразием стили Ушу обязаны и тому факту, что в Средневековом Китае боевым искусством занимались очень разные социальные слои населения. Это, во-первых, буддийские и даосские монахи, а также конфуцианцы, во-вторых, «бродячие удальцы» – разбойники, в-третьих, ученые, чиновники, крестьяне, офицеры императорской армии, члены тайных обществ. Много школ передавалось «в семье» – от отца к сыну. Такие школы назывались «семейные» .
В заключение следует отметить, что среди множества стилей китайского Ушу невозможно выбрать лучший, сильнейший. Каждый предоставляет возможности, а все остальное делает человек. Знаменитая поговорка гласит: «Силу побеждает Техника, а Технику – Дух» . Поэтому практика любого стиля Ушу – это, прежде всего, духовная практика.
Источник: Поздравляю с дебютом на Ответах!

Стили и направления — Северного ушу

Китайские традиционные боевые искусства подразделяются на разные школы. Например, в зависимости от их местонахождения они делятся на «южные кулаки» и «северные ноги». По стилю они могут также делиться на «длинный кулак» и «короткий кулак».

Северный стиль «удары-ноги» и южный «кулак»

1. Северное направление ушу славится своими приемами ногами. Его особенность заключается в сильных ударах ногами, которые применяются при дальней и средней дистанции и свободных приемах. Однако, в северное ушу включены сильные удары руками. Среди северных стилей ушу есть такие, как «кулак-чжа», «кулак-хуа», «кулак пушки» и «кулак-шаолинь».

Стиль «чжацюань» — «кулак чжа» пользуется популярностью в провинциях Шандун, Хэнань, Хэбэй. По преданию этот стиль ушу был основан в уезде Гуань в провинции Шандун при правлении династии Мин. Говорят, что основателем стиля «кулак чжа» был Чжа Шанъи с Северо-Запада Китая.

Стиль «хуацюань» — «кулак-хуа» популярен в провинциях Шаньдун и Хэбэй, напоминает «кулак чжа». Легенда гласит, что во времена династии Сун в провинции Шаньдун жили братья по фамилии Цай, которые были мастерами ушу. Они создали свой оригинальный стиль и обучили своих родственников и земляков этому боевому искусству. Предшественники мастеров Цай приезжали с гор Хуашань провинции Шаньси, поэтому этот стиль получил название «хуа».

Стиль «июньяньцзяо» — «ноги утки-мандаринки». Данный стиль ушу был создан во времена правления династии Сун, и во времена правления династий Мин и Цин достиг пика своего развития. Считается, что У Сун, который является одним из героев китайского классического романа «Речные заводи», был создателем стиля «ноги утки-мандаринки».

2. Южное направление ушу также славится своими приемами. Южные стили ушу особенно распространены в провинциях Фуцзянь, Гуандун, Гуанси, Хунань, Хубэй, Цзянси и Чжэцзян.

По сравнению с северным направлением, в южном ушу редко используются удары ногами. В нем применяются разнообразные приемы руками. В провинции Гуандун популярны пять стилей: «кулак-хун», «кулак-лю», «кулак-цай», «кулак-ли» и «кулак-мо». В провинции Фуцзянь славятся такие стили, как «кулак юнчунь», «кулак пяти предков» и «кулак журавля». В провинциях Хунань, Хубэй и Цзянси популярен стиль «кулак-у».

Стиль «хунцюань» буквально переводится на «кулак-хун», он самый популярный среди всех стилей южного ушу. Говорят, что «кулак-хун» был создан фуцзяньским мастером ушу по имени Хун Сигуань. Этот стиль ушу достиг своего расцвета в провинции Гуандун. Потом он проник в страны Юго-восточной Азии.

Стиль «цайлифоцюань» буквально переводится как «кулак Цай, Ли и Будды». Говорят, что стиль «цайлифоцюань» был создан мастером боевых искусств Чэнь Сяном, который был уроженцем города Фошань. Иероглифы «цай» и «ли» это фамилии первых двух учителей Чэнь Сяна, а иероглиф «фо» — это «Будда», относится к его первому учителю, родному дяде.

Стиль «юнчуньцюань» переводится как «кулак юнчунь». Знаменитый мастер ушу, звезда кун-фу Брюс Ли в детстве учился приемам стиля «кулак юнчунь». По преданию в уезде Юнчунь провинции Фуцзянь жила женщина по имени Янь Саннян, которая и создала этот стиль ушу.

«Длинный кулак» и «дуаньда»

«Длинный кулак» – это стиль ушу, использующий приемы с полным выпрямлением руки при ударе и дополнительным разворотом плеч для удлинения дистанции. Этот стиль ушу распространен на севере.

В северной провинции Китая Хэбэй популярен еще один вид ушу, который называется «короткий кулак». Основными приемами «короткого кулака» являются удары кулаками, ладонями, локтями, также в ходе рукопашного боя используются плечи, удары бедрами и сталкивания предплечьями

А на юге Китая распространен стиль «дуаньда». Китайское слово «дуаньда» состоит из двух иероглифов, «Дуань» — «короткий», «да» — «бить», «удар». Таким образом, это слово обозначает технику ближнего боя, основанную на коротких, энергичных приемах, преимущественно на ударах и толчках. Почти все южные стили относятся к категории «дуаньда».

Стили и направления — Северного ушу

Ушу – общее название для многочисленных систем или стилей китайских боевых искусств. Китайское слово «ушу», собственно, и переводится на русский язык как «боевое (воинское) искусство». Эпитет «традиционное» появился, чтобы не путать его с «новым ушу», которое создавалось во второй половине XX века и, в общем-то, является специфическим видом спорта – гимнастикой, имитирующей традиционное боевое искусство. К сожалению, ситуация к настоящему времени сложилась таким образом, что именно это новое «спортивное ушу» доступно и открыто вниманию тех, кто проявляет интерес к китайским боевым искусствам, что дезориентирует начинающих и уводит в направлении, противоположном источникам опыта, накопленного подлинной традицией.


Характерная для Китая тенденция выделять во всех вещах и явлениях две стороны – янскую (активную, явную) и иньскую (пассивную, скрытую) – отразилась и в традиционном делении стилей на «внешние» и «внутренние».

«Внешние» стили ассоциируются со светлым мужским началом ян, а «внутренние» стили (нэйцзя) – с темным женственным инь. Согласно этой же теории, каждое качество, достигая своего предельного состояния, зарождает противоположное. Так, через «мягкость» «внутренних» стилей достигают огромной силы и динамичности, а через «жесткие» методы «внешних» стилей приходят к «мягкости». Кроме того, каждая школа Ушу строится на определенном соотношении твердого и мягкого, явного и скрытого, активного и пассивного.


Традиционно в Китае понятие «внешний» не содержит в себе никакой негативной оценки. Под «внешним» имеется ввиду подчеркнутая воинственность и динамичность техники. Кроме того, понятие «внешнее» относится к сравнительно более жесткому виду внутреннего усилия цзинь, а также к методам развития физической силы, скорости, выносливости и т.п.

Группа стилей вайцзя является гораздо более многочисленной и разнообразной, чем группа стилей нэйцзя . Иногда стили вайцзя называют также Шаолиньскими стилями в честь легендарного чань-буддийского монастыря Шаолиньсы, который более полутора тысяч лет славился в Поднебесной своими монахами-бойцами. В действительности большинство «внешних» стилей ушу к шаолиньскому монастырю и тамошнему боевому искусству никакого отношения не имеет и развивалось вне всякой связи с ним. Более того в шаолиньских хрониках есть масса сведений о том, как в монастырь попадали представители других школ ушу и обучали монахов. Стили, которые практикуются в Шаолиньском монастыре, составляют на самом деле лишь небольшую часть категории «внешние». Что касается тенденции подменять более широкое понятие «внешние стили боевого искусства» более узким «шаолиньское ушу», то это, по-видимому, отражает традиционную склонность приобщать к святому имени, овеянному легендами, которая наиболее ярко проявляется в генеалогических штудиях китайцев.

Представители «внутренних» школ нередко критиковали практикующих «внешнее ушу» за то, что их сила груба и поверхностна, техники «прямолинейны», а все искусство сводится к изучению различных приемов. Действительно, некоторые школы «внешнего» ушу в народной и военной среде были всего лишь нехитрыми системами рукопашного боя и боя с различным традиционным оружием. Основной задачей таких школ было как можно скорее развить физические данные учеников и обучить их элементарным боевым техникам. Однако традиционные школы, развивавшиеся и выжившие в довольно жесткой конкуренции, школы монастырские и семейные (клановые), нельзя упрекнуть в «поверхностности». Многолетние программы обучения в таких школах предусматривали множество сложнейших методов внутренней работы нэйгун , как жестких, так и мягких систем цигун. Не говоря уже об основной практике буддийских и, в особенности, чаньских монахов – медитации, опыт которой мог иметь решающее значение в подготовке искусного бойца.

Также неоднозначно обстоит дело с известным принципом «заимствования чужого усилия», то есть искусством использовать усилие атакующего против него же самого при минимальном приложении собственной силы. Этот принцип, ставший главнейшим во «внутренних» стилях ушу, отнюдь не чужд традиционным «внешним» стилям. Именно умение использовать чужую силу и считалось признаком настоящего мастерства (гунфу) абсолютно во всех стилях ушу.


Семейство «внешних» школ ушу состоит из множества разнообразных стилей среди которых принято выделять два основных направления — Бэй пай (Северные школы) и Нань пай (Южные школы). Для «внутренних» школ такое деление по географическому принципу не так актуально. Разница между стилями Севера и Юга в какой-то мере отражает особенности телосложения северных и южных народностей Китая.

Северянам, людям обычно более рослого и часто даже могучего телосложения, было выгодно держать в рукопашном бою среднюю и дальнюю дистанцию, активно используя удары ногами и длинные перемещения. Южане, как правило, небольшого роста и предпочитали в бою близкую или среднюю дистанцию, очень устойчивые позиции, компактные перемещения и технику ударов руками. Кроме того, южанам необходимо было компенсировать недостаток мышечной массы особо мощным «выбросом усилия» во время ударов. Компактность южных стилей обусловлена также условиями жизни южан: маленькие семейные дворики, узкие улочки, в прибрежных районах – «жизнь на воде» в лодках и домах на сваях.

Типичными примерами Северного направления могут служить разнообразные стили, составляющие ушу Суншаньского Шаолиньского монастыря: Хун цюань – «Красный кулак», Пао цюань – «Пушечный кулак», Таньтуй – «Пружинящая нога»; а также стили китайских мусульман — Ча цюань, Ша цюань и другие. Типичные Южные стили сгруппированы вокруг Фуцзяньского Шаолиня: Хунцзя цюань – «Стиль семьи Хун», Цайлифо цюань, Юнчун цюань (в европейском произношении Вин Чун), Ланьшань цюань (Ламсон куэн по-вьетнамски) – «Кулак Лазурной Горы» и другие.

Среди Северных и Южных школ ушу есть категория стилей, которую можно выделить в особую группу. Это стили «подражательные». Надо сказать, что практически во всех стилях есть движения, в той или иной степени имитирующие животных. Однако в обычных школах имитируют лишь принцип, характерный для движений какого-либо животного (например, в шаолиньских школах Севера и Юга распространены техники пяти зверей – дракона, змеи, тигра, леопарда и журавля), в то время как в стилях подражательных имитируют помимо принципа и сам образ животного. Поэтому иногда эти стили называют «образными». К этой группе относятся Танлан цюань – «Стиль богомола», Хоу цюань – «Стиль обезьяны», Байхэ цюань– «Стиль белого журавля» и другие.

Своим многообразием стили ушу обязаны и тому факту, что в средневековом Китае боевым искусством занимались очень разные социальные слои населения. Это, во-первых, буддийские и даосские монахи, а также конфуцианцы, во-вторых, «бродячие удальцы» – разбойники, в-третьих, ученые, чиновники, крестьяне, офицеры императорской армии, члены тайных обществ. Много школ передавалось «в семье» – от отца к сыну. Такие школы назывались «семейные».

В заключение следует отметить, что среди множества стилей китайского ушу невозможно выбрать лучший, сильнейший. Каждый предоставляет возможности, а все остальное делает человек. Знаменитая поговорка гласит: «Силу побеждает Техника, а Технику – Дух». Поэтому практика любого стиля ушу – это, прежде всего, духовная практика.


Особая группа стилей китайских боевых искусств, названная нэйцзя, «внутренние стили», исторически сформировалась под влиянием философии и практики даосизма и связана с горами Уданшань, одним из наиболее значимых даосских центров в Китае. Существует множество школ ушу, основанных на даосской философии. В миру наибольшей популярностью пользуются Тайцзи цюань — «Кулак Великого предела», Синъи цюань – «Кулак формы и воли», и Багуа чжан – «Ладонь восьми триграмм».

Внутри каждой из трех великих школ существует множество подстилей. Каждая из них представляет собой универсальное и самодостаточное проявление даосского учения, но делает акцент в теории и практике на каком-либо определенном метафизическом принципе – символе.

Многообразие стилей китайского ушу

В Китае существовали два Шаолиньских монастыря. Наиболее известен Северный Шаолинь в провинции Хэнань, который функционирует до сих пор и является родиной шаолиньцюань. Но существовал и Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь, который был основан на четыре столетия позже своего северного брата и закончил свое существование в конце прошлого века после очередного пожара. Китайская традиция называет Южный Шаолинь центром всех южных стилей ушу, но сегодня понятие «южный кулак» (наньцюань) объединяет пять стилей провинции Гуандун, а по существу южное ушу в Китае отличается не меньшем разнообразием, чем северное.

Многие гуандунские и фуцзяньские стили сложились под влиянием северного ушу, появившись на юге Китая вместе с переселенцами. По существу, это просто ассимилированные северные школы ушу . Многие северные стили, получившие распространение на юге, назывались по фамилиям основавших их кланов и обозначались термином «учение» (цзяо).

Гуандун является центром «пяти великих южных стилей ушу». К ним относятся хунцзяцюань, моцзяцюань, фоцзяцюань и цайцзяцюань; все они были основаны в XVIII- начале XIX века. Как правило, какое-нибудь отдельно взятое таолу принималось за канон школы, тщательно изучалось, досконально перерабатывалось и в конце концов превращалось в самостоятельный стиль. Все гуандуские стили отличались резким, жестким выбросом силы, характерными сочетаниями коротких и длинных ударов руками, многочисленными подскоками, низкими стойками, ударами ноги в живот и пах.

В XIX в результате объединения трех гуандунских стилей мастером Чэнь Хэном образовался еще один — цайлифоцюань (на южно-китайском диалекте — чойлифут). Чэнь Хэну удалось не только механически соединить движения и объединить их общей практикой боя и тренировки, но и создать духовную основу стиля, структуру передачи традиции, позволявшую бойцу самостоятельно создавать новые приемы непосредственно в процессе поединка, оставаясь внутренне свободным.

Чэнь Хэн начал заниматься ушу у своего отца стилем фоцзяцюань, распространенным среди народных буддийских сект. Немалый упор в обучении фоцзяцюань делался на овладение специальными упражнениями, способствующими циркуляции ци в организме. Этот стиль включал в себя много ударов ногами и прыжков, что не было характерно для большинства южных стилей. Впоследствии важнейшей составной частью в цайлифоцюань вошел принцип пронзающего удара — короткого, резкого удара с подскоком.

В ходе странствий по югу Китая Чэнь Хэн встретился с Ли Юшанем, прозванным за крепость своего тела Алмазным Ли. В течение шести лет совместных тренировок Чэнь Хэну была передана техника школы лицзяцюань, что было необычно для южных стилей, передававшихся исключительно по семейной линии. Из лицзяцюань в цайлифоцюань пришли мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, большинство ударов ладонями.

Благодаря Алмазному Ли Чэнь Хэн познакомился с монахом Цай Фу и перенял от него технику цайцзяцюань, отличавшуюся длинными ударами предплечьями и низкими, растянутыми стойками. Таким образом, Чэнь Хэн не просто овладел тремя стилями, но и по каждому их них считался преемником школы. Созданный им цайлифоцюань стал не механическим объединением многочисленных приемов, а цельным, самостоятельным стилем, значительно превосходившим по эффективности своих предшественников. Цайлифюцюань в равной степени сочетает мягкие и жесткие движения, короткие и длинные удары, включает в себя подсечки, зацепы, удары ногами, что не характерно для южных стилей в целом. Составной частью в цайлифюцюань входят звериные комплексы, требующие концентрации на образе животного, воспроизведения его внутреннего состояния.

Одним из наиболее популярных стилей южного ушу за пределами Китая является юнчуньцюань (на южно-китайском диалекте — винчунь). В качестве его легендарной создательницы называется Ван Юнчунь (Вечная Весна). Она переработала известные ей приемы и методы боя таким образом, чтобы стиль был приемлемым для женщин — были убраны почти все удары ногами и выработан особый тип нанесения ударов рукой, при котором не требуется большой физической силы. Правда, истоки этой техники следует искать в Южном Шаолине. В XV веке при настоятеле Чжишане некоторые элементарные методики монашеского ушу преподавались простому народу, и комплекс оздоровительных упражнений также назывался юнчунь. Этот стиль рассматривали не как боевой, а как традиционный тип народного ритуала, совмещенного с методами оздоровления. Его основными последователями стали женщины и пожилые люди.

Во второй половине ХХ века в Гонконге мастер Ип Мэнь преподавал сильно трансформированный стиль виньчунь, но именно этот вариант стал широко известен на Западе, в первую очередь, в США, так как у Ин Мэня учился Брюс Ли.

Среди стилей эмэйского направления ушу выделяются так называемые «восемь листьев», основанные на соединении дыхательных упражнений с даосскими и буддийскими методами психотренинга, народных боевых искусств с воинскими приемами дворцовой элиты. Одним из первых эмэйских стилей стал холунцюань («стиль огненного дракона»), систематизированный в XVII веке. Некоторые эмэйские стили связываются с именами выдающихся полководцев древности, которые не имеют ни малейшего отношения к их созданию. Так, чжаомэнь связывают с основателем династии Сун Чжао Куанъинем (Х век), а юэмэнь — с полководцем Юэ Фэем (XII век). Возможно, какие-то техники, к созданию которых имели отношения эти легендарные люди в трансформированном виде дошли к XIX веку до Эмэйских гор, а поиск древних корней любого искусства весьма характерен для китайской традиции.

Присутствие иероглифа «мэнь» в названиях большинства эмэйских стилей указывает на то, что первоначально все они были узкими, семейными направлениями ушу, не предназначенными для широкого преподавания. Может быть поэтому, количество сведений о них так ограничено.

Отдельное направление китайского ушу представляют так называемые подражательные стили, ныне объединенные общим названием сянсинцюань («кулак образа и формы»). В китайской традиции подражание животным требовало не только повторения внешней формы их движений, но и вхождения в их внутреннее состояние. Бойцу не обязательно было полностью походить на какое-нибудь животное, достаточно было изобразить несколько его характерных признаков. Такой подход давал возможность имитировать нескольких животных сразу, не добиваясь абсолютного сходства с ними. На первом этапе обучения следовало имитировать внешний облик животного, что называлось «овладеть формой»; на втором этапе происходило совмещение внешней формы и внутреннего образа.

Многие подражательные стили ушу вышли из древних ритуальных танцев животных. Стиль обезьяны подчеркивает ее хитрость и изворотливость, стиль журавля — его мягкость и плавность, в стиле змеи в основу положены гибкие, перетекающие движения, «жалящие» удары кончиками пальцев, резкие скручивания тела.

Стиль орла изначально носил исключительно прикладной характер. Собранные вместе и согнутые во вторых фалангах пальцы («когти орла») могли наносить резкие рвущие удары, бить снизу в горло.

В Китае можно встретить более десятка стилей богомола, но эти разные, технически непохожие школы сходятся к одному легендарному истоку — бывшему монаху Шаолиньского монастыря Ван Лану, жившему в конце XVII века. Для стиля богомола характерна особая позиция кистей рук — так называемый «крючок богомола», при котором рука согнута в запястье, большой и указательный пальцы соприкасаются, остальные подогнуты к центру ладони. Такая позиция позволяла выполнять мощные удары наотмашь и зацепы за руки противника. Все комплексы выполняются с явно выраженной аритмией: боец подолгу застывает на месте в низкой, растянутой стойке, немного покачиваясь на ногах, как богомол, готовящийся к решительной атаке. Все многочисленные стили богомола подразделяются на три направления — «жесткий богомол», «мягкий богомол» и «комплексный богомол».

На подражании тигру основаны два стиля — хусинцюань (стиль формы тигра) и хуцюань (стиль тигра). Первый достаточно точно копирует не только манеру боя, но и повадки тигра — резкие броски вперед, могучие рвущие удары лапами. Во втором больше подражают яростной силе, исходящей от тигра, и тренируют особый тип выброса силы, когда боец в быстром прыжке приближается к сопернику и наносит короткий удар с помощью жесткого усилия.

Древние танцы послужили истоком для создания не только «животных» стилей, но и стилей, имитирующих то или иное состояние человека. Наиболее известны из них стиль пьяницы (цзуйцюань) и стиль сумасшедшего (фэнкуанцюань). Легендарными основателями цзуйцюань считаются поэт Ли Бо и герой классического романа «Речные заводи» Лу Чжишэнь. Стиль базируется на великолепном владении собственным телом, к которому прибавляется пластичность внутреннего состояния. Боец реально перевоплощается в пьяного, не теряя при этом ясности сознания. Современный цзуйцюань стал более игровым, акробатическим, приобрел показательные черты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию