Стиль журавля (хэцюань) | Karate-krs.ru

Стиль журавля (хэцюань)

Стиль журавля (хэцюань)

«Стиль журавля» — это общее название для нескольких стилей
китайских и тибетских боевых искусств. Популярные истории обычно
выводят происхождение стиля журавля из монастыря Шаолинь,
утверждая, что когда монах Цююэ (мирское имя — Бай Юнфэн) создал
«кулак пяти зверей», то одним из подстилей этого направления был
именно стиль журавля. Однако современные исследования показали,
что Бай Юнфэн создал не «кулак пяти зверей», а «кулак пяти
ступеней», а соотнесение отдельных ступеней с образами зверей и
птиц появилось гораздо позже.

Одной из разновидностей стиля журавля является «тибетский
журавль». Иногда его смешивают с ламацюань, но похоже что это
все-таки разные стили. О системе «тибетский журавль» известно
очень мало.
Китайский стиль журавля — это байхэцюань (кулак белого журавля).
Согласно легенде, когда в конце XVII века мастер Фан Чжангуан
переехал из провинции Чжэцзян в уезд Юнчунь провинции Фуцзянь, он
взял с собой и дочь — Фан Цинян. Фан Цинян часто наблюдала за
журавлями, и объединила журавлиные движения с теми знаниями
боевых искусств, которые ей передал отец. С тех пор этот стиль
стал распространяться, и в настоящее время им занимаются на юге
Китая, на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии.
Постепенно, в ходе практики и обработки материала разными
мастерами, из первоначального байхэцюань выделилось четыре
отдельных стиля: цзунхэцюань, минхэцюань, фэйхэцюань и шихэцюань.
Они хотя и близки друг другу благодаря общему происхождению, но
имеют и различия.
Во всех стилях журавля базой является комплекс саньчжань («три
войны»), в других написаниях — саньчжэн («три прямых»), саньцзянь
(«три стрелы»); в окинавском каратэ вариант этого комплекса
известен под названием санчин (справедливости ради отметим, что в
разных стилях журавля комплексы с одинаковыми названиями могут
довольно сильно отличаться друг от друга). Во всех стилях журавля
прорабатывают опускание ци в даньтянь, тренируют работу с
даньтянь. В бою требуют координировать внутреннее и внешнее,
использовать два вида усилия — «светлое» и «темное». Вообще,
стиль журавля считается довольно сложным, так как требуется
нарабатывать специальные виды усилия, без которых приемы в бою
бесполезны.
Для выведения противника из равновесия в байхэцюань используют
голову, плечи, локти, таз и колени. Hоги при постановке на землю
словно укореняются. Для эффективной защиты центра и мощного
проявления силы обе руки во время схватки держатся перед собой
локтями вниз, как если бы они были связаны в локтях веревкой.
Цзунхэцюань
————
В буквальном переводе цзунхэцюань означает «кулак
журавля-предка», и именно так его и переводят в русскоязычных
книгах по ушу низкого качества. Однако на самом деле иероглиф
«цзун» используется для записи звучания фуцзяньского диалектного
слова, отсутствующего в официальном китайском языке, и к смыслу
этого слова никакого отношения не имеет. Представьте собаку,
вылезшую на берег: она тут же начнет встряхивать и мотать
корпусом, стряхивая воду. Это движение называется «гоу цзун шэнь»
(«собака встряхивается телом»), а это усилие встряхивания —
«цзунцзин». Таким образом, правильный перевод слова цзунхэцюань —
«кулак встряхивающегося журавля». Еще одно название стиля —
сухэцюань (кулак ночующего журавля) — связано с тем, что в стиле
в бою предпочитают работу от контратаки.
Цзунхэцюань как раз и требует от своего адепта на тренировке
вырабатывать такое встряхивающееся усилие в руках, усилие
сталкивания, а также собирающе-расталкивающее усилие в ногах.
Особенности боевой техники цзунхэцюань таковы: видишь силу —
породи силу, видишь силу — измени силу, видишь силу — добудь
силу, видишь силу — откажись от силы. От рук требуют проработки
взаимопревращений пяти первостихий: металла, дерева, воды, огня и
земли. Особо прорабатывают «перешибающую руку», «перемещающую
руку», «пробивающую руку», «бросающую руку». В технике ног часто
используют «возвращающуюся ногу», «растаптывающую ногу»,
«сметающую ногу», прорабатывают: удар — продвижение, удар —
отступление, уклон — удар.
Основой цзунхэцюань является встряхивающееся усилие. В этом стиле
первые полгода ученик только натренировывал перемещения и
прорабатывал «встряхивание руками в позиции всажника». Зато
опытный боец в схватке мог только коснуться руками какой-либо
части тела противника — и противник словно пораженный
электрическим током либо падал на месте, либо отлетал на
несколько метров. Еще это усилие называют «усилие понимания»,
имея в виду, что в результате его натренировывания вырабатывается
феноменальная скорость реакции, стоит прикоснуться к противнику —
и уже можно реагировать на его движения.
Основные виды встряхивающегося усилия в цзунхэцюань — это
жесткое, мягкое, пустое, полное, продольное, поперечное и
диагональное. Hачинающий применяет в основном жесткое и
продольное усилия, позднее он становится способен применять
поперечное и диагональное, очень углубившийся — пустое, полное и
мягкое.
Считается, что если встряхивающееся усилие проявлено правильно —
перед ним ничто не может устоять: «Из десяти встряхиваний девять
неверны. Hастоящему встряхиванию не может противостоять даже
тысяча солдат».
В цзунхэцюань используются такие формы кистей рук, как «ладонь —
когти журавля» и «кулак — голова журавля». Комплексы цзунхэцюань:
саньчжань («три войны»), сымэнь («четверо врат»), саньдянь («три
точки» — при атаке идут удары по трем точкам), умэйхуа («пять
цветков сливы» — маршрут комплекса образует цветок сливы мэйхуа),
хэчи («журавль раскрывает крылья»), убу («пять шагов»). Самым
важным является тренировка саньчжань. Поговорка кулачного
искусства гласит: «яо сян цзунхэ хао — санчжань лимянь чжао»
(«действительно хочешь натренировать цзунхэцюань — ищи внутри
саньчжань»). Саньчжань — это база цзунхэ.
Минхэцюань
———-
Минхэцюань переводится как «кулак голосящего журавля». Метод
выброса силы здесь похож на метод из цзунхэцюань, но требуют,
чтобы при передаче усилия в руку в каждом суставе ощущалось
подрагивание, а когда усилие достигало ударной точки — следовал
ударный импульс, что называется «усилие в один цунь». При этом
следует выкриком помогать выбросу усилия, отчего и произошло
название стиля. Энергия здесь проявляется из физического тела, а
мысль используется для направления ци в мозг и поднятия
жизненного духа: «форма в качестве кулака, мысль в качестве
духа». При выбросе усилия сила идет от пятки.
В этом стиле для удара предпочитают использовать ладонь. Формы
кистей рук: «ровная ладонь» («ладонь с расставлеными пальцами»),
«свисающая ладонь» («крюк в тысячу цзиней»), «ладонь с двумя
выставлеными пальцами» («пальцы-ножницы»), «когти журавля»,
кулак, «кулак одной жемчужины» («кулак — глаз феникса»).
Комплексы: саньчжань («три войны»), да сымэнь («ударить по
четырем вратам»), эршиба бу («28 шагов»).
Фэйхэцюань
———-
Фэйхэцюань означает «кулак летающего журавля». В трактатах по
этому стилю сказано: «пронизывание — это как полет». Под
«пронизыванием» здесь понимается распростирание на большой
площади. В этом стиле в большей степени чем в прочих стилях
журавля уделяют внимание подражанию журавлю, движения
разворачиваются на большом пространстве. Используются «хлопающие»
удары руками подражающие движениям крыльев журавля, перепрыжки,
при вдохе поднимаются вверх, будто взлетая.
Используемые формы кистей рук: «ровная ладонь» («ладонь с
расставлеными пальцами»), «свисающая ладонь» («крюк в тысячу
цзиней»). В позициях стиля колени свернуты внутрь, что напоминает
журавлиные позы. Перемещения натренировывают на верхушках врытых
в землю столбов. Комплексы стиля: саньчжань («три войны»), сымэнь
(«четверо врат»), бабулянь («восемь шагов непрерывны»), эршиба сю
(«28 созвездий»).
Шихэцюань
———
Шихэцюань означает «кулак кормящегося журавля». Как сказано в
трактатах: «Прихватывать — это и означает кормиться». В этом
стиле часто используют пальцы, словно журавль берет пищу клювом —
отсюда и название. Другие названия стиля — чжаохэцюань («кулак
утреннего журавля»), бихэцюань (тоже можно было бы перевести как
«кулак встряхивающегося журавля», «би» — это опять-таки
специальное слово фуцзяньского диалекта, отсутствующее в
общекитайском языке). В стиле прорабатывают внезапность удара.
Используют «методы действий руками пяти первостихий», то есть
«руку металла» (удары запястьем согнутой в запястье кисти по
атакующей руке противника), «руку дерева» (вспарывание ладонью
наружу-вверх для отвода атакующей руки противника и немедленный
втыкающийся удар концами пальцев той же руки), «руку воды»
(накрывание руками изнутри наружу или снаружи внутрь атакующих
рук противника с немедленной контратакой), «руку огня» (толчок
двумя ладонями вперед) и «руку земли» (захват двумя руками
запястья атакующей руки противника с немедленной контратакой).
Комбинации приемов соответствуют взаимопорождению и
взаимоподавлению пяти первостихий.

Мастера байхэцюань. Стиль журавля, с подстилями

Фан Цинян

Фан Цинян жила в конце династии Мин в Фунинчжоу провинции Фуцзянь. Единственная дочь учителя шаолиньцюань Фан Чжуна. Создательница байхэцюань. При династии Цин в годы правления под девизом «Канси» в связи с выходом замуж переехала в уезд Юнчунь, там обучала учеников, из-за этого байхэцюань еще называют юнчунь байхэцюань.

Цзэн Сы

Цзэн Сы родился в конце династии Мин в Юнчунь провинции Фуцзянь. Изучал байхэцюань вначале у Янь Цитина, потом у Фан Цинян. Более десяти лет изучал кулачное искусство в монастыре Байляньсы. При династии Цин в годы правления под девизом «Канси» вместе с женой Фан Цинян поселился в уезде Юнчунь. Обучил много учеников.

Чжэн Ли

Чжэн Ли (1654-?) по прозвищу Цижан, из Юнчунь провинции Фуцзянь. Изучал юнчунь байхэцюань у Фан Цинян и Цзэн Сы.

Бай Цзе

Бай Цзе жил в конце династии Мин — начале династии Цин. Вначале он прибыл на Тайвань, В 1683 году перебрался в уезд Юнчунь провинции Фуцзянь, где занимался развитием техники байхэцюань. Ученики: Чжэн Чжай, Линь Тянь, Чжэн Бань.

Линь Цзюнь

Линь Цзюнь (1819-1857) по имени Ваньцин из Юнчуня провинции Фуцзянь, сын уцзюя Линь Цзеюня. С детства изучал у отца юнчунь байхэцюань. Во время восстания тайпинов от Небесного Князя Хун Сюцюаня был пожалован званием «Доблестный князь трех тысяч лет жизни». Распространил юнчуньбайхэцюань.

Пань Шифэн

Пань Шифэн (1859-1931) из Юнчунь провинции Фуцзянь. В детстве изучил юнчунь байхэцюань у Пань Чжэньтуаня. На стыке правлений под девизами «Тунчжи» и «Гуансюй» вместе со своим учителем совершил революцию в юнчунь байхэцюань. Был составлен новый комплекс. С 1928 года преподавал гошу в разных учебных заведениях. В 1928 году принял участие в проходивших в Нанкине 1-х «государственных испытаниях по гошу», занял первое место в категории «пожилые». После образования зимой 1928 года филиала Института гошу в уезде Юнчунь стал его проректором, а затем ректором. В 1929 году по просьбе Чэнь Цзягэна организовал «Миньнаньскую команду гошу» и возглавил ее, с этой командой посетил Сингапур и Малайю. С 1930 года преподавал ушу в Сямэньском университете.

Пань Сыцин

Пань Сыцин (1875-1934) из Юнчунь провинции Фуцзянь. В детстве изучил юнчунь байхэцюань у Пань Чжэньтуаня. В 1928 году принял участие в проходивших в Нанкине 1-х «государственных испытаниях по гошу». В 1929 году в составе «Миньнаньской команды гошу» посетил Сингапур и Малайю.

Ван Чжунъин

Ван Чжунъин (1895-1934) из Юнчунь провинции Фуцзянь. В детстве изучил юнчунь байхэцюань у Пань Чжэньтуаня. В 1928 году принял участие в проходивших в Нанкине 1-х «государственных испытаниях по гошу». В 1929 году в составе «Миньнаньской команды гошу» посетил Сингапур и Малайю.

Пань Сяодэ

Пань Сяодэ (1881-1969) по прозвищу Шидао, из Юнчунь провинции Фуцзянь. С 1889 года изучал юнчунь байхэцюань у Пань Чжэньтуаня. В 1928 году принял участие в проходивших в Нанкине 1-х «государственных испытаниях по гошу». В 1929 году в составе «Миньнаньской команды гошу» посетил Сингапур и Малайю. В 1933-1935 годах возглавлял филиал Института гошу в уезде Юнчунь. В 1935 году принял участие в 7-й провинциальной Олимпиаде. В 1936 году принял участие в прошедшем в Сямэне Спортивном фестивале армии и народа. После 1952 года выступал на провинциальных и местных соревнованиях по ушу, был судьей.

Пань Жуйтан

Пань Жуйтан (1903-1976) по прозвищу Сыюн, из Юнчунь провинции Фуцзянь. С 6 лет изучал юнчунь байхэцюань у своего отца Пань Шифэна. В 1929 году в составе «Миньнаньской команды гошу» посетил Сингапур и Малайю. После образования КНР выступал на провинциальных и местных соревнованиях по ушу. Обучал учеников свыше пятидесяти лет.

Пань Чэнмяо

Пань Чэнмяо родился в 1941 году в Юнчунь провинции Фуцзянь. С 1949 года начал изучать боевые искусства у своего отца Пань Сяодэ. В 1958 году демонстрировал ушу на провинциальном фестивале.

Су Инхань

Су Инхань по прозвищу Цзунъюнь родился в 1945 году в Юнчуне провинции Фуцзянь. С 1960 года изучал юнчуньбайхэцюань у Пань Жуйтана и Чжэн Гэнцзя. Соавтор книги «Юнчунь байхэцюань».

Су И

Су И (1871-1950) по прозвищу Сяньчжун, из Юнчуня провинции Фуцзянь. В детстве у старшего брата Сяньци изучил юнчуньбайхэцюань. В 1920-х годах работал тренером гошу. Обучал учеников свыше пятидесяти лет.

Су Вэньмэй

Су Вэньмэй (1908-1988), другое имя — Жунцян, из Юнчуня провинции Фуцзянь. С детства изучал юнчуньбайхэцюань у Су Сяньчжуна и Лян Шэнчжана.
Ка Фэъюань родился в 1895 году в Путяне провинции Фуцзянь. С 1909 года у дяди изучал байхэцюань и традиционную китайскую медицину. С 1912 года преподавал байхэцюань в Путяне, Фуцине, Сянью, Фучжоу. В 1938 году пошел в ученики к Ню Чунминю и восемь лет изучал тайцзицюань. С 1945 года свыше сорока лет преподавал тайцзицюань.

Фан Шипэй

Фан Шипэй (1838-1892) по прозвищам Хуйши и Мэнфан, из Фуцина провинции Фуцзянь. В детстве изучал хэцюань, впоследствии создал фучжоуский цзунхэцюань.

Фан Дэчжэнь

Фан Дэчжэнь родился в 1943 году в Фуцине провинции Фуцзянь, правнук Фан Шипэя. С 1956 года изучал у отца цзунхэцюань.

Линь Муцзинь

Линь Муцзинь родился в 1900 году в Миньхоу провинции Фуцзянь. С 17 лет изучал цзунхэцюань у Сюн Цингуаня. Консультант Ассоциации ушу района Тайцзян города Фучжоу.

Фан Сячжуан

Фан Сячжуан (1873-1940) из Путянь провинции Фуцзянь, жизнь прожил в Фучжоу. Учитель хэцюань. В начале периода Китайской республики много лет преподавал гошу в спортивном училище провинции Фуцзянь.

Се Баокуан

Се Баокуан, прозванный «Пулин Сы», жил в конце династии Цин — начале периода Китайской республики в Юнтае провинции Фуцзянь. Мастерски владел хэцюань. Открыл в Фучжоу зал боевых искусств и обучал там учеников. Часто обменивался мастерством со знаменитым тогдашним мастером хуцзуньцюань Чжоу Цзыхэ. В его зал часто заходил поучиться молодой Камбун Уэти с Окинавы.

Се Чунсян

Се Чунсян (1852-1930) из Чанлэ провинции Фуцзянь. В молодости у «Паньюй ба сы» изучил минхэцюань, в 1883 году открыл школу и начал обучать учеников. Основной ученик — Ван Шиянь.

Се Пинькуан

Се Пинькуан родился в 1924 году в провинции Фуцзянь, жил в Фучжоу. С детства у деда Се Чунсяна изучал минхэцюань, позднее продолжил обучение у Сяо Шодэ. В 1985 году возглавил Фучжоускую ассоциацию по изучению минхэцюань.

Чэнь Бинъюй

Чэнь Бинъюй родился в 1913 году в провинции Фуцзянь. С 17 лет стал изучать минхэцюань у Чэнь Шидина. В настоящее время является консультантом Общества по изучению минхэцюань при Ассоциации ушу города Фучжоу.

Ли Инцзянь

Ли Инцзянь родился в 1911 году в Фучжоу провинции Фуцзянь. У Чэнь Баоцзина и Сяо Шодэ изучил минхэцюань. В настоящее время является консультантом Общества по исследованию минхэцюань города Фучжоу.

Пань Чжаоцзин

Пань Чжаоцзин родился в 1918 году в Миньхоу провинции Фуцзянь. С 7 лет начал изучать хэцюань у отца, позднее учился у Чэнь Шидина и Хуан Синсяня. В 1983 году демонстрировал байхэцюань на 5-й Всекитайской олимпиаде. Заместитель председателя Общества по исследованию минхэцюань города Фучжоу.

Жуань Дун

Жуань Дун родился в 1925 году в Фучжоу провинции Фуцзянь. С 8 лет у отца Жуань Чуаньшуя изучал минхэцюань. В 1982 и 1983 годах завоевывал награды на Всекитайских фестивалях по обмену опытом в ушу. В 1984 году вместе со сборной ушу города Фучжоу посетил США. Член провинциальной ассоциации ушу, заместитель председателя Общества по исследованию минхэцюань города Фучжоу.

Юй Баоянь

Юй Баоянь, также известный как Юй Яньянь, родился в 1907 году в Фучжоу провинции Фуцзянь. С 1926 года у Сяо Шодэ изучал минхэцюань. В 1986 году в составе Фучжоуской сборной ушу посетил Японию. Консультант Фучжоуской ассоциации ушу, проректор Фучжоуского института ушу.

Го Циньлян

Го Циньлян родился в 1918 году в Фучжоу провинции Фуцзянь, является одним из основных представителей фэйхэцюань. В 1932 году у буддистов изучил лоханьцюань и хэцюань. В 1940 году в Сычуани у буддистов изучил вэйтоцюань и бацзицюань. В 1986 году передал государству рукописные трактаты «Эрланцюань» и «Лоханьцюань».

Линь Чуаньу

Линь Чуаньу (1905-1985), другое имя — Линь Сяньжэнь, из Миньхоу провинции Фуцзянь. В молодости у монаха Гуцина изучил сухэцюань. В 1937 году основал Фуцзяньское общество по исследованию гошу.

О стиле Белого журавля сегодня практически ничего неизвестно, несмотря на то, что в последнее время интерес к нему неуклонно возрастает. Это неудивительно, поскольку именно от Белого журавля берут свое начало практически все направления боевых искусств, более-менее известные сегодня – это и все виды каратэ, и тэквондо, и китайский винчун, и даже индонезийские кунтао и силат. Изучение наследия Белого журавля позволяет по-новому взглянуть на традиционный набор ката, остававшийся «непонятным, но нужным» на протяжении без малого ста лет. Теперь, по прошествии многих лет, настала пора открыть эти сокровищницы, в которых содержатся не только множество эффективнейших приемов победы над противником на все случаи жизни, но и множество упражнений всестороннего развития тела, соединенных в простые, проверенные веками методики. Правильное раскрытие потенциала формальных комплексов журавлиных стилей позволяет приступить к реальному освоению внутренней энергии, освоить невиданный ранее диапазон тактических схем и технических действий.

Кунг-фу журавля очень многолико, и описать его возможности двумя словами практически невозможно. Скажем так: если бы мы хотели найти стиль, который содержал бы все те находки, которые были собраны практиками Южного Шаолиня за несколько сотен лет, то это как раз и был бы Белый журавль. Не случайно же он распространился по Юго-Восточной Азии подобно пожару, оказав неизгладимое влияние практически на все местные стили.

Только вот, к сожалению, формирование стиля завершилось слишком поздно, и пришлось как раз на серию революций и гражданских войн, которые полыхали в этом регионе в первой половине ХХ века. В новых условиях массированного применения скорострельного оружия и артиллерии всем было не до кунг-фу. Выжила только та малая часть, которая, закрепившись на Окинаве, получила поддержку японского правительства, и стала основой подготовки призывников. В этом виде она неизбежно подверглась сильному упрощению – но и несмотря на это сегодня, под именем каратэ покорила весь мир.

Однако более полувека, благодаря малочисленности школ, Белый журавль оставался в тени своих потомков. И поэтому, даже для экспертов ушу, сегодня закономерен вопрос: «Белый журавль – это что»? Несколько американских передач о боевых искусствах, авторы которых пытались как-то представить публике этот стиль, скорее вызвали недоумение, чем что-то прояснили. Действительно, зрелище человека, стоящего на одной ноге на высокой подставке, и при этом пытающегося уклониться от бросаемых в него метательных звезд, мягко говоря, не воодушевляет. Даже в известном мультфильме «Кунфу Панда» персонаж белого журавля все время остается на втором плане – потому что, банально, никто из консультантов не имеет представления о том, как же должен выглядеть в бою этот стиль.

Да, сегодня на просторах интернета крайне мало видео, где демонстрировались бы техники этого стиля, методы их наработки и применения. И уж тем более нет видео, где кто-либо показал бы боевые возможности этого стиля. Даже если вы пересмотрите все ролики, которые есть, вы увидите только пару одних и тех же базовых таолу, пусть и в исполнении разных людей. При этом применение стилевых элементов в этих видео либо отсутствует, либо показаны самые простейшие его варианты. Но техника журавля разработана таким образом, чтобы противник не мог ее «прочесть» с первого взгляда. Обманы зрения, скрытые неявные хитрости там присутствуют на каждом шагу, при кажущейся простоте. И суть проблемы сегодня в том, что в результате длительного упора на формальные комплексы очень многие из тех, кто практикует журавлиные стили сегодня, и даже преподает их, утратили реальный смысл исполняемых ими элементов. В итоге, можно сказать что весь стиль в целом нуждается в новом подходе, в детализации и даже реконструкции многих элементов.

С этой целью приходится вести поиск информации не только в самом «журавле» но и в родственных ему стилях, с которыми он некогда щедро делился своими секретами. Сравнение элементов аналогичных комплексов при таком подходе позволяет вернуть утраченное, и, зачастую, совершить настоящий переворот в представлении о том, как же собственно, выглядел журавль в бою.

Для многих будет полной неожиданностью то, что вам откроется. Вам не придется стоять перед противником на одной ноге и широко размахивать руками, подражая птице. Задача быть похожим на птицу основателями стиля не ставилась. Основной задачей всегда была сугубо практическая эффективность. Скрытые, малозаметные действия в реальном, уличном, очень плотном рукопашном бою, на той зыбкой границе, где уже кончается бокс и начинается борьба. И не случайно люди, познакомившиеся с нашими расшифровками базовой для каратэ ката Тэнсе, восклицают: «Да это же интеллектуальный ММА!!»

Действительно элементы стиля позволяют выполнять удары руками и ногами, броски и заломы – и все это на единой двигательной основе. Фрагменты изначального стиля, разъединившиеся некогда по разным причинам, и принявшие вид различных стилей журавля – Кричащего, Летящего, Кормящего и Спящего – по прежнему прекрасно дополняют друг друга. Их надо только собрать воедино.

Вот именно ради этой цели и создан проект « Fighting Crane » — дерущийся журавль.

Стиль журавля (хэцюань)

Еще один подражательный стиль – «Кулак журавля» (хэцюань) приобрел широкую известность не только в Китае, но далеко за его пределами. Родившись в провинции Фуцзянь в районе уездов Фучжоу, Путянь и Чанъюэ, всегда славившихся своими мастерами ушу, он быстро распространился по всей Юго—Восточной Азии. Правда, переход стиля «из рук в руки» не оставил неизменным его первоначальную форму. Сейчас существует по крайней мере четыре разновидности хэцюань, весьма не похожие друг на друга.

Расскажем раннюю историю хэцюань так, как о ней свидетельствует канон школы «Рассуждения о Кулаке белого журавля» (Байхэцюань лунь).

В годы правления императора Канси (1662–1773 гг.) в одной из деревень уезда Юнчунь провинции Фуцзянь поселился старый мастер Фань Чжэндун, по прозвищу «Слепящая ладонь», приехавший сюда из соседней провинции Чжэцзян. Единственной ученицей старика была его дальняя родственница – скромная и трудолюбивая девушка Фан Цинянь. Девушка любила наблюдать за играющими журавлями. Однажды Фань Цинянь сидела на поле, погруженная в грустные мысли о заболевшем отце, оставшемся в другой провинции. Из тяжелых раздумий ее вывел крик журавля, расположившегося неподалеку. Фань Цинянь, решив отпугнуть птицу, швырнула в журавля камнем. Каково же было ее изумление, когда журавль взмахом мощного крыла отбил камень, отшвырнув его далеко в сторону.

Девушка стала наблюдать за повадками журавлей: как они машут крыльями, клюют пищу, рвут ее клювами, взлетают, плавно опускаются на землю. Помнила она и уроки своего отца, который обучал ее шаолиньскому искусству. Через несколько лет на основе ее наблюдений родился необычный стиль, сочетающий технику шаолиньского прямого удара и круговые, размашистые удары «крыльями журавля». Она разработала и особую технику выброса силы во время движений ладонью, удары которой она взяла за основу своей школы (удары собранными в щепоть пальцами – «клювом журавля» – пришли в нее значительно позже). Вдох выполнялся через нос, выдох – через рот. Во время выдоха ци поднималось из области даньтянь в ударную ладонь и в зависимости от характера движений делилось на темное ци (иньци) и светлое ци (янци). Для упорядочения циркуляции ци в организме использовались протяжные крики, имитирующие крик журавля, отчего стиль стал называться «Кулак голосящего журавля» (ухэцюань). Сама же Фань Цинянь называла его «Шаолиньский кулак белого журавля» (шаолинь байхэцюань), или просто «Кулак белого журавля» (байхэцюань). Под этим названием он и вошел в историю.

Об искусстве «Голосящего журавля» прослышал известный мастер ушу Го Минь, который решил проверить, насколько силен этот стиль. Первоначально его смутило, что соперником оказалась женщина. Однако вряд ли Го Минь мог предположить, что не только не сумеет выйти победителем из поединка, но получит тяжелую травму и окажется надолго прикованным к постели. Через некоторое время он приказал своему сыну Го Ли пойти к женщине-бойцу в ученики.

Сыновья и ученики Го Ли развивали и обогащали стиль, вводили новые методы тренировки. Поскольку в сознании китайцев название «Белый журавль» связывалось с культом долголетия и сохранения здоровья, был разработан ряд методик саморегуляции, известный как «Искусство большого журавля» (даяньгун). Сегодня он используется уже вне контекста боевой практики для лечения болезней.

Базовые упражнения едины для всех «журавлиных» направлений, а основные принципы были сформулированы еще Фань Цинянь: «Пусть твои руки летают, как веера; убирай руку мягко, как вата; выбрасывай руку быстро, словно пускаешь стрелу». В основе техники стиля лежат круговые, широкие удары руками (а точнее – ладонями и предплечьями), наносимые хлестко и наотмашь, с мощным поворотом всего тела.

Многие знатоки и тем более сами последователи стиля не без основания относят байхэцюань к «внутреннему» направлению ушу, исходя из того, что здесь особое внимание уделяется принципам «выброса усилия». В ряде направлений байхэцюань приемы руками (а ими наносится большинство ударов) соотносятся с «пятью стихиями» – деревом, землей, огнем, водой и металлом. На основе «взаимоперехода» и «взаимоотрицания» этих «стихий» и строятся атака и нападение. Например, движение, соответствующее огню, представляет собой восходящий удар по дуге снизу вверх, будто взметающийся язык огня, движение, соответствующее воде, – удар сверху вниз, словно обрушивающиеся потоки водопада и т. д.

«Кулак журавля» перенял от этой птицы мягкую силу движений. Силу нельзя сломить силой, ей можно противостоять лишь плавностью и мягким уходом. На первом этапе последователь школы учится при виде соперника собираться с силами и противопоставлять ему свое техническое умение и физическую подготовку («видишь силу – породи силу»). Затем ученику объясняют способы мягкого ухода от ударов, «снятия» ударов с тела посредством некоторого проворота корпуса. Противник должен выбиться из сил в тщетных попытках достичь ударом цели («видишь силу – измени силу»). Наконец, ученик постигает искусство использования силы противника, как бы заимствуя у него силу, обращая ее против него самого: победить противника, прилагая минимум усилий, «отказавшись от силы». Так боевой, чисто «внешний» стиль (он даже генетически считается связанным с шаолиньцюань) постепенно переходит во «внутреннюю» форму, где «жесткое» физическое усилие отходит на задний план.

1 Батальон

Хэцюань представляет собой разновидность китайского боевого искусства под названием ушу. Хэцюань обозначает «кулак журавля«. Чаще всего название хэцюань используют для обозначения всех видов боевых искусств в стиле «журавля«. Таким образом, название хэцюань объединяет сразу несколько стилей: китайские и тибетские боевые искусства.

Многие легенды уверяют нас в том, что хэцюань появился именно в монастыре Шаолинь, а отцом его стал монах Цююэ (в миру известный, как Бай Юнфэн). По легендам этот монах создал «кулак пяти зверей«, от которого ответвился стиль журавля. Однако на самом деле Бай Юнфэн придумал не «кулак пяти зверей«, а «кулак пяти ступеней«. И соотнесение этих ступеней с образами 5 зверей произошло много позже.

Сам хэцюань известен обилием собственных подстилей. Мало распространён «тибетский журавль«, о котором практически ничего не известно. А вот техника «китайского журавля» — уже более изучена и доступна. Байхэцюань — так называется стиль китайского журавля, он же «кулак белого журавля«. Предания гласят, будто этот стиль придумала молодая девушка Фан Цинян, когда наблюдала за журавлями. Сегодня в байхэцюань имеется четыре подстиля: цзунхэцюань, минхэцюань, фэйхэцюань и шихэцюань.

Самым главным для любого журавлиного стиля считается комплекс саньчжань или «три войны«, иначе может звучать, как саньчжэн («три прямых«), или саньцзянь («три стрелы«), или санчин. Не зря появилось множество названий данного комплекса: каждый подстиль журавля привнёс в него что-то своё, следовательно, все эти комплексы несут в себе одну идею, однако в некоторых аспектах могут и различаться.

Также для любого стиля журавля типично опускание ци в даньтянь и в целом большая работа с даньтянь. Это нужно для лучшей координации внутренних и внешних аспектов ведения боя. Даньтань учит применять целых два вида усилия: «светлое» и «тёмное«. Обычно без этих чётко отработанных видов усилий всяческие приёмы в бою вообще бесполезны.

Говоря о другой разновидности стиля журавля — цзунхэцюань или «кулак журавля-предка«, стоит отметить главенствующую роль усилия встряхивания — «цзунцзин» во всём стиле. Поэтому иной раз стиль называют не иначе, как «кулак встряхивающегося журавля«. А другое название его — сухэцюань (т.е. «кулак ночующего журавля«) — объясняется тем, что воины цзунхэцюань ведут бой от контратаки.

Основа цзунхэцюань — встряхивающееся усилие — должно быть в руках, ногах и вообще во всём теле воина. Ученик цзунхэцюань учится вырабатывать данное усилие первые полгода. Зато мастер цзунхэцюань с лёгкостью касается противника в схватке при помощи встряхивающего усилия, и противник уже падает на месте либо отлетает далеко-далеко. Также данный стиль обучает работе с усилием сталкивания и с собирающе-расталкивающим усилием в ногах.

Разновидность стиля журавля минхэцюань обозначает «кулак голосящего журавля«. Здесь также присутствует выброс силы, однако он происходит методом подрагивания в каждом суставе, которые рождают один огромный ударный импульс под названием «усилие в один цунь«. При этом перед выбросом энергии происходит выкрик, по сути он и способствует этому выбросу, является его катализатором.

Ещё один журавлиный стиль фэйхэцюань переводится как «кулак летающего журавля«. Его особенностью является тактика пронизывания, которая исполняется будто полёт. В данном случае «пронизыванием» назван способ «распростирания на большой площади». Стиль предусматривает большое подражание журавлю, даже включает приём а-ля «хлопающие крылья«.

Также среди журавлиных стилей довольно значимым стал шихэцюань или «кулак кормящегося журавля«. Вести бой в стиле шихэцюань означает часто использовать пальцы, подражая тому, как журавль берёт пищу своим клювом. Также значитмые особенности шихэцюань отражены и в других его названиях: чжаохэцюань («кулак утреннего журавля») и бихэцюань («кулак встряхивающегося журавля»). Другими приёмами стиля стали внезапность удара и «методы действий руками пяти первостихий».

Основы шаолинского стиля — Белый журавль — Боевая сила и цигун — Ян Цзюньмин.

Название: Основы шаолинского стиля — Белый журавль — Боевая сила и цигун.

Автор: Ян Цзюньмин.

Основы шаолинского стиля Белый Журавль — одна из последних книг Мастера Яна. В ней автор подводит итог своей тридцатипятилетней практики этого боевого искусства и собственных изысканий в области теории цигун. Это первая книга, переведенная на русскийязык, в которой столь подробно разъясняется самая `эзотерическая` сторона китайских боевых искусств — теория и практика боевой силы цзинь, рождающейся в результате сочетания мышечной силы — ли и жизненной энергии ци. `Белый Журавль`, как он представлен ЯнЦзюньмином, — это целостная система биоэнергетического тренинга. В основе системы лежит многоуровневая классификация методик по принципу Инь — Ян. Уникальные комплексы упражнений цигун и цзиньгун стиля байхэ предназначены как для специалистов по боевым искусствам, так и для поклонников восточных оздоровительных систем.


«Белый Журавль» считается одним из самых эффективных южных стилей гун фу. Это прекрасный, яркий цветок, выросший в саду китайских боевых искусств. В боевом искусстве Белого Журавля акцент делается на внутренней тренировке И (или «ума мудрости») и ци. И должен вести ци. Этот стиль включает в себя великое разнообразие техник рук. Общий же принцип тренировки таков: «руки движутся мягко, а к цели приходят жестко». «Белый Журавль» специализируется на испускании «цзинь пружинистого встряхивания»; шаг легкий, ловкий и прочный.

Доктор Ян практикует гунфу Белого Журавля с молодости. Он глубоко изучил стиль «Журавль Предков» («Прыгающий Журавль»). Когда он выполняет свои комплексы, его цзинь проявляется очень мощно. Достичь такого уровня невозможно, если вы много лет не практиковали утонченное искусство.
Эта книга, «Основы шаолиньского стиля «Белый Журавль» объясняет самый фундамент гунфу Белого Журавля. В ней содержатся важнейшие и фундаментальные принципы этого стиля. А ведь недаром говорится: «Тренируешь кулак без работы-гун — в старости останешься ни с чем».

Предупреждение. 7
Благодарности. 10
Об авторе. 11
Предисловие. Мастер Лян Шоуюй. 14
Введение. 15
Часть 1. Общие понятия. 17
Глава 1.0 китайских боевых искусствах. 18
1-1. Введение
1-2. Краткая история китайских боевых искусств: Восток и Запад
1-3. Общие сведения о китайских боевых искусствах
1-4. Воинская мораль
Глава 2. О китайском цигун. 59
2-1. Введение
2-2. Ци, цигун и человек
2-3. Категории цигун
2-4. Тренировочная теория цигун
Глава 3. О боевых искусствах Белого Журавля. 113
3-1. Введение
3-2. Китайские боевые искусства, связанные со стилем «Белый Журавль»
3-3. Тренировочные теории стилей «Южного Белого Журавля»
3-4. Содержание стиля «Белый Журавль Предков»
3-5. Об этой книге
Часть 2. Цигун Белого Журавля (байхэ-цигун). 135
Глава 4. Теория. 136
4-1. Введение
4-2. Общая теория цигун боевых искусств
4-3. Теория цигун Белого Журавля
4-4. Резюме
Глава 5. Жесткий цигун стиля «Журавль» (хэ-чжуангун). 165
5-1. Введение
5-2. Неподвижный жесткий цигун (дингун)
5-3. Подвижный жесткий цигун (дунгун)
Глава 6. Мягкий цигун стиля «Журавль», или Гун Летящего Журавля
(фэйхэгун). 211
6-1. Введение
6-2. Неподвижный мягкий цигун (дингун)
6-3. Подвижный мягкий цигун (дунгун)
Часть 3. Цзинь Белого Журавля (байхэ-цзинь). 269
Глава 7. Теория цзинь. 270
7-1. Введение
7-2. Теория
7-3. Внешняя и внутренняя цзинь Глава 8. Цзинь Белого Журавля (байхэ-цзинь). 293
8-1. Введение
8-2. Структуры цзинь Белого Журавля
Глава 9. Заключение. 347
Издательство «София» рекомендует. 349

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы шаолинского стиля — Белый журавль — Боевая сила и цигун — Ян Цзюньмин. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Стиль журавля (хэцюань)

«Если для многих христианское миросозерцание поблекло, то сокровищницы символов Востока все еще полны чудес».

Западная цивилизация в различные периоды истории обращала свои взоры на Восток, пытаясь найти там разрешение собственных проблем. Китайской философией интересовались писатели Л. Н. Толстой и Дж. Сэлинджер, философ А. Швейцер, психолог К. Юнг, художник А. Матисс, кинорежиссер С. М. Эйзенштейн. Зачастую духовные поиски европейцев сталкивались с одним препятствием — восточным реалиям приписывались чисто европейские черты. Когда Запад узнал о китайских боевых искусствах ушу, то начались мучительные поиски аналога в рамках собственной культуры. Их называли и «самым эффективным методом боя», и «китайской оздоровительной гимнастикой», и «спортом ушу», им приписывали «кольцевую ударную технику, несущую несомненный вред людям». Наиболее показательным в этом плане являлся термин «китайский бокс» — удивительное и нелепое совмещение несхожих понятий Запада и Востока. И до сих пор для изучения ушу нередко используются наивно-экзотические представления позавчерашнего дня науки. Более того, сложилось даже представление, что ушу можно не изучать, но его можно просто придумать, выдумав историю, философию, технику. Стали создаваться «собственные» стили с пышнотропическим декором из легенд, отнюдь не принадлежащих китайскому фольклору. Плотной непреодолимой стеной перед поклонниками ушу встали трактаты по боевым искусствам, написанные на древнем китайском языке, требующем прекрасного знания как семантического строя языка, так и китайской истории и философии. Тем не менее регулярно предпринимаются попытки таких переводов, по большей части вызывающие искреннее восхищение лишь буйством фантазии переводившего. Итак, научное изучение ушу лишь только начинается.

Ушу занимает в истории Китая столь же важное место, как традиционная философия и живопись, каллиграфия и стихосложение и является неотъемлемой частью духовной культуры древней самобытной страны. Однако нередко технический аспект ушу заслоняет от нас его удивительную всеобъемлемость. Не случайно одним из терминов, которым обозначалось ушу в XVIII—XX вв., было «гунфу» (на Западе исказилось до «кунфу»), что означало «высшее мастерство», «подвижничество», затрагивающее все аспекты жизни.

Чтобы понять всю полноту боевых искусств, надо «припасть к источнику», углубиться в древние трактаты, хроники, жизнеописания. Словами древних трудов с нами говорят древние мастера, и нам очень важно знать, что же в действительности представляли ушу для жителя Китая, какое истинное место занимали боевые искусства в истории и культуре «Поднебесной империи». Этот предмет для отдельного исследования, основательного и подтвержденного фактами. Здесь же мы расскажем лишь о некоторых важнейших понятиях ушу, об одной из многочисленных категорий стилей, проиллюстрировав свое изложение традиционным комплексом ушу. Ушу неразрывно связано своими историческими, философскими корнями с той страной, с глубоким уважением к культуре и народу которой и писалась эта небольшая книга.

ВРАТА, ВЕДУЩИЕ К САМОМУ СЕБЕ

«Изучая кулачное искусство, надо прежде совершать добродетельные поступки, в мирских делах быть почтительным и скромным, не вступать в бой с другими людьми. Только таким образом можно стать истинным человеком и добродетельным мужем».

ВОЕННАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ДОРОГИ

«Книга о боевой технике» (XVIII в.)

Китайские боевые искусства представляют собой удивительно гармоничный сплав глубокой духовности и физического совершенства человека. Пожалуй, ни в одной другой стране мира мы не сможем обнаружить взаимоуравновешенное сосуществование неистовства боя и мудрой погруженности в тайны своей души. Все это делало бойца ушу испокон веков примером для подражания в Китае. Европейская традиция привычно отождествляла таких людей либо с воинами, «рыцарями без страха и упрека», бесстрашно демонстрирующими свое искусство перед каждым, кто посмеет задеть его честь, либо с ушедшими от мира отшельниками, отбросившими все мирские заботы. Постараемся уйти от навязанного стереотипа. Китайский мастер ушу был велик своей душевной щедростью, силой своего духа. И в то же время он был скромен и незаметен для окружающих. Не случайно мастеров сравнивали с зеркалом. Прохожий, глядя в него, замечает лишь свое отражение и не видит самого зеркала. В то же время зеркало объективно отражает происходящее, само нисколько не изменяясь, вечно оставаясь самим собой. Вероятно, именно поэтому имен лучших мастеров мы не знаем.

Китайская поговорка гласит: «Большая сила побуждает к великой мудрости». Мастер ушу никогда не уходил от мира, но в то же время по своей душевной мощи стоял; выше многих. Такому человеку была чужда показная демонстрация своего мастерства. На турнирах в свободных поединках, называемых лэйтай, сходились в основном умелые кулачные бойцы, хорошо знавшие технику ушу, но не постигшие до конца его внутренних глубин.

Двумя достоинствами должен был обладать благородный муж в Китае — в нем сочетались «военное» (у) и «гражданское» (вэнь) начала. Правителю династий Чжоу Чэн—вану (X в. до н. э.) история приписывает такие слова: «Обладающий гражданскими достоинствами и не обладающий военными не сможет править Поднебесной. Того же, кто обладает военными достоинствами и не обладает гражданскими, народ боится и не испытывает к нему любви. Когда военное и гражданское начала следуют вместе, мощь и добродетель достигают совершенства». Из глубокой древности пришел принцип, утверждающий, что «военная и гражданская- дороги идут вместе». В конфуцианстве — главенствующей политической и морально-этической доктрине традиционного Китая — считалось, что чиновник обязан не только блестяще знать сочинения древних классиков,, быть хорошим каллиграфом, но и свободно владеть мечом, алебардой, трезубцем. В этой связи широко распространялись рассказы об отце Конфуция, которого^ звали Шулян Хэ. В 650 г. до н. э. Шулян Хэ находился в рядах армии одного из китайских царств Лу, атакующих город Биян. Когда часть атакующих ворвалась в город, противник внезапно опустил ворота, отрезая тем- самым авангард луской армии. В этот критический момент Шулян Хэ сумел на одних предплечьях удержать, тяжелые ворота, сорвав план противника.

Не только чиновники владели ушу, но и сам император — Сын Неба — упражнялся с копьем и мечом. Император в III—IV вв. лично наблюдал за состязаниями воинов и чиновников по борьбе сянпу и цзяоди. Однако в ушу понятия «гражданское» и «военное» приобрели совсем иное содержание. Здесь речь шла о соположении в одном человеке мужества, блестящего владения техникой боя и духа высокой гуманности, тонкого чувствования души другого человека. Не случайно Конфуций называл знание, гуманность и смелость «тремя путями благородного мужа»: «Знающий не сомневается. Гуманный не тревожится. Смелый не боится», — говорил он своим ученикам.

В Китае сформировался особый кодекс «боевой морали» или «боевой добродетели» — удэ. Каждая школа ушу имела особые законы поведения, зафиксированные в письменном виде, которые должны были знать наизусть ученики и никогда не рассказывать о них непосвященным. Кодекс «боевой добродетели» знаменитого Шаолиньского монастыря прежде всего формулировал основную цель занятий ушу, свободную от агрессивности и драчливости: «Основная цель того, кто изучает эту технику, заключается в том, чтобы укрепить тело и дух. Он должен заниматься с рассвета до заката и не может прекращать занятия, как только ему вздумается».

Стиль журавля (хэцюань)

Стиль «Журавля» (хэцюань). Этот стиль приобрел широкую известность не только в Китае, но и за его пределами. Журавль — символ счастья и долголетия, ценился поэтами и художниками за благородство и грациозность движений. Хэцюань распространился на юге Китая в провинции Фуцзянь и являлся одним из ответвлений раннего шаолиньского стиля «Пять первопредков» (уцзуцюань).

В годы правления Канси (1662—1773) в одной из деревень уезда Юнфунь в провинции Фуцзянь появилась семья выходцев из соседней приморской провинции Чжэньдуна. Однаждыг Вань Цинянь сидела на поле, знал, что скромная и трудолюбивая женщина Вань Цинянь является дочерью и ближайшей ученицей одного из самых известных китайских мастеров ушу Ван Чжэньдуна. Однажды Вань Цинянь сидела на поле, погруженная в раздумья о своем отце. До нее дошли слухи, что он тяжело болен и нет надежды на выздоровление. Внезапно из задумчивости ее вывел протяжный крик белого журавля, расположившегося неподалеку. Вань Цинянь, решив отпугнуть его, швырнула в журавля камнем, думая, что он тотчас улетит. Каково же было ее изумление, когда журавль взмахом мощных крыльев отбил камень, отшвырнув его далеко в сторону. Вань Цинянь, будучи искушенной в технике ушу, решила приспособить широкие маховые движения журавля для поединка. Она разработала особую технику «выброса силы» во время движения ладонью, удары которой она положила в основу своей школы. Вдох производился через нос, выдох через рот. Во время выдоха ци поднималось из даньтянь в ладонь и в зависимости от характера движения делилось на темное ци (аньци) и светлое ци (минци). Для облегчения циркуляции ци в организме Вань Цинянь использовала крики, подобные звукам, издаваемым журавлем, откуда стиль и получил позже свое название — «Голосящий журавль» (ухэщоань), первоначально же он именовался стилем «Белого журавля» (байхэцюань). Широкими маховыми движениями, напоминающими расчесывание шерсти, можно было наносить хлещущие движения по глазам и горлу, отбивая удары соперника, снося его ударную конечность в сторону и открывая его для своей атаки.

Об искусстве «Голосящего журавля» прослышал один из известных мастеров ушу Го Минь, который решил проверить насколько силен этот стиль. Первоначально его смутил пол соперника, но увидев как Вань Цинянь, выполняет тао, решил что противник достаточно серьезен. Однако вряд ли Го Минь ожидал, что он не только не сможет выйти победителем, но сам получит тяжелую травму и окажется надолго прикованным к постели! Через некоторое время он приказал своему сыну Го Ли пойти к Вань Цинянь в ученики. Для Го Ли начались изнурительные тренировки: он отбивал ладонями тяжелые камни и мелкую гальку, хлесткими ударами учился переламывать толстые ветви, прыгал на высоких столбах. Наконец, строгая учительница назвала его своим продолжателем. Сыновья и ученики Го Ли Развивали и обогащали стиль, вводили новые методы тренировки. Был разработан ряд методик регуляции тока ци в организме, известный сегодня как «Искусство пьющего журавля» (даянь гун), используемый для лечения многих болезней.

Первоначально в стиле было четыре комплекса. На основе каждого из них с течением времени возник отдельный стиль. Самым ранним, как уже известно, был стиль «Голосящего журавля». Позже возник стиль «Журавль-предок» (цзунхэцюань), который раньше назывался «Ночующий журавль» (сухэ). Стиль «Журавль-предок» базируется на принципе «выброса силы», который был введен еще Вань Цинянь. Считается, что сила должна исходить не из какой-нибудь конкретной точки или, например, от бедер и плеч, а от всего тела. На основе этого отрабатывается пять базовых типов ударов: головой, плечом, локтем, коленом, бедром, называемых учжуан. Атака

Стиль журавля (хэцюань)

Главная страница / Боевые искусства Востока / Китай / Ушу / Южные стили / Хэцюань /

«Стиль журавля» — это общее название для нескольких стилей китайских и тибетских боевых искусств. Популярные истории обычно выводят происхождение стиля журавля из монастыря Шаолинь, утверждая, что когда монах Цююэ (мирское имя — Бай Юнфэн) создал «кулак пяти зверей», то одним из подстилей этого направления был именно стиль журавля. Однако современные исследования показали, что Бай Юнфэн создал не «кулак пяти зверей», а «кулак пяти ступеней», а соотнесение отдельных ступеней с образами зверей и птиц появилось гораздо позже.

Одной из разновидностей стиля журавля является «тибетский журавль». Иногда его смешивают с ламацюань, но похоже что это все-таки разные стили. О системе «тибетский журавль» известно очень мало.

Китайский стиль журавля — это байхэцюань (кулак белого журавля). Согласно легенде, когда в конце XVII века мастер Фан Чжангуан переехал из провинции Чжэцзян в уезд Юнчунь провинции Фуцзянь, он взял с собой и дочь — Фан Цинян. Фан Цинян часто наблюдала за журавлями, и объединила журавлиные движения с теми знаниями боевых искусств, которые ей передал отец. С тех пор этот стиль стал распространяться, и в настоящее время им занимаются на юге Китая, на Тайване и в странах Юго-Восточной Азии.

Постепенно, в ходе практики и обработки материала разными мастерами, из первоначального байхэцюань выделилось четыре отдельных стиля: цзунхэцюань, минхэцюань, фэйхэцюань и шихэцюань. Они хотя и близки друг другу благодаря общему происхождению, но имеют и различия.

Во всех стилях журавля базой является комплекс саньчжань («три войны»), в других написаниях — саньчжэн («три прямых»), саньцзянь («три стрелы»); в окинавском каратэ вариант этого комплекса известен под названием санчин (справедливости ради отметим, что в разных стилях журавля комплексы с одинаковыми названиями могут довольно сильно отличаться друг от друга). Во всех стилях журавля прорабатывают опускание ци в даньтянь, тренируют работу с даньтянь. В бою требуют координировать внутреннее и внешнее, использовать два вида усилия — «светлое» и «темное». Вообще, стиль журавля считается довольно сложным, так как требуется нарабатывать специальные виды усилия, без которых приемы в бою бесполезны.

Для выведения противника из равновесия в байхэцюань используют голову, плечи, локти, таз и колени. Ноги при постановке на землю словно укореняются. Для эффективной защиты центра и мощного проявления силы обе руки во время схватки держатся перед собой локтями вниз, как если бы они были связаны в локтях веревкой.

Стиль журавля (хэцюань)

Еще один подражательный стиль – «Кулак журавля» (хэцюань) приобрел широкую известность не только в Китае, но далеко за его пределами. Родившись в провинции Фуцзянь в районе уездов Фучжоу, Путянь и Чанъюэ, всегда славившихся своими мастерами ушу, он быстро распространился по всей Юго—Восточной Азии. Правда, переход стиля «из рук в руки» не оставил неизменным его первоначальную форму. Сейчас существует по крайней мере четыре разновидности хэцюань, весьма не похожие друг на друга.

Расскажем раннюю историю хэцюань так, как о ней свидетельствует канон школы «Рассуждения о Кулаке белого журавля» (Байхэцюань лунь).

В годы правления императора Канси (1662–1773 гг.) в одной из деревень уезда Юнчунь провинции Фуцзянь поселился старый мастер Фань Чжэндун, по прозвищу «Слепящая ладонь», приехавший сюда из соседней провинции Чжэцзян. Единственной ученицей старика была его дальняя родственница – скромная и трудолюбивая девушка Фан Цинянь. Девушка любила наблюдать за играющими журавлями. Однажды Фань Цинянь сидела на поле, погруженная в грустные мысли о заболевшем отце, оставшемся в другой провинции. Из тяжелых раздумий ее вывел крик журавля, расположившегося неподалеку. Фань Цинянь, решив отпугнуть птицу, швырнула в журавля камнем. Каково же было ее изумление, когда журавль взмахом мощного крыла отбил камень, отшвырнув его далеко в сторону.

Девушка стала наблюдать за повадками журавлей: как они машут крыльями, клюют пищу, рвут ее клювами, взлетают, плавно опускаются на землю. Помнила она и уроки своего отца, который обучал ее шаолиньскому искусству. Через несколько лет на основе ее наблюдений родился необычный стиль, сочетающий технику шаолиньского прямого удара и круговые, размашистые удары «крыльями журавля». Она разработала и особую технику выброса силы во время движений ладонью, удары которой она взяла за основу своей школы (удары собранными в щепоть пальцами – «клювом журавля» – пришли в нее значительно позже). Вдох выполнялся через нос, выдох – через рот. Во время выдоха ци поднималось из области даньтянь в ударную ладонь и в зависимости от характера движений делилось на темное ци (иньци) и светлое ци (янци). Для упорядочения циркуляции ци в организме использовались протяжные крики, имитирующие крик журавля, отчего стиль стал называться «Кулак голосящего журавля» (ухэцюань). Сама же Фань Цинянь называла его «Шаолиньский кулак белого журавля» (шаолинь байхэцюань), или просто «Кулак белого журавля» (байхэцюань). Под этим названием он и вошел в историю.

Об искусстве «Голосящего журавля» прослышал известный мастер ушу Го Минь, который решил проверить, насколько силен этот стиль. Первоначально его смутило, что соперником оказалась женщина. Однако вряд ли Го Минь мог предположить, что не только не сумеет выйти победителем из поединка, но получит тяжелую травму и окажется надолго прикованным к постели. Через некоторое время он приказал своему сыну Го Ли пойти к женщине-бойцу в ученики.

Сыновья и ученики Го Ли развивали и обогащали стиль, вводили новые методы тренировки. Поскольку в сознании китайцев название «Белый журавль» связывалось с культом долголетия и сохранения здоровья, был разработан ряд методик саморегуляции, известный как «Искусство большого журавля» (даяньгун). Сегодня он используется уже вне контекста боевой практики для лечения болезней.

Базовые упражнения едины для всех «журавлиных» направлений, а основные принципы были сформулированы еще Фань Цинянь: «Пусть твои руки летают, как веера; убирай руку мягко, как вата; выбрасывай руку быстро, словно пускаешь стрелу». В основе техники стиля лежат круговые, широкие удары руками (а точнее – ладонями и предплечьями), наносимые хлестко и наотмашь, с мощным поворотом всего тела.

Многие знатоки и тем более сами последователи стиля не без основания относят байхэцюань к «внутреннему» направлению ушу, исходя из того, что здесь особое внимание уделяется принципам «выброса усилия». В ряде направлений байхэцюань приемы руками (а ими наносится большинство ударов) соотносятся с «пятью стихиями» – деревом, землей, огнем, водой и металлом. На основе «взаимоперехода» и «взаимоотрицания» этих «стихий» и строятся атака и нападение. Например, движение, соответствующее огню, представляет собой восходящий удар по дуге снизу вверх, будто взметающийся язык огня, движение, соответствующее воде, – удар сверху вниз, словно обрушивающиеся потоки водопада и т. д.

«Кулак журавля» перенял от этой птицы мягкую силу движений. Силу нельзя сломить силой, ей можно противостоять лишь плавностью и мягким уходом. На первом этапе последователь школы учится при виде соперника собираться с силами и противопоставлять ему свое техническое умение и физическую подготовку («видишь силу – породи силу»). Затем ученику объясняют способы мягкого ухода от ударов, «снятия» ударов с тела посредством некоторого проворота корпуса. Противник должен выбиться из сил в тщетных попытках достичь ударом цели («видишь силу – измени силу»). Наконец, ученик постигает искусство использования силы противника, как бы заимствуя у него силу, обращая ее против него самого: победить противника, прилагая минимум усилий, «отказавшись от силы». Так боевой, чисто «внешний» стиль (он даже генетически считается связанным с шаолиньцюань) постепенно переходит во «внутреннюю» форму, где «жесткое» физическое усилие отходит на задний план.

Ссылка на основную публикацию