Средства защиты, тактика , ситуации | Karate-krs.ru

Средства защиты, тактика , ситуации

Смешанные единоборства (бои без правил MMA): UFC и Bellator!

ТАКТИКА ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

—>
Данная статья продолжает цикл, рассказывающий о тактике ведения поединка на основе методики Школы Чой.

Основной темой статьи является описание тактики защитных действий и принципов, позволяющих сделать свои действия в боевой ситуации эффективнее, а так же научиться адаптировать свои действия к сложившимся условиям.

Принципы, применяемые в защите, весьма схожи с принципами атакующих действий, что вытекает из принципа универсальности школьной техники. Одним из условий применения защитных действий является атака противника, который смог опередить защищавшегося и первым произвести атаку. Возможен и такой случай, при котором атакующий значительно превосходит защищавшегося по силовым, скоростным и техническим качествам, в этом случае также может быть выбрано ведение боя от обороны.

Принцип 1: «Противник заведомо сильнее»

Наглядно проиллюстрировать этот принцип в приложении к тактике защиты можно следующим образом. Принцип проиллюстрирован ниже на примере освобождения от захвата за грудь на 2 базовом движении.

Принцип 2: «Нарушение правильной стойки»

Атакуя, противник на короткий промежуток времени раскрывает удобные для атаки зоны, хотя в различных стилях боец приобретает специальную культуру движения, предназначенную для того, чтобы защитить их во время атаки от контратак противника. Неопытный боец, как правило, при атаке утрачивает культуру движения и делает себя мишенью для контратаки. С опытным бойцом справиться сложнее, приходится, выполняя защитные действия, вдобавок разрушать его правильную стойку. Рассмотрим нарушение правильной стойки на примере ухода в сторону приведенного ниже примера.

Принцип 3: «Уход в удобном направлении»

Выполняя уход с линии атаки можно не только выбрать удобную для себя дистанцию и произвести контратаку, но и поставить противника в положение, которое затруднит ему дальнейшие атакующие действия. Выполняя данную задачу, необходимо при уходе смещаться не внутрь относительно руки противника, а во внешнюю сторону, пытаясь так же зайти ему за спину. Выбор удобного направления ухода также проиллюстрирован на примере приведенного ниже ухода в сторону. — уход во внешнюю сторону по отношению к атаке противника, — уход во внутреннюю с последующим продолжением атаки противника.

Выход за спину противнику наиболее удачный тактический ход, потому что в этом положении противник имеет минимальные возможности к сопротивлению.. Пример защитной комбинации с последующим выходом за спину описан далее в разделе «Уход зигзагом.

Принцип 4: «Сохранение центра»

Уходя от атаки противника, немаловажно не потерять способность к дальнейшей быстрой и эффективной контратаке. Для этого необходимо при уходе выбрать правильное положение по отношению к противнику, которое позволит контратаковать с максимальным результатом. Правильный разворот, удобный для контратаки, показан ниже на примере ухода углом.

Итак, подведем итог: Защищаясь, необходимо, не теряя своих боевых возможностей, ставить противника в неудобное положение.
Схема 1, отражающая фазы защиты, делится на защиту, контратаку, поражение противника и его добивание или контроль. Все атаки так или иначе проходят через эти три фазы. В случае, если контратака не завершена, она с большой долей вероятности будет возобновляться. Сравнивая данную схему с со схемой, характерной для атакующих действий (БИП 2003/2), необходимо отметить, что здесь возникает новая фаза — защита, в остальном данные схемы идентичны. Поэтому контратакующие действия не будут рассматриваться так широко, как защитные действия.

Пример схемы 1: Фазы защиты на основе освобождения от захвата.

Фаза 1: Защита
Противник произвел захват двумя руками за грудь, защищающийся уклоняется от возможной атаки, осаживаясь в заднюю позицию, одновременно нанося удар локтем в челюсть противника, параллельно производиться подхват кисти противника.
Фаза 2: Контратака
Разворачиваясь в противоположную сторону, защищающийся осуществляет болевое воздействие на кисть противника, заставляя его согнуться.
Фаза 3: Поражение противника
Далее, удерживая кисть противника в болевом положении, защищающийся производит шаг ногой назад.
Фаза 4: Добивание и контроль

В этом положении есть возможность длительное время удерживать противника под контролем или эффективно произвести добивание.
Тактические действия при защите от атаки противника во многом сходны с действиями при атаке. Основные задачи таковы: выведение противника из строя; задержание противника, его дальнейший арест и допрос. Специфика защитных действий включает в себя также третью задачу — уход от поединка.

Поскольку две первые задачи были подробно освещены в предыдущей статье, то их описание опускается. Рассмотрим специфическую для защитных действий задачу — уход от поединка. Данная задача может быть решена двумя способами: 1) парирование атак противника без нанесения ему заметного вреда или уклон от них; 2) избежание схватки путем быстрого разрыва дистанции. Осуществить разрыв дистанции возможно, убежав на различное расстояние от противника или измотав его бегом. Пассивные оборонительные действия могут перейти в более активную фазу. Данный переход возможен при значительной угрозе жизни и здоровью защищающегося. В этом случае пассивная оборона сменяется задержанием или выводом противника из строя.

Рассмотрение техник будет представлено относительно двух параметров:
1. Характер атаки противника Атаки противника делятся на три категории:
— захваты соответствуют короткой дистанции боя
— удары руками соответствуют средней дистанции боя
— удары ногами соответствуют длинной дистанции боя
2. Комбинированные атаки
— Серийная атака (несколько ударов подряд)
— Групповая атака (несколько противников)
— Вооруженное нападение

Схемы 2,1 и 2.2 отражает взаимодействие данных параметров между собой. Схемы дают представление о дальнейшей структуре подачи материала.
«Освобождения от захватов» — это раздел, с которого обычно в Школе начинается обучение технике защитных действий. Короткая дистанция боя позволяет научиться чувствовать противника и грамотно реагировать на его действия. Данные навыки в последствие развиваются на более длинной дистанции боя. Обучение строиться по двум основным направлениям: 1) характер атаки противника; 2) базовые движения, на которых осуществляется защита. Совмещение двух параметров может быть представлено в виде таблицы, табличная система очень удобна для запоминания материала.

Рассмотрим простейший вариант таблицы на основе схемы 3.

Рассмотрим варианты освобождения от захвата за одежду на груди на 1, 2 и 3 базовом движении корпуса:

Вариант освобождения с использованием 1 базового движения корпуса:
Противник произвел захват двумя руками за одежду на груди, защищающийся отходит назад, прижимая руки партнера к себе. Данное положение позволяет нарушить устойчивую стойку противника и лишить его возможности продолжить атаку. Утягивание противника часто вызывает ответную реакцию, он пытается вырваться, прикладывая силу в противоположном направлении. Используя его силу, защищающийся отбрасывает его, нанося удар одной рукой в область горла, другой — в область солнечного сплетения (мечевидный отросток). В данном приеме используется маятниковая раскачка корпуса вперед-назад.

Вариант освобождения с использованием 2 базового движения корпуса:
Противник произвел захват двумя руками за одежду на груди, защищающийся уклоняется от возможной атаки, осаживаясь в заднюю позицию, одновременно нанося удар локтем в челюсть противника, и производится подхват кисти противника. Разворачиваясь в противоположную сторону, защищающийся осуществляет болевое воздействие на кисть противника, заставляя его согнуться. Далее, удерживая кисть противника в болевом положении, защищающийся производит шаг ногой назад. В этом положении есть возможность длительное время удерживать противника под контролем или эффективно произвести добивание.

Тактика защиты по уголовному делу

Тактика защиты по уголовному процессу — необходимый элемент деятельности адвоката, как профессионального представителя стороны защиты. Что включает в себя тактика защиты обвиняемого? — постараемся дать ответ, который поможет научиться отличать адвоката — стратега и тактика от формалиста.

Формирование тактики защиты определяется постановкой целей (стратегический аспект) и задач с учетом условий их реализации (тактический аспект).
Цели и задачи юридической защиты обусловлены интересами обвиняемых (подозреваемых), что необходимо учитывать при выработке версий защиты.

Реализация тактических задач защиты должна строиться на следующих принципах: ситуативность, планомерность, этичность, законность, принцип прогнозирования.

Юридическая защита направлена на эффективную защиту прав и интересов подозреваемого, обвиняемого и оказание ему действенной помощи.

Тактика защиты по уголовному делу — это в первую очередь способ юридической деятельности, способ действия.

Зачем подзащитному (обвиняемому) знать о тактике юридической защиты? — чтобы лучше понять работу своего защитника-адвоката по уголовному делу.

Версия защиты для обвиняемого — жизненная правда, в которой ему надо убедить седователя, а потом и судью.Одновременно версии защиты по уголовному делу — это один из видов криминалистических версий, которые следствие должно быть готово опровергнуть. Без грамотно выстроенной тактики задачи защиты невыполнимы.

Для уголовного процесса возможно выявление типовых версий защиты, выдвигаемых с учетом стандартных ситуаций по уголовным делам. Соответственно, типовые версии менее эффективны для целей защиты обвиняемого.

Версии — основа планирования защиты. Чтобы адвокат мог правильно определиться с инструментами юридической защиты ему необходимо не только знать обстоятельства произошедшего по уголовному делу, но и мотивы, которыми руководствовался его подзащитный.

Адвокат, являясь профессиональным участником уголовно-процессуальной деятельности, осуществляя юридическую защиту обвиняемого по уголовному делу, должен
своевременно усвоить и применить актуальную для той или иной ситуации тактику в силу профессиональной подготовки и опыта;
знать методы деятельности, влияющие на форму и содержание процессуальных действий по уголовному делу;
учитывать субъективные и объективные условия деятельности (расследования уголовного дела), отличающиеся от условий деятельности другого субъекта уголовно-процессуальной деятельности, например, следователя;
соблюдать соотношение интересов адвоката и подзащитного .

На эффективность реализации тактики юридической защиты, избранной адвокатом обвиняемого, оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы.

К числу объективных факторов относятся:

  • возможность получения информации (процессуальной и непроцессуальной);
  • наличие доказательств в материалах уголовного дела; сложность уголовного дела (тяжесть преступления, количество эпизодов, количество соучастников и т.д.);
  • наличие ресурсов для деятельности адвоката-защитника (время, материальные средства, транспортные средства, загруженность адвоката и т. п.);
  • этап судопроизводства (до возбуждения уголовного дела, в начале расследования, окончание, в судебных стадиях до вступления приговора в законную силу, после вступления приговора в законную силу).

    Кроме того, нормы действующего УПК РК не предоставляют равных прав сторонам — обвинение располагает большим набором средств для сбора доказательств, чем сторона защиты — в ныне существующем уголовном процессе полномочия защитника по уголовному делу хотелось бы расширить и уточнив его процессуальный статус сторон в уголовном процессе, дефиниции средств и способов защиты.

    К субъективным факторам выработки и реализации тактики юридической защиты относятся:

  • психологическое состояние участников процесса;
  • психологическое состояние адвоката-защитника;
  • взаимоотношения адвоката-защитника с другими участниками процесса, включая следователя, дознавателя и других представителей органов, ведущих уголовный процесс, а также и с самим подзащитным;
  • профессиональная подготовка и опыт адвоката-защитника;
  • действия, предпринятые участниками процесса и адвокатом-защитником;
  • владение адвокатом-защитником информацией о ситуации защиты;
  • взаимоотношения участников процесса между собой.

    Сравнительная таблица «Тактики защиты, помощи, содействия и взаимодействия».
    методическая разработка

    В таблице дана краткая характеристика тактик как частей целостной стратегии социально-педагоггической поддержки обучающихся в процессе их социализации. Разработкой тактик педагогической поддержки занимались ученые Н.В.Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М.Юсфин. Использована литература этих авторов «Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика».

    Вложение Размер
    taktiki_podderzhki_obuchayushchihsya.docx 21.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»

    Методическая разработка по теме

    «Основные тактики социально–педагогической поддержки обучающихся».

    Гребенюк Елена Павловна

    Педагог, реализуя социально-педагогическую поддержку обучающихся в процессе их социализации, в зависимости от конкретной решаемой задачи, использует различные способы взаимодействия с учеником – тактики («защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие»).

    У социально-педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача – помочь ребенку стать хозяином своей жизни. Деятельность педагога направлена на развитие уникальности обучающегося, на становление его индивидуальной позиции в жизни, поддержку его самостоятельности становления как личности в процессе социализации. В связи с этим умение пользоваться тактиками позволяет педагогу быть гибким и мобильным, оказывая поддержку обучающемуся в конкретной ситуации.

    Сравнительная таблица «Тактики защиты, помощи, содействия и взаимодействия».

    Тактики социально-педагогической поддержки

    Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме.

    Ситуация: ребенок — «белая ворона», «гадкий утенок», «не такой как все».

    Позиция педагога: «педагогическая адвокатура», «буфер».

    Задача педагога: не разоблачать общественные пороки, а помочь конкретному человеку.

    Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме.

    Ситуация: дети блокируют свою активность, защищаясь от проблемы, обучающийся разочарован в себе и в людях, испытывает страх перед внешней оценкой.

    Позиция педагога: создать условия для « реабилитации » людей в глазах обучающихся.

    Задача педагога: восстановить у обучающихся ощущение собственной значимости для других людей, помочь преодолеть свой страх.

    Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме.

    Ситуация: ребенок объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств», у него стабильное эмоциональное состояние, самооценка не занижена.

    Позиция педагога: занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего». Избегает позиций «советчика» и «эксперта», находится с обучающимся в диалоге, выступает «рефлексивным зеркалом».

    Задача педагога: развить критические, аналитические способности у обучающегося, сконцентрировать эти способности на осознание того, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решений.

    В тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогал обучающемуся сосредоточиться на своих «могу», то тактика «содействия» направлена на желание искать и обретать смысл своих «Я хочу». В тактике «содействия» в отличие от тактики «защиты» педагог не убирает с пути обучающегося преграды, на которые тот наталкивается.

    Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме.

    Ситуация: обучающийся готов к совместной проектной деятельности с педагогом.

    Позиция педагога: договорные отношения с обучающимся.

    Задача педагога: помочь обучающемуся приобрести опыт проектирования совместной деятельности.

    В тактике «содействия» обучающийся познает себя. Оценивает свои способности обходиться без «буфера», без чужой помощи встречать свою проблему. А в «договорной связке» с педагогом может осилить то, что одному пока не под силу.

    Вывод: В конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик или сочетает несколько, следуя развитию событий. Каждая из тактик требует от педагога умения занимать определенные позиции и осуществлять определенные действия.

    Тактика применения атакующих и защитных приемов

    Атакующие и защитные приемы самозащиты без оружия применяются:

    1) в ситуациях, возникающих в результате инициативы со стороны сотрудника для пресечения правонарушения или обезвреживания преступника;

    2) в ситуациях, возникающих в результате необходимости защиты граждан и себя от нападения и угроз.

    Обычно такие ситуации считают характерными. К ним следует относить ситуации, наиболее часто возникающие в служебной деятельности сотрудников УИС.

    Исходя из содержания основных задач, стоящих перед сотрудником, можно выделить два основных направления развертывания ситуаций. Первое направление включает все ситуации, связанные со служебно-целевой деятельностью, которая заключается в задержании и доставлении преступника. Такие ситуации называются служебно-целевыми. Второе направление характеризуется ситуациями, возникающими при защите от нападения, угрозе жизни, здоровью граждан или самого работника УИС, при обнаружении совершающегося преступления. Такие ситуации называются встречно-агрессивными.

    В ситуациях первого направления выделяются две основные группы: группа ситуаций сковывания и сопровождения правонарушителей и группа ситуаций личного досмотра и связывания задержанного.

    В ситуациях второго направления выделяются также две основные группы: группа безоружных угроз и группа ситуаций вооруженных угроз.

    Служебно-целевые и встречно-агрессивные ситуации, являясь наиболее общими в служебной деятельности сотрудников, в каждый конкретный момент схватки с правонарушителями имеют свои частные стороны, которые зависят от различных факторов, сопровождающих данный момент схватки. Эти факторы создают то многообразие ситуационных явлений, которое определяет меру противодействия сотрудника преступнику, а также возможности пресечения тех или иных преступлений.

    Наиболее сложные для сотрудника ситуационные явления возникают при сбивающихся факторах, снижающих боеспособность сотрудника в схватке и мешающих эффективному проведению БПБ.

    Исходя из характеристики направленности сбивающихся факторов, их относят к двум направлениям. Первое направление сбивающихся факторов характеризуется их вне им проявлением, создающих различную обстановку и условия схватки (объективные факторы).

    Второе направление сбивающихся факторов характеризуется проявлением индивидуальных свойств организма сотрудника, способствующим созданию различных обстоятельств и состояний организма в момент схватки (субъективные факторы).

    Тактика применения атакующих приемов

    Самозащиты без оружия

    Для эффективного применения болевых приемов необходимо:

    — выполнить захват эффективнее противника;

    — определить его при вхождении в основную фазу выполнения боевого приема;

    — правильно использовать вес, длину рычагов и направление движения противника;

    — закончить выполнение приема очень сильным и быстрым движением так, чтобы болевое воздействие на противника позволяло овладеть им, но не травмировать, если он перестал сопротивляться;

    — уметь переходить от одного приема на другой, если не получился первый.

    Для эффективного применения бросков необходимо:

    — иметь устойчивость на поверхности опоры в момент броска, необходимую для проведения броска, т.е. выше, чем устойчивость противника;

    — бросок совершать в том направлении, в котором перемещается тело противника;

    — на выгодных условиях для себя использовать свой вес и вес противника, а также разность антропологических показателей своих и противника;

    — уметь переходить от одного приема к другому, если не получился

    Для эффективного применения ударов необходимо:

    — сохранять необходимую дистанцию с противником;

    — удар наносить без замаха, очень быстро, что позволяет его выполнить за кратчайшее время. Несмотря на снижение проявляемого усилия при таком ударе, минимальное время его выполнения делает его эффективным в силу малой возможности провести от него защиту. И, наоборот, при замахе для увеличения силы удара возрастает время его проведения, что позволяет эффективно провести защиту от него различными способами;

    — удар наносить в зоны (точки) поражения, т.е. уязвимые места тела противника;

    — снижение силы удара при быстроте его производства компенсировать уменьшением контактной поверхности, которая наносит удар по телу противника;

    — уметь переходить от одного приема к другому, если первый оказался неэффективным.

    При схватке с численно превосходящим противником рекомендуется использовать только удары, так как другие приемы с использованием захвата не позволяют решать задачу противодействия одновременно нескольким противникам.

    При отрицательной разнице антропометрических показателей и физической силы между сотрудником и задерживаемым первоначальное использование бросков и болевых приемов также неэффективно. В этих случаях следует применять сначала удары, подавляя сопротивление задерживаемого, и только затем переходить к болевым приемам для сковывания и доставления.

    Если в момент схватки сотрудник слабее физически, чем его противник, то для сковывания можно предварительно использовать нанесение ударов в точки поражения, что не требует значительных физических усилий, но приводит к подавлению активной деятельности задерживаемого.

    Точки поражения тела человека и возможные последствия

    При воздействии на них

    Расположение болевой точки Характеристика воздействия Результаты
    Слабого воздействия сильного воздействия
    Висок Удар кулаком или ребром ладони Оглушение Кратковременное ослепление
    Глаза Удары пальцами («тычок») Кратковременное ослепление Потеря глаза (глаз)
    Переносица Удар кулаком или ребром ладони Кратковременное ослепление, кровотечение Потеря двигательной способности, болевой шок
    Нижняя часть носа Прямой удар кулаком Сильная боль, кровотечение Сотрясение мозга, болевой шок
    Подбородок Удар кулаком Оглушение Потеря сознания, сотрясение мозга, падение
    Боковая поверхность шеи Удар ребром ладони Сильная боль Кратковременная потеря боеспособности, потеря сознания
    Горло Удар кулаком или ребром ладони Потеря дыхания, рвота Потеря сознания, возможна смерть
    Затылок Удар кулаком Сильная боль, оглушение, потеря ориентировки Сотрясение мозга, возможна потеря сознания, временная потеря зрения
    Основание шеи Удар кулаком, ребром руки Оглушение Сотрясение мозга, возможна смерть
    Область сердца Прямой удар кулаком Сильная боль, со- стояние потрясения Возможна остановка сердца, потеря сознания
    Солнечное сплетение Удар пальцами или кулаком прямо Сильная боль, потеря боеспособности Потеря сознания, возможна остановка сердца, «нокаут»
    Печень Удар кулаком или ногой Сильная боль Потеря сознания, возможна смерть при разрыве печени
    Паховая область Удар ногой Сильная боль, потеря боеспособности Болевой шок, возможна смерть
    Почки Удар кулаком или ногой Сильная боль Шок, потеря сознания
    Локтевой сгиб Удар кулаком или ребром ладони Временная потеря чувствительности Разрыв связок
    Локоть выпрямленной руки Удар ребром ладони, кулаком или предплечьем Временная потеря чувствительности Вывих или перелом
    Коленный сустав Удар носком, каблуком или внешней частью ступни (особенно эффективен удар под углом 45′ спереди или с наружной стороны колена) Сильная боль, потеря двигательной способности Вывих или перелом, отрыв
    Голень Удар носком, каблуком или внешней частью ступни Сильная боль, временная потеря двигательной способности Перелом
    Верхняя часть икроножной мышцы Удар носком, каблуком или стопой Острая боль Судороги
    Ахиллово сухожилие Удар ногой или ущемление Острая боль Разрыв сухожилия

    Для эффективного применения удушений необходимо:

    — находиться в таком опорном положении, которое бы позволяло усилия всего тела концентрировать в конечностях, производящих удушение;

    — уметь использовать свое тело и тело противника, а также одежду свою и противника для удушения;

    — применять удушение в зависимости от ситуации, предотвращая доступ воздуха в легкие путем перекрывания доступа воздуха через горло или останавливая движение диафрагмы сдавливанием грудной клетки;

    — использовать массу своего тела для повышения эффективности усилий для удушения противника;

    — уметь переходить от одного удушения к другому при изменении ситуации.

    Достаточно важным теоретическим фактором задержания является форма одежды, которая создает психологический эффект. В связи с этим плановое задержание в присутствии окружающих без участия сотрудника в милицейской форме проводить не рекомендуется.

    Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

    Тактика применения специальных средств

    Одним из главных отличий является изучение дисциплины «Тактика применения специальных средств».

    В процессе обучения студенты знакомятся с теми средствами, которые им придется использовать в ходе их дальнейшей работы в силовых структурах. Это актуально, в том числе, и для тех, кто будет работать в военно-юридической сфере, а также для всех, кто решит строить карьеру в сфере детективной или охранной деятельности (выпускник может стать руководителем охранного подразделения или службы безопасности в коммерческой организации).

    Обучение по данной дисциплине проводится как на теоретическом, так и на практическом уровнях.

    В этой статье мы постараемся ответить на самые часто задаваемые вопросы, связанные с пониманием того, как изучают тактику применения специальных средств и зачем данная дисциплина нужна студентам-юристам.

    Что же такое «специальные средства»?

    Специальные средства – это комплекс различных устройств, используемых в работе правоохранительных органов, спецслужб, а также в некоторых организациях частного сектора.

    Условно специальные средства можно разделить на средства индивидуальной защиты, а также средства активной обороны.

    К средствам индивидуальной защиты относят: бронежилеты, бронешлемы, щиты и прочие защитные элементы экипировки.

    К средствам активной обороны относят: палки специальные, газовое оружие, средства ограничения подвижности, электрошоковые и светошоковые устройства и многое другое.

    Кроме этого, стоит отметить, что студенты изучают особенности использования средств обеспечения специальных операций: водометы, бронемашины и прочее.

    Как тактика применения специальных средств связана с юридической профессией?

    — Большинство силовых ведомств так или иначе используют в своей деятельности специальные средства, это связано как с характером выполняемой работы, так и с законодательными предписаниями.

    В некоторых законах обозначено, кто и зачем использует специальные средства:

    • Федеральный закон «О полиции». Основная часть должностей в Полиции, подразумевает юридическое образование. Полицейский это не только сотрудник патрульно-постовой службы, но и следственный или оперативный работник. В своей работе они могут быть вынуждены использовать специальные средства (для предотвращения правонарушения, для задержания лица, для обеспечения безопасности), более подробно об этом сказано в статье 21 указанного закона.
    • Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Работа на некоторых должностях в таможенных органах, ориентирована на специалистов со знанием права. Для обеспечения безопасности, а также для борьбы с правонарушениями, работники таможенных органов могут использовать специальные средства. Более подробно об этом сказано в статье 28 указанного закона.
    • Федеральный закон «О федеральной службе безопасности». Статья 14 указанного закона, устанавливает право работников этой службы, на использование специальных средств. Это обусловлено тем, что оперативные сотрудники или следственные работники, в ходе своей работы – задерживают преступность или обеспечивают безопасность тех или иных лиц.
    • Федеральный закон «О следственном комитете Российской Федерации». Статья 22 закона, говорит о том, что сотрудники Следственного комитета имеют право на ношение и хранение специальных средств, что естественно может быть им необходимо, в ходе выполнения служебных обязанностей.
    • Ряд нормативных актов устанавливает, что специальные средства используются в военно-юридических подразделениях (военно-следственное управление, военная полиция и так далее), а также в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН).
    • Ранее отмечалось, что специальные средства могут использоваться не только государственными служащими, но и в частной сфере. Об этом сказано в Законе «О частной детективной и охранной деятельности».

    Более детально с этой дисциплиной вы ознакомитесь на втором курсе обучения по программам специалитета.

    Тактика применения защитных приемов самозащиты без оружия

    Угрозы ударить сотрудника ногой или рукой — наиболее распространенные в ситуациях противоборства. Угроза для сотрудника считается реальной с момента подготовки к удару или замаха нападающего, то есть когда нападение становится явным. Угрозы ударить сотрудника предметом характеризуются наличием угрожающих предметов. В помещениях такими предметами могут быть посуда, стулья, табуретки, на местности — камни, палки, другие находящиеся рядом предметы.

    Для эффективного применения блоков необходимо:

    • — свободно перемещаться, не позволяя противнику приблизиться вплотную;
    • — быстро ориентироваться, определяя, в каком направлении и какой блок произвести для защиты (вверху, внизу, сбоку, прямо, спереди, сзади, с какой-либо стороны);
    • — иметь очень жесткую систему всех звеньев тела при выполнении блоков руками от ударов сверху, снизу, сбоку и очень подвижную систему всех звеньев тела при выполнении блоков руками от прямых ударов (тычком);
    • — при выполнении блока быть готовым к другому блоку в целях защиты от другого удара и нанесения ответного удара.

    На сегодняшний день получили широкое распространение метательные предметы, такие как «звезды», дротики, ножи.

    Для защиты от метаемого предмета используются два основных вида тактических действий: подставка под летящий предмет и маневрирование (уход из зоны поражения). Тактика применения подставок используется на начальном этапе атаки противника. Эти действия обеспечиваются с применением специальных или подручных средств.

    Маневрирование используется в ситуациях, когда на защиту остаются минимальные отрезки времени, и в этих случаях необходимо оценить и выполнить самое короткое, быстрое, но надежное движение для своей защиты.

    На дальнем расстоянии целесообразно использовать укрытия и тактику широкого маневрирования, перемещая тело маятником, прыжком, уклоном. Для защиты от взрыва гранаты при отсутствии укрытия необходимо выполнить длинный прыжок в сторону от предполагаемого места взрыва и занять положение лежа на животе, руки на затылок, ногами в сторону взрыва, держа их на месте.

    Для эффективного применения подставок необходимо:

    • — защищать свои уязвимые места такими частями тела, которые хорошо защищены от ударов;
    • — подставлять под удар те части тела, которые легче его переносят;
    • — мгновенно ориентироваться и использовать подручные предметы для подставки, чтобы защищаться от удара или летящего предмета;
    • — выполняя подставку чем-либо, стремиться убрать свои уязвимые места от встречи с контактной поверхностью нападающего или летящего предмета.

    Для эффективного применения освобождений от захватов необходимо:

    • — не допускать качественного захвата со стороны нападающего;
    • — при обхватах противником туловища, используя вес своего тела, опускаться вниз, приседая, садясь на ягодицы, колени, одно колено, одновременно стремясь разъединить руки противника и нырком, выседом, уходом или другим способом выйти из контакта с противником;
    • — при захватах противником частей тела и одежды создавать вращающий эффект в месте хвата так, чтобы этот хват разрывался от такого вращения захваченной частью тела или одеждой;
    • — использовать от освобождения от разных захватов вращения захваченных частей, надавливания и удары по телу атакующего, разрывание захватов тягой за пальцы, ладони, конечности, скручивания головы и других частей тела противника, броски, удушающие и болевые приемы. Угроза ножом характеризуется хваткой ножа. Хватка ножа, при которой лезвие направлено от большого пальца, дает возможность бить снизу, прямо (тычком), сбоку. Хватка ножа, при которой лезвие направлено от мизинца, дает возможность бить сверху, сбоку, снаружи, сбоку изнутри (наотмашь).

    Угроза различными острыми предметами характеризуется наличием, например, топора, ломика, шила (напильника), фехтовального оружия.

    Угроза короткоствольным оружием может осуществляться наведенным на сотрудника оружием или путем доставания оружия из одежды. Причем если угроза осуществляется пистолетом, то средства и методы защиты будут одни. При угрозе обрезом, когда он держится двумя руками, средства и методы защиты могут быть другими.

    Угроза длинноствольным оружием характеризуется направлением угрозы. При угрозе спереди легче производить оценку ситуации и выбор средств защиты. При угрозе сзади задача оценки ситуации усложняется.

    Эта характеристика позволяет в наиболее общих формах выработать систему сохранения боеспособности сотрудника, а также рекомендовать примерный перечень навыков, необходимых сотруднику.

    Для эффективного проведения обезоруживания необходимо:

    • — использовать маскировку своих действий;
    • — уметь маневрировать телом и конечностями;
    • — уметь создавать необходимую дистанцию между собой и противником в зависимости от того оружия, которым угрожают;
    • — применять приемы обезоруживания в зависимости от исходящей угрозы (типа оружия или предмета, количества нападающих). Если нападающий один — осуществлять отбор оружия, при нескольких нападающих — использовать ударные приемы обезоруживания.

    В последнее время очень часто применяется газовое оружие. Оно имеет два основных вида воздействия на организм человека: нервно- паралитическое и слезоточивое. Нервно-паралитическое воздействие парализует на некоторое время деятельность человека. Слезоточивое воздействие поражает слизистую оболочку дыхательных органов (сильное удушье) и органов зрения (обильное слезоотделение, отключение органов зрения). По продолжительности эти воздействия на организм человека могут быть от нескольких секунд до десятков минут (в зависимости от дозы, активности газа, температуры воздуха, погоды и т. п.). Существуют различные типы газовых пистолетов и ружей. В своей основе они бывают двух типов: обычное оружие, которое при помощи специальной насадки может быть использовано для стрельбы газовыми патронами, и непосредственно газовые пистолеты и ружья, которые не могут использоваться для стрельбы обычными патронами. В основном это 3-12-зарядное оружие. Для увеличения воздействия газовой струи используются специальные насадки. Газовые патроны напоминают патроны для холостой стрельбы со сжатыми к центру концами. Эти патроны имеют определенный срок годности, после чего воздействие газа постепенно утрачивает свою силу. Глубина воздействия газовой струи у очень мощных патронов около 10-12 м, наиболее уязвимое воздействие на расстоянии 2-3 м.

    Кроме того, преступниками могут использоваться газовые баллоны, заряженные нервно-паралитическим или слезоточивым газом. Радиус их действия в основном 1-1,5 м.

    Тактика защиты и обезоруживания преступника, угрожающего газовым оружием, при угрозе на близком расстоянии заключается в уходе из-под возможного действия струи с захватом руки противника изъятием оружия. При этих действиях рекомендуется сделать наибольший вдох и остановить дыхание. При защите на дальнем расстоянии — увеличить дистанцию и уйти из-под возможного действия струи, также временно приостановив дыхание и прикрывая органы зрения.

    ТАКТИКА И МЕТОДИКА ЗАЩИТЫ В СУДЕБНОМ РАЗИРАТЕЛЬСТВЕ

    Проблемы защиты по уголовным делам наиболее оптимально можно рассматривать с позиций следователя, являющегося создателем следственных ситуаций, в которых защитник выступает в роли заложника двух противоположных позиций — подзащитного и следователя. Для того чтобы защитник в данной ситуации не оставался простым наблюдателем либо «безучастным» лицом, пассивно идущим за следователем, необходимо прежде всего выработать стратегию и тактику защиты. Как бы эффектно не был составлен план защиты, как бы замечательно не были выражены основные тезисы и удачные контрудары, которые в состоянии подвергнуть сомнению всю обвинительную версию, процесс защиты вряд ли сложится в единое целое без кардинальной стратегии.

    Стратегия — это генеральная программа действий защитника на весь период предварительного следствия и судебного разбирательства, включая и кассационное производство.

    Стратегия — это искусство руководства процессом защиты.

    Стратегия распространяется на:

    • — собственную деятельность защитника;
    • — деятельность коллег, включенных в профессиональные контакты;
    • — деятельность участников следственных действий, т. е. прямых партнеров профессионального межличностного взаимодействия.

    Стратегия защиты носит сугубо субъективный характер, в ней отражается весь защитник: его способность к оперативному анализу, прогнозированию, построению версий, планов, их оперативной и продуктивной реализации, способность к рациональной оценке выполненной работы и своевременной корректировке дефектов работы.

    Стратегия защиты при многообразии вариантов может строиться в нескольких направлениях.

    Существуют три основные стратегические линии, типа (или стратегии) защиты:

    • 1. Вся деятельность адвоката направлена на полное оправдание подзащитного, который не признает себя виновным в полном объеме предъявленного обвинения. Данная стратегия может разрабатываться и осуществляться только в том случае, когда не только сам подзащитный, но и защитник убеждены в полной невиновности и отсутствии доказательств, подтверждающих событие преступления, состав преступления, а также в наличии других обстоятельств, которые являются основанием для прекращения уголовного дела.
    • 2. Вся деятельность адвоката направлена на оправдание подзащитного по отдельным эпизодам преступной деятельности и поиск смягчающих обстоятельств по эпизодам, признаваемым клиентом.
    • 3. Вся деятельность адвоката направлена на поиск смягчающих вину обстоятельств по эпизодам, полностью признаваемым подзащитным.

    Существует еще один вариант стратегии, который следует рассматривать отдельно, не включая в основные, — это стратегия молчания, когда подзащитный отказывается отвечать на вопросы следователя на допросе, отказывается участвовать в других следственных действиях.

    При характеристике выделенных основных стратегических линий защиты следует учитывать фундаментальное положение, использование которого позволит разработать и осуществить наиболее адекватную стратегию защиты. Речь идет о здравом смысле. «Здравый смысл есть основание адвокатского искусства. Здравый смысл, этот неоценимый сотрудник всех человеческих начинаний, имеет величайшее значение в адвокатском искусстве. Это то исключительное и единственное качество адвоката, без которого все прочие будут лишними; а есть здравый смысл — почти ничего другого и не надо».

    Первый тип стратегии защиты довольно часто встречается в адвокатской практике, правда, насколько он эффективен (точнее, неэффективен), известно всем. И проблема здесь чаще всего не в том, что адвокат выбрал неверную стратегию защиты из-за своего недобросовестного отношения или по незнанию и иным причинам, всецело зависящим от защитника. Проблема в соблюдении адвокатом правила — «непризнающийся подзащитный не может иметь защитника, признающего его вину». Это правило закреплено в п.2 ч.1 ст.9 Кодекса профессиональной этики адвоката, где говорится, что адвокат не вправе «занимать по делу позицию и действовать вопреки воле доверителя». Поэтому, как бы для адвоката ни была понятна ущербность данной стратегической линии защиты, он не может перейти на другую, более привлекательную и результативную. Но в отдельных случаях адвокат все-таки может воспользоваться данным типом стратегии.

    Прежде всего, данный тип стратегии защиты следует избрать в тех случаях, когда адвокат видит реальные основания для прекращения производства по делу (ст.ст. 24-25, 27-28 УПК РФ).

    Следующим основанием для использования данного типа стратегии является заблуждение подзащитного в существенных обстоятельствах дела, когда сделанное им признание своей вины содержит юридическую ошибку (например, по делам об изнасиловании — явка с повинной лица при отсутствии заявления потерпевшей и ее нежелание привлекать его к уголовной ответственности).

    Следует отметить, что данная стратегическая линия требует большого напряжения сил и средств, но все-таки ограничена не желанием упорной борьбы за получение и оценку доказательств, а стремлением убедить следствие и суд в наличии оснований для прекращения дела.

    Второй тип стратегии защиты может быть избран при наличии следующих обстоятельств:

    • — подзащитный признает не весь объем предъявленного подозрения. Это может касаться его участия в отдельных эпизодах преступной деятельности (он признает не все эпизоды совершенных деяний); он не признает наличия в его действиях квалифицирующих обстоятельств (например, совершения преступления группой); он отрицает причинную связь между совершенным деянием и наступившими последствиями (смерти потерпевшего по неосторожности или иных тяжких последствий).
    • — подзащитный не признает размер ущерба, причиненного преступлением. Особенно это касается размера материального возмещения морального вреда, причиненного преступлением, когда поведение потерпевшего имело виктимный характер.
    • — подзащитный требует надлежащей оценки виктимного поведения потерпевшего, рассматривая его в качестве дополнительного основания для освобождения его от уголовной ответственности. В этой ситуации адвокат должен предупредить подзащитного о том, что провоцирующее поведение потерпевшего и возможные мотивы этого требуют установления, и значительная роль в этом будет принадлежать стороне защиты.
    • — подзащитный требует правильной юридической оценки его действий, выражает свое несогласие с квалификацией.
    • — подзащитный оспаривает наличие в его действиях отягчающих обстоятельств, указывает на исключительные и смягчающие обстоятельства.

    Следует отметить, что второй тип стратегии защиты — основной, наиболее часто используемый при защите по многим категориям уголовных дел. Когда защитник принимает данный тип стратегии с начала осуществления защиты по уголовному делу, он настраивается на тщательную отработку каждого обстоятельства, входящего в предмет доказывания данного вида преступления.

    Третий тип стратегии защиты может быть использован в следующих обстоятельствах. Подзащитный полностью признает свою вину при признании его подозреваемым. Он мог сделать это и раньше, высказав свое признание в явке с повинной или других аналогичных по содержанию документах.

    В такой ситуации стратегия должна быть направлена: на поиск и закрепление исключительных и смягчающих вину обстоятельств, на положительную мотивацию совершенного деяния.

    Адвокату следует оценивать материалы, характеризующие как личность подзащитного, так и личность потерпевшего; материалы, характеризующие поведение подзащитного на этапе подготовки, совершения и сокрытия преступления; материалы, характеризующие поведение потерпевшего на этих этапах.

    Можно сказать, что данный тип стратегии защиты представляет собой достаточно ограниченное поле деятельности защитника. Но тем не менее он начинает встречаться все чаще, поскольку правовая грамотность населения оставляет желать лучшего, материальные предпосылки не позволяют даже среднему классу общества иметь своего «домашнего адвоката» и т.д. Впрочем, не следует исключать возможность смены данного типа стратегии на другой под влиянием так называемых «вновь открывшихся обстоятельств».

    Каждый из выделенных этапов имеет свою цель, совокупность задач, совокупность средств, направленных на решение задач, правил и рекомендаций по их применению.

    Как видно из сказанного, защита должна быть всегда максимально гибкой, то есть учитывать малейшее изменение ситуации. Поэтому, когда адвокат, стремясь успеть за динамично меняющейся ситуацией расследования, вынужден на ходу менять линию своего поведения, он должен не просто быть гибким при реализации стратегии защиты, но и проявлять творческий подход, под которым следует понимать нестандартное решение конкретных проблем в определенных ситуациях. Творческий подход со стороны адвоката способен гарантировать от того, что конкретный шаг защиты окажется предугаданным следствием.

    Кроме уже названных требований, предъявляемых к стратегии защиты, необходимо, чтобы она была адекватна складывающейся ситуации. Это означает, что адвокат должен уметь максимально использовать все элементы конкретной ситуации расследования в целях обеспечения эффективности защиты.

    Стратегия и тактика защиты адвокатом по уголовному делу

    Защита адвоката по уголовному делу – это процесс двусторонний, подразумевающий взаимодействие. В деле есть адвокат – профессионал, целью работы которого является защита интересов клиента. И есть клиент, который является непосредственным участником событий, знает о них изнутри и точно знает о событии больше адвоката.

    Именно поэтому работа адвоката и клиента носит двусторонний характер и может квалифицироваться именно как сотрудничество, а не «комплекс услуг адвоката под ключ».

    Как сделать это сотрудничество максимально продуктивным? В этом материале мы расскажем о том, как строится работа адвоката по уголовному делу, и дадим Вам несколько советов, которые помогут Вам сделать это взаимодействие максимально эффективным.

    Будьте готовы к тому, что в первую очередь адвокат будет подробно знакомиться с обстоятельствами дела. Для этого ему потребуется изучить имеющиеся документы и задать Вам огромное количество вопросов. Здесь как на приеме у врача – чем больше информации будет у адвоката, тем точнее будет «диагноз» и успешнее « лечение». На этом этапе адвокат не только сам получает необходимую информацию, но и формирует понимание, какими фактами владеет сторона обвинения.

    После этого адвокат вместе с клиентом вырабатывает линию защиты. Линия защиты – это основная идея, направление действий на весь период предварительного следствия и судебного разбирательства.

    Линия защиты вырабатывается в зависимости от:

    – цели, то есть желаемого результата. Основной целью взаимодействия подзащитного и адвоката, как правило, является избежание или смягчение, уменьшение наказания. Важной задачей адвоката на пути достижения этой цели является соблюдение законности в отношении своего клиента.

    – активности и занятости следователя,

    – материалов и сведений, которыми располагает следствие,

    Какие варианты линии защиты бывают?

    Линии – или, пользуясь военной терминологией, стратегии защиты, бывают 4 видов:

    Иногда адвокат считает правильным сочетать разные стратегии, не придерживаясь строго какой-то одной. Конечно, для этого у него всегда есть основания, о которых он Вам обязательно сообщит.

    В зависимости от линии защиты адвокат вместе с Вами простраивает план, конкретные шаги защиты:

    – определяется порядок представления доказательств,

    – определяется позиция, которую займет подзащитный (признания или непризнания вины, молчания)

    – принимаются решения, как именно будут доказываться нужные обстоятельства дела.,

    Будьте готовы к тому, что на определенном этапе предварительного следствия Ваш защитник может изменить тактику. Это может произойти даже неоднократно, ведь по мере расследования дела становятся известны новые обстоятельства и доказательства, может меняться объем обвинения, позиция потерпевшего.

    В рамках выбранной линии защиты Вы можете занять одну из 4-х позиций:

    Если Ваша цель – смягчение вины и, как следствие, применение более мягкого наказания, то, скорее всего, адвокат будет рекомендовать занять именно такую позицию.

    Иногда можно добиться прекращения дела по нереабилитирующим основаниям, или отсрочки приговора, если есть к тому основания – например, несовершеннолетние дети.

    Наличие малолетних детей – это одно из смягчающих обстоятельств, которые могут быть учтены Судом при вынесении приговора. Такими обстоятельствами также могут являться: несовершеннолетие виновного, беременность, совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств и др. Вкупе с полным признанием вины и раскаянием эти обстоятельства могут существенно смягчить наказание.

    2.Частичное признание вины

    Подследственный может признать лишь часть вины, которую ему вменяют.

    Для чего это надо?

    Во-первых, иногда следователи руководствуются принципом «лучше вменить больше, чем меньше – суд разберется». Признавать весь объем обвинения будет неверным, если следователь придерживается именно такой позиции и преувеличил объем Вашей вины.

    Во-вторых, объем вины влечет и соответствующий объем наказания, и можно уменьшить объем обвинения и, как следствие, степень наказания. Частичное непризнание вины может изменить квалификацию преступления, а значит, и меру наказания.

    Как это происходит? Обвиняемый признает вину, но не соглашается с ее объемом: например, с количеством вменяемых эпизодов, суммой похищенного, с вменяемым умыслом (например, обвиняют в причинении легкого вреда здоровью, а обвиняемый, не оспаривая, что вред здоровью причинен именно им, указывает, что это произошло по неосторожности, а не умышленно) и т.п.

    Здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Эта линия защиты, как и любая другая, должна быть обсуждена и согласована с Вашим адвокатом. Сделать это надо раньше, чем Вы начнете давать официальные показания по делу. В противном случае есть риск своими необдуманными словами навредить себе.

    Эта линия защиты выбирается в том случае, если Вы полностью уверены в своей правоте. Она возможна и тогда, когда Вы уверены, что следствию не удастся доказать Вашу вину. Посоветуйтесь с Вашим адвокатом – и в случае согласования именно такой линии защиты пишите в официальных документах следствия «вину не признаю».

    Вот перечень случаев, когда уголовное преследование против Вас будет прекращено, а суд вынесет оправдательный приговор:

    • в Ваших действиях отсутствует состав преступления,
    • отсутствует событие преступления,
    • Вы непричастны к преступлению,
    • преступление имело место, но было совершено в состоянии необходимой обороны,

    Разумеется, это должно быть доказано стороной защиты.

    Есть ряд оснований, которые не соотносятся с позицией непризнания вины (не могут быть использованы одновременно) и не повлекут за собой Вашу реабилитацию:

    – применение акта амнистии,

    – примирение с потерпевшим.

    Важно отметить, однако, что при этих обстоятельствах Вы не приобретаете судимость.

    Как и другие, позиция молчания должна быть обсуждена с Вашим адвокатом. Дело в том, что она имеет как свои плюсы, так и минусы.

    Достоинства позиции молчания:

    – Ваше официальное отношение к обвинению, если Вы его не высказали до ознакомления с материалами уголовного дела или даже до суда, будет более взвешенным.

    – Вас не привлекают к следственным действиям, меньше вызывают на допросы. Вы чувствуете себя спокойнее. (Здесь важно отметить, что при этом движение по Вашему делу есть – просто Вы не являетесь непосредственным участником следствия.)

    Недостатки позиции молчания:

    – Вы становитесь сторонним наблюдателем происходящего расследования, не можете влиять на него.

    – Так как Вы почти не участвуете в следственных действиях, информации по делу у Вас гораздо меньше, чем в случае, если бы Вы были активным участником следствия.

    – Следствие без ваших показаний может приобрести невыгодную для Вас окраску, пойти нежелательным для Вас путем.

    Следователю часто выгодна «позиция молчания» подследственного. Он спокойно собирает доказательства, а Вы не выдвигаете никаких своих версий и не принуждаете следователя проверять их.

    В каком же случае выгодна позиция молчания? Есть 2 варианта:

    1. Когда Вы уверены, что Вашу вину не докажут в случае вашего молчания.
    1. Когда Вам нужна пауза для того, чтобы собраться с мыслями, простроить линию Вашего поведения – и не навредить самому себе.

    Как бы то ни было, помните, что ст. 51 Конституции РФ гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.»

    Помните, что успех Вашего дела зависит от того, насколько тщательно и согласованно проработаны стратегия и тактика Вашей защиты, несколько эффективно Вы подготовились вместе с Вашим адвокатом.

    Физо-До : Боевые искусства, самозащита, меры безопасности, физическая и психологическая подготовка.

    Тактика применения приемов самозащиты; особенности физического воздействия.

    Теория и практика

    Тактика применения приемов физического воздействия (далее — приемов самозащиты) заключается в определении линии поведения и методов действий при защите от внезапного нападения преступников, их задержании и сопровождении в органы милиции.

    Тактика применения приемов самозащиты зависит от конкретной обстановки, складывающейся в момент их применения, от степени подготовки, а также от знания разного рода ухищрений и уловок, применяемых преступниками.

    Приемы самозащиты используются, прежде всего, при внезапном нападении преступников, когда применение вспомогательных средств невозможно или нецелесообразно.

    При всех обстоятельствах необходимо иметь ввиду, что преступники, подготавливая и совершая нападения, стремятся к тому, чтобы:

    • сделать свое нападение неожиданным, отвлекая внимание от нападения или устраивая засады;
    • сблизиться с объектом для нападения и по возможности подойти к нему сзади, маскируя свои действия под видом граждан, обращающихся за помощью, лиц, находящихся в сильном опьянении и т. п.;
    • увлечь объект для нападения в уединенное место или задержать его там, инсценируя любые отвлекающие театрализованные минипредставления и т. п.;
    • использовать толпу для незаметного нанесения удара и безнаказанно скрыться в ней.

    С учетом этих ухищрений и должна строиться тактика применения приемов самозащиты.

    Высокая бдительность и постоянная готовность к немедленным действиям, находчивость и умение правильно оценивать обстановку и принимать целесообразные решения, смелость и решительность являются необходимыми условиями для успешного применения приемов самозащиты.

    Однако самозащиту следует понимать не только как оборонительное средство. В случае внезапного нападения надо уметь защититься и, перехватив инициативу, подчинить своей воле преступника.

    В сложной обстановке, когда вероятность нападения становится очевидной, не следует ждать нападения, а быстро и решительно первому применить приемы самозащиты и произвести задержание.

    При нахождении на улице, особенно в уединенных местах или в ночное время, необходимо проявлять высокую бдительность, вести непрерывное наблюдение и быть в постоянной готовности к немедленным действиям на случай нападения.
    Для достижения этих целей необходимо:

    • определять свое местонахождение или маршрут движения с таким расчетом, чтобы исключить возможность внезапного нападения из-за угла, из темных переулков и т. д. Первому замечать все подозрительное, заслуживающее внимания и в соответствии с этим принимать необходимые меры;
    • не подпускать к себе близко сразу нескольких лиц, вызывающих подозрение, и следить за тем, чтобы никто из них не заходил сзади;
    • не давать прикуривать, не принимать никаких услуг от лиц, вызывающих подозрение, так как это может создать условия для внезапного нападения;
    • не позволять цепляться за себя лицам, находящимся в состоянии опьянения, так как это может быть использовано для проведения заранее обдуманного сковывающего захвата, после которого внезапно может последовать нападение.

    При внезапном нападении одного преступника необходимо немедленно применить один из приемов самозащиты, задержать его и доставить в орган милиции.

    При внезапном групповом нападении необходимо отскочить в сторону, чтобы ближайший преступник преградил своим телом подход остальным и ударом ногой в колено или промежность остановить его нападение.

    Маневрируя и нанося удары, необходимо стремиться сбить с ног 1-2 нападающих с тем, чтобы в случае реальной опасности иметь возможность отскочить в сторону.

    Применяя приемы самозащиты, необходимо использовать обманные движения для того, чтобы было удобнее захватить преступника на тот или иной прием. Если же преступник первый захватит на тот или иной прием, то следует учесть, что выбор лучшего ответного приема на тот или иной захват требует времени, за которое преступник также успеет многое учесть и сорвет этот лучший прием, чем любой другой, но проведенный быстро и внезапно. Поэтому быстрота и внезапность действий в этот период приобретает решающее значение.

    Для применения приемов самозащиты должны использоваться слабые стороны преступника, а также благоприятные моменты и положения, занимаемые им.

    Против физически сильного и развитого преступника следует применять приемы самозащиты, предварительно выведя его из устойчивого равновесия или чем-либо, отвлекая его внимание.

    Устойчивость и равновесие, умение устоять на ногах при проведении любого приема самозащиты, обеспечивает успешное задержание преступника.

    После проведения броска, ошеломленного падением преступника, нужно немедленно брать на соответствующий прием самозащиты и производить задержание.

    Тактика игры в защите, тактика игры в нападении

    Тактика нападения

    Основная цель атакующих действий — создание возможности для взятия ворот соперника. Чем быстрее развивается атака, тем труднее действовать обороняющемуся сопернику. Различные формы построения нападающих действий, варьирование темпами развития атаки, направлениями основного прорыва, наконец, разнообразие технических приемов единоборства — все это создает крайне трудные условия для защитников, которые стремятся разрушить атаку.

    Действия в нападении подразделяются на индивидуальные, групповые и командные.

    Индивидуальная тактика

    Под индивидуальной тактикой нападения следует понимать целенаправленные действия футболиста, его умение из нескольких возможных решений данной игровой ситуации выбрать наиболее правильное, умение футболиста, если его команда владеет мячом, уйти из-под контроля соперника найти и создать игровое пространство для себя и партнеров, а если нужно — выиграть борьбу с защитником.

    Индивидуальные действия в нападении подразделяются на действия без мяча и с мячом.

    Действия без мяча.

    К действиям без мяча относятся “открывание”, отвлечение соперника и создание численного преимущества на отдельном участке поля.

    “Открывание” — это перемещение игрока с целью создания выгодных условии для получения мяча от партнера.

    Для умелого “открывания” игрок должен хорошо оценивать целесообразность той или иной позиции. Своевременное занятие более выгодной позиции может зависеть от скоростных качеств нападающего и противостоящего ему защитника, действий партнеров и других факторов. Успех во многом зависит от того, как быстро атакующий оказывается в позиции, удобной для приема мяча и последующих действий с ним.

    В ходе атаки игроки постоянно передвигаются без мяча, т.е. маневрируют по полю. От того, насколько правильно они выбирают позицию, сколько “предложений” делают партнеру, владеющему в данный момент мячом, зависят результаты действий и в конечном итоге исход матча.

    Во всех случаях при выборе позиции игрок должен руководствоваться следующим:

    • 1. “Открывание” надо выполнять неожиданно для соперника и на высокой скорости. Это позволит “отрываться” от соперника и создавать определенный запас пространства для получения мяча.
    • 2. “Открывание” не должно затруднять действий других партнеров без мяча.

    З. Не рекомендуется слишком сближаться с игроком, владеющим мячом, — это тормозит ход развития атаки.

    4. Надо внимательно следить за тем, чтобы не оказаться в положении “вне игры”.

    Отвлечение соперника — это сложное перемещение в определенную зону с целью увести за собой опекуна и тем самым обеспечить свободу действий партнеру, владеющему мячом или находящему в более выгодной позиции для непосредственной угрозы воротам.

    При отвлекающих действиях необходимо помнить, что перемещения должны быть убедительными, т.е. по-настоящему создавать угрозу и тем самым заставлять защитников следовать за перемещающимися. Целесообразно иметь несколько вариантов отвлекающих действий, что крайне затруднит действия защиты.

    Создание численного преимущества на отдельном участке поля — это целесообразное перемещение одного или группы игроков в зону, где находится партнер с мячом. Тем самым создается численное преимущество на определенном участке поля, которое можно использовать для обыгрывания соперника в единоборстве или с помощью комбинаций. Чаще всего это тактическое действие применяется при постепенном нападении с включением в атаку значительного количества игроков.

    Целесообразное сочетание указанных здесь тактических примеров дает возможность эффективно использовать больше вариантов различных комбинаций при развитии и завершении атак.

    Действия с мячом.

    Основными вариантами действий игрока, владеющего мячом, являются ведение, обводка, удары, передачи и остановки мяча, т.е. все технические приемы.

    Ведение как тактическое средство целесообразно применять в тех случаях, когда партнеры игрока, владеющего мячом, закрыты соперниками и возможности для передачи нет. Тогда игрок должен начать перемещение с мячом по длине или ширине поля.

    Необходимо помнить, что футболист без мяча перемещается быстрее, чем с мячом, а поэтому передержка мяча тормозит развитие атаки и затрудняет действия партнеров, которые, переместившись на выгодную позицию и не получив мяча, часто должны вновь менять позицию.

    Обводка — это действия игрока, владеющего мячом, с целью выиграть единоборство с соперником. Это важнейшее средство индивидуального преодоления обороны. Чем разнообразнее и эффективнее приемы обводки, тем опаснее становится атака.

    Различают следующие виды обводки: с изменением скорости движения; с изменением направления движения; обманные движения (финты).

    Обводка за счет изменения скорости движения наиболее выгодна при ведении мяча вдоль боковой линии поля или при диагональном перемещении игрока с мячом. Можно варьировать этот способ обводки, уменьшая или увеличивая скорость на каком-то участке движения.

    Обводка за счет изменения направления движения имеет два основных варианта: первый применяется в тех случаях, когда защитник находится впереди игрока, владеющего мячом; второй вариант используется тогда, когда защитник находится сзади или сзади — сбоку и движется в том же направлении, что и игрок с мячом, причем догоняет его.

    Обводка с помощью обманных движений (финтов) — наиболее эффективное средство ведения единоборств в условиях относительно небольшого игрового пространства (действия в штрафной площади соперника и т.п.).

    Обводка никогда не должна быть самоцелью. Она всегда является средством тактики, позволяющим создать выгодные условия для удара, передачи, создания численного превосходства на отдельном участке поля и т.д.

    Удары по воротам — главное средство завершения всех атакующих действий. Без умелого тактического применения этих “конечных” действий все усилия команды, направленные на достижение успеха, будут бесплодными.

    Передачи являются своеобразным промежуточным звеном между индивидуальными и групповыми действиям в футболе. Решая, кому какую передачу когда надо делать, а также осуществляя принятое решение, футболист демонстрирует индивидуальное мастерство. В то же время передача может быть средством осуществления взаимодействий двух-трех спортсменов, т.е. группового действия.

    Варьируя различными видами передач (рис.2)[1] атакующие вызывают перемещение игроков соперника, заставляя их то выдвигаться вперед (при поперечных передачах), то смещаться ближе к флангам (при продольных передачах), а также быстро переводя с фланга на фланг направление атаки (при длинных диагональных передачах).

    Каждая из передач может быть эффективной в определенных случаях (быстрый или медленный соперник; активен ли он на перехватах или предпочитает отбор мяча; хорошо или слабо играет головой и т.п.), которые должны учитываться игроком, выполняющим передачу.

    Более надежны короткие и средние передачи поперек поля. Однако эти передачи затрудняют осуществление скоростного маневра в атаке, позволяют соперникам перегруппировать свои силы на самом опасном участке 3вершения атаки. В то же время длинные продольные и диагональные передачи, а отчасти и средние, позволяют осуществлять атаку на высокой скорости, вносят элемент внезапности, что затрудняет действия обороняющих и создает выгодные условия для выхода игроков на ударную позицию. Конечно, передачи подобного рода связаны со значительным риском потерять мяч. Но этот риск вполне оправдан, так как в случае успеха создается непосредственная угроза воротам.

    Факторами, влияющими на эффективность передач, являются:

    • 1. Техническое мастерство футболиста.
    • 2. Умение видеть поле (расположение партнеров и соперников, их позиции).

    З. Тактическое мышление игрока, владеющего мячом, его умение быстро определить, кому из партнеров и какую передачу наиболее целесообразно выполнить в данной игровой ситуации.

    4. Маневренность партнеров и, следовательно, количество “предложений”, сделанных игроку, владеющему мячом.

    Ссылка на основную публикацию