Современное сумо | Karate-krs.ru

Современное сумо

История сумо

В период феодальной раздробленности, в эпоху Камакура (1185-1333 гг.), когда в стране окончательно устанавливается власть сёгуна (верховного военного правителя), и особенно в эпоху Муромати (1392-1568 гг.) сумо широко распространяется как вид прикладного боевого искусства, средство (путь) воспитания духа укрепления тела воинов-самураев.

В известных хрониках того периода «Восточное зерцало» («Адзумакагами»), составленных правительством Минамото (династия сёгунов, правивших в эпоху Камакура), целые разделы посвящены «лицезрению сумо», как ритуалу, проводимому при дворе сёгуна.

Турнирный ритуал, правила борьбы и регламентация судейства совершенствуются, и, по сути дела, в этот период закладываются основы профессионального сумо.

Наряду с прикладным, воинским видом этой борьбы по всей стране широко распространяется «народное» сумо. «Народное» сумо ведет свое начало от самых древних ритуальных поединков в дни празднеств-благодарений богам за урожай.

Турниры по сумо, посвященные сбору урожая, началу строительства или открытию нового моста, проводятся во всех уголках Японии.

Образ этого сумо в наши дни угадывается в различных народных празднествах и синтоистских обрядах, до сих пор широко проводимых по всей Японии.

Новый импульс для дальнейшего развития сумо получило в эпоху Эдо (1703-1868 гг.), когда после объединения страны усилиями сёгуна Токугава Иэясу, в Японии складывается новая политическая и социально-экономическая ситуация, благоприятная для развития торговли, ремесел, искусств.

Эпоху Эдо справедливо называют «золотым веком» в становлении и развитии сумо. Турниры профессиональных рикиси (басё) с конца ХVIII в. проводятся регулярно два раза в год.

Став неотъемлемой частью жизни японского народа, сумо оказало серьезное влияние на культуру и искусство страны. Появляются литературные произведения, в которых в летописно-репортажном стиле описываются турниры по сумо, в традиционном японском театре Кабуки ставятся спектакли, где главными действующими лицами становятся популярные рикиси. В ныне всемирно известной цветной японской гравюре укиёэ сложился даже самостоятельный жанр – сумоэ. Цветные гравюрные портреты борцов – любимцев публики или картинки-зарисовки жарких поединков сумо по цене были доступны даже малоимущим японцам и расходились по всей стране громадными по тем временам тиражами. Этот жанр укиёэ жив и процветает в современном одзумо.

Тяжелые времена японскому сумо пришлось пережить после Реставрации Мейдзи 1868г., когда в стране был свергнут режим сёгуната, восстановлена самодержавная императорская власть и на политическую арену поднялась молодая буржуазия.

Кризис был преодолен благодаря всеобщей народной любви и усилиям самих сумотори. Сообщество было преобразовано в Токийскую Ассоциацию Сумо, которая под влиянием общей демократизации внесла несколько прогрессивных поправок в турнирный регламент. В 1873 г. на турниры по сумо разрешили допускать женщин-зрительниц, которые сразу стали яростными болельщицами и сторонницами возрождения былой славы сумо.

Точку в борьбе за будущее древнейшей японской борьбы поставил Император. По его высочайшему соизволению в 1885 г. в специальном зале Энрёкан в присутствии его Величества был проведен показательный турнир по сумо. Император, таким образом, напомнил своим подданным о ритуале «лицезрения сумо» и ясно дал понять, что сумо находится в сфере его пристального внимания и заботы.

История сумо в этот период отмечена такими важными событиями, как строительство в 1909 г. в Токио в районе Рёгоку Дворца Сумо – Кокугикан, в котором отныне проводились все токийские басё, и объединение в 1927 г. региональных Сообществ Сумо Великой Японии, которая стала организацией коммерческой, т.е. сугубо профессиональной.

Важным этапом в развитии сумо стало начало в 1928 г. прямых радиотрансляций с турниров по сумо. Некоторые изменения произошли в правилах проведения поединков: на дохё стали наносить две белые стартовые линии – сикирисэн, а сам дохё несколько расширен в диаметре: с 13 (около 4 м) до 15 сяку (4,55 м). Было увеличено количество судей: к рефери на дохёгёдзи и четырем боковым судьям – симпан добавился главный судья – симпантё. Турниры, благодаря этим нововведениям, стали проходить более динамично и зрелищно.

В 1941 г. началась Тихоокеанская война, и жизнь одзумо, как и всё в Японии, замерла на долгие пять лет.

Уже весной 1946 г. в Токио был проведен первый послевоенный турнир, а с 1947 г. в одзумо под влиянием общедемократических процессов был проведен ряд реорганизаций. Был, в частности, несколько изменен порядок проведения басё, увеличено с 3 до 6 их количество (теперь они проводятся не только в Токио, но и в городах Осака, Нагоя и Фукуока).

С середины 60-х годов Ассоциация сумо Японии в целях пропаганды одзумо начала регулярно проводить показательные зарубежные выступления, причем первые гастроли японских рикиси состоялись в 1965 г. в Москве и в Хабаровске. Так что, россияне познакомились с сумо раньше многих других народов.

Серьезную попытку внедрить сумо в российскую спортивную жизнь предпринял знаток Японии и энтузиаст сумо – Василий Ощепков. Вся его судьба была тесно связана с Японией.

В 1929 г. Ощепков стал преподавателем в Центральном институте физической культуры, где обучал студентов японскому сумо и дзюдо.

Василий Ощепков считал, что приемы сумо являются самыми простыми и естественными для рукопашного боя. Он был уверен, что сумо необходимо ввести в программу боевой и физической подготовки красноармейцев. Ощепков полагал, что навыки сумо будут полезны и для милиции при сдерживании и оттеснении толпы. Он не раз демонстрировал авторитетной военной комиссии приемы сумо, систему толчков и бросков.

Впрочем, и дзюдо в чистом виде в Красной Армии не привилось. Василий Ощепков проделал огромную работу, чтобы обогатить эту борьбу тактическими и техническими приемами из других национальных систем единоборств, в том числе из грузинской чидаоба, среднеазиатского и поволжского кураша. Кое-что он взял и из японского сумо. Так постепенно родилась борьба, которую спустя годы, когда Василия Ощепкова уже не будет в живых, назовут самбо.

В современной Японии сумо – это больше, чем спорт или шоу. Это широкое народное движение, в котором принимают участие миллионы, а может быть, и десятки миллионов японцев. Чтобы понять масштабы этого движения, достаточно привести несколько фактов. В Японии ежегодно проходят 48 национальных турниров сумоистов-любителей; регулярно проводятся соревнования школьников по разным возрастным категориям – от 6 до 18 лет, первенства университетов, турниры служащих, ветеранов и пр., и пр.

Сияющая вершина этого массового народного движения – одзумо (большое сумо).

Всей жизнью большого сумо руководит Ассоциация сумо Японии (Нихон сумо кёкай). Структура Ассоциации настолько же сложна, как и сам мир одзумо.

Как и все японское общество, сумо пронизано сложными иерархическими отношениями, продвижение рикиси наверх зависит исключительно от результатов, показанных на шести официальных турнирах — хомбасё, которые являются главными событиями для Ассоциации и рикиси.

Все турниры — хомбасё имеют свое название и начинаются в первое или второе воскресенье нечетных месяцев и продолжаются 15 дней. Турниры проводятся:

в январе — Хацу басё — Токио, Дворец Сумо Кокугикан;

в феврале — Хару басё — Осака, Дворец спорта префектуры Осака;

в мае — Нацу басё — Токио, Дворец Сумо Кокугикан;

в июле — Нагоя басё — Нагоя, Дворец спорта префектуры Айти;

в сентябре — Аки басё — Токио, Дворец Сумо Кокугикан;

в ноябре — Кюсю басё — Фукуока, Международный центр префектуры Фукуока.

От результатов, показанных на этих турнирах, зависят и рейтинг и доходы борцов. В профессиональной лиге одзумо число борцов колеблется около цифры 800 в зависимости от притока новичков. Все они являются членами 54 профессиональных клубов-хэя. Рикиси в соответствии с рангами выступают в 6 дивизионах: макуути (высший дивизион) – 40 человек, дзюрё – 26, макусита – 120, сандаммэ – 200, дзёнидан – 315 и дзёнокути – 89.

Рикиси выдвигаются на следующие более высокие ступени, лишь добиваясь положительного соотношения побед и поражений (катикоси), и опускаются вниз в результате отрицательного соотношения (макэкоси).

Количество схваток, которое проводит рикиси на турнире, нечетное: 7 – в низших дивизионах и 15 – в 2-х высших, поэтому для продвижения вверх по иерархической лестнице сумотори должны одерживать соответственно как минимум 4 или 8 побед на турнире.

Современное сумо

Январь
Баруто (Озеки)
Март
Хакухо (Йокодзуна)
Май
Кёкутенхо (Маэгасира 7)
Июль
Харумафудзи (Озеки)

Январь
Хакухо (Йокодзуна)
Март
турнир отменен
Май
Хакухо (Йокодзуна)
Июль
Харумафудзи (Озеки)
Сентябрь
Хакухо (Йокодзуна)
Ноябрь
Хакухо (Йокодзуна)

Январь
Асасёрю (Йокодзуна)
Март
Хакухо (Йокодзуна)
Май
Хакухо (Йокодзуна)
победители в группах
Июль
Хакухо (Йокодзуна)
победители в группах
Сентябрь
Хакухо (Йокодзуна)
победители в группах
Ноябрь
Хакухо (Йокодзуна)

Система званий в сумо

В профессиональном сумо борцы распределяются в соответствии со своими показателями по следующим основным группам:

1. Главная группа Макуучи
2. Главная группа Дзурё
3. Главная группа Макушита
4. Главная группа Сандан-ме
5. Главная группа Дзёнидан
6. Главная группа Дзёнокучи
Подготовительная группа Маэдзумо

Первые две группы объединены общим названием Секитори.

Порядок размещения групп в таблице отражает порядок ранжирования борцов сумо: на вершине находится главная группа Макуучи, в то время как Маэдзумо представляет собой в определенном смысле группу для новичков.

Шесть главных групп выше Маэдзумо делятся далее еще на восточные и западные группы (не имеет никакого отношения к географии!). Кроме этого, каждая главная группа кроме Макуучи, включает в себя ранжирование по номерам, причем каждый из номеров может быть присвоен дважды — для востока и запада.

Пример. В главной группе Дзурё выступает 26 сумотори, которые занимают, соответственно, 13 числовых рангов. Поскольку восточная группа оценивается несколько выше, чем западная, то высшим рангом в группе Дзурё являет №1 восток, за ним №1 запад, далее №2 восток, следующий №2 запад и т.д.

Точно так же, как описано в примере для группы Дзурё, осуществляется ранжирование для нижележащих групп, с учетом того, что количество борцов в этих группах больше, а, значит, и количество номеров больше.

Если упомянутые группы не ограничены в количестве сумотори, то в высшую группу Макуучи могут войти только 38 борцов. Эта группа имеет свою внутреннюю систему ранжирования:

Маку-учи Йокодзуна
Озеки Саняку
Секиваке
Комусуби
Маэгашира

Только самая нижняя подгруппа Макуучи, называемая Маэгашира, имеет внутреннее ранжирование по номерам. В этой подгруппе находится большинство борцов группы Макуучи. Расположенные выше подгруппы Комусуби, Секиваке и Озеки, объединенные общим названием Саняку, а так же наивысший в сумо ранг, Йокодзуна, включают в себя значительное меньшее количество сумотори. Хотя и в них есть деление на восточные и западные группы, но числовое ранжирование отсутствует, что может приводить к тому, что один и тот же ранг присваивается нескольким спортсменам. Например, имеется три Озеки Запад.

Этика в спорте. Часть вторая. Сумо.

Всем привет! Продолжаем вести повествование об этике в спорте. Сегодня поговорим о втором моём любимом спорте — сумо. Будет немного воды вводной части, потом про то, как дать леща и Кармен тореадорство. Ну и в конце немного трешачка о том, как можно загубить карьеру (а куда же без этого?)

Чтобы понимать, что считается этичным, а что нет, надо уяснить одну простую вещь: сумо — это борьба и японцы помешаны на . ну скажем так, на уважении к старшим. В сумо старшинство определяется рангами. В принципе, все ранги можно посмотреть на вики, но я хочу акцентировать внимание на самом главном ранге.

Ёкодзуна. Великий чемпион, если дословно. Чтобы стать ёкодзуной необходимо выиграть два турнира подряд. Были случаи в истории, когда озаки выигрывал под десяток турниров, но не подряд и не получал требуемого звания. Однако, японцы и националисты в каком-то смысле. Поэтому, что нельзя гайдзину (иностранцу), то можно японцу. Есть такой ёкодзуна Кисанасато. Он единственный действующий ёкодзуна японец (вот неожиданно? Национальный вид спорта, а правят бал монголы). Перед тем, как честно выиграть два турнира подряд, японцы очень и очень хотели дать ему это звание. Однажды он выиграл кубок императора и комиссия по сумо сказала:» Милый Киса, одержи 12 побед (всего 15 схваток в каждом турнире) и ты даже если не выиграешь турнир, то получишь заветное звание». Ёкодзуна, по мыслям японцев, должен быть моральным образцом для всех остальных, он должен показывать высокие результаты, образцовый стиль борьбы и вести примерный образ жизни (это важно для понимания трешака в конце). Говоря вкратце, ёкодзуна — это ангел во плоти и требования к нему соответствующие. Впрочем, азиатов сложно понять, поэтому приведу в пример один эпизод, который я видел по телеку.

Живая Легенда сумо Хакухо (На данный момент выиграл больше всех турниров в истории сумо) бился против озаки (ранг на ступень ниже, чем ёкодзуна) Кисанасато. По правилам сумо поединок начинается тогда, когда оба борца поставят кулаки на на белую черту и судья махнёт веером.

Слева легенда сумо Хакухо (Белый Феникс в переводе), а справа тогда ещё озаки (на ступень ниже по иерархии) Кисанасато. Киса поставил кулаки на черту, а Хакухо медленно опускал руки. Внезапно нервы у Кисы сдали и он просто бросился на Хакухо до сигнала судьи и получился фальстарт. Что интересно, такое неуважение к великому чемпиону просто выбесило Хакухо (он же выше по званию и его обязаны ждать, как бы он не медлил). Когда начался перебой, Хакухо до сигнала судьи просто бросился на Кису и дал ему леща, чтобы тот помнил кто кого должен ждать. Конечно, назначили ещё один перебой и Хакухо выиграл, но обратите внимание на поведение Хакухо. Его, конечно, пожурили, сказав, что ёкодзуна должен быть образцом и раз Киса его обидел, то ёкодзуна должен был бы простить его.

Цупари и модова.

Цупари — это пощёчина. В сумо можно бить оппонента по лицу, но! Только ладошкой. То есть, можно только дать леща. Или, как говорят сами самураи, произвести «цупари». Модова. Это приём, при котором один борец упирается рукой в горло другому и начинает закидывать ему голову. Примерно как на картинке.

А теперь вспоминаем, что сумо — это борьба. Поэтому, цупари и модова не приветствуются. Конечно, если вы при помощи этих двух приёмов выиграете схватку,то её результат вам засчитают, но спонсор не выделит лишних денег, а зал вас не закидает подушками (неожиданно? Если публике понравился поединок, то они в знак уважения и восхищения начинают закидывать борцов подушками. Дикари-с)

На коллаже : почтенной публике схватка явно понравилось и она сильно возбуждена.

А зашквар вдвойне — это дать пощёчину какому-нибудь борцу более высокого ранга. Он обидится и будет считать себя оскорблённым. А если дать пощёчину ёкодзуне — это вообще боль и ад. А вот наоборот — вполне нормальное явление. То есть, резюмируя: по сумоистскому понятиям кодексу чести цупари можно дать борцу либо равному, либо более низкого звания.

Татиай-хэнка или японский тореадор

Вот представьте себе, два сумоиста несутся с диким рёвом навстречу друг другу. Вдруг, один особо хитрозадый отпрыгивает в сторону а-ля тореадор и выталкивает противника за круг. А? Как вам? Лично у меня в ушах играет Тореадор и мне в каком-то смысле нравится.

А вот теперь вспоминаем, что это в первую очередь борьба, поэтому татиай-хэнка — это такое пятно на репутации. Причём не зависимо от ранга применившего. Не дай боже такое сделать против ёкодзуны. Победу засчитают, но припоминать будут долго (Впрочем, йены не пахнут). Кстати, несмотря на то, что Хакухо самый крутой ёкодзуна, он однажды применил сей постыдный приём против своего коллеги ёкодзуны Харумафудзи (мой любимый борец. Я смотрел сумо только ради него). Так после турнира ему ассоциация сумо сделала выговор. А два выговора подряд для ёкодзуны — это отставка. Вот так-то.

Однако, обращу внимание на тот отрезок, что я привёл. Борец, который применил этот приём против ёкодзуны Хакухо (тот, который самый крутой в истории сумо), имеет отличительный стиль борьбы. Он применяет татиай-хэнка на каждом турнире пару-тройку раз минимум. И как вы думаете, какое у него неофициальное прозвище? Правильно, тореадор! Он — единственное исключение из правил. За его любовь к сумо и неукротимую жажду биться, ему можно применять. С этим смирились. А кличут его Аминиськи. Ну и как в конце данного абзаца не привести этот отрывок.

Ну и немного трешачка

Ну и самая мякотка. Быть ёкодзуной — это нелегко. Не только потому, что надо много тренироваться, но и для печени нагрузки. Ёкодзуна постоянно должен встречаться со спонсорами и присутствовать на различных банкетах, а это алкоголь. Была в этом году чисто монгольская пьянка. Двое ёкодзун малость перебрали, а вот третий ёкодзуна, мой любимец, Харумафудзи перебрал знатно. Неизвестно что у него произошло с другим борцом, но они решили выяснить отношения не по-сумоистски, а в стиле пьяного дяди Васи и дяди Коли: мордобой с применением подручных средств. Харумафудзи огрел оппонента под гул своих коллег бутылкой то ли из под водки, то ли из под шампанского, и пару раз впечатал ему кулаком. Пострадавший признал, что был не прав, и хотел замять инциндент и своё поражение, но вот его тренер вынес сор из избы. Если говорить вкратце о последствиях, то Харумафудзи, как опозорившему звание ёкодзуны, пришлось уйти из сумо навсегда. Защищавшего его перед ассоциацией сумо ёкодзунам Хакухо и Какурю впаяли штраф за невмешательство. Процитирую крупнейшего спеца по сумо в России:

В то же время Харумафудзи дал понять, что Таканоива заслуживал воспитательного внушения, так как не проявлял должного уважения к старшим товарищам. По мнению Солнечного коня (дословный перевод имени Харумафудзи), он хотел помочь 27-летнему соотечественнику исправить его недостатки, но перегнул палку.

Даваанямын Бямбадорж (Харумафудзи) отметил, что был очень удивлен, когда разразился скандал, потому что считал инцидент исчерпанным. По словам Харумафудзи, Таканоива подошел к нему на следующий день с извинениями.

Солнечный конь нанес побои Благородной горе (дословный перевод имени Таканоива) в караокэ-баре города Тоттори в ночь с 25 на 26 октября. Свидетелями «воспитательной работы» были йокодзуна Хакухо, йокодзуна Какурю, сэкивакэ Тэрунофудзи, борец второго элитного дивизиона дзюрё Исиура и два представителя школы Тоттори Дзёхоку, в которой учились Таканоива, Тэрунофудзи и Исиура.

katerok88

Сумо – это исключительно японский стиль единоборств и национальная разновидность спорта в стране восходящего светила. Сумо зародилось в древние времена как коллективное выступление, необходимое для того, чтобы развлекать синтоистских богов. Много религиозных ритуалов с тех времен сложилось и дошло до настоящего времени.

В древности схватки сумистов представляли собой ритуальный обряд с молитвами, танцами и песнопениями. Каждый борец олицетворял собой одно из времен года. В зависимости от того, кто победит, делали предсказания оракулы и жрецы.

В настоящее время в школы сумо принимаются подростки ростом не ниже 173 см и весом не менее 75 кг. Средний вес современного борца-профессионала колеблется в пределах 120–140 кг, хотя новейшая история сумо знает как неповторимых гигантов (например, гаваец Конисики в разные годы своей спортивной карьеры весил от 270 до 310 кг), так и бойких «малышей» (один из немногих сумоистов с высшим образованием Майноуми весил менее 95 кг).

Большинство элитных борцов – это высококвалифицированные спортсмены в возрасте от 20 до 35 лет. Как правило, они живут вместе в жилых и учебных комплексах, называемые «конюшни», где все аспекты жизни, от сна и еды до подготовки и свободного времени, строго регламентированы тренером, или мастером.

Борца сумо называют рикиси. На русский язык это слово можно перевести как «богатырь». И действительно, чтобы самоутвердиться, сумоист должен обладать не только богатырским здоровьем, но и поистине богатырским терпением.

Жизнь борца сурова и аскетична. Связывающий свою жизнь с сумо молодой человек добровольно отказывается от многих мирских удовольствий. Его частная жизнь долго будет находиться под неусыпным вниманием тренера-наставника (ояката) и Ассоциации сумо. Забота о нравственном облике и физическом здоровье сумотори не знает границ. Спортсмену строго-настрого запрещается даже садиться за руль автомобиля: ведя машину, он может подвергнуть себя смертельной опасности!
Любое нарушение режима или недостойное поведение в быту чреваты неприятными последствиями, вплоть до изгнания из сумо. Пощады могут не ждать даже великие борцы.

Современные сумоисты – люди крупной комплекции. А поскольку в технический арсенал этого вида борьбы не входят болевые приемы и агрессивные атакующие действия, основную массу тела сумоистов составляют не мускулы, а жировые отложения, что придает поединкам уникальную неповторимость: фактически перед зрителями выступают огромных размеров толстяки, большинство из которых не отличается атлетическим телосложением. Наряду с физической силой сумоист должен также обладать хорошей реакцией и чувством равновесия, удержать которое в ходе борьбы, – учитывая большой вес соперников, – весьма сложно.

Борцы сумо начинают свой день с долгой тренировки. После тренировок захватов, столкновений и бросков, на которые уходит много энергии, они готовы к приему обильной пищи, которая является одновременно и завтраком, и обедом. Одна из задач борца сумо—много есть и набираться сил. в прошлом борцы сумо не любили есть мясо четвероногих животных—матч можно проиграть, коснувшись рукой земли (другими словами, приняв позу четвероногого животного).

Для того чтобы набраться сил, борцы сумо каждый день едят тянко-набэ. Набэ означает “котелок” (или пища, приготовленная в котелке; тянко—еда для борцов сумо. В комнате сумо—том месте, где живут и тренируются борцы—нет жёстких правил насчёт того, что готовится в этом котелке. Обычные составляющие —курятина, тофу и овощи, наподобие лука-батута и китайской капусты, сваренных в бульоне. Основу питания сумоистов составляют, как правило, жирные наборные горячие супы с мясом и овощами, которые борцы едят два раза в день до 3 кг за один присест, запивая пивом.

В японской национальной борьбе сумо, любой фактор может повлиять на успех или неудачу борца. Одним из таких факторов является прическа, с которой сумоист выходит на поединок. Помимо веса для борца нужно создать особую прическу, которая наиболее подходит его лицу и делает его отличным от других.
Одной из ключевых фигур за кулисами арены является ‘токояма’ — парикмахер борца сумо. 48-летний Токомацу (его настоящее имя — Хироси Мацуи) посвятил мастерству токоямы 30 лет своей жизни.

На вершине иерархии борцов сумо находится Йокозуна (великий чемпион), после того, как сумоист достигает ранга Йокозуна, он не может потерять этот статус, но ему придется уйти в отставку, когда его результаты начнут ухудшаться. Многие бывшие борцы остаются активными в мире сумо в качестве членов Ассоциации сумо в Японии.
Как показывает практика, после окончания спортивной карьеры большинство сумоистов худеет: их вес опускается до 85–90 кг.

Современное сумо

В сумо два борца определяют победителя на круглой площадке.

Родиной сумо является Япония, жители которой относят это древнее единоборство к боевым искусствам. Япония — это международный центр сумо, именно здесь проводятся все соревнования профессионалов в этом виде единоборства, сопровождаемого огромным множеством ритуалов, связанных с многовековой историей. Современное сумо является синтезом боевого искусства, бизнеса, выступлений и древних традиций.

Первое упоминание о сумо встречается в книге 712 года. Там приводится легенда, как двое богов сражались в поединке сумо за право обладания островами Японии. Именно от победившего божества и велась родословная императора страны. О сумо говорится и в текстах 8 века, где это единоборство называлось сумаи и было связано с религиозными обрядами Синто. Эта борьба была важной частью ритуалов при дворе императора. Участвовать в поединках должны были представители со всех островов Японии. Сумо применялось и в боевой подготовке для оттачивания навыка устойчиво стоять во время боев. Однако современная круглая площадка для единоборства — дохе — появилась лишь в 17 веке.

Правила сумо складывались на протяжении 8-12 веков, в поединке запрещено было хватать противника за волосы, бить в голову.

Вместе с официальными вариантами сумо, которые применялись при дворе или в храмовых ритуалах, параллельно существовал уличный вариант сумо. Поединки на площадях между противниками, среди которых были и женщины, проходили для собственного развлечения и на потеху толпе. Такие уличные бои часто запрещали, потому что они перерастали в массовые беспорядки. Женский вариант сумо также подвергался гонениям и практически исчез к началу 20 веке.

Единственное, что одето на борце во время схватки — это пояс маваси, который обматывается несколько раз вокруг тела и между ног. К поясу подвязаны специальные украшения — сагари. В любительском спорте пояс иногда надевают на шорты. А у лучших бойцов имеется и дополнительный специальный пояс, напоминающий передник, в котором они участвуют в ритуальных действиях. Укладке волос также придается большое внимание — они собираются в пучок на макушке, который не только играет определенную эстетическую функцию, но и защищает от ударов головой при падениях. У борцов сумо традиционно существовала специальная прическа — такаяма. Специалисты по изготовлению таких причесок были очень почитаемы, но в связи с приходом в Японию европейской культуры, мастеров в этой области практически не стало. Для создания причесок бойцы приходили в традиционный театр кабуки, где еще умели изготавливать подобные прически.

В сумо можно бить только открытой ладонью. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы, бить по глазам. Практически все основное — разрешено, поэтому бойцы применяют пощечины и толчки, различные захваты и броски, подножки и подсечки. Бой начинается с того, что соперники бегут навстречу друг другу и сталкиваются между собой. В почете в сумо наступательная тактика. А вот различные увертки хоть и не нарушают правила, но считаются дурным тоном. Арсенал приемов в сумо огромен, и редко кто владеет ими в полном объеме. Поэтому различают бойцов, которые применяют захваты и борьбу в поясе, а другая их часть чаще использует борьбу при помощи сильных толчков на расстоянии.

Существуют 2 основных правила для выявления победившего в схватке:

— тот, кто коснулся земли за кругом — проиграл,

— тот, кто коснулся земли в круге любой частью тела (кроме стоп) — проиграл. Считается даже касание о землю волос.

Также проигравшим автоматически считается тот, кто использовал запрещенные приемы. Поединки в сумо коротки и длятся от нескольких секунд до нескольких минут. Если какой-либо поединок затягивается, судьи четко фиксируют момент паузы и делают перерыв, чтобы потом продолжить поединок с того же положения.

Официальные состязания профессиональных борцов проводятся шесть раз в год в различных городах Японии. Между этими боями спортсмены участвуют в выездных и благотворительных соревнованиях.

В сумо отдельно выделяют профессиональный и любительский уровни. Спортсмены любительского сумо провели свой первый международный чемпионат в 1980 году, с тех пор все больше стран-участниц участвуют в соревнованиях.

Чемпионаты мира по сумо проводятся в четырех весовых категориях ежегодно. Континентальные федерации сумо отбирают участников для чемпионата мира, проходящего всегда в Японии.

Мир японских сумоистов: редкие фото их закрытой жизни

В течение полутора тысяч лет крупные мужчины занимаются тем, что агрессивно выталкивают друг друга из песочного ринга, – и зрителям это нравится. Борьба сумо давно стала зрелищной, и это типично японский вид спорта. И как все японское, выглядит он необычно и загадочно. Тем более, Международная федерация сумо прилагает все усилия для максимальной конфиденциальности по отношению к своим спортсменам.

Для турнира «Nagoya Grand Sumo» фотографу Иссеи Като было в виде исключения разрешено сделать ряд снимков повседневной жизни престижного тренировочного центра сумоистов «Томозуна», который сейчас разместился в буддийском храме. Сумоисты очень напряженно и много тренируются и потребляют не менее 8000 калорий ежедневно.

Вот как это выглядит изнутри.

Сумо – древнее боевое искусство японцев, однако сейчас в нем явно преобладают монголы.

Томозуна Ояката (спортивный псевдоним Кьокутенхо) был первым монгольским борцом, который стал возглавлять центр Томозуна. «Язык был для меня одним сплошным стрессом, – рассказывает он. – Я вообще ничего не понимал: я не знал, когда меня ругали, а когда хвалили».

Борцы называются «рикиши».

В тренировочном центре «рикиши» каждое утро по несколько часов отрабатывают захваты.

Вы победите, если вытесните противника из ринга или если он упадет.

Матчи могут длиться всего несколько секунд.

Сумоисты потребляют около 8000 калорий ежедневно.

У активно тренирующихся сумоистов в день только два приема пищи.

Обед готовят сумоисты помладше и пониже рангом.

Жаркое из свиных ног, гриллированных и жареных сардин и парового риса. Оно называется «Чанко набе».

Это, можно сказать, брендовое блюдо сумоистов, которое готовится в казане.

Для подготовки к турниру «Nagoya Grand Sumo» центр Томозуна на время перебазировался в буддийский храм.

Здесь есть место для еды, сна и тренировок.

У иностранных сумоистов с Японией довольно непростые взаимоотношения.

Им приходится основательно вжиться в культуру страны. Борцы должны отказаться от своего иностранного гражданства, чтобы стать «ояката» или «рикиши» высшего ранга.

Томозуна Ояката женился на японке, и чтобы стать японцем, он отказался от гражданства Монголии.

«Мы носим национальную одежду и живем по японским правилам и правилам сумо», – говорит Ояката. – «То, что я родился монголом – это чистая случайность».

Иностранным сумоистам приходится полностью погружаться в культуру Японии.

Они носят самурайский пучок на голове и придерживаются жесткой спортивной иерархии.

В Японии у многих сумоистов есть преданные фанаты.

Томозуна Ояката, родившийся в Монголии и ранее носивший имя Ньямявин Тсевегням, говорит на почти безупречном японском.

Некоторые фанаты приносят борцам еду.

Местные поклонники готовят разные блюда и приносят их сумоистам.

Ринг засыпан песком. Когда борец падает, его набедренная повязка или «маваши» полностью покрывается песком.

Центр Томозуна – один из самых престижных. Он был основан в 1941 году и тогда насчитывал всего 11 человек.

Чтобы поддерживать силы, сразу после еды сумоисты обычно ложатся спать на пару часов.

Они спят на твердом полу.

Маски помогают им дышать во время сна.

Кроме того, это отличная профилактика храпа.

Тренировки очень интенсивные, поэтому борцам необходимо делать перерывы.

Постоянные толчки и падения на землю к земле приводят к травмам.

Спорт может выглядеть несколько устаревшим и даже архаичным, но борцы не живут монашеской жизнью.

Как и у всех, у них есть смартфоны и профили в Facebook.

А еще они заботятся о своем внешнем виде.

Как и у всех спортсменов, у них есть своя социальная жизнь.

Борцов часто приглашают на разные мероприятия.

Они ходят на званые ужины и общаются со своими фанатами.

Вот на этом мероприятии им подарили праздничные украшения Танабата.

Ученики написали свои пожелания на цветной бумаге и передали их борцам.

Быть сильным иногда очень даже весело.

Одно из преимуществ сумоиста: он может поднять на руке массу детишек.

Борьба сумо – японская традиция, но молодежь теряет к ней интерес.

Японским детям не нравятся жесткие тренировки и древние традиции в спорте. Но будущее сумо достаточно оптимистично, и недостатка в борцах пока нет.

Текст: Flytothesky.ru

Поделитесь постом с друзьями!

Современное сумо


Сумо – традиционный японский вид спорта, который включает в себя элементы благородного единоборства, шоу, храмового священнодействия, спорта, самурайского духа и циркового бизнеса. В Токио ежегодно Ассоциация сумоистов устраивает однодневный показательный турнир, на котором борцы демонстрируют свои умения, а зрители насладжаются зрелищем.

Борцы сумо идут перед храмом Ясукуни в Токио во время церемонии начала ежегодного турнира сумо в Токио 9 апреля.

Гранд-чемпион сумо «Йокозуна» Хакухо держит сына борца сумо Котомитсуки по имени Аики.

У борцов двух высших дивизионов есть специальный пояс кэсё-маваси, который используется только при ритуалах.

В сумо запрещено бить, кроме как открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и, особенно, поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки.

Сумоист Миябияма несет ребенка перед началом церемониального турнира «Хонозумо» у храма Ясукуни в Токио.

Площадка для борьбы сумо представляет собой квадратный помост в 34 — 60 см высотой, называемый дохё. Поединок проходит в круге диаметром в 4,55 метра, границы которого проложены особыми плетенками из рисовой соломы.

Площадка дохё сделана из утрамбованной глины и покрыта сверху тонким слоем песка. Песок, который покрывает глиняный дохё, символизирует чистоту. Вход на дохё для женщин, по древней традиции, всегда строжайше возбраняется.

Грузинский сумоист Гагамару раздает автографы.

Судья (гёдзи), в числе прочих обязанностей, выполняет роль синтоистского священнослужителя.

Монгольский борец сумо Йокозуна Асашору (в центре) исполняет ритуальный вход на ринг перед началом показательного турнира у храма Ясукуни в Токио. Ассоциация сумоистов посвятила однодневный турнир сумо храму Ясукуни, где сотни зрителей могут бесплатно насладиться зрелищем.

Эстонский сумоист Баруто ждет начала турнира у храма Ясукуни. Баруто (настоящее имя – Каидо Хувельсон) был возведен во второй высочайший ранг озеки, или чемпиона, после серии успешных побед в недавних турнирах.

В профессиональном сумо нет весовых категорий, поэтому одним из определяющих факторов является масса борца. Почти все спортсмены, кроме начинающих, весят под 100 и более кг, а для высших дивизионов масса выше 120 кг де-факто обязательна — иначе нельзя рассчитывать на успех.

Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки: 1) коснувшийся первым земли любой частью тела кроме стоп считается проигравшим; 2) коснувшийся первым земли за пределами круга считается проигравшим.

Ну и явно не для борцов сумо, а для худеньких худышек существует на свете тощая диета .

Без зарплаты и женщин: что происходит с сумо в Японии

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Великий чемпион сумо Харумафудзи Кохэй объявил о завершении карьеры. «От всего сердца прошу прощения», — сказал он, низко кланяясь около 30 секунд.

Харумафудзи был великим чемпионом по сумо («ёкодзуна» по-японски). 25 октября он, предположительно, напал на более молодого борца в баре, сломав ему череп. Полиция начала расследование инцидента, японские издания пестрят заголовками о нем.

Из-за этого дела над древним японским видом спорта сгустились тучи, и это уже не в первый раз. Десять лет назад репутация этого вида спорта пошатнулась: 17-летний ученик-сумоист скончался после того, как старшие борцы избили его бутылкой пива и бейсбольной битой.

В 2010 году дело об увлечениях сумоиста Котомицуки подпольными азартными играми, связанное с японскими якудза, подлило масла в огонь. В том же году учитель Харумафудзи, монгольский чемпион Асасёрю, ушел из спорта после пьяной потасовки возле ночного клуба в Токио.

В 2011 году полиция нашла в телефонах некоторых борцов SMS-сообщения, свидетельствующие о договорных состязаниях.

Значит ли это, что сумо умирает?

Монголы идут!

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, откуда люди приходят в сумо и в каком жестком режиме они воспитываются.

Хотя сумо зародилось в японских храмовых обрядах, проводившихся от 1,5 до 2 тысяч лет назад, эта страна уже не является лидером в этом спорте. До ухода Харумафудзи в мире было четыре чемпиона сумо. Трое из них — из Монголии, в том числе и он сам.

Восточная Европа, Россия, Гавайи и Самоа посылают многообещающих учеников в японские школы сумо («комнаты»). По сути, это мужской пансионат, где мастера муштруют подростков в боевом искусстве, которое некогда развлекало имперские дворы.

В стране восходящего солнца сумо — не спорт, а дань прошлому, традициям и тому, что считается исконно японским. Код поведения предписывает строгие ритуалы. В них нет исключений для тех, кто родился не в Японии.

Сумоисты должны носить на публике традиционную одежду, а также характерную прическу с хвостом на затылке. Во время поединка успех и провал нужно встречать с одинаковой невозмутимостью.

В общении борец должен быть примером мягкого смирения и вести себя с «хинкаку» — достоинством. Статус борца таков, что незнакомцы при встрече на улице должны ему кланяться.

Каждая из 45 «комнат» может взять только одного иностранца за один раз — так требует крайне консервативная Японская ассоциация сумо.

Попадают туда чаще всего в 15-летнем возрасте — но не старше 23-х лет.

Готовка, уборка — и без завтрака

«Они тренируются, как молодые солдаты. То есть они готовят, убирают, чистят картошку. И все обязательно учат японский», — поясняет эксперт по сумо Марк Бактон, бывший комментатор и колумнист издания Japan Times.

В школе действует строгая иерархия, во главе которой стоит мастер — бывший борец.

«Это не как в футболе, где можно перейти из «Манчестер Юнайтед» в другую команду, — рассказывает Би-би-си Бактон. — Вы здесь на всю жизнь. И покинуть это место можно, только покинув сумо».

Каждый борец отращивает длинные волосы, до середины спины, а парикмахер в школе делает прическу по канонам сумо. Волосы моют раз в одну или две недели, и их приглаживают маслом «бинцуке», сладкий запах которого повсюду сопровождает бойца.

Еда обычно представляет собой мясную тарелку с овощами. Питание контролируется так же строго, как и тренировки.

«Едят они много, — говорит Бактон. — Но для них обязательно после еды пойти спать. Они не завтракают — утром у них тренировки. Сумоисты едят ланч — такой же, как и у всех, может, чуть больше. Но они едят все с большим количеством риса. А потом идут спать до полудня».

«Потом они едят еще раз вечером — и едят много. Спать идут довольно рано, потому что просыпаются сумоисты в 5-6 утра».

Чем строже правила, тем лучше борцы? Бактон считает, что однозначно — да.

Без зарплаты, девушек и телефонов

Есть шесть профессиональных турниров в году, все проводятся в Японии. Повышение ранга борец может получить, если побед у него больше, чем поражений. Победа засчитывается, если соперник вытеснен из круга или коснулся земли чем-либо, кроме стоп.

Около 650 сумоистов состоят в одной из шести лиг, от младшей к старшей, и только 60 из них находятся в старшей. Борцы в младших лигах не получают денег. Даже самому талантливому сумоисту понадобится два или три года, чтобы достичь зарплаты.

А она неплохая: около 12 тыс. долларов в месяц во второй лиге, и около 60 тысяч — в высшей, включая спонсорские сделки.

Младшие борцы носят тонкий хлопковый халат «юката» и «гета» — деревянные сандалии — даже зимой.

Водить машину им нельзя: не только из-за статуса, но и потому, что живот может мешать управлять автомобилем. У лучших бойцов есть водители.

Мобильные телефоны и подруги технически запрещены в младшей лиге. Женщины не могут жить в комнатах сумо, борец не может жениться и жить вне комнаты с женой, пока не достигнет хотя бы второй лиги.

Что еще хуже, если сумоист попадет обратно в третью лигу, он должен оставить жену и детей и вернуться в школу.

Что происходит, если молодые люди не соответствуют стандартам мастеров и восстают против неслабеющего, почти монашеского режима?

«О, здесь все ужасно, — говорит Бактон. — Перед тем, как в 2007 году мальчик был убит, были регулярные побои. Вы увидите мальчиков с рубцами на спине и на ногах из-за того, что они недостаточно старались».

В прошлом году сумоист получил 32,4 млн иен (288 тыс. долларов) за то, что остался слепым на один глаз, живя в школе.

Чемпион Хакухо, монгол из Улан Батора, рассказал о своих побоях в школе, длившихся до 45 минут.

Он начал разговор об этом после того, как 17-летний Такаши Саито был избит до смерти после угрозы сбежать из школы.

«Если посмотреть на меня, я всем доволен, но на самом деле в то время я плакал каждый день, — говорил Хакухо. — Первые 20 минут это очень больно. Потом становится легче — даже во время побоев чувствуешь меньше боли».

«Конечно, я рыдал, а когда старшие говорили, что это для моего же блага, я рыдал еще сильнее», — признается он.

Нарушая правила секретности

Почему же из спорта, в котором младшие подвергаются строгому многолетнему режиму наказаний, уходит Харумафудзи, который ударил молодого борца?

«Он ударил его в баре, — отвечает Марк Бактон. — В этом проблема».

Пишущий о сумо вот уже тридцать лет Крис Гулд говорит, что в этом виде спорта строгий кодекс молчания.

«Есть замечательная согласованность в том, как тренировки и наказания не менялись десятилетиями в разных школах. И потому, когда случаются инциденты вроде Харумафудзи, о них не говорят в целях сохранения группы», — рассказывает он.

«Интересно, что травмированный тренер уволенного борца — Таканохана — критиковался за обсуждение инцидента. В других видах спорта его бы хвалили как героя», — добавляет Гулд.

Может ли сумо рассчитывать на молодых лодей, приходящих в спорт, с такими установками?

Сегодня голодные новобранцы из деревень больше не обивают пороги школ, а в футболе и бейсболе гораздо более высокие запрплаты без риска насилия.

Несмотря на это, сумо переживает приток популярности. В январе в Японии впервые за 19 лет появился собственный великий чемпион сумо.

Японская ассоциация сумо также рекламирует этот вид спорта.

По мнению Гулда, спекуляция на теме затухания интереса к сумо — преждевременная.

«Не нужно пока паниковать о будущем. Но ассоциации сумо нужно проговорить, для чего сумо нужно, против чего оно, и говорить о ключевых идеях. Если это случится, великих чемпионов станет больше», — отмечает он.

Современная японская борьба сумо в фото: традиции, монголы и кислородные маски

Современная японская борьба сумо в фото

Профессиональная современная японская борьба сумо сочетает в себе не только элементы спорта, единоборства, шоу, традиций и бизнеса. Расцвет сумо пришелся на XVIII столетие: тогда сумо занималось примерно столько же людей, сколько сейчас фотографией. Успешные борцы становились кумирами страны, а писаки вроде нас посвящали им стихи и пьесы. Тогда же появился титул «ёкодзуна» (великий чемпион), который присваивается пожизненно и является вершиной профессиональной карьеры борца.

Со временем и японская борьба подверглась изменения, о них в нашей статье в фотографиях.

Японская борьба сумо в истории это пот и боль

Японская борьба сумо в истории

Борьбе сумо уже больше тысячи лет, а в современном виде – не менее пятисот. Правила этой борьбы достаточно простые — в сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси (пояса). Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено.

Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки: проигравшим считается коснувшийся первым земли любой частью тела или коснувшийся первым земли за пределами круга.

В таком зале, на песке, будущие чемпионы сумо отрабатывают приемы

В сумо два направления: профессиональное и любительское. Профессиональное сумо (одзумо) существует только в Стране восходящего солнца и курируется Все­японской ассоциацией сумо (JSA). В организации порядка тысячи человек: около восьмисот борцов, ояката (тренеры-наставники), гёдзи (судьи), ёбидаси (вспомогательные судьи) и токояма (парикмахеры — борцам положены специальные прически). Ассоциация каждый год проводит шесть больших турниров — басё. Сумоист, выступающий на таких соревнованиях, обязан входить в один из 52 клубов (кстати, в каждом клубе может состоять ограниченное число иностранцев).

Инвентарь, экипировка сумоиста

Экипировка сумоистов неимоверно скромна и соответствует той, что была в ходу десятки веков назад. Спортсмен пользуется одним лишь поясом под названием «маваси», обматываемым несколько раз вокруг тела и между ног. К нему обычно подвязываются специальные украшения — сагари. Сумоисты-любители могут надевать пояс сверху на шорты. Лучшие бойцы владеют и дополнительным поясом, напоминающем форму передника, в нём они принимают участие в ритуальных действах.

Ещё одной характерной особенностью сумо является причёска спортсменов. Называется она – такаяма и представляет собой волосы, собранные в узел на темени. Форма и расположение имеют две функции – эстетическую и защиту головы при падении.

11 борцов сумо в школе в Нагано каждое утро проводят трехчасовую тренировку. В 10:30 они встречаются с поклонниками, раздают автографы и делают фото со всеми желающими. Готовят обед и выполняют другую бытовую работу обычно младшие по званию.

Борцы сумо очень популярны в Японии

Ежедневное потребление около 8 тыс. калорий

Борцы потребляют приблизительно 8000 калорий в день – это довольно много даже для спортсменов. Вследствие такого питания доля жира в массе тел борцов со стажем составляет от 23 % до 39 %. Тем не менее, в младших дивизионах принимают участие сумоисты, средний уровень жира для которых равняется всего 14 %. Для сравнения, у взрослых японцев этот показатель равен 15—19 %.

Мир сумо – это сугубо японское явление

Для того, чтобы стать борцом, нужно родиться в Стране восходящего солнца и впитать дух Японии с молоком матери. Сумо – это дух самураев, это жесткая иерархия и послушание.

Тем не менее, жесткие тренировки, специфический стиль жизни сумоистов и переоценка традиций привела к тому, что в сумо на сегодня доминируют иностранцы — в основном монгольские борцы.

Томозуна Ояката, чемпион сумо монгольского происхождения

Говорит Томозуна Ояката, более известный как «Кёкутенхо», первый монгольский борец, который начал карьеру в 1992 году и достиг значительных успехов в сумо:

«Незнание языка было самой большой проблемой. Я ничего не мог понять, когда меня ругали, или даже когда меня хвалили».

После обеда борцы спят несколько часов в кислородных масках, чтобы ускорить обмен веществ в организме

Сегодня Томозуна говорит на почти безупречном японском и отказался от своей прежней национальности. То есть он превратился в настоящего японца – это основное требование к мастерам сумо. Полная ассимиляция позволяет монголам чувствовать себя в своей тарелке и не сталкиваться с негативом на национальной почве.

Травмы нередки среди борцов, поэтому эластичные бинты на ногах и руках — обычное явление

Говорит Томозуна Ояката: «Мы носим кимоно и сандалии, живем согласно японским традициям и правилам сумо. То, что мы родились в другой национальности – простая случайность, которую легко исправить».

Современное сумо

Сумо: древнейшее единоборство Японии

История возникновения сумо доподлинно неизвестна и уходит в незапамятные времена. Это – «самое японское» из всех боевых искусств Японии. В сумо два борца – рикиси – в поединке выясняют сильнейшего на площадке, расположенной на квадратном помосте, который называется дохё. Эта площадка, эквивалент ринга или татами, сделана из утрамбованной глины особого сорта и ограничена специальными плетенками из рисовой соломы, которые называются тавара. Согласно правилам сумо, проигрывает тот, кто касается земли любой частью тела, кроме ступней, либо тот, кого выталкивают за пределы дохё. Рикиси могут выглядеть немного комично с точки зрения европейских стандартов – они кажутся бесформенными полуголыми толстяками, однако, это настоящие профессиональные спортсмены, мощные и подвижные. Они придерживаются жесткой диеты и ежедневно по несколько часов проводят в изнурительных тренировках. Каждый рикиси берет себе сикону – поэтически звучащий профессиональный псевдоним, например, Тайхо – «Великий Феникс», Асасёрю – «Утренний синий дракон» или Дайкай – «Великое море». Специфика правил сумо требует набора большого веса, в первую очередь за счет мускульной массы. Техника сумо весьма разнообразна, хоть и необычна: здесь запрещены ударами кулаками и ногами, а также и удушающие приемы, однако, разрешены любые захваты, в том числе за пояс, броски, подсечки, толчки и удары открытой ладонью. Возможны и уходы от противника, однако, в сумо приветствуется атакующая, а не оборонительная тактика.
Эстетика и ритуалы сумо тесно связаны с синтоизмом, традиционной религией, испокон веков существовавшей на Японских островах. Первое письменное упоминание о сумо встречается еще в «Кодзики» – сборнике летописей, являющейся старейшим письменным источником об истории и мифах древней Японии и датированным 712 годом. Согласно легендам, японцам было разрешено поселиться на Японских островах после того, как бог Такемиказути, предок императорского рода, выиграл в схватке сумо у вождя варварского племени. Возможно, эта легенда отражает процесс формирования современной японской нации, происходивший около двух тысяч лет назад на стыке эпох Дзёмон и Яёй, когда пришедшие с материка переселенцы начали контакты с автохтонным населением, айнами. Об этом говорят и исторические данные, согласно которым сумо как минимум 2 000 лет, хотя, очевидно, что история возникновения борьбы, «предка» современного сумо, уходит своими корнями в эпоху Дзёмон, древнейший исторический период Японии. В период Нара, в восьмом веке нашей эры, сумо было представлено императорскому двору и с тех пор получило сакральное, религиозное значение. При этом до начала семнадцатого столетия, то есть до начала эпохи Эдо, сумо было не спортом, а, скорее, ритуальной борьбой, предназначенной для того, чтобы задобрить богов во время синтоистских фестивалей ради хорошего урожая. Поединки проводились возле храмов наряду с ритуальными танцами и разного рода религиозными обрядами. Таким образом, этот вид единоборства всегда носил истинно народный характер. Даже сегодня в синтоистских святилищах можно увидеть ритуальную схватку человека и бога, очень похожую на то сумо, как оно известно сегодня. Поэтому и современное спортивное сумо прочно основано на своих религиозных корнях. Многие элементы здесь полны символики синтоизма: навес над площадкой – яката – сделан в стиле крыш синтоистских святилищ, песок на площадке дохё символизирует чистоту, разбрасываемая борцами перед поединком соль – очищение, изгнание злых духов. Четыре кисточки на каждом углу навеса обозначают четыре сезона: белая – осень, черная – зиму, зеленая – весну, красная – лето. Пурпурные флаги вокруг яката – это символы движения облаков и смены сезонов. Красочно одетый судья, который в сумо называется гёдзи, помимо своих прямых спортивных обязанностей исполняет также и роль синтоистского священника.
Ныне сумо – это важная часть жизни Японии, соединение спорта, шоу-бизнеса и исторических традиций. Чемпионы, которые называются йокодзуна, становятся практически национальными героями, они известны каждому японцу. Соревнования в высшей лиге сумо проводятся с января по март в Токио, Осаке, Нагое и Фукуоке, всего в год проходит шесть турниров, которые называются басё. На каждом из них разыгрывается Императорский кубок, а по итогам сезона определяется великий чемпион – йокодзуна. Во время басё царит очень интересная зрительская атмосфера: в окружающем дохё зале-амфитеатре всегда очень много народу, на лучших местах зачастую можно встретить много местных знаменитостей – актеров, музыкантов, бизнесменов. Разрешается, и даже поощряется, есть во время поединков, здесь же продается традиционная для соревнований по сумо еда. В последние годы в сумо появилось очень много иностранцев-рикиси, что даже вызвало неоднозначное отношение к этому широкой общественности, так как сумо всегда считалось наиболее японским из всех единоборство, что во многом связано с синтоизмом.

В любом случае, сумо – это не только захватывающее спортивное мероприятие, но и важное приобщение к самой сути японской культуры.

Ссылка на основную публикацию