Со-дзюцу — фехтование на алебардах | Karate-krs.ru

Со-дзюцу — фехтование на алебардах

Со-дзюцу — фехтование на алебардах

В качестве одного из основных элементов военных искусств буси рассматривалось со-дзюцу — умение владеть копьём (яри). Со-дзюцу было обязательным как для самураев высшего ранга, воевавших в составе кавалерии даймё, так и для рядовых воинов-пехотинцев.

Копья прямые, колющего типа, с односторонней заточкой, и обоюдоострые, и саблеобразные (нагината, или хоко) и т.д. являлись незаменимым оружием феодальных междоусобиц. Их применяли при одиночных схватках, во время рукопашного боя отдельных отрядов и целых армий феодалов, для влезания на стены укреплений и замков противника (пики с крючьями), при абордажных операциях на море.

Со-дзюцу преподавалось также в клановых школах феодалов. Амуниция для борьбы на копьях несколько напоминала снаряжение кэндоистов, в частности маской для защиты лица. Суть занятий сводилась к умению поразить противника в уязвимые места тренировочным копьём, имевшим на конце вместо острия мягкий шарик из материи.

Кроме кэндо, в самурайских искусствах особо выделялось фехтование на алебардах. Двухметровой алебардой пользовались, как правило, в битве пешие самураи. Нагината наряду с кинжалом считалось в феодальное время также единственным холодным оружием женщин сословия воинов, которое они применяли в случае опасности, защищая себя, детей, дом и имущество при нападении врага. Поэтому каждая дочь самурая, выходя замуж, получала в виде своеобразного приданого набор алебард. Специальный курс фехтования на алебардах дочери самурая проходили ещё до наступления совершеннолетия. Требования к девушкам во время тренировок в фехтовании на алебардах были так же жёстки, как и при фехтовании на мечах у мальчиков. Однако, хотя упражнения с двухметровой нагината были не очень простыми и лёгкими, всё же они не требовали такой подготовки, искусства в обращении и физической силы, как занятия с мечом и луком. Основным в фехтовании на нагината было научить фехтовальщицу поражать противника в незащищённые доспехами участки тела — шею или ноги. Часто главный удар алебардой направлялся так, чтобы перерубить сухожилие около пятки и лишить тем самым нападающего противника способности наступать и свободно передвигаться.

Жёны самураев достигали иногда большого мастерства во владении этим видом оружия, принимая участие даже в сражениях.

Во время сацумского восстания 1877г. например, в военных действиях против правительственных войск микадо воевали наряду с восставшими самураями также и женщины, вооружённые алебардами.

Фехтование на алебардах имело не только чисто практическое, военное значение. Эти упражнения содействовали физическому развитию женщин сословия воинов, живших в праздности в силу своего социального положения.

В послереформенное время фехтование на нагината стало доступно всем слоям общества. В некоторых народных и средних школах Японии фехтование на алебардах было принято учебным планом как обязательное.

Так же как и другие виды воинских искусств, этот вид борьбы признавался самураями в первую очередь занятием, служащим для формирования духовных способностей личности, и только во вторую очередь — упражнением, укрепляющим мускулатуру тела, развивавшим физическую силу.

Изучаемые техники

Т ехнический арсенал школы состоит из двух основных частей — Омотэ (открытый раздел базовой техники, чаще всего демонстрируемый на показательных выступлениях) и Оку (скрытый раздел, обучение которому начинается после получения свитка Мокуроку). Изучение техники происходит с использованием одиночных или парных практик — ката, которые дают ученику возможность отработать те или иные технические элементы, научиться взаимодействовать с партнером и почувствовать его намерения, осознать тот самый «миг между прошлым и будущим».

Наш учитель Отакэ Рисукэ Сэнсэй в своей книге «Katori Shinto-ryu. Warrior Tradition» представляет техники школы следующим образом:

  • Иай-дзюцу (искусство быстрого выхватывания меча с последующей атакой)
    Омотэ но иай
    6 ката: Кусанаги но кэн, Нукицукэ но кэн, Нукиути но кэн, Укэн, Сакэн, Хаппокэн.
    Татиай баттодзюцу
    5 ката: Юкиай гякунуки но тати, Дзенго тидори но тати, Юкиай миги тидори но тати, Гякунуки но тати, Нукиути но тати.
    Гокуи но иай
    5 ката: Кумокири но иай, Хангэцу но иай, Муити но кэн, Муни но кэн, Сэйган но иай.
  • Тати-дзюцу (фехтование на мечах)
    Омотэ но тати
    4 ката: Ицуцу но тати, Нанацу но тати, Касуми но тати, Хакка но тати.
    Гогё но тати
    5 ката : Мицу но тати, Ёцу но тати, Ин но тати; Ся но тати, Хоцу но тати.
    Ситизё но тати
    3 ката: Тояма но тати, Катанами но тати, Агэнами но тати.
  • Рёто (фехтование двумя мечами)
    4 ката: Эйгэцу но тати, Суйгэцу но тати, Исонами но тати, Муракумо но тати.
  • Кодати (фехтование коротким мечом)
    3 ката: Хангэцу но кодати, Суйгэцу но кодати, Сэйган но кодати.
  • Бо-дзюцу (бой шестом)
    Омотэ но бо-дзюцу
    6 ката: Сериай но бо, Сунэ хисиги но бо, Саю но бо, Каса хадзуси но бо, Ханэцурубэ но бо, Татэнами но бо.
    Гогё но бо
    6 ката: Гэдан гамаэ но бо, Касуми гакэ но бо, Дэнко гамаэ но бо, Ин гамаэ но бо, Хикидзуэ гамаэ но бо, Татэдзуэ гамаэ но бо.
  • Нагината-дзюцу (бой алебардой)
    Омотэ но нагината-дзюцу
    4 ката: Ицуцу но нагината, Нанацу но нагината, Касуми но нагината, Хакка но нагината.
    Гокуи ситидзё но нагината
    3 ката: Эмпи но нагината, Тонбо но нагината, Рюко но нагината.
  • Со-дзюцу (бой копьём)
    Омотэ но яри
    6 ката: Хирю но яри, Корю но яри, Цукэдомэ но яри, Аня но яри, Дэнко но яри, Ёру но я яри.
    Хидэн (секретные формы)
    Дзёдан но яриай, Гэдан но яриай.

Кроме этого, в школе изучаются техники дзю-дзюцу и сюрикэн-дзюцу.

На первом этапе обучения (3,5—4 года регулярных занятий) ученики осваивают техники открытого раздела — Омотэ но иай, Татиай баттодзюцу, Омотэ но тати, Омотэ но бо-дзюцу, Омотэ но нагината-дзюцу. В дальнейшем происходит постепенное изучение ката раздела Оку — Гогё, Гокуи но иай, Рёто, Кодати, Со-дзюцу.

Несмотря но то, что набор техник ограничен, выполнение одних и тех же ката в начале обучения и после многолетних тренировок сильно отличается. И дело тут не столько в росте технического мастерства, сколько в более глубоком понимании принципов использования оружия, его сильных и слабых сторон, формировании у ученика правильного отношения к тренировкам и к своему партнеру, осознании общих законов человеческого бытия через более высокий уровень понимания техники.

Изучение наследия школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю настолько многогранно, что может занять всю жизнь. Отакэ Рисукэ Сэнсэй, обладающий высшим сертификатом мастерства Гокуи кайдэн, посвятил этому уже более 70 лет.

Со-дзюцу — фехтование на алебардах

Парапсихология:Рентгеновское зрение Сам же Андрей Ильич рассказывал всем одно и то же: сидел на утренней зорьке на берегу пруда, вдруг в глазах полыхнуло — и свет угас

Парапсихология:Магия сексуальных отношений Магия сексуальных отношений — это большой и очень важный вопрос. С укреплением физического тела, с повешением энергетического потенциала у вас возрастает и сексуальная активность

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Со-дзюцу — фехтование на алебардах

Ссылка на основную публикацию