Сюжеты хоримоно | Karate-krs.ru

Сюжеты хоримоно

Сюжеты хоримоно

1. Сокэн. Прямой обоюдоострый меч, символизирует божество Фудо. Рукоять меча может отсутствовать или изображена лишь частично. Этот тип рукояти (санко) является буддистским символическим оружием, применяемым для изгнания пороков. Сокэн без санко часто встречается на клинках школы Рай и традиции Сагами. Обычно сокэн гравировали на внешней стороне клинка.

2. Гомахаси (палочки для священного огня). Используются при вознесении молитв. Обычно гравируются на внутренней стороне клинка.

3. Токко, санко, гокко. Варианты символического буддистского оружия для изгнания пороков с одним, тремя и пятью концами. Изображение токко часто встречается на мечах Сагами.

4. Цумэ (когти). Упрощённый вариант санко. В клинках периода Оэй провинции Бидзэн (1394-1428гг) и синсинто провинции Сацума цумэ часто изображались над основанием желоба бохи.

5. Рэндай. Пьедестал Будды.

6. Ёраку. Диадема, украшение буддистского духовенства, гравируется вместе с другими сюжетами.

7. Кувагата (мотыгоподобный). Рогообразные украшения боевого шлема. В традиции Сагами часто использовались вместе с другими сюжетами.

8. Сикэцу, ходзю-бо. Предмет богослужений, устанавливаемый возле жертвенного алтаря. Встречается на мечах Оэй-Бидзэн школы Нобукуни и мастера Хиромаса из Сагами (кон.13в).

9. Кудзи-мон. Решетка из девяти палочек, символизирующая некий призыв воинам из девяти иероглифов. Гравировали в конце периода Муромати.

10. Кэнсаку. Шнур, атрибут Фудо, почти всегда гравировали на стороне, обратной к той, где изображён Фудо или Курикара. Редок на кото, часто встречается на синто, имеется на клинках мастеров Котэцу, Хорикава Кунихиро и на мечах провинции Хидзэн.

11. Кибо (знамя и копьё). Встречается редко, можно видеть на клинках провинции Хидзэн и мастеров Хорикава. Почти всегда на обороте гравировали Фудо или Курикара.

12. Тама. Драгоценный шар, один из такаро-моно (сокровища), символов счастья и преуспевания. Часто его пытается схватить дракон.

13. Курикара. Дракон, символизирует Фудо. По технике исполнения различают: син — реальный, со — эскизный, гё — линейный. В середине периода Камакура дракон стал самым популярным сюжетом.

14. Харами-рю (беременный дракон). Тот, у которого хорошо виден живот. Другое название — ура-рю (дракон с изнанки). В середине периода Камакура встречается у кузнецов Хонэгуи Тосиро, Осафунэ Кагэмицу, а в период Намбокутё у Канэмицу, Хидэмицу и других.

15. Цуруги-цуками-но рю (дракон, схвативший меч). Изредка встречается на клинках синто кузнецов Ясуцугу-второго, Котэцу и Куникиё.

16. Дзёгё-рю. Летящие вверх и вниз два дракона. Чисто декоративный сюжет синто, обычно выполняется в технике син, реже в со. Если изображение непарное, речь идет о нобори-рю (взлетающий дракон) и кудари-рю (опускающийся).

17. Фудо. Самое популярное у самураев буддистское божество, грозный и яростный защитник правоверных буддистов. На кото встречается в основном на клинках традиций Ямасиро, Сагами и кузнецов линии Осафунэ Кагэмицу. В период Момояма стал повсеместно популярен, что сохранилось и в период Эдо. Изображения Фудо бывают четырёх видов: стоящий (тати), с драконом (рю-Фудо), в волнах (ро-Фудо) и изображений в профиль.

Сюжеты хоримоно

Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Путь самурая / Сюжеты хоримоно /

18. Сантай-буцу (три божества). Фудо с бодхисатвами Конгара и Сэйтака. Эту троицу гравировал Киути из Этидзэн. Кузнецы Наотанэ и Курихара Нобухидэ изображали бодхисатв без Фудо.

19. Бисямонтэн. Популярное в конце периода Камакура буддистское божество, вновь вошедшее в моду в период Момояма. Встречается в работах синто мастеров Хорикава Кунихиро, Этидзэн Ясуцугу, Тайкэн Наотанэ.

20. Мариситэн. Буддистское божество, изображения которого гравировали Хорикава Кунихиро, Этидзэн Ясуцугу и другие.

21. Дайкокутэн. До периода Момояма считался богом войны. Встречается в работах синто кузнецов Котэцу, Кунихиро и Тадахиро-первого.

22. Хотэй. Бог счастья с толстым животом и мешком, полным добра. Изредка встречается в работах Хорикава Кунихиро и Тадахиро-первого.

23. Тототэн-дзин. Обожествлённый политик и учёный Сугавара Митидзанэ. Отсутствует на кото, на синто имеется только один раз у Котэцу, на синсинто более часто.

24. Кандзан и Дзиттоку. Два святых отшельника, их изображения редки.

25. Мацугуидзуру (журавль-сосноед). Сюжет использовали Юкихира из Бунго и Сигэёси.

26. Хорайдзан. Волшебный остров, сюжет использовал кузнец Котэцу.

29. Сотикубай. Слива, бамбук и сосна, символы благоденствия.

30. Камихотокэ (боги и будды). Иероглифические надписи на клинках, обозначающие имена богов. Надпись ‘Хатиман-дайбосацу’ (Великий бодхисаттва Хатиман) появилась впервые в конце периода Камакура у кузнеца Нагамицу. Её часто использовали кузнецы из Осафунэ, встречается в работах периода Намбокутё в провинции Бидзэн и в годы Оэй (1394-1428гг) в Бидзэн. В синто редка. Надписи ‘Аматэра-кадай-дзингу’ (Великие храмы в Исэ) и ‘Касуга-даймёдзин’ (Великое милостивое божество Касуга) появились в конце периода Муромати, чаще всего в работах традиции Бидзэн. В конце этого периода стали изредка гравировать ‘Наму амидабуцу’ (Приветствую будду Амида) и ‘Наму мёхорэнгэкё’ (Воспеваю ‘Сутру Лотоса’).

31. Девизы и прочее. В конце периода Эдо вошло в моду гравировать тексты стихов на клинках. Например, строка ‘Ямато-кокоро-о:’ (Да возвысится дух Японии) из стихотворения поэта Мотоори Норинага на клинке кузнеца Нобухидэ и даже первая строка государственного гимна ‘Кими-га ё:’ (Века государя:) на клинке Наотанэ. А также призывы к воинам проявить доблесть на поле боя, пожелания спокойного мира дому, китайские астрологические иероглифы и многое другое, например ‘Ун ва тэн ни ари’ (Судьба зависит от небес) или ‘Нет ничего определённого на земле, судьба решается на небесах’. Наконец, есть мрачные тексты типа ‘О, как я счастлив! Никто не думает обо мне, как о человеке, и я не думаю ни о ком, как о человеке’.

32. Поэтические символы. Изображения карпа, борющегося с течением, опавшие цветы, плывущие по воде, дракон, обвившийся вокруг сливового дерева — распространённые сюжеты периоды Эдо.

Знаки рыцарской верности и плебейского бунта

Термин «татуировка» имеет полинезийское происхождение. Одни ученые связывают его этимологию со словами «та» — картина и «ату» — дух, другие — с именем бога Тики, который, по преданию, научил жителей Полинезии разукрашивать тела. Однако история тату началась не на тихоокеанских островах, о чем свидетельствуют неолитические статуэтки, найденные археологами в Венгрии и датированные V тысячелетием до н. э. Грудь и ягодицы этих древних антропоморфных фигурок покрыты орнаментом.

Хотя искусство татуировки возникло и не в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но именно здесь оно достигло своих вершин, и японская татуировка тому бесспорное свидетельство. Начиная с VI века в Стране восходящего солнца несмываемыми надписями или изображениями метили преступников. Эта практика называлась «нэсаку». На теле нарушившего закон можно было «прочитать» всю его криминальную биографию. Со временем японское тату эволюционировало и постепенно превратилось в настоящее искусство — хоримоно, расцвет которого пришелся на вторую половину XVIII века.

1. Дзюродзин — бог долголетия и мудрости. К его священному посоху сяку прикреплен свиток, в котором содержатся сведения о всех живых существах и рецепты долголетия и бессмертия. Изображается в шапке ученого.
2. Хотэй — божество сострадания и счастья. Большой живот символизирует широту его души.
3. Маска — символ вызова власти самураев, образ храброго и злого городского жителя.
4. Журавль — еще один символ долголетия, неизменный спутник Дзюродзина. Существовало поверье, что именно журавли уносят в небеса просветленных, достигших бессмертия.

Рост популярности хоримоно был обусловлен не только эстетическими, но и социальными факторами. В 1603 году князь Токугава Иэясу, заставив японского императора признать за собой титул сёгуна («полководца»), взял власть в свои руки. Так была основана новая правящая династия, а японской столицей объявлен город Эдо. За время правления Токугавы Иэясу в междоусобных битвах пролилось немало японской крови, однако несгибаемый правитель добился своей цели — страна стала единой. По инициативе энергичного сёгуна, стремившегося везде навести военный порядок, начал активно формироваться кодекс самурая — Бусидо сёсинсю, основанный на философии конфуцианства с его идеалом «благородного мужа», следующего строгой морали и полностью посвятившего жизнь служению своему господину. Однако в дальнейшем сёгунам показалось мало заставить жить по законам Конфуция военное сословие, нечто подобное было необходимо и в отношении податного населения. Стремление властей усилить этическую дисциплину, регламентирующую все стороны жизни, конечно, вызвало у горожан протест, который, правда, открыто выразить никто не решался. И тогда на помощь пришло искусство. В XVII веке в японских городах появляется театр, а в литературе — жанр эротической повести, в которых активно использовались фольклорные сюжеты, весьма далекие от конфуцианской морали. Во главу угла новая городская культура, получившая название «укиё», ставила не долг перед обществом и государством, а личную драму, эмоции отдельного человека — то есть то, о чем рассказывал народный эпос. Татуировка хоримоно, мастера которой с охотой «кололи» героев и сюжеты народных преданий, стала знаком культурной оппозиции городского простонародья: изображение фольклорного персонажа на теле свидетельствовало, что обладатель рисунка живет так, как считает нужным, а не так, как предписывают правила.

5. Кинтаро (Золотой мальчик) — символ, помогающий преодолевать жизненные трудности. Он был рожден в горах, и с детства его отличала не обыкновенная физическая сила. Поскольку там, где он рос, не было других детей, друзьями Кинтаро стали животные, язык которых он скоро научился понимать.
6. Харамаки — оберег для защиты души от всех внешних зловредных воздействий (часть воинской экипировки). Харамаки представляет собой специальную повязку, прикрывающую живот. В японской культуре живот — хара — считается местом сосредоточения жизненной силы, вместилищем души, и к его благополучию относились с особым вниманием.

Иногда традиционные образы даже перетолковывались в антисамурайском духе. Например, карп, который на Дальнем Востоке считался символом стойкости, стал одним из главных символов тех, кто был не склонен уважать военную аристократию. Дело в том, что простым горожанам было запрещено в праздник Дня детей выставлять перед домом ритуальные оружие и доспехи, и тогда домовладельцы податных сословий стали вывешивать бумажных карпов в пику дворянским атрибутам мужественности.

То же произошло и с Кинтаро (Золотым Мальчиком). Этот популярнейший персонаж японского фольклора изображался великим воином и настоящим самураем. Но на татуировках вы редко увидите Кинтаро с мечом и в доспехах: среди горожан были популярны сюжеты о его детстве, когда он воспитывался матерью в лесу и проводил большую часть времени, общаясь с дикими животными. Вместо воина на татуировках изображался обыкновенный мальчик, воплощавший отвагу, мужество, любовь к близким и неразрывную связь с силами природы. Но, подчеркнем, большинство изображений хоримоно все-таки нужно трактовать именно в духе традиционного, а не маргинального городского фольклора.

7. Пион — оберег от злых духов. Стоит сказать, что пион, скорее, считается китайским символом, и здесь можно найти некое его противопоставление хризантеме, традиционному символу императорского дома Японии.
8. Иероглифы — авторская подпись. Профессия мастера татуировок — хориси — весьма ценилась в Японии, и умельцы не отказывали себе в удовольствии быть узнаваемыми по стилю и подписи.
9. Дракон — символизирует силу, мудрость и счастье. Его образ тесно связан с образом карпа: обычно дракон покрыт чешуей этой рыбы. Восточные представления о драконе очень сильно отличаются от европейских. В Китае, Японии и Корее это не инфернальная тварь, а божественный покровитель, податель воды, гарант плодородия и богатства, объединяющий три стихии (воду, землю и воздух): дракон живет в воде, но имеет лапы для передвижения по суше и может летать.

10. Кленовые листья — символ долгожительства (клен живет до 200 лет). Однако это дерево может выступать (особенно в живописи) и символом осени, старения и неумолимого бега времени.
11. Карп — символ упорства, стойкости и мужской жизненной силы. Этими качествами его наделяли за редкостную жизнеспособность, и даже многие божества делали карпа своей священной рыбой. Изображения карпа на теле человека должны были принести его владельцу здоровье, долголетие и многочисленное потомство .
12. Взрослый Кинтаро — редкий случай, когда Золотой Мальчик изображен на татуировке зрелым воином, в самурайском облачении и с кинжалом. Однако сам сюжет не изменился — он борется с могучим карпом. Это был популярный сюжет, символизирующий необычную силу маленького героя.

13. Красный цвет — символизирует жизнь, счастье и защищает от болезней и злых сил. В период Эдо существовал запрет на ношение красной одежды для большей части населения, однако он не распространялся на татуировку, благодаря которой этот запрет и обходился. Живот этого японца украшает вытатуированный харамаки.

14. Хризантема — символ совершенства, один из главных символов Страны восходящего солнца.

Сюжеты хоримоно

Боевые искусства:Юймэньцюань Стиль назван так потому, что выброс силы в стиле подобен тому, как бьется рыба. Другое название — уфэн бэнли (с силой налететь на пять пиков). Так говорят потому, что в атаке сила может выбрасываться через пять частей тела — голову, плечи, локти, ягодицы и колени.

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Ссылка на основную публикацию