Сюжеты хоримоно
Сюжеты хоримоно
1. Сокэн. Прямой обоюдоострый меч, символизирует божество Фудо. Рукоять меча может отсутствовать или изображена лишь частично. Этот тип рукояти (санко) является буддистским символическим оружием, применяемым для изгнания пороков. Сокэн без санко часто встречается на клинках школы Рай и традиции Сагами. Обычно сокэн гравировали на внешней стороне клинка.
2. Гомахаси (палочки для священного огня). Используются при вознесении молитв. Обычно гравируются на внутренней стороне клинка.
3. Токко, санко, гокко. Варианты символического буддистского оружия для изгнания пороков с одним, тремя и пятью концами. Изображение токко часто встречается на мечах Сагами.
4. Цумэ (когти). Упрощённый вариант санко. В клинках периода Оэй провинции Бидзэн (1394-1428гг) и синсинто провинции Сацума цумэ часто изображались над основанием желоба бохи.
5. Рэндай. Пьедестал Будды.
6. Ёраку. Диадема, украшение буддистского духовенства, гравируется вместе с другими сюжетами.
7. Кувагата (мотыгоподобный). Рогообразные украшения боевого шлема. В традиции Сагами часто использовались вместе с другими сюжетами.
8. Сикэцу, ходзю-бо. Предмет богослужений, устанавливаемый возле жертвенного алтаря. Встречается на мечах Оэй-Бидзэн школы Нобукуни и мастера Хиромаса из Сагами (кон.13в).
9. Кудзи-мон. Решетка из девяти палочек, символизирующая некий призыв воинам из девяти иероглифов. Гравировали в конце периода Муромати.
10. Кэнсаку. Шнур, атрибут Фудо, почти всегда гравировали на стороне, обратной к той, где изображён Фудо или Курикара. Редок на кото, часто встречается на синто, имеется на клинках мастеров Котэцу, Хорикава Кунихиро и на мечах провинции Хидзэн.
11. Кибо (знамя и копьё). Встречается редко, можно видеть на клинках провинции Хидзэн и мастеров Хорикава. Почти всегда на обороте гравировали Фудо или Курикара.
12. Тама. Драгоценный шар, один из такаро-моно (сокровища), символов счастья и преуспевания. Часто его пытается схватить дракон.
13. Курикара. Дракон, символизирует Фудо. По технике исполнения различают: син — реальный, со — эскизный, гё — линейный. В середине периода Камакура дракон стал самым популярным сюжетом.
14. Харами-рю (беременный дракон). Тот, у которого хорошо виден живот. Другое название — ура-рю (дракон с изнанки). В середине периода Камакура встречается у кузнецов Хонэгуи Тосиро, Осафунэ Кагэмицу, а в период Намбокутё у Канэмицу, Хидэмицу и других.
15. Цуруги-цуками-но рю (дракон, схвативший меч). Изредка встречается на клинках синто кузнецов Ясуцугу-второго, Котэцу и Куникиё.
16. Дзёгё-рю. Летящие вверх и вниз два дракона. Чисто декоративный сюжет синто, обычно выполняется в технике син, реже в со. Если изображение непарное, речь идет о нобори-рю (взлетающий дракон) и кудари-рю (опускающийся).
17. Фудо. Самое популярное у самураев буддистское божество, грозный и яростный защитник правоверных буддистов. На кото встречается в основном на клинках традиций Ямасиро, Сагами и кузнецов линии Осафунэ Кагэмицу. В период Момояма стал повсеместно популярен, что сохранилось и в период Эдо. Изображения Фудо бывают четырёх видов: стоящий (тати), с драконом (рю-Фудо), в волнах (ро-Фудо) и изображений в профиль.
Сюжеты хоримоно


Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Путь самурая / Сюжеты хоримоно /
18. Сантай-буцу (три божества). Фудо с бодхисатвами Конгара и Сэйтака. Эту троицу гравировал Киути из Этидзэн. Кузнецы Наотанэ и Курихара Нобухидэ изображали бодхисатв без Фудо. 19. Бисямонтэн. Популярное в конце периода Камакура буддистское божество, вновь вошедшее в моду в период Момояма. Встречается в работах синто мастеров Хорикава Кунихиро, Этидзэн Ясуцугу, Тайкэн Наотанэ. 20. Мариситэн. Буддистское божество, изображения которого гравировали Хорикава Кунихиро, Этидзэн Ясуцугу и другие. 21. Дайкокутэн. До периода Момояма считался богом войны. Встречается в работах синто кузнецов Котэцу, Кунихиро и Тадахиро-первого. 22. Хотэй. Бог счастья с толстым животом и мешком, полным добра. Изредка встречается в работах Хорикава Кунихиро и Тадахиро-первого. 23. Тототэн-дзин. Обожествлённый политик и учёный Сугавара Митидзанэ. Отсутствует на кото, на синто имеется только один раз у Котэцу, на синсинто более часто. 24. Кандзан и Дзиттоку. Два святых отшельника, их изображения редки. 25. Мацугуидзуру (журавль-сосноед). Сюжет использовали Юкихира из Бунго и Сигэёси. 26. Хорайдзан. Волшебный остров, сюжет использовал кузнец Котэцу. 29. Сотикубай. Слива, бамбук и сосна, символы благоденствия. 30. Камихотокэ (боги и будды). Иероглифические надписи на клинках, обозначающие имена богов. Надпись ‘Хатиман-дайбосацу’ (Великий бодхисаттва Хатиман) появилась впервые в конце периода Камакура у кузнеца Нагамицу. Её часто использовали кузнецы из Осафунэ, встречается в работах периода Намбокутё в провинции Бидзэн и в годы Оэй (1394-1428гг) в Бидзэн. В синто редка. Надписи ‘Аматэра-кадай-дзингу’ (Великие храмы в Исэ) и ‘Касуга-даймёдзин’ (Великое милостивое божество Касуга) появились в конце периода Муромати, чаще всего в работах традиции Бидзэн. В конце этого периода стали изредка гравировать ‘Наму амидабуцу’ (Приветствую будду Амида) и ‘Наму мёхорэнгэкё’ (Воспеваю ‘Сутру Лотоса’). 31. Девизы и прочее. В конце периода Эдо вошло в моду гравировать тексты стихов на клинках. Например, строка ‘Ямато-кокоро-о:’ (Да возвысится дух Японии) из стихотворения поэта Мотоори Норинага на клинке кузнеца Нобухидэ и даже первая строка государственного гимна ‘Кими-га ё:’ (Века государя:) на клинке Наотанэ. А также призывы к воинам проявить доблесть на поле боя, пожелания спокойного мира дому, китайские астрологические иероглифы и многое другое, например ‘Ун ва тэн ни ари’ (Судьба зависит от небес) или ‘Нет ничего определённого на земле, судьба решается на небесах’. Наконец, есть мрачные тексты типа ‘О, как я счастлив! Никто не думает обо мне, как о человеке, и я не думаю ни о ком, как о человеке’. 32. Поэтические символы. Изображения карпа, борющегося с течением, опавшие цветы, плывущие по воде, дракон, обвившийся вокруг сливового дерева — распространённые сюжеты периоды Эдо. Знаки рыцарской верности и плебейского бунтаТермин «татуировка» имеет полинезийское происхождение. Одни ученые связывают его этимологию со словами «та» — картина и «ату» — дух, другие — с именем бога Тики, который, по преданию, научил жителей Полинезии разукрашивать тела. Однако история тату началась не на тихоокеанских островах, о чем свидетельствуют неолитические статуэтки, найденные археологами в Венгрии и датированные V тысячелетием до н. э. Грудь и ягодицы этих древних антропоморфных фигурок покрыты орнаментом. Хотя искусство татуировки возникло и не в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но именно здесь оно достигло своих вершин, и японская татуировка тому бесспорное свидетельство. Начиная с VI века в Стране восходящего солнца несмываемыми надписями или изображениями метили преступников. Эта практика называлась «нэсаку». На теле нарушившего закон можно было «прочитать» всю его криминальную биографию. Со временем японское тату эволюционировало и постепенно превратилось в настоящее искусство — хоримоно, расцвет которого пришелся на вторую половину XVIII века.
|
|