Сюрикэн-дзюцу | Karate-krs.ru

Сюрикэн-дзюцу

Сюрикэн-дзюцу

Раньше

В понятие «сюрикен-дзюцу» вкладывается несколько смыслов: это и метание чего бы то ни было как таковое (а точнее, метание с целью поразить противника), и искусство прицельных бросков «оружия, сокрытого в ладони» — сюрикенов. Какое из этих определений правильнее, каждый может решить для себя сам, но навыки и понимание данного искусства в «узкой» сфере равно играли свою роль при бросках как специализированных предметов, так и любого другого оружия или хозинвентаря.

Об истории развития сюрикен-дзюцу как полноценного искусства известно немного, камнями же, палками и кирпичами люди кидались с тех самых времен, как стали держать их в руках. Ориентировочно первым документом, в котором есть ссылка что-то подобное, стал свод преданий Кодзики (около 600 г. н.э.), описывающий, помимо прочего, как принц Ямато-Такеру метким броском по одной версии палочки для еды, по другой — длинного овоща (морковки?) убил дикого оленя, попав животному в глаз. Другие упоминания столь же расплывчаты, и кидаются в них то камнями, то вакидзаси, то ещё чем-нибудь. Например, в записи Хиёри но Ки летописи Госаннэн но экиВторой трехлетней войны«, датируемой 1083-87 гг.) упоминается прицельный бросок лезвия, спрятанного в руке, «сюрикен ни уцу«. Возможно, отсюда и ведет свое происхождение сам термин «сюрикен«.

Сюрикены можно разделить на два типа, которые, в свою очередь, также делятся на категории.

  1. Бо-сюрикены (bo-shuriken) — «палочки», предметы вытянутой формы, поражающие одним или обоими концами.
  2. Хира-сюрикены или сякены (hira-shuriken, shaken) — «пластинки», принимающие виды звезд, колес и т.д. и поражающие заточенными сторонами.

Способы метания каждого из этих типов сюрикенов весьма различны, равно как и способы их удержания, выделить наиболее эффективный из них непросто, да и зависеть он будет от тренированности и физических возможностей метателя. Поэтому школы, развивающие сюрикен-дзюцу, фиксировали несколько (мягко говоря) основных способов и приемов броска и передавали их из поколения в поколение. Не говоря уже о том, что каких-либо обязательных, стандартизированных подходов к изготовлению и форме сюрикенов не было в принципе, что в разы усложняло целенаправленную фиксацию методик.

Сюрикен-дзюцу практически не существовало в качестве самостоятельного направления, но при этом являлось элементом многих школ воинского мастерства. Вдобавок навыки метания лезвий часто применялись не только в военных целях, но и для самозащиты или на охоте. Сюрикенами могли служить практически любые металлические (и не только) предметы, оказавшиеся под рукой, а единожды «набив руку», любой человек способен был адаптировать меткий бросок под разный вес и форму снаряда. Исходя из всего этого, было бы глупо утверждать, что сюрикены были достоянием исключительно ниндзя, а выглядели они единственно как металлические звезды. Однако с наступлением эпохи Мэйдзи сюрикен-дзюцу, наравне со многими другими славными традициями, казалось, кануло в Лету.

Сегодня

Метание лезвий в наше время — и военное, и развлекательное, и традиционное занятие. В более-менее чистом виде сюрикен-дзюцу встречается в школах, хранящих наследие прошлого: Ягю Синкаге и Ягю Синган Рю, Тисин Рю, Катори Синто Рю, Кукисин и Тогакуре Рю, а также в школах, специализирующихся на этом искусстве — Негиси Рю и Мейфу Синкаге Рю. Благодарить за это нужно тех немногих, что в противовес насаждаемой культуре сохраняли искусства прошлого, честь им и хвала.

Остро заточенных звезд или отравленных игл сегодня в карманах не носят, но тренированному человеку в качестве сюрикена достаточно будет даже обычной металлической ручки для письма или цифрового диска. Сюрикен-дзюцу помогает выработать все навыки, необходимые для того, чтобы при помощи не самого тяжелого предмета остановить своего противника или хотя бы задержать его. И пока существует в мире необходимость в боевых искусствах и самозащите — существует и сюрикен-дзюцу.

Как ниндзя метали сюрикены и насколько это было эффективным

Ниндзя известные мастера метания сюрикенов, или как их ещё называют, «звёздочек». Метать их намного проще, чем ножи , но без отработки правильной техники и тут не обойтись. Многие в детстве делали сюрикены из металлических пластин или граммофонных пластинок, так что они знают, какой непредсказуемой может быть траектория полёта плоского метательного предмета.

Поэтому сюрикены должны быть компактного размера и достаточно тяжёлыми, чтобы лететь прямо и не отклоняться от своей цели. В Японии существовало огромное количество техник бросков сюрикенов. Каждая школа боевых искусств свято хранила свои секреты и делилась ими только за большие деньги. Причём у японцев любые приёмы в средневековые времена показывались только один раз. Мастер брал деньги, показывал приём и уходил довольный. А запомнил ты его или нет – это уже твои личные проблемы. Только могущественный японский дайме мог позволить себя нанять постоянного учителя.

Сейчас мы расскажем вам основные моменты метания «звёздочек» и «боевых стрелок», сякенов и бо-сюрикенов, если по-научному.

Особенности техники метания сюрикенов

Все бо-сюрикены метаются за счёт оборотной или безоборотной техники. Безоборотная использовалась на коротких дистанциях до 3-5 метров, оборотная – до 10 метров. При этом нужно давать себе отчёт, что бо-сюрикен достаточно лёгкий, и его поражающие способности зависят напрямую от расстояния. Более тяжёлые модели будут лететь дальше и наоборот.

Техника метания бо-сюриков выглядит так:

  • Сначала оружие нужно положить на ладонь и зажать между указательным и большим пальцем. При этом тупой конец должен упереться в основание ладони;
  • Потом нужно тщательно прицелиться в противника;
  • При броске рука должна остановиться чуть выше той точки, в которую вы прицелились, а вы как бы следуете вперёд за метательным снарядом, когда он срывается с ладони.

Для оборотной техники часто затачивали два конца бо-сюрикена, но метали его так же, как и тот, что был с одним заточенным концом. Не знаю, как там древние японцы, а у нас во дворе всегда метали куски заточенной арматуры своим методом. Для этого метательный снаряд просто брался между большим и указательным пальцем, и мощным движением посылался в цель. Летел он очень хорошо, и втыкался в дерево даже не заточенный.

Для того чтобы увеличить шансы попадания арматуры в цель, я соединял два куска крест-накрест, скрепляя их проволокой. Чтобы они не разваливались, приходилось напильником выбирать пазы посередине. Тогда процент втыкания возрастал до 95 %!

Сякены или «звёздочки» метались тоже разными методами. На короткой дистанции их бросали прямо, с лезвиями направленными в землю. Тогда бросок получался быстрым и мощным. Только с меткостью на дальних дистанциях в этом случае было слабовато.

Другой способ метания сякенов – это когда он бросается плашмя. Кисть в момент броска должна закрутить боевую «звёздочку», чтобы полёт был более эффективным. Сюрикен в этом случае как бы опирается плоскостью на воздух и летит значительно дальше. Правда, поражающая способность оружия будет значительно меньше. Но так как сюрикены затачивались очень тщательно, и бросались чаще всего в лицо, то и этого хватало, чтобы заставить противника отказаться от преследования или нападения.

В японских наставлениях по сюрикен-дзюцу можно найти информацию, что опытный воин должен метнуть пять метательных ножей или звёзд за время стандартного цикла вдоха/выдоха. Согласно другому старинному источнику, пять ножей должны были метаться за 10-15 секунд.

Из своей скромной практики занятий ниндзюцу я замечу, что метать сякены-звёзды гораздо проще и быстрее. Берётся стопка «звёздочек», кладётся на левую ладонь, а правая рука их метает. При должной сноровке «скорострельность» весьма впечатляет. Получивший серию звёзд противник точно уже не захочет нападать.

Кстати, в фильмах можно часто увидеть, как сякены втыкаются прямо в лоб противника. Это ничего общего с реальностью не имеет. Лобную кость пробьёт не каждый нож, а про «звёздочки» и говорить нечего. Но, несмотря на это, их всё же часто метали в лоб, чтобы нанести кровоточащие раны. Объясняется это очень просто – кровь будет заливать глаза, перекрывая противнику обзор. Вообще, метая сюрикены в лицо, старались попасть противнику в глаз.

Ниндзя и боевые «звёздочки»

Нельзя сказать, что сякены были основным оружием ниндзя. Их главным оружием был меч , иногда они использовали кусарикаму , хотя звёзды действительно пользовались популярностью именно у этих средневековых японских шпионов. Вот только применять любое оружие ниндзя вовсе не стремились. Их главной задачей была разведка и шпионаж, часто убийство определённого человека. В любом случае, шпиону было выгоднее отравить жертву, чем устраивать кровавую мясорубку, что обязательно привлекло бы внимание воинов.

Современные школы ниндзя говорят о том, что настоящий воин-тень должен метать сякены из любого положения, неважно, стоит он или бежит по пересечённой местности. Кроме метания, сюрикены использовались для ближнего боя, в качестве колюще-режущих приспособлений и так далее. Это был такой своеобразный мультитул , с их помощью прорезали стены в традиционных японских домах, подковыривали гвозди или делали отверстия для наблюдения.

Сюрикены часто прятались в складках на одежде ниндзя, особенно популярным считался способ их ношения за отворотами рукавов.

Как любое боевое искусство, метание сюрикенов требует концентрации и терпения. Занимайтесь усердно, и ваши старания обязательно принесут плоды!

Пишите в комментариях, мечтали ли вы в детстве стать ниндзя, и делали ли «звёздочки» из подручных материалов? И обязательно подписывайтесь на наш канал!

Сюрикэн-дзюцу

В Японии ручное метательное оружие — копья, дротики, топорики и т.д. — большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй, лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются ‘сюрикэн’.

В популярном сознании сюрикэны неразрывно связаны с образом ‘воина ночи’. Поэтому их нередко называют ‘звездами ниндзя’. Однако в действительности, метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, но именно для ниндзя оно стало как бы ‘визитной карточкой’. Звезды и стрелки можно легко спрятать в одежде и использовать для тайного убийства исподтишка, что предопределило их популярность в среде ‘невидимок’. Зажав сюрикэны подходящей формы в обеих руках, ими можно колоть, рвать, вспарывать как кастетами в рукопашном бою. Кроме того, сюрикэны использовались как кресала для высекания огня, как вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д.

Искусство метания сюрикэнов восходит к технике метания различных ножей — от танто до короткого меча вакидзаси, а также специальных метательных стрел утинэ. Считается, что предшественниками сюрикэнов были различные предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания, вроде короткого дротика (кояри, тэяри), заостренной пилки (ядзири), ручного острия для пришпоривания коня (ума-бари) и т.д.

Видов сюрикэнов существует огромное множество, но в целом все метательные снаряды такого рода можно разделить на две группы: метательные ‘стрелки’, или бодзе-сюрикэн (‘сюрикэн-палочка’), и метательные пластинки, или сякэн (курума-кэн — ‘меч-колесо’).

Бодзе-сюрикэн, в свою очередь, разделются на палочкообразные (хасидзе; ‘хаси’ — палочки для еды), клинообразные (кусабигата), веретенообразные (босуйгата), пластинчатые (хэйтегата), иглообразные (харигата), гвоздеобразные (кугигата), ножеобразные (тантогата) и др. Всего специалисты насчитывают до 50 видов бодзе-сюрикэн.

Техника метания таких сюрикэнов изучалась во многих школах бу-дзюцу: Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др. Однако ниндзя из Ига и Кога предпочитали им знаменитые ‘звездочки’, или сякэн. Видов сякэн известно также немало: крестообразные (дзюдзи), шестиконечные (роппо), звездообразные (хосигата), восьмиконечные (хаппо), свастикообразные (мандзи), трехлучевые (санко), в виде железного кольца (тэккан), ‘текущей’ свастики (нагарэ-мандзи), отверстия от гвоздя (кугинуки), ‘ежика’ (тэцумари) и т.д. Их тоже насчитывают свыше 50. Особо следует остановиться, пожалуй, на таких видах сякэн, как тэцумари-сюрикэн и мандзи(нагарэ-мандзи)-сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн делали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. А мандзи-сюрикэн и нагарэ-мандзи обрабатывали ядами и предназначали для нанесения царапающих ран.

Приемы метания сюрикэнов

В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых включено сюрикэн-дзюцу — Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др., используются самые различные способы метания сюрикэнов. Броски выполняют из разных позиций, по разным траекториям.

В технике метания бодзе-сюрикэн различают бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок без оборота (тёку-дахо). При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзе -сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих концов.

Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно ‘с подкруткой’, что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и ‘щелчковым’ движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опираетс на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Однако Нава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по нин-дзюцу мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, сюрикэн могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.

Сюрикэн-дзюцу

В технике метания бодзё-сюрикэн различают бросок с полуоборотом и бросок без оборота. При броске вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо сбалансированный бодзё-сюрикэн летит почти по прямой. Проще всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих концов.

Сякэны же метают, как правило, сериями, очень быстро, один за другим. Бросают их обязательно «с подкруткой», что обеспечивается смещением захвата к периферии снаряда и «щелчковым» движением кисти. Благодаря вращению, полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина своей плоскостью опирается на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает дальность и точность броска.

Исследователи отмечают, что в старинных наставлениях по ниндзюцу, где часто встречаются изображения сюрикэнов, мы нигде не найдем описаний способов их метания. Вероятно, этот факт можно истолковать двояко. С одной стороны, сюрикэны могли считаться секретным оружием, и в таком случае ученик мог получить наставления об их использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется маловероятным. Скорее, способы метания попросту не были кодифицированы, и каждый боец вырабатывал собственные.

Воин должен был научиться метать сюрикены из любого положения — стоя, сидя на коленях, лежа, на бегу, под любым углом, правой и левой руками, по разным траекториям, с выхватыванием из разных мест — из-за отворота куртки, из-за пояса, из нарукавников или обмоток и т.д. В качестве основных способов метания сюрикэнов можно назвать следующие: тодзи-но ката — метание сюрикэна рукой, разноименной впередистоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз; хон-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впередистоящей ноге, вертикальным движением сверху вниз; ёко-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впередистоящей ноге, горизонтальным движением; гяку-ути — метание сюрикэна рукой, одноименной впередистоящей ноге, вертикальным движением снизу вверх; дза-ути — метание сюрикэна вертикальным движением сверху вниз в положении сидя на коленях; хандза тодзи-но ката — тодзи-но ката в положении на одном колене; хандза хон-ути — хон-ути в положении на одном колене; хандза ёко-ути — ёко-ути в положении на одном колене; хандза гяку-ути — гяку-ути в положении на одном колене.

Более сложные и специфические варианты метания сюрикэнов включают: нэ-ути — метание сюрикэнов в положении лежа; дзюдзи-ути — одновременное метание двух сюрикэнов в две стороны, при котором правая рука выполняет бросок вертикальным движением сверху вниз в форме тодзи-но ката, а левая — бросок ёко-ути; онкэн-ути — «бросок скрытого меча», метание сюрикэнов с мгновенным выхватыванием из потайных кармашков; интю-ути — бросок из тени, метание сюрикэнов в кромешной тьме из положения лежа ничком на земле с мгновенным вставанием и последующей сменой позиции; хая-ути — «быстрое метание», способ метания, при котором сюрикэны бросаются один за другим правой рукой, а большой палец левой руки, сжимающей несколько лезвий, движением, напоминающим выдвигание карты из колоды, один за другим подаст «снаряды». Сюрикэны совсем необязательно метались по одному. Известны способы метания одновременно двух и трех сякэн. Благодаря одному такому броску мастер мог разом оставить своего преследователя без обоих глаз, ранить обе ноги.

На какой же дистанции опасен сюрикэн?

Известный исследователь оружия Нава Юмио указывает, что пуля японского фитильного ружья обладает убойной силой на дистанции около 55 метров, стрела, выпущенная из лука, — на дистанции около 30 метров, бодзё-сюрикэн — на дистанции в 7-8 метров, а сякэн — 12-16 метров. О скорости метания сюрикэнов рассказывает следующая пословица, имевшая хождение среди последователей будзюцу: «икки гокэн» — «одно дыхание — пять ножей», а согласно Нава Юмио, пять сякэнов бросают за 10-20 секунд. При этом дистанция боя с противником, вооруженным копьем, алебардой или кусари-гама, составляет около 5 с половиной метров. Дистанцию в 12-15 метров противник пробегает за каких-нибудь 2-3 секунды. Будучи вооружен копьем, он выходит на удобную для себя дистанцию и того быстрее. Следовательно, у бойца, вооруженного сякэном, и тем более бодзё-сюрикэном, при лобовом столкновении времени хватит лишь на один, максимум два броска в стремительно набегающую цель. В такой ситуации вряд ли можно вести эффективный прицельный огонь. Скорее, бросок сюрикэна должен напугать противника, задержать его, отвлечь внимание. Затем надо переходить к бою на стандартном оружии, каковым чаще всего был меч. Поэтому во всех школах, включавших в программу сюрикэндзюцу, изучались способы метания с последующими ударами предварительно обнаженным мечом.

Мишенями при метании сюрикэнов были глаза, точка между глаз (микэн), виски, дыхательное горло, область сердца, различные уязвимые места на руках и ногах (как правило, те, где артерия проходит неглубоко) и другие. Так как все главные мишени находятся на лице, метание сюрикэнов отрабатывалось на круглой мишени диаметром около 24 см. Считается, что именно таково среднее расстояние от точки микэн до яремной ямки. Впрочем, ниндзя называли сюрикэндзюцу «искусством, не превышающим третьей части» (самбука-но дзюцу), имея в виду, что попадание в мишень хотя бы одного сюрикэна из трех уже является успехом. Поэтому умение в мгновение ока осыпать область мишени градом, сюрикэнов ставилось выше умения попасть сто раз из ста. Кроме того, ставка делалась и на яд, покрывавший лезвие. В качестве такового использовался обычный конский навоз и дорожная пыль, изобиловавшие столбнячными палочками.

Применение «мечей, скрытых в ладони» не ограничивалось только метанием. Зажав сюрикэны подходящей формы в обеих руках, ими можно было колоть, рвать, вспарывать, как кастетами, в рукопашном бою. Кроме того, они использовались как кресала при высекании огня, как вспомогательные средства при лазании по деревьям и т.д. Ниндзя с помощью сюрикэнов прорезали стены, загородки и ширмы, поддевали гвозди, просверливали дырочки для наблюдения, взламывали замки и т.д. и т.п.

Некоторые из сохранившихся школ будзюцу предлагают обучение метанию сюрикэнов и ныне. Это Катори синто-рю, Нэгиси-рю, Сираи-рю и др. Однако это старинное искусство становится все более и более редким, отмирая на наших глазах за ненадобностью.

Зато практически при всех музеях ниндзюцу имеются соответствующие аттракционы, где любой желающий может попробовать свои силы в метании пластин и стрелок по мишеням, и, уверяю вас, очереди к рубежу не оскудевают. А рядом вовсю торгуют сувенирными звездочками, которые на память о визите в музей покупают практически все посетители. Так что вполне возможно, что эта популярная у людей всех возрастов веселая забава со временем разовьется в увлекательный вид спорта, наподобие хорошо известного в нашей стране дартс, который, без сомнения, найдет поклонников во всех странах мира.

Виды сюрикенов

Автор: administation · Опубликовано Декабрь 2, 2015 · Обновлено Июль 21, 2019

Сюрекенами в Японии называют разновидность плоского метательного оружия, сложной многоугольной формы, изготовленного из железа или стали. В переводе с японского языка «сюрикэн» буквально означает «меч, скрытый в ладони», что в общих чертах отражает сущность оружия. Основным преимуществом метательного снаряда считалась возможность легко спрятать его под одеждой и при любой удобной возможности применить против врага. При умелом обращении тонкой металлической пластинкой с острозаточенными краями можно было нанести тяжелые увечья. Разновидности сюрикенов.

Виды сюрикенов

Независимо от формы пластины и количества остриев принцип строения был общий. Сюрикены разделены на множество типов. В японской культуре они подразделяются на следующие категории — виды:

Бо сюрикен представляют собой короткие металлические стержни, изготовленные в виде стрел, игл, ножей и т. д. Сякены в виде плоских металлических фигур, похожих на звездочки, пользовались популярностью у ниндзя. Многообразие сякенов в арсенале воина было велико, насчитывалось несколько десятков видов плоских метательных фигур, имеющих самую разнообразную форму. Помимо сякенов в виде звездочки, креста или остро заточенного кольца, широкое распространение получили так называемые тэцумари — сюрикен и мандзи – сюрикены, представлявшие собой двойное металлическое кольцо в виде колеса ветряной мельницы. Наглядные фото сюреконов представлены ниже.

Острые края мандзи сюрикенов обрабатывали ядом для нанесения смертельных ран. Сенбан сюрикен похож на металлическую пластину квадратной формы с вогнутыми гранями.

фото — виды сюрикенов

Сюрикены для ниндзя, метание сюрикенов в древности

Основное предназначение сюрекенов заключалось в дополнении к основному оружию в арсенале ниндзя. Чаще всего их использовали для того, чтобы дезориентировать врага с целью поражения мечом или копьем незащищенные части тела воина. В то время не прикрытыми броней оставались глаза, лицо, руки и ноги. В Древней Японии сюрикены не считались холодным оружием, поэтому их спокойно можно было носить за поясом. Часто их заворачивали в хлопчатобумажные тряпицы по 8-10 штук и засовывали в карманы. В практике японских ниндзя было обычным явлением использовать их в качестве шпилек для волос.

В зависимости от тактики военных действий звездочки держали в руках в ближнем бою либо могли зарыть их в землю, намереваясь нанести увечья тому, кто случайно наступит на них. Часто их обрабатывали ядом и бросали на видном месте специально для того, чтобы кто-то взял их в руки и отравился.

Древние сюрикены чаще всего изготавливали из подручных средств для одноразового использования. Качество метательных орудий в то время было соответствующим.

Что такое сюрикен?

Как метать сюрикен правильно, или как кидать сюрикен словно мастер?

Популярность сюрикенов, часто используемых в качестве оружия японскими воинами, обусловлена дешевизной их изготовления. Для этого не требовалась мастерская, сюрикены мастера изготавливали оружие из подручных средств за короткое время. Способ метания зачастую зависел от обстановки и конкретной цели, поэтому не было каких-то однозначных правил.

Техника метания сюрикена

Классическим способом метания сюрикена является забрасывание в положении с колена, когда воин, припадая на одну ногу, совершает бросок от пояса движением руки, напоминающим раздачу игральных карт. Таким образом обычно производится серийное метание сюрикенов одним броском. Все броски стоит производить на выдохе. Импульс движения подчеркивается разворотом торса в сторону цели, куда необходимо метнуть звездочки. В завершающей траектории пальцы раскрываются движением, напоминающим щелчок. Определяющее значение имеет не сила броска, а четкая координация движений.

Школа метания сюрикенов

Метание сюрикенов в наши дни скорее развлекательное, чем военное занятие. В Японии развита школа сюрикен, пропагандирующая сюрикен-дзюцу, в переводе с японского языка это понятие расшифровывается как прицельный бросок лезвия. Не многие школы специализируются на данном искусстве. Техника метания Сюрикен-дзюцу помогает выработать навыки, при помощи которых можно остановить врага или даже нейтрализовать его.

фото — школа сюрикенов

В современной Японии Сюрикен-дзюцу не развивается как самостоятельное направление. Школа сюрикен включает данное искусство в программу комплексных боевых искусств. Причем навыки метания острых предметов применялись не только в военных действиях, он также на охоте и для самообороны. Часто в качестве орудия использовались любые попадающие под руку предметы. Это позволяло адаптировать навык под вес и форму метательного снаряда, что значительно повышало качество военной подготовки.

Современный сюрикен

В Средневековой Японии сюрикены служили элементом экипировки любого воина ниндзя. В связи с высоким уровнем разгула преступности в современном мире трудно оправдать владение и использование звездочек по назначению. Техника метания острых орудий сегодня развивается скорее как искусство, чем боевой навык. Школа сюрикен способствует популяризации учения сюрикендзюцу. Мастерство метания лезвий в целом основано на том, чтобы предмет точно попадал в цель.

Древние методики изготовления сюрикенов ниндзя дошли и до наших дней, пример изготовления боевой звёздочки приведен на видео ниже.

Звездочки, изготовленные в настоящее время на производстве, могут иметь складную конструкцию. Некоторые звездочки трансформеры раскрываются в полете, другие оснащены пружинным механизмом. Современные сюрикены, имеющие форму звездочки, различаются следующими показательными характеристиками:

  • устройством
  • конструкцией
  • размером
  • количеством зубцов
  • формой и видом зубцов
  • наличием заточки
  • наличием лезвий

Некоторые военные подразделения в Америке и сегодня заинтересованы в организованном обучении воинов мастерству сюрикен-дзютсу. В современной Японии техника метания сюрекэнов пропагандируется как культурное наследие прошлого. В настоящее время на территории Японии функционируют такие школы военного мастерства, как Ягю Синган Рю, Негиси Рю, Мейфу Синкаге Рюи. В процессе обучения много времени уделяется духовному развитию учеников.

В заключении

Сегодня возможности изготовления сюрикенов поистине безграничны. Их изготавливают из высококачественной нержавеющей стали. Сюрикен удобно держать в руках, точный механизм надежно фиксирует рабочие элементы оружия в свернутом и развернутом состоянии. Плоская ровная поверхность и идеальная симметрия конструктивных элементов завораживает своей холодной красотой.

Сюрикэн-дзюцу

Бо сюрикэн — метательное оружие в виде клина, изготовленное из железа или стали; имеет четырёхугольную, круглую или восьмигранную форму. Как правило, заточены с одной стороны, но встречаются и двуострые экземпляры. Длина бо сюрикэнов колеблется от 12 до 21 см, а вес от 35 до 150 г. Оружие бросается разными способами: из-за головы, снизу, сбоку и назад, и в каждом из вариантов лезвие с помощью пальцев направляется в нужную сторону. Не следует путать бо сюрикэны и кунай (ударное и тычковое оружие, которое тоже иногда использовалось как метательное). Бо значит «игла».

Существует два основных метода броска бо сюрикэна: дзики да-хо и хан-тэн да-хо. В первом случае лезвие перед попаданием в цель не вращается, во втором — наоборот.

Бо сюрикэны изготавливались по образцу повседневных предметов и имеют разные размеры и форму. Некоторые из них получили названия от своего прародителя: куги-гата (форма гвоздя), ари-гата (форма иглы), танго-гата (форма ножа), другие были названы по предметам, на которые они были похожи: око-гата (форма копья), мацуба-гата (форма сосновой иголки).

Разные мастера-оружейники наносили на сюрикэны различную информацию, которая (как они считали) должна была облегчить жизнь воина-ниндзя.

Существуют другие орудия, напоминающие бо сюрикэны по форме: когай (шпилька), когата (нож) и хаси (палочки для еды), но они не ассоциировались со школой сюрикэн-дзюцу и бросались только опытным мастером в подходящем для этого случае.

Происхождение

Несмотря на то, что было проведено огромное количество исследований, происхождение бо сюрикэнов в Японии остаётся загадкой. Частично это связано с тем, что искусство сюрикэн-дзюцу держится в секрете, а также с тем, что в древней Японии было много изобретателей метательных орудий. Первая упомянутая школа — Ганрицу Рю (XVII век). Сохранившиеся экземпляры лезвий этой школы представляют собой что-то между стрелой и использовавшейся в кожном деле иглой.

Также в ранних упоминаниях, например, в «Осака Гунки» (военная история Осака), есть записи о коротких ножах и мечах, которые использовались как метательное оружие, а также о том, как самурай Миямото Мусаси в одном из поединков убил своего противника точным броском.

Современные сюрикэны изготавливаются из нержавеющей стали. Их можно приобрести во многих оружейных магазинах Европы и Северной Америки, но во многих штатах, например, в Калифорнии, владение сюрикэнами считается незаконным. [4]

Хира сюрикэн

Хира сюрикэны изготавливаются из тонких металлических пластин, полученных из обычных предметов: из монет (хиси ган), плотницких инструментов (куги-нуки) и других. Из-за формы их часто называют «звёздочками ниндзя». В центре хира сюрикэнов делается отверстие, что позволяет переносить их на верёвке и придаёт полёту аэродинамический эффект. Существует много разновидностей этих сюрикэнов, и часто их различают по количеству заострённых наконечников. Так же, как и в случае с бо сюрикэнами, различные формы хира сюрикэнов ассоциировались со школами, в которых они использовались.

Использование

Вопреки сложившемуся мнению (голливудские фильмы, игры, аниме), сюрикэны не были главной частью арсенала ниндзя: они служили дополнительным оружием. В основном сюрикэны использовались для того, чтобы дезориентировать врага, а главной целью были части тела самурая, не защищённые броней: лицо, глаза, руки и ноги.

Сюрикэны могли носить за поясом, так как в древней Японии они не считались запретным оружием. [1] В практике ниндзюцу хира сюрикэны носились по 8-10 штук, завернутые в хлопчатобумажную ткань, разложенные по карманам одежды. [1] Иногда их носили как шпильки для волос [1] .

Сюрикэны могли зарыть в землю, чтобы нанести повреждение тому, кто на них наступит или держать в руке, используя в ближнем бою. Иногда на них наносили яд и бросали или просто оставляли на видном месте, чтобы кто-то подобрал и отравился.

Древние сюрикэны плохо сохранились до нашего времени, так как они изготавливались из низкокачественного металла и часто использовались как одноразовое оружие.

Отражение в культуре

Принято считать, что сюрикэны были оружием японских ниндзя. Их можно встретить во многих старых и современных книгах, фильмах и играх. Ими пользовались герои книг-комиксов: Бэтмен, Электра, Черепашки-Ниндзя, Михо; персонажи игр: «Mortal Kombat: Deception», «Shadow Warriors», «Ninja Gaiden» «Tenchu», аниме: «Наруто» и фильмов: «Три ниндзя». Хотя сюрикэны ассоциировались с ниндзя и, в меньшей степени, с убийцами и ворами, иногда можно встретить упоминания о том, что их использовали совершенно другие существа: например, персонаж романов Даррена Шэна — воин-вампир Ванча Марч сражался только этим оружием. В игре «Painkiller» есть «пушка», которая стреляет сюрикэнами и молнией, нечто похожее можно увидеть и в секретном режиме игры «Tyrian». Есть оригами-сюрикен из бумаги.

  • хёрбат — аналог сюрикэнов в Европе Средневековья

Примечания

  1. 1234Sogubudo. Введение в сюрикэн-дзюцу и краткая история искусства.. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.Проверено 29 мая 2009.
  2. Чертовы Кулички: информационно-развлекательный портал. Сюрикэн-дзютсу. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.Проверено 29 мая 2009.
  3. Федеральный закон« «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ». Консультант-плюс. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.Проверено 29 мая 2009.
  4. California Penal Code Section 12020 outlaws the manufacture, import, sale, and possession of a large number of weapons (including shuriken) with limited exceptions for law enforcement and the motion picture industry. Запрещается производство, вывоз, продажа и хранение большого числа боевых орудий (в том числе сюрикэнов), за исключением их применения полицией и на съёмках фильмов.
  • Sogubudo. Введение в сюрикэн-дзюцу и краткая история искусства. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.Проверено 29 мая 2009.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Сюрикэн» в других словарях:

СЮРИКЭН — см. сюрикен … Энциклопедия вооружений

сюрикэн — оруж. Небольшой метательный клинок, умещающийся в ладони. Ср. также сякэн … Японско-русский словарь терминов японских боевых искусств

Сюрикен — Сякен Сюрикэн (яп. 手裏剣?) (дословный перевод: «лезвие, скрытое в руке»)[1] … Википедия

Список ниндзюцу (Наруто) — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

Турки (Final Fantasy VII) — У этого термина существуют и другие значения, см. Турки (значения). В видеоигре Final Fantasy VII Турки (Turks) (яп. タークス Tākusu?) неофициальное название Следственного подразделения отдела кадров компании Синра[1] … Википедия

DOA: Живые или мёртвые — DOA: Живым или мёртвым DOA: Dead or Alive Жанр … Википедия

Ниндзя — У этого термина существуют и другие значения, см. Ninja … Википедия

Ниндзюцу — Каллиграфическая надпись «ниндзя» Ниндзюцу (яп. 忍術 Ниндзюцу … Википедия

Эльдар (Warhammer 40,000) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/13 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно п … Википедия

Славные времена с оружием — Эпизод «Южного парка» Славные времена с оружием Good Times with Weapons … Википедия

Умный отдых

СТАНЬ ГЕРОЕМ ДЕРЕВНИ ГОРНОГО ЦВЕТКА!

Настоящие синоби живут по строгому распорядку. Распорядок на 10 дней слета ниндзя будет таким:

1 день. Начало путешествия в Деревню Горный цветок.

Прибытие в первый пункт нашего восхитительного путешествия – славный город Ивано-Франковск Пересадка в микроавтобус и подъезд к месту (Верховина), где расположена база синоби «Горный цветок», знакомство с правилами безопасности.
В первые два дня синоби получают минимум необходимых знаний для пребывания на природе. Теория чередуется с практическими занятиями, играми и конкурсами. Программа построена таким образом, чтобы при максимальной занятости не было скуки и однообразия. Конечно же, все в меру. В том числе учтены индивидуальные потребности и предпочтения. В свободном режиме каждый участник выбирает то, что ему по душе.
7-45 Водные процедуры
8-00 Тренировка Тайдзюцу.
9-00 Завтрак
9-45 Сбор
10-00 Ками-но дзюцу. Тренировка в изготовлении фигурок любимых героев из бумаги, которые (увидите сами!) будут совсем как живые!
11-45 Сборы
12-00 Обед
13-00 Свободное время.
14-00 Поход в горы.
16-00 Сюрикен-дзюцу. Тренировка по метанию сюрикена.
17-45 Сбор
18-00 Ужин
19-00 Вечерняя программа. Конкурсы, костер, танцевальные мероприятия, игры.
21-00 Отбой. Крепкий и здоровый сон, чтобы запастись силами на следующий этап нашего путешествия.

2 день. Артистические ниндзюцу.

Утро начнется с традиционной тренировки Тайдзюцу, сборов, завтрака.
10-00 Фуде-дзюцу. Техника мастерского владения кистью. Боевое снаряжение: набор из свитков, кистей и чернил. Пишем знаки, которые подчиняются нашим желаниям.
14-00 Прогулка в горы.
16-00 Мастер-класс от Киллера Би. Читаем рэп о Наруто и других славных синоби.
17-45 Сбор
18-00 Ужин
19-00 Вечерняя программа. Просмотр аниме. Конкурсы, костер, игры.
21-00 Отбой. Крепкий и здоровый сон, чтобы запастись силами на следующий этап нашего путешествия.

3 день. Важная миссия! Направляемся в Страну волн!

Поход к долине Змей и Кизиловому водопаду. Тропинка медленно поднимается по долине через лесную чащу. Каждые 40 минут привал, во время которого можно подкрепиться лесными ягодами и приготовленными бутербродами, запивая ароматным травяным чаем. Отряд синоби ждет обед с кошарами и настоящим горным сыром, приготовленные специально для особых гостей. Ночевка в восхитительном уголке живописной природы. Все принимают участие в установление палаток. Ночной костер. Конкурсы, игры. Отбой.

4 день. Миссия ранга «s» — вызов на звание Саннина!

После водных процедур, завтрака и тренировки Тайдзюцу все отправляются в походную миссию к водопаду, который неиствует на склоне, норовит обрызгать наиболее любопытных.
К обеду возвращаемся на базу, где после полуденного отдыха продолжаем наши тренировки. Нас ждет уникальная техника – суминагаси-но дзюцу, которая сочетает в себе древность веков и новшество традиций. Рисунок создается на поверхности воды. Словно в воздухе. Кисточкой, палочкой, веером краска направляется и оформляется в формы, превращаясь в уникальный шедевр – ведь его не сможет повторить никто – это запрещенная техника, которую можно исполнить только раз в жизни!

День 5. День равноденствия.

Даже синоби нужно отдыхать от усердных тренировок для восстановления сил. День отдыха, творчества, веселья. Cosplay-сценки «Ураганные хроники», конкурс караоке – пой так, чтобы трепетали Карпаты, игры, небольшие прогулки и огромный костер с традиционными сосисками. Завтрак, ужин и обед по расписанию.

6 день. Академия синоби.

После традиционных занятий всех ждут – толкование имени японскими иероглифами. Имя, данное нам от рождения, не только набор звуков и позволяет обращаться к нам. Не напрасно в древности новорожденным давали два имени, одно из которых не знал никто, чтобы оградить его от бед и напастей. В Японии до сих пор очень бережно относятся к именам. Обращаются в основном по фамилии, приберегая имя как священное таинство для самых близких и родных. Пока славяне толкуют данные им имена, пытаясь постигнуть скрытые уголки своей судьбы, ценители востока строят свое будущее сами. А также в учебной программе — практическое занятие по Кюю-дзюцу – радиус действия этой техники невероятен в руках особо опытного ниндзя.

7 день. Миссия ранга «а». В поисках тайного укрытия Оротимару.

День седьмой открывает перед ниндзя сказочный поход на Черногорский хребет. Он будет нелегким. Но дорогу осилит идущий и попадет в сказочное место у Каскадного водопада и Ушастого камня. Утолит жажду утомленных походом синоби волшебный источник кристально-чистой, сладостной воды.
И по сей день великие синоби развивают свои техники. В этот день они раскрывают секреты техники ранга «С» — дзюцу стрельбы из огнестрельного оружия – продвинутое до современного уровня дзюцу катон!

8 день. Миссия ранга «а». По стопам Дзирайи.

День восьмой насыщен увлекательными мероприятиями и заданиями наивысшей сложности: Каскадный водопад приглашает странствующих ниндзя под свои сильные струи бархатной воды. Ушастый камень раскроет свою историю образами зверей и птиц. День, не смотря на нелегкий подъем, останется в сердцах радостью и гордостью за свою героическую победу.
Техника ранга «В» — Садоо-дзюцу. Исключительно тонкая и изощренная в своем действии техника, применяемая кланом Нара, особо полезна для скрытого контроля над действиями противника, выведывания нужной для своей деревни информации.

9 день. День Земли.

В этот день нашим тренером будет Сай-семпай. Он обучит жаждущих познания юных синоби техникам своих артистических дзюцу. Но только из-под кисти особо старательных воинов выйдут и оживут настоящие герои манги!
Если ты освоишь эту технику, сможешь смело заявить о своем статусе дзёнина! Дзёоба-суру-но дзюцу: техника верховой езды, дающая свободу исполнять одновременно и другие техники.

10 день. День неба.

В этот день под благоприятным склоном горных небес доблестные воины из рода синоби постигают сложнейшую технику владения цуруги – специальным мечем только для дзёнинов. Тренировка от синоби клана Яманака – тайные знания о цветах и их искусное применение для придания уюта скромному жилищу ниндзя.
После изнуряющих тело тренировок непростительно не зайти в Рамен Итираку! Но нас будет много, поэтому нам придется помочь приготовить Теути-сан самый вкусный рамэн. Он, конечно же, любезно покажет как это сделать лучше всего!
И в этот же день, гостеприимно принявший наш отряд Яманохана-кагэ Деревни Горного цветка, выберет единственного Героя Деревни. Этого звания удостоится тот, кто будет стойко и мужественно переносить все трудности и испытания на протяжении всего пребывания в Деревне Горного цветка!

11 день. Возращение к реальности.

Около 9 утра нас забирает автобус и через 3 часа мы в Ивано-Франковске. Здесь нас ждет гостеприимные кафе и познавательные экскурсии. В 18-00 мы отправимся на поезде домой, и утром нас будет ждать Киев с победами и призами, огромным количеством впечатлений незабываемых событий и радостных встреч.
Для участия в косплей-сценках и конкурсе караоке заявки необходимо подавать заранее!

  • Специальное предложение:
    Для истинных синоби, которые принимают участие в конкурсах косплея, косплей сценках и караоке – оплачивается дорога!
    Дорога также оплачивается инициативному синоби, который привлечет к миссии друга!
    Дорога для команды из 4-х ниндзя бесплатна для всей команды!
    P.S. В зависимости от погодных условий, программа миссий может изменяться по очередности событий.
  • ВЫБИРАЙ СВОЙ КЛАН И ДА НАЧНЕТСЯ БИТВА!

    Если у Вас есть вопросы, необходима консультация, свяжитесь с нами: (044) 5999288 (с 9:00 до 21:00 ПН_ВС), (097) 982-28-82 (24/7)

    Наш главный девиз: Японские стандарты качества и восточное гостеприимство!

    Кроме катаны, среди оружия Японии огромную известность приобрели метательные лезвия, которые были «визитной карточкой» наемных убийц и шпионов ниндзя — сюрикены.

    Оружие сюрикен

    Зачастую сюрикены называют звездой ниндзя, так как пользовались ими в основном воины ночи. Распространение среди японских наемных убийц они обрели из-за того, что заостренные пластинки, звезды с острыми краями и тонкие лезвия запросто можно скрыть под одеждой и внезапно, исподтишка применить против врага. Взяв сюрикэны необходимой формы в две руки, ниндзя мог не только метать их, но и рассекать и колоть ими в ближнем бою. К тому же, сюрикены помогали при лазании по деревьям и при разведении костра использовались в качестве кресал.

    Виды сюрикэнов

    Сюрикены разделены на множество типов, обычно это метательное оружие ниндзя классифицируется по двум видам: метательные стрелки бо-сюрикэн, и заточенные звезды или пластины сякен.

    Бо сюрикены, в свой черед, бывают в форме палочки (хасидзё), острого клина (кусабигата), веретена (босуйгата), игл (харигата), ножей(тантогата) и т.д. Существует около пятидесяти типов бо.

    Наиболее часто ниндзя использовали всем известные метательные «звезды», по другому называемые сякен. Многообразие сякенов очень велико (несколько десятков видов): в форме креста, многоконечные звездочки или свастики, в форме железного кольца (тэккан).

    Наиболее интересны среди сякен тэцумари-сюрикэн и мандзи — сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн изготавливали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. На заостренные части мандзи-сюрикэна наносился яд.

    Метание сюрикенов

    Техника метания сюрикэнов происходит от мастерства метания всевозможных ножей — танто и т.п., и особых стрел для метания утинэ.

    Приемы метания сюрикэнов

    Бо-сюрикэн метают используя бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок с отсутствием оборота (тёку-дахо). Во время выполнения броска вращение вокруг поперечной оси пытаются полностью исключить. Бодзё-сюрикэн с правильной балансировкой движется практически прямолинейно.

    Сякены обычно бросали партиями с высокой скоростью по очереди. При метании необходима подкрутка, что делается с помощью хвата сякэна ближе к краям и движению кисти, который напоминает щелчок пальцами. При таком закручивании движение сякена более точное, а во время броска в горизонтальной плоскости создается эффект крыла, который увеличивает дистанцию полета.

    Воин ночи был обязан уметь метать сюрикены не только точно, но и неожиданно, из любой позиции тела.

    Способы метания сюрикенов

    • Тодзи-но ката — бросок совершался движением сверху вниз той рукой, которая была противоположна ноге, вынесенной вперед.
    • Хон-ути — то же, что и Тодзи-но ката, но рука и нога были одноименные
    • Ёко-ути — бросок сюрикена в горизонтальной плоскости от плеча;
    • Гяку-ути — хон-ути с телом, развернутым боком;
    • Дза-ути — бросок в вертикальной плоскости сидя на коленях;
    • Хандза тодзи-но ката — тодзи-но ката сидя на одном колене;
    • Хандза хон-ути — хон-ути сидя на одном колене;
    • Хандза ёко-ути — ёко-ути сидя на одном колене;
    • Хандза гяку-ути — гяку-ути сидя на одном колене.
    • Нэ-ути — бросок сюрикэна лежа на земле;
    • Дзюдзи-ути — метание сразу двух сюрикенов в разные стороны;
    • Онкэн-ути («спрятанное лезвие») — неожиданный резкий бросок сюрикена из скрытого кармана;
    • Интю-ути — метание лежа в темноте;
    • Хая-ути («скоростное метание») – поочередные броски с большой скоростью правой рукой, левая рука при этом сжимает пачку сюрикенов и большим пальцем выдвигает их для подачи в правую руку.

    Часто сюрикены метали сразу по нескольку штук за бросок, что позволяло лишить лишить врага зрения или вонзить сякены в обе ноги.

    Сюрикены сложно было метать на дальние расстояния, поэтому они использовались в основном для задержки преследователей или ранения соперника с последующим вступлением в рукопашную схватку.

    В основном сюрикены метали в глаза, виски, шею, участки прохождения артерий. Из-за того, что сюрикены часто бросали в голову, тренировались броскам на круглой двадцатисантиметровой мишени.

    Сюрикены также выполняли вспомогательные функции – ими пользовались как отмычками, гвоздодерами, ими прорезали отверстия для слежки.

    Ношение сюрикэнов

    Наемные убийцы носили сюрикены в особом мешочке на поясе а также в многочисленных скрытых отделениях в одежде или рукоятках меча. Ниндзя носил с собой около двадцати-тридцати метательных лезвий.

    Жанр статьи — Ниндзя

    Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

    Сюрикэндзюцу

    Wikipedia open wikipedia design.

    Сюрикендзюцу
    手裏剣術
    Страна Япония
    Основатель неизвестен
    Известные последователи Нэгиси-рю, Мэйфу Синкагэ-рю

    Сюрикендзюцу (яп. 手裏剣術 , «искусство сюрикена») — общий термин, подразумевающий традиционное японское искусство метания сюрикенов. Под сюрикеном подразумевается небольшого размера холодное оружие, такое как металлические шипы, круглые пластинки, ножи (яп. 短刀 ), клинки в виде звёздочек, иглы, гвозди и тому подобное [1] .

    Искусство сюрикендзюцу входит в состав программы обучения многих школ комплексных боевых искусств Японии (в основном — ниндзюцу) и является дополнением к таким более распространенным учениям, как кендзюцу, содзюцу и бодзюцу [1] .

    История [ править | править код ]

    Истоки развития сюрикендзюцу зачастую относят к временам феодальной Японии и активности кланов ниндзя из-за отсутствия достоверной информации и документов об истории данного искусства.

    Техники метания сюрикенов развивались в разное время различными мастерами, которые искали и разрабатывали собственные методы адаптации повседневных предметов в качестве метательного оружия. Это привело к созданию большого числа разнообразных школ сюрикендзюцу и новых видов сюрикенов [2] .

    С внесением запрета на ношение мечей в период Мэйдзи популярность сюрикендзюцу, как и многих других классических боевых искусств, значительно снизилось и едва ли не исчезло на рубеже XX-го века, так как Япония того времени стремилась к модернизации. Этому же явлению способствовала Вторая Мировая война, во время которой был установлен запрет на многие боевые искусства. Однако, благодаря усилиям некоторых мастеров, в частности, Кандзи Нарусэ (яп. 成瀬 関次 , 188?—1948) и Фудзита Сэйко (яп. 藤田 西湖 , 1899—1966), писавших книги о сюрикендзюцу и обучавших техникам его применения, а также немногим школам вроде Ягю Синган-рю (яп. 柳生心眼流 ), Катори Синто-рю, Кукисин-рю (яп. 九鬼神流 ), Такэда-рю Накамура Ха (англ. Takeda Ryu Nakamura Ha ) и Тогакурэ рю (яп. 戸隠流 ), искусство метания сюрикенов избежало вымирания [3] .

    В XXI веке сюрикендзюцу обрело значительную популярность благодаря широкой доступности информации. Метание сюрикенов вошло в программу обучения многих современных школ, не имеющих прямой исторической связи с этим искусством. Примером является додзё Ивама Айкидо (яп. 岩間合気道 ) из префектуры Ибараки, студенты которого изучают методы сюрикендзюцу, разработанные мастером Морихиро Сайто (1928 — 2002) [3] .

    Существуют как минимум два направления боевых искусств, основной специализацией которых является сюрикендзюцу: Нэгиси-рю (яп. 根岸流 ) [4] [5] и современная школа Мэйфу Синкагэ-рю (яп. 明府真影流 ) [6] [7] [8] .

    Сюрикэн-дзюцу

    Группа: Administrators
    Сообщений: 521
    Регистрация: 10.10.2006
    Из: Харьков
    Пользователь №: 708

    Ну хорошо. Если решили пообсуждать, давайте обсуждать. Лично я буду краток . И для начала предлагаю рассмотреть само слово «сюрикэн», так как понимать его как только «метательное оружие» не совсем верно.

    Слово сюрикэн – 手裏剣, составленное из иероглифов 手 «сю», 裏 «ри» и 剣 «кэн», буквально переводится как «лезвие (меч, клинок), скрытое в руке». Существует расхожее представление, что эти иероглифы означают «рука, бросающая (выпускающая) лезвие», но иероглиф 裏 «ри» составлен морфемой (смысловой компонент) «и» как в слове «одежда», в смысле «покрытия чего-либо», также как и фонема (звуковой составляющей) «ли», вместе представляющих идею «перемены, движения назад, или охвата». Кунное прочтение иероглифа 裏 «Ри» — это «ура», что вам, как людям, имеющим отношение к боевым искусствам, должно быть знакомо по выражениям типа «ура ваза» (внутренняя, обратная, скрытая техника) в противоположность «омотэ ваза» (внешняя, открытая, прямая техника), или, хотя бы в технике ура гяку из кихон хаппо. В комбинации с первым иероглифом, 手裏 «сю — ри» означает «скрытое в руке, или в ладони».
    剣 «Кэн» означает «лезвие» или «меч», и пишется тем же самым иероглифом, что и в словах «боккэн» или «синкэн». Отсюда вывод, что 手裏剣 сюрикэн — это «лезвие, скрытое в руке», а не «метательное лезвие», что как раз очень часто понимается под этим понятием.
    術 «Дзюцу», естественно, означает «искусство», «метод».
    Следовательно, 手裏剣術 «сюрикэндзюцу» — это «искусство скрытого в руке лезвия», что изначально предполагает не только «искусство метания лезвий», перекликающегося со стрельбой из лука (кюдзюцу), метанием камней (исинагэдзюцу) и специальных ручных стрел утинэ (утинэдзюцу), но, в гораздо большей степени, «искусство [внезапного применения — (как вариант, броска)] скрытого [в руке] оружия [клинка]», что также очень тесно перекликается с яйдзюцу (искусством внезапного обнажения меча) и какуси буки дзюцу 隠武器術 – «искусством использования тайных (спрятанных) малых видов оружия». В результате правильного понимания названия искусства приходит и правильный ментальный настрой на то, как используется это оружие.

    Как следует из названия искусства, сюрикэн необходимо не просто метнуть, но метнуть внезапно, незаметно для противника или сюрпризно использовать его в ближнем бою.

    идов сюрикэн существует огромное множество, но в целом все эти виды можно разделить на два основных типа: 棒手裏剣 бо-сюрикэн (бодзё-сюрикэн – «сюрикэн-палочка») — удлиненные, тонкие цилиндрические или граненые стержни различной формы и толщины, и 平手裏剣 хира-сюрикэн (сякэн или курумакэн – «сюрикэн-колесо»), плоские металлические пластинки разнообразной формы.

    Бо-сюрикэн подразделяются в основном на:
    • хасигата сюрикэн – «палочкообразные» сюрикэн (в смысле палочек для еды — хаси),
    • кусабигата сюрикэн – клинообразные сюрикэн,
    • босуйгата сюрикэн – веретенообразные сюрикэн,
    • хэйтёгата сюрикэн – пластинчатые сюрикэн,
    • харигата сюрикэн – иглообразные сюрикэн,
    • конгогата сюрикэн – сюрикэн в форме «конго»,
    • хокогата сюрикэн – сюрикэн в форме наконечника копья хоко,
    • канкютогата сюрикэн – сюрикэн в форме различных инструментов,
    • кугигата сюрикэн – гвоздеобразные сюрикэн,
    • кунайгата сюрикэн – сюрикэн в форме кунай,
    • тантогата сюрикэн – ножеобразные сюрикэн,
    • мацубагата сюрикэн – сюрикэн в форме «ласточкиного хвоста».

    Хира-сюрикэн подразделяются в основном на:
    • дзюдзигата сюрикэн – «крестообразные» сюрикэн (потому что «дзю» пишется как «十»)
    • роппо-но сюрикэн – шестиконечные сюрикэн,
    • хосигата сюрикэн – звездообразные сюрикэн,
    • хаппо-но сюрикэн – восьмиконечные сюрикэн,
    • мандзигата сюрикэн – свастикообразные сюрикэн,
    • нагарэ мандзигата сюрикэн – сюрикэн в форме «текущей свастики»,
    • санко-но сюрикэн – трехлучевые сюрикэн,
    • какугата сюрикэн – квадратные сюрикэн,
    • тэппан (сэнбан) сюрикэн – квадратные с вогнутыми сторонами сюрикэн,
    • кугинукигата сюрикэн – сюрикэн в форме отверстия от гвоздя,
    • тэккан сюрикэн – сюрикэн в виде железного кольца,
    • тэцумаругата сюрикэн – сюрикэн в форме железного шипастого шарика.
    • Татами-дзюдзигата сюрикэн – складные (из двух половинок) крестообразные сюрикэн.

    Ссылка на основную публикацию