Сётокай-рю каратэ | Karate-krs.ru

Сётокай-рю каратэ

Японские Боевые Искусства

Japan Martial Art

Сетокай

Школа Сётокай не приемлет привычные упражнения, использующие исключительно силу и без особой радости относятся к тамэсивари- разбиванию твердых предметов, основное внимание уделяя «энергетическим» нюансам и глубокой внутренней сосредоточенности. В Сётокай в ходу плавные движения и перемещения, очень похожии на китайские «внутренние» школы. Вместо классического жестко сформированного кулака гораздо чаще используется «голова дракона» — кулак с выдвинутой вперед фалангой среднего или указательного пальца. Большую роль играет в Сётокай наработка ката, с помощью которой развивается энергетический потенциал каждого занимающегося.

«Духовное» каратэ, как иногда называют Сётокай, в принципе, не что иное, как новое рождение забытых в Японии древних традиций китайского «энергетического ушу». На первой ступеньке обучения, занятия практически не отличаются от Сётокан-рю. Они служат для развития растяжки, силы, выносливости, тренируют великолепную реакцию. Но затем начинается практика способности к активации энергии «ки». Например, на первой стадии занятий удар направлен конкретно в препятствие (доску, черепицу), не «вонзаясь» вглубь, подобно мощной волне. А на второй стадии- используя концентрацию «ки» и «векторность», удар бойца проникает сквозь цель и устремляется в бесконечность.

В наставлениях к своим ученикам Эгами призывает не жалеть труда для того, чтобы достичь состояния мусин- отрешенности духа и разума, чтобы через врата Средоточия (тандэн) встать на Путь познания истины (до). Только такое особое состояние может подарить полную гармонию и единение с окружающим миром (хэйхо), проникновение по ту сторону добра и зла, жизни и смерти. Эгами учил следовать за движениями противника, одерживая победу над ним своей податливостью; в бою ощущать истинную любовь; открывать покой в движении и находить движение в покое; чувствовать себя во Вселенной и ощущать Вселенную в себе. Не вызывает удивления, что в Сётокай (как и в айкидо) в большом почете теория первозвуков Кото-Тама, что воплощают космические силы в мгновение концентрации (киай). Так же традиционна взята в классических бу-дзюцу мысль о развитии «шестого чувства», о телепатическом контакте с соперником.

Харада Мицукэ делился своими воспоминаниями: «Мастер Эгами сначала долго присматривался ко мне, прежде чем предложил заниматься у него… Полтора года я тренировался под его руководством по 3 часа ежедневно… Учитель отвергал механическую работу. Он поставил мне цель: заставлять противника падать, не прикасаясь к нему. Он сам показал мне, как такое искусство выглядит. И я понял все преимущества духовного каратэ».

Описание (Рюги) Каратэ-До Сётокай

Australiasian Fighting Arts magazine Vol 11 No 1
Грэхам Слэйтер

При описании стиля каратэ Сётокай (Karate-Do Shotokai), его нередко сравнивают с Сётоканом, говоря о внешних сходствах. Однако, при более пристальном рассмотрении методов и техник Сётокай становится очевидно, что он значительно отличается от Сётокан. Методы и соответствующим образом выполняемые техники Сётокай (по методу Кудзуси) делают его во многом больше похожим на Айкидо (более бросковый), чем Сётокан (в основном – более ударный).

Обучающие методики Сётокай во многом сосредотачиваются на изучении внутренней работы тела, с упором на концепции естественности телодвижений человека, а также на обретении особых состояний ума, при которых обеспечивается гармоничное единство действий тела и разума.

Кихон во многом подразумевает не только отработку базовых методов и техник ( в Сётокай кихон только парный, работа «в одиночку» производится только с помощью ката), но и «творческую атмосферу» разбора и пояснений до самых мельчайших деталей внутренней работы тела ( чему способствует огромное количество всевозможных дополнительных и подводящих упражнений, включая с использованием бо; причем упражнения на каждой тренировке постепенно усложняются). Каждое упражнение предваряется подробными объяснениями, комментариями и демонстрациями правильности их выполнения семпаями, после чего ученики отрабатывают их самостоятельно в парах ( после каждого нового упражнения партнеры меняются). Одни упражнения выполняются резко, другие – мягко, некоторые начинаются медленно, а продолжаются с ускорением.

Программа ката в Сётокай включает в себя множество ката, которые практикуются определенными способами. Программа ката Сётокай, в целом, похожа на программу других стилей каратэ Сётокан. Также, как и во многих других стилях каратэ, в практике ката Сётокай уделяется важное внимание слаженной работы тела в каждом действии. Кроме того, в ката Сётокай практики отрабатывают навыки в Мутими, а также в «Текучести» (Nagare), т.е. в безостановочном «перетекании» каждого элемента действия в ката в последующий до момента полного поражения противника.

Учебная методика Сётокай предусматривает двуступенчатый принцип практики ката: сначала ката изучается медленно и вдумчиво с тем, чтобы затем изученное делать максимально быстро.

Но не только скорость выполнения ката отличает Сётокай от Сётокан. В Сётокай в ката никогда не кричат Киай. В Сётокай есть мнение, что натужный крик вызывает ненужную напряженность в теле, а также, что неестественно углубленный вдох, необходимый для удара с криком, вызывает на доли секунды паузу, препяствующую свободному перемещению энергии в теле, стяновясь, т.о., своеобразным «волноломом» при перемещении волны силы в теле (Гамаку), направляющейся к «выплеску» в точку удара.

В кихоне Сётокай для отработки максимальной скорости выполнения перемещений, разворотов и техник применяются «кихонные ката» Тайкёку. Эти ката также сначала практикуют медленно, а затем на максимально возможной скорости ( причем в моей группе (школа Харада) в этом ката «гоняют» всё: от блоков рукамис контрцуки до ударов ногами, например, вместо гедан-барай – ёко-гери, а вместо цуки – мае-гери; а также это ката используется для изучения начальных навыков в бо (ямани-рю)). Ката Тайкёку могут повторяться в разных темпах от 5 до 15 раз без остановок для отдыха, доводя учеников до изнурительной усталости ( особенно становится тяжко при медленном темпе). Этим добиваются не только «автоматизации» действий тела, но и также того, что под воздействием утомления ученик сможет легче достичь умственного состояния «Пустоты» (Мусин), при которой он может начать «острее» воспринимать действия противника и даже распознавать его намерения еще до того, как тот сделает какие-либо телодвижения. Мусин обеспечивает грамотный рассчет Тайминга. Тайминг, в свою очередь, является одним из главных компонентов Ирими.

В Сётокай большое количество разных видов кумитэ (есть уникальные, типа Мидаре): от Санбон и Гохон Кумитэ до Дзиу. Наиболее часто используемые – Якусоку Иппон Кумитэ и Дзиу Иппон Кумитэ. Огромное внимание в практике кумитэ Сётокай уделяется приобретению навыков в Тайминге. Защищающий почти всегда делает контратакующий вход (Ирими). Такая тактика требует точнейшего Тайминга, поскольку шагнуть вперёд под встречный удар в неправильный момент времени равнозначно «самоубийству». Точнейший Тайминг строится на особом «чувстве» противника (результат опыта в Мусин), т.е. знании априори того, когда противник атакует и какой способ он изберёт. На высшем уровне «чувствования» мастер способен это делать даже не глядя на противника.

«Работу на чувстве» начинают делать сначала с одним противником, причем атаки изучаются с разных углов нападения, затем количество соперников постепенно увеличивают до 3-5. Т.е. для распознавания атак практикуется использование не только взгляда и слуха, но также особого ощущения определенных «вибраций» (изменений в пространстве). В конечном счете, навыки в Тайминге, доведенные до уровня «чуствования», позволяют использовать Ирими достаточно эффективно ( на уровне Сен-но-Сен).

Нагэ-вадза является сердцем кумитэ Сётокай. Кроме того, в Сётокай изучаются еще такие бросковые подразделы, как Нагэ-цуки, Нагэ-сюто-ути и Нагэ-гери. Исполнение Наге-цуки и Наге-сюто требуют большого мастерства, поэтому их отработке уделяется очень много времени. Обычно к их изучению приступают только с коричневого пояса, когда ученики уже имеют достаточно опыта, чтобы в них разобраться.

Еще одной из характеристик кумитэ Сётокай является то, что нападающий никогда не останавливается после удара, а пытается продолжить развитие своей атаки до тех пор, пока защищающийся не пресечет его действий. Т.е. если атакующий нанес удар, то он тут же пытается нанести следующий. Это все на максимальной скорости. Защищающийся должен так блокировать, уклониться (Тай-сабаки) и парировать, чтобы он мог бросить своего противника (по методу Кудзуси). Нападающий и защитник должны «превратить» свой ум в «Ничто» и просто действовать исходя из своих намерений и ситуации.

Есть в Сётокай еще одна практика, в которой нет победителя или проигравшего. Нападающий и защитник двигаются как один; они находятся в гармонии друг с другом. Даже, если через некоторое время нападающий очень устанет, а его дыхание собьется, он все равно должен по-прежнему пытаться атаковать с максимальной скоростью. Защитник же, превозмогая усталость, должен стараться сохранять полный контроль над ситуацией и действовать на опережение (Тайминг). Так, не смотря на то, что энергия обоих стремительно уменьшается, они должны продолжать вести свой поединок до тех пор, пока у одного из них не останется совсем никаких сил. Такая практика может осуществляться с любым количеством противников, от одного до против всей группы.

Сётокай-рю каратэ


Сётокай-рю каратэ
Сётокай-рю (Школа ассоциации «Сосны и волны») — японская школа каратэ, которую создал в 1956 г. мастер Эгами Сигэру (1912—1981), бывший ученик отца и сына Фунакоси. После смерти Эгами школу возглавлял Мураками Тэцудзи, а после его смерти — Харада Мицукэ.

Школа Сётокай отвергает силовые упражнения и не поощряет испытания на разбивание твердых предметов (тамэсивари), уделяя особое внимание «энергетическим» аспектам и внутренней концентрации. В Сётокай преобладают плавные движения, родственные китайским «мягким» стилям. Вместо обычного плотно сжатого кулака чаще используется «голова дракона» — кулак с выставленной вперед фалангой среднего или указательного пальца. Важную роль играет в Сётокай практика ката, посредством которой реализуются энергетические потенции каждого бойца.

«Духовное» каратэ, как порой называют Сётокай, явилось не чем иным, как возрождением Забытых в Японии исконных традиций китайского «внутреннего ушу». На начальной стадии обучения тренировки почти не отличаются от Сётокан-рю. Они развивают растяжку, силу, выносливость, вырабатывают отличную реакцию. Но дальше начинается выработка способности к мобилизации «ки». Так, на первой стадии удар разбивается о препятствие (доску, черепицу), не проникая вглубь, подобно мощной волне. На второй стадии за счёт концентрации «ки» и «устремленности» удар проникает сквозь препятствие и продолжается в бесконечность.

Эгами в своих наставлениях призывает не жалеть стараний для достижения состояния отрешенности духа-разума (мусин), чтобы через врата Средоточия (тандэн) вступить на Путь познания истины (до). Только такое состояние может дать полную гармонию и слияние с природой (хэйхо), проникновение по ту сторону добра и зла, жизни и смерти. Эгами призывал следовать за движениями противника, одолевая его податливостью; в бою обретать истинную любовь; находить покой в движении и движение в покое; ощущать себя во Вселенной и Вселенную — в себе. Неудивительно, что в Сётокай (как и в айкидо) используется теория первозвуков Кото-Тама, воплощающих космические силы в момент концентрации (киай). Столь же традиционна заимствованная в классических бу-дзюцу идея о воспитании «шестого чувства», о телепатическом контакте с противником.

Харада Мицукэ вспоминал: «Мастер Эгами сначала долго присматривался ко мне, прежде чем предложил заниматься у него. Полтора года я тренировался под его руководством по 3 часа ежедневно. Учитель отвергал механическую работу. Он поставил мне цель: заставлять противника падать, не прикасаясь к нему. Он сам показал мне, как такое искусство выглядит. И я понял все преимущества духовного каратэ».
Эгами Сигеру — (1912-1981) — японский мастер каратэ-до, основатель стиля Сетокай. Эгами начал изучать каратэ будучи студентом университета Васеда. В 1937 году он был замечен Фунакоси, и на пртяжении многих лет оставался его верным учеником и соратником, преподовал каратэ во многих университетах Японии. После войны Эгами принимал активное участие в становлении и развитии различных организаций каратэ в Японии и других странах. После смерти Учителя, в 1957 году, вместе с Хирониси Гэнсином отделился от JKA и основал Сетокай — «Общество Сето». Целью этой организации стало сохранения наследия мастера фунакоси и духа истинного каратэ.

Сётокай-рю каратэ

Сётокай-рю (Школа ассоциации «Сосны и волны») — японская школа каратэ, которую создал в 1956 г. мастер Эгами Сигэру (1912—1981), бывший ученик отца и сына Фунакоси. После смерти Эгами школу возглавлял Мураками Тэцудзи, а после его смерти — Харада Мицукэ.

Школа Сётокай отвергает силовые упражнения и не поощряет испытания на разбивание твердых предметов (тамэсивари), уделяя особое внимание «энергетическим» аспектам и внутренней концентрации. В Сётокай преобладают плавные движения, родственные китайским «мягким» стилям. Вместо обычного плотно сжатого кулака чаще используется «голова дракона» — кулак с выставленной вперед фалангой среднего или указательного пальца. Важную роль играет в Сётокай практика ката, посредством которой реализуются энергетические потенции каждого бойца.

«Духовное» каратэ, как порой называют Сётокай, явилось не чем иным, как возрождением Забытых в Японии исконных традиций китайского «внутреннего ушу». На начальной стадии обучения тренировки почти не отличаются от Сётокан-рю. Они развивают растяжку, силу, выносливость, вырабатывают отличную реакцию. Но дальше начинается выработка способности к мобилизации «ки». Так, на первой стадии удар разбивается о препятствие (доску, черепицу), не проникая вглубь, подобно мощной волне. На второй стадии за счёт концентрации «ки» и «устремленности» удар проникает сквозь препятствие и продолжается в бесконечность.

Эгами в своих наставлениях призывает не жалеть стараний для достижения состояния отрешенности духа-разума (мусин), чтобы через врата Средоточия (тандэн) вступить на Путь познания истины (до). Только такое состояние может дать полную гармонию и слияние с природой (хэйхо), проникновение по ту сторону добра и зла, жизни и смерти. Эгами призывал следовать за движениями противника, одолевая его податливостью; в бою обретать истинную любовь; находить покой в движении и движение в покое; ощущать себя во Вселенной и Вселенную — в себе. Неудивительно, что в Сётокай (как и в айкидо) используется теория первозвуков Кото-Тама, воплощающих космические силы в момент концентрации (киай). Столь же традиционна заимствованная в классических бу-дзюцу идея о воспитании «шестого чувства», о телепатическом контакте с противником.

Харада Мицукэ вспоминал: «Мастер Эгами сначала долго присматривался ко мне, прежде чем предложил заниматься у него… Полтора года я тренировался под его руководством по 3 часа ежедневно… Учитель отвергал механическую работу. Он поставил мне цель: заставлять противника падать, не прикасаясь к нему. Он сам показал мне, как такое искусство выглядит. И я понял все преимущества духовного каратэ».

СЁТОКАЙ-РЮ (Школа ассоциации «Сосны и волны»)

(Школа ассоциации «Сосны и волны»)

Японский стиль каратэ, созданный в 1956 году мастером Эгами Сигэру (1912-1981), бывшим учеником отца и сына Фунакоси. После смерти Эгами стиль возглавлял Мураками Тэцудзи, а после его смерти – Харада Мицукэ.

Школа Сёто-кай отвергает силовые упражнения и не поощряет пробы на разбивание твердых предметов (тамэси-вари), уделяя особое внимание «энергетическим» аспектам и внутренней концентрации. В Сёто-кай преобладают плавные движения, родственные китайским «мягким» стилям. Вместо обычного плотно сжатого кулака чаще используется «голова дракона» – кулак с выставленной вперед фалангой среднего или указательного пальца. Важную роль играют в Сёто-кай ката, через которые реализуются энергетические потенции каждого бойца.

«Духовное» каратэ, как порой называют Сёто-кай, явилось не чем иным, как возрождением полузабытых в современной Японии исконных традиций окинавского искусства тэ и китайского кэнпо. На начальной стадии обучения тренировки в Сёто-кай почти не отличаются от Сёто-кана и Сито-рю. Они развивают растяжку, силу, выносливость, вырабатывают отличную реакцию. Затем на «продвинутой» стадии идет отработка способности к мобилизации ки. Так, на первой стадии удар разбивается о препятствие (доску, черепицу или человека), не проникая вглубь, подобно мощной волне. На второй же стадии за счет концентрации ки и «устремленности» (кимэ) удар проникает сквозь препятствие и продолжается в бесконечность. Эгами в своих наставлениях призывает не жалеть стараний для достижения состояния отрешенности духа-разума (му-син), чтобы через врата Средоточия (тандэн) вступить на Путь познания истины (до). Только такое состояние может дать полную гармонию и слияние с природой (хэй-хо), проникновение по ту сторону добра и зла, жизни и смерти. В учении Эгами мы встречаемся с тезисом о самопознании в процессе практики боевого искусства, из которого вытекают важнейшие требования: во всем следовать за движениями противника, одолевая его податливостью; в бою обретать истинную любовь; находить покой в движении и движение в покое; ощущать себя во Вселенной и Вселенную – в себе. Неудивительно и то, что в Сёто-кай нашла применение теория первозвуков, лежащих в основе творения и воплощающих космические силы в момент концентрации (киай). Столь же традиционна и заимствованная из комплекса классических бу-дзюцу идея о воспитании «шестого чувства», о телепатическом контакте с противником.

«Харада вспоминал: «Мастер Эгами сначала долго присматривался ко мне, прежде чем предложил заниматься у него… Полтора года я тренировался под его руководством по 3 часа ежедневно. Я был счастлив, так как занятия стилем Сётокан-рю в клубе университета Васэда давно уже меня не удовлетворяли… Учитель отвергал механическую работу. Он поставил мне цель: заставлять противника падать, не прикасаясь к нему. Он сам показал мне как такое искусство выглядит. И я понял все преимущества духовного каратэ»…

Похожие главы из других книг

ЖУАНВИЛЬСКАЯ ШКОЛА

ЖУАНВИЛЬСКАЯ ШКОЛА Военная школа физического воспитания, открытая в 1852 году в одном из пригородов Парижа.Долгое время являлась основным центром подготовки специалистов по физическому воспитанию во Франции. Она продолжила традиции Нормальной гимнастической

СЁТОКАН-РЮ (Школа клуба «Сосны и Волны»)

СЁТОКАН-РЮ (Школа клуба «Сосны и Волны») Широко известный во всем мире стиль японского каратэ, созданный в 30-е годы XX века мастером Фунакоси Гичином (1869 – 1957) и его сыном Ёситакой. Суть действий этих двоих заключалась в превращении каратэ из искусства жестокого рукопашного

Глава 10. Волны Координация и ритм – вот ключи

Глава 10. Волны Координация и ритм – вот ключи Волны – один из наиболее сложных элементов в мотокроссе, и именно в сложности заключен их смысл. Они создаются, чтобы испытать мастерство и выносливость гонщика, способность правильно выбирать траекторию движения и настройки

Отзыв российской психоаналитической ассоциации о деятельности психолога Б. Хигира

Отзыв российской психоаналитической ассоциации о деятельности психолога Б. Хигира Бориса Хигира знаю на протяжении многих лет. При каждой нашей встрече не перестаю удивляться его уникальным, редко встречающимся в природе способностям. Быстрота, с которой он улавливает

Как нету моря без волны, так у меня есть только ты, Сухуми!

Как нету моря без волны, так у меня есть только ты, Сухуми! Заголовок я взял из прекрасной песни о Сухуми в исполнении Игоря Саруханова. За год, проведенный в столице Абхазии, влюбился в нее.В 1989 году мы со Смеловым играли за «Динамо–2», а в 1990 году оба уехали в Сухуми. По

Глава II Школа

Глава II Школа — Лин пойдет завтра в школу! — распевала, припрыгивая на одной ноге, Геро.— Пойдет в школу! — пискливо вторила ей совсем еще маленькая Ариадна.— Тише, девочки, — недовольно сказала Эригона, — можно подумать, что вы рады. Ведь теперь вы совсем уже не будете

1872 год. «Уондерерс» — «Ройял Инжинерс». Кубок Футбольной ассоциации

1923 год. «Болтон» — «Вест Хэм». Кубок Футбольной ассоциации

1953 год. «Блэкпул» — «Болтон». Кубок Футбольной ассоциации

Волны и течения

Волны и течения Многих пугают волны на открытой воде. Бывает, что сильное волнение вызывает у спортсменов значительные трудности с ориентированием как по трассе, так и в группе плывущих рядом. Кроме того, может просто укачать. Однако волны могут быть и союзниками. Можно,

5.4. Начальная школа

5.9. Старшая школа

Владимирская школа

Владимирская школа Начиная с 1952 года, когда на Олимпийских играх в Хельсинки абсолютным чемпионом по гимнастике стал Виктор Чукарин, и вплоть до XVII Олимпиады 1960 года в Риме, когда такого же триумфа добился Борис Шахлин, длилась эра советской мужской спортивной

1. Техника «пульсовой волны»

1. Техника «пульсовой волны» Упражнение «Пульс» «Пульс» является ключом ко всей «Славянской гимнастике», а также к лечебной системе «Здрава». Без усвоения этого простейшего упражнения занятия «Славянской гимнастикой» вообще теряют смысл. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ Итак,

Хвоя сосны. Целитель из глубины веков

Хвоя сосны. Целитель из глубины веков Сосновая хвоя благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему, тормозит процессы старения организма, укрепляет иммунную систему, а также является хорошим источником витаминов.Сосновую хвою можно употреблять в виде настоев,

Виды боевых искусств ► Каратэ / сётокан

Сётокан — один из основных стилей японского каратэ, разработанный выдающимся популяризатором и преподавателем карате Фунакоси Гитином (1868—1957) и получившим дальнейшее развитие благодаря его сыну Фунакоси Ёситака. Направление получило название «Сётокан» от литературного псевдонима Фунакоси — Сёто. На эмблеме стиля изображен тигр.

Фунакоси Гитин обучался двум популярным стилям окинавского тотэ: Сёрэй Рю и Сёрин-рю. Впоследствии он объединил и модифицировал эти два стиля.
Сётокан отличается линейными перемещениями и линейным приложением силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Принцип иккэн-хисацу (одним ударом — наповал) является основополагающим в Сётокан карате-до. Программа Сётокан карате-до имеет 26 различных ката, принятых называть классическими, изучение и выполнение которых является важнейшей составляюшей тренинга.

Особенно серьёзное внимание уделяется:

1. выработке жёсткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;

2. вращательным «щелчковым» движением бедер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках;

3. своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности.

В двадцатых годах XX века Фунакоси перенял систему ученических и мастерских степеней (кю и данов), разработанную основателем дзюдо Дзигоро Кано. Эта система использовала цветные пояса для обозначения степени мастерства занимающегося данным видом боевого искусства. Изначально каратэ имело только три цвета поясов: белый, коричневый и черный (как это принято и в настоящее время в японской системе поясов дзюдо).

В настоящее время многие школы используют систему степеней с различными цветами поясов. Наиболее распространена система, используемая Японской Ассоциация Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 10-й кю — верёвочка
  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс — именной. На нем вышито имя владельца и его Дан. Технология изготовления черных поясов отличается от всех остальных, «цветных». В то время как цветные пояса меняются, черный пояс остается один на всю жизнь, и поэтому он шьется очень толстым и прочным. В то время, как цветные пояса являются просто покрашенной тканью, черный пояс — не красится. В его основе лежит белый пояс, обшитый поверх тонкой черной тканью. По мере тренировок черная ткань поверхности истирается и рвется, сначала мало, потом все больше. Часто можно видеть, что у многих тренеров черная ткань висит на белом поясе лохмотьями — это свидетельство активных тренировок, а не неопрятности. Когда черная ткань полностью сойдет, и останется чистый белый пояс — считается, что человек достиг вершин Мастерства.

Каратэ — техника руки-меча

Тому, кто сражается с ничтожным противником, не одержать великой победы. (Тосканская пословица)
  • Общая информация о каратэ
  • История и концепция каратэ
  • Окинавские школы каратэ и тодэ (источники)
  • Традиционные школы и стили каратэ
  • Современные стили и школы каратэ

Общая информация о каратэ

Порталы и коллекции ресурсов по каратэ

  • Каратэ Додзё — теория и практика поединка (хорошие ссылки)
  • Academy Of Karate — Martial Arts Supply Inc.

Федерации каратэ

  • W.R.K.B.A. — Всемирная Ассоциация реального каратэ и бушидо. Представительство РФ. (каратэ, кендзюцу, иайдзюцу, дзюдзюцу, термины. )
  • Межрегиональная Федерация Традиционного Каратэ. Адреса залов, подборка статей, видеоматериалы и прочее.
  • Конфедерация каратэ России
  • Международная Федерация каратэ-до Структура федерации, адреса клубов; В.Галан «Каратэ-до»
  • Официальный сервер Федерации Окинава Каратэ «Путь истины»
  • Международный союз по боевому каратэ Koi no takinobori ryu

Клубы каратэ

  • Сайт «Московский Будокан» — Школа Михаила Степина.
  • Каратэ-клуб «Кэнсэй» (член Санкт-Петербургской Ассоциации Сётокан Каратэ). Информация, полезная для всех, занимающихся каратэ: все 26 ката сётокан в исполнении мастеров JKA (видеофайлы в формате *.mpg); календарный план Ассоциации; экзаменационные программы на кю и даны; материалы по истории каратэ и восточной философии; обзор стилей (Шотокан, Вадо-рю, Шито-рю, Годзю-рю); русско-японский разговорник; правила судейства по кумитэ и ката. В Гостевой Книге можно задать любой вопрос о каратэ — Вам обязательно ответят ведущие мастера Санкт-Петербурга.
  • Спортивный клуб единоборств «Молодой лев»
  • Каратэ-До : теория и практика (Сосновый прибой). Обширная коллекция ссылок.
  • Официальный сайт Ульяновской Федерации Традиционного Каратэ До Фудокан. Большая подборка исторических, методических, кино и фотоматериалов. Словарь терминов.

История и концепция каратэ

История и направления каратэ (школы и стили)

  • Каратэ-до. Базовые знания и обзор «5 великих стилей» (Сётокан, Годзю-рю, Сито-рю, Вадо-рю, Кёкусинкай).
  • Путь руки. Происхождение школ и стилей рукопашного боя (каратэ, кунг-фу. ). Можно скачать Zip-архив.

Базовая техника каратэ

Ката каратэ

  • Список основных ката W.K.F.Ката Сйтокана, Годзю-рю, Вадо-рю и Сито-рю.

Другие техники каратэ (тамэсивари, спарринги)

  • Спарринговая техника каратэ. На сайте Александра Изотова.

Терминология каратэ

Окинавские школы каратэ и тодэ (источники)

  1. Нахатэ — «длинная рука» (стиль мастера Хигаоны). Возможно, происходит из китайского стиля ушу Чан цюань («Длинный кулак»). Предназначен для дальней дистанции. Соответственно, низкие стойки, большие амплитуды, пробивная техника (прямые удары), жесткие блоки. [По моему мнению, это начальная техника, как и омотэ в кендзюцу. Заточена на быстрый (смертельный) бой с толпой противников. ]
  2. Сюритэ — «короткая рука» (стиль мастера Итосу). По-видимому, происходит из китайского стиля ушу Дуань цюань («Короткий кулак») или дуаньда (китайский бокс). Предназначен для короткой дистанции. Соответственно, более высокие стойки, подвижность, финты, уклоны, захваты и броски, удары по круговой траектории. [Более сложная техника, которую следует изучать следующей. Работа один на один, поединок без убийства.]
  3. Томаритэ — » рука». Совмещает наха-тэ и сюри-тэ. [Наверное, еще более продвинутая техника для мастеров, которые ежеминутно решают кого вырубать, кого убивать. Могут и нападать и защищаться.]
  4. Тодэ — «путь руки»? Возможно, не имеет отношения ни к окинавским, ни к японским традиционым стилям каратэ.

Традиционные школы и стили каратэ

Сётокан (Шотокан)

Сётокан — классический и наиболее популярный стиль традиционного каратэ, основанной Гичином Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 г. г,). Первый стиль каратэ, привезенный в Японию из Окинавы и затем распространившийся по всему миру.

Шотокановские ката

Шотокан включает 26 ката: Хейан Шодан, Хейан Нидан, Хейан Сандан, Хейан Йондан, Хейан Годан, Текки Шодан, Текки Нидан, Текки Сандан, Бассай Дай, Бассай Шо, Канку Дай, Канку Шо, Годзюшихо Дай, Годзюшихо Шо, Эмпи, Дзион, Дзиин, Хангетсу, Ганкаку, Джитте, Чинте, Сочин, Унсу, Мейкйо, Ванкан, Нидзюшихо

  1. ХЭЙАН I-V — «Мир и Покой». В СЮРИ-ТЭ назывались ХЭЙВА-АНТЭЙ. После модификации Итосу назвал их ПИН-АН. С 1936 г. Фунакоси изменил название на ХЭЙАН. Учебные ката.
  2. ТЭККИ I-III — «Железный всадник». Прежнее название НАЙХАНТИ. Фунакоши заменил название NAIHANCHI на TEKKI. Существует много теорий для доказательства горизонтальных линий в бою. Согласно китайским боевым искусствам это означает борьбу в лодке или стоя спиной к стене, не имея возможности отступать.TEKKI
  3. N >Годзю-рю — классический стиль каратэ, созданный мастером Хига(си)онной, соединившим окинавское тодэ провинции Наха (Наха-тэ) с китайским Цзи-цзи. Тодзюн Мияги, его ученик и последователь, реформировал наследие мастера и в 20-х годах назвал его «каратэ годзю-рю». Гогэн Ямагути, ученик и соратник Т. Мияги, систематизировал наставления и методики учителя, адаптировав их к традициям японских воинских искусств. Включает 13 ката: Гекисай-дай-ичи, Гекисай-дай-ни, Сайфа, Сейюнтин, Шисотин, Сансеру, Сепаи, Курурунфа, Сейсан, Супаринпей, Сантин №1 (Канрио Хигаонна), Сантин №2 (Чоджун Мияги), Тенсё

Сито-рю основан окинавским мастером Кэнва Мабуни в 1930 году. Мабуни обучался у двух знаменитых наставников на Оки­наве — Я.Итосу (Сюри-тэ) и К.Хига(си)онна (Наха-тэ). Соединив оба направления в еди­ную систему, он назвал ее СИТО-РЮ, зашифровав в названии фамилии своих учителей. В основ­ном жесткий стиль СИТО-РЮ акцентирует внимание на ката из стиля Сёрин-рю, не отказываясь при этом от мягкости, свойствен­ной стилю Годзю-рю. [Важнейшая ценность Сито-рю — сохранение большого кол-ва ката из различных старинных стилей.]

Вадо-рю — «Путь мира». Создан в 1939 году учеником Г.Фунакоси Хиронори Оцукой, учившемся также дзю-дзюцу Ёсин-рю. На эмблеме стиля изображен белый голубь мира и гармонии, над ним — фронтальное изображение сжатого кулака. Самый «японский» стиль каратэ-до на который повлияла также техника джиуджитсу. Врач Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и каратэ-до. Смысл тренинга в Вадо-рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, но в развитии и совершенствовании определенного состояния разума (мидзу-но кокоро, цуки-но кокоро, му-син). 8 Ката [сётокановские, но с первоначальными названиями]: Найханти I-III, Бассай, Кусянку, Джион, Вансу, Сэйсан, Чинто, Дзюттэ, Нисэйси, Рохай.

Кёкусинкай (Киокушинкай)

Кёкусинкай (яп. — общество абсолютной истины) — контактный стиль. Создан корейцем японского происхождения Масутацу Оямой в конце 40-х годов, на основе стилей Сётокан и Годзю-рю, ранее изученных им.

Сётокан-рю каратэ

Сётокан-рю каратэ

Один из пяти «главных» стилей японского каратэ. Его создали в 30-е годы XX века мастер Фунакоси Гитин (1869—1957) и его сын Ёситака.

Гитин Фунакоси был родом с острова Окинава. В молодости он занимался древнейшей окинавской борьбой, а в начале XX в. приехал в Японию и продемонстрировал перед японским императором то, чему научился на Окинаве. После этого он хотел вернуться на Окинаву, но поддался на просьбы остаться преподавать в Японии. В литературе Фунакоси прозвали «Сёто», что значит «качающиеся сосны», а «кан» означает «зал», так что «сётокан каратэ» может переводиться как «зал [для изучения] искусства пустой руки».
Хотя основателем школы сётокан был Фунакоси, но именно его сын — Ёситака Фунакоси — придал этому единоборству тот вид, в каком он известен нам сегодня. При поддержке и одобрении могущественной Японской ассоциации каратэ стиль сётокан быстро стал популярным, а через некоторое время распространился и по всему миру.
В основе стиля лежит техника Сюри-тэ, для которой были характерны изощренные приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, которую Фунакоси изучал у мастеров Адзато и Итосу.
Впоследствии Фунакоси и его ученики дополняли ее новыми элементами, такими как, удары ногами на верхнем уровне, ведение боя преимущественно на средней дистанции, хорошо разработанная система спортивного поединка. Таким образом, происходила универсализация стиля Сетокан. На сегодняшний день он включает в себя старые приемы Окинавы и современные приемы спортивного раздела каратэ-до.
Сетокан — самый академичный из классических японских стилей, фактически является «азбукой» каратэ-до. Он имеет несколько ярких, характерных особенностей:
Во-первых, этот стиль каратэ-до требует хорошей физической подготовки, четкого знания техники и предельной самоотдачи, Не случайно на эмблеме стиля изображен тигр — тотемный покровитель. Известно, что в стенах Шаолиня с XV в. практиковались 5 «звериных» стилей. Одним из них был стиль тигра, — c резкими, мощными движениями и стремительными перемещениями, преимущественно по прямой, предназначавшийся для развития и укрепления мышц и костей.
В Сетокан, с точки зрения требований предъявляемых к технике исполнения, — полное соответствие канонам Шаолиня: обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в каратэ Итосу и Мацумуры, они же стали обязательными и в Сетокан. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань-фа.
Во-вторых, в каждом действии должны присутствовать:
— правильное дыхание, что помогает активизировать циркуляцию ки;
— своевременность действия;
— контроль движения ударной конечности, т. е. четкое окончание приема;
— развитие максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока;
В-третьих, обширная программа обучения, недаром Сетокан называют «Азбукой каратэ-до»: необходимо изучение более 20 ката. В этом также прослеживается влияние северошаолиньской традиции, где практика ката (тао) — основа тренинга. Особенно серьезное внимание уделяется:
— выработке жесткого баланса, общей устойчивости, что достигается длительной отработкой низких, глубоких стоек;
— вращательным «щелчковым» движением бедер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках:

— своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара, когда положительное ускорение мгновенно сменяется отрицательным (если это возвратное движение) или резкой остановкой, благодаря чему возникает импульс от удара или блока, или ударная волна, распространяющаяся вглубь поражаемой поверхности.
Формирование психофизических характеристик каратэка идет через целенаправленную и очень интенсивную работу над телом. Жесткая самодисциплина и большой объем физических нагрузок призваны развить твердость характера, трудолюбие и гуманность.
«Целью древнего боевого искусства Окинавы было умение нанести решающее поражение противнику одним ударом руки или ноги. Но испокон веков старые мастера придавали большее значение духовной стороне этого искусства, а не голой технике исполнения приемов. Тренировка каратиста предполагает работу тела и духа и к тому же должное уважение к сопернику. Нам недостаточно сражаться на полную мощь, главное делать это во имя справедливости.» Сетокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели — прямая, что резко контрастирует, например, с Годзю-Рю или стилями китайского цюань-шу, изобилующими круговыми движениями. Низкие, широкие, прочные стойки. Переходы динамичные и четкие. Удар идет от бедра, мощные, энергичные движения, очень богатая и сложная техника рук. Блоки жесткие, движения экономные. Удары ногами на нижнем и среднем уровне. Имеется хорошо продуманная бросковая техника.
Философия Сетокан проста: Главное в атаке есть правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите — надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку. Удар рукой быстрей, чем взмах ресниц. Основное оружие — мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги. Главный принцип ударов ногами: «Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной». К тому же, удар в голову практически неэффективен при обостренном чувстве дистанции, развитию которого придается решающее значение в стиле.
Поэтому последователи Сетокан стремятся поменьше использовать экзотические элементы, более пригодные для кино, и предпочитают реализовать принцип «иккэн-хисацу» (одним ударом-наповал). Фунакоси провозгласил основополагающий принцип каратэ-до: «Каратэ ни сэн тэ нас ли» — «Каратэ: атака не имеет преимущества». Более широкое толкование означает: «Каратэ не есть оружие агрессии». Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности каратэ-до. Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит прямое практическое толкование: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Сетокане обязательно начинаются с блокирующего движения.
Важнейшее место в системе тренинга Сетокан каратэ-до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения — ката. Сетокан вобрал и органично объединил в себе легкие и подвижные ката Серин-Рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Ганкаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Серэй-Рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион. Каждый каратэка, в итоге, найдет свою технику и манеру исполнения. Сетокан сегодня, — крупнейший из японских стилей каратэ. Достаточно сказать, что в Японии его изучает 30% всех занимающихся. Имеются, по крайней мере, несколько различных организаций, которые используют стиль обучения Сетокан:
ITKF — многостилевая организация традиционного каратэ, возглавляемая Нисиямой.
ISKF — Международная Федерация Сетокан Каратэ-до, лидер — Оказаки Тэруюки, главный офис в Филадельфии. SKIF — Международная Федерация Сетокан Каратэ-до, лидер — Хироказу Канадзава, главный офис в Токио. WSKF — Всемирная Федерация Сетокан каратэ-до, насчитывает в своих рядах более 100 стран, проводит чемпионаты Мира и Европы, другие соревнования. Президент Камианаги 9 дан, шеф-инструктор Хитоши Касуя 8 дан, главный офис в Токио. ESKA/WSKA — организация, возглавляемая Ч. Нейлором (Великобритания), технический советник — Еноэда. JKA — Японская ассоциация каратэ, имеющая филиалы по всему миру. Периодически проводит Кубок Сето, — который можно приравнять к чемпионату Мира, и клубные соревнования мирового уровня. GKF — в Японии — JKA и независимые мастера Сетокан, признанные государством. FSKA — Ассоциация Фунакоси Сетокан Карате, глава Фунакоси Кеннет. Виднейшие мастера: Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хироказу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Касэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Танака Масахика, Касуя Хитоши, Осима Цутому, Фунакоси Кеннет, Асаи Тецухико, Абэ Кейго, Сугимура.

Сётокай-рю каратэ

ИЗ ИСТОРИИ КАРАТЭДО ШОТОКАН

Основатель каратэдо и его классического стиля Шотокан является Гичин Фунакоши (Таминакоши, 1868-1957 гг.). Его великая заслуга состоит в том, что из боевого вида единоборства, известного только избранным, доверенным людям и передаваемого другим под большим секретом, он создал фундамент для развития массового единоборства, которым в настоящее время занимаются миллионы людей по всему миру. Он указал цели и задачи этого направления. В каратэ важны не победа или поражение, а совершенствование характера. Со временем из Шотокана вышли другие направления (Вадо Рю, Шито Рю, Годзю Рю, Киокушинкай и др.), но цели и задачи остаются незыблемы. Шотокан – это классика каратэ-до.

ИЗ ИСТОРИИ КАРАТЭДО ШОТОКАН КАЗЭ ХА

Школа ШОТОКАН РЮ КАЗЭ ХА официальное признание получила в 2001 году. Она практикуется группой последователей cенсея Тэйджи Казэ. Мастер Т. Казэ был учеником семьи Фунакоши и посвятил свою жизнь распространению школы каратэдо своих наставников. Развитием школы в мире занимается Международная организация каратэдо Шотокан Казэ Ха (президент – Альберт Боутбоул , 8 дан, сподвижник мастера Тейджи Казэ). В России и странах Европы данную школу представляет И.Р. Садовников 7 дан.

ФИЛОСОФИЯ ШКОЛЫ КАРАТЭДО ШОТОКАН РЮ КАЗЭ ХА

Происхождение каратэдо исходит из практики меча. Это есть важная особенность каратэдо Шотокан от мастера Т. Казэ. «Использование техники наших рук сходны с техникой меча , которая быстрыми и мощными рубящими движениями рассекает противника в различных углах, расстояниях и траекториях».

«Каратэ-до нам необходимо для достижения ФУДО-ШИН»

Это просветление на пути успешного и полного совершенствования каратэ-до, место баланса и гармонии, это недосягаемая цель и путь непрерывного единения человека и Вселенной.

ФУДО: Внешний: стабильность, баланс, сила. Внутренний: концентрация энергий (центр желания).

ШИН: Проявление духа (души).

ФУДО–ШИН – есть руководящий принцип, определяющий более высокое значение воинских искусств. Не важен путь достижения ФУДО-ШИН, важнее преданность достижения этого. Только держите вашу цель в сознании, и ваше желание в цели.

ИЗ ИСТОРИИ БРЯНСКОЙ ШКОЛЫ КАРАТЭДО ШОТОКАН

Школа каратэ-до Шотокан в Брянской области стало формироваться И. Р. Садовниковым с 1992 года . И.Р. Садовников прибыл в город Брянск из Дальнего Востока , где проходил военную службу офицера. Его участие в Международных сборах и повышение уровня своего мастерства под руководством японских специалистов JKA ( Т. Танака, Т. Катаяма) привлекло внимание всех тренеров каратэдо Брянской области. Были созданы общественные объединения по развитию и распространению школы каратэдо Шотокан : спортивный клуб «Збеирс» (1992 год), Брянская областная федерация каратэ-до 1994), Российская федерация каратэ-до Шотокан (1999), Российский союз каратэ-до Шотокан Казэ Ха (2009). Выпускники Брянской школы каратэ-до Шотокан преподают в различных городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время Филиал Российского Союза каратэ-до Шотокан Казэ Ха Брянской области является единственной общественной организацией, развивающей школу каратэ-до Шотокан в регионе. Председатель филиала Г.В. Бондарев черный пояс 2 дан ученик и сподвижник И.Р. Садовникова 7 дан. Занятия проводятся в спортивных залах ФОК Варяг ( Брянск, ул. Дуки 56), МЦ Советского района (Брянск, ул. Брянского фронта 20), школа № 60 (Брянск, ул. Костычева 57).

В Совет филиала входят:

Г.В. Бондарев – 2 дан,

И.В. Дерябин – 1 дан,

С.А. Носенко – 1 дан,

Ю.В. Прокопчик – 1 дан.

Высокие успехи участников Филиала и большой информационный материал, которым обладают инструктора нашей организации, основан на взаимном сотрудничестве с Международной организацией каратэ-до Шотокан Казэ Ха ( президент Альберт Боутбоул , 9 дан) , Российским союзом каратэ-до Шотокан Казэ Ха (президент Игорь Садовников, 7 дан).

Сётокай-рю каратэ

Чемпионат Европы по сётокан-каратэ-до (Скопье, Македония, 1-3-ноября 2019 г.)
С 1 по 3 ноября команда нашего клуба «Син-ДЖИТТЭ» приняла участие в Чемпионате Европы по каратэ стиля сётокан (а именно он этот стиль практикуется в нашем клубе). Соревнования проходили под эгидой Всемирной федерации сётокан (World Shotokan Federation, сокращенно WSF). Надо отметить, что данная федерация является единственной, представляющей данный стиль во Всемирной Федерации каратэ (ВКФ), которая прошла успешную аккредитацию и уполномочена развивать направление в рамках самой мощной из всестилевых федераций мира каратэ, охватывающей почти 170 стран мира и являющейся единственной в мире, признаваемая Международным Олимпийским комитетом. Вышеуказанный Чемпионат Европы был официальным плановым мероприятием ВСФ, проходил он в столице Скверной Македонии г. Скопье, о сэнсэй нашего клуба Корягин Дмитрий Евгеньевич является официальным представителем в Калуге и Калужской области.
Как для первого участия в международном турнире нашей молодой команды результат можно назвать успешным. Вся команда насчитывала 5 человек: Дима Щукин (капитан команды) выступал в категориях кумитэ 14-15 лет до 52 кг, Варя Бобкова — ката 10-11 лет, Шахром Хайруллоев — кумитэ 14-15 лет, +70 кг, Никита Ертле — 8-9 лет, до 25 кг и Георгий Буканов — ката 6-7 лет. Турнир был массовым, в нём приняли участие порядка 1000 спортсменов из 30 стран.
В итоге Дима Щукин стал бронзовым призёром официального Чемпионата Европы по каратэ, а Никита Ертле и Шахром Хайруллоев оказались в итоге пятыми, Варя Бобкова — четвёртой. Отметим, что четвёртые и пятые места при подведении итогов являются зачётным показателем, хоть и не отмечаются вручением медалей. Сэнсэю клуба Корягину Д.Е. был присвоен 6 дан каратэ, подтвердивший ранее полученный им шестой дан со стороны Всемирной Федерации каратэ ВКФ.
Кроме того, был проведен ряд полезных встреч и переговоров с руководством ВСФ, а именно Президентом Федерации господином Каха Басилия, вице-президентами господами Эрджументом Ташдемиром и Хайреддином Хайрумджу. Тёплые, дружеские отношения с руководителями Федераций каратэ Азербайджана Башировым Яшар-оглы и Молдовы Олегом Абаловым ещё только более укрепились.

No comments yet, but you can be the first

Остались вопросы? Будем рады помочь!

Сэнсей посоветует, когда лучше прийти и что взять на первую тренировку

Клуб сётокан-каратэ-до Син-ДЖИТТЭ
Для малышей, детей и взрослых
Лечим детей от интернет-зависимости!
Помогаем вести активный образ жизни!

Ссылка на основную публикацию