Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ | Karate-krs.ru

Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

Непознанное:Загадка третьей силы Просто мистика какая-то, — рассказывал приятель о поразившем его событии. У него с промежутком в полтора месяца с колес **Жигулей** отлетело два колпака. И произошло это в одном и том же месте — около станции метро на Садовом кольце в Москве. Вы скажете совпадение?

Боевые искусства:Багуачжан Багуачжан является одним из трех классических внутренних стилей китайского ушу. Ба Гуа в переводе означает восемь триграмм. Этот термин относится к восьми базовым принципам, описанным в древнем метафизическом Каноне перемен. В данном случае его использование означает, что стиль является физическим отражением этих восьми принципов, что его базовые положения соответствуют восьми триграммам, а переходы между ними — описанным в Каноне перемен взаимопревращениям триграмм.

Теософия и эзотерика:НА РУБЕЖЕ ЭПОХ Кто этот человек? С одной стороны, это реальная личность — жизнелюб, ученый, бродяга и поэт, оставивший после себя не только своих многочисленных прямых потомков, живущих ныне где-то в Америке, но и удивительные пророческие книги, которые можно в том или ином виде найти в любой крупной библиотеке мира

  • Новости
  • Желтые страницы России
  • Известные мастера боевых искусств
  • Хобби и увлечения
  • О здоровье человека

Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

В XX веке японские историки каратэ попытались как-то упорядочить имеющуюся информацию по боевым искусствам старой Окинавы. Было придумано несколько вариантов классификации. По одной из них, выделяли искусство мастеров, живших в Сюри (сюри-тэ), Наха (наха-тэ) и Томари (томари-тэ) По другой — искусство всех мастеров разделили на Сёрин-рю Сёрэй-рю. На самом деле эти виды классификации являются чисто географическими, и притом придуманными век спустя, и никакой связи с реальным техническим содержанием того, что практиковалось на Окинаве, не имеют.

Термины «сёрэй» и «сёрин» являются различными местными вариантами чтения иероглифов, которыми записывается название китайского монастыря Шаолинь (это вовсе не означает, что данные стили действительно являются шаолиньскими, это просто дань традиции). «Рю» означает «школа, направление». Термин «кэнпо» представляет собой японское прочтение китайских иероглифов «цюань-фа» — «кулачные методы» (то есть техники боя голыми руками). С XIX века данный термин стали употреблять для обозначения окинавских стилей рукопашного боя параллельно с термином «каратэ», например: Мотобу-рю кэнпо-каратэ.

Если вышеперечисленные школы являются в основном китайскими заимствованиями, то «готэнтэ» (в местном прочтении «удунди» — в окинавском диалекте было всего три гласных звука) может быть названа истинно окинавской системой. Она была создана сыном одного из окинавских королей, и передавалась внутри семьи Мотобу (которые служили инструкторами по «тэ» при дворе) по мужской линии (обучали только старшего сына).

Еще одна существовавшая на Окинаве система единоборства, о которой часто забывают — это борьба «сима». Она довольно сильно отличалась от японского сумо. К примеру, здесь не засчитывали поражения тому, кто касался земли рукой, ягодицами или даже спиной; победа присуждалась тому, кто свалив противника на землю устанавливал над ним полный контроль и проводил удержание, не позволяющее подняться на ноги. По мнению современных японских исследователей, эта борьба генетически связана с китайской борьбой «шуайцзяо».

Стили каратэ

  • Иначе говоря, термин «Сёрин-рю» относится к прямолинейной, размашистой, «длинной», скоростной технике, напоминающей северные школы Китая (Шаолинь-цюань из провинции Хэнань). Термин «Сёрэй-рю» — к круговой, малоамплитудной, «короткой», силовой технике, типичной для китайского юга (Шаолинь-цюань из провинции Фуцзянь). Та же идея выражена в понятиях «дзю-но-кэнпо» (мягкое кэнпо) и «го-но-кэнпо (жесткое кэнпо).
    Вообще говоря, термины «Сёрин» и «Сёрэй» могут использоваться в разных значениях. Когда китайский стиль «Шаолинь-цюань» (Кулак Молодого Леса, по названию монастыря) стал известен на Окинаве, тогда термин «Сё-рин» явился окинавским произношением китайского слова «Шао-линь», а название «Сёрин-рю» обозначало «Школа Молодого Леса». Но есть и другой иероглиф, который тоже читается как «сё», но обозначает не «молодой», а «сосна» (по-другому он читается «мацу»). Именно его употребляет Итосу Ясуцунэ в названии своей
    школы. Его «Сёрин-рю» обозначает «Школу соснового леса».
    Что же касается термина «Сёрэй», то он представлял местный вариант чтения все тех же иероглифов «шао-линь» и обозначал «молодой лес» на диалекте района Наха. Только и всего.
    Термин «кэн-по» представляет собой окинав-ское прочтение китайских иероглифов «цюань-фа» (метод, или закон кулака). Очень давно, в XV веке, первые школы китайского ушу, получившие известность на Окинаве, называли во всей их совокупности именно этим словом «кэнпо». В XIX веке (до 1900 года) данный термин стали употреблять преимущественно для обозначения окинавских стилей рукопашного боя, параллельно с термином «каратэ». Например, «Мотобу-рю кэн-по-каратэ».
    В наши дни этот термин используют в качестве общего названия целого комплекса боевых искусств, в основе которых лежат окинавские стили, подвергшиеся, однако, гавайским, филиппинским, индонезийским влияниям.

    Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

    200 ШКОЛ БОЕВЫХ ИСКУССТВ ВОСТОКА И ЗАПАДА Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада

    Энциклопедические словари по боевым искусствам до сих пор на русском языке не издавались. Да и в других странах они редкость. Подготовить такой словарь очень трудно по ряду причин. Самая большая трудность – составление словника. В самом деле, как только кто-то берется за работу над любым словарем, он погружается в мучительные раздумья: какие термины, включать в словник, а какие – нет.

    Например, при описании боевых искусств Востока достаточно сложно решить, каким стилям и школам следует посвящать отдельные статьи, а какие упоминать только в обзорных статьях (в первую очередь это касается многочисленных стилей и школ каратэ, ушу, кэнпо, пенчак-силата, во-вьетнам, дзюдзюцу). Вторая трудность – проблема сбора материалов о западных и славянских боевых искусствах. Надо признать, что сегодня мы знаем гораздо больше о том, что есть (или было) в этой области на Востоке, чем на Западе. А хуже всего обстоит дело с информацией по школам боевых искусств отечественного образца.

    Третья проблема, носящая более частный характер, чем первые две, это неясности с транскрипцией имен и названий, а также невозможность проверки достоверности информации из-за почти полного отсутствия справочной литературы.

    Но какие бы трудности не существовали, необходимость издания подобного словаря-справочника назрела давно. Ведь эпопея боевых искусств восточного, западного или славянского происхождения длится в странах Содружества и Балтии уже четверть века. При этом ощущается острая нехватка исторических и теоретических сведений о них.

    Данный энциклопедический словарь призван заполнить вакуум в этой сфере.

    Индия считается колыбелью всех боевых искусств. Во всяком случае, уже в великом эпосе индийцев «Махабхарата», возникшем более чем за тысячу лет до н.э., говорится о сословии (варне) «кшатриев» – профессиональных воинов. В этой поэме, а также в других древних текстах имеются сведения о различных воинских упражнениях кшатриев. Даже в наши дни во многих штатах Индии можно найти школы боевых искусств, происхождение которых теряется в глубине веков. Одна из них – Ади-хай пидутам, существующая в районе города Каннур (штат Ке-рала).

    Эту школу возглавляет сейчас 80-летний Кума-ра Свами. Европеец, побывавший у него в гостях, вспоминает: «Я не мог поверить, что учитель столь преклонного возраста. Он держался прямо, как свеча, у него было тело спортсмена – мускулистое, нервное, без грамма жира. Кожа гладкая, словно у молодого человека. Движения, жесты – мягкие и грациозные, как у дикой кошки. Ни одна деталь не ускользала от его ясных блестящих глаз».

    На малаяли – языке дравидов, коренных жителей индийского юга – слово «пидутам» означает «управление» руками («хай»), наносящими удары по наиболее уязвимым точкам тела («ади»). Техника этой школы чисто внешне напоминает технику японского дзю-дзюцу: захваты с переходом на болевые приемы и последующим нанесением ударов пальцами по точкам. Однако это именно внешнее сходство, так как индийская система намного старше. Нередко вместо ударов после захватов следуют броски.

    Общефизическая подготовка представлена здесь статической гимнастикой (асанами) и дыхательными упражнениями (пранаямой) хатха-йоги. Для того, чтобы наносить удары в жизненно важные точки тела, изучается специальная дисциплина – «марма», то есть комплекс сведений о расположении и функционировании нервных и энергетических центров организма человека.

    Практика ади-хай пидутам в настоящее время распространена среди членов секты Сиддха-Самайя, которую основал гуру Шивананда Парамахамса в первые годы XX века. Секта придерживается принципов ненасилия, но для самозащиты ее сторонники должны владеть «мягкими» методами самообороны, позволяющими надежно нейтрализовать агрессоров, не доводя дело ни до членовредительства, ни, тем более, до убийства.

    Айкибудо – это боевое искусство, вобравшее в себя учение древних японских школ боевых искусств работы без оружия Дайто Рю Айки Дзюдзюцу, с оружием – Тэнсин Седэн Катори Синто Рю, базой школы является Айкидо-дзюдзюцу Есейкан учителя Мочизуки Минору.

    Основоположник Айкибудо – французский мастер Алан Флоке.

    Айкибудо, как и его исходные компоненты – Айкидо Йосейкан и Дайто Рю Айки Дзюдзюцу относят к «жестким» школам (сюда относят также школу Йошинкан, основанную Гозо Шиода, школы учеников Сокаку Такеда и учеников Морихеи Уесиба довоенного периода). Отличия от «мягких» школ проявляются в форме движений, которые в Айкибудо в целом намного короче, проще и более приближены к реальности. Во Франции Айкибудо эффективно используется в армии и полиции. Среди занимающихся очень много полицейских, и не случайно основной зал, где проходят занятия Учителя Флоке в Париже, находится в Полицейском Управлении и принадлежит Спортивной Ассоциации Полиции Парижа (ASPP).

    В переводе с японского иероглифы, образующие название этого боевого искусства, означают:

    Ай – объединение, любовь, гармония

    Ки – жизненная энергия, душа, дух, сила

    Бу – мужество, храбрость, воинственность

    Сочетание Ай и Ки (Айки) – объединение энергий, единение внутренних способностей человека для достижения совершенства.

    Приемы Айкибудо содержат в себе множество болевых воздействий на суставы, болевые точки при помощи заломов, замков цель которых – полный контроль противника, лишение его возможности повторения атаки.

    Большое внимание уделяется изучению правильных перемещений. В Айкибудо много движений направленных на опережение противника, цель которых остановить удар или захват на первой его стадии, когда он не набрал еще максимальную мощность. Таким образом, важно уметь правильно и точно выполнять вход в прием в зависимости от дистанции разделяющей вас от противника. Цель перемещений: уход с линии атаки и (или) опережение противника, получение позиции (в ближней зоне с противником), исключающей повторную атаку с места, вслед за этим одновременно с перемещением следует прием, выводящий противника из равновесия, возможен последующий болевой контроль. Все это должно выполняться плавно без рывков и максимально быстро, не давая возможности противнику оценить ситуацию и принять контрмеры. Техника перемещений изначально нарабатывается без партнера, здесь внимание уделяется правильному положению тела, ног, разворотам корпуса вокруг оси.

    В Айкибудо присутствуют удары руками и ногами, правильная техника выполнения которых нарабатывается в ката. Основная цель применения ударов – это не столько выведение противника из строя (все завит от ситуации в бою), сколько нацелено на отвлечение его внимания, расслабление, что бы тем самым получить возможность провести прием.

    Процесс изучения Айкибудо, как и других боевых искусств, можно разделить на два основных этапа: подготовительная часть и непосредственно техника.

    Подготовительная часть представлена:

    общефизической подготовкой (разминочные и силовые упражнения)

    Техническая часть включает в себя:

    Техники освобождения от захватов

    Техники бросков от захватов и ударов без дальнейшего сопровождения

    Техники бросков с дальнейшим удержанием и конвоированием

    Рандори – работа против атак одного или нескольких противников

    2. Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

    2. Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

    Общепринято разделение старинных окинав-ских школ рукопашного боя на две основные группы: «Сёрин-рю» (включающее в себя стили Сюри-тэ и Томари-тэ) и «Сёрэй-рю» (стиль Наха-тэ).

    – «Фунакоси Гичин полагал, что характеристики двух главных направлений окинавского каратэ связаны с различиями в телосложении тех, кто их практиковал. Так, Сёрин-рю, отличавшийся быстротой движений и маневренностью, давал определенные преимущества низкорослым худощавым бойцам, а Сёрэй-рю более подходил высоким массивным людям» (Нагаминэ Сёсин, «Сущность Окинавского каратэ-до»);

    – «Исследуя ката, можно в целом подразделить, «их на две категории. Одни делают упор на развитие мускулатуры, физической силы. Другие на легкость и быстроту движений. Наши учителя относили первые к Сёрэй-рю, вторые к Сёрин-рю» <.Фунакоси Гичин, «Каратэ-до нюмон»).

    Иначе говоря, термин «Сёрин-рю» относится к прямолинейной, размашистой, «длинной», скоростной технике, напоминающей северные школы Китая (Шаолинь-цюань из провинции Хэнань). Термин «Сёрэй-рю» – к круговой, малоамплитудной, «короткой», силовой технике, типичной для китайского юга (Шаолинь-цюань из провинции Фуцзянь). Та же идея выражена в понятиях «дзю-но-кэнпо» (мягкое кэнпо) и «го-но-кэнпо (жесткое кэнпо).

    Вообще говоря, термины «Сёрин» и «Сёрэй» могут использоваться в разных значениях. Когда китайский стиль «Шаолинь-цюань» (Кулак Молодого Леса, по названию монастыря) стал известен на Окинаве, тогда термин «Сё-рин» явился окинавским произношением китайского слова «Шао-линь», а название «Сёрин-рю» обозначало «Школа Молодого Леса». Но есть и другой иероглиф, который тоже читается как «сё», но обозначает не «молодой», а «сосна» (по-другому он читается «мацу»). Именно его употребляет Итосу Ясуцунэ в названии своей школы. Его «Сёрин-рю» обозначает «Школу соснового леса».

    Что же касается термина «Сёрэй», то он представлял местный вариант чтения все тех же иероглифов «шао-линь» и обозначал «молодой лес» на диалекте района Наха. Только и всего.

    Термин «кэн-по» представляет собой окинав-ское прочтение китайских иероглифов «цюань-фа» (метод, или закон кулака). Очень давно, в XV веке, первые школы китайского ушу, получившие известность на Окинаве, называли во всей их совокупности именно этим словом «кэнпо».

    В XIX веке (до 1900 года) данный термин стали употреблять преимущественно для обозначения окинавских стилей рукопашного боя, параллельно с термином «каратэ». Например, «Мотобу-рю кэн-по-каратэ».

    В наши дни этот термин используют в качестве общего названия целого комплекса боевых искусств, в основе которых лежат окинавские стили, подвергшиеся, однако, гавайским, филиппинским, индонезийским влияниям.

    28.1. Американское кэнпо-каратэ

    28.1. Американское кэнпо-каратэ

    Американское кэнпо-каратэ (создатель американец Эд Паркер (1931–1990) (рис. 59) праправнук короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайских островах в начале XIX в.) – это система самозащиты в экстремальных ситуациях современной жизни, рассчитанная на реальные возможности так называемого «среднего человека».

    Рис. 59. Со-Шихан (создатель стиля Американское кэнпо-каратэ) Эд Паркер

    Ее основу составили 150 элементов базовой техники, взятые Паркером из японского дзю-дзюцу, китайского кунгфу и североамериканского вольного бокса. Среди них стойки и захваты, удары и броски, блоки и болевые приемы. Главным критерием выбора техники для Паркера была степень ее соответствия биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела. Этим он решительно отличается от создателей восточных боевых систем, стремившихся имитировать движения различных животных и вдохновлявшихся идеями буддийско-даосской философии. В кэнпо-каратэ нет места для мистики, легендарных историй и восточной экзотики. Нет там и «секретных» приемов, которые старый учитель якобы передает в конце жизни избранным ученикам. Это научно обоснованная система. Паркер говорил, что свою концепцию постижения боевого искусства он может сравнить с процессом обучения устному и письменному языку: «Когда ребенок учится говорить, он сначала усваивает отдельные звуки, потом слоги, затем начинает составлять из них слова, а еще позже соединяет эти слова в целые фразы. Если представить, что каждое техническое действие – это звук или слог, то станет понятным, что я имею в виду». Иначе говоря, 150 элементов базовой техники – это своего рода «словарь», дающий возможность «разговаривать» на языке движений в соответствующих ситуациях. Продолжая сравнение с речью, надо отметить, что с помощью одних и тех же слов люди изъясняются по-разному. Речь одних свободна и выразительна, у других она бедная и косноязычная. Все дело в их способностях и подготовке [Горевалов И. И., 1994, с. 229].

    В чисто техническом плане для кэнпо-каратэ характерны следующие особенности.

    1. В нем нет так называемой «основной стойки». Стойкой является любое естественное положение тела, удобное для того действия, которое выполняет боец в данный момент. Например, нанося удар кулаком, многие практики кэнпо немного оседают вниз, чтобы увеличить мощь удара.

    2. Бойцы кэнпо-каратэ учатся двигаться в бою ровно столько, сколько требует ситуация, предельно расходуя силы. В нем нет акробатических кульбитов и танцевальных па, столь характерных для кунгфу, и мало прыжков. Нет и ложных выпадов (финтов), которые, конечно, могут сбить противника с толку, но забирают много энергии и делают бойца весьма уязвимым, если его противник более опытный и умелый.

    3. В кэнпо-каратэ практикуют так называемое «внутреннее дыхание», незаметное для окружающих. Оно неглубокое и синхронизировано с движениями бойца. Специальных дыхательных упражнений, выполняемых вне связи с боевыми приемами, там нет.

    4. Все блоки в кэнпо-каратэ стремятся превращать в захваты. Этот принцип Паркер ввел после того, как его друг погиб у него на глазах от предсмертного судорожного удара копытом оленя. Захватив руку или ногу противника, боец получает возможность некоторое время контролировать его действия. Этого времени вполне достаточно для собственной атаки.

    5. Захваты сравнительно легко можно продолжить болевыми приемами. Поэтому в кэнпо-каратэ болевые приемы играют важную роль.

    6. Удары ногами в верхнем уровне (в голову, грудь, плечевой пояс) не практикуются. Паркер считал их неприемлемыми потому, что они требуют отличной растяжки (которой обладают немногие) и предварительного разогрева тела (чего в драке быть не может), а также занимают больше времени, чем удары в нижнем уровне. Основные удары ногами в кэнпо-каратэ – это удары в пах и в колено, которые выполняются различными ударными поверхностями стопы во всех направлениях.

    7. В кэнпо-каратэ нет ставки на один смертельный удар, что отличает его от большинства школ японского каратэ. Паркер считал, что победа одним ударом в реальной уличной схватке скорее всего исключение, чем правило. Поэтому в кэнпо-каратэ реализуется принцип «многократного уничтожения», согласно которому противник выводится из строя серией из нескольких приемов.

    8. Атаки и контратаки в кэнпо-каратэ проводятся не в «лоб», а в том месте и на том уровне (чаще всего снизу и сбоку), где противник хуже защищен и не ждет опасности.

    9. В кэнпо-каратэ существует следующая система поясов: сначала ученик получает от инструктора белый пояс, затем его сменяет оранжевый, потом фиолетовый, после синий и, наконец, зеленый. Эти цвета отличают младшую группу от старшей, где все носят коричневый пояс – первой, второй или третьей степени. Инструкторы, начиная с 1-го дана, надевают черные пояса, а мастера – красные [Горевалов И. И., 1994, с. 231–232].

    Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

    2. Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

    Общепринято разделение старинных окинав-ских школ рукопашного боя на две основные группы: «Сёрин-рю» (включающее в себя стили Сюри-тэ и Томари-тэ) и «Сёрэй-рю» (стиль Наха-тэ).

    – «Фунакоси Гичин полагал, что характеристики двух главных направлений окинавского каратэ связаны с различиями в телосложении тех, кто их практиковал. Так, Сёрин-рю, отличавшийся быстротой движений и маневренностью, давал определенные преимущества низкорослым худощавым бойцам, а Сёрэй-рю более подходил высоким массивным людям» (Нагаминэ Сёсин, «Сущность Окинавского каратэ-до»);

    – «Исследуя ката, можно в целом подразделить, «их на две категории. Одни делают упор на развитие мускулатуры, физической силы. Другие на легкость и быстроту движений. Наши учителя относили первые к Сёрэй-рю, вторые к Сёрин-рю» <.Фунакоси Гичин, «Каратэ-до нюмон»).

    Иначе говоря, термин «Сёрин-рю» относится к прямолинейной, размашистой, «длинной», скоростной технике, напоминающей северные школы Китая (Шаолинь-цюань из провинции Хэнань). Термин «Сёрэй-рю» – к круговой, малоамплитудной, «короткой», силовой технике, типичной для китайского юга (Шаолинь-цюань из провинции Фуцзянь). Та же идея выражена в понятиях «дзю-но-кэнпо» (мягкое кэнпо) и «го-но-кэнпо (жесткое кэнпо).

    Вообще говоря, термины «Сёрин» и «Сёрэй» могут использоваться в разных значениях. Когда китайский стиль «Шаолинь-цюань» (Кулак Молодого Леса, по названию монастыря) стал известен на Окинаве, тогда термин «Сё-рин» явился окинавским произношением китайского слова «Шао-линь», а название «Сёрин-рю» обозначало «Школа Молодого Леса». Но есть и другой иероглиф, который тоже читается как «сё», но обозначает не «молодой», а «сосна» (по-другому он читается «мацу»). Именно его употребляет Итосу Ясуцунэ в названии своей школы. Его «Сёрин-рю» обозначает «Школу соснового леса».

    Что же касается термина «Сёрэй», то он представлял местный вариант чтения все тех же иероглифов «шао-линь» и обозначал «молодой лес» на диалекте района Наха. Только и всего.

    Термин «кэн-по» представляет собой окинав-ское прочтение китайских иероглифов «цюань-фа» (метод, или закон кулака). Очень давно, в XV веке, первые школы китайского ушу, получившие известность на Окинаве, называли во всей их совокупности именно этим словом «кэнпо».

    В XIX веке (до 1900 года) данный термин стали употреблять преимущественно для обозначения окинавских стилей рукопашного боя, параллельно с термином «каратэ». Например, «Мотобу-рю кэн-по-каратэ».

    В наши дни этот термин используют в качестве общего названия целого комплекса боевых искусств, в основе которых лежат окинавские стили, подвергшиеся, однако, гавайским, филиппинским, индонезийским влияниям.

    Bookitut.ru

    2. Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

    Общепринято разделение старинных окинав-ских школ рукопашного боя на две основные группы: «Сёрин-рю» (включающее в себя стили Сюри-тэ и Томари-тэ) и «Сёрэй-рю» (стиль Наха-тэ).

    – «Фунакоси Гичин полагал, что характеристики двух главных направлений окинавского каратэ связаны с различиями в телосложении тех, кто их практиковал. Так, Сёрин-рю, отличавшийся быстротой движений и маневренностью, давал определенные преимущества низкорослым худощавым бойцам, а Сёрэй-рю более подходил высоким массивным людям» (Нагаминэ Сёсин, «Сущность Окинавского каратэ-до»);

    – «Исследуя ката, можно в целом подразделить, «их на две категории. Одни делают упор на развитие мускулатуры, физической силы. Другие на легкость и быстроту движений. Наши учителя относили первые к Сёрэй-рю, вторые к Сёрин-рю» <.Фунакоси Гичин, «Каратэ-до нюмон»).

    Иначе говоря, термин «Сёрин-рю» относится к прямолинейной, размашистой, «длинной», скоростной технике, напоминающей северные школы Китая (Шаолинь-цюань из провинции Хэнань). Термин «Сёрэй-рю» – к круговой, малоамплитудной, «короткой», силовой технике, типичной для китайского юга (Шаолинь-цюань из провинции Фуцзянь). Та же идея выражена в понятиях «дзю-но-кэнпо» (мягкое кэнпо) и «го-но-кэнпо (жесткое кэнпо).

    Вообще говоря, термины «Сёрин» и «Сёрэй» могут использоваться в разных значениях. Когда китайский стиль «Шаолинь-цюань» (Кулак Молодого Леса, по названию монастыря) стал известен на Окинаве, тогда термин «Сё-рин» явился окинавским произношением китайского слова «Шао-линь», а название «Сёрин-рю» обозначало «Школа Молодого Леса». Но есть и другой иероглиф, который тоже читается как «сё», но обозначает не «молодой», а «сосна» (по-другому он читается «мацу»). Именно его употребляет Итосу Ясуцунэ в названии своей школы. Его «Сёрин-рю» обозначает «Школу соснового леса».

    Что же касается термина «Сёрэй», то он представлял местный вариант чтения все тех же иероглифов «шао-линь» и обозначал «молодой лес» на диалекте района Наха. Только и всего.

    Термин «кэн-по» представляет собой окинав-ское прочтение китайских иероглифов «цюань-фа» (метод, или закон кулака). Очень давно, в XV веке, первые школы китайского ушу, получившие известность на Окинаве, называли во всей их совокупности именно этим словом «кэнпо».

    В XIX веке (до 1900 года) данный термин стали употреблять преимущественно для обозначения окинавских стилей рукопашного боя, параллельно с термином «каратэ». Например, «Мотобу-рю кэн-по-каратэ».

    В наши дни этот термин используют в качестве общего названия целого комплекса боевых искусств, в основе которых лежат окинавские стили, подвергшиеся, однако, гавайским, филиппинским, индонезийским влияниям.

    200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. :: Тарас Анатолий Ефимович

    Страница: 59 из 214
    Размер шрифта / +
    Цвет теста
    Цвет фона
    скрыть

    Дело дошло до того, что в течение нескольких десятилетий в каждой деревне разрешалось иметь всего один большой нож для разделки рыбы и животных, привязанный веревкой к столбу на площади в центре села!

    Ответом окинавцев на издевательства и поборы окупантов явилось движение сопротивления. До массового восстания дело не дошло, но столкновения с наиболее оголтелыми самураями были не редкостью. Поскольку окинавцы не имели ни копий, ни мечей, ни топоров, ни луков со стрелами, постольку вооруженным до зубов японским воинам они противопоставили свое умение сражаться голыми руками или с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия.

    В течение XVII –XVIII веков стили «тэ» и «ко-будо» слились с известными на островах архипелага фрагментами китайских систем боя (то-тэ) и так родилось новое искусство, известное под названиями «окинава-тэ» (рука Окинавы) и «каратэ» (китайская рука). В начале XIX века школы этого боевого искусства практиковали члены тайных антияпонских обществ трех главных городов Окинавы. По их названиям варианты окинава-тэ, или каратэ, получили известность как Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ.

    С 1871 года Япония начала вводить на Окинаве свое законодательство и систему образования, а также заменять чиновников местного управления на японцев. Это встретило ожесточенное сопротивление местных жителей. Начался новый период беспорядков, бунтов и убийств, заметную роль в которых сыграли члены тайных обществ. Тогда японцы в 1879 году увезли последнего окинавско-го короля (Сё Тая) заложником в Токио, а само королевство превратили из автономного государства, находившегося в вассальной зависимости от метрополии, в 47-ю префектуру империи. Кроме того, благодаря буржуазным реформам 1872 года самураи лишились всех своих привилегий и были уравнены в правах с другими сословиями. В результате всех этих мер столкновения между оки-навцами и самураями прекратились. Однако тайные общества остались, и члены их продолжали упорно заниматься каратэ и кобудо. В них оки-навцы теперь видели источник, дающий силу национальному духу.

    Следует отметить еще два факта из новейшей истории Окинавы. В 1945 году битва за Окинаву унесла жизни 17 тысяч американских военнослужащих и 75 тысяч японских военных и окинавских мирных жителей! А сам архипелаг с июня 1945 по май 1973 года находился под прямым управлением США.

    2. Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ

    Общепринято разделение старинных окинав-ских школ рукопашного боя на две основные группы: «Сёрин-рю» (включающее в себя стили Сюри-тэ и Томари-тэ) и «Сёрэй-рю» (стиль Наха-тэ).

    – «Фунакоси Гичин полагал, что характеристики двух главных направлений окинавского каратэ связаны с различиями в телосложении тех, кто их практиковал. Так, Сёрин-рю, отличавшийся быстротой движений и маневренностью, давал определенные преимущества низкорослым худощавым бойцам, а Сёрэй-рю более подходил высоким массивным людям» (Нагаминэ Сёсин, «Сущность Окинавского каратэ-до»);

    – «Исследуя ката, можно в целом подразделить, «их на две категории. Одни делают упор на развитие мускулатуры, физической силы. Другие на легкость и быстроту движений. Наши учителя относили первые к Сёрэй-рю, вторые к Сёрин-рю» <.Фунакоси Гичин, «Каратэ-до нюмон»).

    Иначе говоря, термин «Сёрин-рю» относится к прямолинейной, размашистой, «длинной», скоростной технике, напоминающей северные школы Китая (Шаолинь-цюань из провинции Хэнань). Термин «Сёрэй-рю» – к круговой, малоамплитудной, «короткой», силовой технике, типичной для китайского юга (Шаолинь-цюань из провинции Фуцзянь). Та же идея выражена в понятиях «дзю-но-кэнпо» (мягкое кэнпо) и «го-но-кэнпо (жесткое кэнпо).

    Вообще говоря, термины «Сёрин» и «Сёрэй» могут использоваться в разных значениях.

    2. Сёрин и Сёрэй, Кэнпо и Кэнпо-Каратэ.

    Общепринято разделение старинных окинав-ских школ рукопашного боя на две основные группы: «Сёрин-рю» (включающее в себя стили Сюри-тэ и Томари-тэ) и «Сёрэй-рю» (стиль Наха-тэ).

    – «Фунакоси Гичин полагал, что характеристики двух главных направлений окинавского каратэ связаны с различиями в телосложении тех, кто их практиковал. Так, Сёрин-рю, отличавшийся быстротой движений и маневренностью, давал определенные преимущества низкорослым худощавым бойцам, а Сёрэй-рю более подходил высоким массивным людям» (Нагаминэ Сёсин, «Сущность Окинавского каратэ-до»);

    – «Исследуя ката, можно в целом подразделить, «их на две категории. Одни делают упор на развитие мускулатуры, физической силы. Другие на легкость и быстроту движений. Наши учителя относили первые к Сёрэй-рю, вторые к Сёрин-рю» <.Фунакоси Гичин, «Каратэ-до нюмон»).

    Иначе говоря, термин «Сёрин-рю» относится к прямолинейной, размашистой, «длинной», скоростной технике, напоминающей северные школы Китая (Шаолинь-цюань из провинции Хэнань). Термин «Сёрэй-рю» – к круговой, малоамплитудной, «короткой», силовой технике, типичной для китайского юга (Шаолинь-цюань из провинции Фуцзянь). Та же идея выражена в понятиях «дзю-но-кэнпо» (мягкое кэнпо) и «го-но-кэнпо (жесткое кэнпо).

    Вообще говоря, термины «Сёрин» и «Сёрэй» могут использоваться в разных значениях. Когда китайский стиль «Шаолинь-цюань» (Кулак Молодого Леса, по названию монастыря) стал известен на Окинаве, тогда термин «Сё-рин» явился окинавским произношением китайского слова «Шао-линь», а название «Сёрин-рю» обозначало «Школа Молодого Леса». Но есть и другой иероглиф, который тоже читается как «сё», но обозначает не «молодой», а «сосна» (по-другому он читается «мацу»). Именно его употребляет Итосу Ясуцунэ в названии своей школы. Его «Сёрин-рю» обозначает «Школу соснового леса».

    Что же касается термина «Сёрэй», то он представлял местный вариант чтения все тех же иероглифов «шао-линь» и обозначал «молодой лес» на диалекте района Наха. Только и всего.

    Термин «кэн-по» представляет собой окинав-ское прочтение китайских иероглифов «цюань-фа» (метод, или закон кулака). Очень давно, в XV веке, первые школы китайского ушу, получившие известность на Окинаве, называли во всей их совокупности именно этим словом «кэнпо».

    В XIX веке (до 1900 года) данный термин стали употреблять преимущественно для обозначения окинавских стилей рукопашного боя, параллельно с термином «каратэ». Например, «Мотобу-рю кэн-по-каратэ».

    В наши дни этот термин используют в качестве общего названия целого комплекса боевых искусств, в основе которых лежат окинавские стили, подвергшиеся, однако, гавайским, филиппинским, индонезийским влияниям.

    Сёриндзи-кенпо

    Уникальная система самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания, которую создал в 1947 году мастер Накано Мичиоми (1911—1980), более известный под псевдонимом Со Досин.

    Накано родился в Японии, в префектуре Окая-ма. Оставшись к 8 годам сиротой, он был отправлен жить к деду в Маньчжурию, где тот работал чиновником в Обществе южноманьчжурских железных дорог. Чтобы понять дальнейшие события, следует уяснить, что все мужчины семьи Накано состояли в тайной организации Кокурю-кай (Ассоциация Черного Дракона). Ее создал в 1901 году Тояма Мицуру (1855—1944) входивший, в свою очередь, в тайную организацию Гэнъёся-кай (Ассоциация Темного Океана), учрежденную в 1881 году старыми самураями клана Фукуока.

    Ассоциация Темного Океана и еще две похожие организации — Ассоциация Вишневого Дерева (Сакура-кай) и Союз крови (Кэцу-мэйдан) — были созданы ультранационалистически настроенными самураями, не мыслившими своей жизни без ведения захватнических войн. Деятельность всех этих тайных организаций финансировалась дзайбацу, мощными финансово-промышленными группировками, стремившимися к экспансии и переделу сложившихся рынков сырья и сбыта товаров. Впоследствии именно они толкнули Японию к началу войны с США, а после капитуляции были признаны преступными организациями и запрещены.

    Сказанное дает представление о том, в какой атмосфере происходило формирование личности молодого Накано. Когда дед умер, 17-летний юноша отправился к Тояма Мицуру в Токио. Этот деятель не мог придумать ничего лучше, кроме немедленного возвращения Накано в Маньчжурию, но уже в качестве секретного агента Кокурю-кай. В Маньчжурии Накано оставался до весны 1946 года, После чего навсегда вернулся в Японию. Таким образом, в Маньчжурии (то есть в Китае) прошли 26 лет его жизни!

    Для маскировки своего истинного облика Накано вступил там в несколько антияпонских китайских тайных обществ и, в частности, в секту «Белого Лотоса» (Байлянь-шэ). Благодаря этому он смог изучить ряд стилей китайского ушу. Параллельно Накано серьезно изучал даосизм, буддизм, конфуцианство, китайскую магию и медицину. В 1932 году в Пекине он был представлен мастеру Вэнь Лао-шэ (известному также под японским именем Со Бунта), патриарху северной шаолиньской школы «Кулак Врат справедливости» (Ихэмэнь-цюань по-китайски, Гивамон-кэн по-японски). Почтенный старец был опечален в то время отсутствием достойного преемника, которому он мог бы раскрыть все секреты своего искусства. Поэтому, увидев способности и рвение Накано (об истинном облике которого он не догадывался) старый мастер с энтузиазмом взялся за его обучение. В 1936 году он отправился вместе с ним в монастырь Шаолинь, где торжественно провозгласил своим наследником, 32-м патриархом школы Ихэмэнь-цюань. Нелишне заметить, что «патриарху» в это время было всего-навсего 25 лет. Видимо, Вэнь Лао-шэ в самом деле очень торопился.

    Итак, в 1946 году Накано вернулся на родину В то время морально-психологическое состояние нации, поставленной победителями на колени, усомнившейся в своих святынях, переживавшей огромные материальные и бытовые трудности, было крайне тяжелым. Особенно плохо обстояли дела у молодежи. Преступления, пьянство, проституция, погоня за сиюминутными удовольствиями, пренебрежение вековыми традициями — вот что увидел Накано. Все это заставляло жестоко страдать такого патриота как он. Он пришел к убеждению, что для духовного возрождения нации необходимо воодушевить молодежь новым идеалом личности: не милитаристско-самурайским, а гуманным, ориентированным на взаимное сотрудничество и всеобщее благо.

    Великолепное средство для достижения этой цели он увидел в шаолиньской системе, соединяющей в себе религиозную философию с боевыми искусствами и нравственным образом жизни. Новшество Накано, принявшего отныне имя Со Досин, пришлось по душе многим. Юноши и девушки до отказа заполнили небольшое додзё, названное им храмом учения Конгодзэн и гимнастики Эккингё.

    «Конгодзэн» в переводе означает «разум, твердый как алмаз», а «эккингё» — это гимнастика, соединяющая медитацию с физическими упражнениями. В основу системы, которую Со Досин в 1947 году официально назвал «Сёриндзи-кэнпо», легло учение Бодхидхармы о том, что для достижения просветления в равной мере необходимы железное здоровье, несгибаемый дух и миролюбивый характер. В свою очередь, обретение этих «трех сокровищ» возможно через практику боевых искусств, дыхательно-медитативные упражнения, познание истинной сути буддизма и следование его заветам в своей повседневной жизни. Далее

    Ссылка на основную публикацию