Сэйтэй Иай | Karate-krs.ru

Сэйтэй Иай

Сэйтэй Иайдо

После окончания второй мировой войны все боевые искусства в Японии были полностью запрещены оккупационными властями. Однако с созданием Всеяпонской федерации кендо в октябре 1952 года, было возрождено кендо, а в 1956 году и иайдо.

Для того чтобы выработать и утвердить иайдо ката, которые могли бы практиковать изучающие кендо, в федерации было созвано заседание специальной комиссии. В 1969 году ей были определены семь основных ката: «маэ», «усиро», «укэнагаси», «цука-атэ», «кэсагири», «моротэ-дзуки», «сампогири».

В 1980 году были добавлены еще три: «ганмэн-атэ», «соэтэ-дзуки», «сихогири», в 1988 году эти десять основных ката были официально признаны. И, наконец, в 2000 году комиссией были добавлены еще 2 ката: «согири», и «нукиути». Таким образом, на сегодняшний день существует 12 основных ката.

No. Название Перевод Name 名前
1 Маэ Вперед Mae
2 Усиро Назад Ushiro 後ろ
3 Укэнагаси Принятие и парирование Ukenagashi 受け流し
4 Цука-атэ Удар рукоятью Tsuka-ate 柄当て
5 Кэсагири Рез по диагонали Kesagiri 袈裟切り
6 Моротэ-дзуки Укол двумя руками Morote-zuki 諸手突き
7 Сампогири Резы в трех направлениях Sanpogiri 三方切り
8 Ганмэн-атэ Удар в лицо Ganmen-ate 顔面当て
9 Соэтэ-дзуки Укол с поддержкой рукой Soete-zuki 添え手突き
10 Сихогири Резы в четырех направлениях Shihogiri 四方切り
11 Согири Все резы Sogiri 総切り
12 Нукиути Внезапный удар Nukiuchi 抜き打ち

Видео: ABKF Koryu Seminar 2012. Сэйтэй иайдо ката демонстрируют Норио Фуруити-сэнсей (8-й дан иайдо, кёси) и Кэньити Кацумата-сэнсей (8-й дан иайдо, кёси).

Иайдо означает искусство владения мечом, которое позволяет, почувствовав ярость противника, немедленно отреагировать на атаку с его стороны и остановить его, молниеносно обнажив меч.

Занимаясь иайдо, человек учится надлежащим образом владеть своим телом и мечом в различных ситуациях, реагировать на атаку противника из положения сидя, из положения стоя и в движении. Кроме того, занимающийся учится правильному поведению, этикету, и потому иайдо – еще и путь совершенствования своего духа.

Применительно к боевым искусствам (будо) часто говорят: «Все начинается с поклона и заканчивается поклоном». Поклон – это проявление почтения, действие, главный смысл которого заключается в выражении благодарности. На занятиях иайдо большое значение придается как межличностным отношениям, например, между учителем и учеником, между старшими и младшими учениками, так и отношению человека к предметам, например, к мечу и к залу для занятий. Важным при этом является поведение, исполненное чувства уважения. Воспринимая боевые искусства (будо) как часть японской культуры, необходимо в полной мере понимать смысл, заложенный в таком действии, как поклон. Во время тренировок соблюдать все традиционные правила: выполнять поклон учителю, поклон залу и мечу. Это делается для того, что бы сохранить хорошие отношения между людьми.

Как следует относиться к занятиям:

Следует с готовностью и без возражений воспринимать то, что говорит учитель (тренер) и старательно выполнять это на практике. Никакая произвольная интерпретация непозволительна. Также важно заниматься ежедневно (хотя бы понемногу), поскольку умение повышается именно за счет непрерывных занятий, пусть и не продолжительных. Кроме того, огромное значение имеет умение наблюдать за другими (митори-гэйко), за учителем (тренером), за старшими учениками. Заметив что-либо нужное для себя, следует стремиться перенять это. Таким образом, можно лучше увидеть слабые места в собственной технике, а усилия по восполнению этих слабых мест позволят сделать тренировки гораздо более продуктивными.

Цель обучения иайдо:

Изначально иайдо возникло как техника владения мечом для защиты и нападения. В наши дни занятия иайдо – это, прежде всего воспитание духа, а физическая подготовка отошла на второй план. При этом нельзя забывать, что основу единства кендо и иайдо (кэнъи-иттай) составляет этикет и техника владение мечом. Есть такое понятие – нингэн-кэйсэй, оно означает «стремление к полному физическому и духовному раскрытию человека». Исходя из общефилософских вопросов, таких, например, как «Каким должен быть человек?», «Какой должна быть человеческая жизнь?», иайдо помогает раскрыть глубину собственной личности.

Краткая история иайдо:

«Отцом» Иай считается Хаясизаки Дзинсуке Сигенобу, живший во второй половине XVI века. Об этом человеке точно известно немногое, несмотря на обилие непроверенных и расплывчатых легенд. Так, согласно одной из них, во время щугио (аскетического периода суровых тренировок) молодой Хаясизаки достиг просветления и создал Иай, посредством которого позже отомстил убийце своего отца. Однако, более глубокие исследования показывают, что скорее всего Хаясизаки не был первым человеком, разработавшим Иай. Старые рю (школы), такие как, например, Тенсин Соден Катори Синто-рю, Такеноучи (или Такеучи) рю и другие старые системы, преподавали Иай задолго до Хаясизаки.

Тем не менее, именно Хаясизаки Дзинсуке, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ Иай. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории Иай, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаясизаки считается основателем системы Иай клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синден-рю и Мусо Дзикиден Эйсин-рю. Хаясизаки Дзинсуке также вдохновил развитие Хоки-рю, Тамия-рю, Дзюсин-рю, Хаясизаки-рю, Син Мусо-рю и других школ, развивших его учение.

Если и существовали великие мастера фехтования после периода Мэйдзи и мастера Тессу Ямаока, то, пожалуй, титул «святого меча» (кенсей) можно отнести к Накаяма Хакудо, удивительному преподавателю Будо. Хотя, конечно, Хакудо был не одинок в своих усилиях, многие другие мастера тоже внесли весомый вклад в развитие современного кендо.

Во время периода Мэйдзи (1868-1912) Хакудо проживал в бывшей провинции Тоса, где и обучался Иай. В основном он изучал школу Эйсин-рю у Хосокава Есимаса и Моримото Укуми. На основе полученных им знаний Хакудо разработал Мусо Синден-рю, названное им так в 1934 году. Вместе с мастерами Эйсин-рю Хакудо стал открыто обучать некогда секретному искусству Иай. Незадолго до Второй Мировой Войны Бутокуден — официальное объединение школ Воинских Искусств Японии — признал систему данов в Иай.

Послевоенный запрет на практику Воинских Искусств остановил развитие Иай до 1953 года. Затем Иай была отнесена к ведению Всеяпонской Федерации Кендо (Zen Nihon Kendo Renmei), с системой данов (с первого по десятый) и званиями Ренси, Кеси и Ханси, как в Кендо. Однако проблема состояла в том, что поскольку практиковались различные классические школы Иай, не существовало единого способа присваивания ранга. Как, например, можно было сравнить человека, выполняющего ката Хоки-рю с исполняющим ката Мусо Дзикиден Эйсин-рю? Кроме того, мастера Кендо и Иайдо стали поощрять занимающихся Кендо на изучение Иай, чтобы понять механику настоящего меча. Однако, поскольку изучение старых школ занимало десятки лет, каким образом возможно было научить энтузиаста Будо, живущего в занятом современном мире, базовым, вводным приемам Иай?

В конце концов было найдено решение, возможно не идеальное, но с которым согласились все. Оно состояло в том, чтобы разработать новую систему Иай, как базовое введение в искусство и как основу для присвоения данов. Единственной альтернативой этому было вменить изучение какого-нибудь одного рю всем практикующим Иай, что, разумеется, было невозможно, так как ни одна из существующих школ не согласилась бы быть поглощенной другой.

Двенадцати ведущим мастерам Иай было поручено разработать эту стандартную систему на основе собственных классических школ. Они встретились в Будокане в Токио и, путем компромисов, изменений и слияний собственных форм, стали работать над этой задачей.

В мае 1969 года на фестивале Воинских Искусств в Киото, проводившемся в старом здании Бутокуден, были представлены первые Сэйтэй Иай Ката. Они состояли из первых семи ката, созданных на основе измененных техник классических школ Иай. Первые две ката, Мае и Усиро, пришли из из Омори-рю. Третья, Укенагаси, была разработана на основе сходных ката Омори-рю и Мусо Дзикиден Эйсин-рю. Четвертая ката, Цука Ате, схожа с техниками тате хидза Эйсин-рю. Следующая ката, Кеса Гири, пришла из Хоки-рю. Ката Мороте Дзуки основа на аналогичных техниках многих различных школ Иай.

Иайдо: Будо и динамическая медитация

Скрестились два меча;
Мужество воина,
Подобно цветку лотоса,
Сияющему в огне,
Парит в вышине,
Проникая собой пространство.
Тодзан

Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения.
Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование самого себя.
Дейв Лори

Легенда рассказывает, что в 1549 году в семье самурая родился Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигинобу. Когда он был ещё мальчиком, его отца убил в поединке могучий воин, мастер меча Хатиносукэ. Тогда Хаясидзаки решил отомстить за отца и долго тренировался. Через несколько лет он достиг хорошей формы, но все ещё не был готов к поединку с многократно превосходящим его силой и опытом противником. Тогда он уединился в горах для медитации и оттачивания мастерства, однако и это не принесло ему достаточного результата. Отчаявшись, Хаясидзаки решил сделать себе харакири, но в ночь перед обрядом к нему явился дух Фудо Миё — покровителя воинов, который открыл юноше секрет победы: сначала нужно победить сознанием и лишь затем — мечом. Если нельзя убить противника, когда у него в руках меч, нужно сделать это раньше, чем он выхватит оружие. Говорят, что Хаясидзаки провёл сто дней в медитации и оттачивании техники молниеносного выхватывания меча с последующим рубящим ударом.

Вызвав Хатиносукэ на поединок, юноша отсек ему правую руку и поразил в горло прежде, чем тот успел обнажить оружие.

Честь отца была отомщена и родился стиль «одного удара» — иайдзюцу.

Для тех же, кто понимает глубже, открылся смысл боевого искусства Иайдо – победить раньше, чем понадобится доставать меч из ножен, сформировать такой дух, такое состояние сознания, что само нападение становится невозможным.

Людям давно известно, что спокойствие тела приводит к спокойствию духа и наоборот. Во время занятий Иайдо благодаря уникальной, отшлифованной веками системе выполняемых движений, происходит объединение души, ума и тела в цельном, изначальном естестве.

По существу, Иайдо — это один из способов динамической медитации, когда при обучении сначала достигается умение концентрировать внимание, а на последующих этапах происходит объединение сознания со всем окружающим миром, со всей Вселенной. При этом заботы повседневности уходят в сторону, возникает состояние глубокого покоя и умиротворения.

Когда ум умолкает и тело успокаивается, то биологические процессы в организме начинают протекать естественно правильным путем.

За счет мягкого увеличения вентиляции легких, соблюдения особого режима дыхания, происходит положительное влияние на дыхательную систему, органы и ткани лучше снабжаются кислородом. С учетом общего успокаивающего эффекта и релаксации, оказывается благотворное воздействие на сердце и сосуды. Опорно-двигательный аппарат и мышцы работают на занятиях в уникальном режиме, с полным вовлечением в деятельность тех структур, которые в привычной жизни не используются, чем естественно устраняются различные блоки и напряжения; происходит скорейшее восстановление подвижности и увеличение объема движений даже после травм костей и суставов.

Будучи тесно связанными с нервной системой, улучшается состояние кожи, желудочно-кишечного тракта, нормализуется деятельность желез внутренней секреции.

Вследствие вырабатываемой привычки к концентрации, повышается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к адекватному реагированию на постоянно изменяющиеся условия окружающей среды, улучшается координация движений.

Спокойный, сосредоточенный режим тренировок делает доступным занятия Иайдо людям старшего возраста и с различным состоянием здоровья.

В психологическом плане происходит увеличение психической устойчивости, закрепляется чувство «внутренней опоры». На тренировках при выполнении техник Иайдо отрабатываются целостность, единство протекания физических и психических процессов, и как следствие испытывается чувство удовольствия и искренней радости от качественного исполнения мельчайших движений тела.

Привычка осознавать себя каждое мгновение, реализованность творческой личности, уверенность в успешности начинает переносится из доджо в другие области жизни, делая тем самым восприятие мира более богатым, гармоничным, одухотворенным, а человека — здоровым и счастливым.

Поэтому, хотя времена вооруженных «до зубов» самураев и кровавых поединков на мечах прошли, у людей всех стран мира сохраняется живой интерес к занятиям таким, казалось бы, на первый взгляд непрактичным сегодня искусством, как Иайдо.

Вообще, практичным может быть лишь стремление к результату. Само же по себе искусство — это вдохновенное творчество, это сам процесс оформления изначальной присутствующей истины в идею и воплощение её в материю. Как цветение является выражением сути дерева, так и Иайдо является выражением в материальном мире человеческой сущности, её собственной неповторимой красоты.

Именно это чувствуется, когда видишь как работает настоящий мастер — и хочется самому попробовать «так», оторваться от привязанности к ограниченности собственного тела, испытать ощущение легкости и полёта…

С развитием компьютерных технологий, много самой различной информации сейчас доступно через интернет. Но к сожалению, изучение техник Иайдо по видео равносильно повтору слов попугаем; без понимания смысла и сути эти формы пусты — просто набор движений.

Но японские учителя, знающие традиции и передающие смысл и внутреннюю сущность техник — большая редкость в Украине (да и в Японии).

Один из таких редких учителей, президент организации YUFUKAN, шихан KojiYoshida (7 дан Тохо иай Нишио-Рю, 6 дан Иайдо, 7 дан Айкидо Айкикай) регулярно проводит семинары в Украине и других странах мира.

YUFUKAN представляет Нишио-Рю, уникальную школу, система знаний которой соединяет Иайдо и Айкидо, выливаясь в стиль Нишио-Будо — духовно-оздоровительную практику и эффективную систему самообороны, целью которой является познание самого себя в гармонии с окружающим миром.

Основатель Нишио-Будо Shoji Nishio сенсей, после 14-летней практики Айкидо Айкикай в Хомбу Додзё у учителя Морихэя Уэсибы, углубил свои знания в области Кендзюцу, Кендо, Иайдо, Дзёдо. Занятия другими Будо сильно повлияли на его технику айкидо, в особенности техники меча. Он считал, что его айкидо — это искусство Айкидо-Иайдо. «Айкидо – это путь исправления Будо прошлого. Если вы не умеете правильно пользоваться мечом, то о каком Айкидо или Будо может идти речь. Необходимо ценить истинную природу Будо О-сенсея Морихэя Уэсибы», – говорил Shoji Nishio.

Сейчас в Нишио-Будо можно практиковаться по двум направлениям: Иайдо и Айкидо одновременно или заниматься только какой-либо одной дисциплиной, сообразно собственному выбору.

В городе Харькове все интересующиеся японскими боевыми искусствами, вопросами личностного роста, духовно-оздоровительными практиками, приглашаются на занятия в группы Нишио Будо. Зал расположен по адресу: г. Харьков, ул. Космонавтов, 3.

В программу Иайдо Нишио-Рю входит изучение техник Тохо Иай, Сэйтэй Иай Ката, Мусошинден-Рю. Группы курирует и аттестует прямой ученик Shoji Nishio и Koji Yoshida сенсей Takashi Kuroki (5 дан Тайдо Нишио-Рю, 5 дан Тохо Иай Нишио-Рю, 5 дан Дзёдо, 4 дан Айкидо Айкикай), который регулярно проводит семинары в г. Харькове, Киеве, Одессе, Львове, Николаеве и других городах Украины, а также в Польше, Чехии, Германии, Нидерландах, Швейцарии, России, Казахстане.

Будучи не только талантливым, но и всесторонне развитым, доброжелательным, открытым человеком, Куроки-сенсей щедро делится своим опытом и знаниями, превращая каждый семинар в неповторимый праздник истинного мастерства.

В общем, любое Будо, как и любое искусство — это путь к той части себя, которая является истинной сущностью, изначальной данностью, увы, забываемой по мере взросления. Однако, забытая разумом, истинная сущность все равно проявляется в виде ощущения неясного, непонятного вызова, которое тревожит человека и заставляет либо отправится в поиск и понять, либо искать забвения.

Дорог и тропинок к вершине горы может быть великое множество и каждый волен выбирать себе свою. Вопросы развития здорового, целостного и свободного человека ставят перед собой все подлинно духовные школы и направления, одно из которых — глубокое, красивейшее, древнее искусство Иайдо.

Небо — прозрачно-лазурное —
Я вдыхаю его.
Листья, чуть набухшие ранней весной —
Я вдыхаю их свежесть.
Цветы — убелившие ветку вишни —
Я вдыхаю их аромат.
Солнечный зайчик в пруду, вкруг — камыш —
Я чувствую запах воды…
Все так красиво истинной красотой —
Ни за чем; гармонично.
Вдыхая красоту и гармонию,
Я выдыхаю любовь.

(2 дан Тайдо Нишио-Рю,

3 дан Тохо Иай Нишио-Рю,

2 дан Айкидо Айкикай,

официальный инструктор Нишио Будо в г. Харькове).

Иайдо: путь меча и парадоксов

Среди моих увлечений есть одно с труднопроизносимым названием, о котором давно уже хочу рассказать. Иайдо — формально — вид спорта, но больше, чем какой-либо спорт, оно не то, чем кажется. Вообще, иайдо соткано из парадоксов, поэтому пусть вас не смущает, что связь его с тематикой «Компьютерры» весьма условная. Не ищите тут технологий, по крайней мере лежащих на поверхности. Смотрите глубже, смотрите в себя!

В переводе с японского — не буквальном, потому что буквальных переводов несколько и, как всё в этом образном языке, они друг другу порой противоречат — иайдо означает искусство моментального извлечения меча. По крайней мере мастера предпочитают именно такое определение. Всё, что после — это уже фехтование, этому посвящены другие дисциплины: кендо, которое в японских школах занимает место вроде нашего футбола, и в широком смысле кендзюцу.

А для зрителя, со стороны, иайдо — это уроки лишения жизни себе подобных: вот вы режете от виска до подбородка, вот пробиваете грудину, вот вынимаете меч из тела, а вот стряхиваете кровь… Весёлый спорт получается, правда? Возможно поэтому в России, например, иайдо спортом официально не признано. Но в том и фокус, что называть иайдо «наукой убивать» или «размахиванием мечом» — это всё равно, что называть живопись размазыванием красок по бумаге: поверхностный взгляд на искусство, которому лет больше, чем многому из того, чем сейчас увлечена западная цивилизация.

Да, иайдо — не спорт. Больше ему подходит характеристика боевое искусство, даже — элитное боевое искусство, как его иногда справедливо называют. В Японии в школы иайдо берут не всех, да не все и выдерживают; здесь мало, например, подростков, остаются главным образом люди взрослые, состоявшиеся, успешные — причём чаще всего в областях, со спортом не связанных. Однако и тут, углубившись в историю, натыкаемся на парадокс. Наши, российские, мастера рассказывают и рассуждают об этом с уважением, а вот заезжие японские сэнсеи, на уроках которых мне довелось побывать, даже не скрывают улыбки: меч для японцев в смысле его боевой ценности — да простят мне духи павших самураев это святотатство! — был бесполезной железкой.

Четыре столетия назад, когда междуусобные войны в Стране восходящего солнца ещё кипели, японцы уже использовали аркебузы, а также лук (самураи были прежде всего лучниками), копья (нагината, яри), ножи, бо (грубо: посох), сюрикены наконец. Классический двуручный меч — катана или синкен — шёл в ход лишь когда всё, чем можно было стрелять, метать или выставить перед собой, заканчивалось. Меч был символом чести и статуса (он и сегодня очень дорогое удовольствие — и очень красивое). Фильмы про самураев по большей части выдумка, как в смысле доминирующей роли меча в бою, так и в смысле техники его использования. И это, если угодно, ещё один парадокс: ну, полюбился он, несчастный, публике, вот и сделали из него миф.

И тем не менее меч был и играл важную роль. Искусству быстрого извлечения меча порядка всё тех же четырёх сотен лет. В оригинальном виде его хранят множество старых школ (то, что называют «корю»), но есть и осовремененный усреднённый самими японцами вариант под названием «сэйтэй»: 12 ката (техник), присутствующих в том или ином виде почти в каждой школе. Всё это можно посмотреть на «Ютубе»: за редкими исключениями (вроде пришедшей из тьмы веков техники отрубания головы после сэппуку и тому подобного), иайдо разрешено демонстрировать. Но лучше, конечно, попасть на тренировку. В крупных российских городах школы иайдо есть (вот моя, в Екатеринбурге) — и я очень советую сходить. Ни видео, ни рассказ этой атмосферы в полной мере не передадут.

Вопреки всё тому же заблуждению, созданному кинематографом, тренировка по иайдо — это полная тишина. Здесь не кричат, не командуют, не выдыхают шумно. Единственные звуки — шелест хакамы, да свист мечей, рассекающих воздух (о, меч поёт, если действуете им правильно!). Именно воздух, а не плоть противника, потому что мечи тут вполне себе настоящие: первый год — деревянный боккен, потом иайто (металл, но хрупкий), а на показательных выступлениях мастеров — синкен, которым рубят циновки. По неосторожности можно и кости человеку поломать, и себя покалечить: проткнуть, порезаться. И порой — случается. После крупных соревнований остаются истории вроде такой: спортсмен начинает выступление, падают несколько пальцев, он, не обращая внимания, выполняет технику до конца, и только уходя — поднимает…

В этой истории — суть иайдо. Оно не про физкультуру (хоть тело тут работает до седьмого пота, всё, от пяток до макушки), не про «что быстрее, меч или пистолет?» (меч), не про «а если встретишься с боксёром?», не про все эти киношные самурайские штучки, вроде фонтанов крови, «банзай» и разрубания пули на лету. Иайдо — это прежде всего искусство самоконтроля. У работающих с мечом есть поговорка: ки кен тай но ити, что примерно означает единство духа, меча и тела. Все эти части должны работать слаженно, без них иайдо нет.

Поэтому первое, чему здесь учат — отнюдь не махать мечом. Удар вообще последнее дело, до которого лучше не доводить (идеальный поединок — тот, который закончился не начавшись!), и который всерьёз начинают ставить лишь после нескольких лет занятий. Первое, чему вас учат, это уважать меч. Ни один экзамен, ни одна тренировка не обходятся без ритуала, который начинает и заканчивает выступление: поклон мечу, правильное размещение его на теле, правильное обращение с ним и ножнами. Отчасти это требование безопасности: не научившись обращаться с мечом, вы покалечите себя или соседей. Но это и первый шаг к тому, чему потом можно учиться до конца жизни, совершенствовать без конца: тому самому самоконтролю.

По уже понятным причинам, иайдо занимаются поодиночке: каждая ката — схватка с воображаемым противником. Вы оцениваете обстановку, извлекаете меч и наносите удар, оцениваете обстановку заново и заканчиваете, если угрозы больше нет. Нюансов — миллион, и чем дальше вы заходите, тем больше их обнаруживается. Роль сэнсея, учителя, поэтому вспомогательная: он может лишь указать на неточности внешнего исполнения. Главный учитель тут — вы сами: вы учитесь контролировать себя в каждой промежуточной точке, приближаясь к идеалу, который существует прежде всего в вашей собственной голове. Только так достигается твёрдость рук, точность реза, скорость в нужный момент, абсолютная концентрация.

И вот когда у вас начинает более-менее получаться, приходит понимание ещё одного парадокса. Иайдо как боевое искусство бесполезно уже две сотни лет минимум — в буквальном смысле. Но иайдо как боевое искусство в смысле иносказательном не потеряло ценности до сих пор и никогда не потеряет.

Оглянитесь на свою жизнь, что она такое? Я позавидую тому, кто скажет — свободный полёт. Лично для меня каждое дело, которым я занимался, укладывалось в схему «оценка — реакция — оценка — финал». Но и развлечения, и даже отношения, как ни печально это признавать, кажутся теперь мне, почти разменявшему пятый десяток, такими же вот итерациями. И цель, смысл, сверхзадача — отточить технику владения воображаемым клинком до совершенства, достичь того единства ки, кен и тай, которое позволит отработать в любой ситуации идеально, остаться невозмутимым, не дать обстоятельствам повлиять на тебя, твои решения, твои поступки.

Сами понимаете, объяснить такое в двух словах, когда человек просит рассказать, «зачем вы машете мечами» — не стоит и пытаться. Так что я теперь и не пытаюсь, просто перевожу разговор на другое. А вас, надеюсь, зацепил. Попробуйте. Возможно это именно то, чего вам всегда не хватало.

Я решил и звоню:

Суть Будо, Смысл Будо, Истина Будо

Главная страница Региональное отделение РФКИД СПб Айкидо Дзёдо Кендо Иайдо Танто рю Айкидзюцу
Ножевой бой Экзамены Наши инструкторы Расписание занятий Интересные ссылки Контакты

Иайдо — искусство обнажения и использования традиционного японского меча (катана).
Термин Иайдо впервые был использован в 1932 году и популяризован Накаяма Хакудо (1869 — 1958).
Сегодня, название Иайдо охватывает сотни стилей фехтования. Оно, возможно, является наиболее философски ориентированным БУДО в Японии.
Для понимания сущности этого искусства полезен анализ идеограмм составляющих слово «Иайдо».
Знак, обозначающий «И», относится к многочисленным положениям тела, которые могут быть приняты человеком в состоянии высокой внутренней концентрации и представляет собой, таким образом, положения человеческого тела и ума, соединенных в целеустремленном действии.
Полный контроль ума и тела, в зависимости от обстоятельств, времени и места как это предполагает идеограмма «И», далее соединяется с «АЙ» — идеограммой, которая означает способность человека быстро подстроиться к любому изменению обстоятельств, которые могут произойти в жизни. Это — та гибкость ума, которая позволяет согласовывать себя физически и ментально с другим человеком, вещью или событием, независимо от того, насколько противоположны, они могут быть к своим собственным мыслям и действиям.

«ДО» означает «мичи» и переводится как «путь», которому нужно следовать в жизни. Идти по «пути», означает самосовершенствоваться, делать то, что в конечном счете ведёт к самореализации. «Путь» может быть постигнут только через длительный процесс обучения, через постоянные усилия.

В нашем клубе изучаются ZNKR Iaido — Seitei Iaido (Сейтей) Всеяпонской Федерации Кендо и корю школы Tamiya Shinken Ryu (Тамия Рю).

Техники Иайдо

СЭЙДЗА-НО БУ (Сёдэн)
[1-ый кихон]

ДЗЭН НИППОН ИАЙДО ТОХО
[тохо кихон]

1. Маэгири (Эйсин Рю)
2. Дзэнгогири (Мугаи Рю)
3. Кириагэ (Синдо Мунэн Рю)
4. Сихогири (Суйо Рю)
5. Киссакигаэси (Ноки Рю)

ТАТЭХИДЗА-НО БУ(Тюдэн)
[2-ой кихон]

1. Йокогумо
2. Тораиссоку
3. Инадзума
4. Укигумо
5. Ороси
6. Иванами
7. Урокогаэси
8. Намигаэси
9. Такиотоси соно ити
10 Такиотоси соно ни
11. Макко

ОКУДЭН ТАТЭХИДЗА-НО БУ (Оку-иай ивадза)
[3-ий кихон]

1. Касуми
2.Сунэгакои
3.Тодзумэ
4. Товаки
5. Сихогири
6. Танасита
7. Риодзумэ
8. Торабассири

ОКУДЭН ТАТИВАДЗА-НО БУ (Оку-иай тативадза)
[4-ый кихон]

1. Юкидзурэ
2. Цурэдати
3. Со макури
4. Со домэ
5. Синобу
6. Юкитигаи
7. Содэсури гаэси
8. Монъири соно ити
9. Монъири соно ни
10. Кабэдзоэ
11. Укэнагаси

12. Итомагои соно ити
13. Итомагои соно ни
14. Итомагои соно сан

ДАЙ НИППОН БАТТО ХО (Батто-хо кихон-но ката)
[6-ой кихон]

1. Дзюнто соно ити
2. Дзюнто соно ни
3. Цуигэкито
4. Сято
5. Сихото соно ити
6. Сихото соно ни
7. Дзантоцуто

8. Татэкито
9. Маэтэки гякуто
10. Усиротэки гякуто
11. Усиротэки дзюнто

ИАЙГАТА (Татиути-но кураи / Парные ката кэндзюцу
[8-ой кихон]

1. Дэ ай
2. Кэнтори
3. Дзэцумё кэн
4. Докумё кэн
5. Цубадомэ
6. Укэнагаси
7. Макко

Сэйтэй Иай

Самая распространенная система Иай в Японии — это развиваемое Всеяпонской Федерацией Кендо (Zen Nihon Kendo Renmei) Сэйтэй Гата Иай (стандартные формы Иай) или Сэйтэй Иайдо. Фактически эта система представляет собой новообразование на основе старых систем.

Как в самой ZNKR, так и вне этой организации существует много критиков десяти форм, составляющих Сэйтэй Иай. Детали этих форм меняются чуть ли не каждый год, в соответствии с решениями комитета, состоящего из самых влиятельных мастеров Иай в Японии. Иногда это действительно изменения к лучшему, совершенствующие логическую композицию Сэйтэй Гата. Иногда, по мнению критиков, изменения не более чем политическая игра какого-либо мастера, пытающегося продвинуть свою технику или интересы.

Многие считают, что Сэйтэй Иай — нереальная система, поскольку она не основана на опыте реальных боевых ситуаций. В этом есть доля правды, ведь она создавалась в XX веке, когда великие сражения и поединки, исход в которых решался мастерством меча остались лишь в преданиях. Но, без всякого сомнения, по этой причине нельзя сделать вывод, что Сэйтэй Иай бесполезна. Напротив, существует много веских причин, позволяющих рекомендовать начинающим приступать к изучению искусства меча именно с Сэйтэй Гата, перед тем как вступить на путь глубокого изучения одной из старых школ Иай.

Достоинства и недостатки Сэйтэй Иай возможно лучше понять рассмотрев историю этой системы.

Руководство под названием «Zen Nihon Kendo Renmei Iai», составленное Камимото Эйичи, достаточно ясно и четко описывает вероятное происхождение Иай. «Без сомнения», пишет Камимото, «Иай появилось в следствие реальной практической потребности. В периоды Нара и Хэйан самураи сражались верхом и использовали копья и нагината. Если ломалось их основное оружие, то необходимо было быстро извлечь меч, чтобы защитить себя. В результате, появились техники под названиями нуки-ай, иай, за-ай, баккен, сая но учи, рихо, баттодзюцу и т.д. Все они предполагали быстрое обнажение меча, в случае внезапной неожиданной атаки. [Противники этой версии (в основном, из числа практикующих Корю Будзюцу) утверждают, что конный самурай в полном комплекте доспехов не мог быстро извлечь меч из ножен. По их мнению, Иай возникло уже во время Сухада-кенпо (фехтования без доспехов).

Такого рода техники являлись частью системы обучения многих старых школ Воинских Искусств, развивавших фехтование и другие виды военного дела. Позже Иай стали рассматривать отдельно от Кендзюцу — фехтования уже после того, как меч был извлечен из ножен — хотя в старые времена эта разница была не сильно выражена. В классических системах стандартная подготовка включала в себя как Иай, так и Кендзюцу.

«Отцом» Иай считается Хаяшизаки Джунсуке Шигенобу, живший во второй половине XVI века. Об этом человеке точно известно немногое, несмотря на обилие непроверенных и расплывчатых легенд. Так, согласно одной из них, во время щугио (аскетического периода суровых тренировок) молодой Хаяшизаки достиг просветления и создал Иай, посредством которого позже отомстил убийце своего отца. Однако, более глубокие исследования показывают, что скорее всего Хаяшизаки не был первым человеком, разработавшим Иай. Старые рю (школы), такие как, например, Тенсин Соден Катори Синто-рю, Такеноучи (или Такеучи) рю и другие старые системы, преподавали Иай задолго до Хаяшизаки. Тем не менее, именно Хаяшизаке Джунсуке, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ Иай. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории Иай, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаяшизаки считается основателем системы Иай клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синден-рю и Мусо Джикиден Эйсин-рю. Хаяшизаки также вдохновил развитие Хоки-рю, Тамия-рю, Джушин-рю, Хаяшизаки-рю, Син Мусо-рю и других школ, развивших его учение.

Если и существовали великие мастера фехтования после периода Мэйдзи и мастера Тесшу Ямаока, то, пожалуй, титул «святой меча» (кенсей) можно отнести к Накаяма Хакудо, удивительному преподавателю Будо. Хотя, конечно, Хакудо был не одинок в своих усилиях, многие другие мастера тоже внесли весомый вклад в развитие современного Кендо.

Во время периода Мэйдзи (1868-1912) Хакудо проживал в бывшей провинции Тоса, где и обучался Иай. В основном он изучал школу Эйсин-рю у Хосокава Ешимаса и Моримото Укуми. На основе полученных им знаний Хакудо разработал Мусо Синден-рю, названное им так в 1934 году. Вместе с мастерами Эйсин-рю Хакудо стал открыто обучать некогда секретному искусству Иай. Незадолго до Второй Мировой Войны Бутокуден — официальное объединение школ Воинских Искусств Японии — признал систему данов в Иай.

Послевоенный запрет на практику Воинских Искусств остановил развитие Иай до 1953 года. Затем Иай была отнесена к ведению Всеяпонской Федерации Кендо (Zen Nihon Kendo Renmei), с системой данов (с первого по десятый) и званиями Ренси, Кеси и Ханси, как в Кендо. Однако проблема состояла в том, что поскольку практиковались различные классические школы Иай, не существовало единого способа присваивания ранга. Как, например, можно было сравнить человека, выполняющего ката Хоки-рю с исполняющим ката Мусо Джикиден Эйсин-рю? Кроме того, мастера Кендо и Иайдо стали поощрять занимающихся Кендо на изучение Иай, чтобы понять механику настоящего меча. Однако, поскольку изучение старых школ занимало десятки лет, каким образом возможно было научить энтузиаста Будо, живущего в занятом современном мире, базовым, вводным приемам Иай?

Чем искусство иайдзюцу отличается от иайдо?

Страна Восходящего солнца издревле славилась своими бесстрашными воинами, которые шли на смерть без тени сомнения. На протяжении долгих веков рецепт их безупречности хранился в тайне от всех остальных народов. И только в конце XX века японцы раскрыли свои тайны. Всё дело в редких боевых техниках, которые возникли именно в этой стране. Например, иайдзюцу — искусство встречать внезапного врага одним движением катаны. В чём особенность этого направления?

Всего один шанс

Иайдзюцу изучает практическую сторону искусства внезапной атаки. Дисциплина содержит в себе многовековые знания о позициях, из которых удобнее наносить смертоносный удар. Она рассказывает, как правильно и мгновенно извлечь японский меч из ножен, как отразить нападение врага или опередить его. В этом деле важны физическая подготовка, а также умение точно рассчитывать и контролировать свои движения.

Данная узконаправленная дисциплина учит одному навыку: мгновенно доставать оружие из ножен при первой же опасности. Самураи, владевшие иайдзюцу, способны были сделать эффектный выпад и поразить врага менее чем за секунду. Что при этом требовалось? Безграничное терпение и умение точно подгадать нужное время для удара. Воины десятилетиями учились усмирять бурю в душе и выжидать момента, когда наступит пора обнажить клинок. При этом неважно, защищался самурай или нападал.

Покой и умиротворение

Современное боевое искусство иайдо учит именно духовным основам. Таким образом, в основе иайдо лежит принцип воспитания духа и силы воли.

Иайдо — это отражение нравов классического воина и воспитание духовно гармоничного человека, обладающего высоким интеллектом, чувствительностью и решительной волей. Иайдо в основном выполняют соло как комплекс ката, из которых всё начинается с обнажения меча и заканчивается убиранием его в ножны.

Поклонников данной дисциплины на сегодняшний день не так много. Современные самураи стремятся оттачивать практические навыки рукопашного боя. Но истинные ценители иайдо видят в нём путь к самосовершенствованию. При этом основную роль играет вовсе не оружие, а собственная душа.

В идеале же иайдо и иайдзюцу — это неразделимые направления. Они дополняют друг друга и позволяют душе и телу существовать в полной гармонии.

Что больше по душе именно Вам лучшее узнаётся на практике. Приходите на бесплатное пробное занятие и убедитесь сами — для этого достаточно заполнить форму внизу:

День с Мастером Бусидо

Дополнительная информация

Экскурсия по додзё, в котором -находятся самурайские доспехи и реликвии, урок иайдо от мастера с разрезанием мишени катаной, проезд и страховка во время экскурсии.

Бусидо – «путь воина» — это кодекс самурая, его философия и свод важнейших правил, которые следует соблюдать настоящему воину. Если вы когда-нибудь задумывались о искусстве великих самураев (буси) или мечтали попрактиковаться с японским мечом катаной, то мы готовы вам предложить уникальный опыт: провести день с Мастером Бусидо.

Вы сможете окунуться в атмосферу силы, стойкости и преданности своему сюзерену и познаете философию пути самурая. Вместе с великим учителем посетите додзё, место где проходят тренировки будущих воинов, восхититесь удивительными реликвиями и мощными доспехами самураев.

После того как самурайский дух будет переполнять каждую клеточку вашего тела, великий мастер научит вас как использовать эту энергию, а именно, как использовать катану. Вы познаете Иайдо – искусство извлечения меча из ножен и фехтования им.

В завершение, мастер попросит вас продемонстрировать ваши умения. И если до этого момента все казалось очень легко, то теперь сосредоточьтесь. Вам предстоит попробовать разрезать мишень настоящей катаной. Будьте бдительны и осторожны, не пораньтесь сами и не навредите вашему учителю!

Расписание тура

Тур проходит по пятницам, групповой тур

13:00 Отправление из офиса на Харадзюку
13:30 Прибытие на место (додзё)
13:30

17:00 Мастер-класс по Иайдо
17:00

17:30 Возвращение в офис

Что такое Бусидо?

Бусидо – это кодекс чести самурая, состоящий из основных норм поведения в обществе и правил, которые должен соблюдать истинный воин. Бусидо сформировалось как правила поведения воинов вообще, но постепенно поддавшись влиянию буддизма и синтоизма, оно обрело эстетические ценности и любовь к искусству, превратившись в философское течение.

Бусидо воспитывало в своих последователях честь и мужество, закаляло дух и тело, учило верности традициям, умиротворению, сдержанности и преданности.

История Бусидо

Свое начало бусидо берет со времен правления сёгуната (правление генералов). На формирование кодекса самурая влияли не только буддизм и синтоизм, но так же работы великих китайских философов Конфуция и Мэн-цзы, популярные среди японской аристократии того времени, к которой относились и самураи.

Бусидо почерпнуло в буддизме уважение к предкам, преданность своей стране и государю, в синтоизме – веру в магические истоки и любовь к природе. Эти же религии и сформировали основу самурайских принципов этики и морали.

Постулаты Бусидо

Известный японский военный философ и писатель Дайдодзи Юдзан в своей книге так описывал требования к самураю:

  • «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
  • Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
  • Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
  • В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
  • Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его – значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители – ствол дерева, дети – его ветви.
  • Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
  • На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
  • Верность, справедливость и мужество – три природные добродетели самурая.
  • Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
  • Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
  • Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
  • Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
  • Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
  • Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью. Вот его главное дело.»

Если вам близки этика и мораль самураев, то вам стоит окунуться в невероятный мир бусидо, где вас ждет вера, преданность, честь и умиротворение великих мастеров фехтования и самосовершенствования.

Что такое Иайдо?

Иайдо – это искусство владения японским мечом катана, которое предполагает внезапные атаки или контратаки.В переводе с японского «иайдо» означает «искусство встречать сидя». Наверняка все слышали о кэндо, которое подразумевает умение фехтовать на мечах, в отличии от него иайдо обучает тому, как поразить противника катаной, изначально убранной в ножны.

В давние времена иайдо было вступительным обучением воина, когда будущему самураю уже позволяли упражняться с катаной, но запрещали фехтовать, таким образом обезопасив его партнера или учителя от увечий. Иайдо позволяло не только закалить дух и усовершенствовать свое тело, но и научится действовать тогда, когда возникает необходимость быстро защищаться или атаковать и предварительно вынуть катану из ножен невозможно.

История Иайдо

Иайдо до 1930-х годов было известно как иайдзюцу, которое отделилось от кэндзюцу благодаря усилиям Хаясидзаки Сигэнобу. Именно его считают изобретателем этого искусства. Техники, которые создал Хаясидзаки Сигэнобу, были очень популярны во время его жизни, поэтому много современников Хаясидзаки, обращались к нему за обучением.

Всеяпонская федерация кэндо определила набор основных техник в иайдо, которые образовали сэйтэй иайдо(«стандартное иайдо»), используемый на соревнованиях. Этот стиль в последствии получил наибольшее распространение в Японии.

Техника Иайдо

В занятиях йайдо упор делается на изучение основных техник — ката. Они сопровождаются извлечением катаны из ножен, сразу после чего следует колющий или режущий удар. Затем производится пара дополнительных ударов. В заключении — ритуальное «стряхивание крови» с лезвия, после чего катану возвращают в ножны.

Предлагаемый опыт позволит вам не только окунеться в незабываемый мир воинского искусства, а и закалить дух, усовершенствовать тело и открыть в себе второе дыхание для новых свершений.

Сэйтэй Иай

Что такое дзёдо?

Дзёдо (дзёдо) — третий вид боевых искусств, составляющий вместе с кэндо и иайдо программу Всеяпонской федерации кэндо. Дзёдо представляет собой искусство фехтования сравнительно коротким посохом, используемым против меча.

Тренировки дзёдо проходят в виде отработки парных упражнений; в отличие от кэндо здесь используются только ката без свободного спарринга.

При правильном подходе к тренировкам, дзёдо помогает развивать чувства дистанции и времени, лучше воспринимать действия или бездействие партнера и легче адаптироваться к быстро меняющейся ситуации.

Мусо Ганносукэ, основатель школы

История основания Синто Мусо рю Дзёдо — это период между 1602 и 1614 годами, мастером по имени Мусо Ганносукэ Кацуёси. Легенда гласит о поединке двух великих и уже легендарных воинов своего времени, Миямото Мусаси и Мусо Гоносуке, оба мастера после поединка остались живы… Именно этот случай в жизни мастера подтолкнул его к усовершенствованию своего искусства, и через несколько лет уединения, а позднее службы инструктором боевых искусств в клане Курода, находившегося в северной части острова Кюсю, им была создана система пяти секретных принципов, которые и включали в себя техники, известные и по сей день. Таким образом на свет появилось выдающееся искусство владения палкой – «Божественный путь Дзё мастера Мусо» – «Синто Мусо рю дзедзюцу». Долгое время система Синто Мусо рю была внутренним тайным искусством клана Курода. Постепенно, каждый последующий глава школы привносил свои изыски, таким образом к 20 веку школу дополнили такие дисциплины как: Иттацу рю Ходзе Дзюцу (искусство связывания), Иккаку рю Дзютте Дзюцу (кинжал с одним коротким зубом) , Синто рю Кендзюцу (искусство меча), Иссин рю Кусаригама (серп и шар на цепи), и Тандзё Дзюцу (короткая палка). Долгое время Синто мусо-рю не было известно за пределами владений Курода, но в 20-м веке Симидзу Такадзи, один из трех мастеров своего поколения, начал преподавать дзё в Токио и таким образом положил начало широкому распространению этого искусства.

Симидзу не только преподавал классический стиль Синто мусо-рю, но и приложил много усилий для создания новых систем приложения техники дзё. В частности, он создал систему обучения японской полиции, а также, по просьбе Всеяпонской федерации кэндо, набор «стандартных» техник сэйтэй, аналогичный сэйтэй иайдо. Этот набор, официально называемый Дзэн Нихон кэндо рэнмэй дзёдо, в организациях, входящих в Международную федерацию кэндо, сейчас изучается в первую очередь.

Технические элементы, из которых состоят ката дзёдо, более разнообразны, чем базовые приемы иайдо. Кроме того, поскольку вся отработка происходит в паре, помимо чисто технических навыков сразу же на первый план выходят такие элементы, как время, расстояние, инициатива и т. д. Чтобы дать возможность начинающему больше внимания уделить отработке кихон, основная техника выделена в качестве отдельных приемов, которые отрабатываются сами по себе.

Все ката выполняются с партнером, вооруженным мечом. Эта практика имеет исторические корни, так как именно меч был основным оружием, с которым можно было столкнуться во времена становления дзёдо. В Синто мусо-рю есть формы, в которых противник (утидати) вооружен коротким мечом или парой дайсё (длинным и коротким вместе), но в сэйтэй он всегда использует только длинный меч.

Инициатива в ката изначально принадлежит утидати. Он либо подходит на расстояние удара к неподвижно стоящему сидати (вооруженному дзё), либо первый начинает обоюдное сближение. Сидати, роль которого сводится в первую очередь к шлифовке изучаемой техники, может уходить из-под атаки, наносить удары и блокировать меч или руки утидати при помощи дзё, все время контролируя расстояние и выбор времени, не давая партнеру полностью завладеть инициативой.

Основные приемы (кихон) в дзёдо могут исполняться как в одиночку (тандоку доса), так и парном варианте (сотай доса). Они включают следующие движения:
1 — хонтэути («удар прямым хватом»)
2 — гякутэути («удар обратным хватом»)
3 — хикиотосиути («сбив и удар»)
4 — каэсидзуки («разворот и колющий удар»)
5 — гякутэдзуки («колющий удар обратным хватом»)
6 — макиотоси («завернуть и сбить»)
7 — курицукэ («закрутить и прижать»)
8 — куриханаси («закрутить и отпустить»)
9 — тайатари («толчок телом»)
10 — цукихадзусиути («уход от укола и удар»)
11 — добарайути («сметание удара в корпус и удар»)
12 — тайхадзусиути («увод тела и удар»)

Ката Дзэн Нихон кэндо рэнмэй дзёдо:
1 — Цукидзуэ («достигающий посох»)
2 — Суйгэцу («солнечное сплетение»)
3 — Хиссагэ («сокрытие»)
4 — Сямэн («удар сбоку в голову»)
5 — Сакан («проникновение слева»)
6 — Мономи («осмотр»)
7 — Касуми («туман»)
8 — Татиотоси («сбив меча»)
9 — Райути («удар молнии»)
10 — Сэйган («прямо в глаза»)
11 — Мидарэдомэ («остановка беспорядка»)
12 — Ранъай («гармония в хаосе»)

Обучение дзёдо начинается с кихон. Такие приемы как удары хонтэути, гякутэути, хикиотосиути и защитные действия курицукэ и тайатари встречаются во многих ката, поэтому их наработка особенно важна. Простые на первый взгляд, они содержат много тонкостей и требуют точности и четкости исполнения, а также полного контроля над дзё. В зависимости от предыдущей подготовки занимающихся активное внимание может уделяться и работе с мечом, но она в любом случае включается в каждую тренировку как часть разминки.

Для изучения ката первым делом используют одиночную отработку. Понять точный выбор времени для действия и дистанции в одиночку нельзя, но для запоминания общей последовательности движений это очень удобно. Традиционно, при парном исполнении роль утидати берет на себя учитель или более опытный ученик, поэтому зачастую к изучению этой роли переходят сравнительно поздно. Однако в больших группах начинающих приходится обе роли изучать одновременно.

Ссылка на основную публикацию