Сиро Сайго | Karate-krs.ru

Сиро Сайго

Сиро Сайго

Сиро Сида — человек величайших природных способностей, ставший одновременно наследником традиций школ Дайто-рю Айки-дзюцу (оно стало известно как Такэда-рю Айки-дзюцу) и Кодокан Дзюдо. В 1882 году он был усыновлен Таномо Сайго и принял имя Сиро Сайго, под которым и стал известен миру. Он был увековечен в литературе как Сансиро Сугата, чемпион по дзюдо — герой романа, который вышел несколько позже и в значительной мере способствовал популяризации движения Дзюдо, которое связывали с именем Дзигоро Кано. Этот весьма актуальный роман был написан внуком Цунэдзиро Томита, одним из лучших учеников профессора Кано. Усыновив Сиро Сайго, Таномо Сайго признал его своим последователем — сыном, который мог бы продолжить традиции школы Дайто-рю Айки-дзюцу. Однако, Сиро присоединился к Дзигоро Кано, возглавив его новое направление — Кодокан Дзюдо, поэтому Таномо Сайго передавал секреты своего мастерства также и несколько эксцентричному Сокаку Такэда, который по прошествии времени оказался наиболее достойным его последователем.

В 14 лет Сиро отправился в Токио, надеясь стать солдатом, но получил отказ, потому что его вес был меньше минимально необходимого. Поэтому он вновь сосредоточился на тренировках по Дзю-дзюцу и быстро создал себе высокую репутацию, которая привлекла внимание Дзигоро Кано — известного преподавателя эпохи реформации. Профессор Кано, который был учеником школ Тенсин Син-ё-рю, Кито-рю и Секи Гути-рю Дзю-дзюцу, разрабатывал на основе этих старых стилей свою собственную систему борьбы без оружия, которую назвал «дзюдо». Система Тенсин Син-ё-рю использовалась в основном Асигару — нижними чинами пехоты феодальных времен, и Тюгэн — кем-то вроде слуг при самураях. Соответственно, она зависела от силы бедер и мощности корпуса в большей степени, чем от опыта и точности движений, в отличие от систем, использовавшижся самураями. Кано уделял большое внимание роли своей системы в образовании и формировании характера. В Сиро Сайго он нашел идеального чемпиона для своего нового движения.

У Сиро Сайго, который занимался Дайто-рю Айки-дзюцу с Таномо Сайго, одним из наиболее выдающихся японских мастеров, были природные способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил пятый дан — высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ дзю-дзюцу он побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-рю, называемого Яма-Араси («Горный вихрь»), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могли встать на ноги.

Дзигоро Кано весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-рю, чтобы доказать превосходство своей собственной системы Дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 году система Кодокан включала около 150 так называемых «приемов», в то время как в Дайто-рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соревнований, которые уменьшили число травм.

Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материалам из жизни Сиро Сайго, что привлек внимание иностранцев. К 1905 году вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе «Дзю-дзюцу мистера Кано», как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что «Японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по научной системе Кано. Обладатель первого дана в старой школе, оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано» (цитировано по «Полному курсу Кано Дзю-дзюцу», авторы Ганкок и Хигаси, опубликованному издательством «G.P.Puthan and Sons» в 1905 году и переизданному в наше время Dover Public Inc., Нью-Йорк). Конечно, не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов — таких как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнований было бы несложно предсказать.

Все же было бы ошибкой слишком критически относиться к профессору Кано, поскольку он достиг больших успехов в области образования и, несмотря ни на что, добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы Дзюдо как основы стандартной системы подготовки японской полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применяться, только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы дзюдока мог захватить его за одежду для выполнения приемов дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.

Случилось так, что Сиро Сайго оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером. Наиболее вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров дзю-дзюцу с борцами сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция.

Несколько храбрых полицейских офицеров, попробовавших вступить в бой, были сброшены группой Сиро Сайго в реку Сумида. Поскольку профессор Кано был главой полицейской школы дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия, и поэтому чтобы избежать их, а возможно и избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго покинул его.

Сиро Сайго умер 23 декабря 1922 года в возрасте 57 лет.

Сиро Сайго относится к одному из так называемых «Четырех хранителей Кодокан дзюдо», внесших значительный вклад в создание дзюдо, он был одним из первых учеников Дзигоро Кано. В 1883 году Дзигоро Кано разделил своих учеников на две группы, создав сферы юданша, в которую вошли ученики, уже имевшие даны, и муданша, для учеников без данов. Сиро Сайго и Цунехиро Томита были первыми, кому был присужден дан юданша, именно этот дан через несколько лет станет прототипом известного черного пояса. Сайго и Томита были первыми в истории дзюдо обладателями черного пояса (да и всех боевых искусств, для которых существует созданная именно Дзигоро Кано система рангов).

Сиро Сайго широко известен благодаря участию в 1886 году в чемпионате столичной полиции Токио, где состязались представители дзюдо и джиу-джитсу с целью определения, какой же из этих боевых искусств более подходит для реального боя. Соревнования проходили с санкции г-на Мишимы, начальника полиции Токио. Дзигоро Кано выставил 15 своих лучших учеников, в том числе Сиро Сайго, против мастеров джиу-джитсу Тоцука-ха Йошин-Рю. Команда бойцов Тоцука состояла из четырех или пяти мастеров джиу-джитсу из других школ, но все внимание было приковано к десяти или около того встречам между Тоцука и Кодокан.

Дзигоро Кано в отношении своих соперников написал так:

«Тоцука Хикосуке считался сильнейшим борцом джиу-джитсу в Эпоху Бакумацу (конец сегуната). После Хикосуке (его сын) Эйми продолжил эту школу и тренировал многих выдающихся борцов джиу-джитсу. . На самом деле, у Тоцука были сильные борцы и не было хвастунов… Когда произносили имя Тоцука, всегда имели в виду величайших мастеров джиу-джитсу той эпохи. На моих собственных учителей Теншин Синье-рю и Кито-рю (джиу-джитсу) оказывалось сильное давление, когда они выступили против мастеров джиу-джитсу Тоцука из школы сегуната Комишо. «

Кодокан выиграл все матчи, кроме одного-двух, которые завершились вничью. Финальный матч был между Сайго и гораздо более могучим и опытным мастером джиу-джитсу, который позже возглавил школу Йошин-рю джиу-джитсу. Это был матч, в котором сошлись два очень разных стиля. Сайго в первые 10 минут матча сильно уступал под натиском жесткой атаки. Зачастую казалось, что Сайго уже побежден, но он всегда ухитрялся приземлиться на ноги, блестяще управляя своим телом. Зрители сравнивали движения Сайго с пластикой очень ловкого кота. Через 10 минут после начала матча Сайго провел контратаку, но она не обеспечила ему полной победы и схватка была продолжена. Примерно на 15-ой минуте матча Сайго отлично выполнил свой фирменный прием Яма Араши, который позволил ему завершить схватку убедительной победой. Прием был проведен с такой силой, что у его противника констатировали сотрясение мозга.

В ходе этого матча впервые стало ясно, что дзюдо во многих отношениях превосходит джиу-джитсу. Впоследствии дзюдо было признано в качестве официального стиля тренировок для слушателей полицейской академии Токио. Это привело к широкому распространению дзюдо в качестве наиболее эффективной формы рукопашного боя в Японии, и стало очевидно, что Дзигоро Кано сумел создать такие методы обучения и технические приемы, которые оказались более эффективными, чем традиционно используемые в джиу-джитсу.

Будучи исключительно талантливым мастером боевых искусств, Сиро Сайго особенно хорошо известен своей сокрушительной техникой яма араши («горный шторм»). Он получил ранг шо-дан по дзюдо в августе 1883 года, ни-дан — в сентябре того же года, достиг уровня йо-дан в августе 1885 года и ранга го-дан в январе 1889 года. Однако позже, в мае 1890 года он покинул Кодокан, в то время, когда Дзигоро Кано был в отъезде.

Сиро Сайго стал кумиром в Японии и прототипом Сугата Сансиро, главного героя романа Томита Цунео (1942 г.), экранизированного в 1943 году и пользовавшегося большой популярностью. Иногда этот фильм Акиры Куросавы называют «Сага о Дзюдо», первый художественный опыт осмысления генезиса дзюдо. Акира Куросава, пожалуй, самый известный из всех Японских режиссеров, снял этот фильм во время Второй мировой войны. Военные цензоры потребовали в фильме много купюр, и, тем не менее, он стал почти документальной хроникой успешной борьбы за признание дзюдо боевым искусством Японии номер один.

Сиро Сайго родился 4 февраля 1866 г. в Айдзу, префектура Вакамацу. Он был третьим сыном Сида Садазиро, самурая клана Айдзу. В 1882 году он переехал в Токио и поступил в Кодокан. В соответствии с правилами Кодокан, в 1884 году он был принят в семью Таномо Сайго, бывшего старшего советника клана Айдзу и взял имя Сиро. В 1888 году он взял себе фамилию Сайго, чтобы продолжить род Сайго, который был под угрозой вымирания в связи со смертью Таномо Сайго. Сиро Сайго скончался в Ономичи, префектура Хиросима в декабре 1922 года.

2. Сайго Сиро, «гений» дзю-до

2. Сайго Сиро, «гений» дзю-до

Его в возрасте 9 лет взял на воспитание выдающийся мастер боевых искусств Сайго Таномо-Чи-камаса, глава клана Айдзу и школы ацки-дзюцу Дайто-рю (стиль Осикиучи). У Сайго Таномо не было сына, пэтому он надеялся вырастить из этого мальчика своего преемника, продолжателя традиций школы. Он даже дал ему свою фамилию. Под руководством мастера Таномо, юный Сиро освоил ряд приемов, которые впоследствии принесли ему и Кодокану всеобщее признание.

Однако в возрасте 13 лет Сиро покинул приемного отца, и поступил в школу дзюгдзюцу Тэнсин-Синъё-рю, где его и заметил спустя два года Кано Дзигоро. Еще через год Сиро уладил конфликт с мастером Сайго Таномо (в чем была суть трений между ними, осталось неизвестным) и даже женился на его дочери (все-таки, рано тогда взрослели: в 15 – 16 лет женились, получали «мэнкё-кай-дэн», становились знаменитыми бойцами!). У Сайго Сиро были исключительные природные способности и огромная физическая сила. В его лице Кано нашел идеального бойца для победы над врагами и конкурентами.

В поединках с представителями различных школ дзю-дзюцу Сайго побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-Рю, называемого яма-араси («горный вихрь»), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не смог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти. Она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могли встать на ноги.

Кано Дзигоро весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-Рю, чтобы показать превосходство своей системы дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 г. система Кодокан включала около 150 так называемых «приемов», в то время как в Дайто-Рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соревнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию дзюдо от уровня боевого искусства (Бу-Дзюцу) до уровня спорта и спектакля на публику.

Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материалам из жизни Сайго Сиро, что привлек внимание иностранцев. К 1905 г. вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе «Дзю-Дзюцу мистера Кано», как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что «японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано». Конечно, не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов – таких, как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнования было бы несложно предсказать.

Если стиль Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-Рю айки-дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ дзю-дзюцу не нарушит традиции й, не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-Рю в исполнении Сайго Сиро.

Все же было бы неправильно слишком критически относиться к Кано, поскольку он достиг больших успехов в области воспитания молодежи и, несмотря ни на что добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы дзюдо как основы стандартной системы физической подготовки в японской школе, полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применятся только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы «дзюдока» мог захватить его за одежду для выполнения приемов дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.

Но самого Кано мало волновало то, что у его стиля было много ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках дзю-дзюцу. Он решал другую задачу.

Случилось так, что в 1891 году Сайго Сиро оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил девятый дан по Кюдо, японскому виду стрельбы из лука, и умер 23 декабря 1922 г. в возрасте 54 лет). Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-Рю было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров дзю-до с борцами сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция. Несколько полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сайго Сиро в реку. Поскольку профессор Кано стал главой полицейской школы дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия. Поэтому чтобы избежать их, а также избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго покинул его.

С отъездом Сайго Сиро из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы оно все больше и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а «жесткое» дзю-до сохранилось в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его превращение из полуэффективного метода борьбы просто в спорт, практически не эффективный в реальном поединке, в котором решающими факторами для победы стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований.

Кроме самого Кано Дзигоро и Сайго Сиро, наибольшую известность получили еще два деятеля дзю-до: Мифунэ Кюдзо (1883 – 1965), обладатель 10-го дана (с 1945 года), прозванный непобедимым. Его ученик, голландец Антон Геессинк стал в 1961 году первым не японцем – чемпионом мира по дзюдо. Второй – это Кавайси Микиносу-кэ (1899 – 1969), работавший тренером в Англии и Франции с 1933 года. Его заслуженно считают «отцом» европейского дзюдо, так как почти все «чёрные пояса» (обладатели степени «дан») европейцы – дзюдоисты до 1947 года были его учениками.

Сиро Сайго — Shiro Saigo

Сайго Сиро
Родившийся 4 февраля 1866
Аидзувакамацу, Япония
умер 22 декабря 1922 (1922-12-22) ( в возрасте 56)
Оригинальное название 西 郷 四郎
Национальность Япония
Стиль Дзюдо , айки-дзюдзюцу
Учитель (ы) Сайго Таномо Дзигоро Кано
Ранг Дзюдо: 6 дан

Сиро Сайго ( 西郷四郎 Сайго Сиро , 4 февраля 1866 — декабрь, 1922) , был одним из первых учеников Дзюдо . Сайго, вместе с Tsunejiro Томита , стал первым в истории дзюдо, удостоенным Shodan основателем дзюдо Дзигоро Кано , который установил систему ранжирования кю-дан . Он был один из Кодокан Shitennō или четыре Хранители Кодокан вместе с Yoshitsugu Ямашита , Sakujiro Екояма и Tsunejiro Томита.

содержание

Ранний период жизни

Сиро Сайго родился в 4 фев 1866 в Aizuwakamatsu , в префектуре Фукусима в Японии , третий сын самурая , Шида Sadajiro. В детстве он обучался в боевом стиле клана Айдзу, называется oshikiuchi .в 1882 г., Сайго переехал в Токио , а в августе того же года он поступил в Кодокан , став Дзигоро Кано второго студента. В 1883 году, наряду с Tsunejiro Томитом , он стал одним из первых двух удостоенных yudansha ранга в любом боевом искусстве. Сам день их окончания, он бы взять на себя задачу Sakujiro Екояма , гораздо тяжелее jujutsuka, и победил его, который переехал Yokoyama присоединиться к школе , а также.

Человек чрезвычайной ловкости, Сиро был известен прозвище «Cat» из — за его мастерство , чтобы приземлиться на его ногу , когда бросил, навык он наблюдаемый в реальных кошках , и что он тренировался, прыгнув со вторым этажом здания. Он был также известен как «Octopus Feet» для его способности , чтобы не потерять почву под ногами. Он выработал собственный метод , называемый «Яма Араши», возможно , связанные с современным дзюдо техники того же самого названия, хотя по Tsunejiro Томита он был потерян после его смерти.

дзюдо проблемы

Сайго был ответственен за ранний всплеск популярности для Кодокан Дзюдо , когда он продемонстрировал свое превосходство, легко побеждая гораздо больше соперника:

« В годы 1885 и 1886 году, первые иностранцы присоединились Ками Niban-чо додзё учиться дзюдо. Среди них были два американских брата назвали Истлэйк. Старец, вес около 100 килограмм, был учитель английского языка, а младшие, гораздо более легким строить, был работником торгового дома. Хотя Сиро Сайго был намного короче и легче, чем старшая Истлейка, Сайго был в состоянии бросить здоровенный американец с большой легкостью. Потому что слово быстро распространилось его господства над большими иностранцами, Сайго стал чем-то знаменитость. Номера дзюдоистов люди, в частности, наибольшее впечатление на зрелище такого маленького человека, так легко бросать гораздо больше противника, так что эксплойты Саих побудили многие других взяться за обучение в дзюдо. Таким образом, благодаря доблести нашей суперзвезды, количество претендентов на членство в Кодокан внезапно выросли. »

Точно так же, Сайго боролись от имени Кодокан в 1884 году, когда трое бойцов Йошин-рю дзюдзюцу школы имени Мацугоро Окуда, Daihachi Итикава и Morikichi Otake пришел вызов своим членам. Как Кано был на данный момент, они только нашли Сиро и его коллег Ёкояма и Tsunejiro Томита, но те решили ответить на вызов сами по себе. Члены Кодокан победили своих противников, с Shiro сбрасывая Окуда трижды , прежде чем закончить его с его Араши яма. Окуда контужен и должны были быть носилки из. Кано не был доволен своим поведением , когда он узнал, думая , что они показали себя слишком рвался в бой, но в любом случае их победы помогли повысить известность Кодокан в Японии.

Сайго также приняли участие в соперничестве Кодокан-Тоцука , участвующих в турнире между Кодокан и филиалом Тоцука из Йошин-рю организовано главным инспектором Michitsune Мисима. Shiro был отсортирован бороться Entaro Коти, гораздо больший jujutsuka. Разница размера была такой , что было сообщено , чтобы выглядеть как матч между ребенком и взрослым. Управление матча, Коти пытался бросить его Харай Госи и учите Mata , но Сайго выскользнул и упал на ногах каждый раз, делая Entaro все более усталым. Сайго затем попытались извлечь выгоду с Томоэ наге , который Entaro заблокирован и попытался вернуться с osoto гари без успеха. Наконец, около 15 минут измученный Entaro оставил себя открытым, и дзюдоист удалось выполнить свою Яма Араши. Несмотря на то, что его голова ударилась о землю, Entaro получил УПТ снова, после чего Сайго забил еще один Яма Араши, разбивая плечо KOCHI и заставить его отказаться от матча. Кодокан выиграл большинство матчей в тот же день, и мастер конкурирующей школы Хидого Totsuka был вынужден хвалить Саий, говоря Кан «Вы действительно замечательный студент.»

После этой победы, губернатор Chiba префектура Мамору Фунакоши лично ездил в додзё Кодокано посещать лекции по методам дзюдоистов в сопровождении ведущих мужчин в Тоцуке Йошин-рит, среди них Хидого Тоцука и Teisuke Нисимуры. После просмотра Сайго выполнить демонстрацию рандори , Totsuka увеличил свои дифирамбы, заявив , что «слово„гений“ , возможно, был создан для кого — то вроде Сиро Сайго.»

Сайго также боролись против Shusaburo Сано, Totsuka jujutsuka , который предположительно был достаточно сильным , чтобы согнуть железные прутья руками и разбить толстые доски с кулаками. Сано перевешивают Shiro 30 кг и обучал специально для борьбы с его техникой Яма Араши. Действительно, он парировал его, бросая Саую вниз и прижав его с его весом, но дзюдоист сбежал и применил удэ-гатамэ , делая jujutsuka сдачи.

Вылет из Кодокан

В 1890 году Сайго был вынужден покинуть Кодокан из — за его участия в уличной драке. По словам источников, пьяная Shiro оспаривали сумотори по имени Araumi, нокаутировав его с броском. Однако, после броска Arauma бы biten ноги Саей, что вызвало потасовку между окружением Широ из дзюдоистов и Araumi — х сумо стабильного. Сайго также атаковали много полицейских , которые пытались разбить его, ранив некоторых из них и даже бросать некоторые другие в близлежащую реку, который получил его в тюрьму , пока Кано не мог получить его. Он удалился в Нагасаки , посвятив остаток своей жизни Kyudo . В знак прощения, однако, Кано уступил ему 6 — й дан после его смерти.

Главный герой в Акира Куросавы «s 1943 режиссерский дебют, Sugata Sanshirō , был основан на Сиро Сайго, фильм, основываясь на романе того же самого имени , написанной сыном Tsunejiro Томиты, Цунэо.

Звезды Дзюдо

(04.02.1866 — 23.12.1922) Один из так называемых «Четырех хранителей Кодокан дзюдо», внесших значительный вклад в создание дзюдо. Сиро Сайго был одним из первых учеников Дзигоро Кано.

Будущий Сиро Сайго родился в семье Сида Садазиро, самурая клана Айдзу. В 1882 году он переехал в Токио и поступил в Кодокан. В соответствии с правилами Кодокан, в 1884 году он был принят в семью бывшего старшего советника клана Айдзу, Таномо Сайго, и взял имя Сиро. Усыновив Сиро, Таномо Сайго признал его своим последователем — сыном, который мог бы продолжить традиции школы Дайто-рю Айки-дзюцу. Однако, Сиро присоединился к Дзигоро Кано, возглавив его новое направление — Кодокан Дзюдо. В 1888 году он взял себе фамилию Сайго, чтобы продолжить род Сайго, который был под угрозой вымирания в связи со смертью Таномо Сайго.

Обучение дзюдо в Кодокане

В 14 лет Сиро отправился в Токио, надеясь стать солдатом, но получил отказ, потому что его вес был меньше минимально необходимого. Поэтому он вновь сосредоточился на тренировках по Дзю-дзюцу и быстро создал себе хорошую репутацию, которая привлекла внимание Дзигоро Кано. В Сиро Сайго Кано нашел идеального чемпиона для своего нового движения. У него были природные способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил пятый дан — высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ дзю-дзюцу он побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-рю, называемого Яма Араши («Горный вихрь»), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могли встать на ноги.

Победа Сайго на чемпионате дзюдо против джиу-джитсу

Сиро Сайго широко известен благодаря участию в 1886 году в чемпионате столичной полиции Токио, где состязались представители Дзюдо и джиу-джитсу с целью определения, какой же из этих боевых искусств более подходит для реального боя. Дзигоро Кано выставил 15 своих лучших учеников, в том числе Сиро Сайго. Кодокан выиграл все матчи, кроме одного-двух, которые завершились вничью. Финальный матч был между Сайго и гораздо более могучим и опытным мастером джиу-джитсу.

Это был матч, в котором сошлись два очень разных стиля. Сайго в первые 10 минут матча сильно уступал под натиском жесткой атаки. Зачастую казалось, что Сайго уже побежден, но он всегда ухитрялся приземлиться на ноги, блестяще управляя своим телом. Зрители сравнивали движения Сайго с пластикой очень ловкого кота. Через 10 минут после начала матча Сайго провел контратаку, но она не обеспечила ему полной победы и схватка была продолжена. Примерно на 15-ой минуте матча Сайго отлично выполнил свой фирменный прием Яма Араши, который позволил ему завершить схватку убедительной победой. Прием был проведен с такой силой, что у его противника констатировали сотрясение мозга.

В ходе этого матча впервые стало ясно, что дзюдо во многих отношениях превосходит джиу-джитсу. Впоследствии дзюдо было признано в качестве официального стиля тренировок для слушателей полицейской академии Токио. Это привело к широкому распространению дзюдо в качестве наиболее эффективной формы рукопашного боя в Японии, и стало очевидно, что Дзигоро Кано сумел создать такие методы обучения и технические приемы, которые оказались более эффективными, чем традиционно используемые в джиу-джитсу.

Кумир Японии и герой романа

Сиро Сайго стал кумиром в Японии и был увековечен в литературе как прототип героя романа «Сугата Сансиро» (автор — Томита Цунео), чемпиона по дзюдо. На основе романа режиссером Акирой Куросава в 1943 году был создан фильм «Гений дзюдо», который порой также называют «Сагой о Дзюдо». Он стал почти документальной хроникой успешной борьбы за признание дзюдо боевым искусством Японии номер один. Статья про фильм «Гений дзюдо» на wikipedia

Уход из Кодокана

Однажды, во время отъезда Дзигоро Кано в Европу, Сиро Сайго и еще нескольких мастеров дзю-дзюцу столкнулись в конфликте с борцами сумо, Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция. Несколько храбрых полицейских офицеров, попробовавших вступить в бой, были сброшены группой Сиро Сайго в реку. Поскольку профессор Кано был главой полицейской школы дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия, и поэтому чтобы избежать их, а возможно и избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго покинул его. Вскоре он переехал в Южную Японию, где в дальнейшем работал репортером.

Bookitut.ru

2. Сайго Сиро, «гений» дзю-до

Его в возрасте 9 лет взял на воспитание выдающийся мастер боевых искусств Сайго Таномо-Чи-камаса, глава клана Айдзу и школы ацки-дзюцу Дайто-рю (стиль Осикиучи). У Сайго Таномо не было сына, пэтому он надеялся вырастить из этого мальчика своего преемника, продолжателя традиций школы. Он даже дал ему свою фамилию. Под руководством мастера Таномо, юный Сиро освоил ряд приемов, которые впоследствии принесли ему и Кодокану всеобщее признание.

Однако в возрасте 13 лет Сиро покинул приемного отца, и поступил в школу дзюгдзюцу Тэнсин-Синъё-рю, где его и заметил спустя два года Кано Дзигоро. Еще через год Сиро уладил конфликт с мастером Сайго Таномо (в чем была суть трений между ними, осталось неизвестным) и даже женился на его дочери (все-таки, рано тогда взрослели: в 15 – 16 лет женились, получали «мэнкё-кай-дэн», становились знаменитыми бойцами!). У Сайго Сиро были исключительные природные способности и огромная физическая сила. В его лице Кано нашел идеального бойца для победы над врагами и конкурентами.

В поединках с представителями различных школ дзю-дзюцу Сайго побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-Рю, называемого яма-араси («горный вихрь»), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не смог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти. Она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могли встать на ноги.

Кано Дзигоро весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-Рю, чтобы показать превосходство своей системы дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 г. система Кодокан включала около 150 так называемых «приемов», в то время как в Дайто-Рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соревнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию дзюдо от уровня боевого искусства (Бу-Дзюцу) до уровня спорта и спектакля на публику.

Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материалам из жизни Сайго Сиро, что привлек внимание иностранцев. К 1905 г. вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе «Дзю-Дзюцу мистера Кано», как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что «японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано». Конечно, не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов – таких, как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнования было бы несложно предсказать.

Если стиль Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-Рю айки-дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ дзю-дзюцу не нарушит традиции й, не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-Рю в исполнении Сайго Сиро.

Все же было бы неправильно слишком критически относиться к Кано, поскольку он достиг больших успехов в области воспитания молодежи и, несмотря ни на что добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы дзюдо как основы стандартной системы физической подготовки в японской школе, полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применятся только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы «дзюдока» мог захватить его за одежду для выполнения приемов дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.

Но самого Кано мало волновало то, что у его стиля было много ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках дзю-дзюцу. Он решал другую задачу.

Случилось так, что в 1891 году Сайго Сиро оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил девятый дан по Кюдо, японскому виду стрельбы из лука, и умер 23 декабря 1922 г. в возрасте 54 лет). Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-Рю было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров дзю-до с борцами сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция. Несколько полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сайго Сиро в реку. Поскольку профессор Кано стал главой полицейской школы дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия. Поэтому чтобы избежать их, а также избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго покинул его.

С отъездом Сайго Сиро из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы оно все больше и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а «жесткое» дзю-до сохранилось в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его превращение из полуэффективного метода борьбы просто в спорт, практически не эффективный в реальном поединке, в котором решающими факторами для победы стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований.

Кроме самого Кано Дзигоро и Сайго Сиро, наибольшую известность получили еще два деятеля дзю-до: Мифунэ Кюдзо (1883 – 1965), обладатель 10-го дана (с 1945 года), прозванный непобедимым. Его ученик, голландец Антон Геессинк стал в 1961 году первым не японцем – чемпионом мира по дзюдо. Второй – это Кавайси Микиносу-кэ (1899 – 1969), работавший тренером в Англии и Франции с 1933 года. Его заслуженно считают «отцом» европейского дзюдо, так как почти все «чёрные пояса» (обладатели степени «дан») европейцы – дзюдоисты до 1947 года были его учениками.

Сиро Сайго

2. Сайго Сиро, «гений» дзю-до

Его в возрасте 9 лет взял на воспитание выдающийся мастер боевых искусств Сайго Таномо-Чи-камаса, глава клана Айдзу и школы ацки-дзюцу Дайто-рю (стиль Осикиучи). У Сайго Таномо не было сына, пэтому он надеялся вырастить из этого мальчика своего преемника, продолжателя традиций школы. Он даже дал ему свою фамилию. Под руководством мастера Таномо, юный Сиро освоил ряд приемов, которые впоследствии принесли ему и Кодокану всеобщее признание.

Однако в возрасте 13 лет Сиро покинул приемного отца, и поступил в школу дзюгдзюцу Тэнсин-Синъё-рю, где его и заметил спустя два года Кано Дзигоро. Еще через год Сиро уладил конфликт с мастером Сайго Таномо (в чем была суть трений между ними, осталось неизвестным) и даже женился на его дочери (все-таки, рано тогда взрослели: в 15 – 16 лет женились, получали «мэнкё-кай-дэн», становились знаменитыми бойцами!). У Сайго Сиро были исключительные природные способности и огромная физическая сила. В его лице Кано нашел идеального бойца для победы над врагами и конкурентами.

В поединках с представителями различных школ дзю-дзюцу Сайго побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-Рю, называемого яма-араси («горный вихрь»), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не смог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти. Она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могли встать на ноги.

Кано Дзигоро весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-Рю, чтобы показать превосходство своей системы дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 г. система Кодокан включала около 150 так называемых «приемов», в то время как в Дайто-Рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соревнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию дзюдо от уровня боевого искусства (Бу-Дзюцу) до уровня спорта и спектакля на публику.

Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материалам из жизни Сайго Сиро, что привлек внимание иностранцев. К 1905 г. вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе «Дзю-Дзюцу мистера Кано», как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что «японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано». Конечно, не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов – таких, как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнования было бы несложно предсказать.

Если стиль Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-Рю айки-дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ дзю-дзюцу не нарушит традиции й, не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-Рю в исполнении Сайго Сиро.

Все же было бы неправильно слишком критически относиться к Кано, поскольку он достиг больших успехов в области воспитания молодежи и, несмотря ни на что добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы дзюдо как основы стандартной системы физической подготовки в японской школе, полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применятся только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы «дзюдока» мог захватить его за одежду для выполнения приемов дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.

Но самого Кано мало волновало то, что у его стиля было много ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках дзю-дзюцу. Он решал другую задачу.

Случилось так, что в 1891 году Сайго Сиро оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил девятый дан по Кюдо, японскому виду стрельбы из лука, и умер 23 декабря 1922 г. в возрасте 54 лет). Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-Рю было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров дзю-до с борцами сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция. Несколько полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сайго Сиро в реку. Поскольку профессор Кано стал главой полицейской школы дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия. Поэтому чтобы избежать их, а также избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго покинул его.

С отъездом Сайго Сиро из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы оно все больше и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а «жесткое» дзю-до сохранилось в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его превращение из полуэффективного метода борьбы просто в спорт, практически не эффективный в реальном поединке, в котором решающими факторами для победы стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований.

Кроме самого Кано Дзигоро и Сайго Сиро, наибольшую известность получили еще два деятеля дзю-до: Мифунэ Кюдзо (1883 – 1965), обладатель 10-го дана (с 1945 года), прозванный непобедимым. Его ученик, голландец Антон Геессинк стал в 1961 году первым не японцем – чемпионом мира по дзюдо. Второй – это Кавайси Микиносу-кэ (1899 – 1969), работавший тренером в Англии и Франции с 1933 года. Его заслуженно считают «отцом» европейского дзюдо, так как почти все «чёрные пояса» (обладатели степени «дан») европейцы – дзюдоисты до 1947 года были его учениками.

Сайго, Сиро

Сиро Сайго
西郷四郎
Дата рождения 4 февраля1866 ( 1866-02-04 )
Место рождения Айзувакамацу, Япония
Дата смерти 22 декабря1922 ( 1922-12-22 ) (56 лет)
Место смерти
  • Ономити , Хиросима , Япония
Гражданство
Прозвище Кот
Школа Кодокан
Стиль дзюдо, дзю-дзюцу
Учителя Сайго Таномо, Дзигоро Кано
Степень мастерства Дзюдо: мастер, 6-й дан
Медиафайлы на Викискладе

Сиро Сайго (4 февраля 1866 — 22 декабря 1922) — мастер боевых искусств, один из первых учеников дзюдо. Сайго вместе с Цунэдзиро Томитой стал первым, кто получил степень сёдан от основателя дзюдо Дзигоро Кано.

Содержание

Ранние годы

Сиро Сайго родился 4 февраля 1866 года в Айзувакамацу, в префектуре Фукусима, Япония. Он был третьим сыном самурая Сида Сададзиро. В возрасте трёх лет, спасаясь от войны Босин, переехал в город Цугава (ныне город Ага в префектуре Ниигата). В детстве он обучался боевому стилю клана Айдзу.

В 1882 году Сайго приехал в Токио, а в августе того же года он поступил в Кодокан, став вторым учеником Дзигоро Кано. В 1883 году вдвоём с Цунэдзиро Томитой удостоился звания юданся. В тот же день, когда они закончили учебу, он принял вызов Сакудзиро Ёкоямы, намного более тяжелого мастера дзю-дзюцу, и победил его, что побудило Ёкояму (будущего великого дзюдоку) присоединиться к школе. Человек с сильной маневренностью, Сиро был известен под прозвищем «Кот» из-за его умения приземляться на ноги при броске, навыка, который он наблюдал у настоящих кошек, и того, что он тренировался, спрыгивая со второго этажа здания. Он разработал личную технику под названием яма араси [1] . Возможно, она была связана с техникой дзюдо яма араси, хотя Цунэдзиро Томита считал, что личная техника была потеряна после его смерти.

Поединки в дзюдо

Особенностью Сайго было умение побеждать гораздо более массивных противников. Это обеспечило ранний всплеск популярности Кодокан дзюдо. В 1884 Сайго прославился победой над мастером Ёсин-рю дзю-дзюцу Мацугоро Окудой, проведя три удачных броска и завершив серию «фирменным» приёмом яма араси.

Сайго также участвовал в турнире между Кодоканом и школой Тоцука, относившейся к Ёсин-рю дзю-дзюцу. Ему достался существенно более крупный противник – Энтаро Кочи. Энтаро Кочи превосходил оппонента в начале матча, но Сиро ускользал от него, а при бросках неизменно приземлялся на ноги. Энтаро постепенно устал и оставил брешь в своей защите. Сиро Сайго дважды смог выполнить свой приём яма араси. В результате первого броска Энтаро Кочи получил сотрясение мозга, а второй приём закончился для мастера дзю-дзюцу переломом плеча.

После этой победы Мамору Фунакоси, губернатор префектуры Тиба, лично отправился в Кодокан додзё, чтобы принять участие в лекции по дзюдо, в сопровождении ведущих мастеров школы Тоцука Ёсин-рю. После того, как Сайго продемонстрировал рандори, гости из школы Тоцука вознесли ему хвалу, назвав его гением.

Кроме того, Сайго сразился с Шусабуро Суно из школы Тоцука, который был славен умением гнуть железные пруты руками и разбивать толстые доски кулаками. Сано был тяжелее оппонента на 30 килограммов и специально тренировался, чтобы противостоять приёму яма араси. Ему это удалось: он бросил Сайго и связал своим весом, но дзюдока избежал поражения, использовал приём удэ-гатамэ и вынудил Суно сдаться.

Уход из Кодокана

В 1890 году Сайго был вынужден покинуть Кодокан из-за его причастности к уличной драке. Согласно источникам, пьяный Сиро бросил вызов борцу сумо по имени Арауми, выбив его броском. После того, как Арауми укусил ногу Сайго, началась драка между сторонниками Сиро и Арауми. Сайго также подрался с полицией: некоторых полицейских, которые попытались его усмирить, он ранил, а некоторых других даже бросил в близлежащую реку. Тем не менее, его посадили в тюрьму, откуда его вызволил Дзигоро Кано. После этого инцидента Сайго удалился в Нагасаки, посвятив большую часть времени кюдо. Однако после смерти Сайго, в знак примирения, Дзигоро Кано присвоил ему 6-й дан [2] .

В искусстве

Сиро Сайго стал прототипом Сугаты Сансиро, главного героя фильма Гений дзюдо.

Сайго, Сиро

Сиро Сайго
西郷四郎
Дата рождения 4 февраля1866 ( 1866-02-04 )
Место рождения Айзувакамацу , Япония
Дата смерти 22 декабря1922 ( 1922-12-22 ) (56 лет)
Место смерти
  • Ономити , Хиросима , Япония
Гражданство
Прозвище Кот
Школа Кодокан
Стиль дзюдо, дзю-дзюцу
Учителя Сайго Таномо , Дзигоро Кано
Степень мастерства Дзюдо: мастер, 6-й дан
Медиафайлы на Викискладе

Сиро Сайго (4 февраля 1866 — 22 декабря 1922) — мастер боевых искусств, один из первых учеников дзюдо. Сайго вместе с Цунэдзиро Томитой стал первым, кто получил степень сёдан от основателя дзюдо Дзигоро Кано.

Ранние годы

Сиро Сайго родился 4 февраля 1866 года в Айзувакамацу, в префектуре Фукусима, Япония. Он был третьим сыном самурая Сида Сададзиро. В возрасте трёх лет, спасаясь от войны Босин, переехал в город Цугава (ныне город Ага в префектуре Ниигата). В детстве он обучался боевому стилю клана Айдзу.

В 1882 году Сайго приехал в Токио, а в августе того же года он поступил в Кодокан, став вторым учеником Дзигоро Кано. В 1883 году вдвоём с Цунэдзиро Томитой удостоился звания юданся. В тот же день, когда они закончили учебу, он принял вызов Сакудзиро Ёкоямы, намного более тяжелого мастера дзю-дзюцу, и победил его, что побудило Ёкояму (будущего великого дзюдоку) присоединиться к школе. Человек с сильной маневренностью, Сиро был известен под прозвищем «Кот» из-за его умения приземляться на ноги при броске, навыка, который он наблюдал у настоящих кошек, и того, что он тренировался, спрыгивая со второго этажа здания. Он разработал личную технику под названием яма араси [1] . Возможно, она была связана с техникой дзюдо яма араси, хотя Цунэдзиро Томита считал, что личная техника была потеряна после его смерти.

Поединки в дзюдо

Особенностью Сайго было умение побеждать гораздо более массивных противников. Это обеспечило ранний всплеск популярности Кодокан дзюдо. В 1884 Сайго прославился победой над мастером Ёсин-рю дзю-дзюцу Мацугоро Окудой, проведя три удачных броска и завершив серию «фирменным» приёмом яма араси.

Сайго также участвовал в турнире между Кодоканом и школой Тоцука, относившейся к Ёсин-рю дзю-дзюцу. Ему достался существенно более крупный противник – Энтаро Кочи. Энтаро Кочи превосходил оппонента в начале матча, но Сиро ускользал от него, а при бросках неизменно приземлялся на ноги. Энтаро постепенно устал и оставил брешь в своей защите. Сиро Сайго дважды смог выполнить свой приём яма араси. В результате первого броска Энтаро Кочи получил сотрясение мозга, а второй приём закончился для мастера дзю-дзюцу переломом плеча.

После этой победы Мамору Фунакоси, губернатор префектуры Тиба, лично отправился в Кодокан додзё, чтобы принять участие в лекции по дзюдо, в сопровождении ведущих мастеров школы Тоцука Ёсин-рю. После того, как Сайго продемонстрировал рандори, гости из школы Тоцука вознесли ему хвалу, назвав его гением.

Кроме того, Сайго сразился с Шусабуро Суно из школы Тоцука, который был славен умением гнуть железные пруты руками и разбивать толстые доски кулаками. Сано был тяжелее оппонента на 30 килограммов и специально тренировался, чтобы противостоять приёму яма араси. Ему это удалось: он бросил Сайго и связал своим весом, но дзюдока избежал поражения, использовал приём удэ-гатамэ и вынудил Суно сдаться.

Уход из Кодокана

В 1890 году Сайго был вынужден покинуть Кодокан из-за его причастности к уличной драке. Согласно источникам, пьяный Сиро бросил вызов борцу сумо по имени Арауми, выбив его броском. После того, как Арауми укусил ногу Сайго, началась драка между сторонниками Сиро и Арауми. Сайго также подрался с полицией: некоторых полицейских, которые попытались его усмирить, он ранил, а некоторых других даже бросил в близлежащую реку. Тем не менее, его посадили в тюрьму, откуда его вызволил Дзигоро Кано. После этого инцидента Сайго удалился в Нагасаки, посвятив большую часть времени кюдо. Однако после смерти Сайго, в знак примирения, Дзигоро Кано присвоил ему 6-й дан [2] .

Сиро Сайго стал прототипом Сугаты Сансиро, главного героя фильма Гений дзюдо.

Глава 4. Другим замечательным учеником Таномо Сайго был Сиро Сида — человек величайших природных способностей

Читайте также:

  1. Http://informachina.ru/biblioteca/29-ukraina-rossiya-puti-v-buduschee.html . Там есть глава, специально посвященная импортозамещению и защите отечественного производителя.
  2. III. KAPITEL. Von den Engeln. Глава III. Об Ангелах
  3. III. KAPITEL. Von den zwei Naturen. Gegen die Monophysiten. Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов
  4. Taken: , 1Глава 4.
  5. Taken: , 1Глава 6.
  6. VI. KAPITEL. Vom Himmel. Глава VI. О небе
  7. VIII. KAPITEL. Von der heiligen Dreieinigkeit. Глава VIII. О Святой Троице
  8. VIII. KAPITEL. Von der Luft und den Winden. Глава VIII. О воздухе и ветрах
  9. X. KAPITEL. Von der Erde und dem, was sie hervorgebracht. Глава X. О земле и о том, что из нее
  10. XI. KAPITEL. Vom Paradies. Глава XI. О рае
  11. XII. KAPITEL. Vom Menschen. Глава XII. О человеке
  12. XIV. KAPITEL. Von der Traurigkeit. Глава XIV. О неудовольствии

Сиро Сайго
1867-1922

Другим замечательным учеником Таномо Сайго был Сиро Сида — человек величайших природных способностей, ставший одновременно наследником традиций школ Дайто-рю Айки-дзюцу (оно стало известно как Такэда-рю Айки-дзюцу) и Кодокан Дзюдо. В 1882 году он был усыновлен Таномо Сайго и принял имя Сиро Сайго, под которым и стал известен миру. Он был увековечен в литературе как Сансиро Сугата, чемпион по дзюдо — герой романа, который вышел несколько позже и в значительной мере способствовал популяризации движения Дзюдо, которое связывали с именем Дзигоро Кано. Этот весьма актуальный роман был написан внуком Цунэдзиро Томита, одним из лучших учеников профессора Кано. Усыновив Сиро Сайго, Таномо Сайго признал его своим последователем — сыном, который мог бы продолжить традиции школы Дайто-рю Айки-дзюцу. Однако, Сиро присоединился к Дзигоро Кано, возглавив его новое направление — Кодокан Дзюдо, поэтому Таномо Сайго передавал секреты своего мастерства также и несколько эксцентричному Сокаку Такэда, который по прошествии времени оказался наиболее достойным его последователем.

В 14 лет Сиро отправился в Токио, надеясь стать солдатом, но получил отказ, потому что его вес был меньше минимально необходимого. Поэтому он вновь сосредоточился на тренировках по Дзю-дзюцу и быстро создал себе высокую репутацию, которая привлекла внимание Дзигоро Кано — известного преподавателя эпохи реформации. Профессор Кано, который был учеником школ Тенсин Син-ё-рю, Кито-рю и Секи Гути-рю Дзю-дзюцу, разрабатывал на основе этих старых стилей свою собственную систему борьбы без оружия, которую назвал «дзюдо». (Система Тенсин Син-ё-рю использовалась в основном Асигару — нижними чинами пехоты феодальных времен, и Тюгэн — кем-то вроде слуг при самураях. Соответственно, она зависела от силы бедер и мощности корпуса в большей степени, чем от опыта и точности движений, в отличие от систем, использовавшижся самураями. Современное дзюдо явно это демонстрирует и в действительности придает излишнее значение этому преобладанию грубой силы.) Кано уделял большое внимание роли своей системы в образовании и формировании характера. Его, однако, мало волновало то, что у его стиля было много ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках Дзю-дзюцу. В Сиро Сайго он нашел идеального чемпиона для своего нового движения.

У Сиро Сайго, который занимался Дайто-рю Айки-дзюцу с Таномо Сайго, одним из наиболее выдающихся японских мастеров, были природные способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил пятый дан — высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ дзю-дзюцу он побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-рю, называемого Яма-Араси («Горный вихрь»), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могло втсать на ноги.

Дзигоро Кано весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-рю, чтобы доказать превосходство своей собственной системы Дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 году система Кодокан включала около 150 так называемых «приемов», в то время как в Дайто-рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соремнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию Лзюдо от уровня боевого искусства (Бу-дзюцу) к системе изучения боевого искусства (Будо), и далее, наконец, до уровня спорта и спектакля на публику.

Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материала из жизни Сиро Сайго, что привлек внимание иностранцев. К 1905 году вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе «Дзю-дзюцу мистера Кано», как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что «Японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано» (цитировано по «Полному курсу Кано Дзю-дзюцу», авторы Ганкок и Хигаси, опубликованному издательством «G.P.Puthan and Sons» в 1905 году и переизданному в наше время Dover Public Inc., Нью-Йорк). Конечно не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов — таких как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнований было бы несложно предсказать.

Если стиль профессора Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-рю Айки-дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ Дзю-дзюцу не нарушит традиции и не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-рю в исполнении Сиро Сайго.

Во всяком случае, многие из так называемых «Ко-рю» — старых школ Дзю-дзюцу — были вовсе не старыми, а включали группы тех, кто перенял искусство после исчезновения класса самураев несколько десятилетий назад. Хотя многих из них учили самураи, старавшиеся выжить в трудное время эпохи Реставрации Мэйдзи, в основном они были дилетантами, не имевшими опыта поединков и работы с оружием.

Все же было бы ошибкой слишком критически относиться к профессору Кано, поскольку он достиг больших успехов в области оразования и, несмотря ни на что, добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы Дзюдо как основы стандартной системы подготовки японской полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применяться только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы дзюдока бог захватить его за одежду для выполнения приемов дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.

Случилось так, что Сиро Сайго оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил девятый дан — ханси — по кюдо, и умер 23 декабря 1922 года в возрасте 57 лет). Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-рю было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров дзю-дзюцу с борцами сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция.

К сожалению, несколько храбрых полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сиро Сайго в реку Сумида. Поскольку профессор Кано был главой полицейской школы дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия, и поэтому чтобы избежать их, а возможно и избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго временно покинул его.

С отъездом Сиро Сайго из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы дзюдо все больше и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а «жесткое» дзюдо сохранилось только в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его превращение из полуэффективного метода борьбы (формы будо) просто в спорт, практически неэффективный в реальном поединке, в котором решающими для победы факторами стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Ссылка на основную публикацию