Синъицюань | Karate-krs.ru

Синъицюань

Синъицюань

Синъицюань в дословном традиционном переводе означает как «кулак формы и воли». Еще синъи можно перевести как «проявленная воля» или «воплощенное намерение».

Синъицюань сложился в 18 веке в провинциях Шаньси, Хэбэй и Хэнань. Эти провинции были торговым и банковским центром средневекового Китая, через них проходило множество торговых и караванных путей. Стиль формировался как стиль для охранников караванов и банков, телохранителей и проч., в которых, понятное дело, именно там была большая нужда. Требовалась боевая эффективность, в т.ч. и при работе с традиционным длинным оружием, и при работе без оружия, и относительная простота приемов – поскольку готовить бойцов нужно было быстро.

В синъицюань, в отличие от многих других стилей ушу, до настоящего времени «боевая составляющая» не просто сохранилась, но и составляет обязательную часть подготовки. С формальной стороны дела – существуют одиночные и парные комплексы, без оружия и с оружием (копье, меч-цзянь, меч-дао, палка-гунь), разной степени сложности.

Стиль можно разделить на пять основных направлений: синьицюань семьи Дай (линия Дай Лунбана), синьилюхэцюань (линия Ма Сюэли), «хэнаньский» синьицюань, «хэбэйский» синъицюань (идущий от Лю Циланя и Го Юньшэня – учеников Ли Лонэна провинции Хэбэй), «шансийский» синъицюань (идущий от Сун Шижуна и Че Ичжая – учеников Ли Лонэна провинции Шаньси). Все стили, относящиеся к синъи/синьи/синьилюхэ/люхэсиньи/цюань, построены на одних и тех же внутренних принципах. Но при полной тождественности «внутренней сути» внешние формы и базовая техника заметно разнятся между направлениями.Синъицюань отличают простые, экономичные и вместе с тем весьма эффективные в практическом применении приемы. Внешне стиль кажется несложным, однако он заслуженно считается одним из самых сложных стилей китайского ушу. Синъицюань многослоен. Для того, кто начинает изучать его как средство самозащиты, он выглядит крайне жестким и жестоким. Боевые техники предполагают безжалостное подавление любой агрессии. Однако постепенно, по мере того, как внешняя работа сменяется внутренней, приходит понимание того, что жесткость синъи — это лишь наружная, видимая форма, а ее внутреннее наполнение — мягкость, текучесть, расслабление тела и покой сознания, при которых только и возможна мгновенная и адекватная реакция на действие противника.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперед, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперед второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью.

Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи), дереву — пробивающее движение (бэн), воде — буравящее движение снизу вверх (цзуань), огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (пао), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн). Поначалу бывает сложно понять, что это не набор базовых приемов, а пять разных принципов внутреннего построения движения, пять типов «выброса усилия». На основе этих принципов строится весь многообразный технический арсенал синъицюань. По представлениям традиционной китайской медицины движения, соответствующие «пяти первостихиям» синъицюань, связаны с определенными каналы и внутренними органами человека. Практикуя их, мы гармонизируем и стабилизируем работу организма, восстанавливаем энергетический баланс, увеличиваем энергетический потенциал. С этим в значительной степени связан и мощный оздоровительный эффект синъицюань. Ни одна система цигун (как и синъицюань) не лечит болезни — она только мобилизует те силы организма, за счет которых можно вылечиться.

«Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. Чтобы выжить в мире жестокости и насилия, животные, начиная с рождения, вынуждены развивать в себе качества, позволяющие им защищаться от других животных и прочих природных опасностей. Все дикие животные обладают подобными инстинктами и чувствами, позволяющие им охотиться и вести борьбу за выживание. Эти способности требуют физической силы, природного, основанного на инстинктах и интуиции сознания и подвижного, настороженного духа. Тигру нужны не только сильное тело и когти, но и дух, заставляющий остальных животных его бояться. Мы, люди, утратили большую часть этих природных инстинктов, чувств и боевых способностей, сохранившихся в животных. Чтобы возродить эти способности в целях защиты мастера боевых искусств древности прибегли к имитации боевой техники и духа животных, так появились Шиэрсин («Формы двенадцати животных»). В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орел, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

Также в синъицюань на определенных этапах обучения изучаются различные комплексы форм: «усин лянь хуань цюань (соединенная техника пяти первоэлементов)», «цза ши чуй (техника совмещенных ударов)», «сы ба» (техника четырех соединений), «Ба Ши» (Техника восьми поз), «Ши Эр Хун Чуй» (техника 12-и поперечных ударов), «Ба Цзы Гун» (работа восьми знаков), «Син И Цзу Хэ Цюань». Парные без оружия: «саньшоупао», «аньшэньпао» (пушечный удары, сохраняющие тело). С традиционным оружием: комплекс с саблей «Лю Хэ Дао», «Лянь Хуань Гунь» (объединенная техника шеста).

Тактика и стратегия стиля

Основная боевая позиция в синъи – сантиши. Синъи стиль контратакующий основанный на применении вертикального круга, а динамика заточена для боя на близкой дистанции. Усилия взрывные, короткие. Основа — вход на короткую дистанцию с одновременным накатыванием. То есть даже если вы видите атаку – это реакция на действия противника, опережающего его инициативу.

Внутреннии концепции:
1. Отказ от формы, атака-защита в одном движении
2. Сначала шаг — затем удар
3. Неразрывность дыхания-движения.
4. Сверхскорость — мелкие движения ногами дают более быстрые движения руками.
5. Наполнение – опустошение.
6. Прилипание – всверливание.
7. На одну руку противника — две своих.
8. Движения из дань тянь.
9. Концепция пустоты.
10. Пульсация

Синъицюань. Что же делает мастеров этого вида ушу настолько сильными?

Ушу уверенно набирает популярность, но многообразие различных стилей этого единоборства не перестает вызывать почтение и удивление. Ведь видов ушу действительно очень много, и у каждого своя история, свои легенды, свои мастера. И, конечно же, свои характерные особенности. Про каждый из них можно говорить часами, но мы начнем с малого — с обзоров. А на повестке дня у нас сегодня красивое и загадочное слово «синъицюань».

С китайского «синъицюань«(Син-и, синъи) переводится как «кулак формы и намерения». Хотя раньше это название также переводили как «кулак движения и намерения». Т.е. для этого стиля ушу важна как форма движения, так и его волевая наполненность, поэтому перевод «кулак оформленной воли» тоже встречается, пусть и немного реже.

Есть несколько версий формирования данного стиля. Одна из легенд говорит о том, что синъицюань произошел благодаря Бодхихарме(первый патриарх Шаолиня). Но похожие истории ходят и про множество других стилей, радикально отличающихся друг от друга. И ни одна из них не имеет весомых доказательств, и поэтому больше похожа на выдумку, чем на реальный факт.

Другие источники утверждают, что создателем данного стиля является Чжань Саньфэну (святой даос). Но и ему в этом плане везет не первый раз. Т.к. ему также нередко приписывают подобное авторство. Причем, опять же, в стилях, которые кардинально отличаются во многих аспектах.

На данный момент большинство людей, изучающих историю ушу, все таки сошлись во мнении о том, что синъицюань в XVII веке был образован Цзи Лунфэн из провинции Шаньси. Легенда гласит, что Цзи Цзикэ, которого прозвали Лун Фэн, был однажды в горах Чжуннань и там от мастера, так и оставшегося неизвестным, получил книгу Юэ Фэя. Хотя некоторые считают, что Цзи Лунфэн создал новый стиль абсолютно самостоятельно, основываясь на приемах с копьем, которыми он владел великолепно.

Вообще синъицюань с самого начала окружен легендами. И это касается не только его происхождения. Например, одна из легенд рассказывает о том, что когда мастер синъицюань Го Юньшэнь был в Пекине, он вызвал на поединок Дун Хайчуань, создателя багуачжан. Сражались они два дня, и, по одной версии, признали ничью, по другой — победил Хайчуань. Но потом мастера побратались, а их ученики решили, что все, кто изучает стиль багуа, свободно может изучать синъицюань и наоборот. Этот договор действует и сейчас.

Безусловно, в синъицюань есть свои отличительные черты. К примеру, можно вспомнить про «усинцюань», который в переводе означает «кулак пяти первостихий», и представляет собой основу стиля синъицюань. Пять первостихий в данном контексте — это вода, земля, огонь, металл и дерево. И каждый из пяти «кулаков первоэлементов» напрямую связан с работой организма человека. Так что, изучая и практикуя один из «кулаков» можно подлечить почки, а другой поможет укрепить печень.»Поперечный кулак» отвечает за селезенку, под шефством «пушечного кулака» находится сердце, а легкие контролирует «рубящий кулак».

Однажды про этот стиль ушу мастер Го Юньшэнь сказал:»Тут кроме саньтиши можно ничего больше и не изучать». Стойка «саньтиши» в синъицюань считается базовой. Изучающие синъицюань должны уметь медитировать в этой позе до тридцати минут, хотя некоторые тратят на это больше времени, доходя до одного часа. Так как эта стойка является вертикальной, а медитация подразумевает неподвижность, то после определенного количества тренировок тело спортсмена приобретает огромную силу.

Также одной из особенностей синъицюань являются сильнейшие пробивные удары. Но и сражаются мастера синъицюань не кулаками, а ладонями или фалангами пальцев.

Помимо этого, важной частью синъицюань является шиерсин, что означает «формы двенадцати животных». В некоторых школах изучают все двенадцать форм(обезьяна, лошадь, крокодил,тигр, дракон, ласточка, петух, ястреб, орел, птица Тай, медведь и змея), в некоторых — ограничиваются десятью (дикий гусь, дракон, ястреб, тигр, обезьяна, петух, орел,кот, змея и лошадь). Каждому животному соответствует от небольшой связки движений до целого комплекса.

В синъицюань есть и свои особые правила тренировок. Считается, что каждый удар нужно отрабатывать не только очень тщательно, но и в семи различных вариантах — для семи уровней его нанесения:влево, вправо, вперед, назад, в середину, вверх и вниз. Большинство атак в синъицюань направлены на какую-либо их болевых точек и начинаются с передвижения, а удары наносятся с короткой дистанции. Все движения резки, почти молниеносны, а главное — осуществляются с огромной силой. Поэтому синъицюань считают одним из довольно жестоких стилей. Хотя великие мастера синъицюань обладали не только огромной силой и ловкостью, но и высокой духовностью. Так что жестокость синъицюань — утверждение весьма относительное. Стоит чуть глубже изучить истории мастеров этого стиля, таких как Ли Фэйюй (Лонэн), Лю Цилань,Гао Чжэньдун и другие, и станет ясно, что очень многое зависит не только от вида ушу, но и от самого человека.


+7 (926) 231-57-22

+7 (926) 757-15-39

Москва, ул.Марксистская, 34 к4 (м.Таганская / Пролетарская)

Наша рассылка

Начало занятий в новых группах

11-ое сентября — первое занятие во взрослых группах по традиционному ушу и Тайцзи цюань. 16-ое сентября — начало занятий в детско-подростковой группе по ушу.

Курс «Основы цигун»

1-го июня начнутся занятий в мини-группе по курсу «Основы цигун». Присоединяйтесь!

Лекция-беседа на тему «Три учения: фундамент китайской культуры»

Приглашаем всех желающих на лекцию-беседу, 22-го февраля, с 19.00 в зале школы. Ведущий — Александр Житомирский. Вход свободный.

Китайская каллиграфия. Открытый урок

24-го февраля в школе состоится открытый урок по каллиграфии. 13.00 — 14.30. Вход свободный. Подробности. Добро пожаловать!

Первое занятие в группе Тайцзи цигун

4-го февраля (понедельник) будет первое занятие в новой группе. Начало в 19.00. Участие бесплатное. Приходите знакомиться!

Синъицюань

Освоение стиля Синъицюань в нашей школе начинается с базового курса «Работа над основами». Это не потеря времени, а методическая необходимость. К группе можно присоединиться.

История стиля Синъицюань

Синъицюань (кит. 形意拳) – «Кулак формы и воли» (вар. Синьицюань – 心意拳 – «Кулак сердца и воли»). История возникновения этого стиля ушу как обычно овеяна легендами и теряется в веках. Одна из версий называет автором Синьицюань «бородатого варвара» Дамо (Бодхидхарма, легендарный индус, первый патриарх буддийской школы Чань, обосновавшийся в Шаолиньском монастыре в VI в.н.э.). В трактатах, приписываемых Дамо (но написанных, естественно, в гораздо более поздние времена), рассматривается тема, которая, разумеется, не могла не подниматься в ходе серьезных рассуждений о боевом искусстве, а именно взаимодействие сердца-синь и воли-и. Под сердцем имеется в виду не физический орган человеческого тела, а эмоциональный ум или душа (хотя такая аналогия терминов подходит с натяжкой), местом которых китайцы традиционно считали область сердца. Воля-и – это та часть сознания, которая отвечает за волевые импульсы, без которых не может быть произведено ни одно действие. Этим же словом обозначается и замысел, идея, мысль. Сердце-синь и воля-и составляют первую пару из фундаментального принципа шести взаимосоответствий (люхэ, кит. 六合), который является центральным теоретическим постулатом в практике Синьицюань. Сторонники версии авторства Дамо подкрепляют ее и тем, что один из базовых шаолиньских стилей называется Синьиба – «связки приемов сердца и мысли», — хотя техника этих связок не похожа даже на самые старые и редкие направления Синьицюань. В целом эта версия не выдерживает никакой критики.

Другая легенда связывает возникновение Синьицюань с именем Юэ Фэя, знаменитого генерала эпохи Южная Сун (XIII в.н.э.). Будучи прекрасным воином, Юэ Фэй оставил потомкам трактат, в котором описывает принципы эффективного боевого искусства, по сути, собственного личного опыта в ушу. Действительно, многое из его слов может быть отнесено к Синьицюань, однако, эти слова успешно могут подойти и к характеристике большинства других стилей ушу.

Наиболее достоверная история происхождения Синьицюань связана с человеком по имени Цзи Цзикэ, жившим в XVII – начале XVIII вв. по прозвищу Лунфэн, «Дракон-феникс». Каким именно ушу занимался Лунфэн достоверно не известно. Истории описывают его как замечательного мастера копья. И действительно, влияние этого инструмента, «короля длинного оружия», как его называли, очень заметно проявлено в рукопашной технике Синьицюань. Лунфэн сформулировал шесть принципов своего искусства – это шаги петуха, поясница дракона, медвежьи плечи и руки, хватка орла, тигриное охватывание головы и громоподобное взрывное усилие удара. При жизни мастера его техника называлась кулак Цзи, а в дальнейшем за ней закрепилось название Синьи люхэ цюань, что переводится как «кулак сердца и воли шести координаций».

К середине XIX века Ли Лонэн, мастер, получивший непосредственную передачу по линии Цзи Лунфэна, систематизировал этот стиль, а также дал ему новое название, в котором иероглиф 心 (синь) «сердце» был заменен на 形 (син) «форма». Школа стала называться не Синьицюань, а Синъицюань, «Кулак формы и воли» (в русском языке эти слова практически не отличаются, особенно при произнесении, а в китайском они и звучат по-разному и значение имеют разное). Смысл в это название вкладывается следующий: волевое начало мгновенно переводит практикующего из стадии восприятия и правильной оценки ситуации к действию, воплощающемуся в конкретных формах.

Линия передачи традиции Синъицюань

Сейчас существует три основных направления Синъицюань: Шаньсийское и Хэбэйское, очень похожие друг на друга, точно родные братья, и несколько особняком стоящая Хэнаньская ветвь, которая называется Синьи люхэ цюань или просто Люхэ цюань и передается традиционно в мусульманской общине.

В школе боевых искусств «Уцзимэнь» преподается Хэбэйское направление Синъицюань, переданное мастером Чэнь Цзие. Мастер Чэнь – ученик выдающегося мастера Багуачжан и Синъицюань Лю Баочана (1891–1979 гг.), унаследовавшего традиции боевого искусства от легендарного Ли Цуньи. На сегодняшний день, Чэнь Цзие яляется одним из представителей восьмого поколения мастеров стиля Синъи:

Для практикующих Синъицюань органичным продолжением и возможностью обретения более высокого уровня мастерства может быть техника Дин Цзы Багуачжан. Она, в свою очередь, предполагает обязательное изучение основ Синъицюань в качестве базы.

О технике Синъицюань. Три стадии обучения

Некоторые особенности техники Синъицюань

Изначально техника Синъицюань, по-видимому, состояла из так называемых «десяти форм» (шисин), которые соответствовали десяти животным. В дальнейшем для удобства освоения материала в школе выкристализовалось то, что теперь считается базой и осваивается на первых этапах практики – раздел Усин цюань, «удары пяти стихий», — а количество «животных» форм выросло до двенадцати (шиэрсин). Усин, пять основных техник – пи (рубящая ладонь или кулак), бэн (пробивающий кулак), цзуань (буравящий), пао (взрывающийся) и хэн (поперечный) – соответствуют металлу, дереву, воде, огню и почве. Эти пять техник в сущности являются пятью разновидностями усилия-цзинь, которые соотносятся друг с другом, подобно стихиям, по принципу взаимопорождения и преодоления.

Принцип шести координаций «Люхэ»

Принцип люхэ (六合) — принцип «шести взаимосоответствий» — составляет одну из основ техники Синъицюань. Три из этих взаимосоответствий внешние, то есть относятся к правильному выстраиванию формы тела, а три внутренние, подразумевающие правильную работу сознания.

  • Кисти должны быть правильно скоординированы со стопами;
  • Локти должны соотноситься с коленями;
  • Плечи должны быть расположены в соответствии с положением бедер.
  • Сердце-синь (心) направляет работу мысли/воли-и (意);
  • Мысль-и ведет внутреннюю энергию ци (气);
  • Внутренняя энергия ци определяет проявления физической силы-ли (力).

Синъицюань

СИНЪИЦЮАНЬ — ВОПЛОЩЕННАЯ ВОЛЯ

…Искусство синьицюань – это в действительности наука избавления от недугов,
продление жизни и совершенствования себя. Это путь кулачного искусства, принцип
взращивания ци и совершенствования тела, обладающий точными
доказательствами и имеющий эффект, подобный приему эликсира бессмертных…

Мастер Сунь Сюй

Синъицюань – один из трех самых известных «внутренних» стилей традиционного ушу. Три иероглифа, составляющие его название: «син», «и», «цюань» – на русский можно перевести несколькими способам: «кулак формы и воли», «воля, явленная в кулачном искусстве», «стиль воплощенного намерения».

Формы синъицюань просты и понятны, действия стремительны, ритм четкий, приемы компактные, твердость и мягкость взаимоуравновешены, все ведет к гармонии и целостности. Занятия синъицюань дают ощущение бодрости и энергии, развивают и тело и сознание, и внутренние силы и силу мышц. И молодые и пожилые, и мужчины и женщины, и верующие и атеисты, и китайцы и европейцы, и здоровьем сильные и здоровьем слабые – все могут практиковать синъицюань и достигать хороших результатов. Многоаспектность, представленная в компактной форме, позволит каждому найти в этом стиле что-то своё.

Для тех, кому интересны боевые практики: синъицюань – практичный и высокоэффективный стиль, недаром именно его в XVIII-XIX вв. предпочитали охранники торговых караванов и личные телохранители, а в наши дни его приемы осваивают полицейские и сотрудники спецслужб Китая.

Для тех, кому интересны медитативные практики: синъицюань – это не только боевые действия, но и постижение «внутреннего искусства» – нэйгун или цигун. Нэйгун – это и искусство управления энергии ци, и тренировка сознания, умение регулировать свой волевой импульс. «Внутреннее искусство» является важнейшей составной частью синъицюань.

Для тех, кому интересны оздоровительные практики: в Китае давно известно о мощном оздоровительном эффекте, который дают регулярные занятия синьицюань. Движения из раздела «пять первостихий» сегодня используются при лечении заболеваний печени, почек, легких. Синъицюань нередко начинают заниматься и после 30, когда ни о каких активных занятиях спортом, казалось бы, уже не может идти и речи, а Мастера синъицюань и в 70-80 лет демонстрируют чудеса владения своим телом, реакции, силы и скорости.

Для тех, кому интересны культурологические практики: «истинную традицию» невозможно передавать без знания языка и культуры Китая, задающих специфику китайского мышления и мировосприятия. В китайском понимании человек «растянут» между двумя недостижимыми полюсами: тем, кем он «никогда не был», и кем он «еще не бывал». Тогда кто же он, в каком он времени, где он? Весьма актуальные вопросы для европейского мышления…

Однако, независимо от первоначальных интересов и выбранного направления, «чем дальше в лес», тем яснее ученик начинает осознавать, что все эти направления принадлежат единому Пути. Осваивая конкретные боевые действия – удары и блоки, подходы и отходы, броски и захваты, – человек учится владеть своим телом, контролировать дыхание (цигун), управлять сознанием и энергией ци, т.е. постигает «внутреннее искусство» управления собой – нэйгун. Постижение «искусства управления собой» продолжается в «искусстве быть другим». Осознанно воспроизводя в формах движения других живых существ и вбирая в себя их внутреннюю суть, человек таким образом постигает истинную природу всего сущего на земле и учится понимать другого. Умение понимать, или, как принято говорить, «слышать» другого важно не только для победы в поединке. Умение вслушиваться в окружающее – это первый шаг к построению гармоничных отношений с миром, к «следованию общему потоку мироздания» – к тому, что в Китае принято обозначать известным словом «гунфу» (дословно – «мастерство»). Сформировавшийся в XVII веке, синъицюань и сегодня остается уникальным средством гармонизации и оздоровления и тела, и души, и сознания.

Ученики школы имеют возможность проходить аттестации и получать наставления у самых известных мастеров традиционного синъицюань в современном Китае.

В ходе занятий синъицюань в нашей школе изучают:

Синъицюань

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 821
  • КНИГИ 582 592
  • СЕРИИ 21 619
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 408

«Я десять лет ждал, прежде чем смог опубликовать эту книгу, — говорил нам мастер Сунь Сюй, торжественно вручая две книги из только-только полученных от издательства авторских экземпляров. — Мой учитель считал, что публиковать подобные техники, которые всегда считались «закрытыми», — нельзя». «Но как же тогда книга оказалась напечатанной?» — осторожно поинтересовались мы. «Учитель умер несколько лет назад, — спокойно сказал Сунь, — спрашивать стало не у кого. Теперь решения принимаю я — а я считаю, что искусство синъицюань может быть безвозвратно утрачено, если мы не начнем публиковать подобные книги. ».

Три иероглифа, составляющие название стиля «синъицюань», на русский можно перевести несколькими способам: «кулак формы и волн», «воля, явленная в кулачном искусстве», «стиль воплощенного намерения». Синъицюань — один из древнейших стилей традиционного ушу, сформировавшийся в первой половине XVII века. Он отличался простотой и эффективностью, быстротой в нападении и защите, собранными и концентрированными ударами.

Легендарным основателем и «небесным покровителем» синъицюань называют военачальника эпохи Сун по имени Юэ Фэй. Историю его жизни, военных побед и гибели по навету предателей знает любой китаец. В «небесной канцелярии» Юэ Фэй — адъютант бога войны Гуань Юя (тоже, кстати, исторический персонаж, знаменитый военачальник эпохи Трое- царствия). Стратег и военный наставник, Юэ Фэй учил, что победу в бою обеспечивает «следование волению Неба», тем самым обозначив один из важнейших принципов синъицюань.

Реальным основателем стиля считается Цзи Цикэ, живший в середине XVIII века в провинции Шаньси. Он происходил из зажиточной семьи, был образованным человеком, служил армейским наставником по военному делу и славился на всю округу своим бесподобным владением копьем. Легенды утверждают, что он был человеком высочайших духовных достоинств, владел искусством врачевания и даосской наукой «пестования жизненности». В горах Нуннаншань, в кумирне Юэ Фея, Цзи Цикэ мистическим образом обретает древние трактаты по боевому искусству и, постигнув их учение, создает новый стиль, перенеся принципы боя с копьем на кулачное искусство. С технической стороны в его основе лежат методы боя с копьем, а с теоретически-философской — даосская схема пяти первостихий. По представлениям даосизма, весь мир состоит из пяти первостихий: металл, дерево, вода, огонь, земля, которые, взаимодействуя между собой, рождают все бесчисленное множество вещей, в том числе и самого человека. В синъицюань каждому из этих элементов соответствует один прием. Например, элементу «металл» соответствует рубящий удар ладонью или кулаком, который называется пи. Второе движение, бэн — прямой удар вперед — соответствует дереву. Буравящий удар цзуань соотносится с водой. Пао, или «взрывающаяся хлопушка» — это удар одной рукой с одновременным блоком другой это огонь. Хэн — «отводящий», или «диагональный», удар — соответствует элементу «земля». Традиционные комплексы синъицюань строились по имевшимся в даосизме схемам взаимодействия пяти первостихий: «взаимопорождения», «взаимоподавления», «взаимодействия». Таким образом, выполняя любой комплекс синъицюань, мы словно воспроизводим рождение и развитие мироздания.

Синъицюань построен очень логично и имеет четкую структуру. Изучение начинается с раздела усинцюань (пяти первостихий) — основополагающего для всей практики синъицюань. Формы «пяти первостихий» позволяют освоить основные принципы стиля и постичь суть мастерства. Пять элементов синъицюань (пицюань, бэнцюань, цзуаньцюань, паоцюань, хэнцюань) соответствуют пяти первостихиям учения инь-ян (металл, дерево, вода, огонь, земля). «Внутри»> человека пять первостихий соответствуют пяти внутренним органам, «снаружи» — пяти органам чувств. Традиционная китайская медицина строится научении об инь-ян и пяти первостихиях; считается, что восстановление баланса между ними излечивает болезни. Именно «пять первостихий» старинные трактаты и тексты называли важнейшим, что есть в синъицюань. Следующий раздел называется шиэрсинцюань, «12 форм (животных)». В практике шиэрсинцюань мы учимся воплощать образ действий других живых существ и тем самым осваиваем способы внутренних трансформаций. Шиэрсинцюань и усинцюань взаимосвязаны. В усинцюань осваиваются типы усилий — это методы достижения мастерства; в шиэрсинцюань осваиваются способы воплощения всего сущего на земле — это средства достижения высшей цели.

Однако за приемами и движениями синъицюань скрывается намного более глубокий смысл, чем обучение кулачному бою. Осваивая конкретные приемы нападения и защиты, человек учится владеть своим телом, контролировать дыхание, управлять сознанием. Синъицюань — это не только боевые действия — удары и блоки, но и постижение «внутреннего искусства» — нэйгун или цигун. Нэйгун — это и искусство управления энергии ци, и тренировка сознания, умение регулировать свой волевой импульс. «Внутреннее искусство» является важнейшей составной частью синъицюань. Постепенно, учась управлять собственными энергетическими ресурсами, боец переходит от использования физической силы к применению импульса, идущего изнутри тела. Сами движения весьма просты, но, поскольку они непосредственно связаны с дыхательной практикой и управлением сознанием, то синъицюань можно практиковать не только как боевое искусство, но и как уникальный метод физического воспитания и укрепления здоровья. Умение побеждать в синъицюань неотделимо от умения понимать, «слышать» своего противника. Л умение вслушиваться в окружающее — это первый шаг к построению гармоничных отношений с миром, к «следованию общему потоку мироздания» — к тому, что в Китае называется «гунфу». Синъицюань, формировавшийся прежде всего как боевая система, оказался уникальным средством гармонизации и оздоровления и тела, и души, и сознания.

Ушу конкретно и практично: это боевые приемы для нападения и защиты, разделенные на отдельные формы и собранные во взаимоувязанные комплексы, упражнения для тренировки силы, ловкости, гибкости, выносливости, техники правильного дыхания, расслабления и сосредоточения. И акробатические трюки шаолиньцюань, и плавные, текучие движения тайцзицюань, и быстрые, резкие движения синъцюань, при всей их внешней несхожести, решают одни и те же задачи — «укрепляют жизненные силы организма» и учат, как защищать организм от любых неблагоприятных воздействии, в том числе и от прямого физического насилия. Но, помимо этого «внешнего» содержания, в ушу всегда присутствовало «высшее мастерство» — «гунфу». Оно считалось сакральным, а способы его достижения были священной тайной школы. Неудивительно, что каждая школа стремилась скрыть от посторонних свою сокровенные корни, истинные приемы практики.

Освоение синъицюань с древних времен подразделяли на три этапа, каждый соответствовал одному из применяемых типов усилий: светлому, темному, изменчивому. Первый этап практики синъицюань (светлое усилие) считался общедоступным, именно он рассматривается в современных книгах по кулачному искусству, однако в большинстве из них сводится к чисто техническому описанию основных движений. Однако, после того как практикующий запомнит и выучит движения в канонических формах и комплексах, он должен осмыслить их, понять, что такое целостное движение и целостная передача усилия, научиться расслабляться и применять прямое, жесткое усилие. Эта часть практики обычно не рассматривается в современных пособиях. Методы тренировок на втором и третьем этапах в прежние времена преподавались только внутри клана, «за закрытыми воротами». Оберегая секреты «истинного мастерства», учителя предшествующих поколений не передавали его людям «внешним» и строго отбирали тех, кто достоин обучения. Даже принадлежности к клану могло быть недостаточно — далеко не всех учеников «внутренних ворот» обучали высшим ступеням мастерства.

Синъицюань

Синъицюань (кит. 形意拳) – один из трех «внутренних» стилей ушу*, который по праву считается самым «жестким» из них.

Его название можно перевести как «кулак формы и воли» (или «формы и намерения»). Таким образом, само название указывает на две важнейшие составные части синъицюань: «кулак пяти первостихий» («усин цюань» — соответствует «воле» или «намерению») и «кулак двенадцати животных» («шиэр син» — соответствует «форме» или «движению»).

Синъицюань имеет немало общего с тайцзицюань и багуачжан, эти стили взаимно дополняют друг друга, однако же, он имеет и собственные, уникальные черты.

В синъицюань формы простые и понятные, действия стремительные, ритм четкий, приемы компактные, твердость и мягкость взаимоуравновешены. Его боевая тактика – прямолинейность, вход в атаку по кратчайшему расстоянию, скоростные передвижения и удары, подобны волнам, обрушивающимся на скалы. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жёсткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

Направление синъицюань, изучаемое в нашей федерации, называется «шаньси сунши синъицюань». Это одно из редких направлений синъицюань, практикуемое в Китае. В Пекине всего несколько человек продолжают изучать и практиковать этот стиль. Нашим учителем по синъицюань является мастер Коу Зунь Пэн , которому перешли знания от его деда Хо Ца Чжу (ученика известнейшего мастера синъицюань Сун Шичжуна**). Благодаря семейной преемственности эта линия синъицюань еще сохранена.

Чаще всего в шаньсийских направлениях синъицюань встречается лишь десять животных, в то время как в «шаньси сунши синъицюань» их двенадцать, как впрочем, и в большинстве хэбэйских направлений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух (курица), ястреб, ласточка, змея, птица Тай (Феникс), орёл, и медведь.

В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трёх-пяти повторяющихся движений, выполняющихся как правило в обе стороны симметрично, а в шаньсийских направлениях — каждому животному соответствуют целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений.

Этапы освоения (разделы) синъицюань:

  1. Основным видом наработки начального уровня является стояние в позиции «саньтиши».
  2. Следующим базовым элементом (разделом) синъицюань являются «усин цюань» т.н. «кулак пяти первостихий»:
    • рубящий кулак (пи цюань)
    • буравящий кулак (цзуань цюань)
    • пробивающий кулак (пэн цюань)
    • пушечный кулак (пао цюань)
    • поперечный кулак (хэн цюань)
  3. После освоения «саньтиши» и «усин цюань», занимающийся переходит к изучению «двенадцати форм животных» (шиэр син).
  4. После изучения «двенадцати форм» можно изучать комплексы «смешанных форм», состоящих из движений «кулаков пяти первостихий» и «двенадцати форм животных».
  5. Следующим уровнем освоения стиля является изучение восьми типов усилий («наработки восьми иероглифов»), которых не было в «кулаках пяти первостихий» и «двенадцати формах животных».
  6. После освоения восьми типов усилий, можно приступать к изучению комплексов «смешанных форм» с наработками восьми иероглифов («типов усилий»).

Для удобства освоения стиля мастерами синъицюань были разработаны комплексы движений (таолу), в процессе отработки которых занимающийся может не только лучше освоить сами движения, но и овладеть вариантами перехода от одного движения к другому, от одного типа выброса усилия к другому типу выброса усилия.

Кроме того, имеются парные комплексы (дуйлянь), которые отрабатываются двумя (или более) занимающимися одновременно. В парных комплексах занимающиеся изучают варианты применения техник в атаке и защите.

В синъицюань изучается техника боя такими классическими видами китайского оружия как: копье (цян), сабля (дао), меч (цзянь) и палка (гунь). Методика овладения оружия точно такая же, как и методика овладения техникой боя без оружия: с каждым видом оружия существуют базовые движения, соотносящиеся с пятью первоэлементами.

*Внутренние стили ушу: тайцзицюань, синъицюань и багуачжан.

** Сун Шичжун (1849-1927)

Родом из Пекина. Смолоду любил кулачное искусство и китайские шашки вэйци, а также смотреть театральные представления. Изучал хуацюань (расцветающий кулак). В 17 лет с отцом переехал в провинцию Шаньси, зарабатывал на жизнь починкой часов. Там он познакомился с учителем Ли Лонэном, попросился к нему в ученики и стал день и ночь с великим усердием заниматься в его школе. По прошествии более десятка лет он в совершенстве освоил как «пять первостихий», так и «двенадцать звериных форм». Говорят, что когда он исполнял «форму змеи», то скручивался так, что правой рукой хватал пятку левой ноги, а сам весь свертывался в клубок словно змея. Исполняя «форму ласточки» он прыгал по-птичьи на целый чжан. Выполняя фигуру «кошка лезет на дерево» он мог пройтись ногами по отвесной стене. На его занятия ушу приходили посмотреть множество людей, и он никого не прогонял. Еще он был знаменит тем, что мог одним ударом свалить с ног любого силача. Автор рукописи «Трактат о внутренней силе».

Синъицюань

Синъицюань ( 形意拳 «Кулак Формы и Воли»)

Название переводится как «кулак формы и намерения/воли» (раньше иногда вместо иероглифа «форма» писали омонимичный иероглиф «двигаться», то есть получался «кулак движения и намерения»). В этом названии «зашифрованы» две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «намерению») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме» или «движению»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

Согласно легендам история стиля Синъи возводится к самому генералу Юэ Фэю, что вызывает недоверие многих исследователей, так как в Китае существует несколько стилей приписывамых Юэ Фэю, но тем не менее друг на друга совершенно не похожих.

Другая легенда приписывают происхождение стиля первому партиарху Шаолиня — Бодхидхарме, но в эта легенда не имеет убедительных доказательств. Тем более, что легенду о происхождении из монастрыря Шаолинь имеется у сотен совершенно непохожих друг на друга стилей, и большая часть этих стилей (как и Синъицюань) не имеет доказательств подобного происхождения.

Третья легенда приписывает авторство стиля уже не буддийскому патриарху, а святому даосу Чжань Санфэну с гор Удан. Что характерно, ему часто приписывают все внутренние стили, имеющие довольно сходные методы тренировок при кардинально различающейся внешней форме. Так что возможно, что действительно методы тренировок в Синъицюань происходят из даосских монастырей в горах Удан (необязательно от самого Чжань Саньфэна, но из мест, где он жил). Однако внешняя форма, которая в отличие от других внутренних стилей является жёсткой, а не мягкой — явно с Удан не связанна.

Задокументированная история стиля Синъицюань начинается в XVII веке с Цзи Цикэ по прозвищу Лун Фэн — «Вихрь Дракон» (известный также как Цзи Лунфэн), к который по легенде в горах Чжуннань получил от неизвестного мастера книгу Юэ Фэя — «ясную — по мысли, драгоценную — по содержанию». По другой версии стиль был создан самим Цзи Цикэ на основе приёмов с копьём.
Однако и авторство Цзи Цикэ, тоже ставится под сомнение некоторыми критиками. Они указывают как на то, что Цзи Цикэ был известен как «чудесное копьё», а не «чудесный кулак», так и на то, что история, рассказывающая о том, что Цао Цзиу учился Синъицюань у Цзи Цикэ, держится лишь на словах самого Цао Цзиу, называвшего себя — единственным учеником (и преемником) Цзи Цикэ. И уже Цао Цзиу — называется основателем Синъицюань. В качестве учеников Цао Цзиу упоминаются Ма Сюэли, Дай Лубан и Цзи Шоу. Причём, во всех версиях Ма Сюэли упоминается в качестве ученика Цао Цзиу, а вот с Дай Лубан и Цзи Шоу — не всё так ясно. По некоторым версиям Дай Лубан считается учеником не Цао Цзиу, а Ма Сюэли, в то время как Цзи Шоу часто не упоминается вообще. И если Ма Сюэли учил множество учеников, а Цзи Шоу написал книгу, то Дай Лубан развивал стиль в качестве внутреннего стиля семьи Дай и обучил только своего сына — Дай Вэньсюн]. Тем не менее стиль через семью Дай попал к Ли Лубану с прозвищами Фэй Юй — «Летящий Пух» и Нэн Жэнь — «Умелый» (известный также как Ли Фэйюй и Ли Нэнжэнь), сыгравшим очень важную роль в развитии и систематизации Синъицюань, а также обучившему множество прославленных учеников.

Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первоэлементов: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение (ПИ), дереву — пробивающее движение (БЭН), воде — буравящее движение снизу вверх (ЦЗУАНЬ), огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (ПАО), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (ХЭН).

Пи
Движение может выполняться как на левую, так и на правую стороны, как под левый, так и под правый шаг. В классических текстах это движение называют «главой пяти первостихий, подобным топору, с духом рубки».
Бэн
При этом методе выполняются попеременные мощные удары кулаками прямо вперёд. Используется усилие всего тела, скоординированное с перемещением. В классических текстах говорится: «обрушивающий удар подобен стреле, выстреливаемой в цель».
Цзуань
Ноги работают также, как и при пи, но руки по очереди совершают буравящие движения. Это очень мощная техника — классические тексты гласят: «цзуань подобен удару молнии».
Пао
Ноги шагают по синусоиде. Руки действуют одновременно: одна совершает блокирующее движение, другая наносит удар кулаком.
Хэн
Перемещение похоже на пао, руки наносят удары вперёд с одновременным движением изнутри наружу.

Существует также форма «Пять первоэлементов, выполняемых вместе» — Wu Xihg Lien Huan Quan.

«Ши эр син» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трех-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений.Ши Эр Син («Двенадцать животных») — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орел и медведь.

Long
Лун син («форма дракона»)
От дракона взяты большие поднимания и большие опускания, сгибания и распрямления.
Hu
Ху син («форма тигра»)
От тигра взяты энергия и мастерство, с которыми он набрасывается на добычу.
He
Хоу син («форма обезьяны»)
«Форма обезьяны» служит для тренировки ловкости. Существуют разные способы тренировки формы обезьяны: есть варианты с выполнением движений по прямой линии, есть варианты с более сложными перемещениями; однако везде требуется ловкость и быстрота.
Ma
Ма син («форма лошади»)
Идея формы лошади — неистово мчащийся вперёд табун лошадей, нет такой преграды которую бы они не снесли; она служит для тренировки скорости.
To
То син («форма аллигатора»)
Китайский аллигатор Alligator sinensis обитает в долине реки Янцзы. Идея формы — плывущий в воде аллигатор, извивающийся между волнами.
Ji
Цзи син («форма петуха»)
Форма петуха служит для тренировки храбрости. Идеей формы является бойцовский петух.
Yio
Яо син («форма ястреба»)
Здесь имеется в виду ястреб-перепелятник, который хоть и мал телом, но ловкостью и отвагой превосходит многих.
Yien
Янь син («форма ласточки»)
Форма ласточки тренирует проворство.
She
Шэ син («форма змеи»)
При тренировке формы змеи следует овладевать ловкостью как у змеиного тела, которое может как сгибаться, так и распрямляться, как обвиваться, так и завиваться, быть как мягким, так и твёрдым.
Tai
Тай син («форма птицы Тай»)
Птица Тай — мифическое существо, которое может взмывать в беспредельную высь и оттуда неожиданно обрушиваться на землю.
Ying
Ин син («форма орла»)
Форма орла в синъицюань заимствует ту искусность, с которой орёл хватает добычу.
Xiong
Сюн син («форма медведя»)
Для формы медведя взяты такие особенности поведения этого животного, как сила раскачивания тела и размахивания лапами, усилие вытягивания шеи и упирания макушкой.
Инсюн хэянь («совместная практика форм орла и медведя»)
Вариант тренировки двух последних форм — дело в том, что записанные вместе названия «орёл» и «медведь» звучат точно так же, как слово «герой» («инсюн»), поэтому считается, что такая тренировка демонстрирует истинно богатырский дух. При данном методе тренировки движения из формы орла и формы медведя чередуют друг с другом в непрерывной последовательности.
Tai Ma De
Формы «Тай» и «лошадь», выполняемые вместе
Long Hu De
Формы «дракон» и «тигр», выполняемые вместе

ИСТОРИЯ СИНЪИЦЮАНЬ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

ЗНАКОМСТВО С СИНЪИЦЮАНЬ

«Путь синъицюань заключен в устранении болезней и продлении жизни но, прежде всего — в науке пестования Дао».

Мастер Бай Сиюань, ХIХ в.

«Синъицюань» переводится как «Кулак формы и воли» и символизирует единство внешнего и внутреннего в человеке. «Воля человека следует прежде его формы», «В середине человека живет его волевой импульс, а в приемах ушу он обретает форму», говорили мастера этого стиля.

Синъицюань — один из самых известных и в то же время практически закрытых стилей китайского ушу. Он считается одним из наиболее сложных и комплексных стилей Вместе с тайцзицюань и багуачжан его относят к стилям «внутренней семьи» благодаря детально разработанной системе «внутреннего искусства». Боевой, оздоровительный и духовно-философский аспекты здесь слиты, а боевые методы являются формой передачи духовного учения, истоки которого лежат в древнейших мистических системах Китая. В целостном виде синъицюань считается элитарным стилем, но многие оздоровительные упражнения из этого стиля, например методы дыхания, самомассажа, психотренинга сегодня активно используются в китайской медицине. Рациональная система тренировки позволяет начинать занятия в любом возрасте независимо от физической формы. Постепенно приходит не только крепость мышц, но и очищение души. Как сказали бы сами китайцы, «приходят трансформации духа». Мастер Сунь Лутан, исходя из собственного опыта занятий синъицюань, как-то заметил: «Путь кулачного искусства требует лишь упорной тренировки собственного тела для устранения болезней и обретения долголетия».

ИСТОРИЯ СИНЪИЦЮАНЬ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В любом силе ушу традиция относит его истоки к глубокой древности, хотя исторически возникновение стилей ушу начинается с XVI-XVII вв. Синъицюань складывается первым из «внутренних» стилей — к концу XVII — началу XVIII вв., а к XIX в. начинает осознаваться не только как стиль реального боя, но и как учение о духовном становлении человека. Традиционная история синъицюань стремится в первую очередь передать «духовный посыл», внутреннюю суть стиля, его метаисторические корни и нередко пренебрегает исторической достоверностью с удивительной для европейца легкостью. Так, подчеркивая родство синъицюань с древней даосской философией, в числе основателей стиля легенды называют Лао-цзы (VI-IV вв. до н.э.), который говорил об обретении через Дао «истинности» действия, движения, формы. Мастерство — гунфу — связывается с прозрением собственной внутренней природы путем даосских способов активной медитации, поэтому еще одним основателем синъицюань считается легендарный Чжан Саньфэн (более известный как создатель тайцзицюань) — даосский алхимик XIII в., «пестовавший Дао» в горах Удань и достигший бессмертия.

Самое известное (особенно за пределами Китая) предание — о Бодхидхарме (Пути Дамо), который передал свое учение о срединном пути самовоспитания на основе медитации монахам Шаолиньского монастыря. Один из первых комплексов Дамо носил название синьицюань, т.е. «мастерство сердца и воли (синьи)». Тот факт, что Дамо не имел отношения к боевым искусствам и, вероятнее всего, никогда не был в Шаолине, не важен для легенды. Она продолжает жить, поскольку утверждает генетическую связь ушу с учением чань-буддизма, как одним из важнейших для Китая методов проникновения в глубины метафизической реальности.

Еще одна мировоззренческая концепция, легшая в основу «внутренних стилей» — неоконфуцианство (XIII в.) Неоконфуцианство связывает просветление с обретением высшего мастерства (гунфу) через практическую, профессиональную деятельность. Таким образом, можно достичь сакральных внутренних глубин, «услышать волю Неба», занимаясь, например, боем с копьем. «Следование воле Неба» отчетливо просматривается в истории Юэ Фэя (XIII в.), знаменитого воина, генерала, вся жизнь которого, в соответствии с конфуцианским идеалом, была служением императору. Юэ Фэй разработал собственный боевой стиль, по принципам напоминающий синъицюань, и обучил ему своих воинов. По преданию, Юэ Фэй составил «Пособие по пяти стилям кулачного боя», которое через 400 с лишним лет после его смерти обнаружил Цзи Цикэ по прозвищу Лунфэн (дракон-вихрь).

С Цзи Цикэ (XVII в.) начинается «фактическая» история синъицюань, временами неотделимая от мифологической. Цзи Цикэ, сын зажиточного землевладельца из провинции Шаньси, был мастером фехтования на длинных копьях. Школы боя с оружием главенствовали в ушу до ХVIII в., и большинство стилей кулачного искусства отпочковались от них. Согласно истории синъицюань, именно Цзи Цикэ первым задумался о том, как применить принципы боя с оружием к кулачному искусству. Разработанный им стиль строился на основе «шести взаимосоответствий», перенесенных из принципов боя с копьем, и «пяти типов ударов», возможно, связанных с легендарным трактатом Юэ Фэя.

Практически любой стиль ушу так или иначе связан с «сакральными животными» древнекитайского пантеона. В синъицюань первыми «формами животных» стали формы журавля и медведя. По распространенной легенде, Цзи Цикэ сопоставил различия в тактике боя с внутренней природой этих животных: журавль воплощает ян, медведь — инь. Чередование движений медведя и журавля соответствуют взаимному переходу инь и ян.

Цзи Цикэ передал свои познания Цао Цзиу, впоследствии главнокомандующему гарнизона провинции Шаньси, и Ма Сюэли из Хэнани. Именно Цао Цзиу собрал и систематизировал те приемы и принципы, которые разработал Цзи Цикэ, поэтому в некоторых школах именно он считается основателем синъицюань.

До XIX в. стиль преподавался исключительно по семейной линии. Эту традицию нарушил Дай Вэньсюн, взяв в ученики Ли Фэйюя, который больше известен как Ли Лонэн или Ли Нэнжэнь. Благодаря Ли Лонэну синъицюань стремительно, практически за два десятилетия, развился от чисто прикладных методик до «внутренней» системы. Ли Лонэн вводит учение о пяти базовых элементах, соответствующих пяти первостихиям мироздания. Они соотносятся с органами человеческого тела, с меридиональной системой циркуляции ци, со сторонами света, с магическими знаками мироздания — триграммами и гексаграммами — и т.д. Таким образом, посредством занятий «кулаком пяти первостихий» человек оказывается вплетенным в сложную систему взаимодействия вселенских сил.

Следующий шаг в создании учения синъицюань делает ученик Ли Лонэна, великий мастер Го Юньшэнь по прозвищу «Го — Священный удар». Он утверждает, что важна не техника нанесения удара, а состояние сознания бойца. «Истинное» состояние сознания дает возможность «пред-удара» — «психологического» и «энергетического» подавления противника взглядом, поведением, движением. В этом состоянии боец просто «слышит» намерения противника и его психологический настрой.

Сунь Лутан, великий мастер и теоретик синъицюань, доводит до логического конца учение Го Юншэня о необходимости очищения сердца. По Сунь Лутану, единственный смысл занятий синъицюань — это возвращение к первоначальной чистоте. Когда человек приходит к этому состоянию, то ему больше не нужны никакие формальные занятия, ибо цель достигнута: он обрел свою истинную природу и стал равным вселенной.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИНЪИЦЮАНЬ

К настоящему времени существуют три основных традиции синъицюань: хэбэйская, хэнаньская и шаньсийская (см. карту). К северной ветви относятся два направления: хэбэйское, идущее от Го Юньшэня, Ли Цуньи и Чжан Тяодуна, и шаньсийское, наиболее яркими представителями которого являются Чэ Ичжай и Сун Шижун. Южная ветвь — это хэнаньское направление, основы которого заложил Ма Сюэли и его ученики. Фактически направлений в синъицюань намного больше, этот стиль также практикуется в провинциях Цзянсу, Хэйлунцзян, но базовые принципы и формы везде одинаковы.

Хэбэйское и шаньсийское направления в общем схожи между собой. В шаньсийском направлении выполнение всех приемов предельно динамично, позиции узкие и собранные, а выброс силы очень точен. Движения округлы и идут по плавной дуге, считается, что боец перекатывает в руках большой шар. В хэбэйском направлении позиции более открыты, меньше круговых и больше колющих движений.

Синъицюань

Синъицюань считается одним из древнейших боевых искусств. Создание стиля исследователи относят к временам династии Мин (1640-е года). Однако существует мнение, что стиль был создан намного раньше в период династии Сун (1127 – 1279 годах).

3 иероглифы составляющих название боевого искусства можно перевести на русский, как «кулак формы и воли» или «стиль воплощенного намерения».

Боевое искусство отличается:
— простотой;
— эффективностью;
— скоростью в нападении и защите;
— концентрированными ударами, называемыми в практике Синъицюань «суйшоу» или «крушащая рука».

Практика боевого искусства включает в себя помимо физической тренировки, духовные практики, и так называемую «внутреннюю тренировку» (нейгун).

Внешняя практика включает в себя 3 части:

  • кулачное искусство;
  • работа с длинным оружием;
  • работа с коротким оружием.

Кулачное искусство основывается на принципах боя с оружием.

Составляющей частью практики боевого искусства является выполнение форм, имитирующих движения животных, их естественное поведение и повадки.

Таким образом, как считают мастера, практикующий вбирает в свою личность сущность животных, чье поведение он копирует, принимая на себя естественную природную силу и мощь животных.

Такая практика способствует постижению истинной сути природы всего живого на земле.

Аналогичной практикой является древний комплекс «Игры пяти зверей», воспринятый многими боевыми искусствами.

Возможно, именно «Игры пяти зверей» и легли в основу «звериных техник» Синъицюань.

Отличием Синъицюань считается более четкий ритм, гармоничное сочетание мягкости и жесткости, а также простота и компактность приемов.

Кулачное искусство состоит из следующих компонентов:

  • Основные стойки;
  • Пять первостихий;
  • Двенадцать форм животных.

Изучение боевого искусства начинается с раздела Пяти первостихий («Усинцюань»), который является основой всей практики боевого искусства.

Пять первостихий соответствуют пяти первостихиям учения Инь–Ян, и это:

Суть концепции воплощается в принципах взаимопораждения и взаимоподавления Пяти первостихий, которым соответствует пять видов энергии, реализуемых в технике боевого искусства.

Синъицюань скрывает в себе намного больше, чем обучение искусству боя.

Основой Синъицюань является внутренняя духовная практика, включающая в себя управление энергией Ци, тренировку сознания и формирование навыков регулирования внутренних волевых импульсов.

Синъицюань

Синъицюань (кит. 形意拳 ) — один из видов боевых искусств Китая. Название переводится как «кулак формы и намерения» (раньше иногда вместо иероглифа «форма» писали омонимичный иероглиф «двигаться», то есть получался «кулак движения и намерения»). В этом названии «зашифрованы» две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «намерению») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме» или «движению»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

Содержание

Происхождение и развитие стиля [ править ]

Легенды возводят историю стиля Син-и к самому Юэ Фэю, что, казалось бы, вызывает недоверие, так как в Китае существует несколько стилей, приписываемых Юэ Фэю, но тем не менее друг на друга совершенно не похожих. Так, например, Юэ-мэнь цюань, Юэ-цзя цзяо и Юэ-ши лянь-цюань явно не имеют ничего общего и друг на друга совершенно не похожи, более того, Юэ-мэнь цюань явно относится к южным стилям (с активным) и «короткому» кулаку, в то время как Юэ-ши лянь-цюань явно является северным стилем с «длинным» кулаком.

Тем не менее существует стиль Юэ-ши сань-шоу, отличающийся от Син-И как методами тренировок, так и дистанцией боя, но имеющий идентичную форму. Иными словами, и Син-И и Юэ-ши сань-щоу — двигаются в одной и той же манере и используют одни и те же приёмы, однако ведут бой на разной дистанции и имеют кардинально отличающиеся методы тренировки. Так, в Син-И стремятся к ближнему бою, а в Юэ-ши сань-шоу стремятся вести бой на дальней дистанции, отличие в методах тренировок заключается в том, что Син-И — внутренний, а Юэ-ши сань-шоу — внешний стиль. Сходство внешней формы, при том что оба стиля приписывают своё Юэ Фэю, — явно свидетельствует об общности происхождения Син-И и Юэ-ши сань-шоу, которые за прошедшие столетия (Юэ Фэй жил в XII веке) успели разойтись в методах тренировок, но сохранили свою внешнюю форму. И возможно, что человек, создавший изначальный стиль, от которого ведут своё происхождение Син-И и Юэ-ши сань-шоу, действительно является Юэ Фэем. При этом нужно отметить, что мнения экспертов о схожести Син-И и Юэ-ши сань-щоу порой кардинально расходятся. Так, например, по мнению Мая Михайловича Богачихина стили Син-И и Юэ-ши сань-шоу — безусловно похожи, так как сходны позы, принимаемые при выполнении одиночных тао-лу без оружия. В то же время по мнению Алексея Александровича Маслова стили Син-И и Юэ-ши сань-щоу не имеют ничего общего, поскольку ведут бой на совершенно разных дистанциях.

Другая легенда приписывают происхождение стиля первому патриарху Шаолиня — Бодхидхарме, но, в отличие от легенды о происхождении от Юэ Фэем, эта легенда не имеет убедительных доказательств. Тем более, что легенда о происхождении из монастыря Шаолинь имеется у сотен совершенно непохожих друг на друга стилей, и большая часть этих стилей (как и Син-И) не имеет доказательств подобного происхождения.

Третья легенда приписывает авторство стиля Син-И уже не буддийскому патриарху, а святому даосу Чжань Саньфэну с гор Удан. Что характерно, ему часто приписывают все внутренние стили, имеющие довольно сходные методы тренировок при кардинально различающейся внешней форме. Так что возможно, что действительно методы тренировок в Син-И происходят из даосских монастырей в горах Удан (необязательно от самого Чжань Саньфэна, но из мест, где он жил). Однако внешняя форма, которая в отличие от других внутренних стилей является жёсткой, а не мягкой — явно с Удан не связана.

Задокументированная история стиля Син-И начинается в XVII веке с Цзи Цзикэ, по прозвищу Лун Фэн — «Вихрь Дракон» (известный также как Цзи Лунфэн), который, по легенде, в горах Чжуннань получил от неизвестного мастера книгу Юэ Фэя, «ясную — по мысли, драгоценную — по содержанию». По другой версии, стиль был создан самим Цзи Цзикэ на основе приёмов с копьём. В то же время некоторое внешнее сходство Син-И и Юэ-ши сань-щоу свидетельствует в пользу того, что либо, возможно, книга действительно была, либо он обучался у мастера, чьё имя по какой-либо причине решил утаить (возможно, обучавший его мастер имел проблемы с маньчжурскими властями по политическим или иным причинам).

Однако и авторство Цзи Цикэ тоже ставится под сомнение некоторыми критиками. Они указывают как на то, что Цзи Цикэ был известен как «чудесное копьё», а не «чудесный кулак», так и на тот факт, что история, что Цзао Цзиу учился Син-И у Цзи Цикэ, держится лишь на словах самого Цзао Цзиу, называвшего себя единственным учеником (и преемником) Цзи Цикэ. И уже Цзао Цзиу называется основателем Син-И. В качестве учеников Цзао Цзиу упоминаются Ма Сюэли, Дай Лубан и Цзи Шоу. Причём во всех версиях Ма Сюэли упоминается в качестве ученика Цзао Цзиу, а вот с Дай Лубан и Цзи Шоу не всё так ясно. По некоторым версиям Дай Лубан считается учеником не Цзао Цзиу, а Ма Сюэли, в то время как Цзи Шоу часто не упоминается вообще. И если Ма Сюэли учил множество учеников, а Цзи Шоу написал книгу, то Дай Лубан развивал стиль в качестве внутреннего стиля семьи Дай и обучил только своего сына — Дай Вэньсюна [1] . Тем не менее стиль через семью Дай попал к Ли Лонэну (李洛能) с прозвищами Фэй Юй — «Летящий Пух» и Нэн Жэнь — «Умелый» (известному также как Ли Фэйюй и Ли Нэнжэнь), сыгравшему очень важную роль в развитии и систематизации Син-И, а также обучившему множество прославленных учеников.

Структура стиля [ править ]

Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи), дереву — пробивающее движение (бэн), воде — буравящее движение снизу вверх (цзуань), огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (пао), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн).

«Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трёх-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орёл и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орёл, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперёд, удар назад, удар в верхний уровень, удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперёд второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жёсткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

Кроме того, как и в любом другом стиле Цюаньшу, в Синьицюань есть техники для работы с оружием. Базовым оружием для Синьи является выполнение техник и приёмов с копьём. Но имеется и другое традиционное оружие, например, с саблей Дао (техника Лю Пай Дао-Сабля Шести Рядов), мечом Цзянь(Синь и Цзянь,Синь и Люхэ Цзянь), деревянным посохом (Синь и Гун), большой пикой (И дэ да цянь-Большая пика, поддерживающая добродетель), и.т.д.

Ссылка на основную публикацию