Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие | Karate-krs.ru

Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие

Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие

Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жесткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

Cиньицюань семьи Чэ

Основатель стиля – выдающийся мастер синьицюань, ученик знаменитых Ли Лонэна 李洛能 и Дай Эрлюя 戴二闾– Чэ Ичжай 车毅斋.

Учитель Чэ, по имени Юнхун, второе имя Ичжай, был вторым по старшинству после Ли Лонэна, поэтому люди называли его «Чэ – второй Учитель». Происходил родом из провинции Шаньси, уезда Тайгу. Он родился в 1833 году в очень бедной крестьянской семье. В детстве из-за бедности семьи не смог учиться. В молодые годы служил извозчиком в зажиточной семье У Фуманя.

Учитель Чэ всю свою жизнь, кроме занятий земледелием, также долго был телохранителем и охранником караванов, занимался охраной домов и дворов. Преподавал искусство синьицюань. Его авторитет был повсеместно известен. Учитель Чэ был искусен не только в кулачном единоборстве, в глубоких методах и большой силе, но и отличался честностью и великодушием, был простым и общительным, относился к богатству и знатности как к «плывущим облакам», помогал бедным и сиротам, поэтому был очень уважаем людьми. В 1914 году покинул мир в возрасте 81 года.

Учитель Чэ Ичжай в совершенстве овладев двумя манерами синьицюань — синъицюань по линии Ли Лонэна и по синьицюань семьи Дай от сына Дай Лунбана – Дай Эрлюя, создал свою особую Школу, которая оказала наибольшее влияние на развитие синъицюань в направлении Шаньси-Хэбэй (через Го Юньшэня и других учеников Ли Лонэна, приезжающих учиться в Шаньси). Достаточно назвать практикуемые сегодня многими формы: «четыре связки формы петуха», «удары смешанных позиций», «объединение синьи» и др. Также им была произведена окончательная доработка знаменитой формы Ли Лонэна «нерперывный цикл пяти стихий». Особая заслуга Чэ Ичжая заключается в разработке более девяти парных форм для проработки практического применения и подготовке к схваткам и специальных тренингов для выработки особых качеств мастерства. К последним относится так называемое искусство отравленного взгляда, позволяющее подавлять врага еще до начала схватки или приводить в растерянность в ее ходе.

Наша Школа синьицюань ведет происхождение по линии Чэ Ичжай 车毅斋 – Лю Цзянь 刘 俭 – У Ляньфу 吴连富 – Ян Фаньшэн 杨凡生 (наш Учитель, 3-е поколение учеников Чэ).

Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие

Хотя большинство любителей китайских боевых искусств знает довольно много про три братских искусства — тайцзицюань, багучжан и синъицюань — но очень мало кто даже слышал про синьицюань (кулак мысли и воли) семьи Дай. Большинство занимающихся синъицюань (кулак формы и воли) вероятно слышали про Дай Лунбана. Большинство из книг упоминает его — наряду с Юэ Фэем, Цзи Лунфэном, Цао Цзиу и Ли Лаонэном — как одного из величайших людей синъицюань. Дай также считается учителем Ли Лаонэна.

До сих пор много споров идет о том, у кого на самом деле учился Ли Лаонэн. Занимающиеся синъицюань из провинции Хэбэй заявляют, что Ли учился у Дай Лунбана, и эта теория является наиболее распространенной. Историки синъицюань из провинции Шаньси указывают на Дай Вэньсюня (Дай Эрлюй), сына Лунбана, в то время как данимающиеся синьицюань семьи Дай приписывают передачу искусства Го Вэйханю, племяннику жены Лунбана.

Этот стиль, иногда называемый на Западе как синъицюань Дай Лунбана, был создан семьей Дай, проживающей в уезде Ци северокитайской провинции Шаньси. Наиболее известной фигурой был Дай Лунбан, унаследовавший кулак воли (ицюань; это НЕ ТОТ стиль, что позднее был популяризован Ван Сянчжаем), передаваемый внутри семьи, и позднее изучивший синьицюань (кулак мысли и воли) у Цао Цзиу и стиль богомола у Цзинь Шикуя.

Некоторые историки боевых искусств сегодня заявляют, что Цао Цзиу не только не обучал Дай Лунбана синьицюань, но и вообще не был никак связан с синьицюань. Распространеное заблуждение в том, что Цао был учителем Дай Лунбана, происходит из другого заблуждения: что «Кулачные трактаты синьицюань» («Люхэ цюань пу») были написаны Даем. Однако, под текстом нет имени автора, и нет никаких доказательств того, что его написал Дай.

Как письменные материалы (в основном — копии старых манускриптов по боевым искусствам), так и устная передача (в том числе и в Тайгу, центре синъицюань провинции Шаньси) упоминают Ли Чжэна как единственного, вместе с кем Дай изучал боевое искусство. Ли Чжэн был знаменитым представителем хэнаньского синьилюхэцюань, родился в Лушани провинции Хэнань, являлся учеником Чжан Чжичэна — ученика знаменитого Ма Сюэли. Сравнение синьицюань семьи Дай и хэнаньского синьилюхэцюань выявляет достаточно общих черт, чтобы доказать, что либо эти стили происходят из одного истока, либо между мастерами обоих стилей существовал обширный обмен информацией.

Говорят, что, помимо Ли, Дай также изучал стиль богомола у Цзинь Шикуя. Сегодня занимающиеся синьицюань семьи Дай возводят «10 больших форм (животных)» к Ли Чжэну, 4 дорожки Цзаши к Цзинь Шикую, в то время как «кулак пяти первостихий» (усинцюань) рассматривается как старейшая форма боевого искусства семьи Дай.

Хоть это и непроверяемо ныне, однако фактом является то, что в некоторых ветвях синьицюань семьи Дай нет традиции тратить слишком много времени на занятия Цзаши, а некоторые даже отказываются изучать «10 больших форм (животных)», сосредотачиваясь лишь на «кулаке пяти первостихий».

Есть несколько интересных история про происхождение синьицюань. Согласно одной из них, стиль Ли Чжэна происходит от легендарного патриота и героя, генерала времен династии Сун — Юэ Фэя, которому и приписывают создание синьицюань. Манускрипт Юэ Фэя был найден 500 лет спустя после его смерти Цзи Лунфэном в горах Чжуннань в провинции Шэньси. Цзи, прославившийся благодаря своему владению копьем, изменил технику боя копьем в технику рукопашного боя используя принципы из манускрипта Юэ Фэя, и позднее преподал синьилюхэцюань Ма Сюэли, мусульманину из провинции Хэнань, который был учителем учителя Ли Чжэна.

У этой истории, однако, имеется много уязвимых мест. Нет никаких свидетельств того, что Юэ Фэй создал синьицюань. Юэ умер в тридцатилетнем возрасти, и провел большую часть своей жизни на полях сражений, воюя против армий династии Цзинь, так что у него не было времени на создание столь развитого боевого искусства как синьицюань. Конечно, есть вероятность того, что Юэ Фэй выучил его у своего учителя Чжоу Туна, но в хрониках упомянуты лишь стрельба из лука и бой на копьях. Та часть истории, которая говорит о нахождении манускрипта Цзи Лунфэном и воссоздании боевого искусства на его базе с помощью знания принципов боя копьями также не имеет потверждения, нет потверждения и истории об учебе Ма Сюэли у Цзи Лунфэна. Хотя Ма Сюэли был из Лояна провинции Хэнань, занимающиеся синьилюхэцюань из этого города впервые услышали о том, что Ма, якобы, учился у Цзи, только несколько лет назад из статей Хуан Синьмина. Потомки Ма, до сих пор проживающие в Лояне, утверждают, что Ма учился у неизвестного бродячего мастера.

Однако существует и другая история об учителе Дай Лунбана, которую можно встретить в ряде книг, опубликованных в период Китайской республики (1911-1949). В этих книгах говорится, что Дай изучил ицюань (кулак воли) у Ню Сисяня из Кайфэна. Потомком Ню был Ню Гао, один из офицеров и учеников Юэ Фэя! Правда это или нет, но данная история вновь возвращает нас к имени Юэ Фэя в качестве создателя/представителя синьицюань.

Додайлунбановская история стиля не менее запутана, чем история передачи традиции от него. Как уже упоминалось, нет ясной картины того, как синьицюань развился в синъицюань: мы не знаем, кто был учителем Ли Лаонэна, и что собственно Ли изучал у своего учителя. История синъицюань после Ли Лаонэна известна очень хорошо. С технической точки зрения стили отличаются друг от друга очень сильно.

У Дай Лунбана было два сына: старший Вэньсюн (также известный как Далюй — «Большой Люй») и младший Вэньсюнь (Эрлюй — «Второй Люй»). Вэньсюн умер довольно рано, будучи пойман бандитами которые сожгли его живьем. Из-за этого трагического случая Дай Лунбан решил сохранять искусство внутри семьи и не передавать его посторонним. Вэньсюнь передал искусство своему сыну Учану и племяннику Ляндуну.

Учан передал его своему единственному сыну Дай Кую и племяннику Хунсюню. Так как у Дай Куя не было детей (несмотря на то, что он имел трех жен!) и его род пресекся, он решил обучать людей, не принадлежавших к семье. Именно так искусство синьицюань семьи Дай передавалось до наших дней.

Как уже упоминалось, синьицюань семьи Дай и синъицюань различаются очень сильно. В большинстве случаев сходство между стилями лежит лишь в названиях, в то время как движения являются полностью различными. Хоть теория стилей является одной и той же, но к синъицюань она подходит только с большой натяжкой. Как заметил Ли Вэньбинь (ученик Шан Юньсяна), старая (то есть принадлежащая к традиции синьицюань) теория не может быть применена к синъицюань. Технические характеристики стиля будут описаны в другой статье.

Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 254 821
  • КНИГИ 582 592
  • СЕРИИ 21 619
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 537 410

«Я десять лет ждал, прежде чем смог опубликовать эту книгу, — говорил нам мастер Сунь Сюй, торжественно вручая две книги из только-только полученных от издательства авторских экземпляров. — Мой учитель считал, что публиковать подобные техники, которые всегда считались «закрытыми», — нельзя». «Но как же тогда книга оказалась напечатанной?» — осторожно поинтересовались мы. «Учитель умер несколько лет назад, — спокойно сказал Сунь, — спрашивать стало не у кого. Теперь решения принимаю я — а я считаю, что искусство синъицюань может быть безвозвратно утрачено, если мы не начнем публиковать подобные книги. ».

Три иероглифа, составляющие название стиля «синъицюань», на русский можно перевести несколькими способам: «кулак формы и волн», «воля, явленная в кулачном искусстве», «стиль воплощенного намерения». Синъицюань — один из древнейших стилей традиционного ушу, сформировавшийся в первой половине XVII века. Он отличался простотой и эффективностью, быстротой в нападении и защите, собранными и концентрированными ударами.

Легендарным основателем и «небесным покровителем» синъицюань называют военачальника эпохи Сун по имени Юэ Фэй. Историю его жизни, военных побед и гибели по навету предателей знает любой китаец. В «небесной канцелярии» Юэ Фэй — адъютант бога войны Гуань Юя (тоже, кстати, исторический персонаж, знаменитый военачальник эпохи Трое- царствия). Стратег и военный наставник, Юэ Фэй учил, что победу в бою обеспечивает «следование волению Неба», тем самым обозначив один из важнейших принципов синъицюань.

Реальным основателем стиля считается Цзи Цикэ, живший в середине XVIII века в провинции Шаньси. Он происходил из зажиточной семьи, был образованным человеком, служил армейским наставником по военному делу и славился на всю округу своим бесподобным владением копьем. Легенды утверждают, что он был человеком высочайших духовных достоинств, владел искусством врачевания и даосской наукой «пестования жизненности». В горах Нуннаншань, в кумирне Юэ Фея, Цзи Цикэ мистическим образом обретает древние трактаты по боевому искусству и, постигнув их учение, создает новый стиль, перенеся принципы боя с копьем на кулачное искусство. С технической стороны в его основе лежат методы боя с копьем, а с теоретически-философской — даосская схема пяти первостихий. По представлениям даосизма, весь мир состоит из пяти первостихий: металл, дерево, вода, огонь, земля, которые, взаимодействуя между собой, рождают все бесчисленное множество вещей, в том числе и самого человека. В синъицюань каждому из этих элементов соответствует один прием. Например, элементу «металл» соответствует рубящий удар ладонью или кулаком, который называется пи. Второе движение, бэн — прямой удар вперед — соответствует дереву. Буравящий удар цзуань соотносится с водой. Пао, или «взрывающаяся хлопушка» — это удар одной рукой с одновременным блоком другой это огонь. Хэн — «отводящий», или «диагональный», удар — соответствует элементу «земля». Традиционные комплексы синъицюань строились по имевшимся в даосизме схемам взаимодействия пяти первостихий: «взаимопорождения», «взаимоподавления», «взаимодействия». Таким образом, выполняя любой комплекс синъицюань, мы словно воспроизводим рождение и развитие мироздания.

Синъицюань построен очень логично и имеет четкую структуру. Изучение начинается с раздела усинцюань (пяти первостихий) — основополагающего для всей практики синъицюань. Формы «пяти первостихий» позволяют освоить основные принципы стиля и постичь суть мастерства. Пять элементов синъицюань (пицюань, бэнцюань, цзуаньцюань, паоцюань, хэнцюань) соответствуют пяти первостихиям учения инь-ян (металл, дерево, вода, огонь, земля). «Внутри»> человека пять первостихий соответствуют пяти внутренним органам, «снаружи» — пяти органам чувств. Традиционная китайская медицина строится научении об инь-ян и пяти первостихиях; считается, что восстановление баланса между ними излечивает болезни. Именно «пять первостихий» старинные трактаты и тексты называли важнейшим, что есть в синъицюань. Следующий раздел называется шиэрсинцюань, «12 форм (животных)». В практике шиэрсинцюань мы учимся воплощать образ действий других живых существ и тем самым осваиваем способы внутренних трансформаций. Шиэрсинцюань и усинцюань взаимосвязаны. В усинцюань осваиваются типы усилий — это методы достижения мастерства; в шиэрсинцюань осваиваются способы воплощения всего сущего на земле — это средства достижения высшей цели.

Однако за приемами и движениями синъицюань скрывается намного более глубокий смысл, чем обучение кулачному бою. Осваивая конкретные приемы нападения и защиты, человек учится владеть своим телом, контролировать дыхание, управлять сознанием. Синъицюань — это не только боевые действия — удары и блоки, но и постижение «внутреннего искусства» — нэйгун или цигун. Нэйгун — это и искусство управления энергии ци, и тренировка сознания, умение регулировать свой волевой импульс. «Внутреннее искусство» является важнейшей составной частью синъицюань. Постепенно, учась управлять собственными энергетическими ресурсами, боец переходит от использования физической силы к применению импульса, идущего изнутри тела. Сами движения весьма просты, но, поскольку они непосредственно связаны с дыхательной практикой и управлением сознанием, то синъицюань можно практиковать не только как боевое искусство, но и как уникальный метод физического воспитания и укрепления здоровья. Умение побеждать в синъицюань неотделимо от умения понимать, «слышать» своего противника. Л умение вслушиваться в окружающее — это первый шаг к построению гармоничных отношений с миром, к «следованию общему потоку мироздания» — к тому, что в Китае называется «гунфу». Синъицюань, формировавшийся прежде всего как боевая система, оказался уникальным средством гармонизации и оздоровления и тела, и души, и сознания.

Ушу конкретно и практично: это боевые приемы для нападения и защиты, разделенные на отдельные формы и собранные во взаимоувязанные комплексы, упражнения для тренировки силы, ловкости, гибкости, выносливости, техники правильного дыхания, расслабления и сосредоточения. И акробатические трюки шаолиньцюань, и плавные, текучие движения тайцзицюань, и быстрые, резкие движения синъцюань, при всей их внешней несхожести, решают одни и те же задачи — «укрепляют жизненные силы организма» и учат, как защищать организм от любых неблагоприятных воздействии, в том числе и от прямого физического насилия. Но, помимо этого «внешнего» содержания, в ушу всегда присутствовало «высшее мастерство» — «гунфу». Оно считалось сакральным, а способы его достижения были священной тайной школы. Неудивительно, что каждая школа стремилась скрыть от посторонних свою сокровенные корни, истинные приемы практики.

Освоение синъицюань с древних времен подразделяли на три этапа, каждый соответствовал одному из применяемых типов усилий: светлому, темному, изменчивому. Первый этап практики синъицюань (светлое усилие) считался общедоступным, именно он рассматривается в современных книгах по кулачному искусству, однако в большинстве из них сводится к чисто техническому описанию основных движений. Однако, после того как практикующий запомнит и выучит движения в канонических формах и комплексах, он должен осмыслить их, понять, что такое целостное движение и целостная передача усилия, научиться расслабляться и применять прямое, жесткое усилие. Эта часть практики обычно не рассматривается в современных пособиях. Методы тренировок на втором и третьем этапах в прежние времена преподавались только внутри клана, «за закрытыми воротами». Оберегая секреты «истинного мастерства», учителя предшествующих поколений не передавали его людям «внешним» и строго отбирали тех, кто достоин обучения. Даже принадлежности к клану могло быть недостаточно — далеко не всех учеников «внутренних ворот» обучали высшим ступеням мастерства.

Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие

Согласно легендам история стиля Син-и возводится к самому Юэ Фэю, что казалось бы вызывает недоверие, так как в Китае существует несколько стилей приписывамых Юэ Фэю, но тем не менее друг на друга совершенно не похожих. Так например, Юэ-мэнь цюань, Юэ-цзя цзяо и Юэ-ши лянь-цюань явно не имеют ничего общего и друг на друга совершенно не похожи, более того, Юэ-мэнь цюань явно относится к южным стилям (с активным) и «короткому» кулаку, в то время как Юэ-ши лянь-цюань явно является северным стилем с «длинным» кулаком.

Тем не менее существует стиль Юэ-ши сань-шоу отличающийся от Син-И, как методами тренировок, так и дистанцией боя, но имеющий идентичную форму. Иными словами и Син-И и Юэ-ши сань-щоу — двигаются в одной и той же манере и используют одни и те же приёмы, однако ведут бой на разной дистанции и имеют кардинально отличающиеся методы тренировки. Так в Син-И стремятся к ближнему бою, а в Юэ-ши сань-шоу стремятся вести бой на дальней дистанции, отличие в методах тренировок заключается в том, что Син-И — внутренний, а Юэ-ши сань-шоу — внешний стиль. Сходство внешней формы, при том что оба стиля приписывают своё Юэ Фэю — явно свидетельствует об общности происхождения Син-И и Юэ-ши сань-шоу, которые за прошедшие столетия (Юэ Фэй жил в XII веке) успели разойтись как в методах тренировок, но сохранили свою внешнюю форму. И возможно, что человек создавший изначальный стиль от которого ведут своё происхождение Син-И и Юэ-ши сань-шоу, действительно является Юэ Фэем. При этом нужно отметить, что мнения экспертов о схожести Син-И и Юэ-ши сань-щоу, порой кардинально расходятся. Так например, по мнению Мая Михайловича Богачихина стили Син-И и Юэ-ши сань-шоу — безусловно похожи, так как сходны позы принимаемые при выполнении одиночных тао-лу без оружия. В то же время по мнению Алескея Александровича Маслова стили Син-И и Юэ-ши сань-щоу — не имеют ничего общего, так ведут бой на совершенно разных дистанциях.

Другая легенда приписывают происхождение стиля первому патриарху Шаолиня — Бодхидхарме, но в отличие от легенды о происхождении от Юэ Фэем, эта легенда не имеет убедительных доказательств. Тем более, что легенду о происхождении из монастыря Шаолинь имеется у сотен совершенно непохожих друг на друга стилей, и большая часть этих стилей (как и Син-И) не имеет доказательств подобного происхождения.

Третья легенда приписывает авторство стиля Син-И уже не буддийскому патриарху, а святому даосу Чжань Саньфэну с гор Удан. Что характерно, ему часто приписывают все внутренние стили, имеющие довольно сходные методы тренировок при кардинально различающейся внешней форме. Так что возможно, что действительно методы тренировок в Син-И происходят из даосских монастырей в горах Удан (необязательно от самого Чжань Саньфэна, но из мест, где он жил). Однако внешняя форма, которая в отличие от других внутренних стилей является жёсткой, а не мягкой — явно с Удан не связанна.

Задокументированная история стиля Син-И начинается в XVII веке с Цзи Цзикэ, по прозвищу Лун Фэн — «Вихрь Дракон» (известный также как Цзи Лунфэн), к который по-легенде в горах Чжуннань получил от неизвестного мастера книгу Юэ Фэя — «ясную — по мысли, драгоценную — по содержанию». По другой версии стиль был создан самим Цзи Цзикэ на основе приёмов с копьём. В то же время некоторое внешнее сходство Син-И и Юэ-ши сань-щоу свидетельствует в пользу того, что либо возможно книга действительно была, либо он обучался у мастера чьё имя по какой-либо причине решил утаить (например, возможно обучавший его мастер имел проблемы с маньчжурскими властями по политическим, или иным причинам).

Однако и авторство Цзи Цикэ, тоже ставится под сомнение некоторыми критиками. Они указывают как на то, что Цзи Цикэ был известен как «чудесное копьё», а не «чудесный кулак», так и на то, что история рассказывающая о том, что Цзао Цзиу учился Син-И у Цзи Цикэ, держится лишь на словах самого Цзао Цзиу, называвшего себя — единственным учеником (и преемником) Цзи Цикэ. И уже Цзао Цзиу — называется основателем Син-И. В качестве учеников Цзао Цзиу упоминаются Ма Сюэли, Дай Лубан и Цзи Шоу. Причём, во всех версиях Ма Сюэли упоминается в качестве ученика Цзао Цзиу, а вот с Дай Лубан и Цзи Шоу — не всё так ясно. По некоторым версиям Дай Лубан считается учеником не Цзао Цзиу, а Ма Сюэли, в то время как Цзи Шоу часто не упоминается вообще. И если Ма Сюэли учил множество учеников, а Цзи Шоу написал книгу, то Дай Лубан развивал стиль в качестве внутреннего стиля семьи Дай и обучил только своего сына — Дай Вэньсюна [1] . Тем не менее стиль через семью Дай попал к Ли Лубану с прозвищами Фэй Юй — «Летящий Пух» и Нэн Жэнь — «Умелый» (известный также как Ли Фэйюй и Ли Нэнжэнь), сыгравшим очень важную роль в развитии и систематизации Син-И, а также обучившему множество прославленных учеников.

Структура стиля

Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи), дереву — пробивающее движение (бэн), воде — буравящее движение снизу вверх (цзуань), огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (пао), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн).

«Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трёх-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орёл и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орёл, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперёд, удар назад, удар в верхний уровень удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперёд второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жёсткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие

Этот стиль, называемый иногда на западе синъицюань Дай Лунбана, был создан в клане Дай, проживавшем в уезде Ци, северной китайской провинции Шаньси. Самым известным мастером стиля является Дай Лунбан, который добавил в семейный стиль синьицюань от Цао Цзиу и стиль богомола от учителя Цзинь Шикуя.

(Некоторые исследователи боевых искусств утверждают, что Цао Цзиу не только не был учителем Дай Лунбана, но и вообще не имел никакого отношения к синьицюань. Версия о нем, как учителе Дай Лунбана, происходит из-за книги, называющейся «Лю Хэ Цюань Сюй», чье авторство приписывается Дай Лунбану. Однако, в этом тексте не указано авторство и нет никаких доказательств, что он был написан именно Дай Лунбаном. В то время, как большинство практикующих считают «Введение» документом большой исторической ценности, все больше и больше исследователей начинают сомневаться в его подлинности. Некоторые из историков даже утверждают, что это подделка, сделанная в Шаньси в конце 19-го века. )

Говорится, что кроме искусства учителя Ли Чжэна, Дай изучали стиль богомола от учителя Цзинь Шикуя. Сегодня изучающие синьицюань семьи Дай практикуют Десять Больших Форм Животных (Ши Да Син) Ли Чжэна, четыре дорожки богомола (Цза Ши) от учителя Цзинь Шикуя и Кулак Пяти Первоэлементов (У Син Цюань), который, как считается, идет из старого семейного стиля.

Хотя все это проверить сейчас уже невозможно, но является фактом, что в некоторых линиях передачи синьицюань семьи Дай не принято тратить много времени на изучения Цза Ши, и есть даже линии передачи, где отказываются изучать Десять Больших Форм Животных и сосредотачивают все внимание на У Син.

Существует несколько любопытных версий о происхождении синьицюань. Согласно одной из них, стиль Ли Чжэна ведет свое происхождение от легендарного героя, полководца династии Сун Юэ Фэя. Рукопись Юэ Фэя была найдена через 500 лет после его смерти Цзи Лунфэном в горах Чжуннань, в провинции Шэньси. Цзи, являвшийся известным мастером копья, переложил технику копья на безоружный бой, используя принципы, излагавшиеся в рукописи. Позднее он передал синьилюхэцюань Ма Сюэли, мусульманину из провинции Хэнань (учителю Ли Чжэна).

Та часть истории, где рассказывается, как Цзи Лунфэн нашел рукопись и создал стиль на основе своих навыков работы с копьем, — также не имеет подтверждений, как и то, что Цзи Лунфэн передал это Ма Сюэли. Хотя Ма Сюэли был родом из Лояна в провинции Хэнань, практики синьицюань в этом городе узнали о том, что он учился у Цзи Лунфэна лишь несколько лет назад, из статей Хуана Синьмина. Вместе с тем, потомки Ма Сюэли, которые до сих пор живут в Лояне, говорят, что он учился у неизвестного странствующего мастера.

История стиля до Дай Лунбана не менее запутана, чем передача стиля после него. Как уже говорилось, нет четкой картины о том, как синьицюань преобразился в синъицюань, — мы не знаем, кто был учителем Ли Лаонэна, и чему на самом деле он у него научился. История синъицюань после Ли Лаонэна известна достаточно хорошо. Однако технически, синьицюань и синъицюань очень сильно отличаются друг от друга.

У Дай Лунбана было два сына: старший Дай Вэньсюн (также известный, как Да Люй — «Большой Люй») и младший, Дай Вэньсюнь (Эр Люй — «Второй Люй»). Вэньсюн умер достаточно рано, его поймали и сожгли заживо бандиты. Из-за этого трагического события Дай Лунбан принял решение учить искусству только внутри семьи. Вэньсюнь передал стиль своему сыну Учану и племяннику Ляндуну.

Как уже говорилось, синьицюань семьи Дай и синъицюань очень сильно отличаются. В большинстве случаев, сходство заключается только в названиях ряда форм, в то время как их исполнение сильно различаются. Теория стилей может считаться общей только с большой натяжкой. Как заметил Ли Вэньбинь (ученик Шана Юньсяна) ортодоксальная теоретическая база синьи не может быть применена к синъицюань.

О боевом искусстве «Синъицюань»

Говорит МРК! В эфире программа «Китайская цивилизация». С Вами ведущая Синьчан.

Сегодня мы расскажем Вам о боевом искусстве Синъицюань, родина которого находится в центральной части провинции Шаньси. Синъицюань, Тайцзицюань и Багуачжан считаются тремя видами китайской национальной борьбы без оружия.

Постоянный заместитель председателя Общества Синъицюаня провинции Шаньси Чжан Сигуй познакомил нас с историей происхождения Синъицюаня. Он рассказал:

«Синъицюань основан на проработке внешней формы и волевого наполнения движений. Поэтому он называется «Синъицюанем» («кулак формы и намерения»).Основателем Синъицюаня был Цзи Цзикэ. Он родился в городе Юнцзи провинции Шаньси в конце правления династии Мин».

В «Книге семейства Цзи», написанной в 55-м году правления цинского императора Цяньлуна, есть запись о Цзи Цзикэ: «У него высокое боевое искусство. Уже будучи старым человеком, он вступил в сражение с разбойниками и уничтожил их главаря. Цзи Цзикэ был известен под именем «чудесное копьё» ».

Говорят, уже в молодости Цзи Цзикэ в совершенстве овладел военным искусством. Потом он боролся за восстановление династии Мин. В храме Шаолинь Цзи Цзикэ увидел, что монахи-бойцы тренировались в ушу. Это открыло ему глаза. На основе боевых стилей дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля, которые изучались в храме Шаолиньсы, Цзи Цзикэ создал новый стиль бокса, он назвал его «Синьилюхэцюанем». Это и был прообраз «Синъицюаня».

Развитие Синъицюаня шло не только на основе изучения повадок животных, но и на основе следования постулатам традиционной китайской философии — «учения пяти первостихий». Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи), дереву —буравящее движение снизу вверх (цзуань), воде — пробивающее движение (бэн), огню — взрывной удар с одновременным блокированием другой рукой (пао), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн). Эти движения считаются основой Синъицюаня. Другие удары основаны на них. Простые диалектические отношения в учении пяти первостихий – «цикл взаимопорождения» и «цикл взаимоподавления» стали основой теории Синъицюаня.

Затем «Синьилюхэцюань», созданный Цзи Цзикэ, попал в семью Дай, проживавшую в центре провинции Шаньси. Человек по имени Дай Лунбан сыграл важную роль в истории развития Синъицюаня. Сегодня в бывшем доме Дай Лунбана стоит его статуя, перед которой совершают обряд жертвоприношения практикующие Синъицюань. Было время, когда он чуть не отказался взять в ученики Ли Лонэна из провинции Хэбэй. Впоследствии Ли Лонэн стал чуть ли не самым известным мастером Синъицюаня.

Однажды в 1836 году Ли Лонэн отправился из провинции Хэбэй в уезд Ци провинции Шаньси. Он хотел стать учеником Дай Лунбана. Однако в семье Дай считали, что «учеников лучше недобрать, чем брать без разбора» таков был девиз.

В то время говорили: «можно только увидеть мастерство ушу семьи Дай, но нельзя увидеть, как в семье шла тренировка». Причина заключалась в том, что ушу в семье Дай преподавали только своим близким. К тому же, Ли Лонэн родился в другой провинции и уже обладал определенным личным мастерством.

Чтобы иметь возможность учиться ушу, Ли Лонэн продал часть своего домашнего имущества, которое он имел в провинции Хэбэй, и взял в аренду участок земли под огород в уезде Ци. Каждый день он приносил корзину свежих овощей членам семьи Дай. Так продолжалось три года. Решимость и искренность Ли Лонэна понравились Дай Лунбану. Наконец-то, семья Дай решила научить его своему искусству.

В центральной части провинции Шаньси в уезде Тайгу живет богатая семья Мэн. В 1849 году, то есть, через 10 лет после того, как Ли Лонэн начал учиться кулачному бою, он был приглашен в охранники семьи Мэн. Ее хозяин Мэн Божу относился к Ли Лонэну как к почетному гостю. Сегодня потомки семьи Мэн часто вспоминают об этом.

Во дворе семьи Мэн Ли Лонэн, обеспечивая безопасность двора, обучал новобранцев ушу. Многие молодые люди стали его учениками. Важнее то, что при помощи Мэн Божу Ли Лонэн обогатил теорию боевого искусства и смог далее развивать «Синьилюхэцюань».

В его практике хотя расстояние для нанесения удара короткое, но его сила очень большая. Перед каждым ударом тело напрягалось. Затем следовал резкий взрыв, направленный на выброс внутренней энергии. В этом процессе сила удара исходит из Даньтяня, места, сосредоточения жизненных сил согласно даоской теории. Все тело подчинено движению ног. Закончить его следует, как говорится, одним духом. Удар выглядит, на первый взгляд, очень просто, но на самом деле содержит в себе следующие элементы: внутреннее и внешнее, твердость и мягкость, атака и оборона. Во время атаки все удары наносятся с близкой дистанции. Каждая атака нацелена на важные центры тела противника. Цель — победить противника в одно мгновение. Хотя и кажется, что Синьицюань не зрелищный вид борьбы, но во время схватки и нанесения ударов стиль боя очень эффективен.

Шаньсийские купцы — цзиньшаны, предлагая высокую зарплату, сумели нанять на работу многих известных мастеров Синъицюаня. Так многие мастера Синъицюаня стали трудиться во дворах богатых цзиньшанов. В известном большом дворе семьи Цао в уезде Тайгу количество охранников доходило до 500 человек. Кроме того, большинство известных охранников в центральной части провинции Шаньси были наследниками стиля Синъицюань.

Боевое искусство, которое раньше существовало только среди простого народа, по мере непрерывного открытия новых коммерческих путей, распространилось по стране. Отвечая на потребности того времени, Ли Лонэн сумел сыграть активную роль в распространении и развитии ушу. Этим он сильно отличался от консервативных по натуре членов семьи Дай, которые жили в уезде Ци. Поэтому Ли Лонэн завоевал уважение потомков.

flyinghusky

flyinghusky

В последнее время, по совету моего друга Донга, я добрался до места. которое долго хотел посетить, — деревня Сяои (Xiaoyi) во владениях семьи Ци, места, где Дай Куй, великий мастер стиля Дай синьицюань жил в своей старости. Я навещал Тианя Жувэня, прямого наследника искусства Дай. В деревне Сяои, я не только испытал искренность, доброту и гостеприимство людей Шаньси, но так же и познакомился с внешне простым стилем Дай синьицюань.

Кратко о шифу Тянь Жувэне: Тянь Жувэню 71 год, рост 1 метр 60 см, скорее худощавого телосложения, и настолько обычный, что вам никогда бы не пришло в голову, что он мастер боевых искусств. В тот момент, когда вы вступаете с ним в контакт, — вы понимаете, что он не обычный старый человек, когда он продемонстрировал усилие, которое проводит ци из даньтяня, — я ничего не мог с ним сделать. Дай Куй провел свои позднии годы в доме Тянь Цзююаня (Tian Jiuyuan)(отца Тяня Жувэня), Дай Куй и Тянь Жувэнь спали на одном канге (нагретая кровать, распространенная в северном Китае), и Тянь Жувэнь получил от Дай Куя истинную передачу даньтянь гуна. Тянь Жувэнь практиковал синьицюань каждый день в течении многих десятилетий. Сила, приобретенная за эти годы, способна отбросить человека в полет, стоит только соприкоснуться с ним руками. Его даньтянь гун и усилие сжатия-расширения более чем убедили меня. Хотя я посетил многих учителей боевых искусств, я никогда не видел раньше такой работы даньтяня.

Первое знакомство с даньтяньгун и усилием Шу-Чжань Дайцзяцюань.

Тем вечером, после обеда, мы попросили его продемонстрировать сходства и различия между стилем Дай синьи и синъицюань. Сначала, один из учеников Тянь Жувэня показал 4 дорожки (сыба) и 5 элементов (у-син), и потом сам тянь Жувэнь продемонстрировал выпуск усилия даньтянь. Тянь Жувэнь принял положение Шу (сжатие), в то в ремя как я встал в позицию сантиши и положил руку на место между грудью и вершиной живота Тяня Жувэня (вершина шара даньтяня).

Тянь Жувэнь показал усилие Чжань (расширение), лишив меня опоры и бросив на кровать. Тогда я попробовал еще несколько раз, пытаясь укорениться, но каждый ракз результат был тот же самый. Его выпуск усилия даньтянь походил на то, словно ты отброшен вращающимся шаром, я никогда раньше не видел никого похожего на него. Впоследствии, Тянь Жувень подробно объяснил вращение даньтянь, сжимаясь и расширяясь, и даже позволил мне положить руку на тело и почувствовать это движение.

В прошлом, очень немногие мастера позволяли своим ученикам, не говоря уже о посторонних людях, дать почувствовать измения в их теле в момент выпуска усилия (фацзинь). Я чувствовал себя счастливчиком, что смог испытать удивительный выпуск усилия даньтянь стиля Дай синьи, благодаря открытости Тянь Жувэня. Я только вздыхал и восторженно слушал о том, как можно посредством выпуска усилия даньтянь ударить человека, используя только сжатие-расширение.

Это было тем более замечательным, учитывая разницу в размерах между мной и Тянь Жувэнем (мой рост 1м 80 см, вешу 100 кг и практиковал синъицюань много лет).

Нюансы раздичий между 5 элементами стиля Дай и 5 элементами синъицюань

Позже я продемонстрировал 5 элементов синъицюань, а ученики Тянь Жувэня так же показали некоторые элементы синьи Тайгу. Есть определенное различие между 5 элементами стиля Дай и синъи. Если посмотреть на песенные наставления стиля, то они выглядят простыми и похожи на подобные же из синъицюань. Но с точки зрения методов выпуска усилия и особенностей исполнения — два стиля очень отличаются. Ниже я прилагаю песенные наставления стиля Дай для 5 элементов, и читатели могут при желании обдумать их и понять, что значение их глубоко:

— Пицюань похож на топор и связывается с Металлом, но это не топор, его движение подобно тому, как подбирать и нести поднос

— Цзюаньцюань подобен уклонению и ассоциируется с Водой, но это не уклонение. Его усилие подобно разрушению горы

— Бенцюань похож на стрелу, и связывается с Деревом, но это не стрела, его усилие похоже на лодку на гребне волн

— Паоцюань похож на пушку и связан с Огнем, но это не пушка, его усилие похоже на то, как волны ударяют в берега реки

— Хенцюань похож на пулю и связан с Землей (Почвой), но это не пуля, его усилие похоже на плуг, рассекающий почву

Дай стиль синьицюань — не только стиль ведения боя, это искусство, истинную передачу можно получить только от мудрого учителя.

Той ночью я спал в доме ученика Тянь Жувэня Гэнгзи (Gangzi)(прозвище). После того, как я проводил всех посетителей, мы вместе с Гэнгзи, Донгом и Боуэном проговорили о наших боевых искусствах до полуночи. Эти три брата кунфу увлечены синьицюань стиля Дай, они одинаково глубоко проникают в суть синьи, проверяют выпуск силы друг на друге, я им завидовал. В их представлении, стиль Дай синьи является не только стилем боя, но и искусством. Во время наших обсуждений, Боуэн убеждал меня использовать возможность изучить стиль Дай. На следующий день я решил распросить Тянь Жувэня о методах обучения в стиле Дай.

На следующее утро Гангзи уехал от нас преподавать боевые искусства, и Донг и я пошли в дом к Тянь Жувэню. Он отвел нас к их старому дому, где когда-то жил Дай Куй. Когда мы оказались во внутренней комнате, по моей просьбе, Тянь Жувэнь учил меня как практиковать цзибэньгун стиля Дай — «садящаяся на корточки обезьяна» (дун мао хоу). Ядро стиля Дай синьицюань — свой даньтянь гун и Шу-Чжань, эти два основных элемента пронизывают весь стиль.

Как практиковать Сидящую Обезьяну:

Встаньте ноги вместе, согните колени и осядьте вниз. В тоже самое время, руки опускаются вниз и соединяются над бедрами, ладонями наружу. Расслабьте грудь (диафрагму), погрузите ци, втяните анус, подожмите ягодицы и поддержите даньтянь, «пустая» грудь и «полный» живот заставят ци собраться в даньтянь, формируя положение сжатия, даньтянь примет форму шара. В тоже самое время надо убедиться, что подбородок естественно приподнимается, глаза смотрят прямо вперед.

Поднимаясь, руки обнимают область даньтяня. Левая рука внутри, правая наружи. В тоже время подбородок втягивается, в макушке головы должно быть подпирающее ощущение, как-будто сила выпрямляет тело, совершая путешествие из стоп к макушке головы, — это называют Чжань (расширение). Глаза продолжают смотреть прямо перед собой.

Шу-Чжань воплощает способ, которым используется тело в стиле Дай, читатели могут испытать его на себе. Другое уникальное требоване синьи стиля Дай — «переворот внутренних и внешних небес и земли» (nei wai tian di fan). «Внешние небеса и земля» относятся к голове: лоб — небо, подбородок — земля. «Внутренние небеса и земля» относятся к даньтянь: нижняя часть живота — земля, верхняя часть живота — небо. Сжатие и расширение, вместе с «переворотом неба и земли»создают вращение и образование шара даньтяня. С другой стороны, соединяя сжатие-расширение и переворот — учаться рождать выброс усилия («звон цзин»).

Дыхание: совершая сжатие (Шу), вы делаете вдох, когда расширяетесь (Чжань) — выдох. Расширяясь на выдохе — не сдерживайте дыхание, когда в даньтяне накопится достаточное количество силы, — можно будет издать звук на расширении.

«4 кончика это: волосы — кончик крови, ногти — кончики сухожилий, зубы — кончики костей, язык — кончик тела. Нужно практиковать, будто волосы хотят встать, ногти хотят пронзить кость, зубы хотят схватить сухожилия, язык хочет разрушить зубы. Сердце встрепетнулось, а четыре кончика отозвались, четыре кончика вместе и нейцзир рождается, ци в даньтянь родилось, словно свирепый тигр, словно дракон, приводящий в трепет. Ци выходит как звук, звук сопровождается ударом руки. Как только одно приходит в движение — сто частей приходят в движение, с 4 кончиками пребывающими в согласии — внутреннее усилие не может не проявиться»

Этот текст, размещенный в интернет, разъясняет понятие «Важных требований для 4 кончиков». Заинтересованные могут сами попытать испытать это через даньтянь гун, я дальше не буду это обсуждать здесь.

Мое время обучения у Тянь Жувэня было коротким и промелькнуло в мгновение ока, и вот уже Тянь жувэнь и его ученики провожают меня. Я намереваюсь распространять традиционное у-шу и рекомендовать Тянь жувэня как народного учителя (то есть не связанного ни с какой официальной организацией или институтом) и я попросил у Тянь Жувэня сделать некоторые снимки для моих читателей. Если у меня будет такая возможность в будущем, я постараюсь собрать больше материала и поделиться им с вами всеми, чтобы вы могли открыть для себя это пространство.

Песенные наставление, которые цитировались выше, являются формулами-речитативами, которые распространены в китайский боевых искусствах. Они часто отражают способность проникновения в суть природы и являются частью воинского искусства. Традиционно, они не записывались и передавались устно.

Тянь Жувэнь в начальном положении Пицюань

Свидетельство о единственных соревнованиях, в которых когда-либо принимал участие тянь Жувэень (Государственное свидетельство о том, что он выиграл туйшоу по стилю Дай синьицюань, в весе до 70 кг, как в разделе соревнований саньда/туйшоу стиля Дай. Соревнования проходили в уезду Ци в 2007 г.)

Главный вход в старый дом Тянь Жувэна (в котором жил Дай Куй в поздние годы)

Главная комната старого дома Тянь Жувэня (в котором жил Дай Куй в поздние годы)

Мастер синьицюань стиля Дай Дай Куй

Ученик Дай Куя Тянь Цзююань (он заботился о Дай Куе в его поздние годы)

wushu_jia

Традиционное ушу Китая

Entries by tag: синьицюань

1 -го сентября по 1 ноября 2011 года производится набор в группу изучения Дайцзя синьицюань в линии передачи Учителя Янь Лунчан (Дай Куй — Ван Гоань, Юэ Гуйнин — Янь Лунчан).

На фотографии: Старший ученик Сун Шижуна Хао Чжаньжу

Ли Голян — мастер синъицюань стиля Сун, известный боец, получивший полную передачу от Хао Чжаньжу (Hao Zhanru), ученика Цзя Юньгао (Jia Yun-gao) (одного из немногих учеников Сун Шижуна (Song Shirong) не из семьи Сун).
Его мастерство велико, но потому, что он живет скромной жизнью в Шанхае, большинство людей (даже из мира боевых искуств), если им не скажут их учителя, никогда не слышало о нем.
Мастер Ли на семь лет старше чем Китайская народная республика, он практиковал синъицюань стиля Сун в течении 48 лет, почти половину столетия. По личным склонностям, Ли нравились боевые искусства с самой юности, тогда он начал заниматься кунгфу в своей деревне. Однако, тогда у него не было учителей высокого уровня, чтобы направляли его занятия, таким образом кунгфу он занимался, но очень упрощенно. Ли Голян был очень упорным и целеустремленным, если бы его преподали одну базовую работу, — он бы ей и занимался не переставая. Он три года практиковал пи кун цзин(‘pi kong jing’) (?разделение пустого и полного?), это помогло ему заложить хороший фундамент для занятий.

В юности он изучал мейхуа танланцюань и бацзицюань. Видевшие, как он занимается в шанхайском парке Хэншань (Hengshan), были поражены его скоростью, свирепостью и мастерством.

В том же самом парке занимался старый мастер, который практиковал Шаолинь порядка двадцати лет и пользовался у местных жителей некоторой известностью. В состязании между Ли и этим мастером, Ли причинил ему сильную боль. Так как Ли было в это время всего лишь 14 или 15 лет, мастер шаолиня чувствовал себя подавленным и перестал приходить в парк. Ли сожалел о своей резкости.

Всякий раз, во время своих ежедневных тренировок, Ли замечал, как за ним наблюдает старый человек, но не делает никаких комментариев. Гораздо позднее, этот старик предложил учить Ли. Ли не знал этого худого, скромного старого человека, но веря в своих богомола и бацзи, даже не стал рассматривать это предложение. Несмотря на отказ Ли, старый человек продолжал наблюдать за его занятия, хотя Ли его и игнорировал. Однажды старик сказал: «Молодой человек, давайте проверим, сможете ли вы оставаться в одной позиции на протяжении 5 минут?» Ли подумал про себя: «Я могу легко простоять в стойке всадника 40-50 минут, 5 минут — это ерунда!» м с готовностью согласился, он скопировал предложенную стариком стойку, но уже через три минуты обнаружил, что весь мокрый от пота, а ноги его трясутся. Но из чувства соперничества, Ли лишь сжал крепче зубы и окончательно сдался только через десять минут, когда дальше стоять уже не было сил, а земля под ним была мокрой от его пота. Старик же исчез.

daixinyiquan.blogspot.com — на блоге будут размещаться как материалы по Дайцзяцюань, так и личные впечатления от занятий.

В последнее время, по совету моего друга Донга, я добрался до места. которое долго хотел посетить, — деревня Сяои (Xiaoyi) во владениях семьи Ци, места, где Дай Куй, великий мастер стиля Дай синьицюань жил в своей старости. Я навещал Тианя Жувэня, прямого наследника искусства Дай. В деревне Сяои, я не только испытал искренность, доброту и гостеприимство людей Шаньси, но так же и познакомился с внешне простым стилем Дай синьицюань.

Кратко о шифу Тянь Жувэне: Тянь Жувэню 71 год, рост 1 метр 60 см, скорее худощавого телосложения, и настолько обычный, что вам никогда бы не пришло в голову, что он мастер боевых искусств. В тот момент, когда вы вступаете с ним в контакт, — вы понимаете, что он не обычный старый человек, когда он продемонстрировал усилие, которое проводит ци из даньтяня, — я ничего не мог с ним сделать. Дай Куй провел свои позднии годы в доме Тянь Цзююаня (Tian Jiuyuan)(отца Тяня Жувэня), Дай Куй и Тянь Жувэнь спали на одном канге (нагретая кровать, распространенная в северном Китае), и Тянь Жувэнь получил от Дай Куя истинную передачу даньтянь гуна. Тянь Жувэнь практиковал синьицюань каждый день в течении многих десятилетий. Сила, приобретенная за эти годы, способна отбросить человека в полет, стоит только соприкоснуться с ним руками. Его даньтянь гун и усилие сжатия-расширения более чем убедили меня. Хотя я посетил многих учителей боевых искусств, я никогда не видел раньше такой работы даньтяня.

Весной этого года, во время нашей мартовской поездки в Поднебесную, в книжном магазине Пекина, была обнаружена новая книжка по Дайцзяцюань (http://www.xinhuabookstore.com/product/1714541/). К книге прилагался видеодиск с выступлением учеников Ван Инхая. Теперь он появился и в китайском интернете:

24 декабря 2010 года в поместье семьи Цяо открыта памятная стела в честь Дай Лунбана.
Видео с этого мероприятия. Выступали не только представители Дайцзяцюань, но и других стилей, распространенных и не очень в Шаньси: Чэ синъи, Сун синъи, Гунлицюань, Тайцзи етс.
Показательные выступления начинаются после 26-й минуты записи.

«Говорят: движение — это жизнь.
И действительно, на наших глазах случается столько примеров, лишний раз подтверждающих сказанное, что нет ни малейшей возможности и повода к возражениям. Только тот, кто много двигается, ведет подвижный образ жизни имеет все шансы быть наиболее здоровым среди других людей. И как естественное следствие, такой человек имеет и все шансы получить счастливую и радостную жизнь, не омраченную болезнями, резким дряхлением и прочими «прелестями» возростных изменений. Конечно же, природу не обманешь и возраст берет свое, но насколько же различен подход к жизни у человека, привыкшего к хорошей подвижной деятельности! И жизнь отвечает ему сообразно — на столько и различны плоды, получаемые от жизни подвижным человеком.
Наш мир легко и непринужденно, но весьма уверенно следует простому принципу — что «над», то же самое будет и «под». Другими словами: Макрокосм и Микрокосм — суть одно. Законы изменений в Микрокосме совершенно аналогичны таким же законам Макрокосма. А потому попробуем применить этот принцип и к утверждению, прописанному выше, но немного сместим ракурс внимания. Можно ли по тому КАК двигается человек сказать что-то о его жизни?
Оказывается, что можно. Конечно с той или иной долей вероятности, которая напрямую зависит от собственных практических наработок самого анализатора. Кстати говоря, сейчас как-то стали понемногу забывать, что хорошему профессиональному врачу для постановки диагноза не нужны кучи анализов, достаточно лишь оценить как человек вошел в кабинет, как двигается, как говорит. Способ поведения человека очень о многом может поведать тому, кто знает куда и как смотреть. Впрочем, оставим это врачам, мы сейчас поговорим немного об ином.
«Ручки, ножки, огуречик — вот и вышел человечек». Все мы достаточно одинаковы по своей физологии. Безусловно, есть и множество отличий, но ведь (за редким исключением) у каждого человеческого существа имеется одна голова, две руки, две ноги и все это соединяется телом. Что тут можно придумать? И тем не менее, движения индивидуума настолько различаются от человека к человеку, что порою диву даешься, откуда что берется при столь малом, практически нулевом, разнообразии двигательных конечностей. Если глаз не наметан, то индивидуальные отличия в походке различных людей практически незаметны. Кажется, что все идут вполне одинаково. Но стоит присмотреться повнимательнее и удивлению не будет предела — каждый человек имеет совершенно разную походку. Как не существует двух жирафов по всей Африке с двумя одинаковыми рисунками на шкуре, так по всей вероятности, имеется мало людей, могущих похвастаться полной идентичностью своих походок.
Удивительное дело, но каждый человек по разному включает в свой шаг те части тела, которые как бы сами собой вовлекаются в процесс ходьбы. Кто-то больше наваливается вперед и просто выставляет ногу, дабы не упасть. Обычно так ходят люди, привыкшие везде успевать, хотя и постоянно опаздывающие. Кто-то идет от бедра, кто-то выставляет стопу вперед идущей ноги немного в сторону, кто-то ступает на носок, кто-то больше стоптывает пятки. Иной человек, неся себя как можно быстрее, не замечает, что стопа неполностью прикладывается к земле, а лишь внешней или же внутренней своей стороной. У кого-то очень отчетливо видны движения поясницы, а кто-то наоборот настолько зажат, что в шаге участвуют только ноги, производя чисто механическое впечатление от сего действа.»

Производится набор в группу изучения Дайцзя синьицюань в линии передачи Учителя Янь Лунчан (Дай Куй — Ван Гоань, Юэ Гуйнин — Янь Лунчан).
Начало тренировок с сентября 2010. Набор производится до 1-го ноября 2010.

Синъицюань

Синъицюань (кит. 形意拳 ) — один из видов боевых искусств Китая. Название переводится как «кулак формы и намерения» (раньше иногда вместо иероглифа «форма» писали омонимичный иероглиф «двигаться», то есть получался «кулак движения и намерения»). В этом названии «зашифрованы» две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «намерению») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме» или «движению»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

Содержание

Происхождение и развитие стиля [ править ]

Легенды возводят историю стиля Син-и к самому Юэ Фэю, что, казалось бы, вызывает недоверие, так как в Китае существует несколько стилей, приписываемых Юэ Фэю, но тем не менее друг на друга совершенно не похожих. Так, например, Юэ-мэнь цюань, Юэ-цзя цзяо и Юэ-ши лянь-цюань явно не имеют ничего общего и друг на друга совершенно не похожи, более того, Юэ-мэнь цюань явно относится к южным стилям (с активным) и «короткому» кулаку, в то время как Юэ-ши лянь-цюань явно является северным стилем с «длинным» кулаком.

Тем не менее существует стиль Юэ-ши сань-шоу, отличающийся от Син-И как методами тренировок, так и дистанцией боя, но имеющий идентичную форму. Иными словами, и Син-И и Юэ-ши сань-щоу — двигаются в одной и той же манере и используют одни и те же приёмы, однако ведут бой на разной дистанции и имеют кардинально отличающиеся методы тренировки. Так, в Син-И стремятся к ближнему бою, а в Юэ-ши сань-шоу стремятся вести бой на дальней дистанции, отличие в методах тренировок заключается в том, что Син-И — внутренний, а Юэ-ши сань-шоу — внешний стиль. Сходство внешней формы, при том что оба стиля приписывают своё Юэ Фэю, — явно свидетельствует об общности происхождения Син-И и Юэ-ши сань-шоу, которые за прошедшие столетия (Юэ Фэй жил в XII веке) успели разойтись в методах тренировок, но сохранили свою внешнюю форму. И возможно, что человек, создавший изначальный стиль, от которого ведут своё происхождение Син-И и Юэ-ши сань-шоу, действительно является Юэ Фэем. При этом нужно отметить, что мнения экспертов о схожести Син-И и Юэ-ши сань-щоу порой кардинально расходятся. Так, например, по мнению Мая Михайловича Богачихина стили Син-И и Юэ-ши сань-шоу — безусловно похожи, так как сходны позы, принимаемые при выполнении одиночных тао-лу без оружия. В то же время по мнению Алексея Александровича Маслова стили Син-И и Юэ-ши сань-щоу не имеют ничего общего, поскольку ведут бой на совершенно разных дистанциях.

Другая легенда приписывают происхождение стиля первому патриарху Шаолиня — Бодхидхарме, но, в отличие от легенды о происхождении от Юэ Фэем, эта легенда не имеет убедительных доказательств. Тем более, что легенда о происхождении из монастыря Шаолинь имеется у сотен совершенно непохожих друг на друга стилей, и большая часть этих стилей (как и Син-И) не имеет доказательств подобного происхождения.

Третья легенда приписывает авторство стиля Син-И уже не буддийскому патриарху, а святому даосу Чжань Саньфэну с гор Удан. Что характерно, ему часто приписывают все внутренние стили, имеющие довольно сходные методы тренировок при кардинально различающейся внешней форме. Так что возможно, что действительно методы тренировок в Син-И происходят из даосских монастырей в горах Удан (необязательно от самого Чжань Саньфэна, но из мест, где он жил). Однако внешняя форма, которая в отличие от других внутренних стилей является жёсткой, а не мягкой — явно с Удан не связана.

Задокументированная история стиля Син-И начинается в XVII веке с Цзи Цзикэ, по прозвищу Лун Фэн — «Вихрь Дракон» (известный также как Цзи Лунфэн), который, по легенде, в горах Чжуннань получил от неизвестного мастера книгу Юэ Фэя, «ясную — по мысли, драгоценную — по содержанию». По другой версии, стиль был создан самим Цзи Цзикэ на основе приёмов с копьём. В то же время некоторое внешнее сходство Син-И и Юэ-ши сань-щоу свидетельствует в пользу того, что либо, возможно, книга действительно была, либо он обучался у мастера, чьё имя по какой-либо причине решил утаить (возможно, обучавший его мастер имел проблемы с маньчжурскими властями по политическим или иным причинам).

Однако и авторство Цзи Цикэ тоже ставится под сомнение некоторыми критиками. Они указывают как на то, что Цзи Цикэ был известен как «чудесное копьё», а не «чудесный кулак», так и на тот факт, что история, что Цзао Цзиу учился Син-И у Цзи Цикэ, держится лишь на словах самого Цзао Цзиу, называвшего себя единственным учеником (и преемником) Цзи Цикэ. И уже Цзао Цзиу называется основателем Син-И. В качестве учеников Цзао Цзиу упоминаются Ма Сюэли, Дай Лубан и Цзи Шоу. Причём во всех версиях Ма Сюэли упоминается в качестве ученика Цзао Цзиу, а вот с Дай Лубан и Цзи Шоу не всё так ясно. По некоторым версиям Дай Лубан считается учеником не Цзао Цзиу, а Ма Сюэли, в то время как Цзи Шоу часто не упоминается вообще. И если Ма Сюэли учил множество учеников, а Цзи Шоу написал книгу, то Дай Лубан развивал стиль в качестве внутреннего стиля семьи Дай и обучил только своего сына — Дай Вэньсюна [1] . Тем не менее стиль через семью Дай попал к Ли Лонэну (李洛能) с прозвищами Фэй Юй — «Летящий Пух» и Нэн Жэнь — «Умелый» (известному также как Ли Фэйюй и Ли Нэнжэнь), сыгравшему очень важную роль в развитии и систематизации Син-И, а также обучившему множество прославленных учеников.

Структура стиля [ править ]

Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи), дереву — пробивающее движение (бэн), воде — буравящее движение снизу вверх (цзуань), огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (пао), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн).

«Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трёх-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орёл и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орёл, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперёд, удар назад, удар в верхний уровень, удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперёд второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жёсткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

Кроме того, как и в любом другом стиле Цюаньшу, в Синьицюань есть техники для работы с оружием. Базовым оружием для Синьи является выполнение техник и приёмов с копьём. Но имеется и другое традиционное оружие, например, с саблей Дао (техника Лю Пай Дао-Сабля Шести Рядов), мечом Цзянь(Синь и Цзянь,Синь и Люхэ Цзянь), деревянным посохом (Синь и Гун), большой пикой (И дэ да цянь-Большая пика, поддерживающая добродетель), и.т.д.

Синъицюань

Содержание

  • 1 Происхождение и развитие стиля
  • 2 Структура стиля
  • 3 Примечания
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники

Происхождение и развитие стиля

Легенды возводят историю стиля Син-и к самому Юэ Фэю, что, казалось бы, вызывает недоверие, так как в Китае существует несколько стилей, приписываемых Юэ Фэю, но тем не менее друг на друга совершенно не похожих. Так, например, Юэ-мэнь цюань, Юэ-цзя цзяо и Юэ-ши лянь-цюань явно не имеют ничего общего и друг на друга совершенно не похожи, более того, Юэ-мэнь цюань явно относится к южным стилям (с активным) и «короткому» кулаку, в то время как Юэ-ши лянь-цюань явно является северным стилем с «длинным» кулаком.

Тем не менее существует стиль Юэ-ши сань-шоу, отличающийся от Син-И как методами тренировок, так и дистанцией боя, но имеющий идентичную форму. Иными словами, и Син-И и Юэ-ши сань-щоу — двигаются в одной и той же манере и используют одни и те же приёмы, однако ведут бой на разной дистанции и имеют кардинально отличающиеся методы тренировки. Так, в Син-И стремятся к ближнему бою, а в Юэ-ши сань-шоу стремятся вести бой на дальней дистанции, отличие в методах тренировок заключается в том, что Син-И — внутренний, а Юэ-ши сань-шоу — внешний стиль. Сходство внешней формы, при том что оба стиля приписывают своё Юэ Фэю, — явно свидетельствует об общности происхождения Син-И и Юэ-ши сань-шоу, которые за прошедшие столетия (Юэ Фэй жил в XII веке) успели разойтись в методах тренировок, но сохранили свою внешнюю форму. И возможно, что человек, создавший изначальный стиль, от которого ведут своё происхождение Син-И и Юэ-ши сань-шоу, действительно является Юэ Фэем. При этом нужно отметить, что мнения экспертов о схожести Син-И и Юэ-ши сань-щоу порой кардинально расходятся. Так, например, по мнению Мая Михайловича Богачихина стили Син-И и Юэ-ши сань-шоу — безусловно похожи, так как сходны позы, принимаемые при выполнении одиночных тао-лу без оружия. В то же время по мнению Алексея Александровича Маслова стили Син-И и Юэ-ши сань-щоу не имеют ничего общего, поскольку ведут бой на совершенно разных дистанциях.

Другая легенда приписывают происхождение стиля первому патриарху Шаолиня — Бодхидхарме, но, в отличие от легенды о происхождении от Юэ Фэем, эта легенда не имеет убедительных доказательств. Тем более, что легенда о происхождении из монастыря Шаолинь имеется у сотен совершенно непохожих друг на друга стилей, и большая часть этих стилей (как и Син-И) не имеет доказательств подобного происхождения.

Третья легенда приписывает авторство стиля Син-И уже не буддийскому патриарху, а святому даосу Чжань Саньфэну с гор Удан. Что характерно, ему часто приписывают все внутренние стили, имеющие довольно сходные методы тренировок при кардинально различающейся внешней форме. Так что возможно, что действительно методы тренировок в Син-И происходят из даосских монастырей в горах Удан (необязательно от самого Чжань Саньфэна, но из мест, где он жил). Однако внешняя форма, которая в отличие от других внутренних стилей является жёсткой, а не мягкой — явно с Удан не связана.

Задокументированная история стиля Син-И начинается в XVII веке с Цзи Цзикэ, по прозвищу Лун Фэн — «Вихрь Дракон» (известный также как Цзи Лунфэн), который, по легенде, в горах Чжуннань получил от неизвестного мастера книгу Юэ Фэя, «ясную — по мысли, драгоценную — по содержанию». По другой версии, стиль был создан самим Цзи Цзикэ на основе приёмов с копьём. В то же время некоторое внешнее сходство Син-И и Юэ-ши сань-щоу свидетельствует в пользу того, что либо, возможно, книга действительно была, либо он обучался у мастера, чьё имя по какой-либо причине решил утаить (возможно, обучавший его мастер имел проблемы с маньчжурскими властями по политическим или иным причинам).

Однако и авторство Цзи Цикэ тоже ставится под сомнение некоторыми критиками. Они указывают как на то, что Цзи Цикэ был известен как «чудесное копьё», а не «чудесный кулак», так и на тот факт, что история, что Цзао Цзиу учился Син-И у Цзи Цикэ, держится лишь на словах самого Цзао Цзиу, называвшего себя единственным учеником (и преемником) Цзи Цикэ. И уже Цзао Цзиу называется основателем Син-И. В качестве учеников Цзао Цзиу упоминаются Ма Сюэли, Дай Лубан и Цзи Шоу. Причём во всех версиях Ма Сюэли упоминается в качестве ученика Цзао Цзиу, а вот с Дай Лубан и Цзи Шоу не всё так ясно. По некоторым версиям Дай Лубан считается учеником не Цзао Цзиу, а Ма Сюэли, в то время как Цзи Шоу часто не упоминается вообще. И если Ма Сюэли учил множество учеников, а Цзи Шоу написал книгу, то Дай Лубан развивал стиль в качестве внутреннего стиля семьи Дай и обучил только своего сына — Дай Вэньсюна. Тем не менее стиль через семью Дай попал к Ли Лонэну (李洛能) с прозвищами Фэй Юй — «Летящий Пух» и Нэн Жэнь — «Умелый» (известному также как Ли Фэйюй и Ли Нэнжэнь), сыгравшему очень важную роль в развитии и систематизации Син-И, а также обучившему множество прославленных учеников.

Родословное древо Син И Цюань по версии Сунь Лутана.

Структура стиля

Основой классического синъицюань является «усинцюань» («кулак пяти первостихий»). Согласно китайской космогонии, мир основывается на взаимопереходе и взаимной борьбе пяти первостихий: земли, металла, воды, огня и дерева. В синъицюань используют два возможных типа их взаимодействий: «цикл взаимопорождения» (земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево, дерево порождает огонь, огонь порождает землю) и «цикл взаимоподавления» (земля подавляет воду, вода подавляет огонь, огонь подавляет металл, металл подавляет дерево, дерево подавляет землю). Металлу соответствует рубящее движение сверху вниз (пи), дереву — пробивающее движение (бэн), воде — буравящее движение снизу вверх (цзуань), огню — взрывной удар с одновременным приподнимающим блокированием другой рукой (пао), земле — поперечное блокирующее или сваливающее движение (хэн).

«Шиэрсин» («формы двенадцати животных») составляют второй после «усинцюань» крупный раздел синъицюань. В школах провинции Хэбэй рассматриваются двенадцать форм животных, в некоторых школах провинции Шаньси и во всех школах провинции Хэнань — лишь десять. В хэбэйских школах каждому животному соответствует небольшая связка из трёх-пяти движений, выполняющаяся в обе стороны симметрично, а в шаньсийских — целые комплексы, которые иногда включают до сорока-пятидесяти движений. «Двенадцать животных» — это дракон, тигр, обезьяна, лошадь, крокодил, петух, ястреб, ласточка, змея, птица Тай, орёл и медведь. «Десять животных» — это дракон, тигр, петух, орёл, змея, лошадь, кот, обезьяна, ястреб и дикий гусь.

По правилам синъицюань, необходимо для каждого удара отрабатывать семь уровней его нанесения, что называется «семь ударов» или «семь кулаков». Это удар вперёд, удар назад, удар в верхний уровень, удар в средний уровень, удар в нижний уровень, удар в левую сторону и удар в правую сторону. Все семь ударов отрабатывают на мешке с песком или «деревянном человеке». Всякая атака в синъицюань выполняется в передвижении, и очень редко — с места. Большинство ударов руками наносится не кулаком, а выставленной вперёд второй фалангой указательного пальца — «глазом феникса», а также пальцами и ладонью. Любая атака — это короткий, резкий взрыв, направленный на выброс внутреннего усилия, поэтому внешне синъицюань выглядит как крайне жёсткий стиль. Все удары наносятся с близкой дистанции, в основном руками, практически каждая атака нацелена на болевую точку.

Кроме того,как и в любом другом стиле Цюаньшу,в Синьицюань есть техники для работы с оружием. Базовым оружием для Синьи является выполнение техник и приёмов с копьём. Но имеется и другое традиционное оружие, например, с саблей Дао (техника Лю Пай Дао-Сабля Шести Рядов) ,мечём Цзянь(Синь и Цзянь,Синь и Люхэ Цзянь),деревянным посохом (Синь и Гун),большой пикой (И дэ да цянь-Большая пика,поддерживающая добродетель),и.т.д.

Ссылка на основную публикацию