Символика федерации шаолиньских боевых искусств | Karate-krs.ru

Символика федерации шаолиньских боевых искусств

ФШБИ России

Маслов Алексей Александрович

Генеральный секретарь первый вице-президент Международной федерации шаолиньского ушу.
Президент Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия).
Президент Московской Генеральной Федерации традиционного ушу Цзинъу.
Президент Российского отделения Межународной Федерации спортивного Будо (International Budo Sport Federation).
Полномочный представитель Международной федерации ушу/кунгфу в России.
Закончил Институт стран Азии и Африки при Университете им.Ломоносова Прямой ученик старшего монаха Ши Суси и преподобного мастера Ши Дэцяня.
Посвященный последователь шаолиньской традиции в 32-м поколении (имя Синъин). Обладатель мастерской степени по шаолиньцюань. Первый европеец прошедший обучение в Академии ушу монастыря Шаолинь (окончил в 1996г) и получил полное посвящение. В его честь установлена стелла в монастыре Шаолинь в храме Мириад Будд.
Носитель традиции шаолиньского цигун Ицзиньцзин.
Признавался в числе лучших бойцов 2000-2007гг. по версии Международной федерации ушу/кунгфу .
Мастер года (2008) по версии Международного исследовательского института боевых искусств (Малайзия).
Директор центра стратегических исследований Китая.
Доктор исторических наук, профессор. Действительный член Российской академии естественных наук.
Действительный член Нью-Йорской Академии наук. Член Европейской ассоциации китаеведов.
Член комиссии Евросоюза по делам зарубежных китайцев.
Написал более 80 научных статей по истории, религии, ушу, философии на русском и других языках, издал 22 книги.

Мастер Ши Синган
Чертовских Евгений Викторович

Ведущий инструктор.
Член Совета директоров Центра «Шаолинь».

Первый вице-президент ФШБИ. Член Президиума ФШБИ. Посол Международного института боевых искусств в России. Вице-президент по делам России Международной федерации шаолиньского кунфу. Председатель правления Национальной молодежной лиги восточных единоборств. Представитель ФШБИ в Правлении Российского конфуцианского фонда.

Беляков Алексей Викторович

Ведущий инструктор.
Член Совета директоров Центра «Шаолинь».

Генеральный секретарь ФШБИ (22.12.2012 г.). Чемпион России по традиционному УШУ (2000 г.), обладатель 3-ей степени по Цзиньу (1998 г.) и 4-ой степени по шаолиньцюань (2012 г.).

Родился 22 ноября 1966 года в Москве. Посвященный последователь традиции шаолиньского монастыря в 32-м поколении. Получил посвящение от патриарха Ицзиньцзин Ши Дэцяна в 1998 году.

Имеет высшее образование. В 1993 году закончил биологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, по специальности — зоолог.

Боевыми искусствами серьезно занимается с 1985 года. Ушу начал изучать с 1989 года в клубе «Пять стихий», под руководством Момотова Юрия Владимировича.

Призер «Первого зонального чемпионата Поволжья по УШУ» (1998 г.)
Чемпион России по традиционному УШУ (V Чемпионат России по традиционному УШУ) (2000 г.).
Обладатель 3-ей степени по ЦзинУ (1998 г.) и 4-ой степени по шаолиньцюань. (2012 г.)

В 1993 году открыл филиал клуба в г. Пущино Московской области, где преподавал с 1993 по 1997 г. г. C 1998 г. по 2010 г. руководитель клуба «Юй дао» ФШБИ. После объединения клуба «Юй Дао» с Центром «Шаолинь» в июле 2010 г. вошел в Совет директоров Центра.

2000 – 2002 г. г. Президент Московской Федерации Шаолиньских боевых искусств.
Член Президиума Федерации шаолиньских боевых искусств (ФШБИ, Россия).

Символика федерации шаолиньских боевых искусств

Мы используем два типа символики — международную и российскую.

Символика Шаолиньской школы несет глубокий смысл.

Эмблема Международной Федерации Шаолиньского Кунгфу (IFSK)

1. На переднем плане — два сражающихся монаха, выполняющих блоки из комплекса люхэцюань («шесть соответствий»), воспроизведены с фресок главного тренировочного зала шаолиньского монастыря — Инсюнтан — «Зала героев». Они символизируют защитную функцию шаолиньского гунфу.

2. Позади них — Центральные ворота монастыря с надписью над ними «Шаолиньсы». Они символизируют посвящение в традицию, так как по-китайски это звучит как «войти во врата» — «жумэнь».

3. На заднем плане изображены пять священных вершин Китая. По центру, самые высокие — горы Суншань, которые занимают среди пяти гор центральное место и которым приписываются многие священные легенды. Среди них и находится Шаолиньский монастырю. Уход в священные горы означает необходимость внутреннего подвижничества, постоянной сосредоточенной работы над самим собой и необходимость духовную практики, без которой невозможно достичь совершенствования в ушу. Это также символизирует центр и четыре стороны света, по которым распространяется шаолиньское учение.

4. Общий рисунок заднего плана в виде сетки параллелей и меридианов земного шара подчеркивает шаолиньское братство по всему миру и глобальный смысл шаолиньского учения о самосовершенствовании.

5. Общий желтый фон эмблемы говорит о достижении «озарения» через занятия гунфу.

Таким образом, общая расшифровка смысла эмблемы: «Достижение совершенства через сочетание боевой и духовной практики, через посвящения в традицию и сохранение братства боевых искусств по всему миру».

1. На переднем плане изображен иероглиф «У» — первый иероглиф из слова «ушу» — означает «боевой», и выполнен в каллиграфическом стиле «цаошу» наставником Ши Дэцянем.

2. На втором плане — центральные ворота Шаолиньского монастыря — «Горные врата», через которые традиционно выходили монахи-бойцы Шаолиньсы, сдавшие соответствующие экзамены. Перед ними лестница, по которой надо взойти, чтобы получить Знание, три черты означают три первых базовых уровня совершенствования.

Впервые символика Федерации Цзинъу возникла в Шанхае в 1921 г. и таким образом стала вообще первой символикой боевых искусств в мире. Все Федерации Цзинъу пользуются единой символикой, опирающейся на традиционную шанхайскую эмблему с небольшими вариациями.

1. Три звезды означают гармонию физического, интеллектуального и духовного начал в человеке, которое достигается путем правильных занятий ушу — это основной воспитательный принцип Цзинъу.

2. Два иероглифа сверху, написанных горизонтально — Цзинъу, что дословно переводится как «Лучшее в боевых искусствах» или «Утонченное боевое искусство».

3. Три иероглифа сверху-вниз означают «Россия» и говорят о принадлежности Федерации, также как и цвета российского флага на эмблеме.

4. Щит, на котором выполнена эмблема, подчеркивает защитную функцию боевых искусств, причем речь идет как о физической самозащите, так и сохранении своего здоровья.

Эмблемы ФШБИ и МФШБИ являются зарегистрированными знаками соотвествующих организаций, правообладателем логотипов является ФШБИ. Все подразделения и клубы Федерации имеют право ее использования в соответствии с договором о членстве. В случае желания ее использования не членами Федерации на своих сайтах, в книгах, других материалах, пожалуйста, обратитесь к нам.

Печать Федерации Шаолиньских боевых искусств

Федерация шаолиньских боевых искусств

Подробная информация

Федерация объединяет последователей традиционного ушу самых различных школ и направлений.
Это настоящее братство людей, идущих по пути самосовершенствования и овладения традициями боевых искусств и духовной практики. Для этого проводятся семинары, фестивали, переводятся и издаются важнейшие труды и трактаты китайских мастеров и духовных наставников.

Основным принципом деятельности Федерации является соблюдение триединства: гармоничное воспитание духовного, интеллектуального и физического начал в человеке.

Главная цель заключается в передаче истинной шаолиньской традиции во всем ее многообразии. Здесь изучаются тайны боевых искусств, традиционной восточной медицины и самовоспитания человека. Мы изучаем только традиционные виды ушу и нас не интересуют его спортивные, современные и иные выхолощенные варианты. Для нас ушу — не спорт, но учение, не гимнастика, но способ воспитания.
Федерация является одним из членов-учредителей Ассоциации боевых искусств России, объединяющей все крупнейшие организации боевых искусств у нас в стране. Сегодня наши филиалы разбросаны практически по всей России, а возраст занимающихся в наших клубах и группах — от шести до шестидесяти лет.

Основная цель федерации: Содействие развитию и пропаганда шаолиньских боевых искусств и оздоровительных систем, способствующих гармоничному духовному и физическому воспитанию человека.

Текущий руководитель

Маслов Алексей Александрович

Генеральный секретарь, первый вице-президент Международной федерации шаолиньского ушу (International Federation of Shaolin kungfu)
Президент Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия).
Президент Московской Генеральной Федерации традиционного ушу Цзинъу.
Президент Российского отделения Международной Федерации спортивного Будо (International Budo Sport Federation).
Полномочный представитель Международной федерации ушу/кунгфу в России.

Занимался дзюдо, каратэ, ушу.
Начал обучение ушу в середине 80-х гг. В течение нескольких десятилетий обучался в Китае в различных школах ушу, а также в буддийских и даосских общинах.
Изучал традиционные стили шаолиньцюань, синъицюань, мицзунцюань.
Первый прямой иностранный ученик Старшего наставника Шаолиньсы Ши Суси и преподобного мастера Ши Дэцяня. Посвященный последователь шаолиньской традиции в 32-м поколении (имя Ши Синъин). Обладатель мастерской степени по шаолиньцюань. Первый европеец, прошедший обучение в Академии ушу монастыря Шаолинь (окончил в 1996 г) и получил полное посвящение. В его честь установлена стела в монастыре Шаолинь в храме Мириад Будд.
Сертифицированный в Китае преподаватель ушу, цигун, китайской медицины
Прямой носитель традиции шаолиньского цигун Ицзиньцзин и ряда форм «внутреннего искусства»
Признавался в числе лучших бойцов 2000-2007 гг. по версии Международной федерации ушу/кунгфу. Мастер года (2008, 2010) по версии Международного исследовательского института боевых искусств (Малайзия).

Китайские единоборства и боевые гимнастики

Хочешь употребить накопленные деньги в дело — занимайся кунг-фу. В противном случае, всё уйдёт на лекарства (шутят дзенские монахи).

Здесь представлены ссылки по китайским боевым искусствам, объединенным общим термином Ушу / кунг-фу / гунфу. Кунг-фу — устаревшее название, но лично мне оно нравится, и я его применяю к внешним (силовым) стилям китайских БИ, прежде всего — к шаолиньским. Ни один адепт винчуна не назовет его ушу, а только — кунфу. У-шу ассоциируется больше с современной рафинированной спортивной гимнастикой (несмотря на то, что по иероглифам, наверное, полностью соответствует термину «бу-дзюцу»). Если уж использовать общий термин, то я — за гунфу, которое, впрочем, имеет более широкое значение — «мастерство». Для боевых китайских систем используется также термин цюань-шу («кулачное искусство»), пожалуй, более точный, чем гунфу. Входит ли в ушу «китайское джиу-джитсу» циньна и «китайский бокс» дуаньда? Как классифицируется китайский «вольный бой» саньда?

  • Общая информация об ушу
  • Внешние (силовые) стили ушу
  • Уданское ушу (внутренние и «звериные» стили)

Общая информация об ушу

Термин «Ушу» в переводе с китайского означает «боевая (воинская) техника (искусство)». Этот термин существует с начала XX века. Раньше использовались термины: • цзи-цзи – «техника ударов» [изучал Хигаона]; • цзи-цяо – «техническое искусство»; • цзи-юн – «герой техники»; • цюань-шу – «кулачная техника»; • цюань-юн – «кулачный герой». Последнее из этих названий (цюань-юн) — самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» — (Шицзин), датируемой XI-XII веками до нашей эры.

Сборники обзоров и трактатов по гунфу

  • Удивительный Китай
  • Северокитайское ушу. История Китая. Подсайт САТБИ.
  • Статьи по кунг-фу. Форум.
  • Ушу на сайте AIK > Более точно, пожалуй, эти стили назвать «длинной ногой» 🙂
  • Ушу монастыря Суншань Шаолинь (проект САТБИ, имеются ссылки на внутренние стили и лоханьцюань)
  • Шаолинь в Таллинне. Сайт Дмитрия Петрякова.

Юн-цюань (Вин-чунь, Винг-чун) и Южный Шаолинь

  • Вин-чун (школа патриарха Ан)
  • ФБИ «Вин-Чунь Кун-Фу г.Тольятти»
  • Открыто о школе Чой. Другие школы, форумы.

[«Короткий кулак»]

Циньна [китайское дзюдзюцу]

Уданское ушу (внутренние и «звериные» стили)

Общая и сборная информация о внутренних стилях

Внутренний стиль гунфу возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже гремело имя Шаолиньского монастыря. Некоторые школы ушу были не согласны с главным принципом Шаолиня — нападением — и справедливо считали, что этого явно недостаточно, ведь противник, воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки. Поэтому, был выдвинут новый принцип: «. посредством покоя управляй движением и на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу».

Для того чтобы новое направление отличалось от стиля шаолинь цюань, ему дали имя нэй-цзя цюань. Но в последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых особенностей тай-цзи цюань, син-и цюань и ба-гуа чжан были объединены под одним названием нэй-цзя цюань. А школа шаолинь цюань была названа вай-цзя цюань (школа внешнего направления).

[Есть также мнение, что внутренние стили — исконно китайские, которые создали даосы, а внешние стили — по происхождению индийские, пришедшие в Китай вместе с буддизмом. Видимо, так оно и есть, поскольку многие внешние стили обрели впоследствии «звериные» черты.]

Тайцзи-цюань

Стили ян, чэнь, сунь и два стиля у объединены под общим названием – тай-цзи цюань. Это направление китайского бокса отличает мягкость, плавность и легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое.

Вместе с тем каждый стиль тай-цзи цюань имеет свои особенности: • стиль ян — спокойный и распрямленный; • стиль у (первый) — изящен и динамичен; • стиль у (второй) — открыт и четок; • стиль чэнь — это гармония мягкого и твердого; • стиль сунь — подвижен и гибок.

История и стили Тайцзи-цюань

  • Происхождение тайцзицюань (из книги Е. Язова «Тайцзицюань стиль Ян»)
  • История тайцзицюань — ответвление сайта Сибирской Ассоциации Традиционных Боевых Искусств (также ссылки на багуачжан, синъицюань, ушу Шаолинь)
  • Проблема истоков тайцзицюань (на Китай клубе)

Порталы и клубы Тайцзи-цюань

  • Тайцзи.Ру Полезные ссылки, в т.ч. на другие российские и зарубежные клубы.
  • Клуб ЛУНДАО — тайцзицюань, Екатеринбург (интересные материалы и описание, ментальные техники и советы)
  • Федерация тайцзи-цюань, город-герой Керчь (Крым)

Информация о Тайцзи-цюань

Формы Тайцзицюань (галерея)

  • 24-я форма, 1-я дорожка, Галунов
  • Taijiquan (tai chi chuan) — Fotoboek. 24, 40, 88 позиций.

Багуачжан (Пакуа цюань)

Багуа-чжан (па-куа цюань) по-китайски означает «кулак» (цю-ань) «восьми»(ба) «триграмм» (гуа). Это один из трех наиболее известных стилей «внутреннего» направления ушу (нэй-цзя). Согласно традиции считается, что «отцом-основателем» является некий Ван Хэн, живший во второй половине 18-го века.

Особенность этого стиля в движении по кругу шагами двух типов (сворачивающимися и разворачивающимися) с одновременным вращением вокруг оси. Основное оружие — открытая рука, точнее, ее ладонь и пальцы. Базовые формы стиля подразделяются на 8 составных элементов, имеющих названия «Лев», «Единорог», «Дракон», «Феникс», «Змея», «Ястреб», «Медведь», «Обезьяна» [вот где совмещаются внутрениий и звериный стили]. Во время практики форм особенно ценится непрерывность и скорость вращении в сочетании с перемещением ногами по кругу.

Это один из видов кулачного боя внутреннего направления. Специфичность этого стиля основана на непрерывности движения по кругу, вращении влево и вправо, ловкости тела и живости шага, сочетании твердости и мягкости, многочисленных изменениях позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух, стойки прочны, как скала, изменения позиции быстры, как молния, движения вперед — назад, влево — вправо бесконечно трансформируются и непрерывно переплетаются. Все выполняется на едином дыхании.

  • Багуачжан. Подсайт САТБИ. Много интересных статей и трактатов.
  • Багуа дао Го Чжэнья. Великолепная книжка. «Багуа дао» — это важнейшее оружие стиля «ладони восьми триграмм». Это искусство владения мечом-дао представляет собой таолу, скомпонованное из методов действий мечом в соединении с движениями кулачного искусства багуа. Длина рукояти меча — 1 чи 2 цуня (36см), клинка — 3 чи (90см), вес — не менее 7 шицзиней (3,5кг).
  • Pa Kua Chang (Ba Gua Zhang) Kung Fu. Имеются иконки с иероглифами.
  • Иностранные ссылки по Ba Gua Zhang Kung Fu.

Синъицюань

«Направленная воля и воплощенный разум», «форма-мысль». Это обобщенное название 5 форм и 12 образов. Это стиль четких действий, где в твердости таится мягкость, форма и содержание едины, движения необычайно аккуратны, просты и отчетливы, тело прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины.

По Пути дракона. Рассказываем о буднях Шаолинь Тагоу — самой большой школы боевых искусств в мире

Боевые монахи известнейшего Шаолиньского монастыря утверждают, что мастерству нельзя обучить, ведь оно невидимо и его можно лишь практиковать. Усердная учеба, терпение в лишениях и упорные тренировки позволят набирать знания, укреплять тело, воспитывать волю и характер — на этом устроена самая большая в мире школа боевых искусств, расположившаяся по соседству с Шаолиньским монастырем у подножия священной горы Суншань в провинции Хэнань.

Школа традиционного китайского ушу «Шаолинь Тагоу» (Shaolin Tagou) была основана почти 40 лет назад мастером в седьмом поколении, учеником-мирянином Шаолиньского монастыря Лю Баошанем. Обычная школа превратилась в настоящую империю: тысячи квадратных метров территории со спортивными залами и тренировочными базами, 35 тысяч учеников и 900 тренеров. Важно, что в наши дни в Шаолинь Тагоу обучают не только традиционному ушу, но и боксу, тхэквондо, ММА, шаолиньскому футболу и даже боевой хореографии для кино. Выпускники Шаолинь Тагоу ежегодно пополняют ряды китайской армии, полиции и спецслужб.

Рассказываем, чем живет школа Шаолинь Тагоу.

Плавильный котел с армейской дисциплиной

Главной особенностью школы является Ушу, а основой, по словам руководителей, — просвещение. В «Тагоу» с начальных и до старших классов обучаются общеобразовательным предметам; при этом детей принимают с пяти-шести лет, а вот верхнего порога нет — «поступить» могут и люди старше тридцати. Главный критерий — обучение в школе платное. 1 месяц полноценного обучения здесь стоит тысячу долларов, год — 10 тысяч [информация с официального сайта школы].

Директор отдела пропаганды школы Фэн Вэйфэн рассказывает следующее:

Фэн Вэйфэн: Некоторые приходят к нам из-за популярности школы, для кого-то ушу — хобби, кого-то приводят родители, некоторых детей отдают сюда, потому что они непослушные и неуправляемые. Есть и те, кто приходят к нам в школу под влиянием фильмов о кунгфу. Они тоже хотят стать знаменитыми актерами боевых искусств.

Дисциплина в школе «армейская»: подъем в 5:30 под звуки самого настоящего военного марша, зарядка и завтрак, после первая тренировка и уроки по общеобразовательным предметам, обед и снова тренировка, уроки, ужин и еще одна тренировка, отбой. Здесь нет мобильных телефонов и компьютерных игр, а общаться с родителями разрешено только по предназначенному для этого стационарному телефону. Домой школьники обычно ездят один раз в год.

Конечно, ученики «Тагоу» носят одежду по дресс-коду: черные спортивные штаны, красные мастерки и знаменитые кеды Feiyue. Школьники живут в комнатах в общежитиях без отопления по 10-20 человек. Одежду стирают самостоятельно в обычных тазиках. Самым маленьким первое время помогают учителя и друзья постарше.

Господин Фэн Вэйфэн сравнивает школу с плавильным котлом.

Фэн Вэйфэн: Эта школа как плавильная печь, как горнило, непослушание — лишь временное явление. Столько послушных детей, здесь такая атмосфера, и они заражаются этим. Есть и такие, которые действительно не выдерживают и уходят.

По словам Вэйфэна, ежегодно около сотни студентов не выдерживают жесткий график и дисциплину. Некоторые даже отваживаются на побег. Поэтому на всех выездах дежурит охрана, роль которой выполняют сами школьники. Дело в том, что ученики, не достигшие 18 лет, могут уйти из «Тагоу» только по решению родителей.

Фэн Вэйфэн: Нельзя сказать, что, однажды поступив в нашу школу, вы уже не сможете ее покинуть. Есть и те, кто убегает. Вернув их обратно, мы воспитываем убеждением, объясняем им трудности человеческой жизни, напутствуем, помогаем, проявляем заботу и любовь.

Ну а школьники, обучающиеся в «Тагоу» много лет, уже знают: трудно лишь в начале, потом приходит привычка, терпение. Главное — не останавливаться на полпути.

Требование: не применять телесные наказания в отношении учащихся

Директор отдела пропаганды школы Фэн Вэйфэн, отвечая на вопрос, бьют ли школьников за нарушение дисциплины, заверил, что подобные методы строго запрещены. Впрочем, Вэйфэн тут же добавил, что раньше в Китае школы боевых искусств практиковали именно телесные наказания — это было нормой.

Фэн Вэйфэн: У нас есть строгое требование: не применять телесные наказания в отношении учащихся. У современных родителей совсем другое отношение к этому. Да, ребенок может плохо учиться, но бить его за это нельзя. В прошлые годы в школах ушу — вы знаете, у нас здесь в Дэнфэне их так много — телесное наказание было обычным делом. И вообще, был такой традиционный способ воспитания в китайских школах, поэтому иногда получить палкой пару раз по мягкому месту и вытерпеть способен каждый. Но теперь вы не можете просто так ударить ребенка и остаться безнаказанным. Если такое произойдет, его родители подадут на вас в суд. Сейчас закон очень силен.

Интересно, что даже драки между учащимися случаются крайне редко. Тренеры и представители школы готовы устроить поединок между конфликтующими школьниками — при обоюдном согласии и под судейским контролем. В этом контексте важно, что по правилам школы тренеры живут с подопечными в общежитии, питаются вместе с ними и в большинстве случаев знают обо всех трениях и разногласиях.За каждым тренером закреплены 40-50 школьников.

Девочки и мальчики учатся в разных группах и редко пересекаются

В Шаолинь Тагоу 35 тысяч учеников, и лишь около трех тысяч из них — девочки. Обучение в школе разделено по гендерному признаку: мальчики и девочки учатся в разных группах и редко пересекаются.

Школьницы говорят, что занятия боевыми искусствами делают их смелее, отважнее и никакие трудности им не страшны.

По словам представителя школы Фэн Вэйфэна, мальчики и девочки в школе редко находятся вместе, а открытые «истории любви» в школе не разрешены.

Фэн Вэйфэн: У нас юноши и девушки занимаются в раздельных группах. Есть отдельные мужские и женские общежития. Конечно, может, и есть у них тайная любовь, но отрыто такого явления нет.

Отвечая на вопрос о том, не становятся ли преступниками их бывшие воспитанники, которые вдобавок владеют боевыми искусствами, Фэн Вэйфэн говорит, что такое тоже возможно, но не нужно это связывать со школой.

Фэн Вэйфэн: А что, из университета Цинхуа [самый престижный университет Китая] выпускаются только хорошие люди? Неважно, какое нравственное воспитание школа дает — после того, как они входят в общество, мы уже не в состоянии их контролировать. Поэтому следует объективно смотреть на школы боевых искусств. Мы такие же, как и другие школы, только у нас на одну дисциплину больше. Не нужно смотреть на нас крайне субъективно.

По мнению представителя учебного заведения, важно то, что в школе боевых искусств у учеников можно воспитать волю, которая им очень пригодится в самостоятельной жизни в обществе.

Символика федерации шаолиньских боевых искусств

Е.В. Чертовских, Е.И. Глебов

ШАОЛИНЬЦЮАНЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Несмотря на то, что шаолиньское искусство чрезвычайно популярно в мире, во многом благодаря художественным фильмам и показательным выступлениям, учебных пособий по шаолиньскому ушу на иностранных языках издается пока не много. Поэтому я очень рад появлению этого учебника об основах нашего искусства на русском языке. Ведь целью тренировки в шаолиньском ушу является физическое и духовное развитие, что способствует всестороннему развитию личности.

Многие аспекты духовной и нравственной подготовки, использующиеся в шаолиньском ушу, завоевывают сердца молодежи, начинающей практиковать это искусство. Шаолиньское ушу ведет последователей по пути философского и психологического развития, способствует формированию доброжелательности, мудрости, храбрости, силы и здоровья, помогает усовершенствовать свою личность и принести пользу миру.

Ши Дэцянь, вице-президент Международной федерации шаолиньского ушу, ректор Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря

Настоящая книга представляет официальное учебное пособие Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия). Она разработана на основе материалов, программ и рекомендаций Международной федерации шаолиньского ушу, Международной Китайской академии ушу Шаолиньского монастыря и архивных публикаций, подготовленных под непосредственным наблюдением шаолиньских наставников Дэцяня и Суси.

Международная федерация шаолиньского ушу является крупнейшей организацией, призванной как можно точнее и полнее передать шаолиньское наследие, при этом адаптируя его для современной жизни и для представителей западной цивилизации.

Следует учитывать, что даже идеальное пособие не способно заменить живого наставника, поэтому основная цель настоящих изданий – предоставить сравнительно полный справочный материал, касающийся основ шаолиньской традиции.

Современное шаолиньское искусство, пришедшее из глубокой древности, включает в себя несколько десятков различных компонентов. Помимо широко известного боевого искусства (ушу), сюда входит много оздоровительных и реабилитационных упражнений, способы медитации, самоконцентрации, управления внутренней энергией ци, правила поведения, диетология, медицина и традиционная фармакопея. Традиционно в Шаолиньском монастыре преподавалось четыре дисциплины: духовная практика (фо), боевое искусство (у), традиционная медицина (и) и гражданские науки (вэнь), включающие, в том числе, и морально-этические уложения. Когда-то рождение шаолиньского искусства было связано с буддизмом, однако сегодня непосредственной связи с буддийской практикой и, тем более, верованиями уже не существует. Тем не менее, шаолиньское искусство сохранило в себе многие положительные моральные и этические черты древней традиции, например, непричинение вреда живому, соблюдение заветов честности, трудолюбие, помощь другим, нестяжательство, отсутствие гордыни, агрессивности и многое другое, столь необходимое и для современного общества. Таким образом, шаолиньская традиция далеко выходит за рамки собственно боевого искусства, как это ошибочно понимается. А поэтому сегодня мы говорим не просто о шаолиньском ушу, но о канонах шаолиньского ушу – шаолинь гунфу.

Древние каноны утверждают, что существует две цели, ради которых следует практиковать шаолиньское искусство: совершенствовать себя и помогать другим. Именно этому должна быть посвящена вся практика традиционного ушу.

Алексей Маслов, Президент Федерации шаолиньских боевых искусств (Россия), доктор исторических наук, академик РАЕН

Современный шаолиньцюань продолжает славные традиции, заложенные легендарными основателями стиля. Обучение технике шаолиньцюань складывается из четырех больших разделов.

Первый из них включает работу голыми руками – цюаньшу. В этот раздел входят многочисленные базовые и подготовительные упражнения, основные удары и способы защиты, передвижения, акробатические элементы, а также более сорока различных таолу.

Второй раздел – парная работа, подразумевающая отработку базовых ударов в паре, парное выполнение таолу, изучение методов реального боевого взаимодействия и самообороны (саньда).

Третий раздел – искусство владения различными видами традиционного китайского оружия. Прежде всего, это традиционный шаолиньский посох, длинный шест, копье, различные виды мечей – всего восемнадцать видов классического оружия.

Четвертый раздел включает методы нэйгун – дыхательные и медитативные упражнения, направленные на искусство управления внутренней энергией ци.

Прежде чем начать изучение шаолиньцюань, ученик должен ознакомиться с принципами боевой добродетели, шаолиньскими заповедями, правилами настоятелей Чжэнсюя и Мяосина, как основ для духовной и нравственной подготовки бойца, который собирается изучать шаолиньское ушу как полноценный комплекс духовной, боевой и культурной традиции.

1. Основная цель того, кто изучает нашу технику, заключается в том, чтобы укреплять тело и дух. Он должен заниматься с рассвета до заката и не может прекращать занятия, когда ему вздумается.

2. Совершенствующий боевую технику делает это лишь ради самозащиты, укрепляя собственную кровь и циркуляцию ци, воспитывая в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто нарушает это, совершает то же преступление, что и нарушающий буддийские предписания.

3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть предельно уважительным к нему и нельзя совершать поступки, в которых сквозит заносчивость и пренебрежение.

4. В отношении собратий следует вести себя мягко и обходительно, быть искренним и не допускать обмана. Нельзя, бравируя силой, обижать слабого.

5. Если же во время странствия встретишь мирянина, главное при этом – необходимо, терпеливо удостаивая низшего, спасти его и нельзя необдуманно демонстрировать свою технику.

6. Каждый, кто познал методы шаолиньских учителей, не должен пускать в ход силу для выяснения отношений. Если он вдруг встретит человека, неизвестно откуда пришедшего, он должен сначала поместить левую ладонь на уровень бровей. Если странник принадлежит к той же школе, он должен ответить знаком правой ладони, дабы по нему они узнали друг друга и оказывали взаимопомощь, выражая дружеские чувства к товарищу по Учению.

7. Употребление вина и мяса является тяжелейшим грехом в буддизме. Нужно благоговейно придерживаться этого запрета, не преступая. Употребление вина отнимает волю, а мясо ослабляет дух.

8. Увлечение женщинами и мужеложством неизбежно встретит гнев Неба, к тому же это непростительно с точки зрения буддизма. Все последователи нашей чаньской школы не должны забывать об этом строжайшем запрете.

9. Нельзя необдуманно обучать технике последователей-мирян, дабы избежать вреда, который может принести это обучение в мир в нарушение основных принципов буддизма. Если же ты точно уверен, что природа и характер человека чисты и беспорочны, а в учении он не дерзок и бесчеловечен, то можно начинать преподавать ему патру и рясу, т.е. учение. Но если он впадает в грех увлечения вином и развратными желаниями, то надо взять клятву с этого человека, дабы он впредь соблюдал правила приличия. Нельзя, однажды добившись от него энтузиазма в обучении, сразу же уверовать в это на всю жизнь. Это первый и наиважнейший принцип нашей школы, и ни в коем случае им нельзя пренебрегать.

Как называют боевые искусства в Китае?

Как называют боевые искусства в Китае?

Привычный нам термин «ушу» на Западе у многих людей ассоциируется только с современным спортивным направлением, созданным в КНР в 50-е годы. Традиционные боевые искусства Китая там обозначают словом «кунфу». Его синонимом считается термин «гошу» (букв. «государственное искусство» или «национальное искусство»), возникший в ХХ в. Хотя в реальности никаких различий между понятиями «гошу», «ушу», «кунфу» не существует, все же стереотип укоренился и многие организации, проповедующие чисто традиционные виды китайских боевых искусств на Западе, действуют по принципу: «Мы преподаем кунфу (или гошу), но выступаем против вредного спорта ушу».

Первоначально «ушу» и «гунфу» означали совсем разные понятия. Дело в том, что на протяжении многих сотен лет для китайских боевых искусств использовали разные названия. Знаменитое сегодня слово «ушу» стало употребляться лишь в III в., но уже в те времена означало для китайцев не просто способы боя. Иероглиф «шу» («искусство») в древности имел священный оттенок. Так, например, назывались ритуальные действия императора, когда он общался с духами и поклонялся Небу, а также тайные приемы древних магов—даосов, выплавлявших чудесную пилюлю, дарующую долголетие и даже бессмертие. Поэтому с самого начала слово «ушу» понималось как священное — «небесное» боевое искусство.

Кунфу в китайском нормативном произношении произносится как «гунфу» и означает «высшее мастерство», «чудесное умение», «упорную работу», «мастерский труд». Это слово к боевым искусствам стало применяться, видимо, не ранее середины 2-го тысячелетия н. э.

Другой широкоупотребительный термин — «цюань» («кулак»). Чаще всего под ним подразумевается именно кулачное искусство, бой без оружия, хотя существуют и исключения. Так, в частности, под названием «шаолиньцюань» фигурируют не только методы кулачного боя, но и бой с оружием шаолиньской школы. А «цюань» превратилось в обиходное название для сотен безымянных стилей ушу, особенно начиная с XV в., когда наблюдался наиболее бурный рост школ. С XVII–XVIII в. хроники пестреют сообщениями о том, что тот или иной мастер «создал кулачное искусство» — «цзао цюань». [360]

Если термин «цюань» представлял собой фактически универсальное понятие для боя без оружия практически на всем протяжении истории Китая, то в разные эпохи встречались как бы «уточнения» этого термина. В XVII–XVIII вв. начал активно использоваться термин «цюаньшоу» — дословно «кулак—рука». Слово цюань также обозначало конкретную школу ушу, позже появился термин «цюаньпай» или просто «пай» («направление»), который используется до сих пор параллельно с первым.

В нашей литературе мы можем встретить немало обозначений комплекса ушу. Например, «воинские искусства» [22,23], «военно—прикладные искусства» [3,4]. Существует ли разница между «воинскими» и «боевыми» искусствами? Дело здесь, конечно, не столько в словесной казуистике, сколько в абсолютно различном содержании воинских и боевых искусств. По-китайски для воинских искусств существует особое обозначение — «цзюньши сюньлянь» («воинская тренировка»). Есть также древний термин «бинфа» («воинское искусство», букв. «воинские методы»), в английском переводе — «art of war». Это понятие подразумевало прежде всего способы ведения крупномасштабных сражений, управления войсками, фортификацию, тренировку и закалку воинов. А вот народные методики самосовершенствования, боевые искусства как особый вид высокоэстетизированного искусства, способы психопрактики — одним словом, все, что в конечном счете сформировало культуру ушу, осталось далеко за рамками «воинских искусств», сколь изощренными они бы ни были.

Серьезные возражения вызывает и термин «военно-прикладные искусства». Во-первых, многие стили ушу могли никогда и не являться «военными», а выполняли скорее ритуальную роль. Во-вторых, они могли быть вообще не «приложимы» к какой-либо конкретной утилитарной цели. Здесь достаточно вспомнить тайцзицюань, который мыслился прежде всего системой духовного воспитания личности, а вовсе не подготовки «воинов».

Символика федерации шаолиньских боевых искусств

Современный шаолиньцюань продолжает славные традиции, заложенные легендарными основателями стиля. Обучение технике шаолиньцюань складывается из четырех больших разделов.

Первый из них включает работу голыми руками – цюаньшу. В этот раздел входят многочисленные базовые и подготовительные упражнения, основные удары и способы защиты, передвижения, акробатические элементы, а также более сорока различных таолу. Второй раздел – парная работа, подразумевающая отработку базовых ударов в паре, парное выполнение таолу, изучение методов реального боевого взаимодействия и самообороны (саньда).

Третий раздел – искусство владения различными видами традиционного китайского оружия. Прежде всего, это традиционный шаолиньский посох, длинный шест, копье, различные виды мечей – всего восемнадцать видов классического оружия.

Четвертый раздел включает методы нэйгун – дыхательные и медитативные упражнения, направленные на искусство управления внутренней энергией ци.

Прежде чем начать изучение шаолиньцюань, ученик должен ознакомиться с принципами боевой добродетели, шаолиньскими заповедями, правилами настоятелей Чжэнсюя и Мяосина, как основ для духовной и нравственной подготовки бойца, который собирается изучать шаолиньское ушу как полноценный комплекс духовной, боевой и культурной традиции.

Образцы оружия шаолиньских монахов

1. Основная цель того, кто изучает нашу технику, заключается в том, чтобы укреплять тело и дух. Он должен заниматься с рассвета до заката и не может прекращать занятия, когда ему вздумается.

2. Совершенствующий боевую технику делает это лишь ради самозащиты, укрепляя собственную кровь и циркуляцию ци, воспитывая в себе смелость и отвагу в бою. Тот, кто нарушает это, совершает то же преступление, что и нарушающий буддийские предписания.

3. Ежедневно общаясь с наставником, необходимо быть предельно уважительным к нему и нельзя совершать поступки, в которых сквозит заносчивость и пренебрежение.

4. В отношении собратий следует вести себя мягко и обходительно, быть искренним и не допускать обмана. Нельзя, бравируя силой, обижать слабого.

5. Если же во время странствия встретишь мирянина, главное при этом – необходимо, терпеливо удостаивая низшего, спасти его и нельзя необдуманно демонстрировать свою технику.

6. Каждый, кто познал методы шаолиньских учителей, не должен пускать в ход силу для выяснения отношений. Если он вдруг встретит человека, неизвестно откуда пришедшего, он должен сначала поместить левую ладонь на уровень бровей. Если странник принадлежит к той же школе, он должен ответить знаком правой ладони, дабы по нему они узнали друг друга и оказывали взаимопомощь, выражая дружеские чувства к товарищу по Учению.

7. Употребление вина и мяса является тяжелейшим грехом в буддизме. Нужно благоговейно придерживаться этого запрета, не преступая. Употребление вина отнимает волю, а мясо ослабляет дух.

8. Увлечение женщинами и мужеложством неизбежно встретит гнев Неба, к тому же это непростительно с точки зрения буддизма. Все последователи нашей чаньской школы не должны забывать об этом строжайшем запрете.

9. Нельзя необдуманно обучать технике последователей-мирян, дабы избежать вреда, который может принести это обучение в мир в нарушение основных принципов буддизма. Если же ты точно уверен, что природа и характер человека чисты и беспорочны, а в учении он не дерзок и бесчеловечен, то можно начинать преподавать ему патру и рясу, т.е. учение. Но если он впадает в грех увлечения вином и развратными желаниями, то надо взять клятву с этого человека, дабы он впредь соблюдал правила приличия. Нельзя, однажды добившись от него энтузиазма в обучении, сразу же уверовать в это на всю жизнь. Это первый и наиважнейший принцип нашей школы, и ни в коем случае им нельзя пренебрегать.

10. Остерегайся духа соперничества, избегай также привычки алчного самовосхваления. Этим ты убиваешь себя, к тому же отравляешь и других людей, даже неизвестно скольких. Жизненным принципом таких людей, практикующих боевые искусства, является либо хвастовство своей техникой, либо жажда обогащения, поэтому все это – лишь брызги, выходящие за ключевые принципы ушу. Такие люди являются отбросами чаньской школы. Принесшему позор в этот мир через короткое время воздастся смертью. Разве в этом смысл искусства, созданного первоучителями?! Все последователи должны накрепко запомнить это.

Мяосину принадлежит последняя редакция правил шаолиньского удэ. Они были обобщены под названием «Пять запретов и семь вредоносных факторов».

Монах писал: «Первое – сторонись нерадивости и лени, второе – сторонись гордыни и похвальбы, третье – сторонись вспыльчивости и суетливости, четвертое – избегай перескакивать через установленные ступени, пятое – избегай чрезмерного увлечения вином и женщинами». Семь вредоносных факторов заключались в следующем: «Первый – сексуальные связи вредят семени, второй – вспышки гнева вредят ци, третье – мучительные раздумья угнетают дух, четвертый – зависть вредит сердцу, пятый – излишества в напитках и питие вредят крови, шестой – ленивый образ жизни вредит мышцам, седьмое – суетливость вредит костям».

ПОРЯДОК И ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ ШАОЛИНЬСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ

1. При входе в зал боец должен осуществить приветственный поклон залу и поклон учителю, если он находится в зале, не подходя к нему и не ожидая ответного приветствия. При выходе из зала повторить церемонию.

2. Бойцы самостоятельно разминаются до начала тренировки. Наставник (учитель или инструктор) в отдельной части

(1/3 зала), и в это время его нельзя беспокоить, если он сам не позовет ученика. Все обращения к наставнику на тренировке делаются через младшего инструктора (старшего ученика).

3. В начале тренировки наставник проводит построение и выполняет общешаолиньский поклон, сопровождающийся словами: «Нимэн хао». При выполнении шаолиньского поклона руки складываются перед грудью, кулак правой руки находится в ладони левой. В момент поклона головы руки легким толчком подаются вперед. При построении и приветствии все находящиеся в зале, в том числе посетители, должны стоять.

4. Наставник объявляет тему и цели предстоящего занятия.

5. Общая разминка. Разминка включает в себя: пробежку, дыхательные упражнения, упражнения для разогревания мышц и разминки суставов, махи ногами, удары в передвижении, прыжки и акробатические элементы.

Специальная физическая подготовка.

Перерыв в течение 3-х минут. Во время перерыва нельзя садиться, и следует самостоятельно размять те части тела, которые, по мнению бойца, не достаточно разогреты.

6. Повторение (разъяснение) правил боевой морали Цзюэюаня.

7. Повторение базовых комплексов (связок).

8. Проверка усвоения материала прошлого занятия.

9. Изучение нового комплекса или новых техник.

10. Техника саньда, проведение поединков.

11. Короткое повторение комплекса или части комплекса, изученного на данном занятии.

12. Выборочные поединки для учеников среднего и старшего уровня. Для учеников начального уровня – акцентированные упражнения на растяжение сухожилий.

13. Теоретическая часть занятия. В течение 10 минут провести разъяснение темы занятия.

14. Шаолиньский цигун – Ицзиньцзин.

15. Завершение занятия:

– определение домашнего задания;

– рассказ о построении самостоятельной тренировки до следующего занятия вне спортивного зала;

– наставник осуществляет общешаолиньский поклон со словами «Цзай цзен».

1. На каждой тренировке уделять особое внимание:

– истории и идеологии школы;

– названию и истории международной федерации и ее национального отделения;

2. Регулярно называть имена патриархов стиля и ведущих мастеров современности, ясно и четко разъясняя генеалогическую линию школы, чтобы ученики ощущали себя членами традиции.

3. Перед объяснением каждой новой техники или комплекса рассказывать о ее особенностях, истории, объяснять название и место этой техники в общей структуре стиля.

4. Уделять особое внимание воспитанию уважения к патриархам стиля, мастерам и инструкторскому составу. Четко определять и строго поддерживать иерархическую структуру школы. Обращать особое внимание на интеллектуальное развитие учеников, обеспечивать их ознакомление с литературой, рекомендованной Исполкомом национальной Федерации. Давать разъяснение по всем интересующим вопросам, касающимся обучения, истории и философии ушу, месте изучаемого стиля в общей структуре ушу.

5. Прививать ученикам осознание понятия истинной традиции и разъяснять положения других школ и клубов ушу в этой системе.

6. Знать наизусть и давать разъяснения по следующим стилевым положениям:

Добро пожаловать на сайт школы боевых искусств «Лотос»!

Школа боевых искусств «Лотос» — это традиционная школа кунфу, которая продолжает дело мастеров боевых искусств.

Мы практикуем традиционное боевое искусство знаменитого храма Шаолинь, а также другие традиционные стили кунфу (ушу), цигун, йогу, карате, саньда, рукопашный бой. Школа основана в 1988 году.

Наставник и основатель нашей Школы — Ши Синпин (Кузнецов Сергей Николаевич) является официальным, прямым учеником известного шаолиньского монаха Ши Дэцяня.

Что такое шаолиньское ушу?

Шаолиньское ушу — это традиционное боевое искусство, призванное подготовить человека, как морально, так и физически к любой стрессовой жизненной ситуации, умение постоять за себя. Это искусство предполагает работу как с традиционным китайским оружием, так и без него.

Существует расхожее мнение, что «ушу» и «кунгфу» различны, но это всего лишь название одного искусства «у» — воинское, боевое, «шу» — искусство; «кунг-фу» (кунфу, гунфу) — словосочетание также переводится как высокая степень мастерства.

Что такое цигун?

Цигун («ци» — энергия, «гун» — работа) — не что иное как работа над собой, с внутренней энергией, ритмами своего тела, своим здоровьем. Многие связывают цигун с оздоровительной гимнастикой, но это не совсем верно. Это куда более обширная система, которая благодаря правильным упражнениям приводит тело и ум к гармонии не только между собой, но и с окружающим миром.

Как начать заниматься?

Это довольно просто и не требует особой подготовки! Любой желающий может достичь успеха.

Для этого нужно связаться с нами через форму сайта или по телефону: +7-920-466-64-22 , после чего посетить нашу школу. При себе необходимо иметь свободную одежду и спортивную обувь.

г. Воронеж, ул. Перевёрткина, 5
тел.: 8-920-466-64-22
eMail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Символика федерации шаолиньских боевых искусств

Существует сотни различных стилей и школ китайских боевых искусств (中國武術) объединенных общими направлениями Ушу (武術), Кун-фу (功夫), Го-шу (國術) и Цюань-фа (拳法). Приведенный список Приведенный список отнюдь не являются исчерпывающим.

Традиционные стили

Стили боевых искусств, не развивавшиеся под влиянием других культур, возникшие не позже 1940 года.

  • Бафацюань (八法拳) — Восемь приёмов кулака
  • Багуачжан (八卦掌; Багуа Чжан) — Ладони восьми триграмм
  • Бацзицюань (八極拳) — Восемь сторон совершенного кулака
  • Бакмэй (白眉拳) — Белая бровь
  • Хэйхуцюань (黑虎拳) — Кулак чёрного тигра
  • Чацюань (查拳) — Кулак Ча
  • Чанцюань (長拳) — Длинный кулак
  • Чоцзяо (戳腳) — Проткнутая нога
  • Чоугар (蔡家) — Стиль семьи Чоу
  • Цайлифо (蔡李佛; Càilǐfó)
  • Дачэнцюань (大成拳) — Полное совершенство кулака (Ицюань)
  • Дитанцюань (地躺拳) — Поверженная кулаком земля
  • Лунсинцюань (龍形拳) — Стиль дракона
  • Дуаньдацюань (短拳) — Короткий кулак
  • Эмэйцюань (峨嵋拳, O Mei Ch’uan) Возносящийся к небу кулак
  • Фанцзыцюань (翻子拳) — Опрокидывающий кулак
  • Пять предков (五祖拳) — Уцзуцюань или Нго Чо Кун
  • Пять животных (五形)
  • Фуцзяньбайхэцюань (福建白鶴拳) — Белый журавль Фуцзянь, также известный как Байхэцюань (白鶴拳)
  • Фуцзоупай (虎爪派) — Клан тигровые когти (также Кун-фу черного тигра)
  • Футгар (佛家)- Буддийская ладонь
  • Гоуцюань (狗拳) — Кулак собаки
  • Кэцзяцюань (客家拳) — Кулак кэцзя (Кэцзя — выходцы из северных провинций, проживающие на юге Китая)
  • Сяцзя (俠家)
  • Хоуцюань (猴拳) — Кулак обезьяны
    • Цзуйхоу (醉猴) — Пьяная обезьяна
  • Хуацюань (華拳) — Китайский кулак
  • Хонфу (洪佛) — Огромный Будда
  • Хунгар (洪家拳; также известный как Хунга или Хункуэн)
  • Цзинумэн (精武門) — Цзин У, знаменитая школа, основанная в Шанхае, обучающая разным стилям.
  • Чжоуцзя (周家) — Стиль семьи Чжоу
  • Лайтунпай- Шаолиньский стиль, совмещающий длинный и короткий кулаки
  • Ламапай (喇嘛派) — Стиль ламы
  • Баоцюань (豹拳) — Кулак леопарда
  • Лигар (李家) — Стиль семьи Ли
  • Люхэбафацюань (六合八法; Лю Хэ Ба Фа) — Шесть гармоний, Восемь приёмов или Кулак воды
  • Лоханцюань (羅漢拳) — Кулак архата, Лоханкуэн
  • Мэйхуацюань (梅花拳) — Кулак дикой сливы
  • Мяньцюань (棉花拳擊) — Хлопковый кулак
  • Мицзунцюань (迷蹤拳) — Плутающий кулак (также известный как Мицзунлуоханцюань; 迷蹤羅漢拳)
  • Мокгар (莫家拳) Стиль семьи Мок
  • Нанбэйцюань (南北拳) — Кулак Север-Юг
  • Нанцюань (南拳) — Южный кулак
  • Уцзяцюань — Кулак пяти семей
  • Танланцюань (螳螂拳) — Стиль богомола
    • Бэйпайтанланцюань (北派螳螂拳) — Северная школа стиля богомола
    • Нанпэйтанланцюань (南派螳螂拳) — Южная школа стиля богомола
      • Чоугар (周家) — Стиль Чоу южного богомола
  • Бэйшаолин (北少林) — Северный Шаолинь
  • Паочуй (炮捶) — Пушечный кулак
  • Пигуацюань (劈掛拳) — Колотящий кулак
  • Шаолиньцюань (少林拳)
  • Шэцюань (蛇拳) — Кулак змеи
  • Шуайцзяо (摔跤) — Китайский и монгольский стиль в рестлинге
  • Тайцзицюань (太極拳) — кулак Великого Предела
    • Тайцзицюань семьи Чэнь (陈式太极拳)
    • Тайцзицюань семьи Ян (杨式太极拳)
    • Тайцзицюань У Юйсяна (武氏太極拳)
    • Тайцзицюань У Цзяньцюаня (吴氏太极拳)
    • Тайцзицюань семьи Сунь (孙式太极拳)
  • Тантуй (彈腿/譚腿) — Стиль нападающей ноги
  • Байхэпай (白鶴派) — Тибетский стиль белого журавля
  • Тяньшаньпай (天山派) — Стиль Тяньшань
  • Тонбэйцюань (通背拳) — Кулак достигающий обратной стороны
  • Вин-Чунь (詠春 или 永春; Вечная весна) — Стиль основанный на движениях змеи и журавля.
  • Уданцюань (武當拳)
  • Синъицюань (形意拳) — Кулак формы и намерения
  • Руангунмэн (软功門) — Кулак гибкости и движения
  • Инчжаоцюань (鷹爪拳) — Кулак орлиный коготь
  • Юэцзяцюань (岳家拳) — Стиль семьи Юэ
  • Ицюань (意拳) — Кулак мысли
  • Циранмэн (自然门) — Кулак природы

Современные разновидности

Стили боевых искусств, находящиеся под влиянием других культур, получившие развитие после 1940 года.

  • Гонгча
  • Илицюань (意力拳) — Кулак сознания, направляющий силу
  • Джиткундо (振藩截拳道) — Путь опережающего кулакаБрюса Ли
  • Цзинцюаньдао (精拳道) — Гибкий путь кулака, современный искусственный стиль
  • Цюаньфа — Японское описание китайского искусства
  • Цюаньдао (拳道 или 拳頭) — Путь кулака
  • Саншоу (散手) или Санда (散打) — Свободный бой
  • Ушу (武術) — Боевое искусство.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Список китайских боевых искусств» в других словарях:

Список персонажей «Negima!: Magister Negi Magi» — Список персонажей манги Negima!: Magister Negi Magi и её аниме адаптаций. Содержание 1 Главный герой 1.1 Нэги Спрингфилд … Википедия

Список синологов — Список синологов, пишущих на русском языке Это служебный список стате … Википедия

Список персонажей Street Fighter — Здесь приведён полный список персонажей серии файтинг игр Street Fighter. Персонажи указаны по их появлению в серии. Содержание … Википедия

Ушу — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Боевые искусства — Боевые искусства различные системы единоборств и самозащиты преимущественно восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в… … Википедия

Манускрипт I.33 — Манускрипт I.33, инвентарный номер; Tower of London manuscript I.33, Royal library Museum, British Museum No. 14 E iii, No. 20, D. vi. (также известен как «фехтбух из Тауера»), самый древний из фехтовальных фолиантов позднего Средневековья … Википедия

1972 год — Годы 1968 · 1969 · 1970 · 1971 1972 1973 · 1974 · 1975 · 1976 Десятилетия 1950 е · 1960 е 1970 е 1980 е · … Википедия

Ссылка на основную публикацию