Шуйхуцюань | Karate-krs.ru

Шуйхуцюань

—>Акупунктура и иглоукалывание аппаратом «Эледиа» —>

—> —>Категории раздела —>

—>

Меридиан толстой кишки (GI) [20]
Меридиан селезенки – поджелудочной железы (RP) [21]
Меридиан тонкой кишки (IG) [19]
Меридиан почек (R) [27]
Меридиан трех частей туловища (TR) [23]
Меридиан печени (F) [14]
Передний срединный меридиан (VC) [24]
Новые точки [110]
Название: «шуй» — «вода»; «цюань» — «родник». Ножной шао-инь канал почек от Шуй-цюань R.5 поднимается вверх, поэтому точка сравнивается с родником, который соотносится с элементом Вода.

Локализация: на 1 цунь прямо вниз от точки Тай-си R.3, кзади и книзу от медиальной лодыжки.

Функции:
1. Точки-щели Инь-каналов часто применяются при лечении болезней крови. Шуй-цюань R.5 — точка-щель ножного шао-инь канала почек, эффективная точка лечения различных нарушений менструальной функции — аменореи, альгоменореи, дисменореи, маточных кровотечений, а также выпадения матки.
2. Точка Шуй-цюань R.5 относится к ножному шао-инь каналу почек. Почки управляют жидкостями, являются главным органом водного обмена. При нарушении функциональной активности Ци почек нарушается «открывание» и «закрывание» почек, что может привести к дисбалансу водного обмена, возникают различные расстройства мочеиспускания, при лечении которых можно использовать точку Шуй-цюань R.5.

Показания:
• Женские болезни: аменорея, альгоменорея, дисменорея, маточные кровотечения, выпадение матки.
• Болезни водного обмена: затрудненное мочеиспускание.
• Болезни ножною шао-инь канала почек: слабость и нарушение чувствительности в нижних конечностях.
• Прочие болезни: снижение остроты зрения, затуманивание зрения, боль в животе.

Сочетание:
• Слабость и нарушение чувствительности в нижних конечностях: Е4 Ди-цан , R5 Шуй-цюань ,
• Дисменорея: Е25 Тянь-шу , R5 Шуй-цюань ,
• Выпадение матки дисменорея аменорея альгоменорея: R5 Шуй-цюань , VC4 Гуань-юань , Е29 Гуй-лай , RP6 Сань-инь-цзяо ,

Техника: перпендикулярное укалывание на глубину 0,3 — 0,5 цуня. Прижигание: 3 — 5 конусов.

Автор: П.В. Белоусов «Акупунктурные точки китайской чжэньцзю-терапии»

Шуйхуцюань

Одним из самых «боевых» литературных произведений Китая бесспорно является средневековый роман Ши Найаня «Речные заводи». Он повествует о жизни 108 «удалых молодцев» из разбойничьего стана в горах Ляншаньбо и их борьбе с центральным правительством. Роман изобилует описаниями боевых сцен. Вот некоторые примеры:

Все еще продолжая смеяться, Ван Цзинь произнес:

— Боюсь, как бы мне не причинить какого-нибудь вреда вашему сыну, это было бы с моей стороны черной неблагодарностью.

— Не беспокойтесь об этом! Если вы даже переломаете ему руки и ноги, он получит только то, что заслужил…

— В таком случае заранее прошу прощеия! — отозвался Ван Цзинь и с этими словами подошел к подставке, на которой было развешано оружие. Выбрав себе палицу, он вышел на площадку и сделал боевой выпад. Увидев это, юноша ринулся на Ван Цзиня. Но тот, волоча за собой палицу, отбежал. Вращая своей палицей, юноша бросился за ним. Ван Цзинь обернулся и, замахнувшись, ударил по пустому месту. Юноша прикрылся своей палицей, но Ван Цзинь не ударил его, а только слегка дотронулся палицей до его груди, и этого толчка было достаточно, чтобы юноша выронил оружие и упал навзничь.

Ши Цзинь тоже вскипел. Взмахнув мечом, он пришпорил коня и ринулся в бой. Чэнь Да вытянул свою лошадь плетью и, с пикой наперевес, бросился навстречу Ши Цзиню. Завязался бой. Долго противники безрезультатно бились друг с другом, пока Ши Цзинь не сделал вид, что промахнулся. Когда же противник направил ему пику прямо в сердце, он с быстротой молнии отстранился, и копье Чэнь Да зацепилось за его одежду. Сам Чэнь Да, не удержавшись, повалился прямо на Ши Цзиня. Тогда Ши Цзинь мгновенно протянул проворные, как у обезьяны, руки, выгнул спину, подобно волку, и, схватившись за копье врага, стянул его с расшитого узорами седла. Ухватив Чэнь Да за тканый пояс, Ши Цзинь швырнул его на землю. Лошадь Чэнь Да умчалась, как ветер.

Ши Цзинь приказал связать пленника. Поселяне накинулись на разбойников и обратили их в бегство.

Держа в правой руке нож, мясник подбежал и хотел левой рукой схватить Лу Да, но тот, улучив момент, поймал его за руку и с такой силой пнул в живот, что Чжэн тяжело рухнул на землю.

С этими словами они стали наступать на него, решив, что один схватит Чжишэня за левую ногу, а другой — за правую. Но Лу Чжишэнь не стал ждать и так наподдал Лисы правой ногой, что тот кубарем полетел в яму. Чжаньсань хотел было улизнуть, но Лу Чжишэнь и его настиг ударом левой ноги; так оба мошенника оказались в грязной яме.

Боясь, что пыл его пройдет, он начал проделывать палицей самые сложные выпады. Один из приемов назывался «поджечь факелом небо». Линь Чун же подумал: «Господин Чай желает, чтобы я победил Хуна». И, взяв палицу за середину, тоже начал выделывать ею сложнейшие приемы, один из которых назывался «искать змею в траве». В это время Хун крикнул:

— Давай, давай! — и выставил палицу вперед. Линь Чун немного отступил. Тогда Хун сделал шаг вперед и, подняв палицу, описал ею в воздухе дугу. Линь Чун, заметив, что его противник забыл порядок приемов, рывком выбросил свою палицу снизу вверх. Не успел Хун отразить удар, как Линь Чун одним прыжком перевернулся на месте и со всего размаху нанес ему удар в берцовую кость. Оружие вылетело из рук врага, а сам он с шумом повалился на землю.

Затем командующий подошел к павильону и сказал Лян Чжуншу:

— Разрешите обратиться, милостивый господин! Эти воины выбрали чрезвычайно опасное оружие. Оно годится для уничтожения разбойников, но не для состязания в военном искусстве. Применение подобного оружия в соревнованиях может закончиться печально. В лучшем случае они ранят друг друга, а в худшем — один из них погибнет! От всего этого войску будет один вред. Поэтому я предлагаю снять наконечники с пик и заменить войлочной обмоткой, а концы пик вымазать известью. Участники состязания должны одеться в плотные кафтаны из черного сукна, чтобы от удара пикой на них оставались пятна. Тот, у кого пятен окажется больше, и будет считаться победителем. Я думаю, что только так они и должны состязаться друг с другом.


— Вы правы, — согласился Лян Чжуншу.

Затем была подана команда. Соперники отъехали за павильон, сняли наконечники с пик и концы пик обмотали войлоком, так что они стали походить на опухшие суставы. Затем противники переоделись в черные кафтаны, обмакнули концы пик в бадью с известью и, сев на коней, снова выехали на учебное поле.

Чжоу Цзинь сразу же пришпорил своего коня и, взяв пику на изготовку, ринулся навстречу Ян Чжи. Последний также пустил своего коня вскачь и приготовился встретить Чжоу Цзиня. Начался бой. Противники то налетали друг на друга, то разъезжались в разные стороны, то снова схватывались так, что издали казались сплошной массой и нельзя было различить ни седоков, ни коней. Уже раз сорок, а то и пятьдесят съезжались противники. Взглянув на Чжоу Цзиня, можно было подумать, что его обрызгали бобовым сыром, до того много было на нем следов от ударов пикой. Что же касается Ян Чжи, то у него было лишь одно белое пятно на левом плече. Лян Чжуншу ликовал.

Симэнь Цин, видя, как разъярен его противник, сделал вид, быдто замахивается на него, а сам тем временем нацелился правой ногой в У Суна. Но тот, заранее разгадав маневр Симэнь Цина, отклонился чуть в сторону, и удар пришелся ему как раз в правую руку, отчего кинжал, который он держал, вылетел в окно далеко на середину улицы.

Увидев это, Симэнь Цин расхрабрился. Сделав вид, что хочет ударить У Суна правой рукой, он сжал в кулак левую и нацелился противнику прямо под ложечку. Однако У Сун и тут успел увернуться и, воспользовавшись моментом, обхватил Симэнь Цина левой рукой за шею, правой за левую ногу и, приподняв его в воздух, с криком: «Туда тебе и дорога!» — выбросил из окна.

Однако увидев У Суна, Цзян Мэньшэнь решил, что тот пьян, и, уверенный в легкой победе, ринулся вперед. Медленно рассказ ведется, н быстро происходят события. У Сун сжал кулаки, размахнулся, будто хотел ударить Цзян Мэньшэня в лицо, и вдруг повернулся и побежал прочь. Цзян Мэньшэнь рассвирипел и бросился за ним. На бегу У Сун так двинул его ногоу, что Цзян Мэньшэнь схватился обеими руками за живот и присел на корточки. Тогда У Сун повернулся и ударил Цзян Мэньшэня правой ногой в висок, и тот навзничь упал. Затем У Сун наступил ему на грудь ногой и своим тяжелым, как молот, кулаком принялся дубасить Цзян Мэньшэня по голове.

Здесь необходимо рассказать, что прием, с помощью которого У Сун победил Цзян Мэньшэня, называется «Шаг нефритового кольца и ноги уток-мандаринок» — все дело в том, чтобы вовремя использовать ложный выпад и затем, повернувшись, ударить левой ногой. После этого надо снова обернуться и со всей силы ударить правой ногой.

Прием этот был не из легких, но У Сун отлично знал его, так как тренировался всю свою жизнь.

Стиль шуйхуцюань происходит с севера Китая. При династии Цин в годы правления под девизом «Юнчжэн» (1723-1735) в императорской страже служил человек из провинции Хэбэй (фамилия и имя неизвестны), который знал эту технику. В годы правления под девизом «Сяньфэн» (1851-1861) этот стиль знал Хоу Лаоли. На 27-й год правления под девизом «Гуансюй» (1875-1908) он передал традицию Инь Туну. Инь Тун преподавал в Наньпи и Юйчэне, у него это искусство изучили Хэ Пицзинь, Хэ Пичжань, Хэ Пилин, Чжао Цзяньхоу, Ду Мингао, Ван Юаньгуан. Инь Тун в совершенстве владел «внутренней работой», о чем до наших дней передаются удивительные истории.

Хэ Пицзинь широко прославил стиль. Его ученик Сянь Вэйцзюнь до 1986 года жил в США, распространял стиль в США, Вьетнаме, Лаосе.

В шуйхуцюань есть как комплексы без оружия, так и комплексы с оружием, как одиночная тренировка, так и тренировка в паре. Комплексы короткие и содержательные, нет показательных движений, все просто и безыскусно, направлено на реальный бой.

Шуйхуцюань

Одним из самых «боевых» литературных произведений Китая бесспорно является средневековый роман Ши Найаня «Речные заводи». Он повествует о жизни 108 «удалых молодцев» из разбойничьего стана в горах Ляншаньбо и их борьбе с центральным правительством. Роман изобилует описаниями боевых сцен. Вот некоторые примеры:

Все еще продолжая смеяться, Ван Цзинь произнес:

— Боюсь, как бы мне не причинить какого-нибудь вреда вашему сыну, это было бы с моей стороны черной неблагодарностью.

— Не беспокойтесь об этом! Если вы даже переломаете ему руки и ноги, он получит только то, что заслужил.

— В таком случае заранее прошу прощеия! — отозвался Ван Цзинь и с этими словами подошел к подставке, на которой было развешано оружие. Выбрав себе палицу, он вышел на площадку и сделал боевой выпад. Увидев это, юноша ринулся на Ван Цзиня. Но тот, волоча за собой палицу, отбежал. Вращая своей палицей, юноша бросился за ним. Ван Цзинь обернулся и, замахнувшись, ударил по пустому месту. Юноша прикрылся своей палицей, но Ван Цзинь не ударил его, а только слегка дотронулся палицей до его груди, и этого толчка было достаточно, чтобы юноша выронил оружие и упал навзничь.

Ши Цзинь тоже вскипел. Взмахнув мечом, он пришпорил коня и ринулся в бой. Чэнь Да вытянул свою лошадь плетью и, с пикой наперевес, бросился навстречу Ши Цзиню. Завязался бой. Долго противники безрезультатно бились друг с другом, пока Ши Цзинь не сделал вид, что промахнулся. Когда же противник направил ему пику прямо в сердце, он с быстротой молнии отстранился, и копье Чэнь Да зацепилось за его одежду. Сам Чэнь Да, не удержавшись, повалился прямо на Ши Цзиня. Тогда Ши Цзинь мгновенно протянул проворные, как у обезьяны, руки, выгнул спину, подобно волку, и, схватившись за копье врага, стянул его с расшитого узорами седла. Ухватив Чэнь Да за тканый пояс, Ши Цзинь швырнул его на землю. Лошадь Чэнь Да умчалась, как ветер.

Ши Цзинь приказал связать пленника. Поселяне накинулись на разбойников и обратили их в бегство.

Держа в правой руке нож, мясник подбежал и хотел левой рукой схватить Лу Да, но тот, улучив момент, поймал его за руку и с такой силой пнул в живот, что Чжэн тяжело рухнул на землю.

С этими словами они стали наступать на него, решив, что один схватит Чжишэня за левую ногу, а другой — за правую. Но Лу Чжишэнь не стал ждать и так наподдал Лисы правой ногой, что тот кубарем полетел в яму. Чжаньсань хотел было улизнуть, но Лу Чжишэнь и его настиг ударом левой ноги; так оба мошенника оказались в грязной яме.

Боясь, что пыл его пройдет, он начал проделывать палицей самые сложные выпады. Один из приемов назывался «поджечь факелом небо». Линь Чун же подумал: «Господин Чай желает, чтобы я победил Хуна». И, взяв палицу за середину, тоже начал выделывать ею сложнейшие приемы, один из которых назывался «искать змею в траве». В это время Хун крикнул:

— Давай, давай! — и выставил палицу вперед. Линь Чун немного отступил. Тогда Хун сделал шаг вперед и, подняв палицу, описал ею в воздухе дугу. Линь Чун, заметив, что его противник забыл порядок приемов, рывком выбросил свою палицу снизу вверх. Не успел Хун отразить удар, как Линь Чун одним прыжком перевернулся на месте и со всего размаху нанес ему удар в берцовую кость. Оружие вылетело из рук врага, а сам он с шумом повалился на землю.

Затем командующий подошел к павильону и сказал Лян Чжуншу:
— Разрешите обратиться, милостивый господин! Эти воины выбрали чрезвычайно опасное оружие. Оно годится для уничтожения разбойников, но не для состязания в военном искусстве. Применение подобного оружия в соревнованиях может закончиться печально. В лучшем случае они ранят друг друга, а в худшем — один из них погибнет! От всего этого войску будет один вред. Поэтому я предлагаю снять наконечники с пик и заменить войлочной обмоткой, а концы пик вымазать известью. Участники состязания должны одеться в плотные кафтаны из черного сукна, чтобы от удара пикой на них оставались пятна. Тот, у кого пятен окажется больше, и будет считаться победителем. Я думаю, что только так они и должны состязаться друг с другом.

— Вы правы, — согласился Лян Чжуншу.

Затем была подана команда. Соперники отъехали за павильон, сняли наконечники с пик и концы пик обмотали войлоком, так что они стали походить на опухшие суставы. Затем противники переоделись в черные кафтаны, обмакнули концы пик в бадью с известью и, сев на коней, снова выехали на учебное поле.

Чжоу Цзинь сразу же пришпорил своего коня и, взяв пику на изготовку, ринулся навстречу Ян Чжи. Последний также пустил своего коня вскачь и приготовился встретить Чжоу Цзиня. Начался бой. Противники то налетали друг на друга, то разъезжались в разные стороны, то снова схватывались так, что издали казались сплошной массой и нельзя было различить ни седоков, ни коней. Уже раз сорок, а то и пятьдесят съезжались противники. Взглянув на Чжоу Цзиня, можно было подумать, что его обрызгали бобовым сыром, до того много было на нем следов от ударов пикой. Что же касается Ян Чжи, то у него было лишь одно белое пятно на левом плече. Лян Чжуншу ликовал.

Симэнь Цин, видя, как разъярен его противник, сделал вид, быдто замахивается на него, а сам тем временем нацелился правой ногой в У Суна. Но тот, заранее разгадав маневр Симэнь Цина, отклонился чуть в сторону, и удар пришелся ему как раз в правую руку, отчего кинжал, который он держал, вылетел в окно далеко на середину улицы.

Увидев это, Симэнь Цин расхрабрился. Сделав вид, что хочет ударить У Суна правой рукой, он сжал в кулак левую и нацелился противнику прямо под ложечку. Однако У Сун и тут успел увернуться и, воспользовавшись моментом, обхватил Симэнь Цина левой рукой за шею, правой за левую ногу и, приподняв его в воздух, с криком: «Туда тебе и дорога!» — выбросил из окна.

Однако увидев У Суна, Цзян Мэньшэнь решил, что тот пьян, и, уверенный в легкой победе, ринулся вперед. Медленно рассказ ведется, н быстро происходят события. У Сун сжал кулаки, размахнулся, будто хотел ударить Цзян Мэньшэня в лицо, и вдруг повернулся и побежал прочь. Цзян Мэньшэнь рассвирипел и бросился за ним. На бегу У Сун так двинул его ногоу, что Цзян Мэньшэнь схватился обеими руками за живот и присел на корточки. Тогда У Сун повернулся и ударил Цзян Мэньшэня правой ногой в висок, и тот навзничь упал. Затем У Сун наступил ему на грудь ногой и своим тяжелым, как молот, кулаком принялся дубасить Цзян Мэньшэня по голове.

Здесь необходимо рассказать, что прием, с помощью которого У Сун победил Цзян Мэньшэня, называется «Шаг нефритового кольца и ноги уток-мандаринок» — все дело в том, чтобы вовремя использовать ложный выпад и затем, повернувшись, ударить левой ногой. После этого надо снова обернуться и со всей силы ударить правой ногой.

Прием этот был не из легких, но У Сун отлично знал его, так как тренировался всю свою жизнь.

Стиль шуйхуцюань происходит с севера Китая. При династии Цин в годы правления под девизом «Юнчжэн» (1723-1735) в императорской страже служил человек из провинции Хэбэй (фамилия и имя неизвестны), который знал эту технику. В годы правления под девизом «Сяньфэн» (1851-1861) этот стиль знал Хоу Лаоли. На 27-й год правления под девизом «Гуансюй» (1875-1908) он передал традицию Инь Туну. Инь Тун преподавал в Наньпи и Юйчэне, у него это искусство изучили Хэ Пицзинь, Хэ Пичжань, Хэ Пилин, Чжао Цзяньхоу, Ду Мингао, Ван Юаньгуан. Инь Тун в совершенстве владел «внутренней работой», о чем до наших дней передаются удивительные истории.

Хэ Пицзинь широко прославил стиль. Его ученик Сянь Вэйцзюнь до 1986 года жил в США, распространял стиль в США, Вьетнаме, Лаосе.

В шуйхуцюань есть как комплексы без оружия, так и комплексы с оружием, как одиночная тренировка, так и тренировка в паре. Комплексы короткие и содержательные, нет показательных движений, все просто и безыскусно, направлено на реальный бой.

Шуй ху? Я чай!

Красивые тапочки тётя купила,
Но в тапочках этих и дня не ходила:
Китайские тапочки пахли Китаем,
Новейшим, Германией, только не чаем.

Пахучая химия нынче в Китае,
Германская химия прошлого века.
Красителей химия всеми цветами,
С миазмами, вредными для человека.

Их все запретили в Европе, в России.
Отрава, но выглядит очень красиво.
В Китае же их кустари выпускают.
Китайцы их «шуй ху чжуань» называют.

Как перевести этот термин китайский?
По-русски как «горцы» иль «самоуправцы».
Они – самодельщики всех самоделок,
Рассчитанных на покупателей-лохов.

Россия ж – страна неожиданных лохов,
Поскольку в России товар из Китая.
Дешёвый и выглядит внешне неплохо.
Поэтому «шуй ху чжуань» раскупают.

***
Скрупулёзные американцы
Скрупулёзность свою оценили:
Скрупулёзность у американцев
Скрупулёзности меньше китайской!

Оттого и китайским портянкам
Пентагон уделяет вниманье,
Оттого, что х/б из Китая
Безопасности США угрожает!

Хлопок-то из Китая дешевле!
Хлопок-то из Китая длиннее!
Хлопок-то из Китая прочнее!
Скрупулёзнее всё же китайцы!

Если хочешь ты стать скрупулёзным,
На китайцев равняться старайся!
У китайцев — глубокие корни,
А не хлипкая, жалкая плесень.

Эта плесень нуждается в корме,
А без корма сама себя губит
Порнографией, травкой и спидом.
Станьте все скрупулёзней китайцев!

***
Я стал скрупулёзней китайцев.
Случайно, отнюдь ненароком.
Вручили мне чайник в подарок.
Я позже узнал, что китайский.

Удобный, с огромною ручкой,
Под крышкой огромной – сирена,
Гудит, если чайник вскипает.
На носике тоже есть крышка.

В музее восточной культуры
Такие я чайники видел
На выставке индонезийской,
Где множество было диковин.

На выставке индонезийской
Я видел серебряный чайник,
А чайник китайский – из стали,
А ручки, их две, – из пластмассы.

Лишь месяц работал исправно,
Кипел и гудел этот чайник!
Потом кипяток начал пахнуть:
Унюхал я запах фенола.

Я воду из крана проверил:
В стекле кипятил и в эмали.
Вода оказалась нормальной,
Такой, как всегда, без фенола!

Тогда открутил под крышкой
Тот винтик, который сирену
И ручку прикручивал к крышке.
И в ручке той полость открылась.

И пар поступал из сирены
В ту полость, и там охлаждался,
Затем в конденсат превращался,
Имеющий запах фенола,

Фенолальдегидной пластмассы,
Основы пластмассовых ручек.
И тот конденсат с ароматом
Стекал в кипяток из-под крышки.

Фенол, он, конечно же, пахнет,
Однако ж фенол – антисептик,
Он входит в состав аспирина,
Известного средства от гриппа.

И в чай тоже входят фенолы,
Но там они – все из заварки!
А этот фенол, из пластмассы,
Он портит фенолы заварки!

Мне чайник тот выбросить в мусор,
Как сор, неликвид предложили!
Но я поступаю иначе!
Во всём я ищу совершенства,

Пути для его достиженья!
Поэтому я скрупулёзно
Сирену, и крышку, и шайбу
На винтик надел и скрутил всё,

Одной подходящею гайкой,
Которая шайбу прижала
И сделала стык герметичным!
И ручку на винт после гайки

На винт накрутил, как и было!
И стал герметичным подарок!
Не нужно выбрасывать чайник!
Он долго ещё нам послужит!

Как память, что я оказался
Китайцев чуть-чуть скрупулёзней!
А чайник такой, но немецкий –
Он раза в четыре дороже!

Я славлю свою скрупулёзность!
Не даром я столько учился!
Я чайник чинить научился!
Стихами науку восславить!

***
Роман «Речные заводи» в нашем переводе называется «Речные заводи», в английском переводе он звучит как «Outlaws», в Китае он называется «Шуй ху чжуань», буквально – горный стан, люди из горного стана. Это роман о китайских разбойниках, причем об очень хорошо организованных китайских разбойниках. Это роман о китайском Робин Гуде, который, однако, совсем не похож на европейского Робин Гуда, хотя бы потому, что европейский Робин Гуд, он индивидуалист, а Сун Цзян, хозяин этого горного стана. Т.е. это такая история разбойничьей организации, без законной организации, которая противопоставляется государству, когда государство начинает поступать неправильно.
Это такая способность общества к самоорганизации за пределами государства. Но дело в том, что шуй ху чжуань – это то слово, которым сейчас называются подделки, которые выбрасываются на рынок в Китае. И вот айфон за сто долларов – это шуй ху чжуань.
***
Китай постепенно превращается в мирового экономического лидера. На этом пути осталось взять последний рубеж — обогнать Соединенные Штаты. Когда это может произойти? По разным оценкам, в период с 2020 по 2027 гг.

В номинальном выражении ВВП Японии за первое полугодие в этом 2010 году составлял 2,578 трлн. долларов, а Китая — 2,532 трлн. долларов.

17 января 2012 ВВП Китая по итогам 2011г. вырос на 9,2% по сравнению с предыдущим годом и составил 47,2 трлн юаней (7,5 трлн долл.) Такую информацию распространило сегодня Национальное бюро статистики КНР.

Шуйхуцюань

ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Бронхиальная астма
Бронхиальная астма – аллергическое заболевание, характеризующееся периодическими приступами удушья экспираторного типа, вызванными бронхоспазмом, гиперсекрецией и отеком слизистой оболочки. В практике врача-иглотерапевта бронхиальная астма занимает одно из первых мест.
Лечение иглоукалыванием целесообразно проводить на ранних стадиях заболевания до развития в легких глубоких необратимых изменений, таких как эмфизема легких и пневмосклероз.
При наличии органических изменений в верхних дыхательных путях (аденоидов, полипов и др.) предварительно следует провести радикальное лечение лор-органов и лишь затем применить иглоукалывание. Когда удается установить аллер-гизирующий фактор (запах краски, цветов, отдельные лекарственные средства микроклиматические особенности обстановки, старые книги), необходимо удалить аллерген. Иногда требуется проведение психокоррекции, так как некоторые древние врачеватели считали бронхиальную астму следствием неутоленной жажды власти.
Лечение иглоукалыванием проводят как во время приступа, так и в межприступном периоде.
Наиболее часто используются точки да-чжуй (Сс), да-чжу (С1), фэй-шу (С1), гао-хуан (С2), сюань-цзи (Грс), ле-цюе (Р1), хэ-гу (Р4), цюй-чи (Р4).
Иглотерапия осуществляется по двум направлениям: общерефлекторное воздействие через нервную систему на общую реактивность организма посредством раздражения точек общеукрепляющего действия: цзу-сань-ли (Н2), сань-инь-цзяо (Н4), хэ-гу, гао-хуан и сегментарно-рефлекторное воздействие на точки, связанные с соответствующими сегментами спинного мозга (С5-Д5) и шейно-грудными симпатическими узлами, да-чжу, фэй-шу, синь-шу (С1), гэ-шу (С1), пи-шу (С1), по-ху (С2), цюй-чи (Р4), ле-цюе (Р1) и др.
Во время приступа одышки, мучительного кашля и вазомоторного ринита дополнительно воздействуют в местные точки: ин-сян (Гн), тянь-ту (Шп), сюань-цзи (Грс), хуа-гай (Грс), да-бао (Гр4) и др. Древнекитайские врачи при удушье использовали точки инь-бао (Н4) и да-ду (Н5), для уменьшения образования мокроты – цзе-си (Н2), пи-шу (С1) и вэй-шу (С1). Для профилактики и купирования рецидивов, обусловленных переменой погоды, предпочитали точку тянь-ляо (Сл).
Примерное сочетание рекомендуемых точек.
1-й день: да-чжуй, хэ-гу (пунктируем по две точки – справа и слева), цзу-сань-ли слева, ин-сян с двух сторон.
2-й день: 2 точки синь-шу, 2 гао-хуан, 2 цюй-чи.
3-й день: 2 да-чжуй, тянь-ту, справа цзу-сань-ли, левая хэ-гу, 2 ин-сян.
4-й день: 2 фэй-шу, сюань-цзи, сань-инь-цзяо, слева ин-сян. 5-й день: 2 хэ-гу, тянь-ту, 2 цзу-сань-ли, справа ин-сян. 6-й день: 2 да-чжу, 2 гао-хуан, 2 ле-цюе, лянь-цюань.
7-й день: используются точки третьего дня.
Лечение следует проводить осторожно, начиная с минимального количества точек воздействия, так как неудачный их подбор может спровоцировать обострение приступа.
Лучший эффект получают при иглоукалывании во время приступа. Особенно эффективно воздействие в точках хэ-гу, да-чжуй с применением первого варианта тормозного метода. Игла оставляется до 30 мин.
Процедура проводится ежедневно в течение 7-10 дней. Всего проводятся 3–4 курса, перерывы между курсами составляют 7 дней.
Рекомендуется проводить профилактические курсы лечения для предупреждения сезонных обострений весной и осенью.

ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции)
Острые респираторные вирусные инфекции – большая группа вирусных воспалительных и воспалительно-аллергических поражений верхних и более глубоких дыхательных путей. Как правило, сопровождаются той или иной степенью общей интоксикации организма.
Точки, применяемые для профилактики и лечения простудных респираторных заболеваний: кун-цзуй (Р1), фэн-чи (Шз), чжун-тин (Грс), фу-мэнь (С1), фэй-шу (С1), ся-бай (Р1), ле-цюе (Р1), тай-юань (Р1), хэ-гу (Р4), жэнь-ин (Шп), сань-инь-цзяо (Н4), инь-лин-цюань (Н3), хуан-шу (Ж1), чжао-хай (Н5).
С профилактической целью в течение 3 дней стимулируют точки фэн-чи, чжун-тин до 3 раз в день или точку цзу-сань– ли (Н2).
При лечении тонизируются точки хэ-гу, чжао-хай; тормозятся гэ-шу (С1), тань-чжун (1рс), ин-сян (Гн) (при насморке, заложенности носа), вай-гуань (Р6), сяо-лэ (Р6), фу-лю (Н5) (при лихорадке, ознобе), фу-мэнь (С1) (для купирования кашля). При сильном кашле стимулируются точки чжун-фу (Гр3) и ле-цюе (Р1).

Бронхит острый
Иглотерапия острого бронхита направлена на достижение общеукрепляющего, противовоспалительного и отхаркивающего эффектов. У взрослых чаще применяется второй вариант тормозного воздействия с оставлением иглы на 15–30 мин, у детей – первый вариант тонизирующего метода.
Основные точки: гао-хуан (С2), да-чжу (С1), тань-чжун (Грс), фэй-шу (С1), хэ-гу (Р4), цзу-сань-ли (Н2), чи-цзе (Р1).
Добавочные точки (в зависимости от характера клинических проявлений): при бронхите, сопровождающемся повышением температуры, кашлем, головными болями используют да-бао (Гр4), фэн-чи (Шз), юй-чжун (Гр1); при бронхите, сопровождающемся раздражением дыхательных путей, применяют лянь-цюань (Шп), сань-инь-цзяо (Н4), тянь-ту (Шп).
Проводятся ежедневные сеансы. Средняя продолжительность курса лечения – 5–7 дней.
Примерное сочетание рекомендуемых точек.
1-й день: 2 шу-фу (Гр1), 2 гао-хуан, справа цзу-сань-ли;
2-й день: 2 да-чжу, лянь-цюань (Шп), справа хэ-гу, слева сань-инь-цзяо;
3-й день: 2 ци-ху (Гр2), 2 цзу-сань-ли и при головной боли фэн-чи или бай-хуэй (Гс);
4-й день: 2 да-чжу, 2 фу-фэнь(С2), 2 хэ-гу, 2 чи-цзе.
При необходимости пунктируются и другие точки.

Бронхит хронический
Лечится по тому же принципу, что и острый бронхит.
Основные точки для иглоукалывания: фэй-шу, тянь-чжу (Шз), тянь-ту (Шп), ци-ху, гао-хуан, шу-фу, чжун-фу (Гр3), чи-цзе, хэ-гу, цзу-сань-ли.
Сеансы иглоукалывания проводятся ежедневно. Используются не более чем 3 точки одновременно. Комбинация точек каждый день меняется. Рекомендуется сочетать две основные точки с одной, двумя дополнительными (общеукрепляющими).

Плеврит
Плеврит – воспалительный процесс в плевральной полости. Различают плевриты сухие и экссудативные, характеризующиеся наличием жидкости в плевральной полости (гидротораксом).
В подавляющем большинстве случаев причиной сухого плеврита является туберкулез. Лишь иногда он имеет иное происхождение (ревматическое и др.). Экссудативный плеврит может развиться в результате туберкулезно-аллергического процесса, пневмонии, ревматизма и ряда других заболеваний. В комплексном лечении плеврита с целью повышения защитных сил организма с общеукрепляющей, противовоспалительной и анальгезирующей целью может быть использовано иглоукалывание.
Основные используемые точки: цзянь-вай (Сл), чжи-ян (Сс), гэ-шу (С1), дань-шу (С1), гао-хуан (С2), ци-ху (Гр2), жу-гэнь (Гр2), шан-вань (Жс), ци-мэнь (Ж3), шао-хай (Р3), цюй-чи (Р4), чжан-мэнь (Ж4), тай-си (Н5).
Для иглотерапии применяется первый вариант тормозного метода с оставлением игл до 30 мин.
Сеансы необходимо проводить ежедневно и, желательно, по утрам.
Один из вариантов лечения предусматривает применение четырех основных точек и двух дополнительных на начальном этапе с последующим подключением еще двух основных точек.
Примеры сочетания рекомендуемых точек.
1-й день: 2 жу-гэнь (Гр2), 2 гэ-шу (С1), слева ян-фу (Н1), справа ле-цюе (Р1).
2-й день: 2 ци-ху (Гр2), 2 дань-шу (С1), слева вай-гуань (Р5), справа сань-инь-цзяо (Н4).
3-й день: 2 чжан-мэнь (Ж4), 2 цзянь-вай-шу (Сл), 2 тай-си (Н5), слева ле-цюе (Р1), справа ян-фу (Н1).
4-й день: 2 ци-ху (Гр2), 2 гао-хуан (С2), слева сан-инь-цзяо (Н4), справа вай-гуань (Р5).
Аналогичным образом сочетание точек применяется и в последующие дни.

Пневмония
Пневмония – воспаление легочной ткани.
Иглотерапия применяется преимущественно при очаговой, т. е. ограниченной, или хронической пневмонии в комплексе с медикаментозным лечением.
Применяется первый вариант тормозного метода.
Основные точки иглоукалывания: тянь-си (Гр3), ши-доу (Гр3), цзянь-вай-шу (Сл), лин-тай (Сс), фэй-шу (С1), фу-фэнь (С2), ле-цюе (Р1), чжи-гоу (Р5).
Для ослабленных больных, детей и стариков рекомендуется воздействие в точках цюй-чи (Р4), вай-гуань (Р6), гао-хуан (С2), да-чжу (С1) вторым вариантом тонизирующего метода.
Для общего укрепления здоровья используются общеукрепляющие точки.
В зависимости от клинических проявлений могут добавляться следующие точки:
1) при сухом кашле: тянь-ту (Шп), сань-инь-цзяо (Н4);
2) при выраженной одышке: шан-вань (Жс), цзу-сань-ли (Н2), ци-хай (Жс);
3) при обильном выделении мокроты: фэн-лун (Н2), чжун-вань (Жс);
4) при высокой температуре: да-чжуй (Сс), цзянь-ши (Р3), фу-лю (Н5), хэ-гу (Р4), сань-инь-цзяо (Н4), синь-цзянь (Н3). Сеансы акупунктуры проводятся ежедневно, желательно в утреннее время.
По мере стихания процесса и купирования острого периода можно переходить к проведению процедур через 1–2 дня.
Продолжительность курса лечения составляет 2–4 недели.

Ритуальные практики человекоубийства в Древнем Китае

при династии Шан-Инь (XVI–XI вв. до н.э.)

С начала организованных археологических раскопок Китая внимание исследователей неизменно привлекают многочисленные свидетельства существования в древности практики человеческих жертвоприношений. Некоторые ученые называют обычай совершать регулярные массовые жертвоприношения людей типологической особенностью культуры Шан (XVI–XI вв. до н.э.).

В специальной литературе, посвященной погребениям бронзового века Китая, исследователи различают человеческие жертвоприношения и сопогребения людей в стандартных могилах [1]. Большинство ученых разделяют мнение, что в обоих случаях людей убивали специально; разница состоит в том, что случае жертвоприношения важен был сам факт убийства, нередко специфическим образом (например, в надписях на гадательных костях фигурируют жертвоприношения путем обезглавливания, удушения, утопления и т.д.), во втором – человек следовал в могилу своего господина, сопровождая его в загробном мире, а убийство было способом отправить его в загробный мир.

На территории округи Иньской столицы, где в XIV–XI вв. до н.э. находилась столица династии Шан (XVI–XI вв. до н.э.) имеется несколько крупных кладбищ, где абсолютное большинство могил являются одиночными [3, стр. 30-31; 6, стр. 43]. К одиночным погребениям также причисляются все те, в которых присутствуют дополнительные костяки, но не в гробу, а на уровне крышки гроба или саркофага, а также в слоях земли над погребальной камерой; подобные останки считают свидетельством насильственного сопогребения. Среди сопогребенных людей можно выделить две группы: в мелких и средних погребениях с небольшим количеством сопроводительного инвентаря обычно сопогребаются дети или подростки [2, стр. 8; 3, стр. 31, 34; 6, стр. 43]; в крупных – взрослые люди, хотя дети и подростки также присутствуют [2, стр. 72; 3, стр. 77–81; 5, стр. 8–9].

Сопогребение большого количества не достигших зрелости детей и подростков может иметь одно из нижеследующих объяснений:

1) это были рабы или зависимые люди, погребаемые со своим господином [1]. В этом случае возникает закономерный вопрос – почему это были не взрослые рабы, поскольку в качестве рабочей силы дети были непригодны. Возможно, что дети и подростки должны были заменять реальных слуг, но это объяснение также выглядит малоубедительно, поскольку во многих крупных могилах сопогребались взрослые люди, зачастую обезглавленные.

2) До какого-то возраста детей хоронили на территории жилищ в поселениях, часто в керамических сосудах [4, стр. 162–168], а с определенного возраста детей и подростков хоронят в могиле родителей. В подобном случае, существовал определенный возрастной рубеж, переходя который ребенок переходил в следующий разряд, и не мог хоронится в поселении; таким образом, в шан-иньском обществе могла существовать система возрастных классов.

3) При смерти родителей их потомство, которое не могло быть обеспечено едой, убивали и хоронили совместно с родителями. В Китае подобной практики не зафиксировано.

Погребения с множественными костяками, а также любые отклонения от норм стандартных захоронений, такие, как погребения в горшках, колесничные ямы, многие исследователи считают жертвенными могилами [1; 4, стр. 163–168]. Вызывает серьезное недоумение тот факт, что в этом случае общее количество «жертвенных ям» на территории Иньской столицы превышает число обычных погребений.

При обращении к данным погребений с множественными костяками нецелесообразно ограничиваться только теорией массовых жертвоприношений. Не следует забывать о войнах, неурожаях, стихийных бедствиях и моровых болезнях, которые нередко упоминаются в эпиграфических надписях Шанского времени. Подобные экстраординарные события приводили к крупным потерям среди населения, что вполне могло приводить к захоронению их в коллективных погребениях.

Было бы нелепо отрицать практику человеческих жертвоприношений при Шан-Инь – она убедительно зафиксирована в эпиграфических надписях (в том числе на человеческих черепах). Тем не менее, попытки охарактеризовать любые погребения, отличающихся от стандартных, как «жертвенные ямы», и их содержимое как рабов и пленников, а всех сопогребенных как ритуально убитых представляются необоснованными, и обедняющими картину жизни того времени. Необходим дифференцированный подход к материалам, детальный анализ и сопоставление всех имеющихся данных для построения выводов.

Литература

  1. Хуан Чжань-юэ. Вого гудай ды жэньсюнь хэ жэньсин (Сопогребенные люди и человеческие жертвы в прошлом нашей страны) // Каогу, 1974, №3.
  2. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо (Институт археологии Академии Общественных Наук КНР). Аньян Иньсюй Гоцзячжуан Шандай муцзан (Кладбище шанского времени близ дер. Гоцзячжуан Иньсюя близ Аньяна). Пекин, 1998.
  3. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо (Институт Археологии Академии Общественных Наук КНР). Аньян Иньсюй Хуаюаньчжуан дунды Шандай муцзан (Кладбище шанского времени к востоку от дер. Хуаюаньчжуан Иньсюя близ Аньяна). Пекин, 2007.
  4. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо (Институт Археологии Академии Общественных Наук КНР). Аньян Сяотунь (Городище в дер. Сяотунь близ Аньяна). Пекин, 2004.
  5. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо (Институт Археологии Академии Общественных Наук КНР). Иньсюй Фу-Хао му (Могила Фу-Хао в Иньсюе). Пекин, 1985.
  6. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо Аньян гунцзо дуй (Аньянский рабочий отряд Института Археологии Академии Общественных Наук КНР). 1969–1977 нянь Иньсюй сицюй муцзан фацзюэ баогао (Отчет о раскопках захоронений в западном секторе Иньсюя в 1969–1977 годах) // Каогу сюэбао, 1979, №1, стр. 27–146.

Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLI научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. — М.: Вост. лит., 2011. – 440 с. – (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3 / редкол. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). – ISBN 978-5-02-036461-5 (в обл.). С. 15-16.

Самобытный стиль ушу Хусин-цюань или «Кулак формы тигра».

«Наноси удар, будто бьешь железом;

выпускай когти, словно тигр бросается на добычу»

Из наставлений школы Хусин-цюань

История зарождения стилей ушу возникших в давние времена, времена, когда еще не было средств массовой информации, не говоря уже об Интернете, передавались потомкам в преданиях и легендах. Нередко при этом возникало несколько вариантов историй рождения того или иного стиля. Не стал исключением и стиль Хусин-цюань – «Кулак формы тигра», о возникновении которого предания также рассказывают по-разному.

Да и названия у этого стиля есть разные — Хучжуан — «Столбы тигра», Хуцзунь — «Поклонение тигру» и Юнфу Хуцзунь — «Поклонение тигру из уезда Юнфу», по названию уезда Юнфу, который считается родиной стиля. Может показаться, что иероглиф цзунь («поклонение», «почитание») означает не стиль ушу, а какой-то религиозный культ или тотемизм. Но мастера Кулака формы тигра вкладывая в название «Хуцзунь» другой смысл, совсем не молятся тигру. Для них тигр – самое почитаемое животное, царь зверей, а техника этого стиля «кулачного искусства» имеет «тигриную форму».

В соответствии с одним вариантом стиль Хусин-цюань был передан жителю деревни Фукоу буддийским монахом, который якобы переселился в Южный Шаолинь из Северного.

Другой вариант предания гласит, что Кулак формы тигра разработал сам Ли Юаньчжу, занимавшийся цюаньфа с детства. Овладев Ню-цюань (Кулаком быка), Ши-цюань (Кулаком льва) и другими стилями он применил полученные знания для разработки первого таолу Хусин-цюань, которое является «Матерью» Хуцзунь-цюань му (Кулака поклонения тигру). Именно благодаря Ли Юаньчжу техника «кулачного искусства» приобрела «тигриную форму», которая в дальнейшем непрерывно совершенствовалась и развивалась несколькими поколениями мастеров, что, несомненно, обогатило Кулак формы тигра досконально разработанной теорией и практикой.

Среди таких мастеров можно назвать двух учеников Ли Юаньчжу — Ли Чжаобэ и Чжэн Дэнгуану. Чжэн усовершенствовал способы хутуй («тигриный удар ногой»), а Ли отточил технику хучжао («тигриные когти»). С тех пор среди жителей Фуцзяни можно услышать поговорку «ноги Дэнгуана, руки Чжаобэя», как своеобразный «знак качества». Благодаря их усилиям, эти ветки стиля стали популярными в провинции Фуцзянь, и перешагнув ее границы, нашли последователей и в соседних провинциях Чжэцзян и Гуандун, благополучно дожив до наших дней.

История стиля Хусин-цюань будет неполной, если не вспомнить такую важную фигуру, как Чжоу Цзыхэ, который как предполагают, был учителем основателя школы каратэ Уэти-рю окинавца Уэти Камбун. Чжоу Цзыхэ по преданиям упражнялся цюаньфа при каждом удобном случае. Изучив многие стили ушу: Юйфа (Стиль рыбы), Ню-цюань (Кулак быка), Цюаньфа (Стиль собаки), Хоуфа (Стиль обезьяны), Хэ-цюань (Кулак журавля) и Цзи-цюань (Кулак петуха), он внес в Кулак формы тигра их технические элементы и методики.

В стиле Хусин-цюань достаточно точно копируются повадки и манера боя царя джунглей, характерными есть резкие скачки вперед и рвущие мощные удары «когтями». В этом стиле насколько важной есть внешняя имитация, что мастера Кулака формы тигра говорят: «Кулачное искусство есть подражанием форме». Ученики Хусин-цюань даже в свободное от занятий время должны ходить как кошка легко и пружинисто, немного согнув спину. Боец по психическому настрою должен стать тигром, воспроизводя движения полосатого хищника, владеть «волей» тигра, воплощающейся в яростных, но расчетливых ударах и бросках.

Особое внимание Кулак формы тигра уделяет нэйгун («внутренней работе»), подразумевающей необходимость овладения способностью выводить ци из дань-тянь (нижнего «киноварного поля») в ударную часть ноги или руки, в другую часть тела, которая принимает удар противника: «возбуждающееся внутри ци проявляется снаружи». Проявившись снаружи, ци позволит выдержать удары противника, а ци внутри защитит внутренние органы. При максимальном усилии, во время выполнения приема фали (дословно — «выброс силы»), «внешнее» и «внутреннее» должны быть согласованы. Только тогда «внутренняя работа» усилит «внешний выброс» (вайфа), ци достигнет шаоцзе (крайних точек конечностей) и «выброс силы» будет подобен баофа (мощному взрыву).

В технике «ведения ци» (юнь ци) различают тунь, что значит «поглощение» или «проглатывание» (то есть, вдох) и ту — «испускание» или «выплевывание» (то есть, выдох). Вдох — через рот, а выдох — через сжатые зубы. При выдохе губы растянуты, зубы сцеплены как «львиный оскал» (шицзуй). Сдавленный выкрик часто сопровождает выдох, так как принято считать, что «запирание» ци (би ци) может увеличить силу удара. В технике «накопления ци» (сюй ци) различается ян («кормление») и чэн («получение»). «Выплевывание» и «проглатывание», «кормление» и «получение» ци и кай («раскрытие») во время выполнения технических приемов должны быть скоординированы с хэ («закрытием»), а фу («всплытие») с чэнь («погружением»).

Доминирующими в технике Хусин-цюань есть резкие мощные удары на короткой дистанции, сопровождающиеся резким выдохом. В зависимости от способа нанесения удара, Кулак формы тигра имеет четыре типа выброса ци. Рождающееся в пояснице «усилие» реализуется бьющей рукой или ногой. Яростная атака должна сопровождаться ударами, обладающими сокрушающей мощью. Сблизившись с противником быстрым прыжком, боец, используя «твердое» усилие наносит короткий удар, т. е. выполняет «длинный прыжок — короткий удар».

Кулак формы тигра предполагает пять разных способов действий руками, соотносящиеся, как и в Кулаке белого журавля, с пятью первоэлементами. Визитной карточкой стиля Хусин-цюань есть ху-чжао, т. е., рвущие удары «тигриными когтями», что требует от бойцов этой школы специального укрепления пальцев. Усиливает удары и блоки импульс, идущий от стоп чэньцзяо (дословно — «сотрясение ног»).

Наставления стиля Хусин-цюань о технике рук говорят: «Если встретил цяо («мост») — разрушь его, нет «моста» — построй. Открывая для себя шэнмэнъ («ворота жизни»), для противника закрывай сымэнь («ворота смерти»)». «Приемы применяй по принципу фу-цзы («отец и сын»), при этом «отец» и «сын» должны быть взаимоувязаны. Встретил кун («пустое пространство») — заполняй его, при этом должны быть взаимоувязаны май («покупка») и май («продажа»)».

При использовании ударов ногами Кулак формы тигра предписывает крайнюю осторожность. Мастера Хусин-цюань наставляют: «Существует множество способов применения ног, но использование их всех требует исключительной осторожности». «Всего на три фэня приподнял ногу, а уже под ней пустота; не поднимай ногу, если только не садишься на коня». Удары ногами наносятся, соответственно, на нижнем уровне. Во избежание повреждений, для обработки ног используют травяные отвары.

Принцип Хусин-цюань гласит: «сначала защита, потом нападение», тактика боя построена на контратаках. В Кулаке формы тигра проповедуется: «Сочетай твердую атаку и твердый вход, с помощью ган (твердости) одолевай твердость», что впрочем, не отрицает применение в этом стиле «мягких» методов.

Шуйхуцюань

Н. Н. Полушкина, Ю. В. Кузнецова, И. Мустафина, С. Глущенко, Г. Ю. Лазарева, В. Иноземцева, Раилко, К. В. Самарцев, С. А. Краснова, Э. А. Муллаярова, Эйвазова, Е. В. Палагин

Справочник восточной медицины

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЕ

КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

Ни одна страна не славится таким количеством оздоровительных систем, как Китай. Многие из них настолько древние, что дошли до нас только благодаря легендам. В древних китайских монастырях создавались и развивались многочисленные учения о Вселенной и о месте в ней Человека.

Одной из таких систем, дошедших до нас из глубины веков, зародившейся в недрах монашеской обители, является система «Чжуд-ши».

Последователи этой древней методики не просто знали, как излечиться от болезни, они знали, как предлагожить человеку жить, не зная даже, что такое болезнь. Важно отметить, что язык тибетских монахов не содержал такого понятия, как «заболевание».

Истоки китайской медицины теряются в глубине веков. Письменные труды, впервые обобщившие опыт предшествующих поколений по применению методов диагностики заболеваний и их и лечения, датируются У-Ш вв. до н. э.

Теория китайской медицины наиболее полно и четко изложена в книгах «Ху-ан Ди Ней Цзен», «Нань Дзен», «Шан Хань Лунь», «Дзен Гуй Яо Люе», «Вэнь Йи Лунь».

Самые древние представления и понятия сохранялись, но в то же время в течение последующих столетий китайская медицина развивалась дальше, воспринимала новые идеи.

Уже во II в. до н. э., наряду с собранием лекарственных растений, древние китайские трактаты по медицине выделяют и другие возможности лечения: гимнастические упражнения, ванны, компрессы, массажи.

В лечебной книге V в. описываются уже 360 веществ как растительного, так и минерального и даже животного происхождения, которые могут использоваться для лечения различных заболеваний.

Медицина Древнего Китая – это прежде всего философия, причем не привычная для европейского человека, а намного более древняя, чем европейская цивилизация, восточная философия с понятиями и метафорами, присущими только восточному складу мышления.

Упражнения или рецепты здоровья Древнего Китая достаточно разнообразны. Но они имеют под собой прочную основу – твердые знания и представления о строении человеческого тела и об основных принципах его функционирования.

Философия даосизма заложила основные принципы медицины Древнего Китая.

Особенностью китайской медицины являлся ее подход к человеческому организму как к части Вселенной и даже модели мироздания, а сложные физиологические процессы, в нем происходящие, толковались как природные явления в окружающем мире.

Организм человека – это неотъемлемая часть Космоса. Все процессы, вся жизнь человека постоянно находятся под влиянием сил окружающей природы.

Древние китайские мудрецы считали, что мир первоначально представлял собой хаос, состоящий из мельчайших частиц, которые они называли ци.

Первоначально эти частицы существовали в виде сплошной бесформенной массы, которая затем подверглась процессу разделения, размежевания.

Чи (или ци), согласно принципам восточной, и в частности китайской, медицины – жизненная энергия, которая присуща каждому живому организму, причем у каждого организма, у каждого человека этот энергетический потенциал различен. Частично он определяется генетической памятью, наследственностью.

Но в тоже время он во многом зависит от образа жизни и мыслей человека, от того, какой путь человек выберет, от умения гармонично сосуществовать, взаимодействовать с окружающим миром, находить свое место, ориентироваться в пространстве и времени.

Природа – неделимая единая система, включающая в то же время полярные, но взаимодополняющие аспекты инь и ян. Они подвержены постоянным превращениям, находясь в постоянном движении.

Если все компоненты природы сбалансированы, то и жизнь течет в гармонии. Если равновесие полярных сил нарушено, то неминуемо наступает катастрофа.

Важно поддерживать этот баланс сил в природе, поэтому в течение многих веков врачи-философы наблюдали и изучали природу, пытались постичь ее тайну и секреты взаимодействия с ней.

Так, согласно канонам традиционной восточной медицины человек может оставаться здоровым.

Человек – маленький космос, и подчиняется он тем же законам, и силы, влиянию которых он подвержен, те же. Поэтому, если человек не владеет искусством поддержания равновесия и цельности, если он не способен адаптироваться к какому-либо измененному условию, то это общее нарушение выливается в заболевание.

В восточной медицине важно познать законы функционирования мира, обрести личную гармонию можно лишь в контексте целого.

Конечно, современная традиционная восточная медицина не соотносится с современными канонами научной и доказательной медицины, что порождает у современного человека недоверие к ней. Она окружена мифами и легендами, полна тайн и загадок, и неудивительно, что многие считают ее эксцентричным шарлатанством.

Но в тоже время необходимо отметить, что китайская медицина представляет собой самостоятельную целостную систему, включающую в себя и теорию возникновения и развития болезней, и методы их диагностики, и конечно же методы лечения.

Мировоззрение, присущее древней китайской медицине значительно отличается от западного вообще и от современного западного в частности.

Медицина Древнего Китая помогает людям уже не одну тысячу лет, она, несомненно, выдержала испытание временем. Наверное, следует относиться к ней прежде всего как к философии, как к особому мировоззрению, охватывающему все аспекты человеческого бытия.

Важен особый подход китайской медицины к человеческому организму как к единому неделимому целому, где каждый отдельный орган – часть системы, и жизнедеятельность отдельной клетки – отражение жизнедеятельности всего организма.

Профилактика заболеваний всегда имела для китайской медицины важнейшее значение. Идея предотвращения болезней была в самых истоках врачебного искусства Древнего Китая. Профилактике заболеваний в китайской медицине отводится решающая роль. Китайские мудрецы уже более двух тысяч лет назад говорили о том, о чем научная медицина начала говорить только в середине XX-го столетия.

Надо отметить, что гигиенические мероприятия и борьба с паразитами были важным аспектом на протяжении всей китайской истории. И помимо известных во всем мире правил ведения здорового образа жизни, древняя китайская медицина предлагает ряд принципов, которые необходимо соблюдать для предотвращения всех болезней.

Лечение в китайской медицине направлено на укрепление организма и профилактику возможных заболеваний.

Для китайского врача важно было заподозрить предрасположенность того или иного человека к какой-либо болезни, выявить заболевание на самых ранних этапах его развития, когда использование самых простых методов лечения (назначение диеты, выработка определенных правил поведения человека, массаж и др.) позволяло человеку оставаться здоровым.

Подход к лечению у древних китайских врачей был похож на современный. Сначала лечение было симптоматическим – приступая к лечению больного, врачи Древнего Китая купировали в первую очередь основные симптомы болезни, те, которые больше всего беспокоили больного, и старались лечить их. После облегчения состояния больного врач старался лечить «корень» заболевания. Именно это было целью лечения. Поэтому порой лечение продолжалось долгое время, несмотря на то, что больной уже чувствовал себя здоровым.

В основе бесконечности Вселенной и ее целостности лежат непрерывная цепь превращений, взаимные переходы одной субстанции в другую. В контексте этого положения всякая живая материя проходит определенные этапы существования: рождение, развитие, расцвет, старение, умирание, превращение.

Классические формы исинских чайников: «Шуй Пин Ху» – «Водяной Уровень» (水平壶)

«Шуй Пин Ху» или «Водяной Уровень» 水平壶 – одна из самых ранних форм исинских чайников, появившаяся еще в династию Мин, но поначалу существовавшая не самостоятельно, а как технический прием, элемент геометрии чайника.

на фото: элемент «Шуй Пин» в чайнике «Лев на Тыкве», начало династии Цин

Особенной популярностью чайники «Шуй Пин» пользовались в провинциях Фуцзянь и Гуандун, где была широко распространена чайная церемония, во время которой чайник помещали в «ча чи», «чайный пруд» 茶池, и обливали кипятком. Это действие поэтично называется «Мэн Чэнь Му Линь» «Мэн Чэнь купается под проливным дождем» 孟臣沐霖 (Хуэй Мэн Чэнь 惠孟臣 – знаменитый мастер династии Мин из Исина, прославившийся своими маленькими чайниками. Впоследствии его имя стало нарицательным для таких чайников).

на фото: «Шуй Пин Ху» мастера Хуэй Мэн Чэня

Чтобы в носик не попала вода из «прудика», его делали длинным и высоким, таким образом, что его кончик, горлышко чайника и верх изгиба ручки находились на одном уровне. При этом носик выглядит как бы «срезанным» этой линией.

на фото: «Шуй Пин Бянь Ху», плоский чайник, в котором выдержана линия «шуй пин»

На ранних этапах становления исинской керамики размер и форма корпуса «Шуй Пин Ху» могли быть самыми разными, но к концу цинской эпохи он приобрел свой классический, узнаваемый стиль. Это миниатюрный, легкий, аккуратный чайник с круглым корпусом, с устойчивым донцем (как правило, это цзя ди, 加底, иногда дин цзу 鼎足), изящной, округлой ручкой и высоким, стройным носиком. Шапочка крышки в форме «небесного свода» увенчана маленькой жемчужинкой.

на фото: «Шуй Пин Ху» работы мастера Шао Цзин Ю (конец Цинской эпохи)

Поскольку чай во время классической чаочжоуской, тайваньской или фуцзяньской церемонии пьют из маленьких чашек на три глотка, поэтому и объем чайника небольшой – в среднем от 80 до 150 мл. Другая особенность – относительно тонкие стенки, так как предполагается, что для поддержания высокой температуры внутри чайника его во время заваривания сверху несколько раз обливают кипятком.

Если «водяной уровень» является элементом другой формы, это отражается в названии – «Бянь Фу Шуй Пин», «Ши Пяо Шуй Пин», «Ли Цзы Шуй Пин», «До Цю Шуй Пин» и т.д.

на фото: «Ши Пяо Шуй Пин Ху», современная работа мастера Ван Цинь Да

«Шуй Пин Ху» из пурпурной глины цзы ша авторской работы, коллекция «Мойчай.ру»: Шуй Пин Ху 100 мл, Шуй Пин Ху 180 мл.

Как работать с точкой здоровья Юн Цюань

Традиционная китайская медицина веками накапливала знания о человеческом теле, этот опыт проверен поколениями. Китайское учение говорит, что по всему телу расположены биологически активные точки, которые отвечают за работу разных систем нашего организма. По этим точкам проходит энергия, это как кровеносная система, только неощутимая.

Сегодня мы поговорим об одной из этих точек, а именно о Юн Цюань — точке здоровья и долголетия. Сегодня «Лабуда блог» посвящает тебя в тайны традиционной китайской медицины.

Активные точки

Китайцы сравнивают ноги человека с корнями дерева. Дерево не может быть здоровым без надежных корней, так и наше тело страдает от болезни или застоя энергии в ногах. Китайские целители говорят, что ступни дышат, тем самым обеспечивая нам здоровье. Имеется ввиду энергетический обмен между телом и землей.

Этот обмен обеспечивает именно точка Юн Цюань, о которой мы и будем говорить. Юн Цюань, или «бурлящий источник, родник», — это точка здоровья, которая расположена в середине стопы. Эта точка — источник энергии ци в нашем организме, это своеобразные врата, через которые уходит отработанная энергия и поступает новая.

Точка Юн Цюань отвечает за работу почек, но это не единственная ее функция. Всё же главное ее предназначение — это высвобождение отработанной энергии. С ее помощью можно устранять закупорки потока энергии в теле, которые приводят к серьезным заболеваниям. Специалисты утверждают, что короткий ежедневный массаж этой точки способен отодвинуть старость и болезни на долгие годы.

Точка Юн Цюань находится между большим и маленьким буграми стопы. Если поджать пальцы, то там образуется небольшое углубление. Благодаря одной хитрости ты можешь проверить, здоровы ли твои почки и правильно ли циркулирует энергия в твоем теле. Итак, найди точку Юн Цюань и помассируй ее пальцами. Нужно надавливать подушечками больших пальцев, прикладывая усилие.

Если после короткого массажа не возникает болезненных ощущений, а лишь появляется ямка на месте Юн Цюань, значит твои почки слабы, а в организме недостаточно энергии. В этом случае, к сожалению, одного массажа будет мало. Лучше всего заняться упражнениями, стимулирующими точку Юн Цюань. Следует начать с упражнения «Золотой петух стоит на одной ноге».

Если же точка болезненная, то нужно продолжать ежедневный массаж. Боль показывает, что точка активна, что она работает. Спросишь, зачем же тогда ее массировать? Дело в том, что организм современного человека отдален от природы и не получает необходимое количество энергии от земли. А еще наш образ жизни неизбежно провоцирует закупорки в потоке энергии.

Поэтому нужно постоянно проводить самомассаж и помогать своим почкам нормально функционировать, а энергии циркулировать по телу. Если по 3–5 минут каждый день массировать Юн Цюань, то спустя некоторое время ты заметишь, что кожа на ступнях стала упругой и гладкой, а ямка уже не образуется. Это признак того, что массаж действует и энергия Ци течет по телу правильно.

Массаж точки Юн Цюань спасает от многих неприятных недугов, симптомов и болезней. Благодаря массажу можно решить следующие проблемы.

Когда пригодится массаж Юн Цюань

  1. Головная боль, головокружение, шум в ушах, затуманенное зрение, ухудшение памяти и слуха.
  2. Тахикардия, аритмия и другие проблемы сердечно-сосудистой системы.
  3. Неотложная помощь при солнечных ударах, судорогах и потере сознания.
  4. Плохая работа почек и пищеварительного тракта.
  5. Скачки артериального давления.

Юн Цюань — очень мощная и эффективная точка, это врата нашего организма. Очень важно, чтобы они функционировали правильно. Тогда и весь организм будет работать как часы, и энергия будет циркулировать должным образом. Это и есть путь к здоровью и долголетию!

Таких точек на нашем теле много. Недавно мы рассказывали тебе о том, как с помощью биологически активных точек на руках избавиться от различных заболеваний. Очень помогает!

Обязательно поделись этой информацией со своими друзьями, чтобы и они узнали о чудотворных свойствах точки Юн Цюань.

Ссылка на основную публикацию