Школы Бу-дзюцу | Karate-krs.ru

Школы Бу-дзюцу

Школы Бу-дзюцу

Воинские искусства — Бу-дзюцу

кл. слова: история, единоборства, бу-дзюцу, кэмбу, рюги-бу-дзюцу, рюха-бу-дзюцу, хэйхо

Секреты воинских искусств (бу-дзюцу, или бу-до), самураи, как и все прочие смертные на Дальнем Востоке, осваивали в рамках традиционных школ (рюха, или просто рю). Система школ, дожившая до наших дней, например, в каратэ, уходит корнями в раннее средневековье и имеет аналогии в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы. Слово рюха состоит из двух иероглифов, где рю означает «течение» в прямом и переносном смысле, а «ха» — «школа», «секта», «группировка». Здесь подразумевается передача традиций бу-дзюцу во времени.

Японское слово «бу-дзюцу» образовано двумя иероглифами: «бу» — «воинский, военный, относящийся к военному делу», и «дзюцу» — «искусство, умение, способ, средство, уловка, магия». Под бу-дзюцу следует понимать всю совокупность военного искусства, в западном понимании этого термина, во всех его проявления — в сфере столкновений государств, армий или индивидуумов.

Далее Вы можете ознакомиться с основными направлениями Бу-дзюцу средневековой Японии.

Мидзоку-бу-дзюцу

Под мидзоку-бу-дзюцу понимаются те формы воинского искусства, которые существовали до появления первых школ боевых искусств, т.е. с древнейших времен до рубежа XIII-XIV веков.

Мидзоку-бу-дзюцу представляли собой начальный этап развития военного искусства. Тактика ведения боевых действий и приемы единоборства еще пребывали в зачаточном состоянии. Они были слабо систематизированы и лишь проходили отбор и шлифовку. Поэтому до конца XIII века окончательно сложился только один вид будзюцу — сумо (борьба без оружия и одежды). Кроме сумо относительно высокого уровня развития достигли стрельба из лука с коня (кися) и борьба в доспехах ( кумиути, ёрои-гуми). Остальные боевые искусства, по сравнению с последующим периодом, были крайне примитивны.

Говоря о воинском искусстве этого периода стоит упомянуть еще кэмбу — ритуальные танцы с мечами. Кэмбу были тесно связаны с культом меча в японской национальной религии синто. Возможно, что помимо чисто ритуальных функций, они служили и для обучения воинов фехтованию на мечах. Во всяком случае позже танцы-кэмбу были канонизированы в ряде самостоятельных школ, а также в некоторых школах фехтования на мечах кэн-дзюцу.

При всей недоразвитости воинских искусств недооценивать значение этого периода в истории японской воинской традиции нельзя.

Во-первых, в это время был заложен теоретический фундамент будущих классических бу-дзюцу. Это было связано, прежде всего, с активным заимствованием достижений военной мысли древнего Китая. Речь идет об импорте выдающихся военных трактатов — «Сунь-цзы», «У-цзы», «Лю тао», «Сыма фа», «Сань люэ», «Вэй ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэньдуй» и других. Начиная с VIII века они служили надежным подспорьем для японских военачальников, и, по сути дела, все последующее развитие будзюцу отталкивалось от идей китайских классиков. Во всех без исключения классических бу-дзюцу мы находим различные интерпретации гениальных мыслей Сунь-цзы об изменениях, о полноте и пустоте, о мощи.

Во-вторых, именно в эти дни сложилось военное сословие самураев, которое в дальнейшем превратилось в основного носителя воинской традиции в стране Восходящего солнца и стало питательной средой для совершенствования бу-дзюцу.

В-третьих, войны с айнами, сражения между самурайскими дружинами, столкновения с монголами послужили естественным отбором, благодаря которому удалось выявить наиболее эффективные методы ведения войны — от стратегии и тактики крупномасштабных сражений до рукопашного поединка.

Рюги-бу-дзюцу

Первая половина XIV века в истории японских бу-дзюцу ознаменовалась возникновением первых школ (рюха, рюги) воинских искусств. Споры о том, какая школа была создана первой, продолжаются по сей день, но большинство японских исследователей отдают предпочтение школе Нэн-рю, созданной дзенским монахом Дзионом и ставшей истоком для целого ряда крупных рюха бу-дзюцу. После Нэн-рю школы будзюцу стали плодиться как грибы, и к концу XIX века их число, по некоторым оценкам, достигло 9000.

Возникновение школ воинских искусств в этот период было вполне закономерным. В это время в Японии окончательно утвердилась власть военного сословия самураев во главе с родом Асикага, представителям которого в войне удалось сорвать последнюю попытку императорского двора восстановить свое былое господство. Установление сёгуната как формы правления самурайского сословия способствовало росту престижа военного дела и переосознанию его как особого военного искусства или даже священнодейства.

Раздробленность страны на многочисленные феодальные княжества, владельцы которых явно и тайно вели непрерывную борьбу друг против друга, также способствовала выделению из общего объёма древнего «национального» военного искусства особых территориально-родовых традиций и превращению их в отдельные самостоятельные школы, обслуживающие те или иные феодальные дома.

Сильная конкуренция во всех областях военного дела в условиях войн, когда военное превосходство было важнейшим фактором выживания, потребовала от японских самураев колоссальных мозговых и физических усилий по совершенствованию собственного мастерства. Приемы боевых искусств всесторонне анализировались, совершенствовались и подвергались испытанию на поле боя. Так осуществлялся отбор наиболее эффективной боевой техники, которую затем канонизировали и передавали последующим поколениям великие мастера, вышедшие живыми из сотен смертельных передряг.

Различные условия, в которых возникали школы боевых искусств — временные, территориальные, подверженность тем или иным внешним влияниям или приверженность прежним местным и родовым традициям, ранг мастера-основателя (конный тяжеловооруженный самурай высокого ранга или легковооруженный пехотинец-асигару) — привели к тому, что сложилось большое количество внешне мало похожих школ будзюцу.

С другой стороны для всех будзюцу, вне зависимости от конкретного предмета, была характерна потрясающая целостность. Методы управления большими воинскими соединениями, фехтование мечом, или любым другим видом оружия, военный шпионаж и разведка — все они были пронизаны одними и теми же идеями, принципами, психологическими установками. Недаром в период средневековья военная стратегия и фехтование мечом обозначались одним термином «хэйхо» — «закон войны».

КЁДЗИЦУ ДЗИССЭН БУДО / БУ-ДЗЮТСУ

Более чем за сорокалетний опыт обучения боевым искусствам мне посчастливилось обучаться у наставников традиционных японских школ бу-дзюцу, таких как Кэнсо-рю дзю-дзюцу (兼相流柔術), Тэндзин синъё:-рю дзю-дзюцу (天神真楊流柔術), Йосинкан-будо (養正館武道), Синдэн-рю (心伝流柔術), Сингэцу мусо янаги-рю (心月無想柳流柔術), Сибукава ити-рю (渋川一流柔術), Мусо тиссин-рю хэйхо (無想智心流兵法). Кроме изучения дзю-дзюцу, на протяжении долгого времени я обучаться искусству японского каратэ направления Сёриндзи-рю (少林寺流), а также постигал искусство иайдо школы Мусо дзикидэн эйсин-рю (無双直伝英信流). Всё что было изучено, осмысленно и проверено на практике явилось основой школы Кёдзицу дзиссэн будо. Это мой путь служения. В Кёдзицу дзиссэн будо особое внимание уделяется подготовке студентов по трём основным направлениям:

ДЖИУ-ДЖИТСУ

С широкой точки зрения, основанной непосредственно на традиции классических школ боевых искусств Японии, дошедших до наших дней, под общим понятием дзю-дзюцу, появившимся в обиходе в конце XIV века, традиционно подразумевают системы, обобщающие и систематизирующие опыт ведения схватки на поле боя, против вооружённого или невооружённого противника, без оружия или с использованием минимального вооружения, включая скрытое оружие какуси-буки. Кроме того, этот термин часто использовался, в контексте тактики и стратегии боя с основными видами оружия, которыми был вооружён японский воин. То, что древнее искусство дзю-дзюцу, практикуется тысячами последователями во всём мире, показывает, что традиции классических школ это нечто больше, чем просто навыки в ката, имитирующие схватку на поле боя, обучение технике поединка и церемониальные практики. Без сомнения древнее дзю-дзюцу является полноценным боевым искусством, которое объединяет в себе навыки ведения боя, как с оружием, так и без него и необходимо по новому взглянуть на достоинства традиционных школ. При обучении Кёдзицу дзиссэн дзю-дзюцу ученики занимаются в доспехах, что позволяет более эффективно и безопасно оттачивать мастерство. Также как и в эпоху средневековых войн, когда обучение Когусоку проводились в доспехах, в наши дни они также помогают развить навыки, необходимые для выживания в бою. Нам следуют изучить весь спектр методов, применявшихся в старом дзю-дзюцу, чтобы понять, что такое готовность духа на поле боя.

КАРАТЭ

Каратэ Сёриндзи-рю похоже на большое ветвистое дерево, корни которого напрямую связаны с тем каратэ, которое существовало сотни лет назад на территории древних окинавских городов Сюри и Томари. Ветви, расходящиеся от общего ствола дерева в разные стороны, представляют собой различные течения в каратэ. Как система каратэ, Сёриндзи-рю представляет собой направление Сукунайхаяси Сёрин-рю каратэ мастера Къяна Тётоку. Ката стиля представляют собой объединение ката Сюри-тэ и Томари-тэ, Это ката Ананку, Найфанти, Пассай, Сэйсан, Кусанку, Тинто, Вансю, Годзюсихо. Это жёсткое силовое каратэ, изучаемое через тяжелую практику базовой техники; через пристальное внимание к деталям исполнения каждого ката, выражаемое в концентрации внимания на каждом отдельном движении, быстром и мощном выполнении приемов и через жесткий, силовой, ориентированный на реальный бой, спарринг, который традиционно проводится в защитном снаряжении богу.

ИАЙДО

Иайдзюцу «искусство обнажения меча с последующим ударом», вид бугэй. Является своеобразным и характерным только для Японии видом боевого искусства. Сущностью иайдзюцу является способность молниеносно выхватывать меч из ножен, находящихся за поясом, для нанесения неожиданного атакующего удара или, в ответ на неожиданное нападение противника, для защиты и проведения контратаки или поражения его упреждающим ударом. Первоначально иайдзюцу изучалось лишь как один из предметов в рамках школ комплексного боевого искусства (сого будзюцу), а в эпоху Эдо (1603-1867) получило развитие как самостоятельное искусство. В старейших школах бугэй XV-XVI вв. техника иайдзюцу представляла приемы неожиданного нападения. Позднее возобладал оборонительный стиль иайдзюцу, восходящий к Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу, основавшему в XVI в. школу Симмэй Мусо-рю, давшую начало многим школам. Особенностью всех школ иайдзюцу был относительно маленький набор приемов, отрабатываемых без партнера сотни раз подряд. Многократные повторения позволяли ученику входить в медитативное состояние, что приближало тренинг иайдзюцу к дзэнской медитации. После реставрации Мэйдзи (1868) иайдо пришло в упадок, но благодаря энтузиастам возродилось в обновленном виде под названием иайдо: — «Путь иай». Сохранились до настоящего времени и некоторые старинные школы иайдзюцу.

Школы Бу-дзюцу

К XVII веку существовало около сотни различных будзюцу. В целом в зависимости от специфики предмета канонизации их можно разделить на 11 групп:

1. Военная стратегия и оперативно-тактическое искусство («гунпо» — «законы войны»):

  • Хэйхо — военная стратегия;
  • Сэндзё-дзюцу — тактика, управление и маневрирование войсками на поле боя;
  • Сорэн — подготовка и тренировка войск (перемещения, построения, разбивка лагеря и т.д.);
  • Гунгаку — военное искусство как наука (теория военного искусства, изучение его принципов и природы).

Сюда же следует отнести и некоторые гораздо менее масштабные, но очень важные дисциплины, канонизированные в некоторых школах будзюцу:

  • Гумбай (букв. «веер полководца») — управление войсками на поле боя при помощи полководческого веера;
  • Гункай, дзинкай, гунра — использование специальных раковин для подачи сигналов на поле боя.

2. Суйгун — ведение войны на море:

  • Сэнгунпо — тактика морского боя;
  • Сосэнпо — подготовка и тренировка экипажей боевых кораблей;
  • Суйгаку — искусство ведения военных действий на воде как наука.

3. Тикудзё-дзюцу — фортификация:

· Построение крепостей, замков, полевых укреплений, выбор подходящих мест для строительства при помощи гадания (фусуй) и т.д.

4. Нин-дзюцу — военный шпионаж и разведка:

· Полный набор методов агентурной (тёхо, кантё) и войсковой (сэкко) разведки, методы организации диверсий, тайных убийств.

В состав нин-дзюцу входит и целый ряд вспомогательных, но в то же время достаточно самостоятельных дисциплин:

· Хэнсо-дзюцу — методы переодевания;

· Онсни-дзюцу — методы маскировки;

· Синоби-ири — проникновение во вражеский лагерь;

· Интон-дзюцу — методы ускользания от погони и т.д.

5. Рукопашный бой без оружия:

Бу-дзюцу, связанные с борьбой без оружия, ввиду большого количества элементов классифицировать особенно трудно.

Борьба без оружия без одежды:

· Сюда входит лишь один элемент — борьба сумо.

Кумиути — борьба без оружия в доспехах; в зависимости от типа используемых доспехов делится на:

· Борьба без оружия в одежде:

· Дзю-дзюцу- собственно японские методы борьбы:

· Хобаку — методы захвата противника живьем в плен;

· Торидэ — букв. «хватающие руки», полицейская подсистема;

· Айки-дзюцу — разновидность дзю-дзюцу, основанная на использовании внутренней энергии ки;

· Тай-дзюцу — Одни исследователи считают, что этим термином назывались методы физической подготовки, другие — что это упрощенное дзю-дзюцу, лишенное ударов по уязвимым точкам и болевых приемов, и практикуемое в народе, третьи полагают, что это особые методы борьбы без оружия, использовавшиеся шпионами и разведчиками ниндзя, четвертые вообще считают, что «тай-дзюцу» — это синоним «дзю-дзюцу».

· Китаизированные и псевдокитайские стили(кэмпо), характерной чертой которых было преобладание ударов руками и ногами над бросками (о каратэ пока речи нет).

· Кикэн-дзюцу — «опасные искусства»; они включают:

o Коппо(букв. «учение о костях») — методы ломания костей;

o Гохо(«сильное учение», или кассацу-дзюцу — «искусство жизни и смерти») — использование малых и потайных видов оружия в сочетании с приемами дзю-дзюцу и кэмпо;

o Косси-дзюцу (гэнкоцу, сито-дзюцу) — методы поражения уязвимых точек нажатиями и ударами;

6. Рукопашный бой с использованием холодного оружия:

· Кэн-дзюцу — фехтование мечом; включая технику боя с коротким мечом-кодати (вакидзаси) и с двумя мечами — длинным и коротким (рёто);

· Иай-дзюцу — мгновение обнажение меча для защиты или контратаки, как правило в положении сидя;

· Батто-дзюцу — мгновенное обнажение меча для защиты или контратаки в нестандартном положении, например при ходьбе;

· Нагината-дзюцу — фехтование алебардой;

· Со-дзюцу — искусство боя копьем;

· Кама-дзюцу — искусство боя серпом:

· Кусари-гама — серпом на цепочке;

· Дзин-гама — большим серпом-косой;

· Нитё-гама — парные серпы;

· Кусари-дзюцу — искусство боя цепью:

· Тама-гусари — цепь с грузиком на одном конце;

· Фундо-гусари- цепь с грузилами на обоих концах;

· Бо-дзюцу — искусство боя шестом;

· Дзё-дзюцу — искусство боя палкой;

· Тэцубо-дзюцу — искусство боя стальной дубиной;

· Дзюттэ-дзюцу — искусство боя металлической дубинкой с боковым отростком;

· Тэссэн-дзюцу — искусство боя боевым веером;

· Содэгарами-дзюцу — искусство боя багром;

· Сасумата-дзюцу — искусство боя двузубыми вилами;

· Танто-дзюцу — приемы боя ножом-танто;

7. Использование метательного оружия:

· Кю-дзюцу — стрельба из лука:

o Кися (или ябусамэ) — стрельба из лука с коня на скаку

o Ханкю — применение малого «половинного лука»;

· Доки — применение катапульт, стреляющих большими стрелами и ядрами, при штурме вражеских укреплений;

· Сюрикэн-дзюцу — приемы метания различных лезвий, ножей, «звездочек», гвоздей, игл и т.д.;

· Утинэ — метание специальных утяжеленных и оперенных стрел;

· Фуки-бари-дзюцу — стрельба ядовитыми иглами из трубки;

· Фукуми-бари-дзюцу — выплёвывание отравленных игл изо рта;

· Тоатэ-дзюцу — поражение противника с дистанции подручными средствами — засыпание глаз песком, специальными смесями, метание камней, ослепление при помощи зеркал и т.д.;

8. Ка-дзюцу — применение огнестрельного оружия и зажигательных средств:

· Хо-дзюцу — применение огнестрельного оружия и артиллерии;

· Дзюн-хо-дзюцу — «неразвитое хо-дзюцу»; методы стрельбы стрелами, пулями и ракетами из труб, начиненных порохом;

· Нороси-дзюцу — применение сигнальных огней;

· Энка — или эммаку; постановка дымовых завес для маскировки действий войск;

9. Вспомогательные искусства:

· Суйэй-дзюцу — юэй-дзюцу; методы боевого плавания в доспехах;

· Суйдзёхоко-дзюцу — организация и подготовка переправ, методы изготовления и использования плавсредств из подручного материала;

· Ба-дзюцу — искусство верховой езды:

· Суйба — переправа через реки верхом на коне;

· Дакю — вид самурайского «спорта» типа современного поло, предназначенный для овладения джигитовкой;

· Каттю-рю — методы быстрого и правильного надевания доспехов;

· Тамэси — или суэмоно; методы тестирования меча разрубанием различных объектов;

· Сокурё-дзюцу — определение расстояний и военная топография;

· Ходзё-дзюцу — приёмы связывания противника;

· Хаягакэ-дзюцу — методы повышения скорости в ходьбе и беге;

· Каруми-дзюцу — искусство облегчения собственного веса для прыжков, лазанья;

10. Синпо — методы морально-психологической подготовки:

  • Тайсоку — «брюшное дыхание»;
  • Найкан — внутреннее созерцание, медитация;
  • Саймин-дзюцу — искусство гипноза;
  • Сюнкан саймин-дзюцу- методы мгновенного гипноза противника;

11. Киай-дзюцу — учение об энергии ки и её использовании в военном деле.

Чтобы обеспечить укомплектованность своей армии специалистами всех родов, даймё стали поддерживать существующие школы соответствующей направленности и поощрять создание новых школ, отвечающих их потребностям. Так в середине XVI века по заказу князей Такэды Сингэна и Уэсуги Кэнсина были канонизированы такие школы нин-дзюцу, как:

Дата добавления: 2015-07-16 ; просмотров: 91 | Нарушение авторских прав

Школы Бу-дзюцу

«Раздвинув глыбы камня тонким стебельком, росток бамбука стрелкою зелёной из — под базальта прорывается к светилу.»

(Японская поэзия «Хайку» 16-17 веков)

Программа «Основы традиционной техники ниндзюцу»
(начальный, средний, продвинутый уровень обучения)

1. «Камаэ-но ката» — формы боевых стоек ниндзя.
2. «Ити-но ката» — базовый комплекс (ката) в ниндзюцу.
3. «Синоби — аруки» — бесшумные перемещения ниндзя.
4. «Кайтен-но ката» — техника падений и перекатов.
5. «Кихон — но ката» — базовые техники ниндзюцу.
6. «Кудзи-госин-хо» — техника «Защита девятью слогами».
7. «Нин-по тай-дзюцу » — техника ведения боя.
8. «Нин-по кумитэ-дзюцу» — техника свободного боя.
9. «Нин-по киай-дзюцу» — управление внутренней энергией .
10. Безоружный бой ниндзя с использованием болевых точек.
11. «Нин-по кю-дзюцу» — стрельба из японского лука.
12. «Нин-по Миккё» — эзотерические познания.
13 . » Готтон — по Мокутон — дзюцу » — техника маскировки .
14. Безоружный бой ниндзя с использованием болевых точек.
15. «Суи-рэн» — методы подводного передвижения.
16. «Сёте-но-дзюцу» — техника карабканья и лазанья.
17. Техника боя против вооружённого противника.
18. Техника боя против нескольких противников.
19. Техника обезоруживания противника, вооружённого ножом.
20. Техника » Отключения » противника («Акупунктура»).

Программа «Работа традиционным оружием ниндзя»
(начальный, средний уровень обучения)

1. «Кен-дзюцу» — техника работы мечом ниндзя.
2. «Бо-дзюцу» — техника боя шестом ниндзя.
3. «Ханбо-дзюцу» — бой палкой средней длины.
4. «Явара-дзюцу» — бой короткой палочкой.
5. «Кусари-дзюцу» — техника боя цепью ниндзя.
6. «Кама-дзюцу» — техника боя серпами ниндзя.
7. «Сюкко-дзюцу» — техника боя «когтями-лезвиями».
8. «Фукийа-дзюцу» — стрельба из духового ружья.
9. «Сюрике -дзюцу» — техника метания «звездочек».
10. «Тэссэн — дзюцу» — техника ведения боя веером.
11. «Тэкаги-дзюцу» — техника боя «когтями» ниндзя.
12. «Бисэнто-дзюцу» — техника боя большой алебардой.
13. «Тоами-дзюцу» — техника боя сеткой ниндзя. .
14. Техника боя с «Кёкетсу-Сёге » и «Кусари-Кама».

Программа «Работа традиционным японским оружием»
(начальный, средний уровень обучения)

1. «Бо-дзюцу» — техника боя шестом.
2. «Дзё-дзюцу» — техника боя средней палкой.
3. «Сай-дзюцу» — техника боя трезубцами.
4. «Кама-дзюцу» — техника боя серпами.
5. «Тамбо-дзюцу» — техника боя короткой палкой.
6. «Нунчаку — дзюцу» — техника боя цепом .
7. «Суручин-дзюцу» — техника боя верёвкой с грузилами .
8. «Тонфа — дзюцу» — техника ведения боя тонфой.
9. «Нагината-дзюцу » — техника боя японской алебардой.
10. «Йари — дзюцу» — техника боя японским копьём.

Читайте также:

  1. А.Пигу как представитель кембриджской школы.
  2. Высшей школы экономики
  3. Директор школы Чащина Н.А.
  4. Для 1—4 классов начальной школы
  5. Для средней школы
  6. Зарождение экономических знаний . Первые и современные экономические школы
  7. ИЗ ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ТЮРЬМУ

В школы Сато-рю ниндзюцу по России и Ближнему Зару-
бежью принимаются на обучение лица от 16 до 27 лет. Лица меньше 16 принимаются только
в детские группы, а старше 27 — во взрослые группы. В программе — базовая техника, техника боя и работа с традиционным оружием.

В начале сентября 2002 года в Москве
открылась первая в Европе Женская школа ниндзюцу
«Куноити». В эту
школу принимаются исключительно представительницы женского пола от 17 до 25 лет. Интенсивные занятия проводятся японками — мастерами из Токио. Проводится аттестация.

В школе изучаются две ступени работы
с оружием — тради-
ционное оружие ниндзюцу — ханбо, кусари, кама, бо, дзюттэ, а также работа мечом.
Дополнительно по желанию изучаются базовые техники боя традиционным японским оружием (нунчаку, тонфа, саи, суручин и т. д.).

Школы Бу-дзюцу

Главная страница / Боевые искусства Востока / Япония / Путь самурая / Подготовка буси / Бу-дзюцу / Школы Бу-дзюцу /

Ссылка на основную публикацию