Ши ли | Karate-krs.ru

Ши ли

熊十力 , Сюн Шэн-хэн, Сюн Цзы-чжэн. Сюн Ши-ли 04.01.1885, Хуанпу пров. Хубэй, — 23.05.1968, Шанхай. Философ, представитель нового конфуцианства, буддолог, обществ. деятель. В 1905 поступил в пехотное училище (пров. Хубэй), примкнул к революц. кругам. Принимал участие в Учанском восстании, Синьхайской революции 1911. В 1918 в Гуанчжоу поддержал деятельность Сунь Ят-сена по «защите конституции», после провала этого движения обратился к изучению буддизма. В 1920 стал учеником известного ученого-буддиста Оуян Цзин-у. В 1922 начал преподавать в Пекинском ун-те учение буд. школы вэйши (см. Вэйши-цзун). На основании идей вэйши и традиц. конф. мысли создал свою филос. систему — «новое учение о только сознании» (синь вэйши-лунь, известно также как «новая йогачара»). В период Войны сопротивления Японии (1937–1945) вел исследовательскую и преподавательскую работу. В 1946 по распоряжению Чан Кай-ши получил за книгу «Ду цзин ши яо» («Основные наставления в чтении канонов») премию в 2 млн. юаней, к-рую пожертвовал на нужды образования. После образования КНР был членом НПКСК 2, 3 и 4-го созывов, в последние годы жизни подвергался политич. нападкам.

Система синь вэйши-лунь ориентирована прежде всего на проблемы онтологии. Помимо доктрин буддизма махаяны она вобрала идеи «Чжоу и» и неоконфуцианства эпохи Сун (X–XIII вв.). Заметно также влияние Бергсона, Канта и Гегеля (хотя Сюн Ши-ли был знаком с зап. философией лишь в переводах). Следуя буд. традиции, он считал внеш. мир — «среду» (цзин [7]) и человеч. «сознание» (ши [4]) неразрывными, как неразрывны «дух» («сердце» — синь [1]) и чувственно воспринимаемые объекты. В основе мира лежит бытие — «изначальная субстанция» («коренная телесность» — бэнь ти), основание всех изменений, происходящих во Вселенной. Она абсолютна, единственна, неделима, пребывает вне пространства и времени. Идущая в бэнь ти трансформация сводится к двум осн. процессам: «закрытию» (тенденция к интеграции) и «раскрытию» (тенденция к творч. индивидуализации). В ходе «закрытия» образуется закосневшее статичное производное — вещество-материя («вещи» — у [3]). Параллельный процесс «раскрытия» образует духовное. Оно присуще всем вещам, разница лишь в степени «раскрытия» бэнь ти, к-рая выше у человека. Эти две тенденции выступают как потенции бэнь ти, реализующие взаимопревращение духа и материи.

Сюн Ши-ли подвергал критике буд. и зап. философию за разделение сущности (бэнь ти) и явления (сянь сян). Считал материю иллюзорной, т.к. мир находится в непрерывном изменении. Движение как целенаправленный процесс также иллюзорно, абсолютно лишь порождаемое бэнь ти «изменение» (бянь [2]), к-рое немыслимо и концептуально невыразимо. В дальнейшем учение Сюн Ши-ли о неразрывности «среды» и «сознания» переросло в учение о «недвойственности основы и функции» (ти юн бу эр). Выступал против спекулятивного «раздвоения» мира за счет абсолютизации сущности («основы» — ти [1]; см. Ти–юн) и отрыва ее от существования («функции» — юн [2]), рассматривал «функцию» как проявление «основы», приписывая ей множественность и оформленность, а «основе» — абсолютность и отсутствие форм, причем проявление «функции» помимо «основы» полагал невозможным.

Задача человека — познать бэнь ти через выявление в себе «изначального сердца» (бэнь синь; см. Синь [1]), к-рое отличается от основывающегося на опыте и ощущениях «приобретенного сердца» (си синь). Бэнь синь в основе интуитивно и иррационально, оно дает человеку сознание единства с мирозданием. Си синь предоставляет возможность эмпирико-науч. освоения конкр. вещей. Обретается «изначальное сердце» посредством самосовершенствования человека, развития сознания, очищения его от ложных взглядов. Подобное толкование бэнь синь восходит к учениям буд. школы чань (см. Чань школа) об «озарении» и неоконф. школы синь-сюэ о «благом знании» (лян чжи; см. Ван Ян-мин). Сюн Ши-ли дал бэнь синь конф. антропологич. трактовку, отождествив его с «гуманностью» (жэнь [2]).

Положение о единстве сущности и явления Сюн Ши-ли распространил на учение о человеке. Осудил традиц. кит. мысль за одностороннее внимание к «внутр. мудрости» (нэй шэн) в ущерб «внеш. царственности» (вай ван), т.е. реальному выявлению внутр. нравственных ценностей, возможному лишь во внеш. действии. «Внеш. царственность» должна реализоваться через заимствование зап. способов организации политич. жизни. Несмотря на либеральные и демократич. идеалы, Сюн Ши-ли с тревогой относился к разрушению традиц. ценностей, сопровождающемуся умиранием «изначального сердца», что чревато утратой духа творч. способностей.

После 1949 Сюн Ши-ли продолжал исследование конф. учений в прежнем русле, интерпретируя их в духе антиавторитаризма, идей равенства, единства и свободы. Т.к. ученики Сюн Ши-ли Тан Цзюнь-и и Моу Цзун-сань стали крупнейшими фигурами новой конф. мысли Тайваня и Сянгана (Гонконга), влияние идей Сюн Ши-ли за пределами КНР намного сильнее, чем внутри страны.

Источники:
Сюн Ши-ли. Вэйши-лунь гайлунь (Очерк учения о «только сознании»). Пекин, 1923; он же. Синь вэйши-лунь (Новое учение о «только сознании»). [Б.м.], 1942 (переизд.: Пекин, 1985); он же. Ду цзин ши яо (Основные наставления в чтении канонов). Чунцин, 1945; он же. Ши-ли юй яо (Основные высказывания Ши-ли). Хубэй, 1949; он же. Ши-ли юй яо чусюй (Первое продолжение к «Основным высказываниям Ши-ли»). Сянган, 1949; он же. Юань жу (Начала конфуцианства). Т. 1–2. Шанхай, 1956; он же. Ти юн лунь (Рассуждения об основе и функции). Шанхай, 1958; он же. Мин синь пянь (Прояснение сердца). Шанхай, 1959.

Литература:
Краснов А.В. Сюн Шили и судьбы конфуцианства в КНР // XXIV НК ОГК. Ч. 2. М., 1993; Го Ци-юн. Сюн Ши-ли цзи ци чжэсюэ (Сюн Ши-ли и его философия). Пекин, 1985; Tu Wei-ming. Hsiung Shih-li’s Quest for Authentic Existence // The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Camb., 1976; Contemporary Chinese Philosophy / Ed. by Chung-ying Cheng and N. Bunnin // Malden. Oxf., 2002.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. — 2006. — 727 с. С. 410-411.

ШИ ЛИ

Когда вы освоите основные из вышеописанных упражнений, когда ваши природные возможности начнут развиваться, через какое-то время вы можете продолжить работу, используя упражнения Ши Ли, получить опыт ощущения различных сил, достичь реальных результатов. Это самая важная и, в то же время, самая сложная часть практики. Ши Ли основа развития силы. Благодаря пробе силы Ши Ли вы можете узнать силу. Благодаря знанию силы вы сможете начать развивать способности, возможности ее использования. Все тело должно быть скоординировано и сбалансировано, вы должны ощущать внутреннюю подвижность, волосы на вашем теле как бы движутся от ветра. От костей до волос, везде есть намерение накапливать силу и быть готовым к выбросу силы. Чем тоньше движение, тем полнее, цельнее дух. Лучше медленно, чем быстро. Лучше спокойно, чем в спешке.

Вы хотите двигаться и, в то же время, вы как будто хотите остановиться. Вы хотите остановиться и, в то же время, вы как будто хотите двигаться. Когда вы движетесь это так, как будто бы вы не можете предотвратить остановку. Когда вы останавливаетесь, это так как будто бы вы не можете предотвратить продолжение движения. Вы наблюдаете за тем, ощущается ли сила во всем теле полной и круглой, готовы ли вы реагировать на любое движение, можете ли вы ощущать единство вашей силы с силой всей вселенной, может ли сила ума проявиться как реальная сила. Для развития чувства единства с силой вселенной вам следует развивать взаимоотношения между вашим телом и окружающей средой. Когда вы сможете почувствовать этот контакт, давление и сопротивление окружающей среды, вы сможете постепенно учиться реагировать в соответствии с этим чувством. Потом вы попробуете почувствовать связь с волнами окружающей среды и противостоять, оказывать сопротивление силе гравитации.

Во время практики вы должны стараться почувствовать как велико сопротивление окружающей среды. Ваша сила должна быть равна давлению окружающей среды. Таким образом, ваша сила не слишком велика и не слишком мала. Для начала вы можете начать с рук, позже постепенно распространяйте практику на все тело. Когда вы на практике изучите этот вид силы, прекрасные природные способности постепенно проснуться и будут развиваться. Если вы будете практиковать долгое время, эффект будет лучше, чем вы ожидаете – вы сможете свободно использовать все виды силы, намерение не будет нарушаться, дух не будет рассеиваться, все будет соединено – когда малейшая часть движется, все тело движется вместе с ней, ничто не должно быть отвергнуто или потеряно. Если нет ощущения комфортной, спокойной силы, если не достигнуто состояние, в котором удивительные открытия появляются, рождаются все время, мы не можем сказать, что секреты боевого искусства постигнуты.

Существуют различные названия для силы, такие как накапливающаяся сила, эластичная сила, поражающая сила, открывающая и закрывающая, также скорость и цельность, центрирование, жесткость и движение по кругу, расширение и охватывание, инерция, треугольник сил, спираль, рычаг, колесо и ось, сила тормозящей машины, наклонных поверхностей. Вы изучаете все эти силы в Ши Ли. Во всех суставах есть ощущение быть согнутыми любой момент, быть готовыми растягиваться и расширяться. Накопление и выброс силы связаны между собой, каждый сустав это тупой угол, здесь даже нет поверхности. Не существует постоянных углов. Их названия такие же, как если бы мы говорили о некоторых машинах. В практике все же есть некоторые различия.

В данном искусстве вы изучаете силу, приобретая опыт использования ума. Если это связано с формой, это должна быть очень легкая связь. Когда вы смотрите вовне многие движения мало заметны, их трудно увидеть, но они спиральные, постоянно происходят изменения движений. Вы должны знать, что если форма ясно видна, то сила рассеивается, когда нет формы, дух аккумулируется, накапливается. Это нельзя понять не испытав на личном опыте. Что же касается спиральной силы, на моем опыте я могу сказать, что эта сила не проявляется без использования силы треугольников (суставы согнуты). Все силы результат совместной работы мускулов, сухожилий и работы ума. Все тесно связано. Если вы разделите это на части, это будет обычный путь фиксации, поверхностные методы. То, о чем я говорю трудно достичь без прямой передачи. Это не может быть полностью объяснено в небольшом тексте.

Подводя итоги, можно сказать, что все силы используются по средствам фокусировки, концентрации ума. Все объединено, все тесно связано, внутреннее и внешнее. Если вы думаете о чем-то как об отделенном от остального, тогда форма разрушит естественное использование тела, это будет механическое боевое искусство, не глубокое осознание боевого искусства. Основываясь на моем сорокалетнем опыте, я могу сказать, что все силы рождаются в пустоте, от расширения единства hunyuan (значит совмещать инь (yin) и ян (yang) т.н. «внутренний метод раздумья», единство всего) в пространстве. Но если говорить о пустоте и единстве, то вам следует начинать постепенно с практического изучения небольших аспектов, только потом вы сможете достичь этого. Я думаю, что противоположности есть в любой науке или искусстве, но, в тоже время, это некоторый вид гармонии. Когда вы видите единство в противоположностях, вы начинаете понимать этот вопрос. Тогда вы можете использовать некоторые аспекты соединения и разделения. В противном случае будет сложно понять принципы.

Что касается методов использования силы, требований единства, это не о том как форма выглядит, простая она или сложная. Не имеет значения начинается ли нападение с одной руки, а движение назад обоими руками или атака начинается двумя руками, а заканчивается одной, движение в сторону, а нападение прямо, соединить использование выпрямления и сгибания, части тела, ось, поверхности, линия, во всех этих принципах разделяется вперед и назад, легкость и тяжесть, расслабление и напряжение. Но форма не должна быть связанной, силе не следует двигаться позади кончиков behind tips, она не должна быть сломана, не должно быть впечатления, что какому-то направлению отдается предпочтение, а другое направление отвергается. Не имеет значение Ши Ли это или Фа Ли, должны присутствовать расслабление и гармония. В Фа Ли должно присутствовать накопление и слушание силы, готовность реагировать в соответствии с изменением чувств, ощущений. Дух должен быть сфокусирован, кости как если бы они имели острые лезвия. Представьте, что вокруг вашего тела, на расстоянии около 3 футов от тела есть сеть, защищающая вас от нападений на большом расстоянии. А ближе расположены ножи и много луков со стрелами, направленных на вас. Но когда начинается нападение, вы, малейшим движением сухожилий, мускулов и волос на вашем теле заставляете лезвия и наконечники стрел лететь в стороны. Во всем теле, внутри и на поверхности присутствует чувство, ощущение, что жемчужины крутятся и лезвия появляются. Неисчислимые силы рождаются в пустоте. Это трудно выразить словами, поэтому я не буду больше говорить об этом. Ученики приходят к пониманию этого через практику.

Когда вы достигните того, о чем говорилось выше, вы не должны думать, что это конец пути. Это только основа, начало возможности изучать боевое искусство. Сложно достичь совместимости изменений между расслаблением и напряжением, сбалансировать изменения между наполненностью и пустотой, без продолжительной боевой практики с продвинутыми практиками и экспертами. Вам нужны высший уровень способностей, особый характер, много работать, тогда постепенно вы достигните развития живой силы, связанной с чувствительностью прикосновения. Тогда вам не нужно будет думать, вам не нужно будет сильно стараться, вам не нужно будет форсировать что-либо силой, это просто произойдет. Тогда вы нанесете поражение вашему противнику до того как осознаете как вы это сделали. Что же касается силы всего и силы малейших частей, вам следует избегать произвольного выброса силы. Но без достижения способности выбрасывать силу произвольно, будет сложно достичь высоких уровней.

Ши ли предназначено для проверки в движении действия этой специфической «силы» или «энергии», которая развивается в основном благодаря упражнениям цзицзи чжуан. В движении мы стараемся сохранить такие же ощущения как и достигнутые в чжан чжуан. Мы ощущаем «силу», в каждое мгновение мы готовы ее использовать. Сторонний наблюдатель, который видит последователя ицюань, выполняющего ши ли, может подумать, что это тайцзицюань (taijiquan). Здесь тоже используются медленные (даже более медленные), плавные и мягкие движения, «как разматывание нити из шелкового кокона». Тело должно двигаться как скоординированное целое. Но в отличии от тайцзицюань, в ицюань не существует составленных, кодифицированных форм. Тренировка заключается в многократном повторении одиночных движений. На более высоком этапе изучения разные движения можна соединять произвольным способом (в своего рода импровизированные формы). Похоже как и в чжан чжуан, здесь ведется поиск силы в расслаблении.

Это означает, по сути, не полное расслабление, а почти расслабление — ощущение очень небольшой силы. Чтобы этого достичь, адепт с одной стороны должен оставаться расслабленным, а с другой представлять себе, что его движения встречают некоторое сопротивление (например, что к нашим пальцам прикреплены пружины, другим концом закрепленные, например, за отдаленное дерево и эти пружины мы вначале растягиваем, а потом сжимаем). Но мы не должны напрягаться, чрезмерно использовать силу. «Используем мысль, а не силу». Чем медленнее мы двигаемся в ши ли, тем лучше, тем более полезными будут для нас эти упражнения. Это можна определить как «поиск покоя в движении». Двигаемся, и в то же время в каждый момент готовы остановиться или изменить направление движения — «двигайся так, как будто хочешь остановиться, но не останавливаешься». На более высоком этапе переходят к ментальному «поиску быстроты в медлительности». Существует множество разных упражнений шили, которые выполняют в позиции пинбу (стопы расставлены на ширину плеч), динбабу (основная «боевая» позиция) и в движении (в соединении с моца бу — шагами). Самым простым является пин туй ши ли, где, если описывать упрощенно, выполняем движение руками вперед и назад, сжимая и растягивая воображаемые пружины натянутые между нашими пальцами и отдаленным деревом. Кроме силы вперед-назад здесь также присутствует силы вниз-вверх и закрытие-открытие (то есть используем представление себе других пружин, или другие визуализации, которые позволяют ощутить сопротивление). Кроме того, все тело двигается, также встречая сопротивление (например, сжимание-растягивание между коленями). В случае позиции динбабу происходит перенос тяжести тела с нагруженной в основном задней ногой до распределения веса 50 на 50. Ощущаем пружинистые сочленения всех частей тела. Конечно, это не полное описание упражнения. Моя цель — только приблизительно показать читателю, в чем эти упражнения в целом заключаются. Начинающие могут начать только с базового движения рук, постепенно добавляя дополнительные составные движения и включая в движение остальные части тела, по принципу «от части к целому».

Плеяда великих медиков

Ли Ши-чжэнь

В большом актовом зале Московского университета им. Ломоносова, среди портретов корифеев науки находится изображение великого китайского врача Ли Ши-чжэня, известного также под именем Пин-Хо. Ли Ши-чжэнь родился в 1518 году в семье врача. Первоначально пытался получить философское образование, но потерпев неудачу, в тридцатилетнем возрасте решил пойти по стопам отца и занялся изучением медицины. Ли в особенности интересовался практической стороной медицины; он внимательно изучил восемьсот книг с описанием действия различных лекарств. Вскоре Ли получил известность и стал пользоваться уважением как прекрасный врач. Слух о нем дошел до Богдыхана, который предложил ему должность руководителя крупной больницы в Пекине. Но Ли Ши-чжэнь долго в больнице не работал. Он решил стать бродячим лекарем и, путешествуя пешком по огромной территории своей отчизны, стал тщательно собирать сведения о народной медицине и средствах лечения. В этой области он достиг великолепных результатов, что навсегда вписало его имя в историю медицины.

Ли Ши-чжэнь написал десять научных трудов, из которых сохранились только три. Крупнейший и достойный внимания труд Ли Ши-чжэня – это книга «Бэнь цао ган му» или «Основные положения фармакологии». Это почти двенадцать тысяч рецептов, собранных на страницах 52 томов.

Книга представляет собой колоссальный вклад в китайскую и мировую науку. Она частично переведена на многие языки, в том числе на английский, французский, немецкий и русский.

В основе китайской медицины всегда лежали целебные травы, поэтому нет ничего удивительного, что автор «Бэнь цао ган му» посвятил лекарствам растительного происхождения 26 томов, в которых описал 1892 вида растений. Целебное действие многих из них, как вытекает из векового опыта, не подлежит сомнению. Такие растения, как: ревень, ландыш, лакричник, валериана, наперстянка, вывар из маковых головок (опий), в европейской медицине применяются до сих пор.

Тринадцать томов книг посвящены лекарствам животного происхождения. Ли Ши-чжэнь дал в них описание около 400 видов животных: насекомых, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц и млекопитающих. Есть у него даже«драконы». По-видимому, драконами Ли Ши-чжэнь называл, окруженных легендами ископаемых животных.

В китайской медицине лекарства животного происхождения распространены значительно больше, чем в европейской. В Европе, например, редко применяют порошок из рогов оленя, который прибавляет человеку сил, оживляет кровь, укрепляет мускулы и кости. В Советском Союзе на этой базе выпущено лекарство под названием «пантокрин».

Семь томов книги «Бэнь цао ган му» посвящены описанию неорганических лекарств. В основном это минеральные соли, применяемые также современными европейскими врачами. Ли Ши-чжэнь приводит и ряд других средств, например, жемчуг в порошке, хорошо якобы действующий при ослаблениях и отравлениях, или золото, которое в Китае, как и в Европе, в средние века считалось непременным составляющим всякого рода «эликсиров жизни».

Ли Ши-чжэнь придавал большое значение целебному действию воды. Он рекомендует, например, минеральные ванны из сернистых, иодистых и углекислых вод, с успехом применяемых врачами и сегодня.

Превосходным лекарством Ли Ши-чжэнь считал росу. По его мнению прием росы внутрь хорошо действует при болезнях легких, в частности, при туберкулезе, а «лунная вода», то есть роса, собранная в лунную ночь с поверхности зеркала, является прекрасным средством от глазных болезней. Ли Ши-чжэнь умер в 1592 году.

Wikipedia open wikipedia design.

Ли Ши
李势
343 — 347
Предшественник Ли Шоу
Рождение IV век
Смерть 361 ( 0361 )
Отец Ли Шоу
Мать Ли [d]
Супруга Ли [d]

Ли Ши (кит. трад. 李勢 , упр. 李势 , пиньинь: Lǐ Shì, ?-361), взрослое имя Цзыжэнь (子仁) — последний император государства Чэн (Хань), существовавшего на территории современной китайской провинции Сычуань.

Биография [ править | править код ]

Ли Ши был сыном генерала Ли Шоу от наложницы Ли. Ли Шоу был двоюродным братом основателя государства Чэн Ли Сюна и являлся генералом, Ли Ши тоже выбрал военную карьеру и стал офицером в войсках охраняющих столицу Чэнду. Когда в 338 году Ли Шоу восстал против императора Ли Ци, то Ли Ши открыл ему столичные ворота. После того, как Ли Шоу провозгласил себя императором (переименовав при этом государство из Чэн в Хань), Ли Ши был объявлен наследником престола.

В 343 году Ли Шоу скончался, и Ли Ши унаследовал трон. В 344 году он даровал вдове отца титул «вдовствующая императрица Янь», а свою жену объявил императрицей Ли. Под давлением чиновников, считавших, что Ли Шоу поступил неправильно, порвав с наследием основателя государства Ли Сюна и его отца Ли Тэ, Ли Ши включил Ли Сюна и Ли Тэ в список тех, кому совершаются приношения в императорском храме, и восстановил преемственность с режимом Ли Сюна, несмотря на смену названия страны.

В 345 году в связи с тем, что у Ли Ши не было сыновей, его младший брат Ли Гуан потребовал, чтобы его объявили наследником престола, но Ли Ши отказался. Его советники Ма Дан и Се Сымин попытались уговорить его изменить решение, приводя в качестве аргумента довод, что у Ли Ши не только сыновей нет — у него и братьев-то мало, и потому ему нужна поддержка Ли Гуана. Ли Ши заподозрил их обоих, служивших ещё его отцу, в заговоре в пользу Ли Гуана, и приказал арестовать их и казнить. Ли Гуана он понизил в титуле до Линьцюн-хоу (臨邛侯), и тот совершил самоубийство. Народ начал роптать по поводу смерти Ма и Се.

Зимой 346 года генерал Ли И и быстро двинулся на столицу, но был убит стрелой во время осады, и восстание угасло. После разгрома Ли И Ли Ши стал ещё более подозрительным и недоверчивым, не доверяя бывшим подчинённым отца. Его внутренняя политика стала вызывать отторжение народа; ситуация обострилась появлением племён лао, с которыми с трудом справлялись местные власти.

Состояние дел в государстве Чэн/Хань привлекло внимание амбициозного цзиньского генерала Хуань Вэня. Зимой 346 года Хуань Вэнь отправил доклад с просьбой о разрешении атаковать Чэн/Хань, а затем, не дожидаясь ответа центрального правительства, выступил в поход. Весной 347 года Ли Ши отправил на его перехват силы под командованием Ли Фу, Ли Цюаня и Цзань Цзяня, но Хуань Вэнь проскользнул мимо них и направился прямо на Чэнду. Ли Ши собрал оставшиеся войска и предпринял контратаку, которая поначалу была успешной. Испуганный Хуань Вэнь приказал отходить, но сигнальщик в панике вместо гонга (сигнализирующего отход) ударил в барабан (сигнализирующий атаковать). Цзиньские войска яростно атаковали и разгромили противника, позволив Хуань Вэню войти в Чэнду. Ли Ши бежал, но вскоре прислал скромную петицию, извещающую о капитуляции. После этого он сдался лично, принеся с собой гроб (что символизировало готовность принять смерть). Хуань освободил его и отправил в столицу империи Цзинь город Цзянькан, где император Му-ди простил его и даровал ему титул Гуйи-хоу (歸義侯).

Ли Ши
李势
343 — 347
Предшественник Ли Шоу
Рождение IV век
Смерть 361 ( 0361 )
Отец Ли Шоу
Мать Ли [d]
Супруга Ли [d]

Ли Ши (кит. трад. 李勢 , упр. 李势 , пиньинь: Lǐ Shì, ?-361), взрослое имя Цзыжэнь (子仁) — последний император государства Чэн (Хань), существовавшего на территории современной китайской провинции Сычуань.

Ли Ши был сыном генерала Ли Шоу от наложницы Ли. Ли Шоу был двоюродным братом основателя государства Чэн Ли Сюна и являлся генералом, Ли Ши тоже выбрал военную карьеру и стал офицером в войсках охраняющих столицу Чэнду. Когда в 338 году Ли Шоу восстал против императора Ли Ци, то Ли Ши открыл ему столичные ворота. После того, как Ли Шоу провозгласил себя императором (переименовав при этом государство из Чэн в Хань), Ли Ши был объявлен наследником престола.

В 343 году Ли Шоу скончался, и Ли Ши унаследовал трон. В 344 году он даровал вдове отца титул «вдовствующая императрица Янь», а свою жену объявил императрицей Ли. Под давлением чиновников, считавших, что Ли Шоу поступил неправильно, порвав с наследием основателя государства Ли Сюна и его отца Ли Тэ, Ли Ши включил Ли Сюна и Ли Тэ в список тех, кому совершаются приношения в императорском храме, и восстановил преемственность с режимом Ли Сюна, несмотря на смену названия страны.

В 345 году в связи с тем, что у Ли Ши не было сыновей, его младший брат Ли Гуан потребовал, чтобы его объявили наследником престола, но Ли Ши отказался. Его советники Ма Дан и Се Сымин попытались уговорить его изменить решение, приводя в качестве аргумента довод, что у Ли Ши не только сыновей нет — у него и братьев-то мало, и потому ему нужна поддержка Ли Гуана. Ли Ши заподозрил их обоих, служивших ещё его отцу, в заговоре в пользу Ли Гуана, и приказал арестовать их и казнить. Ли Гуана он понизил в титуле до Линьцюн-хоу (臨邛侯), и тот совершил самоубийство. Народ начал роптать по поводу смерти Ма и Се.

Зимой 346 года генерал Ли И и быстро двинулся на столицу, но был убит стрелой во время осады, и восстание угасло. После разгрома Ли И Ли Ши стал ещё более подозрительным и недоверчивым, не доверяя бывшим подчинённым отца. Его внутренняя политика стала вызывать отторжение народа; ситуация обострилась появлением племён лао, с которыми с трудом справлялись местные власти.

Состояние дел в государстве Чэн/Хань привлекло внимание амбициозного цзиньского генерала Хуань Вэня. Зимой 346 года Хуань Вэнь отправил доклад с просьбой о разрешении атаковать Чэн/Хань, а затем, не дожидаясь ответа центрального правительства, выступил в поход. Весной 347 года Ли Ши отправил на его перехват силы под командованием Ли Фу, Ли Цюаня и Цзань Цзяня, но Хуань Вэнь проскользнул мимо них и направился прямо на Чэнду. Ли Ши собрал оставшиеся войска и предпринял контратаку, которая поначалу была успешной. Испуганный Хуань Вэнь приказал отходить, но сигнальщик в панике вместо гонга (сигнализирующего отход) ударил в барабан (сигнализирующий атаковать). Цзиньские войска яростно атаковали и разгромили противника, позволив Хуань Вэню войти в Чэнду. Ли Ши бежал, но вскоре прислал скромную петицию, извещающую о капитуляции. После этого он сдался лично, принеся с собой гроб (что символизировало готовность принять смерть). Хуань освободил его и отправил в столицу империи Цзинь город Цзянькан, где император Му-ди простил его и даровал ему титул Гуйи-хоу (歸義侯).

Лиши 6, Гвоздика 6, Лишь 6, Ли-ши-друг-па, Li-shi-drug-pa

Название препарата, синонимы, транслитерация, перевод Править

Лиши 6, Гвоздика 6, Лишь 6

Li-shi-drug-pa, LI-SHI 6 (Lee-she) — CLOVE 6, li shi drug pa, Li.shi.drug.pa

THL TRANSLITERATION: li shi drug pa /

THL TRANSCRIPTION: lishi drukpa

DAN MARTIN DICTIONARY

Prescriptions 106. Lag-len 76.2. TMC 40 (88). BT 54r.7. BP 212.1.

Лиши-6, Лишь – 6, Голтбор-6, лишь дүг-ва, li-shi drug pa, ལི་ཤི་དྲུག་པ། , li-shi – 6, ལི་ཤི་༦ , [li-chi – 6], “Syzigium aromaticum – 6”, [lee-she – 6], ‘Clove – 6’, «Противовоспалительный состав из шести компонентов на основе бутонов цветков гвоздичного дерева Eugenia caryophyllata для лечения заболеваний легких и верхних дыхательных путей». ( текст составил Вадим Асадулин )

Состав Править

(прим. Раздел нуждается в проверке и доработке)

Примечание к Варианту __, см. Дозировка состава.

Ли-ши-друг-па Рецептурник Менцикана. Составитель: А.Кособуров Править

Пропись: ли-ши 50, чу-ганг 200, шинг-мнгар 100, цветы спанг-ргйан 200, ру-рта 100 <или ма-ну 100 (Примечание 1) [3]>, а-ру-ра 300 [4, 6]

Показания: [это лекарство] помогает при закупорке, жаре, сухости и першении в глотке, кашле и т.п., а особенно [хорошо] излечивает болезни легких, а также жар, сухость и охриплость в горле [4]

Примечание 1. Пропорции остальных ингредиентов остаются прежними Рецептурник Менцикана. Избранные рецепты тибетской медицины. Составитель: А.Кособуров

Ли-ши-друг-па Подходы тибетской медицины к лечению онкологических заболеваний. Составитель: А.Кособуров Править

Пропись: порошок из ли-ши 50, чу-ганг 200, шинг-мнгар 100, цветков спанг-ргйан 200, ру-рта 100 <или ма-ну 100 283 >и а-ру-ра 300 [43]

Показания: это лекарство помогает при закупорке, жаре, сухости и першении в глотке, кашле и т.п., но особенно хорошо излечивает болезни легких, а также жар, сухость и охриплость в горле [43]

Подходы тибетской медицины к лечению онкологических заболеваний. Составитель: А.Кособуров. Изд. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2009. 160 с. ISBN: 978-5-7925-0303-8

Лиши 6, Гвоздика — 6, Li-shi drug-pa Краткий рецептурник тибетской медицины. Составитель: С.Сидоров Править

Тибетское название: Li-shi drug-pa

Сила: «Смешать с сахаром. Излечивает болезни легких, сухой жар в горле, охриплость и потерю голоса»

— воспаления и боль в легких, горле, шее, охриплость;

— потеря голоса и охриплость.

Способ употребления: Принимать до 2 раз в день (в полдень и на ночь), запивать кипяченной охлажденной водой или мочой ребенка до 8 лет. Свет

3 гр дважды или трижды в день с горячей водой, лучше вечером. Друге

Источники: IV Тантра; Аг. 74 а.Ор.183,329; Ан.ЗЗ; Друге бО.Свет 237

№ п/п Тибетские названия Латинские названия Дозировка
1 li-shi Eugenia caryophillata 5c/50
2 cu-gang Bambusa textilis 2c 5n / 25
3 shing-mNgar Glycyrrhiza glabra 2n / 25
4 sPang-rGyan dKar-po Gentiana algida 2c /25
5 ru-rTa Sausserea lappa lc /25
6 A-ru Terminalia hebula lc /25

Примечание к столбцу «Дозировка». 1 лян (лан) равен 37,0 граммов. 1 сран (цэн) равен 3,7 грамма. 1 пунь (пун, фун) равен 0,37 грамма. Подробнее см. Дозировка состава

Рассвет бесконечной жизни. Учебник тибетской медицины. Первый (подготовительный) курс. Автор/составитель: С.Сидоров

Li-shi drug-pa -8 Рецептурник из Амдо. Перевод с тибетского Е.Кульгален. Редакция и примечания С.Сидорова Править

Вкус , сила . Не токсичное. сладкий: слегка вяжущий, сильное, довольно прохладное, нетоксичное.

Показания ( phan- nus ) :

Показания: Устраняет жар легких, жар исухость глотки, повреждения я зыка.

Применять с осторожностью.

Источники ( sbyor-khungs ): zin-tig mdzes-rgyan bdud-rtsi’i sman-mdzad .

№ п/п Состав [ + ] Латинские названия Дозировка
1
2
3
4
5
6
7
8

Драгоценное Ожерелье из собранных воедино лекарственных составов, применяемых в повседневной практике (Рецептурник из Амдо.) Перевод с тибетского Е.Кульгален. Редакция и примечания С.Сидорова

LI-SHI 6 (Lee-she) — CLOVE 6 Handbook of Traditional Tibetan Drugs . Составитель: T.J.Tsarong Править

95. LI-SHI 6 (Lee-she) — CLOVE 6.

Composition: Eugenia caryophyllata, Bambusa textilis, Glycyrrhiza glabra, Gentiana algida, Saussurea lappa, Terminalia chebula.

Use and Action: antipyretic and antidote, inflammation and pain the lungs, throat, and neck regions, hoarseness and cough.

Dosage: 3gms twice or thrice daily with hot water.

Handbook of Traditional Tibetan Drugs: Their Nomenclature, Composition, Use, and Dosage by T. J. Tsarong. 1986 Tibetan Medical Publications, Kalimpong, West Bengal, India. 101 Pages. (Цеванг Царонг. Руководство по Тибетской рецептуре: составы, применение.)

Наименование, описание препарата и инструкция с сайтов, посвященных ТТМ, производителей или дистрибьюторов Править

Лиши-6, «Гвоздика-6» [1] Править

Состав: Eugenia caryophyllata, Bambusa textilis, Glycyrrhiza glabra, Gentiana algida, Saussurea lappa, Terminalia chebula.

Сущность: слегка прохладная

Применяется при болях и воспалениях в горле, при охриплости голоса, одышке, повреждениях языка, при жаре, сухости, сухом кашле и першении в горле, при температуре, простуде и для её профилактики.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость.

Оптимальное время по мере необходимости, или в соответствии с назначением.

Лиши 6 / Lishi 6[2] Править

Происхождения сырья: Индия (Дхарамсала)

Воздействие на органы: дыхательная система

Состав: гвоздичное дерево, виноград, солодка, куркума, гранат, корица.

Применяется: при лечении заболеваний верхних дыхательных путей, таких как ангина, гайморит, тонзиллит. Порошок кисло-острого вкуса. Применяют в виде порошка 1-2 раза в день по назначению врача при сухости и першении в горле, глотке, при кашле. Эффективно излечивает застарелые болезни легких, помогает при осиплости и охриплости в горле (ларингит).

Препарат необходимо принимать по 3 пилюли утром или вечером после еды через 30 мин, запивать теплой кипяченой водой.

Лиши 6 [3] Править

Li.shi.drug.pa (LI.SHI 6 (Lee-she) — CLOVE 6, Clove Six, Лиши 6)

Состав: li.shi (Syzigium aromaticum, Eugenia caryophyllata, clove, гвоздичное дерево), cu.gang (Bambusa Textilis, бамбу к ткачей — мякоть), shing.mngar (shing.ngar, Gluyrrhiza glabra, Licorice, солодка — корень), spang.rgyan.dkar.po (Gentiana algida, горечавка холодная), ru.rta (Saussurea Costus, Saussurea lappa, соссюрея лопуховидная, костус прекрасный — корневище), a.ru,ra (Terminalia chebula Retz, миробалан желтый — плод), ka.ra (сахар белый),

Показания, доза, способ:

Использование и действие: жаропонижающее и противоядие, воспаление и боль в областях легких, горла и шеи; хрипота и кашель. Дозировка: 3 г дважды или трижды ежедневно с горячей водой.

Обладает жаропонижающим и антитоксическим действием. Применяется для лечения кашля и заболеваний лёгких. Устраняет воспалительные процессы и боли в области грудной клетки, шеи и горла. Устраняет осиплость и потерю голоса, сухость в горле от Жара, стеноз гортани. Употребляется по 3,0 два-три раза в день, запить тёплой кипячёной водой.

Показания: [это лекарство] помогает при закупорке, жаре, сухости и першении в глотке, кашле и т.п., а особенно [хорошо] излечивает болезни легких, а также жар, сухость и охриплость в горле.

Ли Ши-чжэнь (1518-1592)


Ли Ши-чжэнь (1518-1592)

В большом актовом зале Московского университета им. Ломоносова, среди портретов корифеев науки находится изображение великого китайского врача Ли Ши-чжэня, известного также под именем Пин-Хо. Ли Ши-чжэнь родился в 1518 году в семье врача. Первоначально пытался получить философское образование, но потерпев неудачу, в тридцатилетнем возрасте решил пойти по стопам отца и занялся изучением медицины. Ли в особенности интересовался практической стороной медицины; он внимательно изучил восемьсот книг с описанием действия различных лекарств. Вскоре Ли получил известность и стал пользоваться уважением как прекрасный врач. Слух о нем дошел до богдыхана, который предложил ему должность руководителя крупной больницы в Пекине. Но Ли Ши-чжэнь долго в больнице не работал. Он решил стать бродячим лекарем и, путешествуя пешком по огромной территории своей отчизны, стал тщательно собирать сведения о народной медицине и средствах лечения. В этой области он достиг великолепных результатов, что навсегда вписало его имя в историю медицины.

Ли Ши-чжэнь написал десять научных трудов, из которых сохранились только три. Крупнейший и достойный внимания труд Ли Ши-чжэня — это книга «Бэнь цао ган му» или «Основные положения фармакологии». Это почти двенадцать тысяч рецептов, собранных на страницах 52 томов. Книга представляет собой колоссальный вклад в китайскую и мировую науку. Она частично переведена на многие языки, в том числе на английский, французский, немецкий и русский.

В основе китайской медицины всегда лежали целебные травы, поэтому нет ничего удивительного, что автор «Бэнь цао ган му» посвятил лекарствам растительного происхождения 26 томов, в которых описал 1892 вида растений. Целебное действие многих из них, как вытекает из векового опыта, не подлежит сомнению. Такие растения, как: ревень, ландыш, лакричник, валериана, наперстянка, вывар из маковых головок (опий), в европейской медицине применяются до сих пор.

Тринадцать томов книг посвящены лекарствам животного происхождения. Ли Ши-чжэнь дал в них описание около 400 видов животных: насекомых, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц и млекопитающих. Есть у него даже «драконы». По-видимому, драконами Ли Ши-чжэнь называл, окруженных легендами ископаемых животных. В китайской медицине лекарства животного происхождения распространены значительно больше, чем в европейской. В Европе, например, редко применяют порошок из рогов оленя, который прибавляет человеку сил, оживляет кровь, укрепляет мускулы и кости. В Советском Союзе на этой базе выпущено лекарство под названием «пантокрин».

Семь томов книги «Бэнь цао ган му» посвящены описанию неорганических лекарств. В основном это минеральные соли, применяемые также современными европейскими врачами. Ли Ши-чжэнь приводит и ряд других средств, например, жемчуг в порошке, хорошо якобы действующий при ослаблениях и отравлениях, или золото, которое в Китае, как и в Европе, в средние века считалось непременным составляющим всякого рода «эликсиров жизни».

Ли Ши-чжэнь придавал большое значение целебному действию воды. Он рекомендует, например, минеральные ванны из сернистых, йодистых и углекислых вод, с успехом применяемых врачами и сегодня.

Превосходным лекарством Ли Ши-чжэнь считал росу. По его мнению прием росы внутрь хорошо действует при болезнях легких, в частности, при туберкулезе, а «лунная вода», то есть роса, собранная в лунную ночь с поверхности зеркала, является прекрасным средством от глазных болезней. Ли Ши-чжэнь умер в 1592 году.

Ли Ши
李势
343 — 347
Предшественник Ли Шоу
Рождение IV век
Смерть 361 ( 0361 )
Отец Ли Шоу
Мать Ли [d]
Супруга Ли [d]

Ли Ши (кит. трад. 李勢 , упр. 李势 , пиньинь: Lǐ Shì, ?-361), взрослое имя Цзыжэнь (子仁) — последний император государства Чэн (Хань), существовавшего на территории современной китайской провинции Сычуань.

Ли Ши был сыном генерала Ли Шоу от наложницы Ли. Ли Шоу был двоюродным братом основателя государства Чэн Ли Сюна и являлся генералом, Ли Ши тоже выбрал военную карьеру и стал офицером в войсках охраняющих столицу Чэнду. Когда в 338 году Ли Шоу восстал против императора Ли Ци, то Ли Ши открыл ему столичные ворота. После того, как Ли Шоу провозгласил себя императором (переименовав при этом государство из Чэн в Хань), Ли Ши был объявлен наследником престола.

В 343 году Ли Шоу скончался, и Ли Ши унаследовал трон. В 344 году он даровал вдове отца титул «вдовствующая императрица Янь», а свою жену объявил императрицей Ли. Под давлением чиновников, считавших, что Ли Шоу поступил неправильно, порвав с наследием основателя государства Ли Сюна и его отца Ли Тэ, Ли Ши включил Ли Сюна и Ли Тэ в список тех, кому совершаются приношения в императорском храме, и восстановил преемственность с режимом Ли Сюна, несмотря на смену названия страны.

В 345 году в связи с тем, что у Ли Ши не было сыновей, его младший брат Ли Гуан потребовал, чтобы его объявили наследником престола, но Ли Ши отказался. Его советники Ма Дан и Се Сымин попытались уговорить его изменить решение, приводя в качестве аргумента довод, что у Ли Ши не только сыновей нет — у него и братьев-то мало, и потому ему нужна поддержка Ли Гуана. Ли Ши заподозрил их обоих, служивших ещё его отцу, в заговоре в пользу Ли Гуана, и приказал арестовать их и казнить. Ли Гуана он понизил в титуле до Линьцюн-хоу (臨邛侯), и тот совершил самоубийство. Народ начал роптать по поводу смерти Ма и Се.

Зимой 346 года генерал Ли И и быстро двинулся на столицу, но был убит стрелой во время осады, и восстание угасло. После разгрома Ли И Ли Ши стал ещё более подозрительным и недоверчивым, не доверяя бывшим подчинённым отца. Его внутренняя политика стала вызывать отторжение народа; ситуация обострилась появлением племён лао, с которыми с трудом справлялись местные власти.

Состояние дел в государстве Чэн/Хань привлекло внимание амбициозного цзиньского генерала Хуань Вэня. Зимой 346 года Хуань Вэнь отправил доклад с просьбой о разрешении атаковать Чэн/Хань, а затем, не дожидаясь ответа центрального правительства, выступил в поход. Весной 347 года Ли Ши отправил на его перехват силы под командованием Ли Фу, Ли Цюаня и Цзань Цзяня, но Хуань Вэнь проскользнул мимо них и направился прямо на Чэнду. Ли Ши собрал оставшиеся войска и предпринял контратаку, которая поначалу была успешной. Испуганный Хуань Вэнь приказал отходить, но сигнальщик в панике вместо гонга (сигнализирующего отход) ударил в барабан (сигнализирующий атаковать). Цзиньские войска яростно атаковали и разгромили противника, позволив Хуань Вэню войти в Чэнду. Ли Ши бежал, но вскоре прислал скромную петицию, извещающую о капитуляции. После этого он сдался лично, принеся с собой гроб (что символизировало готовность принять смерть). Хуань освободил его и отправил в столицу империи Цзинь город Цзянькан, где император Му-ди простил его и даровал ему титул Гуйи-хоу (歸義侯).

Ли Ши
李势
343 — 347
Предшественник Ли Шоу
Рождение IV век
Смерть 361 ( 0361 )
Отец Ли Шоу
Мать Ли [d]
Супруга Ли [d]

Ли Ши (кит. трад. 李勢 , упр. 李势 , пиньинь: Lǐ Shì, ?-361), взрослое имя Цзыжэнь (子仁) — последний император государства Чэн (Хань), существовавшего на территории современной китайской провинции Сычуань.

Ли Ши был сыном генерала Ли Шоу от наложницы Ли. Ли Шоу был двоюродным братом основателя государства Чэн Ли Сюна и являлся генералом, Ли Ши тоже выбрал военную карьеру и стал офицером в войсках охраняющих столицу Чэнду. Когда в 338 году Ли Шоу восстал против императора Ли Ци, то Ли Ши открыл ему столичные ворота. После того, как Ли Шоу провозгласил себя императором (переименовав при этом государство из Чэн в Хань), Ли Ши был объявлен наследником престола.

В 343 году Ли Шоу скончался, и Ли Ши унаследовал трон. В 344 году он даровал вдове отца титул «вдовствующая императрица Янь», а свою жену объявил императрицей Ли. Под давлением чиновников, считавших, что Ли Шоу поступил неправильно, порвав с наследием основателя государства Ли Сюна и его отца Ли Тэ, Ли Ши включил Ли Сюна и Ли Тэ в список тех, кому совершаются приношения в императорском храме, и восстановил преемственность с режимом Ли Сюна, несмотря на смену названия страны.

В 345 году в связи с тем, что у Ли Ши не было сыновей, его младший брат Ли Гуан потребовал, чтобы его объявили наследником престола, но Ли Ши отказался. Его советники Ма Дан и Се Сымин попытались уговорить его изменить решение, приводя в качестве аргумента довод, что у Ли Ши не только сыновей нет — у него и братьев-то мало, и потому ему нужна поддержка Ли Гуана. Ли Ши заподозрил их обоих, служивших ещё его отцу, в заговоре в пользу Ли Гуана, и приказал арестовать их и казнить. Ли Гуана он понизил в титуле до Линьцюн-хоу (臨邛侯), и тот совершил самоубийство. Народ начал роптать по поводу смерти Ма и Се.

Зимой 346 года генерал Ли И и быстро двинулся на столицу, но был убит стрелой во время осады, и восстание угасло. После разгрома Ли И Ли Ши стал ещё более подозрительным и недоверчивым, не доверяя бывшим подчинённым отца. Его внутренняя политика стала вызывать отторжение народа; ситуация обострилась появлением племён лао, с которыми с трудом справлялись местные власти.

Состояние дел в государстве Чэн/Хань привлекло внимание амбициозного цзиньского генерала Хуань Вэня. Зимой 346 года Хуань Вэнь отправил доклад с просьбой о разрешении атаковать Чэн/Хань, а затем, не дожидаясь ответа центрального правительства, выступил в поход. Весной 347 года Ли Ши отправил на его перехват силы под командованием Ли Фу, Ли Цюаня и Цзань Цзяня, но Хуань Вэнь проскользнул мимо них и направился прямо на Чэнду. Ли Ши собрал оставшиеся войска и предпринял контратаку, которая поначалу была успешной. Испуганный Хуань Вэнь приказал отходить, но сигнальщик в панике вместо гонга (сигнализирующего отход) ударил в барабан (сигнализирующий атаковать). Цзиньские войска яростно атаковали и разгромили противника, позволив Хуань Вэню войти в Чэнду. Ли Ши бежал, но вскоре прислал скромную петицию, извещающую о капитуляции. После этого он сдался лично, принеся с собой гроб (что символизировало готовность принять смерть). Хуань освободил его и отправил в столицу империи Цзинь город Цзянькан, где император Му-ди простил его и даровал ему титул Гуйи-хоу (歸義侯).

Ссылка на основную публикацию